III. Изучение новой темы

На уроке вы познакомитесь с интересными фактами из жизни Льва Николаевича Толстого - одного из самых значительных русских писателей и мыслителей. Личность его уникальна. Темы, которые затрагивает Л. Н. Толстой в своём творчестве, поистине вечны! Одно из первых произведений, с которым Толстой вошел в русскую литературу, стала автобиографическая повесть «Детство», первые главы которой будут прочитаны на данном уроке.

Тема: Из литературы XIX века

Урок: Л. Н. Толстой. О писателе. Повесть «Детство»

В русской культуре и в русской литературе Толстой (рис. 1) остался как мыслитель, философ, великий русский писатель и очень тонкий психолог.

Л. Н. Толстой по рождению и воспитанию принадлежал к высшей помещичьей знати России. Его отец граф Толстой был участником войны 1812-ого года, а мать - урожденной княгиней Волконской. И именно эти воспоминания об отце, о матери, о детстве воплотились в автобиографических произведениях, таких как «Детство», «Отрочество» и «Юность».

Рис. 1. Л. Н. Толстой ()

Интересные факты из жизни Л. Н. Толстого

Из воспоминаний Софьи Андреевны Толстой, жены писателя (рис. 2) :

Рис. 2. С. А. Толстая (жена писателя) ()

«Не любил молока и рыбы. Любил вишни, поглощая их в необыкновенном количестве.

Был смел, но страшно боялся крыс: еще в Севастополе однажды выскочил под ураганный обстрел неприятеля, увидев крысу.

Страстный охотник, но лая собак не переносил.

Легко плакал, редко смеялся (зато до слез).

Обладал выдающейся чуткостью к музыке. Играл с увлечением.

Артистичен и прекрасно читал. При этом был застенчив.

Занятия пчелами отвлекали Л. Н. от дома и от меня, и я часто скучала, и даже плакала в одиночестве».

«Очень любил многочасовые прогулки пешком. Он созерцал природу, почти нетронутую человеком, там он мыслил. Он особенно любил выбирать малозаметные тропинки, не зная, куда они приведут...»

«В кругу своей семьи он часто вспоминал знаменитую французскую поговорку: Чтобы быть здоровым, надо много ходить и хорошо жевать...»

Рис. 3. Л. Н. Толстой с дочерью Александрой ()

Дочь писателя, Александра Львовна (рис. 3), приводит интересные факты из жизни Толстого в период, когда ему было 50 лет:

«В эти годы отец трижды отказывался от коляски и отправлялся в Ясную Поляну пешком. Расстояние в 225 километров он преодолевал с ночевками за 5-6 дней. При этом постоянно говорил, что получает истинное наслаждение от пеших походов. Отец никогда не любил ленивую ходьбу, он шагал легко, точно юноша. Во время своих прогулок использовал ботинки с деревянной подошвой...»

Очень интересная история, рассказанная одним учеником :

«Одна дама, приехав на привокзальную площадь на извозчике, оказалась в безвыходном положении. У нее вещи. Рядом, как назло, ни одного носильщика. А поезд должен скоро отойти от перрона. И тут дама увидела мужичка — в сапогах, в опоясанной косоворотке, который тоже направлялся в сторону перрона.

— Голубчик, — обратилась она к нему, — не поможешь ли поднести вещи к вагону? Я заплачу.

Мужичок согласился. Взял вещи и поднес их к поезду. Он внес их в вагон, помог даме разместиться, и она, довольная, дала ему двадцать копеек. Мужичок взял монетку, поблагодарил и перешел в свой вагон, классом пониже.

Минул год. Дама присутствовала на благотворительном собрании в одном из московских институтов. Выступали разные влиятельные лица — профессора, попечители, члены общественного совета при институте. Вот председательствующий объявил, что сейчас перед собравшимися выступит граф Лев Николаевич Толстой. Лев Николаевич говорил с кафедры по-французски, а дама, глядя на него, то краснела, то бледнела и чувствовала страшное сердцебиение. В выступающем она узнала… того самого мужичка, который поднес ей за двугривенный вещи к вагону. В перерыве, сама не своя от волнения, она подошла к Толстому.

— Лев Николаевич… ради Бога… извините меня. Я вас тогда на вокзале так оскорбила своим действием…

Толстой узнал ее и сказал:

— Успокойтесь, голубушка. Ничего страшного не произошло. Я тогда честно заработал, а вы честно расплатились…»

В зрелую пору жизни писатель свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки. В яснополянской библиотеке писателя собраны книги более чем на 30 языках.

Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука»

Рис. 4. Толстой с учениками созданной школы ()

В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей (рис. 4), помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 г. он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы.

Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя.

Познакомившись с некоторыми фактами жизни Л. Н. Толстого, мы обращаемся к одному из лучших периодов его жизни, как и любого человека, детству. Толстой называл эту пору радостной, незабываемой и самой счастливой. Он так и говорил: «Радостный период детства».

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская (рис. 5), умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но, по рассказам членов семьи, он хорошо представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте...

Повесть «Детство». Глава «Maman».

Рис. 5. Силуэт М. Н. Волконской — единственное изображение матери писателя. 1810-е гг. ()

Литератор и критик Н. Чернышевский в статье «Детство и отрочество. Военные рассказы гр. Толстого (1856)» назвал отличительными чертами толстовского таланта «глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственную чистоту нравственного чувства» . Три повести Толстого - история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни - детских игр, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями, балов и учебы. То, что окружающим кажется мелким, недостойным внимания, и то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребенка занимают равное место.

Первая глава повести посвящена воспоминаниям о матери: «Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слезы, смутно видишь их. Это слезы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый и белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня». Николенька действительно чувствует очень искреннюю, открытую любовь своей матери.

Рис. 6. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Детство» ()

«Карл Иваныч, не обращая на это ровно никакого внимания, по своему обыкновению, с немецким приветствием подошел прямо к ручке матушки. Она опомнилась, тряхнула головкой, как будто желая этим движением отогнать грустные мысли, подала руку Карлу Иванычу и поцеловала его в морщинистый висок, в то время как он целовал ее руку.

Ich danke, lieber*[Благодарю, милый] Карл Иваныч, - и, продолжая говорить по-немецки, она спросила: - Хорошо ли спали дети? Карл Иваныч был глух на одно ухо, а теперь от шума за роялем вовсе ничего не слыхал. Он нагнулся ближе к дивану, оперся одной рукой о стол, стоя на одной ноге, и с улыбкой, которая тогда мне казалась верхом утонченности, приподнял шапочку над головой и сказал:

Вы меня извините, Наталья Николаевна? Карл Иваныч, чтобы не простудить своей голой головы, никогда не снимал красной шапочки, но всякий раз, входя в гостиную, спрашивал на это позволения.

Наденьте, Карл Иваныч... Я вас спрашиваю, хорошо ли спали дети? - сказала maman, подвинувшись к нему и довольно громко.

Но он опять ничего не слыхал, прикрыл лысину красной шапочкой и еще милее улыбался.

Постойте на минутку, Мими, - сказала maman Марье Ивановне с улыбкой, - ничего не слышно.

Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе».

Мы видим, что наблюдения ребенка за поведением взрослых очень интересны. Причем, заметьте, Л. Н. Толстой пишет свою повесть, будучи взрослым человеком, а изображает он 10-летнего мальчика, используя рассказы о своей семье, о своем детстве, и то, что осталось у самого в памяти.

Вот каковы философские размышления детской души: «Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно».

Любовью к матери проникнута не только глава «Maman», но и все воспоминания Николеньки. Мать - это источник самого прекрасного в жизни ребенка.

Глава «Папа»

«Он был человек прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула».

Интересно, что в дальнейшем вся глава построена по такому же принципу синтаксического параллелизма. Он был, он умел, он любил.

Рис. 7. Н.И. Толстой. Отец писателя. Портрет неизвестного худож. ()

«Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении - пришепетывание, и большая, во всю голову, лысина: вот наружность моего отца, с тех пор как я его запомню, - наружность, с которою он умел не только прослыть и быть человеком à bonnes fortunes *[удачливым], но нравиться всем без исключения - людям всех сословий и состояний, в особенности же тем, которым хотел нравиться.

