Словесное творчество дошкольников старшей группы. Словесное творчество детей

Одним из наиболее доступных и педэффективных средств формирования у дошкольников творческих речевых умений называются фольклор, в частности, народная сказка.

Для развития связной монологической речи необходимо формирование представлений о композиции рассказа, умение связывать между собой предложения и части высказывания, использовать разнообразные лексические и стилистические средства. Однако понятие «словесное творчество» гораздо шире, чем «творческое рассказывание», так как включает в себя активное сочинение, придумывание сказок, рассказов, стихов, загадок, сценариев не только на занятиях, но и в свободной самостоятельной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

Е.Ю.Галочкина - воспитатель

(АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 187 «Солнышко», г.о. Тольятти)

Одним из приоритетных направлений педагогической науки на современном этапе является изучение творческой деятельности ребенка, поиски путей её формирования. Исследования психологов.(Л.С.Выготский, Б.М.Теплов) и педагогов (Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Дыбина О.В., Танина Л.В.) доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается активностью его эмоциональных и интеллектуальных сил.

В исследованиях, посвященных проблеме словесного творчества, одним из наиболее доступных и педэффективных средств формирования у дошкольников творческих речевых умений называются фольклор, в частности, народная сказка (М.М.Конина, Л.М.Панкратова, О.И.Соловьева, и др.). Авторы отмечают очевидность влияния отдельных элементов сказки на сочинение детей. Вместе с тем в исследованиях отмечается, что соответствие специфики народных средств сказки особенностям восприятия детей еще не обеспечивает положительного воздействия фольклора на развитие детского словесного творчества, Трудности детей связаны как с содержательной (подражательность, невыразительность сочинений, а логичность содержания), так и с формальной стороной высказывания (нарушение структуры повествования, ограниченное использование стилистических средств). Психологические предпосылки, обуславливающие возможности детей в области речевого творчества, с одной стороны, и трудности, возникающие при построении сказочного повествования – с другой, являются проблемой, которая возникает при организации работы с детьми по развитию словесного творчества дошкольников.

В отечественной педагогике словесное творчество рассматривается как двуединый процесс: накопление впечатлений в ходе познания действительности и творческая переработка их в словесной форме (Н.А.Ветлугина, О.С.Ушакова).

В специальном исследовании, посвященном обучении творческому рассказыванию, выполненном Н.А.Орлановой, выделяются следующие условия обучения творческому рассказыванию:

Обогащению опыта детей;

Богатство словаря и умение им пользоваться;

Овладение умением связно рассказывать, знание структуры рассказа: начало, кульминация, конец;

Правильное понимание детьми задания «придумать».

Динамику развития детского творчества под влиянием обучения прослеживает в своем исследовании С.К.Алексеева. Она обосновывает следующую последовательность обучения:

1 этап: Учить детей подчинять свой опыт определенному замыслу, обратить внимание детей на композиционные языковые особенности рассказов (обогащение жизненного и литературного опыта ребенка, ознакомление с языковыми средствами выразительности, анализ композиционного строения произведения);

2 этап: Определить правильное соотношение между стремлением ребенка показать себя в творческой деятельности и возможностью найти подходящие средства для выражения своего замысла. Обратить внимание детей на оценку рассказов (придумывание начала и окончание рассказа, обрисовать обстановку в которой происходит действие, самостоятельное художественное дополнение рассказов);

3 этап: Поставить ребенка перед необходимостью действовать более сознательно, более самостоятельно использовать условные способы словесного творчества (самостоятельный подбор сюжетных, композиционных и языковых средств, более глубокий анализ предложенных произведений, ознакомление с новыми языковыми средствами);

4 этап: Совершенствовать умения детей комбинировать и

преобразовывать полученные представления и восприятия, обрисовывать

действие в последовательности его развития логической связи.

Для развития творческой деятельности детей необходимо создавать специальные педагогические условия:

а) подбор литературных произведений с учетом возможности специфического воплощения их содержания;

б) проведение специальных творческих заданий, развивающих театральные способности детей (соединение движений с выразительностью речи, мимикой и жестами);

в) активное участие детей в составлении сценария и подготовки спектаклей.

В дошкольном возрасте ребенок способен не только воспринимать художественные произведения, выражать свое отношение к персонажам, но и осмысливать их поведение, обобщать, анализировать, экспериментировать, и на этой основе создавать новое для себя и сверстников. Особую роль при этом играет художественное воображение.

К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал важность развития речи и способностей средствами искусства, начиная с дошкольного возраста. Недостаточно, если дети поймут содержание произведения, необходимо почувствовать его выразительные особенности выражения и образные слова. В дальнейшем они будут глубже воспринимать литературные произведения, научатся тонко различать смысловые оттенки слова и переносить их в свое творчество.

Конечно, для развития связной монологической речи необходимо формирование представлений о композиции рассказа, умение связывать между собой предложения и части высказывания, использовать разнообразные лексические и стилистические средства. Однако понятие «словесное творчество» гораздо шире, чем «творческое рассказывание», так как включает в себя активное сочинение, придумывание сказок, рассказов, стихов, загадок, сценариев не только на занятиях, но и в свободной самостоятельной

деятельности.

Образцом художественного текста с позиции структурно-смыслового единства содержания и формы является народная волшебная сказка.

Многочисленные исследователи народной сказки (В.А.Бахтина, Н.М.Ведерникова, Р.М.Волков, Н.В.Новиков, А.И.Никифоров, Э.В.Померанцева и др.) в качестве отличительного признака волшебной сказки называют ее волшебно-фантастическое начало. Единство волшебного и фантастического делает волшебную сказку особенно привлекательной для детской аудитории. Своеобразное сочетание реального и вымышленного составляет содержание волшебной сказки.

Стиль волшебной сказки представляет собой единую систему взаимосвязанных приемов и средств. Традиционные языковые формы являются предметом изучения фольклорной фразеологии. К числу типичных средств поэтики волшебной сказки относят, прежде всего, устойчивые словесные формулы, традиционные формулы, поэтические штампы являющиеся важным элементом построения сказок подобного типа (присказки, зачины, концовки) и выполняющие различные функции в повествовании.

Еще одним стилистическим приемом сказки является использование постоянных эпитетов, служащих украшением произведения. Вероятность употребления того или иного сочетания в былинном или песенном эпосе связано с особенностями отражения внешнего мира в различных жанрах. По мнению О.А. Давыдовой, 38,7% определенных сочетаний волшебной сказки не являются собственно сказочными, то есть зафиксированы и в других фольклорных жанрах «буйная голова», «каленая стрела».

