Ольга Ивановна Скороходова: биография.

Практическое занятие

Часа

«Тебе сказали… чудес не бывает?

Не верь! Они их просто не видели…»

1. Изучение основных психолого-педагогические проблем сопровождения детей с комплексными нарушениями, принципов организации образовательной среды и разработки развивающих образовательных программ; особенностей оценки и определения эффективности процесса обучения;2. формирование философско-мировоззренческих основ личностного отношения студентов к лицам с комплексными нарушениями развития

Текст 1

Джоно Ланкастер

Этот 26-летний парень по имени Джоно Ланкастер, проживающий в городе Йоркшир, Великобритания, страдает редким генетическим заболеванием – синдромом Тричера-Коллинза, но это не мешает ему жить полноценной жизнью. Парень с необычным лицом имеет симпатичную девушку, хорошую работу и много друзей. Он любит активный отдых, но при этом уделяет много времени детям, больным таким же заболеванием.

От самого Джоно его биологические родители отказались почти сразу после рождения, а потом его усыновила бездетная семья. Мальчику, у которого повреждена 5-я хромосома и отсутствуют многие кости лица, провели несколько операций, что немного улучшило его внешность. Теперь Джоно путешествует по миру, встречается с детьми, болеющими аналогичным недугом, чтобы рассказать им о том, что они, как и он, могут жить яркой и счастливой жизнью.

Текст 2

Ник Вуйчич

Ник Вуйчич (Nick Vujicic) родился в 1982 году в австралийском Брисбене (Brisbane, Australia), в семье сербских эмигрантов. Впрочем, назвать это событие – рождение сына – радостью для его родителей можно было назвать лишь весьма условно. Так, родился Ник, долгожданный первенец, с очень серьезной патологией – у ребенка отсутствовали все конечности. Иначе говоря, у малыша не было ни рук, ни ног, и лишь на месте левой ноги у него имелось некое подобие стопы с двумя пальцами. Отец мальчика, который присутствовал при родах, не мог поверить своим глазам, он покинул родовую палату, едва увидев одно плечо малыша, которое не заканчивалось рукой. Позже, едва живой от волнения, он обратился к врачу: "… Мой сын… У него что же – нет руки?". Ответ врача был однозначным: "У малыша нет обеих рук и обеих ног".

Тогда плакало все родильное отделение – медсестры, акушеры и даже видавшие виды врачи. Никто не отваживался показать малыша матери, которая уже не находила себе места от волнения.

И все же, как бы ни было, пришло время решать – как же быть с несчастным, но в то же время их желанным сыном. Нетрудно представить себе состояние родителей новорожденного – в неком ступоре они наблюдали своего малыша, и никто даже не брался представить себе, каким образом он сможет приспособиться, и сможет ли вообще, к миру вокруг.

Вопросы, вопросы, вопросы… Сможет ли такой человек быть счастливым? И нужна ли ему вообще жизнь? С другой стороны, если жизнь ему уже дарована, могут ли они даже задумываться над тем, нужна ли она ему? Впрочем, пока родители со смесью страха и жалости смотрели на своего ребенка, малыш тоже по-своему начал присматриваться к внешнему миру. При этом, Ник был "здоровым" - то есть при всех его страшных врожденных недостатках остальной его организм работал исправно. Более того, малыш хотел жить!

Итак, после нескольких месяцев смятения, после моря слез и опустошенности, родители Ника смирились и начали просто жить. Позже его мать рассказывала, что они не решались в то время заглядывать в будущее надолго – они просто-напросто ставили себе небольшие задачи и решали проблемы одну за другой, малыми шагами.

Итак, сложно, больно и очень необычно началась жизнь маленького австралийца по имени Ник. Будучи малышом, он вовсе не задумывался, насколько и чем именно он отличается от своих сверстников.

