Кто написал картину медведи в лесу. «Три медведя» - картина, воспевающая красоту русской природы

В моем далеком детстве картину « Утро в сосновом лесу» не просто знали, а горячо любили октябрята обоих полов. По той простой причине, что красовалась она на обертках чудесных вафельных конфет с шоколадной начинкой...

На вернисаже как-то раз…

И вот я стою в Государственной Третьяковской галерее лицом к лицу с шедевром многоуважаемого Ивана Ивановича Шишкина. Даже тени откровения, сродни тому, которое накатывает, говорят, при встрече с подлинником « Моны Лизы», и в помине нет. Но это не важно, зато на мишек любо-дорого смотреть. Как родные, м-м-м, милые-милые, так и съела бы! Слова экскурсовода убаюкивают: « Шишкин был классическим пейзажистом. Картина « Утро в сосновом лесу» появилась из-под его кисти в 1889 году. Считается, что художник написал ее под впечатлением от поездки по вологодским лесам. На ней изображен утренний сосновый бор…»

« Серьезно? – просыпается во мне ирония. – Никогда не догадалась бы! А я всегда думала, что южноамериканские пампасы!» И тут оказывается, что насмехаться над буквальностью речи сотрудницы галереи я поспешила.

Первоначально на картине « Утро в сосновом лесу» Шишкин написал именно пробуждающийся от ночного сна дремучий бор (так картину часто и величают ошибочно – « Утро в сосновом бору»), и все – никаких косолапых животных. А если быть точным, то семейство медведей наш прославленный пейзажист не рисовал никогда вообще! Именно потому что пейзажист. Листочки, веточки, дубы вековые – пожалуйста, с фотографической достоверностью, этим и прославился в веках. Лисички, зайчики и прочая живность – увольте! Не умею, не могу, не буду. Максимум – корову, а она здесь совершенно неуместна. Каждому свое, справедливо рассудил Иван Иванович и, успокоив сам себя, отправился в очередную пешую прогулку по лесным массивам, кои обожал всем сердцем...

Подарок друга

Однако на следующий день лесной пейзаж уже не показался художнику столь совершенным, как накануне. Долго стоял он перед картиной, придирчиво всматриваясь в детали. Посмотрим и мы: влажный утренний туман, первые ласковые лучи солнца, могучие стволы вековых сосен, запах хвои – и тот почти различим! Но… Чего-то не хватает. Слово еще такое есть современное… А, динамики! Жизни то бишь. Так Шишкин и сказал своему товарищу по художественной артели Савицкому, пожаловался даже: шедеврально, мол, да не то! Константин Аполлонович был рад помочь другу как художник художнику: краски есть, кисть имеется, и вот на свет появилась медведица с тремя медвежатами. Неожиданный поворот? Куда там Джоконде с ее невнятной улыбкой. Вот где смех да и только: представляете, если бы Достоевский пришел в гости к Тургеневу да и заявил: « Давай-ка, голубчик ты мой Ваня, помогу, что-то, я вижу, ты в творческом застое!» – и вписал бы собственноручно главу-другую в « Записки охотника». А мы, читатели, восхищались бы стилем Тургенева, не догадываясь, что перо-то скрипело Федора Михайловича…

Должен остаться только один!

Впрочем, наши герои как истинные друзья честно поставили на полотне « Утро в сосновом лесу» свои подписи. Автограф Савицкого чуть позже стер меценат, коллекционер и создатель будущей знаменитой галереи Павел Третьяков. Причина осталась загадкой, вроде как сам « отец» медведей попросил это сделать из пиетета к Шишкину, первоначальному творцу картины. Да и, логично рассудив, – зачем успешному художнику-жанристу, « Некрасову в живописи», представлявшему на выставках такие картины, как « Ремонтные работы на железной дороге» или « На войну», лавры анималиста? А может быть, вторую подпись убрали просто потому, что в живописи дуэты не приняты... Так или иначе, гонорар за работу выплатили только Шишкину, а дальше уже каждый проявил себя в силу своей природной сущности. Говоря художественным языком, развернулась картина « Как поссорились Иван Иванович с Константином Аполлоновичем»…

С годами история создания шедевра с конфетной обертки трансформировалась в куда более приличный вариант: дескать, Савицкий просто подсказал Шишкину идею « накидать» мишек на уже высохшее полотно, а тот ее гениально воплотил, не зря же учился в знаменитой мастерской анималистов в Мюнхене. Так пишут в официальных книгах по истории живописи. Мы же, простые зрители, с детской настойчивостью еще больше запутываем сами себя, восклицая: « Как же, знаем такую картину! « Три медведя» называется! Автора не помню, а вот конфеты были просто класс!»

