Фрида кало произведения картины. Фрида Кало: биография и лучшие работы

Ее роль в байопике очень хотела сыграть Мадонна. Но Фридой в одноименной картине стала Сальма Хайек, причем образ жизнелюбивой эпатажной мексиканской художницы ей удался потрясающе!

Биография Фриды Кало

Первый удар

Жаль, актрисе не дали «Оскар» за эту работу (высокие награды Киноакадемии были вручены за грим и саундтрек, а Хайек осталась номинанткой). Кстати, родственники тех, о ком снимается биографический художественный фильм, часто остаются недовольными трактовками событий и дорогого им образа. А тут вышло наоборот - племянница художницы была в восторге от перевоплощения Сальмы.

Кто же она, эта женщина, на чью долю выпало столько мук и боли, легенда Мексики, гордость этой латиноамериканской страны, выплескивающая свои переживания на холсты?

Для начала попробуем выговорить это длинное мексиканское имя: Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон, в замужестве де Ривера.

Почему-то судьба чуть с самого рождения преподносила ей неприятные сюрпризы. Рожденная в июле 1907-го матерью-мексиканкой (Фрида была полукровкой - у отца немецкие корни), девочка в 6 лет тяжело заболела. Детский полиомиелит - хвороба, с которой сейчас научились легко справляться с помощью прививок, - тогда был нешуточным диагнозом. Малышка выдержала это первое испытание стойко. Она не оказалась парализованной, лишь слегка прихрамывала, да одна нога стала немного тоньше.

Авария, искорежившая тело, но не душу

Первые «звоночки» от насмешницы-судьбы только заставили девочку крепче сжать зубы - впоследствии это умение очень пригодилось нашей героине. Фрида росла задиристой и весьма спортивной. Ей удалось стать одной из «избранных»: в престижную школу «Препаратория» девушек почти не брали. Кало хотела стать медиком и была весьма прилежной ученицей. Именно в этой школе она впервые увидела своего будущего мужа, тогда уже именитого живописца Диего Риверу: он занимался оформлением интерьера.

Мечты о медицине в прямом смысле этого слова переехал трамвай. Именно с ним столкнулся автобус с пассажирами. К несчастью, среди них оказалась и Фрида. Судьбе словно было мало того малюсенького полиомиелитного «укола», и она решила по-иному приковать девушку к кровати. Ей было всего 18, а она оказалась, словно в панцирь закована. Множественные переломы позвоночника, таза, правой ноги, ребер, кроме того, ее словно пригвоздило металлическим стрежнем - прямо в живот. Как она пережила эту аварию?

Год в постели - есть от чего впасть в отчаяние. А вот Фрида не сдалась. Именно тогда она взялась за кисти. Нехитрое приспособление позволило девушке рисовать лежа, над ней укрепили зеркало. И дебютом художницы стал автопортрет - позже она напишет их великое множество, это будет главной темой творчества Фриды.

Специалисты причисляют ее к сюрреалистам, но все же манера письма Кало была ближе к искусству примитивистов, а еще ее вдохновляли народные мексиканские мотивы.

Пламенная страсть

Фрида верила в идеалы коммунизма, почти что кичилась своей бисексуальностью, дымила, словно паровоз, не чуралась текилы, могла покрыть собеседника «трехэтажным» матом. Некая мужеподобность скрадывалась длинными юбками, яркими цветами одежды (она любила национальные наряды).

Та встреча с Риверой в школе оставила след в сердце, и именно его она выбрала в качестве «мужчины жизни», заключив с ним брак в 1929-м. Он был старше на 21 год, не мог пропустить ни одной более-менее симпатичной натурщицы: толстый и рано обрюзгший немолодой ловелас. Странная парочка (сами себя они называли «слон и пташка»)!

Но сила его таланта, жизнелюбивая страстная натура так манила к себе бунтарку Фриду, что она не могла противиться этой любви всю свою не очень долгую жизнь.

Да, у нее тоже были другие мужчины (даже Троцкий попал под жернова ее дикого обаяния - изгнанный из Советской России, он какое-то время жил у четы Ривера), и женщины были. Но любила она лишь своего Диего. Она стал ее гуру в живописи, к его советам она прислушивалась, у него училась.

У Риверы в 1930-е годы была долгосрочная работа в Штатах, туда последовала и жена. Эта «командировка» тяготила ее, там она еще больше почувствовала свою связь с родной культурой.

Признание и смерть

Участие в парижской выставке открыло Фриду для Европы (ее картинами интересуется Лувр), затем следуют другие престижные экспозиции.

Все больше сил и нервов тратится на выяснение отношение с неверным супругом, материнство оказывается невозможным: дают о себе знать страшные юношеские травмы. Жуткие боли лишь ненадолго утоляются сильными лекарствами, что превращается почти в зависимость.

