Абхазский головной убор. Религия и обычии страны

Сегодня, в эпоху глобализации, когда происходит постепенное стирание границ, вопрос сохранения национальной культуры становится все более актуальным. Одежда - это неотъемлемая часть культуры народа. Для каждого народа традиционная одежда имеет особое значение. Она связывает народ с прошлым его предков, является частью духовной и материальной культуры. Сегодня наблюдается большой интерес к традиционной абхазской одежде, особенно, среди молодежи, родители покупают национальные костюмы даже маленьким ребятишкам. В последнее время не редки случаи, когда молодожены на свадьбах вместо современных свадебных нарядов одевают национальные костюмы. Вот уже два года подряд празднование Дня Флага - 23 июля - становится еще и торжественным шествием в национальных костюмах. Ученики выпускных классов приобретают эти костюмы на выпускные вечера. Необходимо отметить, что спросом пользуются не только традиционные костюмы, но и стилизованная повседневная одежда. Спрос рождает предложение и наоборот. Выбор мастеров, занимающихся пошивом национальной одежды также увеличивается.

Среди женщин особым спросом пользуются платья, сорочки. Если платье повседневное, то его, как правило, шьют из сукна, летом - льна. Если праздничное, то используют, к примеру, бархат. Важно понимать, чем больше ручной работы - тем выше цена костюма. К примеру, пуговицы плетут сами мастера, узоры может нашить мастер или использовать готовые аппликации.

Член Союза художников Абхазии и Союза дизайнеров России, директор Центрального выставочного зала СХ РА, художественный руководитель студии по созданию национальной одежды Эльвира Арсалия считает, что ручная работа делает костюм убедительней. «Люди, приобретшие национальный костюм, часто потом обращаются к нам в студию за разными дополнениями к нему. Нам заказывают также свадебные костюмы, костюмы для детей. В студии никогда не создают два одинаковых платья. При создании костюмов используют бархат, тафту, домотканые материалы, натуральные ткани», - рассказала Эльвира Арсалия корр. АПСНЫПРЕСС. При этом она отметила, «должна быть грань между стилизацией костюма и собственно национальным костюмом».

Модельеры, с которыми удалось пообщаться, отмечали большое количество заказов в прошлом году на День Флага, на выпускные вечера. По их словам, уже есть заказы на День Флага и выпускные балы этого года.

Директор салона по пошиву национальной одежды Амра Шакая также отмечает большой спрос на традиционные национальные костюмы, особенно в последние несколько лет. «С одной стороны, это связано с тем, что растет число различных творческих коллективов, а с другой, молодежь стала проявлять интерес к такой одежде. Люди стали одевать ее на различные торжества», - сказала Амра Шакая.

В ее салоне работают пять человек, здесь же можно выбрать ткань для костюма. «Мы принимаем, как индивидуальные заказы, так и коллективные. Естественно, больше всего заказов от различных хореографических ансамблей», - уточнила А. Шакая. Мужской костюм, в который входят: азиатские сапоги, бурка, бешмет, черкеска, башлык, папаха, брюки-галифе, ремень, кинжал, посох, стоит до 50 тысяч рублей. В салоне, что немаловажно, можно взять одежду напрокат. «К нам нередко приходят и за национальными свадебными нарядами. Цена женского платья напрокат - от 15 тысяч рублей», - отметила она. Много заказов на пошив башлыков, папах, галифе». Башлык из сукна, к примеру, стоит три тысячи рублей. Обувь также можно заказать отдельно или приобрести вместе с костюмом. Спросом также пользуется и стилизованная повседневная одежда: рубашки, платья, полу-черкески. Родители часто заказывают одежду для детей разного возраста, даже для грудных младенцев. Детский костюм для малыша до пяти лет может обойтись примерно в шесть тысяч рублей.

По словам модельера Дианы Джинджолия, у нее много заказов на мужскую одежду. У мужчин пользуется спросом башлык, зимний вариант которого шьют из натурального сукна. Также мужчины заказывают черкески, галифе, рубашки.

Художник-модельер Марина Авидзба отмечает, что девушки часто заказывают стилизованную повседневную одежду. Среди девушек стало модно шить башлыки из кружева или с кружевной отделкой, особенно в подарок. Что касается свадебных платьев, то они обходятся от 20 тысяч рублей и выше. Платье можно шить из плотного атласа, тафты, парчи, к нему необходим пояс. Важный элемент - ручная вышивка или аппликации.

Кто-то может сказать, что приобретение национального костюма - удовольствие не из дешевых. В этом, бесспорно, есть своя доля правды. Но, с другой стороны, такой костюм - «не на один день», а облачившись в него, вы сможете почувствовать себя совершенно иначе. Словно приобретя машину времени, вы сможете окунуться в далекое прошлое.

