Российская культура 18 века кратко. Культура России XVIII века

Петровские реформы, дворцовые перевороты, «просвещённый абсолютизм» в правление Екатерины II сильно повлияли на историю нашей страны, поэтому культура России в 18 веке резко отличается от предыдущих столетий.

Быт.

В правление Петра I происходила коренная ломка старых традиций. Царь страстно желал сблизить российскую культуру с западной. Так, в 1700 г. была введена европейская система счёта лет, и новый год отныне наступал с 1 января, было также приказано сбривать бороды и носить немецкое или венгерское платье. Постоянными стали ассамблеи, т.е. развлекательные вечера у знатных особ, причем там нужно было появляться с жёнами и дочерьми, чего раньше не позволялось. Однако большинство этих преобразований коснулись лишь высших слоёв, подавляющая же часть населения жила по-старому.

Просвещение

Реформы и войны требовали подготовки качественных кадров, поэтому Пётр I уделял большое внимание образованию. Были организованы военные и «цифирные» школы, Медицинское училище. Упор в обучении делался на точные науки. Чтобы пробудить тягу к знаниям, Пётр I основал Кунсткамеру - первый российский музей. Также по идее царя, но уже после его смерти была открыта Академия наук.
В течение18 столетия (особенно во второй половине) усиливался сословный характер образования, и появлялись новые учебные заведения: Московский университет (1755), Смольный пансион благородных девиц (1764), народные училища и другие.

Литература.

В 1702 году была впервые напечатана газета «Ведомости». Для нужд школы в 1703 г. вышел знаменитый учебник Л. Магницкого «Арифметика». В 1721 году Ф. Прокопович написал «Духовный регламент», чтобы обосновать реформы Петра I в церковной сфере.
По-настоящему расцвет литературы наступает в екатерининское царствование. В это время развиваются три направления: классицизм (А. Радищев, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, Г. Державин и А. Сумароков), сентиментализм (Н. Карамзин) и художественно-реалистическое (Д. Фонвизин). Сама императрица издавала юмористический журнал «Всякая всячина». Видным публицистом был Н. Новиков.

Архитектура.

В 18 веке преобладающим был стиль барокко. В нём творили: Д. Трезини (Петропавловский собор) и Б. Ф. Растрелли (Зимний дворец). Однако в конце столетия барокко сменяется классицизмом, представленном такими шедеврами, как дом Пашкова в Москве (В. Баженов) и здание Сената (М. Казаков).

Живопись, скульптура, театр

Основным жанром живописи на протяжении 18 века был портрет. Выдающиеся художники того времени: Ф. Рокотов, И. Никитин, А. Матвеев, Д. Левицкий и В. Боровиковский. Зарождается пейзаж, бытовой и исторический жанры.
В скульптуре следует особо отметить К. Растрелли, Э. Фальконе, Ф. Шубина и М. Козловского.
Первый государственный общедоступный театр начинает свою работу в 1756 г. Его руководителем был купец и актёр Ф. Волков.

Наука и техника.

После создания Академии наук она становится организующим центром, где трудились видные российские учёные, в том числе М. В. Ломоносов. Кроме того, там работали иностранные историки Г. Миллер и Г. Байер. Среди российских представителей этой же науки также было немало талантливых: В. Татищев, М. Щербатов, Н. Новиков.
Огромных достижений в правление Екатерины II добилась техническая мысль. Лифт, арочный мост через Неву, «самобеглая коляска», оптический телеграф и прожектор - лишь часть проектов и изобретений И. Кулибина. Также важно создание первой паровой машины в России механиком-самоучкой И. Ползуновым.

Итак, открытие «окна в Европу» дало мощный толчок для развития культуры России в 18 веке. Именно в это время искусство окончательно освобождается от влияния церкви, появляются его новые формы и во много раз увеличивается культурное наследие нашей страны.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ, ПОЛИТИКИ И КУЛЬТУРЫ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Культурология»

«Особенности и основные достижения русской культуры XVIII века»

Исполнитель:

специальность

№ зачётной книжки

Преподаватель:

План

1. Введение……………………………………………………………………… 3

2. Особенности и основные достижения русской культуры XVIII века..…… 3

3. Заключение…………………………………………………………………... 12

4. Список использованной литературы………………………………………. 13

Введение

В XVIII столетии русская культура вступила в новый период своего развития. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного", русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого. Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства.

Особенности и основные достижения русской культуры XVIII века.

Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъёму государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало влияние на дальнейшее развитие культуры.

С 1 января 1700 г. было введено новое летоисчисление – от Рождества Христова. В 1719 г. был создан первый естественно-исторический музей в России – Кунсткамера.

Впервые при Петре 1 образование стало государственной политикой, открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей стали посылать за границу учиться ремеслу – корабельному и морскому делу, а также наукам и искусству.

В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук – Навигацкая школа первое светское государственное учебное заведение. При Посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам, а позже – школа канцелярских служащих. В Москве и других городах создавался ряд профессиональных школАртиллерийская, Инженерная, Медицинская, на уральских заводах – горнозаводские училища . Вначале в школы принимали наряду с детьми дворян и детей разночинцев, но постепенно школы стали превращаться в закрытые учебные заведения только для дворянских детей.

В первой четверти 18 века стали создаваться так называемые цифирные школы – государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Тем, кто не имел свидетельства об окончании цифирной школы, даже не разрешалось жениться. В 1786 г. был издан Устав народных училищ – первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы, классно-урочная система

Организация среднего высшего образования была тесно связана с созданием Академии наук (официально с 1724г.). Вначале среди академиков были одни иностранцы. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) стал первым русским академиком, ученым мирового значения. Он был также крупнейшим русским поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка. Ломоносов очень много сделал для развития русской науки и организации образования.

В 1755 г. по инициативе М.В.Ломоносова был создан Московский университет , ставший крупным культурным центром. Он имел философский, юридический, медицинский факультеты.

В конце XVIII века в России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся. Значительно усилилось книгоиздательское дело. В 1708-1710 гг. была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу. Были введены гражданская (в отличие от церковной) азбука и гражданская печать , что способствовало увеличению издания светских, гражданских книг, в том числе учебников.

Первой русской печатной газетой стали «Ведомости» (1702-1727), издававшиеся по указу Петра 1. В 1703-1704 гг. вышло 39 номеров. С 1710г. газета печаталась гражданским шрифтом.

Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского шрифта способствовало укреплению светского языка, хотя еще широко был распространен церковнославянский язык .

В это время популярными были стихотворные произведения – сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира (1708-1744).

Основоположником Руссой драматургии стал А.П.Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге.

Последняя четверть XVIII века стала временем расцвета творчества крупного поэта того времени Гавриила Романовича Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений была ода . В них он дал широкую картину современной ему жизни: пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления, сатиру на вельмож. Известная его ода «Фелица» проникнута идеей сильной государственной власти.

Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин (1744/45-1792), обличавший невежество, тиранию.

Основоположником русского сентиментализма ((от французского - чувство), направление в литературе и искусстве в конце XVIII – начале XIX веков, провозглашающее культ чувств и природы) стал Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), автор повестей «Бедная Лиза», «Деревня», «Наталья, боярская дочь».

В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру, и в строительство, обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи.

Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Хамовный двор, Суконный двор, Большой каменный мост, Арсенал в Кремле, а также трехэтажное здание Главной аптеки , где вначале помещался первый русский университет.

Выдающимся зодчим Москвы в 50-х годах XVIII века был Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774). Он не только возглавлял «архитектурный надзор» за строительством в Москве, но и развил усиленную архитектурную деятельность. По его проекту триумфальные Красные ворота в 1753 г. были заменены каменными.

Наиболее интересным и значимым произведением Ухтомского стала колокольня Троице-Сергиевой лавры .

В 1749 г. Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу , в которой под его руководством прошли ученичество такие выдающиеся русские архитекторы, как В.П. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов и другие.

