Здание пушкинского музея. Музей изящных искусств

Здание построено в начале XX века на месте Колымажного двора специально для Музея изящных искусств им. императора Александра III при Московском университете.

Идея создания художественно-образовательного и общедоступного музея принадлежала профессору Московского университета и директору Румянцевского музея И.В. Цветаеву. Новый музей должен был представлять собой наглядное пособие для изучения архитектуры, скульптуры и прочих искусств Европы и Востока.

В 1896 г. был назначен конкурс на здание музея. По условиям конкурса, здание должно было быть построено в стиле античного храма или дома эпохи Возрождения. Заказ на строительство получил молодой архитектор .

Музей строился по последнему слову инженерной мысли. Стеклянная крыша обеспечивала достаточно освещения в залах второго этажа. Здание было оборудовано электричеством и системой вентиляции.

Внутренняя структура Музея полностью отвечала задачам, которые возлагали на него создатели. Анфилада второго этажа демонстрировала древнегреческую скульптуру, развитие античного искусства. Остальные залы были отданы экспонатам Древнего Египта, Ассирии, эпохи Итальянского и Северного Возрождения. В Музее действовала библиотека, для лекций была предусмотрена аудитория с отдельным входом из Колымажного переулка.

В Музее были собраны копии и слепки, выполненные в лучших мастерских Европы с известных оригиналов, полностью сохраняя их масштаб. Жемчужиной музейного собрания стала коллекция оригинальных предметов древнеегипетского искусства В.С. Голенищева.

К строительству и оформлению Музея были привлечены выдающиеся художники и дизайнеры начала XX в.: П.В. Жуковский, А.Я. Головин, И.И. Нивинский, К.П. Степанов. За строительством наблюдал инженер .

Музей строился на личные пожертвования меценатов. Среди них члены царской фамилии, Морозовы, Юсуповы, Поляковы, Солдатенковы и др. Экспонаты также приобретались на деньги жертвователей. Однако главным дарителем на протяжении всех лет строительства был крупный промышленник и благотворитель Ю. Нечаев-Мальцев.

Музей был открыт в 1912 г. Его директором стал И.В. Цветаев. С первых дней работы Музея была развернута экскурсионная и лекционная программы. Эта традиция сохраняется и сегодня.

После Октябрьской революции 1917 г. имя императора Александра III убрали из названия. В 1923 г. сюда было решено поместить коллекции западной живописи из Румянцевского музея и частных коллекций. Музей был перепланирован, с сохранением внутренней структуры помещений и части постоянной экспозиции, собранной Цветаевым.

В 1937 году музею было присвоено имя А.С. Пушкина.

Сейчас это главное здание комплекса Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Основанный в 1957 году, Государственный музей А.С. Пушкина — первый в истории Москвы музей, полностью посвященный творческому пути прославленного поэта. Здание музея занимает территорию бывшей усадьбы, принадлежавшей Хрущевым-Селезневым. Сама усадьба подверглась реставрации в 1997 году, после чего музей приобрел статус современного культурного центра столицы.

Основная экспозиция музея носит название «Пушкин и его эпоха» и насчитывает свыше 165 тысяч музейных экспонатов. В коллекции музея сохранились не только работы А.С. Пушкина, но также предметы изобразительного искусства мировой значимости — работы Кипренского, Брюллова и Бакста.

Помимо основной композиции, музей предлагает к посещению огромное количество различных выставок, мероприятий и концертных программ. Их количество увеличивается каждый год. Помимо светских развлечений, на территории музея проходят научные конференции и семинары. Кроме того, музей предлагает особую «детскую» программу: театральные постановки, интерактивные программы и новогодние праздники.

В состав музейного комплекса, помимо здания усадьбы, входят: музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате, музей-квартира Андрея Белого, дом-музей И.С. Тургенева и несколько выставочных залов, в которых посетители смогут увидеть работы современных художников.


Отдельного описания заслуживает и само здание бывшей усадьбы Хрущевых-Селезневых. Построенная после пожара 1812 года, усадьба признана одним из красивейших зданий эпохи. Строение представляет собой белокаменный особняк, украшенный резными колоннами, лепниной, и имеющий выход на несколько террас. К строению примыкали несколько павильонов и живописные сады.

Режим работы:

  • вторник, среда, пятница-воскресенье — с 10.00 до 18.00;
  • четверг — с 12.00 до 21.00;
  • понедельник и последняя пятница месяца— выходной.

Стоимость билетов:

  • полный — 200 руб;
  • льготный — 50 руб.;
  • семейный билет выходного дня (не более 4-х человек с детьми до 18 лет) — 350 руб.

