Конспекты муз ных занятий в доу. Занятие — развлечение

Цель: развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке, их смену.

Задачи: привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, научить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию; развивать способность детей передавать движениями характер музыкального произведения; учить детей передавать эмоциональную окраску песен путем выразительных средств исполнения: грустную, лирическую — ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную — легким звуком, в оживленном темпе.

Под музыку дети спокойно заходят в музыкальный зал и садятся на стульчики. Музыкальный руководитель поет музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!» по ступеням мажорного трезвучия. Дети отвечают «Здравствуйте!» также по ступеням мажорного трезвучия.

Музыкальный руководитель . Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение? (Дети отвечают: настроение веселое, радостное.) Правильно! Настроение у меня очень хорошее, веселое, ведь я очень рада видеть вас на этом музыкальном занятии. А если бы я вдруг поздоровалась вот так? (Повторяет приветствие в миноре. Дети отвечают: грустное, печальное.)

Правильно, ребята. Ведь мы с вами уже знаем, что музыка обладает волшебным свойством — она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания: нежность, волнение, грусть, жалость. Сейчас мы послушаем пьесу, которая называется «Болезнь куклы». Сочинил ее великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Прислушайтесь внимательно, и вы поймете, какие чувства хотел выразить композитор в этой музыке.

Проводится сравнительный анализ двух контрастных по характеру произведений.

Звучит фрагмент пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома».

Кто нам скажет, какая сейчас прозвучала музыка?

Дети. Эта музыка грустная, печальная, хмурая, тревожная, жалобная, тоскливая, обиженная, плачущая.

1-й ребенок.

Очень грустная музыка,

В ней мы слышим печаль.

И смеяться не хочется,

И кого-то нам жаль...

Музыкальный руководитель.

Это верно. Здесь звучали

Ноты грусти и печали.

А вот мелодия другая —

Вы нам расскажете, какая?

Звучит пьеса «Новая кукла» П. И. Чайковского из «Детского альбома».

Дети . Эта музыка веселая, радостная, игривая, задорная, прыгучая, бойкая, озорная, солнечная.

2-й ребенок.

Очень радостная музыка, —

Ноги сами в пляс идут.

И мальчики, и девочки

Сейчас запляшут тут!

Музыкальный руководитель.

Довольна я ответом вашим.

Ну что ж, друзья,

Давайте спляшем!

Исполняется танец «Смени пару». Для танца можно использовать мелодию песни Г. Струве «Про козлика» или любую другую польку двухчастной формы.

А. Дети парами легко бегут по кругу. Мальчики садятся на одно колено, а девочки обегают их.

Б. Стоя лицом друг к другу, дети делают по три хлопка у правого и левого уха.

Мальчики делают «пружинку», а девочки боковым галопом перебегают к следующему мальчику.

После танца дети садятся на места. Тихо звучит музыка П. Чайковского «Утреннее размышление».

Музыкальный руководитель . Вы помните, ребята, чудесную сказку про Дюймовочку? Посмотрите, какой перед вами красивый цветок! Может быть, мы найдем ее там, внутри? (Раскрывает лепестки и вынимает куколку.) Вот и Дюймовочка! (Сажает куколку между цветами, которые лежат врассыпную на столе.) Помните, в сказке Дюймовочка мечтала о стране эльфов? Мы поможем ей попасть туда, если выполним все музыкальные задания, которые находятся под этими цветами.

Музыкальный руководитель переворачивает цветы по очереди и предлагает детям исполнить задание. Небольшие плоские цветы изготовлены из цветного картона. На обратной стороне каждого цветка — музыкальное задание и нарисованная куколка-эльф с крылышками. Эльф прикрепляется так, что, когда цветок переворачивается, фигурка эльфа приподнимается перпендикулярно цветку.

Музыкальный руководитель.

Первый мы цветок возьмем

И узнаем, что же в нем?

«Чтобы громко, чисто петь,

Надо многое уметь.

Прямо с самого утра

На распевке детвора».

Упражнение на развитие музыкального слуха и голоса «Вот иду я вверх, вот иду я вниз. Топ-топ-топ-топ-топ. Топ-топ-топ-топ-топ!». Упражнение выполняется с различными заданиями. Надо спеть: грустно, весело, хмуро, ласково, сердито, протяжно, в быстром темпе и т.п.

Музыкальный руководитель.

Второй цветочек поднимаем,

Что там задано, узнаем...

«Рано утром в светлый дом

Все мы радостно идем.

В этом доме...

Дети . Детский сад

Музыкальный руководитель. Он устроен...

Дети . Для ребят!

Исполняется песня «Детский сад», слова и музыка Н. Пономаревой

Музыкальный руководитель.

Второй цветочек поднимаем,

Что нам задано, узнаем.

«Ах, вот какая жалость —

Уже четыре дня

Я с куклой поругалась,

Не слушает меня».

Девочки-солистки исполняют песню «Ах, вот какая жалость», слова и музыка Т. Копыловой.

Музыкальный руководитель . Какая грустная песня. Ругаться, дети, не годится, надо срочно по мириться!

Третий мы цветок возьмем

И узнаем, что же в нем?

«Дружит лес, и дружит луг,

Солнышко нам тоже друг!

В круг вам, дети, надо встать

И про дружбу рассказать».

Исполняется веселый танец «Ты мой друг, и я твой друг» под песню А. Пугачевой «Сто друзей». Движения по выбору музыкального руководителя.

Музыкальный руководитель.

Еще цветочек поднимаем.

Сейчас задание узнаем...

«Что за шум, что за звон?

Слышен он со всех сторон.

Так это же милашки —

Наши неваляшки!»

Танец «Неваляшки».

Музыкальный руководитель.

Пора еще цветочек взять,

Что нам задано опять?

«На прощанье еще раз

Потанцуйте вы для нас!»

