Что такое шариковщина и чем она опасна. Сочинение на тему: что такое «шариковщина

Повесть М. А. Булгакова “Собачье сердце” написана в 1925 году. К этому времени последствия Октябрьского переворота – социального эксперимента в масштабах всей страны – уже вполне прояснились. Именно с этой точки зрения рассматриваются в повести результаты эксперимента профессора Преображенского – Шариков и “шариковщина”.

По происхождению Шариков, с одной стороны, бродячий пес, с другой стороны – беспутный пьяница, и совмещает в себе многие их черты. Главное чувство Шарикова – ненависть ко всем, кто его обижал.

Характерно, что чувство это как-то сразу оказывается близким классовой ненависти пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Энгельса с Каутским), ненависти бедных к богатым (распределение жилплощади силами домового комитета), ненависть необразованных к интеллигенции. Получается, что весь новый мир построен на ненависти к старому. А для ненависти много не надо. Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили кипятком, очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращает свое невежество в оружие против образованности. У него даже появляется духовный наставник – председатель домкома Швондер.

Шариков необходим Швондеру, потому что Швондер внутри – точно такой же шариков. В нем та же ненависть и страх перед силой, та же тупость. Ведь именно он способствует продвижению Шарикова по службе – тот становится уполномоченным по уничтожению бродячих собак и кошек. Ну, кошки еще понятно – пережиток прошлого. Но собак-то за что? И тут проявляется моральная основа “шариковщины” – неблагодарность и уничтожение себе подобных ради того, чтобы доказать свое отличие от них, самоутвердиться. Желание возвыситься за счет других, а не ценой собственных усилий характерно для представителей так называемого нового мира. Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги (например, на завоевание квартиры Преображенского), просто еще не понимает, то следующей жертвой будет он сам.

Когда Шариков был собакой, к нему можно было испытывать сочувствие. Совершенно незаслуженные лишения и несправедливости сопровождали его жизнь. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на месть? Может быть, они борются за справедливость? Но в том – то и дело, что Шариков и шариковы думают только о себе. Справедливость в их понимании – это пользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. О том, чтобы создать что – то для других, речи вообще нет. Об этом и говорит профессор Преображенский: “Разруха – в головах”. Люди перестали заниматься делом, а занимаются борьбой, урыванием куска. Почему после революции нужно ходить в калошах по коврам, воровать шляпы в парадных? Люди сами творят разруху и “шариковщину”. Такова социальная основа “шариковщины”: рабы, которые пришли к власти, однако полностью сохранили рабскую психологию. С одной стороны – это покорность и угодливость по отношению к вышестоящим, с другой стороны – холуйская жестокость к зависимым от них людям или таким же, как они.

В повести М. Булгакова профессор Преображенский сам исправляет свою ошибку. В жизни сделать это гораздо сложнее. Милый пес Шарик не помнит, что был уполномоченным Шариковым и уничтожал бродячих собак. Настоящие шариковы такого не забывают. Поэтому социальные эксперименты, в результате которых появляется “шариковщина”, очень опасны.

(4 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Швондер – один из героев повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”; представитель пролетариата, председатель домкома. Автор описывает героя с нескрываемой...
  2. Действие повести Булгакова "Собачье сердце" происходит в Москве. Зима 1924/25 года. В большом доме на Пречистенке живет и ведет прием...
  3. Наш мир устроен так, что любое понятие воспринимается только в противопоставлении с другим понятием. Так добро может быть до конца...
  4. При изучении школьного курса литературы мы имеем де­ло с тем или иным художественным произведением. Для того чтобы его понять и...

«В настоящее время каждый имеет свое право», — говорит Шариков профессору Преображенскому, и за безобидностью фразы кроется сама сущность «шариковщины». Ведь на самом деле явление это отнюдь не ново, оно было всегда и, к сожалению, искоренения его не предвидится. Но что же такое «шариковщина »? Прежде, чем дать ответ на этот вопрос, нужно просле­дить за тем персонажем «Собачьего сердца», который удостоился сомнительной чести дать свое имя древней, как мир, проблеме.

Итак, перед нами Шариков Полиграф Полиграфович, человек, полученный путем пересадки бродя­чей собаке семенных желез и гипофиза убитого Кли­ма Чугункина. То есть фактически — две личности в одной.

Первая половина персонажа — это Шарик, точнее без­домный пес, которого назвала так «машинистка IX разря­да» Васнецова. В сущности, у него не отыскать особых пороков, а вот поводов для жалости и сочувствия до­статочно: обожженный бок, угроза голодной смерти, наивные мечты о лете, колбасных шкурках и особен­ной лечебной травке. А как трогательны раздумья пса перед зеркалом, когда он, уже подкормившийся и вы­леченный, ищет в своем дворняжьем облике черты чи­стопородного пса-аристократа. «Я — красавец. Быть может, неизвестный принц-инкогнито», — думает он, и, читая эти строки, совершенно невозможно удер­жаться от улыбки. Но не потому, что смешно, а оттого, что это так напоминает забавы ребенка, вообразившего себя машинистом и увлеченно «рулящего» поездом из пары табуреток.