Фрида ведет дневник (это летопись ее страданий) и лихорадочно пишет, создавая одну картину за другой: она словно знает, что времени остается мало.

Лишь за год до смерти власти организовали персональную выставку Кало. Виновница торжества не смогла самостоятельно прийти на свой «бенефис», ее, словно королеву, принесли прямо на кровати. Даже в конце пути судьба не удержалась от очередных ударов: гангрена, ампутация почти половины правой ноги (именно она тогда, во время аварии, больше всего пострадала: 11 переломов).

В июле 1954-го Фриды не стало. «Лежачий» образ жизни спровоцировал застой жидкости в легких, что вызвало воспаление и смерть. Существует версия, что она просто не вынесла дальнейших мук и приняла слишком много препаратов. Вскрытия не было, но запись в дневнике о скором уходе вряд ли может считаться предсмертной запиской. Да и вряд ли эта сильная духом, не сломленная никакими ударами судьбы женщина так легко бы сдалась.

Проститься с Фридой пришел сам президент Мексики. Уже через год «Голубой дом», в котором она родилась, стал музеем.

Лучшие работы Фриды Кало

Самые известные работы художницы - это автопортреты или сюжеты из собственной жизни. В том числе, очень известная картина «Две Фриды», «Автопортрет с попугаями», «Маленькая лань».

Писала она и мужа («Портрет Диего Ривера»).

А вот сюрреализм проявился в работах «Мое платье там», «Моисей» («Ядро создания») - со множеством узнаваемых лиц тиранов и божеств.

Галерея «Tate» несколько лет назад экспонировала произведение Фриды «Корни» (поздней оно уйдет с аукциона за 5,6 млн. долларов). В этой же британской галерее проходила (с большим успехом) и персональная выставка художницы.

Калоизм.
Сегодня шокирующие картины Фриды Кало оцениваются очень высоко, миллионами долларов. Феноменальная популярность работ Фриды даже получила свое название – калоизм. Его сторонниками считаются многие знаменитости шоу-бизнеса. Например, в доме Мадонны висит картина Фриды «Мое рождение», изображающая окровавленную голову самой художницы между расставленными ногами ее матери. По этой картине Мадонна оценивает людей: «Если эта картина кому-то не нравится, я теряю к этому человеку всякий интерес. Он никогда не будет моим другом». Другая почитательница Кало – Сальма Хайек, чтобы сыграть главную роль в фильме «Фрида», стала продюсером, сама уговорила сниматься Антонио Бандераса и Эдварда Нортона. Говорят, что для этой роли Сальма даже отращивала усики, выбривая пушок над губой. Еще при жизни Фрида Кало стала преданием и кумиром для многих людей. И только она одна знает, чего ей это стоило.

Фрида Кало: «Мое рождение». Мексиканская художница.

Детство Фриды Кало. Драма.
У Фриды было три дня рождения. По документам она рождена 6 июля 1907 года. Но сама художница уверяла, что рождена одновременно с Мексиканской революцией, то есть в 1910 году. Отец Фриды был фотографом и часто брал дочку на работу, где учил ретуши.
Фрида стала инвалидом в шесть лет. Из-за полиомиелита ее правая нога деформировалась. Будущая великая художница старалась скрыть этот недостаток, натягивая на ногу дополнительные чулки или нося мужские костюмы и длинные платья. Но в школе ее все равно дразнили обидным прозвищем «Фрида – костяная нога». Девочка злилась, но не впадала в отчаяние: занималась боксом, играла в футбол, плавала. Если становилось невыносимо грустно, то Фрида подходила к окну, дышала на него и рисовала на запотевшем стекле дверь, за которой ее ждала единственная лучшая подруга, плод воображения одинокого ребенка. Только этой подруге Фрида могла раскрыть свою истерзанную душу. Они вместе мечтали, плакали и смеялись. Много лет спустя Фрида Кало написала в дневнике: «Я копировала ее движения, когда она танцевала, я беседовала с ней обо всем, и она ведала обо мне все. Всякий раз, когда я вспоминаю о ней, она воскресает во мне».

Маленькая Фрида Кало

Третье рождение Фриды Кало.
По собственной инициативе пятнадцатилетняя девушка поступила в престижную школу для изучения медицины. Для женщин той поры это было не самым обычным решением – учениц женского пола было всего 35 человек из двух тысяч учащихся. Фрида сразу же стала популярной. Она даже создала собственную закрытую студенческую группировку «Качучас», куда входила творческая молодежь. Парни теряли голову от одного взгляда на эту черноглазую красавицу с пышными косами. Казалось, жизнь налаживалась. Но это была иллюзия. Всю жизнь Фрида была связана с медициной, но не в качестве врача, а в качестве пациента. (посетить Музей Фриды можно в нашем)

Всего несколько царапин, 1935

17 сентября 1925 года Фрида Кало возвращалась с занятий на автобусе и попала в серьезную аварию. Металлический прут насквозь пробил хрупкое тело семнадцатилетней красавицы, переломав бедра, размозжив тазовые кости и повредив позвоночник. Иссушенная полиомиелитом нога была переломана в одиннадцати местах, а левая ступня раздроблена. Окровавленная Фрида лежала на рельсах, и никто не верил, что она выживет. Но девушка снова победила – она вырвалась из цепких лап смерти. Так произошло ее третье рождение.