Справка АП:

Этнограф Елена Малиа пишет, что женская одежда XVIII - начала XX веков состоя-ла из: платья - «ацкы», длинного каф-танчика - «акьач», «албаада ду», либо короткого - «албаада кьач», рубахи - «ахарпштанов - «аикуа»; различного рода головных уборов: косынки (платок) -«акасы», шали - «ащал», шапки - «ахылпа». На ноги надевали чулки - «акалпад», постолы из сыромятной кожи - «ажвцвеимаа», либо сафьяна - «ацвышеимаа», сапожки - «амагу», позже, туфли на каблуке - «ащаца». Цветовая гамма одежды была не яркой.

В мужской гардероб середины XIX -начала XX веков входили: рубаха - «ахарп», штаны - «адзикуа», беш-мет - «акаба», черкеска - «акумжвы», войлочная куртка - «агубанакь», бурка (ауапа), шубы - «ахамы»; головные уборы: башлык - «ахтарпа», либо вой-лочной шапки - «ауапцва хылпа» или меховой шапки - «ахылапарч». На ногах носили постолы из сыромятной кожи - «ажвцвеимаа», которые надевали на босую ногу. Зимой постолы носили поверх суконных носков - «амест», либо вязанных шерстяных носков - «акалпад». Поверх шта-нов на икры ног натягивались ноговицы - «аимсы», либо войлочные чулки - «ашватлеи». На колени одевались спе-циальные наколенники - «ашамхтырпа».

Выходной обу-вью считались чувяки из сафьяна домашней выделки - «ацвыш еимаа» или кожи - «ачабыр еимаа», надеваемые поверх са-фьяновых, либо суконных носков - «амест».

Староабхазский костюм ярко отразил в себе сословное и имущественное неравенство абхазов. По одежде сразу можно было определить социальную принадлежность человека. Знать и богачи носили добротные черкески , перетянутые богатыми серебряными поясами , дорогие бурки , папахи и башлыки с позументами; они разъезжали верхом, вооруженные пистолетами, кинжалами и саблями с серебряной насечкой. Крестьяне носили домотканые черкески, войлочные шапки, у пояса простые ножи, и кинжалы.

Полный комплект мужской крестьянской одежды включал нижнюю рубаху и кальсоны (последние получили распространение сравнительно недавно), грубошерстные, суконные или хлопчатобумажные штаны, короткую грубошерстную рабочую рубаху, бешмет, короткую черкеску, бурку, войлочную шапку, башлык, сыромятные кожаные чувяки, кожаные или шерстяные ноговицы с подвязками и кожаный пояс.

Наиболее характерным элементом мужской одежды считалась черкеска. Несколько десятков лет назад она была традиционным одеянием не только сельских, но и городских жителей. Однако князья и дворяне считали ношение настоящей черкески своей привилегией и преследовали крестьян, которые позволяли себе вместо короткого полукафтана без газырей носить красивую черкеску и главное появляться в ней в общественных местах. Наиболее спесивые феодалы доходили до того, что публично срывали у крестьян газыри на груди или обрезали у них полы черкески.

Черкеска, являвшаяся принадлежностью многих народов Кавказа, отличалась у абхазов некоторыми локальными особенностями. Так, говоря, что в одежде абхазы «совершенно сходны» с черкесами, Торнау в то же время отмечал, что «кафтан с патронами на груди... они носят гораздо короче черкесов» 25 . Однако эта особенность, по-видимому, недавнего происхождения: в старину абхазская черкеска доходила почти до щиколоток, и лишь со временем ее стали укорачивать.

Старинной принадлежностью крестьянского мужского костюма был островерхий войлочный головной убор, напоминающий скифские «островерхие шапки», упоминающиеся в древнеперсидских надписях. Своей формой он, возможно, обязан обычаю отращивать на макушке густую прядь волос наподобие запорожского чуба. В позднейшее время наиболее распространенным среди крестьян головным убором была более низкая войлочная шапка с полями. Крестьяне, жившие по соседству о Мегрелией, носили мегрело-имеретинские шапки - «круглый лоскут черного сукна, подвязанный ремнем под бороду» 26 . Головным убором феодалов, наряду с папахой, была низенькая суконная шапка с меховым околышем. Широко распространенным во всех слоях населения мужским головным убором был шерстяной башлык. Е. А. Мартель писал в 1903 г.: «Главной характерной чертой абхазского костюма является...длинный капюшон из сукна (иногда из верблюжей шерсти) очень яркого цвета, состоящий обыкновенно из двух кусков и оканчивающийся остроконечным верхом; в условиях быстро меняющейся капризной атмосферы он служит шапкой, тюрбаном, дождевым зонтом, зонтом от солнца, шарфом и пелериной, смотря по обстоятельствам» 27 .

У беднейшей части населения хуже всего, пожалуй, обстояло дело с обувью. Старики, которым уже не нужно было много ходить, носили деревянные сандалии; большинство крестьянства носило грубую сыромятную обувь. Многие ходили летом босыми. Напротив, представители высшего сословия щеголяли в привозных мягких чувяках или местной обуви, изготовленной лучшими мастерами из хорошо обработанной тонкой козьей или овечьей кожи. Такая обувь обыкновенно делалась несколько меньше ноги, при надевании размачивалась в воде, натиралась внутри салом или мылом и натягивалась подобно перчаткам; при надевании ее в первый раз требовалось выждать, пока она высохнет и примет форму ноги.