Петровская эпоха характеризуется, прежде всего, строительством новой столицы – Петербурга (с 1703 г.), для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли .

В числе общественных зданий Петербурга выделялись Гостиный двор, Биржа, Адмиралтейство.

Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями. Петергоф был задуман как загородная резиденция Петра I, которую он хотел уподобить Версалю.

Решающей для рассвета стиля русского барокко стала деятельность отца и сына Растрелли. Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), итальянский скульптор, с 1716 года работал в Петербурге. Он принимал участие в декоративном оформлении Петергофа, выполнил скульптурные портреты Петра I и императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.

Его сына – Бартоломео Растрелли (1700-1771) – в России звали Варфоломеем Варфоломеевичем, он был уже русским архитектором. Стиль его зодчества – русское барокко, вобравшее в себя западные и русские традиции. Он является автором Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Большого дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском селе и др. Растрелли любил размах, пышность, яркие краски, использовал богатое скульптурное убранство, затейливый орнамент.

В 60-е годы XVIII века на смену русскому барокко в зодчестве пришёл русский классицизм , который достиг своего расцвета в начале XIX века. Яркими представителями классицизма в России стали архитекторы В.П. Баженов, М.Ф. Казаков и И.Е. Старов.

Талантливым русским архитектором был Василий Петрович Баженов (1737/38-1799), им построены: дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, Дом Пашкова – самое красивое здание XVIII века в Москве, Михайловский замок в Петербурге.

Прославлено также имя Матвея Фёдоровича Казакова (1738-1812), который разработал в Москве типы городских домов и общественных зданий. По его проектам построены: Сенат в Московском Кремле, Московский Университет, Голицынская больница (ныне Первая градская), Петровский дворец , возведённый в псевдоготическом стиле, Дворянское собрание с великолепным Колонным залом . Казаков руководил составлением генерального плана Москвы, организовал Архитектурную школу.

Иван Егорович Старов (1745-1808) – автор ряда замечательных архитектурных творений в Петербурге: Троицкого собора Александро-Невской лавры и Таврического дворца – памятника победе в русско-турецкой войне.

Сохранившиеся здания XVIII века и сегодня являются не только украшением русских городов, но и шедеврами мирового значения.

В XVIII веке претерпевает изменения и изобразительное искусство – живопись, скульптура и др. Это время расцвета портретной живописи .

Наиболее известные художники того времени – Андрей Матвеев (1701-1739) и Иван Никитин (ок. 1690-1742) – основоположники русской светской живописи. Живописному мастерству они учились за границей. Андрею Матвееву принадлежит первый в русском искусстве «Автопортрет с женой» . В портретах «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе» Иван Никитин намного опередил своих современников по глубине и форме художественного выражения.

К концу 20-х годов наметился перелом к придворному направлению в живописи. Лучшие портретисты XVIII века – А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Т. Левицкий, В.Л. Боровиковский, скульпторы – Ф.И. Шубин и М.И. Козловский. Это было время интенсивного развития личности, что нашло отражение в портретных изображениях художников.

Крупнейшим портретистом был Дмитрий Левицкий (1735-1822). Он создал богатую серию парадных портретов – от портрета Екатерины II до портретов московских купцов. В его произведениях торжественность сочетается с красочным богатством. Жизненностью образов отличаются его женские портреты, особенно «смолянок», воспитанниц Смольного института.

Классическое направление представлял Михаил Козловский (1753-1802) – скульптор и рисовальщик. Его творчество проникнуто идеями Просвещения, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью. Особенно ярко это выразилось в статуе для каскада в Петергофе. «Самсон, раздирающий пасть льва» - аллегорической фигуре, олицетворяющей победу России над Швецией. Интересен его памятник А.В. Суворову в Петербурге.

В конце XVIII века формируется одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж . Эрмитаж (от французского ermitage – место уединения) – один из крупнейших в мире художественно-исторических музеев. Здания Эрмитажа – Зимний дворец (1754-1762, архитектор В.В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-1767, архитектор Ж.Б. Вален-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-1787, архитектор Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-1852, архитектор Л. Фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Дж. Кваренги). В его основе частное собрание картин западноевропейских мастеров (с 1764 года) Екатерины II. Открыт для публики в 1852 году.

Изобразительное искусство XVIII века сделало значительный шаг вперёд в развитии светского направления.

В XVIII веке продолжалось развитие театра. В 1702 году по велению Петра I был создан Публичный общедоступный театр , рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве было построено здание – «Комедиальная храмина». В 1706 году театр прекратил своё существование, так как не получал субсидий.

В середине XVIII века во многих городах выступали иностранные актёрские группы – французские, немецкие и другие. Но среди публики рос интерес к русскому театру, связанный с общим подъемом национального самосознания. В 1750 году в Ярославле начались спектакли первого публичного театра с русскими актёрами, художниками, музыкантами. В его репертуаре были и русские пьесы. Во главе театра стоял первый известный русский актёр Фёдор Григорьевич Волков (1729-1763). Царица Елизавета Петровна выписала Фёдора Волкова со всей труппой ко двору, и в 1752 году театр переехал в Петербург. На основе этой труппы в 1756 году указом императрицы был создан театр «для представления трагедий и комедий». Директором его стал Сумароков, а первым придворным актёром – Фёдор Волков, прославившийся исполнением главных ролей в трагедиях А.П. Сумарокова. Таким образом, был создан первый постоянный профессиональный государственный публичный театр под названием Российский театр (с 1832 года – Александринский).

В 1779 году был создан частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), которым руководил известный русский актёр И.А. Дмитриевский (1734-1821), игравший в театре Ф. Волкова в Ярославле. В этом театре впервые были поставлены пьесы Д.И. Фонвизина, но в 1783 году по указу Екатерины II театр закрылся.

В 1780 году в Москве был открыт Петровский театр , где ставились драматические, оперные и балетные спектакли.

Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах сначала драматических, затем оперных спектаклей. Постепенно стали складываться балетные труппы.

С вступлением на русский престол в 1741 году дочери Петра I Елизаветы был издан указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы .

Первым русским балетным либреттистом был А.П. Сумароков.

Тимофей Бубликов стал первым танцовщиком в Петербурге, получил придворный чин и звание танцмейстера двора. В Москве известными артистами балета были: Иван Еропкин, Василий Балашов, Гаврила Райков . Первыми русскими балетмейстерами стали Балашов и Райков, поставившие в Москве комические балеты и дивертисменты. Арина Собакина стала ведущей московской танцовщицей.

Существовал так же крепостной театр – это были дворянские театры с труппой из крепостных. В основном такие театры создавались в Москве и Подмосковье (театры Шереметьевых, Юсуповых и другие). В историю театра вошли имена крепостных актёров: Прасковьи Жемчуговой, Татьяны Шлыковой-Гранатовой .

Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.

В XVIII веке начинает широко распространяться светское музыкальное искусство.

В 1802 году в Петербурге было создано Филармоническое общество , в котором исполнялась старинная и классическая музыка. В последней трети XVIII века формируется композиторская школа , появляются первые русские композиторы – авторы оперной, хоровой, инструментальной, камерной музыки. Крупным достижением русской музыкальной культуры того времени стала музыкальная мелодрама «Орфей» композитора Е.И. Фомина (1761-1800). Он был также создателем песенной оперы на национальный русский сюжет «Ямщик на подставе», оперы «Американцы» и других произведений. В это время создавал оперы и Д.С. Бортнянский (1751-1825) – «Сокол», «Сын-соперник» и другие. Бортнянский – автор около 200 музыкальных произведений.

На рубеже XVIII-XIX веков появился жанр камерной лирической песни – русский романс на стихи русских поэтов. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский (1754-1831), написавший «Российские песни», героико-патриотические полонезы. Один из них на слова Г.Р. Державина «Гром победы развивайся» долгое время был русским национальным гимном.

Заключение .

