Музыкальное занятие с презентацией «Путешествие в страну музыкальных инструментов. «Путешествие в музыкальную страну

Музыкальное путешествие по разным странам и континентам

Цели и задачи воспитательной и концертно-просветительской деятельности:

Воспитание успешной личности;
- стимулирование исполнительского мастерства обучающихся, развитие сценической воли и артистизма;
- приобщение подрастающего поколения к лучшим образцам отеческого и зарубежного искусства, нравственно-эстетическим ценностям;
- воспитание активного слушателя классической музыки, духовно-нравственное воспитание;
- пропаганда фортепианной музыки среди воспитанников д/садов, учащихся общеобразовательных школ, взрослого населения посёлка;
- повышению статуса и имиджа детской школы искусств.

Представленные композиторы:
1. И.С.Бах (1685-1750) - немецкий композитор и органист.
2. Карл Черни (1791-1857) - австрийский ком-р, пианист, педагог с 14лет.
3. Феликс Лекуппе - (1811 - 1887) - французский ком-р, пианист, педагог.
4. П.И.Чайковский (1840 - 1893) - русский ком-р, дирижёр, педагог.
5. Рейнгольд Глиэр (1875 - 1956) - русский ком-р и педагог.
6. Э.Вила- Лобос (1887- 1959) - бразильский ком-р, дирижёр, педагог.
7. Д.Шостакович (1906 - 1975) - советский ком-р, пианист, педагог, общественный деятель.

Программа концерта:
1. И.С.Бах Менуэт
2. И.С.Бах Маленькая прелюдия ре минор
3. И.С.Бах Маленькая прелюдия до минор
4. К.Черни-Гермер Этюд № 1 (ч.2)
5. К.Черни-Гермер Этюд № 43 (ч.1)
6. Ф.Лекуппе Этюд
7. П.И.Чайковский Полька
8. П.И.Чайковский Старинная французская песенка
9. П.И.Чайковский Немецкая песенка
10. Р.Глиэр Ариетта
11. Э.Вила-Лобос Пусть мама баюкает
12. Д.Шостакович Гавот

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок музыка проведу у вас я - преподаватель по классу фортепиано.

И сейчас мы с вами отправимся в музыкальное путешествие по разным странам и континентам, и вы услышите классическую музыку в исполнении учащихся фортепианного отделения.

Итак, поезда собираются в путь со станции, корабли уходят в море из гавани, самолёты снаряжаются в аэропорту, а нашей с вами гаванью, станцией, аэропортом будет вот этот концертный зал. Подключите свою фантазию и воображение и представьте себе, что вы, спустившись с трапа самолёта, оказались в одном из красивейших краёв Германии, в Тюрингии. Вдали виднеется гора с замком на вершине. Это Вартбург - старинная крепость.

Поднимаемся в этот замок. Из окон открывается захватывающий дыхание вид на окрестные горы, покрытые лесом. У подножья горы расположен небольшой город Эйзенах, в котором в 17 веке, в 1685 году родился немецкий композитор И.С.Бах.

На небольшой эйзенахской площади стоит Дом-музей И.С.Баха. Именно в этом доме появился на свет гениальный немецкий композитор. Верхние помещения обставлены старинной мебелью и показывают, как жили немецкие горожане во времена Баха. В других комнатах висят портреты, гравюры, находятся документы. А внизу находится зал музыкальных инструментов. В нём выставлена старинная виола, которая является предшественницей семейства скрипичных; лютня - предшественница гитары; клавесины и клавикорды - предшественники фортепиано; духовые - флейта, гобой, труба.

Обычно в этом Доме-музее для путешественников устраивают концерты из произведений Баха и других композиторов. Давайте представим себе, что мы находимся на одном из таких концертов.

Концерты обычно открывают произведения Баха, которые были написаны им три века назад. Но, несмотря на это, музыка Баха понятна и близка нам, потому что наполнена человеческими чувствами. Его музыку любит и почитает весь мир. Мечтал ли сам композитор о такой славе? Наверное, он удивился бы этому.

И.С.Бах в возрасте сорока лет был уже главой большого семейства. После смерти первой жены Марии Барбары Бах нашёл новую подругу жизни - Анну Магдалену. Брак был во всех отношениях вполне счастливым. Анна Магдалена оказалась не только заботливой хозяйкой, с любовью принявшей четырёх осиротевших детей, но и музыкантшей, понимавшей творчество мужа. У неё был красивый высокий голос (сопрано). Муж обучал её игре на клавесине. Анна Магдалена помогала мужу переписывать ноты. С годами её почерк стал так похож на почерк Баха, что их трудно было различить. Она приучала к переписке нот и детей. Сохранились две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах», в которых собраны нетрудные клавирные пьесы, хоралы и песни. Сейчас прозвучит Менуэт из этого сборника.

1. И.С.Бах Менуэт - Малыгина Н.

И.С. Бах сам занимался музыкальным воспитанием своих детей. Обучение игре на клавикорде он начинал с упражнений. И, если терпение у ребёнка заканчивалось, то Бах любезно сочинял для него небольшие пьесы, часто прямо на уроке. Так возникли Маленькие прелюдии. В этих небольших пьесах обнаруживается непостижимое величие Баха, сыграв или услышав их один раз - забыть невозможно!

2. С.Бах Маленькая прелюдия ре минор

(Назовём её «Старинный танец»)

Иоганн Себастьян Бах - самый выдающийся представитель династии Бахов. Его жизнь внешне сложилась мало примечательно. Он ни разу не покинул пределов своей страны, не приобрел мировой славы. При жизни и почти 100 лет после смерти его музыка не пользовалась популярностью. Ее считали слишком сложной и устаревшей. И лишь в 1829 году под управлением немецкого композитора и дирижера Феликса Мендельсона состоялась «мировая премьера» величественного произведения Иоганна Себастьяна - оратории «Страсти по Матфею», свершилось мировое открытие композитора И.С.Баха!

С того времени сочинения Баха заполонили музыкальное пространство Европы, России, Нового Света.

А в 1977 году музыка Баха звучала в космосе на американском корабле «Вояджер». На борту корабля находился золотой диск с музыкой И.С. Баха, которая звучала в космосе для других цивилизаций.

3.И.С.Бах Маленькая прелюдия до минор

(Назовём её «Размышление о жизни»)

Удивительное искусство - Музыка! Она способна объединять людей разных национальностей! Люди, живущие в разных странах на разных континентах могут общаться и понимать друг друга с помощью языка Музыки. Музыке у всех народов рассказывает об одном и том же: о человеке и его чувствах, о человеке и природе, о событиях в жизни человека, а также музыка позволяет совершать увлекательные путешествия в дальние страны.

Фантастически быстро переместившись во времени и пространстве, мы выходим на остановке - Австрия. Судя по прическам и костюмам - мы в XVIII веке. Это не Рим, не Венеция, не Флоренция. Это город Вена. Вена - красивейший город на берегу холмистого Дуная.

Представьте себе множество дворцов и очень красивых зданий.

Вена - мировая столица музыки. Музыка была и есть душой города, в котором жили и работали гениальные композиторы Гайдн, Моцарт, Шуберт. В этом же городе жил и сочинял музыку Карл Черни, который прославился тем, что в 14 лет был в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано. Так же он был знаменит созданием огромного количества Этюдов для пианистов(около 800).