К традиционным поэтическим средствам волшебной сказки также относятся: употребление синонимов «с тем и свадьбу сыграли по-хорошему, по-ладному» и парных объединений слов, выражающих одно понятие «пойдем с хлебом-солью встречать, авось замиримся», употребление антонимов «ни много, ни мало прошло времени» или усиления «волей-неволей пришлось согласиться», употребление общеязыковых пословиц и поговорок «щука востра, да не съешь ерша с хвоста», использование разнообразных сравнений «Сел Иван на волка. Волк побежал стрелою»; лексические и синтаксические повороты, образующие параллельные синтаксические конструкции «На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не видать, а леву дорогу идти – живому не бывать».

М.М.Конина выделяет два вида детских сочинений: творческая переработка известных сказок и собственно творческие сказки и отмечает наличие в них характерных особенностей сказки (типичных сюжетов, чудесных превращений и элементов героики, чудесных предметов, сказочной обрядности).

По ее мнению, «развитие детского словесного творчества идет по линии качественного нарастания под влиянием количественного накопления новых сказочных образов».

Народная сказка традиционно относится к кругу «детского чтения» и является одним из самых любимых детьми жанров. Сказка оказывает огромное влияние на нравственное и эстетическое развитие дошкольника. Красочное, романтическое изображение сказочного мира, идеализация положительных героев, обязательный счастливый конец, увлекательность, сочетающаяся с поучительностью – всё это вызывает у детей яркую эстетическую реакцию, способствует развитию эстетических чувств. Волшебная сказка воплощает в себе высокие идеалы народа, его мудрость. Динамика волшебной сказки требует интеллектуального напряжения, сопоставление фактов и событий при усвоении смысловой линии сюжета, т.е. возбуждает познавательную деятельность.

Для выявления особенностей восприятия сказки детьми старшего дошкольного возраста и для определения уровня словесного творчества к связной речи дошкольников мы использовали методику О.С.Ушаковой, выделив критерии и показатели.

Критерии

1.Особенности восприятия сказки

Называние существенных признаков

Определение содержания сказки

Выделение структурных частей текста

Сохранение языковых средств выразительности

2.Особенности словесного творчества

Умение подчинить сюжетную линию общей теме

Использование приемов раскрытия образов персонажей и особенностей сюжета волшебной сказки

Умение использовать разные типы предложений

Способность оформлять высказывание по законам композиции сказки

Использование выразительности

3.Определение развития связной речи

Умение определять тему высказывания и правильно воспроизводить ее содержание

Умение использовать разные виды связи между предложениями

Использование разных типов предложений.

Первое задание. С целью определения особенностей восприятия сказки в единстве ее содержания и художественной формы, предлагалась сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Второе задание. На выявление уровня словесного творчества предлагалась ситуация «Продолжи сказу».

Третье задание. Определение уровня развития связной речи велось на примере сказки «Гуси-лебеди».

Для усиления мотивации высказывания использовались различные речевые ситуации («Беседа о сказке», «Сказка по телефону», «Сочини сказку»). Выбор сказочного материала определялся требованиями методики развития речи к отбору художественных произведений с принципами педагогики и эстетики.

Неверные ответы детей заключались в неразличении сказки и рассказа.

Результаты диагностики показали, что у детей с седьмого года жизни отсутствует четкое представление о жанровых особенностях сказки, что, на наш взгляд, должно отразиться на сочинениях детей.

Понимание детьми содержания сказки определялось через выявление умения распознавать тему данного высказывания. В процессе обследования не было выявлено ни одного случая высокого уровня понимания содержания, требующего от ребенка наличие элементарных навыков анализа произведения. На основании результатов диагностики были выявлены уровни восприятия детьми народной сказки.

I уровень (высокий). Определяют жанр сказки. Называют его существенные признаки. Обобщенно определяют содержание сказки. Видят границы структурных частей текста. Стремятся сохранить языковые средства выразительности.

II уровень (средний). Правильно определяют жанр сказки, но в порядке аргументации выдвигают как существенные, так и формальные его признаки. Определяют тему повествования. Часто испытывают затруднения при вычленении основных частей композиции. Используют дополнительные языковые средства.

III уровень (низкий). Затрудняются в определении жанровой принадлежности произведения и в выявлении отличительных признаков сказки. Не понимают содержание произведения. Не видят границ между завязкой, развитием действий и развязкой сказки. Не выделяют средства выразительности сказки.

Необходимым условием словесного творчества дошкольников являются сформированность навыков связной речи, поэтому целью задания 2 стало определение уровня развития связной речи при воспроизведении содержания сказки.

Критериями для анализа пересказов детей стали традиционные в методике развития речи показатели:

  1. Понимание темы
  2. Объем и грамматика высказывания
  3. Лексика высказывания
  4. Средства связи
  5. Структурная организация каждой части
  6. Плавность и самостоятельность изложения.

Полученные данные позволили определить следующие уровни связной речи дошкольников.

I (высокий). Обобщенно определяют тему высказывания и правильно воспроизводят его содержание. Используют различные типы предложений, грамматические ошибки отсутствуют. Используют свои точные словозамены, разнообразные способы связи между предложениями. Точно оформляют высказывание. Самостоятельно пересказывают текст без пауз.

II (средний). Определяют тему высказывания. Допускают незначительные отклонения от текста. Ограниченно используют сложные предложения, возможны единичные грамматические ошибки. Обращаются к отдельным средствам языковой выразительности. Способы связи не отличаются многообразием. В случае затруднений используют небольшое количество пауз и нуждаются в дополнительных вопросах.

III (низкий). Не определяют тему высказывания. Схематично передают события, не используя средств выразительности. Допускают грамматические ошибки. При передаче содержания нарушают композиционную целостность. Не умеют самостоятельно пересказать текст (делают паузы, повторы, нуждаются в подсказках).

Детям предлагалось задание: «Представь, что ты сказочник и придумай сказку с чудесами и волшебством». Никаких указаний по выполнению заданий не давалось. Сочинения детей фиксировались и рассматривались по ряду показателей, направленных на оценку как содержания, так и художественной формы сочинения.

Вторую группу показателей составили некоторые общепринятые критерии творчества:

Беглость – способность к порождению большего числа идей, выраженных в словесных формулировках или рисунках.

Гибкость – способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

Оригинальность – способность к выдвижению идеи.

Аутентичность – соответствие эмоциональной реакции потребностям, ценностям и интересам субъекта.

Результаты, полученные в ходе выполнения задания, могут служить основанием для определения уровней словесного творчества старших дошкольников.