Для начала: Как известно, многие эпохальные события в мировой истории неразрвыно связаны с городом Вятка (в некоторых версиях - Киров (который Сергей Мироныч)). Что причиной тому - звезды может так встали, может воздух или глинозем там какой особо целебный, может коллаедр повлиял, но факт остается фактом: что бы ни случилось в мире особо знаменательного - почти во всем прослеживается "рука Вятки". Однако, до сих пор никто не брал на себя ответственность и нелегкий труд по систематизации всех знаменательных явлений, имеющих непосредственную привязку к истории Вятки. В этой ситуации группа молодых перспективных историков (в моем лице) взялась таки осуществить эту попытку. В результате на свет явился цикл высокохудожественных научно-исторических очерков о документально подтвержденных исторических фактах под рубрикой "Вятка - родина слонов". Кои и планирую я время от времени размещать на этом ресурсе. Итак, начнем.

Вятка - родина слонов

Вятский медведь - главный персонаж картины «Утро в сосновом бору»

Искусствоведами давно доказано, что картину «Утро в сосновом бору» Шишкин писал с натуры, а не с обертки конфеты «Мишка косолапый». История написания шедевра довольно интересна.

В 1885 году Иван Иванович Шишкин задумал написать полотно, отображавшее бы глубинную силу и необъятную мощь российского соснового бора. Местом написания полотна художник выбрал Брянские леса. Три месяца Шишкин жил в шалаше, добиваясь единения с природой. Итогом акции стал пейзаж «Сосновый бор. Утро». Однако, жена Ивана Ивановича Софья Карловна, служившая главным экспертом и критиком картин великого живописца, посчитала, что полотну не хватает динамики. На семейном совете пейзаж решено было дополнить лесной живностью. Первоначально планировалось «пустить по полотну» зайцев, однако, их малые габариты вряд ли сумели бы передать мощь и силу российского леса. Выбирать пришлось из трех фактурных представителей фауны: медведя, кабана и лося. Отбор произвели методом отсечения. Кабан отпал сразу - Софья Карловна не любила свинину. Сохатый также не прошел по конкурсу, так как лось, карабкающийся по дереву, выглядел бы неестественно. В поисках победившего в тендере подходящего медведя Шишкин вновь был отселен в Брянские леса. Однако на этот раз его ожидало разочарование. Все брянские медведи показались живописцу худосочными и малосимпатичными. Шишкин продолжил поиски в других губерниях. 4 года скитался художник по лесам Орловщины, Рязанщины и Псковщины, но так и не нашел экспонат, достойный шедевра. «Непородистый нынче медведь пошел, может, все-таки кабан подойдет?», - писал из шалаша Шишкин жене. Софья Карловна и здесь помогла мужу - в энциклопедии «Жизнь животных» Брема она прочла, что лучшим экстерьером обладают медведи, обитающие в Вятской губернии. Ученый-биолог описывал бурого медведя вятской линии как «крепко сбитое животное с правильным прикусом и хорошо стоящими ушами». На Вятку, в Омутнинский уезд и подался Шишкин в поисках идеального животного. На шестой день проживания в лесу, неподалеку от своей уютной землянки художник обнаружил берлогу великолепных представителей бурой породы медведей. Медведи также обнаружили Шишкина и дописывал их Иван Иванович уже по памяти. В 1889 году великое полотно было готово, аттестовано Софьей Карловной и размещено в Третьяковской галерее.

К сожалению, о существенном вкладе вятской природы в написание картины «Утро в сосновом бору» сейчас мало кто помнит. А зря. И по сей день медведь в этих краях водится мощный и породистый. Общеизвестным является тот факт, что для эмблемы Олимпиады-80 позировал медведь Громыка из зверохозяйства «Зониха».

Вячеслав Сыкчин,
независимый историк,
председатель ячейки медведологов
Вятского общества дарвинистов.

Картина известна каждому человеку, ее проходят едва ли не в начальной школе, и забыть такой шедевр после вряд ли получается. Кроме того, эта известная и всеми любимая репродукция постоянно украшает упаковку одноименного шоколада, является отличной иллюстрацией к рассказам.