Каждое третье воскресенье месяца вход в музей бесплатный.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина - музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства, хранящий артефакты, созданные мастерами разных эпох - от Древнего Египта и античной Греции до наших дней.

Датой основания Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина считается 17(29) августа 1898 года. Именно в этот день в Москве на бывшем Колымажном дворе, близ Храма Христа Спасителя на Волхонке состоялась закладка нового, созданного на общественные средства, московского музея - Музея изящных искусств имени императора Александра III. Этому событию предшествовали годы напряженного труда его создателя профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева (1847-1913), а также группы московских и петербургских ученых. Новый музей был задуман в первую очередь как университетский учебный центр, его основу составили гипсовые воспроизведения (слепки) скульптурных оригиналов. Гипсовые отливки изготовлялись крупнейшими фирмами того времени, многие делались специально по заказу И.В. Цветаева. Спустя 14 лет, в мае 1912 года музей был открыт под звуки торжественной кантаты, специально написанной к этому событию. Коллекция слепков была пополнена великолепными коллекциями подлинных произведений искусства. Это и коллекция древнеегипетских памятников (около 6000 предметов), которую собрал во время путешествий по Египту петербургский востоковед В.С. Голенищев, и произведения итальянских художников XII-XIV веков из собрания М.С. Щекина. Собранием подлинников музей окончательно стал во второй половине 1920-1930-х годов, когда в результате перераспределения музейных фондов страны возникла картинная галерея. Она объединила работы зарубежных художников из бывшего Румянцевского музея, собраний С.М. Третьякова, Юсупова, Шуваловых, Г.А. Брокара, Д.И. Щукина и других коллекционеров. Это были картины нидерландских и немецких мастеров, фламандских и испанских живописцев XVII века, итальянских художников XIII-XVII столетий, французских авторов XIX века. Однако решающее значение для формирования картинной галереи имели поступления из Государственного Эрмитажа. Оттуда "пришли" в Москву работы крупнейших европейских живописцев - Боттичелли, Рембрандта, ван Дейка, Рубенса, Пуссена, Мурильо, Каналетто.

В 1932 году Музей изящных искусств был переименован в Музей изобразительных искусств, в 1937 году ему было присвоено им. А.С. Пушкина. Облик картинной галереи музея окончательно определился в 1948 году, когда она пополнилась произведениями художников, главным образом французских, конца XIX-начала XX века (286 ед.) из собрания бывшего Музея нового западного искусства в Москве. Это были картины Э. Мане, К. Моне, Ренуара, Дега, Писсарро, Сислея, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса, Марке, Руо, Пикассо и других, купленные в свое время русскими собирателями С.И. Щукиным и И.А. Морозовым. В рамках картинной галереи сформировалась и значительная коллекция подлинной западноевропейской скульптуры и прикладного искусства

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина или, как его чаще называют, Пушкинский музей – один из самых значимых музеев Москвы, собравший в своих стенах крупную коллекцию произведений зарубежного искусства от древнего мира до наших дней.

Впервые свои двери Пушкинский музей открыл 31 мая 1912 года. Вдохновителем и первым директором стал профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Первоначальная коллекция сформировалась из копий античных скульптур и мозаик университетского Кабинета изящных искусств и подлинных древностей, купленных у известного ученого-египтолога В.С. Голенищева. Позднее залы пополнились картинами, переданными из других музеев и произведениями искусства из частных коллекций, подаренных или конфискованных после революции. В наши дни в собрании ГМИИ — более 670 000 экспонатов, из них только 1,5% доступны для осмотра.

В ведении ГМИИ им. Пушкина – целый музейный городок, расположенный в историческом центре Москвы около метро Кропоткинская. В него входит несколько зданий, в том числе:

Главный корпус – памятник архитектуры с мощной колоннадой и стеклянной крышей, построенный 100 лет назад специально для музея.

Экспозиция здесь размещена на двух этажах. На первом собраны подлинные раритеты Древнего Египта, античных времен, золотые сокровища Древней Трои из раскопок археолога Генриха Шлимана, живописные работы европейских мастеров 8-18 веков, есть Греческий и Итальянский дворики – большие пространства со скульптурами-слепками. На втором этаже много залов отдано копиям предметов искусства Древней Греции, Рима, Средних веков и Возрождения. Кроме того, и здесь выставлены подлинники картин европейских художников.

Египетский зал — одна из лучших мировых коллекций подлинных предметов времен Древнего Египта: мумий, саркофагов, масок, статуэток, украшений и сосудов.