Этюд - это музыкальное произведение, предназначенное для развития техники исполнителя. Нет такого музыканта, который бы не сыграл ни одного этюда. Дети их играют с 1-го класса музыкальной школы. Также их играют и в музыкальном училище, и в консерватории. Сейчас вы услышите два Этюда Черни.

4. К.Черни-Гермер Этюд № 1 (ч.2)

(Назовём этот этюд «Весёлые нотки»)

5. К.Черни-Гермер Этюд № 43 (ч.1)

(Назовём его «Весна»)

В жанре Этюда писали музыку многие композиторы. Сейчас вы услышите ещё один этюд. Но для этого мы сойдём на станции - Франция XIX века. Столицей Франции является город Париж. В Париже находится огромное количество достопримечательностей, к числу которых относятся: Триумфальная арка, Эйфелева башня, Лувр, Собором Парижской Богоматери, Гранд - Опера…
XIX - Расцвет французской музыки. Знаменитыми становятся имена следующих композиторов: Берлиоз, Бизе, Дебюсси, Равель. Мы познакомимся с французским композитором Феликсом Лекуппе. Как и австрийский ком-р Карл Черни, Лекуппе сочинил немало этюдов для фортепиано. Один из них вы сейчас услышите.

6. Ф.Лекуппе Этюд

Мы снова отправляемся в путь и через короткий промежуток времени попадаем в Россию второй половины XIX века. Сегодня мы поговорим о русском композиторе П.И.Чайковском и послушаем его музыку из «Детского альбома».

Почему же великий композитор, создавший такие крупные произведения как оперы, балеты, симфонии, вдруг обратился к детской музыке? Оказывается, Пётр Ильич очень любил детей. «Что может быть лучше в жизни, чем дети и цветы?» - часто говорил он. Но, к сожалению, собственной семьи и детей у него не было. Поэтому, приезжая в гости к своей сестре Александре Давыдовой, Петр Ильич любил проводить свободное время в компании своих маленьких племянников. Их у Чайковского было семь, и композитор неустанно придумывал для них разнообразные праздники с кострами, фейерверками и танцами. Один из племянников Чайковского, Володя Давыдов, пытался освоить игру на фортепиано, но музыкальная наука давалась ему трудно, и Петр Ильич решил помочь малышу. Он написал цикл фортепианных пьес для него. 24 пьесы получились очень разные, но легкие, запоминающиеся и интересные по названию — были здесь и картины природы, и детские игры, и сказочные персонажи, путешествия...

Семья, в которой родился П.И.Чайковский была образованной и просвещённой. Его мама - Александра Андреевна, получила образование в одном из петербургских институтов, знала языки, много читала, любила музыку. У неё был хороший голос, и она охотно пела в кругу родных и знакомых. Отец Илья Петрович, страстный любитель театра и музыки, играл на флейте и создал с друзьями трио (виолончель, гитара, флейта). Дом Чайковских был городским культурным центром. Вся знать города по вечерам собиралась здесь. Торжественные приемы происходили в зале. Вместе с взрослыми веселились дети. Особенное им нравилось, когда раздавались звуки вальса, мазурки, польки и … кружились, подхваченные танцем, пары.

7. П.И.Чайковский Полька

Петр Ильич Чайковский очень много путешествовал. Повидал множество разных стран, был в Италии, Германии, Франции, Чехии, и даже в Америке. Везде он записывал свои впечатления в дневник. Но был у него ещё и нотный дневник, в котором он записывал народные песни.

Во Франции Чайковский, гуляя в небольшом городке по тихой зеленой улице, он вдруг услышал пение. Петр Ильич остановился и стал прислушиваться. У открытого окна пела женщина грустную, неторопливую песенку. Чайковский подошел к ней и спросил: «Скажите, пожалуйста, какую песню вы поете? Она мне очень нравится». «О, это старинная-старинная французская песенка. Очень давно ещё в 16 веке её пели трубадуры». Чайковский поблагодарил женщину и пошел дальше. Вернувшись на родину, Петр Ильич вспомнил эту песню, написал пьеску для фортепиано под названием «Старинная французская песенка» и включил ее в «Детский альбом».

8. П.И.Чайковский Старинная французская песенка

Но вот… Чайковский в Германии. На улицах и ярмарках, в кофейнях и домах горожан звучала музыка - это была музыкальная страна. Очень ему понравилась застольная немецкая песенка, которую он записал в музыкальный дневник и которая тоже в последствии вошла в «Детский альбом».

9. П.И.Чайковский Немецкая песенка

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких родных уголков состоит наша общая родина Россия. Просторы ее огромны. Это край, в котором соседствует море, степь, горы, вечные снега и таёжные леса и, если бы мы захотели совершить путешествие по ее территории, то оно подлилось бы очень много времени. Сейчас вы услышите произведение ещё одного русского композитора Рейнгольда Глиэра.

Эта музыка - о Родине, о любви к ней.

10.Р.Глиэр Ариэтта

В Россию мы ещё вернёмся. А сейчас посетим далёкую Бразилию XX века.

Гордостью этой страны является Э. Вила-Лобос - бразильский ком-р, педагог, дирижёр, писатель. Также как и Чайковский, наряду со сложными серьёзными произведениями он написал много музыки для детей - более 500 произведений. Есть у него и детский альбом по названием «Мир ребёнка». Сейчас вы услышите одну из пьес из этого сборника «Пусть мама баюкает»

11.Э.Вила-Лобос Пусть мама баюкает

В заключении нашего путешествия мы вернемся назад в Россию XX века.

Композиторы этого времени наряду с современными мотивами и интонациями используют часто в своих сочинениях старинные жанры эпохи И.С.Баха, например, пассакалью, менуэт, прелюдию, гавот и др. Чем вызван такой интерес к старинному искусству? Может быть тем, что мы с вами испытываем чувства, и настроения схожие с переживаниями людей, живших 3 столетия назад? Может быть….

Сейчас вы услышите Гавот Д.Шостаковича - композитора XX века. Эта пьеса входит в альбом для детей «Танцы кукол».

Как вы уже, наверное, заметили, что все гениальные композиторы писали музыку для детей, тем самым они выполняли высокую миссию воспитания подрастающего поколения, раскрашивали мир ребёнка всеми цветами радуги.

12. Д.Шостакович Гавот

На этом мы заканчиваем наш концерт-путешествие. Сегодня музыка позволила вам побывать в разных городах и странах, познакомились с композиторами, послушали произведения разных жанров. Сегодня мы ещё раз убедились в том, что музыка разных стран и народов богата и многообразна. И самое главное - мы убедились, что музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара. Музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всей Земли, сделать нашу жизнь богаче и добрее.

Уколова О. А.

с.Шипуново, 2014

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области Рыбинский профессионально-педагогический колледж

Кекина Наталья Вячеславовна – музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория

Билинсон Ольга Валентиновна – музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория

Цель: приобщение к мировой музыкальной культуре.

Задачи:

  • Укреплять здоровье детей и их родителей.
  • Воспитывать любовь к музыкальному искусству, чувство дружбы.
  • Развивать музыкально-творческие способности.
  • Осуществлять взаимосвязь по музыкальному воспитанию детей между детским садом и семьей.
  • Создать бодрое и радостное настроение у детей и их родителей.

Оборудование: Столы (по числу команд) , стулья (по числу участников) , проектор и ноутбук, музыкальный центр, оранжевые шары (по количеству команд-участниц) , бросовый материал для изготовления музыкальных инструментов, атрибуты для инсценировки (платки, бейсболки, гитары и др.) , цветные буклеты для жеребьёвки, свитки с заданиями.

