Как нарисовать иллюстрацию к сказке карандашом и красками. Как нарисовать сказку карандашом поэтапно

Тамара Гулик
Занятие по рисованию в старшей группе «Иллюстрация к сказке «Колобок»

Тема занятия: "Иллюстрация к сказке "Колобок"

Цели и задачи : учить передавать в рисунке сюжеты из знакомого детям произведения, создавать выразительный оригинальный образ и выбирать наиболее соответствующие ему изобразительные техники. Закрепить понятие линии горизонта, дальнего и ближнего плана. Развивать внимание, воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

Материалы и оборудование : иллюстрации к сказке «Колобок»; альбомные листы, цветные карандаши, цветные восковые мелки на каждого ребенка.

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Сказка в гости к нам приходит –

Можем в сказке побывать,

Повидать что происходит

И художниками стать.

Ребята, хотите побывать в сказке? (ответы детей)

2. Сообщение темы занятия.

Ребята, назовите сказки, которые вы знаете (ответы детей).

Правильно, есть сказки которые придумал народ, у которой нет какого-то одного автора, в старину сказки даже не записывали, а передавали устно, то есть бабушки и дедушки рассказывали их своим внукам, а внуки, когда сами вырастали рассказывали их своим детям и внукам.

Посмотрите, ребята, какую книгу я нашла (показ). Угадайте, как она называется? (зачитывает несколько строк из сказки).

Правильно, это сказка называется «Колобок». Но посмотрите, в этой книге нет ни одной иллюстрации. Интересно вам будет читать, смотреть такую книгу? (ответы детей).

Конечно, интересней, когда в книге сказок есть красивые рисунки их еще называют иллюстрациями, а художников, которые эти картинки рисуют – художниками-иллюстраторами.

Ребята, хотите сами побыть художниками-иллюстраторами?

Я предлагаю каждому из вас побыть художником и нарисовать иллюстрации к сказке «Колобок».

3. Объяснение и показ педагога.

Давайте вспомним персонажей этой сказки (ответы детей)

На заднем плане можно нарисовать избушку, в которой живут бабушка и дедушка. Избушка далеко от нас, поэтому мы её рисуем небольшую. А на переднем плане можно нарисовать колобка. Можно нарисовать не только колобка, но и кого-то из животных которые ему встретились.

1) Сначала проводим линию горизонта – линию, где «сходятся» небо и земля. (показ на доске).

2) Теперь нарисуем красивую избушку. Избушка находиться на заднем плане, поэтому она будет выглядеть небольшой. (Показ)

3) Затем нарисуем Колобка. Он должен быть круглым, как мяч. (Показ). Колобок – главный персонаж сказки, он и песенку поет, и смотрит на дорожку, по которой катится и на тех, кто ему в пути встречается. У него есть глаза, нос, рот и т. д. (Показ) Если вы рисуете кого-то из животных их тоже надо рисовать крупно. (обратить внимание детей на наглядный материал).

4) Потом нарисуем дорогу, по которой катится Колобок. (Показ)

5) Чтобы рисунок был ярким, насыщенным, колоритным, можно нарисовать деревья, траву, цветы. (Показ)

Самостоятельная работа детей. Если у кого-то из детей возникают затруднения в процессе рисования можно помочь вопросами, дополнительным показом способа рисования.

4. Подведение итогов.

Ребята, в какой сказке мы сегодня побывали?

Как называются профессия людей, которые рисуют иллюстрации к сказкам?

А теперь я предлагаю устроить выставку наших иллюстраций к сказке «Колобок» (выставка рисунков).

Вот такая иллюстрация к сказке «Колобок» у нас получилась. Предложить детям рассмотреть все рисунки, по желанию детей дать высказаться кому какой рисунок больше понравился и почему.

Библия Библия

Би́блия (от греч. βιβλία - книги) - собрание древних текстов, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков (XIII в. до н. э. - II в. н. э.), канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Библия состоит из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет. Первая по времени создания часть Библии называется у евреев Танах, у христиан она получила название Ветхий завет. Эта часть Библии представляет собой собрание книг, написанных до нашей эры, отобранных как священные из прочей литературы древнееврейскими учёными-богословами…

Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание… Ханс Дикманн

Сказки занимают большое место во внутреннем мире маленьких детей; оказывается, что сказочные мотивы играют важную роль не только в сознании взрослых людей, но и в их бессознательном. Многочисленные случаи, описанные в книге Ханса Дикманна, вскрывают глубочайшие связи между любимой сказкой ребенка и его позднейшей судьбой; сказочные мотивы оказываются решающими для формирования личности как в положительном, так и в отрицательном смысле. В своей книге автор показывает, как сказка может влиять на поведение взрослых и на их психическую жизнь.…

Сказки из дорожного чемодана Святослав Сахарнов

В книгу вошли сказки народов Юго-Восточной Азии и Японии, а также английские, африканские и кубинские сказки, собранные автором во время его путешествий по различным странам. Значительный интерес представляет вошедший в сборник пересказ великого индийского эпоса Рамаяна - «Сказание о Раме, Сите и летающей обезьяне Ханумане».

