Творческая история рассказа господин из сан франциско. Календарь низких цен на авиабилеты

Главной идеей рассказа выступает осмысление сущности бытия человека: жизнь человека хрупка и тленна, поэтому она становится отвратительной, если в ней отсутствует подлинность и красота. Впервые опубликован в 1915 году в сборнике «Слово» в Российской империи .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Всем привет! Напоминаю, что в этой рубрике я кратко пересказываю прочитанные мною книги. Т.е., посмотрев этот короткий сюжет, вы будете знать о книге столько же, сколько и человек, который прочитал её. О чём этот рассказ? Да ни о чём. Жил богатый мужик и вдруг умер. Всё. Но, если копать глубже, то: есть люди, которые фактически мертвы ещё при жизни. И, когда они умирают, в мире ничего не меняется. Как смерть Акакия Акакиевича в «Шинели» Гоголя. Если кто-то хочет знать более подробно, как откинулся главный герой, смотрите сюжет до конца. Написал Иван Бунин этот рассказ ровно 100 лет назад – в 1915 году. События происходят в тот же период. Господин из Сан-Франциско (автор ему даже имени решил не давать) вместе с женой и дочерью плывут на пароходе «Атлантида» в Европу. Ему 58 лет и он впервые решил отдохнуть от работы. Бабла у него достаточно. Но богат он только деньгами, не духовно, потому что «он не жил (как пишет автор), а существовал». Планы у него были огромные – за 2 года путешествий посетить несколько городов в Италии, Франции, съездить в Англию, Грецию, Палестину, Египет и даже в Японию на обратном пути. При этом он обязательно хотел во время своего путешествия немного «пошалить» с молоденькими феями. Пароход приходит в Неаполь. Семья из Сан-Франциско останавливается в дорогом отеле. Но в декабре там было холодно, потому они отправляются на остров Капри (это в той же Италии), где, по слухам, тепло и солнечно. Каких-то событий в рассказе почти не происходит. Такое ощущение, что всё топчется на одном месте. Читаешь-читаешь и… засыпаешь. Господин из Сан-Франциско вечером перед ужином в отеле решил зайти в читальню, чтобы что-то почитать. Открыл газету и тут ему вдруг стало хреново – он начал задыхаться, хрипеть. В общем, помер наш господин из Сан-Франциско. Жена с дочерью поместили его тело в гроб и отправились обратно в Америку. На том же пароходе, на котором и приплыли в Европу. Только на этот раз господин из Сан-Франциско находился не на верхней палубе среди элиты, а лежал внизу – в тёмном трюме… Всё. Из интересного: Иван Бунин наши современные «шезлонги» называл «лонгшезы». Цитата: «Следующие два часа посвящались отдыху. Все палубы были заставлены тогда лонгшезами, на которых путешественники лежали, укрывшись пледами, глядя на облачное небо и на пенистые бугры, мелькавшие за бортом, или сладко задрёмывая»…

История создания

По словам Бунина, написанию рассказа способствовала случайно увиденная летом 1915 года в Москве в витрине книжного магазина обложка повести Томаса Манна «Смерть в Венеции »: в начале сентября 1915 года, находясь в гостях у двоюродной сестры в Орловской губернии , «я почему-то вспомнил эту книгу и внезапную смерть какого-то американца, приехавшего на Капри , в гостиницу „Квисисана“, где мы жили в тот год, и тотчас решил написать „Смерть на Капри“, что и сделал в четыре дня - не спеша, спокойно, в лад осеннему спокойствию сереньких и уже довольно коротких и свежих дней и тишине в усадьбе… Заглавие „Смерть на Капри“ я, конечно, зачеркнул тотчас же, как только написал первую строку: „Господин из Сан-Франциско…“ И Сан-Франциско , и всё прочее (кроме того, что какой-то американец действительно умер после обеда в „Квисисане“) я выдумал… „Смерть в Венеции“ я прочёл в Москве лишь в конце осени. Это очень неприятная книга » .

Краткое содержание

С точки зрения композиции повествование можно разделить на две неравные части: путешествие господина из Сан-Франциско на корабле «Атлантида» к берегам Италии и обратное путешествие корабля «Атлантида» к берегам США с телом господина в гробу в трюме парохода. Описание путешествия господина на Капри ведётся сухим, отстранённым языком; сам господин не имеет имени, он безлик в своём стремлении купить на имеющиеся богатства прелести реальной жизни. Одним из ярких символов в этой части рассказа выступает танцующая пара наёмных актёров, изображающих в танце подлинную страсть . В отеле на Капри господин неожиданно умирает, теряя не только жизнь, но и все привилегии богатого человека, становясь обузой для всех окружающих, начиная от хозяина отеля, который противится тому, чтобы гроб оставался в его апартаментах, и заканчивая собственной семьёй, которая не знает, что делать с телом господина. Описание мира природы, мира бедных людей на острове Капри ведётся живым, полным символических образов языком и поэтому выделяется на фоне общей стилистики произведения . В заключение рассказа тело господина возвращается домой, в могилу, на берега Нового Света , на том же корабле, который с большим почётом вёз его в Старый Свет , но теперь его тело лежит в просмолённом гробу на дне трюма, а на корабле в светлых, сияющих люстрами залах идёт людный бал .

Отзывы современников

После выхода рассказа периодические издания дали ему высокую оценку. Так, критик А. Дерман в журнале «Русская мысль » от 1916 года писал: «Более десяти лет отделяет нас от конца творчества Чехова , и за этот срок, если исключить то, что было обнародовано после смерти Л. Н. Толстого , не появлялось на русском языке художественного произведения, равного по силе и значению рассказу „Господин из Сан-Франциско“… В чём же эволюционировал художник? В масштабе своего чувства… С какой-то торжественной и праведной печалью художник нарисовал крупный образ громадного зла, - образ греха, в котором протекает жизнь современного городского человека со старым сердцем, и читатель чувствует здесь не только законность, но и справедливость и красоту самой авторской холодности к своему герою… » Журнал «Русское богатство » от 1917 года дал более сдержанный отклик: «Рассказ хорош, но он страдает недостатками своих достоинств, как говорят французы. Противоположение между поверхностным блеском современной нашей культуры и её ничтожеством перед лицом смерти выражено в рассказе с захватывающей силой, но оно исчерпывает его до дна… »

— город выросший из «Доброй травы».
Расположенный на западе штата Калифорния административный центр одноименного округа. Крупнейший торговый, финансовый и промышленный город американского Запада. Эпицентр «золотой лихорадки» XIX века. Столица всех неформальных молодежных движений века XX.

Сан-Франциско. Какими только восторженными эпитетами его не награждали! Прекрасный, ослепительный, таинственный… Знатоки утверждают: Сан-Франциско - самый живописный город Америки. Солидный и надежный, со множеством банков и корпораций, и в то же время свободный и бунтарский. Он воспет убежденным романтиком Джеком Лондоном, как «всемирный порт прописки романтических похождений». А Роберт Стивенсон заметил: «Это город Золота, в который искатели приключений занесены всеми ветрами небес. Я поражен тем, что очарование тысячи и одной ночи стало реальностью в период жизни одного поколения».

