Группа VANYN: «Мы настоящие музыкальные торчки.

Откуда Пасадина Язык песен английский Лейбл Warner Bros. Records
Interscope Records
Состав Дэвид Ли Рот
Эдди Ван Хален
Алекс Ван Хален
Вольфганг Ван Хален
Бывшие
участники Марк Стоун
Майкл Энтони
Сэмми Хагар
Гэри Чероне van-halen.com Van Halen на Викискладе

Van Halen (также сокращённо VH ) - американская хард-рок -группа .

Группа продолжает интенсивную гастрольную деятельность. В 1993 году , использовав материал, записанный во время тура, Van Halen выпускают свой первый концертный альбом .

Видео по теме

  • В фильме «Назад в будущее » главный герой Марти , пытаясь убедить своего отца-подростка в прошлом встречаться со своей матерью, приходит к нему ночью в антирадиационном костюме, назвавшись Дартом Вейдером , и будит его, проигрывая через плеер музыку Van Halen . Марти при этом пригрозил, что расплавит отцу мозги. Однако здесь имеется в виду не группа Van Halen, а Эдвард Ван Хален . Если присмотреться, на кассете видно маленькую приписку «Edward». Чтобы использовать имя группы в фильме, нужно было согласие всех её членов. Этого сделать не удалось, и продюсеры заручились согласием (и именем) только лидера группы. Песня, звучащая в этом эпизоде, называется «Untitled» («Без названия»).
  • Даймбэг Даррелл , гитарист группы Pantera , был большим поклонником группы Van Halen .
  • Группа использовала требование предоставить драже M&M"s без конфеток коричневого цвета в середине описания райдера для того, чтобы проверить, читал ли исполнитель контракт. Van Halen предъявляли особые требования к прочности сцены, которые было необходимо выполнить для безопасности зрителей и самих членов группы. Если конфеток не было в раздевалке или там были коричневые, то управляющий группы мог сразу сказать, внимательно ли организаторы отнеслись к требованиям и нужно ли идти проверять сцену на соответствие условиям контракта .
  • Джимми Мюрисон , нынешний гитарист группы Nazareth , считает Эдварда Ван Халена своим кумиром и учителем . [ ]
  • Эдвард Ван Хален был признан лучшим гитаристом всех времён по версии журнала Guitar World . Голосование, в котором приняли участие почти полмиллиона человек, проводилось с апреля по октябрь 2012 года.
  • В шестой серии семнадцатого сезона сериала South Park Van Halen стали символом объединенной религии иудеев, христиан и мусульман.
  • В первой серии четвёртого сезона сериала Доктор Хаус Грегори Хаус наигрывает песни Van Halen .
  • В мультфильме «Миньоны » Стюарт играет гитарное соло Eruption, после чего разбивает гитару.
  • В боевике «Смертельное оружие 4 » на плеере у маньяка с огнемётом звучит композиция «Fire In The Hole».
  • В двадцать втором эпизоде одиннадцатого сезона сериалы Симпсоны , для того, чтобы по сюжету примирить Симпсонов, музыкант Вилли Нельсон подстраивает их награждение престижной премией, но каждого по отдельности. О том, что каждый из них должен получить по премии, Симпсоны к своему удивлению узнают только во время церемонии награждения. На вопрос Лизы: «Значит это всё было хитростью, чтобы собрать нас вместе?», Вилли Нельсон отвечает: «Ну, я ещё пытался помирить Вана Халена и Сэмми Хагара». Далее показывается сцена, где Ван Хален вместе с членами группы и Сэмми Хагар демонстративно отворачиваются друг от друга.

Состав

Текущий состав

  • Эдди Ван Хален (Edward Van Halen) - гитара , клавишные , бэк-вокал , вокал (1972-1974) ; гитара, клавишные, бэк-вокал (1974-наши дни)
  • Алекс Ван Хален (Alex Van Halen) - ударные (1972-наши дни)
  • Дэвид Ли Рот (David Lee Roth) - вокал (1974-1985, 1996, 2006-наши дни)
  • Вольфганг Ван Хален (Wolfgang Van Halen) - бас-гитара , бэк-вокал (2006-наши дни)

Бывшие участники

  • Марк Стоун (Mark Stone) - бас-гитара, бэк-вокал (1972-1974)
  • Майкл Энтони (Michael Anthony) - бас-гитара, клавишные, бэк-вокал (1974-2006)
  • Сэмми Хагар (Sammy Hagar) - вокал, гитара (1985-1996, 2003-2005)
  • Гари Чероне (Gary Cherone) - вокал (1996-1999)

Временная шкала

Дискография

Студийные альбомы
  • Van Halen (1978)
  • Van Halen II (1979)
  • Women and Children First (1980)
  • Fair Warning (1981)
  • Diver Down (1982)
  • (1984)
  • (1986)
  • OU812 (1988)
  • For Unlawful Carnal Knowledge (1991)
  • Balance (1995)
  • Van Halen III (1998)
  • A Different Kind of Truth (2012)

Концертные туры

Длительность Тур Состав Концерты
Вокал Бас-гитара Гитара Ударные
Март - Декабрь 1978 World Tour Дэвид Ли Рот Майкл Энтони Эдди Ван Хален Алекс Ван Хален 174
Март-Октябрь 1979 World Vacation Tour 110
Март-Ноябрь 1980 World Invasion Tour 130
Май-Октябрь 1981 Fair Warning Tour 86
Июль 1982-Май 1983 Hide Your Sheep Tour 98
Январь-Сентябрь 1984 1984 Tour 106
Март-Ноябрь 1986 5150 Tour Сэмми Хагар 112
Сентябрь 1988-
Февраль 1989
OU812 Tour 46
Август 1991-
Май 1992
For Unlawful Carnal Knowledge Tour 99
Апрель-Август 1993 Right Here Right Now Tour 60
Март-Ноябрь 1995 Balance Tour 134
Март-Ноябрь 1998 III Tour Гэри Чероне 85
Июнь-Ноябрь 2004 Summer Tour Сэми Хагар 80
Сентябрь 2007-
Июль 2008
North American Tour Дэвид Ли Рот Вольфганг Ван Хален 83
Январь 2012-
Июль 2013
A Different Kind of Truth Tour 60
Июль-Октябрь 2015 North American Tour 44

Молодая московская группа VANYN приехала в Ярославль впервые. Пятеро ребят из этого электроакустического проекта исполняют музыку на стыке инди и нео-соула. В интервью Ярославль Room они рассказали об источниках вдохновения и о том, почему на английском петь лучше.

