Скверная история: Почему мы знаем так мало художниц. Известные художники (женщины)

Ван Гог, Матисс, Гоген, Дали... И сотни других мужчин, гениев живописи, которые на слуху у всех, которых мы знаем и любим с самого детства. А вот представительницы прекрасной половины человечества как будто остаются в стороне... Как часто можно услышать обидный, несправедливый вопрос: "Почему среди женщин нет известных художников? Может, им не дано?" Разумеется, это не так. Сегодня мы вспомним грандиозных художниц, русских и зарубежных, чьи картины по праву считаются мировыми шедеврами. Семь великих имен, семь непростых женских судеб в мире изобразительного искусства, который принято считать мужским...

Наталия Гончарова (1881−1962) — правнучатая племянницы той самой Натальи Николаевны Гончаровой, супруги Александра Сергеевича Пушкина (в свое время художница оформила «Сказки о царе Салтане», отдав таким образом дань знаменитому родству).
Она изучала живопись под руководством выдающегося художника и педагога Константина Коровина. Вместе с мужем — М. Ф. Ларионовым, одним из основателем русского авангарда, — организовала объединение «Ослиный хвост». В 1915 году получила приглашение Сергея Дягилева для работы над Русскими сезонами — гастролями артистов оперы и балета в Париже.
Сегодняшней стоимостью своих полотен Наталья Гончарова перещеголяла всех художниц мира. В 2008-ом ценовой рекорд в «женском зачете» побила картина «Цветы», проданная на аукционе Christie’s более чем за $10 млн. Работа является одним из ключевых произведений русского авангарда, так как объединяет в себе элементы европейского импрессионизма и абсолютно новаторского направления, созданного Гончаровой и ее мужем — т. н. «лучизма». Мол, все предметы, которые мы видим — сумма лучей, преломленных от этих самых предметов. Экспериментировала художница и с примитивизмом, используя иконопись.
В 2010-ом на лондонских торгах картина «Испанка» установила очередной ценовой рекорд — её счастливый обладатель расстался с $ 1, 216 млн.
Сегодня большинство работ Натальи Гончаровой находятся в Третьяковской галерее.

Наталья Гончарова. "Павлин под ярким солнцем". 1911.

Фрида Кало (1907-1954) — самая известная мексиканская художница, которую прославили колоритные автопортреты. На её творчество оказали заметное влияние мексиканская культура и искусство народов доколумбовой Америки . Художественный стиль Фриды Кало характеризуют как фолк-арт или наивное искусство .
Всю жизнь у Фриды было слабое здоровье — она страдала полиомиелитом в возрасте шести лет, а также перенесла серьёзную автомобильную аварию в подростковом возрасте, после которой ей пришлось пройти многочисленные операции , повлиявшие на неё до конца жизни. Именно после трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества. Она записывала в дневнике: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
В 1929 году
Кало вышла замуж за художника Диего Риверу. Их бурная совместная жизнь стала легендой.
В 1937 году в доме Диего и Фриды, придерживающихся коммунистических взглядов, ненадолго нашёл убежище советский революционный деятель Лев Троцкий ; у них с Фридой завязался роман.
В сороковые картины Фриды Кало появляются на нескольких заметных выставках. В то же время обостряются её проблемы со здоровьем. Лекарства и наркотики, призванные уменьшить физические страдания, меняют её душевное состояние, что ярко отражается в дневнике, ставшем культовым среди её поклонников. В 1953 году состоялась её первая персональная выставка на родине . К тому времени Фрида уже не могла встать с постели, и на открытие выставки её принесли на больничной койке. Через год культовая художница и икона стиля скончалась, но сама её жизнь, яркий образ и удивительные картины стали вдохновляющей легендой для миллионов людей во всем мире...

Фрида Кало. "Автопортрет (Диего в мыслях)". 1943.

Мария Башкирцева (1858 — 1884) — родилась в Полтавской губернии. Она первая из русских художниц, чьи картины, «Жан и Жак» и «Митинг», украсили стены Лувра. Однако большинство её работ не пережили Первой мировой войны. Помимо 150 картин, 200 рисунков и многочисленных акварелей, Мария Башкирцева оставила после себя и литературное наследие — «Дневник», который вела с 15 лет на французском. После ее смерти его перевели на все европейские языки, а вскоре издали в Америке. Примечательно, что мать вырвала из дневника все страницы, на которых упоминались феминистические воззрения дочери. Известно, что Мария Башкирцева активно выступала за права женщин. Её натуре казались тесными и академические каноны живописи. Она отдавала предпочтение работе на пленерах, писала выхваченные из повседневных уличных пейзажей лица парижанок.
Век художницы, к несчастью, оказался не долгим: она умерла от туберкулеза всего в 25 лет. В последние годы жизни художница вела переписку с Ги де Мопассаном, который произнес на её могиле: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!». А великая Марина Цветаева посвятила Башкирцевой сборник ранней лирики «Вечерний альбом».

Мария Башкирцева. "Дождевой зонтик". 1883.