Он умел взять верх в отношениях со всяким. Не быв никогда человеком очень большого света, он всегда водился с людьми этого круга, и так, что был уважаем. Он знал ту крайнюю меру гордости и самонадеянности, которая, не оскорбляя других, возвышала его в мнении света. Он был оригинален, но не всегда, а употреблял оригинальность как средство, заменяющее в иных случаях светскость или богатство. Ничто на свете не могло возбудить в нем чувства удивления: в каком бы он ни был блестящем положении, казалось, он для него был рожден. Он так хорошо умел скрывать от других и удалять от себя известную всем темную, наполненную мелкими досадами и огорчениями сторону жизни, что нельзя было не завидовать ему. Он был знаток всех вещей, доставляющих удобства и наслаждения, и умел пользоваться ими. Конек его был блестящие связи, которые он имел частию по родству моей матери, частию по своим товарищам молодости, на которых он в душе сердился за то, что они далеко ушли в чинах, а он навсегда остался отставным поручиком гвардии. Он, как и все бывшие военные, не умел одеваться по-модному; но зато он одевался оригинально и изящно. Всегда очень широкое и легкое платье, прекрасное белье, большие отвороченные манжеты и воротнички... Впрочем, все шло к его большому росту, сильному сложению, лысой голове и спокойным, самоуверенным движениям. Он был чувствителен и даже слезлив. Часто, читая вслух, когда он доходил до патетического места, голос его начинал дрожать, слезы показывались, и он с досадой оставлял книгу. Он любил музыку, певал, аккомпанируя себе на фортепьяно, романсы приятеля своего А..., цыганские песни и некоторые мотивы из опер; но ученой музыки не любил и, не обращая внимания на общее мнение, откровенно говорил, что сонаты Бетховена нагоняют на него сон и скуку и что он не знает лучше ничего, как «Не будите меня, молоду», как ее певала Семенова, и «Не одна», как певала цыганка Танюша. Его натура была одна из тех, которым для хорошего дела необходима публика. И то только он считал хорошим, что называла хорошим публика. Бог знает, были ли у него какие-нибудь нравственные убеждения? Жизнь его была так полна увлечениями всякого рода, что ему некогда было составлять себе их, да он и был так счастлив в жизни, что не видел в том необходимости.

В старости у него образовался постоянный взгляд на вещи и неизменные правила, - но единственно на основании практическом: те поступки и образ жизни, которые доставляли ему счастие или удовольствия, он считал хорошими и находил, что так всегда и всем поступать должно».

Отец своей серьезностью и строгостью кажется ребенку загадочным, но, бесспорно, красивым, любимым человеком.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Какие факты из жизни писателя Л.Н. Толстого вам запомнились (удивили, понравились). Почему?
  9. Каким человеком предстал в вашем воображении писатель?
  10. Прочитайте определение:

Внутренний монолог — речь действующего лица, обращенная к самому себе и не произнесенная вслух. Широко используется в произведениях Достоевского и Л. Толстого, выявляет сокровенные переживания героев.

В первых главах повести найдите примеры внутреннего монолога. Какую роль он играет в произведении?

Ирина Бебнева(издатель) и Елена Атланова(оформитель) издали электронной книгой мою маленькую повесть "лЖИЗНЬ"


1. ОТКРЫТИЕ ПТИЦЫ


В комнату ко мне залетела птица. Она испуганно билась крыльями о потолок и стены, сильно кричала – просила помочь. Но я лишь спокойно наблюдал. Птица в изнеможении села на гардероб и сочувственно сказала:


– Какое у вас твердокаменное небо, как вы здесь живёте?


– Вот так и живём. Если бы не потолок, то, лёжа на диване, никогда бы не узнали, в чём смысл жизни, – просветил я птицу.


Валерий Александрович Воробьёв вел привычную правильную трудовую жизнь провинциального мастерового человека в заштатном сибирском городке, где с одной стороны плотины гидростанции плескалось рукотворное, заплывшее жиром промасленного промышленностью многоводья море, а с другой – обрубок рукава реки, потерявшей среди людей в результате технологических переустройств исконное историческое название. Воробьёв здесь родился, похоронил отца и мать, выдал замуж двух дочерей. А попутно где честным, а где и рисковым трудом сколотил небольшой капиталец, который вложил в авторемонтную мастерскую. Конечно, авторемонтная мастерская – сказано слишком сильно, поскольку это был обычный, оставленный ему в наследство отцом кооперативный гараж, который новый владелец значительно расширил и технологически обустроил.