По американским меркам Сан-Франциско не очень большой. Ограниченный океаном и естественным рельефом местности, он занимает площадь 122 кв. километра. Да и по численности населения (730 тыс.) не входит в десятку самых крупных городов Соединенных Штатов. Но, тем не менее, с пригородами долины Санта-Клара и городом Сан-Хосе Сан- Франциско образует огромный мегаполис (6,3 млн человек). Силиконовая долина, где работают инженеры и программисты и создаются новые «высокие» технологии, находится как раз в его черте. Центр электронной промышленности США производит пятую часть всей мировой электроники.

Город расположен на самой оконечности полуострова и с трех сторон окружен океаном. Но курортом Сан-Франциско можно назвать условно. Его омывают холодные воды Тихого океана. Густой туман обволакивает город каждую ночь, и прохладные морские бризы разгоняют его только к утру. Здесь не бывает холодной зимы, но и нет по-настоя щепу жаркого лета. Температура на протяжении всего года держится в пределах +20° С. Марк Твен сказал о местной погоде: «Самая холодная зима в моей жизни была летом в Сан-Франциско». Романтики называют Сан-Франциско городом вечной весны, а скептики - вечной осени.
«Фриско», «Город», «Город у залива» - такими прозвищами наградили американцы своего любимца. И если Калифорнию в Америке называют «Золотым штатом», то Сан Франциско можно назвать «Золотым городом». В нем многое, так или иначе, напоминает о благородном металле. Бухта Золотые ворота, мост, который соединяет полуостров с материком, - Золотые ворота. Прекрасный городской парк тоже носит название «Золотые ворота».

Но не сюит забывать, что история города началась гораздо раньше времен «золотой лихорадки». Первыми, в 1542 г., здесь побывали корабли португальца Хуана Родригеса Кабрильо, служившего испанской короне. В 1579 г. у этих берегов плавал знаменитый английский пират Ф. Дрейк. Но первое поселение было основано лишь в 1775 г., когда испанские мореплаватели обнаружили залив с удобной бухтой. Они основали в этом месте форт Пресидо и поселок Йерба-Буэ- па, что в переводе означало «Добрая трава». Вот из этой «Доброй травы» фактически и вырос будущий город. Позже неутомимые испанцы-миссионеры построили церковь, которая получила имя Святого Франциска Азисского. В 1848 г. Мексика проиграла войну с Соединенными Штатами и передала им верхнюю часть Калифорнии, в которой находился и небольшой приморский поселок. Американцы городок стали называть так же, как и церковь - Сан-Франциско.
Отсчет своего процветания город ведете 19 августа 1848 года. Именно в тот день нью-йоркская газета «Геральд» опубликовала сенсационное сообщение: в Калифорнии, на реке Сакраменто обнаружено месторождение золота. Эту информацию позже подтвердил президент США Джеймс Нокс Полк. С этого времени в маленький городок с населением в пятьсот человек начали прибывать поселенцы в поисках счастья. В 1849 г. город населяло более 10 000 искателей приключений, а в 1850 г. их было уже сто тысяч. Ехали сюда за удачей не только американцы. Китайцы, японцы, русские, греки, филиппинцы, скандинавы, мексиканцы, вот далеко не полный перечень национальностей. Все они селились своими землячествами вокруг города, образуя своеобразных конгломерат. Сейчас, путешествуя по Сан-Франциско, можно попасть в удивительные уголки, где жители свято сохраняют традиции своих родных мест.

Чайнатаун - китайский квартал Сан-Франциско. Это одно из самых больших поселений китайцев за пределами Азии более 60 тыс. человек, и самое большое в Америке. Проходя улицами квартала, окунаешься в неповторимую атмосферу китайского города - многочисленные здания в виде пагод, этнические ресторанчики, сувенирные лавки. Все надписи на кафе и магазинах продублированы на китайском языке и выполнены в восточном стиле, а дома жителей окрашены в цвета, которые, по поверьям, должны принести удачу своим владельцам. Красный дает счастье, зеленый - долголетие, желтый обещает владельцу хорошую судьбу, а черный - деньги.

Описывая историю Сан-Франциско, нельзя не коснуться «русского вопроса» в Северной Америке. Один из 42 холмов, на которых расположен город, именуется Русским холмом. Здесь в середине XIX в. были обнаружены могилы русских охотников на морских котиков, работавших на «Русско-американскую компанию». А недалеко от юрода, если ехать к северу по фривею № 1, находятся реставрированные остатки деревянной крепости Форт Росс, основанной русскими переселенцами в 1812 года. Грустно осознавать, что именно у русских предприимчивым американцем Саттером была куплена земля, на которой восемь лет спустя после продажи впервые нашли золото. Сейчас «русские кварталы» расположены в районе Ричмонда. Русские, как и другие этнические группы эмигрантов, стараются сберечь свою самобытность. Здесь есть русские рестораны, русские кинотеатры, демонстрирующие исключительно российское кино, русские газеты, многие из которых доставляются из Москвы.

Калифорния привлекает и самих американцев собственным стилем жизни, так не похожим на другие штаты. Сюда переселяются не только эмигранты из-за рубежа, здесь сильна внутренняя иммиграция. Невероятное смешение в городе рас и народов создало здесь необыкновенную свободу нравов и терпимость к чужому образу жизни. Для ею свободных жителей совершенно не существует строгих пуританских традиций. Вошли в легенду бары города. Слабость местных жителей к горячительным напиткам подчеркивал «мистер Сан-Франциско» — Херб Кейн, известный историк-краевед, посвятивший всю жизнь изучению своего города: «Сан-Франциско научился пить в дни золотой лихорадки и совершенствуется в этом качестве всю жизнь». А в 50-60-е годы XX в. Сан-Франциско стал столицей мировой контркультуры, бросившей вызов морали и вкусам миру сытых и ограниченных обывателей.

Молодые бунтари Джек Керуак и Аллен Гинсберг создали в 1950-х годах философию «поколения битников» и ее новые ценности, среди которых на первом месте - мотоцикл, алкоголь, стихи и джаз. Можно зайти в Сити Лайте, где читал «Вопль» Аллен Гинсберг. Или посетить «Огни большого города» в Норт-Бич, бывшую штаб-квартиру битников. Теперь это один из богатейших и интереснейших книжных магазинов в Соединенных Штатах.
Хаит-Эшбери район Сан-Франциско, из которого вышло бродить по миру поколение хиппи. По сравнению с более агрессивными битниками «дети цветов» предпочитали попутные машины, наркотики, восточные учения и рок. Хиппи устроили здесь в 1967 г. полумиллионное «Лето любви», кульминацию своего движения. Сейчас район для туристов приведен в музейный порядок. Одна из его достопримечательностей - психоделический автобус дикой расцветки, на котором проехал по Америке Кен Кизи, автор «Полета над гнездом кукушки», возведенной в культ голливудским чехом Миклашем Форманом.