Место проведения: Музыкальный зал.

Персонажи: Ведущие – музыкальные руководители, воспитатели.

Участники: Родители и дети подготовительной к школе группы.

Ход досуга:

Ведущая 1: Здравствуйте, уважаемые гости.

Ведущая 2: Мы сегодня предлагаем вам отправиться в большое, музыкальное кругосветное путешествие.

Ведущая 1: А поможет нам с тобой воздушный шар. (минусовка Елка «На большом воздушном шаре мандаринового цвета облетим с тобой мы вокруг света…» )

Ведущая 2: Давайте посмотрим вниз, мне, кажется, что я вижу землю.

Ведущая 1: И я вижу землю. Интересно, куда же мы попали

(на экране появляется карта Европы и знак конкурса «Евровидение» ) .

Ведущая 2: Да, это же всем известный международный конкурс песни.

Ведущая 1: Вот сюда, наверное, мы и заглянем.

Ведущая 2: Что же интересного здесь происходит.

Ведущая 1: Сегодня, оказывается конкурс необычный. Сегодня, по условиям, конкурсной является только одна песня, я предлагаю вам с ней познакомиться. (Звучит фонограмма песни Й.Гайдна «Мы дружим с музыкой» )

Ведущая 2: А вот стили и направления каверверсий этой песни будут совершенно разные.

Ведущая 1: В конкурсе принимают участие все пассажиры нашего воздушного шара, которые самостоятельно создали свои команды с помощью наших разноцветных буклетов.

Ведущая 2: Жанр песни каждая команда выберет себе с помощью жеребьёвки.

1. Рэп, 2. Народная песня, 3. Диско, 4. Рок.

Ведущая 1: Итак команда 1: Называет жанр, команда 2, и т.д. Каждой команде предоставляется время на подготовку (3-5 мин.) затем происходит выступление команд.

Ведущая 2: Победитель определяет уважаемая публика. Чьи аплодисменты были самыми громкими, та команда и победила.

Ведущая 1: Ну, что ж, гостеприимную Европу придётся покинуть, посмотрим, куда же привнесёт нас воздушный шар. (На большом…)

Ведущая 2: Давайте посмотрим вниз, мне, кажется, что я вижу много танцующих людей,

Ведущая 1: Да это же карнавал…

Ведущая 2: Конечно, это Бразилия, что в Южной Америке

Ведущая 1: Приглашаю всех на КАРНАВАЛ. Мне кажется, что ни один человек не сможет усидеть на месте во время бразильского карнавала. Не стесняйтесь. Свободная пляска в качестве разминки.

Ведущая 2: И не один бразильский карнавал не обойдётся без соревнований танцевальных школ.

Ведущая 1: Итак, начнём. Бразильская народная песня Соку, бачи. (Все конкурсанты исполняют танцевальные движения по показу одного их ведущих) .

Ведущая 2: Вот и потанцевали, снова отправляемся в путешествие. (На большом…)

Ведущая 1: Меня посещают странные таинственные предчувствия.

Ведущая 2: И что же происходит?

Ведущая 1: Если я правильно рассмотрела с высоты нашего полёта, то под нами Азия, древняя и загадочная.

Ведущая 2: Азия, страна самых причудливых для европейцев музыкальных инструментов.

Ведущая 1: И мы вам предлагаем стать мастерами и изготовить из традиционных, вполне обычных вещей музыкальные инструменты и представить их. Для этого у вас есть 5-7 минут.

Представители команд презентуют свои инструменты, и сопровождают ими фрагмент музыкального произведения.

Звучит тема «На большом воздушном шаре»

Ведущая 2: Снова наш воздушный шар зовёт в путешествие.

Ведущая 1: Кстати, это что такое интересное мы пролетаем?

Ведущая 2: Какой-то зелёный островок среди голубого океана.

Ведущая 1: О каком континенте идёт речь? Отгадай?

Это чудо-материк,

Он красив и невелик.

И на нём всего одна

Живописная страна.

В других местах таких зверей

Смогу найти едва ли я,

Ведь кенгуру среди степей

Гуляет лишь в... (Австралии.)

Ведущая 2: Конечно, мы добрались до Австралии.

Ведущая 1: А что же такого примечательного в музыкальных традициях АВСТРАЛИИ.

Ведущая 2: Музыкальная культура соединила в себе всё: и музыку аборигенов, и музыкальные традиции европейцев. В общем, предлагаю незамедлительно спускаться и знакомиться с Австралией.

Ведущая 1: А для это весёлой прогулки нам потребуются смельчаки от каждой команды.

Не страшны нам любые дороги

Пусть танцуют только ноги! (под фонограмму участники выполняют движения только ногами) .

Народ пусть будет молодцом,

И потанцует нам лицом (под фонограмму участники выполняют движения только лицом) .

Ниже спустимся и вот,

Потанцует наш живот (под фонограмму участники выполняют движения только животом) .

Возле стульев встать нам нужно

Потанцуем с вами дружно! «смельчакам» присоединяются остальные участники команды)

Ведущая 1: К нашему музыкальному путешествию присоединяются самые юные участники. (выходят дети)

Ведущая 2: Из-за густых облаков я ничего не вижу, но до меня доносятся какие-то звуки. Давайте все прислушаемся, что же это.

Дети: барабаны.

Ведущая 1: Интересно, а на каком континенте могут звучать барабаны. (предположения детей) . Это Африка, самый жаркий континент. Попробуйте прислушаться, вам нравится, как звучат барабаны. Ответы детей

Ведущая 2: А что с ними не так. (злые, тревожные, воинственные)

Африканские племена очень воинственные и чужаков не всегда встречают с миром, поэтому попробуем с ними разговаривать на их языке. Поприветствуем их HOLA – «я тебя вижу» или привет.

Ведущая 1: Ребята, послушайте звук барабана изменился или мне показалось (ответы детей) . Наверное, нас одно из африканских племён приглашает в гости. Давайте пройдём и присядем на поляну поудобнее. (дети садятся в круг) А знаете ли вы, что барабан один из самых древних музыкальных инструментов. Барабан сопровождает племя на протяжении всей жизни. В каждом племени есть ответственный за барабан. Вы, конечно, же знаете, как называется профессия человека играющего на барабане. В африканских племенах его зовут гриот. Он отвечает за сохранность инструмента и всю историю племени, которую он рассказывает игрой на барабане, поэтому их очень часто называют «говорящие барабаны» . Долгими вечерами, когда племя собирается на сход, именно гриот сопровождает всё действо игрой на говорящем барабане. А давайте посмотрим как гриот играет на говорящем барабане. (Просмотр видео) . С помощью говорящего барабана передавали информацию из одной деревни в другую, и называлось это барабанный телеграф.

Ведущая 2: Может, поиграем? Для этого нам с вами нужны хотя бы две команды. У меня и у вас – деревня тумба-юмба (далее Т.Ю.) , подходите, кто хочет жить в моей деревне, а напротив – тумба-мумба (далее Т.М.) , уважаемые родители, кто хочет жить в в этой деревне деревне. (родители садятся напротив детей и начинается ритмическая игра) .

  • Сообщение:

Ведущая 1: Т.Ю. Здравствуйте.

Ведущая 2: Т.М. Здравствуйте. Как у вас дела?

Ведущая 1: Т.Ю. Хорошо. А как у вас?

