Биография нади рушевой. Надя Рушева

Существует много людей, талант которых открывается еще в раннем детстве. Однако далеко не все они становятся знаменитыми и получают мировую славу. Многие так и остаются никому не известными гениями, которые вынуждены с трудом влачить свое жалкое существование. Но есть и такие личности, которые, наоборот, на пике своей популярности рано уходят из жизни. Именно к ним и относится Надя Рушева. Это маленькая 17-летняя художница с трагической и одновременно счастливой судьбой, о которой мы и расскажем в нашей статье.

Рождение, отрочество и юность маленькой художницы

Говорить о навечно юной 17-летней девочке, которой была уготована столь короткая, но очень яркая судьба, можно только положительно. Она - это маленькое солнышко, которое при жизни вызывало только восторг. Родилась Надежда 31 января в 1952 году в семье талантливого мастера изобразительного искусства Рушева Николая Константиновича и первой тувинской балерины Наталии Дойдаловны Ажикмаа-Рушевой. Однако Надюша росла не совсем обычным ребенком.

Необъяснимая тяга к рисованию

Склонность к рисованию у девочки появилась в раннем детстве. Еще в пять лет отец малышки стал замечать одну интересную особенность: как только он начинал читать вслух сказки, его дочь тут же вскакивала, куда-то убегала и возвращалась с карандашом и бумагой. Затем она садилась рядом, внимательно слушала папин голос и старательно что-то чертила на бумаге. Вот так помаленьку Надя Рушева стала рисовать.

Школа и рисование

Родители очень любили Надюшу, поэтому до школы старались «не забивать ребенку голову» точными и гуманитарными науками. Они специально не учили ее ни писать, ни читать. Когда малышке исполнилось семь лет, ее отдали учиться в школу. Так Надежда впервые стала осваивать науки, учиться писать, читать и считать. Несмотря на свою усталость и загруженность в рамках школьной программы, девчушка все же находила время и по полчаса в день после уроков отводила на рисование.

Не иссякла с годами и заинтересованность художницы русскими сказками, мифами и легендами Древней Греции, библейскими притчами. В этом возрасте Надя Рушева продолжила совмещать свое любимое занятие, рисование, с прослушиванием вечерних сказок в исполнении папы.

Первый рекорд по числу картинок

Однажды Надя, как обычно, сидела и слушала папу, который читал для нее «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина и традиционно делала наброски. Когда любопытство Николая Константиновича взяло верх, и он решил посмотреть, что же там рисует девочка, его удивлению не было предела. Как оказалось, за время чтения сказки Надюша создала целых 36 картинок, соответствующих тематике произведения. Это были чудесные иллюстрации, простота линий которых поражала воображение.

В чем особенности рисунков Нади Рушевой

Главная особенность живописи Рушевой заключалось в том, что за время своей молодой карьеры девочка ни разу не сделала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Художница предпочитала создавать свои шедевры с первого раза. И если при этом у нее что-то не получалось или ее не устраивал полученный результат, она попросту сжимала, выбрасывала картинку и начинала сначала.

По словам самого юного дарования, она слышала или читала какую-нибудь историю, брала лист бумаги и уже мысленно видела, какое изображение на ней нарисовать.

Надя Рушева (биография): признание у взрослых

Первая выставка и первый жизненный опыт

Старания советского художника Рушева Николая Константиновича не были напрасными. Когда Надежде исполнилось 12 лет, с его помощью была организована ее самая первая персональная выставка. Сколько радости и положительных эмоций принесла она пятикласснице, мечтающей стать известным мультипликатором!

И хотя многие критики с настороженностью и неким недоверием отнеслись к школьнице, за плечами которой не было диплома об окончании специализированного художественного училища и большого жизненного опыта, это не оттолкнуло, а, наоборот, стало определенным стимулом для художницы. Надя Рушева (фото ее можно увидеть выше) не оставила свое хобби, а продолжала развивать и улучшать свои способности.

Однако наряду с неожиданно нагрянувшей популярностью в жизни девочки практически не произошло никаких изменений. Она все так же продолжала ходить в школу и учиться, гулять с подругами, читать и много рисовать.

Создание новой серии иллюстраций

В 13 лет Надя Рушева создала новую серию картинок, являющихся иллюстрациями к произведению «Евгений Онегин». На удивление всем родственникам, друзьям и знакомым, девочке-подростку удалось совместить две невероятные вещи: не только отобразить людей, соответствующих определенной исторической эпохе, но и даже передать их настроение.

Рисунки - это лучик Надежды

Картины Надежды Рушевой - это обычные карандашные или акварельные наброски, представляющие собой набор контуров и линий. Как правило, в них почти полностью отсутствовали штриховка и тонировка.

По словам известного скульптора Василия Ватагина, рисовала Надя Рушева картины, обладающими простыми линиями. Однако они были выполнены в настолько легкой технике, что такому мастерству могли бы позавидовать многие опытные, взрослые живописцы.

Если говорить о персонажах художницы, то они настолько тщательно подобраны и прорисованы, что, глядя на них, просто диву даешься. Ее мифические персонажи совсем не злые. Наоборот, они добрые и призваны вызывать только позитивные эмоции.

По словам самого папы девочки, ей хорошо удавалось улавливать настроение авторов, которые написали то или иное произведение, а также переносить его на бумагу. Кентавры, русалки, боги и богини, персонажи из Библии и сказок словно оживали под карандашом талантливой художницы. Очень жаль, что рано ушла из жизни Надя Рушева. Смерть настигла ее в столь юном возрасте. Подробнее о том, как это произошло, расскажем ниже.

