Что значит высокий уровень внутренней культуры. Культурный человек

Инструкция

Расширяйте свой кругозор всеми доступными средствами, впитывайте как можно больше различной информации. Чем больше вы знаете, тем интереснее вы как личность для окружающих. Но не переусердствуйте и не распыляйтесь, знать все невозможно. Гораздо сосредоточиться на нескольких областях знаний, которые вам действительно интересны.

Совершенствуйте навыки общения, и вы станете самым желанным собеседником. Понятие личностной культуры весьма обширно, оно включает в себя не только знания и умение применять их в повседневной жизни, но и то, как человек ведет себя в общем. И часто даже много знающего можно назвать бескультурным только лишь потому, что он не умеет общаться или совершает поступки, которые неприемлемы.

Старайтесь создавать свой круг общения из людей более высокого уровня культуры. Тогда у вас всегда будет стимул для собственного самосовершенствования. Обратная ситуация значительно опаснее, не каждый сможет противостоять и удержаться на своем высоком уровне.

Совершенствуйте знания родного и старайтесь исключить из речи нелитературные выражения. Сегодня достаточно сложно обходиться без хорошего знания иностранных языков, потому изучайте и расширяйте свои познания в языках других народов и их культуре.

Сегодняшние средства массовой информации, в основном, дают готовые знания, которые не нужно находить, обрабатывать. На лекциях преподаватель тоже дает новые знания, часто уже в готовой форме. Перечитайте дома полученный на занятиях материал, поставьте к нему вопросы. Даже если вы не зададите их преподавателю, вы заставите работать свое мышление, а может быть, даже появится интерес разобраться, это знание появилось. Можете вопрос: «Зачем эти знания нужны на практике? Где конкретно я смогу их применить?».

Для тренировки ума, вспомните сложные, не разрешенные ранее ситуации, которые можно будет обсудить на практических занятиях по теме подготовки. Интеллект удерживает неразрешенные задачи в памяти, не давая возможности заняться чем-то новым, развивающим. Развитие интеллекта как бы останавливается, «буксует» на одном месте. Поэтому, при встрече со , постарайтесь эти ситуации вспомнить и решить их совместно.

Видео по теме

Обратите внимание

Для повышения интеллектуального уровня важно иметь мотивацию, т.е. внутреннюю потребность к деятельности. Если повышение квалификации действительно необходимо вам для продвижения по службе, или от этого зависит ваш заработок, или есть желание повысить свой статус в глазах коллег и сотрудников, то сила интереса к курсам возрастает, интеллект становится активным.

Полезный совет

Для того чтобы интеллект человека развивался, необходимо «включать» его с самого утра с помощью любой интеллектуальной зарядки: заучивание слов, разгадывание профессиональных кроссвордов, заучивание стихов, прозы – того, что наиболее приятно и, может быть, даже необходимо для работы. 15-20 минут - и на весь день обеспечен интеллектуальный интерес, что, безусловно, повлияет на ваше развитие.

Некоторые люди страдают от слишком низкой самооценки. Они не уверены в себе, считают себя бесполезными и никому не нужными. Такие чувства мешают обычной жизнедеятельности, поэтому с ними нужно бороться.

Одной из основных потребностей духовного развития человека является осознание им чувства собственной значимости. Оказывается, потребность человека чувствовать свою необходимость и важность, находится на уровень выше даже его потребности во сне или в еде. Чувство своей собственной значимости по своей силе иногда превышает инстинкт самосохранения, и тогда человек готов идти на все, чтобы самому себе доказать, что он не является бесполезным.

Что же такое чувство собственной значимости?

На самом деле, обрести чувство своей значимости человек пытается на протяжении практически всей своей сознательной жизни. Для начала, он поступает в престижный ВУЗ, устраивается на высокооплачиваемую работу и старается активно участвовать в делах фирмы. Все это происходит по одной единственной причине - человек пытается чувствовать себя нужным и важным. Он старается сравнивать себя с другими людьми и быть на голову выше. Чем больше он успеет, чем больше совершит полезных дел, тем выше будет его значимость.

Как люди повышают свою значимость

При условии, когда у человека нет своего собственного и интересного дела, он пытается повысить чувство собственной значимости любыми возможными для этого способами. У такого человека не прекращается поиск и смена своих сексуальных партнеров, он пытается поучать и учить всех вокруг, к тому же пытается регулярно выяснять отношения с родными, постоянные семейные ссоры и скандалы, все это является патологической компенсацией отсутствия собственной значимости человека.

Такие варианты самовыражения строятся исключительно на деструктивном методе, однако это не позволяет должным образом выразить свою личность. Человек при этом думает, что, приобщившись к чужому, отдавая себя полностью в культурное, финансово-материальное руководителей или любых других людей, он получает то долгожданное спокойствие и уверенность в себе, имея при этом возможность самовыражения.

Однако такие ощущения являются ошибочными. Для повышения чувства собственной значимости важно саморазвитие.

Нужно помнить, что работая на не свою идею, не в своей системе и совершенно на чужих людей, нет возможности проявить себя и стать по-настоящему сильным человеком. А ощущение уверенности, полученное при этом, является мнимым.

Прекрасным вариантом является открытие нового бизнеса, который будет востребован или же занятие благотворительностью. Люди начнут уважать и ценить вас, тогда вы сами поймете, насколько важны для окружающих.
Если вы мечтаете повысить свою значимость, займитесь чем-то таким, что действительно принесет обществу пользу.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

1. Корневая и высокая, демократическая и элитарная культуры. Массовая культура. В данном случае речь идет о делении культуры по уровням. При этом выделяют первозданную, исходную, корневую (народную) культуру, с одной стороны, и высокую (профессиональную) культуру – с другой. Корневая культура является результатом народного творчества, вырастает из повседневной трудовой деятельности и обыденной жизни. Ее важнейшей характеристикой является анонимность, отсутствие автора. Высокая культура создается профессионалами в области культурного творчества – художниками и скульпторами, учеными и изобретателями, религиозными реформаторами и политическими вождями. Как правило, имена этих людей широко известны, а их творения навсегда остаются в памяти потомков.

Социальное расслоение общества лежит в основе деления культуры на демократическую и элитарную. Демократическая культура неразрывно связана с деятельностью основной массы населения, непосредственно производящей материальные блага для людей, работающих в сфере обслуживания. Пласт элитарной культуры связан с жизнью и деятельностью «верхушки» общества – родовой аристократией, политическими лидерами, крупными бизнесменами. Как правило, эти люди могут позволить себе предметы и продукты самого лучшего качества, уникальные и высокоценные. Кроме того, сегодня к элите (от фр. elite – лучшее) относят и творческую интеллигенцию – деятелей искусства и науки, создающих новые ценности культуры. Применительно к художественной культуре элитарными становятся новые направления в искусстве, непонятные широкому потребителю, рассчитанные на высокообразованного человека. Таким образом, элитарная культура связана с частью общества, наиболее способной к духовной деятельности или обладающей властными возможностями в силу своего положения. С одной стороны, именно эта часть общества обеспечивает общественный прогресс и развитие культуры. Но, с другой стороны, элитные группы часто высокомерно относятся к «простым» людям, дистанцируются от них. Как правило, для этого в их среде приняты определенные ритуалы и особенности этикета, некоторые культурные стандарты, недоступные обычным людям.