Мэри Кассат (1844-1926)знаменитая американская художница и график, писавшая в стиле импрессионизма. Она прожила большую часть своей жизни во Франции, была дружна с Эдгаром Дега и Бэртой Моризо. Мотивом для её полотен послужили образы социальной и личной жизни женщин, с особым упором на тесную связь матерей и детей.
Несмотря на то, что семья Мэри возражала против её желания стать профессиональным художником, она начала изучать живопись в Пенсильванской Академии изящных искусств в Филадельфии. Нетерпимая к неспешному темпу обучения и покровительственному отношению со стороны мужской половины студенчества и преподавателей, она решила продолжить изучение самостоятельно, и в 1886 году переехала в Париж.
Увидев пастели Эдгара Дега в окне магазина по продаже картин, она написала другу: «Мне пришлось подойти и прижать нос к окну, чтобы впитать всё, что я смогла бы, из его живописи. Это изменило мою жизнь. Я увидела искусство таким, каким я хотела его увидеть.» Она встретилась с Дега в 1874 году. Он пригласил её участвовать в выставке импрессионистов, и работы Мэри Кассат были выставлены на экспозиции в 1879 году .
Кассатт стала чрезвычайно искусной в использовании пастели, в конечном счёте выполняя многие свои полотна в этой технике.
Серия строго написанных, тонко подмеченных, не сентиментальных картин о матери и ребёнке является основной темой её наиболее известных работ.
1890-е годы стали для Кассат самым оживлённым и творческим периодом в её жизни. Ей подражали молодые американские художники, нуждавшиеся в её советах и поддержке. В знак признания её вклада в искусство, в 1904-м году она получила орден Почетного легиона .
Мэри Кассат скончалась в 1926 году
в Шато де Бофрене, близ Парижа, и была похоронена в семейном склепе.

Мэри Кассат. "Женщины, восхищающиеся ребенком". 1897.

Зинаида Серебрякова (1884−1967) — русская художница-реалист. Её дед и прадед посвятили себя архитектуре, отец занимался скульптурой и живописью, а в дядях числился известный художник и критик Александр Бенуа, поэтому с кистью и холстом Зинаида подружилась с детства.
Серебрякова вышла замуж за своего двоюродного брата; родня не одобрила этот союз, и художнице с супругом пришлось эмигрировать, оставив детей в России. Увидеть сына Зинаиде Серебряковой посчастливилось только спустя 36 лет...
Сегодня полотна художницы продаются за баснословные деньги. А при жизни в Париже она пыталась заработать на жизнь написанием портретов, но очень часто просто дарила их заказчикам. Из-за бедности Серебрякова даже была вынуждена самостоятельно изготавливать краски. Вернуться в Россию она так и не смогла: Вторая мировая война отрезала её от Родины.
Самая знаменитая картина Зинаиды Серебряковой - автопортрет художницы «За туалетом» (1909). Впервые общественность заговорила о таланте автора после презентации работы на VII выставке «Союза русских художников» (1910). Сегодня автопортрет 25-летней художницы хранится в Третьяковской галерее. А картину «За завтраком» (1914), героями которой стали дети Серебряковой, называют одним из лучших детских портретов в истории живописи.

Зинаида Серебрякова. "За туалетом". Автопортрет. 1909.

Берта Моризо (1841-1895) — французская художница, писавшая в стиле импрессионизма . Она доводилась внучатой племянницей знаменитому художнику, мастеру стиля рококо, Жану Оноре Фрагонару, была замужем за Эженом Мане , братом своего друга и коллеги Эдуарда Мане. Черты лица Берты хорошо знакомы знатокам импрессионизма, так как Мане часто её рисовал.
Моризо родилась в Бурже , в богатой буржуазной семье. Она и её сестра Эдма Моризо стали художницами. Семья, после того как Берта определилась с выбором профессии, не мешала её карьере. Живописи училась у К.Коро, работая с ним на пленэре.
В 1864 году она впервые выставила свои работы на одной из самых престижных художественных выставок Франции — Парижском салоне . Её работы отбирались для участия в шести Салонах подряд, пока в 1874 году она не примкнула к группе «отверженных» импрессионистов, созданной Сезанном , Дега , Моне , Моризо, Писсаро , Ренуаром и Сислеем , и приняла участие в их первой экспозиции в студии фотографа Надара .
Легкая, наполненная светом и радостным ощущением жизни живопись Б.Моризо создает манящие образы, вызывающие в душе ощущение гармонии и красоты. В ее картинах нет социальных мотивов и всплесков эмоций, но они заставляли по-новому вглядываться в обыденные и привычные события повседневной жизни, от них веяло теплом, уютом и тихим семейным счастьем. Это направление живописи оказалось востребованным, картины Берты охотно покупали, они неизменно вызывали интерес зрителей на выставках. У художницы оказалось много последователей по всему миру, особенно среди женщин-живописцев.

Берта Моризо. "Ловля бабочек". 1874.

Елена Поленова (1850 — 1898) — сестра известного русского живописца Василия Поленова. Художница, создававшая на полотнах сказочный мир.
Родилась в Санкт-Петербурге, в семье ученого-историка. Интерес к мифическим сюжетам — родом из детства: маленькой Лиле, как называли её домашние, всегда читали русские народные сказки. Рисованию вместе с братом она обучалась у знаменитого художника и педагога, автора метода «широкого взгляда», Павла Чистякова. Так как женщинам в ту пору в Академию художеств путь был заказан, девушка обучалась у Ивана Крамского в Петербургской школе Общества поощрения художеств.
Личная жизнь у Елены Поленовой так и не сложилась. В отличие от жизни творческой: несколько работ приобрел для коллекции сам Третьяков. Сказочные сюжеты картин приходили к ней во сне. А работала над холстами она в имении мецената Мамонтова, Абрамцево. Здесь, например, родился «Зверь» — чудище, похищающее душу из царства светлых грез.
В последние годы жизни художница исполнила множество набросков фантастических цветочных орнаментов для обрамления икон, вышивок, керамики. Рисуя цветочные орнаменты, Поленова проявила неистощимую фантазию, каждый раз находя новое расположение цветов, новый ритм, создавая бурный и динамичный поток форм. Скончалась Елена Поленова 19 ноября 1898 года в Москве, в расцвете сил и таланта, не осуществив множества планов. Так, ей предстояло оформить Русский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1900 году...