Шарик — это существо, которое умеет искренне жалеть (ту же самую машинистку Васнецову), кото­рое может быть преданным и испытывать настоя­щую благодарность. И пусть эта благодарность вы­глядит подобострастно, но она есть, она не лицемер­на — откуда взяться лицемерию рядом с горькой долей бродяги?

А недостатки, которые тоже присутствуют в буду­щем человеке, совершенно простительны собаке с ули­цы. Неприязнь к кошкам, излишнее любопытство, следствием которого стала растерзанная сова-чучело, некоторая доля хитрости и нахальства — все это безо­бидно. Более того, без данных качеств (за исключени­ем ненависти к кошкам) бродячему псу не выжить. Он должен уметь и разнюхать что-нибудь съедобное в му­соре, и стащить лакомый кусочек у зазевавшегося че­ловека, и постоять за себя в соперничестве с другими бродячими собаками. Здесь ведь закон джунглей рабо­тает в полную силу: недаром Шарик пророчил себе не­минуемую смерть из-за обожженного бока.

Очень ярким свидетельством доброты Шарика яв­ляется фраза, промелькнувшая в его мыслях, в мыс­лях насмерть перепуганного, уверенного в своей обре­ченности пса, тогда, когда его оглушили хлороформом, чтобы залечить раненый бок. «Братцы живодеры, за что же вы меня?» — здесь только обида и ничего бо­лее. Даже живодеров, лютых врагов бродячего зверья, Шарик зовет «братцами».

А вот вторая половина детища профессора Преоб­раженского — это в некотором роде тот самый дьявол, который стоит за левым плечом каждого человека. При жизни Клим Григорьевич Чугункин имел две су­димости за кражи, приговаривался к каторге условно, злоупотреблял алкоголем и промышлял игрой на бала­лайке по трактирам. Умер он тоже весьма характер­но — от удара ножом. Специально для таких, как Чу­гункин, существует определение «деклассированный элемент».

Можно смело сказать, что несчастному подопыт­ному псу очень не повезло с донором органов для пе­ресадки. Шарик, которого смело можно уравнять с ребенком, получил соседом в свое тело уголовника, прожигателя жизни и вора. Вдобавок еще и подлеца, начисто лишенного чувства благодарности к тому, кто фактически воскресил его никчемную сущность, кто дал ему шанс немного дольше прожить на этом свете.

Хотя, если повнимательнее разобраться, то стано­вится ясным, что благодарности взяться неоткуда. Судите сами — ну что он видел в своей жизни, этот самый Клим Чугункин?- Трактирных оборванцев, гу­лящих девиц, пьяные потасовки — обычную и страшную в своей обыденности грязь городского дна. Это болото, которое не выпускает из своих липких объятий случайно провалившуюся жертву, но для исконных обывателей является ничуть не менее род­ным, чем для человека — уютная квартира, а для птицы — гнездо на высоком дереве. Гадкие и урод­ливые порождения этого болота копошатся в гнилой тине, пожирают друг друга и даже не пытаются най­ти себе участи лучше. Но вместе с тем они видят тех, кто живет по-другому. Городские люмпены, голь ка­бацкая, босота — вся их жизнь проходит от выпивки к тяжелому сну, от похмелья к случайной работе, за­тем — снова к выпивке. Иногда порочный круг рас­ширяется кражей, разбоем, грабежом (дополнитель­ные средства к существованию), дракой, мимолетным романом с потрепанной девицей неведомо какой све­жести. И на этом среда обитания тысяч Климов чугункиных замыкается, как магический круг, никого и ничего не пропускающий внутрь себя. Но ведь осталь­ного мира он не прячет. Дорогие магазины, прелест­ные барышни, сверкающие авто (редкий и дорогой предел мечтаний), квартиры на много комнат — вот лишь малая часть поводов для лютой, черной завис­ти. А черная зависть неспособна породить хороших чувств даже к тому, кто вытащил тебя из-за грани смерти. И снова в тексте находим набросанное не­сколькими очень меткими словами описание души Чугункина: «две судимости, алкоголизм, «все поде­лить», шапка и два червонца пропали».

Делить чужое — это тоже их особое, достигшее уровня искусства, умение. А также довод в оправдание собственной ничтожности: зачем годами гнуть спину, если можно прямо сейчас востребовать с того, кто бо­гаче, свою долю. Мотив? Да потому что все люди должны быть равны. О, этот лозунг революции люмпе­ны особенно сильно поддерживали — он давал им ощу­щение собственной значимости, оправдывал жажду чужого, дармового добра. «Чем мы хуже?!» — удивля­лись климы чугункины — и упивались возможностью спать на пуховых перинах, есть с дорогого фарфора столовым серебром, носить лаковые ботинки и лепить перегородки в квартирах, некогда принадлежавших богачам.

Однако вернемся к Полиграфу Полиграфовичу Ша­рикову. При всей своей гнусности этот персонаж за­служивает пристального рассмотрения. Ни в коей мере не надо его оправдывать — не заслужил, но понять следует, потому что иначе «шариковщина» не будет по­знана во всей своей мерзости, а значит — и мы не по­лучим надлежащего к ней иммунитета.