Деревянный саркофаг вельможи Маху, держателя участка земли храма Амона:

Аменхотеп и Раннаи – жрец и жрица бога Амона:

Саркофаг и мумия Хор-Ха. На переднем плане – мумия кошки:

Следующий зал посвящен искусству Древнего Ближнего Востока.

Статуэтка адоранта из Северной Месопотамии. Адорант – фигурка из камня или глины, которую ставили в храме, чтобы она молилась за поставившего его человека.

Залы античного искусства с коллекцией греческих ваз и амфор, мозаики, скульптурами и рельефами Древних Италии, Кипра и Рима.

Антефикс – плитка из керамики с маской Медузы Горгоны:

Предметы из раскопок Пантикапея – столицы Кимерийского Боспора:

Тема античности продолжается в Греческом дворике – большом зале, наполненном слепками знаменитых древнегреческих статуй, рельефов и архитектурными фрагментами.

Спящая Ариадна. Мраморный подлинник хранится в Ватикане.

Еще один дворик – Итальянский, со слепками шедевров эпохи Возрождения.

Конная статуя – копия бронзового памятника главнокомандующему Бартоломео Коллеони из Венеции.

Знаменитый Давид Микеланджело. Высота скульптуры – 5,5 метров.

Одна из главных жемчужин музея изобразительных искусств им. Пушкина — коллекция работ Рембрандта и художников его школы находится в зале №10.

Рембрандт «Портрет старушки» и «Портрет пожилой женщины».

Экспозиция картин фламандских живописцев 17-го века – Рубенса, Йорданса, Ван Дейка, Брейгеля.

Антонис Ван Дейк «Портрет Адриана Стевенса». Фламандский мастер начала 17 века «Портрет дамы с веером».

«Катание на коньках» Хендрика Аверкампа из зала Голландского искусства 17-го века.

Также на первом этаже в постоянной экспозиции представлены искусство Византии, Италии 13-16 веков, Германии и Нидерландов 15-16 веков.

Поднимемся на второй этаж.

Зал, получивший название «Олимпийский», со слепками с классических древнегреческих скульптур.

Копия скульптуры «Оплакивание Христа» из зала Микеланджело Буонаротти. «Большую известность и славу», по свидетельству его современника, приобрел себе этим произведением великий мастер.

Итальянская скульптура 15-го века. В оформлении зала использованы декоративные элементы в стиле эпохи Раннего Возрождения.

Пышное Надгробие кардинала Португальского работы Росселино Антонио. Подлинник находится во Флоренции в церкви Сан Миньято аль Монте.

Европейское искусство Средних веков.

Культурное наследие Древней Италии и Древнего Рима в слепках. Шедевры этого зала – Капитолийская волчица, бюст Марка Аврелия, скульптура «Виктория».

Греческое искусство поздней классики и эллинизма. Колоссальная группа «Фарнезский бык» — подлинник хранится в археологическом музее Неаполя.

Крылатая Ника Самофракийская и Афродита Книдская знаменитого скульптора Праксителя.

Конечно, все залы и произведения показать сложно – их очень много, на осмотр Пушкинского музея изобразительных искусств можно потратить не один час.

Фотографировать можно бесплатно, но есть несколько правил: нельзя пользоваться штативом и фотовспышкой, запрещено фотографировать на временных выставках.

В дни особо значимых выставок, когда привозят шедевры из собраний лучших музеев мира, в кассу выстраиваются очереди.

Днем во вторник и пятницу и в четверг вечером в Главном здании, Галерее и Отделе личных коллекций проводятся Беседы об искусстве по 29 темам.

С 1980 года в музее им. Пушкина проходит ежегодный фестиваль музыки «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», в течение года в залах устраивают концерты.

По постоянной экспозиции водят обзорные и тематические экскурсии, можно взять аудиогид, его стоимость – 250 рублей.

Более подробную информацию смотрите на официальном сайте ГМИИ: arts-museum.ru

Как доехать до Пушкинского музея изобразительных искусств

На общественном транспорте: м. Кропоткинская, далее 2 минуты пешком.

Адрес: улица Волхонка, дом 12.

Часы работы

  • Вторник, среда, суббота, воскресенье — с 11-00 до 20-00
  • Четверг, пятница — с 11-00 до 21-00

Понедельник — выходной

Стоимость билетов в Главное здание

ГМИИ имени Пушкина (бывший «Музей изящных искусств имени императора Александра III») - один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства. Является памятником архитектуры рубежа XIX-XX веков.