Исполняется танец «Мы хотели танцевать» или любой другой общий танец по выбору музыкального руководителя. После танца дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель . Наше занятие подходит к концу, и мне очень бы хотелось вас порадовать. Посмотрите, сколько у меня воздушных шариков! Сегодня мы много говорили о настроении в музыке. А как вы думаете, какого цвета грустное настроение? А веселое? Мечтательное? Сердитое? (Дети отвечают.)

А давайте попробуем «оживить» эти воздушные шары! Мы выберем для них «глазки», «бровки», «ротик» и постараемся более точно выразить «настроение» шарика каждого цвета.

Звучит «Утреннее размышление» П. И. Чайковского, дети выполняют задание. Для изготовления глазок, ртов, бровей, носов удобно использовать цветную самоклеящуюся пленку. Глазки и носики можно наклеить заранее, чтобы «лицо» не расползлось за пределы разумного. Выражение «лица» у шарика достигается путем приклеивания в разном положении бровей и ртов.

Музыкальный руководитель . Теперь понятно, что это — грустный шарик. А этот — задумчивый, мечтательный. А этот на что-то очень рассердился. А вот этот — веселый хохотунчик! Они такие разные, каким бывает и наше с вами настроение. Возьмите эти шарики с собой в группу, там вы с ними еще поиграете. А нам пора прощаться. (Поет.) До свиданья, дети! Дети (поют). До свидания!

Под спокойную мелодию дети покидают зал.

Литература

Казначеева Т. Н. Конспект музыкального занятия. / Музыкальная палитра. № 1. 2007. Роот 3. Музыкально-дидактические игры.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ

Конспект образовательной деятельности по музыкальному развитию детей в старшей группе

«Поем, стучим, играем - музыкальность развиваем!»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Яшкузина Евгения Владимировна

Лениногорск, 2017

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

Речевое развитие.

Возрастная группа : Старшая

Цель: развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования инновационных музыкально-педагогических технологий.

Задачи:

образовательные:
- совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух в процессе певческой деятельности;

Познакомить детей с разучиванием песни используя мнемотехнику;

Поощрять проявление активности детей в музыкально-речевой деятельности;

Обогащать речь детей за счёт включения в словарный запас новых слов (хор, дирижёр).

развивающие:
- развивать чувство ритма, слуховое внимание;

Способствовать развитию памяти, воображения;
- совершенствовать речедвигательные навыки;

Развивать творческую активность детей, коммуникативные навыки.

воспитательные:

Воспитывать культуру слушания, любовь к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью;
- воспитывать культуру общения, чувство сопереживания;

Побуждать детей к двигательным импровизациям;

Развивать эмоциональную отзывчивость детей на выраженные в музыке чувства и настроения.

здоровьесберегающие:

Создание положительной психологической атмосферы на занятии, снижение эмоционального напряжения;

Повышение самооценки детей, их уверенности в собственных силах и результатах деятельности;

Формирование мотивации к творческому самовыражению в процессе коллективной деятельности;

Снижение зрительного напряжения;

Снижение мышечного напряжения путем обучения основам игрового самомассажа.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Фортепиано;

Ноутбук;

Музыкальный центр;

Мультимедийный комплекс (стационарный экран + подвесной проектор);

Стулья детские – по количеству детей;

Столы детские – 4 шт;

Тарелки одноразовые пластиковые – по 2 на каждого ребёнка;

Стрелки из бумаги на липкой основе – по 2 на каждую тарелку;

Цветы тканевые на резинке – по 2 на каждого ребёнка;

Бабочки на резинке – по 2 на каждого ребёнка.

Планируемый результат:

Установление дружеской взаимосвязи (педагог – дети);

Создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия;

Разучивание 1 куплета новой песни с последующим исполнением;

Овладение инновационными музыкально-педагогическими технологиями: «Хор рук» и мнемотехника.

Дети находятся в зале, занимаются свободной деятельностью.

Музыкальный руководитель включает фонограмму «Музыкального приветствия» и, с помощью музыки и пения,

постепенно вовлекает детей в диалог.

Ход занятия

I. Организационный этап

«Музыкальное приветствие» (автор слов О.Ю. Дженкова)

Музыкальный руководитель.

Здравствуйте, ребята!

Как ваше настроенье?

Прошу вас, выходите,

Поближе подходите!

(движения по показу: вводная ходьба)

Здравствуйте, ребята!

Как ваше настроенье?

Прошу вас, подтянитесь!

Друг другу улыбнитесь!

Будем танцевать и песни распевать

Прошу, ребята, вас за мною повторять….

(движения по показу: пружинка)

Мы будем заниматься,

Не будем отвлекаться!

Будем танцевать и песни распевать

Прошу, ребята, вас за мною повторять….

(движения по показу: выставление ноги на пятку)

Как здорово мы с вами поздоровались! А встретились мы с вами в музыкальном зале не случайно. Как вы думаете, чем мы можем здесь заняться? (петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах). А можно ли здесь поиграть? Так давайте поиграем в игру «Ладошки».

Музыкальный руководитель.

Похлопаем немножко Хлопают в ладоши

И разотрем ладошки Трут ладоши друг об друга

А теперь еще сильней,

Чтобы стало горячей! Трут ладоши более быстро и интенсивно

Хлопай громче, веселей,

Ты ладошки не жалей!

Какие бурные аплодисменты! А для кого они могут звучать? (для артистов)

А давайте, и мы сегодня вместе побудем артистами. Мы будем учиться красиво петь. Артисты, занимайте места! (осанка)

Дети садятся на стулья.

Музыкальный руководитель обращает внимание на осанку.

II. Основной этап

Чтобы научиться красиво петь, подготовим наш голосок, и сделаем горлышку массаж.

Снизу вверх, сверху вниз…

Сверху вниз, снизу вверх… (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)

В пении нас ждет успех!

Музыкальный руководитель. Наш голосок готов для пения, а какую песню мы будем петь, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Утро начинает,

Лучиком встречает.