Елена Поленова. "Иван-царевич и Жар-птица". 1896.

Искусство живописи изначально было мужским занятием. Первые картины изображали охотников и зверей, первые статуэтки - женщин с преувеличенно пышными формами. В мастерские художников Греции и Древнего Рима женщины входили исключительно как модели и вдохновительницы. В мастерские раннего Средневековья не входили вообще, их творческие способности реализовывались в фантастических по красоте вышивках и гобеленах.

Первые сведения о дамах, занимающихся искусством, относятся к XIV веку, а чтобы добиться полного равноправия понадобилось ещё пять - лишь к концу XIX века на женщин у мольберта перестали смотреть как на читающих лошадей. Кого из знаменитых художниц мы можем вспомнить?

Софонисба Ангиссола

Портретистка. Первая известная художница Возрождения. Родилась в 1532 году в Кремоне, в обеспеченной и благородной семье, старшая из семи детей. Её отец Гамилькар Ангиссола проявил удивительное для того времени свободомыслие, разрешив дочери брать уроки живописи у молодого художника Бернардино Кампи. Судя по портрету, нарисованному Софонисбой, она питала страсть к своему учителю, но искусство любила больше. Её работы отмечал сам Микеланджело и даже давал девушке кое-какие советы. В 27 лет она уехала из дома, стала придворной художницей испанского короля Филиппа II и более 10 лет рисовала парадные портреты принцев и принцесс. В 38 лет наконец-то вышла замуж за вице-короля Сицилии (!), спустя 9 лет супружества овдовела. По дороге в родную Кремону 47-летняя Софонисба встретила молодого капитана Горацио Ломеллино, через несколько месяцев вышла за него замуж и прожила ещё без малого 40 лет в счастливом браке. Оставила искусство в возрасте 90 лет, потеряв зрение.

Автопортрет

Артемизия Джентилески

Художница, автор жанровых произведений. Родилась в Риме, в 1593 году, дочь художника Горацио Джентилески. Единственная из пяти детей мастера проявила талант к живописи. Её отец отдал Артемизию в обучение к художнику Агостино Тасси, который в итоге… обесчестил 19-летнюю ученицу. Молодая художница настояла на судебном расследовании и после долгих бюрократических мытарств наконец отправила насильника на год в тюрьму. После этого отец выдал Артемизию замуж за коллегу, Пьерантонио Стиаттеси, и отправил с глаз долой во Флоренцию. Первые годы в новом городе прошли успешно - Джентилески пользовалась покровительством Козимо Медичи, была принята в Академию живописного искусства, родила мужу четверых детей. Однако супруг оказался игроком и кутилой, семья запуталась в долгах, дети умерли от болезней, и в 1621 году Артемизия покинула Флоренцию. Она работала в Генуе, в Венеции, в Лондоне, дружила с Галилеем, Ван Дейком и Софонисбой Ангиссолой, пользовалась популярностью, хотя славы старшей подруги и не достигла. Известна как автор 37 картин на религиозные темы - Юдифь и Олоферн, Сусанна и старцы и так далее. Умерла в Неаполе, от чумы, в возрасте примерно 60 лет.

Автопортрет в образе аллегории Живописи

Мария Виже-Лебрён

Портретистка. Родилась в Париже в 1755 году. Стала популярной как портретистка в 15 лет. В 21 год вышла замуж за Пьера Лебрёна, торговца живописью. Благодаря его связям была принята ко двору, рисовала королеву Марию-Антуанетту. Вскоре Виже-Лебрён зачислили в члены Королевской Академии живописи и скульптуры. Её дальнейшей карьере помешала Великая французская революция, но Мария не падала духом - она путешествовала по Европе, побывала даже в России, где сделала несколько портретов венценосных особ и лиц, приближенных к императрице Екатерине II. В 1799-м вернулась во Францию по личному приглашению Наполеона. До старости жила в богатстве, покое и всеобщей любви, скончалась в 86 лет.

Автопортрет

Мария Башкирцева

Первый русский художник, чьи работы приобрел Лувр. Родилась в 1860-м году на Полтавщине, в 10 лет выехала с матерью в Ниццу. С детства отличалась слабым здоровьем и большими способностями. Обещала стать выдающейся певицей, но из-за болезни потеряла голос. В 18 лет начала заниматься живописью, окончила семилетний курс парижской Академии за два года, с медалью. На следующий год представила свою работу «Молодая женщина, читающая Дюма» в Салоне, через год получила второе место за «Ателье Жулиана» - для начинающего художника это был огромный успех. Всего Башкирцева успела завершить около 150 полотен, последнюю незаконченную работу «Святые жены» можно увидеть в часовне на кладбище Пасси, где покоится тело художницы. Мария умерла в 1884 году от чахотки, в самом начале творческого пути.

Ей даровал Бог слишком много!
И слишком мало - отпустил.
О, звездная ее дорога!
Лишь на холсты хватило сил…

Так писала о ней Марина Цветаева, посвятившая Марии Башкирцевой свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом».

Мопассан, посетив её могилу, сказал: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!»

Автопортрет

Вера Мухина

Скульптор. Родилась в Риге в 1889 году. Детство и юность провела в Феодосии, училась в детской художественной школе, созданной Айвазовским, затем продолжила образование в Москве, Париже и Италии. В 1918 году вышла замуж за военного врача Алексея Замкова. Прославилась как скульптор-монументалист. Её статуя «Рабочий и колхозница» произвела огромное впечатление на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Творческое наследие Мухиной включает памятники деятелям культуры, военным, ученым, монументальные аллегорические скульптуры. Вера Мухина награждена орденами и медалями, 5 раз получала Сталинскую премию.