В мастерской Валерий Александрович проводил за работой не только будни, но и выходные, порой переходящие в праздники, которым не было в нашей стране конца. По молодости Валерий Александрович любил праздновать, но чем старше становился, тем меньше находил в праздности душевной утехи, тем более что с главным грехом русского человека он давно крепко-накрепко завязал. Однообразие рабочих дней его не пугало, Валерий Александрович скрашивал трудовые будни музыкой The Beatles и Deep Purple, регулярно читал толстые философские журналы и не менее внушительные книги, которые брал в местной библиотеке, – в провинции такие издания водились, но мало кто в них заглядывал. Единственными конкурентами автомастера были студенты-заочники, которые в книги заглядывали, но мало что в них понимали, да и не стремились к этому, главное – запомнить основные постулаты и сдать экзамен. И когда Валерий Александрович сталкивался с таким охотником или охотницей за дипломом, то уж не упускал возможности блеснуть своей образованностью, следуя современной присказке: резал правду матку, да так, что правда умирала, а матка оставалась.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 21.10.2013. Повесть Л-жизнь в новом формате
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель, создавший более 279 литературных произведений. В нашей статье вы познакомитесь со списком самых лучших и популярных книг данного автора.

Романы

Война и мир

«Война и мир» - эпический роман-четырехтомник, написанный во время военных действий 1805-1812 года. Толстой был вдохновлен происходящими событиями, из-за чего и решился на создание этого шедеврального произведения. Действие книги разворачивается в период войны с Наполеоном (Россия была союзником Австрии, также участвующей в данном конфликте). В каждом томе описывается отдельная история. Давайте рассмотрим каждую из них более подробно.

В первом томе рассказывается о жизни русского общества в 19 веке, о том, как жилось людям в те тяжелые годы, причем затрагиваются истории бедные и богатых социальных слоев.

Во втором томе книги «Война и мир» в деталях описывается приезд Михаила Илларионовича Кутузова в Австрию в местечко Браунау, который был совершен для осмотра и оценки мощи и силы русского войска.

Третий том считается самым «спокойным и мирным», так как он посвящен любовным историям главных героев, в частности молодого графского сына Пьера Безухова.

Четвертая часть романа начинается с вторжения войск Наполеона Бонапарта на русскую землю.

книги Толстого читает весь мир

Анна Каренина

«Анна Каренина» - роман о несчастной любви молодой замужней женщины по имени Анна Каренина, которая был страстно влюблена в бравого и мужественного офицера Алексея Вронского. Также в данном произведении можно найти много интересных исторических фактов о жизни буржуазного и крестьянского общества 19 века. Автор подробно описывает Санкт-Петербург того времени, причем происходит это одновременно с любовными событиями романа.

Семейное счастие

«Семейное счастие» - роман, который впервые был напечатан в известном на то время журнале «Русский вестник» в 1859 году. В книге повествуется история о молодой деревенской девушке, которая влюбилась в лучшего друга своего не так давно умершего отца - 38-летнего Сергея Михайловича. Спустя какое-то время мужчина женился на юной красавице, поэтому далее описываются первые годы их супружеской жизни, в том числе ссоры и расставания.

Воскресение

«Воскресение» - произведение, написанное в 1899 году, которое считается последним романом Льва Николаевича Толстого. В книге повествуется история судебного слушания, на котором рассматривается дело о краже денег и отравлении купца Смелькова, которого не удалось спасти, в результате чего он умирает. Полиции удалось установить личности трех подозреваемых в данном преступлении. Что же будет дальше? Кого сделают виновным? Об этом вы сможете узнать, прочитав книгу.

образованный человек должен быть знаком хотя бы с несколькими произведениями Толстого

Рассказы

Святочная ночь

«Святочная ночь» - рассказ, написанный в 1853 году. В книге повествуется о маленькой девочке, вспоминающей старинную рождественскую историю, которую рассказала ей бабушка. Однажды ночью мужчина отправился на поиски огня для того, чтобы обогреть свою жену и только что родившегося ребенка. По пути он встречает пастухов, греющихся у костра. Пастухи разрешили незнакомцу взять угли из их костра. Их очень удивили, что он не обжёгся, когда взял раскалённые камни в руки. Кто же этот таинственный путник? Если вы заинтригованы, то вам нужно как можно скорее прочитать данный рассказ.

Севастополь в августе 1855 года

«Севастополь в августе 1855 года» - книга, входящая в цикл трех произведений про оборону города Севастополя, которая происходила в 1855 году во время Крымской войны. Рассказ «Севастополь в августе 1855 года» описывает судьбу юного солдата Володи, который добровольно пошел на фронт. В этом произведении описываются военные действия, переживания главного героя, его личное представление и впечатление о войне.

Метель

«Метель» - рассказ, написанный Львом Толстым в 1856 году. Книга ведется от лица автора и начинается с повествования о том, как он запрыгивает в сани к проезжающему мимо ямщику и просит отвезти его со станции домой. По дороге начинается сильнейшая метель, каких давно не видел город Новочеркасск за последнее время. Лошади стало трудно идти, она практически ничего не видела из-за пурги, поэтому извозчик принял решение вернуться назад. Главный герой пытался помощь ямщику и решает вылезти из повозки, чтобы найти след от саней, но ничего не выходит. Как же им удастся справиться с этой ситуацией?