Сюжет картины

Это, наверное, самая популярная картина И.И. Шишкина, известнейшего пейзажиста, руками которого сотворено множество прекрасных картин, среди которых и «Утро в сосновом лесу». Полотно было написано в 1889 году, а как считают историки, замысел самого сюжета не появился спонтанно, его подсказал Шишкину Савицкий К.А. Именно этот художник в свое время удивительным образом изобразил на полотне медведицу вместе с играющими медвежатами. «Утро в сосновом лесу» было приобретено известным ценителем искусства того времени, Третьяковым, который посчитал, что картина выполнена именно Шишкиным и окончательное авторство закрепил непосредственно за ним.


Некоторые считают, что своей неимоверной популярностью картина обязана именно своему занимательному сюжету. Но, несмотря на это, полотно является ценным благодаря тому, что состояние природы на полотне передано удивительно четко и по-настоящему.

Природа на картине

Прежде всего, можно отметить, что на картине изображен утренний лес, однако это только поверхностное описание. На самом деле автор изобразил не обычный сосновый лес, а его самую чащу, то место, которое называют «глухим», и именно она начинает свое раннее пробуждение утром. На картине очень тонко прорисованы природные явления:


  • начинает всходить солнце;

  • солнечные лучи в первую очередь прикасаются к самым верхушкам деревьев, но и в самую глубь оврага уже пробрались некоторые лучики-озорники;

  • овраг примечателен на картине еще и тем, что в нем по-прежнему можно заметить туман, который будто бы и не боится солнечных лучей, будто бы и не собирается уходить.

Герои картины


У полотна есть и собственные персонажи. Это трое маленьких медвежат и их мама-медведица. Она заботится о своих медвежатах, поскольку они на полотне выглядят сытыми, довольными и беззаботными. Лес пробуждается, поэтому мама-медведица очень внимательно наблюдает за тем, как резвятся ее медвежата, контролирует их игру и переживает, не случилось ли чего. Медвежат не заботит пробуждающаяся природа, им интересно порезвиться на створе упавшей сосны


Картина создает ощущение, что мы находится в самой глухой части всего соснового леса еще и потому что могучая сосна совершенно бесхозно лежит последи леса, она когда-то была выдернута с корнем, и до сих пор пребывает в таком состоянии. Это практически уголок настоящей дикой природы, той, где обитают медведи, а человек не рискует к ней прикасаться.

Стиль написания

Помимо того, что картина может приятно удивить своим сюжетом, от нее невозможно оторвать взгляд еще и потому что автор постарался умело использовать все навыки рисования, вложил душу и оживил полотно. Совершенно гениально решена Шишкиным проблема соотношения цвета и света на полотне. Интересно отметить, что на переднем плане можно «встретить» достаточно четкие прорисовки, цвета, в отличие от заднего колорита, который кажется практически прозрачным.


По картине понятно, что художник на самом деле был восхищен изяществом и удивительной красотой первозданной природы, которая неподвластна человеку.

Похожие статьи

Исаак Левитан является признанным мастером кисти. Особенно он известен тем, что ему удавалось создание картин, раскрывающих красоту природы, изображающих какой-либо красивый пейзаж, который на первый взгляд кажется совершенно обыкновенным...

Экспозиция

Картина пользуется популярностью благодаря занимательному сюжету. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы, увиденное художником в Беловежской пуще . Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны великанов. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Мы являемся наблюдателями за дикой природой и её обитателями.

История

Шишкину замысел картины подсказал Савицкий. Медведей написал Савицкий в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Однако, когда картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. Ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину» .

  • Большинство россиян называют данную картину «Три медведя», несмотря на то, что на картине медведей не три, а четыре. Это, видимо, связано с тем, что во времена СССР в продуктовых магазинах продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией данной картины на фантике, которые в народе именовались «Три медведя».
  • Еще одно ошибочное обиходное название - «Утро в сосновом бору» (тавтология : бор - это и есть сосновый лес).