Светит нам в оконце

Ласковое… (солнце)

А теперь ласково назовите его. (Солнышко). Сейчас я вам исполню песню «Солнышко»

Музыкальный руководитель исполняет песню «Солнышко»

Музыкальный руководитель. Ребята, так о чём эта песня?

Правильно, мы в этой песне зовём солнышко. Покажите, как мы можем его позвать?

Вспомните, что мы просим сделать солнышко? (глазками погляди, лучиком посвети)

А есть слова в песне, которые повторяются несколько раз? (солнышко, глазками, лучиком)

Как вы думаете, по характеру эта песня какая? (весёлая)

Правильно, и петь её нужно как? ……….. (легко и звонко)

Я предлагаю вам сегодня разучить эту песню, а помогут нам картинки на экране.

Экспресс-разучивание песни «Солнышко» с использованием мнемотехники.

(слова и музыка А. Ярановой)

Музыкальный руководитель напоминает детям о певческой позе, об осанке.

Разучивание происходит сидя на стульях, а заключительное исполнение стоя.

- Педагог работает со слайдами в режиме «стоп-кадр», совместно с детьми определяет текстовое значение каждой картинки.

- Педагог вместе с детьми поет песню по картинкам – а capella, добавляя движения.

- Педагог и дети исполняют песню под фонограмму с движениями.

Музыкальный руководитель.

Песню спели вы прекрасно!

Постарались не напрасно!

А пока вы все трудились,

Глазки наши утомились.

Давайте сделаем гимнастику для глаз, повторяйте за мной.

Зрительная гимнастика « Лучик солнца»

Музыкальный руководитель.

Лучик, лучик озорной, Моргают глазами

Поиграй-ка ты со мной.

Ну-ка лучик, покружись, Делают круговые движения глазами.

На глаза мне покажись.

Взгляд я влево отведу, Отводят взгляд влево.

Лучик солнца я найду.

Взгляд я вправо отведу, Отводят взгляд вправо.

Снова лучик я найду.

Закрываем мы глаза, Закрывают глаза, расслабляют веки.

Открываем мы глаза, Открывают глаза

Вот какие чудеса.

Ну вот, наши глаза и отдохнули.

Мы пели все вместе, значит, мы пели как? (хором)

Ребята, как вы думаете, а можно ли спеть музыку … руками? (ответ детей).

Давайте попробуем? Мы же с вами артисты! Посмотрите, эта будет наша сцена. Мы с вами исполним хор рук, а помогут нам цветы и бабочки.

Мальчики, встают за стульчиками и надевают на руки бабочки вот так… (показ)

А девочки, занимают места на стульях, надевают цветы на руку вот так… (показ) «как варежка»

Мальчики надевают на руки бабочки, а девочки цветы.

А я буду дирижёр. Вы будете смотреть на меня, и делать как я. Посмотрите…

На 1 часть музыки выполняют движения только девочки, на вторую – только мальчики, а на третью часть музыки – движения выполняем все вместе.

Инновационная музыкально-педагогическая технология «Хор рук»

по методике Т.Боровик (двигательное двухголосие)

Музыкальный руководитель. Как красиво! Вы – настоящие артисты! У нас получился замечательный хор рук! Оставляйте атрибуты на стульях и присаживайтесь на свои места.

Раздается тиканье часов.

Музыкальный руководитель. Друзья мои, прислушайтесь… что напоминает вам этот звук?

Время-времечко бежит,
И прислушаться велит.

Шепчут часики вот так:
ТИК-ТАК, ТИК-ТАК! (дети прислушиваются)

Посмотрите, у меня есть тарелочки, а как вы думаете, как их можно превратить в часики? (ответы детей) Правильно! Нужны стрелочки.

Посмотрите, я свою тарелочку уже превратила в часики с помощью вот этих волшебных стрелочек. И теперь у меня 2 тарелочки. И вы сможете превратить простые тарелочки в волшебные часики. Под волшебную музыку пройдите к столам и приступайте к работе.

Аппликация на пластиковых тарелках

Дети проходят к столам, на которых приготовлены пластиковые тарелки

и стрелки из бумаги на липкой основе. Дети выполняют аппликацию, педагог помогает.

Музыкальный руководитель. Покажите мне свои часики. Вы знаете, ребята, а ведь вы не просто украсили тарелочки, вы превратили их в часики, а это значит, сделали волшебными. Теперь они тоже умеют петь! Послушайте! Педагог стучит и произносит: «Так-так-так!», просит детей повторить. А ещё наши часики любят танцевать и у них даже есть любимая музыка!

Музыкально-ритмическая игра с пластиковыми тарелками «Часики»

Дети выполняют движения по показу: дробный шаг по кругу с ритмичным постукиванием тарелками.

Музыкальный руководитель. Наши часики плясали и немножечко устали.

Предложить положить часики на пол.

III . Заключительный этап.

Музыкальный руководитель. Ребята, а какое у вас сейчас настроение? А можете ли вы мне показать своё настроение? (ответ) Мне очень понравилась наша встреча.

А что в нашей встрече показалось вам наиболее интересным?

А какое задание было трудным? (ответы детей) Поверьте мне, что таких музыкальных и талантливых артистов я нигде не встречала! Я говорю вам «спасибо»!

Но наши часы мне говорят, что время нашей встречи подходит к концу.

Я желаю вам всего самого хорошего, друзья мои! На память о нашей встрече я дарю вам эти часики. Пусть они всегда отсчитывают вам только приятные и счастливые минутки! До свидания!

Дети покидают зал

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ДРУЖИМ С МУЗЫКОЙ» для детей старшей группы детского сада

Представленный мною конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы дружим с музыкой", позволяет выявить у детей данного возраста уровень развития у них музыкальных способностей через совместную музыкально-игровую и коммуникативную деятельность.
занятие рекомендуется проводить в конце учебного года как итоговое.
Данный материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.

Цель: выявить уровень развития музыкальных способностей детей через совместную музыкально- игровую и коммуникативную деятельность с использованием музыкально-игровых движений, музыкально-дидактических игр и игре на детских музыкальных инструментах; вызвать у детей положительные эмоции от встречи с музыкой.