Без надежды, 1945

Новая жизнь стала бесконечно мучительной. Ужасные боли в спине и ногах Фрида пробовала заглушить наркотиками и алкоголем, при этом разрушая себя. За тридцать лет жизни после аварии – тридцать хирургических операций. Однако самыми сложными были первые месяцы реабилитации, когда она была прикована к больничной койке и обездвижена специальным корсетом. Свободными от гипсовых повязок оставались лишь руки. Фрида просила отца принести ей кисти и краски. Отец выполнил просьбу дочери и сделал ей специальный подрамник, позволяющий рисовать лежа. Единственным доступным в пределах больничной палаты сюжетом было изображение самой Фриды в зеркале напротив койки. Тогда Фрида решила писать автопортреты.

Автопортреты.
Более половины работ Фриды Кало – автопортреты. Ее работы – это исповедь, поражающая своей откровенностью. С помощью кисти и красок Фрида шифровала свои эмоции, мысли, надежды и горести. Ни на одной картине она не улыбается.
Ее манеру писать критики называли смесью изящества агитационного плаката, базарной простоты и глубокой метафизики. Сюрреалисты считали художницу своей, но Фрида возражала: «Сюрреалисты рисуют сны, а я рисую собственную реальность».
Уже в конце 1930-х годов картину художницы купил Лувр. В 1979 году с молотка ушла картина «Дерево надежды» (цена аукциона дошла до пятнадцати тысяч долларов). Спустя двадцать лет один из автопортретов Кало был куплен за двести тысяч долларов. После смерти ее работы стали продаваться намного дороже. Пример тому – «Автопортрет с обезьянкой и попугаем», проданный неизвестному коллекционеру на знаменитом аукционе «Сотбис» за 4,9 миллионов долларов.

Фуланг Чанг и я, 1937

Слон и голубица.
Первым человеком, который по достоинству оценил несомненный талант Фриды Кало, был мексиканский художник Диего Ривера – единственная любовь всей жизни. Хотя Фрида и называла своего мужа «вторым несчастным случаем» (первым она считала автокатастрофу). Диего был вдвое старше и вдвое больше маленькой Фриды, чей рост был всего 153 сантиметра. Впервые художница увидела его еще в школе, где Ривера расписывал стены. Еще тогда девушка заявила подругам, что обязательно выйдет замуж за него и родит ему детей.

Диего Ривьера и Фрида Кало

Диего Ривера был очень крупным мужчиной, похожим на доброго великана. Он часто рисовал себя в образе пузатой лягушки с чьим-нибудь сердечком в лапке, что характеризовало Диего как отчаянного ловеласа. Как ни странно, женщины обожали Диего. Фрида Кало стала его третьей женой. Вместе они выглядели весьма странно. Друзья называли эту супружескую пару «слон и голубица». Характер у Диего был отвратительнейший. Уже в день свадьбы, напившись, он закатил первый семейный скандал с пальбой из пистолета.

Диего и Фрида, 1931

Фрида, несмотря ни на что, очень любила своего мужа, все время рисовала его и посвящала ему стихи.
Диего Ривера был убежденным коммунистом, чем заразил и Фриду. Она даже вступила в мексиканскую коммунистическую партию. Прославленный «голубой дом» супругов находился в богемном районе мексиканской столицы. В этом доме побывали почти все известные художники, писатели, музыканты и политики, приезжавшие в Мексику. Гостил у семейной четы и Лев Троцкий, который без памяти влюбился в молодую художницу и даже писал ей лирические письма. Диего и Фрида устраивали шумные вечеринки, а их имена не сходили со страниц прессы. Однако напыщенная и прекрасная снаружи, изнутри их жизнь была совсем не безоблачной. Фрида очень хотела родить ребенка, но после трех выкидышей эта мечта угасла.

Фрида в госпитале

Несмотря на то, что Фрида обожала мужа, поговаривали, что она регулярно ему изменяла, причем не только с мужчинами. Диего также не хранил супружескую верность. В отличие от жены он не скрывал своих любовных похождений, чем причинял нестерпимую боль гордой Фриде. После того, как в 1939 году Диего совратил Кристину Кало (младшую сестру Фриды), супруги развелись.

Фрида Кало и Диего Ривьера

После развода Фрида Кало продолжала писать. Ее картины были полны страданий и черного юмора. Долго жить порознь Фрида и Диего не смогли – через год они снова поженились и уже не расставались до самой смерти художницы.

