Мордовский орнамент. Вышивка рубах и распашной одежды

Художественное шитье на плечевой одежде мордвы производилось вокруг шейного выреза, по плечам, рукавам, подолу и продольным швам полотнищ. Количество, колорит и состав орнаментальных мотивов зависели от назначения одежды. Наиболее богатой смотрится праздничная обрядовая одежда.

Вышивка нательных рубах и верхней распашной одежды.

Стержневую декоративную нагрузку выполняли декоры наплечные и по подолу. Наплечная с каждой стороны начиналась у шейного выреза и заканчивалась на границе плеча и рукава розетками. На праздничных рубахах наплечные вышивки переходили в нарукавные, достигавшие обшлагов. От плечевых по спине и груди вдоль швов центрального полотнища спускались вниз симметричные неширокие кромки. На подоле они заканчивались полурозетками, имеющими сзади форму ступенчатых пирамид, а спереди - веерообразную. Полурозетки сзади смещены к центру полотнища, а передние полурозетки сшивными швами делились на две симметричные фигуры. По обшлагам рукавов и краю подола располагались бордюры. Однако спереди в нижней части центрального полотнища орнамент резко менялся, образуя композиционный центр.

Рис. 6. Композиция вышивок на подоле (1 - спереди, 3 - сзади) и на плечах (2) рубахи мордвы-мокши.

Рис. 7. Орнаментация на плечах женских рубах зубова-полянской мордвы-мокши.

Рис. 8. Композиции орнаментов на подолах рубах мордвы-мокши.

Рис. 9. Вышивки по подалам спереди и сзади соответственно.

В верхней секции вышитых продольных полос располагались полурозетки или розетки. Когда продольные полосы спереди отсутствовали, исчезали и полурозетки. Подобная компоновка узоров присуще для мордвы-мокши. В Старошайговском и прилегающих районах продольные узорные полосы спереди отсутствовали, значительно уменьшилась вышивка спереди на подоле по окружности имитации разреза, зато на спине вертикальные полосы вышивок соединялись горизонтальной, образующей основание треугольника, обращенного вершиной вниз.

На рубахах мордвы-мокши Зубово-Полянекого района и Пензенской области имитация разреза и продольные узорные полосы сзади отсутствуют. Зато в точках соединения рукавов с полотнищем имеются прямоугольной формы вышивки наляз, отсутствующие у других групп мордвы. Вдобавок, наплечные композиционные сюжеты, переходящие на праздничных рубахах в нарукавные, у зубово-полянской мордвы-мокши опускаются на спину и соединяются сзади шейного выреза.

Отсутствие продольных полос, розеток на подоле характерно для рубах мордвы-эрзи сел Дракино и Кажлодка Торбеевского района: по бокам вышивались треугольные и прямоугольные розетки. На архаичных экземплярах рубах мордвы-мокши также встречаются вышитые розетки на подолах по бокам.

Рис. 10. Композиции вышивок на рубахах (вверху слева), наплечниках (вверху справа) и на подоле (внизу) обрядовой одежды мордвы-эрзи.

На эрзянских рубахах орнаментация располагалась широкой полосой с обеих сторон центрального шва и объединяла в единое целое сюжеты по подолу, развитую нагрудную и наплечную. Вышивка на обрядовых уборах занимала большую площадь, порою закрывала холст целиком. Но расположение вышивок на обрядовой и будничной одежде одинаково. Основу наплечного узора составлял ромб, обращенный одной вершиной к декольте. От противоположной вершины шла наплечная композиция, переходящая в нарукавную. Последняя заканчивалась шитьем по обшлагу, широком на обрядовом облачении. Нагрудная сюжетная линия, иногда занимавшая на покаях всю верхнюю часть рубахи, опускалась до конца шейного выреза и состояла из продольных примыкающих друг к другу полос. Композиция орнамента отличается от мокшанского: отсутствуют передние парные полурозетки; центральная имитация разреза, сильно вытянута по вертикали и примыкает к нагрудной. Позади имеются крупные полурозетки, соединяющиеся с наплечной продольными полосами. На будничном одеянии 19 - начала 20 вв. орнаментация по подолу превратилась в узкую полосу бордюра, полурозетки исчезли.

У мордвы-терюхан отмечается наличие узких полос вышивок вокруг шейного выреза, узоров вокруг имитирования переднего разреза. Сопоставление орнамента на рубахах мордвы-мокши Зубово-Полянского района и мордвы-терюхан, локализует общие черты: наблюдается сходство в покрое рубах, едва выражены декорации по швам полотна, отсутствует или слабо выражена имитация разреза на подоле, имеются усовершенствованные наплечные вышивки.

Расположение на рубахах вышивок в виде полос, идущих вдоль швов на спине и груди, или окаймляющих подол, концы рукавов, предопределило и композицию узора. В подавляющем большинстве случаев эти декоры представлены бордюрами.

Рис. 11. Народный орнамент вышивок по подолу и обшлагам рукавов женских рубах.

Особенность орнамента мордвы - однотипность состава декоративного рисунка по подолу, исключая моделирование разреза спереди. Основной элемент - ромб, ромб с диагоналями, ромб с продленными, продленными и загнутыми сторонами. Вариативность орнаментальных мотивов достигается за счет различных расстояний между ромбами, усложнения соединяющих их перемычек. Неизменным элементом является фигура из двух слитных ромбов или отдельных частей ромбов. В ромбовидных бордюрах активное участие в образовании новых элементов принимает фон. Исходный элемент - ромб с продленными сторонами и ромб с тремя ответвлениями на ребрах. Более проработанный орнамент характерен для мордвы-мокши Зубово-Полянекого района и мордвы-эрзи из сел Дракино и Кажлодка Торбеевского района. Окаймляющие бордюры выполнялась темного цвета шерстью с редкими вкраплениями вышивок зеленого, желтого и красного цветов.

Рис. 12. Народный орнамент вышивок на рукавах верхней женской одежды мордвы-терюхан.

Рис. 13. Народный орнамент вышивок на спине женских рубах зубова-полянской мордвы-терюхан.

Орнаментальные мотивы указанных бордюров свойственны еще нескольким группам украшений: рукава и наплечники мордвы-терюхан, наспинные и наплечные мордвы-мокши Зубово-Полянского района и боковые розетки на подоле мордвы-эрзи из сел Дракино и Кажлодка и прилегающих мокша-мордовских сел.