I (высокий). Подчиняют сюжетную линию общей теме. Оригинально используют в сочинении приемы раскрытия образов персонажей и особенности сюжета волшебной сказки. Обращаются к традиционным изобразительно-выразительным средствам сказки.

II (средний). Стараются придерживаться выбранной темы, неточный подбор заголовка. Используют отдельные элементы сказки в сочинениях с самостоятельным сюжетом и несложным содержанием. Затрудняются в структурном оформлении повествования (одна из частей композиции отсутствует).

III (низкий). В основном придерживаются темы, но затрудняются в ее раскрытии, название отсутствует. Схематично передают события повествования или пересказывают без изменения известную сказку.

Анализ полученных результатов показал невысокий уровень развития словесного творчества детей и позволил определить пути дальнейшей работы.

Нами были разработана и апробирована система занятий и игр с включением волшебной сказки, созданы ситуации для игровых импровизаций и вовлечения детей в подготовку атрибутов, спектаклей, выставок детского творчества, что способствовало значительному повышению уровня словесного творчества старших дошкольников.


Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой комплексный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Речь становиться образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Развитие образной речи должно проходить в единстве с другими направлениями работы над словом – лексическим, грамматическим, фонетическим. По тому, как ребенок строит свое высказывание, настолько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития. Систематические задания на использование разнообразных средств художественной выразительности подводят детей к самостоятельному словесному творчеству.
Задания по развитию словесного творчества детей могут быть самыми разными: от составления творческих рассказов до словообразования, от организации наблюдений ориентированных на образное восприятие окружающей действительности до придумывания новых историй о…
В возрасте 5-7 лет многие дети охотно играют словами, звуками, сочиняют короткие стишки, считалки и просто бессмысленные рифмы. Ребенок активно осваивает языковую действительность, познает грамматические правила и нормы, овладевает ими в процессе практического пользования языком.
В основе детского речетворчества лежат выработанные обществом формы взаимодействия ребенка со взрослым, формы организации детской деятельности. Овладевая языком, ребенок усваивает устойчивые традиции родного языка, учится речетворчеству.
Богатый словарный запас - необходимое условие последующего развития речи ребенка, в процессе которого он учится вычленять в слове и наполнять смыслом структурные элементы (корни, суффиксы, приставки, окончания), овладевает правилами оперирования ими.
Владение способами словообразования предполагает умение находить в предметах и явлениях существенные для называния связи и отношения, умение сравнивать разные наименования между собой, подмечать в них общие элементы, несущие одинаковый смысл, самостоятельно ими оперировать и оценивать точность, правильность сказанного или услышанного. В том и состоит суть детского словотворчества, что оно постепенно превращается во внутреннюю способность легко и быстро ориентироваться в новых словах и даже при необходимости самому их создавать. При усвоении способов словообразования важнейшей задачей является воспитание интереса к слову. Специальные речевые игры и упражнения с грамматическим содержанием, организуемые в детском саду, принесут пользу лишь в том случае, если будут опираться на опыт детей, их знания и представления об окружающем. Круг таких знаний определен программой воспитания и обучения в детском саду. Владение речью само становится условием успешности практической и познавательной деятельности ребенка, средством общения, мышления, самоорганизации.
В старшем дошкольном возрасте у ребят формируется тонкая наблюдательность, чуткость к выразительным средствам языка. Это делает речь более точной и образной.
Художественная литература имеет огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей, она обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины.
Дети переживают описанные в книге события так, как будто они происходят перед их глазами; при этом выявляется отношение детей к фактам, героям произведения.
Свои переживания, чувства, определившиеся отношения дошкольники выражают открыто, непосредственно - мимикой, жестами, восклицаниями, репликами (например, говорят о персонажах: «так ему и надо» или «она хорошая, добрая»).
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность в художественно – речевой деятельности.
Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях – рассказах, сказках.
В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребёнком образов искусства. Необходимо воспитывать у детей интерес и любовь к художественному слову, к произведениям детской литературы и народного творчества: сказкам, рассказам, стихам; вызвать желание самому сочинить, рассказать другим детям свою сказку.

Татьяна Козлова
Особенности развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст называют периодом интенсивного развития творческих возможностей ребенка. Становление творческой деятельности рассматривается в тесной связи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения , предполагающего новизну, неопределенность познаваемой ситуации и неограниченного разнообразия возможных способов ее разрешения .

Существуют различные мнения и по поводу источников возникновения творчества детей . Одни исследователи считают творчество результатом внутренних самозарождающихся сил ребенка и что взрослому не следует вмешиваться в его творческий процесс . Другие считают источниками творчества окружающую жизнь , искусство. Авторы признают интуитивность и самобытность художественного творчества детей , но считают нужным разумное влияние педагога.

По определению, творчество - это деятельность , в результате которой человек создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Оно характеризуется двумя основными показателями : оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию.

Считается, что полностью детское творчество не соответствует данным показателям. Оно является первоначальной ступенью в развитии творческой деятельности . Художественное творчество ребенка не может осуществляться без участия взрослого, который помогает ему творить и принимает на себя функции критика и частично созидателя. В развитии творческих способностей детей ведущую роль играет воспитание и обучение. И только при правильном педагогическом руководстве и обучении творческая деятельность ребенка может достичь относительно высокого уровня.

Детская творческая деятельность не имеет художественной ценности для окружающих, однако, в общественно-педагогическом отношении она важна для ребенка. Так как в своем творчестве ребенок активно открывает новое для себя и о себе.

Творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождает его эмоциональной и интеллектуальной активностью, и обеспечивает формирование способов единого творческого познания .

Одной из разновидностей творческой деятельности детей является литературное или словесное творчество .

Детское словесное творчество -это сочинения и импровизации. Этот вид деятельности, удовлетворяющий одну из важнейших потребностей ребенка-самовыражение.

Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы » - условное название рассказов , которые дети придумывают сами (завязку, ход события, кульминацию и развязку ) . Ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт.

В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество рассматривается как деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в устных сочинениях.

Особая роль в развитии словесного творчества отводится умению составлять связное высказывание. У ребенка выясняется, имеет ли он опыт составления рассказа (сказки, с желанием ли откликается на предложение придумать сочинение, может ли он логически выстроить сюжет и структурно его оформить, какие лексические средства он будет использовать в своем высказывании. Эти показатели являются критериями развития словесного творчества : умение воспринимать произведения художественной литературы, развитие связной монологической речи, творческое сочинение .