Проекты создания Музея изящных искусств в Москве неоднократно излагались в печати: княгиней З.А.Волконской и академиком С.П.Шевыревым (1831), профессором К.К.Герцем (1858), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Н.В.Исаковым (1864). В качестве инициатора создания музея в 1893 г. выступил заслуженный профессор МГУ, доктор римской словесности и историк искусства И. В. Цветаев. Он же стал первым директором Музея (1911-1913). Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства.


Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Бо?льшую часть денег на строительство музея пожертвовал великий русский меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов. Первый публичный конкурс проектов выиграл архитектор-самоучка П. С. Бойцов. Не имея разрешения на производство строительных работ, он не мог быть допущен к постройке такого уровня. В итоге, руководство постройкой было доверено архитектору Р. И. Клейну. Правление МГУ организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры И.И.Рерберг - первый заместитель руководителя проекта и В.Г.Шухов - автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея. Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов (Г. Б. Бархин, А. Д. Чичагов и др.), инженеров, художников. Над интерьерами, кроме самого Клейна, работали И. И. Нивинский, А. Я. Головин. Здание музея использует общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов и интерьеров - безусловно, авторская работа Клейна и его команды.


Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. Торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III состоялось 31 мая (13 июня) 1912 года.


В 1932 г. музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств . В 1937 г. музею присвоено имя А. С. Пушкина. Во время Великой отечественной войны значительная часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 г. началось восстановление здания ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции. В этот период, с февраля 1944 г. и по 1949 г., директором музея был С. Д. Меркуров. Послевоенное открытие экспозиции состоялось 3 октября 1946 г.


В период 1949-1953 экспозиционная деятельность ГМИИ была свернута; помещения музея были отданы под «Выставку подарков И. В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран». После смерти Сталина профильная деятельность ГМИИ была восстановлена и расширена.


В 1985 г. по инициативе доктора искусствоведения И. С. Зильберштейна и директора ГМИИ И. А. Антоновой на правах научного отдела ГМИИ был основан Музей личных коллекций.


С 1980 г. по инициативе Святослава Рихтера и И. А. Антоновой в залах музея проводится ежегодный фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера».


###Страница 2

Коллекция ГМИИ представляет собой собрание произведений западного искусства от античности до XX века.


Первоначально коллекция была сформирована И.В.Цветаевым из гипсовых копий античных скульптур, копий римских скульптур и мозаик, а также купленной государством коллекции подлинных древностей египтолога Голенищева.


В апреле 1923 г. Наркомпрос принимает решение о создании в здании Музея изящных искусств Центрального музея старой западной живописи на основе собраний Государственного музейного фонда, Московского Публичного и Румянцевского музеев, собрания Первого музея старой западной живописи (коллекция Д.И.Щукина), собрания Г.А.Брокара и других частных коллекций, национализированных после революции. В течение года в Музей поступают картины, а в ноябре 1924 года открываются первые залы новой картинной галереи.

В 1930 году в ГМИИ из Эрмитажа были переданы картины Боттичелли, Кранаха, Пуссена и Давида.

После окончания Второй мировой войны в ГМИИ поступила большая часть картин из Дрезденской галереи, а также Клад Приама, найденный Генрихом Шлиманом на месте древней Трои. Впоследствии собрание Дрезденской галереи было возвращено властям Восточной Германии. Однако некоторые ценности, принадлежавшие западногерманским музеям и частным коллекционерам, остались в ГМИИ .


В 1948 г. был закрыт Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), и его собрание было поделено между Пушкинским музеем и Эрмитажем. В результате ГМИИ получил большую часть конфискованных советской властью собраний московских купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова, состоящих из картин Ренуара, Ван Гога, Моне, Дега, Сезанна, Матисса, Пикассо и других западноевропейских и американских мастеров конца XIX - начала XX веков (около 300 картин и свыше 60 скульптур).


В основном это были работы французских импрессионистов и постимпрессионистов, являющиеся сейчас гордостью и основой экспозиции ГМИИ. В музее находятся, принадлежавшие Ивану Морозову картины «Красные виноградники в Арле» Ван Гога и «Девочка на шаре» Пабло Пикассо.

Винсент Ван Гог «Красные виноградники в Арле»


В 2005 году была обособлена Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (расположенная теперь во флигеле усадьбы Голицыных), многие картины, находившиеся после ликвидации ГМНЗИ в запасниках, пополнили постоянную экспозицию музея.


Сейчас коллекция ГМИИ им. А. С. Пушкина насчитывает свыше 560 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.