Тихая беседа молодой журналистки в компании пяти молодых юношей кажется идеальным завершением рабочей недели. Особенно, когда твои собеседники талантливые музыканты. Но какой бы подготовленный ты не шел на беседу, есть ряд моментов, от которых нельзя застраховаться даже самому предприимчивому и ответственному журналисту.

Наша беседа с группой VANYN началась с форс-мажорных обстоятельств: парни сперва опоздали на час, а затем долго искали пропавший кошелек. И как быть в такой ситуации уставшему, перегоревшему к беседе интервьюеру: развернуться и уйти или вылить на музыкантов возгласы негодования? Поначалу хочется сделать и то, и другое, до тех пор, пока к тебе впятером не подбегут участники группы: каждый из них, как минимум, три раза скажет «Простите, девушка», а затем одарит невероятно искренней улыбкой. Нет, на такие улыбки невозможно долго сердиться.

Молодая московская группа VANYN приехала в Ярославль впервые. Ребята очень долго интервьюировали меня и спрашивали: «А что в вашем городе можно посмотреть», а я в свою очередь растерянно хлопала глазами, перечисляя знакомые каждому второму ярославцу места: набережная, Стрелка, рычащий медведь… Даже стало немного стыдно, что толком не смогла вспомнить незаезженные достопримечательности нашего города, а ведь учусь на историческом факультете. Впрочем, ребят мое сухое краеведческое незнание нисколько не смутило. Они весело отвечали на вопросы, иногда подкалывали друг друга, а мое упадническое сонливое настроение к концу беседы и вовсе улетучилось.

Группа VANYN – это пятеро молодых талантливых ребят: Андрей Ванин, Вова Борисов, Егор Жигалов, Михаил Масленников, Кирилл Карпенков, которые полностью отдаются своему музыкальному увлечению. Название группы связано с фамилией фронтмена – Андрея Ванина.

«Когда мы выбирали название для группы, мы искали слово, которое будет и писаться и звучать легко. Тут и пригодилась моя фамилия. Некоторые путают, называя на ВанИн, на самом деле, ударение ставится на первый слог», – рассказывает лидер группы Андрей.

В арсенале группы VANYN пока находятся песни только на английском языке, хотя в планах у команды играть, в том числе композиции на русском, которые сейчас находятся в стадии разработки.

«На английском языке песни слушать приятнее, этот язык более музыкальный, в отличие от русского языка, который, что называется, с острыми углами. Однако в русские тексты можно заложить смысловые ощущения. Можно представить целый образ, о чем говорят в песне. Я за русский язык, и хочу играть на русском», — делится своими мыслями басист группы Кирилл.

Поклонники группы говорят, что участники VANYN играют столь популярный среди музыкальных жанров инди-рок, хотя сами ребята сильно возмутились, когда я упомянула об этом.

«Ну не играем мы инди-рок! Мы играем то, что играем и не заморачиваемся насчет стиля», – хором напали на меня ребята.

Правда, потом барабанщик группы Михаил заметил, что последние десять лет рамки между музыкальными стилями начали стираться. Но самый верный способ найти молодой группе себя – это играть то, что ты ощущаешь.

О вдохновении с VANYN мы говорили большую часть времени нашего интервью. В итоге, ребята пришли к выводу, что самое главное вдохновение – это они сами.

«На самом деле, в последнее время я заметил, что мы в группе вдохновляемся друг другом. Я говорю это честно, а не чтобы приукрасить как-то интервью. Просто так получилось, что в нашей группе, извините, но играют реально талантливые люди. Я не чувствую, что у нас есть проблема с вдохновением. Нам всегда есть, что сказать. И у нас много сил», – рассказывает Михаил.

«Мы черпаем вдохновение от самой работы, от репетиций, концертов. Но мы очень трепетно относимся, как к эмоциям, полученным от репетиций, так и к самим выступлениям. Мы счастливы, что у нас есть возможность заниматься музыкой. У нас у каждого свои интересы: видеосъемка, путешествия, история. Но всех нас объединяет музыка. Мы настоящие музыкальные торчки», – улыбаясь, говорит Вова.

«Я считаю, что рок-музыку невозможно играть в маленьких клубах. Если я приду на концерт, а там играют две электро-гитары, я наверное беруши надену», – рассуждает Вова.

Стоит отметить, что, несмотря на миловидный внешний вид и романтичное звучание, почти все участники группы VANYN бывшие рокеры и начинали свой музыкальный путь, играя тяжелую музыку.

«Мы все здесь переиграли тяжеляк. Я в принципе до сих пор играю тяжелую музыку, но дома. Просто, в один момент я понял, что тяжелая музыка становится никому не нужной, да и наши небольшие площадки не предоставляют возможности играть такую музыку. Воспроизводить музыку такого уровня в маленьких клубах, где небольшое помещение, люди сидят за столиками, друг на друге, и ты им просто играешь что-то очень тяжелое – все это становится сложно воспринять. Акустика – это более универсальная музыка, ее можно играть, где угодно. Я считаю, что рок-музыку невозможно играть в маленьких клубах. Если я приду на концерт, а там играют две электро-гитары, я наверное беруши надену», – рассуждает Вова.

Эта одна из наиболее известных американских хард-рок-групп зародилась в 1973 году в Пасадене, Калифорния. Эдди Ван Хален (р. 26 января 1957, Ниймеген, Нидерланды; гитара, клавишные), Алекс Ван Хален (р. 8 мая 1955, Ниймеген, Нидерланды; ударные) и Майкл Энтони (р. 20 июня 1955, Чикаго, США; бас), игравшие в «Broken Combs», уговорили вокалиста Дэвида Ли Рота (р. 10 октября 1954, Блумингтон, Индиана, США) уйти из «Real Ball Jets» и присоединиться к ним. Получив согласие последнего, они поменяли название своей группы на «Mammoth». Исполняя кавер-версии известных хард-роковых композиций конца 60-х - начала 70-х, парни концертировали по барам и клубам Лос-Анджелеса фактически без перерыва в течение середины 70-х.

На одном из этих выступлений их и приметил басист «Kiss» Джин Симмонс. Он был поражен энергией, которой они заводили публику, и ярким талантом их вокалиста. Симмонс занялся продюсированием демозаписей «Mammoth», но, как ни странно, большинство известных записывающих компаний отказывались заключать с группой контракт. Тогда же обнаружилось, что их название уже зарегистрировано, так что ребятам пришлось его сменить. Рот предложил назваться просто «Van Halen».