Клим Чугункин становится кривым зеркалом, изу­родовавшим все черты, доставшиеся Полиграфу По­лиграфовичу от пса. Даже машинистка Васнецова, ко­торую Шарику было так жаль в начале повести, в конце становится жертвой новоявленного «заведую­щего подотделом очистки города Москвы от бродячих животных». Хотя «хитроумный» Шариков пытается свое мошенничество скрыть за желанием добра несча­стной женщине. Хорошо, хоть не дошло дело до при­знаний в любви, а иначе и здесь остался бы гнусный след зверолова-получеловека, смердящий не менее сильно, чем он сам. Кстати, в какую страшную плоть облеклась извечная неприязнь кошек и собак! Раньше пес мог погонять мяукающую жертву, загнать ее на дерево, облаять. Но вряд ли он смог бы причинить кошке настоящий вред. Она ведь тоже имеет зубы и когти и способна великолепно постоять за себя, за­щититься от кого угодно, при условии, что этот «кто- то» ходит на четырех ногах. От человека не спасет ни зуб, ни коготь; против него даже быстрые лапы — очень плохое средство. Он хитрее, он вооружен, он безжалостен даже без собачьего сердца, а уж с ним… «на польты пойдут, будем из них белок делать на ра­бочий кредит». Интересно, а если бы дело дошло до охоты на бродячих собак? Впрочем, изворотливая смекалка балалаечника Чугункина и здесь наверняка подсказала бы Шарикову, как сохранить «чистую со­весть». А кошки — чего с ними церемониться? Осо­бенно если ты в прошлом — собака.

В общем-то и не в прошлом. Человечье обличье стало всего лишь ширмой для животной сущности По­лиграфа Полиграфовича. Недаром блохи терзали его даже тогда, когда превращение состоялось полностью. Их, примитивных, руководствующихся только про­стейшими инстинктами, нельзя сбить с толку. Все вре­мя, начиная с того вьюжного вечера, когда бродячий пес впервые переступил порог профессорской кварти­ры, и вплоть до последнего абзаца повести, под одним кровом с хирургическим гением Филиппом Филиппо­вичем жило животное. Только характер его менялся от доброго к кошмарному.

От своей бездомной жизни Шарик-Шариков сохра­нил трусоватость в сочетании с готовностью при удоб­ной возможности тяпнуть. Когда доктор Борменталь брал нахала за глотку, тот поджимал хвост и скулил. Но были ведь и анонимные письма с нелепыми обвине­ниями, и угроза револьвером, и мгновенная перемена в поведении — стоило только Полиграфу Полиграфовичу обзавестись документами. Тоже ничего удиви­тельного — ну какой из бесправных бродячих псов упустит удобный случай отомстить обидчику? Образно говоря, документы — это те же самые клыки, только приготовленные и наточенные специально на человека, дающие возможность растерзать его так, чтобы не ока­заться виноватым и не сесть за решетку. У людей ведь тоже законы не очень отличаются от звериных. Только если закон джунглей не признает союзников, то закон человеческий их приветствует и даже частично по­рождает.

Главный союзник Шарикова — это председатель домкома Швондер. И поскольку мы рассматриваем не Шарикова, а «шариковщину», постольку следует и его изучить как бы под увеличительным стеклом, ибо Швондер порождает «шариковщину» ничуть не хуже, чем сам Полиграф Полиграфович.

Во-первых, Швондер не имеет имени. Только фа­милию, да и то больше похожую на кличку, а заодно на хлесткое и малоприятное словечко «шваль». Лучшей иллюстрации для поговорки «из грязи да в князи» и не придумаешь. Он тоже претерпел превращение, от по­хитителя калош вознесшись до председателя жилищ­ного товарищества. Что характерно — дай ему волю — он и сейчас будет продолжать воровать калоши.

Швондер — типичное детище своего времени. Бу­дучи абсолютно бесполезным в роли производительной единицы, он очень на своем месте там, где нужно отни­мать и делить. Во всяком случае, в Преображенского управдом вцепился бы мертвой хваткой и наверняка отгрыз бы себе мозолящий глаза куш — якобы лиш­нюю комнату. Но нашлись у профессора могуществен­ные покровители, и Швондеру пришлось вести себя вполне по-собачьи: поджимать хвост и перепуганно визжать, а когда непосредственная опасность для шку­ры отступит — самоутверждаться хотя бы тявканьем вслед. Вспомним заметку в газете, подписанную «Шв…р». Ту самую: «Семь комнат каждый умеет зани­мать до тех пор, пока блистающий меч правосудия не сверкнул над ним красным лучом». Красиво гово­рить — это конек люмпена, дорвавшегося до руковод­ства хотя бы самой ничтожной структурой.

Через Полиграфа Полиграфовича Швондер надеет­ся найти уязвимое место Филиппа Филипповича Пре­ображенского. Сам по себе профессор — птица высоко­го полета, но зато Шариков якобы прописан в его квар­тире на шестнадцати аршинах и на его подленькую дворняжью психологию запросто можно воздейство­вать. Пускай у Преображенского по-прежнему будет семь комнат, но зато там же будет проживать созна­тельный элемент Полиграф Полиграфович, который из прочтения переписки Маркса и Каутского вынес для себя главное: «Взять все, да и поделить». А иначе — голова пухнет.