В развитии детского художественного творчества выделяют три этапа . На первом этапе происходит накопление опыта. На втором – собственно процесс детского творчества , непосредственно связанный с возникновением замысла, с поисками художественных средств. На третьем этапе создается новая продукция.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии ребенка. Источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в зависимости от богатства и разнообразия представлений и жизненного опыта ребенка.

Изучение особенностей развития детского словесного творчества позволяет определить педагогические условия , способствующие словесному творчеству .

Личность педагога, обладающего профессиональным мастерством, человеческим обаянием, способностью творить , оказывающего положительное влияние на творчество ребенка .

Развитие воображения - своеобразной формы отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений.

Развитие наблюдательности .

Воспитание трудолюбия.

Обучение на занятиях.

Комплексное решение задач развития речи на занятиях по обучению рассказыванию.

Обогащение и активизация словаря за счет слов-определений , помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц; с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов .

Умение детей связно рассказывать , владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Правильное понимание детьми задания «придумать» , т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было.

Развитие поэтического слуха – способности к различению жанров , понимание их особенностей , умение чувствовать компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь с содержанием.

Взаимодействие разных видов художественной деятельности (музыки, живописи, литературы, театра) .

Развитие словесного творчества возможно , если на каждом занятии знакомить детей с содержанием и художественной формой произведения, обращать их внимание на образные слова и выражения , характеристику, настроение, диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев.

На это направлены творческие задания : уточнять понимание смысла образных слов и выражений ; включать в рассказ импровизированного диалога новые (разные) интонации; выполнять пластические этюды, изображающие героя; придумывать необычные окончания к хорошо знакомым сказкам; соединять сюжеты произведений разных жанров; подбирать синонимы, антонимы, определения, характеризующие персонажи, их настроение, состояние, действия и поступки; драматизация наиболее интересных отрывков произведений; развитие сценических навыков , исполнение (повторение) реплик героев; рисование обстановки и условий , в которых действовали герои литературного произведения; соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения.

Таким образом, из вышесказанного следует, что творческая речевая деятельность, выражающаяся в создании устных сочинений, успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте и под влияние специального обучения, важным условием которого является выбор средства.

Особенности проявления словесного творчества

в старшем дошкольном возрасте

Проблема развития творчества подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Словесное творчество – процесс сложный, связанный с общим развитием ребенка (О.С. Ушакова, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Н.В. Гавриш, О.Н. Сомкова и др.). Существует прямая зависимость между развитием речи детей и их творчеством. Само творчество немыслимо без овладения богатством языка, на котором ребенок говорит и думает.

Словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах деятельности:

    в основе его формирования лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы;

    ознакомление с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями вводит ребёнка в мир художественных образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности, что способствует развитию творческого воображения, а так же воспитывает умение использовать разнообразные языковые средства при создании собственных сочинений;

    развитие словесного творчества старших дошкольников – процесс многоаспектный и многоплановый. Он зависит от общего речевого развития детей: чем выше этот уровень, тем свободнее проявляет себя ребенок в сочинении произведений.

Литературное творчество – это двуединый процесс: накопление впечатлений в процессе познания действительности и творческая переработка их в словесной форме. Словесное творчество детей может выражаться в разных формах:

В словотворчестве, т.е. в создании новых слов, неологизмов;

В сочинение стихотворений;

В сочинение собственных рассказов и сказок;

В творческих пересказах.

К самовыражению через творчество детей необходимо готовить. Детей необходимо учить сочинять стихотворения, загадки, сказки, рассказы. Детские тексты помогают проследить процесс словесного творчества детей и их индивидуальность.

Большинство ученых отмечают, что не у всех детей способность сочинять открывается сразу и не каждый ребенок стремится показать свой "шедевр". Проблема словесного творчества дошкольников еще не достаточно полно и глубоко изучена дошкольной педагогикой.

Цель исследования заключается в изучении особенностей проявления словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – словесное творчество и особенности его проявления. Предмет исследования – психолого-педагогические условия для проявления словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что проявление словесного творчества будет зависеть от ряда психолого-педагогический условий:

От задатков, от склонности детей к деятельности;

От личности педагога (среда интересов, интеллект);

От деятельности педагога с детьми (игры, занятия, наблюдения и т.д.);

От условий воспитания в семье (хобби, общение, связь поколений);

От опыта ребенка (театр, литература, TV, СD/DVD и т.д.);

От дифференцированного подхода к личности ребенка.

Исследование проводилось на базе МДОУ № 157 г. Мурманска. В эксперименте принимало участие – 15детей старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.

Цель констатирующего эксперимента: выявить особенности проявления словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

    выявить способность детей сочинять разные произведения: загадку, сказку, песню, стихотворение;

    выявить зависимость особенностей проявления словесного творчества от задатков и склонностей детей;

    определить общий уровень словесного творчества старших дошкольников.

Констатирующий эксперимент состоял из двух серий заданий: беседа с детьми; наблюдение за детьми в течение месяца.

Приведем пример наблюдений.

Утро . Даша Р. взяла театральный «Теремок», спрятала всех героев сказки и решила загадывать загадки Насти, которая только что зашла в группу. «Рыжая, с хвостиком длинным, красивая девица, ходит, обманывает всех, сестрица. Хитраля она» (лиса). «Роет норки она, очень сильно любит сыр. Красивая девочка-царевна. Милая она такая, говорит «пи-пи»» (мышь).

«Серый ходит, ест телят, ест он поросят, и на обед может слопать теленка с коровёнком » (волк). «Косолапый, любит мед, может поднять огромный дом. Сам красивый и богатый он» (медведь). «Царевна зелёная, прыгает по болоту. Она болтушка. Квакает (говорит тихонько, опуская голову под стол). А на пальцах у нее красивые маленькие штучки» (лягушка). «Он прыгает и ждет моих загадок, парень славный. Боится он лисы и быстро убегает по травушке-то муравушке» (заяц).

Настя не все загадки отгадала, может быть не проснулась, может быть затруднилась. Даша смеётся и говорит: «Эх ты, Настя, недумная твоя голова!»

Вечер. В игре девочки построили игрушки в хоровод и Даша говорит: «Вот так они танцевали, были молодцы и трудотцы !». Спрашиваю: «Что означает слово «трудотцы»? «Это значит, много и дружно трудились», - ответила Даша.

Занятия по изобразительной деятельности. Даша рисовала аквариум, красивых рыбок. Начала рисовать водоросли и, наверное, забыла, как они называются. «А здесь будут у меня вот такие порабости ».