По рекомендации Симмонса, продюсер Тед Темплман занялся делами группы. Команда ему понравилась, и он, в конце концов, убедил «Warner brothers» подписать с ними контракт. Под руководством Темплмена «Van Halen» засели в студии, и в результате в 1978 году появился их дебютный одноименный альбом. Релиз был хорошо встречен критиками и сравнивался с дебютом «Montrose» в 1974-м. На нем проявился уникальный сплав энергии и виртуозности гитары Эдди Ван Халена и самоуверенного вокала Рота. В течение 12 месяцев было продано два миллиона копий этого альбома, поднявшегося до 19 места в чартах «Billboard». Диск успешно продавался и впоследствии разошелся в США к 1996 году тиражом более 9 миллионов экземпляров. Журнал «Guitar Player» назвал Эдди Ван Халена «лучшим новым гитаристом 1978 года».

«Van Halen II», сделанный в том же ключе, как и его предшественник, имел не меньший успех. Проделки Рота на сцене стали даже более сенсационными - это был Шоумен с большой буквы, умело комбинировавший театральные трюки с ошеломляющим голосом, достигая большого эффекта. На альбоме «Women and children first» группа немного отклонилась от своего прежнего стиля, начав эксперименты с использованием синтезаторов. Эта тенденция продолжила свое развитие на «Fair Warning» , где стиль музыкантов был уже совершенно не похож на их раннее творчество. «Diver down» оказался самым слабым альбомом «Van Halen», т.к. самыми более-менее приличными треками здесь были кавер-версии композиций 60-х. Но многочисленные поклонники коллектива продолжали раскупать их пластинки, и этот диск, как и все предыдущие, получил «платину». Эдди Ван Хален участвовал в качестве гостя при записи очередного хита Майкла Джексона «Beat it» в феврале 1983-го.

Альбом «1984» вернул «Van Halen» утраченные было позиции. Возглавленный композицией «Jump» (№ 1 в штатовских и № 7 в британских чартах), альбом продержался на второй строчке американских хит-парадов в течение пяти недель. Испортил всю малину Рот, покинувший состав группы в 1985-м, чтобы заняться сольной карьерой. Пришлось принять в команду на освободившееся место экс-вокалиста «Montrose» Самми Хагара (р. 13 октября 1947, Монтерей, США). Группа не уступила давлению компании грамзаписи, чтобы сменить название, и в обновленном составе выпустила «5150» в июне 1986-го. Сопутствующий ему сингл «Why Can’t This Be Love» достиг 3 позиции в чартах «Billboard» и 8-й в Англии, в то время как сам альбом первый в их дискографии занял 1-ю позицию в хит-парадах США и остается их наиболее раскупаемым диском до настоящего времени.

«OU812» оказался более посредственным, хотя тоже некоторое время занимал верхние строчки штатовских чартов. С «For Unlawful Carnal Knowledge» (сокращенно «F.U.C.K.») были кое-какие проблемы во время его выпуска. Однако музыкальный материал на альбоме с таким прикольным названием являлся безупречным собранием композиций бескомпромиссных рокеров. Группа снова подтвердила свой успех и въехала в 90-е на новой творческой волне - само собой разумеется, диск получил платиновый статус. Их «живой» альбом послужил прототипом следующего релиза - «Balance». Популярность «Ван Халена», по-видимому, оставалась неподвержена к разрушительным действиям времени или моды. Компиляция лучших вещей группы, выпущенная в 1996 году заняла верхнюю строчку в хит-параде «Billboard», хотя это очень необычно для сборников.

После того, как долго и упорно ходили слухи, что Хагар разругался с другими членами группы, последний покинул состав в 1996 году. Фаны немедленно возрадовались, когда было объявлено, что в команду вернется Дэвид Ли Рот. Но несколькими месяцами позже тот сделал заявление, исключающее его дальнейшую причастность к «Van Halen». Вакансию занял Гэри Черон (р. 26 июля 1961, Малден, США) вскоре после объявления о роспуске «Extreme» в октябре 1996-го.

После нескольких лет творческого простоя, борьбы Эдди Ван Халена с раком, группа все же воссоединилась в 2004 году с Сэмми Хагаром в качестве вокалиста. Был выпущен двойной сборник лучших песен группы, «The Best of Both Worlds», который включал в себя и три новые песни. Затем последовало масштабное полугодовое турне по США, и несмотря на то, что группа после этого тура вошла в списки самых успешных гастролеров США, многие были недовольны игрой Эдди, который иногда выступал в состоянии сильного алкогольного опьянения, и это крайне негативно сказывалось на качестве игры. После окончания турне из группы ушел Сэмми Хагар и был уволен Майкл Энтони.

Van Halen (Ван Хален, Ван Хэйлен) - выдающаяся американская хард рок (хеви метал) группа.

В 1972 году в городе Пасадена, штат Калифорния братьями Эдвардом и Алексом Ван Хален была образована рок-группа под названием «Mammoth». В 1973 году к ней присоединился вокалист Дэвид Ли Рот, а в 1974 году басист Майкл Энтони. В том же 1974 году коллектив получил своё нынешнее название «Van Halen».

История

Выходцы из Голландии братья Эдвард и Алекс выросли в музыкальной семье. Их мать Эуджениа - уроженка острова Ява (Индонезия), отец Ян Ван Хален (Jan Van Halen) - уроженец Швеции, профессиональный музыкант - саксофонист. В 1962 году семья van Halen эмигрирует в город Пасадена, штат Калифорния - США (сменив фамилию на Van Halen).

Дети с раннего детства имели музыкальное образование, как и все в семье, - оба по классу фортепиано. Осваивая другие инструменты, чтобы играть более современную музыку, Алекс осваивал гитару, а Эдди - ударные. Но в какой-то момент братья поменялись инструментами. В результате весь мир знает Эдди, как электрогитариста-виртуоза и конструктора гитар, а Алекса - как узнаваемого и фактурного рок-барабанщика.