Ведущая 2: Т.М. И у нас хорошо.

Ведущая 1: Т.Ю. Давайте встретимся на общем празднике урожая.

Ведущая 2: Т.М. Давайте.

Ведущая 1: Т.Ю. Здравствуйте.

Ведущая 2: Как только начинал звучать барабан. Первым исполнял танец-импровизацию старейший вождь племени.

Ведущая 1: Хотите посмотреть? (Просмотр видео) . Давайте и мы попробуем под звуки говорящего барабана исполнить свой танец-импровизацию. (Жители деревень танцуют) .

Ведущая 2: Теперь нам нужно выбрать вождя – самого достойного. (Дети и родители выбирают вождя)

Ведущая 1: А наше африканское сафари подошло к концу.

Ведущая 2: Уважаемый Вождь показывает соплеменникам дорогу домой. А чтобы не заблудиться вам поможет мой воздушный шар. (Участники под музыку садятся на свои места)

Ведущая 1: А наше путешествие продолжается. (На большом…)

Ведущая 2: Ой, что это, всё вокруг сияет, светится.

Ведущая 1: Это северное сияние…

Ведущая 2: но мы же далеко от дома.

Ведущая 1: Совершенно верно, мы на южном полюсе, в Антарктиде.

Ведущая 2: Так на этом континенте нет ни городов, ни посёлков и очень холодно.

Ведущая 1: Совершенно верно, поэтому мы долго здесь задерживаться не будем. Только полюбуемся северным сиянием, немного отдохнём и, наверное, будем возвращаться домой. (Релаксация.)

Наши ручки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают.

Напряженье улетело,

И расслаблено всё тело.

Губы не напряжены,

Приоткрыты и теплы

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя.

Дышится легко,

Ровно, глубоко.

Звучит музыка «На большом…»

Ведущая 2: Вот наше кругосветное музыкальное путешествие подошло к концу.

Ведущая 1: Единственное что мне хотелось бы узнать, а понравилось ли оно нашим гостям.

Ведущая 1: Так это просто. Они сами нам это покажут.

Ведущая 2: А как?

Ведущая 1: У меня есть волшебные конфеты. Они возьмут себе конфетку, а при выходе фантики положат в корзиночку в красную – если весело и с пользой провели время, а в синюю если нет. В какой корзиночке фантиков окажется больше значит так вечер и прошёл.

Ведущие вместе: До свиданья, до новых встреч.

У нотки До забот полно.
Ей дело важное дано.
Она основа звукоряда,
Ей быть всегда на месте надо.

Ре радость всем вокруг несет
И для подруг ромашки рвет.
Как ручеек, звенит она,
И всем издалека слышна.

Ми обожает мир, покой.
Волшебный месяц золотой.
О красоте она мечтает
И ей напевы посвящает.

Фа – фантазерка и поэт.
Есть у нес велосипед
Крылатый с ярким фонарем,
По небу мчится Фа на нем.

Соль любит солнца яркий свет,
Светлей и чище нотки нет
В саду она фасоль растит,
Вас непременно угостит

Дом нотки Ля из лепестков.
Она большой знаток цветов
Лесных, садовых, луговых.
Сама похожа Ля на них.

А нота Си у нас скромна.
Последняя в ряду она.
Си обожает сны и сказки
И голубые деток глазки.

У каждой нотки жизнь своя.
По вместе все они семья.
В ней семь волшебных «я» живут
И звонко песенки поют.

Вопросы и задания

Нарисуйте, как нотки из этого стихотворения выполняют разные дела.
Дети делятся на группы. Каждая группа – семь нот. Ноты должны придумать какое-либо общее дело и рассказать о нем.
Каждая группа – семья нот. Дети должны рассказать, кто в этой семье родители, кто – дети, кто – бабушка с дедушкой, и объяснить почему.
Каждая нотная группа придумывают сценку из жизни нотной семьи.
Нарисуйте домики для разных нот.
На какие цветы похожи разные ноты? Нарисуйте музыкальный букет, в котором каждый цветок будет символизировать какую-либо ноту.

2. Дружные нотки

До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Мчатся быстро на такси.
Ждут их в музыкальной школе,
Ждут в оркестре их и в хоре.

Если нотки опоздают.
Все мелодии растают.
Скрипки и виолончели
Не исполнят свои трели.

Перестанет контрабас
Всем показывать свой бас.
Даже барабан замрет –
Ужас, что произойдет.

Поскорей, подружки ноты.
Принимайтесь за работу.
Мы вас очень, очень ждем,
Мы без музыки умрем!

Вопросы и задания

Почему нотки опаздывали на свою работу? Что их задержало?
Придумайте сказку о том, как нотки заболели и не вышли на работу.
Придумайте волшебное музыкальное лекарство для нот.
Если бы вы были нотками, в каких музыкальных инструментах вы бы хотели звучать?
Нарисуйте для ноток быстрый музыкальный транспорт, чтобы они не опаздывали на работу.

3. Как родилась песня

В красивом лесу на опушке жила семья зайчат: мама, папа и три сыночка зайчонка. Каждый вечер перед сном мама Зайчиха пела своим сыночкам колыбельную песню. Однажды утром проснулись зайчата и решили узнать, как рождается песня. Спросили они разрешения у мамы Зайчихи и пошли путешествовать по лесу.

Вот идут они и слышат: журчит ручеек. Старший зайчонок говорит:

— Вот, братцы, ручеек как будто песню поет, как наша мама нам колыбельные.

— Братишки, слышите, как листочки и травка красиво шелестят? Будто наша мама Зайчиха поет песенки.

Постояли они, послушали музыку ветра и решили пойти дальше. Они шли долго и вдруг услышали пение птиц. Зайчатки поторопились на прекрасные звуки. Вышли на опушку леса. Пение птиц было очень красивым, мелодичным — настоящая песня мамы Зайчихи. Младший братик заметил, что опушка леса очень знакомая. И тут они увидели свой домик и маму Зайчиху. Зайчата побежали к маме и в один голос закричали:

— Мама! Теперь мы знаем, как рождаются твои песни — тебе помогает наш любимый лес!

Вопросы и задания

Какие песенки услышали зайчата в лесу?
Как вы думаете, какие песенки можно услышать в разные времена года?
Нарисуйте любую песенку.

I. Музыкальные инструменты

1. Дудочка

Дудочку-погудочку
Смастерил я сам.
Подражает дудочка
Разным голосам.

Если хочешь, я сыграю
Песни ветерка.
Если хочешь, я сыграю,
Как звенит река.

Если хочешь, просвищу
Я трели соловья –
Всё умеет, всё умеет
Дудочка моя!

Веселиться на лугу
Всех заставить я могу!
Заиграю – и запляшут
Бабочки, стрекозы.
Заиграю – и заскачут
Бабушкины козы.

И букашки, и жуки,
И коровы, и сверчки
Любят слушать дудочку,
Дудочку-погудочку!

2. Легенда о барабане

– Знаешь ли ты, что такое слава? – спросила скрипка у камертона.

– Когда все тебя знают.

– Не только. Еще это радость быть единственной и непревзойденной. Ты не представляешь, какое счастье наблюдать, как сотни восторженных поклонников внимают каждой твоей ноте, ловят каждый вздох. В такие минуты они готовы носить тебя на руках! Впрочем, откуда тебе знать…

Вот такой диалог произошёл в хранилище между скрипкой и камертоном. Ничего особенного, обыкновенный разговор старых знакомых. И все-таки самолюбие камертона было задето.

