Виды культуры таблица массовая элитарная. Народная, массовая, элитарная культура

Элитарная (от фр. еlite - лучший, избранный) культура рассчитана на узкий круг людей, разбирающихся в искусстве; включает классические произведения, а также новейшие веяния, известные лишь немногим. В определенном смысле это культура так называемых избранных - людей высоко образованных, наделенных духовным аристократизмом, ценностной самодостаточностью. Критики элитарной культуры говорят, что в ней искусство существует только для искусства, хотя должно ориентироваться на человека; оно замыкается в своем тесном мирке и фактически не приносит пользы человечеству. В начале ХХ века в кругах столичной российской интеллигенции большую популярность приобрел декаданс, направление, провозгласившее полный разрыв с окружающей действительностью, противопоставление искусства реальной жизни. Вместе с тем в рамках элитарной культуры происходит постоянный поиск нового, творческое осмысление идеалов, ценностей и смыслов, предполагается эстетическая свобода и коммерческая независимость творчества, отражается сложность и разнообразие форм художественного освоения мира.

Народная, или национальная, культура предполагает отсутствие персонифицированного авторства, создается всем народом. К ней относятся мифы, легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы, ритуалы, обряды и каноны. Элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия). В этих произведениях отражается уникальный опыт и специфический характер того или иного народа (этноса), обыденные представления, стереотипы социального поведения, культурные эталоны, нравственные нормы, религиозные и эстетические каноны. Народная культура существует преимущественно в устной форме, характеризуется однородностью и традиционностью, опирается на представления народа о самом себе и окружающем мире. Она может существовать в двух основных видах - популярная (отражает современный быт, нравы, обычаи, песни, танцы) и фольклорная (обращение к прошлому и его ключевым моментам).

Массовая культура ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос. Она удовлетворяет непритязательные вкусы народных масс, а ее продуктами являются шлягеры, жизнь которых зачастую очень коротка. Они быстро забываются, вытесняемые новым потоком поп-культуры, а сиюминутные потребности и запросы людей становятся направляющей силой развития. Естественно, подобные произведения ориентированы на усредненные стандарты и типового потребителя. Массовая культура практически не связана с религиозными или классовыми различиями. Средства массовой информации и массовая культура неразрывны между собой. Культура становится «массовой», когда ее продукты стандартизируются и распространяются среди широкой публики. Отличительным признаком произведений массовой культуры является их нацеленность на получение коммерческой прибыли, удовлетворение массового спроса. Сегодня мы практически каждый день сталкиваемся с массовой культурой. Это и многочисленные сериалы, которые идут по телевидению, и ток-шоу, выступления сатириков, эстрадные концерты. Все то, что буквально обрушивают на нас средства массовой информации.

31. Культурные уиверсалии.

Культурные универсалии - это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем куль турам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий - общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т. д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди» в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т. п.

Универсалии может возникнуть из нескольких оснований. Например, наука возникает из стремления достичь знание и стремления человека облегчить себе быт. Политика возникла из желания каких-то людей выделиться над другими и из желания людей доверить разрешение части своих проблем другим людям. Стремление к пользе (выгоде) - одно из основных человеческих свойств и универсалий. В этой связи можно заметить дробление - точнее, конкретизацию - универсалий.

Начинается процесс с самой общей универсалии, говорящей, что человек - есть. Именно с абстрактного осознания бытия начинается образное мышление человека. Возникает универсалия - имя. Появляются устойчивые образы, связанные с рождением, смертью.

Из этих универсалий, а также из свойств, в них не вошедших, появляются универсалии второго порядка, самые мобильные. Они являются результатом всё большего перехода к абстракции. Вместе с тем, они основываются на уже имеющихся универсалиях и на неотъемлемых свойствах человеческой натуры. Они наиболее подвержены изменениям, поскольку вбирают в себя множество самых различных параметров в различном сочетании. К таким универсалиям относится, например, существование государства. Вокруг государства возникает политика.

И, наконец, универсалия третьего порядка - культура.

