Рауль дюфи произведения. Стирая все, что уродливо

Билет —
щелк.
Щека —
чмок.
Свисток —
и рванулись туда мы,
куда,
как сельди,
в сети чулок
плывут
кругосветные дамы.

Сегодня приедет —
уродом-урод,
а завтра —
узнать посмейте-ка:
в одно
разубран
и город и рот —
помады,
огней косметика.

Веселых
тянет в эту вот даль.
В Париже грустить?
Едва ли!
В Париже
площадь
и та Этуаль,
а звезды —
так сплошь этуали....
В. Маяковский

Художник, оформитель, иллюстратор книг, керамист, дизайнер тканей Raoul Dufy (Рауль-Эрнест-Жозеф Дюфи) родился в Гавре 3 июня 1877 года. Раннему осознанию творческого призвания Рауля, несомненно, способствовала семья Дюфи с ее художественными, в особенности музыкальными, интересами.

Искусство Рауля потом многократно напомнит о музыке, в атмосфере которой протекало его детство. Многочисленная семья послужила причиной ранней самостоятельности Рауля Дюфи: уже в четырнадцать лет он, старший из детей, должен был оставить колледж св. Иосифа, чтобы зарабатывать на жизнь. Желание сделаться художником окрепло у Рауля Дюфи во время работу в порту. Отец не сопротивлялся его желанию писать, но нужно было зарабатывать на жизнь. Уже через год Дюфи начинает посещать вечерние занятия муниципальной художественной школы. Наставником Дюфи оказался поклонник Энгра и Коро портретист Charles Lhuillier, у которого также учились Othon Friesz и Georges Braque. Не любя "вялой" живописи, он не препятствовал поискам молодых художников, за что неоднократно обвинялся инспекторами Департамента изящных искусств в "ереси". В 1900 году муниципалитет Гавра назначил ему стипендию 600 франков в год для продолжения художественного образования в Париже.

Paul Poiret - "верховный закройщик" Парижа, будучи натурой в высшей степени артистической, сразу же распознал в Дюфи прирожденного декоратора. Пуаре начал давать Дюфи самые различные задания.
Художник предпринимает все возможное, чтобы основательно овладеть новой для себя техникой: он посещает химические лаборатории, многократно присутствует при печатании тканей. Он экспериментирует, чтобы достигнуть новых декоративных эффектов. Приступая к созданию тканей, Дюфи обращается к опыту XVIII века, когда производство декоративных тканей достигло наибольшего расцвета. Дюфи использовал обычно две краски, редко три, добиваясь тем самым особой красоты и чистоты цвета и того колористического лаконизма, к которому он пришел в своей сезаннистской живописи.

Слоны. Эскиз росписи ткани

Художником заинтересовался текстильный король Бьянкини и предложил ему работать на него. Финансовая стабильность была необходима Раулю Дюфи. Дальновидный и мудрый Пуаре предоставил Дюфи свободу выбора. Так с апреля 1912 года Дюфи был зачислен рисовальщиком в штат лионской фирмы Bianchini-Ferier. Контракт с Бьянкини прерывался лишь на период Первой мировой войны. Уже после войны, предвкушая, какие барыши можно было бы получать, если бы Дюфи всю свою энергию отдавал тканевому производству, Бьянкини предложил ему участвовать в доходах своего предприятия. "Я отказался от миллионов, чтобы спасти свою живопись и не делать ее по вкусу торговца. Хозяин, впрочем, вовсе не был задет. "А вы крепкий человек», - сказал он мне, прямо в глаза."

Итак, к началу 1930-х годов Дюфи стал знаменит. В 1926 году он был удостоен звания кавалера Ордена Почетного легиона. Его персональные выставки проходят в Цюрихе и Брюссе, Праге и Нью-Йорке. Хотя и ранее у него были верные поклонники. Среди первых коллекционеров Дюфи были доктор Maurice Girardin и молодой врач румынского происхождения Alexandre Roudinesco, которые вкладывали в живопись все свои средства. Впервые произведение Дюфи попадает в музей - в 1932 году Люксембургский музей в Париже покупает его картину "Загон в Довилле".

Ипподром Deauville

На ипподроме

На скачках

Пейзаж в Довилле

Годы Второй мировой войны Дюфи провел в Перпиньяне, где климат подходил ему по здоровью. После войны переехал в Ванс, но вынужден вновь вернуться в Перпиньян в клинику доктора Николау. В 1949 году Дюфи проходит курс лечения в Испании, а в следующем году по приглашению видного американского медика Хомбургера (Freddy Homburger), большого поклонника его живописи, отправляется в Соединенные Штаты.