Разжалованный

«Разжалованный» - рассказ, который был написан в 1856 году, входящий в кавказский цикл произведений Толстого. Сюжет книги разворачивается во время Кавказской войны в 1850 году. Рассказ начинает молодой князь, служащий в артиллерийском батальоне российской армии. На небольшой лесной полянке возле костра собираются офицеры для того, чтобы пообщаться и поиграть в популярную на то время игру - городки. Внезапно появляется странный незнакомец - маленький мужичок в заячьем тулупе, который подсаживается к офицерам и начинает рассказывать свою историю. Кто же этот странный человек? Об этом вы узнаете только из книги.

Кавказский пленник

«Кавказский пленник» - рассказ, который впервые был опубликован в журнале «Заря» в 1873 году. Здесь повествуется о русском офицере Жилине, который по несчастному стечению обстоятельств оказался в плену у горцев во время Кавказской войны. Мать Жилина присылает ему письмо с просьбой о том, чтобы сын приехал повидаться с ней. Молодой человек незамедлительно принимает решения отправиться на встречу с мамой. По пути на него нападают и забирают в плен.

Филипок

«Филипок» - рассказ, написанный Львом Николаевичем в 1875 году. В сюжете описывается жизнь маленького любопытного мальчишки по имени Филипп, но мама ласково называет его «Филипок». Мальчику интересно все, что попадается ему на глаза. Филипп мечтает попасть в школу. Каждое утро он с завистью смотрит на старших ребят, собирающихся на учебу. Однажды он решается тайком попасть на урок. Что же у него получится? Вы сможете узнать, прочитав книгу.

Суратская кофейная

«Суратская кофейня» - рассказ, созданный в 1906 году. Здесь повествуется об одной небольшой кофейне, находящейся в индийском городке Сурат. В это место очень любили заходить путники, путешественники и высокопоставленные чины, ведь в Суратской кофейной варили отменный кофе. Однажды зашел сюда странный мужчина, представившийся ученым-богословом. В чем же смысл его появления? Об этом можно узнать из рассказа.

Сон молодого царя

«Сон молодого царя» - произведение, написанное в 1958 году. Здесь рассказывается о жизни молодого царя, недавно вступившего на трон. Почти 5 недель он трудился не покладая рук, практически без отдыха: подписывал указы, присутствовал на собраниях, принимал иностранных послов и гостей. Однажды приснился ему необыкновенный сон. О чем же он был? Об этом можно узнать только после прочтения данной книги.

Повести

Детство

«Детство» - одна из книг, входящих в трилогию автобиографии Льва Николаевича Толстого, которая была написана в 1852 году. В повести рассказывается множество фактов и историй из жизни писателя, описываются его переживания, радости, обиды, первая любовь, взлеты и падения.

Казаки

«Казаки» - повесть Льва Николаевича, написанная в 1864 году. В ней рассказывается про юнкера-казака Оленина Дмитрия Андреевича, который отправился из Москвы на Кавказ на новое место службы. Оленин расположился в небольшой станице Новомлинская, находящейся на берегу реки Терек. Чуть позже парень влюбляется в дочь хозяев дома, у которых снимает жилье. Родители девушки против такого союза, ведь на примете у них уже есть жених для дочери. Кто же это? Об этом вы сможете узнать только из книги.

Утро помещика

«Утро помещика» - повесть, созданная в 1856 году, имеющая автобиографический стиль написания. Здесь рассказывается о 19-ти летнем князе Нехлюдове, который приезжает на каникулы в свою деревню. После жизни в столице молодого человека сильно удивила бедная жизнь местных крестьян, поэтому он решается помогать несчастным людям. Парень решается бросить университет, вернуться в родные края и заняться сельским хозяйством.

Два гусара

«Два гусара» - повесть, впервые напечатанная в журнале «Современник» в 1857 году. Лев Николаевич посвятил это произведение своей любимой сестре. Здесь рассказывается про гусара Федора Турбина (графа и известного на то время светского человека), прибывшего в небольшой провинциальный городок, в гостинице которого он встречает корнета Ильина, не так давно проигравшего в карты большую денежную сумму. Турбин решает помочь несчастному и придумывает план игры для того, чтобы обыграть шулера. Удастся ли им это?