Задачи:
- формировать у детей певческие навыки: соблюдать точность интонирования поступенного и скачкообразного движения мелодии; в четкой дикции; в ритмических особенностях песни;
- формировать понятие о музыкальном термине «трио» (авторская разработка);
- развивать тембровый и динамический слух; умение слышать изменения характера и темпа в музыке;
- развивать умение самостоятельно подбирать музыкальные инструменты и соотносить их с характером музыки;
- развивать внимание в процессе слушания музыки;
- развивать стремление самостоятельно выполнять музыкально- ритмические движения;
- воспитывать внимание, быстроту реакции, выдержку;
- воспитывать в детях активность, инициативность, самостоятельность;
- воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству.

Материалы и оборудование : музыкальные инструменты (бубен, барабан, ложки, ксилофон, колокольчик, бубенцы); «волшебные башмачки»; «волшебный металлофон»; атрибуты к костюму Феи Музыки; иллюстрации к « Сказке о трёх девочках О»; магнитная доска; подарок - сюрприз; музыкальный центр.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в зал, где их встречает музыкальный руководитель.
Музыкальный руководитель : Дорогие ребята! Я рада вас видеть. Давайте поздороваемся друг с другом песенкой (поёт, дети подпевают, выполняя движения по тексту):
Заглянуло солнышко
Прямо к нам в окошко,
И упало солнышко
Нам с тобой в ладошку.
Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день!
А сейчас предлагаю вам поздороваться этой песенкой с гостями.

Дети пропевают последние слова приветствия: - Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день!

Музыкальный руководитель: Как сразу стало светло в зале от ваших улыбок и от солнышка, которое заглянуло к нам в окошко и зовёт нас с собой на прогулку. Пойдёмте, погуляем. Но ходить по дорожке мы будем не простым шагом, а хороводным:
Дети по дорожке гуляют,
Хороводный шаг выполняют.
Носочки тянут, мягко ступают,
Друг другу на пятки не наступают. (авторская разработка).

Дети, свободно ходят по залу и выполняют хороводный шаг вместе с педагогом, а затем самостоятельно под р.н.м. (по выбору педагога).

Музыкальный руководитель : А теперь мы будем так гулять:
Шаг с поскоком выполнять.
Будем на каждой ножке
Прыгать понемножку. (авторская разработка).

Дети выполняют поскоки под весёлую польку (по выбору педагога).


Музыкальный руководитель: А сейчас поучимся держать равновесие. Посмотрите (говорит слова, одновременно выполняя движение):
Камень дети положили (русский поклон),
Ножкой сильно придавили.
Нужно камень приподнять
И немножко подержать.
Ах, какой тяжёлый камень:
Еле-еле поднимаем (медленно поднимают ногу):
1,2,3,4… (держит ногу на весу),
На дорожку положили (опускает ногу).

Дети выполняют это упражнение 2 раза попеременно каждой ногой.

Музыкальный руководитель: Нужно ножкам отдохнуть-
Мы послушаем чуть-чуть.
Дети проходят на стульчики.

Музыкальный руководитель : Ребята! Весеннему солнышку и теплу рады не только люди, но и лесные жители: мишка, зайка и мышонок. Собрались они на лесной полянке и решили поиграть на музыкальных инструментах. Как вы думаете, на каком музыкальном инструменте будет играть мишка? (на бубне и барабане); зайчик? (на ложках и ксилофоне); мышонок? (на колокольчике).
(после каждого ответа, дети играют каждый на своём инструменте).

С детьми проводится музыкально- дидактическая игра «Зверюшки-музыканты».
(музыкальный руководитель играет мелодию в разных регистрах сначала отдельно, а затем совмещая их: низкий-высокий, а дети отбивают ритм на тех инструментах, в каком регистре звучит данная мелодия).

Затем с детьми проводится музыкально-дидактическая игра «Будь внимательным».
(дети движениями показывают темп, настроение, динамику мелодии):

А) темп: медленный- «рыба плавает»;
быстрый - «рыба прячется» (за стульчик).

Б) настроение: весело- притопывают, руки «полочкой»;
грустно- гладят свою шею.

В) динамика: громко- хлопают;
тихо- «щёлкают» пальцами.

Музыкальный руководитель хвалит того ребёнка, который был самым внимательным и награждает его « волшебными башмачками»: предлагает ребёнку надеть их себе на руки и исполнить различные танцевальные движения руками у себя на коленях. Остальные дети руками повторяют движения за этим ребёнком.

Музыкальный руководитель: А сейчас я хочу рассказать вам о волшебном сне, который недавно мне приснился… Иду я с работы и так сильно устала, что решила сесть на скамеечку-отдохнуть, да и заснула. И снится мне, что подходит ко мне добрая Фея… (воспитатель в шляпке, шарфе, с «волшебной» палочкой).

Музыкальный руководитель (просыпаясь): Ой, а Вы кто?
Фея (воспитатель): Я- добрая Фея Музыки. Своими волшебными музыкальными звуками я делаю нашу Землю сказочно- красивой, наполняю её светом и теплотой…
Музыкальный руководитель : Добрая Фея, а не могли бы Вы мне помочь и сделать так, чтобы мои дети хорошо пели?
Фея: Но ваши ребята и так умеют неплохо петь. Но чтобы их голосочки звенели ещё звонче и веселее, им поможет в этом вот этот музыкальный инструмент, а мелодия, сыгранная на нём, будет ключиком к тем песням, которые они будут петь (отдаёт металлофон музыкальному руководителю; музыкальный руководитель «просыпается»).
Музыкальный руководитель : Вот такой сон мне приснился. А вот и «волшебный» музыкальный инструмент, который должен помочь вашим голосочкам петь так, как будто звенят хрустальные бубенчики. Но прежде, я должна вам напомнить, что наш язычок должен быть остреньким, как карандашик, чтобы мы могли чётко пропевать слова (обводит пальцем свой язык), а также ваш ротик должен быть круглым, чтобы петь культурным красивым звуком (обводит круглый рот пальцем).
Дети повторяют за педагогом движения.