Итоги историко-культурного развития России в XVIII веке весьма значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства. В то же время укрепление связей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру. Укрепление могущества русского государства, которое стало одним из крупнейших государств мира, способствовало формированию русской нации и единого русского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все направления культуры – образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Произошло обмирщение, секуляризация культуры, проникновению в Россию идей Просвещения. Это способствовало появлению новых видов культуры – первых литературных журналов, художественной литературы, общедоступного театра, светской музыки. Идёт становление русского классицизма. Значительно расширилась сфера духовной деятельности русских людей.

Список использованной литературы:

1. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 600 с.: ил. цв

2. В.В. Мавродин Рождение новой России - М.: 1998г.

3. Конспект лекций (лектор - Айсина Фаина Османовна).

Достигли наука, просвещение, издательское дело, было открыто множество учебных заведений и библиотек. Созданы выдающиеся произведения культуры в архитектуре, скульптуре, живописи, театре, литературе и пр. Множество деятелей науки и культуры прославили Россию во всем мире.

Для России, как и для западноевропейских стран, XVIII в. явил-ся веком Просвещения. Культура высших слоёв российского об-щества, светская в своей основе, значительно отличалась от традиционной культуры крестьян и обывателей городов. Однако непроходимой пропасти между ними не было. Произведения лите-ратуры, творения живописи, скульптуры и архитектуры станови-лись общенародным достоянием. Просвещённая часть общества все более и более проникалась идеей улучшения жизни всего рос-сийского народа.

Основные события и периоды культуры 18 века в России:

  • до 1725 года — см. Культура при Петре I .
  • 1762 — создание «Комиссии о каменном строении».
  • 1764 — открытие Института благородных девиц и Воспитатель-ного дома.
  • 1769 — начало издания журналов «Всякая всячина» и др.
  • 1782 — открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
  • 1783 — открытие Российской академии 1786 — открытие народных училищ.
  • 1795 — открытие первой Публичной библиотеки.

Искусство 18 века в России по периодам

Искусство 18 века в России по отраслям

  • Живопись 18 века в России . Материал с сайта

Русская литература 18 века

Влияние идей Просвещения, народных восстаний и, наконец, Французской революции привело к тому, что многие поэты и пи-сатели второй половины XVIII столетия стали посвящать свои произведения злободневным общественным проблемам. В русской литературе 18 века можно отме-тить три имени — Г. Р. Державин , Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев .

Музыка 18 века

Среди музыкантов времени правления Екатерины II особенно выделялся Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825). Он родился на Украине. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капел-ле в Петербурге. Десять лет прожил в Италии, где совершенство-вался в музыкальном искусстве. Здесь же были поставлены его первые оперы. В 1779 г. Бортнянский возвратился в Россию. Его со-чинения, поднесённые императрице Екатерине II, произвели сен-сацию. Бортнянский был удостоен звания композитора Придвор-ной капеллы и пожалован денежной наградой, а в 1796 г. назначен директором Придворной певческой капеллы. Бортнянский вошёл в историю русской музыки прежде всего как автор хоровых духов-ных композиций.

Конспект по истории России

На развитие России в первой половине XVIII века огромное влияние оказали реформы Петра I в области образования, науки, а также вводимая им европеизация быта и открытость русского общества для усвоения европейской культуры. Глубокий практицизм, характеризовавший всю деятельность Петра I, отличал и его политику в области просвещения и науки.

Подготовка специалистов велась как за границей, так и на родине. В провинции начальное образование осуществлялось в трёх типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных - для подготовки местных мелких чиновников; гарнизонные школы - для обучения солдатских детей. Помимо этого в Москве (1703-1715 годы) работала особая общеобразовательная школа - "гимназия" пастора Э.Глюка, в которой обучали, в основном, иностранным языкам.

Военных специалистов готовили Навигацкое, Артиллерийское, Инженерное, Морское и Медицинское училища.

Кроме перевода иностранных, создавались собственные учебники . Наибольшее распространение получили грамматика Смотрицкого, "Арифметика" Магницкого. В создании новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П.Поликарпов, Г.Г.Скорняков-Писарев, Ф.Прокопович и другие. Одновременно с реформой в сфере образования в первой четверти XVIII века бурное развитие получило издательское дело. В 1708 году Пётр I ввёл вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет за годы правления Петра свыше 600 наименований книг и других изданий (в том числе немало переводов).

Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли , а в 1714 году в Петербурге была открыта государственная библиотека, заложившая основу Библиотеки Академии наук. С декабря 1702 года стало выходить первое в России периодическое издание - газета "Ведомости". Широкий размах приобрели географические и геологические изыскания. Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей (М.Сердюков, Я.Батищев, И.Беляев, Е.Никонов, А.Нартов и другие).

По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций и организовывалось отечественное музееведение. В 1719 году для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание "раритетов", которое послужило основой для коллекций будущих музеев - Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-Морского и других.

Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 года) в Петербурге Академии наук , открытой уже после смерти Петра I в 1725 году. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.

Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в жизни России в петровскую эпоху нашли отражение в литературе и публицистике. В 1717 году в Петербурге вышло в свет "Рассуждение..." о причинах войны со Швецией, представляющее собой первый в российской истории дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося учёного-самородка И.Т.Посошкова, и прежде всего его наиболее известной работой "Книга о скудости и богатстве".

Блестящим писателем, оратором и общественным деятелем эпохи Петра был идеолог церковной реформы Феофан Прокопович . Им был разработан "Духовный регламент" и важный политический трактат "Правда воли монаршей". Другим видным церковным деятелем был Стефан Яворский. Его литературная деятельность отмечена крупными религиозными трактатами "Знамение пришествия антихристова" и "Камень веры", направленные против протестантизма.

Ко времени Петра I относятся попытки создания публичных театров в Москве и Петербурге, где ставились пьесы на исторические темы и комедии. В области изобразительного искусства в первой четверти XVIII века активное развитие получает светская живопись, особенно портретная. Выдающимися портретистами того времени были И.Н.Никитин, А.М.Матвеев, а среди мастеров гравюры - И.Адольский.

Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций , что особенно ярко выразилось в создание дворцово-парковых ансамблей - например, оформление Большого каскада Петергофского дворца (архитектор Ж.Б.Леблон).

В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов , созданию крупных архитектурных ансамблей - в основном гражданского, а не культового значения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, Летний дворец Петра I (архитектор Д.Трезини), здание Двенадцати коллегий, Адмиралтейство и другие.

Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жёсткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчёркивать принципиальное отличие созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.

Культурная жизнь России второй половины XVIII века пронизана идеями Просвещения - французской идеологии "царства разума", придававшей большое значение распространению образования и науки.

В России крупнейшим деятелем Просвещения был писатель и журналист Н.И.Новиков (1744-1818 годы), занимавшийся также издательской деятельностью. Его сатирические журналы "Трутень" и "Живописец" (1769-1773 годы) бичевали пороки, вызванные самодержавным деспотизмом и крепостничеством: его мысль "крестьяне такие же люди, как дворяне" была открытием для России XVIII века.

В развитии образования прослеживались две тенденции: во-первых расширение сети учебных заведений (появление в 1786 году "Устава народных училищ" привело к увеличению народных школ с 8 до 288, а количества учеников - с 518 до 22220 человек); во-вторых, закрепление принципа сословности образования (рост числа дворянских учебных заведений). Число кадетских корпусов увеличивается до 5, возникает новый тип учебного заведения - благородный пансион.

Большую роль в распространении образования играл И.И.Бецкий, сторонник воспитания детей в изоляции от родителей (во избежании дурного влияния). Благодаря деятельности Бецкого в Москве появился Воспитательный дом для незаконно рожденных и подкидышей, коммерческое училище для купечества, в Санкт-Петербурге - Смольный институт для благородных девиц с мещанским отделением для недворянок. Христианские миссионеры открывали школы для народов Поволжья и Сибири.