Женский костюм состоял из шаровар широкого покроя на вздержке и со сборками у лодыжек (апхвис еиква), длинного расширявшегося книзу «абхазского платья» (апсуа цкы) с туго затянутым высоким воротником и длинными застегивающимися у запястий рукавами и длинного ситцевого (у богатых шелкового) бешмета, застегивавшегося на груди металлическими (нередко серебряными) застежками - чапразами. Для придания фигуре стройности и уплощения груди девушки с 8-10 лет и до рождения первого ребенка постоянно носили узкий корсет «айлакь» из мягкой кожи или плотного льняного полотна с зашитыми в него роговыми, костяными или металлическими пластинками. У крестьянок айлакь застегивался на роговые пуговицы, у дворянок - на посеребренные или позолоченные застежки. Девушки носили на голове большой четырехугольный платок (акасы) , замужние женщины добавляли к нему трехугольной формы нижний платок (акасы еицарца), туго завязывавшийся сзади. Селезнев писал об абхазках: «Одни только княжеские фамилии занимаются собой, наряжаясь всегда в шелковые распашные платья, распускают каштановые волосы по плечам и завивают иногда в шесть косичек, а на голове носят грузинские налобники с лачакой, простые же покрывают голову обыкновенным платком» 28 . Обувью служили туфли или самодельные кожаные чувяки, а также деревянные башмачки (акап-кап, адыргун) , у богатых женщин красиво инкрустированные. При верховой езде женщины привилегированных сословий надевали широкий передник, предохранявший от грязи; в жару и дождь они пользовались зонтом.

В современной Абхазии среди колхозников старшего поколения, особенно у пастухов в горах, еще сохраняются те или иные элементы традиционного мужского костюма. В первую очередь это относится к войлочным шапкам, папахам и башлыкам , ноговицам, а также к кавказскому поясу с висящим на нем большим ножом. Довольно стойко удерживаются бурка и черкеска. Черкеска для многих крестьян сохраняет значение выходного национального костюма, особенно в случаях торжественных выездов верхом на коне. Однако теперь уже отнюдь не считается, как это было еще 20-30 лет назад, недостойным мужчины появляться в общественных местах без черкески, «в короткой одежде».

Сравнительно недавно в сельской местности мужчины отдавали предпочтение кавказской рубахе с широким поясом, брюкам галифе , узким азиатским сапогам. Весьма редко можно было увидеть обычную рубаху и брюки навыпуск. В настоящее время сельское население, особенно молодежь и интеллигенция, не говоря уже об абхазах горожанах, одевается по современной, более или менее общепринятой во всех республиках нашей страны городской моде; летом, как и в других южных республиках, мужчины предпочитают легкие светлые кители .

Национальная женская одежда почти полностью вытеснена современным костюмом городского типа. Известную специфику составляет предпочтение абхазками платья темной расцветки. В качестве выходного головного убора получил распространение черный шифоновый шарф. Пальто в селениях женщины стали носить лишь в последнее время, и то больше в среде сельской интеллигенции; многие предпочитают пользоваться теплыми шалями.

    25 Ф. Торнау. Указ. соч., стр. 61.
    26 С. Броневский. Указ. соч., стр. 325.
    27 E. A. Martel. La cote d"Azure Russe (Riviere du Caucase). Paris, 1963, стр. 99.
    28 М. Селезнев. Руководство к познанию Кавказа, т. II. СПб., 1847-1850, стр. 206.

из сборника "Народы Кавказа", изд-во АН СССР, Москва, 1962

/ Обычаи и традиции абхазов

Обычаи и традиции в Абхазии. Характер абхазов

Как и у любой другой страны Закавказья, в Абхазии, существует много древних обычай и традиций. В основе абхазской культуры заложено почитание старших. Именно отсюда идут все традиции: гостеприимство, почитание природы и бережное отношение к ней, любовь к родным местам, защита интересов страны, почитание родственных связей, верность слову, достоинство и честь…

Абхазы, в большинстве своём, очень дружелюбный и гостеприимный народ, но, неуважение к своим традициям воспринимают весьма болезненно.

Здесь присутствует достаточно сложный морально-этический кодекс – «апсуара» («абхазство», «абхазский этикет»). Это древний набор правил, которому здесь следуют, практически, во всех сферах отношений между людьми. В апсуаре делается упор на честь и совесть, благородство и галантность, мужество и человеколюбие, гостеприимство и уважение к старшим, скромность и терпение. Совесть («аламыс») здесь в большом почёте. В Абхазии есть очень известная поговорка «Смерть абхаза в его же совести», означает, что, совершив несовместимый с совестью поступок, абхаз «умирает живым».