Музыкальный руководитель : А теперь можно распеть наши голосочки: какой песенкой- отгадайте.(играет на металлофоне песенку «Бубенчики» Е. Тиличеевой. Дети отгадывают).
Жили-были три весёлых бубенчика: Динь, Дан, Дон. И у каждого из них была своя песенка. Бубенчик Динь пел самым тоненьким, высоким голоском. «Динь-динь» звенела его песенка (играет «си 1» на металлофоне). Средний бубенчик Дан тоже пел свою песенку средним голоском (играет «соль 1» на металлофоне). А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже, чем у его друзей и его песенка «Дон-дон» звучала по-другому (играет «ми 1» на металлофоне).

Дети исполняют распевку «Бубенчики» Е. Тиличеевой всей группой, показывая рукой высоту звука (Н. Ветлугина, Музыкальный букварь, М.: Музыка, 1985).
Музыкальный руководитель: А сейчас, с помощью нашего «волшебного» металлофона, я вам буду загадывать музыкальные загадки. Кто песенку отгадает- тот её и исполняет.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки».
(музыкальный руководитель наигрывает на металлофоне мелодии знакомых детям песен; дети их отгадывают и исполняют сольно, дуэтом, группами по одному куплету).

Музыкальный руководитель: А теперь у нас небольшая музыкальная пауза. Пусть наши голосочки пока отдохнут, а я вам расскажу одну историю о трёх сестрёнках каждую из которых звали «О» (свой рассказ педагог сопровождает показом иллюстраций) Авторская разработка.
В волшебной музыкальной стране жили три девочки, три сестрёнки, очень похожие друг на друга и звали их: маленькая О, средняя О и старшая О. Они очень любили петь и каждый новый день у них всегда начинался с песенки.
Вот и сегодня первый солнечный лучик заглянул в спаленку маленькой О и, согревая её своим теплом, замер на её щёчке. Маленькая О открыла глазки, улыбнулась лучику, спрыгнула с кроватки, надев башмачки, выбежала на крылечко. О-о-о.! Как хорошо было кругом, что она сразу запела песенку своим высоким голосочком.
А в это время солнечный лучик уже заглянул в спаленку к средней девочке О. Она сладко потянулась, но, услышав знакомую песенку, надела туфельки и быстро побежала на голосок своей младшей сестрички. Ох,
Как красиво было кругом! И они вдвоём стали петь свою весёлую песенку.
Лучик в это время заглянул в окошечко к старшей О, пощекотал
её носик. Она чихнула и проснулась: «Ох, как долго я спала.А ведь мои сестрички уже ждут меня. Я слышу их весёлую песенку!
Спрыгнув с кроватки, она побежала к своим сестрёнкам. Ох!!! Кругом летали бабочки, а в листве деревьев весело щебетали птички. И три сестрёнки, три О, взявшись за ручки, напевая свою любимую песенку, побежали купаться к весёлому звонкому ручейку. И их песенку было слышно далеко-далеко-о-о-о-…
Когда песню исполняют три человека, то такое исполнение называется «трио».Кто хочет втроём спеть один куплет песенки о весне?

Трое детей исполняют 1 куплет песни «Пришла весна» Е. Тиличеевой.
Далее разучивается следующий куплет этой же песни.

Музыкальный руководитель : А теперь я всех ребяток
Попрошу в кружочек встать
И весёлый, быстрый танец
Приглашаю станцевать!

Дети исполняют танец «Весёлые дети»(С.И. Бекина;Музыка и движение.; М.: Просвещение, 1983).

Музыкальный руководитель: Приглашаю детвору
На весёлую игру:
Я за всеми наблюдаю-
Самых ловких выбираю!

С детьми проводится игра « Чей кружок быстрее соберётся?» (С.И. Бекина; Музыка и движение.; М.: Просвещение, 1983).

Музыкальный руководитель : Ребята! Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами снова побывали в мире волшебных звуков. Музыка помогала нам петь, танцевать, играть. От этого наши движения становились более красивыми, изящными, грациозными, а голосочки звонкими и чистыми, такими же прекрасными, как и волшебные музыкальные звуки вот этого музыкального инструмента. И мне бы хотелось, чтобы вы всегда дружили с музыкой, потому что « если дружат музыка и дети, ничего прекрасней нет на свете!».
Музыкальный руководитель дарит детям на группу набор музыкальных инструментов.

Дети прощаются и под музыку «Вальса» выходят из зала.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Красная Шапочка»

Конспект занятия

по музыкальной деятельности

образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

Тема занятия:

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА»

Старшая группа

Симуковская Анна Геннадьевна,

музыкальный руководитель

г. Новочебоксарск

2015

Продолжительность: 25 минут

Технологии: ИКТ (Мультимедийное оборудование, экран, ноутбук, музыкальный центр)

Аннотация: Занятие по музыкальной деятельности составлено для детей старшего дошкольного возраста с целью развития музыкальных способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности. Может быть проведено в рамках тематического блока « Времена года. Весна» , а также использоваться другими специалистами ДОУ фрагментарно.

ЦЕЛЬ: развитие музыкально-творческих способностей детей в процессе музыкально-ритмической деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • расширять знания детей о творчестве П.И. Чайковского;
  • развивать эмоциональную отзывчивость детей на музыку, ее красоту и образность;
  • совершенствовать умение выполнять танцевальные движения четко, согласовывая их с характером музыки;
  • развивать у детей творческую фантазию, желание импровизировать;
  • закреплять умение детей петь легким звуком, передавая веселый характер песни;
  • упражнять в чистом интонировании скачков мелодии на кварту вниз и вверх, точно передавать ритмический рисунок отдельных фраз и всей мелодии;
  • формировать умение высказываться о характере и средствах выразительности музыкального произведения;
  • воспитывать коммуникативные качества, создавать атмосферу радости в сотрудничестве со взрослым.