Депрессия пришла позже, когда Ник Вуйчич рос и становился старше. Первая попытка суицида случилась в возрасте 8 лет. Так, именно в этом возрасте мальчик начал мучиться и страдать из-за своих недостатков, именно тогда он понял и то, что бесполезно ежевечерне просить Бога дать ему ноги и руки. Бог, к сожалению, оставался глух к его молитвам. Позже он признался, что каждое утро был готов проснуться с новенькими руками и ногами, однако с каждым новым утром эти надежды становились все призрачнее. На место надежды приходило разочарование. Не помогли и электронные руки, которые ему купили родители – они оказались слишком тяжелы для малыша, и Ник продолжал жить и пользоваться лишь тем подобием левой ноги, что досталась ему при рождении.

Нелегко приходилось и родителям Ника, на которых лежала тяжкая задача объяснить своему сыну, почему Бог не любит именно его, почему именно ему он не только не помог, но и вовсе отнял у него то, что полагалось ему от природы – обычные руки и ноги?

Так, однажды Ник попросил отнести его в ванну – и там вдруг понял, что даже утопиться оказывается для него слишком сложно. Именно тогда мальчик представил себе и его возможные похороны – безутешных родителей, которые так его любили, и которых сам он любил. Именно в тот момент, как он признавался позже, он раз и навсегда перестал думать о суициде.

Впрочем, жизнь от этого не стала ни легче, ни мягче. Несмотря на то, что родители Ника сумели добиться от властей того, чтобы их сын ходил в нормальную, обычную школу, одноклассники и сверстники отказывались с ним играть. Действительно, Ник не мог делать ничего – ни пинать по мячу, ни ловить его, ни догонять, ни убегать.

Но мальчик держался – он старался быть "как все", старался изо всех сил. Так, он ходил в школу, неплохо учился, мог писать, научился не только ходить и плавать, но и кататься на скейте и пользоваться компьютером.

А еще он много времени проводил в раздумьях о Боге. Так, именно в своей вере он научился черпать силы. Ник был уверен – если Бог создал его таким, значит именно таким он Богу и нужен. А, стало быть, следует искать, а главное – найти свое предназначение. А то, что это самое предназначение у Ника было, и было оно очень важным, не оставляло сомнений.

Ответ пришел в молодому человеку, когда он был уже студентом Университета Гриффита (Griffith University), в котором он изучал финансовое планирование. Так, получив однажды предложение выступить перед студентами, Ник просто рассказал им то, что знал сам. К концу его короткой, регламентированной речи, в зале плакали многие. Одна из девушек даже выскочила на сцену, чтобы обнять Ника. И позже, вернувшись домой, он объявил родителям, что раз и навсегда понял, чем он может и хочет заниматься в жизни – Ник Вуйчич хотел говорить с людьми – он хотел быть оратором, проповедником.

Он твердо решил не оставаться в четырех стенах и не стоять на месте – перед ним был целый открытый мир, полный людей с их страданиями и бедами. И Ник чувствовал, что каждому из этих людей ему есть что сказать.

С того времени и начались его странствования, во время которых Вуйчич объездил более двух десятков стран, произнося по 250 речей в год. А предложения выступать по-прежнему превышали возможности Ника.

Текст 3

Скороходова Ольга Ивановна

Советский учёный - дефектолог, педагог, литератор, кандидат педагогических наук. Работая в Научно-исследовательском институте дефектологии Академии педагогических наук СССР, являлась единственным в мире слепоглухим научным сотрудником. При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей.

Родилась в 1911 году в семье бедных крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны, а мать была вынуждена батрачить у священника. В возрасте пяти лет вследствие заболевания менингитом Оля полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11-13 лет слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла. В 1922 году после смерти матери её направили в Школу слепых в Одессе. В 1925 году слепоглухая и почти уже немая Оля попала в школу-клинику для слепоглухонемых детей в Харькове, которую основал профессор И. А. Соколянский. Под его присмотром у девочки восстановилась устная речь, она начала вести записи по самонаблюдению.В 1947 году вышла её книга «Как я воспринимаю окружающий мир», которая вызвала исключительный интерес к дефектологии. Этот литературный труд был отмечен премией К. Д. Ушинского. В 1954 году книга была дополнена второй частью и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», в 1972 году также дополнена и издана под названием «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир».В 1948 году Скороходова стала научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) НИИ дефектологии АПН СССР. Здесь Ольга Ивановна проработала до конца своей жизни.