На занятиях по лепке из соленого теста Даша попросила посмотреть мою книгу. Увидев в ней солонку, говорит: «Давайте на следующем занятии слепим такой же подсольник!» .

У Даши лучше всех в группе развита фантазия, она с удовольствием сочиняет, много придумывает в играх. Например, на улице не скучает никогда, потому что придумывает игры с любыми предметами (опавшими листьями, палочками, коробочками, травой, семенами, ракушками), представляя их разными героями. Мама, папа, бабушка и дедушка всегда одобряют Дашины игры и «чудеса», относятся к творчеству с уважением, не считая глупостью. Так, например, однажды зимою на вечерней прогулке Даша слепила маленькую снегурочку, и не захотела с ней прощаться. Мама разрешила снегурочке поселиться дома. Читаем детям сказку: «Сказал это Иванушка, заплакал и отправился восвояси». Саша Ш. спрашивает: «Что такое свояси? В свояси, в мояси, в твояси».

Самостоятельная деятельность . Аня М. рисует и говорит: «А здесь мне нужен кожаватый цвет» (цвет кожи). Она же рисует мэра, жену мэра и маленькую девочку. Поясняет: «А это мэрицка» (дочь мэра).

Анализ наблюдения позволяет сделать вывод, что словесное творчество проявляли в основном те дети, которые имеют врожденные задатки, склонность к деятельности, а так же чьи родители принимают активное участие в развитии творческих способностей своих детей.

Для реализации первой задачи исследования детям было предложено 4 задания: сочинить загадку; придумать сказку; придумать песню; сочинить стихотворение. Приведем примеры словесного творчества детей. Загадка Даши Р.«Он похож на осьминога и медузу, живет в море, но не рыба. Он вкусный, его едят и продают в магазине» (кальмар).

Сказка Оли Р. На тему «Чайник, кофеарка и рыбка или сказка о дружбе»:

«Жил был новый чайник. У него не было друзей, поэтому скучно было. Но однажды хозяева купили кофеарку. Только кофеарка невзлюбила чайник, потому что воображала была, думала, что она лучше всех и любила только себя. Потом купили рыбок разных: два карасика, красную шапочку и золотую. И зачем то завели злого кота. Он слопал всех рыб, кроме золотой, и его наказали. Чайник подружился с рыбкой. А кофеарка сломалась. Так ей и надо! Нужно друзей своих беречь! Конец » (имелась в виду кофеварка, но произносилось кафеарка). Стихотворение Саши Ш. «Вышла девочка гулять, свежей травки пощипать (смеётся и поясняет: для салата). А за нею Жучка, с мышкой на боку».

Гистограмма 1.

Уровни сочинительства детей

Основные направления работы с детьми в процессе формирования: занятия, направленные на развитие словесного творчества. Система специально подобранных игр. Обучение стихосложению.Работа с картиной, книгой. Работа с народным фольклором. Взаимодействие воспитателя со специалистами ДОУ.

Игры можно проводить со всей группой, с подгруппой детей и индивидуально. Обязательное условие – проведение игр после наблюдений, рассматривания, сравнения и т. д. Ребёнок должен достаточно точно представлять предмет, о котором идёт речь. Включение этих занятий в каждодневную жизнь должно вызвать у них неизменный интерес, желание фантазировать, вместе с педагогом переживать воображаемую ситуации, дополняя каждый раз новыми деталями. В процессе проведенной работы деть и родители стали сочинять стихи, загадки, сказки, потешки.

«Буква Я всегда была всем и каждому мила. Но, советуем, друзья, помнить место буквы Я» (Катя С.); Жила была в азбуке буковка Я и очень красивая буква была. Стояла та буква в конце алфавита и потому была очень сердита» (Ира П.); «Задумала в азбуке первой стоять, а буковку А с собой поменять. Хочу я быть первой! - сказала она, и вытеснив А, место там заняла»; «Арбуз, апельсин на называйтесь на Я, ведь самая главная буква моя! Я – гордая, смелая, важная я, все главные буквы заслуга моя!» (Даниил С.).

Сказка про зелёный глазок светофора. «Жил на свете один удивительный светофорик. У него было три глазика: красный, жёлтый, зелёный. Два глазика были послушными, загорались вовремя и по очереди. А зелёный глазик вечно шалил. Он любил подмигивать пешеходам. Из-за этого на дороге случались неприятности. Однажды глазок подшутил над одним знакомым мальчиком, и он попал под машину. Мальчика увезли в больницу. Зелёному глазику стало стыдно за свою шалость. И с тех пор он перестал шалить. И все три глазика теперь загораются по очереди и вовремя, и на дороге царит порядок» (Карина М. и её мама).

Сказка по небылице: «Тёплая весна сейчас. Виноград созрел у нас. Конь рогатый на бегу летом прыгает в снегу. Жили-были дед и баба. Весной у них созрел виноград, да не простой, а волшебный. Если скушать такой виноград, то могут вырасти рога или пойдет снег. У деда и бабы был конь. Однажды летом конь случайно наелся винограда. У него выросли рога, и пошел снег. Он обрадовался и стал прыгать от радости на снегу. А представьте, как весело было деду с бабой!». Анкетирование родителей позволило выявить примеры словотворчества детей: «кепуч» - кетчуп, «покатика» - колбаса, «моноки» - помидоры, «шакалёк» - кошелёк, «моньки» - макароны, «куфли» (туфли),«таратапики » (тапки), «гуноватик» (виноградик), «подратик» (квадратик). Более позднего возраста: «восточность» (танец в восточном костюме), «штаняфка»(одна штанина у брюк), «лёдник» - холодильник, «разогревательница» - микроволновая печь, «непроливайка» - воронка, «управляшка» - пульт от телевизора.

Почти все родители написали, что дети сочиняют самостоятельно загадки. Например: « Полукруглая, цветная» (радуга); « С длинной шеей птица, умеет плавать, ходить. Крылья большие, на ногах есть перепонки. Скажите кто это?» (утка); « Что на небе ночью выглядит как банан?» (месяц). Сочиняют дома сказки. Приведем пример сказки Насти С. «Жила была в одном лесу разноцветная бабочка. Однажды на поляне она повстречала кузнечика. Она рассказала Кузнечику, что видела когда-то, как дети весело играли в мячик. «Давай, кузнец, с тобой тоже в мячик играть! ». Кузнечик грустно ответил: «А где же мы найдем такой маленький мячик?». Бабочка предложила поиграть одуванчиком, но он был очень легкий. Вдруг кузнечик принес росинку, и началась веселая игра! Какой это был отличный мячик! Они не заметили, как наступила ночь и в небе появилась яркая звезда. «А вы спать то собираетесь?» - спросила звездочка. Пришлось убрать до утра росинку и отправляться спать».