Нарукавные украшения представляют собой заполненный горизонтальными рядами бордюров прямоугольный кусок холста, охватывающий рукав шушпана. Наплечники оформлялась шестиугольной розеткой. Наспинные вышивки наля имеют прямоугольную форму, нарушенную контурами ромбов. Вышивки лафтушкат по композиции встречаются двух видов: первый имеет вид розетки трапециевидной формы, большее основание обращено в сторону шеи; второй - узкая полоска на плече заканчивается 3-5 розетками-ромбами. Розеткам на подолах рубах из села Дракина характерна треугольная или прямоугольная с треугольным наверху завершением форма. Все перечисленные образцы (исключая лафтушкат второго типа и терюханских рукавов) имеют одну особенность: полностью вышит фон, а контуры различных вариантов ромбов или производных от них фигур вышиты черной или темно-синей шерстью. Розетки налхз дракинской мордвы композиционно, по колориту и составу орнаментальных мотивов являются приближенной копией наспинных вышивок наляг зубовополянекой мордвы-мокши.

Вышивание на рукавах шушпана мордвы-терюхан состоит из нескольких горизонтальных зон. По краю обшлага размещается вышивка кояксы, орнамент которой разительно отличается от остальных рядов вожапри и характеризуется асимметричностью построения, представляет собой бордюр из треугольников, заполненных различными вариантами фрагментов ромбов. Орнамент других горизонтальных зон повторялся. Обычно орнамент первой зоны совпадал с орнаментом третьей, второй - с орнаментом четвертой.

Подмечая особенности разнобразия декорирования, следует указать, что орнамент ее строго прямолинейный, геометрический. Скругление углов, типичное для орнамента мордвы-мокши, здесь отсутствует. Исключение составляет Т-образная фигура в шитье наляг и налхз. Негатив узора (фон) в равной степени, что и позитив, выступает в качестве формообразующего элемента, зависящего от равенства контуров узоров и оставленного между ними фона. Октагон и бордюры, характерные для других видов вышивок, здесь отсутствует.

Центральная декорация на подоле, розетки по подолу, наплечники и нарукавники мокшанских панаров по представленности орнаментальных мотивов, композиции, и технике выполнения представляют собой другую группу украшений. Если в орнаменталистике первой группы основную нагрузку несли контуры узора, то в отделке по плечам, рукавам, подоле, груди и спине этого уже не наблюдается. Правда, сохраняются четкие контуры орнаментальных мотивов, но они обязательно заполняются сплошной вышивкой. Нарушается равенство фона и узора (негатива и позитива), налицо стремление полностью заполнить фон различными декоративными элементами. Для этой группы орнаментальных мотивов характерно скругление прямоугольных контуров, довольно широкое использование кругов и овалов. По композиции сюжеты делятся на три группы. К первой относятся наплечные и нарукавные (по рукавам и обшлагам) и представлены они бордюрами, заключенными в пространство между двумя параллельными полосами. Мотивы орнамента разнообразны: зигзаг, ромб, круг, восьмиконечная звезда и ее элементы, рогообразные фигуры, прямые и косые кресты, Т-образные фигуры. Встречаются и более сложные мотивы, состоящие из развитых розеток и построенных на основе круга, ромба и крестов. Среди них - вписанная в круг восьмиконечная звезда, круг с рогообразными аппендиксами, кресты с раздвоенными и рогообразнозагнутыми концами, прямые кресты с тюльпанообразными фигурами на концах, косые кресты с Т-образными фигурами на концах и т. п.

Рис. 14. Окаймляющие бордюры в лобной части и народный орнамент лопастей бабань панга.


Рогообразные элементы орнаменталистики этой группы располагаются в два-три яруса и объединяются вертикальным элементом. Получается древовидная фигура, широко распространенная в сюжетах других частей одежды. Специфичным мотивом является и восьмилепестковая розетка, часто заключенная в круг или четырехугольник, реже - в ромб.

На некоторых праздничных панарах мотивы наплечных и нарукавных вышивок одинаковы, на других - различны. На нарукавных неоднократно обнаруживается сплошное заполнение холста, без выделения черным контуром. Сплошная вышивка представляет собой мозаичную полосу, состоящую из небольших ромбов. Вышиты эти ромбы завертывающимся по спирали стежком. Естественно, что базисный орнаментальный мотив этих нарукавных украшений - ромб, образующий 1-3 бордюра. Общий вид этих нарукавных украшений явственно отличается от других вышивок на мокшанских панарах.

Розетки на подоле по композиции подразделяются на два типа. Задние имеют форму ступенчатых пирамид. Практически основу всех розеток подобного рода составляет фигура ромба в разных его вариантах или восьмиугольник, нередко вписывающийся в ромб. Чаще розетки построены следующим образом: в центре - малый четырех- восьмиугольник, а по макушкам ромба - ромбические вариации, восьмиугольных розеток, прямых крестов. Пространство среди основных мотивов заполнено мелкими фигурами, декоративными швами, а вся розетка по внешнему контуру оформлялась рогообразными, П-образными элементами, крючками и другими простыми элементами. По концепции орнаментальных мотивов задние розетки на подоле отличаются от бордюров вышивки по подолу, наплечных и розеток спереди.

Рассуждая о ромбе как основе орнаментальных мотивов розетки сзади на подоле, имея в виду поставленный на одну из вершин тетрагон, то основу орнаментальных мотивов розеток спереди на подоле составляет лежащий горизонтально прямоугольник и построенные на его основе мотивы: квадрат с продленными сторонами, с отростками на гранях, с продленными и загнутыми сторонами. Особенностью построения розеток является построение по прямой сетке. Розетка позади на подоле представляет из себя верхнюю долю ромба, а спереди - верхнюю половину косого креста и напоминает своим внешним видом древовидную фигуру с двумя или четырьмя ветвями, заключенными в общий, контур.

Ансамбль орнаментальных мотивов у розеток одинаков спереди и сзади, но не встречаются круг, полуовал, восьмиконечная и восьмилепестковая розетка.

Наиболее развитой в этой группе является отделка, имитирующая разрез, симметричная относительно оси тела и занимающая все полотнище. Совокупность орнаментики и техника вышивания не отлична от наплечных и нарукавных, однако центральная шире, исполнена в виде нескольких полос бордюра, располагающихся одна над другой. Композиция видоизменяется в центре, когда полосы бордюра меняют направление на 90 градусов и поднимаются вверх, огибая "разрез". Там появляются новые элементы, меняется ритм узора, не разрушающего целостного восприятия. В мотивах центрального декора заметнее просматривается квадрат в качестве структурного элемента. Квадрат возникает как обрамление бордюра из ромбов, заключенных между горизонтальными полосами. Он инициирует самостоятельное функционирование, образует новые элементы; крестообразные мотивы начинают связываться с квадратом, а не с ромбом. Более завершенный вид получают восьмиконечные и восьмилепестковые розетки, розетки на основе круга, прямого и косого креста.