Здесь родился один из символов свободной Америки - знаменитые джинсы. Рабочие штаны для золотодобытчиков от Леви Страуса превратились в культовую одежду бунтующего поколения. Массовая мода на них пришла с битниками, от голливудских образов Джеймса Дина и Марлона Брандо. На фоне всех перипетий очень показательна история этой одежды. Она была рабочей, потом бунтарской, а теперь средний американец или европеец не мыслит своей жизни без удобных повседневных брюк.
Сан-Франциско и сейчас один из мировых лидеров нестандартного отношения к жизни. Город - наиболее известный центр движения за гражданские права сексуальных меньшинств. На Кристофер-стрит в окнах многих домов вывешены семицветные флаги, чтобы никто не усомнился в сексуальной ориентации их жителей.

Сан-Франциско расположен в сейсмически опасной и не - под ним проходит расщелина Сан-Андреас. Сейчас ома «ведет» себя относительно спокойно - 100 толчков в месяц силой менее 1 балла. В современных домах такие маленькие толчки почти не ощутимы. Их замечаешь, лишь когда картины на стенах периодически меняют свое положение. Но были времена, когда стихия показывала себя во всей своей мощи. Сильные землетрясения здесь отмечались в 1812 и в 1865 годах. С 1849 по 1852 г. Сан-Франциско шесть раз переживал крупные пожары, вызванные подземными колебаниями. В 1906 г. он был почти полностью разрушен сильным землетрясением и последовавшим за ним большим пожаром. Но город всегда отстраивался заново. Не случайно его герб украшает легендарная птица Феникс, возрождающаяся не из пепла, а из кольца пламени. После последнею разрушения восстановление шло поистине «стахановскими» темпами. Уже в 1915 г. Сан-Франциско был восстановлен настолько, что смог принять у себя международную выставку «Панама Интернэйшнл».
Стремление города к постоянному развитию характеризует тот факт, что в годы Великой депрессии, когда Соединенные Штаты переживали не лучшие свои времена, здесь был воплощен гениальный проект, ставший теперь символом Сан- Франциско, - мост Золотые ворота. Это один из самых длинных (общая длина - 2730 м, центрального пролета - 1280 м) и красивых мостов в мире. Он перекинулся через залив и соединяет город с материком. На нем расположено шесть рядов автомобильного движения, а для любителей пеших прогулок предусмотрены две пешеходные дорожки. Если смотреть с моста вниз, на туман, клубящийся внизу, то возникает фантастическое чувство полета. Романтический образ моста и одноименного пролива воспел Джек Лондон: «Золотые ворота и в самом деле золотились в лучах заходящего солнца, а за ними открывались безмерные просторы Тихого океана. За ними Тихий океан, Китай, Япония, Индия, и… Коралловые острова. Вы можете через Золотые ворота поплыть куда угодно, в Австралию, в Африку, на лежбища котиков, на Северный полюс, к мысу Горн».

Очень интересна история создания моста. О необходимости его строительства стали задумываться еще в самом начале XX в., когда в жизни горожан появились автомобили. Первоначальная смета проекта стоила 100 млн долларов.
Сумма была действительно очень солидная, поэтому такие проекты всерьез не воспринимались. Но Джозеф Страус, опытный инженер, заявил, что уложится при строительстве в сумму 27 млн. Кстати, реальная смета превысила обещанную совсем не намного - на 8 млн. Начали строительство в 1933 г., а в 1937 г. мост был торжественно открыт. С этого момента в город можно попасть напрямик с материка, заплатив 3 доллара с каждой машины. А у въезда на мост стоит бронзовая фигура инженера Джозефа Страуса, охраняя свое детище от всяческих бед.

В чем-то город типично американский, в чем-то имеет свои неповторимые черты. Неоднократно отстраиваясь после пожаров, он с каждым разом становился немного другим, отражая склонности и вкусы своих архитекторов. Центральная улица Сан-Франциско - Маркст-стрит. Ее прочертил ирландец Джаспер О’Фаррел по диагонали к уже проложенным улицам, взяв за образец парижские Елисейские Поля. Как и везде, центр города украшают огромные небоскребы из стекла, стали и бетона. Например, построенный в 1972 г. офис корпорации «Трансамерика» - пирамидальное здание, высотой 260 метров. Или комплекс из пяти небоскребов - «Эмбаркодеро-центр», спроектированных Д. Портманом.

На площади Джона Маршалла, названной так в честь плотника, первым обнаружившего золото, расположен Общественный центр Сан-Франциско. Величественные здания из серого гранита, построенные в классическом стиле, в 1978 г. объявлены достопримечательностью национального значения. Здесь же расположено здание Сити-холла (Ратуши), построенное в 1915 г., предмет особой гордости горожан. Купол Ратуши выполнен по образцу купола базилики Святого Петра в Риме, главного католического храма. Он имеет высоту 102 м и на 4 м превосходит вашингтонский Капитолий.

Несмотря на свой деловой ритм, Сан-Франциско располагает к неспешным прогулкам. Очень хорошо гулять здесь пешком или на специальных экскурсионных трамваях - кейблкарах. Город имеет даже музей, посвященный любимому виду гранспорга горожан. Трамвай поднимается по «горбатым» улицам с помошыо стальных канатов. Перепады высот холмистой местности здесь практически не ощущаются. Наоборот, каждый новый дорожный поворот открывает еще одну грань прекрасного города. Почти весь современный Сан-Франциско застроен до 1935 года. Начиная с 50-х годов XX в. строи гель- стио в городе, ограниченном естественным рельефом местости, было сокращено. В 90-х годах был объявлен моратории на снос любых зданий. Поэтому дома, построенные в викторианском стиле, сменяют строения в стиле неоклассицизма. Дальше можно увидеть роскошные итальянские особняки и мавританские башенки - Дворец изящных искусств, общественный центр, магазин Морриса. С высоты башни Койт можно полюбоваться открывающейся панорамой города с его достопримечательностями - Телеграфным холмом, фортом Сан-Франциско, Historic ships (историческими кораблями).

Музеев в городе очень много, и все они отличаются разнообразием - от серьезных академических до интересных бытовых: Музей азиатского искусства, Музей современного искусства, Калифорнийский дворец Почетного легиона. Мемориальный музей живописи М. X. де Янга, Исторический музей «Уэллс-Фарто», Морской музей, Музей вина. В них экспонируются собрания антиквариата, произведений искусства, в том числе древнего индейского.
В городе действует более 140 театров, из них самые знаменитые - Оперный, театр «Альказар», театр «Орфей», а также концертные залы - «Курран», «Литтл Фокс», «На Бродвее».