Сочинения детей показали, как расширились их художественные ассоциации. Они включали в свои сказки, стихотворения образы сказочных героев, придумывали разные действия героев, могли развить сюжет по собственной логике. Ярко выявился усвоенный способ контаминации, дети легко соединяли сюжеты сказок. В стихах дети сохраняют мелодику, лаконизм, в рассказах реалистичность событий и образный язык. Анализ сочинений детей показал, что их сочинения (загадки, сказки, стихотворения, рассказы) соответствуют выбранному жанру.

Гистограмма 2.

Уровни оригинальности детских сочинений

Словесное творчество возникает и развивается там, где существует целенаправленное руководство этой деятельностью, где созданы для этой деятельности все условия. Очень важно, чтобы именно в дошкольном возрасте сочинительство вошло в привычку, стало делом обычным. Тогда желание общаться, высказывать свои мысли, спорить, отстаивать свою точку зрения, а главное желание творить, не пропадет и в школе.

Можно часто заметить, что в семьях художников дети тоже рисуют, а в семьях поэтов пишут стихи. Всё это не случайно, и дело здесь не только в генах и наследственности, но и в том, что у ребёнка была возможность попробовать этот вид творческой деятельности в самый нужный момент для дальнейшего развития – в дошкольном возрасте. У ребенка накопился опыт, который он смог комбинировать и применять.

Понимание творчества детей невозможно без знания следующих моментов:

    дошкольный возраст является возрастом бурного накопления ребёнком опыта, который в свою очередь необходим как основа для любой творческой деятельности;

    развитие психических особенностей ребёнка ведёт к расширению его опыта, следовательно, развивая внимание, память, мышление, ощущение, эмоции, мы увеличиваем возможность ребёнка накапливать практический опыт, а это в свою очередь благоприятно будет сказываться на механизме творчества;

    синкретизм познавательных процессов, более совершенные физические возможности ребёнка, «проблемное» восприятие мира – все это является особенностями развития, которые существенны в отношении креативности у дошкольников;

    все особенности детей дошкольного возраста говорят о том, что дошкольный период предполагает высокую степень проявления креативного и является безусловно значимым для её развития.

Предложенная гипотеза о том, что проявление словесного творчества будет зависеть от ряда психолого-педагогических условий, подтвердилась.

Для того чтобы помочь ребенку успешно развивать свое речевое творчество, реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых, незатейливых рассказов, сказок, стихов надо систематически предлагать детям творческие упражнения. Чтение литературных произведений, фольклора доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности - словесном творчестве. Использование разнообразных творческих заданий оказывает влияние на логику изложения детских сочинений, расширяет представление детей о художественном образе.

А.А. Смага,

Л.А. Харченко

Особенности овладения грамматическим строем речи

детьми дошкольного возраста

Освоение грамматического строя речи осуществляется на ос-нове определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения ребенок, прежде всего, дол-жен уметь дифференцировать грамматические значения (значе-ния рода, числа, падежа и др.), так как прежде чем начать ис-пользовать языковую форму, он должен понять, что она озна-чает.

А.Н. Гвоздев выделяет пять периодов формирования граммати-ческого строя речи.

Первый период (l год 3 месяца - l год 10 месяцев) - это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, ко-торые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях. Этот период делится на две стадии:

Стадию употребления однословных предложений (1 год 3 ме-сяца - 1 год 8 месяцев);

Стадию употребления предложений из нескольких слов, глав-ным образом двухсловных предложений (1 год 8 месяцев - 1 год 10 месяцев).

Второй период (l год 10 месяцев - 3 года) - это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выра-жения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов просто-го и сложного предложений, в которых члены предложения полу-чают выражение в синтаксических средствах языка. В рамках этого периода выделяют три стадии:

Стадию формирования первых форм: числа, падежа, времени (1 год 10 месяцев - 2 года 1 месяц);

Стадию использования флексивной системы русского языка (словоизменения) для выражения синтаксических связей (2 года 1 месяц - 2 года 3 месяца);

Стадию усвоения служебных слов для выражения синтакси-ческих отношений (2 года 3 месяца - 3 года).

А.Н. Гвоздев замечает, что этот период резко отграничен от первого периода, а с последующим не имеет резко очерченных границ.

Третий период (3 года – 4 года) - осваивается система словоизменений. Слова приобретают грамматическое оформление, появляется единственное и множественное число, противопоставление падежей, у глаголов появляется время. В речи ребенка есть уже свойственные разговорному языку части речи и основные грамматические категории, но еще нет полной грамматической правильности.

Четвертый период (4 года – 5 лет) - появляются новообразование: всплеск словотворчества, появляются сложные грамматические конструкции предложений (сложноподчиненные, сложносочиненные). Дети овладевают согласованием прилагательных со всеми формами существительных. К концу 5 года растет количество грамматических ошибок.

Пятый период (5 лет – 6 лет) - затухает словотворчество, уменьшается количество грамматических ошибок. Простые предложения всегда грамматически оформлены правильно. Появляются сложные предложения, союзные и бессоюзные, предложения с формально-сочинительной связью (затем, потом, и), предложения с причинно-следственной связью (потому что), предложения с однородными членами.

А.Н. Гвоздев выделил характерные особенности формирования грамматического строя речи:

1. Ребенок достаточно точно выделяет в слове корень, приставку, суффикс, окончание (морфологическую структуру), но осваивает эти части слов интуитивно.

2. Ребенок по аналогии образует слова, используя элементы слов при извлечении из другого слова.

3. Начальный период использования морфологических элементов характеризуется относительной свободой их употребления.

4. Ребенок свободно использует морфологические элементы слова, что говорит о самостоятельном создании отдельных форм, слов.

А.Г. Арушановавыделяет несколько этапов в усвоении грамматических средств и способов языка.

1. Понимание смысла сказанного (ориентируясь на окончание суще-ствительного, различать, где один предмет, а где много).

2. Использование того или другого грамматического средства в своей речи,заимствование грамматической формы из речи окружающих.

3. Самостоятельное образо-вание формы нового слова по аналогии со знакомым (жеребята, медвежата по аналогии со слово-формой котята).

4. Оценивание грам-матическую правильность своей и чужой речи, определение, можно или нельзя так сказать.