Но в последнее время границы между элитарной и демократической культурой стали размываться. Прежде всего, это касается сферы художественной культуры. Неоднократно бывало так, что какое-либо элитарное направление или произведение искусства превращалось с течением времени в образец демократической культуры, и наоборот. Кроме того, произведения высокой и элитарной культуры становятся доступными все более широким массам населения благодаря современным средствам массовой информации и коммуникации. Поэтому все чаще, говоря о современной модернизированной культуре, ее состояние характеризуют термином «массовая культура». Массовой культурой называют совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Это культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. Поэтому содержание массовой культуры составляет продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д. Потребление этой продукции – это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру, это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионного и киноэкранов.

Становление массовой культуры связано с формированием индустриального общества. Предпосылками этого стали постепенное повышение статуса городского рабочего класса и расширение демократических институтов – более широкое вхождение трудящихся в активную гражданскую жизнь. Огромную роль в ее формировании сыграло распространение всеобщей грамотности населения. Поэтому время существования массовой культуры отсчитывается с 1870-1890-х гг., когда сначала в Великобритании, а затем и в других европейских странах были приняты законы об обязательной всеобщей грамотности населения. В силу этого массовая культура неразрывно связана со средствами массовой коммуникации. Вначале она использовала технические возможности полиграфической промышленности – дешевые популярные газеты и журналы, а также дешевые книжки – беллетристику (любовные и детективные романы) и комиксы. В конце XIX в. был изобретен кинематограф, до сих пор остающийся важнейшим средством массового искусства. Тогда же появился граммофон, породивший легкую музыку – еще один жанр массовой культуры. К 1960-м годам технические возможности массовой культуры многократно возросли – началось массовое использование телевидения, спутниковой связи, появились десятки миллионов пластинок, кассет, компакт-дисков. В последнее время к этому добавились возможности персональных компьютеров, сети Интернет.

Появление массовой культуры означало не просто появление еще одного типа культуры, это было изменение способа функционирования всей культуры. Постепенно уходили старые формы социальности, патриархальные связи между людьми, жившими в небольших поселках и деревнях с привычными ориентациями и традиционными ценностями. Началась активная миграция из деревни в город, из Старого Света в Новый Свет. Стали появляться крупные города, жизнь которых сильно отличалась от привычной, порождая большую психическую и интеллектуальную нагрузку. Это происходило параллельно с увеличением времени для отдыха – как за счет сокращения рабочего времени, так и за счет развития техники, освобождавшей человека от многих необходимых ранее трудовых операций, особенно в домашнем хозяйстве. Результатом стало появление новых способов отдыха и психической разрядки. При этом возможности массовой культуры оказались незаменимыми.

Сегодня большинство людей, особенно молодежь, получают представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми от массовой культуры. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование – все это также поступает к человеку через механизмы массовой культуры. Сегодня какой-либо продукт становится престижным и ценным тогда, когда он становится предметом массового спроса. Таким образом, массовая культура становится средством стимуляции потребления, для чего активно используется реклама, на которую сегодня тратятся огромные средства. При этом стираются и устраняются национальные границы, массовая культура становится фундаментом мировой культуры.

Негативные стороны массовой культуры привели к тому, что долгое время, оценивая массовую культуру, критики говорили лишь об отрицательных ее сторонах, подчеркивали низкопробность, пошлость ее продукции, создаваемой на потребу невзыскательной и неразвитой публике. Подчеркивается также ориентация массовой культуры на формирование духовного стандарта, «оболванивание» человека, воспитание у него невысоких потребностей в сфере искусства, направленность его на потребление, а не на творчество.

Определенная доля истины в этих утверждениях есть. Но нельзя забывать и о том положительном, что несет с собой массовая культура. Ее главным достижением является распространение всеобщей грамотности населения, доступность культурных ценностей большому числу людей. Конечно, при этом создается довольно много низкопробной продукции, но тиражируются и бесспорные шедевры, которые от этого хуже не становятся, но могут подтолкнуть человека к более глубокому изучению этих и других произведений. Нельзя забывать и о роли массовой культуры в современном рекреационном механизме снятия стрессов и напряжений. Кроме того, в последнее время массовая культура стала все больше ориентироваться на так называемый «мидкульт» – культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются многие классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку. Поэтому общий уровень современной массовой культуры все время возрастает.

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:

– индустрия «субкультуры детства» (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированные и др. организации, технологии коллективного воспитания и т.п.), преследующая цели универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном сообществе;

– массовая общеобразовательная школа, приобщающая детей к основам научных знаний, формирует картину мира, основанную на ценностных ориентациях данного общества, воспитывая у всех детей одни и те же стереотипы поведения;

– средства массовой информации, транслирующие населению текущую актуальную информацию, «растолковывающие» рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков различных политических деятелей и интерпретирующие эту информацию в соответствии с интересами ангажирующего данное СМИ «заказчика», т.е. фактически формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах данного «заказчика»;

– система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение людей;

– массовые политические движения и партии, создаваемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в массовые политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политики и интересов элит, мало понимающих смысл предлагаемых им политических программ, на поддержку которых их мобилизуют методом нагнетания коллективного политического или националистического психоза;

– мировая социальная мифология (национал-шовинизм и «псевдопатриотизм», социальная демагогия, квазирелигиозные и паранаучные учения, кумиромания и пр.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков мироощущений до элементарных оппозиций («наши – не наши»), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым и, как правило, фантастическим объяснениям («мировой заговор», «поиски инопланетян» и т.п.), что, в конечном счете, освобождает людей от усилий по рациональному постижению волнующих проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;

– система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр.), формирующая в общественном сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, имитирующая в массовых и доступных по цене моделях формы «элитных» образцов, управляющих спросом рядового потребителя на предметы потребления и модели поведения, превращающая процесс безостановочного потребления различных социальных благ в самоцель существования;

– индустрия формирования имиджа и «улучшения» физических данных индивида (массовое физкультурное движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, индустрия услуг по физической реабилитации, сфера медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола и т.п.), являющаяся специфической областью общей индустрии услуг, стандартизирующая физические данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж, гендерный спрос и пр. или на основании идеологических установок властей на формирование нации потенциальных воинов с должной спортивно-физической подготовленностью;

Таким образом, массовая культура представляет собой новую, более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, интересами и потребностями. Это – способ существования современной культуры.

2. «Базовая культура» и субкультура. Контркультура. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Этническая культура – совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства. Специалисты различают в этнической культуре два слоя:

– исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

– исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией. Поэтому считается, что они составляют каркас этнической культуры. При таком подходе этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культуры без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных традиций, действующих на протяжении нескольких лет или десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных традиции, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих механизмом передачи ценностей от поколения к поколению.