Венеция

Регата

Городской пейзаж

Пейзаж с крупным рогатым скотом

После лечения в Бостоне и нескольких месяцев, проведенных по совету врачей в сухой и жаркой Аризоне, Дюфи в 1951 году возвращается во Францию. Он приезжает в Гавр, который поражает его своими разрушениями. Он видит в этом предзнаменование приближающейся смерти и торопится окончить ряд незавершенных холстов. Некоторые из них показываются на Венецианской биеннале 1952 года, где Дюфи награждают Гран-при. Эту премию он передает в пользу молодых художников. Последние полтора года Дюфи проводит в провансе, в деревне Forcalquier, про которую говорят, что здесь самый сухой климат во Франции. Но дни художника сочтены. 23 марта 1953 года Дюфи умер, он похоронен на кладбище Симье (Cimiez) в Ницце, в последний путь его провожал Марк Шагал. Через три месяца после кончины художника Национальный музей современного искусства в Париже организует первую крупную ретроспективную выставку Рауля Дюфи.



Пишешь по необходимости разобраться и в себе, и в том, что тебя окружает, пишешь из желания стать сильнее, приблизиться к тому, что выше нас, пишешь также для нескольких друзей, которых ценишь, от которых ожидаешь искреннего мнения, но, главным образом, прежде чем писать для других, пишешь для себя.

Что я хочу показать, когда я пишу - это, как я вижу вещи своими глазами, в моём сердце. Я не следую какой-либо конкретной манере, и забываю все законы, когда берусь за кисть и краски.
Raoul Dufy


Старые дома в Онфлере. 1906. 60х72. Париж, собрание Рудинеско

«В 1905-1906 годах я писал на пляже в Сент-Андрессе. До той поры я делал пляжи в манере импрессионистов и совершенно постиг ее, понимая, что при таком способе срисовывания натуры натура приковывает меня к деталям всё более мелким и мимолетным. Я же оставался вне картины.
Однажды, уже не веря этой манере, я вышел из дома с этюдником и простым листом бумаги. Устроившись на пляже, я принялся смотреть на кисти и тюбики с красками. Как с их помощью воспроизводить не то, что я вижу, а то, что есть, что существует для меня, мою реальность? Вот вся проблема. Я чувствовал, что она заключается в этом, а не в чем-либо другом. Я начал тогда рисовать, выбирая в натуре то, что мне подходило. Затем смесью черного и белого я моделировал контуры каждого предмета, всякий раз оставляя бумагу белой внутри их, чтобы затем окрасить эти места каким-либо цельным и довольно интенсивным цветом. Что у меня было? Голубой, зеленый, охра, совсем немного красок. Между тем результат меня удивил. Я открыл, и тотчас же понял это, я открыл то, чего хотел в глубине души. С того дня для меня стало невозможно возвращение к бесплодным битвам за овладение лишь тем, что представало перед моими глазами…
В тот день в Сент-Адрессе, когда я проделал этот опыт, я интуитивно пришел к тому, что навсегда сделалось моей истинной заботой. Яоткрыл свою систему, теория которой заключается вот в чем. Гоняясь за солнечным светом, теряют даром время. Свет живописи, это совсем другое, это свет порядка, композиции, некий свето-цвет»
(из письма Дюфи – Пьеру Куртьону)


Жанна с цветами. 1907. 90х77. Гавр, Музей искусств


Ванс. 1923. 81х100. Частное собрание


Решетка. 1930. 130х162. Нью-Йорк, собрание Э.Шарп


Казино в Ницце. 1927. 50х59. Женева, собрание Ж.Моос

«Вот перед нами дерево, скамейка, дом. Но меня интересует, и это самое трудное, то, что вокруг предметов. Каким образом из всего этого сделать ансамбль? Никто не делал этого так, как Сезанн. То, что между его яблоками, не менее прекрасно и значительно, чем яблоки… Писать, когда ничего нет – вот что самое трудное и в определенном смысле самое существенное… Когда Пуссен писал поляну, то она не превращалась в какой-нибудь гербарий. Там нет дыр. Задолго до Сезанна Пуссен воспринимал объем не только вещей, но и пространство между ними».
«Пространство – это не какая-то дыра, это некое предположение, позволяющее зрителю дышать…»
(Дюфи)


Средиземное море. 1923. 129х110. Нью-Йорк, собрание Джимбел


Купальщицы в открытом море. 1925-27. 116х89. Париж, центр Помпиду

«Существует реальность и то, что видят. Это не одно и то же. Есть реальность, поддающаяся измерению, – в плане, проекции, вертикальном разрезе. Но мне принадлежит совсем не это, а мое собственное видение реальности. Я пытаюсь писать то, что я вижу, и то, что понимаю…»
(Дюфи)