Другое важное качество для абхазов – человечность («ауаюра»). Незыблемое правило – уважение любого человека. Здесь говорят «уважение к другому есть мера уважения к самому себе». Но, уважение и снисходительность («еихацгылара») абсолютно разные, несовместимые понятия. На улице к Вам может подойти абсолютно незнакомый человек и поинтересоваться, как Вам отдыхается в Абхазии, как у Вас дела и как здоровье – и это, всего лишь, демонстрация уважения к гостю. И вот здесь срабатывает вновь неписанный кодекс «апсуара». Согласно закону гостеприимства, приезжая на море, Вы попадаете в гости не только к конкретной семье (у которой снимаете жильё), а являетесь гостями для всего посёлка, а все жители, по отношению к Вам, считаются, как бы, хозяевами. И пока Вы на отдыхе в Абхазии, Вы – их гость, а гость должен находиться в центре внимания всего семейства, родственников и соседей...

Абхазы очень редко повышают голос. Крик или просто излишне громкий голос в общественном месте, воспринимается, как признак бескультурья или желания поссориться. Даже на базаре жители Абхазии сохраняют спокойствие и не повышают голоса для привлечения покупателей! Здесь, также, редко можно услышать громкую музыку на улицах, лишь открытые кафе и ресторанчики позволяют себе пустить её негромким фоном, но не более. Но, в случае какого-то ни было праздника эта традиция на время забывается.

Абхазы весьма сдержаны в проявлении своих эмоций, но, очень улыбчивы и дружелюбны. Они очень ценят скромность в общении. Дорогие подарки принимаются только в отношениях между равными, а указания, что в чужом доме что-то не так сделано, посчитают как бестактность. Здесь, также, не принято хвалиться своим достатком.

В силу добродушия людей здесь довольно ярко существует и процветает элемент ложной скромности. Абхазы часто извиняются по делу, и без дела, например, за причинённые неудобства, за незнание языка или незнакомство с кем-то из присутствующих, в общем, – за любую мелочь.

Стыд («пхашьароуп») имеет весьма важное значение для абхазов. Детей этому учат с малолетства: от лексики и жестикуляции, до сдержанности и предупредительности в отношении других людей. Возможно, именно поэтому, воспитанность и сдержанность абхазов, зачастую просто бросается в глаза. Местный житель скорее умолчит о какой-то проблеме или вежливо откажется от предложения, чем будет выпячивать своё мнение или просить о помощи. Споры при посторонних здесь большая редкость и абсолютно непродуктивны!

Абхазы обращаются друг к другу на «ты», но, в местном этикете присутствует огромное количество дополнительных форм почтительного обращения, возвышающих собеседника, и демонстрирующих покорность, например: «Вместо тебя», «Твои болячки на меня», «Чтоб я умер раньше тебя». Назидательный тон при разговоре абхазов неуместен. Если вдруг собеседник случайно прервал говорящего, он моментально воспользуется, искупающей вину, фразой: «Твою речь золотом я режу», в которую вкладывается максимум уважения к человеку, к его живому слову.

Обмен приветствиями является важным элементом абхазского этикета. Первым приветствует входящий – хозяина, мужчина – женщину, старший – младшего, всадник – пешего. Не поздороваться или не отвечать на приветствие считается верхом невоспитанности, даже, оскорблением. Традиционными формами приветствия являются: «Доброе утро!» («Шьжьыбзиа!»), «Добрый день!» («Мшыбзиа!») или «Добрый вечер!» («Хулыбзиа!»). Отвечают словами: «Добро тебе видеть!» («Бзиа убеит!») или «Добро пожаловать!» («Бзаала уаабеит!»). Мужчины, приветствуя друг друга, поднимают правую руку перед собой до уровня груди, слегка сжав при этом пальцы в кулак. Рукопожатие между мужчинами не обязательно. Принято взаимно осведомляться о здоровье и делах собеседника и его семьи.

У абхазов, как и у других народов Кавказа, принято вставать, если пришёл любой взрослый мужчина, это считается признаком глубокого уважения к нему. «Даже корова поднимается с места, когда другая подойдёт к ней, а как же человеку не почтить человека вставанием», – говорят абхазы. При появлении женщины мужчины, также, могут встать, но, это не обязательно. В общественных местах, например, в кафе, все входящие в помещение игнорируются, если они незнакомы и не собираются присоединиться к компании. Но, если пришёл знакомый человек, эта традиция приветствия вставанием соблюдается неукоснительно. Не встать, когда заходит человек, значит проявить к нему неуважение и, даже, в известном смысле, оскорбить его.

Неписанный закон абхазов – непоколебимое уважение старших. В присутствии старших надо стоять. Садится лучше не сразу после того, как старший попросит это сделать, а немного погодя; не допускается сидеть вразвалку, с раскинутыми по сторонам ногами или заложив ногу на ногу. Идя вместе со старшим, ни в коем случае нельзя обгонять их, или пересекать им дорогу. Закурить у старшего не попросят, и вообще не курят при нём. При этом, старшему подают огонь, если он курит, всячески помогают ему в его работе и труде. О любви, о женщинах и, даже, о своих детях в присутствии старших абхазы не говорят.