К описываемой группе узорного вышивания относятся нагрудные и наспинные украшательства. Состав орнаментальных мотивов подобен розеткам позади на подоле. Треугольные розетки большим основанием примыкают к вертикально расположенным вышивкам. Значительная их часть формируется вокруг Т-образной фигуры, положенной горизонтально, или состоят они из 3-4 элементов в виде буквы Т горизонтально.

Рис. 15. Варианты простейших орнаменталов (верх) и наплечников мордвы-эрзи из с. Дракино (низ).

Продольные каймы вышивок сзади выполнялись подобно технике росписи, внешним видом резко отличались от всех других. Орнаментика небогата: фрагменты ромбоидов и квадратов, рогообразные мотивы, Г- и Т-образные фигуры. Но ажурность достигается использованием техники росписи, а геометрические контуры делают ее уникальной. Нечто подобное встречается в наплечных вышивках мордвы-эрзи из сел Дракино и Кажлодка, в отделке головных уборов мордвы-мокши, обрядовых рубахах мордвы-эрзи. Но в продольных украшательствах на панарах мордвы-мокши она получила наибольшее распространение.

Общность декоративного оформления, расположение его основных масс, построение вышитых сюжетов на мокшанских и эрзянских рубахах не предполагает абсолютной тождественности. Есть несколько особенностей, позволяющих выделить вышивку на эрзянских панарах: большая площадь особенно в области плеч и груди, на рукавах; частичное отсутствие обозначения специальным швом контуров орнаментальных фигур. Они выделяются цветом, техникой вышивания. Орнаментальные фигуры с ясно обозначенным контуром сосредотачиваются в области плеч, на обшлагах рукавов, отчасти спереди в области стилизации разреза и на подоле треугольные розетки, которыми завершаются полосы вышивок сзади.

Богатая и своеобразная материальная и духовная культура мордовского народа формировалась в процессе сложных и разносторонних взаимоотношений его с кочевниками юга и с народами лесной полосы Восточной Европы. При этом определяющее значение с последней четверти 1 тыс. нашей эры имели контакты мордвы с восточнославянскими племенами, а затем - со сформировавшимся иа их основе русским народом.

Мордва, численность которой составляет свыше одного млн. человек является самым крупным из народов финно-угорской языковой семьи и од ним из крупных народов Среднего Поволжья. Коренная этническая территория на западе ограничивалась нижним течением Оки, на севере - Волгой, на востоке захватывала долину Суры, на юге простиралась до верховий Суры и Мокши. В ходе исторического развития мордва широко расселялась за пределами коренной этнической территории. В настоящее время мордва живет вперемежку с русскими и татарами, составляя по переписи 1989 г. около 33% населения республики.

Мордва этнически неоднородна и состоит из двух крупных этнических общностей: эрзи и мокши. Выделяются небольшие этнографические группы: мордва-терюхане, мордва-эрзя (шокша) и мордва-каратаи. Названия этих групп связаны с их географическим расселением, а языково-культурные особенности обусловлены влиянием инонационального окружения.

Сложная этническая история мордвы нашла свое отражение и в декоративно-прикладном искусстве. Мордовский народ не только создавал сам, но и творчески осваивал культурные достижения соседних народов, вкладывая свое понимание красоты в создаваемые произведения культуры. Яркое представление о мастерстве древних ювелиров, гончаров, ткачей и резчиков в 1 - начале 2 тыс. нашей эры дают находки бытовых предметов, украшенных орнаментом, различных металлических украшений, бус, вышитых тканей, сделанные во время археологических раскопок.

В 18 - начале 20 вв. древние традиции прикладного искусства мордвы получили свое яркое воплощение в шитье бисером, в изготовлении украшений из бисера, бус, пуговиц, металла и раковин, художественной обработке дерева. Значительное распространение имели узорное ткачество, вязание и аппликация. Но наиболее яркой и выразительной была вышивка. Ее самобытность и высокие художественные достоинства, сложность орнаментальных форм давно привлекали внимание исследователей. Уже в путевых очерках, описаниях и дневниковых записях, первых обобщающих исследованиях о народах России путешественников и ученых 19 в. имеются свидетельства о широком распространении вышивки, о, ее орнаменте. В трудах практически всех исследователей, изучавших материальную культуру мордовского народа, имеются сведения о вышивке, ее колорите и орнаменте, технике исполнения. Из дореволюционных исследователей несомненная заслуга в изучении мордовской народной вышивки, ее орнамента принадлежит финскому ученому-этнографу А.О. Гейкелю. И поныне его монография дает довольно четкое представление о составе орнаментальных мотивов мордовской народной вышивки 19 века. Предпринятые Гейкелем поиски исходных форм орнаментальных мотивов привели к появлению 63 таблиц рисунков простейших элементов, встречающихся в искусстве многих народов мира. Формалистический подход к изучению орнамента мордвы, поиски "общефинских", "прафинских" орнаментальных мотивов не позволили Гейкелю дать объективную оценку орнаменту мордовской народной вышивки.

В советской этнографической литературе, посвященной материальной и духовной культуре локальных групп мордвы, орнаменту вышивки уделяется уже большее внимание и с иных позиций. Имеется много ценных замечаний по технике вышивания, составу орнаментальных мотивов, их происхождению. Орнамент, рассматривается в качестве исторического источника. Изучая орнамент народов Сибири как исторический источник (в частности орнамент обских угров), С.В. Иванов неоднократно привлекал для сравнительных характеристик многие орнаментальные мотивы мордовской вышивки, рассматривал вопросы их происхождения. Совершенно естественно, что в Трудах Мордовской этнографической экспедиции Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая и ордена "Знак Почета" Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики отведено значительное место, особенно в третьем томе "Народная одежда мордвы". В этой монографии В.Н. Белицер на обширном, научно документированном материале рассматривает расположение и колорит вышивки на будничной и обрядовой одежде, касается состава орнаментальных мотивов и вопросов их происхождения.

Особое место в изучении орнамента мордовской народной вышивки принадлежит Т. А. Крюковой. Уже сама постановка темы исследования ("Мордовское народное изобразительное искусство") предполагала кроме публикации памятников народного творчества обращение именно к орнаменту вышивки как наиболее массовому виду народного творчества. И здесь Крюкова сумела выделить локальные группы мордвы, отличающиеся по колориту вышивки и составу орнаментальных мотивов, отметила зависимость композиции вышивки и орнамента от характера и назначения одежды, обратила внимание на устойчивость традиций в композиции и составе орнаментальных мотивов, рассматривала вопросы развития орнамента в историческом плане. Большим достоинством монографии является публикация значительного количества образцов вышитой одежды и орнамента в черно-белом и цветном исполнении.