Сан-Франциско - крупный центр науки и образования. Самые известные учебные заведения - Университет Сан- Франциско, Отделение Калифорнийского университета, Университет штата в Сан-Франциско, консерватория. Здесь же находится Калифорнийская академия наук, основанная в 1853 году. В ее ведении состоят Morrison Planetarium (планетарий Моррисона), и Steinhart Aquarium (океанарий Стейн- харта), открытые для посещения туристов.
Отличительной особенностью города можно назвать его улицы. Некоторые из них имеют уклон до 35 градусов. Машины паркуются под острым углом к тротуару, иначе скатятся, несмотря на самые надежные тормоза. Самой крутой и извилистой в мире улицей считается Ломбард-стрит, которая находится на Русском холме. Проложенная в 20-е годы XX в., она стала одним из символов города и занесена в Кишу рекордов Гиннесса. Кругой склон холма придает улице ломаные очертания. Без зигзагов спуск но склону напоминал бы перемещение по желобу лыжного трамплина. Разве что без снега.

Довольно плотная застройка все же предусматривает место для цветов и деревьев. В городе находится более 130 парков.
Среди них самый и (местный «Золотые ворота» - Национальная зона отдыха. Мощный зеленый массив является гордостью не только жителей Сан-Франциско. Это самый большой городской рукотворный парк Соединенных Штатов, он занимает территорию в 411 гектаров. Трудно представить, что такая красота создавалась на «голом» месте. Парк разбивали на песчаном участке морского берега. Песок укрепили травой, а территорию огородили валом от ветров с Тихого океана.
Здесь все озера, водопады, зеленые долины и холмы - создано заботливыми руками человека. Гуляя по дорожкам парка (их общая длина составляет 43 км), можно зайти в Рододендроновую долину, где собрана самая значительная коллекция этих растений в мире, или посетить элегантный Японский сад с традиционным японским домиком для чайных церемоний, а ноги сами приведут к изысканному Саду ароматов, или Библейскому саду.

Нельзя пройти мимо романтического Сада шекспировских цветов. Автором такого «литературно-ботанического» шедевра является Элис Иствуд. По мнению специалистов, она «создала коллекцию, исполненную поэтической гармонии». В саду поставлена стена, в которую вмонтированы шесть бронзовых плите 88 цитатами из Шекспира. В центре стены - сейф, в котором находится копия скульптурного портрета великого драматурга, сделанная из посмертной маски в 1620 г. Г. Джонсоном. Этот раритет (существует всего два подобных портрета) передан саду от жителей Стратфорда-на-Эйвоне, где Шекспир умер.
На территории паркового комплекса расположен также и Ботанический сад Калифорнийской академии наук. Здесь в естественно-научной коллекции собраны более 500 видов растений со всего мира.

Парк «Золотые ворота» - излюбленное место отдыха горожан. Здесь можно не только полюбоваться природой, но и устроить праздничный пикник. Или послушать один из многочисленных концертов, организованных прямо под открытым небом. А для любителей роликовых коньков - это традиционное место сбора. Но и этот парк не смог вместить в себя все природные достопримечательности Сан- Франциско. Например, в парке Сутро находится End of Land («Конец Земли») самая западная точка континентальной поверхности Земли в направлении вращения ее вокруг своей оси.
Если говорить о природе города, нельзя не сказать о величественном Тихом океане, его пляжах и набережных. Здесь шумит постоянный прибой. Наблюдая бесконечную полную даль, отрешаешься от всего земного, от тревог и забот сумасшедшего ритма жизни. На пирсах и молах можно увидеть лежбища морских котиков, греющихся на солнце. Жители города рассказывают забавные истории о том, как можно «нос к носу» столкнуться в воде с этими забавными животными. Пляжи расположены на мысе Пойнт-Рейес, и хотя здесь довольно прохладная вода, в желающих покупаться и позагорать недостатка не наблюдается.

Последний штрих городских особенностей - местная кухня. Рестораны быстрого питания не в особой чести у горожан. Жители Сан-Франииско знают толк в изысканной нише. Здесь ловят самых вкусных в мире крабов, белого осетра, чикунского лосося. Прекрасные рестораны на Рыбачьей набережной нс оставят равнодушным самого взыскательного гурмана.
Да, Сан-Франциско - один из красивейших и самобытных городов Соединенных Штатов. И Роберт Стивенсон очень правильно сказал в свое время: «У Сан-Франциско только один недостаток: его трудно покинуть».

Рассказ Бунина «Господин из Сан – Франциско» повествует о том, что все обесценивается перед фактом смерти. Человеческая жизнь подвластна тлению, она слишком коротка, чтобы растрачивать ее напрасно, и главной идеей этого поучительного рассказа, является осмысление сущности людского бытия. Смысл жизни героя этого рассказа заключается в его уверенности, что на имеющееся богатство можно купить все, но судьба решила иначе. Предлагаем анализ произведения «Господин из Сан – Франциско» по плану, материал пригодится при подготовке к ЕГЭ по литературе в 11 классе.

Краткий анализ

Год написания – 1915 г.

История создания – В витрине магазина, Бунин случайно обратил внимание на обложку книги Томаса Манна «Смерть в Венеции», это послужило толчком для написания рассказа.

Тема – Противоположности, окружающие человека повсюду, являются главной темой произведения – это жизнь и смерть, богатство и нищета, власть и ничтожность. Все это отражает философию самого автора.

Композиция – Проблематика «Господина из Сан – Франциско» заключает в себе как философский, так и социально – политический характер. Автор размышляет о бренности бытия, об отношении человека к духовным и материальным ценностям, с точки зрения различных слоев общества. Завязка рассказа начинается с путешествия господина, кульминационным моментом является его неожиданная смерть, и в развязке повести автор размышляет о будущем человечества.

Жанр – Рассказ, представляющий собой содержательную притчу.

Направление – Реализм. В истории Бунина приобретает глубокий философский смысл.

История создания

История создания рассказа Бунина относится к 1915 году, когда он увидал обложку книги Томаса Манна. После этого он гостил у своей сестры, вспомнил обложку, почему-то она вызвала у него ассоциацию со смертью одного из отдыхающих американцев, случившуюся во время отдыха на Капри. Тут же к нему пришло внезапное решение описать этот случай, что он и сделал за максимально короткий срок – рассказ был написан всего лишь за четыре дня. За исключением умершего американца, все остальные факты в рассказе являются полностью вымышленными.

Тема

В «Господине из Сан – Франциско» анализ произведения позволяет выделить основную мысль рассказа , которая заключается в философских размышлениях автора о смысле жизни, о сущности бытия.

Критики восторженно отнеслись к творению русского писателя, по – своему интерпретировав суть философского рассказа. Тема рассказа – жизнь и смерть, нищета и роскошь, в описании этого героя, зря прожившем свою жизнь, отображает мировосприятие всего общества, разделенного на классы. Высшее общество, обладающее всеми материальными ценностями, имеющие возможность купить все, что только продается, не имеют самого главного – духовных ценностей.