Сватовство – весьма колоритный обряд в Абхазии. Раньше о свадьбе сговаривались отцы, и часто это происходило после рождения жениха и невесты. Теперь молодые абхазы сами ищут свою вторую половинку. Но, до сих пор, свято чтится обычай просить благословение у родителей через самого младшего члена семьи или своего друга, но, не лично. Когда отцы жениха и невесты договорятся о свадьбе, они бросают друг другу под ноги пули или стреляют в воздух из револьвера или ружья. Этот обязательный ритуал сватовства называется «ашкаршва».

Интересно и то, что до сих пор, в Абхазии процветает такой восточный обычай, как похищение невесты женихом для последующего заключения брака. В Абхазии этот романтический обряд называется «амадзала».

Одна из новых черт жизни абхазской семьи – разрыв отношений с грузинским населением (или сильное сужение контактов с ним), в результате военного конфликта. 20 лет назад браки абхазов с грузинами были обычным явлением, в настоящее же время они сведены к минимуму. Более частыми стали браки с русскими, с представителями народов Северного Кавказа. Абхазы женятся на русских девушках, а абхазки выходят замуж за русских, адыгейцев и прочих. Всё это значительно повышает роль в обществе русского языка.

Честь и слава женщины в Абхазии тщательно оберегаются. В народе женщина пользуются большим уважением, её оскорбление приравнивается к кровной обиде. Не допускаются неприличные выражения в присутствии женщин, а мстить женщине считается позорным поступком, недостойным мужчины. Здесь не принято бить женщин, ни в каких ситуациях. Позором покроет себя тот, кто, поднимет руку на женщину, словом или действием оскорбит её честь. «Настоящий» мужчина считает это ниже своего достоинства. В Абхазии говорят: «Хорошая собака – и та на женщину не лает».

Жена – помощница мужа во всех делах, хранительница домашнего очага. Домашнее хозяйство – это святая обязанность абхазских женщин. В случае обиды или грубого обращения жена может потребовать развода, который иногда совершается без всяких формальностей, возвращением жены в дом её родных. Мужчины редко уходят от жён, бросить жену – значит нанести обиду всему её роду, и муж должен дать объяснение или взять её обратно.

Отношение к детям у абхазов особое. Здесь их очень любят и всячески балуют, но особого внимания на людях им уделять не принято. Стоит ребёнку зайти в дом, как старшие всегда встают в честь входящего. Здесь принято говорить: «Дети – будущее человечества, как мы себя поведём, так и они будут вести в дальнейшей жизни». И с этим не поспоришь. Проявление интереса к детям со стороны гостя будет воспринято с одобрением, но, до определённого предела. Сами малыши чувствуют себя во взрослом окружении весьма вольготно, но довольно стеснительно, особенно по отношению к незнакомцу.

Несмотря на то, что большинство абхазов, причисляют себя к одной из основных мировых религий (христианству или исламу), как правило, они не исполняют предписанные ритуалы. А единым Богом признают Анцва – Творца всего сущего.

Праздники здесь традиционно отмечают с семьёй и друзьями. Любое застолье сопровождается пожеланиями здоровья и удачи. В праздник Нового года гуляния длятся всю ночь и повсеместно можно услышать поздравления друг друга: «Чааныбзиала ашыкус чыц!», что по-абхазски означает «С Новым годом!».

Старый Новый год или Ажьырныхуа – связан в Абхазии с языческой традицией приносить жертву божеству – Шашве. В этот день на праздничном столе у абхазов обязательно присутствует блюдо из козьего мяса или зажаренный петух.

Ещё одна интересная особенность населения Абхазии – невероятное количество долгожителей. Одной и, пожалуй, самой главной причиной долгожительства в стране является воздух в Абхазии. Он богат отрицательно заряженными ионами, морскими солями, кислородом (41%), (для сравнения, содержание кислорода в Москве всего 8% (!)). Так, если в горах Абхазии количество отрицательных ионов около 20 000 (!!!) в 1 куб. см воздуха, то в лесах средней полосы России только 3 000 в 1 куб. см воздуха. В целом, на Кавказе проживают 42% всех жителей планеты, кто достиг ста и более лет.

Горно-морской климат и ионизированный воздух, ритмичное чередование труда и отдыха, психологическая устойчивость, сдержанность и чувство самоконтроля помогают многим абхазам, в хорошем здравии и крепкой памяти, дожить до весьма преклонных лет.