Амфитрита. 1936. 186,5х157,5. Нью-Йорк, галерея Финдлей


Дом с садом. 1915. 117х90. Париж, городской музей современного искусства

«Декоративное искусство, которое вело его к границам кубизма, вместе с тем удерживало его от того, чтобы сделаться кубистом. Декоратор должен быть соблазнителем, и подчас даже поверхностным: умозрительная отвлеченность ему противопоказана. Разве не должен он соединять с величием грацию? И как же было тогда Дюфи не вернуться к этому союзу грации и величия в живописи, если это произошло в других сферах его деятельности? Больше того, он был слишком чувствителен к наиболее материальным соблазнам декоративных искусств; к нежности шелка, атласа, бархата, к глубокому блеску керамики, чтобы в равной мере не желать цвету и фактуре своей живописи той же способности очаровывать…»
(Бернар Дориваль о Дюфи)


Дельфин. Иллюстрация к книге Г.Апполинера «Бестиарий, или Кортеж Орфея». 1910. Ксилография


Слоны. Шелковый шарф из ткани фирмы Бьянкини-Ферье по эскизу Дюфи. ок. 1922

По всей вероятности, самый правильный путь для всех интересующихся картинами художников с стиле «фовизм» — это совершить тур во Францию. Именно здесь, в начале XX века зародилось это необычное художественное направление, одним из представителей которого был Р.Дюфи (фр. Raoul Dufy; 3 июня 1877, Гавр 23 марта 1953, Форкалькье). Будущий художник родился 3 июня 1877 года в Гавре, в небогатой семье. Его отец, Леон Мариус Дюфи, работал бухгалтером, а мать, Мари Эжени Ида, занималась детьми, которых у нее было девятеро. Несмотря на свою прозаическую профессию, мсье Дюфи не было чуждо ощущение прекрасного. В свободное от основной работы время, он исполнял обязанности органиста и хормейстера в одной из гаврских церквей. И всеми силами приобщал к искусству своих детей. Усилия отца не пропали даром. Один из детей Дюфи, Гастон, стал музыкальным критиком, а Рауль и его младший брат Жан — художниками.

В картинах художника нет излома и трагизма, столь характерного для творчества многих художников рубежа ХIХ-ХХ веков.

Кисть Дюфи была легкой и радостной. Когда Раулю исполнилось 14 лет, он оставил школу и устроился на работу. Нужно было помогать семье. В течение пяти лет юноша служил клерком в конторе Люти и Хаусера, шведских импортеров кофе. Эта работа не доставляла ему радости. Все свободное время Дюфи проводил у окна конторы, из которого открывался вид на гавань, без устали зарисовывая торговые суда, докеров и матросов. Отец, увидев рисунки Рауля, отдал его в вечерние классы при местной Школе изящных искусств. Здесь Дюфи изучал основы живописи у Шарля Люилье. Люилье считал, что каждый настоящий художник должен быть умелым рисовальщиком. Спустя десятилетия Дюфи с теплотой и признательностью вспоминал о своем учителе: Мы смотрели на него с уважением и восхищением, для нас он был великим художником и рисовальщиком.

В 1898 году Дюфи призвали в армию. Но менее через год он уже вернулся домой. Помог ему в этом Гастон, его младший брат, выразивший желание записаться в полковой оркестр. По французским законам два брата не могли служить в армии одновременно, и Рауля демобилизовали раньше срока. Когда Дюфи вернулся из армии, мэрия Гавра назначила ему стипендию, чтобы он закончил учебу. Дюфи, как и полагается молодому художнику, потратил эти деньги на поездку в Париж. В Париже он стал заниматься в мастерской Леона Бонна. Четыре года, проведенные в парижской Школе изящных искусств, в мастерской художника-академиста, Дюфи не считал впоследствии потерянными. Он говорил, что любой, даже самый оригинальный художник должен получить классическое образование. В отличие от многих своих однокашников, Дюфи никогда не увлекался богемным образом жизни. Но, между тем, его сложно было назвать отставшим от жизни консерватором. Так, в 1902 году он выставил одну из своих пастелей, исполненную в импрессионистской манере, в галерее авангардной живописи.

Окончив курс в Школе изящных искусств, Дюфи еще продолжал писать в духе импрессионизма.