В 1972 году братья организовали свою рок-группу под названием «Mammoth»: Эдвард - гитара и лидер-вокал, Алекс - барабаны, Марк Стоун (Mark Stone) - бас-гитара. В то время ребята не имели собственной звукоусилительной аппаратуры, поэтому для выступлений они вынуждены были платить за аренду микшерского пульта, усилителей и колонок по 50 долларов за вечер. Владельцем аппаратуры был один из музыкантов местной группы «The Red Ball Jets». Его-то Эдди и решил пригласить в группу в качестве основного вокалиста: во-первых, чтобы сэкономить деньги за аренду; во-вторых, сам он ненавидел петь. Таким образом, в 1973 году четвёртым участником становится вокалист Дэвид Ли Рот (David Lee Roth, род. 10 октября 1954 г., г.Блумингтон, штат Индиана, США). Семья Дэвида - потомственные доктора: предки Дэвида во втором поколении, врачи-евреи, эмигрировали в Индиану из России. Позже, в 1974 году, в группе произошло ещё одно изменение: Марка Стоуна заменил новый басист Майкл Энтони (Michael Anthony - полное имя Michael Anthony Sobolewski, род. 20 июня 1954 г., г.Чикаго, штат Иллинойс США). Родители Майкла эмигрировали в Соединённые Штаты Америки из Польши.

С течением времени выяснилось, что коллектив с названием «Mammoth» уже существует. Тогда участники группы сделали очень простой шаг: они стали называть себя «Van Halen». Таким образом, 1974 год стал отправной точкой истории квартета.

Первая демозапись группы, которую продюсировал Джин Симмонс - музыкант группы Kiss , с песнями «House of Pain» и «Running with the Devil», полностью провалилась. Через год, в 1977 году, с группой начал работать продюсер компании Warner Bros Тед Темплерман, взявший музыкантов под свою опеку.

Сотрудничество с Тедом Темплеманом оказалось важным этапом в жизни группы, музыканты получили контракт со звукозаписывающей компанией «Warner Bros. Records». И уже в 1978 году компания выпускает первый альбом, называющийся «Van Halen», который сделал группу всемирно известной. Успех группе приносят уникальный вокал Рота и специфическая гитарная техника Эдди Ван Халена. Пластинка заняла 12-е место в «Billboard». Через 3 месяца после выхода альбом получает статус золотого, а ещё через три платинового. В настоящее время альбом имеет статус бриллиантового: в общей сложности в мире было продано более 10 миллионов копий. В том же 1978 году Эдвард Ван Хален был признан лучшим гитаристом-дебютантом года.

В следующем 1979 году группа выпускает свой второй, не менее удачный альбом «Van Halen II». Сингл с песней из него «Dance The Night Away» попал в американскую Топ-20, а сам альбом получил платиновый статус менее чем через 2 месяца после выхода.

Третий альбом группы «Women and Children First», вышедший в 1980 году, раскрыл другую грань творчества музыкантов - экспериментальную. В частности, Эдди использует здесь необычное сочетание гитары и клавишных инструментов (вспомним про его основную музыкальную специальность). Альбом занял 6-ю строчку «Billboard» и повторил платиновый успех предыдущего. Однако в нём не было хитов, занявших какую-либо позицию в чартах. После выпуска альбома группа Van Halen провела своё первое крупномасштабное мировое турне.

1981 год принёс поклонникам четвёртый диск Van Halen, «Fair Warning», отличающийся некоторой мрачноватостью, хотя этот альбом содержал немало интересных моментов в плане техники игры Эдди. Несмотря на то, что популярность группы оставалась на высоте, диск продавался значительно хуже по сравнению с предыдущими.

Очередной долгоиграющий диск группы, «Diver Down», выпущенный в 1982 году, представлял собой, в основном, набор кавер-версий песен других известных исполнителей, в частности суперхит «Pretty Woman» Роя Орбисона. В записи альбома принял участие отец Эдди и Алекса Ян Ван Хален, сыгравший на кларнете. Несмотря на прохладное отношение к последнему диску, популярность Van Halen была чрезвычайно высока - их концерты собирали огромные стадионы поклонников, билеты на которые распродавались задолго до выступлений.

В начале января 1984 года в США поступает в продажу шестой по счёту диск Van Halen под названием «1984». Здесь впервые Эдди даёт полную волю клавишным, на которых во многих песнях исполнены лидирующие партии. Этот альбом звучит совершенно по другому, чем все предыдущие альбомы группы. Песни «Panama», «I’ll Wait» и «Jump» взлетели на верхушку хит-парадов, причём последняя - на первое место. Это была действительно блестящая работа, представляющая собой серьёзный прорыв как в музыкальном, так и в коммерческом плане. Диск повторил успех дебютного, а по некоторым параметрам даже превзошёл его, став очередным в истории группы платиновым альбомом. (Примечательно, что в Европе этот альбом поступил в продажу несколько ранее - в конце 1983 года.)

Вскоре после выхода «1984», Дэвид Ли Рот окончательно разругался с остальными музыкантами, и в 1985 году он покидает группу. Место вокалиста в группе занимает Сэмми Хагар (Samuel «Sammy» Hagar, род. 13 октября 1947 г., г.Монтерей, штат Калифорния, США). Кроме исполнения вокальных партий Сэмми играл на соло- и ритм-гитаре, что дало возможность Эдди на концертах раскрывать свой талант не только как гитариста, но и как клавишника.

Первый альбом, выпущенный Van Halen в новом составе в 1986 году, получил название «5150» (код, используемый полицией США, обозначающий маньяка-психопата). На самом деле так называлась студия, в которой работала группа. Синглы с песнями из этого альбома то и дело мелькали на первых строчках чартов. Сам альбом, как и некоторые предыдущие, получил платиновый статус.

Следующий альбом нового Van Halen «OU812» практически повторил успех «5150». Название альбома содержало в себе ироничный ответ на первую сольную пластинку Дэвида Ли Рота «Eat "Em And Smile» - «Жри, да радуйся» (дословно - «Съешь его и улыбайся»). Если прочесть название «OU812» посимвольно, получится английская фраза «Oh You Ate One Too», которую можно перевести примерно так: «Так ты что, тоже этим питаешься». Этот диск Эдди и Алекс посвятили памяти своего отца Яна Ван Халена, умершего в 1986 году. На вкладке написаны слова «This one’s for you, Pa.» (Это для тебя, папа)…

«Платиновым» стал и «For Unlawful Carnal Knowledge», увидевший свет в 1991 году (название содержит неприличный акроним). За этот альбом группа Van Halen получила награду на 34’ом вручении Grammy Awards в номинации «Лучшее хард-рок исполнение с вокалом».

В это же время Эдди и Алекс официально представили новый гитарный усилитель «5150». Он был создан фирмой «Peavey» под непосредственным руководством и при участии Эдди Ван Халена. Произошло это на зимней выставке NAMM 1992 года в Анахайме (Калифорния).