Этническая культура – это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) – одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне.

Если этнос указывает на социокультурную общность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию.

Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими котлами. Американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. Большинство современных национальных культур полиэтничны.

Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, и африканцы, и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают его законы и национальные праздники. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.

В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения.

Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной территории, должна называться доминирующей. Вот почему национальная культура изучается преимущественно филологией, имеющей дело с памятниками письменности, а этническая культура – этнографией и антропологией, имеющими дело прежде всего с дописьменной литературой.

Неотъемлемой частью культуры являются также те ее элементы, которые находятся в оппозиции к господствующим образцам или полностью отрицают их. Такие социокультурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, лежащим в основе той или иной культуры, получили название контркулътуры. Этот термин появился в западной литературе в 1960 г. Он был введен американским социологом Теодором Роззаком, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в относительно целостный феномен.

Самым известным примером контркультуры стали молодежные движения 1960-1970-х годов – битники и хиппи, сконцентрировавшие в себе антибуржуазные идеи, выступившие против западного образа жизни и буржуазной морали. Все началось еще в середине 1940-х годов, когда основоположники битничества Д. Керуак, У. Берроуз и А. Гинзберг встретились друг с другом и стали экспериментировать с понятиями дружбы, нового видения и нового сознания. А в 1950-е годы появятся их книги, в которых они попытаются обосновать новое миропонимание, связанное с поэтизацией мужского начала, мужественности и бунтарства, отказом от пуританства и ханжества буржуазной морали и традиций общества потребления. Эти же поиски привели их на Восток, привив последующим поколениям интерес к буддизму, психоделическим практикам, которыми особенно увлекались хиппи. Они протестовали против технократизма современного общества потребления, войны во Вьетнаме, сильной власти и выступали за жизнь в любви на лоне природы.

К 1960-м годам спектр различных молодежных течений стал шире. При этом в качестве их создателей все чаще выступали тинэйджеры – подростки от 13 до 19 лет. Так появились рокеры – одетые в кожу мотоциклисты, наводящие ужас на обывателей. Они культивируют «мужской дух», жестокость и прямоту межличностных отношений, полагаясь в них только на физическую силу. Они агрессивны, грубы, шумны и уверенны в себе. Воплощением их образа жизни стала рок-музыка, тяжелый и простой ритм которой хорошо вписывается в их жизнь.

Затем появились панки. Это слово переводится как «испорченный», «никчемный». Движение панков стало особенно популярным в 1970-1980-е годы. Панки шокировали добропорядочных людей своими нарядами – старой школьной формой, мусорными пакетами, туалетными цепочками, булавками, умопомрачительными по цвету и дизайну прическами и ругательствами. Им противостояли «теды» («тедди-бойз»), объявившие себя хранителями социального порядка, и «моды» («модернисты»), стремившиеся приблизиться к среднему классу. Тогда же появились движения, ориентированные на Восток, использующие восточную атрибутику, а главное – идеи восточной философии и религий. Позже от «модов» откололись «скинхеды», или «бритоголовые», агрессивно настроенные ко всем девиантным, с их точки зрения, группам.

Иными словами, эти движения возникают, затем идут на убыль, рождаются новые движения, которые ждет та же судьба. Но они не исчезают бесследно. Их ценностные ориентиры растворяются в лоне господствующей культуры, которая под их влиянием начинает изменяться. Таким образом, контркультуры обладают мощным творческим зарядом, способствующим динамике культуры.

Не следует думать, что появление контркультуры – специфическая черта XX в. Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностей постоянно происходит в мировой культуре. Как контркультура возникло, например, христианство в Римской империи, светская культура в эпоху Возрождения, романтизм в конце эпохи Просвещения. Можно сказать, что всякая новая культура рождается в результате осознания кризиса культуры предшествующего периода на базе существующих там контркультурных установок.

Но наряду с контркультурой в любой культуре есть многочисленные субкультуры, которые надо отличать друг от друга. Субкультурами называют крупные составные части целостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), отличающихся определенной местной спецификой тех или иных черт. Как правило, субкультуры связаны с многочисленными, компактно размещенными и относительно изолированными группами людей. Обычно субкультуры располагаются на окраинах ареала распространения целостной культуры, что связано со специфическими условиями, сложившимися там.

Существование субкультур связано с тем, что никакое общество, как и никакая культура не могут быть абсолютно однородны. Помимо центрального ядра они включают в себя другие группы со специфическими признаками культуры. При этом основная масса культурных элементов этих групп идентична или близка базовой культуре, от которой они отличаются лишь некоторыми элементами или чертами культуры.

Формирование субкультур происходит по этнографическим, сословным, конфессиональным, профессиональным, функциональным признакам, на основе возрастной или социальной специфики.

Так, русские старообрядцы отличаются от базовой культуры спецификой своих религиозных воззрений. Например, специфический образ жизни казачества связан с их особыми профессиональными функциями защитников рубежей страны. Субкультура заключенных возникает из-за изоляции этих людей от основной массы населения. Субкультуры молодежи и пенсионеров возникают в связи возрастными различиями. Также можно выделить субкультуры инвалидов, субкультуры представителей сексуальных меньшинств и т.д.

Как правило, субкультуры стремятся сохранить определенную автономность от других культурных слоев и групп, не претендуют на универсальность своей культуры, своего образа жизни. В силу этого они отличаются некоторой локальностью и определенной замкнутостью, сохраняя при этом лояльность к основным ценностным установкам основной культуры. Субкультуры – это лишь отклонения от магистрального пути развития культуры. Они не ставят своей целью переделку господствующей культуры, а по-своему приспосабливаются к ней. Именно этим они отличаются от контркультуры, стремящейся переделать мир.

От понятий контркультуры и субкультуры необходимо четко отделять антикультуру. Последняя является антагонистическим противоположением культуре как таковой. Антикультура есть такая форма бытия человека и общества, которая намеренно направлена на разрушение, уничтожение, деструкцию духовности и культуры. Иногда антикультура может проявляться под маской официальной культуры (например, фашизм.).

3. Культура организаций. Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры.

Организационная культура – это система общественно-прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития. Основная функция организационной культуры – создать ощущение идентичности всех членов организации, образ коллективного «мы», обеспечивать гармонизацию коллективных и индивидуальных интересов.

Каким образом культура влияет на эффективность организации? Эффективность требует, чтобы культура организации, ее стратегия, окружение (внешняя среда) и технология (внутренняя среда) были приведены в соответствие. Стратегия организации, опирающаяся на требования рынка и более подходящая при динамичном окружении, предполагает культуру, основывающуюся на индивидуальной инициативе, риске, высокой интеграции, нормальном восприятии конфликтов и широком горизонтальном общении. Стратегия, диктуемая перспективами развития производства продукции, фокусируется на эффективности, лучшей работе при стабильном окружении. Она более успешна, когда культура организации предусматривает ответственный контроль, минимизирует риск и конфликты.