В речи дошкольников А.Н. Гвоздев отмечает единичные при-меры обособления (обособленный причастный оборот; обособ-ленное одиночное прилагательное, отделенное от существитель-ного; уточняющая управляемая группа слов) и приводит пример с редким разделительным союзом «или»).

В старшем дошкольном возрасте появляются сложные предложения с двумя придаточными, при этом могут быть и соподчиненные, и при-даточные предложения разных степеней. Простые предложения дети в сложные объединяют при помощи союзов «когда», «как», «чтобы», «если», «потому что», «что», союзных слов «кто», «от-чего», «который» и т.д.

Появлению граммати-чески оформленных предложений предшествуют так называемые слова-предложения, состоящие из одного слова, представляющие законченное целое и выражающие какое-либо сообщение. Слова-предложения могут означать действующих лиц, животных, слу-жить обозначением предметов или действий. Одно и то же слово--предложение может иметь разные значения. В одних случаях эти значения становятся понятными благодаря интонации, в других – только из обстановки, в-третьих, благодаря жестам. Употребле-ние слов-предложений, по наблюдениям А.Н. Гвоздева, проис-ходит приблизительно в возрасте от 1 года 3 месяцев до 1 года 8 месяцев.

Характеризуя эту стадию развития, А.А. Леонтьев отмечает, что слово и предложение не разграничены, точнее, эквивалентом предложения является слово, которое включено в ту или иную предметную ситуацию.

Примерно к середине второго года жизни в речи ребенка появ-ляются двухсловные предложения. Именно их появление говорит о первом шаге в развитии предложения из «первичного синтакси-ческого целого». Важным фактором является то, что ребенок са-мостоятельно конструирует эти предложения.

К двум годам возникают трех-четырех сложные предложения, которые можно рассматривать как начальную стадию усвоения грамматической структуры предложения. Она связана с формиро-ванием грамматических категорий и их внешнего выражения. По мнению А.А. Леонтьева, в это время по-являются первые сложные предложения. Так, в возрасте 1 года 9 месяцев ребенок начинает произносить сложные бессоюзные предложения.

Основные типы сложного предложения усваиваются к трем годам. Первоначально они употребляются без союзов, затем с союза-ми (Проснешься – дам тебе конфетку ). Дети используют как сочинительные, так и подчинительные союзы (Девочка села на стул и надевает валенки. Девочка села на стул, чтобы надеть валенки. ).

Как отмечает в своей работе «Развитие речи детей от трех до пяти» В.И. Ядэшко, четвертый и пятый годы жизни являются дальнейшим этапом в овладении системой родного языка. В речи детей по-прежнему преобладают простые распространенные предложения (57 %), однако структу-ра их заметно усложняется за счет роста количества членов пред-ложения. Впервые появляются предложения с однородными об-стоятельствами, однородными дополнениями и опре-делениями. Употребляют дети и сложные предложения, составляю-щие 11 % по отношению к общему числу предложений.

Усложняется структура и сложноподчиненных предложений. Не-редки случаи, когда перед перечислением однородных членов в одном из простых предложений, входящих в состав сложнопод-чиненного предложения, стоит обобщающее слово. Среди прида-точных предложений наиболее распространенными являются до-полнительные придаточные предложения, придаточные времени, причины, места, сравнительные, условия, реже определительные, цели, меры и степени.

В монологических высказываниях детей старшего дошкольного возраста встреча-ются сложные предложения усложненного типа, которые состоят из трех и более простых предложений, объединенных либо сочи-нительной, либо подчинительной связью.

Г.М. Лямина от-мечает, что до четырех лет ребенок легко комментирует то, что видит, говорит о том, что будет делать или сделал, но молчит вовремя выполнения собственных действий.

На пятом году жизни, по данным Г.М. Ляминой, у детей на-блюдается усиление желания и умения подтвердить речью свою деятельность. Правда, высказывания детей в этих случаях на 90 % состоят из простых предложений. У дошкольников этого возраста отмечается большая потребность объяснить друг другу то, что они видят и знают. В этих ситуациях дети произносят столько сложных предложений, сколько не услышишь от них даже на очень насыщенных в познавательном отношении занятиях по родному языку.

Автореферат диссертации

Саморазвитием, самореализацией, развитием всей личности или отдельных ее... развитие продуктивных взаимодействий с ребенком в ходе решения задач реабилитации), психолого -педагогические условия формирования, направления формирования (педагогическое ...

  • Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса

    Сборник научно-методических статей

    ... психолого -педагогическое сопровождение, которое помогает отслеживать результативность созданных для развития личности условий и самого учебного процесса. Психолого -педагогическое ...

  • «психолого-педагогическая поддержка жизнедеятельности ребенка в условиях предшкольного образования» (рекомендации для родителей воспитателей учителей) под общей редакцией

    Документ

    ... , развитие индивидуальных способностей и склонностей. Образование предполагает развитие личности ребенка, требует создания адекватных возрасту психолого -педагогических условий ...

  • По определению психологов, творчество – это деятельность,

    в результате которой человек создаёт что-то новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.

    Крупнейший отечественный учёный и психолог Л.С. Выготский дал следующее определение понятию творческой деятельности: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно, будет ли созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся в самом человеке». Кроме того, он подчёркивал, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде,

    а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, ранее не существовавший образ» .

    Л.С. Выготский раскрыл механизм создания образов воображения: «Человек накапливает материал, из которого в последствии строится его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений» .

    Анализ психолого-педагогических исследований показал, что творчество характеризуется учёными двумя основными показателями: оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию.

    Для того, чтобы определить соответствует ли данным показателям детское творчество необходимо обратиться к исследованиям психологов (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин) и педагогов (Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина, А.Е. Шибицкая). Они доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается его эмоциональной и интеллектуальной активностью,



    и обеспечивает формирование способов единого творческого познания, реализуемого в различных деятельностях

    В работах Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера подчеркивалась ведущая роль воспитания, обучения, определяющее значение педагогической деятельности в развитии художественно-творческих способностей. Превращение воображения в преднамеренное, целенаправленное - задача педагога, и при определенной работе с ним у дошкольника формируется воссоздающее воображение, результатом деятельности которого является создание образа в соответствии с описанием, чертежом, схемой, заданием. Образ же, создаваемый ребенком, есть всегда личностное образование, поэтому даже самый элементарный познавательный акт, приводящий

    к созданию субъективного образа, начинается по инициативе субъекта, детерминируется его внутренними установками и эмоциями, т.е. отражает его внутренне состояние (Л.А. Венгер).