Главным центром научной деятельности оставалась Академия наук; в 1755 году к ней прибавился Московский университет, в 1773 году Горное училище в Петербурге, в 1783 году - Российская академия, занимавшаяся изучением русского языка и грамматики. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В.Ломоносов - естествоиспытатель мирового значения, поэт- просветитель, художник, историк. Ломоносов открыл закон сохранения материи, выдвинул учение о цвете, исследовал электричество и силу тяжести, открыл атмосферу на Венере, описал строение Земли и т.д.

Взлёт технической мысли связан с именем И.И.Ползунова, изобретателя универсальной паровой машины, работавшей на Уральском заводе и механика- изобретателя И.П.Кулибина, удивлявшего Петербург "самобеглой коляской", протезами для инвалидов, лифтом, прожектором, проектом одноарочного деревянного моста через Неву длиной 298 метров.

В литературе XVIII века доживает свой век русское средневековье и происходит становление новой, ориентированной на западную жанровую систему поэзии, драматургии и прозы. Отсюда многообразие литературных жанров: и сатира, и политическая публицистика, и философская поэзия, романы и богословские трактаты.

Основным направлением в литературе становится классицизм в виде од, трагедий, похвальных слов. Наиболее ярко это проявилось в творчестве А.П.Сумарокова, перу которого принадлежат комедии и трагедии, выполняющие воспитательные функции.

Н.М.Карамзин - писатель, историк, автор "Истории Государства Российского", основоположник русского сентиментализма. В своих произведениях "Письма русского путешественника", "Бедная Лиза" Карамзин изображает русских крестьян в чувственно-сентиментальном духе, в образе пастухов и пастушек, а помещика - заботливым отцом своих крестьян. Г.Р.Державин был крупнейшим поэтом конца XVIII века. Его волновали и красоты окружающего мира, и философские проблемы человеческого существования, и общественно-политические проблемы.

Д.И.Фонвизин - русский писатель, создатель социальной комедии. Он одним из первых начал разоблачать миф о "философе на троне", обличать тупость, невежество русского дворянства. В комедиях "Бригадир" и "Недоросль" воспроизвёл яркую картину быта помещиков, сделав упор на наиболее неприглядные стороны их жизни.

С именем А.Н.Радищева связано формирование революционной идеологии, направленной на уничтожение самодержавно-крепостнического строя насильственным путём. Наиболее известное его произведение - книга "Путешествие из Петербурга в Москву", написанная в 1784-1789 годах в форме путевых заметок. С симпатией представлены в "Путешествии" образы крестьян, отталкивающими чертами наделены помещики, относящиеся к крестьянам как к рабочему скоту. Самодержавию он противопоставляет республиканское народное правление, выдвигает идею "совершенного уничтожения рабства" народным восстанием и "наделением крестьян землёй". Екатерина назвала Радищева "бунтовщиком хуже Пугачёва", увидела в нём распространителя "заразы французской". По её приказу Радищев был арестован и приговорён к смерти, которую заменили 10-летней ссылкой в Илим.


ВВЕДЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVIII ВЕКА

РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА

1 Наука и образование

3 Русский театр в XVIII веке

4 Расцвет русской живописи в XVIII веке

5 Новые тенденции в архитектуре XVIII века

ИТОГИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ в XVIII веке

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


Выбор темы. Для написания курсовой работы мы выбрали значимую и важную тему - «Культура России XVIII века». Её значимость и важность обусловлены тем, что именно данная эпоха характеризуется интенсивным расцветом в России культуры, заложившей основы для дальнейшего развития универсальной российской культуры.

Актуальность контрольной работы. Безусловно, выбранная тема актуальна. Несмотря на целый ряд крупных и серьезных исследований, посвящённых русской культуре XVIII века, которые появились в последнее время, дворянская культура данного периода остается по-прежнему малоизученным социокультурным явлением в истории русской культуры. Хотя в истории России XVIII столетие поистине можно назвать с полным правом судьбоносным. Оно стало временем коренных перемен, которые были вызваны осуществлением петровских реформ. Петр I своими преобразованиями повернул круто Россию в сторону Запад. Для развития России и русской культуры данный поворот и его последствия стали предметом острого спора мыслителей и ученых, который разгорелся с особой силой в XIX. веке и продолжается вплоть до настоящего времени.

Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели XVIII века опирались в то же время на коренные отечественные традиции, которые были накоплены за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт, которым обладало древнерусское искусство. Россия именно в силу этой глубокой преемственности в течение XVIII века сумела не только активное участие принять в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, которые утвердились прочно в музыке и театре, в живописи и архитектуре, в поэзии и в целом в литературе.

Россия продолжала интенсивно расширять свои территории, превратившись в огромную страну-империю. Реформы и преобразования, начатые в XVIII в., также продолжались, и Россия изменялась ускоренно, обретая свое законное и достойное место среди ведущих держав мира. Эти размышления ясно указывают на актуальность выбранной нами темы курсовой работы.

Объект изучения - культура России XVIII века; предмет исследования - особенности культуры России XVIII века.

Цель курсовой работы - подробно представить культуру России XVIII века. Данная цель связана с раскрытием ряда существенных задач:

Уяснить экономические, политические и социальные условия развития русской культуры в XVIII веке.

Раскрыть особенности развития культуры в XVIII веке

Рассмотреть основы теории русской литературы.

Охарактеризовать новую художественную литературу с развитой системой жанров.

Осветить вопрос рождения русского театра.

Охарактеризовать развитие разнообразных жанров живописи.

Заострить внимание на принципах архитектуры Нового времени.

Представить вклад русской культуры XVIII века в мировую культуру и её влияние на последующее развитие культуры России.

Рассмотреть культуру Орловского края в XVIII веке.

Данная тема нашла довольно широкое освещение в специальной литературе. Исследователи своё внимание останавливают на отдельных моментах данной эпохи.

При анализе исследуемого материала использовались следующие методы исследования: знакомство с литературой по данной теме, метод анализа, методы сравнения.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, разбитых на ряд параграфов, выводов, заключения, списка литературы.


1. ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVIII ВЕКА


1 Экономические, политические и социальные условия развития русской культуры в XVIII веке


Следует обратить внимания на стойкую традицию выделения XVIII столетия как целостного по своим особенностям в общественном, политическом, бытовом, культурном отношениях. Вряд ли было ещё какое-нибудь столетие так пристально и упорно привлекавшее внимание исторических романистов, публицистов, ученых, просто любителей истории как «XVIII век». Культуру допетровской России объединяют обычно понятием «древняя» (иногда именуя «средневековая»). Культуру XVIII в. Отграничивают привычно от «древнерусской», но также и отдельно оно стоит от последующего времени.

Понятие «культура XVIII в.», традиционное для «Очерков русской культуры», охватывает не только то, что относится к духовной культуре, а и культуру сельскохозяйственного производства, политическую, культуру, военное искусство, способы деятельности людей того времени в области суда и права, медицины и здравоохранения, изучения природных условий страны, торговли и т. п.

Не одни только результаты, выдающиеся достижения, создаваемые деятельностью людей духовные и материальные ценности, но в первую очередь организация, стимулы, формы, условия и т. д. человеческой деятельности позволяют объединять понятием «культура» столь разнообразные явления, как труд работного человека на мануфактуре, труд издателя журналов и книг Н. И. Новикова или поэта Г. Р. Державина. В частности, данный такой подход к понятию «культура» даёт возможность избежать элитарной ее трактовки, когда своё внимание исследователи направляли преимущественно на те явления, которые представляются им достижениями наиболее выдающихся деятелей культуры. Из сферы культурной деятельности невольно исключается реальная многообразная жизнь всех общественных слоев, в контексте которой адекватно только и могут быть поняты высшие достижения художественного творчества, общественно-политической мысли и науки.

Понятие «русская культура XVIII в.» в себя вбирает культуру русского народа в целом в определенный период его истории. Понятие «русская культура XVIII в.» также в себя включает множество частных понятий, как например: искусство, общественная мысль, культура сельскохозяйственного, промышленного производства, и др. Еще один круг парных понятий: средневековая (традиционная)-новая культура; культура народности- национальная; дворянская - крестьянская; городская культура-культура усадьбы и т. д..