Выставки и новые достижения девочки

В течение последующих пяти лет работами Надежды заинтересовались многие издательства, а также представительства сферы искусств. За этот период прошло 15 новых выставок работ юной художницы. Они с успехом состоялись в Польше, Румынии, Индии, Чехословакии и других странах мира. Среди картин Надюши были иллюстрации к древнегреческим мифам и легендам, к сказкам и произведениям советских поэтов и прозаиков.

Произведение Булгакова в творческой жизни Надежды

Особым штрихом на жизненном пути Надежды стал ряд иллюстраций, сделанных ею во время чтения такого знакового как «Мастер и Маргарита». На тот момент девушке только исполнилось 15 лет.

Для тех, кто не владеет информацией, главные герои данного романа - это яркие прототипы самого автора и его прекрасной супруги. Даже не догадываясь об этом, Надя Рушева интуитивно почувствовала это сходство и сделала все возможное для того, чтобы перенести свои мысли на бумагу.

Необычайная тяга к балету

Мало кто знает, что, помимо литературных произведений, художницу интересовал еще и балет. Маленькая надежда часто бывала на маминых репетициях и любовалась ее грацией во время выступления. Один раз Надежде даже удалось нарисовать иллюстрацию к балету «Анна Каренина», причем задолго до того, как музыка к этому произведению была написана.

Выбор Булгакова

Когда автор нашумевшего сегодня романа увидел Надины иллюстрации, он был поражен ими. Поэтому он сразу же решил использовать их как эффектные иллюстрации для книги. Так юная художница стала первым пятнадцатилетним автором, которому официально разрешили проиллюстрировать роман. Позднее она проиллюстрировала и роман «Война и мир» Л. Толстого.

Неожиданная кончина

Никто даже и не мог подумать, что так быстро и неожиданно покинет этот мир Надя Рушева. Причина смерти ее, по официальным данным, - разрыв одного из сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг.

«Все произошло внезапно, - делился своими впечатлениями отец девочки. - Ранним утром Надежда, как обычно, собиралась в школу, вдруг она почувствовала себя плохо и потеряла сознание. Медики более пяти часов боролись за ее жизнь, но спасти ее им все же не удалось».

И хотя родители девочки не хотели терять надежду, новость о кончине их дочери окончательно выбила их из колеи. Отец и мать долгое время не могли поверить в то, что их солнышка уже больше нет рядом. Вот так и ушла из жизни Надя Рушева. Причина смерти - врожденная аневризма.

Со дня кончины талантливой художницы прошло уже много времени, но даже сегодня память о ней жива в сердцах ценителей ее творчества и прочих деятелей искусств.

80

Позитивная психология 15.11.2012

Хочется рассказать о необычной судьбе безмерно талантливого ребенка, который был наделен просто божественным чутьем и интуицией. Интересный факт, что родилась она в один день с Вангой, известной ясновидящей. Статья немного грустная, потому что Надя прожила совсем недолгую жизнь. Но как она сумела прожить её.

Вот отрывок из журнала «Нева» за 1972 год.

Падал снег. Пушистый, мягкий, мартовский. Девочка бежала по аллее пушкинского парка, и на её пути возникали наброски - веткой по снегу наносились упругие линии. И вот горит в бриллиантах снежинок тонкий девичий профиль, смеётся молодой Пушкин, рождаются образы его лицейских друзей…

Веткой по снегу. Уверенно, щедро, ловко. Ей и вправду легко - подарить талому снегу несколько мимолётных мыслей, образов. Она молода, талантлива, впереди вся жизнь. Сколько ещё расскажет она своими рисунками о любви к людям, к жизни, о красоте земли и городов, об этом вот заснеженном, сказочном Ленинграде, где молодые кинематографисты снимают сейчас последние кадры фильма о ней, московской школьнице.

Эрмитаж, Зимний дворец, квартира Пушкина на Мойке… и всё это можно рисовать сколько душе угодно, - говорила она, отзвучивая фильм, - хожу по улицам с альбомом, и просто плакать хочется от счастья.

А через три дня, 6 марта 1969 года, Нади Рушевой не стало. Причина смерти: аневризма сосудов головного мозга…Ушла на взлете, не дожив даже до совершеннолетия.

Девочка семнадцати лет, которая оставила после себя больше 15 тысяч работ. Они были выполнены и карандашом, и акварелью, и тонким пером, и фломастерами. Такая во всем техника, пластичность, столько мудрости, что трудно поверить, что это все нарисовано ребенком. Такого количества работ хватило бы на долгий век даже большого состоявшегося художника.

Рисовать Надя начала, когда ей не было и 5 лет. Семья была очень творческой. Отец — известный русский театральный художник, а мама – первая тувинская балерина. Родилась она в Монголии. И имя ей дал друг семьи, назвали её Найдан. В переводе это означало вечно живущая.

И вот такая судьба. Хотя, если поискать более глубокий смысл во всем, тут есть своя глубина. Имя её сейчас известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. И сама Надя в своем дневнике писала: «Лучшее средство от бессмертия — талант».

Жизнь оборвалась внезапно. Надя просто собиралась в школу и упала на пороге своей квартиры. Спасти её не удалось. Единственная дочка у родителей. Это сейчас делают операции при таком диагнозе и спасают людей. А тогда просто еще медицина была бессильна, врачи удивлялись, как она смогла такую долгую жизнь с этим диагнозом прожить.

Детство Нади прошло в Москве. Все сказки и истории, которые ей рассказывали и читали родители, тут же все было обличено в рисунки. Папа, который обожал дочку, много ей читал, а Надя в это время рисовала. И вот однажды вечером после чтения, Надя встала и попросила блокнот и карандаш, тут же набросала 36 рисунков на тему «Сказки о царе Салтане». Причем, именно детали потрясли отца. Детали эпохи, костюмов, характера персонажей.