Посмертное шоу.
Эта хрупкая, искалеченная, но не сломленная судьбой женщина прожила всего сорок семь лет, тридцать из которых были преисполнены болью. Во время приступов она пила, материлась и самозабвенно рисовала.
Вопреки страданиям, она продолжала устраивать оживленные вечеринки. Фрида обожала шутить – в том числе и над собой. Ее первая и последняя персональная выставка состоялась в 1953 году, всего за год до гибели художницы. А незадолго до этого значимого события Фриде Кало почти до колена ампутировали ногу, так как началась гангрена. Врачи запретили ей вставать, но она не могла не прийти на свой триумф и настояла на поездке. В сопровождении эскорта мотоциклистов, под вой сирен на машине «Скорой помощи» Фрида прибыла на выставку. Доктора внесли ее на носилках и положили в центре зала на кушетку. Там женщина и провела вечер, встречая и развлекая шутками гостей. Репортерам она заявила: «Я не больна, а сломлена. Но пока я могу держать в руках кисть, я счастлива».

Фрида пишет не вставая с больничной койки

Это событие потрясло весь мир, но еще большее, посмертное шоу Фрида устроила 13 июля 1954 года. Когда поклонники художницы пришли в крематорий, чтобы проститься с Фридой Кало, неожиданно сильный порыв жаркого воздуха поднял ее тело вертикально, волосы взвились ореолом, а губы, как показалось всем присутствующим, сложились в насмешливую улыбку. Некоторое время она так и стояла, прежде чем опуститься в огонь и навсегда превратиться в пепел.
Официальная причина смерти великой художницы – воспаление легких, но ходили слухи и о самоубийстве. Поговаривали, что после ампутации ноги ее боли стали совсем невыносимыми. Фриду вновь «заточили» в корсет, но изувеченный позвоночник не мог вынести нагрузку от веса тела. Фрида, всегда боролась за свою жизнь. Она просто не могла сдаться добровольно. Это была великая женщина, несмотря на ее ужасное положение.

Сломанная колонна, 1944

Друзья! Если у Вас возникнут вопросы - !не стесняйтесь! - задавайте их в комментариях ниже или же пишите мне в соц.сетях!

На долю мексиканской художницы Фриды Кало выпало столько испытаний, что ей не позавидуешь. Маленькая и хрупкая, она обладала невероятной внутренней силой, сумевшей победить все невзгоды. История ее жизни – это история непрекращающейся борьбы, любви и ненависти, дружбы и предательства, творческих взлетов и падений.


В ее картинах – полная трагизма жизнь. Собственная жизнь, которую она отчаянно пыталась понять…

Ранние годы

Фрида Кало появилась на свет в пригороде Мехико Койоакане 6 июля 1907 года. Ее отец, который занимался фотографией, был немецким евреем, мать имела мексиканские и индейские корни. Фрида была третьим ребенком в семье.

В 6 лет девочка переболела полиомиелитом, в результате которого она всю жизнь хромала. Ее правая нога была короче левой на несколько сантиметров, из-за чего сверстники обзывали ее "деревянной ногой". Трудности в таком раннем возрасте только закалили характер Фриды. Назло всем она, превозмогая боль, играла с парнями в футбол, ходила на плаванье и занятия по боксу.

В 15 лет Кало поступила в одну из лучших подготовительных школ, где планировала изучать медицину. Она быстро заработала авторитет, создав с несколькими учащимися группу "Качучас". В это время она уже писала картины, но к своей живописи относилась несерьезно. Все изменилось в 1923 году, когда она встретила художника Диего Риверу.


Фрида, словно маленькая девчонка, все время ходила вокруг Диего, пытаясь привлечь его внимание. Она говорила всем, что выйдет за него замуж, и, в конце концов, так и вышло. Однако прежде Кало предстояло пройти через настоящий ад.

В 1925 году Фрида попала в ужасную автокатастрофу. Автобус, в котором она ехала, врезалась в трамвай. Железный прут токоприемника вошел в девушку, повредив матку и поломав тазобедренную кость. Ее позвоночник был сломан в трех местах, правая нога раздроблена, ребра переломаны. Врачи в ужасе разводили руками, но она, перенеся более тридцати операций, выжила. Целый год Фрида была прикована к кровати. Постепенно она встала на ноги, а вот иметь детей уже не могла.


В это непростое для Кало время Диего Ривера находился рядом. Он поддерживал ее как мог. Именно благодаря ему Фрида поверила в свои силы и выкарабкалась. Художник многому научил ее, что касается живописи. Он первым открыл ее талант к рисованию.