Реформы Петра I в России, открывшие эту эпоху, способствовали созданию необычной культурной ситуации. Европеизация, которая коснулась лишь высших слоев общества, привела к возникновению глубокой культурной пропасти между дворянским сословием и основной массой населения страны. В России той эпохи возникли как бы две культуры: господствующая, которая тесно сблизилась с европейской, и народная, остававшаяся по преимуществу в своей основе традиционной.

В истории русской культуры огромнейшую роль сыграла эпоха Петра I. В начале XVIII в. культура переходит от средневековья к периоду нового времени, все сферы жизни общества были подвержены европеизации, произошла секуляризация культуры.

Петровская эпоха вызывала всегда споры своей неоднозначностью и сложностью. Но однозначно то, что реформы Петра отнюдь не означали радикального разрыва с национальными традициями, с прошлым русского народа, и полного усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие. Для культуры данного периода характерна быстрая смена стилей (классицизма, барокко). Появляется авторство создаваемых культурных произведений. Искусство приобретает светский характер, отличаясь большим разнообразием в жанровом отношении и пользуясь поддержкой государства. Но художественная культура первых десятилетий XVIII в., наряду с появлением данных тенденций, еще сохраняла ряд черт предшествующего столетия, характеризуясь переходным характером.

Петр I Россию с средневековым христианским мышлением, патриархальностью и глубоко укоренившейся архаикой решительно заставил сделать шаг в направлении Нового времени. «Отсюда и чрезвычайная хрупкость преобразований и непредсказуемость хода историко-культурного развития в России XVIII в. Отсюда и формирование ряда «оппозиционных пар» в российском социокультурном процессе XVIII-XIX вв.».

В XVIII в. две тенденции наметились в развитии России, соперничавшие между собой и представленные «просвещенным» меньшинством (культурной элитой) и консервативно настроенным большинством («непросвещенной» массой). Это была неосознанная борьба между «почвенниками», отстаивавшими самобытный путь развития России,и прозападнически настроенными поборниками реформ. Идеи западнических реформ и либерализма исходили нередко из властных структур; представителей данного направления называть стали «западниками». Господствующие в то время национально-почвеннические и охранительно-консервативные настроения поднимались «снизу», совпадая полностью с настроениями народных масс и большинства провинциального поместного дворянства; представителей этого направления стали именовать «славянофилами».

По сути, проведение реформ «сверху» подчеркнули еще более и усилили различие между «благородным» сословием и «подлыми людьми», которыми называли основную массу крестьянского населения. Данные различия «выражались как в образе жизни, так и проявлялись в стиле мышления. С одной стороны - вестернизация (западный образ жизни) и стремление к просвещению, в начале поверхностному, а затем глубокому гуманитарному образованию; с другой стороны - консервативные традиции, усиление крепостного права и практически сплошная неграмотность»15, c. 71].

Реформы осуществляли командно-деспотическим способом, а их результаты отразились в явлении, получившим название «демократия несвободы». Суть названного явления была заключена во внешней демократизации восточного типа. В России к концу XVIII в. осуществилось оформление оппозиции абсолютизму в лице творческой интеллигенции и просвещенного дворянства. В 1825 г. представители просвещенного дворянства выступили открыто против абсолютизма.

Но гораздо более, чем открытое выступление против самодержавия, умы оппозиции занимали социально-политические, эстетические и нравственно-религиозные проблемы: правомерность элитарного положения дворянства в обществе, значительность человеческого существования и человеческой личности, пути нравственного совершенствования общества, исправления нравов (А. Кантемир, Н. Карамзин, Н. Новиков, П. Радищев, Д. Фонвизин, М. Щербатов и др.).

Так называемая дворянская культура в результате таких бурных процессов раскололась к концу XVIII в. на два крыла - консервативно-охранительное, которое стало опорой абсолютизма, и либеральное, характеризующееся неприятие мофициальной церкви и просвещенного абсолютизма, которым допускалось пренебрежение к личности и крепостное право.


2 Особенности развития культуры и её периодизация в XVIII веке


Главной особенностью и характерной чертой развития отечественной художественной культуры в XVIII веке стало достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия.

Реформы русскую «культуру-веру» расчленили на «веру» и «культуру», создав две культуры: религиозную и светскую; при этом религиозная часть культуры отошла на периферию национально-культурного развития, а светская культура укоренялась.

В русской истории впервые интерес к художественной культуре оказался неизмеримо велик: теперь литературные произведения стали читать не только в светских салонах, но и ней проявляли огромный интерес в среде зарождающейся интеллигенции (учителя, парикмахеры, чиновники и т.п.). В норму жизни «просвещенного» общества вошли спектакли и музыкальные вечера. Признаком хорошего тона и даже модой считалось коллекционирование фарфора, картин, книг.

В развитии художественного творчества в XVIII веке выделят эпоху барокко 40-50-е годов и эпоху классицизма второй половины XVIII века.

Русская культура XVIII в. стала проникаться принципом историзма: история с этой поры предстает как искусственное «воскрешение» прошлого, как память, преследуя цели назидания, воспитания, задачу осмысления, анализа извлеченного опыта или отталкивания от прошлого, как «урок» настоящему. Одновременно с этим зарождается и ориентация русской культуры на будущее, ее апелляция к установкам и идеям развития. Отсюда развитие в XVIII в. профессионального научного интереса к изучению национальной истории - становление отечественной истории как науки (В. Татищев, М. Ломоносов, Г. Миллер, М. Щербатов, И. Болтин и др.) и опыта художественного осмысления в поэзии, прозе и драматургии (А. Сумароков, М. Херасков, Я. Княжнин, Н. Карамзин и др.).

Так или иначе в России с началом Петровских реформ возникла ситуация социокультурного переворота. В русской культуре доминирование получил принцип неограниченной свободы, стали трансформироваться чуть ли не революционным образом формы житейского поведения; культурные ценности; стиль и идеи и произведений культуры. Внедрение получили новые традиции и обряды, в то время как старые стали отвергать. Изменение произошли в культуре быта - разумеется, все эти изменения осуществлялись в рамках жизни довольно узкого круга людей, европейски образованных. Присутствие формальной и содержательной «новизны» становилось обязательным требованием русского «века Просвещения».

Для России XVIII век знаменателен значительными достижениями и заметными переменами в области искусства. Изменились его характер, содержание, жанровая структура, средства художественного выражения. Русское искусство и в живописи, и в скульптуре, и в архитектуре, и в графике выходило на общеевропейские пути развития. В недрах XVII века, в петровские времена, протекал процесс «обмирщания» русской культуры. В развитии и становлении светской культуры общеевропейского типа нельзя уже было полагаться на старые художественные кадры, для которых не по плечу оказались новые задачи. Иностранные мастера, приглашаемые в те годы на русскую службу, не только помогали в создании нового искусства, но и становились учителями и наставниками русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу.

Многие русские мастера таким способом получили высокую подготовку в Голландии, во Франции, в Германии, Англии, Италии. Как нам кажется: русское искусство именно на данном этапе вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, которые были выработаны в западноевропейском искусстве нового времени, через которые пройти предстояло свой путь и ему. Но вначале процесс перестройки художественного сознания русских мастеров протекал с большими трудностями, в методе их работы еще сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи.

Итак, все эти изменения, ещё раз это подчеркнём, касались дворянского сословия. А вот большинство крестьян в XVIII в. жило в по-прежнему избах, которые топились по-черному. Зимой в избе вместе с людьми содержали молодняк скота. Отсутствие гигиены и скученность вызывали высокую смертность, особенно детскую. Хотя были и тут кое - какие изменения: изменилась конструкция избы: появились деревянный потолок и такой же пол.