Несмотря на то, что местные жители живут под жарким южным солнцем, они все, практически, не имеют загара! Связано это с тем, что в Абхазии не принято показывать обнажённое тело. Местные мужчины здесь не носят шорты, а женщины, как правило, одеты в платья, закрывающие плечи, и имеющие юбки, подол которых должен обязательно закрывать колени. Открытые колени у женщин в Абхазии, до сих пор, считаются верхом неприличия, и такое бесстыдство терпят только со стороны отдыхающих. Хотя местная молодежь, всё чаще, старается одеваться на европейский манер.

Купальники и плавки в Абхазии допустимы только на пляже. Здесь непринято ходить в таком виде по улицам города и в любых населённых пунктах, как правило, это вызовет довольно резкую негативную реакцию со стороны местного населения.

Большой интерес представляет национальный костюм абхазцев. К мужскому абхазскому национальному костюму можно отнести черкеску с газырями из оленьих рогов, бурку, башлыки, войлочные шапки, ноговицы из шерстяной материи со штрипками или позументами, обшитые чёрными шнурками, с красиво простроченными, чёрной ниткой, краями, а также, ременной пояс, украшенный металлическим набором – железными бляшками, выложенными узором из белого металла (количеством до десяти и более). Обязательным атрибутом национального костюма является оружие (кинжалы и кремневки) с костяными и металлическими инкрустациями, а также, палка-посох с железным наконечником («алабашьа»).

Бурка – плащ-накидка из чёрного косматого войлока прекрасно защищает от непогоды. Башлык абхазы носят по-разному: повязывают им голову в виде чалмы, а концы закидывают за спину или оставляют свободно свисать по бокам. На торжествах и в праздничные дни башлык носят, искусно обернув вокруг головы; на похоронах – он распущен и накинут на голову со свисающими спереди лопастями; в жару, его носят, перекинув через левое плечо, а зимой обвязываются, как платком, скрестив концы под подбородком и закинув за спину.

К женской абхазской национальной одежде относятся широкие длинные шаровары со сборкой у щиколоток, и корсет, или укрыватель груди, а также, различные рубахи, платья, кафтанчики и безрукавки. Головными уборами служат разной формы косынки и шали, на ногах – сафьяновые чувяки, сапожки, либо туфли на каблучке. Женщины должны одеваться так, чтобы кроме лица и кистей рук всё тело было закрыто.

Традиционный абхазский дом представляет собой двухэтажный дом, на первом этаже которого располагается хозяйственная часть жилища, кухня с плитой и домашняя столовая. Зал верхнего этажа является парадным помещением дома – сюда приглашают гостей. Как правило, рядом с абхазским домом располагается двор, который представляет собой обширную площадку, на которой красуется большое тенистое дерево (лавровишня, граб или грецкий орех), и под которым хозяева проводят свободное время в жаркие дни.

Рядом с домом располагаются хозяйственные постройки, например, подсобные помещения для хранения зерна, помещения для коз, сарай для скота, навесы для хлева. Всё реже встречаются зарытые в землю, в особых помещениях, огромные кувшины для вина. Если есть пасека, то, как правило, она располагается позади дома.

О гостеприимстве абхазов ходят легенды. Человек может обладать всякими добродетелями, но, если он не хлебосольный и не гостеприимный, как правило, он окажется морально осуждённым и
ущербным в своём обществе.

Раньше, для приёма гостей строился специальный дом во дворе «асасааирта», («место, куда приходят гости»). В наши дни гостя принимают в лучшем помещении, специально отведённом для него, обычно асасааиртой служит зал, так называемого, «большого дома».

И по сей день, гостя здесь любят и очень ценят, отношение к гостю самое безупречное. Главнейшим элементом ритуала гостеприимства являются всё-таки угощение, хлеб-соль («ачеиджика»). Гостю предлагается всё самое лучшее в доме – лучшее вино, еда, фрукты, для гостя здесь не жалеют ничего. Женщины и молодежь готовят на кухне угощение, в честь гостя режут кур, козла, барана. Ему подадут всё, что есть в доме, сделают всё возможное, чтобы он хорошо провёл время и спокойно отдохнул, а помощь соседей, как правило, сделает незаметным недостаток средств или отсутствие хозяина или хозяйки дома. Одним словом, всё лучшее, что имеется дома из продуктов питания, должно быть подано на стол, ибо «то, что укрыто от гостя, принадлежит дьяволу». Куда бы не спешил гость, его не отпустят без угощения, которое часто принимает характер целого пиршества.

Абхазское застолье начинается и кончается обрядом омовения рук, которое является одним из традиционных элементов церемонии гостеприимства. Кто-нибудь из молодых членов семьи, обычно дочь или невестка хозяина, берёт в одну руку кувшин с водой, а в другой – держит мыло, чистое полотенце перекинуто через плечо, и подходит к гостю. Все встают. Между почётным гостем и старшим в доме происходит сцена, во время которой они приглашают друг друга совершить омовение первым.

Гость первым садится за стол. Его усаживают на самом почётном месте за столом. Хозяева не сядут, пока этого не сделает гость. Это стояние перед гостем является проявлением к нему уважения. При госте не допускаются неуместные шалости и игры молодёжи и детей, присутствие которых, как и женщин, там, где находятся старшие, вовсе не обязательно.