Стихи Скороходовой О.И.:

Думают иные - те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
- Как она без зрения красоту опишет,
Как поймет без слуха звуки и весну?

Я услышу запах и росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать люблю:

Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука - чувства трепетание
Я ловлю и слышу быстрою рукой.

И за ум, за сердце я любить готова.
Так, как любят запах нежного цветка,
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.

Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу:
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?

Не имею слуха, не имею зрения,
Но имею больше - чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновением,
Я соткала жизни красочный узор.

Если Вас чаруют красота и звуки,
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руки.
Чтоб была я с Вами, а не за стеной.

Вопросы:

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29

(1982 ) Место смерти: Страна:

СССР

Научная сфера: Место работы: Учёная степень: Научный руководитель: Известна как: Награды и премии


О́льга Ива́новна Скорохо́дова (11 мая , Белозёрка , Херсонская область - 1982, Москва) - советский учёный-дефектолог , педагог, литератор, кандидат педагогических наук. Работая в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР , она являлась единственным в мире слепоглухим научным сотрудником. При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей.

Биография

В некоторых источниках указываются неверные сведения о дате рождения Скороходовой: иногда говорится о 1912 или 1914 годах. Однако, согласно выпискам из церковной книги, которые были найдены после её смерти, она родилась в 1911 году.

Скороходова родилась в семье бедных крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны. А мать была вынуждена батрачить у священника .

В возрасте 5 лет вследствие заболевания менингитом Оля полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11-13 лет слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла. В 1922 году после смерти матери её направляют в Школу слепых в Одессе . В 1925 году слепоглухая и почти уже немая Оля попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей в Харькове , которую основал профессор И. А. Соколянский . Под его присмотром у девочки восстанавливается устная речь, она начинает вести записи по самонаблюдению.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 24 мая
  • Родившиеся в 1911 году
  • Родившиеся в Белозёрке
  • Умершие в 1982 году
  • Умершие в Москве
  • Кандидаты педагогических наук
  • Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
  • Слепоглухие
  • Педагоги СССР
  • Дефектология

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Басистюк-Гаптар, Ольга Ивановна
  • Тарасевич, Ольга Ивановна

Смотреть что такое "Скороходова, Ольга Ивановна" в других словарях:

    СКОРОХОДОВА Ольга Ивановна - (1912 82) российский ученый дефектолог. При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных и литературных произведений (Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир, 1972). Работала в Научно исследовательском институте… … Большой Энциклопедический словарь

    Скороходова Ольга Ивановна - [р. 11(24).7.1914, с. Белозёрка, ныне Херсонской области], советский учёный в области дефектологии, педагог, литератор, кандидат педагогических наук (по психологии, 1961). Вследствие перенесённого в 5 летнем возрасте менингита утратила зрение,… …

    Скороходова Ольга Ивановна - (1912 1982), учёный дефектолог. При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных и литературных произведений («Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», 1972). Работала в Научно исследовательском институте дефектологии АПН … Энциклопедический словарь

    СКОРОХОДОВА Ольга Ивановна - , дефектолог, педагог, литератор, канд. пед. наук (1961). В 5 летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 1925 41 воспитывалась в Харьковской школе клинике… … Российская педагогическая энциклопедия

    Скороходова, Ольга Ивановна - Род. 1912, ум. 1982. Дефектолог, сотрудница НИИ дефектологии АПН СССР (сама была полностью лишена зрения и слуха). Автор методик воспитания и обучения слепоглухонемых детей, книг ("Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий… … Большая биографическая энциклопедия

    Скороходова, Ольга Ивановна - (1914 1982) дефектолог, педагог, литератор. В 5 летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 1925 41 воспитывалась в Харьковской школе клинике для слепоглухонемых детей. Благодаря специальному лечению и обучению у С. была… … Педагогический терминологический словарь

    СКОРОХОДОВА, Ольга Ивановна - (1914 1982) дефектолог, педагог, литератор, кандидат педагогических наук (1961). В 5 летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 1925 41 гг. воспитывалась в Харьковской школе клинике для слепоглухонемых детей. Благодаря… … Дефектология. Словарь-справочник