Но, в 1905 году художник посетил выставку фовистов. Картины художников привели Дюфи в восторг и смятение — столь яркими и смелыми они показались ему. После этого, он полностью разочаровался в том, что делал раньше, и принялся искать свою собственную манеру письма. Теперь Дюфи часто уезжает из Парижа на зарисовки, экспериментирует с палитрой фовистов, а в 1908 году даже ненадолго увлекается кубизмом.

Дюфи попробовал себя в качестве книжного иллюстратора, выполнив серию гравюр к «Бестиарию» Аполлинера. В 1911 году Дюфи сделал серию клише для ткани по заказу модельера Поля Пуаре. И парижские дамы, которым и в голову не пришло бы покупать картины Дюфи, платили огромные деньги за шарфы, раскрашенные по его рисункам. Проработав год с Пуаре, Дюфи перешел в лионскую компанию по производству шелковых тканей. Здесь ему предложили пост главного художника, нормированный рабочий день и твердую зарплату. У Дюфи появилась возможность обеспечивать семью, имея при этом свободное время для занятий живописью. К сожалению, эта идиллия продолжалась всего два года. А потом началась Первая мировая война. Дюфи, однако, вовсе не горел желанием записываться в добровольцы. Свой вклад в общее дело он ограничил созданием плакатов и журнальных гравюр. После окончания войны Дюфи вернулся к прежней работе, но менее чем через год она надоела ему, и художник навсегда оставил роспись по ткани.

Весной 1920 года Дюфи арендовал небольшой домик на французской Ривьере, где впервые за все последние годы смог вернуться к живописи.

Именно в этот период окончательно сложилась его яркая и живая манера.Оставляя работу художника по тканям, Дюфи готовился к материальным трудностям, но все оказалось не так уж страшно. Уже в 1921 году он получил предложение организовать персональную выставку в престижной парижской галерее. Выставка прошла с большим успехом, несколько картин были приобретены коллекционерами. Теперь у художника появились не только деньги, но и уверенность в том, что он находится на верном пути. Начинался долгий период неустанной творческой работы, на протяжении которого Дюфи создал сотни картин маслом, акварелью и гуашью, тысячи рисунков, множество гравюр и литографий. Впереди его ожидали многочисленные выгодные заказы. Самым значительным из них стала огромная фреска для Дворца электричества на Всемирной парижской выставке 1937 года.

Дюфи никогда не расставался со своей мастерской на Монмартре, однако большую часть времени проводил теперь на юге Франции.

Путешествуя в поисках новых впечатлений, он побывал в Англии, Италии, Бельгии, Испании, Марокко и США. Многие видные коллекционеры живописи находили теперь его работы очаровательными и прелестными, а самого художника — приятным во всех отношениях человеком, с которым легко иметь дело. Так продолжалось до 1938 года, когда Дюфи заболел суставным ревматизмом. Болезнь прогрессировала, и к концу 1940-х годов Дюфи превратился в калеку, не способного удержать кисть в скрюченных пальцах. Художник был уверен, что его работе пришел конец, но в начале 1950-х он получил приглашение от американского врача Фредди Хомбургера приехать в его клинику в Бостоне. Здесь Дюфи прошел курс лечения только что открытым препаратом кортизоном, и его пальцы вновь обрели подвижность. В 1951 году Дюфи переехал в Таксон (штат Аризона). Сухой и теплый климат этой местности должен был помочь художнику полностью оправиться от болезни. Но в 1952 году он затосковал вдали от родины и вернулся во Францию, где купил мастерскую неподалеку от Авиньона и приступил к работе. Ревматизм больше не докучал ему, но зимой 1952 года он переболел воспалением легких, и это окончательно подорвало здоровье художника. 23 марта 1953 года у Дюфи произошла закупорка коронарных сосудов, и на следующее утро он скончался. Художника похоронили на монастырском кладбище. Один из выступавших на его похоронах сказал: Вместе с Раулем Дюфи из нашей жизни ушла радость бытия. Теперь мы не сможем с прежней непосредственностью любить ни это небо, ни эту землю.

Избранные работы Дюфи:

  • Рыбный рынок в Марселе, 1905
  • Посвящение Моцарту, 1909
  • Яхта у Сен-Адрес, 1912
  • Деревня на берегу моря, 1922
  • Ипподром Отей, 1924
  • Вид на Сен-Адрес, 1924
  • Казино в Ницце, 1927
  • Выездка в Довилле, 1930
  • Дерби в Эпсоме, 1933
  • Барки и лодки, 1935
  • Парусные яхты в Трувиль, 1936
  • Фея Электричества 1937
  • Большой оркестр, 1942
  • Оркестр, 1942
  • Жёлтая консоль, 1947
  • Ателье художника, 1949

При подготовке публикации были использованы материалы из открытых источников.