Невроз – грустное слово, оно щемит души миллионов жителей нашей планеты, сковывает их тело и разум, вселяет апатию и уныние, вызывает шок и депрессию. Сайт http://психоанализ.рф/ посвященный психотерапии неврозов: профилактике и лечению неврозов, их симптомов и психосоматических заболеваний. Наши специалисты всегда готовы оказать вам психологическую помощь в сложных ситуациях.

Рисунки Нади Рушевой.

Сначала рисовала только карандашом без всяких красок и цвета. Так ей все подсказывало воображение. В 7 лет, когда пошла в школу и стала писать ручкой с пером, тут же появились и рисунки пером. Позднее стала и краски использовать. Всегда рисовала начисто. Говорила при этом, что она все видит и просто обводит все.

Училась она в обычной московской школе и только в выходной день посещала изостудию во Дворце Пионеров. Обожала Таривердиева и Высоцкого, «Битлз» и Рахманинова. И много-много рисовала.

Шаловливая девочка, которая была заводилой в классе, тут же преображалась, когда занималась творчеством. Мечтала поступить во ВГИК и получить профессию мультипликатора.

17 лет жизни девочки и более 15 тысяч работ. Вы только вдумайтесь в это. Причем, удивительно разносторонняя тематика самих рисунков: космос, животные, балет, сказки, мода, грация, библейские сюжеты, рисунки к любимым книгам и многое другое.

Надю называли вундеркиндом времен хрущевской оттепели. О ней снимали фильмы при жизни, а её персональные выставки советское правительство с гордостью посылало за границу. Первая выставка прошла в 12 лет. Затем были выставки в Питере, Артеке, Варшаве и других городах и странах. При жизни Нади было 15 персональных выставок. В настоящее время более 150 выставок прошло в Монголии, Японии, США, Германии и других странах.

Сегодня её работы хранятся не только в музеях и частных коллекциях, но и в музее школы, где она училась. И школа проводит конкурсы детских рисунков «Надежда есть» в честь Нади.

Самый любимый поэт у Нади был Пушкин со сценками из жизни его персонажей. Как-то Надя получила двойку по литературе за сочинение по роману «Война и мир». Её размышления никак не совпадали с общепринятыми.

«Какой же он герой, – спорила она с преподавателем по литературе о личности Андрея Болконского, – если отец запретил ему жениться, если он подверг любимую Наташу годичному испытанию и при первой же ошибке – вернул ее письма… Это не по-рыцарски. Он – храбр, но это долг каждого солдата. А вот Пьер – он герой! Никто не призывал его на Бородинское сражение, в самое пекло, на батарею Раевского! Никто не упрашивал его спасти ребенка из огня и женщину от грабителя-француза. За это он под расстрел угодил… И когда Наташе было очень плохо, то он один ее поддержал. Друзья познаются в беде…»

Вот такая мудрость девочки. Давайте посмотрим некоторые рисунки Нади на пушкинскую тему.

Лицеисты и Пушкин Умирающий Пушкин

А.С.Пушкин А.С.Пушкин и А.Керн

А булгаковской серией работ восхищались заслуженные художники и деятели искусства. Эти рисунки признаны лучшими за всю историю изданий романа. Недетский почерк детского рисунка. Вот несколько рисунков на эту тему.

Мольба Фриды Коровьев и Бегемот.

Первая встреча мастера и Маргариты

Маргарита читает рукопись мастера

«Я живу жизнью, кого рисую» — так говорит Надя о своих работах. Меня очень потрясли рисунки на христианские темы. Для не неё не существовало тайн. Она отчетливо видела прошлое и представляла будущее. Никогда не рисовала с натуры. Образы все, как говорила Надя, были в её голове.

Посмотрите замечательный ролик с её работами. «Моцарт рисунка» так называли эти работы. Большинство работ Нади хранятся в музее Пушкина в Москве.

Именем Нади названа одна из планет солнечной системы. А космонавт Георгий Гречко, взяв на орбиту рисунки Нади, показал их всему миру на телесеансе с Землей. Состоялся вернисаж работ девочки в масштабах всей планеты. Паропсихологи и экстрасенсы обратили внимание, что от некоторых работ Нади излучается энергия.

Для тех, кто хочет посмотреть небольшой фильм о Наде, приглашаю. Очень трогательные кадры с Надей, её мамой, которая сейчас живет совсем одна, ей 85 лет.

Памяти Нади Рушевой.

Как недолгий, но яркий фонарик,
Как зимою дыханье тепла,
Эта девочка - грустный очкарик -
Между нами однажды прошла.
Каждый штрих, словно ласточка детства,
Все по-пушкински - сразу ясней…
А потом с перехваченным сердцем
Я смотрел кинокадры о ней.
…Вот улыбка… Знакомые строфы…
Но я прутик забыть не могу,
Выводивший курчавый профиль
На весёлом лицейском снегу.
Макс Дахие.

А также хочется сказать еще несколько слов. Надеюсь, они будут правильно поняты. Сказать о том, что надо радоваться каждому дню, который тебе подарен Жизнью и просто жить…А еще поддерживать наших детей во всем. Пусть они тоже учатся позитиву, Доброте, Любви у нас и развивают свои творческие способности.

Мой душевный подарок на сегодня Каччини — Аве Мария в исполнении Вероники Джиоевой и камерного оркестра Новосибирской филармонии. Это католическая молитва к Деве Марии. Я вас знакомила уже с певицей. Послушайте необыкновенное исполнение, думаю, что в комментариях моих оно не нуждается.