Он и раньше слышал, как хвасталась его соседка, но никогда не представлял себя в чужом амплуа. И, правда, откуда ему знать? Маленькому, незаметному служащему филармонии, для которого даже трещотка являлась воплощением совершенства, не говоря о первой скрипке. Стоит ли скрывать, что камертон был в неё влюблён?

Временами, после очередного триумфа, когда скрипка возвращалась на свою антресоль, сердце камертона готово было выпрыгнуть от счастья. Неважно, что речи возлюбленной сводились к одному – кому из артистов неведомо чувство гордыни? Главное, что его любимая была счастлива!
Но сегодня камертон был задумчив и молчалив. Мысль о собственной ущербности не давала ему покоя. «Кто я такой, что бы надеяться на взаимность? Никому я не нужен, зачем уповать на чудо?» – мучил он себя.

С каждым днём уныние овладевало им всё больше. Даже голос бедняги стал ниже и глуше. Но никому не было дела до скромного жалкого камертона.

А тем временем в оркестре стало твориться необъяснимое. Каждое новое выступление собирало всё меньшее количество слушателей, всё реже раздавались рукоплескания, всё чаще появлялись нарекания и недовольство публики. Никто – ни контрабас, ни виолончель, ни скрипка не могли понять, откуда берется фальшь. Скрипка нервничала, глядя на её переживания, оркестр расстраивался ещё больше…

Так продолжалось до тех пор, пока кто-то не обратил на камертон внимание.

– Посмотрите, бедняжка совсем зачах, – говорила лютня гобою. – Должно быть, у него несчастная любовь. Ах, как это печально – безответное чувство.

– Да, похоже, малому не сладко. Жаль, что нельзя ему помочь.

Вскоре весть о несчастном камертоне добралась до скрипки. К тому времени она совершенно забыла о своей гордыне. Никто больше не восторгался её отменным звучанием, не пел дифирамб, и не осыпал комплиментами. С невыразимой грустью возвращалась она на свою полку. Теперь, когда слава больше не кружила ей голову, она стала замечать вещи, прежде не заслуживавшие внимания. «Вот старый бутафорский канделябр, вот футляр для хранения струн и канифоли, а вот камертон…. Как же он изменился за последнее время. Наверное, ему очень плохо». Впервые скрипка подумала о камертоне с сочувствием. Она вспомнила, с какой радостью встречал он её с гастролей, с каким вниманием выслушивал очередное хвастовство. И вскоре ей всё стало ясно.

Горько и стыдно было скрипке за своё бездушие, за обидные слова, брошенные свысока.

– Ах, милый камертон, прости мою глухоту, — обратилась она к другу. — Как же я была глупа, когда витала в облаках, не понимая, что обязана успехом тебе! Мы все не замечали главного – любой удаче сопутствует чья-то забота. Прости же мою неблагодарность!

В эту минуту камертону казалось, что мир пробуждается новым соцветием красок и звуков. «Как славно приносить пользу другим!» – думал он, слушая, как его сердце наполняется счастьем.

Вопросы и задания

Какое качество было главным в жизни первой скрипки?
Из-за чего камертон стал фальшивить?
Почему скрипка посочувствовала камертону?
От кого зависело, как играет оркестр?
Как вы думаете, что случилось после этой истории?

5. Остров Фальшивых нот

Несчастье

В одно чудесное утро, когда заря ещё только разгоралась на востоке, Скрипку разбудила весенняя капель. Звонкие капли летели с крыш, за окном весело чирикали воробьи, и Скрипке сразу же захотелось запеть.

— Ой! – вдруг расстроенно взвизгнула она. – У меня сломался колок! Как же я смогу играть, ведь теперь все мои ноты будут звучать фальшиво? Надо скорее спешить в город Струнный за новым колком, а то как бы не случилась ещё какая беда!

В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.

Бывало сядет он на свой трон и скучает.
От скуки ногами болтает,
От скуки прикажет печенье подать,
А солдатам – песню запевать.
Солдаты были у него необычные –
Все, как один, певцы отличные.
И за это, кстати сказать,
Стал Дин-Дон их Звуками звать.

Споют Звуки королю одну песню, другую,
Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра.
Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснется,
С боку на бок повернется,
И все заново начнется:

Скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни Звуки до того обленились,
Что петь как следует совсем разучились.
Король был ужасно огорчен.
Даже скучать перестал он.
Заставляет их петь и так и сяк,
А они не хотят никак.

И вот однажды прибыли в Звукляндию из далекой страны Ладии два брата. Один был веселый плясун-хохотун, другой грустный, задумчивый. Веселого звали Мажор, а грустного – Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.

Во дворец явились,
Королю, как положено, поклонились.
– Здравствуй, Дин-Дон, – говорят.
– Хотим послушать твоих солдат.
– А ну, – скомандовал Звукам король,
– Запевать все изволь!
Раз, два! Раз, два!
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса: «Хватит!»

– Давай, – говорят, –
Дин-Дон, мы тебе поможем,
Из Звуков твоих песню ладную сложим.

Выстроил Мажор Звуки в ряд –
Получился звукоряд.
– Запевай! – скомандовал Мажор. Звуки запели.

Все мы дружно встали в ряд,
Получился звукоряд.
Не простой – мажорный,
Радостный, задорный.

Закончили Звуки петь – шагнул вперед Минор. Увидев его, Звуки сразу почему-то загрустили.

– Запевай! – скомандовал Минор. Звуки запели.

Мы минорный звукоряд,
Грустных Звуков длинный ряд.
Песню грустную поем
И сейчас мы заревем.

С тех пор наступил порядок в Звукляндии.
Дин-Дон по-другому жить стал,
Под новую музыку спать перестал,
Загрустит он – Минор явится,
Захочет веселиться – Мажор появится.
Стали Звуки жить ладно,
И песни звучали складно.

Вопросы и задания:

Почему Звуки разучились петь?
Кто помог королю навести порядок в Звукляндии?
Нарисуйте двух братьев из сказки.
Что в жизни может быть мажорным или минорным? (Настроение, день, погода, цвет.)
Дети делятся на пары. Один в паре – мажор, другой – минор. В сценке-диалоге дети рассказывают друг другу, какие у мажора и у минора самые важные дела.
Придумайте сказку о том, как однажды мажор и минор решили сделать для людей музыкальные подарки.

2. Тайна длительности звуков

– Мама, маэстро Скрипичный ключ записал в нотную тетрадь песню соловья, а потом он запишет все другие мелодии тоже, – однажды утром радостно сказал мальчик маме.

– Сегодня можно записать только мелодию дождя, – улыбнулась мама и показала на серые тучи за окном.

Тут же хлынул ливень. Мальчик слушал, как капли барабанят по крыше и как журчат струйки, стекающие по оконному стеклу. Непоседливые нотки тут же подхватили эту песенку Капельки стучали быстро и часто: кап-кап-кап. У ноток, которые пели вместе с ними, вырастали палочки с двумя хвостиками, а у ноток, которые пели журчащую песенку струек, палочки были с одним хвостиком.

– Маэстро Скрипичный Ключ, почему у разных ноток разные хвостики? Почему одни нотки беленькие, а другие черненькие? – спросил мальчик.

– Это великий закон длительности звуков! – важно ответил маэстро. – Нотки должны сами открыть этот закон.

– Как, как, как нам открыть закон длительности звуков? – запищали нотки.