Швондер видит в Шарикове своего близнеца, со­брата. И потому принимает живейшее участие в фор­мировании судьбы продукта эксперимента. И имя ему дает и впоследствии на должность устраивает. А Ша­рикову только того и надо — он растет в собственных глазах, у него появляется все больше смелости и на­глости, чтобы выпячивать грудь перед Борменталем и Преображенским. Ведь на самом деле здесь имеет место точное повторение одомашнивания бродяги. Был бездомный пес Шарик — стал профессорским любим­цем, был безродный продукт медицинского опыта — стал заведующим по очистке. Только теперь Шарикова приручает Швондер.

А теперь можно поговорить и о «шариковщине». Так что же это такое? Случайная неблагодарность или давным-давно сложившееся общественное явление? Скорее — второе. Потому что во все времена были до­носы и зависть к тому, кто преуспел. Всегда были мстительность и готовность укусить сзади, а если даже это сделать страшно, то хотя бы возможность облаять человека.

Неужели только в Полиграфе Полиграфовиче мож­но найти мелочное чванство, размеры которого во мно­го раз больше действительной значимости занимаемого положения. Да что далеко за примерами ходить? Сколько есть мелких чиновников, считающих себя вла­детелями мира сего, сколько вахтеров воображают се­бя выше директора? Неужели только на страницах «Собачьего сердца» мы сталкиваемся с примитивнос­тью суждений, скрывающейся под личиной житейско­го опыта и мудрости?

И разве неразборчивость в целях и средствах — это только литературный вымысел? Разумеется, нет. История с машинисткой Васнецовой вполне могла быть взятой из настоящей, не книжной жизни. Сколько их на свете — женщин, которых не считают за людей всякие «благодетели», вполне способные дарить филь­деперсовые чулки и сулить ананасы, но только в обмен на собачью, безоговорочную преданность. Швондеровские анонимки кажутся детским лепетом по сравнению с ухищрениями, которыми пользуются люди отнюдь не в книгах, чтобы заполучить заветную жилплощадь. Охота на кошек — просто ничто по сравнению с трав­лей, которую человек способен устроить своему собра­ту. Из шкурки убитой кошки хотя бы сошьют пальто, а вот человека просто смешают с грязью. Практичес­кой пользы никакой, зато самоудовлетворение — по высшему классу.

Петь хором вместо того, чтобы заниматься де­лом — это тоже знакомо каждому из нас не только со слов Булгакова. И это тоже одно из проявлений «шариковщины». У собак оно выглядит как завывания на Луну. У человека, как обычно, под все подведена иде­ологическая база. Домком во главе с Швондером не может не петь. Тогда их служение пролетарским иде­алам будет неполным. Шакалы, растерзавшие жерт­ву, всегда заявляют о своем успехе радостным визгом. А если профессор Преображенский заявляет, что раз­руха в стране как раз от того, что люди поют хором вместо того, чтобы заниматься делом, то заявление это происходит от его, профессора, буржуйской несо­знательности. «Если бы сейчас была дискуссия, — на­чала женщина, волнуясь и загораясь румянцем, — я бы доказала Петру Александровичу…» Разумеется, заниматься словесными дуэлями гораздо проще, чем строить то самое жилье, которого вечно не хватает со­знательным пролетариям, занятым кипучей револю­ционной деятельностью.

«Шариковщина» вездесуща и всепроникающа. В каждом человеке независимо от условий и обстоя­тельств его рождения и воспитания живет свой Поли­граф Полиграфович. Только некоторым удается взять его за горло, уподобившись Борменталю, а иные просто отпускают тварь на свободу и сами не замечают, что сердце, бьющееся в их груди, уже не человеческое, а собачье.

Ну что же, остается сделать вывод, дать оконча­тельную формулировку «шариковщине». Изучив По­лиграфа Полиграфовича, приглядевшись к Швондеру, сопоставив описанное в повести с жизненными реалия­ми, мы можем это сделать.

«Шариковщина» — это мелочная мстительность, когда невозможность укусить вполне может быть воз­мещена тявканьем издали. Это загребание жара чужи­ми руками и готовность в любой момент завизжать и поджать хвост.

«Шариковщина» — это нежелание вырваться из своей ограниченной и зачастую грязной среды обита­ния. Эта демонстративная темнота — «учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту». Это умение даже из самых умных вещей де­лать примитивные выводы, подчиненные шкурным интересам.

«Шариковщина» — это неблагодарность во всех ее проявлениях, даже к тем, кто даровал тебе жизнь. Это болезненная гордость — «Я вас не просил». Это эгоизм и нежелание понимать людей, отличающихся по обра­зу мысли. Их гораздо проще объявить несознательны­ми — обвинить в скудоумии другого всегда проще, чем признать собственную бедность ума.