Королевская невеста. Сказка, основанная на… Ернст Гофман

Немецкая волшебно-сатирическая сказка представляет собой своеобразный литературный жанр, возникший в середине XVIII в. в Германии в результате сложного взаимодействия с европейской, прежде всего французской, литературной традицией. Жанр этот сыграл заметную роль в развитии немецкой повествовательной прозы. Начало ему положил К.М. Виланд (1733–1813). Заимствуя традиционный реквизит французской «сказки о феях», Виланд иронически переосмысляет и пародирует ее мотивы, что создает почву для включения в нее философской и социальной сатиры.

Сказки о цветах ANNA SAKSE

Перед вами удивительная книга - это не просто сказки, а сказки из волшебного сада, в котором цветы и деревья говорят человеческими голосами. Они рассказывают о своих судьбах, о разных временах и странах. Многие из них - некогда заколдованные люди. Каждая история в центре повествования имеет цветок. Лесной, дикий, но красивый. Да и идея книги появилась, когда автор гуляла по лесу. Вот такие вот сказки! А услышала и записала эти истории известная латышская писательница Анна Саксе более чем полвека назад.

Сказки среди бела дня Виктор Виткович

В сборнике "Сказки среди бела дня" объединены три сказки писателей Витковича В. С. и Ягдфельда Г. Б. В «Сказке о малярной кисти» речь идет о смелом мальчике Феде, веселом маляре и злом волшебнике Абракадабре, который хотел уничтожить на земле все, созданное руками человека. «Сказка среди бела дня» знакомит ребят с приключениями мальчика Мити, который с помощью своих друзей спасает время. Третья сказка - «Кукольная комедия» - о волшебнике, который превращал в кукол равнодушных людей; для ленивцев и грубиянов это было хорошим уроком. Рисунки Е.…

Приключения пчёлки Майи Вальдемар Бонзельс

Об удивительных приключениях пчелки Майи, забавных и опасных, о ее друзьях, помогавших ей в беде, о том, как Майя спасла свой народ, рассказал немецкий писатель Вольдемар Бонзельс. Художник Рубен Варшамов нарисовал картинки к сказке, на которых представил очень выразительные портреты ее персонажей. Они изображены не совсем такими, как в полюбившемся многим мультфильме "Пчела Майя", а прочитав эту книгу, вы сами сможете судить о том, кому лучше удалось передать характеры ее героев.

Эпос хищника. Сборник Леонид Каганов

Эту книгу можно назвать фантастикой. Точно с таким же основанием, как книги Борхеса, Мураками или Кортасара. Эту книгу можно назвать классической русской прозой. С тем же правом, как рассказы Чехова, Гоголя, Булгакова. Эту книгу можно назвать юмористической. Так же, как книги Зощенко, Гашека или Марка Твена. Но все это - Леонид Каганов. Если вы его еще не читали, то вы, наверное, просто неграмотный. Сергей Лукьяненко В сборник вошли: Сказки народов мира, Четвертый ярус, Загадать желание, Жлобы, Первая зачистка, Тридцать пять, Долларка, Эпос хищника,…

Тысяча И Одна Ночь Undefined Undefined

Среди великолепных памятников устного народного творчества «Сказки Шахразады» являются памятником самым монументальным. Эти сказки с изумительным совершенством выражают стремление трудового народа отдаться «чарованью сладких вымыслов», свободной игре словом, выражают буйную силу цветистой фантазии народов Востока - арабов, персов, индусов. Это словесное тканьё родилось в глубокой древности; разноцветные шёлковые нити его переплелись по всей земле, покрыв её словесным ковром изумительной красоты.

Самые веселые завийральные истории Юрий Вийра

Юрий Борисович Вийра - известный детский писатель. Его рассказы регулярно выходили на страницах лучших журналов для детей, а самого писателя называли «столичным Андерсеном». Эта книга - наиболее полное собрание произведений автора. Сюда вошли циклы: «Завийральные истории», «Балкон», «Беседки», главные герои - любознательная девчушка и ее папа, скучно с которым никогда не бывает; также «Сказки народов мийра», удивительно лиричный цикл «Белый ежик у Белого моря». Объединяет их тонкий, живой, по-детски непосредственный юмор, непревзойденная…

За гранью долга. Василий Горъ

Аурон Утерс! - голос отца отразился от разноцветных витражей в узких оконных проемах, и заставил меня поежиться. - С этого момента ты - мужчина. Значит, пришла твоя очередь взвалить на свои плечи великую честь - право служить короне и народу Элиреи. Служить не из страха или ради выгоды, а так, как того потребует честь нашего рода и твоя совесть. Детство осталось позади, и теперь каждый твой шаг будет оцениваться по высшей шкале, которая существует на Диенне - по той, которую создали твои предки. Путь, который лежит перед тобой, не может быть легким…

Тысяча И Одна Ночь. Предисловие Undefined Undefined

Среди великолепных памятников устного народного творчества "Сказки Шахразады" являются памятником самым монументальным. Эти сказки с изумительным совершенством выражают стремление трудового народа отдаться "чарованью сладких вымыслов", свободной игре словом, выражают буйную силу цветистой фантазии народов Востока - арабов, персов, индусов. Это словесное тканьё родилось в глубокой древности; разноцветные шёлковые нити его переплелись по всей земле, покрыв её словесным ковром изумительной красоты.