– Это очень трудно, – предупредил Скрипичный ключ. – Нужно отправиться в опасное путешествие: вместе с капельками дождя и струйками воды спуститься в ручей и по нему доплыть до речки, а потом попасть в море.

– Как страшно, река глубокая, а море еще глубже. Если наши хвостики намокнут, мы утонем. Мы не умеем плавать под водой, как рыбки, – заплакали нотки.

– Не плачьте, нотки, хотите, я подарю вам свой кораблик? – предложил мальчик.

– Ура! Ура! Ура! – засмеялись нотки. – Мы поплывем на корабле, как настоящие матросы!

– Вот непоседы, то смеются, то плачут, – укоризненно сказал Скрипичный ключ.

Мальчик усадил нотки на кораблик, вышел под дождь и пустил кораблик с нотками в плаванье.

– Возвращайтесь скорее, – крикнул мальчик и помахал вслед ноткам рукой.

Целый день мальчик беспокоился:

– Бедные нотки, как они там? Я промок до нитки, пока их провожал, а они целый день под дождем среди волн.

К счастью, вечером нотки вернулись. Они прыгнули в нотную тетрадь и сказали:

– Как хорошо дома, в тепле и уюте. Быть матросами нелегко. В ручейке кораблик только слегка качался. Па реке волны качали кораблик гораздо сильнее, чем в ручье. Но в море огромные волны гудели и бросали кораблик, то вверх на гребень волны, то вниз в морскую глубину. Мы испугались, взлетели в небо и вернулись домой на тучке.

– Надеюсь, вы открыли закон длительности звуков? – спросил маэстро Скрипичный ключ.

– Конечно, открыли. Слушайте, – гордо сказали нотки и застучали быстро и часто, как дождик. Потом нотки зажурчали, как струйки, в которые собирались капельки. Затем песенка струек превратилась в журчащие всплески ручья, они были громче и длиннее. Плеск воды в реке был еще длиннее. Под конец нотки запели длинно и громко, как настоящие морские волны.

– Я слушал вас и словно сам плыл вместе с вами! Как красиво! – воскликнул мальчик.

– Во время путешествия мы поняли, что звуки бывают разные по длительности. Это очень красиво, когда они чередуются и меняют свою длительность, – объяснили нотки.

– Да, правильно, – согласился Скрипичный ключ. – Музыканты называют это ритмическим рисунком. Они записывают целые нотки белым кружком, половинные– белым кружком с палочкой, четвертинки – черным кружком с палочкой; в одной восьмой к черному кружку и палочке добавляется хвостик, а у одной шестнадцатой вырастают сразу два хвостика.

Тут маэстро замолчал, потому что усталые нотки крепко спали. Мальчик тоже пошел спать, а маэстро Скрипичный ключ записал песенку воды в нотную тетрадь.

Вопросы и задания

Как вы думаете, о чем поют капельки дождя?
Нарисуйте капельки дождя в виде ноток.
Почему у разных ноток разные хвостики и что они обозначают?
Почему одни нотки беленькие, а другие – черненькие?
Для чего нужен закон длительности звуков?
Нарисуйте путешествие ноток на кораблике.

3. Новые незнакомцы Пиано и Форте

Мальчик спал почти весь день и на следующий день почувствовал себя лучше. Но доктор сказал, что простуда еще не прошла.

– Мама, можно мне погулять? – попросил мальчик. – Я уже выздоровел.

– Нельзя, сынок, – не разрешила мама. – Завтра пойдешь гулять, если будет солнышко, а сегодня доктор велел тебе лежать. Пусть твои нотки тебя развлекают.

Ноткам тоже хотелось погулять, но они услышали слова мамы и остались дома.

– Давайте снова споем мальчику колыбельную, – предложила нотка Ля. – Мы можем спеть очень грустную колыбельную.

– Мальчик уснет, а пока он спит, мы полетаем, с ветерком поиграем, – добавила нотка Си.

Все нотки согласились и запели очень печальную и громкую колыбельную.

Нотки пели так грустно и так громко, что не выдержали и сами заплакали.

– Что случилось? Почему вы кричите и рыдаете? – испугался мальчик.

– Мы не рыдаем, мы тебе мамину колыбельную поем, чтобы ты уснул и выздоровел скоре-е-е-е, – всхлипывая, объяснили нотки.

– Это не колыбельная, а печальный крик. Под такую песню никогда не уснешь, – сказал мальчик. – Мамина колыбельная – печальная, но светлая песня. Ее нужно петь тихим и нежным голосом.

Нотки смущенно замолчали, не зная, что делать.

– А вот и мы, – произнес кто-то невидимый тихим голоском.

– Кажется, нас звали, – заревел громко другой невидимый голос.

И откуда ни возьмись, появились два гнома: один – маленький и худенький, а второй – в два раза выше и толще первого.

– Я невидимый гном Пиано, помогаю нотам звучать тихо, – прошептал худенький гномик.

– А я невидимый гном Форте, учу ноты петь громко, – закричат второй гном.

– Здравствуйте, гномы. Почему вы невидимые? Я вас прекрасно вижу, – удивился мальчик.

– Мы становимся невидимками, когда надеваем колпачки, – прошептал гномик Пиано.

– Вы нас звали, и мы сняли колпачки, чтобы вы нас заметили, – заревел Форте.

– Но мы вас не звали, – еще больше удивился мальчик.

– Как не звали?! Я сам слышал, как нотки пели громко, а кто-то просил их петь тише. Значит, мы вам нужны, потому что Пиано – значит тихо, а Форте – значит громко, – громогласно заявил гном Форте.

– Мы будем невидимо летать вместе с музыкой и подсказывать ноткам, как нужно петь, – тихо произнес гномик Пиано.

– Теперь мы правильно споем колыбельную, – обрадовались нотки, но потом они встревожились:

– А вдруг гномы Пиано и Форте устанут или уснут, и мы опять споем неправильно?

– Не волнуйтесь, непоседы, – усмехнулся маэстро Скрипичный ключ. – Я буду писать на нотном станс Пиано или Форте, чтобы вы всегда знали, как нужно петь: тихо или громко.

Скрипичный ключ тут же записал музыку маминой колыбельной в нотной тетради, а сверху написал Пиано.

Нотки ласково и тихо спели эту печальную мелодию, и мальчик уснул.

Вопросы и задания:

Когда вы слышите слова Форте и Пиано, что вы представляете?
Почему Форте и Пиано появились в образе невидимых гномиков?
Для чего нужны Форте и Пиано и что происходит, когда о них забывают?
Нарисуйте двух гномиков в окружении ноток.
Нарисуйте два музыкальных домика. Один – для Форте, другой – для Пиано.
Придумайте сказку о том, как два гномика потерялись и вы вместе с нотками отправились на их поиски.

4. Как нотки себя украшали

Когда мальчик проснулся на следующий день, ярко светило солнышко.

– Ура, сегодня мне можно погулять, и мы с нотками запишем песенку солнышка, – обрадовался мальчик.

Он быстро собрался на прогулку, но увидел, что грустные нотки не хотят никуда лететь.

– Что случилось? – удивился мальчик. – Вам не нравится солнышко?

Нотки молчали, а маэстро Скрипичный ключ встревожено объяснил:

– Эти непоседы уже успели утром полетать и поиграть с солнечными лучами, а потом вернулись и с тех пор сидят грустные и молчат.

– Нотки, пожалуйста, расскажите, что случилось, – попросил мальчик. – Маэстро Скрипичный ключ вам поможет.