Идиллия

«Идиллия» - одна из последних повестей Льва Толстого, написанная в 1862 году. В этом произведении автор описывает жизнь своей семьи в селе Ясная Поляна, расположенного в Тульской губернии. Деревенская «идиллия» семейства Толстых подробно рассказана в этой книге.

Отрочество

«Отрочество» - вторая повесть из автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого, созданная в 1855 году. В книге рассказывается о подростковом периоде жизни мальчика Коли, который переживает много трудностей: первые чувства, предательство друзей, школьные экзамены и поступление в кадетскую школу.

Юность

«Юность» - последняя повесть из автобиографической трилогии, написанная в 1857 году. Здесь описывается жизнь молодого парня Николая Иртеньева в университетские годы, о его друзьях, их переживаниях и трудностях, с которыми они еще не раз столкнутся.

Хаджи-Мурат

«Хаджи-Мурат» - повесть, опубликованная в 1890 году. В книге рассказывается о жизни известного храброго аварца Хаджи-Мурата, сражавшегося в Кавказской войне против русского войска. Хаджи-Мурат переходит на сторону врага, бросает своих соотечественников и сбегает от них в горы. Далее он пытается наладить отношения с русскими солдатами, начиная воевать вместе с ними.

Вместе с этим также читают

Вышеперечисленные произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, считаются одними из самых лучших и известных среди читателей всего мира. Но, существуют книги, которые являются не менее популярными и интересными. К ним относятся:

  • «Поликушка»;
  • «Мать»;
  • «Записки сумасшедшего»;
  • «Хозяин и работник»;
  • «Посмертные записки старца Федора Кузьмича»;
  • «Отец Сергий»;
  • «История вчерашнего дня»;
  • «Две лошади»;
  • «Холстомер»;
  • «Люцерн»;
  • «Дорого стоит»;
  • «Фальшивый купон»;
  • «Алеша Горшок»;
  • «За что?»;
  • «Сила детства»;
  • «Отец Василий»;
  • «Три дня в деревне»;
  • «Ходынка»;
  • «Зараженное семейство»;
  • «Нигилист»;
  • «Плоды просвещения»;
  • «Благодарная почва»;
  • «Рассказ Аэронавта»;
  • «Прыжок»;
  • «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть»;
  • «Петр Хлебник»;
  • «От ней все качества»;
  • «Драматическая обработка легенды об Агее»;
  • «Песня про сражение на реке Черной 4 августа 1855 г».

В этой статье вы узнали о самых лучших и интересных произведениях Льва Николаевича Толстого. Здесь были описаны наиболее популярные романы, повести и рассказы. Каждый из которых мы рекомендуем к прочтению.

Повесть Л.Н. Толстого «Детство»

Анализ художественного текста

Повесть "Детство" -- первая часть автобиографической трилогии русского писателя-реалиста Л.Н. Толстого. Это произведение о самой счастливой поре человеческой жизни, о том, как человек входит в мир и как этот мир его встречает -- необыкновенными радостями и бесконечными тревогами.

Главный герой произведения Николенька Иртеньев, как и всякий ребенок, с любопытством смотрит на окружающий мир, изучает его, многое открывается ему впервые. Автор наделил своего героя беспокойной совестью и постоянной душевной тревогой. Познавая мир, он стремится разобраться в поступках окружающих и в себе самом. Уже первый эпизод показывает, как сложен духовный мир этого десятилетнего мальчика.

Повесть начинается незначительным, пустяковым случаем в детской комнате. Учитель Карл Иваныч разбудил Николеньку, ударив над самой его головой по мухе хлопушкой из сахарной бумаги на палке. Но сделал это так неловко, что задел образок, висевший на спинке кровати, и убитая муха упала Николеньке прямо на лицо. Этот неловкий поступок сразу рассердил мальчика. Он начинает размышлять о том, для чего это сделал Карл Иваныч. Почему именно над его кроваткой он убил муху, а не над кроваткой его брата Володи? Неужели только оттого, что Николенька самый младший, все будут его мучить и безнаказанно обижать? Расстроившись, Николенька решает, что Карл Иваныч только о том и думает всю жизнь, как бы делать ему неприятности, что Карл Иваныч злой, «противный человек». Но проходит всего несколько минут, и Карл Иваныч подходит к кроватке Николеньки и начинает, посмеиваясь, щекотать его пятки, ласково приговаривая по-немецки: "Ну, ну, лентяй!" И в душе мальчика уже теснятся новые чувства. "Какой он добрый и как нас любит", -- думает Николенька. Ему становится досадно и на самого себя, и на Карла Иваныча, хочется одновременно и смеяться, и плакать. Ему совестно, он не может понять, как несколько минут назад он мог «не любить Карла Иваныча и находить противными его халат, шапочку и кисточку». Теперь все это казалось Николеньке «чрезвычайно милым, и даже кисточка казалась явным доказательством его доброты». Расчувствовавшись, мальчик заплакал. А доброе лицо учителя, склонившееся над ним, участие, с которым он старался угадать причину детских слез, «заставляли их течь еще обильнее».