Когда гость накормлен и напоен, ему готовят лучшую в доме постель. Как правило, гость раздевается и ложится в присутствии женщин, которые, поправят гостю одеяло, слегка пригасят лампу и, наконец, выйдут, пожелав гостю спокойной ночи.

Главная обязанность хозяина, принявшего гостя – это защита его жизни, чести и имущества от посягательств со стороны кого бы то ни было. Если же гость позволяет себе лишнее в некоторых своих словах и действиях, хозяева относятся к этому с максимальной снисходительностью и терпеливостью. И всё-таки злоупотреблять гостеприимством не стоит...

Читайте, также:

Климат Абхазии – когда лучше ехать в эту горную страну

Деньги в Абхазии – как и чем расплачиваться за покупки

Красное ароматное терпкое и вкусное – какое оно абхазское вино?

Почём отдых в Абхазии? Для Вас наши лучшие цены...

Туры в Абхазию - спецпредложения дня

Народная одежда абхазов как нельзя лучше характеризует творчество народа, его искусство и эстетические предпочтения. Глухой ворот, длинные рукава, туго перехваченный поясом стан - таков в идеале костюм абхазов последних полутора столетий, представляющий собой предмет национальной гордости.
Формирование основных компонентов одежды абхазов восходит к глубокой древности. Вплоть до настоящего времени сохранились такие элементы одежды, как войлочная плащ-бурка, туникообразная рубаха, ноговицы. По составу и форме абхазский народный костюм был похож на одежду генетически родственных абхазам народов: черкесов, адыгейцев, кабардинцев.
Сырьем для изготовления одежды служили лен, шерсть, шелк и хлопок. Материал для одежды, обуви и головных уборов - шкуры животных, войлок, домотканое сукно, льняное полотно, а в более позднее время - привозные фабричные ткани.
Искусство ткачества восходит к древнейшему периоду. Подготовка, обработка, выделка сырья для тканых изделий, предметов домашнего обихода и одежды были делом рук самой абхазки. Абхазская женщина славилась не только как искусная рукодельница, пряха, кружевница и ткачиха, она обладала также мастерством обработки и выделки шкур для сафьяна. Абхазка «обшивала буквально с ног до головы всю семью» и могла на глаз, без мерки отлично подогнать по талии черкеску или бешмет.

Мужская одежда
Традиционными элементами мужской одежды в середине XIX-начале XX вв. были рубаха и штаны из тонкого льняного полотна домашней выделки. В конце XIX века начали носить укороченные, до колена, рубахи с накладными карманами на груди. Поверх штанов надевали суконные либо сафьяновые ноговицы, плотно охватывавшие икры ног. С 1920-1930 гг. начали носить штаны типа полугалифе, слегка расширенные в боках.
Верхней одеждой начала XX века была черкеска. Черкеска дворян отличалась от крестьянской богатством украшений, качеством материала и длиной. Характерная особенность черкески - нашивные карманы с мелкими отделениями для трубочек (газырницы), в которых сохранялись заряды пороха. В качестве праздничного костюма черкеску носили как в сельской местности, так и среди горожан вплоть до 1990-х годов.
Важным элементом мужской одежды был бешмет. Кроем он был схож с короткой черкеской: плотно прилегал к стану до талии и затягивался на плетеные пуговицы. Бешмет совмещал в себе функцию нательной и верхней одежды.
В зимний период верхняя одежда дополнялась буркой - войлочным плащом. Различали два вида абхазской бурки - короткая бурка колоколообразной формы длиной выше колена и трапециеобразная бурка с узкими прямыми неширокими плечами, расклешенная в полах. Бурка была приспособлена для наездничества, являясь непременным походным снаряжением горца-кавказца.
Пояс, изготовленный из коровьей кожи, - неотъемлемая часть мужского костюма. Им подпоясывали как распашную, так и глухую одежду. Пояса надевали поверх черкески, бешмета либо рубахи. Различались праздничные и бытовые пояса. Традиционная мужская одежда абхазов не мыслилась без соответствующего снаряжения холодным либо огнестрельным оружием. Это были кинжал в ножнах, пистолет в кобуре за поясом, сабля либо нож.