Подавляющее большинство крепостных крестьян было неграмотной частью населения. Досуг, который появлялся обычно лишь в зимнее время, когда крестьяне завершали сельскохозяйственные работы, заполнялся традиционными развлечениями: хороводами, песнями, катанием с ледяных горок, посиделками. Традиционными оставались и семейные отношения. Вопреки указу Петра I, решение о браке, как и прежде, принимали не столько молодые, сколько за них решали старшие члены семьи.

Быт богатого помещика не имел совершенно ничего общего с деревенским. Ежедневный стол помещика, интерьер его жилища, его костюм, от крестьянских отличались не только богатством, как в XVI-XVII в., но и самим типом. Помещик надевал камзол, мундир, а позднее - облачился во фрак, держал повара, готовящего изысканные блюда. Обычно богатые дворяне поваров старались выписывать из-за границы. В богатых усадьбах имелась многочисленная дворня, которая состояла не только из кучеров и лакеев, но и содержала собственных портных, сапожников и даже музыкантов. Но такой образ жизни был характерен для знатной и богатой верхушки дворянства. У мелкопоместных дворян и запросы, да и сами возможности, были значительно скромнее.

Даже в конце XVIII в. лишь немногие дворяне приобретали хорошее образование. И все же именно усадебный быт, свобода от материальной нужды и служебных обязанностей и обеспечили расцвет культуры второй половины XVIII .

В общем пути исторического развития русского искусства XVIII века выделяются три основных периода:

·первая четверть века, связанная с реформами Петра;

·эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;

·последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.

Итак, Русское Просвещение, начиная с Петровских реформ и кончая «золотым веком» Екатерины, одновременно выступало как обновляющая и разрушительная сила по отношению к древнерусской культуре и ее ценностям, традициям и нормам Святой Руси, допетровской цивилизации, и в этом проявляется ярко его модернизационный смысл и характер.

культура живопись архитектура наука


2. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА


1 Наука и образование


Петровские реформы способствовали политическому и экономическому и подъему страны. Вперёд значительно продвинулось просвещение, что большое влияние оказало на дальнейшее развитие культуры. С 1 января 1700 г. введено было новое летоисчисление - от Рождества Христова. В 1719 г. был организован в России первый естественно-исторический музей, названный Кунсткамерой. Этот музей был создан с целью пропаганды научных знаний. В нем помещены были исторические реликвии, зоологические и иные коллекциями (раритеты, всякие диковины, монстры).

При Петре 1 образование составило часть государственной политики, и связан такой шаг был с тем, что для осуществления реформ требовались государству образованные люди. При Петре 1 стали открываться общие и специальные школы, подготовлены были все необходимые условия для основания Академии Наук.

В Москве в 1701 г. открылась Навигационная школа, ставшая первым светским государственным учебным заведением. Также было создано несколько профессиональных школ - Медицинская, Инженерная, Артиллерийская. В первой четверти XVIII в. открылись духовные семинарии, церковноприходские училища, цифирные школы.

Организация высшего и среднего образования связана тесно с созданием по указу Петра I Академии Наук (1724 г.). В её состав вошли гимназия, Университет и Академия. Учреждение Петербургской академии наук положило начало организационному оформлению научной деятельности в России. Академическая наука рассматривалась изначально как своеобразный научный департамент, руководствующийся потребностями государства. Академия наук и художеств (так она называлась в проекте Петра I) в свой состав включала «три класса наук»: математический, включавший механику, теоретическую математику, навигацию, географию и астрономию: физический, который включал экспериментальную и теоретическую физику, ботанику, астрономию и химию. В гуманитарном классе планировали обучение новой и древней истории, красноречию, этике, политике, и праву.

«В Академии не предусматривалось проведение исследований в области богословия, она изначально носила светский характер. Это же касалось и преподавания в созданных Академической гимназии и Академического университете, в которых предусматривалась подготовка будущих академических работников. Первыми приглашенными из-за рубежа членами Академии были ученые с мировым именем - математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, физик Ф. Эпинус, астроном Г. Делиль и др. Первым русским академиком был избранный на должность профессора (академика) химии в 1745 г. М. В. Ломоносов. Позже членами Академии стали С. П. Крашенников, С. Я. Румовский, И. И. Лепехин и др. - в основном дети ремесленников, солдат, низшего духовенства».

Михаил Ломоносов получил заслуженно звание первого русского академика. Этот мыслитель был ученым-энциклопедистом, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, сам был первым нашим университетом. Упорный труд, гениальные способности сделали этого человека титаном науки -- он работал в области химии, физики, минералогии, астрономии, горного дела, геологии, географии, истории, поэтики, лингвистики. В этих и других отраслях знаний ученый смог оставить заметный, глубокий и выдающийся след. Например, Ломоносовым был открыт закон сохранения материи и движения, обоснована теория атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т. д. В исторической науке он критиковал решительно ученых Миллера и Байера, не принимая их норманнскую теорию. Он доказывал, что история русского народа, его языка ведёт истоки с глубокой древности, а совсем не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.

Великий математик Л. Эйллер, в Академии работавший одновременно с Ломоносовым, называл этого учёного гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и своей науке.

За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М. В. Севергин является основоположником русской минералогической школы. С. П. Крашенников составил знаменитое Описание земли Камчатки, И. И. Лепехин описал земли Сибири, Урала, Поволжья в своих Дневных записках.

Тогда же, во второй половине столетия, заложены были научные основы агрохимии, биологии и других отраслей знаний. В области истории работали такие выдающиеся ученые, как: И. Н. Болтин, М. М. Щербатов (История Российская от древнейших времен).

По инициативе М.В.Ломоносова в 1755 был открыт Московский университет, который стал крупным культурным центром. В типографии, которую при нём организовали, издавать начали газету "Московские новости". Появились также профессионально-художественные учебные заведения. В Москве открыли Балетное училище и Академию Художеств, в. Петербурге славилась Танцевальная школа.

В конце XVIII века в России действовало 550 учебных заведений, в которых училось 62 тысячи учащихся.

Развитие науки, как мы сказали, вызывалось практическими потребностями государства, расширением связей с мировой наукой появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев. В связи с проведением в разные концы страны большого количества экспедиций ее участники составляют карты Камчатки, Дона и Каспийского и Балтийского морей и т. д. И. К. Кирилов воедино свел в своем Атласе Российской империи (1734 г.) географические открытия.

При Петре I были созданы труды по истории Северной войны - История Северной войны и Книга Марсова. Во второй четверти XVIII в.В. Н. Татищевым был создан обобщающий труд - История Российская. В ней мыслитель использовал большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые до наших дней не сохранились. Тем самым отрывки из них, которые приводятся в его труде, дают, во-первых, сведения о событиях, которые отсутствуют в других, известных нам летописях, во-вторых, позволяют изучить более полно историю самого летописания. Татищев делал то, что обычным было для его времени: перелагал порой весьма вольно записи источника, сопровождая их своими рассуждениями, дополнениями, и т. д., что нередко вводило и вводит и сегодня в заблуждение критиков и исследователей.

Подъем техники был связан тесно с созданием армии, строительством кораблей, развитием промышленности. Русские мануфактуры по техническому оборудованию не отличались от западноевропейских.

В 1712 г. известным изобретателем А. К. Нартовым был создан токарный станок с использованием самоходного механического держателя резца. Нартову принадлежит изобретение машин для сверления дул у пушек, была разработана механизация и технология производства монет.

Ефим Никонов в 1720-1724 г.г. построил и испытал подводную лодку и водолазный костюм. В стране осуществлялось сооружение гидротехнических сооружений.

В 1700 году создали государственную горно-разведочную службу. На Урале было открыто месторождение медных руд, каменный уголь нашли на Дону, а угольные запасы принес Кузбасс.

В переводе Я. Брюса появилась популярная книга известного физика и астронома Х.Гюйгенса «Книга мировоззрения, или Мнение о небесно-земных глобусах и их украшениях», посвященная обоснованию гелиоцентрической системы Н. Коперника. Я. Брюс и Г. Фарварсон выступили организаторами в России астрономических наблюдений. Издавать начали первый печатный календарь, содержащий сведения по метеорологии, астрологии, астрономии. В Петербурге с 1725г. начали систематически проводить метеорологические наблюдения.

