Конспект по рисованию "мордовская радуга". Мастер-класс для педагогов ДОУ «Роспись по дереву

Конспект занятия по рисованию "Мордовская радуга" для детей подготовительной к школе группы.

Цель: познакомить детей с историей возникновения мордовского женского костюма; углубить представления о мордовском прикладном искусстве.

Задачи: Учить выделять элементы мордовского орнамента, понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположения узора и технику выполнения. Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму; рисовать узор из геометрических фигур, линий, растительных элементов по мотивам мордовской народной вышивки. Закрепить знания названий элементов одежды на мордовском языке. Закрепить умение работать кистью и красками (гуашью). Развивать связную речь, умение говорить правильно, формировать словарный запас. Воспитывать интерес к мордовской народной культуре, стремление научиться самим создавать изделия, радующие окружающих. Воспитывать у детей эстетический вкус; умение видеть красоту предметов, которые их окружают.

Образовательные области:

Художественно-эстетическая – развивать творческое восприятие и способности.

Познавательная – пополнить знания детей о мордовском костюме.

Речевая – пополнить словарный запас.

Методические приёмы: рассказ воспитателя на тему «История возникновения мордовского костюма»; дидактические игры «Назови элементы мордовского орнамента», «Сравни эрзяночку и мокшаночку»; речевая деятельность детей (использование в речи мордовских слов); самостоятельная деятельность детей (роспись передников); индивидуальная работа; объяснение, показ; сюрпризный момент; итог занятия.

Материал: демонстрационный материал (элементы мордовского орнамента; нарисованные куклы: эрзянка, мокшанка); заготовки передников для росписи (картон); гуашь; кисти; салфетки; мордовская выпечка – сюкоры.

Предварительная работа: рассматривание открыток, альбомов, иллюстраций мордовской народной одежды, орнамента. Разучивание названий элементов одежды (на мордовском языке). Рисование орнаментов. Обговаривание процесса работы. Пополнение словарного запаса.

Словарная работа: С-образный элемент, полувосьмиконечная звезда, квадрат с продлёнными сторонами и углами, завиток.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель и дети, одетые в мордовские костюмы входят в группу.

В.: Шумбратадо, вечкевикс инжить!

Д.: Здравствуйте, дорогие гости! Шумбратадо!

Игра «Назови элементы мордовского орнамента».







В.: Дети, подойдите к столу, выберите карточку и расскажите из каких элементов состоит этот орнамент.

Дети по очереди выставляют карточки на доске и называют элементы: крест, квадрат с продлёнными сторонами и углами, с-образнай элемент, треугольник, ромб, круги, полу восьмиконечная звезда, растительный орнамент (завиток).

В.: Да, вы правы. Все эти элементы мордовского орнамента встречаются на посуде, глиняных игрушках, скатертях, салфетках, дорожках, одежде. Но сегодня я хочу поговорить с вами о мордовском женском костюме. Мордовский н
ародный костюм появился в глубокой древности. Вся жизнь мордовского народа была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм для них был очень важен. Чем наряднее и краше, тем лучше. Праздничная одежда изготавливалась вручную, хранилась бережно всю жизнь и передавалась от матери к дочери. Мордовский народный костюм был нарядным, ярким, цветным и не утратил нарядности и в наше время. В мордовском узоре встречаются все цвета радуги, но чаще всего какой?

Д.: Красный.

В.: Да, правильно. Скажите, пожалуйста, на какие национальности делится мордовский народ?

Д.: Эрзя, мокша, шокша.

В.: Верно. А сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Сравни эрзяночку и мокшаночку».

Воспитатель выставляет на доску нарисованных кукол в костюмах эрзяночки и мокшаночки.

В.: Чем схожи костюмы эрзянки и мокшанки?

Д.: Рубахи шьют из холста; вышивают одинаковыми шерстяными нитями; одинаковый край рубахи.

В.: А чем различны?

Д.: Разница в расположении вышивки на костюме, её размере и количестве. Вышивка на мокшанском костюме выполнена мелким узором, а на эрзянской рубахе орнамент крупнее. На голове у мокшанки повязан платок, а у эрзянки – кокошник.

В.: Дети, а кто из вас знает, как на мордовском языке называются элементы одежды мордовочек?

Д.: Рубаха – панар , передник – игельга паця , пояс – пулай , нагрудное украшение – сюлгамо , головной убор – паця коня .

В.: Молодцы. А теперь давайте пройдём в нашу мастерскую. Сегодня вы будете украшать орнаментом передники для эрзяночки. Вспомните, как надо работать с гуашью и кисточками?

Д.: Работать надо аккуратно; не набирать много воды; краску брать на концике кисти; пользоваться салфеткой.