В последнее время вопросы состава и композиции мордовского орнамента привлекают все большее внимание исследователей. В статьях В.Н. Мартьянова рассматриваются вопросы происхождения ряда орнаментальных мотивов, композиция и семантика редких в мордовской вышивке сюжетных композиций. Но в целом вопросы происхождения, типового состава орнамента, использования его в качестве исторического источника, анализа в искусствоведческом плане еще ждут своего исследователя.

Рассматривая состав орнаментальных мотивов, композицию и типовой состав орнамента вышивки, мы обращаемся к вышивке только женской одежды. Во, многом это связано с тем, что мужская народная одежда утратила свои самобытные черты (в том числе, вероятно, и вышивку) уже в 17 в. Традиционная женская одежда, напротив, сохраняла на протяжении довольно длительного времени свои многие самобытные черты в покрое основных частей одежды, в расположении и колорите вышивки, в составе ее орнаментальных мотивов.

В декоративный комплекс женского традиционного костюма у локальных групп мордвы В 19 - начале 20 века входили рубахи, сарафаны, штаны, юбки, кофты, платья, передники, безрукавки, курточки, верхняя одежда из холста, сукна и меха, различные типы головных уборов, многочисленные головные, шейные, нагрудные, поясные и наручные украшения, обувь из лыка и кожи.

Для исследования был выбран орнамент вышивки трех групп предметов как наиболее устойчивых и традиционных по покрою и расположению вышивок. В первую группу входят нательные рубахи и распашная одежда, во вторую группу - головные уборы, в третью - поясная одежда и украшения, в которых использовалась вышивка.

Иллюстрируя свои теоретические положения черно-белыми рисунками, мы понимаем условность трактовки многих узоров вышивки. При черно-белом исполнении орнамента не всегда удается передать характерное для мордвы оконтуривание орнаментальных мотивов, заполнение элементов узора разными по цвету нитками, включение контура орнаментального мотива в позитив и негатив узора и т. д. Но В то же время графическое изображение орнамента позволяет более четко определить характерный состав орнаментальных мотивов, выделить исходные элементы орнамента. Применяя при характеристике орнамента такие понятия как "позитив" и "негатив", мы исходим из того, что вышитый красной или черной ниткой узор - это позитивный узор, а невышитый белый фон холста между позитивными контурами узора - это негативный узор.

Вышивка плечевой одежды

Истоки народной вышивки уходят в далекую древность. Можно предположить, что уже в 5-7 вв. вышивка существовала как самостоятельный вид декоративной отделки костюма. У населения, оставившего Армиевский могильник, существовало несколько видов ткани. Один из них, употреблявшийся для изготовления одежды, представлен тканью из шерсти, причем на одном обрывке отчетливо заметен орнамент в виде косых клеток. Нитка, при помощи которой изготовлялся орнамент, в настоящее время имеет более светлый тон». Наличие вышивки зафиксировано и в других археологических памятниках мордвы: в Курманском могильнике мы находим те же кресты и круги, исполненные цветной нитью по гладкому полю ткани полотняного переплетения. В Крюково-Кужновском могильнике, как бы вторя узору ломаной саржи, на ткани вышиты ромбы. Все образцы вышивки выполнены кручеными вдвое шерстяными цветными нитями по шерстяной ткани иного, чем нити, цвета. Лучшая сохранность тканей в могильниках 12-17 вв. позволяет более определенно говорить о широком распространении вышивки. Так, в Коринском и Сарлейском могильниках найдены вышитые фрагменты рукавов, головных уборов, лент от какого-то нагрудного украшения.

Покрой плечевой одежды

Рис. 1. Женская народная одежда мордвы-мокши. Покрой и расположение вышивок.

Расположение вышивок на плечевой холщовой одежде 19-20 вв. зависело от покроя одежды, ее назначения. У всех групп мордвы рубаха была туникообразной, но выделялись два варианта покроя - мокшанский и эрзянский. У мордвы-мокши в основе рубахи было одно полотнище холста, перегнутое на плечах поперек и составляющее перед и спину. При сшивании основного полотнища с боковыми получалось четыре шва: два спереди и два сзади (далеемокшанский покрой). Основу нательной рубахи мордвы-эрзи составляют два полотнища холста, перегнутые на плечах поперек. При сшивании получалось тоже четыре шва, но расположение их было другое: по середине спины и груди и два по бокам (далее эрзянский покрой, рис.2). По своему покрою нательная рубаха мордвы-эрзи (панар, покай) отличается не только от рубахи мордвы-мокши, но и от рубах всех других финно-язычных народов Поволжья и Прикамья, а также чувашей, у которых покрой рубах близок к мокшанскому. Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство: у всех народов Поволжья, за исключением мордвы-эрзи, бытовали женские холщовые штаны, доходящие до щиколоток.

Рис. 2. Мужская и женская народная одежда мордвы-эрзи. 1 - мужская нательная рубаха; 2 - женская нательная рубаха; 3 - обрядовая рубаха покай; 4 - женская нательная рубаха мордвы-терюхан; 5 - верхняя распашная одежда из холста руця.

В связи с различным кроем рубах мордвы-мокши и мордвы эрзи наблюдается в настоящее время и довольно четкое различие в расположении вышивок на них. Вышивка на мокшанской рубахе, располагаясь вдоль швов, образовывала две группы параллельных линий спереди и на спине, идущих от плеч и заканчивающихся полурозетками, а на эрзянской - вышивка концентрировалась вдоль шва на груди. В то же время целый ряд фактов позволяет высказать предположение о том, что у предков мордвы-эрзи в далеком прошлом (предположительно - в начале 1 тыс. нашей эры) была распространена наплечная одежда, скроенная по типу мокшанской. Факты эти следующие. На многих эрзянских рубахах сохранились спереди и сзади на подоле рудименты парных вышитых полурозеток, а также продольные полосы вышивок на груди и спине, характерные для мокшанских рубах и соответствующие их крою. Особенно хорошо они прослеживаются на обрядовой одежде мордвы-эрзи - покаях. В селе Алемаеве (Нижегородская область) в конце 19 в. зафиксирован покай, скроенный по типу мокшанской рубахи и с соответствующим расположением вышивок. Очень близок к мокшанскому, возможно, является вариантом мокшанского, покрой нательной рубахи мордвы-терюхан.