Ведущую роль в культуре предприятий играют организационные ценности. Организационные ценности – это предметы, явления и процессы, направленные на удовлетворение потребностей членов организации и признающиеся в качестве таковых большинством членов организации.Можно выделить:

1) общие ценности предприятий, объективно вырастающие из условий предпринимательской деятельности и определяющих функционирование производственных организаций. Однако, на каждом предприятии эти ценности имеют свои модификации. Эти модификации могут проявляться в расстановке различных акцентов, а некоторые из этих ценностей приобретают на данном предприятии характер важнейших принципов.

2) внутриорганизационные ценности. Организация хорошо выполняет предписанные ей цели лишь при соблюдении в ней определенного функционального и структурного порядка, который является фактором ее стабильности. Важными внутриорганизационными ценностями являются дисциплина, исполнительность, высокое чувство ответственности за выполнение своих профессиональных и статусных обязанностей. Все эти ценности являются как бы консервирующими качествами производственной организации. Но у организаций есть потребность во внедрении новшеств, в изменении структуры, технологий, отношений, функций. А это значит, что новаторство, инициативность, творческие наклонности в известном смысле могут выступать в качестве внутриорганизационных ценностей. Вместе с тем, исследования показывают, что должностные лица, имеющие статус руководителей, на словах очень высоко ценят новаторство, инициативу, но у своих подчиненных отдают предпочтение таким качествам, как личная преданность, конформизм, послушание и т.д.Следовательно, и эти качества следует рассматривать, как внутриорганизационные ценности.

Французскими социологами Р. Блейком и Ж. Мутоном была предложена типология культуры предприятий на основе ценностных ориентаций. По их мнению, в культурах предприятий возможно два основных вектора ценностных ориентации: первый –ориентация на продукцию, эффективность и экономический результат; второй – ориентация на личность, удовлетворение ее потребностей, реализацию ее возможностей и способностей. В соответствии с этими ориентациями, возможно существование четырех основных типов культур: 1) самая жизнеспособная соединяет сильную ориентацию на личность с сильной ориентацией на экономическую эффективность; 2) самая нежизнеспособная соединяет слабую ориентацию на личность со слабой ориентацией на экономическую эффективность; 3) промежуточная соединяет сильную ориентацию на личность и слабую на экономическую эффективность; 4) промежуточная соединяет сильную ориентацию на экономическую эффективность и слабую ориентацию на личность.

В зависимости от отношения к основным ценностям выделяют доминирующие культуры и субкультуры. Доминирующая культура выражает основные (центральные) ценности, которые принимаются большинством членов организации. Это макроподход к культуре, который выражает отличительную характеристику организации.

Субкультуры получают развитие в крупных организациях и отражают общие проблемы, ситуации, с которыми сталкиваются работники, или опыт их разрешения. Они развиваются географически или по отдельным подразделениям, вертикально или горизонтально. Когда одно производственное отделение какого-то конгломерата имеет уникальную культуру, отличающуюся от других отделений организации, то существует вертикальная субкультура. Когда специфический отдел функциональных специалистов (такой, как бухгалтерский или торговый) имеет набор общепринятых понятий, то формируется горизонтальная субкультура. Любая группа в организации может создать субкультуру, однако большей частью субкультуры определяются департаментской (отдельческой) структурной схемой или географическим разделением. Она будет включать основные ценности доминирующей культуры плюс дополнительные ценности, присущие только членам этого отдела.

В организациях также могут существовать субкультуры, которые достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть. Среди этих организационных контркультур могут быть выделены следующие виды:

 прямая оппозиция ценностям доминирующей организационной культуры;

 оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации;

 оппозиция к образцам отношений и взаимодействия, поддерживаемых организационной культурой.

Контркультуры в организации обычно появляются тогда, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, как они чувствуют, не могут обеспечить им привычного или желаемого удовлетворения. В определённом смысле организационные контркультуры являются призывом к помощи в период стресса или кризиса, т.е. когда существующая система поддержки разрушилась, и люди пытаются восстановить хоть какой-то контроль над своей жизнью в организации. Некоторые «контркультурные» группы могут стать достаточно влиятельными в ходе крупномасштабных трансформаций, связанных со значительными изменениями в природе, конструкции и характере организации.

В зависимости от степени распространения и поддержки основных ценностей выделяют сильную и слабую культуру. Чем больше членов организации разделяют главные ценности, признают степень их важности и привержены им, тем сильнее культура. Организационные культуры считаются слабыми, если они очень раздроблены и несвязанны вместе общими ценностями и убеждениями. Компания может страдать, если субкультуры, которые характеризуют её различные подразделения, не связанны или в конфликте друг с другом. Однако сильная культура создаёт не только преимущества для организации. Следует иметь в виду, что сильная культура является в то же время серьёзным препятствием на пути проведения изменений в организации. «Новое» в культуре вначале всегда слабее. Поэтому считается лучше иметь умеренно сильную культуру в организации

В тесном взаимодействии с ценностным аспектом культуры находится ее знаково-символическая составляющая, которая в развитых культурах предприятий приобретает характер целостной системы. Знаково-символическая система является той формой, через которую осуществляется производство и воспроизводство культуры предприятия, ее постоянное функционирование. Большую роль в этой системе играют обряды и ритуалы, которые направлены на то, чтобы придать особую важность событиям, связанными со знаковыми событиями в жизни организации. Это могут быть:

1) торжественные собрания,связанные с юбилейными датами деятельности компаний;

2) посвятительные обряды,которые проводятся при приеме новичков. В ходе этих обрядов их знакомят с основными ценностями, выработанными в компании, стремятся привить чувство причастности к большому коллективу компании и тем самым дополнительно мобилизовать их внутренние резервы;

3) церемонии проводов на заслуженный отдых ветеранов компании. Проводы всегдасопровождаются торжественными речами и подарками: Во время этого обряда всячески подчеркивается, что верность компании, добросовестный труд на ее благо не остается незамеченным и получает свою высокую оценку;

4) обряды перехода, через которые отмечаются изменения статусной позиции индивидов. Обряд перехода, в отличие от двух других обрядов – это быстрая и скромная церемония, которая может заключаться в представлении вышестоящим начальником переведенного на новую должность своему новому коллективу, визиты вежливости коллег-смежников и т.д.

Весьма распространены в компаниях ежегодные приемы, в которых участвуют высшее руководство, основные держатели акций, некоторые служащие – «ситуационные герои», главные клиенты и т.д. На многих предприятиях систематически раз в месяц, раз в неделю на уик-энл проводятся совместные обеды,в которых чаще всего принимают участие высшее руководство компании и специально приглашенные рабочие и служащие. Основная цель таких мероприятий символизировать общность, единство всех звеньев иерархии предприятия, представить предприятие как некую тождественную структуру. К знаково-символической системе культуры предприятий относятся также такие, как стиль одежды, знаки отличия, статус, награды и т.д. Все эти элементы призваны символизировать ценности предприятия.