Они подарили нам сказку! Художники-иллюстраторы, которые "оживили" наших любимых героев. Путеводитель по книжкам, стилю, техникам и истории из жизни.

Иван Билибин

Мастер графики, создатель особого типа иллюстрированной книги, "первый профессионал книги" - как его называют специалисты. Его пример - другим наука, в творчестве Билибина искали вдохновения многие поколения не только иллюстраторов, но и графических дизайнеров.

"Царевна-лягушка", "Василиса-прекрасная", "Марья Моревна", "Сказка о царе Салтане", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о рыбаке и рыбке" - стоит найти на полке любимые с детства книжки, чтобы убедиться - красота!

Стиль. Узнать работы Билибина можно по большого формата тонкой книге-тетради с крупными цветными рисунками. И художник здесь - не просто автор рисунков, но и всех декоративных элементов книги - обложки, инициалов, шрифтов и орнаментальных украшений.

Елена Поленова

В музее-заповеднике "Абрамцево" до сих пор хранятся книги проиллюстрированные Еленой Поленовой. Сестра знаменитого живописца Василия Поленова, хоть и была связана с богемным "мамонтовским кружком" – художниками, артистами, архитекторами, всегда интересовалась народным, крестьянским. Ее вдохновляли сказы, в ее письмах друзьям упоминаются герои фольклора, например: бабушка Федосья – мастерица придумывать веселые небылицы.

Стиль: Основное в пейзажах Поленовой – внимание к "мелочам": травам, цветам, грибам, насекомым. Она старалась «перенестись в то далекое детство, когда, слушая этот рассказ, я представляла себе в лесу миниатюрные монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе, в котором живут и действуют эти удивительные существа".

Юрий Васнецов

"Краденое солнце" Корнея Чуковского, "Кошкин дом" Самуила Маршака, "Конек-горбунок" Петра Ершова - героев всех этих книг мы представляем благодаря рисункам Юрия Васнецова.

Стиль: Художника вдохновляли нарядные дымковские куклами и яркие петухи, традиции лубка и народная фантазия оказали заметное влияние на творчество иллюстратора.

Деталь: Книжная графика была лишь частью творчества Васнецова. В живописных произведениях он проявил себя как очень крупный мастер, соединивший народную культуру и высокую эстетику.

Владимир Конашевич

Владимир Конашевич дал нам возможность увидеть доктора Айболита, Тянитолкая, малютку Бибигона, Конька-Горбунка и мудрецов, которые плыли по морю в грозу. Рассказывая о том, как придумывает рисунки, Конашевич признавался: "Есть художники, которые изобретают и думают с карандашом в руке… Я художник другого склада. Раньше, чем я возьмусь за карандаш, я должен выяснить всё заранее, представить себе мысленно уже готовый рисунок во всех деталях…"

Стиль: Для художника, работающего с детскими книгами одного таланта рисовать мало, нужен второй - доброта. Мир Конашевича - как раз такой, мир доброты и мечты. Художник создал узнаваемый стиль в оформлении сказок: яркие образы,витиеватые узоры, виньетки, "живая" композиция, которая захватывает не только детей, но и взрослых.

Георгий Нарбут

"С малых лет, сколько себя помню, - признавался Георгий Нарбут, - меня влекла живопись. За отсутствием красок, которых я не видел, пока не попал в гимназию, и карандашей я использовал цветную бумагу: вырезал ножницами и клеил мучным клеем" .

Художник, рисовальщик и иллюстратор, организатор высшего графического образования на Украине Георгий Нарбут, учился у Михаила Добужинского и Ивана Билибина, последний даже говорил: "Нарбут огромнейших, прямо необъятных размеров талант… Я считаю его самым выдающимся, самым большим из русских графиков".

Cтиль. В мастерской Нарбута рождались гениальные идеи и создавались шедевры, изменившие историю книги в России. Книжная графика - это не просто виртуозная техничность и изысканность вкуса. Стиль Нарбута - это всегда выразительная обложка, декоративно оформленный титульный лист, буквицы и искусные иллюстрации.

