Герхарт гауптман одинокие. Смотреть что такое "Гауптман, Герхарт" в других словарях

Николай Алексеевич Плещеев, биография которого будет кратко изложена в статье, является ярким представителем русской интеллигенции XIX века. Он был прозаиком, поэтом, переводчиком, литературным критиком, и революционером.

Начало жизненного пути

Жизнь Плещеева была переполнена событиями, богата запоминающимися фактами. Родился писатель в семье, которая принадлежала к старинному дворянскому роду. Это радостное событие произошло в начале зимы 1825 года в Костроме. С 1826-го семья жила в Нижнем Новгороде, куда на государственную службу был переведен отец будущего поэта. Однако вскоре глава семейства умирает, и мальчик остается на попечении матери.

В 1839 году будущий поэт Плещеев вместе с ней переезжает жить в Петербург. Здесь он решает посвятить свою жизнь военной службе и поступает учиться в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Но, проучившись в учебном заведении два года, молодой человек понимает, что это не его предназначение. Он оставляет учебу и поступает в Петербургский университет на историко-философский факультет. Предметом его изучения становятся восточные языки.

Круг знакомых Плещеева к этому времени уже очень широк, несмотря на его молодой возраст. Он знаком с такими известными людьми, как Плетнев, Григорович, Краевский, Гончаров, Достоевский, Салтыков-Щедрин.

Общественная деятельность

В середине XIX века среди дворянской молодежи считалось престижным состоять в различных общественных движениях, кружках, партиях. Не остался в стороне от современных веяний и молодой Плещеев. Биография поэта полна сведений о его участии в подобных организациях, в том числе и революционных. Все эти увлечения были страстными и оказывали непосредственное влияние на судьбу поэта.
Так, например, находясь под воздействием влияния Бекетова, который руководил одним из студенческих кружков, Плещеев охладел к учебе и оставил университет в 1845 году, не окончив обучение. В это же время он начал посещать заседания кружка Петрашевского. Но особая тяга у молодого поэта была к кружку Дурова, где преобладали не столько политические, сколько литературные интересы.

Раннее творчество

Стихи Плещеева начали появляться в печати с 1844 года, главным образом в таких известных в то время изданиях, как "Отечественные записки", "Современник", "Литературная газета", "Библиотека для чтения". В стихах, относящихся к раннему периоду творчества, явно чувствуется влияние произведений Михаила Юрьевича Лермонтова.

Поэзии Плещеева присущи мотивы печали, одиночества, романтики. Во второй половине сороковых годов лирика поэта наполняется энергией протеста, призывом к борьбе с несправедливостью, угнетением. Революционный характер стихов Плещеева не остался незамеченным как поклонниками его таланта, так и властями.

Годы ссылки

В 1849 году в Москве вместе с другими вольнодумцами, принадлежавшими к петрашевцам, был арестован и Плещеев. Биография поэта пополнилась еще одной страницей жизни. После ареста он был доставлен в Петропавловскую крепость Петербурга, где находился в заключении около восьми месяцев. 22 декабря на Семеновском плацу ожидал казни, которая в самый последний момент была заменена четырехлетней каторгой, лишением всех прав на наследование состояния и воинского звания.


Плещеев был отправлен в город Уральск, в отдельный Оренбургский корпус, в качестве рядового. С 1852 года служба проходила в Оренбурге, где за особые заслуги он был возведен в звание унтер-офицера, а в 1856 году офицерское звание было восстановлено. В 1857 году Николаю Алексеевичу Плещееву было возвращено и звание дворянина.

За годы ссылки поэт сближается с людьми, близкими ему по духу, такими как поэт Михайлов, польские революционеры. Меняется и лирика поэта. В стихах появляется искренность, чувствуется собственный взгляд на некоторые стороны жизни. В это же время рождается цикл стихов, относящихся к любовной лирике. Они были посвящены будущей жене Николая Алексеевича.

После ссылки

Годы жизни поэта Плещеева можно разделить на два периода - до ссылки и после нее. Время, проведенное в суровых условиях, только закалило характер поэта, но не заставило его изменить прогрессивным идеям.