В Петербурге и Москве открыты серию аптек, были созданы медицинские школы и организованы госпитали. В Петербурге с 1718 г. приступили к изготовлению медицинских инструментов.

Значительно усилилось в этом веке книгоиздательское дело. В 1708 г. провели реформу шрифта, введена была гражданская печать, что способствовало увеличению гражданских и светских книг, а также выпуску журналов. Организовывались библиотеки, открывались книжные магазины.

Концепция петровских реформ развивала технические и естественные науки, материальное производство, приоритет вещи вместо приоритета слова и словесного этикета, как правило, выступавшие в форме шаблонного религиозного мышления.


2 Русская литература XVIII века


В литературе XVIII века сохранялись старые формы, но содержание произведений поменялось, подвергаясь оказываемому влиянию идей Просвещения и гуманистической мысли.

В начале XVIII в. популярны были повести ("истории"), особенно "история о российском матросе Василии Кориотском", отразившая появление нового героя, деятеля, патриота и гражданина. "истории" показывали, что успеха в жизни человек может добиться благодаря личным качествам, добродетелям человека, а не происхождению. Влияния стиля барокко проявлялось, прежде всего, в поэзии, драматургии (представленной, в основном, переводными пьесами), любовной лирики.

Основы теории русской литературы нового времени заложил писатель и публицист Ф. Прокопович в своих трудах "Риторика" и "О поэтическом искусстве". Он обосновал принципы раннего классицизма. В русской литературе начало классической традиции было положено творчеством А.Д. Кантемира, поэта, первым введя в России жанр стихотворной сатиры, который был выработан классицизмом.

В литературе, начиная с 30-х гг. проявилось влияние классицизма. Возникло данное направление под воздействием западноевропейского, более раннего по времени. Русский классицизм подчинялся общеевропейским закономерностям, но ему всё же были присущи и выраженный интерес к античности и жесткая жанровая регламентация. Большую популярность приобрели переводы античных авторов (особенно Горация и Анакреона). В драматургии и поэзии господствующее место отводилось античным сюжетам. Национальную особенность русского классицизма составляла его более тесная (по сравнению с Западной Европой) связь с идеологией Просвещения, которая проявлялась в высоком гражданском пафосе искусства.

Классицизм приобрел и свои характерные черты - пафос абсолютной монархии, национальной государственности. Вершины своей направление классицизма достигло в философских, торжественных одах Ломоносова с их идеями общенародного культурного прогресса и мудрого монарха.

Русский классицизм представлен именами М.М.Хераскова, А. П. Сумарокова, его главы, Я. Б. Княжнина, В. И.Майкова и др. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, данные деятели литературы исходили из мысли о неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности.

Основоположником нового стихосложения, которое положено в основу современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский (1703 - 1768). Новая, силлабо-тоническая система стихосложения стала существенным элементом новой словесности. Она основывается на чередовании безударных и ударных слогов в строке.

У истоков новой русской драматургии находился автор первых русских комедий и трагедий Александр Петрович Сумароков(1717-1777) Он создал 12 комедий и 9 трагедий, а также около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий он взял из русской истории, например, «Дмитрий Самозванец».

Влияние идей Просвещения, крестьянской войны Пугачева, а затем Французской революции привело к тому, что писатели посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. Денис Иванович Фонвизин(1744-1792) обличал произвол и невежество помещиков в комедии «Недоросль». Гаврила Романович Державин (1743-1816) пытался в оде «Фелица» создать образ «идеального монарха», сравнения с которым современные ему правители не выдерживали.

На смену классицизму пришёл сентиментализм. Ему присущ сугубый интерес к переживаниям, чувствам, интересам простого человека, особенно из средних сословий Начало сентиментализма связывается с именем Николая Михайловича Карамзина (1766-1826). Писатель сумел в своей повести «Бедная Лиза» доказать простую истину о том, что «и крестьяне любить умеют» и готовы отдать за любовь свою жизнь.

Дворянское стихотворство данной поры не ограничено только любовной лирикой. Ему знакомы и жанры большей общественной значимости, например, сатира, значительные образцы которой впервые представил Кантемир, хотя и до него сатирические элементы появлялись, например, в ораторской прозе Феофана Прокоповича, в виршах Симеона Полоцкого или в «интерлюдиях», которые нередко выводили в карикатурном виде врагов политики феодальной экспансии.

В творчестве Ломоносова и Кантемира оформились старшие жанры -торжественная ода и сатира. Творчество Тредиаковского дало образцы художественной прозы, стихотворного эпоса и положило начало формированию жанровой системы лирики.

У Сумарокова и его последователей шло по линии лирики и особенно по линии комедии «снижение» высокого стиля. Ломоносовская теория комедию причисляла к разряду низких жанров, разрешая в ней большую свободу от «правил» и тем самым в ней «снижая» классицизм. Широкая дворянская литература использовать эту относительную свободу не преминула. Сумароков в своей «Эпистоле о стихотворстве» много внимания уделял комедии, которой он поставил дидактическую задачу: «свойство комедии издевкой править нрав - смешить и пользовать прямой ее устав».

В жанре сентиментального путешествия, сентиментальной повести писал Н. М. Карамзин.

В ряде произведений, которые относятся к жанру классицизма, явственно видны элементы реализма. Д. И. Фонвизин в своих комедиях Бригадир и Недоросль реалистично и метко описывал жизнь помещичьих усадеб, рисуя нравы их владельцев, сочувствуя судьбе крестьян, положение которых требовало, по его мысли, облегчения путем смягчения нравов дворянства, а также его просвещения.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) в художественной форме, в своих произведениях, поставил проблему необходимости ликвидации крепостничества и самодержавия. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором сочетается жанр путешествия с чувствительной повестью, им даны яркие картины беззакония и произвола.

Начало XVIII в. является важным периодом в становлении русского литературного языка. Литература петровской эпохи отличалась большой языковой пестротой, наряду с церковнославянским языком в ней применялись активно иностранные слова, многие их которых сохранились в и современном русском языке.

В первую очередь русская классическая поэтика разрабатывала вопросы поэтического языка, который нужно было приспособить к новым заданиям

Лексические нормы литературного языка в середине XVIII в. были упорядочены М.В. Ломоносов. <#"justify">3. ИТОГИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ в XVIII веке


1 Вклад русской культуры XVIII века в мировую культуру и её влияние на последующее развитие культуры России


Восемнадцатый век в области культуры России считают веком глубоких социальных контрастов, подъема науки и просвещения.

Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. XVIII век в историю мировой культуры вошел как эпоха больших общественно-исторических и идейных сдвигов, острейшей борьбы с религиозным догматизмом и феодально-монархическими устоями.

Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия яркое отражение нашли в литературе, науке, философии, в просветительской деятельности крупнейших мыслителей, писателей, ученых этого времени - Гольбаха и Дидро, Руссо и Вольтера, Шиллера, Гёте, Лессинга.

Русскими учеными не только были восприняты творчески достижения западноевропейских ученых, но и сами они оказывали на мировую научную мысль все возрастающее влияние. В России общий уровень развития науки в XVIIIвеке был ниже, чем в Западной Европе, но тем большее значение приобретало каждое новое ее достижение. Издания Российской Академии наук известностью пользовались у ученых других стран. За рубежом следили внимательно за научной жизнью Петербурга.

Это был первый век, когда бурное развитие получила светская культура, когда решительную победу одержало новое, рационалистическое мировоззрение над аскетическими суровыми догмами религиозной морали, что открыло широкую дорогу расцвету культуры последующих эпох.

Русская культура заняла в этот период достойное место в мировой культуре. В ней проявились особенности национального миросозерцания и характера. Она стала обладать собственной динамикой развития, что придало ей уникальность, неповторимость и узнаваемость среди других культур.