Борис Зворыкин

Художник намеренно избегал излишней публичности, оттого факты о ее биографии так скудны. Известно, что он был выходцем из московского купечества и учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Зворыкина считают основоположником "русского стиля" в книжной иллюстрации и лучшим графиком-орнаменталистом начала XX в.. С 1898 года он иллюстрировал и оформлял книги для московских и петербургских издательств Ивана Сытина и Анатолия Мамонтова. Первым опытом художника в области детской книги была книжка "Сказка о золотом петушке" Александра Пушкина.

Стиль. Вдохновение для своих работ Борис Зворыкин искал в русской старине, декоративно-прикладном искусстве, иконописи, деревянном зодчестве и книжной миниатюре. Недаром он был одним из активных членов "Общества возрождения художественной Руси".

Борис Диодоров

Борис Диодоров "оживлял" для нас героев русской и зарубежной классики. "Тутту Карлссон Первую и единственную, "Людвига Четырнадцатого и других», "Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями», "Дело в шляпе" (об истории головных уборов в России совместно с Ириной Кончаловской) - всех не перечислишь: всего художник проиллюстрировал около 300 книг.

Диодоров работал главным художником издательства «Детская литература», получил из рук принцессы Дании золотую медаль Г. Х. Андерсена, его работы выставлялись в США, Франции, Испании, Финляндии, Японии, Южной Корее.

Стиль: красота тонких линий. Техника офорт, при которой стальной иглой процарапывают рисунок на покрытой лаком металлической пластине довольно сложна, но только она позволяет добиться воздушности и тонкости в исполнении.

Инструкция

Прочитайте сказку, выберите эпизод, смысл которого хотите отразить в иллюстрации. Определите героев, которые будут присутствовать на рисунке. Создайте эскиз-композицию, которая расставит всех действующих лиц по своим местам. Картинка вырастет потом, когда вы наделите своих персонажей характером.

Теперь нужно изучить образцы и элементы народных рисунков и росписей, чтобы наиболее полно отразить характер и самобытность сказки. Хохлома и городецкая роспись помогут вам изобразить яркие растения русской земли. Поверхность залейте зеленой краской и по высохшему слою рисуйте элементы кудрявой травы, красочных цветов, резных кустов и ягод. Фон для вашей иллюстрации практически готов.

Часто местом действия сказки является лес. Деревья можно изображать в виде разных силуэтов. Посмотрите на березу, дуб, ель – все они достаточно отличаются друг от друга по форме. Широкий и массивный дуб с густой кроной и толстым стволом, тонкая резная березка и треугольная лапчатая ель. Используйте разные оттенки зеленого цвета и четкий контур, чтобы получить объемный лес.

Особое внимание уделите рукавам и длине сарафана. Раньше его длина определялась социальным статусом и рангом (замужняя или нет). К тому же немаловажное значение имеет прорисовка орнамента. Если вы срисовываете с подлинника, то переносите на бумагу малейшие изгибы, ибо именно орнамент определяет красоту народного костюма на вашем рисунке. Он должен быть четким и хорошо видным. А для того чтобы иметь возможность недочеты в рисунке, пока он еще не закончен, лучше пользоваться мягким . Он хорошо , не оставляя следов на бумаге.

Учтите при работе, что главное – достоверность. Правильно передайте особенность того же сарафана. Он шился так, что совсем не подчеркивал формы тела. Это считалось вызывающим.

При раскрашивании рисунка вы можете сохранить исходную цветовую гамму, а можете добавить свой цвет, но главное, если вы хотите, чтобы народный был именно народным, помните, что его цвет зависел от ткани, из которой он был сделан, и цвета ниток для вышивки. «Леопардовых» тенденций в моде тогда не было.

Видео по теме

Обратите внимание

Интересный факт: орнамент был не просто украшением. Люди верили, что вышивка, содержащая в себе магические символы, защищает человека от злых сил. Поэтому народный костюм – еще и своего рода оберег!

Наши предки одевались очень красиво и гармонично. Искусные мастерицы старались украсить даже повседневную одежду вышивкой, разноцветными лентами и другими элементами. Но особой нарядностью отличалась праздничная одежда. Виды русского национального костюма разных губерний весьма разнятся и по цвету, и по отделке, и по составным частям. Однако типично русским считается женский костюм, состоящий из расшитой белой рубахи, цветного и кокошника. Мужчины одевались в косоворотки, полосатые штаны и онучи с лаптями.

Вам понадобится

  • - бумага;
  • - рисовальные принадлежности.

Инструкция

Схематично постройте фигуру человека. Проведите вертикальную линию и разбейте ее на восемь отрезков. В верхнем делении нарисуйте голову, три следующих отрезка займет туловище, а оставшиеся четыре составляют ноги. Длина рук доходит до середины бедра. Для одетой фигуры необходимо лишь определить пропорции, не вырисовывая покрытые одеждой части тела.

Нарисуйте сарафан: от плеч идут две короткие лямки к прямому или фигурному вырезу лифа. Под грудью сарафан собран в складки, а к низу он сильно расширяется. Нарисуйте волнистую линию низа, изображая широкие мягкие складки ткани. От линии груди проведите лучеобразно расходящиеся линии складок. По центру и подолу пустите широкую узорную кайму.