Камилла Клодель

Скульптор, ученица и модель Родена. Родилась в 1864 году на севере Франции в семье буржуа. С детства интересовалась искусством, вопреки воле родных уехала в Париж учиться скульптуре у Альфреда Буше. На курсах познакомилась с Роденом, стала его возлюбленной, моделью, ученицей, а впоследствии и конкуренткой - динамичные, экспрессивные работы Клодель порой выигрывали на фоне холодного совершенства Родена. Выставлялась в Салоне, имела коммерческий успех и хорошие отзывы. «Бунт против природы, женщина - гений», - шовинистически, но восторженно говорил о ней политик Мирабо. Разрыв с Роденом оказался для Клодель слишком болезненным, с 1914 года она погрузилась в мир собственных фантазий и галлюцинаций. Семья поместила Камиллу в лечебницу для душевнобольных, где она провела последние 30 лет жизни.

Зинаида Серебрякова

Портретистка. Родилась в 1884 году, в Харьковской области. Из творческой династии Бенуа-Лансере, внучка архитектора Бенуа. Обучалась в Художественной школе Тенишевой, завершила образование в Париже, в Академии де ла Гранд-Шомьер (там же, где и Мухина). В 21 год вышла замуж за Бориса Серебрякова, родила четверых детей (все четверо впоследствии тоже стали художниками). Работала с Кустодиевым, Добужинским, участвовала в выставках «Мира художников». В 1919 году чуть не умерла от голода в своем имении. В 1924-м эмигрировала в Париж с двумя детьми, очень много работала, продавала за гроши фантастической красоты портреты. В 1966 году, за год до ее смерти, в России состоялись персональные выставки Серебряковой, она обрела огромную популярность и успела порадоваться заслуженному успеху.

За туалетом. Автопортрет

Надя Рушева

Иллюстратор, график. Родилась в 1952 году, в Москве. С 5 лет начала рисовать, в 12 состоялась первая персональная выставка Нади, к 17-ти годам прошло 15 её выставок в СССР и за рубежом. Она работала над иллюстрациями к «Мастеру и Маргарите», «Войне и миру», к произведениям Лермонтова и Сент-Экзюпери, создавала и авторских удивительных персонажей. Работы Нади отличала трогательная нежность, воздушность и грациозность рисунка, очарование наивных и искренних образов. К сожалению, талантливой художнице была отпущена очень короткая жизнь, она скончалась в 17 лет от аневризмы. После смерти Нади прошло около 160 выставок её работ.


Ремедиос Варо

Художница, сюрреалистка. Родилась в 1908 году в Каталонии, училась в монастырской школе. Поступила в Академию де Сан-Фернандо в Мадриде. Училась там в те же годы, что и Сальвадор Дали, влияние которого можно заметить в сложной мистике картин Ремедиос. Во время Гражданской войны в Испании чудом умудрилась уцелеть, эмигрировала в Мексику. Была дружна с Фридой Кало и Диего Риверой. Нашла свой стиль и художественный язык ближе к 40 годам. Работы Ремедиос - витиеватое переплетение средневековых традиций и современных образов, их можно рассматривать часами, находя все новые волшебные детали.

Бегство

Ремедиос Варо

Туве Янссон

Иллюстратор, график. Родилась в 1914 году в Финляндии, дочь скульптора. Окончила Колледж искусств в Стокгольме, совершенствовалась в Европе. В 26 лет придумала и нарисовала смешное существо с круглым брюшком и доверчивой мордочкой - Муми-Тролля. В 1938 году написала первую книжку про это существо, его папу, маму, дом и друзей - «Муми-тролль и большое наводнение». В 1949 году вышла «Шляпа волшебника», также проиллюстрированная Янсон, - и мир охватила муми-мания. Создательница муми-троллей всегда утверждала, что она в первую очередь художница и картины значат для неё больше, чем сказки. Янссон расписала мэрию Хельсинки, несколько церквей и общественных зданий.

Помимо перечисленных свой след в истории искусства оставили ещё сотни женщин. В статье не рассказано об Анжелике Кауфман, Софье Дымшиц, Фриде Кало, Софии Ласкариду, Елене Гуро и многих, многих других.

Помните, что творческие способности могут проснуться в самый неожиданный момент, и даже если вам не светит выставка в Салоне или Манеже, живопись облагораживает душу. Окуните ваши кисти!

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

10 Comment threads

1 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Много ли имен женщин вы вспомните, если разговор пойдет о визуальном искусстве? Если задуматься, то ощущение, что мужчины полностью заполонили эту нишу, не покидает… А ведь такие дамы есть, и их истории поистине необычные. В этой статье речь пойдет о самых знаменитых художницах мира: Фриде Кало, Зинаиде Серебряковой, Яеи Кусама. А история 76-летней бабушки Мозес просто уникальна!

В статье речь пойдет о десяти женщинах, которые покорили мир искусства своей самобытной живописью, живостью полотен, оригинальным виденьем мира, способностями практически оживить глину в скульптуре. Пусть их немного, но знать о них обязан каждый образованный человек. В этой подборке вы, скорее всего, откроете новые для себя имена и сможете убедиться, что прекрасный пол в искусстве проявил себя ничуть не хуже, чем мужчины. Далее вы увидите список знаменитых художниц.

1. Яеи Кусама — самая знаменитая художница мира из ныне живущих

Речь о японской женщине-художнице, которая покорила мир своими работами. Бешеная популярность пришла к ней в 2014 году. Ее работы выставляются в Музее Хиршхорна и саду скульптур Смитсоновского института. Что любит изображать японка? Ее картины и инсталляции — это пестрые тыквы, свисающие глобусы, узоры в горошек.