В классной комнате Карл Иваныч был «совсем другой человек: он был наставник». Голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез. Мальчик внимательно рассматривает классную комнату, в которой много вещей Карла Иваныча, и они могут многое сказать о своем хозяине. Николенька видит самого Карла Иваныча в длинном ватном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Учитель сидит за столиком, на котором стоит "кружок из кардона, вставленный в деревянную ножку" (кружок этот Карл Иваныч "сам изобрел и сделал для того, чтобы защищать свои слабые глаза от яркого света"). Возле него лежат часы, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке. Все вещи чинно и аккуратно лежат на своих местах. Поэтому Николенька приходит к выводу, что «у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна» .

Иногда Николенька заставал Карла Иваныча в минуты, когда его «голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались». И тогда мальчик думал: «Бедный, бедный старик! Нас так много, мы играем, нам весело, а он -- один-одинешенек, и никто-то его не приласкает...». Он подбегал, брал его за руку и говорил: «Милый Карл Иваныч!» Эти искренние слова всегда глубоко трогали учителя. Но бывали минуты, когда Николенька, задумавшись, не слышал слов учителя, и тем самым обижал его.

Уже одна эта глава, в которой герой вспоминает о своем отношении к учителю Карлу Иванычу, показывает, что детские годы Николеньки Иртеньева не были беспечными. Он постоянно наблюдал, размышлял, учился анализировать. Но главное, в нем с детства было заложено стремление к добру, правде, истине, любви и красоте.

Философская суть рассказа передана через мнение неинтересных, самых типичных обывателей того времени. Суть двойная: о пустяшности нашей жизни и о том мгновении, когда приходит осознание ее великости.

ИВАН ИЛЬИЧ - герой повести Л.Н.Толстого «Смерть Ивана Ильича» (1881-1882; 1884-1886). По первоначальному замыслу повесть носила название «Смерть судьи», побудительной причиной ее написания стала известная Толстому история жизни и предсмертной болезни бывшего прокурора тульского суда Ивана Ильича Мечникова, а «описание простой смерти простого человека» предполагалось дать в форме записок главного героя. И.И.Головин был средним сыном чиновника, сделавшего обычную карьеру, человеком средним во всех отношениях: в характере, поведении, уме. Веселый и общительный, И.И. отличался подчеркнуто честным, щепетильным отношением к своим служебным обязанностям, умением достойно держаться в свете, где он интуитивно тянулся к обществу людей, находящихся на более высокой ступени социальной лестницы. После окончания училища правоведения И.И. начинает служить в провинции, заботясь о том, чтобы его жизнь сразу приобрела приятный и приличный, одобряемый светом характер. Через несколько лет службы герой становится судебным следователем уже в другой губернии. За это время формируются и моральные устои жизни И.И., не отличающиеся сколько-нибудь от общепринятых в свете.

Постепенно он начинает находить удовольствие в ощущении власти над другими людьми. Примерно в то же время происходит встреча с будущей женой, девушкой из хорошего дворянского рода, невестой с небольшим приданым. И.И. женится не столько по любви, сколько потому, что так принято. Со временем семейная жизнь начинает доставлять неприятности: ревность и придирки жены, ссоры, непонимание между супругами. Эти взаимоотношения становятся постоянными и побуждают героя искать успокоения и личной независимости в служебной деятельности, в которой И.И. достиг высочайшего мастерства.

Около полутора десятков лет жизнь И.И. текла по накатанной колее, «приятно и прилично». Но однажды, будучи обойденным по службе, И.И. почувствовал несправедливость по отношению к себе и решился предпринять активные действия, неожиданно для себя получив в результате завидное назначение. Это обстоятельство на короткое время возобновило взаимопонимание между супругами, пробудив надежды и планы на будущее.