«Шариковщина» — это элементарная житейская подлость. Это метод кнута и пряника к заведомо безза­щитному человеку. Ты должна быть моей. И если сего­дня ты отказываешься от авто и ананасов, то завтра тебе будет устроено сокращение штатов.

Можно было бы продолжить, но уже все ясно. Яс­но — и страшно. Ведь «шариковщина» — это не толь­ко средоточие мерзости и пороков. Это еще и верней­шее средство выжить среди людей. Тот, кто живет по методике Полиграфа Полиграфовича — неуязвим. Он сможет выйти из любой неурядицы, он победит любо­го противника, он преодолеет любое препятствие.

И в его глазах победа будет дешевой — что может быть бесполезнее другого человека? Слоны — и те су­щества нужные.

«Шариковщине» подчиняться нельзя. Потому что, как мудро заметил профессор Преображенский: «Наука еще не знает способов обращать зверей в людей».

Сочинение на тему: ЧТО ТАКОЕ «ШАРИКОВЩИНА»


На этой странице искали:

  • что такое шариковщина
  • шариковщина
  • шариковщина это
  • шариковщина в наши дни
  • что такое шариковщина?

Из повести Булгакова становится понятным термин «шариковщина». В данном случае его название идет от фамилии Шариков и ассоциироваться у читателя с чем-то наглым, необразованным и неконтролируемым.

Шариков Полиграф Полиграфович, появился в результате серьезного научного эксперимента, который проводили профессор Преображенский и доктор Борменталь.

Два заслуженных деятеля медицины сделали операцию по пересадки сердца от человека к собаке. Эксперимент увенчался успехом, и оперируемый пес по кличке Шарик, выжил. Помимо этого «подопытный» постепенно «превратился» в существо, напоминающее человека, то есть Шарикова.

Почему же все-таки в существо, а не в человека? Автор наделяет его способностью ходить, говорить, рассуждать, однако лишает самого главного – души. «Собачья натура» не выродилась из Шарикова. Он становится наглым, лживым, завистливым, к тому же очень глупым. Все эти людские пороки ему достались от , который был при жизни пьяницей и самодуром.

Все попытки профессора воспитать «подопечного» заканчиваются провалом. с презрением относится к своему «спасителю». Он жаждет власти, денег и требует часть жилплощади у Преображенского.

«Шариковщина» творится в квартире профессора. Крики, скандалы, сломанные вещи, пьяные дебоши и похотливые приставания к прислуге. Автор делает акцент на том, что Полиграф превращает жизнь профессора в настоящий ежедневный кошмар. Ведь будучи интеллигентом, никогда не допускал подобного в своей жизни.

Булгаков, дает читателю задуматься о смысле жизни, о том, что каждый человек «кузнец своего счастья». Всегда, какими бы ни были намерения, прежде чем что-то сделать, стоит лишний раз подумать о последствиях. Впустить в свою жизнь «шариковщину» - легко, вывести ее – бывает практически невозможно.

Булгаков специально делает акцент на том, что Шариков прислушивается только к Швондеру. Ведь «пролетариат» не учит добру, манерам и духовному развитию. Он пытается с помощью Полиграфа хоть как-то досадить профессору.

С подачи , Полиграф устраивается на должность. Под его непосредственным руководством должен происходить отлов бродячих животных. Однако все сводится к полному истреблению котов на улицах, так как Шариков к ним питал огромную ненависть.

И в этом случае автор показывает «шариковщину». Ведь даже на работе, Полиграф не перестает думать только о своих интересах. Он пользуется служебным положением, чтобы «поквитаться» с кошками, иными словами, учиняет самосуд.

Шарикову нет места в обществе. Он одинок, но не переживает по этому поводу. Шводнер составляет ему «компанию», которая ведет к утопии обоих. Пролетарий будто бы «затягивает» мужчину, толкая его на «подвиги» лицемерия, жестокости и лжи.

Однажды, присутствовавший при очередном скандале с профессором, доктор Борменталь не выдерживает. Он решает раз и навсегда «расправиться» с агрессором Шариковым.

Жил товарищество кинулось на поиски Полиграфа. Явившись на квартиру к Преображенскому с милицией, Швондер оказался в глупом положении. На пороге их встретило существо, которое еще передвигалось на двух ногах, но уже отдаленно напоминало Шарикова. Через некоторое время «шариковщина» навсегда ушла в небытие...

Шариковщина» - явление социальное
"Теперь, когда наша несчастная Родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее загнала "великая социальная революция", у многих из нас все чаще и чаще начинает являться одна и та же мысль. Она проста: а что же будет с нами дальше..."

Михаил Булгаков

Если читатель заглянет в Краткую литературную энциклопедию, чтобы получить справку о Михаиле Булгакове, то в первую очередь он узнает, что будущий писатель родился в 1891 году "в семье профессора". Здесь есть небольшая неточность: отец Булгакова, доцент Киевской духовной академии, стал профессором только в 1907 году. Но тем не менее для нас это важный факт биографии писателя. Ведь одним из главных героев повести "Собачье сердце" является интеллигентнейший человек, профессор Преображенский.