Ход образовательной деятельности

Под музыку дети заходят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель (М.Р.) Здравствуйте, Ребята. Давайте мы с вами поздороваемся стихами, я буду говорить, а вы повторяйте за мной движения:

«Я здороваюсь (скрещивают руки перед грудью)

везде, (разводят руки в стороны)

Дома и на улице, (пружинка с поворотом вправо-влево)

Даже здравствуй говорю

Я соседской курице. (дети машут ручками)

Здравствуй солнце золотое, (поднять одну руку вверх)

Здравствуй небо голубое, (поднять другую руку вверх)

Здравствуй вольный ветерок, (помахать ручками вверху)

Здравствуй маленький дубок, (приседают)

Здравствуй утро, здравствуй день, (разводят поочередно руки в стороны)

Нам здороваться не лень!» (поклон)

Молодцы, садитесь на стульчики.

А теперь давайте поздороваемся песенкой: я буду запевать, а вы повторять.

«Добрый день(1-2-3 ступени),

Добрый день (2-3-4 ступени),

Добрый день (3-2-1 ступени).

А теперь соединим все музыкальные фразы в одну песенку.

(Дети вместе с педагогом повторяют приветствие, затем присаживаются на стульчики.)

М.Р. Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение? (Дети отвечают: настроение веселое, радостное.) Правильно! Настроение у меня очень хорошее, веселое, ведь я очень рада видеть вас на этом музыкальном занятии. А если бы я вдруг поздоровалась вот так? (Повторяет приветствие в миноре. Дети отвечают: грустное, печальное.)

Правильно, ребята. Ведь мы с вами уже знаем, что музыка обладает волшебным свойством - она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания: нежность, волнение, грусть, жалость.

Ребята, обратите внимание на эту весеннюю полянку. На улице еще только начинает таять снег, а на нашей полянке уже распустились первые цветы. Давайте вспомним, как они называются (подснежники, тюльпаны, одуванчики).

Сейчас мы все возьмемся за руки и заведем плавный хоровод вокруг нашей цветочной полянки. Но сначала я покажу танцевальные движения, которые будут сопровождать наш хоровод.

Музыкально-ритмическое упражнение

«Три притопа», муз. Ан.Александрова.

Затем дети садятся.

М.Р. Я сегодня пришла к вам не с пустыми руками. Я принесла с собой необычную музыкальную шкатулку. Давайте посмотрим, о чем она нам расскажет. (Слайд 2,3 ).

Шкатулка показала нам картины природы. Ребята, посмотрите на эти иллюстрации. Какое время года на них изображено? (Дети отвечают: Весна) . Правильно. А как вы догадались? (Дети отвечают: снег тает, ручейки бегут, солнце ярко светит…) А какие еще времена года вы знаете? (Дети отвечают: зима, лето, осень). А почему в музыкальной шкатулке лежат только иллюстрации весны? (Дети отвечают: потому что наступила весна). Верно. А каким еще способом кроме рисунка можно передать своё настроение? (Дети отвечают: стихами, с помощью музыки).

Сегодня я хочу показать вам портрет известного русского композитора Петра Ильича Чайковского. Пётр Ильич написал несколько музыкальных произведений о каждом из 12 месяцев и объединил эти произведения в один общий цикл – «Времена года» (Слайд 4).

А кто мне скажет какой сейчас весенний месяц? (Дети отвечают: Март)

М.Р. Верно. Март – это ранняя весна, но природа уже готовится к пробуждению! Послушайте, как Пётр Ильич Чайковский в музыке передал своё весеннее настроение.

Слушание музыкального произведения

П.И. Чайковского «Март – песня жаворонка».

М.Р. Итак, вы прослушали это замечательное произведение. Что вы можете сказать об этой музыке? (Дети высказываются о динамике, настроении, изменении в звучании – громко-тихо, весело-грустно, медленно-быстро, и.т.п…)

М.Р. Чтобы помочь вам высказать впечатления о прослушанном произведении, я предлагаю поиграть в игру «Выбери нужное слово!». Я буду произносить слова о настроении и характере произведения, а вы выбирайте подходящее.

Игра «Выбери нужное слово».

М.Р. Молодцы! Вот так, на фортепиано композитор передал свое весеннее настроение.

А сейчас предлагаю снова заглянуть в музыкальную шкатулку и посмотреть, что еще она нам приготовила (Слайд 5) . Здесь загадка, давайте попробуем ее отгадать:

В красной шапке птица ходит.

И в коре жуков находит.

Это давний мой приятель.

А зовётся птичка... (Дятел)

Ж. Зудрагс
Конечно же, это дятел (Слайд 6) . А я знаю интересное стихотворение про дятла. Озвучить его мне помогут вот эти деревянные кубики. Послушайте! (дети слушают, затем повторяют стихотворение вместе с педагогом.)

Игра на развитие чувства ритма

«Дятел сел на сук», сл. А.Фаткина.

М.Р.: Мы в лесу слыхали стук:

Дети: Тук, тук, тук да тук!

М.Р.: Это дятел сел на сук:

Дети: Тук, тук, тук да тук!

М.Р.:

Тук, тук, тук!

Дети: Тук, тук, тук, тук, тук, тук,

Тук, тук, тук!

А теперь встанем и немного разомнемся.

Физкультминутка «Все захлопали в ладоши»

(Дети повторяют движения по тексту вместе с педагогом):

Все захлопали в ладоши дружно веселее.

Ножки, ножки застучали громче и быстрее.

По коленочкам ударим тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем, потянулись выше.

Завертелись, закружились, низко поклонились.

М.Р. Это стихотворение можно не только проговорить и простучать, но и весело пропеть. Вот послушайте.

Песня-упражнение для развития слуха и голоса

«Дятел», муз. Н.Леви, сл. А.Фаткина..

М.Р. Еще раз заглянем в нашу музыкальную шкатулку (Слайд 7).