В 1858 году Плещеев приезжает в Петербург и знакомится здесь с Добролюбовым, Чернышевским, Некрасовым. В 1859 году переезжает жить в Москву. Здесь он активно занимается литературной деятельностью. На творческих вечерах, которые Плещеев устраивал в своем доме, бывали самые известные представители русской интеллигенции, такие как Лев Толстой, Николай Некрасов, Иван Тургенев, Петр Чайковский и многие другие писатели, поэты, актеры, музыканты.

Просветительская работа

Многие годы жизни Плещеева были посвящены просветительской деятельности, которая имела педагогическую направленность. В 1861 году совместно с Бергом им была издана хрестоматия "Детская книжка", в 1873 году при совместной работе с Александровым появляется сборник для детей, куда помещены лучшие произведения русской классической и современной литературы. Кроме литературных изданий, по инициативе Плещеева выпускаются учебно-познавательные сборники по географии. Всего было подготовлено и выпущено семь книг разной тематики.

Прозаик и переводчик

В те годы жизни Плещеева, когда он работал как переводчик, проявился весь его литературный талант. Многие стихотворные переводы с французского, немецкого, английского, славянских языков, выполненные Николаем Алексеевичем, до сих пор считаются лучшими. Часто поэт брался за произведения, которые до него никто не переводил на русский Плещеева принадлежат и некоторые научные переводы на исторические и социологические темы. Литературная критика также интересовала Николая Алексеевича, ей отводится особое место в его работе.


На протяжении всей творческой деятельности поэт не оставлял работу над прозой. Но надо сказать, что созданные им произведения не выходили за рамки существующих в то время традиций. Некоторые из рассказов и повестей можно назвать автобиографическими.

Говоря о том, что годы жизни поэта Плещеева были наполнены яркими событиями, встречами, знакомствами, увлечениями, нельзя не сказать и о пристрастии Николая Алексеевича к театру. Сам Плещеев был отличным чтецом. Он понимал и любил театральное искусство. Из-под пера поэта вышли пьесы, которые ставились на сценах ведущих театров страны.

Литературное наследие

Николай Алексеевич Плещеев, биография которого может вызывать только восхищение потомков, оставил после себя богатое культурное наследие.

Оригинальные и переводные стихи Плещеева завораживают своей мелодичностью. Именно поэтому они не остались незамеченными такими великими композиторами, как Чайковский, Мусоргский, Кюи, Гречанинов, Рахманинов. Более ста поэтических произведений поэта положены на музыку, являясь образцами искусства. Около 13 оригинальных и 30 переводных театральных пьес принадлежат перу Николая Алексеевича. Некоторые из них и сегодня входят в репертуар театров страны.
Сотни поэтических произведений Плещеева издаются в сборниках. Многие, став классическими, входят в хрестоматии по литературному чтению.

Жизнь Плещеева оборвалась 26 сентября 1893 года в Париже, но похоронен Николай Алексеевич в Москве.

Р усский писатель-петрашевец родился в обедневшей дворянской семье. Подростком его отдали в петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, где он, однако, не доучился, покинув ее 1843 году, чтобы поступить в Петербургский университет для изучения восточных языков. Благодаря университету он начал входить в литературные круги столицы, познакомился с Достоевским, Гончаровым, Салтыковым-Щедриным и другими.

В 1845 году он подружился с участниками кружка Петрашевского. Тогда же он оставил университет из-за стесненного материального положения и посвятил себя исключительно писательству. На следующий год вышел его первый сборник стихов, вскоре он начал пробовать себя и в прозе. В 1849 году Плещеев в числе других членов кружка петрашевцев был арестован. 21 человек был приговорен к расстрелу, но все были помилованы прямо на месте казни (в том числе Достоевский). Плещеев получил взамен четыре года каторги.