Теперь нужно нарисовать плечи и пышные рукава рубахи - они могут быть расширены сверху или, наоборот, внизу. Низ рукавов собран на манжету и образует объемный напуск. Другой вариант – широкие трапециевидные рукава, украшенные по низу широкой вышитой каймой. Верхняя часть рубахи, не закрытая сарафаном, тоже украшена солнцевидной вышивкой вокруг шеи.

Завершите рисунок изображением круглой прически «под горшок» и головного убора – с узким околышем и украшенного цветком (такой убор характерен для городского костюма) или высокой, чуть сбитой набок шапки.

Полезный совет

Раскрасить костюмы можно в самые разнообразные цвета, но с учетом того, что в старину использовались натуральные красители для окрашивания тканей, что не позволяло получать неестественно-яркие и искусственные цвета. Тем не менее костюмы не выглядели блеклыми. Очень популярным был красный цвет в сочетании с зелеными, золотистыми, коричневыми оттенками.

Также использовались ткани с различными набивными рисунками, типичными из которых были: восточный огурец, горох, полоска. Также традиционными считаются белоземельные ситцы (мелкий цветочный рисунок по белому фону).

Источники:

Инструкция

Как нарисовать strongзайца/strong и bволка/b" class="colorbox imagefield imagefield-imagelink" rel="gallery-step-images"> Определите расположение на листе. Можно ограничить это пространство тонким светлым контуром. Чтобы определить, какого размера должна быть каждая часть рисунка, одну из них можно считать единицей измерения. Например, примите за единицу длину головы волка . Отмерьте ее по горизонтальной оси. Высота головы – половина единицы. Нарисуйте ее примерные очертания.

Затем от уровня затылка проведите вертикальную ось, наклоненную под углом 45°. Вокруг оси наметьте очертания шеи животного. Ее длина равна длине морды. От шеи до конца правой лапы волка отмерьте еще одну единицу с четвертью, левую лапу скройте за сугробом. Ширина грудной клетки волка равна длине головы. Ширина части туловища, которая видна правее, равна трети этого расстояния. Нарисуйте задние лапы волка , повторяя форму, которую вы видите на фотографии.

Так же постройте изображение зайца . Овалом очертите место расположения объекта на бумаге. Длина овала должна быть в два раза больше, чем ширина. Разделите овал пополам вертикальной линией. Слева от нее постепенно увеличивайте высоту фигуры – туловище зайца на рисунке должно стать яйцеобразной формы.

Разделите длину тела животного на пять равных частей. Две части справа будут приходиться на голову животного – она миндалевидной формы и опущена вниз. Разделите это расстояние пополам, чтобы определить расположение глаза. Ось для него должна находиться под углом 45° по отношению к нижней границе листа.

Волка подмигивание волка

Рубаха как основной элемент русского народного костюма

Основными элементами русского народного мужского костюма являлись рубаха, штаны, головной убор и обувь – лапти. Рубаха была, пожалуй, его основной и наиболее древней составляющей. Название этого элемента народного костюма произошло от корня «руб», что означало «кусок» или «отрез». Ему было родственно слово «рубить», ранее имевшее значение «резать». Первой славянской рубахой был простой кусок ткани, который перегибался пополам, снабжался отверстием для головы и скреплялся поясом. Впоследствии боковые швы стали сшиваться, добавились рукава.

Ученые именуют подобный покрой «туникообразным» и считают, что он был примерно одинаков для всех слоев населения. Различался лишь материал и характер отделки. Люди из простонародья одевались в рубахи, сшитые из льняного полотна, в холодное время года иногда носили рубахи из «цатры» - ткани из козьего пуха.

Было и еще одно название рубахи «сорочка» или «сорочица». Впрочем, отдельные исследователи полагают, что «рубаха» и «сорочка» - это разные элементы костюма. Длинная рубаха делалась из более плотной и грубой ткани, в то время как и легкая сорочка – из более тонкой и мягкой. Со временем сорочка превратилась в белье, а верхняя рубашка получила название «навершник».

Длиной мужская рубаха была примерно по колено. Ее обязательно подпоясывали, поддергивая таким образом, что ее верхняя часть превращалась в мешок для необходимых предметов. Так как рубаха непосредственно прилегала к телу, при ее изготовлении считали необходимым «обезопасить» отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, рукава и подол. Обереговую функцию выполняла вышивка, каждый элемент которой нес свой магический смысл.

Отложных воротников славянские рубахи не имели. Ворот был, скорее, похож на современную «стойку». Разрез ворота обычно делали прямым - посередине груди, однако был и косой, справа или слева. Ворот застегивали на пуговицу. Он считался особенно «магически важной» деталью одежды, ведь после смерти через него вылетала душа. Рукава рубахи были широкие и длинные и схватывались тесьмой у запястья.