На корабле танцующая пара, изображающая искреннее счастье – тоже фальшивка. Это актеры, которых купили, чтобы они сыграли любовь. Нет ничего настоящего, все искусственное и напускное, все купленное. И сами люди фальшивы и лицемерны, они безлики, в чем и заключается смысл названия этого рассказа.

И господин не имеет имени, жизнь его бесцельна и пуста, он не несет никакой пользы, только пользуется благами, созданными представителями другого, низшего класса. Он мечтал купить все, что только возможно, но не успел, судьба распорядилась по-своему, и отняла у него жизнь. Когда он умирает, никто о нем и не вспоминает, он доставляет лишь неудобства окружающим, в том числе, и своей семье.

Суть в том, что он умер – и все, ему не нужны никакие богатства, роскошь, власть и почет. Ему все равно где лежать – в роскошном инкрустированном гробу, или в простом ящике из-под содовой. Жизнь прошла зря, он не испытывал настоящих, искренних человеческих чувств, не знал любви и счастья, в поклонении золотому тельцу.

Композиция

Повествование рассказа делится на две части : как господин плывет на корабле к побережью Италии, и путешествие этого же господина обратно, на том же корабле, только уже в гробу.

В первой части герой пользуется всеми возможными благами, что можно купить за деньги, у него все самое лучшее: и номер в отеле, и изысканные блюда, и все прочие прелести жизни. Денег у господина столько, что он задумал путешествие на два года, вместе со своей семьей, женой и дочкой, которые тоже ни в чем себе не отказывают.

Но после кульминационного момента, когда героя настигает внезапная смерть, все резко меняется. Хозяин отеля даже не разрешает положить труп господина в его номере, выделив для этой цели самый дешевый и незаметный. Даже нет приличного гроба, в который можно положить господина, и его кладут в обычный ящик, являющийся тарой для каких-то продуктов. На корабле, где господин блаженствовал на палубе среди высшего общества, место ему находится лишь в темном трюме.

Жанр

«Господин из Сан – Франциско» кратко можно охарактеризовать как жанр рассказ а, но этот рассказ наполнен глубоким философским содержанием, и отличается от остальных бунинских произведений. Обычно, у Бунина рассказы содержат описание природы и природных явлений, поражающих своей живостью и реалистичностью.

В этом же произведении есть главный герой, вокруг которого и завязан конфликт этого рассказа. Его содержание заставляет задуматься о проблемах общества, о его деградации, превратившемся в бездуховное меркантильное существо, поклоняющихся лишь одному идолу – деньгам, и отрекшимся от всего духовного.

Весь рассказ подчинен философскому направлению , и в сюжетном плане – это поучительная притча, дающая урок читателю. Несправедливость классового общества, где низшая часть населения прозябает в нищете, а сливки высшего общества бессмысленно прожигают жизнь, все это, в конце концов, ведет к единому финалу, а перед лицом смерти равны все, и бедные, и богатые, от нее нельзя откупиться никакими деньгами.

Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» по праву считается одним из самых выдающихся произведений в его творчестве.

Господин из Сан-Франциско, который в рассказе ни разу не назван по имени, так как, замечает автор, имени его не запомнил никто ни в Неаполе, ни на Капри, направляется с женой и дочерью в Старый Свет на целых два года с тем, чтобы развлекаться и путешествовать. Он много работал и теперь достаточно богат, чтобы позволить себе такой отдых.

В конце ноября знаменитая «Атлантида», похожая на огромный отель со всеми удобствами, отправляется в плавание. Жизнь на пароходе идёт размеренно: рано встают, пьют кофе, какао, шоколад, принимают ванны, делают гимнастику, гуляют по палубам для возбуждения аппетита; затем - идут к первому завтраку; после завтрака читают газеты и спокойно ждут второго завтрака; следующие два часа посвящаются отдыху - все палубы заставлены длинными камышовыми креслами, на которых, укрытые пледами, лежат путешественники, глядя в облачное небо; затем - чай с печеньем, а вечером - то, что составляет главнейшую цель всего этого существования, - обед.

Прекрасный оркестр изысканно и неустанно играет в огромной зале, за стенами которой с гулом ходят волны страшного океана, но о нем не думают декольтированные дамы и мужчины во фраках и смокингах. После обеда в бальной зале начинаются танцы, мужчины в баре курят сигары, пьют ликёры, и им прислуживают негры в красных камзолах.

Наконец пароход приходит в Неаполь, семья господина из Сан-Франциско останавливается в дорогом отеле, и здесь их жизнь тоже течёт по заведённому порядку: рано утром - завтрак, после - посещение музеев и соборов, второй завтрак, чай, потом - приготовление к обеду и вечером - обильный обед. Однако декабрь в Неаполе выдался в этом году ненастный: ветер, дождь, на улицах грязь. И семья господина из Сан-Франциско решает отправиться на остров Капри, где, как все их уверяют, тепло, солнечно и цветут лимоны.

Маленький пароходик, переваливаясь на волнах с боку на бок, перевозит господина из Сан-Франциско с семьёй, тяжко страдающих от морской болезни, на Капри. Фуникулёр доставляет их в маленький каменный городок на вершине горы, они располагаются в отеле, где все их радушно встречают, и готовятся к обеду, уже вполне оправившись от морской болезни. Одевшись раньше жены и дочери, господин из Сан-Франциско направляется в уютную, тихую читальню отеля, раскрывает газету - и вдруг строчки вспыхивают перед его глазами, пенсне слетает с носа, и тело его, извиваясь, сползает на пол. Присутствовавший при этом другой постоялец отеля с криком вбегает в столовую, все вскакивают с мест, хозяин пытается успокоить гостей, но вечер уже непоправимо испорчен.

Господина из Сан-Франциско переносят в самый маленький и плохой номер; жена, дочь, прислуга стоят и глядят на него, и вот то, чего они ждали и боялись, совершилось, - он умирает. Жена господина из Сан-Франциско просит хозяина разрешить перенести тело в их апартаменты, но хозяин отказывает: он слишком ценит эти номера, а туристы начали бы их избегать, так как о случившемся тут же стало бы известно всему Капри. Гроба здесь тоже нельзя достать - хозяин может предложить длинный ящик из-под бутылок с содовой водой.

На рассвете извозчик везёт тело господина из Сан-Франциско на пристань, пароходик перевозит его через Неаполитанский залив, и та же «Атлантида», на которой он с почётом прибыл в Старый Свет, теперь везёт его, мёртвого, в просмолённом гробу, скрытого от живых глубоко внизу, в чёрном трюме. Между тем на палубах продолжается та же жизнь, что и прежде, так же все завтракают и обедают, и все так же страшен волнующийся за стёклами иллюминаторов океан.