В 1850 году он оказался сосланным в солдаты в Уральске, затем в Оренбурге. Всего в тех краях он провел восемь лет. Плещеев добровольно принял участие в Туркестанских походах и за храбрость был повышен до унтер-офицера, а затем получил чин прапорщика и возможность перейти на гражданскую службу. Он поступил в канцелярию оренбургского губернатора и женился.

В 1858 году ему разрешили вернуться в Петербург и возвратили права потомственного дворянина. Тогда же, после десятилетнего перерыва, вышел его второй сборник стихов. На следующий год «под строжайшим надзором» он поселился в Москве и стал заниматься литературой, в частности сотрудничать с журналом «Современник». Со временем Плещеев все больше вовлекался в политическую жизнь, по неподтвержденным слухам, даже держал подпольную типографию. При этом лирика его оставалась мелодичной и романтической, из-за чего на его стихи было написано более сотни романсов и песен. В 1868 году овдовевший писатель переехал в Петербург и по приглашению Некрасова занял пост секретаря журнала «Отечественные записки».

В 1890 году Плещеев получил огромное наследство от одного из родственников, что позволило ему обеспечить детей, учредить фонды для поощрения талантливых писателей, финансировать издания. Через три года, направляясь для лечения в Ниццу, 67-летний Плещеев по дороге скончался от апоплексического удара.

Годы жизни: с 15.11.1862 по 06.06.1946

Немецкий писатель, драматург и поэт. «Патриарх» немецкой литературы и основатель школы «натурализма» в Германии. Лауреат Нобелевской премии по литературе.

Гауптман родился в 1862 году в Оберзальцбрунне (ныне Щавно-Здруй, Польша) в Силезии в семье владельца фешенебельного отеля. Сначала Гауптман посещал сельскую школу, а затем гимназию в Бреслау (ныне Вроцлав), но учёба ему не давалась. Поэтому в 1878 году он бросает школу и отправляется к своему родственнику изучать фермерское дело. На ферме Гауптман оставался недолго, однако приобретённый там опыт оказался для него очень важным. В 1880 году Гауптман поступает в королевскую школу искусств в класс скульптуры. Однако уже через год его из этого учебного заведения исключили. На свадьбе своего брата он познакомился с сестрой невесты Марией Тинеман, обладавшей значительным состоянием. Вскоре они тайно обручились. Гауптман начинает учёбу в университете в Йене. Именно там он сблизился с Эрнстом Геккелем, который познакомил его с идеями Дарвина, в большой степени повлиявшего своими теориями на развитие реализма в европейских литературах.Бросив университет, Гауптман отправляется вместе со своим братом Карлом в путешествие по Испании и Италии. В 1883 году Гауптман поселился в Риме, решив заняться скульптурой. Однако успеха в качестве ваятеля ему добиться не удалось. В Риме Гауптман проявил немалый интерес к античному искусству и начал писать стихи, не имевшие особого успеха. В 1885 году Гауптман и Мария, наконец, женятся. Гауптман начинает заниматься литературой, первыми опубликованными произведениями были новеллы «Масленица» и «Стрелочник Тиль» (1887). Однако, как и ранние стихи, прозаические произведения не снискали писателю популярности.В 1889 году в Берлине Гауптман увидел постановку пьесы Ибсена «Призраки». Эта пьеса произвела огромное впечатление на писателя. Вскоре в том же театре была поставлена и одна из первых пьес Гауптмана: «Перед восходом солнца», рассказывающая трагическую историю быстрого обогащения и столь же быстрого обнищания одной крестьянской семьи. Пьеса оказалась новым словом в немецкой драматургии и мела огромный успех. Гауптман стал считаться серьёзным, подающим надежды драматургом.Истинное признание Гауптману принесла его написанная в 1893 году пьеса «Ткачи», в которой он с суровым реализмом описывает забастовку силезских ткачей 1844 года. После её премьеры кайзер Вильгельм Второй отказался от своей ложи в театре, а дальнейшие постановки пьесы были запрещены. Резкая критика состояния современного ему общества и обусловила всемирную славу Гауптмана. В скором времени из-под пера Гауптмана вышел целый ряд трагедий и комедий, создавших ему славу крупнейшего драматурга.Между тем, личная жизнь у Гауптмана не складывалась. В 1904 г. он развёлся с женой, оставив её с тремя детьми, и женился на молодой скрипачке Маргарет Маршалк, родившей ему ребёнка. В 1907 году Гауптман уезжает в Грецию. Там он вновь обращается к прозе и создаёт свою «Греческую весну» и два романа: «Юродивый Эммануэль Квинт» и «Остров великой матери». Однако, его прозаическим и поэтическим произведениям уже не удается повторить успеха ранних пьес. Самым известным стал роман «Атлантида», выход которого в течение 1911 - 1912 годов предшествовал катастрофе «Титаника», а многочисленные совпадения романа и реальных событий породили высказывания о «мистическом предвидении» и «пророческом даре» Гауптмана. В 1912 г. ему была присуждена Нобелевская премия «прежде всего в знак признания плодотворной, разнообразной и выдающейся деятельности в области драматического искусства».Гауптман, который на протяжении всей своей жизни оставался пацифистом, сохранял свои убеждения и в период Первой мировой войны и фактически устранился от всяческого участия в ней. После поражения Германии он поддержал Веймарскую республику, считая, что именно она может обеспечить лучшее будущее немецкому народу. В это время популярность писателя начинает падать, критики почти единодушно признают, что поздние работы Гауптмана значительно уступают в художественном отношении его ранней драматургии. После прихода Гитлера к власти, Гауптман, предпочёл остаться на родине, за что его многие впоследствии осуждали. Гауптман не выступал открыто против нацистов, но и не пользовался особой популярностью во времена Третьего рейха. Устраняясь от актуальных событий, он пишет фантастическую поэму «Великий сон» и драматическую тетралогию в стихах на сюжет древнегреческой легенды об Атридах. В 1945 году разрушение Дрездена, города, который Гауптман очень любил, бомбами союзников вызвало у писателя глубокое потрясение, от которого ему так и не удалось оправиться. Гауптман впал в апатию, а через год, в 1946 году, он умер от воспаления лёгких.