Группа продолжает интенсивную гастрольную деятельность. В 1993 году, использовав материал, записанный во время тура, Van Halen выпускают концертный CD «Right Here, Right Now».

В 1995 году выходит самая значительная и мощная работа группы Van Halen «Balance». При записи альбома Эдди использовал прототип новой гитары «Wolfgang», которую он создал для фирмы «Peavey» и назвал в честь своего сына. Кроме того, был использован новый гитарный усилитель «5150». Здесь наиболее полно и ярко раскрылось творчество каждого из музыкантов, особенно Сэмми Хаггара, как вокалиста. Для многих поклонников группы Van Halen альбом «Balance» считается вершиной творения, оставляя в тени даже «1984» и «Van Halen». Что естественно для того времени, основной тираж «Balance» был выпущен на компакт-диске, но, кроме того, он также был отпечатан ограниченным тиражом в виде долгоиграющей пластинки на виниле.

Год спустя Эдвард (которому больше не нравился вариант его имени «Эдди») уволил Сэмми Хагара, отношения с которым в группе окончательно испортились. Вслед за этим Эдвард пригласил обратно Дэвида Ли Рота. Сотрудничество с ним вылилось в запись двух песен для сборника «Best Of Volume 1». На большее Ли Рота не хватило и он снова уходит. Хотя в сентябре того же 1996 года Дэвид присутствовал с группой при вручении MTV Video Awards.

Место вокалиста после мучительных поисков занял Гари Чероне (Gary Cherone) - бывший участник группы «Extreme». С ним был записан диск «Van Halen III», вышедший в 1998 году. После записи «Тройки» группа провела концертный тур. Сингл «Without You» попал в первые строчки чартов, но сам альбом оказался полностью провальным. Несмотря на то, что Чероне очень хорошо вписался в группу, показав себя прекрасным фронтменом на концертах, в группе он не удержался. После этих событий группа на несколько лет приостановила свою деятельность.

Сэмми Хаггар, помимо сольной деятельности, занялся производством своей текилы «Cabo Wabo». Майкл Энтони - производством своих фирменных острых соусов.

Лишь в 2003 году было объявлено об очередном туре Van Halen. Место вокалиста занял вернувшийся в группу Сэмми Хагар. Однако отношения с ним снова не заладились. Испортились отношения также и с Майклом Энтони. По словам Эдварда, Van Halen нужен Сэмми, чтобы рекламировать своё «бухло», а Майклу - свои острые соусы. Во время тура «Безумного Энтони» иногда подменял на бас-гитаре молодой Вольфганг Ван Хален - сын Эдварда и, соответственно племянник Алекса.

В 2006 году в группе Вольфганг официально занял место бас-гитариста, место вокалиста - Дэвид Ли Рот, вновь воссоединившись с группой. В этом составе группа Van Halen существует до сих пор. В 2009 году прошло крупномасштабное турне Van Halen по США. Выступления проходили при переполненных залах. По ходу тура менеджменту группы пришлось организовать дополнительные концерты, поскольку билеты были полностью распроданы заранее.

В настоящее время музыканты планируют запись нового альбома.


Братья Ван Хален начали совместную музыкальную деятельность, когда Эдди (Eddie Van Halen) сел за барабаны, а Алекс (Alex Van Halen) взял гитару. Но иногда, пока Эдди разносил газеты, Алекс тайком садился за барабанную установку Эдди и играл. Но со временем Эдди пронюхал об этом, и был так разочарован, что сказал брату: «Ну и чёрт с тобой, тогда я буду играть на гитаре», и взял гитару Алекса. В 1972 братья сколотили группу под названием «MAMMOTH», на которой Эдди значился как гитарист-вокалист, Алекс Ван Хален - на барабанах, а Марк Стоун (Mark Stone) на бас-гитаре. Они арендовали аппарат у Дэвида Ли Рота (David Lee Roth), но решили сэкономить за счёт того, что разрешили Дэвиду стать лидер вокалистом, хотя прежде они прослушивали его и не хотели брать. Через два года группа решила заменить Стоуна. Посему был прослушан Майкл Энтони (Michael Anthony) - басист и вокалист из местной группы «SNAKE». После продлившегося всю ночь джем-сейшена, Майкла включили в группу на место бас-гитариста и бэк-вокалиста.

Вскоре ребята обнаружили, что их имя уже использовалось другой группой, и они решили поменять название не «VAN HALEN». Рот говорил, что это была его идея. Они играли на вечеринках, устраиваемых на заднем дворе, а также на сцене-грузовике в Парке Хамильтон. Затем они играли по клубам Пасадены и Голливуда, и начали набирать аудиторию, завоёвывая популярность за счёт самостоятельного пиара - прежде чем играть, они раскидывали флаеры в местных школах. Вскоре, таким образом, они собрали значительную поддержку.

В 1974 группа получила первую работу вне Пасадены, в когда-то известном ночном клубе «Газзарри» на Сансет Стрип. Они уже пытались туда пробиться, но тогдашний владелец сказал, что «они слишком громкие» и не согласился нанять их. Но новые менеджеры - Марк Алгорри и Марио Миранда, которые по воле случая стали заправлять клубом, согласились на эту сделку. Вскоре после этого «VAN HALEN» записывают первое демо на ныне закрывшейся студии «Cherokee Ranch Studios» в Нортридже, где только что завершили работу над альбомом «Steely Dan». После этого они стали самой значимой группой на Сансет Стрип Голливуда середины 70-ых, и постоянно играли в таких известных клубах как «Whiskey Go Go».

В 1977 в клубе «Газзарри» их увидел Джин Симмонс (Gene Simmons) из группы «KISS» и профинансировал их вторую демо ленту, отправив группу в «Electric Lady Studio» в Нью-Йорк, чтобы записать песни «House of Pain», «Running with the Devil». Эдди не понравилось демо, поскольку он не использовал своё оборудование, а кроме того, ему пришлось накладывать одну гитарную дорожку на другую. Симмонс хотел изменить название «VAN HALEN» на «Daddy Shortlegs» и даже придумал дизайн обложки, но группа решила оставить своё прежнее название. Далее Симмонс отнёс демо директору группы «KISS». Тот ответил, что «у них нет шансов», и, получив отрицательный отзыв, Симмонс прекратил дальнейшее сотрудничество с группой «VAN HALEN».