В плену страстей

Головокружительный роман Кало и Риверы закончился свадьбой. В 1929 году они стали мужем и женой. Ей было 22 года, ему – 43. Сближала их не только живопись, но и коммунистические идеалы. Бурная совместная жизнь двух неординарных личностей стала легендой. Диего любил женщин и при случае изменял своей жене. Фрида это знала, но ничего не могла поделать. Позже она говорила, что в ее жизни было две аварии: одна – автомобильная, другая – это Диего. После свадьбы молодожены поселились в "голубом доме", который находился в богатом районе Мехико.

>

В конце 20-х годов Диего Риверу пригласили на работу в США. Несколько лет пара провела в Америке, из-за чего художника исключили из коммунистической партии. Фрида тоже ушла вслед за ним, но в 1933 году вступила снова. Жизнь за границей заставила ее острее почувствовать несправедливость общественного устройства, значимость национальной культуры. Художница начала коллекционировать старинные произведения искусства, более трепетно относиться к мексиканской культуре, носить национальные костюмы. Определенным образом это повлияло и на ее работы.

В 1937 году в жизни Кало появился советский революционер Лев Троцкий . Спасаясь от преследований на родине, он нашел убежище в Мексике, в доме Диего и Фриды. Ходит множество легенд про отношения Троцкого и Кало, но насколько они правдивы, неизвестно. Согласно самой распространенной версии, советский революционер безумно влюбился в темпераментную мексиканку. Она же, увлеченная коммунистическими идеями, не смогла отказать столь великой фигуре. У них завязался роман, но ревнивая жена Троцкого задушила его на корню. Вскоре они покинули "голубой дом".

В 1939 году работы Кало впервые увидели в Европе: несколько ее картин были показаны в Париже в рамках выставки мексиканского искусства. Они оказали на всех невероятное впечатление, а одна работа даже была приобретена Лувром. В то же время у Фриды обострились проблемы со здоровьем. Сильнодействующие наркотические вещества, призванные уменьшить страдания, изменили ее душевное состояние. А через некоторое время и они уже не помогали справляться с болью.

В 1950 году художнице сделали несколько операций на позвоночнике, после чего она год провела в больнице. Она больше не смогла передвигаться самостоятельно и вынуждена была пересесть в инвалидную коляску. А вскоре Фрида лишилась своей правой ноги.

В 1953 году в Мексике была организована большая персональная выставка Кало. В галерею ее привезли прямо из больницы. Несмотря на то, что ее состояние было тяжелым, она нашла в себе силы петь и веселиться. Но ни на одном автопортрете того периода художница не улыбалась: хмурое, серьезное лицо, суровый взгляд, плотно сжатые губы.

13 июля 1954 года Фрида Кало умерла от воспаления легких. Некоторые друзья художницы предполагали, что причиной смерти стала передозировка наркотиками, но доказательств этой версии не существует. На церемонии прощания с Фридой присутствовали все видные деятели искусства и президент Мексики Ласаро Карденас.

Несмотря на полную страданий и боли жизнь, Фрида Кало была раскрепощенной, экстравертивной личностью. Она много курила, употребляла в избытке алкоголь, пела непристойные песни и была открытой бисексуалкой. К творчеству художницы относятся по-разному. Одни восхищаются ее картинами, у других они вызывают отвращение. Но ясно одно: она была великой женщиной.

Мексиканская художница Фрида Кало

Фрида Кало (исп. Magdalena Carmen Frida Kahlo y Calderуn, 6 июля 1907, Койоакан - 13 июля 1954, там же) - мексиканская художница.Фрида Кало родилась в семье немецкого еврея и испанки американского происхождения. В 6 лет перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками). Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды.

В 15 лет она поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу) с целью изучать медицину. Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 девушек. Фрида сразу же заработала авторитет, создав с восемью другими учащимися закрытую группу «Качучас». Её поведение часто называли эпатажным.

В Препаратории произошла её первая встреча с будущим мужем, известным мексиканским художником Диего Риверой, с 1921 по 1923 работавшим в Подготовительной школе над росписью «Созидание».

В 18 лет Фрида попала в тяжёлую аварию, повреждения от которой включали перелом позвоночника, перелом ключицы, сломанные рёбра, сломанный таз, одиннадцать переломов в её правой ноге, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом, что серьёзно повредило её репродуктивную функцию. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Впоследствии Фриде пришлось перенести несколько десятков операций, месяцами не выходя из больниц. Она, несмотря на горячее желание, так и не смогла стать матерью.

Именно после трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

В 1929 Фрида Кало стала женой Диего Риверы. Сближало двух художников не только искусство, но и общие политические убеждения — коммунистические. Их бурная совместная жизнь стала легендой. В 1930-х гг. Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. Это вынужденное долгое пребывание за границей, в развитой индустриальной стране, заставило художницу острее чувствовать национальные различия.

С тех пор Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы.

Поездка в Париж в 1939, где Фрида стала сенсацией тематической выставки мексиканского искусства (одна из её картин была даже приобретена Лувром), ещё сильнее развила патриотическое чувство.