Пояс и штаны в композиции костюма

Одним из первостепенных символов мужского престижа считались ременные пояса. Каждый взрослый свободный мужчина был воином, а пояса являлись едва ли не главным знаком воинского достоинства. Недаром на Руси существовало выражение «лишить пояса», что означало «лишить воинского звания» (отсюда – «распоясался»).

Высоко ценились пояса, изготовленные из кожи дикого тура. Кожу для пояса стремились добыть прямо на охоте, когда тур был уже смертельно ранен, но еще жив. Такие пояса считались огромной редкостью, так как лесные быки были очень опасны.

Штаны были завезены в Европу, в т.ч. к славянам, кочевниками и первоначально предназначались для верховой езды. Они делались не очень широкими, длиной примерно по щиколотку и заправлялись в онучи на голени. Штаны не имели разреза и держались на бедрах с помощью шнурка, который назывался «гашник». Отсюда пошло выражение «держать в загашнике», т.е. за шнурком для штанов. Другое название штанов – «портки» или «ноговицы».

Русский народный существенно уступал в разнообразии женскому и был примерно одинаков для всех российских губерний.

Видео по теме

Искусство иллюстрирования - весьма тонкая материя и, кроме уменья рисовать, требует ещё большого уменья думать и представлять происходящие в литературном произведении события В ДЕЙСТВИИ. Что ж будем учиться рисовать и будем развивать свою фантазию.

Давайте рисовать иллюстрации к известной детской сказке «Рукавичка». Поскольку имеется несколько вариантов этой сказки, вкратце перескажу сюжет нашей версии. Однажды зимой старик поехал в лес за дровами, а на обратном пути случайно обронил рукавицу, не заметил и так и вернулся домой. Дома он обнаружил пропажу и, несмотря на поздний час, поспешил вернуться за ней в лес. Тем временем потерянная рукавица лежала посреди дороги. Мимо пробегала мышка, и, не долго думая, решила поселиться в уютном и теплом убежище, ведь на дворе стояла зима. Затем появилась лягушка, и попросилась жить к мышке. Мышка ее приняла, и зажили они вместе. Когда потом приходили, зайчик, лисичка, волк и кабан хозяева так же принимали их к себе гостеприимно. Впрочем, когда явился медведь и тоже захотел жить в рукавичке, звери начали было возражать, что и без того тесно. Однако тут подоспел старик, вытряхнул незваных гостей, надел рукавичку и радостный отправился восвояси.

Существуют и несколько иные версии этой сказки, например, с ёжиком и без кабана, но мы будем опираться на тот вариант, который рассказан выше и сейчас немного порассуждаем о том как это всё иллюстрировать.

Нарисовать иллюстрацию к этой сказке не так просто, как может показаться, пока ее слушаешь. Для начала надо представить себе то, что конкретно мы хотим изобразить. Давайте подумаем над содержанием сказки. Поразмыслим, как вышло, что старик потерял рукавицу и не заметил этого сразу. Выходит, она не могла упасть у него с руки, иначе бы хозяин сразу же хватился пропажи. Скорее всего, разгорячившись, он заткнул рукавицы за пояс, тут-то одна из них и выскользнула. Теперь спросим себя, могла ли она упасть и лежать на дороге вертикально-торчком?

Вряд ли, сразу понятно, что она скорее упала бы на бок. Не годится, еще менее вероятно. И так тоже не пойдет, иначе как бы в нее вошли наши персонажи, если ход будет внизу? Следовательно, делаем вывод, что рукавичка лежала плашмя.

Давайте перечислим самые интересные эпизоды этой истории, которые стоит проиллюстрировать. Например:

Дед затыкает рукавицы за кушак (пояс).

Дед удаляется, а на дороге лежит утерянная рукавичка.

Мышка обнаруживает рукавичку.

Лягушка просится к мышке на жительство.

Мышка и лягушка пускают зайчика.

Приход лисы и волка.

Приходит кабанчик, и звери решают, пускать его или не пускать.

В гости навязывается медведь, и жить зверям становится очень тесно.

Старик возвращается и находит рукавичку.

Обитатели рукавички лишаются жилища и разбегаются в разные стороны.

Итак, поразмыслим над каждым эпизодом.

Дед в лесу. Лес, поскольку дело было зимой, весь в снегу, ветки елей поникли под его тяжестью, листвы на деревьях нет. Всюду сугробы. Подумаем, как должен быть одет дед из сказочной старины? На голове меховая шапка, например ушанка, на ногах валенки, теплый тулуп, подвязанный кушаком: мы позаботились, чтобы старик не замерз. Чтобы не слишком усложнять себе задачу, договоримся – лошадь, упряжь и сани останутся за кадром, их мы изображать не станем.