Крупнейший американский специалист по проблеме менеджмента и социологии организаций И. Оучи предложил свой вариант типологии организаций, которые базируются на различиях в регуляции взаимодействий и отношений. По Оучи, существуют три наиболее распространенных типа культуры предприятий: рыночная, бюрократическая и клановая. Рыночная культура базируется на господстве стоимостных отношений. Руководство и персонал такого типа организаций ориентируются, главным образом, на рентабельность. Эффективность деятельности того или иного подразделения и сотрудников определяется на основе стоимостных показателей, связанных прежде всего с издержками производства. Предприятие с культурой данного типа основное внимание уделяет проблеме снижения издержек производства. Рыночные механизмы довольно эффективны и предприятия с данным типом культуры могут довольно длительное время функционировать нормально.

Бюрократическая культура основывается на системе власти, осуществляющей регламентацию всей деятельности предприятия в форме правил, инструкций и процедур.Источником власти в данной организации является компетентность. Данная культура эффективна в стабильных, хорошо прогнозируемых ситуациях. В ситуации возрастания неопределенности, в моменты кризиса ее эффективность падает.

Клановую культуруИ. Оучи рассматривает не как альтернативную первым двум культурам, а как их дополнение. Этот тип культуры может существовать как внутри рыночной, так и внутри бюрократической культуры. Клановая культура распространяется в неформальных организациях. Клан формируется на основе какой-либо разделяемой всеми его членами системы ценностей.Эта система ценностей не навязывается извне, а создается самой организацией. Поэтому она более адаптивна к изменяющимся ситуациям. В отличие от правил и инструкций, ценности не строго регламентируют действия, а лишь направляют их в определенное русло и это создает большую степень свободы поведения, а значит и адаптации к изменяющимся условиям. Власть в организациях с данного типа культурой получается в силу личностных преимуществ, либо в кредит от других руководителей организации.

Данный термин был введен в научный оборот в 70-х годах 20 века Уральской социологической школой в трудах Л.Н. Когана (исследование культурной деятельности и культурного уровня населения Урала. - Свердловск, 1979).

Культурный уровень - результат культурной деятельности человека, его активность в использовании и создании культурных ценностей.

Объективными показателями и индикаторами культуры личности являются:

  • - уровень образования (количество лет, потраченных на приобретение образования и профессиональной подготовки, тип и уровень полученного образования);
  • - объем и глубина усвоенных знаний, активность в освоении мирового и национального культурного наследия (знание норм этикета, отечественной и мировой классической и современной литературы, музыки, изо, кинематографа, театра, архитектуры);
  • - участие в создании и распространении культурных ценностей (частота посещения театров, музеев, концертных залов, картинных галерей);
  • - денежные и временные затраты на приобщение к миру культуры (частота приобретения книг, пластинок, дисков, ауди и видеокассет, сдромов, доля бюджета и количество часов, которое тратится на удовлетворение культурных потребностей);
  • - наличие технических средств, обеспечивающих доступ к сокровищнице культурных ценностей (наличие библиотеки, фонотеки, видеотеки, телевизора, видео и аудимагнитофона, структура библиотечного фонда).

К субъективным показателям культуры личности относится:

  • - наличие сформировавшейся установки в приобщении к миру культуры;
  • - наличие установки на постоянное расширение своего кругозора, пополнение объема и углубление знаний;
  • - художественные эстетические ценностные ориентации;
  • - нравственные ценности ориентации;
  • - наличие эстетического вкуса.

Важным показателем социокультурного развития личности является досуг. Исследования досуга молодежи были начаты в 70-х годах XX века в СССР и стали темой многочисленных исследований, как философов, так и социологов. С эмпирической точки зрения одним из первых стал изучать досуг студенческой молодежи В.Т. Лисовский на базе Санкт-Петербургского государственного университета. В анкету 1963 г. был включен вопрос: «Ваше любимое занятие в свободное от работы время»: 78,5%- чтение (читаю систематически -27,9%, читаю, когда есть свободное время- 69,3%, вообще не читаю- 1,5%, неопределенный ответ- (1,3%).

После чтения - посещение кино и театров (76%), прослушивание музыки (54%), просмотр телевизионных передач (44,7%), посещение танцевальных вечеров (39,9%), занятия спортом (33,9%), домашнее хозяйство (30,5%), посещение кружков и диспутов (16,8%). Данные, приведенные В.Т. Лисовским, показывают, что в досуге молодежи первое место занимает художественная литература и кино, что требует изучения влияния именно этих видов искусства на молодежное сознание. При этом показательно, что если бы ресурс свободного времени увеличился, приоритеты молодежи в области искусства претерпели бы изменение. На первое место вышло киноискусство, а на втором оказалась литература, на третьем театр. Следует обратить внимание на то, что в целом советскую молодежь интересуют активные виды отдыха (спорт, вечера отдыха, туризм). При этом пассивный отдых привлек только 8% опрошенных.

В середине 80-х годов XX века исследование досуга молодежи было проведено Е.М. Бабосовым. В системе досуга важное место занимает общение с друзьями (31%), прослушивание радио и просмотр телепередач (26%), чтение книг (21%), познавательная деятельность (21%). Незначительное место занимают общественная работа, посещение театров, выставок, занятия физкультурой и спортом. Сравнение с результатами 60-х годов показывают, что устойчиво падает престиж общественной работы, снижается значимость активных видов отдыха, повышается важность пассивного времяпрепровождения. Как и 60-х годах, мало значимыми остаются такие формы досуга, как театры, выставки.

Отмеченные процессы усиливаются в 90-х годах XX века. В духовный мир молодого человека глубже проникло телевидение, появились такие новые формы досуга, как видео, компьютерные игры, Интернет. Развитие телевидения делает процесс восприятия искусства комплексным. Появившиеся новые формы досуга изменили структуру свободного времени современного студента. Опрошенным в ходе авторского исследования был задан вопрос: «Что вы делаете в свободное время?». Были получены следующие наиболее частотные ответы. На первом месте по уровню частотности стояло общение (28%). На втором - прослушивание музыки (27%), затем прогулки- 26%. Чтение отметили 22% опрошенных, по уровню значимости оно стоит рядом с путешествиями. Значимость театра и выставок в системе досуга крайне не высока, только 7% опрошенных отметили данную форму отдыха.

Если сравнивать эти результаты с данными, полученными В.Т. Лисовским, то можно выявить следующие закономерности изменения системы досуга молодежи:

  • 1. Возросла роль спорта в системе досуга молодежи. Если в 60-е годы спорт стоял на шестом месте по уровню значимости, то в конце 90-х годов активный отдых выходит на четвертое место. В авторском опросе спорт как форму проведения досуга отметили 18% респондентов. Повышение значимости спорта неразрывно связано с необходимостью следить за здоровьем.
  • 2. Понижается роль театра и выставок как искусства и активного отдыха. Этот вид досуга отметили только 8% опрошенных студентов. Место театра занимает музыка (она выходит на третье место в структуре досуга).