В 1977 Мо Остин (Mo Ostin) и Тед Темплмен (Ted Templeman) из комании «Warner Bros. Records» увидели «VAN HALEN» вживую в клубе «Starwood» в Голливуде. Хотя публики было мало, парни насколько поразили их, что в течение недели предложили им контракт. Так «VAN HALEN» записали свой одноименный первый альбом на студии «Sunset Sound». Запись проходила с середины сентября по начало октября 1977-го. Гитары писались одну неделю, а следующие две писался вокал. Все трэки были сведены так, что накладки или дабл-трэков практически не было. Принципиально были оставлены некоторые незначительные помарки, а также простые аранжировки, для того, чтобы придать записи чувство живого исполнения.

В это время они продолжали играть в различных местах в южной Калифорнии, сделав несколько значимых концертов в «Конвеншн Центре» в Пасадене, организованных их промоутером и импресарио Стивом Тортомаси (Steve Tortomasi), который был плотно завязан в местой рок-н-рольной сцене.

После выхода, альбом «Van Halen» занял 19 строчку в поп чартах хит-парада «Billboard», и это стало одним из самых коммерчески успешных роковых дебютов. Альбом широко известен под хард-роковой маркой. В него включены песни, ставшие классикой «VAN HALEN», такие как «Running with the Devil» и гитарное соло «Eruption», на которой Эдди использовал гитарную технику «тэппинг». Группа гастролировала примерно год, открывая концерты «BLACK SABBATH» и завоёвывая репутацию. Уникальной фишкой группы стало гитарное колдовство Эдди Ван Халена и пышность Дэвида Ли Рота, что впоследствии сделало их конкурентами.

Они вернулись в студию в 1979, для того чтобы записать второй альбом, схожий по стилистике, под названием «Van Halen II». В альбом вошёл их первый хитовый сингл «Dance the Night Away».

В течение последующих нескольких лет группе удалось склонить качество турне и альбомов в сторону повышающегося коммерческого успеха и позитивных отзывов критиков. В 1980 был выпущен диск «Women and Children First», что ещё больше закрепило успех «VAN HALEN». Но во время записи следующего диска под названием «Fear Warning» в группе стали проявляться трения. Альбом вышел несколько мрачноватым и не получил серьёзного коммерческого успеха.

Вышедший в 1982 году диск «Driver Down» был значительно лучше. Группа получила место в книге рекордов Гиннеса за самое дорогое выступление - 1.5 миллиона долларов за 90-минутный сэт на фестивале «US Festival». Несмотря на то, что группа вернулась в форму, разногласия между Эдди и Дэвидом продолжались и это привело к трению и с другими членами команды. По словам известнейшего мирового басиста Билли Шихана (Billy Sheehan), после того, как его группа «TALAS» завершила турне с «VAN HALEN», к нему подошёл Эдди и попросил заменить Майкла Энтони. Причины этого так никогда и не стали известны Шихану, поскольку из этого ничего не вышло.

Следующим альбом «VAN HALEN», вышедший 9 января 1984 года, стал вершиной коммерческого успеха. Он был записан на только что отстроенной собственной студии Эдди - «5150 Studios». На диске зазвучали клавишные, которые прежде использовались достаточно редко. Клавишный проигрыш и вокальная мелодика хита «Jump» вывела группу в топ-1 поп-хитов и определила их номинацию «Грэмми». На диске были и другие хиты - «Panama», «I’ll wait», «Hot for Teacher». На многие песни были отсняты видео, которые ротировались по MTV. Альбом хвалили как критики, так и фэны, и он занял вторую строчку хит-парада «Billboard», сразу же за Джэксоновским (Michael Jackson) «Thriller».

Однако данный диск стал одновременно и переломным моментом в истории группы. Прямо в середине турне как сценические, так и личные трения между музыкантами достигли своего пика. Исходя из интервью, данных разными участниками «VAN HALEN», причины были различными, но коренились в контроле за общим звучанием группы и её сценическим имиджем. Роту не нравилось, что Эдди играет вне группы, не ставя никого в расчёт, а Эдди тошнило от царского поведения и сценического образа Дэвида Ли Рота. У последнего, однако, также была успешная сольная карьера со своим хитом и EP-диском (ремейк на классику «Beach Boys» под названием «California Girls»), а также песни «Just a Gigolo»). Роту также предложили работу в кино от компании «Warner Bros», хотя позже это предложение было отклонено. Первого апреля 1985-го Рот уходит из группы «VAN HALEN».

Эдди пригласил Пэтти Смит (Patty Smyth) из «SCANDAL» взамен Рота, но она отказалась. Потом Эдди познакомили с Сэмми Хагаром (Sammy Hagar), который в 70-ых пел в группе «MONTROSE» и на то время был достаточно успешным сольным артистом (его альбом «VOA» 1984 года включил в себя хит «I Can’t Drive 55»). Хагар согласился присоединиться к группе, и также играл на ритм гитаре на сцене, чтобы уплотнить звук «VAN HALEN».

В 1986 вышел диск «5150», который взлетел на самую вершину хит-парада «Billboard». На диск вошли синглы с преобладанием клавшиных партий, такие как «Why Can’t This Be Love?», «Dreams», «Love Walks In». На диске были представлены различные песни, от драйвовой «Get Up» и роковой «Summer Nights» до риффовой «Good Enough» с тяжелой гитарной партией. Чтобы объявить о новой эре в истории группы, на обложке появился новый логотип группы. Логотип был похож на старый, но полоски теперь как будто бы огибали невидимую сферу. Альбом «5150» считается самым сильным периода с Сэмми Хагаром.

После группа отправилась в турне в поддержку альбома по северной Америке. Тур назывался «1986 Tour», как и предыдущий «1984 Tour» в поддержку прошлого диска. Van Halen показали, что концертная деятельность с новым вокалистом сделалась ни чуть не хуже, чем с Ротом. После гастролей была выпущена видеокассета «Live Without a Net». Во время турне Хагар хотел минимизировать количество песен, записанных до него с Дэвидом Ли Ротом, которые не являлись однозначной классикой группы. Эта тенденция продолжалась и далее и песни с Хагаром постепенно замещали в сэт-листе песни, записанные с Дэвидом.