    СКОРОХОДОВА - Ольга Ивановна (1912 82), дефсктолог, кандидат педагогических наук (1961). При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных и литературных произведений (Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир, 1972). Сотрудник Научно… … Русская история

    Скороходова - женская форма фамилии Скороходов. Известные носительницы: Скороходова, Елена Дмитриевна (р. 1962) российская актриса, драматург. Скороходова, Ольга Ивановна (1911 1982) советский учёный дефектолог, педагог, литератор. Скороходова,… … Википедия

    Скороходова - Ольга Ивановна [р. 11(24).7.1914, с. Белозёрка, ныне Херсонской области], советский учёный в области дефектологии, педагог, литератор, кандидат педагогических наук (по психологии, 1961). Вследствие перенесённого в 5 летнем возрасте… … Большая советская энциклопедия

(1914–1982) – дефектолог, педагог, литератор, кандидат педагогических наук (1961). В 5летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 192541 гг. воспитывалась в Харьковской школеклинике для слепоглухонемых детей. Благодаря использованию специальных методик обучения, систематическим занятиям, воле и упорному труду у С. Была восстановлена звуковая речь, она получила среднее образование. Дальнейшее образование продолжила в Москве в 194448 гг. под руководством И.А. Соколянского. С 1948 г. научный сотрудник НИИ дефектологии. Автор ряда художественных и научных произведений, в том числе монографий «Как я воспринимаю окружающий мир» (М. – Л., 1947; премия им. Ушинского); «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» (М., 1954; премия им. Ушинского; переведена на многие иностранные языки); «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» (М., 1972; премия АПН СССР). Работы С. Имели большое значение для научного осмысления развития психики слепоглухонемых детей.

Прославлен тот боец, что верною рукою
Добьется, невредим, победного венца.
Но честь, двойная честь бесстрашному герою,
Кто ранен, весь в крови, но бьется до конца.
/О.Скороходова. Соратникам/

Казалось, только один человек сохранял спокойствие в аудитории Академии педагогических наук. Это была невысокая женщина в строгом черном костюме. А между тем именно из-за нее и пришли сюда профессора, педагоги, врачи…

Слепоглухая Ольга Ивановна Скороходова публично будет отстаивать свое право стать в один ряд с учеными нашей страны. Спокойным, ровным голосом говорит Скороходова о своей работе, которая представлена на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Быстро отвечает на вопросы. Возражает, когда не соглашается. Даже не верится, что это человек, лишенный зрения и слуха.

Только внимательно присмотревшись, можно заметить, что Ольга Ивановна правой рукой быстро водит по наколотой (по системе Брайля) бумаге и время от времени дотрагивается до горла, проверяя, говорит ли она. Она не слышит ни звука, а вопросы ей через руку специальной азбукой передает переводчик. В качестве диссертации Скороходова защищала свою ставшую широко известной книгу «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Перед ученым советом лежали чешское, китайское, румынское, немецкое издания. Книга Скороходовой не развивала, не продолжала - она создавала науку. А ее автором был человек, который завоевал свое место в жизни, победив мрак и безмолвие.

Ольга Скороходова родилась 11 (24) мая 1911 года на Украине, в селе Белозерка (недалеко от Херсона). Ее родители - бедные крестьяне. В автобиографии Ольга Ивановна писала: «Когда отца в 1914 году угнали на войну, мать осталась единственной работницей в семье, состоящей из братьев и сестер моего отца и больного дедушки. Мать много работала - батрачила у священника… Но как ни тяжелы были годы моей маленькой жизни, они все же были моим «золотым детством» до того дня, как я заболела».

В арсенале кинематографистов есть такой прием, когда на несколько мгновений вдруг исчезает изображение и выключается звук. Используется этот прием крайне редко, потому что зрителю становится не по себе. Но гораздо страшнее, если нечто подобное случается в жизни.

Оля заболела менингитом и полностью потеряла сначала зрение, потом слух и частично речь. Наступили полная тьма и полная тишина… Началась жизнь без звуков и красок. Ночь или день - все одинаково. Только руки ей «рассказывали» о том, что происходит вокруг. Мать Оли - Мария Тимофеевна - делала все, что могла: возила дочь к врачам в Херсон, но они только сочувствующе гладили девочку по голове да советовали матери не падать духом.