Старик уходит, оставляя рукавичку. Здесь все не так просто, и есть несколько вариантов. Самый простой – по горизонтали старик уходит от потерянной рукавички «вдоль» изображения. Другой вариант – дорога в перспективе сокращается «вглубь» изображения, старик либо уходит спиной к зрителю, а рукавица лежит на переднем плане, либо, наоборот старик идет на нас, а рукавичка лежит в «глубине» картины, то есть за его спиной. Еще можно изобразить дорогу, пересекающую лист по диагонали. Работу с отображением перспективы, как довольно сложную, мы порекомендуем ребятам постарше, а более доступную рассмотрим подробнее.

Рукавичка лежит на дороге.

Мышка подходит к лежащей рукавичке. Мышку можно изобразить либо как в жизни, либо, учитывая сказочный сюжет, в одежде. В этом случае все-таки следует помнить, что дело происходит зимой, и одеть ее соответственно сезону. Наша цель – изучить строение четвероногого животного, поэтому постараемся, чтобы звери как можно больше походили на настоящих, а не выглядели бы как люди, но в масках зверей. Первый кадр: мышка рассматривает свою находку(). В этом случае придется так же изобразить и окружающий зимний лес и сугробы.

Второй кадр: мышка зашла в рукавичку. Здесь придется сделать допущение, что мы можем заглянуть вовнутрь. Для того, чтобы ребята не теряли связи с жизнью, постараемся изображать наших зверюшек как можно более реалистично, а не в мультипликационном стиле. Максимум, чтоможно себе позволить – небольшая стилизация для простоты. Попав вовнутрь рукавички, мышка, конечно же, первым делом начинает осматриваться. Потренируемся изображать поворот головы у животного. Кстати, в рукавичке было, наверное, темно, но это не повод рисовать лампочку под потолком, как часто делают,насмотревшиеся ярких книжек, дети.

Появление лягушки. Лягушка существо земноводное, и ее строение кардинально отличается от строения остальных персонажей нашей сказки. Лягушка обладает длинными и мускулистыми задними лапами для прыжков и плавания и перепонками между удлиненных пальцев, и так же слегка выпученными глазами.Читаем - . Изображать ее в прыжке не стоит, это слишком сложно для детей, поэтому пусть наша лягушка лучше сидит. Кто видел лягушек в природе, тот знает, что они далеко не всегда зеленые, как их принято рисовать. Окраска этого земноводного зависит от окружающей среды, и обычно колеблется от темно-коричневого до светло бежевого, но почти всегда с темными полосками и пятнами для маскировки.

Пора нам перейти к зайчику. У зайчика, как и у лягушки, сильные прыгательные задние лапы и сравнительно короткие передние. Нарисовать его в прыжке легче, чем лягушку, поэтому мы с вами так и сделаем.(). Впрочем, возможен вариант - около рукавички. Несмотря на то, что у зайчика длинные уши, не надо думать, что они всегда стоят торчком. Обычно косой держит их откинутыми назад, и поднимает только, когда чувствует опасность – прислушивается. Так же не станем рисовать зайца с загнутым, заломленным ухом: в природе этого практически не бывает.

Лису и волка, как представителей одного семейства (собачьих) предлагаем рассматривать в сравнении. Что отличает лису, кроме рыжего цвета меха. Мордочка у нее острая, длинный носик придает ей как бы хитрое выражение (). Лиса мельче и худощавее волка. Скажите, зачем лисе ее знаменитый пышный хвост? Правильно, хвост она использует в качестве руля, чтобы не заносило на поворотах во время быстрого бега. Еще есть мнение, что хвостом рыжая плутовка заметает свои следы на снегу.

Теперь речь пойдет о кабане. Кабан, как вам известно, приходится родственником домашней хрюшке. Однако внешне заметно от нее отличается. Выглядит кабан устрашающе: огромный, покрытый темно-бурой грубой щетиной, растущей «назад», с мощной треугольной головой, настолько высокой холкой и низким крупом, что спина кажется горбатой (у домашней свиньи спина ровная). Урок: .

Ноги у кабана длинные и скорее мускулистые, чем толстые, оканчиваются раздвоенными копытами, из пасти торчат острые клыки (читаем " "). Кабан живет в лесу и питается тем же, что и медведь, то есть не брезгает ни падалью ни мелкими зверюшками, что не совсем характерно для парнокопытного. Дикий кабан очень опасен, повстречаться с ним не пожелаешь и врагу. Когда этот грозный зверь попросился на постой, несмотря на тесноту, никто не осмелился ему возразить.

Последним по сюжету нашей сказки появился медведь(). Как и кабан, медведь всеяден, разумеется, не следует думать, что он питается только медом. Зимой на самом деле ему полагается спать в берлоге, проснувшийся и разгуливающий по лесу медведь называется «шатун», такой зверь невероятно опасен для любого, кто его встретит. Выглядит медведь так: крупное более или менее прямоугольное туловище, небольшой горб в месте холки, круп выше, чем у кабана, шея намного длиннее, голова с тупой мордой и округлыми ушами, окраска бурая. Когтистые толстые лапы, зверь может передвигаться как на четырех, так и на двух ногах. Кстати, следы медведя похожи на человеческие. Даже кабану пришлось потесниться, когда на сцене появился этот гигант. Звери зажили в тесноте, да не в обиде – как-то смогли ужиться, но тут за потерянной варежкой вернулся старик.