Здоровья всем и жизненной мудрости. Берегите себя и своих близких.

Для людей, страдающих от дефицита йода морская капуста продукт необходимый в ежедневном рационе. Благодаря современным технологиям потребителям доступна морская капуста сушеная, замороженная или свежая.

Каждый заботливый родитель хочет, чтобы глазки его малышей были крепкими. Кедровое масло с прополисом - прекрасный дар природы - обладает подходящими защитными свойствами. А вы знаете о том, насколько полезно кедровое масло?

Чтобы турецкий горох не потерял своих полезных качеств, стоит знать как правильно хранить нут. Как и всю крупу, горох нут следует беречь от сырости и света, а также хранить в закрытых емкостях.

Давно замечено, что чаи могут как повышать кровяное давление, так и снижать его. Многим помогла фитотерапия для снижения давления. Какие травы использовать для снижения давления и как их правильно заваривать?

Без оливкового масла не обходятся самые вкусные блюда и лучшая косметика. Но мало кто знает, как принимать оливковое масло для похудения. Всего две столовые ложки в день и никаких утомительных диет.

Смотрите также

Надя Рушева. Легкость бытия...

«…Если хочешь, чтобы они немного потлели, гори дотла сам».
Надя Рушева

Надежда Рушева (имя при рождении: Найдан) родилась 31 января 1952 года в городе Улан-Батор в семье советского художника Николая Константиновича Рушева. Её мать — первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева.

Родители Нади познакомились в Туве, в августе 1945 года, куда москвича Николая Рушева, театрального художника, отправили в командировку. Молодого человека привлекал Восток - из этой поездки он привез не только впечатления, но и жену - балерину, девушку экзотической красоты (на старых фотографиях Наталья Дойдаловна, чистокровная тувинка, похожа на китаянок из фильмов Вонг Кар-Вая). По тем временам - редкий союз. Осенью 1946 года состоялась свадьба.

В 1950 году молодую семью ждало назначение, в Монгольскую Народную Республику, в театр оперы и балета Улан-Батора, где Николай Рушев - театральный художник, а Наталья Ажикмаа - педагог-балетмейстер. Там произошло и долгожданное событие: 31 января 1952 года на свет появилась дочь Надежда. Местный мудрец дал ей пророческое имя Найдан, что на монгольском означает "Вечно живущая".

Летом 1952 года Рушевы переехали в Москву. Наталья Дойдаловна оставила балет и полностью посвятила себя семье, воспитанию дочери. Николай Константинович стал работать на Центральном телевидении в редакции театральных постановок художником. Смыслом его жизни стало воспитание дочери. Николай Константинович души не чаял в Наде: много читал ей, делился своими обширными знаниями, умел рассказывать так, что воображение дочки развивалось безудержно, ярко. Он был в курсе её литературных, художественных, музыкальных предпочтений и, конечно, старался познакомить девочку с лучшими представителями мировой культуры.

Вот уже полвека Наталью Рушеву спрашивают, как ей удалось вырастить вундеркинда. И за все эти годы она так и не дала готового рецепта. Просто потому, что его нет. Свою единственную дочку Рушевы воспитывали, не впадая в крайности. Надя не была интровертным и замкнутым вундеркиндом. Напротив, тянулась к людям, новым лицам. Прекрасно двигалась - лихо отплясывала чарльстон, с удовольствием ходила на лыжах, каталась на коньках. Могла стать балериной, как мама, - имелись и грация, и высокий, «балетный» подъем стоп. Но Наталья Дойдаловна не хотела для дочери такой судьбы: «Стоять в массовке - нечего делать, а быть первой - очень тяжело».

Надя начала рисовать с трёх лет, причем никто не обучал её рисованию, также до школы её не учили читать и писать." Надюша научилась читать только в школе, в семь с половиной. Дома специально не учили, решили, научим рано - дочка будет скучать в классе. Еще мы никогда на нее не давили. Разве можно ребенка заставлять, ведь он же все наоборот сделает! - вспоминает Наталья Дойдаловна. - Рисовать она начала, как и все дети, едва научившись держать карандаш. Муж книгу оформляет, рисунок повесит на стену, чтобы лучше рассмотреть, а Надя подойдет и рядом свой прилепит. Что меня в ней всегда удивляло - не по-детски бережное отношение к вещам. Она никогда не рвала книжки, не ломала игрушки."

В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она, за один вечер, нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух. Обнаружив в Наде художественный талант, отец не поддался соблазну научить ее рисовать профессионально, не отдал дочь в художественную школу (девочка занималась лишь в студии Дворца пионеров по выходным у педагога Людмилы Алексеевны Магницкой). Он дал развиваться таланту дочери свободно, самостоятельно. Позднее, когда Надя уже во многом сложилась как художник, бывало даже, что он просил ее совета, когда что-то не получалось в рабочих эскизах.

Рисунок. Это был как бы еще и ее собственный язык - загадочный, порывистый, легкий. Как дыхание. Она и сама была легкой, подвижной, веселой, любила танцы, смех, шутки, безобидное озорство.Но над рисунком всегда - затихала, замирала. Над рисунком она как бы погружалась в другой мир, неведомый остальным. Она властвовала в рисунке. Она жила в нем. Сама говорила не раз: «Я живу жизнью тех, которых рисую..».Чем она рисовала? Цветными мелками, карандашом.

В возрасте шести - семи лет девочка подружилась с пером - ручкой, которым в первом классе все старательно выводили палочки и крючочки. Художники обычно им не рисуют - слишком хрупкий инструмент, да и поправки - исключаются.. Надя любила рисовать и фломастером, и карандашами, для нее это было в равной степени легко она говорила, что только обводит на листах бумаги внезапно проступившие контуры рисунка лица и фигуры, контуры и сюжеты. Она училась в 653 - ей московской школе, любила кататься на лыжах, играть в куклы.