Потянулись дни постоянного одиночества (мать была на работе с утра до ночи), беспомощности и почти полной изолированности от внешнего мира. В той же автобиографии Скороходова пишет: «Наступил самый трудный, голодный для нашего села 1922 год… Слабая и больная мать слегла в постель, незрячей и почти глухой девочке пришлось обслуживать и себя, и больную мать…».

А новая беда уже стояла у ворот: от туберкулеза мать умирает. Истощенную, в полусознательном состоянии Олю забрала к себе ее тетка.

Осенью 1922 года Херсонский отдел народного образования направил девочку в одесскую школу для слепых детей. В начале 1925 года слепоглухая и почти уже немая Оля попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей. Эту клинику в Харькове создал профессор И.А. Соколянский (1923). «Для меня, - пишет Ольга, - началась совершенно новая, необычная жизнь. В то время в клинике было уже пять воспитанников. Нас окружили большой заботой. Наши воспитатели, педагоги и сам И.А. Соколянский любили нас не меньше, чем своих родных детей».

Прошло некоторое время, и у Ольги Скороходовой удалось восстановить речь. При помощи специальной методики с использованием дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного (брайлевского) шрифта было организовано систематическое обучение всем предметам школьного курса.

Любимым предметом Ольги была литература. Особенно ей нравился Горький. В 1932 году, когда отмечалось 40-летие литературной деятельности писателя, девушка, набравшись храбрости, послала Алексею Максимовичу поздравительное письмо. Долгожданный ответ пришел не скоро: немало корреспондентов было у юбиляра. Завязалась переписка. Письма Горького поддерживали Ольгу, помогали ей жить.

Удивительным человеком была Ольга Скороходова. С ней можно было часами говорить о литературе, искусстве… Начитанность ее была поразительной. Русская и зарубежная литература - для нее родной дом, в котором все до мельчайших подробностей знакомо и дорого. Она не только любила и знала поэзию, но и сама с юных лет сочиняла стихи. Горький считал, что Ольга обладала настоящим поэтическим даром. Вот, к примеру, только одно четверостишие из ее стихотворения «Весна»:

Молодая весна многозвучий полна,
Прилетела из дальнего края.
Зашумели леса, заблестела гроза,
Пробужденье природы встречая…

Когда Ольга рассказывала о скульптуре, то казалось, что оживают тончайшие линии изваяния, каждая бороздка, проведенная резцом мастера. Ее негромкий голос звучал мягко и мелодично, живо предавая оттенки чувств и мыслей. Трудно было поверить, что эта девушка, обладающая широкими познаниями, разносторонними интересами и огромной внутренней культурой, с восьми лет лишена зрения, слуха…

Испытаний, которые выпали на долю Ольги Скороходовой, хватило бы на нескольких человек. Вот только одно из них.

Оля много лет ничего не знала о судьбе своего отца - где он, что с ним? Но в 1933 году после долгой разлуки они встретились. Нет слов, чтобы передать волнение, охватившее Ольгу. Как отнесется к ней, такой, отец? Была еще одна причина для волнений: у отца уже другая семья, есть и другая дочь… Между Ольгой и отцом начинается переписка.

Вскоре Ольга стала получать письма и от жены отца, которая оказалась простой и добросердечной женщиной. Оля никому не хотела быть обузой, она старалась убедить, что не испытывает ни малейшего желания поселиться у них, уверяла, что она не абсолютный инвалид, что найдет свое место в жизни, а от них ждет только хорошего отношения к себе - их человеческой любви и дружбы.

Ольга Скороходова получила среднее образование. Ее литературные способности окрепли: она пишет заметки, статьи, очерки, стихи…

По совету профессора Соколянского Ольга вела записи того, как она воспринимает мир. (Как же пригодились ей эти записи впоследствии!) Она готовилась к поступлению в Литературный институт. Но… Восемь воспитанников было в школе Соколянского, когда началась Великая Отечественная война. Харьков оккупировали фашисты. Ворвавшиеся в школу гитлеровцы убили шестерых воспитанников. Лишь двое каким-то чудом спаслись. Одной из уцелевших была Ольга Скороходова. В 1943 году наши войска освободили Харьков. Через год Ольга была уже в Москве, где встретилась со своим учителем Иваном Афанасьевичем Соколянским и не расставалась с ним уже до самой его смерти.