Рис. 3. Женская народная одежда мордвы. Покрой и расположение вышивок. 1 - нательная рубаха мордвы-мокши; 2-4 - нательная рубаха мордвы-эрзи.

Общим для всей мордвы является покрой верхней распашной одежды из холста типа халата. Основу составляет одно полотнище холста, перегнутое на плечах поперек и разрезанное спереди (мокшанский покрой).

Кроме того, в могильниках на этой территории встречается височная привеска с бипирамидальным грузиком на одном конце и спиралькой - на другом; часто - западная, иногда - южная ориентировка погребенных; часто встречается обряд погребения женщин на боку, в скорченном положении, с пилокерями (специфическими накосниками). Естественно возникает вопрос о том, где и когда могли произойти события, которые привели к изменениям в покрое нательной рубахи мордвы-эрзи, в декоративном комплексе всего костюма, а следовательно, и к изменениям в расположении вышивок.

Одной из составных и специфических частей декоративного комплекса костюма мордвы-эрзи является набедренник (пулай, пулагай, пулакш и др. названия). Наибольшее число аналогий эрзянскому пулаю из археологических материалов имеется в погребальном инвентаре муромских могильников. Простейшие типы поясных украшений муромы находят свое продолжение в поясных украшениях. Симметричность расположения больших прямоугольных ажурных привесок в более сложных поясных украшениях муромы, их ярусность повторяются и в эрзянских пулаях, особенно из Нижегородской и Самарской областей. Так пулай из на состоит из двух сплошь вышитых кусков холста, укрепленных симметрично на узком тканом пояске. Эта традиция выделения двух вышитых прямоугольников. располагавшихся при одевании пулая симметрично на ягодицах, сохраняется вплоть до начала ХХ века. Основу ряда пулаев составляет кусок холста размером около 15х45 см. Разделен он на три части. По бокам - прямоугольники вышивок размером 15х20 см, середина оставлена невышитой. В пулаях, относящихся к более раннему времени, невышитая середина занимала третью часть (или более) всей ширины пулая. Со временем эта средняя часть сократилась и к началу 20 века превратилась в вертикальную разделительную полосу между вышитыми прямоугольниками. ширина этой полосы колебалась в пределах двух - шести сантиметров, Подобная разделительная полоса между двумя вышитыми прямоугольниками характерна для всех пулаев мордвы-эрзи Нижегородской области. Рудименты разделительной полосы встречаются и на пулаях мордвы-эрзи Самарской области.

Рис. 4. Верхний и средний ряд - схемы поясных украшений мордвы-эрзи. Штриховкой отмечены зоны вышивки. Нижний ряд - Украшение мордвы-эрзи ожа нучка и украшение муромы.

Рис. 6. Композиция и состав орнаментальных мотивов вышивки поясных украшений мордвы-эрзи.

В муромских древностях встречается сложное украшение, состоящее из одного - четырех "коромысел" С колокольчатыми или бутыльчалыми подвесками и пронизей, соединяющих эти "коромысла". Высказывались предположения, что это украшение - привеска для косы, наспинное украшение или специальное поясное. Прямой аналогией специфическому муромскому украшению из "коромысел" является наспинное украшение теньгушевской мордвы-эрзи ожа - ничка. Оно представляет собой надеваемые на плечи и перекрещивающиеся на спине красные шерстяные лямки, к концам которых на уровне пояса пришивались узкие, вытянутые в горизонтальном положении прямоугольные куски бересты или картона, обшитые кумачом, монетами и раковинами. Прямоугольники из бересты (картона) располагались в два-три яруса и соединялись между собой в центре узкой полосой ткани. Приведенные факты позволяют говорить о сходстве поясных украшений муромы и мордвы-эрзи, причем не в отдельных частях, а в построении их в целом. Возможно, следует говорить более определенно: эрзянские пулаи генетически связаны с муромскими поясными украшениями.

Рассматривая одежду русских рязанского Поочья, отмечают сохранившиеся в ней к началу 20 века следы влияния "чудского" населения, проживавшего на этой территории в 1 тыс. нашей эры. Среди этих следов - "эрзянский" шов, встречающийся в вышивках русских бывших Спасского и Михайловского уездов Рязанской губернии, и широко распространенный "мордовский" лапоть. А у русских села Мелихова бывшего Касимовского уезда бытовал своеобразный пояс с бахромой, напоминавший в какой-то мере эрзянский пулай. О древних контактах мордовского населения со славянским в рязанском Поочье свидетельствуют и лингвистические данные. Появление у мордвы-эрэи иного покроя нательной рубахи, отличного от всех других финноязычных народов Поволжья и Прикамья, было связано с длительными этническими контактами мордвы-эрзи и вятичей в рязанском Поочье и позднее с русскими в западной части Волго-Окско-Сурского междуречья. И, возможно, восточные славяне, у которых рубашка шилась из четырех продольных полотнищ холста и которая является общеславянской. могли повлиять на изменение покроя нательной рубахи мордвы-эрзи. В связи С изменением покроя нательной рубахи мордвы-эрзи стала формироваться на протяжении 1 тыс. нашей эры и отличная декоративная отделка. Однако на более древних образцах, особенно на обрядовой одежде (и прежде всего на покаях), сохранились рудименты декоративной отделки, свидетельствующие о некогда существовавшем едином покрое рубахи у мордвы-мокши и мордвы-эрэи.

Известный мордовский художник Андрей Алёшкин расшифровал значение вышивки на национальном мордовском костюме. Зная язык символов, традиционный фольклорный наряд можно читать как книгу, узнавая историю жизни его владельца. Отдельные знаки можно назвать забытыми мордовскими «рунами».

Заслуженный художник России и Мордовии Андрей Алёшкин открыл тайну полузабытой символики мордовского национального орнамента. Отношение к этому вопросу у Андрея Степановича было особым: он родился в Челябинске, учился в Ленинграде, но никогда не забывал о своих корнях — предках, которые были мордвой-терюшанами.

Переехав в Саранск и изучая мордовскую национальную культуру, художник сделал открытие, которое, можно сказать, перевернуло его жизнь: мордовские вышивки и вырезанные на дереве знаки, очень похожие на руны, можно прочесть, словно буквы забытого алфавита. Просто эти знаки были словно спрятаны в национальных орнаментах на одежде и старинных предметах быта мордвы.