Какой красивый весенний букет, правда, ребята? (Ответы детей.) Этот букет появился здесь не просто так. Он приглашает нас поиграть в интересную музыкальную игру «Собери весенний букет».

Возьмем себе каждый по одному цветочку и выберем трех ведущих. (М.р. произвольно выбирает трёх ведущих, одевает им на голову шапочки с соответствующими цветами.) Под плавную вальсовую музыку вы будете танцевать с весенними цветами. Когда же услышите другую музыку (показывает на инструменте как звучит «тремоло»), присядете на корточки и закроете глазки. В это время ведущие перебегут в разные уголки и поднимут вверх свои цветочки. С заключительным аккордом все бегут к своему ведущему и собирают из цветов букеты. Кто первый соберет букет, тот и выиграет.

Музыкальная подвижная игра

«Собери весенний букет».

М.Р. Игра закончена, садитесь на стульчики. (Дети садятся.)

Ребята, мне очень понравилось сегодня у вас в гостях. Вы так красиво танцуете, внимательно слушаете, даете интересные ответы. А что запомнилось вам больше всего? (Дети высказывают свои мнения.)

М.Р.: О каком времени года мы сегодня говорили? (Дети отвечают: о весне.)

М.Р.: Как называется музыкальное произведение, которое мы сегодня слушали? (Дети отвечают: «Март – песня жаворонка».)

М.Р .: А как зовут композитора? (Дети отвечают: Пётр Ильич Чайковский.). М.Р.: Какими способами можно передать свое настроение? (Дети отвечают: словами, стихами, с помощью музыки и жестов.)

М.Р.: Верно! Молодцы! Благодарю всех вас за активное участие.

До свидания!


Описание материала : Предлагаю вам конспект тематического музыкального занятия для детей старшей группы (5-6 лет) «Музыкальный магазин игрушек» с использованием творческих заданий. Данный материал будет полезен музыкальным руководителям дошкольных учреждений. Это конспект итогового занятия по развитию творческих способностей дошкольников во всех видах музыкальной деятельности в детском саду.

Цель: Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества.

Задачи:

Образовательные : Сформировать у детей умение выразительно передавать образы, заданные в музыкальном произведении. Находить в музыке акцентные позиции.

Развивающие : Развивать творчество, музыкальный слух, ритмическое и ладовое чувства, пластику, эмоциональную отзывчивость на музыку.

Воспитательные : Воспитывать интерес к музыкальной культуре, к элементарному музицированию, желание импровизировать.

Атрибуты, использованные на занятии:

Колокольчик, искусственные цветы по количеству детей; «витрина», на которой расположены игрушки: мячик, барабан, заяц, клоун-марионетка, клоунские колпаки (5 штук), шапочки гусей, коровок, лошадок, свинок по количеству детей, на детских столах музыкальные инструменты (ксилофоны, треугольники, маракасы, пластиковые стаканчики, резиновые игрушки-пищалки), костюмы курицы, цыплят, кошки, утки, свинки.

Музыкальный материал:

Г.Гладков «Добрая фея», Л.Шитте «Этюд», Т.Ломова «Передача мяча», Ф.Шуберт «Марш», Е.Тиличеева «Зайчики», М.Скребкова «Зайка, зайка, где бывал?», Д.Кабалевский «Клоуны», Польская народная песня «вышли дети в сад зелёный», А Филиппенко «Полька», А.Пинегин «С днём рождения!»

Ход занятия

Дети с цветами входят в зал и исполняют музыкально-ритмическую композицию с элементами импровизации под музыку Г.Гладкова «Добрая фея». По окончании танца дети ставят цветы в корзинки и встают врассыпную.

Музыкальный руководитель. Ребята, в это весеннее утро ваш танец с цветами поднят всем настроение. Видите, как вам улыбаются наши гости. Поздороваемся с гостями.

Дети поют : - Здравствуйте!

Музыкальный руководитель обращается к отдельным детям и просит их ответить той же мелодией

Музыкальный руководитель (поёт). - Здравствуй, Аля! (на трезвучии)

Здравствуй, Дима! (на терции)

Здравствуй, Маша! (на одном звуке)

А кто поздоровается своей песенкой?

Дети поют приветствие по желанию на собственную мелодию.

Музыкальный руководитель (обращает внимание на «витрину»). Ребята, посмотрите, вы находитесь в магазине игрушек. (Звонит в колокольчик).

Динь-динь-динь,

Динь-динь-динь,

Открываем магазин.

Заходите, заходите,

Выбирайте, что хотите. (Стихи В.Болдыревой)

Чтобы получить игрушку, нужно спеть песенку, мелодию которой

придумаете сами на слова: «Я игрушку покупаю и с собою забираю».

Мелодию постарайтесь придумать такую, чтобы она подходила к характеру игрушки.

Музыкальный руководитель берёт с витрины мяч .

Вот прыгун - весёлый мячик,

Он не любит тех, кто плачет,

Любит музыку и смех,

Прыгает он выше всех! (Стихи В.Болдыревой)

Кто мячик выбирает?...

Выходит желающий ребёнок.

Музыкальный руководитель . Как должна прозвучать песенка для мячика? Ребёнок. Бойко, звонко, мелодия как будто прыгает.

Ребёнок поёт весёлую песенку в ритме польки.

Ребята, покажите какой мячик ловкий, прыгучий, лёгкий.

Дети, встав произвольными группами выполняют этюд «Мячики», муз. Л. Шитте.

Я предлагаю встать в круг и всем поиграть с мячом. Передавайте мяч на сильную долю музыки по кругу, на ком музыка остановится, придумает какие-нибудь танцевальные движения с мячом.

Ребёнок, спевший песенку про мяч, начинает упражнение «Передача мяча», муз. Т.Ломовой. По окончании упражнения мяч кладётся на отдельный столик.

Ребята, послушайте, музыкальный отрывок и догадайтесь, к какой игрушке эта музыка подходит? (Звучит отрывок «Марша» Шуберта)

Дети : Это марш, подходит к барабану.