В мае 1964 года — первая выставка её рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации её рисунков, когда ей было всего 12 лет. Московский журналист В. Пономарев («Известия») писал 17 апреля 1964 года в своей доброй и чуть ироничной заметке: «Браво, Надя, браво!" - Эти слова написал на одном из рисунков художницы итальянский поэт и сказочник Джанни Родари. Художницу интересует очень многое. Об этом говорят названия разделов выставки: "Русский балет", "Мир животных", "Космос и наука", "Сказки и фантазии", "Моды вчера и сегодня", "Эллины и рабы", "Мир детей", "Сила и грация".

За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. В 1965 году в № 3 журнала «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению — к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко».. Впереди были иллюстрации к романам «Война и мир» Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором. В 1967 году была в Артеке, где познакомилась с Олегом Сафаралиевым.

Пришла известность, слава, признание. Правда, гонораров из - за возраста Нади ей почти не платили - не принято было в те времена выплачивать деньги ребенку. Все уходило в карманы вышестоящих устроителей выставок, взрослых дядей и тетенек, в неведомые союзы и комитеты. (Лишь однажды, на скудно выплаченную часть какого - то гонорара, родители Нади смогли купить ей демисезонное детское пальто.) Впрочем, о деньгах никто и не спрашивал, это тоже было не принято в тогдашнем «сверхблагополучном» советском обществе. Но вот любопытный и трогательный штрих. На многих рисунках Надя Рушева изобразила себя в джинсах. На самом деле у нее их не было - семья со скромным достатком не могла позволить себе купить дочери, пусть и «самой лучшей девочке в Союзе» (так писали газеты) очень модную вещь. И Надя позволяла себе изредка мечтать о ней - хотя бы в рисунках!

Слава летела за Надей по пятам. Ее узнавали на улицах, брали интервью, расспрашивали, допытывали о Вдохновении, сравнивали с «Моцартом в живописи».. А Надя оставалась все такою же обычной. Спокойной, веселой, доброжелательной, совершенно «незвездной» девочкой. Одноклассники Рушевой очень долго не подозревали, что в ней кроется что - то некое, особенное..Ну, подумаешь - стенгазету оформила, мало ли кто хорошо рисует! Детям такое неведение, не виденье Таланта - вполне простительно. А взрослые..Взрослым в их каждодневной, жесткой суете тоже не всегда открывалось то волшебное, мгновенное, необъяснимое, что неслышно присутствовало в ее Даре и отчего захватывало дыхание, завораживало порою.

Надя любила рисовать и не мыслила жизни без рисования. . Когда она упоенно создавала свои циклы рисунков к разным темам, то чрезвычайно много читала и занималась, кроме этого любила поездки и путешествия, даже небольшие: на автобусе в парк, сквер, на реку, в лес... Ее мало привлекало пустое времяпрепровождение, а на первом месте для нее всегда были какие - то сложные духовные интересы и переживания: новые песни Владимира Высоцкого, стихи Евтушенко, поездка в музей Пушкина, билеты на балетный спектакль, книга об античном искусстве. Она могла спорить с любым по возрасту человеком о том, что считала важным и необходимым для верного понимания чего либо: явления, вещи, искусства, поступка.. В истории она осталась взрослым ребенком. В точности как ее любимый персонаж - Маленький Принц.

Надя умерла очень рано - в 17. Накануне девочка вернулась из Питера, где снималась в документальном фильме о Пушкине. Все произошло ошеломляюще, пугающе быстро! Вот как рассказывала о трагедии 6 марта 1969 года мама Нади, Наталья Дойдаловна Ажикмаа - Рушева: "5 марта 1969 года дочь с отцом приехали из Ленинграда. Они на несколько дней ездили на съемку документального фильма про Надюшу. Приехала моя доченька веселой, рассказывала о своих впечатлениях. Утром на следующий день я засобиралась на работу, а Надюша - в школу. Приготовила девочке антрекот и яичницу, она выпила стакан кофе. Дочь была оживленная, радостная. В руке она держала горящую красную свечу, по которой стекал белый воск. «Мама, посмотри, как красиво!» Я ушла, а через несколько минут она потеряла сознание. Николай Константинович в соседней комнате почувствовал неладное. Телефона не было. Он в домашних тапочках побежал в больницу. Там его долго расспрашивали. Наконец приехали, увезли мою девочку на "скорой помощи" в больницу. Через несколько часов она, не приходя в сознание, умерла. У нее оказался врожденный дефект одного из сосудов головного мозга. Сейчас это можно оперировать. Тогда не смогли. От кровоизлияния в мозг Надюши не стало. Никогда она не болела и не жаловалась.

Надя умерла шестого марта. А на следующий день мальчишки решили поздравить одноклассниц с 8 Марта. Всем девчонкам поставили на парты какие-то игрушечки. А Надя не пришла. Класс был потрясен известием о ее смерти. Бывает, что в классе кого-то любят. И ее любили… А незадолго до этого она гуляла с подругой по улице и заметила похоронную процессию. Печальная музыка… И она сказала: ну как же? И так тяжело - человек умер, а тут вдруг такая музыка. Еще больше людей добивают. Вот, говорит, если я помру, я бы хотела, чтобы меня похоронили в артековской форме (ее любимой форме) и чтобы играли "Битлз". И, между прочим, так и было..» Она ушла под музыку Битлз и оставила нам легкость пера, воздушность рисунка.