На сегодняшний день популярность художника в мировом масштаба определяется исключительно по количеству людей, которые покупают билеты на выставки, - именно так считает британское издание The Art Newspaper. В 2014 году ретроспективу художницы, которой уже 86 лет, посетили в Бразилии два миллиона людей. Выставка имеет название «Бесконечная одержимость».

В экспозиции были невероятных размеров инсталляции, декорированные зеркалами и рисунком в горох. Работы самой знаменитой художницы-японки выставляются периодически по всему миру. Что самое интересно, автор уже 10 лет добровольно проживает в психиатрической лечебнице. Там она и работает над своими необычными экспонатами.

Японка творит в жанрах:

  • живопись;
  • коллаж;
  • скульптура;
  • перформанс;
  • инсталляция;
  • хеппенинг.

Стили, которые она использует в своих работах:

  • арт-брют;
  • поп-арт.

Она занимается живописью, делает невероятные коллажи, создает инсталляции и мягкие скульптуры. Одна из ее работ была продана за 5 100 000 $ и побила все рекорды в цене на произведения современного искусства.

2. Фрида Кало — темпераментная мексиканка

На втором месте в нашем рейтинге стоит Фрида - одна из самых знаменитых женщин-художниц мира. Сложно представить себе судьбу более драматичную, чем у нее. Знаменитая мексиканская художница в детстве переболела полиомиелитом. В результате одна нога ее стала короче другой. Но девочка с бунтарским духом не хотела, чтобы люди видели в ней калеку. Она тщательно скрывала свое увечье. Для этого она носила много пар чулок на одной ноге, а также специальные туфли. Фрида старалась ничем не отличаться от сверстников: играла в футбол, заводила дружбу, влюблялась.

В юности судьба снова больно бьет Фриду. Она попадает в аварию. Автобус, на котором она едет, сталкивается с трамваем. Ее буквально собирают по кускам. Год она лежит в постели практически неподвижно. Чтобы как-то скоротать время, Фрида начинает рисовать. Она пишет картины в жанре живопись и гравюра. Стили, в которых творит художница:

  • реализм;
  • сюрреализм;
  • символизм.

Так как она почти никого не видит, кроме себя в зеркале, которое прикреплено к потолку, то в этот период она создает исключительно автопортреты. Всего за свою жизнь она напишет их 60 штук. Все они очень яркие.

«Сломанная колонна»

Девушка стала на ноги, что, по мнению врачей, было чем-то невероятным. От них она узнает, что теперь ей всю жизнь придется носить поддерживающий корсет. Этот факт отражен в ее картине «Сломанная колонна», которая была написана в 1944 году.

День страшной трагедии, которая сломала всю ее жизнь, она запечатлела на полотне, написанном в 1929 году. Оно называется «Автобусная остановка». Среди людей, ждущих злополучный автобус, находится и сама еще ничего не подозревающая Кало.

Воплощение мечты о большой любви

Железобетонная воля Фриды сделала свое дело, и 22-летняя девушка возвращается к нормальной жизни. Она решает, что ей нужно учиться, и поступает в Национальный институт. Там она встречает своего будущего мужа — маститого художника, любвеобильного, толстого и неуклюжего, однако невероятно харизматичного Диего Риверо. Фрида влюбляется по уши. Да и он неравнодушен к талантливой художнице.

Сложный брак

Чуть позже они поженились. Их семейное счастье сложно назвать безоблачным. Фрида всю жизнь страдает из-за своей неполноценности и измен мужа. Его вранье она изображает в картине «Без надежды» (1945 год). Это полотно иллюстрирует мексиканскую поговорку «Кормить из воронки». В русском языке ее аналогом является фраза «Вешать лапшу на уши».

Потеря ребенка

Очень сложное произведение знаменитой женщины-художницы «Больница Генри Форда» (1932 год). На полотне изображена сама Фрида, которая только что потеряла малыша. Вокруг нее пять печальных символов:

  1. Раздробленный таз, который стал причиной выкидыша.
  2. Потерянный кроха.
  3. Улитка, символизирующая долго текущее в больничной палате время.
  4. Механическое устройство, которое воплощает жестокость и холодность медицинских процедур.
  5. Орхидея — цветок, который показывает, что в ней еще жива сексуальность и стремление стать мамой.

В рамках одной статьи очень сложно описать весь жизненный путь и творчество этой чудесной женщины с невероятным сексуальным магнетизмом и сильной волей. Знаменитость к Фриде пришла еще при жизни.

Она написала маслом 145 полотен. Первая же ее выставка, организованная будущим мужем, принесла ей популярность. В Нью-Йоркской галерее она продала практически все картины. Мы знаем о том, что Фрида, несмотря на все свои увечья, стала иконой стиля. Ей нравилось быть яркой, эпатировать. Она никогда не следовала слепо тенденциям, а наоборот, вела мир моды за собой.

Икона стиля

Фрида носила яркие пышные юбки, при помощи которых старалась скрыть свои недостатки и подчеркнуть сексуальность и темперамент. Эта идея первой пришла в голову ее мужу, который считал, что мексиканки — особенные женщины. И они должны подчеркивать свою самобытность национальным костюмом, а не перенимать тенденции у американок. Первый раз мексиканский костюм Фрида надела на бракосочетание с Диего.

Последняя картина и смерть

Фрида Кало умерла в 47 лет. Она скончалась через неделю после своей выставки. На нее ее доставили на больничной койке. В тот день она много шутила и пила вино.