Во время работы с Хагаром группа установила музыкальный стандарт, который оказался коммерчески успешным в США. Стиль Хагара позволил «VAN HALEN» стать доступнее широкой аудитории, благодаря тому, что тексты песен стали более традиционны и утончённы. Работа Эдди с клавишными позволила добиться более широкой музыкальной текстуры песен и общая тенденция склонилась в сторону поп-музыки. Песни стали длиннее: во время периода с Ротом песни как правило были длительностью в три с половиной минуты, и некоторые диски с трудом доходили до отметки в полчаса. С Хагаром песни стали длиной в примерно пять минут и более. Они стали более отличительными в сравнении с ранними веселыми риффами «VAN HALEN». Смешение поп и хард-рока позволило «VAN HALEN» выйти на новый уровень звучания.

Все четыре студийных альбома периода с Хаггаром достигли первой строчки в поп-чартах «Billboard», а также семнадцать синглов пробили планку топ-12 в мэйнстримовых рок-чартах. В этот период «When It’s Love» достиг топ-5. Кроме того, группу «VAN HALEN» номинировали на две Грэмми - как лушчее Хард Рок Выступление 1991 года и лучший вокал на альбоме «For Unlawful Carnal Knowledge». «VAN HALEN» продолжал купаться в лучах славы в течение всей середины 90-ых. В 1995-ом многие фэны были удивлены поддержкой «VAN HALEN»’а группы «BON JOVI» в их европейском летнем турне.

Коммерческий успех и звучание нового «Ван Хагара» было вернуло в строй бывших фэнов, переживавших из-за ухода Рота и отказавшихся поддерживать группу далее. Эдди неоднократно повторял, что ему больше нравится пение Хагара и возвращения Рота не будет.

Однако во время записей саундтрэков к фильму «Twister» начались трения между Хагаром и братьями Ван Хален, что вылилось в то, что Хагар ушёл в 1996 году. Группа записала песню «Human Being», к которой Эдди пришлось написать весь текст, поскольку тексты Хагара «были слабоваты». Это расстроило Хагара и когда они собирались писать вторую песню к фильму, Хагар уехал на Гаваи. Он не хотел принимать участие в работе, поскольку это «оскорбило бы фанатов», а потому песня обернулась инструменталом Эдди и Алекса и получила название «Respect the Wind».

Группа также работала над компиляционным альбомом, к которому Хагар также не хотел иметь отношения, поскольку считал, что это не то, чего хотят фанаты и не то, что требуется самой группе, поскольку дальнейшая карьера ещё была открыта. Это привело к конфликту с Хагаром и новым менеджером Рэем Дэниелсом (Ray Danniels). Группа работала над компиляцией с большой неохотой.

По слухам Хагар также был озабочен сравнениями на компиляции, на которой были как песни с ним, так и с Дэвидом Ли Ротом. Хагар заявил, что его уволили. «VAN HALEN» заявили, что он ушёл из группы сам. Скандалы вокруг ухода Хагара позволили ему быстро восстановить сольную карьеру. Однако эти публикации в СМИ не помогли «VAN HALEN», поскольку освещали только пустое место за микрофоном. Головокружительный успех прошлых лет выставил высокие ожидания и фэны по всему миру ждали следующего шага группы. Тем временем Майклу Энтони удалось остаться с Хагаром в хороших взаимоотношениях.

После того, как Сэмми Хагара уволили из группы, они скороспешно наняли Митча Маллоя (Mitch Malloy). Они поджемовали и записали с ним демо. Он был другом Эдди и знал группу. Эдди решил, что его можно пригласить.

Дэвид Ли Рот позвонил Эдди, чтобы обсудить какие трэки будут включены на планируемую компиляцию «VAN HALEN», работа над которой началась ещё до ухода Хаггара. Они хорошо побеседовали, и Эдди пригласил его в свою домашнюю студию. Вскоре группа вошла в студию в составе с Дэвидом Ли Ротом и продюсером Гленом Баллардом (Glen Ballard). Две песни из этих студийных сессий вошли на альбом «Greatest Hits», а также были изданы в качестве синглов для пиара.

В сентябре 1996 группе «VAN HALEN» предложили выступить на MTV Video Music Awards. Они согласились, и впервые за одиннадцать лет группа появилась на публике в изначальном составе. Это позволило компиляции попасть в первую строчку хит-парадов США. Однако, хотя Рот этого не подозревал, группа продолжала прослушивать других певцов. После появления группы на MTV, Маллой решил, что «VAN HALEN» не может ожидать успех с новым вокалистом, поскольку публике нужен был теперь Дэвид Ли Рот. Он позвонил Энтони и ушёл из группы. Миллионы фэнов слышали, как на концерте Рот сказал о том, что он снова в группе.

Появление на MTV раздуло слухи о реюнионе. Однако через несколько недель выяснилось, что Рот опять вне группы. Он опубликовал заявление, в котором извинился перед СМИ и фэнами за то, что стал жертвой пиар-хода менеджера группы Рэя Дэниелса. На следующий день Эдди и Алекс опубликовали свои заявления, в которых сообщили, что они были абсолютно чисты перед Ротом и не предлагали ему воссоединиться с группой. Хотя их позлила фраза Рота «Спасибо вам за напоминание почему мы расстались одиннадцать лет назад».

Группа наняла Гари Шерона (Gary Cherone), фронтмэна почившей тогда бостонской группы «EXTREME». Результатом этой работы стал альбом «Van Halen III», вышедший в 1998-ом. Многие песни стали длиннее и воздушнее. На нём стало меньше рока и больше философских песен, например «How Many Say I» с Эдди на вокале. Из-за этих перемен многие фэны отвернулись от группы, а новых привлечь не удалось. По меркам группы успех был слабоват - альбом дошёл только к четвёртой строчке американских чартов, став золотым. Однако на диске оказался один хит под названием «Without You», а также песня «Fire in the Hole» попала в саундтрэк фильма «Смертельное Оружие 4». Также было выявлено, что Эдди разрешил Энтони сыграть на басу только три песни, а Эдди играл остальные. Однако Энтони был указан во всех трэках, что создало некоторые закулисные трудности. Вслед за диском состоялся достаточно вялый, хоть и масштабный тур. «VAN HALEN» отыграл в новых странах, включая ранее не посещавшихся Австралию и Новую Зеландию.

Вскоре «VAN HALEN» вернулись в студию. В начале 1999-го они начали работу над новым альбомом, который по слухам должен был назваться «Love Again». Рабочими названиями песен были «Left for Dead», «River Wide», «Say Uncle», «You Wear it Well», «More Than Yesterday», «I Don"t Miss You...Much», «Love Divine» и «From Here, Where Do We Go?».