Т. Парсонсом предлагается концепция эволюционных универсалий. Это десять свойств или процессов, последовательно возникающих в ходе развития и усложнения любых общественных систем независимо от их культурной специфики и разнообразия внешних условий. Четыре из этих эволюционных универсалий присутствуют во всех известных социальных системах: (1) система коммуникации; (2) система родства; (3) определённая форма религии; (4) технология. Далее - появление социальной стратификации (5), за которой немедленно следует культурная легитимизация этой стратифицированной общности, осмысление её как единства (6). Затем возникают: бюрократия (7), деньги и рыночный комплекс (8), система обобщённых безличных норм (9), система

Элитарная, или высокая, культура, создается привилеги­рованной частью общества либо по ее заказу профессиональны­ми творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу, а также новаторские направления. Эли­тарная культура - это сложная по содержанию и трудная для не­подготовленного восприятия культура. Коммерческая выгода не является целью для её создателœей, стремящихся к новаторству, пол­ному самовыражению и художественному воплощению своих идей. Возможно появление уникальных произведений искусства, которые иногда приносят их создателям не только признание, но и не­малый доход, становясь очень популярными.

Основной признак элитарной культуры - ориентация на узкий круг знатоков, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. Сюда можно отнести романы Дж. Джойса, живопись П. Пикассо, фильмы А.А. Тарковского, музыку А. Шнитке и т.п.

Массовая культура - это коммерческая культура, посколь­ку произведения искусства, науки, религии и т.п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, в случае если учитываются вкусы и запросы массо­вого зрителя, читателя, любителя музыки. Массовую культуру называют по-разному: развлекательным искусством, искусством антиусталости, кичем (от нем. жаргонизма - халтура), полукультурой, поп-культурой.

Ее основные черты: широкий круг потребителœей, коммерче­ская направленность, общедоступность и развлекательность, стандартизированность, упрощенность и, в известном смысле, демократичность. Это поп-музыка, мыльные сериалы, комиксы. Массовая культуры неотделима от средств массовой информа­тики (СМИ), она зародилась и распространялась одновременно с появлением кинœематографа, радио, иллюстрированных журналов и т.п.

Поп-культура и элитарная культура не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи элитарного искусства через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время поп-культура, приносящая прибыль, со временем дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделœей оказывать поддержку творцам элитарного искусства.

Народная культура - специфическая область культуры национальной, это ее наиболее устойчивая часть, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. В конце XX в. она разворачива­ется в пространстве между классической фольклорной традици­ей и массовой культурой. Ее пласты:

Фольклор;

Художественная самодеятельность;

Прикладное творчество;

Студенческая, школьная самодеятельность и.т.д.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Ее называют люби­тельской, или коллективной.

Часто она передается в устной форме. Нередко народными становятся произведения, авторы которых известны, но они вос­принимаются как народные произведения. Это происходит в том случае, в случае если произведения соответствуют главному призна­ку народной культуры - соответствуют ценностям народа, отражают народный характер.
Размещено на реф.рф
Так, у песен ʼʼКатюшаʼʼ, ʼʼОй, мороз-морозʼʼ есть авторы, но большинство людей считает эти песни народными.

В последние десятилетия заговорили о вытеснении ʼʼкниж­ной культурыʼʼ культурой экранной. Молодежь знакомится с произведениями литературы не в подлиннике, а по экранизаци­ям. Компьютерная ʼʼвиртуальная действительностьʼʼ, интернет, телœевидение вытесняют традиционные походы в театр, танц­площадки и кружки самодеятельности. В этой связи некоторые ученые говорят об экранной культуре как об особом виде культуры.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Элитарная (высокая) и народная (низовая) культура. Авторство и анонимность, новаторство и традиционность. Массовая культура как феномен ХХ века. Предпосылки появления массовой культуры. Современные формы массовой культуры, ее механизмы и принципы. Культурологические концепции массового общества: апологетическая (Т. Парсонс, Л. Уайт) и социально-критическая (Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет, Т. Адорно, М. Маклюэн. Э. Фромм). Масскульт как пародия на высокую культуру (Д. Макдональд). Формы массовой культуры: массовое искусство, средства массовой информации, массовая социальная мифология, массовые политические движения, "индустрия детства". Потребность в массовом зрелище как антропологическая данность. Масса и толпа, масса и элита.

Элитарная культура. Культура элиты: глубина, утонченность, рафинированность, узкая специализация, творчество, уникальность, неповторимость, разобщенность, индивидуализм, непонимание и нежелание услышать другого. Проблема имиджа. Идеология "искусства для искусства". Элитарная культура и классическое искусство. Кич как потеря вкуса и как массовое искусство для избранных.

Элитарная , или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».

Элитарная культура.