Та свеча, с застывшими восковыми слезами, до сих пор стоит на письменном столе художницы. Только вот из алой она стала бледно-желтой. От времени все теряет краски - выгорают сделанные фломастерами рисунки, как ни прячет их Наталья Дойдаловна от света, желтеют страницы книг, которые листала дочь, - не выцветают только воспоминания.

Надю похоронили на Покровском кладбище.На её могиле поставлен памятник, где воспроизведён её рисунок «Кентаврёнок». Там теперь лежит и Николай Константинович - отец пережил дочь всего на шесть лет.

Как это ни цинично, ранняя смерть только подогрела интерес публики к юной художнице. На ее выставку в Музее Пушкина стояли многочасовые очереди. О графике Рушевой с придыханием говорили искусствоведы. Выставки прошли более чем в двухстах городах - не только в Союзе, но и в США, Японии. Вдова Булгакова, Елена Сергеевна, которая познакомилась с Рушевыми уже после трагедии, утверждала, что Надины иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» - самые лучшие, а дар художницы - на грани ясновидения.

Перстень ее Мастера - точная копия перстня, который носил сам Булгаков, Маргарита же - вылитая вдова писателя… Елена Сергеевна собиралась содействовать изданию романа с Надиными иллюстрациями, но не успела - вскоре после встречи с родителями художницы Булгакова умерла. Рисунки 15-летней девочки на тему культового романа и сейчас выглядят свежо и волнующе - даже странно, что «Мастера» с иллюстрациями Рушевой так толком и не издали (если не считать барнаульского издания начала 90-х, качество печати которого оставляло желать лучшего).

Графику художницы в СССР вообще редко печатали из-за плохой полиграфии - это делали в Японии и Германии. Не торопятся издавать альбомы и сейчас, хотя технические возможности улучшились. «Была бы богатая - хоть календарь бы выпустила», - сокрушается Наталья Дойдаловна. На рисунках дочери родители заработали сущие слезы: в 1976 году вышел единственный альбом «Графика Нади Рушевой», отцу и матери заплатили за него 990 рублей. Но Наталья Дойдаловна и не думает о деньгах: «Когда делают экспозицию, это для нас честь. В 80-м году в Японии была Надина выставка. Устроители напечатали рисунки из «Пушкинианы», подарили мне несколько экземпляров». Сейчас подарок в красивой золоченой рамке украшает гостиную Натальи Дойдаловны.

В 1994 году Наталья Дойдаловна передала Государственному музею А.С.Пушкина значительную долю наследия Нади Рушевой. В октябре 2006 года в средней школе села Сесерлиг Пий-Хемского кожууна Тувы открылся музей имени Н.Д.Ажикмаа-Рушевой.


Cуществует много людей, талант которых открывается еще в раннем детстве. Однако далеко не все они становятся знаменитыми и получают мировую славу. Многие так и остаются никому не известными гениями, которые вынуждены с трудом влачить свое жалкое существование. Но есть и такие личности, которые, наоборот, на пике своей популярности рано уходят из жизни. Именно к ним и относится Надя Рушева. Это маленькая 17-летняя художница с трагической и одновременно счастливой судьбой, о которой мы и расскажем в нашей статье.

Рождение, отрочество и юность маленькой художницы

Говорить о навечно юной 17-летней девочке, которой была уготована столь короткая, но очень яркая судьба, можно только положительно. Она – это маленькое солнышко, которое при жизни вызывало только восторг. Родилась Надежда 31 января в 1952 году в семье талантливого мастера изобразительного искусства Рушева Николая Константиновича и первой тувинской балерины Наталии Дойдаловны Ажикмаа-Рушевой. Однако Надюша росла не совсем обычным ребенком.

Необъяснимая тяга к рисованию

Склонность к рисованию у девочки появилась в раннем детстве. Еще в пять лет отец малышки стал замечать одну интересную особенность: как только он начинал читать вслух сказки, его дочь тут же вскакивала, куда-то убегала и возвращалась с карандашом и бумагой. Затем она садилась рядом, внимательно слушала папин голос и старательно что-то чертила на бумаге. Вот так помаленьку Надя Рушева стала рисовать.


Школа и рисование

Родители очень любили Надюшу, поэтому до школы старались «не забивать ребенку голову» точными и гуманитарными науками. Они специально не учили ее ни писать, ни читать. Когда малышке исполнилось семь лет, ее отдали учиться в школу. Так Надежда впервые стала осваивать науки, учиться писать, читать и считать. Несмотря на свою усталость и загруженность в рамках школьной программы, девчушка все же находила время и по полчаса в день после уроков отводила на рисование.

Не иссякла с годами и заинтересованность художницы русскими сказками, мифами и легендами Древней Греции, библейскими притчами. В этом возрасте Надя Рушева продолжила совмещать свое любимое занятие, рисование, с прослушиванием вечерних сказок в исполнении папы.

Первый рекорд по числу картинок

Однажды Надя, как обычно, сидела и слушала папу, который читал для нее «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина и традиционно делала наброски. Когда любопытство Николая Константиновича взяло верх, и он решил посмотреть, что же там рисует девочка, его удивлению не было предела. Как оказалось, за время чтения сказки Надюша создала целых 36 картинок, соответствующих тематике произведения. Это были чудесные иллюстрации, простота линий которых поражала воображение.


В чём особенности рисунков Нади Рушевой

Главная особенность живописи Рушевой заключалось в том, что за время своей молодой карьеры девочка ни разу не сделала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Художница Надя Рушева предпочитала создавать свои шедевры с первого раза. И если при этом у нее что-то не получалось или ее не устраивал полученный результат, она попросту сжимала, выбрасывала картинку и начинала сначала.