Последней картиной мексиканки стало полотно «Круг». За год до смерти ей ампутировали ногу. Она много пила, и ее работы потеряли детализацию. Полотно очень страшное в эмоциональном плане. В нем отражена вся боль Фриды, которая понимает, что ее организм разрушается и скоро придет смерть. На картине нет деталей: цветов, растений. Только разрушающаяся женская фигура, которая растворяется в хаотичных мазках.

Фрида Кало по праву включена в список знаменитых художниц мира. Она оставила после себя: картины, наряды, дневники. Эти вещи стали экспонатами в одноименном доме-музее в Мехико. Это было их общее с Диего жилье. Сегодня каждый желающий может посетить это место.

3. Софонисба Ангиссола

Знаменитая художница-портретистка, которая творила во второй половине XVI и начале XVII века. Больше всего в ее творческом наследии автопортретов.

Родилась девочка в семье дворян. Ее отец мечтал, чтобы все его дети развили творческие способности. Кроме нее, в семье было еще 4 дочки. Благодаря папе Ангиссола получает прекрасное художественное образование, поскольку он нанимает для своих детей лучших учителей. В их числе Бернардо Кампи и сам Микеланджело.

Лучше всего у Ангиссолы получалось изображать людей. Она рисовала своих родственников в естественной манере за их любимыми занятиями. Портретное сходство у автора получалось практически фотографическим.

Ее картины хранятся в городской художественной галерее Саутгемптона в Великобритании.

Список лучших произведений:

  • «Портрет молодой женщины в профиль»;
  • «Автопортрет»;
  • «Портрет Бьянки Понцоне»;
  • «Елизавета Валуа»;
  • «Филлип 2».

4. Мария Башкирцева

Самое большое достижение этой знаменитой художницы из России в том, что ее работы впервые в истории мирового искусства попали в Лувр как живопись, созданная дамой. Там их можно увидеть и по сей день.

Мария жила и работала в середине XIX века. Ее жизнь была недолгой, однако яркой и полной событиями и творчеством. Девушка окончила академию живописи, но большую часть знаний она получила за счет самообразования. Еще при жизни ее работами интересовались, их выставляли, о них много писали в прессе. К сожалению, сегодня практически не сохранилось оригиналов ее произведений. Они были уничтожены в период Второй мировой войны. Самая знамения в мире картина художницы называется «Дневник».

5. Анжелика Кауфман

Анжелика Кауфман — одна из самых образованных дам века Просвещения. Ее отец также был художником, но больших успехов на этом поприще не добился. Семейство Кауфман много путешествовало и переезжало жить с места на место. Девочка уже в 9 лет хорошо владела карандашным рисунком и масляной живописью.

С детства она мечтала о популярности. И ей это удалось. Она была единственной леди, которая была зачислена в члены Академии святого Луки. А спустя непродолжительное время во Французскую Самыми плодотворными в плане творчества были годы, которые она прожила в столице Великобритании. Анжелика творила в стиле неоклассицизм. В Эрмитаже можно насладиться такими ее полотнами:

  • «Безумная Мария»;
  • «Детство Девы Марии»;
  • «Монах из Кале»;
  • «Автопортрет»;
  • «Портрет графини А. С. Протасовой с племянницами».

6. Мария Тюссо

Фамилия художницы на слуху у многих. Все благодаря Музею восковых фигур, который быстро приобрел и не теряет своей популярности. Отец Мари также был скульптором. Именно он передал ей в наследство знаменитый музей, в котором трудилась художница. Позже она передала это дело своим детям и внукам.

Музей находится в Лондоне (район Мэрилебон). Он был основан 200 лет назад. Имеет 19 филиалов по всему миру.

7. Камилла Клодель

Знаменитая женщина-художница и очень талантливая и упорная женщина. Восемнадцатилетняя девушка самостоятельно решила покорить столицу Франции и добилась успеха. Камилла занималась скульптурой и графикой. Творила в стиле импрессионизм.

Список самых выдающихся работ Камиллы Клодель:

  • "Талант и вдохновение";
  • «Бронзовый вальс»;
  • «Мольба»;
  • «Зрелость».

Часть работ художницы своим именем подписал ее учитель и любовник Роден Огюст. Это скульптуры:

  • "Поцелуй";
  • "Вечный идол" и многие другие.

Работы которую поэт Григорий Марковский назвал «Медеей эпохи Модерна», можно увидеть в музее «Орсэ» в Париже.

8. Фрэнсис Макдональд

Фрэнсис прославилась тем, что вместе со своей талантливой сестрой стала родоначальницей стиля ар-деко. Ее полотна в стиле модерн знают во всем мире, и они поистине уникальны. Знаменитые картины:

  • «Сон»;
  • «Мать роз»;
  • «Офелия».

К сожалению, муж Фрэнсис после ее кончины сжег большую часть ее картин.

9. Невероятная популярность бабушки Мозес: «В 76 лет жизнью только начинается…»

Так говорила знаменитая американская художница Анна Мозес. Может ли слава прийти в столь почтенном возрасте, когда ты только недавно просто вышивала, а потом робко и неуверенно, в 70 лет, начала делать первые штрихи кистью? Оказывается, да!

Ее звали бабушкой Мозес. Не многие слышали про эту далеко не молодую художницу-самоучку, которая стала писать картины скорее от наличия большого количества свободного времени.

Анна Мозес — это чудесный человек, у которого стоит поучиться жить! Она говорила о прожитых годах как о картине, которую она писала мазок за мазком долгие годы. Но полотно еще не окончено! Даже когда казалось, уже все, можно добавить такие финальные штрихи, что весь мир просто ахнет! Так она и поступила. Но все по порядку. Далее расскажем о пути к искусству одной из самых знаменитых в мире женщин-художниц.