Субкультура привилегированных групп об-ва, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает), Э.к. сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле (во всех ее истор. и типологич. разновидностях - фольклору, народной культуре, офиц. культуре того или иного сословия или класса, гос-ва в целом, культурной индустрии технократич. об-ва 20 в. и т.п.). Более того, Э.к. нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта (включая их пародирование, осмеяние, иронию, гротеск, полемику, критику, опровержение), на демонстративной самоизоляции в целом нац. культуры. В этом отношении Э.к. - характерно маргинальный феномен в рамках любого истор. или нац. типа культуры и всегда - вторична, производна по отношению к культуре большинства.

В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший привилегированный слой общества - элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Однако в философии и культурологии получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями. Элита есть в каждом общественном классе. Элита - это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные - элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части: «людей гения» (т. е. способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и «людей пользы» (т. е. ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).

В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им в известных трудах элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью.

Совершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни.

Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся в искусстве процессы. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западноевропейской художественной культуры. Так, например, в России на рубеже XIX-XX веков идеи элитарной культуры активно развивало и внедряло художественное объединение «Мир искусства». Лидерами «мирискусников» были редактор одноименного журнала С. П. Дягилев и талантливый художник А. Н. Бенуа. Дягилев прямо и открыто заявлял о «самоцельности» и «самополезности» искусства, считая одновременно «правду в искусстве». Акцентируя внимание на человеческой личности, лидеры «мирискусничества» в духе элитарных культурологических концепций К. Леонтьева и Ф. Ницше приходили к абсолютизации личности творца. Считалось строго обязательным наличие в любом живописном и музыкальном произведении особого авторского видения действительности.

Эта культура принципиально обращается только к элите. Она не стремится к тому, чтобы быть понятой всеми: она замкнута, герметична, доступна лишь незаурядным людям. У массы излюбленным является такое искусство, в центре внимания которого находится человек и его страсти.

Долгое время особенности элитарной культуры рассматривались "от противного", точкой отсчета была массовая культура. Унифицированности и тривиальности последней элитарная культура противопоставляет оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности - закрытость и зашифрованность культурных кодов; минимуму изобразительных средств - самый широкий спектр средств выразительности и т.д.

Но главное отличие элитарной культуры от массовой состоит в том, что истинно творческой является культура элитарная: именно здесь создаются новые культурные формы и определяются пути дальнейшего развития. Знаменитый "Улисс" Дж.Джойса, произведения Г.Гессе и Х.Л.Борхеса, французский "новый роман"; картины П.Пикассо, К.Малевича, В.Кандинского; фильмы А.Тарковского, А.Сокурова, Дж.Джармуша, П.Гринуэя; музыка Дж.Кейджа и Э.Денисова являются тому примером.

В элитарной составляющей культуры происходит апробация того, что, спустя годы, станет общедоступной классикой, а возможно и перейдет в разряд тривиального искусства (к которому исследователи относят так называемую "поп-классику" - "Танец маленьких лебедей" П.Чайковского, "Времена года" А.Вивальди, например, или еще какое-нибудь чрезмерно растиражированное произведение искусства). Время стирает границы между массовой и элитарной культурами. То новое в искусстве, что сегодня является уделом немногих, через столетие будет понятно уже значительно большему числу реципиентов, а еще позже может стать в культуре общим местом.

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры - фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».

Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной - она всегда авторская. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отразить.

Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических признаков:
примитивизацией отношений между людьми;
развлекательностью, забавностью, сентиментальностью;
натуралистическим смакованием насилия и секса;
культом успеха, сильной личностью, жаждой обладания вещами;
культом посредственности, условностью примитивной символики.

Представленные специфические признаки обусловлены тем, что массовая культура базируется на архетипах. (От греч. Arche – начало и typos – образ; в аналитической психологии К.Юнга бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, счастья, труда и т.д.). К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес - основа успехов массовой культуры, ее произведений. Тем не менее образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями народной и элитарной культуры такого не происходит.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая, или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы

-элитарную

-народную

-массовую

Высокая культура

Элитарная , или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры "искусство для искусства".

Народная культура

Народная культура состоит из двух видов - популярной и фольклорной культуры. Когда кампания подвыпивших друзей распевает песни А.Пугачевой или <Не шуми камыш>, то речь идет о популярной культуре, а когда этнографическая экспедиция из глубин России привозит материал колядных праздниках или русских причитаниях, то обязательно говорят о фольклорной культуре. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы и т.д. народа, а фольклорная - его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических предания постоянно пополняется новообразованиями, например, современным городским фольклором.