В повести перед нами развертывается реальная картина новой советской жизни. Так уж получилось, что мечта деятелей русского возрождения сбылась в уродливой форме. В России действительно появился "новый человек", он получил имя "гомо советикус". Литераторы в своих произведениях начали исследовать данный феномен. И появился ряд пародийных произведений у таких выдающихся сатириков, как Зощенко, Эрдман, Катаев.

"Гомо советикус" отлично вписался в новые политические и социальные условия. Большевистский режим как нельзя лучше отражал его "генотип". Такой человек верил в свою правоту, был агрессивен и нетерпим к чужому мнению.

Михаил Булгаков не мог пройти мимо такого явления и создал целую серию портретов "гомо советикуса". Почти в одно время вышли его сатирические повести "Роковые яйца", "Дьяволиада" и "Собачье сердце".

Итак, перед нами главный герой повести "Собачье сердце" - профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский. Он практикует модное в то время омолаживание человека. Надо отдать должное таланту ученого: Преображенский известен своими трудами и за границей. Днем он принимает пациентов, а вечером берется за изучение медицинской литературы. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно покушать, поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде, поболтать со своим помощником Борменталем на разные скользкие темы. Словом, перед нами типичный интеллигент, которому советская власть еще не успела, как говорится, окончательно перекрыть кислород. Впрочем, такой ученый большевикам не мешает: ведь он не занимается политикой.

В один прекрасный день в доме профессора появляется дворняга Шарик. Его характер удивительным образом созвучен "гомо советикусу": пес готов на все ради куска колбасы, у него вздорный и агрессивный характер. Проходя мимо швейцара, Шарик думает: "Вот бы тяпнуть его за пролетарскую мозолистую ногу". На чучело совы он смотрит с такими чувствами: "А сова эта - дрянь. Наглая. Мы ее разъясним".

В порядке эксперимента Преображенский пересаживает Шарику семенные железы человека. И вот на глазах изумленного ученого пес постепенно превращается в человекоподобное существо.

Шарик, или уже Полиграф Полиграфович Шариков, быстро находит в человеческом обществе свою социальную нишу. Все происходит, как в советском государстве: низы, дорвавшись до власти, начинают теснить все, что раньше занимало это социальное жизненное пространство.

Совмещающий в себе прошлое бродячей собаки и пьяницы-люмпена, Шариков "рождается" с одним чувством - ненавистью к тем, кто его обижал. Здесь и классовая ненависть пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Энгельса с Каутским), ненависть бедных к богатым (распределение квартир силами домового комитета), ненависть необразованных к образованным и т. д.

В итоге весь "новый мир" построен на ненависти к старому. Ведь для ненависти многого не надо. Она сама по себе разрушает, а что будет потом - это мы посмотрим. Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили кипятком, очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. У него уже есть "духовный наставник" - председатель домкома Швондер. Карьера Шарикова поистине удивительна: от бродячего пса до уполномоченного по уничтожению бродячих кошек и собак.

Можно понять, почему Шариков ненавидит кошек. Но собак-то за что? И тут проявляется одна из основных черт Шарикова: ему чужда благодарность (в отличие от Шарика). Наоборот, он мстит тем, кто знает его прошлое. Он мстит себе подобным, чтобы доказать свою отличность от них, самоутвердиться. Желание возвыситься за счет других, а не ценой собственных усилий, характерно для представителей так называемого "нового мира". Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги (например, на завоевание квартиры Преображенского), просто еще не понимает, что следующей жертвой станет он сам.

Шариков-пёс вызывал некоторое сочувствие. Лишения и несправедливости сопровождали его жизнь. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на месть? Ведь что-то сделало их такими озлобленными и жестокими? Разве Преображенский, во время голода и разрухи живущий в пяти комнатах и каждый день шикарно обедающий, думает о голодных нищих и социальной справедливости?

Но вся беда в том, что и шариковы не думают о социальной справедливости. Они думают только о себе. Справедливость в их понимании - это попользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. Не разделить поровну, тем более не заработать, а забрать себе! О том, чтобы создать что-либо для всех, вообще речи нет.

Поэтому профессор Преображенский восклицает: "Разруха - в головах". Каждый перестает делать дело, а занимается только борьбой, урыванием куска. Интеллигент недоумевает, почему при революциях надо ходить в калошах по коврам и воровать шляпы из передних? Люди сами творят разруху и шариковщину.

Булгаков мастерски показывает психологический тип русского ученого, который еще не сталкивался со всеми "прелестями" большевистского режима. Увлекшись своими разработками, профессор не заметил, что зашел слишком далеко и создал представителя суровой власти. И в этом глубокий смысл повести. Русская интеллигенция в поисках всеобщего счастья пошла на эксперимент, чудовищного результата которого не ожидала.

Новоявленный Шариков буквально сживает ученого со свету. Профессор в позднем раскаянии сетует на свою ошибку: "Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы. И вот на омоложении нарвался". Осознав свою роковую ошибку, профессор Преображенский совершает новую операцию, чтобы освободить человечество от этого кошмара. Он возвращает Шарикова в прежнее состояние.

В наше время очень остро стоит вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к катастрофе в экологии. Научные открытия в XX веке позволили создать супероружие, которое не имеет смысла использовать, ибо тогда погибнет вся планета. Результаты социальных экспериментов мы постоянно ощущаем на себе.