    Тихеева Е.И. подчеркивает, что по своей при­роде детское творчество синтетично, часто носит импровизацион­ный характер и дает возможность достаточно полно судить об индивидуальных проявлениях и своевременно их выявлять .

    В развитии детского художественного творчества Н.А. Ветлугина выделяет три этапа. На первом этапе роль педагога заключается

    в организации тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество. Если ребенку предстоит отразить жизненные впечатления

    в сказке, рассказе, то его надо учить образному видению окружающего,

    т. е. восприятию, имеющему эстетическую окраску. Образное видение должно быть целостным: ребенок должен рассматривать явление не изолированно,а в его многосторонних связях. Это воспитывает у него умение находить соотношение между различными предметами и явлениями. Наблюдения детей помогают развитию комбинаторных способностей. Важно, чтобы они осознали, что некоторые явления могут быть изменены

    и преобразованы.

    В развитии восприятия детей особую роль играет искусство.

    Оно помогает ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, обогащает мир его душевных переживаний, способствует зарождению художественных образов. Данный этап предшествует самой творческой деятельности, однако развитие восприятия, накопление художественного и жизненного опыта тесно связаны с последующей художественно-творческой деятельностью детей.

    Второй этап - собственно процесс детского творчества.

    Он непосредственно связан с возникновением замысла, с поисками художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут

    во времени. Творческий акт проходит «на одном дыхании». Ребенок дает быстрый разряд своим чувствам и, по мнению Л.С. Выготского, «творит

    в один прием».

    Роль педагога заключается, по мнению ряда авторов, в создании радостной атмосферы, полной интересных, иногда неожиданных переживаний, которая необходима для успешного осуществления ребенком творческой деятельности и обеспечении внутренней потребности самовыражения в творчестве. Важно обеспечить вариативность ситуаций,

    в которых ребенку предстоит действовать, так как это активизирует его мыслительную деятельность. Для формирования творчества необходимо время от времени изменять условия, сочетать индивидуальные

    и коллективные работы. Особое внимание следует уделять освоению ребенком способов сенсорного обследования предметов. Чем шире окажется ориентированность детей в самых разнообразных свойствах предметов

    и явлений, тем жизненнее и образнее будет их творчество.

    Чтобы ребенок непринужденно и свободно выражал себя в творчестве, он должен владеть простейшими художественными средствами. Задача педагога - помочь ему в этом.

    Третий (завершающий) этап характеризуется созданием новой продукции. На этом этапе ребёнок начинает интересоваться качеством продуктов своего творчества и испытывает эстетическое удовольствие, стремясь придать им завершенность. Но переживания дошкольников будут еще полнее, если он убедится в том, что его работа интересна не только ему, но и окружающим. Поэтому столь важен анализ детской продукции, проводимый педагогом.

    М.В. Фадеева предлагает систему, которая поможет определить уровень творческих возможностей и методы развития творческих способностей детей. В качестве критериев этого уровня она называет такие моменты, как стремление к выбору своих собственных идей или тем;

    к выражению их своими собственными средствами; к организации их собственными методами . На современном этапе идут поиски наиболее эффективных путей и способов развития творчества детей.

    Итак, проведённый анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что художественное творчество не может осуществляться без участия взрослого, который помогает ребёнку творить

    и принимает на себя функции критика и частично созидателя, т.е. функции, недоступные дошкольнику в силу его возрастных особенностей

    (Н.А. Стародубова).

    В развитии художественно-творческих способностей детей ведущую роль играет воспитание и обучение. Взрослый обучает ребёнка специальным умениям и навыкам, которые являются основой развития творчества.

    Из-за отсутствия или плохого обучения наступает «спад творчества». Только при правильном педагогическом руководстве и обучении можно достичь высоких результатов.

    Понятие «словесное творчество», по мнению Т.Н.Ушаковой можно применить к любому случаю креативности, связанной со словом.

    В то же время оно относится к двум хотя и связанным, но все же принципиально разным областям: творчеству в речи и творчеству в языке. Речевое творчество приводит к созданию нового речевого продукта, т.е. нового текста, устного или письменного, любого объема, в любой его форме – прозаической, поэтической, кодифицированной, вольной, монологической, диалогической и т.п. В отличие от речевого, с языковым творчеством связаны процессы, которые ведут к преобразованию в самой языковой системе – как у отдельной личности, так и в общенациональном языке

    Изучение проблемы развития словесного творчества детей в силу сложности и многогранности природы речевых явлений тесно соприкасается с положениями психологии, лингвистики, психолингвистики и педагогики.

    Психологический аспект включает особенности восприятия литературного произведения (Л.М. Гурович, А.В. Запорожец,

    Н.С. Карпинская, О.И. Никифорова, С.Л. Славина, О.И. Соловьева,

    Е.А. Флерина, Н.А. Циванюк) и деятельности воображения детей

    (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн,

    М.М. Рыбакова) как основы речевого творчества. Создание речевого произведения происходит в результате переработки наглядных образов - представлений, полученных в ходе восприятия, и перевода отобранных комбинаций на язык словесных знаков, адекватно отражающих содержание образов.

    В рамках лингвистического подхода связное высказывание (текст) рассматривается как продукт речевой деятельности, обладающий собственной внутренней структурой и категориальными признаками

    (СИ. Гиндин, И.Р. Гальперин, Т.М. Дридзе, Л.А. Киселева, Л.М. Лосева,

    О.И. Москальская, Е.А. Реферовская, Г.Я. Солганик).

    В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования словесного творчества, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства (Л.М. Ворошнина, Э.П. Короткова,

    Н.А. Орланова, О.Н. Сомкова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина

    и другие).

    Словесное творчество - процесс, связанный с общим развитием ребенка. Существует прямая зависимость между развитием речи детей и их творчества. Само творчество немыслимо без овладения ребенком, богатством того языка, на котором говорит, думает. Разумеется, это овладение мы понимаем в соответствии особенностями дошкольного возраста.

    В отечественной педагогике проблема словесного творчества дошкольников рассматривалось в работах Е.И. Тихеевой, Н.С.Карпинской, О.С.Ушаковой и др.

    В частности, в исследовании О.С.Ушаковой , автор показывает, как развитие поэтического слуха влияет на развитие творческой словесной деятельности детей, помогая воспитать в детях чутье к родному слову, восприим­чивость к художественной литературе, по­нимание особенностей жанров. А, самое главное, поэтический слух помогает детям перенести в свои сочинения усвоенные сло­ва и выражения, помогает осознать связь содержания литературного произведения с его художественной формой, более тонко чувствовать красоту художественного слова.