Примечания

Литература

  • Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике / Сост. И. Н. Шувалова - Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1978;
  • Аленов М. А., Евангулова О. С., Лившиц Л. И. Русское искусство XI - начала XX века. - М.: Искусство, 1989;
  • Анисов Л. Шишкин. - М.: Молодая гвардия, 1991. - (Серия: Жизнь замечательных людей);
  • Государственный Русский музей. Ленинград. Живопись XII - начала XX века. - М.: Изобразительное искусство, 1979;
  • Дмитриенко А. Ф., Кузнецова Э. В., Петрова О. Ф., Федорова Н. А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. - Ленинград, 1971;
  • Лясковская О. А. Пленер в русской живописи XIX века. - М.: Искусство, 1966.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Утро в сосновом лесу" в других словарях:

    - «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ», Канада Латвия, BURRACUDA FILM PRODUCTION/ATENTAT KULTURE, 1998, цв., 110 мин. Документальный фильм. О творческом самовыражении шестерых молодых людей, поисках взаимопонимания через творчество. Показана их жизнь в течение… … Энциклопедия кино

    УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ - Картина И.И. Шишкина. Создана в 1889 г., находится в Третьяковской галерее. Размеры 139 × 213 см. Один из самых известных пейзажей в творчестве Шишкина изображает густой непроходимый лес* средней полосы России. В чаще леса на поваленных деревьях… … Лингвострановедческий словарь

    Жарг. студ. Первое по расписанию утреннее учебное занятие. (Запись 2003 г.) … Большой словарь русских поговорок

Эта картина известна всем от мала до велика, потому как, само произведение великого пейзажиста Ивана Шишкина является наиболее заметным живописным шедевром в творческом наследии художника.

Всем нам известно, что этот художник очень любил лес и его природу, любовался каждым кустиком и травинкой, заплесневелыми стволами деревьев украшенные обвисающими от тяжести листвы и хвои ветвями. Всю эту любовь Шишкин отражал на обычном льняном холсте, чтобы потом весь мир увидел непревзойденное и по ныне мастерство великого русского мастера.

При первом знакомстве в зале Третьяковки с картиной Утро в сосновом бору, чувствуется неизгладмое впечатление присутствия зрителя, разум человека полностью вливается в атмосферу леса с дивными и могучими великанами соснами, от которых так и разит хвойным ароматом. Хочется глубже дышать этим воздухом, своей свежестью замешанный с утренним лесным туманом покрывающим окрестности леса.

Видимые верхушки вековых сосен прогнувшихся от веса ветвей ласково освещены утренними лучами солнца. Как мы понимаем, всей этой красоте предшествовал страшный ураган, могучий ветер которого, с корнем вырвал и повалил сосну разломив ее надвое. Все это по способствовало тому, что мы видим. На обломках дерева резвятся медвежата а их озорную игру охраняет мама медведица. Этот сюжет можно сказать очень явно оживил картину добавляя всей композиции атмосферу повседневной жизни лесной природы.

Не смотря на то, что Шишкин редко писал животных в своих произведениях, отдавая предпочтения все таки красотам земной растительности. Он конечно рисовал в некоторых своих работах овечек и коров, но видимо его это несколько напрягало. В данном сюжете медведей написал его коллега Савицкий К. А., который время от времени занимался творчеством вместе с Шишкиным. Возможно он и предложил совместную работу.

По окончании работы Савицкий также подписаля в картине, таким образом было две подписи. Все бы ничего, картина очень понравилась всем, в том числе и известному меценату Третьякову, который решил купить полотно для своей коллекции, правда, потребовал убрать подпись Савицкого, мотивировав тем, что основной объем работы был исполнен более знакомым ему Шишкиным, которому пришлось исполнить требование коллекционера. В результате в этом соавторстве возникла ссора, потому как, весь гонорар был заплачен главному исполнителю картины. Конечно точной информации по этому поводу, практически нет, историки разводят руками. Можно, конечно только догадываться, как был разделен этот гонорар и какие неприятные ощущения были в кругу коллег художников.

Сюжет с картиной Утро в сосновом бору получил широкую известность среди современников, было много разговоров и рассуждений относительно отображенного художником состояния природы. Очень красочно показан туман, украсивший мягкой голубой дымкой воздушность утреннего леса. Как мы помним художник уже писал картину "Туман в сосновом лесу" и этот прием воздушности получился очень кстати и в этом произведении.

Сегодня картина очень распространена, как писалось выше известна даже детям, кто любит конфеты и сувениры, частенько ее даже называют Три медведя, возможно по тому, что в глаза бросаются трое медвежат а медведица как бы в тени и не совсем заметна, во втором случае в СССР так называли конфеты, где печатали на фантиках данную репродукцию.

Также сегодня современные мастера рисуют копии, украшая красотами нашей русской природы различные офисы и представительские светские залы, ну и конечно наши квартиры. В оригинале сей шедевр можно увидеть посетив не часто посещаемую многими Третьяковскую галерею в Москве.