В повести Михаила Булгакова "Собачье сердце" описан биосоциальный эксперимент. Чисто научное любопытство профессора Преображенского приводит к появлению на свет необычного существа - монстра Шарикова!

В новом обществе к власти приходят рабы, которые ни в чем не изменили свою рабскую сущность. Только на месте угодливости и покорности высшим у них появляется столь же холуйская жестокость к зависимым от них людям. Власть шариковы получили раньше, чем основы культуры, образования.

В повести М. Булгакова профессор сам исправляет свою ошибку. В жизни это сделать гораздо сложнее. Прекрасная собака Шарик не помнит о том, что была уполномоченным Шариковым и уничтожала бродячих собак. Настоящие, "человеческие" шариковы такого не забывают. Раз получив власть, они добровольно не отдадут ее. Поэтому социальные эксперименты, на волне которых поднимаются шариковы, опаснее всех прочих экспериментов.

Урок литературы в 9 классе

«Шариковщина» как социальное и моральное явление. (По повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»)

Цели и задачи:

Закрепить понятие о сатире;

Выявить сущность «шариковщины», её пагубное влияние на общество, живучесть явления в современном мире;

Развивать навыки анализа художественного текста;

Содействовать нравственному воспитанию обучающихся.

Оборудование: текст произведения, портрет писателя, презентация к уроку, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

«Хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые,

но при этом - умноженные на безнаказанность».

С. Довлатов

    Орг момент

    Целеполагание, мотивация

Чтение учителем стихотворения Андрея Дементьева.

У меня от хамства нет защиты.
И на этот раз оно сильней.
Звонкие хрусталики разбиты -
Позывные доброты моей.

Только слышно, как в душе играет
На старинной скрипочке печаль.
И слова для мести выбирает,
Что забыты были невзначай.

У меня от хамства нет защиты.
Беззащитность - за какой же грех!
И опять в волнах моей обиды
Захлебнулся смех.

Ну а хамство руки потирает.
Всё ему пока что сходит с рук.
Сколько мир от этого теряет!
Только нам сплотиться недосуг

-Ребята, какова идея стихотворения А. Дементьева?

(ответы обучающихся)

Слово учителя: Автор с горечью говорит о том, что хамство стало нормой жизни, что оно калечит душу и самое страшное, от хамства нет никакой защиты. К сожалению, «трудно жить тому, кто скромен, кто всегда ищет чистое, кто беспристрастен, хладнокровен, прозорлив, чья жизнь чиста»... и не защищена от хамства…

Итак, мы начинаем наш разговор о повести М.Булгакова «Собачье сердце». В конце урока мы попробуем вернуться к стихотворению А.Дементьева и к эпиграфу.

1925 год… Со времен Октябрьской революции прошло почти 8 лет. Как изменилась страна?

Что уготовил новый социальный класс? Как пытается воспитать свободного и сознательного человека? Как распоряжается судьбами русской интеллигенции? Новая власть – это жестокий опыт или рождение новой жизни?

Эти и вопросы волновали писателя М.Булгакова. И на эти вопросы он пытается дать ответ в своей повести.

Ребята, произведение Булгакова имеет сатирическую направленность.

-Что такое сатира? (слайд 3)

Против кого она направлена?

Конечно же, она высмеивает пороки как человека, так и общества в целом. Автор в сатирической форме показывает, как опыт, эксперимент оказывается разрушительным, опасным для общества.

    Анализ повести

-О каком биосоциальном эксперименте идёт речь в повести?

(Профессор Преображенский и его ассистент, доктор Борменталь, пересадили собаке человеческие семенные железы и гипофиз мозга. К большому изумлению учёного, из собаки получается человек. Вечно голодный, бездомный Шарик превращается в homo sapiens и даже получает имя Полиграф Полиграфович Шариков).

- Каким вам представляется Шарик ? Опишите его в момент встречи с профессором Преображенским (слайд 4)

- Что вам симпатично в нём? В чём его гениальность?

(Перед нами действительно гениальный пёс: он способен думать и довольно здраво. Достаточно вспомнить его недоумение по поводу того, что люди почему-то называют его Шариком. «Что общего у него есть с круглым шариком?»

Он прекрасно рассуждает. Какой гадостью кормят людей в столовых. Как мало платят машинистке высокого разряда за её труд и т.д.

Таким образом, пёс Шарик способен сострадать секретарше, гонимой метелью, имеет чувство благодарности к профессору, спасшему его от голодной смерти.

Но у него есть и ненависть к людям, осуждение. Повар какой-то столовой ошпарил ему бок кипятком, рана плохо заживала и страшно болела).

Собака попадает в дом профессора Преображенского. Что нравится Шарику в доме доктора, а что приводит к недоумению? (слайд 5)

(Попав в дом доктора, пёс сразу же становится господином Шариком. Ему нравится чистота, порядок, уют, сытная еда в доме Преображенского. Нравится и хозяин. Поэтому называет его «кудесником», «волшебником», «магом из собачьей сказки». Но он не до конца доверяет этим людям. Ему подозрительно, что его приглашают в смотровую. Собаке не нравятся некоторые посетители дома. Стыдно слушать проблемы, которые те обсуждают. Не понравился Шарику и визит Швондера, поэтому называет его «фруктом»).