Raoul Dufy

Жизнь и творчество [ | ]

Родился в бедной многодетной семье. Несмотря на выказанные в школе способности, ещё ребёнком был вынужден зарабатывать на жизнь. В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. В то же время посещает вечерние курсы живописи Шарля Луйе при Художественной академии в Гавре. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом . Получив стипендию города Гавра, художник отправляется в Париж , где поступает на обучение в ателье Леона Бонна при Школе изящных искусств .

После творческой фазы, когда Дюфи писал в импрессионистской манере, длившейся до 1905 года, художник посвящает себя фовизму , с которым познакомился на Осеннем салоне , где были представлены картины Анри Матисса . В этот период художник много ездит по Франции и рисует. В 1906 году в галерее Берты Вайль открывается первая персональная выставка Дюфи.

За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. Невысокая покупаемость картин Дюфи вынуждает его заняться ксилографией , иллюстрированием литературы и разработкой узоров для тканей. В этот период Дюфи возвращается к своей первоначальной манере, краски его картин становятся легче и ярче. В 1919-1923 годах живёт в Вансе , совершает поездку в Италию, где много рисует. В 1923 году в брюссельской галерее Центавр состоялась вторая персональная выставка Дюфи, закончившаяся большим успехом мастера.

В дальнейшем художник практикует в своих работах разделение цвета и рисунка, причём в акварели находит то средство, которое в наибольшей степени соответствует этому требованию. Для парижской международной выставки 1937 года создаёт огромное настенное полотно площадью в 600 м². В поздних картинах Дюфи, как правило, основной является только одна краска.

Литература [ | ]

  • Костеневич А. Г. Рауль Дюфи. - Л. : Искусство, 1977.
  • R. Telin: L`art de Raoul Dufy, Paris 1945
  • P. Courthion: Raoul Dufy, Genf 1951
  • G. Besson: Dufy, Paris 1953
  • R. Cogniat: Raoul Dufy, München 1970
  • Die Welt der Malerei, Köln 1990

Рауль Дюфи (1877-1953) — французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи.

В работах Рауля Дюфи нет излома и трагизма, столь характерного для творчества многих художников рубежа ХIХ-ХХ веков. Кисть Дюфи была легкой и радостной.

Bathers

Boats in Martigues, late 1907-1908

Baccara, circa 1925

The Harbour in Deauville, circa 1928

Punters on the Turf, circa 1930-1935

In the Paddock, 1949

After Constantin Guys, 1935

Orchestra with Green Music Stand, 1941

La fée électricité, 1937

Vieilles maisons sur le bassin de Honfleur, 1906



"La Plage de Sainte-Adresse" 1906.

Le grand orchestre, 1942

Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953), французский художник, график, декоратор и керамист; известность ему принесли изображения курортов, пляжей, скачек и регат. Родился в Гавре 3 июня 1877 года; начальное художественное образование получил в родном городе в Школе изящных искусств. В 1900 году поступил в Школу изящных искусств в Париже и стал часто бывать в мастерской художника и коллекционера Леона Бонна. Дюфи был равнодушен к академической живописи; гораздо больше его привлекал импрессионизм, особенно пейзажи Клода Моне и Камиля Писсарро . Но вскоре даже их произведения стали казаться молодому художнику слишком сдержанными. В 1906 году, когда была организована первая персональная выставка Дюфи, он познакомился с Анри Матиссом и фовистами, писавшими яркими чистыми цветами и очерчивали образы выразительным резким контуром; эти же черты характерны и для работ Дюфи, выполненных в 1906-1909 годах. В произведениях Поля Сезанна художник обнаружил более тонкую живописную технику. На некоторое время он увлекся кубизмом и только к 1920-м годам выработал собственную оригинальную манеру. В картинах зрелого периода творчества художника перспективные построения почти не используются, а светлые прозрачные пятна жидкой краски накладываются быстрыми легкими мазками; эта манера получила название "стенографической". Акварели и живописные полотна Дюфи, на которых изображены сцены из суетливой и шумной жизни на морских курортах, праздничные скачки в Довиле, яхтсмены, представляют картину нравов того времени.

Дюфи приобрел славу также как иллюстратор и мастер декоративно-прикладного искусства. Он создавал рисунки тканей для известных модельеров, картоны для ковров, керамику, а также расписывал общественные здания. Его иллюстрации украшают книги Аполлинера , Малларме и Жида . Рауль Дюфи умер в Форкалькье 23 марта 1953 года.