Женская одежда
Абхазская женская одежда конца XIX - начала XX вв. характеризовалась разнообразием украшений и используемого материала. Различалась будничная, праздничная и ритуальная одежда. Одежда также дифференцировалась в соответствии с возрастом и семейным положением женщины. Женский костюм представлял собой переплетение древних и поздних видов одежды. Материалом для традиционного костюма служили изделия домашнего производства из шерсти, льна, позже - хлопка и шелка.
Составляющими компонентами женского костюма были рубахи, платья, кафтанчики, безрукавки и длинные штаны. Женщины носили головные уборы - разной формы косынки, шали, шапочки и обувь - сафьяновые чувяки, сапожки, позже - туфли на каблучках.
Многофункциональным элементом одежды была рубаха. Будучи нательной, она являлась и верхней одеждой, так как в ней допустимо было выйти за пределы дома и усадьбы. Возможные цвета - красный, белый, оранжевый, также использовались ткани в полоску либо мелкий цветочек. Рубаха-платье шилось с высоким стоячим воротником, небольшим прямым разрезом ворота, скрепленным пуговицей, и прямыми рукавами, собранными у запястья в сборку.
В конце XIX - начале XX вв. абхазки носили штаны двух типов. Первый тип - традиционного покроя штаны, схожие с мужскими. Второй тип - шаровары, сшитые из двух цельных кусков ткани. Цвет шаровар был символичен: белые надевала девушка, красные - женщина, синие - вдова. К середине XX века штаны укоротились до колен, их заправляли в чулки.
Самыми различными типами были представлены платья абхазок. Еще один вид традиционной женской одежды - кафтанчик из домотканого сукна или бархата с различными видами кроя. В качестве верхней одежды абхазки надевали безрукавку с небольшим овальным вырезом на груди.

Обувь
В XIX - XX вв. повсеместное распространение в быту абхазской деревни имела кожаная обувь на мягкой либо твердой подошве. Выделка и шитье обуви из сыромяти была обязанностью мужчин, а выделка и шитье из сафьяна - женщин.
Среди абхазских крестьян имели повсеместное распространение постолы. Это была домашняя обувь, а также ее носили пастухи и охотники. Постолы как женская обувь уже со второй половины XIX века стала вытесняться сафьяновой обувью, а также туфлями кустарного производства.
Выходной обувью и мужчин, и женщин служили чувяки из сафьяна. В 1920 - 1930-х годах широкое распространение в абхазской деревне получила кожаная обувь на твердой подошве. Достоянием зажиточных слоев населения были мужские и женские сафьяновые сапожки. Ноговицы - специфический элемент мужского костюма - надевались поверх узких штанов, плотно охватывая икры ног.
Наряду с постолами, чувяками, сапожками женщины носили обувь на деревянной подошве. В начале XX века женской домашней обувью была вязанная крючком обувь с глубоким выемом впереди. Уже в середине XX века традиционная обувь уже полностью исчезла из быта, ее заменила обувь кустарного и фабричного пошива.

Головные уборы
Головные уборы - наиболее консервативная часть одежды абхазов. Материалом для их изготовления служили шкуры домашних животных, войлок и сукно. Во всех типах традиционных головных уборов неизменной остается островерхая форма, которая была характерна для абхазов и адыгейцев. Традиционным и исконным является башлык - головной убор с капюшоном и длинными концами, украшенный плетеной тесьмой, тонкой полоской кожи либо галуном. В 1920-х годах появились овальные войлочные шапки с небольшими полями и плетеные шапки из соломы и полой травы.
Одинарный треугольный большой платок был у абхазок основным видом головного убора. Другим видом до начала XX века был шарф, который накидывался на голову либо завязывался на затылке. Также абхазки носили различных форм домотканые платки из шелка, шерсти или хлопка. Уже в 1920-х годах девушки надевали шапки-береты. В настоящее время лишь в среде старшего поколения продолжают сохраняться различные виды платков и косынок.

Украшения
Украшения одежды абхазов были обусловлены многовековыми традициями, сложившимися на протяжении истории народа. Украшения выступали в едином ансамбле с особенностями материала, покроя и гаммы цветов костюма. Абхазы отдавали предпочтение съемным украшениям из серебра, бронзы, золота, кости, рога, дерева. Одним из основных украшений женского костюма были разных форм застежки из серебра или бронзы. Среди зажиточных слоев были распространены женские пояса разных видов.

Национальная одежда Абхазии является частью культуры нашей страны. У каждого абхазца в гардеробе находилось три пары костюмов, один для повседневной носки, второй для праздничных церемоний, а третий был необходим для всевозможных ритуалов, от религиозных праздников, до похорон.

Традиционным видом одежды у мужчин была черкеска - плотный длинный тулуп, с поясом. Праздничные вариации черкески предполагали богатую вышивку. Под черкеску надевали рубаху с плотно застегнутым воротом, штаны. На ноги надевали обувь из сафьяна или кожи, икры прикрывали гетрами, а на колени надевали наколенники. Традиционно мужской костюм дополняли меховой шапкой.

У каждого всадника была бурка - накидка из войлочного материала. Бурка имела очень высокие плечи, которые позволяли сделать образ всадника величественным.

Женский наряд был более сложным. Девушки и женщины носили две нижние юбки (чтобы сделать образ наряда более пышным), рубаху, платье, а поверх всего надевали длинный или короткий кафтан. Обязательно девушки подпоясывались ремнем, который являлся настоящим произведением искусства. В качестве головного убора использовались либо косынка, либо меховая шапка, на подобие мужской.