Музыкальный руководитель.

Мы купили барабан,

Чтоб устроить "тарарам".

Будем палочкой стучать,

Марш веселый выбивать.

Кто барабан возьмёт?

Кто песенку споёт? (Стихи И.Сударевой)

Желающий ребёнок поёт песенку в ритме марша.

Музыкальный руководитель. Поиграем в ритмическое эхо. Глеб отстучит на барабане ритм, который вы ему прохлопаете в ладоши.

Игра с барабаном «Ритмическое эхо». Дети по очереди придумывают ритмический рисунок, а Глеб повторяет этот ритмический рисунок на барабане. Отметить правильное повторение ритма. После игры барабан положить на отдельный стол.

Послушайте ещё одну музыкальную загадку. Звучит пьеса «Зайчики», муз. Е.Тиличеевой.

Желающий ребёнок поёт песенку, соответствующего характера (легко, игриво).

Вот и заинька-трусишка!

Про тебя читаем в книжке.

Дети сразу тебя узнают,

О тебе они песни поют! (Стихи Ю.Скляровой)

Дети исполняют песню «Зайка, зайка, где бывал», муз. М.Скребковой по ролям: ребёнок-«покупатель» поёт за зайку.

Для вас звучит ещё одна музыкальная загадка. Про кого она? (Звучит отрывок пьесы Д.Кабалевского «Клоуны»)

Дети узнают произведение и называют композитора. Желающий ребёнок поёт песенку на заданный текст с нужным характером (озорной, весёлый, смешной). Пьеса «Клоуны» звучит целиком, под которую ребёнок водит клоуна-марионетку.

Музыкальный руководитель опять обращает внимание детей на витрину.

Здесь есть клоунские колпаки. Кто сегодня придумает весёлый озорной танец? Мы посмотрим. Какой клоун будет веселей.

Раздать детям 5 колпаков. Дети исполняют творческий танец «Весёлый клоун». Отметить разнообразие танцевальных движений.

Ребята, отгадайте загадку:

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться. (Книга)

Музыкальный руководитель берёт с витрины большую книгу, листает её.

Какая интересная книга про животных. Здесь встречаются персонажи знакомой вам песенки «Вышли дети в сад зелёный погулять».

Возьмите шапочки героев песенки и встаньте полукругом.

Дети берут шапочки гусей, коровок, лошадок, свинок и инсценируют с движениями песню «Вышли дети в сад зелёный», польская народная песенка.

Действительно, весело танцуют дети в нашем саду. И даже сами можете придумать танец. Давайте придумаем польку.

Дети предлагают знакомые танцевальные движения (кружение в парах, хлопки, выбрасывание ног на прыжке и другие) и составляют танец.

Снимают шапочки животных и встают парами по кругу. В парах исполняется «Полька», муз. А.Филиппенко.

Музыкальный руководитель . В нашем магазине есть ещё музыкальные инструменты. Назовите их (ксилофоны, треугольники, маракасы).

Инструментов здесь хватит на всех, правда они не все музыкальные.

Есть простые предметы: стаканчики, резиновые игрушки, но их шумы нам пригодятся.

Динь-динь, бум-бум,

Наш оркестр устроит шум!

Пошумим, позвеним,

Сказкой всех повеселим!

Я всех приглашаю в сказку. Мы расскажем сказку, которая называется «День рождения». А помогут нам её озвучить эти музыкальные инструменты.

Пожалуйста, герои сказки наденьте костюмы, а музыканты разбирайте инструменты.

Сказка-шумелочка «День рождения» по аудиокассете Е.Железновой. Дети-артисты выполняют театральное действие, а дети-музыканты озвучивают их. Воспитатель читает текст сказки:

Однажды в курятнике, в гнезде за ящиком кто-то тихо пискнул. Вот так: Пищать резиновой игрушкой.

Курица-мама подбежала к гнезду и стала слушать. В самом большом яйце снова кто-то пискнул, чуть-чуть погромче: Пищать резиновой игрушкой.

Курица осторожно постучала по яйцу. Постучать карандашом по стаканчику

Яйцо раскололось, и из него вылез маленький цыплёнок. Пищать резиновой игрушкой.

«С днём рождения, малыш! Пойдём, я покажу тебе, где можно покушать!» И курица пошла из курятника во двор. Вот так. Звучит ксилофон внизу.

А цыплёнок побежал за ней. Вот так. Звучит ксилофон вверху.

Курица привела своего маленького цыплёнка к кормушке, а сама опять ушла в курятник. Цыплёнок стал клевать зёрнышки. Вот так. Постучать карандашом по стаканчику.

Цыплёнок наелся, посмотрел вокруг и вдруг услышал тихий звон. Треугольник.

«Как красиво звонят. Это потому, что у меня день рождения. Надо об этом всем рассказать». И он пошёл к большой важной утке. Звучит ксилофон вверху. Утка крякает.

«Слышите, как красиво звонят? Треугольник.

Это потому, что у меня день рожденья!» Но утка ничего не ответила.

Тогда цыплёнок подошёл к толстой свинке, которая что-то ела из корыта. Звучит ксилофон вверху. Свинка хрюкает.

«Слышите, как красиво звонят? Треугольник

Это потому, что у меня день рождения!» Но свинья ничего не сказала.

Тогда цыплёнок подошёл к кошке (Звучит ксилофон вверху), которая вылизывала язычком свои лапы: «Слышите, как красиво звонят?»

Треугольник.

Кошка сказала: «Мяу!» и подошла к цыплёнку поближе. Маракасы.

Но тут прибежала мама-курица и увела цыплёнка в курятник. Ксилофоны

А в курятнике бегало много маленьких цыплят. Пищать резиновой игрушкой. «Слышите, как красиво звонят?» Треугольник

«Это потому, что у нас день рождения!», - запищали цыплята и захлопали крылышками. Вот так: Похлопать в ладоши.

Все дети выходят на заключительную песенку А.Пинегина «С днём рождения!»

Музыкальный руководитель.