Резы, или руны, и сейчас можно найти на старых мордовских кладбищах. Это родовые знаки, метки, обозначающие собственность. У каждого рода есть свой знак. Такие же резы, то есть знаки на деревьях, древняя мордва ставила в лесу, отмечая свои борти, свои деревья для порубки. Такими же знаками отмечали колеса, сундуки, другую домашнюю утварь.

Андрей Степанович стал собирать изображения родовых знаков, еще не очень понимая, что он коллекционирует. А потом вспомнил, как однажды шел с бабушкой, а она показывала ему мордовские родовые знаки прямо на небе — по очертаниям созвездий. У каждого рода было «свое созвездие». Андрей Степанович понял: эти небесные «знаки» и были взяты его далекими предками за основу мордовских рун.

Однако, как признается художник, он никак не мог найти ключ, разгадку к орнаменту, пока не стал президентом международного фонда финно-угорских народов. У него появилась возможность общения с самыми разными специалистами по национальной культуре. Андрей Алёшкин стал изучать мордовскую культуру через обычаи, обряды, танцы родственных финно-угорских народов.

Видео

Видео: Masusik1000 на YouTube

Мордовские танцы.

Так и узнал — цветные полосы на поясах, к примеру, манси — не просто узор, а зашифрованный рассказ о жизни их владельцев. Белая полоса — рождение, красная — праздник, черная — чья-то смерть.

На свадебном мужском мордовском костюме в музее Эрьзи можно увидеть самый простой поясок в три полоски: белую в центре и красные по краям. Очевидно, обычный деревенский молодой человек пришел к мастеру и заказал пояс, а тот попросил описать его свою жизнь. Она была не богата событиями, но счастлива: рождение (белая полоска в центре), потом свадьба и благополучная семейная жизнь (красные полосы).

Но это - простейшая символика. В вышивке она гораздо сложнее. Элементы орнамента, которые современный человек воспринимает как кружки, волнистые линии или крестики, для древней мордвы имели совсем другое значение. Каждый знак был осмыслен и нес информацию.

Популярный в Мордовии солярный знак в виде восьмиконечной розетки — символ солнца. Его можно видеть на современном флаге республики. Древнейший знак плодородия — земледельческий символ вспаханного поля: ромб, разделенный на четыре части. Причем в орнаменте на одежде девушек ячейки ромба оставались пустыми. У замужних женщин в центре ячеек на ромбе ставились точки: поле было «засеянным». А вот ромб с продленными сторонами, не разделенный внутри, — символ укрепленного поселения: городища. Навершия ромба часто украшались «крючком», напоминающим конские головы: это должно было говорить о том, что род может выставить большое количество вооруженных всадников, и с ним стоит считаться. На гербе Мордовии можно увидеть 7 таких знаков-ромбов: это символы семи городов на территории республики.

Каждый рисунок в орнаменте имеет значение. Например, по мордовскому костюму невесты, по вышивкам на нем знающий человек сразу мог определить, из какого рода девушка, из какого она села, богатая ли у нее семья. Ее наряд украшали вышитые знаки — обереги от сглаза и порчи, пожелания множества детей.

Мордовскими знаками-рунами Андрей Алёшкин украшает свои картины. Он рад делиться радостью и гордостью за своих предков. Как говорит художник, только почувствовав родство с ними, изучив, как и чем они жили, можно считать себя настоящим сыном своего народа.

Видео

Видео: картины А.С. Алёшкина на YouTube

Конечно же, национальный орнамент — это зашифрованная летопись народа, отражение его истории и мировоззрения. И орнамент можно «читать», в него можно закладывать-зашифровывать заговоры, напутствия, пожелания. Версия о «рунической» составляющей орнамента имеет полное право на существование.

Традиции финно-угорского мира, его взаимодействие с культурами соседних народов проявились в орнаментах мордовского костюма. Образ мира воплотился в присущей только мордовскому народу знаковой системе, в «рунах»-узорах, изображающих коней, уток, цветущие ветви, деревья. Часто на разных предметах орнамент состоит только из волнистых линий или розеток, квадратов, ромбов, происхождение которых восходит к древним родовым знакам. Круг использовался как символ солнца, луны, колеса, треугольник символизировал женское начало, квадрат - порядок, истину, справедливость, мужское начало.

Справка SmartNews

А.С. Алёшкин родился 10 февраля 1959 года в Челябинске. Окончил Ленинградское художественное училище имени В.А.Серова, Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, награжден бронзовой медалью Российской Академии художеств. Занимает должность профессора кафедры искусства интерьера архитектурно-строительного факультета МГУ имени Н.П. Огарёва. Экспонент выставок регионального, российского и международного уровней. Работы хранятся в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, в частных коллекциях России, Германии, Финляндии.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЮНИТЭР»
РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«От природы к творчеству:
«Мордовский орнамент»
(1 год обучения)

ПОДГОТОВИЛ: П.Д.О. Воеводина Н.М.

Рузаевский МР-2015 г.
Тема занятия: «Мордовский орнамент»
На вид орнамент неприметен
Но он столетия живет
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережет.
Б. Дубровский.

Цели и задачи:
Познакомить учащихся с мордовским орнаментом, разнообразием форм, приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, пониманию истоков народного искусства. Выполнить мордовский орнамент из круп.
Воспитывать любовь и интерес к традиционной культуре мордовского народов, к своей Родине и ее истории, воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса труда.
Формирование художественного вкуса, эстетического чувства, цветовой гармонии.
Развитие трудовых навыков и самостоятельной художественной деятельности, фантазии, творчества.
Оборудование: картон, карандаши, клей ПВА, кисточки, зубочистки, крашенные крупы, образцы работ, презентация.
Тип занятия: изучение нового материала.
Методы ведения: рассказ педагога с элементами беседы.
Ход занятия:
Вводная часть.
1.Организационный момент.
2Сообщение темы, целей и содержания занятия.
2. Теоретическая часть.
1.Изучение нового материала. Рассказ педагога с элементами беседы об истории возникновения орнамента, мордовских узорах
2.Выступление учащихся.
3.Закрепление изученного материала
Практическая часть
1.Выполнение мордовского орнамента из круп.
Итоговая часть.
Мини-выставка выполненных работ.
2 .Подведение итогов занятия.

Ход занятия.
. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Рады приветствовать Вас на нашем занятие.
Я хочу начать наше занятие строками мордовского поэта Петра Гайни.
Мой край родной – мордовская земля!
Тебе слагаю песни я свои.
Люблю твои раздольные поля,
Суры и Мокши чистые струи,
Люблю твоих нарядов простоту,
Твои обряды, звучный твой язык,
Твоих сказаний смелую мечту,
Которой с детства я внимать привык.

Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о родном крае - Республике Мордовия. Вы познакомитесь с составляющими элементами мордовских узоров, с их названиями, научитесь расшифровывать их значение и выполните мордовский орнамент из круп.
Ребята! Народы, какой национальности живут в Мордовии?
- Мордва, русские, татары, чуваши и т. д.
- Чем отличаются люди разных национальностей?
- Они разговаривают на своем родном языке.
- - У каждого народа свои игры и песни.
Люди разных национальностей отличаются внешним видом.
Народные костюмы украшены различными узорами или орнаментом
Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.
Существуют следующие виды орнаментов:
1. Геометрический (состоит из кругов, точек, линий, ромбов, звезд, линий и т.д.)
2. Растительный (составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и др.)
3. Зооморфный (изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных)
4. Антропоморфный (в качестве мотивов используют мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека)
Орнамент один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И, все-таки, в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. Мордовский орнамент - набор характерных для мордвы узоров.
Мордовские узоры которыми украшали одежду тесно связаны с религией мордовского народа. Поэтому в орнаменте мордовской вышивке можно увидеть цветущие ветви деревьев, яркое солнце дарящее своё тепло земле и людям, зверей и птиц, полноводные реки, зелёные леса, бескрайние покрытые цветами луга, созревшие сочные плоды которыми так щедро делится мордовская земля.
В декоративно-прикладном искусстве он имеет наибольшую эстетическую и смысловую нагрузку. Самыми древними являются мотивы из простейших геометрических фигур: треугольников, зигзагов, елочки, косых линий, диагонально пересеченных квадратов. Все они в творчески переработанном виде воплотились в резьбе по дереву, вышивке, шитье бисером и вязании.
. Основными среди мордовских узоров являются: ромбы, квадраты, треугольники, зигзаги, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звёзды, вытянутые шестигранники, S-овидные фигуры.
Сейчас мы поближе познакомимся с некоторыми из них.
1) Квадрат или чаще всего ромб является главным элементом орнамента вышивки. Это универсальный символ, который имеет несколько значений, и самое важное из них - изобилия, плодородия.
2) Зигзаг. Можно считать символом воды. Издревле человек почитал водные источники: родники, реки, озера, моря. У многих народов мира распространены мифы о том, что все в мире произошло из воды, которая является первоосновой всего сущего. В мордовских мифах вода (Иневедь, т. е. большая, великая вода) также является первичным элементом мироздания, она соответствует началу мира. По представлениям мордвы, Великая вода была и своеобразной преградой, отделяющей мир живых от потустороннего мира, где обитают умершие и сверхъестественные существа.
3) Восьмиконечная звезда. Символизировала солнце. В мифах и обрядах мордовского народа явственно видны остатки былого религиозного восприятия огня, т. е. отношение к нему, как к чему-то сверхъестественному, особым образом влияющему на жизнь человека. В древности люди считали пламя порождением небесного светила, вероятно, из-за того, что они вначале научились пользоваться именно «небесным» огнем, возникшим в результате удара молнии. Кроме того, между пламенем костра и солнцем было много общего. Они оказывали благоприятное воздействие (согревали, освещали), но так же могли обжечь, сжечь дома, посевы, а молния (порождение огня небесного) - убить человека или животное.
4) Роговидные узоры. Символизировали деревья и траву. В заклинаниях и молитвах мордвы часто упоминались божества дерева Чувтонь-ава и Чувтонь-паз, под ними подразумевались покровители живого дерева. К ним обращались знахарки при исцелении больных. Скорее всего, подобные представления возникли на основе первичного обожествления самих деревьев, которые у многих народов служили символами плодородия, здоровья и богатства. В мифологии мордвы подобное почитание деревьев выразилось в образе так называемого мирового дерева или древа жизни, в качестве которого выступают яблоня, дуб или береза. Оно описывается как самое большое дерево леса, отличающееся своей высотой, толщиной, ветвистостью и пышностью.
5) S-овидные фигуры. Символизировали водоплавающих птиц и конские голова
Мордовскими узорами украшали в основном одежду. И узоры в этом случае выполняли роль оберегов. У языческой мордвы было много богов: боги огня – Тол-ава и Тол-атя, богиня солнца Чиава или Шиава, боги воды - Ведь-ава и Ведь-атя, хранительница леса - Вирь-ава, хранительница поля - Пакс-ава, подательница урожая - Норов-ава и многие другие. Украшая свою одежду узорами символизирующими огонь, солнце, воду, растения, плодородие люди просили защиты у своих богов.
Все мордовские узоры настолько тесно переплетаются между собой что один и тот же узор можно отнести к двум или нескольким символам.
Цвета в мордовских узорах также носят символическое значение.
1) Белый цвет. Символизирует изобилие, благо, добро, жизнь, чистоту, святость, сдержанность, невинность.
2) Красный цвет. Являлся одним из самых распространенных и любимых у мордвы, обладал множеством символических смыслов, обозначая любовь, красоту, силу, смелость, эмоциональность, здоровье, тепло, победу.
3) Черный цвет. Его восприятие было негативным либо нейтральным.
4) Зеленый цвет. Этот цвет был тесно связан с окружающим миром природы, поэтому воплощал собой молодость, незрелость.
5) Желтый цвет. Символизировал зрелость, полезность, ценность.
Наши ребята приготовили стихотворения о Мордовии, давайте их послушаем.
Вопросы для закрепления.
1.Что такое орнамент?
2.Какие основные узоры в мордовском орнаменте?
3.Какие цвета встречаются в мордовских узорах?

Физкультминутка.
Раз -подняться, подтянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать
Шесть – на место тихо сесть.

Сегодня мы с вами выполним мордовский орнамент из круп. Для работы нам потребуется эскиз орнамента, клей ПВА, зубочистки и крупы. Крупы предварительно окрашиваются гуашевыми красками.
Давайте повторим правила техники безопасности.

Практическая часть.
Нарисовать мордовский орнамент на картоне.
Нанести клей ПВА на часть рисунка.
Выкладывать крупу соответствующего цвета зубочисткой.
Зополнить таким образом весь орнамент.
Готовую работу можно приклееить на диск с магнитом и использовать как магнитик на холодильник.