– Нет, не поможет. Я утром играла с солнечным зайчиком. Он прыгал с капельки росы на листок, с листка на цветок, с цветка на траву. Он прыгал и звучал то чуть повыше, то чуть пониже. А я звучу всегда одинаково и не смогла петь его песенку, – пожаловалась нота До.

– Маэстро Скрипичный ключ велел каждой из нас изображать звук только одной высоты, – пропищала нота Си

– Он велел мне всегда сидеть на одном месте в нотном стане. Нельзя повыше подняться или пониже спуститься. Это так скучно, – вздохнула нотка Ре.

– Да, нам скучно и трудно сидеть неподвижно! – зашумели остальные ноты.

– Значит, это я во всем виноват? – хитро улыбаясь, спросил маэстро Скрипичный ключ и достал из кармана множество забавных значков.

– Ой, что это? – заволновались нотки.

– Это три чудесных медальончика: Диез, Бемоль и Бекар. Каждая из вас получит такие медальончики. Когда захотите подняться вверх на полтона, украсьте себя Диезом. Захотите спуститься вниз на полтона, украсьте себя Бемолем; а чтобы вернуться обратно, используйте Бекар, – объяснил добродушно Скрипичный ключ.

Нотки разобрали все медальончики и принялись их разглядывать.

– А Бемоль похож на парашют, значит, на нем можно спуститься на полтона вниз, как на парашюте, – обрадовалась нота Соль.

Нотки развеселились и тут же начали украшать себя, пищать, толкаться, свистеть. Поднялся ужасный шум.

– Нотки, нельзя использовать Диез, Бемоль и Бекар просто так, – остановил их маэстро. – Они нужны вам, чтобы вы могли красиво и слаженно звучать.

– Да, полетели к солнышку, мы споем искристую песенку солнышка, – весело защебетали нотки и отправились на прогулку вместе с мальчиком.

Мальчик бегал по лугу наперегонки с солнечными зайчиками, а нотки летали и кружились вместе с ними. Они сверкали в солнечных лучах и пели слаженно, радостно и красиво. Солнечные зайчики прыгали с капелек росы на листочки, с листочков на цветочки, с цветочков на травинки: вверх, вниз, вверх, вниз. Он прыгали и звучали то на полтона выше, то на полтона ниже. Нотки доставали свои чудесные медальончики Диез, Бемоль и Бекар и пели вместе с солнечными зайчиками: то повыше, то пониже.

Вечером маэстро Скрипичный ключ помог ноткам записать песенку солнышка в нотную тетрадь, и у мальчика появилась еще одна звонкая мелодия.

Вопросы и задания

Чем отличаются друг от друга Диез, Бемоль и Бекар?
Для чего необходимы эти музыкальные знаки?
Нарисуйте эти музыкальные знаки на плотной цветной бумаге, вырежьте их и сделайте медальончики.
Нарисуйте, как нотки поют с солнечными зайчиками.
Придумайте сказку, как Диез превратился в волшебную лесенку и тому, кто поднимался по этой лесенке, открывалось какое-либо музыкальное чудо.

5. Тётушка Октава и господин Басовый ключ

Вечером, перед тем как уснуть, мальчик спросил у ноток:

– Нотки, вы можете долететь до звезд и принести мне звездную песенку? Ясными ночами она так красиво звенит в вышине.

– Нет, звезды поют слишком высокими голосами, мы так не умеем, – грустно ответили нотки.

– Как же так? Когда я встретился с Феей Музыки, она пообещала мне, что с помощью ноток я смогу записать любую мелодию, – расстроился мальчик.

– Конечно, сможешь, мальчик. Фея Музыки никогда не даст пустых обещаний, – важно произнес маэстро Скрипичный ключ. – Нотки должны позвать на помощь тётушку Октаву. Она умеет распределять звуки на октавы и поднимать их в вышину.

Нотки тут же хором закричали: «Тётушка Октава, тётушка Октава!»

Тётушка Октава появилась, словно из воздуха, и спокойно сказала:

– Не кричите и не устраивайте беспорядка, я все прекрасно слышу.

К платью тетушки Октавы сверху вниз было пришито много карманчиков. Она похлопала по карманчикам и строго сказала ноткам:

– У меня всегда и во всем порядок. Дорогие нотки, чтобы сыграть любую мелодию, вы должны привыкнуть к порядку Я разделю все нотки на октавы, в каждой по семь ноток.

Самые высокие нотки, с тонкими звенящими голосками, поселятся в верхнем кармашке; а самые низкие ноты, с низкими ворчащими голосами, – в нижнем кармашке. Весь остальной звукоряд я тоже разделю на октавы и разложу по средним кармашкам.

Маэстро Скрипичный ключ всплеснул руками:

– Как же я справлюсь с таким количеством звуков, особенно с этими низкими и ворчащими нотами? Я существо изящное, возвышенное и люблю высокопоющие звуки.

– Не волнуйтесь, маэстро. Я вам помощника позову, – успокоила Скрипичный ключ тётушка Октава и повелительно взмахнула рукой. В комнату вкатилось согнутое, сердитое существо и проворчало низким голосом:

– Я господин Басовый ключ, я научу ноты звучать низко – иногда и поворчать надо, погудеть, как ураган, или пореветь, как медведь.

Нотки испуганно притихли. Тётушка Октава ласково сказала.

– Не бойтесь, мы вас не обидим. Мой порядок поможет вам взлететь до самых звезд и услышать их звон. А господин Басовый ключ подскажет вам, когда нужно звучать низко.

– Значит, мы сможем спеть музыку звезд? – обрадовались нотки.

– Конечно, летите скорее, – улыбнулась тетушка Октава.

Нотки радостной стайкой поднялись в темное небо. Они поднимались все выше и выше и звенели все тоньше и тоньше. Нотки подлетели к звездам и ударились о них, а звезды зазвенели, словно крохотные небесные золотые колокольчики.

Тут над лесом поднялась круглая желтая луна. Все нотки полетели к луне и ударились об неё с размаху. Господин Скрипичный ключ взмахнул рукой, и луна низко загудела, словно большая медная тарелка.

– Тётушка Октава, а вы знакомы с феей Музыки? – спросил мальчик.

– Мы все се дети: и я, и нотки, и музыкальные ключи. Музыка послала нас служить людям и записывать её летающие мелодии. Когда мелодия записана, музыкант может спеть её или сыграть на музыкальном инструменте, – объяснила тетушка Октава и добавила:

– Конечно, нелегко мне было навести порядок и разделить все нотки на октавы. На разных музыкальных инструментах музыканты использовали разные октавы, с разным количеством ноток, но я справилась.

Тут рассказ тётушки Октавы прервали нотки, вернувшиеся домой. Они высоко звенели, как маленькие золотые колокольчики, и низко гудели, как большая медная тарелка. Но тётушка Октава быстро утихомирила взволнованные нотки. Маэстро Скрипичный ключ и господин Басовый ключ записали музыку неба в нотную тетрадь.