Несколько слов о художнице

Когда миссис Мозес начала творить, она была вдовой фермера и матерью 10 детей. К сожалению, 5 из них ушли из жизни еще совсем крохами. Анна Мэри Мозес — так звучит полное имя мастерицы живописи.

Она родилась в сентябре 1860 года. Ее родители были фермерами, которые проживали в штате Нью-Йорк. Ни сейчас, ни тогда здесь ничего не наталкивало на культурное развитие. Окраину района, где проживала семья, сложно было назвать вполне цивилизованным местом. Однако Мэри это мало заботило. В этом смысле она напоминает о том, что настоящий талант пробьется везде, как сильный росток, который пробивается сквозь толщу асфальта, желая развиваться и наслаждаться ласковыми солнечными лучами.

Семья Анны жила бедно. Образование девочки закончилось на том, что ее научили читать и писать. Большего мать с отцом дать ей не смогли. Уже в 12 лет ей пришлось наняться прислугой к богатым соседям. И с того момента все ее мысли были о том, как заработать денег, чтобы не умереть с голоду.

Замужество

Замуж она вышла, по меркам того времени, невероятно поздно — аж в 27 лет! В тот период истории девушки такого «почтенного» возраста уже считались практически старыми девами. Надежд найти приличного жениха у таких дам было очень мало. Мужем Анны стал такой же работяга и бедняк, как и она. Парень был простым батраком и еле сводил концы с концами. Но молодые люди искренне любили друг друга и преодолели все трудности, крепко держась за руки.

Восемнадцать лет они копили средства, чтобы приобрести маленькую ферму на своей родине. В 1905 году сбылась мечта супругов Мозес. У них появилось собственное дело. Анне на тот момент уже 45 лет. Тридцать три года она работала на чужих людей от зари до зари, а дальше ее ждал тяжелый труд на собственной усадьбе. О том, что когда-то она начнет писать чудесные картины, не было и мысли.

В 1927 году Мозес исполнилось 67 лет. Она стала бабушкой. Мужа женщина в тот же год похоронила. Управлять их семейным делом стал старший сын. У Анны появилось немного свободного времени, и она посвятила его вышивке. Этому занятию она была предана около 9 лет.

В 76 лет она решила попробовать себя в живописи. Возможно, она бы и дальше орудовала только иглой, но ее страшно мучила такая болезнь, как артрит. Дочь посоветовала ей взять в руки кисть, зная о том, что мама с детства обожала рисовать, но возможности не имела. Свои первые работы бабушка Мозес раздаривала детям, родственникам, друзьям.

Сюжеты ее полотен покорили своей миловидностью и наивностью. Это были прекрасные усадьбы, ухоженные чудесные фермы, сценки из жизни простых крестьян. Они больше напоминали картинки, которые рисуют дети. Стиль, в котором работала мастерица, называется примитивизмом. Однако в этих работах была живость и динамика. Особенно хорошо у знаменитой женщины-художницы выходили картины, на которых были изображены пейзажи. На зимних детишки играли в снежки, на летних — купались в реках и играли в догонялки.

Картины

Миссис Мозес выставляла свои работы на местных ярмарках, рядом красовались ее вкуснейшие джемы, которые пока удостаивались большей похвалы и внимания. Самые яркие ее работы:

  • «Зима»;
  • «Клетчатый дом»;
  • «Дом на Рождество»;
  • «Позвольте мне помочь»;
  • «Хэллоуин».

Неожиданная популярность

Известность пришла к Анне нежданно и негаданно, в возрасте 78 лет. Картины бабушки Мозес случайно увидел один известный коллекционер, проходивший мимо магазинчика, в витрине которого были выставлены ее полотна в стиле примитивизм. Он сразу же поинтересовался, кто автор картин. Владелица ответила, что есть тут одна необычная бабушка, которая всем раздаривает свои работы.

Мужчина пошел к дому Мозес, он был незаперт, а женщина играла на заднем дворе с внуками и кормила цыплят. Коллекционер, которого звали Луис Калдор, попросил посмотреть все ее полотна. Он предложил ей приобрести все ее 14 работ за большие деньги. Анна не сразу поняла, что именно он хочет купить: ее дом или работы. Перед тем как удалиться, он сказал, что сделает Мозес знаменитостью. Бабушка подумала, что у него проблемы с головой…

На тот момент в США стало модным «народное творчество». В этот поток и попала Мозес. Далее Луис Калдор стал продвигать произведения бабушки Мозес на все доступные ему выставки в Нью-Йорке. Поначалу интереса к картинам было мало. Однако упрямство — путь к победе!

Выставки

В октябре 1940 года коллекционер открыл выставку картин Анны Мозес в современной Нью-Йоркской галерее Galerie St. Etienne. Женщине на тот момент исполнилось 80 лет. Она лично поблагодарила всех присутствующих. Далее слава обрушилась на пожилую даму. Ей заказывали десятки полотен. Ее работы стали печатать на открытках, обертках, постерах, посуде, материи.

Женщина-художница прожила 101 год и вдоволь насладилась славой. Под конец жизни она стала по-настоящему счастлива, ведь у нее было любимое дело, которым она горела, а ее произведения продавались очень дорого. Талант знаменитой американской художницы признан во всем мире. Ее наивные и теплые, душевные работы настолько милы, что в них просто растворяешься, ведь картины написаны настоящей бабушкой: доброй, ласковой, всепрощающей.

Она не зря входит в число знаменитых женщин-художниц России. Ее картины «За завтраком», «За туалетом», «Беление холста» и многие другие после ее кончины будут продавать за баснословные суммы. Сама же художница прожила жизнь небогато. В рамках этой статьи поведаем несколько интересных фактов из ее жизни.