В.: Дети, приступайте к работе.


Дети под звуки мордовской народной музыки приступают к работе. Если это необходимо, воспитатель индивидуально помогает детям.


В.: Заканчивайте работу.

В.: Вы, знаете, что мордовские мастера не только умели рисовать и вышивать, но и петь, танцевать. Я предлагаю вам станцевать мордовский танец «Луганяса келуня».

Дети танцуют под аккомпанемент музыкального руководителя. После танца дети выставляют свои работы на выставку.

В.: Подойдите поближе, полюбуйтесь на передники. Какие цвета вы использовали?

Д.: Красный цвет, черный, синий, желтый, зелёный. Практически все цвета радуги.

В.: Чей передник вам понравился больше? Почему?

В.: А мне понравились все ваши передники: они очень красивые, яркие, нарядные и похожи на радугу. Вы все очень старались, выполняли работу аккуратно. Вы настоящие мордовские мастера. И заслужили угощения.

Воспитатель угощает детей мордовскими пряниками – сюкорами .

Литература:

  1. 1. Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. – Саранск, 1983.
  2. 2. Валдоня: Программа и метод. рекомендации. – Саранск, 2001.
  3. 3. Колмыков В. И. Коняшки-глиняшки. Саранск, 1993.
  4. 4. Мордовская народная вышивка / Сост. В.Н. Мартьянов. Саранск, 1991.
  5. 5. Мордовский народный костюм: Альбом. Саранск, 1990.

Орнаментальные мотивы мордовской вышивки

Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И, все-таки, в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга, естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы, свастика - движение солнца, спираль - развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны.

Но ранние декоративно - орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15-10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует, но иногда он может стать основой формообразования изделия.

Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом изделия, его практическим назначением и художественно - образным смыслом. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник в народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента - мотивы, формы, расположение на украшаемой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства:

1. Состоит обычно из повторяющихся элементов-мотивов, которые являются основой орнамента. Определенное сочетание мотивов создает художественный образ.

2. Орнамент может быть повторяющимся (раппортным) и замкнутым (в круге, в квадрате).

3. Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным).

Виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

Геометрия в орнаменте мордовской вышивки

Математика декора, геометрия стежка-

Простота и совершенство нитью красной сплетена,

И в покае, и в сюлгамо

Симметричности узор

Ромб, квадрат, прямоугольник

Украшают панар твой.

В народном творчестве выражались нравственные, эстетические идеалы мордвы. Художественный вкус мордовского народа формировался с учетом традиций финно-угорских народов и взаимодействия культур соседних народов, в первую очередь, русской. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.

Известный исследователь этнографии народов Поволжья конца ХIХ начала XX века И.Н. Смирнов так писал о мордовском костюме:

"Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой - "долматиком" византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придает ей значительную тяжесть и торжественность".

Каждый человек ощущает себя частью чего-то: семьи, общества и даже Вселенной. Кроме того, каждый из нас чувствует свою принадлежность к тому или иному этносу

Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы. Из поколения в поколение на протяжении веков на соответствии природного и человеческого формировались народные символы, знаковая фиксация окружающего мира.

В мордовских узорах преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические узоры, среди которых по характеру и сложности выделяются более двух десятков групп. Основными среди них являются такие как зигзаги, квадраты, ромбы, треугольники, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми - и шестиугольников.

В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента - мотивы, формы, расположение на украшаемой поверхности.

Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

Исходным вариантом для получения узоров является сетка, построенная на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами.

Другим весьма распространенным видом симметрии в мордовском орнаменте является бордюр. Бордюры из простейших фигур (наклонные отрезки прямых, ромбы, зигзаги и др.), заключенные между двумя горизонтальными или вертикальными параллельными прямыми применялись практически для всех частей одежды и головных уборов мордвы.

Розетка, как вид симметрии, нашла широкое применение в орнаменте мордовской вышивки.Она является композиционным центром наплечных вышивок.Большинство розеток построено на основе ромба.

Мордовским орнаментом восхищаются и в России, и за границей. Последнее время эрзянская и мокшанская вышивка интересует ученых - этнографов. Мордовский орнамент - это сложнейшая пластическая система, все в нем гармонично, выверено, точно рассчитано.

Композиционные особенности узоров на рубахах мордвы

Мордовия с древних времен славилась своими яркими национальными костюмами. Красота одежды - в вышивках, которыми ее украшали. Основные цвета- красный, зеленый, желтый. Узоры оформлялись черной или синей окантовкой.

Композиционное расположение вышивок на мокшанских и эрзянских женских рубахах определялось покроем одежды. В узорах на одежде различили родовые знаки - «резы», похожие на древние руны - знаки рунического письма древних скандинавов и германцев.

Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.

Особенности рубахи мордвы - эрзи

Рубаха – главный компонент женского костюма. Покрой рубахи туникообразным. Ее стан состоит из двух полотнищ прямоугольной формы в центре вдоль шва два разреза. Один глубокий треугольный для головы, другой - на подоле, необходимый при ходьбе. Прямые рукава. Под рукава вшиты квадратные ластовицы.

Анализируя вышивку с точки зрения геометрии, мы видим, что у ворота, в области ключицы, обычно выполнялся ромб – «сельме». Особый орнамент окаймлял разрез на подоле. Небольшие треугольники вышивались в месте соединения полотнищ холста по бокам или у основания продольных полос сзади. Но в целом вышитый орнамент эрзянской рубахи прост. Обычно он включает точечные композиции, прямые и ломаные лини. В узорах видны ромбы, ромбы со вписанными квадратами.

Богатство геометрических мотивов в орнаментальных формах мордовских узорах вызывало и будет вызывать интерес. Новые орнаментальные композиции, выполненные с соблюдением характерных для национальной вышивки приемов, широко используются в вышивке современных изделий. Орнаментальные мотивы, ранее имевшие символическое значение, обращаются в чисто декоративные формы.

Кирилл РУЗАЕВ

Список литературы

1.Балашов Б.А. Мордва: Историко – культурные очерки. Саранск. Мордовское книжное издательство,1995г.

2.Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. Саранск. Мордовское книжное издательство,1991 г.

3. Крюкова Т.А.Мордовское народное изобразительное искусство.

4. Прокина Т.С., Сурина М.И. Мордовский народный костюм, 1990, Мордовское книжное изд- во.

5. Лузгин А.С. Промыслы Мордовии. Саранск. Морд. кн. из- во 1993 г.

Рассказать друзьям



Задачи: Воспитание любви и уважения к декоративно - прикладному искусству Мордовии, развивать творческие способности учащихся, развивать творчество, фантазию, воображение. Оборудование: 1) учебная таблица с орнаментом; репродукции с изображением мордовского костюма; детские рисунки с орнаментом; методические разработки элементов; бумага, клей, ножницы; книга «ДПИ Мордовии».


Ход урока. Одной из величайших ценностей человека является – память. А.С. Пушкин говорил: « что уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».Отношение к памятникам культуры есть показатель воспитанного образованного человека. Такой человек не безразличен к своей Родине, к своему городу, знакомым улицам, деревьям, к дому, где ты живешь, тем более к прошлому. А прошлое – это мордовский костюм с его разнообразной вышивкой и украшениями.



–Орнамент – (лат. слово) – украшение. Это украшение, построенное на ритмичном чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Что такое чередование? (повторение) Расскажите об истории возникновения орнамента? Орнамент появился в глубокой древности – несколько тысяч лет тому назад. Древние люди украшали свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким образом делались первые украшения на предметах.


Что является источником возникновения орнамента? Любуясь узорами на крыльях бабочек, птиц, рисунками листьев, плодами. Итак, природа стала источников возникновения орнамента. Различными штрихами впечатления изображали на камне, кости, дереве. Впоследствии украшали одежду, утварь дома. Что является содержанием /мотивом/ орнамента? сказок, легенд и т.д. Назовите виды орнамента? /Ленточный, замкнутый, сетчатый/ К какому виду орнамента относится мордовский? /Геометрический/ Какой орнамент называется геометрическим? Геометрическим называется орнамент, состоящий из простейших геометрических фигур: треугольников, квадратов, прямоугольников.








Известный мордовский художник Андрей Алёшкин расшифровал значение вышивки на национальном мордовском костюме. Зная язык символов, традиционный фольклорный наряд можно читать как книгу, узнавая историю жизни его владельца. Отдельные знаки можно назвать забытыми мордовскими «рунами».

Заслуженный художник России и Мордовии Андрей Алёшкин открыл тайну полузабытой символики мордовского национального орнамента. Отношение к этому вопросу у Андрея Степановича было особым: он родился в Челябинске, учился в Ленинграде, но никогда не забывал о своих корнях — предках, которые были мордвой-терюшанами.

Переехав в Саранск и изучая мордовскую национальную культуру, художник сделал открытие, которое, можно сказать, перевернуло его жизнь: мордовские вышивки и вырезанные на дереве знаки, очень похожие на руны, можно прочесть, словно буквы забытого алфавита. Просто эти знаки были словно спрятаны в национальных орнаментах на одежде и старинных предметах быта мордвы.