В 1937 году в доме Диего и Фриды ненадолго нашёл убежище советский революционный деятель Лев Троцкий. Считается, что уехать от них его вынудило слишком явное увлечение темпераментной мексиканкой.

"В моей жизни было две аварии: одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего", - любила повторять Фрида. Последняя измена Риверы - адюльтер с ее младшей сестрой Кристиной - почти добила ее. В 1939 году они развелись. Позднее Диего сознается: "Мы были женаты 13 лет и всегда друг друга любили. Фрида даже научилась принимать мою неверность, но не могла понять, почему я выбираю тех женщин, которые меня недостойны, или тех, которые уступают ей... Она предполагала, что я был порочной жертвой собственных желаний. Но это ложь во спасение думать, что развод положит конец страданиям Фриды. Разве она не будет страдать дальше?"

Фрида восхищала Андре Бретона, - он находил ее творчество достойным своего любимого детища - сюрреализма и пытался рекрутировать Фриду в армию сюрреалистов. Очарованный мексиканским простонародным бытом и искусными ремесленниками, Бретон организовал после возвращения в Париж выставку "Вся Мексика" и пригласил для участия Фриду Кало. Парижские снобы, пресытившиеся своими же выдумками, без особого воодушевления посетили выставку кустарных поделок, но образ Фриды оставил глубокий след в памяти богемы. Марсель Дюшан, Василий Кандинский, Пикабиа, Тцара, поэты-сюрреалисты и даже Пабло Пикассо, который дал в честь Фриды обед и подарил ей одну "сюрреалистическую" серьгу, - все оценили уникальность и загадочность этой особы. А знаменитая Эльза Скьяпарелли, любительница всего необычного и шокирующего, увлеклась ее образом настолько, что создала платье "Мадам Ривера". Но шумиха не ввела Фриду в заблуждение относительно места ее живописи в глазах всех этих "сукиных детей". Она не позволила Парижу адаптировать себя, осталась, как и всегда, в "не-иллюзии".

Фрида оставалась Фридой, не поддаваясь ни на какие приманки новых течений или веяний моды. В ее действительности абсолютно реален только Диего. "Диего - это все, все, что живет в минутах не-часов, не-календарей и пустых не-взглядов, - это он".

Они вторично сыграли свадьбу в 1940 году, спустя год после развода, и оставались вместе до ее смерти.

В 1940-е гг. картины Фриды появляются на нескольких заметных выставках. В то же время обостряются её проблемы со здоровьем. Лекарства и наркотики, призванные уменьшить физические страдания, меняют её душевное состояние, что ярко отражается в Дневнике, ставшем культовым среди её поклонников.

Незадолго до смерти ей ампутировали правую ногу, ее мучения превратились в пытку, но она нашла в себе силы, чтобы открыть последнюю выставку весной 1953 года. Незадолго до назначенного часа собравшиеся услышали вой сирен. Это на санитарной машине, сопровождаемой эскортом мотоциклистов, прибыла виновница торжества. Из госпиталя, после операции. Ее внесли на носилках и поместили на кровать в центре зала. Фрида шутила, пела свои любимые сентиментальные песенки под аккомпанемент оркестра "Марьячи", курила и пила, надеясь, что алкоголь поможет снять боль.

Тот незабываемый перфоманс потряс фотографов, репортеров, поклонников, так же как и последний посмертный 13 июля 1954 года, когда с ее телом, завернутым в знамя мексиканской коммунистической партии, в зал крематория пришли проститься толпы поклонников.

Несмотря на полную боли и страданий жизнь, Фрида Кало имела живую и раскрепощённую экстраверсивную натуру, чья ежедневная речь была усеяна сквернословиями. Будучи томбоем (девушкой-сорванцом) в юности, она не лишилась своего пыла в поздние годы. Кало изрядно курила, в избытке употребляла спиртные напитки (особенно текилу), открыто была бисексуалкой, пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки.

В работах Фриды Кало очень сильно влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами. Однако в нем заметно и влияние европейской живописи — в ранних работах отчётливо проявилась увлечённость Фриды, например, Боттичелли.

– одна из наиболее известных художниц Мексики. Судьбу этой талантливой и красивой женщины нельзя назвать простой, но она смогла выдержать все свалившиеся на нее удары и навеки вошла в историю мирового искусства как самобытный художник. Вы можете найти музеи и памятные места в разных регионах страны. Обязательно найдите время во время отдыха в Мексике и познакомьтесь с биографией и картинами этого удивительного гения.

Колоритная Мексика славится как своей историей, природой, легендами и достопримечательностями, так и великими знаменитыми людьми, талант которых проходит через века.