Культура русского государства в XVIII в., подверженная европейскому влиянию, и сама приобрела мировое значение. Главное достижение названного периода связано с высвобождением творческих сил личности, расцветом личностного творчества, осуществлением ломоносовской формулы, что «будет собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

В России XVIII в. созданы были архитектурные творения, которые являются достоянием не только России, но и всего мира. Некоторые из них, а именно: Баженов В. И. - строительство Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории московского Кремля. И до сих пор одной самой совершенной работой всего русского классицизма конца XVIII века.

Наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества, которое огромное значение имело для практики поздней архитектуры, являются градостроительное искусство и ансамблевость. Архитектура во времени преобразовывалась, но тем не менее ряд особенностей русского зодчества бытовали и развивались на протяжении нескольких столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века.

В целом русское искусство XVIII в. составляет важную веху не только в истории русской художественной культуры, но и большую роль сыграло в утверждении прогрессивных эстетических идеалов европейской культуры XVIII в. в целом.

Итоги историко-культурного развития XVIII в. весьма значительны. Развитие получили русские национальные традиции во всех видах искусства. Развивались все направления культуры - книгопечатание, образование, изобразительное искусство, архитектура, литература. Идет становление русского классицизма. Развитие культуры XVIII в. подготовило почву для блестящего расцвета русской культуры XIX в., которая стала неотъемлемой составной частью мировой культуры. Русская культура XVIII века свою великую миссию исполнила с достоинством, став культурой, которая русскую жизнь одухотворила новыми идеалами, заложившими основу русского общественного самосознания на многие столетия. В художественной культуре сформированы были принципы, наиболее полная реализация которых определяет уже век XIX. Великая культура России нового столетия своей значимостью затмевает противоречивую, полную исканий и мучительного перехода от средневековой эпохи к эпохе Просвещения культуру века предшествующего. Но она составляет основу замечательных процессов развития русской духовности XIX и даже XX веков.


2 Культура Орловского края в XVIII веке


Процент городского населения Орловской губернии в XVIIв. был невелик, так как подавляющая часть населения проживала в сельской местности, причем 2/3 его приходилось на крепостных крестьян.

Долгое время обучение в провинции находилось на низком уровне, хотя во второй половине XVIII в. в России начала своё формирование система общественной школы. Основными педагогическими центрами в Орловском крае данного периода продолжали оставаться монастыри. В Орловской губернии в 1778 г. учредили духовную семинарию. Духовная семинария (архиерейская школа) стала одним из немногих учебных заведений губернии. В ней осуществлялась подготовка кадров священников для приходов Орловской епархии. Она положительную роль играла в развитии образования. «Не все ее выпускники становились священниками, часть их продолжала учебу в других светских учебных заведениях. Из учащихся духовной семинарии набирались учителя для народных училищ губернии». Вскоре после открытия семинарии было учреждено несколько духовных училищ. В частности, 15 сентября 1779 г. начало свою деятельность Орловское духовное училище, разместившееся в Успенском мужском монастыре. Здесь учили французскому, греческому и латинскому языкам, арифметике, священной истории, катехизису, грамматике. Позже открылся поэтический класс, ввели преподавание философии и немецкого языка.

Во второй половине XVIII в. бурно развивается и профессиональная музыка -в Орле в это время была создана Орловская музыкальная капелла. Дворяне устраивали часто, музыкальные вечера и спектакли, концерты, занимались увлеченно домашним музицированием.

В годы принадлежности Орловщины к Севской епархии наметился значительный подъем нравственного и интеллектуального уровня паствы и духовенства. Архипастыри вызывали ученых монахов из Киевской епархии, заводя при церквах библиотеки, требуя от духовенства обязательного обучения народа и детей.

За это время Наиболее важным событием было появление духовных учебных заведений. При третьем Севском епископе Амвросии (Подобедове), впоследствии Петербургском митрополите, была основана в 1778 году в городе Севске . Кроме семинарии, в Орле открылись духовные училища. Благодаря этому не только в городских, но и сельских приходах появились диаконы и священники, которые окончили богословскую школу.

Зодчество Орловского края середины XVIII в. характеризуется развитием стиля барокко. Продолжали интенсивно строиться культовые гражданских зданий. На Орловщине получило распространение церковное каменное строительство. На первых порах его инициаторами выступали монастыри.

Появился крепостной театр. Актеры на специально устроенных сценах разыгрывали комедии и трагедии, принимали участие в балетных и оперных представлениях. Количественный состав труппы связан был с богатством хозяина. По случаю проезда через Орел Екатерины II 17 июля 1787 г. «благородной труппой» было дано большое представление в резиденции генерал-губернатора. Актерами в присутствии императрицы была сыграна комедия французского драматурга Шарля Фавара «Солиман II, или «Три султанши». Это стало первое театральное представление, которое было зафиксировано в истории Орла.

Таким образом, во второй половине XVIII века город Орел развивался в культурном направлении быстрыми темпами. Архитектура, музыка, образование, - всё двинулось вперёд, оставляя за собой неизгладимые следы в истории Орловского края.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Решив поставленные задачи и выдвигаемую цель, сформулируем некоторые выводы, которые нашли свое отражение в работе:

Реформы Петра I создали в России необычную культурную ситуацию. Итоги историко-культурного развития XVIII в. являются весьма значительными. Во всех видах искусства продолжалось развитие русских национальных традиций. В то же время укрепление связей с зарубежными станами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру.

Развитие получили все направления все направления культуры - книгопечатание, образование, изобразительное искусство, архитектура, литература. Появились новая художественная литература, литературные журналы, светская музыка, общедоступный театр. Осуществляется становление русского классицизма, на смену которому заступил сентиментализм. Развитие культуры XVIII в. подготовило блестящий расцвет русской культуры последующего века, который стал неотъемлемой составной частью мировой культуры.

Рубежом развития литературы считается середина XVIII века, когда сложилась развитая система жанров -басня, ода, трагедия, элегия, повесть, комедия, путешествие, роман. Главные отличительные черты того времени представлены также новым литературным языком и новой системой стихосложения. XVIII столетие - период необыкновенно интенсивного культурного развития страны, так как Россия в это время открывала для себя достижения западноевропейской культуры, накопленные на протяжении многих столетий. Отечественная школа изобразительном и театральном искусстве, в литературе в XVIII в. развивалась, подчиняясь общим закономерностям европейской культуры, при этом активно подготавливая взлет национальной культуры в XIX в.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1.Анисимов Е.В. Рождение империи // кн. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. / Е.В. Анисимов.- М.: Проспект, 2011.- 570 с.

.Всеобщая история искусств. Том 4. Искусство 17-18 веков. - М.: Искусство, 2013. - 479 с.

.Горький А.М.О русском искусстве. Собрание сочинений т. 24. /А.М.Горький.- М.: Инфра - М., 2011.- 372 с.

.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. В 3-х кн. Кн. 2. / Н.А. Дмитриева. - М.: Гардерика, 2009.- 567 с.

.Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры./ М.Р.Зезина, Л.В.Кошман,В.С. Шульгин М., Высшая школа, 2010.- 390 с.

.Ильина Е.А. Культурология / Е.А. Ильина, М.Е. Буров. - М.: МИЭМП, 2009. - 85 с.

.Исаев И.А.История государства и права России. / И.А.Исаев.- М.: Просвещение, 2012. - 402.

.История России с древних времен до конца XVIII в. / Под.ред. А.М.Сахарова и А.П.Новосельцева.- М: Экзамен, 2011.- 398 с.

.Ключевский В.О. Новая русская история. Курс лекций./ В.О. Ключевский.- М.: Статут, 2008.- 279 с.

10.Краснобаев Б. <#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ



М.Ю. Ломоносов


<#"246" src="doc_zip6.jpg" /> <#"225" src="doc_zip7.jpg" /> <#"300" src="doc_zip8.jpg" /> <#"282" src="doc_zip9.jpg" />

Рокотов Ф. Портрет Петра III


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.