Таким образом, в народной культуре, в свою очередь, можно выделить два уровня - высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой.

В отличие от элитарной культуры, которая создается профессионалами,высокая народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений (сказов, причитаний, быличек) зачастую неизвестны, но это высокохудожественные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Их нельзя отнести к элитарной, или высокой культуре только потому, что они созданы анонимными народными творцами. <Народная культура возникла в глубокой древности. Ее субъектом являются не отдельные профессионалы, а весь народ. Поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение. В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медицине (лекарственные травы, заговоры), народной педагогике, суть которой часто выражается в пословицах, поговорках> 1)

По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор название не всего народного творчества, как это часто думают, а только его части, связанной прежде всего с устным народным творчеством. Фольклорная, как и популярная, формы (или виды) создавались раньше и создаются сегодня различными слоями населения. Фольклор всегда локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Местом сосредоточения фольклорной культуры, как правило, служит деревня, а популярной - город, поскольку там проживает сегодня большинство населения. Некоторые продукты творчества относят к народной культуре в целом, не подразделяя их на фольклорную и популярную. К примеру, народная медицина, народные промыслы, народные игры и забавы, народные песни и танцы, народные обряды и праздники, народная кухня, народная этика и педагогика.

Аудитория народной культуры - всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.

Массовая культура

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура - культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка - высокой, а популярная музыка - массовой, фильмы Феллини - высокой, а боевики - массовой, картины Пикассо - высокой, а лубок - массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства.

Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной репродукции, висящей в служебном офисе.

Основные формы культуры

Мировая, национальная и этническая культуры

Исторические типы культур

1. Культура первобытной эпохи.

2. Культура Древнего Мира (древнеегипетская, шумерская, древнеиндийская, древнекитайская и др.).

3. Культура средних веков.

4. Культура эпохи Возрождения.

5. Культура Нового времени.

6. Культура новейшего времени.

Задание: подготовить доклады и рефераты по этой тематике.

В зависимости от субъекта (носителя) культуры она подразделяется на мировую, национальную и этническую.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур и культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура – это культура тех или иных наций, выступающая, в свою очередь, синтезом культур различных классов, социальных групп соответствующего общества (страны). Другими словами, это характеристика культуры через призму ее национальной принадлежности. Она характеризуется своеобразием ценностей, норм, верований, знаний, образцов поведения, менталитета, присущих той или иной нации.

Поскольку к этническим общностям людей помимо наций (как основной современной этнической общности) относятся также народности, народ, родоплеменные общности, то выделяют также этнические культуры.

Этнические культуры – это культуры различных этнических общностей, населяющих нашу планету в прошлом и настоящем (родоплеменных групп, народностей).

Ø элитарная,

Ø народная,

Ø массовая.

Элитарная (или высокая) культура – культура, создаваемая привилегированной частью общества (элитой) либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает в себя изящное искусство (классическую музыку, классическую литературу, шедевры в области живописи, скульптуры, архитектуры и т.п.), модельную одежду, инновационную технику и пр. Как правило, элитарное искусство опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Оно обладает высокой художественной ценностью, выражая утонченные, изысканные вкусы элиты.

Народная культура (фольклор), в отличие от элитарной, создается анонимными творцами (народом), не имеющими профессиональной подготовки. В настоящее время ее также называют любительской. Народная культура включает в себя мифы, легенды, сказки, эпос, пословицы, поговорки, песни, танцы, карнавалы и др.

Массовая , или общедоступная культура – культура, предназначенная для употребления массами людей. Это культура для каждого, для массового потребителя, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Наибольший размах массовая культура получила, начиная с сер. ХХ в., в связи с развитием СМИ, что сделало ее общедоступной.



Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной она обладает большей аудиторией. Массовая культура призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любые новые события и стремится их отобразить. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды.

Несмотря на кажущуюся демократичность массовая культура таит в себе реальную угрозу низведения человека до уровня запрограммированного манекена, марионетки, стандартного, серого человека. Характерные черты массовой культуры:

· шаблонность,

· примитивизм,

· развлекательный характер,

· культ посредственности и вещизма

· культ сильной личности, успеха.