Итоговая часть.
Мини выставка работ. Анализ выполненных работ.
Вам понравилось наше занятие?
Ребята, мне очень понравилось ваше участие на занятие. Спасибо вам за прекрасные работы
Будем внимательно, добросовестно изучать старое,
чтобы еще лучше познать новое.
(К.С.Станиславский)

Литература:

1.Балашов Б.А. Мордва: Историко – культурные очерки. Саранск. Мордовское книжное издательство,1995г.
2.Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. Саранск. Мордовское книжное издательство,1991 г.
3. Крюкова Т.А.Мордовское народное изобразительное искусство.
4. Прокина Т.С., Сурина М.И. Мордовский народный костюм, 1990, Мордовское книжное изд- во.
5. Лузгин А.С. Промыслы Мордовии. Саранск. Морд. кн. из- во 1993 г.
6 Первушкин. В.П. Мордовский орнамент / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.

Конспект занятия по рисованию "Мордовская радуга" для детей подготовительной к школе группы.

Цель: познакомить детей с историей возникновения мордовского женского костюма; углубить представления о мордовском прикладном искусстве.

Задачи: Учить выделять элементы мордовского орнамента, понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположения узора и технику выполнения. Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму; рисовать узор из геометрических фигур, линий, растительных элементов по мотивам мордовской народной вышивки. Закрепить знания названий элементов одежды на мордовском языке. Закрепить умение работать кистью и красками (гуашью). Развивать связную речь, умение говорить правильно, формировать словарный запас. Воспитывать интерес к мордовской народной культуре, стремление научиться самим создавать изделия, радующие окружающих. Воспитывать у детей эстетический вкус; умение видеть красоту предметов, которые их окружают.

Образовательные области:

Художественно-эстетическая – развивать творческое восприятие и способности.

Познавательная – пополнить знания детей о мордовском костюме.

Речевая – пополнить словарный запас.

Методические приёмы: рассказ воспитателя на тему «История возникновения мордовского костюма»; дидактические игры «Назови элементы мордовского орнамента», «Сравни эрзяночку и мокшаночку»; речевая деятельность детей (использование в речи мордовских слов); самостоятельная деятельность детей (роспись передников); индивидуальная работа; объяснение, показ; сюрпризный момент; итог занятия.

Материал: демонстрационный материал (элементы мордовского орнамента; нарисованные куклы: эрзянка, мокшанка); заготовки передников для росписи (картон); гуашь; кисти; салфетки; мордовская выпечка – сюкоры.

Предварительная работа: рассматривание открыток, альбомов, иллюстраций мордовской народной одежды, орнамента. Разучивание названий элементов одежды (на мордовском языке). Рисование орнаментов. Обговаривание процесса работы. Пополнение словарного запаса.

Словарная работа: С-образный элемент, полувосьмиконечная звезда, квадрат с продлёнными сторонами и углами, завиток.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель и дети, одетые в мордовские костюмы входят в группу.

В.: Шумбратадо, вечкевикс инжить!

Д.: Здравствуйте, дорогие гости! Шумбратадо!

Игра «Назови элементы мордовского орнамента».







В.: Дети, подойдите к столу, выберите карточку и расскажите из каких элементов состоит этот орнамент.

Дети по очереди выставляют карточки на доске и называют элементы: крест, квадрат с продлёнными сторонами и углами, с-образнай элемент, треугольник, ромб, круги, полу восьмиконечная звезда, растительный орнамент (завиток).

В.: Да, вы правы. Все эти элементы мордовского орнамента встречаются на посуде, глиняных игрушках, скатертях, салфетках, дорожках, одежде. Но сегодня я хочу поговорить с вами о мордовском женском костюме. Мордовский н
ародный костюм появился в глубокой древности. Вся жизнь мордовского народа была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм для них был очень важен. Чем наряднее и краше, тем лучше. Праздничная одежда изготавливалась вручную, хранилась бережно всю жизнь и передавалась от матери к дочери. Мордовский народный костюм был нарядным, ярким, цветным и не утратил нарядности и в наше время. В мордовском узоре встречаются все цвета радуги, но чаще всего какой?

Д.: Красный.

В.: Да, правильно. Скажите, пожалуйста, на какие национальности делится мордовский народ?

Д.: Эрзя, мокша, шокша.

В.: Верно. А сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Сравни эрзяночку и мокшаночку».

Воспитатель выставляет на доску нарисованных кукол в костюмах эрзяночки и мокшаночки.

В.: Чем схожи костюмы эрзянки и мокшанки?

Д.: Рубахи шьют из холста; вышивают одинаковыми шерстяными нитями; одинаковый край рубахи.

В.: А чем различны?

Д.: Разница в расположении вышивки на костюме, её размере и количестве. Вышивка на мокшанском костюме выполнена мелким узором, а на эрзянской рубахе орнамент крупнее. На голове у мокшанки повязан платок, а у эрзянки – кокошник.

В.: Дети, а кто из вас знает, как на мордовском языке называются элементы одежды мордовочек?

Д.: Рубаха – панар , передник – игельга паця , пояс – пулай , нагрудное украшение – сюлгамо , головной убор – паця коня .

В.: Молодцы. А теперь давайте пройдём в нашу мастерскую. Сегодня вы будете украшать орнаментом передники для эрзяночки. Вспомните, как надо работать с гуашью и кисточками?

Д.: Работать надо аккуратно; не набирать много воды; краску брать на концике кисти; пользоваться салфеткой.

В.: Дети, приступайте к работе.


Дети под звуки мордовской народной музыки приступают к работе. Если это необходимо, воспитатель индивидуально помогает детям.


В.: Заканчивайте работу.

В.: Вы, знаете, что мордовские мастера не только умели рисовать и вышивать, но и петь, танцевать. Я предлагаю вам станцевать мордовский танец «Луганяса келуня».

Дети танцуют под аккомпанемент музыкального руководителя. После танца дети выставляют свои работы на выставку.

В.: Подойдите поближе, полюбуйтесь на передники. Какие цвета вы использовали?

Д.: Красный цвет, черный, синий, желтый, зелёный. Практически все цвета радуги.

В.: Чей передник вам понравился больше? Почему?

В.: А мне понравились все ваши передники: они очень красивые, яркие, нарядные и похожи на радугу. Вы все очень старались, выполняли работу аккуратно. Вы настоящие мордовские мастера. И заслужили угощения.

Воспитатель угощает детей мордовскими пряниками – сюкорами .

Литература:

  1. 1. Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. – Саранск, 1983.
  2. 2. Валдоня: Программа и метод. рекомендации. – Саранск, 2001.
  3. 3. Колмыков В. И. Коняшки-глиняшки. Саранск, 1993.
  4. 4. Мордовская народная вышивка / Сост. В.Н. Мартьянов. Саранск, 1991.
  5. 5. Мордовский народный костюм: Альбом. Саранск, 1990.