Резы, или руны, и сейчас можно найти на старых мордовских кладбищах. Это родовые знаки, метки, обозначающие собственность. У каждого рода есть свой знак. Такие же резы, то есть знаки на деревьях, древняя мордва ставила в лесу, отмечая свои борти, свои деревья для порубки. Такими же знаками отмечали колеса, сундуки, другую домашнюю утварь.

Андрей Степанович стал собирать изображения родовых знаков, еще не очень понимая, что он коллекционирует. А потом вспомнил, как однажды шел с бабушкой, а она показывала ему мордовские родовые знаки прямо на небе — по очертаниям созвездий. У каждого рода было «свое созвездие». Андрей Степанович понял: эти небесные «знаки» и были взяты его далекими предками за основу мордовских рун.

Однако, как признается художник, он никак не мог найти ключ, разгадку к орнаменту, пока не стал президентом международного фонда финно-угорских народов. У него появилась возможность общения с самыми разными специалистами по национальной культуре. Андрей Алёшкин стал изучать мордовскую культуру через обычаи, обряды, танцы родственных финно-угорских народов.

Видео

Видео: Masusik1000 на YouTube

Мордовские танцы.

Так и узнал — цветные полосы на поясах, к примеру, манси — не просто узор, а зашифрованный рассказ о жизни их владельцев. Белая полоса — рождение, красная — праздник, черная — чья-то смерть.

На свадебном мужском мордовском костюме в музее Эрьзи можно увидеть самый простой поясок в три полоски: белую в центре и красные по краям. Очевидно, обычный деревенский молодой человек пришел к мастеру и заказал пояс, а тот попросил описать его свою жизнь. Она была не богата событиями, но счастлива: рождение (белая полоска в центре), потом свадьба и благополучная семейная жизнь (красные полосы).

Но это - простейшая символика. В вышивке она гораздо сложнее. Элементы орнамента, которые современный человек воспринимает как кружки, волнистые линии или крестики, для древней мордвы имели совсем другое значение. Каждый знак был осмыслен и нес информацию.

Популярный в Мордовии солярный знак в виде восьмиконечной розетки — символ солнца. Его можно видеть на современном флаге республики. Древнейший знак плодородия — земледельческий символ вспаханного поля: ромб, разделенный на четыре части. Причем в орнаменте на одежде девушек ячейки ромба оставались пустыми. У замужних женщин в центре ячеек на ромбе ставились точки: поле было «засеянным». А вот ромб с продленными сторонами, не разделенный внутри, — символ укрепленного поселения: городища. Навершия ромба часто украшались «крючком», напоминающим конские головы: это должно было говорить о том, что род может выставить большое количество вооруженных всадников, и с ним стоит считаться. На гербе Мордовии можно увидеть 7 таких знаков-ромбов: это символы семи городов на территории республики.

Каждый рисунок в орнаменте имеет значение. Например, по мордовскому костюму невесты, по вышивкам на нем знающий человек сразу мог определить, из какого рода девушка, из какого она села, богатая ли у нее семья. Ее наряд украшали вышитые знаки — обереги от сглаза и порчи, пожелания множества детей.

Мордовскими знаками-рунами Андрей Алёшкин украшает свои картины. Он рад делиться радостью и гордостью за своих предков. Как говорит художник, только почувствовав родство с ними, изучив, как и чем они жили, можно считать себя настоящим сыном своего народа.

Видео

Видео: картины А.С. Алёшкина на YouTube

Конечно же, национальный орнамент — это зашифрованная летопись народа, отражение его истории и мировоззрения. И орнамент можно «читать», в него можно закладывать-зашифровывать заговоры, напутствия, пожелания. Версия о «рунической» составляющей орнамента имеет полное право на существование.

Традиции финно-угорского мира, его взаимодействие с культурами соседних народов проявились в орнаментах мордовского костюма. Образ мира воплотился в присущей только мордовскому народу знаковой системе, в «рунах»-узорах, изображающих коней, уток, цветущие ветви, деревья. Часто на разных предметах орнамент состоит только из волнистых линий или розеток, квадратов, ромбов, происхождение которых восходит к древним родовым знакам. Круг использовался как символ солнца, луны, колеса, треугольник символизировал женское начало, квадрат - порядок, истину, справедливость, мужское начало.

Справка SmartNews

А.С. Алёшкин родился 10 февраля 1959 года в Челябинске. Окончил Ленинградское художественное училище имени В.А.Серова, Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, награжден бронзовой медалью Российской Академии художеств. Занимает должность профессора кафедры искусства интерьера архитектурно-строительного факультета МГУ имени Н.П. Огарёва. Экспонент выставок регионального, российского и международного уровней. Работы хранятся в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, в частных коллекциях России, Германии, Финляндии.