«Господин из Сан-Франциско» появился в печати в 1915 г. Рассказу был предпослан эпиграф из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!». Вот ближайший контекст этих слов в заключительной книге Нового Завета: «Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой» (Откровение св. Иоанна Богослова, гл.18, стих 10). В позднейших переизданиях эпиграф будет снят; уже в процессе работы над рассказом писатель отказался от придуманного поначалу названия «Смерть на Капри». Однако ощущение катастрофизма, навеваемое первым вариантом заголовка и эпиграфом, пронизывает саму словесную плоть рассказа.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» очень высоко оценил М.Горький. «Знали бы вы, с каким трепетом читал я «Человека из Сан-Франциско», — писал он Бунину. Один из крупнейших немецких писателей XX в. Томас Манн тоже был восхищен рассказом и писал, что он «по своей нравственной мощи и строгой пластичности может быть поставлен рядом с некоторыми из наиболее значительных произведений Толстого».

В рассказе повествуется о последних месяцах жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие в южную Европу. За Европой — на обратном пути домой — должны были последовать Ближний Восток и Япония. Предпринимаемый американцем круиз детально, утомительно подробно мотивируется в экспозиции рассказа; план и маршрут путешествия изложены с деловой четкостью и обстоятельностью: все учтено и продумано персонажем так, что не оставлено решительно никакого места для случайностей. Для путешествия выбран знаменитый пароход «Атлантида», похожий на «громадный отель со всеми удобствами», и проведенные на нем в пути через Атлантику дни ничем не омрачают настроение богатого туриста.

Однако замечательный своей продуманностью и насыщенностью план начинает рушиться, едва начав осуществляться. Нарушение ожиданий миллионера и его растущее недовольство соответствуют в структуре сюжета завязке и развитию действия. Главный «виновник» раздражения богатого туриста — неподвластная ему и потому кажущаяся непредсказуемо капризной природа — немилосердно нарушает обещания туристских проспектов («утреннее солнце каждый день обманывало»); приходится скорректировать первоначальный план и в поисках обещанного солнца отправиться из Неаполя на Капри. «В день отъезда, — очень памятный для семьи из Сан-Франциско!.. — Бунин использует в этом предложении прием предвосхищения скорой развязки, опуская уже ставшее привычным слово «господин», — ...даже и с утра не было солнца».

Будто желая чуть-чуть отдалить неумолимо приближающуюся катастрофическую кульминацию, писатель чрезвычайно тщательно, с использованием микроскопических подробностей дает описание переезда, панораму острова, сообщает детали гостиничного сервиса и, наконец, посвящает полстраницы аксессуарам одежды готовящегося к позднему обеду господина.

Однако сюжетное движение неостановимо: наречием «вдруг» открывается кульминационная сцена, рисующая внезапную и «нелогичную» смерть главного героя. Казалось бы, сюжетный потенциал истории исчерпан и развязка вполне предсказуема: тело богатого покойника в просмоленном гробе будет спущено в трюм все того же парохода и отправлено домой, «на берега Нового Света». Так в рассказе и происходит, однако его границы оказываются шире границ истории о неудачнике-американце: повествование по воле автора продолжается, и выясняется, что поведанная история — лишь часть общей картины жизни, находящейся в поле зрения автора. Перед читателем проходят сюжетно не мотивированные панорама Неаполитанского залива, зарисовка уличного рынка, колоритные образы лодочника Лоренцо, двух абруццких горцев и — самое важное — обобщающая лирическая характеристика «радостной, прекрасной, солнечной» страны. Движение от экспозиции до развязки оказывается лишь фрагментом неостановимого потока жизни, преодолевающего границы частных судеб и потому не вмещающегося в сюжет.

Финальная страница рассказа возвращает нас к описанию знаменитой «Атлантиды» — парохода, возвращающего мертвого господина в Америку. Этот композиционный повтор не только придает рассказу гармоничную соразмерность частей и завершенность, но и укрупняет масштаб созданной в произведении картины. Интересно, что господин и члены его семьи так до конца и остаются в рассказе безымянными, в то время как периферийные персонажи — Лоренцо, Луиджи, Кармелла — наделены собственными именами.

Сюжет — наиболее заметная сторона произведения, своего рода фасад художественного здания, формирующий первоначальное восприятие рассказа. Однако в «Господине из Сан-Франциско» координаты общей картины рисуемого мира намного шире собственно сюжетных временных и пространственных границ.

События рассказа очень точно «привязаны к календарю» и вписаны в географическое пространство. Путешествие, распланированное на два года вперед, начинается в конце ноября (плавание через Атлантику), а внезапно прерывается в декабрьскую, скорее всего, предрождественскую неделю: на Капри в это время заметно предпраздничное оживление, абруццкие горцы возносят «смиренно-радостные хвалы» Божьей матери перед ее изваянием «в гроте скалистой стены Монте-Соляро », а также молятся « рожденному от чрева ее в пещере Вифлеемской, ...в далекой земле Иудиной...». Благодаря этой неявной календарной подробности содержание рассказа обогащается новыми гранями смысла: речь в нем идет не только о частной судьбе безымянного господина, но о жизни и смерти как ключевых — вечных — категориях бытия.

Точность и предельная достоверность — абсолютные критерии бунинской эстетики — проявляются в той тщательности, с какой описан в рассказе распорядок дня богатых туристов. Указания на «часы и минуты» прожигаемой ими жизни, перечень посещаемых в Италии достопримечательностей будто выверены по надежным туристским справочникам. Но главное, конечно, не в дотошной верности Бунина правдоподобию.

Стерильная регулярность и нерушимый распорядок существования господина вводят в рассказ важнейший для него мотив искусственности, автоматизма цивилизованного псевдобытия центрального персонажа. Трижды в рассказе почти останавливается сюжетное движение, отменяемое сначала методичным изложением маршрута круиза, потом размеренным отчетом о режиме дня на «Атлантиде» и, наконец, тщательным описанием порядка, заведенного в неаполитанском отеле. Механически разлинованы «графы» и «пункты» существования господина: «во-первых», «во-вторых», «в-третьих»; «в одиннадцать», «в пять», «в семь часов». В целом пунктуальность образа жизни американца и его компаньонов задает монотонный ритм описанию всего попадающего в его поле зрения природного и социального мира.

Выразительным контрастом этому миру оказывается в рассказе стихия живой жизни. Эта неведомая господину из Сан-Франциско жизнь подчинена совсем другой временной и пространственной шкале. В ней нет места графикам и маршрутам, числовым последовательностям и рациональным мотивировкам, а потому нет предсказуемости и «понятности» для сынов цивилизации. Неясные импульсы этой жизни порой будоражат сознание путешественников: то дочери американца покажется, будто она видит во время завтрака наследного азиатского принца; то хозяин отеля на Капри окажется именно тем джентльменом, которого уже сам американец видел накануне во сне. Впрочем, никаких следов в душе главного персонажа «так называемые мистические чувства» не оставляют.