Данные авторского исследования были сопоставлены с материалами социологического исследования досуга московского студенчества, проведенного Московским институтом социокультурных программ в 2006г. На вопрос «Как Вы проводите свободное время?» респонденты отметили: общаюсь с друзьями (95%), смотрю кино (ТВ, видео) (89%), читаю (70%), слушаю музыку (84%), занимаюсь спортом (55%), хожу на дискотеку (53%).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что на первое место в досуге студенчества выходит развлекательные формы досуга, вытесняя чтение, а тем более театры, кинотеатры, выставки, концерты. Сохраняющаяся высокая роль спорта свидетельствует о том, что активные формы отдыха по-прежнему остаются значимыми наравне с развлечением и общением. Повторный мониторинг «Москвичи о возможностях повышения своего образовательного, культурного уровня и организации досуга», проведенный в 2006 году позволил определить тенденции развития системы досуга московского студенчества. На вопрос «за последние 5-10 лет вы стали посещать…» респонденты отметили, что все предложенные формы культурного и активного отдыха не пользуются спросом. Баланс между «посещаю чаще и реже» только у парков культуры и отдыха (33% чаще и 37% реже), в остальных предложенных формах отдыха доминируют оценки «реже». Максимальный разрыв между «чаще и реже» у театров (21% чаще и 49% реже), музеев, выставочных залов, библиотек, концертных залов. В качестве причин, по которым респонденты посещают культурные заведения чаще, доминирует увеличение свободного времени (25%), в качестве источников падения интереса к предложенным формам досуга респонденты отмечают отсутствие времени и материальных средств. (26% и 28%).

Исследования досуга молодежи, проведенное в мае 2009г. Институтом социологии РАН, показывает, что основными занятиями в свободное время является просмотр телевидения (66%), прослушивание музыки (62%), общение с друзьями (65%). Чтение книг отметили 39% респондентов. Выросли по сравнению с 1997годом, формы активного отдыха - посещение дискотек (33%- 19% в 1997г.), посещение баров, кафе (32%-17% в 1997 г.), посещение кинотеатров, концертов (28%-14% в 1997г.), занятие спортом и фитнесом (29%-14% в 1997г.).

Таким образом, полученные данные показывают, что в системе досуга важная роль принадлежит телевидению, общению с друзьями, спорту, чтению. Отмеченные виды духовной культуры занимают важное место в досуге студентов, формируют эстетические предпочтения, а также систему любимых литературных и киногероев, ориентацию на которых может существенно направлять процесс формирования личности.

Досуговые предпочтения студенчества анализировались на двух этапах мониторинга: в 2005-2006г., в условиях стабильного развития общества, и весной 2009 года, в условиях мирового экономического кризиса. Данные всероссийского социологического исследования «Повседневность россиян в условиях кризиса», проведенного Институтом социологии РАН, свидетельствуют об одомашнивании досуга россиян, падении роли выставок, театров, кинотеатров в организации свободного времени при доминирующей роли телевидения, радио, чтения. Сравнение двух этапов мониторинга позволяет выявить те формы досуга, которые в условиях кризисного общества ограничиваются, и другие, которые, напротив расширяются. Резко сократилось значимость чтения (с 13% до 3%). На смену чтению приходят такие формы досуга, как компьютер (с 8% до 30%), прогулки, прослушивание музыки (с 12% до 22%). Молодой человек в условиях кризиса замыкается в себе, в своих психологических и микрогрупповых проблемах, потому оценка общения с друзьями в свободное время падает с 38% в 2007 году до 11% в 2009 году. Ресурсы свободного времени значительно сокращаются. Потому если в 2007 году признались, что работают в свободное время 6% респондентов, то в 2009 году эта форма досуга выросла до 23%. Ограниченность материальных средств приводит к тому, что респонденты стали реже в свободное время путешествовать (с 20% до 6%). В целом, подводя итоги анализа, следует отметить, что тенденция доминирования домашнего досуга подтверждается. Кроме того, чтение вытесняется такими формами пассивного досуга, как компьютер, телевизор, прослушивание музыки. В условиях кризиса ограничено как свободное время, так и материальные ресурсы. В результате респонденты экономят на активном отдыхе, спорте, путешествиях, выбирая те формы отдыха, которые не требуют интеллектуального и физического напряжения, не требуют вложения дополнительных материальных средств.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Термин «культурный уровень» прочно вошел в понятийный аппарат современной социологии культуры. Его широко используют:

  • при характеристике процесса развития различных субъектов культуры;
  • оценке степени их сближения;
  • соотнесении реального состояния культуры того или иного субъекта и той модели, которая признана обществом в качестве эталона для данного исторического этапа;
  • изучении вопросов, связанных с совершенствованием деятельности органов культуры в отдельно взятом городе, поселке, учреждении, трудовом коллективе и т.д.

Данный термин был введен в научный оборот отечественными социологами приблизительно в начале 70-х годов XX столетия. Первыми его начали употреблять представители Уральской социологической школы, которые не только обосновали целесообразность его применения при проведении эмпирических исследований культуры, но и показали, какое место оно занимает в системе базовых понятий социологии культуры.

Теоретическое обоснование необходимости использования понятия «культурный уровень» при изучении процессов, протекающих в сфере культуры, было дано в трудах Л.Н. Когана, который по праву относится к числу патриархов отечественной социологической науки.

С точки зрения ученого, понятие «культурный уровень» - это результат культурной деятельности человека, поэтому оба эти понятия нерасторжимо связаны друг с другом . Человек, эпизодически участвующий в культурной деятельности, соответственно имеет и низкий культурный уровень, и наоборот. Вне культурной деятельности повышение культурного уровня невозможно.

Л.Н. Коган показал, что понять суть данного понятия весьма трудно, если брать его в отрыве от других базовых понятий социологии культуры. Точно так же практически невозможно проникнуть в сущность феномена, обозначаемого данным понятием, если рассматривать его вне контекста тех теоретических рассуждений, которые ведутся, исходя из определенных методологических посылок. Так как наиболее эвристичной концепцией является деятельностная концепция культуры, то именно на ее положения необходимо опираться, решая вопрос о содержании понятия «культурный уровень». В самом общем виде культурный уровень можно определить как степень развития сущностных сил социального субъекта в результате его культурной деятельности. Исходя из того, что существует многообразие социальных субъектов, можно вести речь о культурном уровне личности, группы, класса, народа, нации, социальной системы, конкретного общества.

Культурный уровень, как считает Л.Н. Коган, детерминируется различными факторами. В его формировании определяющую роль играют, прежде всего, школа, семья, СМИ, трудовые коллективы, контактные группы и т.д. Однако влияние этих факторов на состояние уровня культуры различно не только потому, что «вес» каждого фактора различен, но и потому, что все перечисленные выше социальные институты выполняют различные социальные функции в зависимости от того, в какой социально-экономической системе разворачивается их деятельность. Например, школа имеет в странах капитала узкоэлитарный, сословно-классовый характер. Человек, окончивший элитарную школу, имеет неоспоримые преимущества в культурной деятельности по сравнению с бедняком, получившим образование в государственной школе.

Понимание данного обстоятельства позволяет сделать вывод о том, что в понятие «культурный уровень» в странах, где существует классовое деление общества, вкладывается различное содержание, ибо разные классы располагают принципиально различными условиями для осуществления культурной деятельности.