Наступил 1947 год. Скороходова публикует свою книгу «Как я воспринимаю окружающий мир». Книга представляла исключительный интерес для дефектологии, психологии и была отмечена премией К.Д. Ушинского.

В 1948 году Ольга Скороходова становится научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР (ныне: Институт коррекционной педагогики РАО). Имя и труды Скороходовой - единственного в мире слепоглухого научного работника - приобретают все большую известность. В 1954 году выходит в свет ее новая книга «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Она тоже была удостоена премии К.Д. Ушинского. В 1961 году Скороходова блестяще защищает кандидатскую диссертацию и ей присваивается ученая степень кандидата педагогических наук (по психологии).

Известно, что потеря зрения и слуха делает судьбу людей особенно тяжелой, потому что появляется ощущение личной катастрофы. Острейшее переживание несчастья способно породить желание уйти из жизни. Не избежала этого и Ольга Ивановна: когда ей было 18 лет, она хотела отравиться…

Выработка стратегии и тактики общения с людьми - это настоящее искусство. Даже маленькие победы давались ей с трудом, был знаком и горький вкус поражений. «Да, мне бывает нелегко, когда приходится смешивать кипяток сердечных струй с холодной водой», - записала она однажды в своем дневнике. Самообладание и душевная энергия Ольги Скороходовой были, казалось, неисчерпаемы. Отчасти этими качествами ее наградила природа. Но кроме того, силы для борьбы она черпала в понимании значимости своего труда и его необходимости для людей с похожей на ее судьбой.

Работа над книгами приносила ей радость. И вот в 1972 году выходит из печати большой труд «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», собравший воедино все ее книги, статьи и стихи разных лет. Он был признан крупным вкладом в отечественную психологическую и педагогическую науку. Скороходовой присуждается Первая премия Академии педагогических наук. Скоро этот труд стал широко известен во многих странах. В мировой литературе монография Скороходовой - это единственное произведение, в котором автор, лишенный зрения и слуха, не только описывает свои психологические функции на разных стадиях онтогенеза, но и глубоко их анализирует. Этот научно-исследовательский труд написан в оригинальной форме - автобиографические материалы, дневниковые записи, воспоминания, стихи…

Ольга Скороходова помогала попавшим в беду людям не только своими научными трудами, но и практической деятельностью. Она, к примеру, во многом содействовала открытию в подмосковном Павловском Посаде школы-интерната для слепоглухонемых детей (1963). В 1974 году за большие заслуги в области специальной педагогики и многолетнюю плодотворную деятельность по обучению и воспитанию детей с нарушением слуха и зрения Скороходова была награждена Орденом Трудового Красного Знамени.

Скороходова всегда живо интересовалась вопросами школьной и студенческой жизни, принимала участие в работе научных конференций как в нашей стране, так и за рубежом. Она вела обширную переписку. Ей писали ученые (И. Павлов) и писатели (М. Горький, П. Тычина, М. Рыльский, С.Я. Маршак, М. Бажан), учителя и многочисленные читатели со всего света. Была ли она счастлива в жизни? Может быть, найти ответ на этот непростой вопрос нам поможет строфа из ее стихотворения «Письмо»:

Я прошла сквозь мрак и бури,
Я пути искала к свету, -
К жизни творческой, богатой…
И нашла! Запомни это!

О.И. Скороходова умерла в 1982 году. Ее книги, книги человека-победителя, помогают людям не падать духом, в них - «наука побеждать».

Стихотворение Ольги Скороходовой «Думают иные»

Думают иные - те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
- Как она без зренья красоту опишет,
Как поймет без слуха звуки и весну?!

Я услышу запах и росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать люблю:

Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука - чувства трепетанье
Я ловлю и слышу быстрою рукой.

И за ум, за сердце я любить готова.
Так, как любят запах нежного цветка,
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.

Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу:
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?

Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше - чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем,
Я соткала жизни красочный узор.

Если Вас чаруют красота и звуки,
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руки.
Что б была я с Вами, а не за стеной.

(1982 ) Место смерти: Страна:

СССР

Научная сфера: Место работы: Учёная степень: Научный руководитель: Известна как: Награды и премии


О́льга Ива́новна Скорохо́дова (11 мая , Белозёрка , Херсонская область - 1982, Москва) - советский учёный-дефектолог , педагог, литератор, кандидат педагогических наук. Работая в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР , она являлась единственным в мире слепоглухим научным сотрудником. При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей.

Биография

В некоторых источниках указываются неверные сведения о дате рождения Скороходовой: иногда говорится о 1912 или 1914 годах. Однако, согласно выпискам из церковной книги, которые были найдены после её смерти, она родилась в 1911 году.

Скороходова родилась в семье бедных крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны. А мать была вынуждена батрачить у священника .

В возрасте 5 лет вследствие заболевания менингитом Оля полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11-13 лет слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла. В 1922 году после смерти матери её направляют в Школу слепых в Одессе . В 1925 году слепоглухая и почти уже немая Оля попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей в Харькове , которую основал профессор И. А. Соколянский . Под его присмотром у девочки восстанавливается устная речь, она начинает вести записи по самонаблюдению.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 24 мая
  • Родившиеся в 1911 году
  • Родившиеся в Белозёрке
  • Умершие в 1982 году
  • Умершие в Москве
  • Кандидаты педагогических наук
  • Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
  • Слепоглухие
  • Педагоги СССР
  • Дефектология

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Скороходова, Ольга Ивановна" в других словарях:

    - (1912 82) российский ученый дефектолог. При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных и литературных произведений (Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир, 1972). Работала в Научно исследовательском институте… … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 11(24).7.1914, с. Белозёрка, ныне Херсонской области], советский учёный в области дефектологии, педагог, литератор, кандидат педагогических наук (по психологии, 1961). Вследствие перенесённого в 5 летнем возрасте менингита утратила зрение,… …

    - (1912 1982), учёный дефектолог. При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных и литературных произведений («Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», 1972). Работала в Научно исследовательском институте дефектологии АПН … Энциклопедический словарь

    СКОРОХОДОВА Ольга Ивановна - , дефектолог, педагог, литератор, канд. пед. наук (1961). В 5 летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 1925 41 воспитывалась в Харьковской школе клинике… … Российская педагогическая энциклопедия

    Род. 1912, ум. 1982. Дефектолог, сотрудница НИИ дефектологии АПН СССР (сама была полностью лишена зрения и слуха). Автор методик воспитания и обучения слепоглухонемых детей, книг ("Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий… … Большая биографическая энциклопедия

    Скороходова, Ольга Ивановна - (1914 1982) дефектолог, педагог, литератор. В 5 летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 1925 41 воспитывалась в Харьковской школе клинике для слепоглухонемых детей. Благодаря специальному лечению и обучению у С. была… … Педагогический терминологический словарь

    СКОРОХОДОВА, Ольга Ивановна - (1914 1982) дефектолог, педагог, литератор, кандидат педагогических наук (1961). В 5 летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 1925 41 гг. воспитывалась в Харьковской школе клинике для слепоглухонемых детей. Благодаря… … Дефектология. Словарь-справочник

    Ольга Ивановна (1912 82), дефсктолог, кандидат педагогических наук (1961). При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных и литературных произведений (Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир, 1972). Сотрудник Научно… … Русская история

    Женская форма фамилии Скороходов. Известные носительницы: Скороходова, Елена Дмитриевна (р. 1962) российская актриса, драматург. Скороходова, Ольга Ивановна (1911 1982) советский учёный дефектолог, педагог, литератор. Скороходова,… … Википедия

    Ольга Ивановна [р. 11(24).7.1914, с. Белозёрка, ныне Херсонской области], советский учёный в области дефектологии, педагог, литератор, кандидат педагогических наук (по психологии, 1961). Вследствие перенесённого в 5 летнем возрасте… … Большая советская энциклопедия