Однако новый диск был оставлен незаконченным, когда Шерон по-дружески расстался с группой в 1999-ом. Музыкальные издания предполагали, что подобное произошло из-за удара, который потерпела группа с неудачей «Van Halen III», а турне с Шероном разочаровало группу в плане посещения их концертов. В отличие от ситуаций с двумя предыдущими вокалистами, в этот раз удалось расстаться мирно и Шерон продолжал контактировать с «VAN HALEN». И, как и в случае с уходом Хагара, понеслись слухи о реюнионе с Ротом.

В 1999-ом Эдди оправился от операции на бедре, но с 2000 по 2004-й никаких официальных заявлений и тем более музыки от «VAN HALEN» не было слышно. Однако некоторая информация просочилась. Братья Ван Хален писались на студии «5150», Гари Шерон записал альбом и отправился в турне с новой группой «TRIBE OF JUDAH». В исполнении «TRIBE OF JUDAH» можно услышать песни, которую написал Шерон для «VAN HALEN» под названием «Left For Dead». Однако остался только текст, а музыка была переработана. Хагар и Рот в то время продолжали свои сольные карьеры.

В 2000-ом группа работала с Ротом на студии «5150», сочиняя новую музыку, а затем заглохла опять. Эдди не появлялся на публике, да и дальнейшая музыкальная работа была бы в любом случае приостановлена из-за его развода со своей супругой, актрисой Валерии Бертинелли (Valerie Bertinelli), с которой он прожил 21 год. В ноябре 2001-го Энтони обмолвился, что Рот опять работает с группой уже в течение нескольких месяцев, но юристы быстро замяли это высказывание. Странно, но потом Энтони отрицал своё заявление. Лэйбл «Warner Bros.», на котором группа была подписана с 1978-го года в этом году отказался от дальнейшего сотрудничества. Из хороших новостей стало полное выздоровление Эдди от рака в мае 2002-го.

Эдди засветился на публике, выступая с «MOUNTAIN» в августе 2002-го и на частной джем вечеринке «NAMM», где он нарисовался вдрызг пьяным в конце шоу. Также летом 2002-го Дэвид Ли Рот и Сэмми Хагар объединились в турне «Song For Song, the Heavyweight Champs of Rock and Roll». Совместный тур двух экс-вокалистов «VAN HALEN» привлёк внимание СМИ и публики, поскольку это было ещё более невероятным, если бы в группу вернулся тот или другой. Концерты собирали большую толпу. В интервью Рот противопоставлял себя Хагару, говоря об этом так: «Он такой парень, с которым можно пойти и выпить бутылочку по-дружески. Я такой парень, с которым можно пойти и выпить бутылочку по-дружески». В группе Хагара под названием «THE WABORITAS» засветился Майкл Энтони на басу, и иногда даже исполнял вокальные партии лидер-вокалиста. Во время выступлений Хагар дразнил Энтони вопросами типа «Братья-то знают, что ты здесь?». Энтони никогда не играл с Ротом. По случаю также нарисовался Гари Шерон. Хагар выпустил концертный альбом «Hallelujah», с Майком и Гари на вокале и документальный DVD «Long Road to Cabo» о турне с Ротом.

Затем Хагар присоединился к Джо Сатриани (Joe Satriani) и гитаристу «JOURNEY» - Нилу Шону (Neal Schon), чтобы создать проект «Planet Us», вместе с Майклом Энтони и Дином Кастроновой (Deen Castronovo) на барабанах. Группа записала пару трэков и выступила вживую несколько раз перед тем, как Хагар и Энтони воссоединились с «VAN HALEN». Пока два вокалиста продвигали своё турне, появились слухи о взаимном негодовании и отвращении, которое разгорелось между ними. Позже выяснилось, что за сценой Рот и Хагар держатся друг от друга в стороне.

4 июля 2004 Рот пел с «BOSTON POPS» в ежегодном фестивале «Pops Goes The Fourth». Хагар продолжал творить, выпустив пять альбомов и создав собственную сеть мерчандайзинга «Cabo Wabo». Он воссоединялся с «MONTROSE» в 2003 и 2005, чтобы выступить на паре концертов, а также поддерживал отношения с Майклом Энтони, периодически выступая и с ним. В период бездействия «VAN HALEN», Энтони раскручивал свои мерчендайзинговые проекты, такие как его подписной бас «Yamaha» и даже создал свой сайт. Также влился в работу ежегодного фестиваля «NAMM».

В эти же годы возникли слухи о том, что Энтони был уволен, несмотря на то, что его имя всё ещё висело на сайте «VAN HALEN». Официальный сайт опроверг эти слухи, хотя позже было раскрыто, что он сыграл только три песни на «Van Halen III», а потому его позиция в группе была достаточно шаткой. Всё зависело только от позиции Хагара - остаться ли ему в «VAN HALEN». В 2006 было подтверждено, что Энтони покинул группу.

В январе 2003 веб-сайт «Van Halen News Desk» сообщил о том, что Хагар работает с «VAN HALEN». Никакой официальной информации на этот счёт долгое время не поступало. В конце марта 2004 Ван Хален и Сэмми Хагар объявили о том, что он возвращается в группу на альбом «Best of album» и концертный тур по США.

В июле 2004-го «VAN HALEN» издаёт вторую компиляцию «Greatest Hits» (в этот раз двойной альбом), с исполнением трёх новых песен с Хагаром: «It"s About Time», «Up For Breakfast», «Learning to See». Эти песни были свежим материалом, написанным братьями Ван Хален и Сэмми Хагаром. Авторство было указано так: Hagar/Van Halen/Van Halen, что было необычным, поскольку Майкла Энтони тоже ранее включали в список. Однако на выступлении были заявлены все четверо. Позже в интервью Майкл сообщил, что Эдди Ван Хален не хотел, чтобы тот участвовал в записях реюниона, а потому не допустил его в студию, и тем самым, его имени не оказалось на обложке. Эдди сыграл все бас-партии самостоятельно. Хотя это была единственная новая работа группы за последние годы, на диск не были включены песни, написанные с Гари Шероном на «Van Halen III». Альбом получил платиновый статус в 2004.

Турне собрало порядка 55 миллионов долларов и вошло в число 10 самых кассовых туров 2004 года по статистике «Pollstar». Большинство концертов получило положительную оценку профессиональных критиков. На некоторых концертах на сцену выходил сын Эдди и играл с ним песню «316», которую Эдди написал в его честь. Однако, как оказалось, турне не было идеальным - цены на концерты были высоки и далеко не все билеты распроданы.