По мнению Л.Н. Когана, ни в коем случае нельзя ставить знак равенства между культурным уровнем личности и количеством лет обучения, ибо культурный уровень - «не внешний параметр» личности, а «внутренне присущая ей качественная характеристика». Повышение культурного уровня есть не что иное, как развитие стремления к творческой деятельности, самореализации личности в сфере культуры.

Высокий культурный уровень человека, с его точки зрения, в определенной мере может быть зафиксирован и измерен степенью интенсивности его деятельности по освоению ценностей культуры и участия в деятельности по созданию новых культурных ценностей. Однако сам факт участия в том или ином виде деятельности и частота (интенсивность) этого участия еще не могут служить достаточным критерием ее эффективности. Культурная деятельность есть деятельность особого рода. Она предполагает развитие и постоянное обогащение творческого потенциала личности, который в наиболее яркой форме характеризует степень присвоения человеком его человеческой сущности.

Культурный уровень больших социальных групп людей (классов, слоев и прослоек) самым непосредственным образом связан с культурным уровнем индивидов, входящих в эти группы. Но культурный уровень группы не может рассматриваться как средняя величина. Это качественно своеобразное интегрированное понятие. Оно определяется на основе использования данной группой социальных условий для своего развития, степенью участия общности в целом как в освоении духовных богатств, так и в их созидании. В частности, индивидуальный уровень культуры отдельных рабочих может быть низким, однако это не говорит о том, что уровень культуры рабочего класса в целом ниже уровня культуры буржуазии или крестьянства.

Культурный уровень больших социальных групп складывается на основе целого комплекса социальных условий, которые с определенной долей условности можно расположить на следующих уровнях:

  • 1. Общие социальные условия в той или иной стране, способствующие повышению культурного уровня населения.
  • 2. Специфические условия той или иной республики.
  • 3. Специфические условия развития сферы культуры в определенном регионе.
  • 4. Специфические условия, существующие в различных типах поселений.

Наличие различных условий для культурно-творческой деятельности порождает различные уровни культуры. Кроме того, накладывает свой отпечаток на культурный уровень любого субъекта то обстоятельство, к какой социально-демографической или социально-профессиональной группе он принадлежит, занимается ли он физическим или умственным трудом, каков его возраст и социальный опыт.

Таким образом, анализ культурного уровня тех или иных общностей людей осуществляется на «пересечении» различий территориально-региональных, социальных и социально-демографических. Учет комплекса этих условий и означает анализ культурной среды, которая оказывает существенное влияние на культурную деятельность личности.

Несколько лет спустя после публикации первых трудов Л.Н. Когана, посвященных проблеме культурного уровня, появились работы А.В. Вехова , который предложил свою интерпретацию понятия «культурный уровень».

С его точки зрения, понятие «культурный уровень» можно определить как меру использования и реализации субъектом культуры свободы общества на данном этапе его развития . К этому выводу он пришел в ходе следующих рассуждений.

Большинство как отечественных, так и зарубежных авторов, исследующих понятие «культурный уровень», раскрывая его содержание, исходят из того, что культурный уровень есть некое соотношение между культурой общества и культурой исследуемого субъекта, однако очевидно, что проблема культуры тесно связана с проблемой свободы. На это обстоятельство обращали внимание еще И. Кант, а также К. Маркс и Ф. Энгельс, которые убедительно показали, что вхождение в мир культуры означает не только увеличение объема знаний, которым обладает индивид, не только появление у него новых возможностей управлять силами природы и общественными отношениями, но и ведет к расширению «поля свободы» человека, способствует превращению его в субъект исторического действия, способного противостоять обстоятельствам, а не подчиняться им. Подчеркивая этот момент, Ф. Энгельс писал: «Каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе» . Он также указывал на три основные аспекта человеческой свободы: 1) господство над внешней природой; 2) господство над общественными отношениями; 3) господство над самим собой. С точки зрения Ф. Энгельса, в определение человеческой свободы включается и практика. Говоря другим словами, свобода есть практическое освоение необходимости в определенной, соответствующей интересам человека, форме. В этом плане культура может быть раскрыта через глубину познания действующим субъектом объективных связей, вещей, закономерностей, а также через деятельность и ее результаты.

Этой же точки зрения придерживался и К. Маркс. Он писал, что о той ступени, на которой находится культура человеческого общества, можно судить, прежде всего, по тому, в какой мере природа стала для человека «человеческой сущностью», то есть освоена и преобразована им .

Однако возможности, которыми обладают люди, чтобы использовать результаты познаний в своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, зависят от характера общественных отношений. Поэтому при рассмотрении проблем культуры необходимо дополнять аспект взаимодействия природы и общества собственно социальным аспектом, то есть анализом господства человека над общественными отношениями и над самим собой.

Анализ этих объективно обусловленных отношений может дать картину «распределения» свободы, которой располагают индивиды, социальные группы и классы.

В культуре общества это находит отражение в существовании социальных групп с различной культурой как по содержанию, так и по степени овладения ею. Особенно четко это проявляется в существовании в условиях антагонистического общества двух культур: прогрессивной (демократической) и реакционной. К. Маркс отмечал, что

класс, имеющий в своем распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средством духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств производства, оказываются подчиненными господствующему классу .

Это приводит к тому, что культурный уровень большинства трудящихся, в частности при капитализме, остается весьма низким. В этом обществе овладеть культурой и, что особенно важно, проявить свою культуру в той или иной сфере жизни человек может лишь тогда, когда эта сфера не противостоит ему как чуждая сила, навязанная извне. Господство частной собственности приводит к тому, что общественные отношения воспринимаются именно как враждебные силы, а сфера собственных интересов настолько сужается, что человек

Чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций - при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и т.д., а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным .

К. Маркс указывал, что рабочий буржуазного общества является носителем культурных достижений лишь в качестве участника капиталистического производства. В остальных случаях он отчужден от подлинной культуры или имеет дело большей частью с суррогатами буржуазной культуры.

«Скачок из царства необходимости в царство свободы» означает коренное изменение общественных отношений, благодаря которому господство человека над природой уже не связано с господством человека над человеком. Коммунистическое преобразование общественных отношений с необходимостью ведет к освобождению личности из-под гнета стихийных сил общественного развития. Люди начинают овладевать объективными закономерностями развития общества, что постепенно изменяет и характер господства человека над природой, и характер его господства над самим собой. Более высокую ступень развития культуры классики марксизма связывали с такой организацией производства, при которой, с одной стороны,

Производительный труд, вместо того чтобы быть средством порабощения людей, стал бы средством их освобождения, предоставляя каждому возможность развивать во всех направлениях и действенно проявлять все свои способности, как физические, так и духовные...

Господство человека над самим собой характеризуется понятием «свободной воли» в марксистском понимании этого слова. Речь идет не просто о воле, которая составляет одну из человеческих способностей, а о человеческой личности в целом, которой присущи многообразные чувства, потребности, желания, стремления и которые она известным образом направляет, контролирует, осуществляет и т.д.