- Как меняется Шарик за неделю пребывания в доме Преображенского?

(Из несчастного, умирающего пса он превращается в лохматого, жирного, наглого пса – красавца. Происходят изменения и в его сознании: появляется уверенность в себе. Шарику кажется, что ему бы позавидовали все собаки мира. Читатель пока не чувствует, что Шарик может причинить какой-то вред).

- В чём же заключается ошибка профессора Преображенского ?

(В том, что он сам создал Шарикова, настоящую дрянь в человеческом обличье).

-Каким становится «новый человек», о котором пишет Борменталь в своём дневнике ?

(Перед нами существо, которое овладело всеми бранными словами, обругало своего создателя, научилось курить, грызть семечки, бренчать на балалайке в любое время суток. В нём совершенно не осталось чувства благодарности. С каждым днём он наглеет всё больше и больше, становится агрессивным и опасным).

-Приведите примеры из текста (слайд 6)

- Как от Шарикова страдают окружающие? Что в нём осталось от Шарика?

(Только ненависть к котам).

-А от Клима Чугункина?

(Пристрастие к алкоголю, к игре на балалайке) (слайды 7,8)

-Какова роль Швондера в воспитании Шарикова? (слайд 9)

(Швондер, «крёстный отец» Шарикова, имеет свои методы воспитания. «Новому человеку» внушаются идеи равенства, братства, что документ – самая важная вещь на свете… Он учит Шарикова по программе: кто был ничем, тот станет всем) (просмотр видео – диалога Шарикова с просьбой о паспорте) Чем опасна позиция «Взять всё и поделить»?

(Чтобы что-то поделить, надо производить. А здесь, ничего не производя, «новый человек» у власти хочет пользоваться всеми благами, нажитыми трудом других. Булгаков с опаской относится к такой политике и резко её осуждает.)

-К чему привели плоды воспитания?

(Хамство, наглость, беспредел Шарикова не знают границ) (слайд 10)

(Чтение отрывков из текста).

-Почему Преображенский называет Швондера самым главным дураком?

(Швондер не сознаёт, какое ничтожество, какого монстра воспитывает. Не понимает, насколько опасен для общества Шариков, не задумывается, что и сам может стать жертвой).

Какой же социальный путь уготован Шарикову? Кем бы он стал, если бы профессор не вернул его в исходное положение?(слайд 11)

(Хамство, наглость Шарикова травили бы жизнь людям. Например, Преображенский тихо увядал бы рядом со своим мучителем или бы скончался от инфаркта. А твердолобый, толстокожий Шариков – никогда). - Почему Булгаков заканчивает свою повесть словами: «В квартире в этот вечер была полнейшая и ужаснейшая тишина». Почему тишина была «ужаснейшая»?

(Необходима срочная операция, которая «убьёт» в Шарикове Клима Чугункина. Профессор Преображенский находит выход, и ужаснейшая тишина преступления превращается в идиллическое тепло комнаты, в которой лежит пес Шарик. Профессор исправил свою ошибку - естество вновь восстановлено. Следовательно, это опять опыт профессора).

- Как бы вы символизировали образ профессора Преображенского ? (слайд 12)

(Профессор Преображенский - воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма, интеллигентности, незаурядного ума и таланта).

Обратимся к теме нашего урока и ответим, что такое «шариковщина» как социальное и моральное явление?

(Проявления грубости, неотёсанности, невежественности, хамства, агрессии имеют большие возможности, получают по жизни ситуативные преимущества и остаются безнаказанными).

- В чём причина живучести «шариковщины» как общественного и нравственного явления в наши дни?

(Беда многих интеллигентных людей: они хуже организованы и склонны без должных на то оснований надеяться на лучшее, не принимая ни­каких мер к отражению агрессии «шариковых»).

Но вернёмся к эпиграфу. Прокомментируйте слова С.Довлатова. По поводу чего можно выразить сожаление? (Самое страшное, что хамство невозможно наказать. Об этом с болью пишет в своём стихотворении и А.Дементьев).

IV. Итог урока

Слово учителя. Попытка создать новое справедливое общество, воспитать свободного и сознательного человека революционными, то есть насильственными методами, по мнению писателя, была изначально обречена на неудачу. Ведь стремление "до основания" разрушить старый мир с его вечными общечеловеческими нравственными ценностями и построить жизнь на принципиально новой основе - это значит насильственно вмешаться в естественный ход вещей. Последствия этого вмешательства будут плачевными. Это понимает Филипп Филиппович, когда горестно размышляет о том, почему его блестящий научный эксперимент породил настоящего монстра, который стал представлять смертельную опасность для всех окружающих. Это произошло потому, что исследователь нарушил законы природы, а этого делать ни в коем случае нельзя.

VI.Выставление оценок

VII. Домашнее задание

Написать сочинение – миниатюру «В чем причина живучести «шариковщины»?