Изучая знаменитую трагедию Шекспира, Гауптман пришел к выводу, что её текст неканоничен, что в нём много напластований, оставшихся от разных переписчиков, и потому предпринял смелую попытку переработать «Гамлета» в соответствии со своими сценическими понятиями. В 1927 году в Дрездене была осуществлена постановка «Гамлета» в редакции прославленного писателя и под его собственной режиссурой.

В 1946 г. советская администрация предлагала Гауптману переехать в Берлин, в советскую зону, но писатель умер, так и не успев дать ответ на это предложение.

Награды писателя

Грильпарцеровская премия (трижды: 1896, 1899, 1905) Австрия.
Почетный доктор Оксфордского (1905), Лейпцигского (1909), Пражского (1921) и Колумбийского (1932) университетов.
(1912)

Библиография

Литературное наследие Гауптмана довольно обширно: более пятидесяти пьес, романы, новеллы, автобиографические сочинения, поэмы и стихи. Наиболее ценными в художественном отношении считаются следующие работы.

Пьесы
Перед восходом солнца (1889)
Ткачи (1892)
Бобровая шуба (1893)
Ганнеле (Вознесение Ганнеле) (1893)
Флориан Гейер (1896)
Потонувший колокол (1896)
Возчик Геншель (1898)
Роза Бернд (1903)
Крысы (1911)
Перед заходом солнца (1932)

Проза
Греческая весна (1908)
Юродивый Эмануэль Квинт (1910)
(1911-1912)
Еретик из Соаны (1918)

Поэмы
Тиль Уленшпигель (1928)
Великая мечта (1942)
Атриды. Тертралогия (1941-1944)

Экранизации произведений, театральные постановки

Вознесение Ханнеле (1934) реж. Теа Габриэла фон Харбоу
Властелин (1937, Гемания) реж. Ф. Харлан, вольная экранизация драмы "Перед заходом солнца"