Вопросы и задания

Почему у тётушки Октавы всегда и во всем порядок? Для чего нужна октава?
Почему к платью тётушки Октавы было пришито множество кармашков?
Нарисуйте тётушку Октаву в платье с кармашками, из которых выглядывают нотки.
Представьте, что вы нотка. В каких октавах вы хотели бы жить – низких, средних или высоких и почему? Все дети – нотки. Они танцуют и скачут под музыку. Один из детей – тётушка Октава. Музыка обрывается, и все нотки должны подбежать к Октаве и сесть на корточки вокруг нее. Нотке, которая прибежит последней, тётушка Октава задает музыкальный вопрос.
Для чего необходим басовый ключ, и чем он отличается от скрипичного?
Нарисуйте скрипичный и басовый ключи в образе двух важных синьоров во фраках и придумайте сказку о том, как они вместе воспитывали нотки. Нарисуйте музыку неба из звездных ноток.

Музыкальное занятие с презентацией

"Путешествие в страну музыкальных инструментов"

Описание материала: Представляю вашему вниманию конспект музыкального занятия, с использованием презентации "Путешествие в страну музыкальных инструментов". Данное занятие предназначено для детей 4-5 лет (средняя группа). Материал будет полезен для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов.

Длительность мероприятия: 20 минут

Цель: Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Привлечь внимание детей к музыкальным инструментам.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать элементарные представления о духовых музыкальных инструментах;
  • Закреплять названия инструментов.

Развивающие:

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и любви к музыке;
  • Воспитание интереса к игре на простейших музыкальных инструментах.

Технические средства:

  • Музыкальный центр;
  • Проектор (для показа презентации и видеоролика);
  • Компьютер.

Оборудование и материалы:

  • Стол (для музыкальных инструментов)
  • Музыкальные инструменты
  • Накидка

Ход НОД

В середине зала стоит столик, на нем лежат музыкальные инструменты, накрытые красивой накидкой. На проекторе изображен слайд № 1.

Под марш (И. Кишко) дети входят в музыкальный зал маршируя проходят круг и рассаживаются на стульчики.

Муз. рук.: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами будет путешествие по стране музыкальных инструментов. Мы с вами уже с некоторыми инструментами знакомы, а с некоторыми познакомимся только сегодня. Скажите мне ребята, с какими инструментами вы уже знакомы?

Дети: Отвечают

Муз. рук.: Молодцы, вы знаете много инструментов, я вами очень горжусь! Ребята, мне кажется или вам очень хочется узнать, что-же спрятано под накидкой.

Дети: Отвечают

Муз. рук.: Тогда пришло время занять свои места в нашем волшебном паровозике и отправиться в путешествие.

Звучит песня «Паровоз букашка»

(Музыка: Александр Ермолов. Слова: Александр Морозов).

Плывут за окошком поля и леса.

Мы едем туда, где нас ждут чудеса.

И солнышко светит, и речка блестит,

И наш паровозик так быстро летит!

Чух, чух, чух, ту, ту, ту -

Белые барашки

Выдувает на ходу

Паровоз - Букашка!

Чух, чух, чух, ту, ту, ту -

Белые барашки

Выдувает на ходу (3 раза)

Муз. рук.: Молодцы! Вы очень красиво поете и играете! А посмотрите, какие яркие и красочные бывают свистульки.

На проекторе транслируется слайд № 5

Муз. рук.: Давайте мы с вами послушаем, как она звучит.

В записи звучит наигрыш на свистульке

Муз. рук. подходит к столу, где лежат все инструменты и берет губную гармошку.

Муз. рук.: А вот здесь у нас посмотрите - губная гармошка.

Гармошку отдает детям рассмотреть, а на проекторе транслируется слайд № 6

Когда дети рассмотрели гармошку, муз. рук. озвучивает детям содержание слайда.

Муз.рук.: А теперь, давайте послушаем как она звучит.

В записи звучит наигрыш на губной гармошке

Муз.рук.: Посмотрите, здесь еще лежит один интересный инструмент, давайте мы с ним тоже познакомимся, итак… (муз. рук. озвучивает детям содержание слайда).

На проекторе транслируется слайд № 7

Муз.рук.: Ребята, вам хочется посмотреть как играют на таком духовом инструменте?

Дети: Отвечают

На проекторе транслируется видеоролик «Игра на Триоле»

Муз.рук.: Красивое выступление получилось у артистов на видеозаписи. А теперь давайте вспомним, какие инструменты мы рассматривали…

Занятие 13 Тема: «Путешествие по музыкальной стране»

Цель: определение средств музыкальной выразительности, создающей образ (акценты, динамику).

Задачи: учить выразительно двигаться в соответствии с ха­рактером музыки; выполнять легкие поскоки с ноги на ногу; учить сравнивать пьесы разного характера, развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки; расширять певческий диапазон; учить петь легким, подвиж­ным звуком; работать над интонацией и дикцией; продолжать формировать певческое дыхание; закреплять танцевальные движения и их последовательность; развивать самостоятель­ность, творческую активность детей.

Ход занятия

Вводная ходьба.

«Полька* П. И. Чайковского. Дети поскоками друг за дру­гом заходят в зал.

Музыкальное приветствие. Предложить детям отправиться в путешествие по музыкальной стране.

Музыкально-ритмические движения.

«Айголек», каз.нар.песня, обр. Б. Жусибалиева. Педагог I знакомит детей с новым танцевальным движением «айна» («зеркало»). Соединить кисти рук перед лицом, ладони должны быть обращены к зрителю, локти подняты на уровень плеч.

Слушание музыки.

«Неаполитанская песенка» П. И. Чайковского.

«Итальянская песенка» П. И. Чайковского.

Дети слушают «Неаполитанскую песенку» П. Чайковского. Меняется ли характер музыки, из скольких частей состоит пьеса?

Там же, в Италии, П. И. Чайковский написал «Итальян-I скую песенку». Исполнить пьесу. Чем отличаются эти пьесы? I Каков характер каждой пьесы?

«Неаполитанская песенка» - жизнерадостная, задорная, I танцевальная, а «Итальянская песенка» - плавная, нежная, I похожа на вальс. Обратить внимание детей на акценты в музы-I ке: в «Неаполитанской песенке» акцент приходится на первую I долю такта (исполнить фрагмент), а в «Итальянской песенке» -

на вторую долю и звучит внезапно (исполнить фрагмент). Ка­ким инструментом можно подчеркнуть эти акценты? (бубном) Предложить детям сначала отметить акценты хлопками, а за­тем раздать 2-3 бубна и проиграть обе пьесы вместе с детьми. Подражание каким инструментам еще прослушивается в пье­сах? (кастаньеты, бубен, гитара)

Музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент».

«Лошадка и жеребенок», развивать подвижность языка и

нижней челюсти.

Дети цокают языком медленно и быстро.

«Кукушка», обр. И. Арсеева. Упражнять в чистом интони­ровании малой терции вверх. Вырабатывать четкую артикуля­цию. Разучивать попевку в сопровождении одной мелодии без музыкального сопровождения.

Пение.

Повторить знакомые песни, подготовленные к осеннему празднику. Следить за дикцией, правильным дыханием. Начи­нать и заканчивать пение одновременно.

Игра на музыкальных инструментах.

«В лодке» Н. Любарского. Предложить детям исполнить знакомую пьесу на различных музыкальных инструментах, которые они выбирают по желанию (металлофоны, трещотки, бубны, коробочки, колокольчики).

Танцевальные движения.

Отработать и закрепить движения знакомых танцев.

Хороводная игра.

«Прогулка в осенний лес» Т, Куликовой. Предварительно разучить текст песни. Двигаться спокой­ным хороводным шагом, выполнять движения в соответствии

с текстом.

Повторить игры, используемые на осеннем празднике. Краткий анализ занятия. Музыкальное прощание.