Итак, нам известно, как изображать каждого из героев сказки по отдельности. Теперь перейдем к составлению композиций. К делу нужно подойти творчески: мы не имеем права просто собрать наших персонажей в рукавичке в виде отдельных независимых элементов. Композиция должна быть интересной, занимательной и отражать взаимоотношения героев, как того требует сюжет сказки.

Согласитесь, что уже сцена с появлением второй гостьи, лягушки, должна нести изрядную психологическую нагрузку. Мышка, до этого, очевидно, осматривавшая «помещение», разумеется, поворачивает голову в сторону входа; лягушка с неуверенным и просительным видом топчется «на пороге». Нам представляется отличная возможность потренироваться в изображении поворота головы у животного. Мышка дает понять лягушке, что та может войти, теперь наши зверушки сидят, смотрят друг на друга, и разговаривают. Постараемся придать мордочкам животных дружелюбное выражение. Но что это такое – у входа внезапно появляется заяц. Обе собеседницы, конечно же, сразу поворачивают головы в одну сторону; поняв, что гость не опасен, они радушно принимают его в свою компанию. Большинство художников-реалистов убеждены, что психологическая достоверность композиции во многом обусловлена правильным направлением взглядов персонажей. В нашем случае нужно показать, что звери смотрят именно друг на друга, а не на зрителя.

Эти две картинки я вставляю для прикола,чтобы читатели не закисали. Вобщем, полюбуйтесь - лиса,вырезанная без рисунка из чистого листа.

Лиса подходит к потерянной рукавичке

Лиса решает поселиться в рукавичке

Следующий акт – неожиданное появление лисы. Здесь все не так просто, потому, что при виде рыжей плутовки обитатели рукавички должны насторожиться – не секрет что как для зайчика, так и для мышки лиса представляет самую непосредственную угрозу. Нет сомнения, что мышка, с ходу дав лисе вынужденное согласие, со страху забивается в отсек для большого пальца рукавички, чтобы стать вне досягаемости. Лисица с хитрым видом проходит вовнутрь и, озираясь по сторонам, принимается строить(коварные) планы. Но перейти к действиям она так и не успевает, поскольку у входа уже стоит волк. Судя по сказке «Лиса и Волк» взаимоотношения у этих животных непростые. Пожалуй, зайчик и лягушка при появлении волка бросаются вглубь рукавички, а лиса наоборот выходит навстречу со льстивым видом, уверенная, что и на этот раз проведет серого хищника. Следующая сцена: волк разговаривает с лисой, которая увивается вокруг него, но сам, скорее всего, поглядывает на зайца. Заяц, в свою очередь, сжался в комок: уши прижаты, расширенные глаза следят за поведением хищников.

Теперь кабан. Этот грозный зверь возник у входа со словами «хро- хро- хро», и всем сразу стало ясно, что придется потесниться. Ему мы должны уделить здесь особое, далеко не последнее место. Кабан вошел в варежку и пристально разглядывает зверей. Лису и волка он оттеснил в самую глубину убежища. Возможно, волк оценивающе смотрит на кабана – ему теперь не до зайца, или на вход, в случае, если придется убегать. Заяц уже ни на что не надеется и поставил на своей судьбе крест: уши поникли, глаза апатично закрыты. Когда наконец в рукавичку втискивается медведь, начинается ужасная давка: звери как сельди в бочке. Уместно так же сравнение с переполненным автобусом. О каком-то взаимном психологизме теперь речи уже быть не может: морды всех персонажей выражают терпение и принятие ситуации, ведь деваться некуда. За почетное место в центре композиции борются медведь и кабан, на фоне этих двух лидеров лиса и волк совсем потерялись, притиснутые к стене, остальные персонажи путаются под ногами и боятся что их затопчут.


Товарищи, эти картинки - чисто для варианта и позабавить вас, уважаемые читатели, они не претендуют на "каноничность" прочтения.

Нагнетать атмосферу дальше не имеет смысла: к счастью для нашей дружной компании появляется старик. Едва заметив хозяина, все опрометью выскакивают вон и бросаются врассыпную. Старик со счастливым видом надевает рукавичку и рассматривает руку. Это наш вариант прочтения данной сказки. Но в целом таких вариантов бесконечно много. На этом примере мы просто показали, как это делается, задорный тон повествования призван раскрепостить вашу фантазию и творческие способности. Конечно же, мы надеемся,что вы,почитав наши соображения,придумаете свои-круче и интереснее.

Сказку "Рукавичка" вам пересказал Евгений Новиков.

Желаем вам удачи.


Метки: ,