  1. В юные годы Зинаида полюбила своего кузена. Естественно, семья стала противиться этому браку. Молодые люди решили сбежать.
  2. Большая часть работ художницы посвящена работам крестьян на полях. Чтобы иметь возможность рисовать с натуры, она вставала приходила на поле, где расставляла мольберт и раскладывала кисти.
  3. Из-за запредельной бедности, в которой она провела большую часть жизни, Зинаиде приходилось самостоятельно изготавливать краски.
  4. Уезжая, как ей казалось, на время во Францию и оставляя детей в России, она и подумать не могла, что увидит их только через 36 лет.
  5. В Россию Серебрякова так и не вернулась. Ее могила находится во Франции.

Выставки картин Серебряковой часто проходят в Нью-Йорке и Чикаго.


С древнейших времен живопись, как и другие виды искусства, была прерогативой мужчин. У всех на слуху имена великих художников от эпохи Возрождения до знаменитых модернистов и абстракционистов XX века, вписавших большими буквами свои имена в историю мирового искусства. Чего нельзя сказать о не менее талантливых женщинах- художницах . О них знают совсем не многие. Так уж сложилось исторически, что талантливым женщинам веками приходилось отвоевывать место под солнцем у мужчин.


Впервые начали появляться полотна, подписанные женскими именами, лишь в эпоху Ренессанса. Но, чтобы добиться полного равноправия и признания в изобразительном искусстве понадобилось еще пятьсот лет. Лишь к началу 19 века женщины у мольберта заняли свое достойную страницу в истории мирового искусства.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000molbert-0005.jpg" alt="Автопортрет.

Софонисба Ангиссола (1532-1625)

Sofonisba Anguissola - испанская художница, которая была придворным живописцем короля Испании. Ее кисти принадлежат множество портретов членов королевской семьи и аристократов. Ее две сестры, также были художницами.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000molbert-0039.jpg" alt="Автопортрет со спинетом.

Артемизия Джентилески (1593-1653)

Имя Artemisia Gentileschi - символ борьбы женщины за право быть художником в Италии. В 17 веке ей удалось стать первой женщиной, которую приняли в старейшую в Европе Академию изящных искусств во Флоренции.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000molbert-0022.jpg" alt="Автопортрет. (1671). Автор: Мария ван Остервейк." title="Автопортрет. (1671).

Анна Васер (1678–1714)

Anna Waser - швейцарская художница и гравер.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219415937.jpg" alt="Автопортрет с портретом сестры. (1715 г.) Автор: Розальба Каррера." title="Автопортрет с портретом сестры. (1715 г.)

Ангелика Кауфман (1741-1807)

Немецкая художница, дочь живописца Angelica Katharina Kauffmann вошла в число основателей британской Королевской академии художеств и на протяжении последующих полутора веков, она и Мэри Мозер - художница из Швейцарии, были единственными женщинами, получившими в ней членство.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000molbert-0014.jpg" alt="Ангелика Кауфманн - Автопортрет 1787 г. Галерея Уфиццы." title="Ангелика Кауфманн - Автопортрет 1787 г. Галерея Уфиццы." border="0" vspace="5">


Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842)

Еlisabeth-Louise Vigеe-Le Brun - французская художница, мастер портретного жанра, представительница сентиментального направления в классицизме.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000molbert-0009.jpg" alt="Автопортрет 1790 год. Автор: Элизабет Виже-Лебрен. " title="Автопортрет 1790 год.

Сентиментальный жанр позволял художнице изображать портретируемых в весьма выгодных позах и элегантных одеждах, поэтому Луиза Виже-Лебрён пользовалась любовью среди французской аристократии и членов монарших семей.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000molbert-0006.jpg" alt="Художница, пишущая портрет музыкантши. (1803). Автор: Маргарита Жерар. " title="Художница, пишущая портрет музыкантши. (1803).

Мария Башкирцева (1858-1884)

Башкирцева Мария Константиновна - уроженка села Гавронцы Полтавской губернии, большую часть прожившая во Франции, считала себя русской писательницей и художницей. Умерла в 26 лет от туберкулеза.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000molbert-0012.jpg" alt="Автопортрет.

Мари Габриэль Капет (1761–1818)

Marie-Gabrielle Capet окончила Королевскую Академию Искусств в Париже в то время, когда в учебном заведении разрешалось учиться лишь четырем женщинам одновременно. Была талантливой портретисткой, мастерски писала акварелью, маслом и пастелью. Принимала участие в художественных выставках и салонах.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000molbert-0015.jpg" alt=" Автопортрет с двумя моделями. (1785г.) Автор: Аделаида Лабиль-Жиар. " title=" Автопортрет с двумя моделями. (1785г.)

Анна Валлайе-Костер (1744-1818).

Анна Валлайе-Костер - французская художница, дочь королевского ювелира, любимица королевы Марии-Антуанетты.

Автопортрет.

Этот список можно продолжить и далее перечислять имена и достижения художниц с мировыми именами, жившими и творившими в 20 веке. Это и Тамара де Лемпицки с ее эффектными произведениями, Фрида Кало с пронзительными картинами. А также воодушевляться, испытав настоящий восторг, при виде работ русских художниц Зинаиды Серебряковой и Александры Экстер.

Однако мужчины-художники по-прежнему норовят принизить роль женщин в истории искусства и поддерживают миф, что они плохие художники: "Даже если в занятиях живописью в художественной академии более 90 процентов составляют женщины, это факт, что очень немногим из них удастся стать по-настоящему мощными художниками",- заявил Георг Базелиц - известный немецкий художник.

Талантливым просвещенным женщинам во все времена приходилось нелегко. Многим приходилось отказываться от семейных уз ради своего творчества, оставаясь при этом