Авторский взгляд постоянно корректирует ограниченное восприятие персонажа: читатель благодаря автору видит и узнает многое сверх того, что способен увидеть и понять герой рассказа. Самое главное отличие авторского «всеведающего» взгляда — его предельная открытость времени и пространству. Счет времени идет не на часы и дни, а на тысячелетия, на исторические эпохи, а открывающиеся взору пространства достигают «синих звезд неба». Вот почему, расставшись с умершим персонажем, Бунин продолжает рассказ вставным эпизодом о римском тиране Тиверии. Автору важна не столько ассоциативная параллель с судьбой заглавного героя, сколько возможность предельно укрупнить масштаб проблематики.

В последней трети рассказа изображаемые явления подаются максимально общим планом (финальная зарисовка «Атлантиды»). Рассказ о жизненном крахе самоуверенного «господина жизни» перерастает в медитацию (лирически насыщенное размышление) о связи человека и мира, о величии природного космоса и его неподвластности людским волям, о вечности и о непроницаемой тайне бытия. Здесь, на последних страницах рассказа, углубляется до символического название парохода (Атлантида — полулегендарный огромный остров к западу от Гибралтара, из-за землетрясения опустившийся на дно океана).

Возрастает частотность использования образов-символов: как символы с широким полем значений воспринимаются образы бушующего океана; «бесчисленных огненных глаз» корабля; «громадного, как утес», Дьявола; похожего на языческого идола капитана. Более того: в спроецированном на бесконечность времени и пространства изображении любая частность (образы персонажей, бытовые реалии, звуковая гамма и свето-цветовая палитра) приобретает символический содержательный потенциал.

Предметная детализация, или, как называл эту сторону писательской техники сам Бунин, внешняя изобразительность — одна из самых сильных сторон его мастерства. Эту грань таланта Бунина еще на заре его писательского пути заметил и оценил А.П.Чехов, подчеркнувший густоту бунинского живописания словом, плотность воссоздаваемых пластических картин: «...это очень ново, очень свежо и очень хорошо, только слишком компактно, вроде сгущенного бульона».

Замечательно, что при чувственной насыщенности, «фактурности» описаний любая их подробность полновесно обеспечена точным авторским знанием: Бунин был необыкновенно строг именно к точности и конкретности изображения. Разумеется, точность и конкретность деталей — не предел устремлений писателя, а лишь отправная точка для создания художественно убедительной картины.

Вторая особенность бунинской детализации — удивительная автономность, самодостаточность воспроизводимых подробностей. Деталь у Бунина порой находится в непривычных для классического реализма отношениях с сюжетом. Вспомним, что в литературе девятнадцатого века деталь, как правило, была подчинена какой-либо художественной задаче — раскрытию образа героя, характеристике места действия и, в конечном счете, конкретизации сюжетного движения. Конечно, Бунин не может обойтись без подробностей такого же плана.

Яркий пример «служебных», мотивирующих сюжет деталей в «Господине из Сан-Франциско» — описание вечернего костюма центрального персонажа. Инерция авторского иронического перечисления элементов одежды («кремовое шелковое трико», «черные шелковые носки», «бальные туфли», «подтянутые шелковыми помочами черные брюки», «белоснежная рубашка», «блестящие манжеты») вдруг иссякает, когда крупным планом и в манере замедленной киносъемки подается финальная, самая значимая подробность — не дающаяся пальцам старика шейная запонка, единоборство с которой лишает его последних сил. Поразительно уместно и соседство с этим эпизодом «говорящей» звуковой детали — загудевшего по всему отелю «второго гонга». Впечатление торжественной исключительности момента как нельзя лучше готовит читателя к восприятию кульминационной сцены.

В то же время бунинские детали далеко не всегда столь отчетливо соотнесены с общей картиной происходящего. Вот, например, описание успокаивающегося после внезапной смерти американца отеля: «...Тарантеллу пришлось отменить, лишнее электричество потушили... и стало так тихо, что четко слышался стук часов в вестибюле, где только один попугай деревянно бормотал что-то, возясь перед сном в своей клетке, ухитряясь заснуть с нелепо задранной на верхний шесток лапой...» Экзотический в соседстве со сценой смерти попугай будто просится в отдельную прозаическую миниатюру, — настолько самодостаточно это выразительное описание. Только ли ради эффектного контраста использована эта деталь? Для сюжета эта подробность явно избыточна. Частность стремится хотя бы на время заполнить все поле зрения, заставляя забыть о происходящих событиях.

Деталь в прозе Бунина не замкнута на конкретный сюжетный эпизод, но свидетельствует о состоянии мира в целом и потому стремится вобрать в себя всю полноту чувственных проявлений жизни. Уже современники писателя заговорили о его уникальной способности передавать впечатления от внешнего мира во всей сложной совокупности воспринимаемых качеств — формы, цвета, света, звука, запаха, температурных особенностей и осязательных характеристик, а также тех тонких психологических свойств, которыми воображение человека наделяет окружающий мир, догадываясь о его одушевленности и соприродности человеку. В этом отношении Бунин опирается на толстовскую стилевую традицию с ее «языческой», как говорили критики, мощью пластических характеристик и «телепатической» убедительностью образов.

Бунинское сложное и слитное описание возникающих у персонажей ощущений в специальной литературе иногда называют синестетическим (от слова «синестезия» —сложное восприятие, при котором взаимодействуют и смешиваются ощущения, характерные для разных органов чувств; например, «цветной слух»). Бунин сравнительно нечасто использует в своих описаниях метафоры и метафорические сравнения, однако если все же прибегает к ним, то добивается поразительной яркости. Вот пример такой образности: « В Средиземном море шла крупная и цветистая, как хвост павлина, волна, которую, при ярком блеске и совершенно чистом небе, развела весело и бешено летевшая навстречу трамонтана...»

Бунинский словарь богат, однако выразительность достигается не столько количественным расширением используемых слов, сколько виртуозностью их сопоставлений и сочетаний. Называемые предмет, действие или состояние, как правило, сопровождаются субъективно «окрашивающими», «озвучивающими» или психологически насыщенными эпитетами, придающими изображению специфически «бунинский» колорит («несметные глаза», «траурные» волны, надвигающийся «своей чернотой» остров, «сияющие утренние пары над морем», «яростные взвизгивания сирены» и т.д.). Используя однородные эпитеты, Бунин варьирует их качественные характеристики, чтобы они не заслоняли друг друга, а воспринимались в слитной взаимодополнительности. В неистощимо различных комбинациях даются сочетания со значением цвета, звука, температуры, объема, запаха. Бунин любит составные эпитеты и — подлинный конек писателя — оксюмороны (например, «грешно-скромная девушка»).