По словам самого юного дарования, она слышала или читала какую-нибудь историю, брала лист бумаги и уже мысленно видела, какое изображение на ней нарисовать.


Надя Рушева (биография): признание у взрослых

Первая выставка и первый жизненный опыт

Старания советского художника Рушева Николая Константиновича не были напрасными. Когда Надежде исполнилось 12 лет, с его помощью была организована ее самая первая персональная выставка. Сколько радости и положительных эмоций принесла она пятикласснице, мечтающей стать известным мультипликатором!

И хотя многие критики с настороженностью и неким недоверием отнеслись к школьнице, за плечами которой не было диплома об окончании специализированного художественного училища и большого жизненного опыта, это не оттолкнуло, а, наоборот, стало определенным стимулом для художницы. Надя Рушева (фото ее можно увидеть выше) не оставила свое хобби, а продолжала развивать и улучшать свои способности.


Однако наряду с неожиданно нагрянувшей популярностью в жизни девочки практически не произошло никаких изменений. Она все так же продолжала ходить в школу и учиться, гулять с подругами, читать и много рисовать.

Создание новой серии иллюстраций

В 13 лет Надя Рушева создала новую серию картинок, являющихся иллюстрациями к произведению «Евгений Онегин». На удивление всем родственникам, друзьям и знакомым, девочке-подростку удалось совместить две невероятные вещи: не только отобразить людей, соответствующих определенной исторической эпохе, но и даже передать их настроение.

Рисунки – это лучик Надежды

Картины Надежды Рушевой – это обычные карандашные или акварельные наброски, представляющие собой набор контуров и линий. Как правило, в них почти полностью отсутствовали штриховка и тонировка.

По словам известного скульптора Василия Ватагина, рисовала Надя Рушева картины, обладающими простыми линиями. Однако они были выполнены в настолько легкой технике, что такому мастерству могли бы позавидовать многие опытные, взрослые живописцы.

Если говорить о персонажах художницы, то они настолько тщательно подобраны и прорисованы, что, глядя на них, просто диву даешься. Ее мифические персонажи совсем не злые. Наоборот, они добрые и призваны вызывать только позитивные эмоции.


По словам самого папы девочки, ей хорошо удавалось улавливать настроение авторов, которые написали то или иное произведение, а также переносить его на бумагу. Кентавры, русалки, боги и богини, персонажи из Библии и сказок словно оживали под карандашом талантливой художницы. Очень жаль, что рано ушла из жизни Надя Рушева. Смерть настигла ее в столь юном возрасте. Подробнее о том, как это произошло, расскажем ниже.

Выставки и новые достижения девочки

В течение последующих пяти лет работами Надежды заинтересовались многие издательства, а также представительства сферы искусств. За этот период прошло 15 новых выставок работ юной художницы. Они с успехом состоялись в Польше, Румынии, Индии, Чехословакии и других странах мира. Среди картин Надюши были иллюстрации к древнегреческим мифам и легендам, к сказкам и произведениям советских поэтов и прозаиков.

Произведение Булгакова в творческой жизни Надежды

Особым штрихом на жизненном пути Надежды стал ряд иллюстраций, сделанных ею во время чтения такого знакового произведения Булгакова, как «Мастер и Маргарита». На тот момент девушке только исполнилось 15 лет.

Для тех, кто не владеет информацией, главные герои данного романа – это яркие прототипы самого автора и его прекрасной супруги. Даже не догадываясь об этом, Надя Рушева интуитивно почувствовала это сходство и сделала все возможное для того, чтобы перенести свои мысли на бумагу.

Необычайная тяга к балету

Мало кто знает, что, помимо литературных произведений, художницу интересовал еще и балет. Маленькая надежда часто бывала на маминых репетициях и любовалась ее грацией во время выступления. Один раз Надежде даже удалось нарисовать иллюстрацию к балету «Анна Каренина», причем задолго до того, как музыка к этому произведению была написана.

Выбор Булгакова

Когда автор нашумевшего сегодня романа увидел Надины иллюстрации, он был поражен ими. Поэтому он сразу же решил использовать их как эффектные иллюстрации для книги. Так юная художница стала первым пятнадцатилетним автором, которому официально разрешили проиллюстрировать роман. Позднее она проиллюстрировала и роман «Война и мир» Л. Толстого.


Неожиданная кончина

Никто даже и не мог подумать, что так быстро и неожиданно покинет этот мир Надя Рушева. Причина смерти ее, по официальным данным, – разрыв одного из сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг.

«Все произошло внезапно, - делился своими впечатлениями отец девочки. - Ранним утром Надежда, как обычно, собиралась в школу, вдруг она почувствовала себя плохо и потеряла сознание. Медики более пяти часов боролись за ее жизнь, но спасти ее им все же не удалось».

И хотя родители девочки не хотели терять надежду, новость о кончине их дочери окончательно выбила их из колеи. Отец и мать долгое время не могли поверить в то, что их солнышка уже больше нет рядом. Вот так и ушла из жизни Надя Рушева. Причина смерти – врожденная аневризма.

Со дня кончины талантливой художницы прошло уже много времени, но даже сегодня память о ней жива в сердцах ценителей ее творчества и прочих деятелей искусств.

О гениальной девочке, которой так и не суждено было стать взрослой - Наде Рушевой.

"Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!" -
говорят японцы и недоуменно пожимают плечами:
мол, как же богаты талантами эти русские,
что могут позволить себе забывать даже о своих гениях".