С жаром принявшись за отделку квартиры на новом месте, И.И. случайно падает, ушибив при этом бок, что становится причиной его предсмертной болезни, приведшей героя к переосмыслению прошедшего и новому взгляду на жизнь. Лишенный сколько-нибудь существенных интересов, искренних привязанностей и настоящей цели в жизни, И.И. с ужасом осознает пустоту своего прежнего существования, лживость жизни окружающих его людей.

Идеал «приятности и приличия» рассыпается под воздействием мучительной болезни и непонимания близких. Заурядный по своей внутренней сути герой понимает, что вся его жизнь, за исключением детства, была «не то», что существует главный вопрос жизни и смерти, в момент которой человек освобождается от страха и видит свет.

30.В течение весны и лета 1889 г. Чехов напряженно работал над повестью и закончил ее в сентябре того же года, из писем Чехова этого периода мы узнаем о "муках творчества", сопровождавших создание повести. "Муки творчества" заключались не только в преодолении "отвратительного настроения", проникавшего в повесть. Чехов, поставивший перед собой "непосильную задачу", работал над новой в литературе темой, над новым сюжетом. "Ничего подобного отродясь я не писал, мотивы совершенно для меня новые, и я боюсь, как бы не подкузьмила меня моя неопытность".

Думается, что в творческую историю "Скучной истории" надо включить такие традиционные источники повести, как "Фауст" Гете, "Ученик" Бурже и "Смерть Ивана Ильича" Л. Толстого.

Основным источником материалов и творческим стимулом для автора "Скучной истории" послужила русская действительность - идейные и философские искания русской интеллигенции в 80-е годы. Вне этого исторического контекста нельзя понять особенностей содержания повести Чехова и характера его главного героя. Жизненно реальный и актуальный материал получил художественное воплощение в одном из лучших произведений Чехова. Автор "Скучной истори", чуткий художник, отразил "знамение времени" в характерной для научных исканий его эпохи фигуре главного героя повести - старого профессора-медика.

ерой "Скучной истории" - крупный деятель медицины, талантливый ученый. У него много заслуг перед наукой. Он - почетный член многих русских и зарубежных университетов и ученых обществ.

Но в конце жизни старый профессор стал остро ощущать большую неудовлетворенность своей деятельностью. Он почувствовал, что его научная жизнь не воодушевлялась "обшей идеей", что в его научной работе не было, выражаясь словами Пашутина, "философского полета ума"; ученый не смог выработать цельного философского мировоззрения, которое помогло бы ему осмыслить и свою научную деятельность и свое отношение к окружающей жизни.

Чехов, избрав для своей "Скучной истории" форму дневника героя, творчески использовал опыт Лермонтова (в его "Журнале Печорина"), впервые блестяще применившего в русской литературе интимные записки героя для изображения внутреннего мира сложного человеческого характера. Мастерство Чехова, создателя живых человеческих характеров, проявилось и в "Скучной истории". Образ Николая Степановича раскрыт всесторонне, многогранно: он представлен и как индивидуальная личность, и как типический характер, показан в научной деятельности, в личной жизни, в семейных отношениях; автор знакомит читателя также с философскими суждениями, эстетическими интересами и литературными вкусами своего героя. В разнообразном и богатом содержании "Скучной истории", посвященной преимущественно вопросам науки и; мировоззрения, видное место занимает тема искусства. В противоположность своему прозектору, читающему только труды по медицине, Николай Степанович читает французских и русских писателей, работы по искусству и социологии. В отзывах об искусстве старый ученый выражает оригинальные суждения, в которых многое перекликается с эстетическими вкусами автора повести. "Скучная история" - последнее значительное произведение Чехова 80-х годов. Повесть Чехова представляет собою художественно-исторический памятник эпохи и в то же время это - живая, актуальная вещь.

Далеко позади остались чеховские времена. С тех пор русская действительность, жизнь наших университетов радикально изменились. Подавляющее большинство советских ученых работает в науке творчески, продуктивно, своей большой общественно-полезной деятельностью честно служит народу.

Но и в нашей научной среде еще встречаются метко обрисованные Чеховым типы ученых - талантливые, но мало активные в общественной жизни страны ученые, вроде чеховского старого профессора; трудолюбивые, но мало полезные для творческого развития науки "прозекторы"; карьеристы-"докторанты", стремящиеся только к личному благополучию.

Нам близки и чеховская высокая оценка роли науки, служащей народу, работающей для процветания Родины, и чеховский идеал университетского работника - творчески работающего ученого, вдумчивого педагога и активного общественного деятеля.