Одной из наиболее известных художниц Мексики, творчество которой будоражит умы всех, кто созерцает ее картины, является Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон. Эта таинственная и талантливая женщина родилась 6 июля 1907 года в пригороде столице Койоакан. История художницы полна боли, печали, глубокого разочарования и пышных веселых масок, за которыми всю жизнь она таила утраты, измены и предательства.

Все что переживала Фрида полностью было перенесено ею на полотна, в которых она выразила весь свой внутренний мир и переживания. Эксперты изучающие картины Кало проводят множество параллелей между ее творчеством и работами Сальвадора Дали, называя ее альтер-эгом, великого мастера. Сама Фрида никогда не говорила о том, что ее картины это эфемерные иллюзии, или нереалистичное восприятие окружающего мира. Свои работы она характеризовала как вполне реальное восприятие всего что происходило в ее жизни. Жуткие сюжеты картин – это не продукт воспаленной фантазии художницы, это способ передать всю боль, горечь и глубину утрат, которые прошли через тонкую и ранимую душу хрупкой девушки. Все ее картины по ее личным высказываниям выражают суть вещей таким образом, каковым их преподносит жизнь – открытыми и без прикрас.

Трагедия в жизни великой художницы

Маленькая мексиканская девочка из пригорода росла в семье фотографа и строй фанатичной матери, ярой сторонницы католицизма. В 6 лет девочка заболела полиомиелитом. Болезнь имела серьезные последствия, в результате чего у Фриды одна нога стала тоньше другой на несколько сантиметров. Девушка терпела множество издевательств со стороны сверстников, однако Кало мастерски маскировала свои недостатки и была всегда весьма привлекательной молодой девушкой, имеющей горячий и пылкий нрав. Девушка стала приверженкой коммунистических взглядов и мечтала освоить профессию врача. Ее мечта исполнилась и она смогла закончить медицинский университет и выйти одной из тридцати пяти девушек медицинских специалистов.

Однако, в 1925 году с Фридой Кало произошло ужасающее событие, навсегда перевернувшее ее жизнь. Поездка на автобусе 17 девушки обернулась ужасной аварией при столкновении с трамваем.

Оторвавшийся поручень пробил живот девушки пройдя через паховую область, переломав позвоночник в трех местах, а увечную ногу в одиннадцати местах.

Несчастная Фрида пролежала три недели без сознания. Ее отец просидел у ее кровати до того самого дня как его дочь не пришла в сознание, чего не сказать о матери, ни разу не посетившей бедняжку в госпитале.

К удивлению врачей, прогнозировавших неминуемую смерть, Фрида пришла в сознание. Все ее тело было загипсовано, однако в нем теплилось дыхание жизни. После столь ужасной катастрофы Фрида Кало почувствовала тягу к написанию картин. Отец Фриды соорудил для дочери подходящий мольберт, а также разместил под ламбрекенами кровати большое зеркало, в отражении которого Фрида видела себя и окружающее ее пространство. По всей видимости именно этот фактор сыграл важную роль в написании ею автопортретов.

Жизнь и творчество после аварии


Уже 1929 году, спустя четыре года, молодая Фрида, полная внутренней силы и мощной энергетики, твердо стала на ноги.

Кало поступила в Национальный Университет Мексики и вступила в ряды компартии. В эти годы творчество художницы достигло своего пика. Дни на пролет она проводила в художественной студии, а по вечерам облачалась в пышные роскошные наряды и проводила время на вечеринках и светских раутах.

В годы обучения Фрида познакомилась с известным мексиканским художником Диего Риверой, работы которого украшают стены оперного театра в Мехико. Обаяние и мастерство мастера не могло оставить равнодушным пылкое сердце мексиканской девушки. Всего через год, в 1930 году Фрида стала законной супругой Риверы. Разница в возрасте между ними составляла 20 лет и многие в шутки называли их пару союзом между нежной голубкой и слоном. Несмотря на возраст и грузность, Диего пользовался вниманием молодых натурщиц. Не имея высоких нравственных норм, Ривера не сдерживал своих желаний и постоянно изменял своей жене. Фрида также была “водима” своими ветреными и импульсивными эмоциями. Ее подозревали в многочисленных романах, в том числе и с женщинами.В 1937 году новый роман Фриды вызвал громкий скандал. В этом году семья Кало и Риверы, имеющая коммунистические взгляды, оказала гостеприимный прием советскому революционеру Льву Троцкому и его жене Наталье Седовой. Вскоре постоянное общение, сходство в интересах, мировоззрении и пылкий нрав обоих, поспособствовали началу яркого, но мимолетного романа.


Фрида Кало прожила до конца дней со своим законным супругам и ей конечно же хотелось испытать радости материнства. Однако произошедшая авария, нанесшая непоправимый вред ее здоровью, не позволила ей иметь детей. У Фриды во время аварии произошел разрыв матки, нанесенные травмы привели к тому, что все три беременности закончились выкидышами. Такие трагедии так же оказали значительное влияние на творчество и картины художницы. Некоторые ее работы отражали пережитую горечь утраты своих не рожденных детей, поэтому картины изображают мертвых младенцев. Сама Фрида дополняла свои картины комментариями о том, что такое выражение внутренних переживаний позволяло ей легче переносить боль утраты и разочарований.