Важнейший элемент, определяющий внутреннюю свободу субъекта культуры, - его мировоззрение. Мировоззрение человека выражает его отношение к действительности, характеризует уровень и тип развития его способностей, его цели в жизни, социальную ориентацию, и тем самым оно тесным образом связано с внутренней свободой. По поступкам, характеру деятельности, продиктованной мировоззренческими мотивами, судят о мере осознанности объективной необходимости.

Сущность духовной свободы заключается в том, что общественные интересы становятся доминирующими побуждениями в деятельности личности, когда каждый индивид в меру своих сил и способностей может стать активным участником развития свободы общества.

Однако если понимать культуру так, как ее понимали классики марксизма, то тогда становится очевидным, что понятие «культурный уровень» выражает нечто большее, чем просто соотношение между культурой общества и культурой того или иного субъекта.

Из этого следует, что: а) ограничиваться только выявлением степени образованности человека, фиксацией того, знает ли он те или иные произведения искусства, литературы, музыки, не представляется возможным; б) обобщенным показателем культурного уровня является степень свободы человека; в) данный показатель включает в себя степень овладения человеком силами природы, господства человека над общественными отношениями и господства индивида над самим собой.

О том, в какой мере человек господствует над природой, судят по развитости материально-технической базы общественного производства, по той совокупности орудий и технических средств, которыми располагает человек, осуществляя свою деятельность по преобразованию природы и созданию «мира человека». О степени господства над общественными отношениями - по степени развития социального творчества, реальному участию человека в деятельности по совершенствованию экономических, политических, правовых и других институтов. О мере преодоления собственной ограниченности можно судить по степени сознательности, идейности индивида, его способности воспринимать общественное дело как свое собственное.

С точки зрения А.В. Вехова, подобное понимание природы культурного уровня позволяет решить ряд задач принципиального плана, составить более четкое представление о тех реальных процессах, которые протекают сфере не только духовного, но и материального производства, более грамотно и целенаправленно проводить культурную политику, направленную на формирование всесторонне развитого, духовно богатого человека.

Однако ни точка зрения Л.Н. Когана, ни точка зрения А.В. Ве- хова на природу и показатели культурного уровня не были приняты широкой социологической общественностью. Признавая их приоритет в исследовании сложной проблемы, большинство исследователей высказывали критические замечания, многие из которых были справедливыми. В частности, ими подчеркивалось, что решение вопроса на философском уровне еще не означает решение проблемы на социологическом уровне.

Одним из оппонентов уральских исследователей был Н.С. Мансуров , который предложил свою собственную трактовку культурного уровня. С его точки зрения, об уровне культурного развития того или иного общественного субъекта можно судить:

  • по степени его интеллектуального, политического, идейномировоззренческого, эстетического, правового, нравственного развития;
  • отношению к культурным ценностям;
  • степени расхождения между усвоенными идеями, идеалами, принципами и поведением личности;
  • состоянию культуры труда, поведения, быта, взаимного общения;
  • наличию собственного мнения в вопросах культуры;
  • соответствию культурного уровня личности культурному богатству общества .

Однако толкование культурного уровня Н.С. Мансурова не было принято.

Нет сомнения, подчеркивали оппоненты, что культурная деятельность личности зависит от ее культурного уровня. Но столь же правильна и обратная зависимость, ибо культурный уровень не приобретен личностью по наследству от родителей, не дан свыше, он сам является результатом культурной деятельности. Вывод критиков был таков: абстрактная и неосуществимая в реальном социологическом исследовании схема Н.С. Мансурова еще раз доказывает, что все попытки изучения культурного уровня личности в отрыве от ее реальной культурной деятельности неизбежно обречены на неудачу Там же. Т. 20. - С. 305.

  • Мансуров Н.С. Проблема культуры в социологических исследованиях // Социологические проблемы культуры. - М., 1976. - С. 7.
  • См.: Коган Л.Н. Культурный уровень и культурная деятельность // Исследование культурной деятельности и культурного уровня населения городов Урала. -Свердловск, 1979. - С. 3-13.
  • Все части культуры переплетаются в сложное целое. Понятия, отношения, ценности и правила тесно взаимосвязаны. Глубина и степень подобной взаимосвязи между различными сторонами культуры, устойчивые культурные модели, которые при этом возникают, обозначаются термином «культурная интеграция».

    Для понимания процессов, протекающих в культуре и обществе в целом, выделяют различные уровни культуры.

    1. Первый уровень – Доминирующая (или доминантная) культура, обозначающая те ценности, традиции, взгляды, которые разделяются лишь частью общества, однако эта часть имеет возможность навязывать их обществу в целом либо в силу того, что данные группы составляют этническое большинство, либо они располагают механизмами принуждения (например, в Российской Федерации доминирующая культура – русская культура).

    2. Следующий уровень – субкультура. Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, то постепенно у каждой из них формируется собственная культура – собственная система ценностей и правил поведения.

    Система норм и ценностей, которая отличает группу от более широкого сообщества, называется субкультурой .

    Субкультура выступает как часть общей культуры. Существует молодежная субкультура, субкультура пожилых людей, субкультура национальных меньшинств, профессиональная субкультура, криминальная субкультура.

    Субкультура формируется под влияние таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия, место жительства, возраст и т.д. (молодежные субкультуры, культура компьютерщиков на Западе). Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре .

    Субкультура имеет в обществе свои функции и дисфункции. Функция субкультуры : субкультура в определенной социальной группе позволяет членам группы адаптироваться вместе (например Всероссийское общество слепых); позволяет удовлетворить специфические потребности («гей-культура» в России). Дисфункция субкультуры : субкультура какую то группу противопоставляет обществу, что зачастую приводит к социальным конфликтам (например криминальная субкультура).

    3. Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями, называется контркультурой .

    Контркультура разновидность культуры, ценности которой прямо противоположны(враждебны) доминирующим ценностям данной культуры . Например, субкультура террористов противостоит «человеческой культуре», а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

    В социологии выделяется еще она разновидность культуры, которая зачастую способна вступать в конфликт как с доминирующей культурой, так и с субкультурой. Это – культура-захватчик .

    Культура захватчик культура, которая попав в другую культуру, начинает трансформировать ее (американская культура вне своих территориальных рамок, имеет особенность навязывать свои ценности тем национальным культурам, в которые она проникает: в России, например, можно зачастую встретить слово «shop » вместо привычного «магазин», или долларовый эквивалент цен на рынке товаров и услуг вместо рублевого и т.д.).

    Мировоззренческие установки в отношении собственной и чужих культур могут различаться. Склонность оценивать свою собственную культуру как хорошую и правильную, а другие культуры как странные или примитивные и даже аморальные получила название «этноцентризм». Представление о том, что любой элемент культуры должен быть соотнесен с конкретным временем, местом и социальными условиями, его породившими, получило название «культурного релятивизма». Наиболее оптимальный способ межгруппового и межкультурного восприятия и взаимодействия – сочетание черт как этноцентризма, так и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и выказывая приверженность основным ценностям этой культуры, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.