Однако при всем словесном богатстве и разнообразии Бунину свойственно постоянство в использовании однажды найденных эпитетов и словесных групп. Он неоднократно и в разных произведениях использует свои «фирменные» словосочетания, не останавливаясь перед повторами, если они продиктованы задачами изобразительной точности (иногда кажется, что он намеренно игнорирует возможность использовать синоним или перифразу). Так что оборотной стороной изобразительного великолепия и точности в стиле Бунина являются взвешенность и сдержанность словоупотребления. Излишней цветистости и орнаментальности в стиле Бунин никогда не допускал, называя такую манеру «петушковой» и порой браня за нее увлекавшихся «самоцельной красотой» коллег. Точность, художественная уместность и полнота изображения — вот те качества предметной детализации, которые мы находим в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

И сюжет, и внешняя описательность в рассказе Бунина важны, но не исчерпывают полноты эстетического впечатления от произведения. Образ центрального персонажа в рассказе намеренно обобщен и к финалу уходит из фокуса писательского взгляда. Мы уже обращали внимание на то, какой содержательностью обладают у Бунина сама периодичность подачи изображаемых фактов и событий, само чередование динамических и описательных сцен, авторской точки зрения и ограниченного восприятия героя — одним словом, сама мера регулярности и теснящей ее стихийности в создаваемой картине. Если обобщить все это универсальным стилевым понятием, то самым уместным окажется термин ритм.

Делясь тайнами писательского мастерства, Бунин признавался, что, прежде чем что-либо написать, он должен почувствовать ощущение ритма, «найти звук»: «Как скоро я его нашел, все остальное дается само собой». Не удивительно в этой связи, что удельный вес сюжета в композиции бунинских произведений может быть минимальным: почти полностью «бессюжетным» является, например, знаменитый рассказ «Антоновские яблоки». В «Господине из Сан-Франциско» сюжет более значим, но роль ведущего композиционного начала принадлежит не сюжету, а ритму. Как уже говорилось, движением текста управляет взаимодействие и чередование двух мотивов: регламентированной монотонности существования господина — и непредсказуемо свободной стихии подлинной, живой жизни. Каждый из мотивов поддержан своей системой образных, лексических и звуковых повторов; каждый выдержан в своей эмоциональной тональности. Нетрудно заметить, например, что служебные детали (вроде отмеченной шейной запонки или повторяющихся подробностей обедов и «развлечений») служат предметной опорой для первого (этот мотив можно, используя музыкальный термин, назвать «темой господина»). Напротив, «несанкционированные», «лишние», будто самопроизвольно появляющиеся в тексте подробности дают импульсы мотиву живой жизни (назовем его, опять-таки условно, «лирической темой»). Таковы отмеченные описания заснувшего попугая или разряженной лошадки и множество частных характеристик природы и людей «прекрасной, солнечной страны».

Лирическая тема, сначала едва различимая, постепенно набирает силу, чтобы отчетливо зазвучать в последней трети рассказа (ее компоненты — образы разноцветья, живописной пестроты, солнечности, распахивающегося пространства). Финальная часть рассказа — своеобразная музыкальная кода — обобщает предшествующее развитие. Почти все объекты изображения здесь повторяются по сравнению с началом рассказа: вновь «Атлантида» с ее контрастами палуб и «подводной утробы», вновь лицедейство танцующей пары, вновь ходящие горы океана за бортом. Однако то, что в начале рассказа воспринималось как проявление авторского социального критицизма, благодаря интенсивному внутреннему лиризму поднимается на высоту трагического обобщения: в концовке неразделимо слитно звучат авторская мысль о бренности земного существования и художническая интуиция о величии и красоте живой жизни. Предметное значение финальных образов как будто рождает ощущение катастрофизма и обреченности, но их художественная выразительность, сама музыкальная текучесть формы создают этому ощущению неустранимый и прекрасный противовес.

И все же самое тонкое и наиболее «бунинское» средство ритмизации текста — его звуковая организация. В способности воссоздавать стереоиллюзию «звонкого мира» Бунин, пожалуй, не знает себе равных в русской литературе. Музыкальные мотивы составной частью входят в тематическое содержание рассказа: в тех или иных сюжетных эпизодах звучат струнный и духовой оркестры; «сладостно-бесстыдная» музыка вальсов и танго позволяет «расслабиться» ресторанной публике; на периферии описаний возникают упоминания о тарантелле или о волынке. Однако еще важнее другое: самые мельчайшие фрагменты возникающей картины под пером Бунина озвучиваются, создавая широкий акустический диапазон от почти неразличимого шепота до оглушительного рева. Текст до предела насыщен подробностями звучания, причем выразительность звуковой лексики поддержана фонетическим обликом слов и словосочетаний. Особое место в этом ряду занимают сигналы: гудки, трубы, звонок, гонг, сирена. Текст рассказа будто прошит этими звуковыми нитями, придающими произведению впечатление высочайшей соразмерности частей. Поначалу воспринимаемые как реальные детали быта, эти подробности по мере движения рассказа начинают соотноситься с общей картиной мироздания, с грозной предупреждающей ритмикой, исподволь набирающей силу в авторских медитациях, приобретают статус символов. Этому способствует и высокая степень фонетической упорядоченности текста.

«...Девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, — та, где глухо гоготали исполинские топки...» Апокалиптический аккомпанемент в этом фрагменте создается не только упоминанием ада («девятый круг»), но и цепочкой ассонансов (четыре ударных «о» подряд!) и интенсивностью аллитераций. Порой звуковые сближения для Бунина даже важнее, чем смысловая сочетаемость: глагол «гоготали» не у всякого вызовет ассоциации с приглушенностью.

Творчество всякого большого мастера дает глубокие и разнообразные интерпретационные возможности, однако границы возможных толкований все-таки определены содержательным ядром произведения. Бунинский рассказ долгое время воспринимался и современниками, и людьми последующих поколений преимущественно в перспективе социального критицизма. В поле зрения таких читателей попадали прежде всего зафиксированные писателем контрасты богатства и бедности, а главной авторской целью при этом объявлялось «разоблачение» буржуазного миропорядка. На первый взгляд, бунинский рассказ действительно дает материал для таких умозаключений.

Более того, по свидетельству жены писателя В.Н.Муромцевой-Буниной, одним из биографических источников замысла мог быть спор, в котором Бунин так возражал своему оппоненту — попутчику на пароходе: «Если разрезать пароход вертикально, то увидим: мы сидим, пьем вино... а машинисты в пекле, черные от угля работают... Справедливо ли это?». Однако только ли социальное неблагополучие в поле зрения писателя и оно ли является, с его точки зрения, главной причиной общего катастрофизма жизни?

Как мы уже знаем, мышление Бунина намного более масштабно: социальные диспропорции для него — лишь следствие гораздо более глубоких и гораздо менее прозрачных причин. Рассказ Бунина — о сложном и драматическом взаимодействии социального и природно-космического в человеческой жизни, о близорукости людских претензий на господство в этом мире, о непознаваемой глубине и красоте Вселенной — той красоте, которую, как пишет Бунин в рассказе, «бессильно выразить человеческое слово ».