Смерть Фриды Кало

Фрида умерла в 1954 году в возрасте 47 лет. Тело художницы было кремировано, а ее прах покоится в урне в “Лазурном доме”. Дом Фриды, ее фотографии, работы и экспозиции в художественных галереях являются лучшей возможностью прикоснуться к тонкой и израненной душе сильной и талантливой женщины.

Картины и автопортреты Фриды Кало

Фрида Кало “Что мне дала вода”

Фрида написала около 70 автопортретов. Первая ее работа «Авария” была написана всего через год после катастрофы. Трагические события жизни художницы окрашивали ее картины во все более мрачные тона. Чем хуже было ее внутреннее и физическое состояние, тем ужасающе выглядели ее работы. Фрида не боялась открыто выражать чувства, что было сразу видно по ее откровенным произведениям. Анатомия человеческого тела, уродства и патологии – все это помогало открыто выражать чувства художницы. Наиболее известными работами Фриды стали следующие картины:

  • «Маска смерти»;
  • «Фрукты земли»;
  • «Что мне дала вода»;
  • «Сон»;
  • «Автопортрет» («Диего в мыслях»);
  • «Моисей» («Ядро Создания»);
  • «Маленькая лань»;
  • «Объятия вселенской любви, Земля, я, Диего и Коатль»;
  • «Автопортрет со Сталиным»;
  • «Без надежды»;
  • «Сиделка и я»;
  • «Память»;
  • «Госпиталь Генри Форда»;
  • «Двойной портрет».

Фрида Кало “Сон” Фрида Кало “Автопортрет “(Диего в мыслях)

Работы написанные в после операционный период, имеют особый смысл. Сразу становиться очевидным, насколько значимый и непоправимый вред испытывала на себе Фрида, во время подобных вмешательств в своем теле.

Памятные места и музеи в Мексике


“Лазурный дом” Фриды Кало, в котором она родилась и принимала семью Троцкого, в настоящее время превращен в дом-музей. Именно с этим местом Фрида имела самые тесные отношения и испытывала к нему особенные чувства. Дом-музей полон ее работ, туристы, ценители искусства и все кто желает прикоснуться к личности гения, обязательно в момент посещения этого дома ощущают на себе ту необычайную атмосферу, пропитанную неистовыми эмоциями яркой и бунтарской мексиканской натуры.

Мексика это страна контрастов, ее жители как тогда, так и сейчас имеют особый темперамент и мировоззрение. Отношение к жизни и смерти здесь, может вызывать много вопросов и непонимания, однако жизнь Фриды и ее прекрасно сохранившийся дом с высоким голубым каменным забором, позволяют ощутить атмосферу настоящей Мексики.

Сегодня, исследуя и рассматривая картины Кало, невозможно не обратиться для начала к биографии и истории жизни Фриды. Ее боль, утраты, семейные отношения, разрыв брачных уз, восприятие мира, переживание за бедных, нищих и брошенных позволяют лучше понять, какие чувства она как автор пыталась передать и что с подвигло ее на выражение эмоций подобным образом.

Мексика и весь мир хорошо знакомы с личностью этого талантливого мастера и весьма яркой и притягательной женщины. Широкую огласку Фрида Кало до сих пор имеет благодаря ряду нескольких значимых факторов:

  • в 2002 году в свет вышел художественный фильм-биография посвященный Фриде Кало, который максимально приближенно освятил подробности ее жизни;
  • в 2005 году, в Лондоне в художественной галерее Tate прошла выставка работ Кало;
  • в 2010 году правительство Мексики символично увековечило супружескую пару Кало и Риверы, поместив их портреты по разным сторонам 500 купюры песо.
В 2005 году сняли фильм “Фрида”, посвященный Фриде Кало

Сегодня Фрида Кало–герой национального значения в Мексике и важная фигура культуры этой уникальной страны. Именно поэтому, посещение Лазурного дома-музея является неотъемлемой программой туристических маршрутов и важным объектом культурного просвещения в области художественного искусства.

Заключение

Многочисленные истории жизни талантливых художников Мексики на века увековечены на стенах театров, в галереях и в художественных музеях. Сегодня туристы со всех уголков мира, могут наслаждаться богатым наследием этой уникальной страны. Дома-музеи великих талантов сегодня доступны для широких кругов посетителей готовых прикоснуться к самым сокровенным мыслям и жизненному укладу художников, скульпторов, политических деятелей и других гениев искусства. Музеи Фриды Кало – одно из таких мест, которые невозможно пропустить во время визита в Мексику.