Надя (Найдан) Рушева - советская художница-график, родившаяся в 1952 году и трагически погибшая в 17 лет от врожденной болезни.
Созданные полвека назад рисунки к «Мастеру и Маргарите» являются, пожалуй, самыми известными иллюстрациями романа. Их высоко оценила Елена Сергеевна Булгакова, вдова писателя и главный прототип Маргариты:

«Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность: Чем больше смотришь, тем больше это затягивает... Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила.»


Однажды весной, в час небывало жаркого заката...

Найдан (что на монгольском языке означает "вечно живущая") Рушева родилась в Улан-Баторе (Монголия) в семье советского театрального художника-декоратора Николая Рушева и педагога-балетмейстера, а в прошлом - профессиональной балерины родом из Тувы Натальи Ажикмаа-Рушевой. Сразу после рождения дочери Рушевы переехали в Москву, где прошла вся короткая жизнь художницы. Многие исследователи считают, что тайна рождения таланта Нади Рушевой кроется в первую очередь в творческой атмосфере ее семьи, которую она впитала с молоком матери.

Рисовать маленькая Надя начала в пять лет, исключительно по собственной инициативе. Ее никто этому не учил, она просто взяла в руки карандаш и бумагу и больше никогда в жизни с ними не расставалась. Известность пришла к художнице в 12 лет, когда состоялась ее первая персональная выставка в редакции журнала "Юность". Наталья Маслова, доктор психологических наук, пишет о детском периоде творчества художницы так: "Надя жила и мыслила рисунком. Она не рисовала с натуры и не знала бесконечных штудий. Она рисовала мыслимое и прочувствованное... Бумага сохранила впечатления девочки от прочитанных ей родителями сказок и мифов, от наблюдений за окружающим её миром".


Иешуа

Родственники Надиного отца не одобряли его решения не отдавать девочку в художественную школу. Как вспоминает двоюродная тетя Нади, доцент экономического факультета МГУ Зоя Грандберг, "в этом вопросе у Николая Константиновича были другие, более авторитетные и профессиональные советчики: академик, скульптор А.В.Ватагин, искусствовед Н.А.Демина, другие известные художники, которые считали, что главное в таланте Нади - ее необыкновенное воображение, которому научить невозможно. И дальнейшая Надина художническая судьба подтвердила это. С годами, по мере все большего Надиного взросления, ее развития как личности, открытой всем проявлениям современной жизни, жизни ее школы, ее друзей развивались и ее воображение, и ее мастерство графика".


Иван Бездомный.

Самые известные рисунки Нади Рушевой - это серия иллюстраций к сказке "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери, к роману в стихах "Евгений Онегин" Пушкина, к "Мастеру и Маргарите" Булгакова. Этот роман Надя прочла на одном дыхании, а потом они вместе с отцом прошлись по местам в Москве, где разворачивались сцены жизни Мастера, Маргариты, Ивана Бездомного, Берлиоза, Бегемота, Коровьева, Воланда и прочих. После этого появился прекрасный цикл рисунков, в котором Надя Рушева проявила себя как взрослый состоявшийся художник с душой провидца.
Говорят, Надя никогда не пользовалась ластиком, а рисунки создавала очень быстро, как будто лишь обводила видимые только ей линии на листе бумаги.


Гелла и буфетчик Соков.

За 17-летнюю Надину жизнь состоялось 16 выставок ее рисунков. Они выставлялись в Москве, Ленинграде, Чехословакии, Индии, Румынии, Польше, США. О Наде много писали в прессе. Но саму ее это будто бы и не очень волновало. В наследство от матери она получила сильный волевой характер и железную самодисциплину, поэтому всю свою жизнь посвятила рисованию, не отвлекаясь на мирскую суету вокруг ее таланта. У нее почти не было подруг и друзей, поэтому всем самым сокровенным она делилась с родителями, а они в свою очередь посвятили жизнь развитию таланта дочери.


Фрида.

В конце февраля 1969 года киностудия "Ленфильм" пригласила 17-летнюю художницу принять участие в съемках биографического фильма о себе. Надя уехала с отцом в Ленинград. Мать девочки вспоминала, что это были одни из самых прекрасных дней в жизни ее ребенка. Надя много гуляла по Ленинграду, знакомилась с его историей, памятниками архитектуры, музеями.


Мастер и Маргарита.

В начале марта Рушевы вернулись домой. Утром 6 марта Надя одевалась в школу, и вдруг без сознания упала на пол. Ее ошарашенный отец обежал всю квартиру, но ни у кого не было телефона, и тогда он побежал в ближайшую больницу за помощью. Но девушка так никогда больше и не пришла в сознание. Через несколько часов она умерла на операционном столе. Как пояснили потом врачи - из-за врожденной аневризмы сосуда головного мозга, которую в 60-е годы прошлого века еще не умели лечить.


Маргарита.

Надя оставила очень большое наследие - около 12 тысяч рисунков. Значительная их доля утеряна. Но до сих пор многие ее рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городской художественной галерее города Сарова Нижегородской области и Пушкинском музее в Москве. Кроме того, 470-я школа города Москвы, где училась девочка и которая сейчас носит ее имя, тоже владеет полуторатысячной коллекцией рисунков Нади. В школе действует музей, который знакомит нынешних учеников с творчеством их талантливой ровесницы родом из середины прошлого века.


Маргарита читает рукопись мастера.

Журналист и писатель Дмитрий Шеваров в своей статье о Наде Рушевой говорит о том, что творчество советской художницы оказалось чрезвычайно близко японской классической эстетике. "Японцы до сих пор вспоминают Надю, издают ее рисунки на открытках, - пишет Шеваров. - Приезжая к нам, они удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодежь в большинстве своем о Рушевой ничего не слышала. "Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!" - говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях".

Составлено на основе источников.