Особняк горького на малой никитской. Особняк С

С приходом весны и тепла Квартблог стал гораздо чаще и с большим удовольствием путешествовать по своему городу, как и большинство русских людей, не боящихся долгих и неторопливых прогулок. Наконец и я решилась осуществить свою давнюю мечту и записалась на экскурсию в одно из самых удивительных для меня и знаковых для всей Москвы мест – особняк Рябушинского, в котором в наши дни располагается музей-квартира М. Горького.

Особняк Рябушинского в Москве

Из всего множества творений архитектора Шехтеля этот особняк – едва ли не лучшее воплощение его неповторимого стиля, прозванного «русским модерном», потому что в своих проектах Федор Осипович зачастую следовал архитектурным традициям Древней Руси.

За два года, с 1900 до 1902, этот особняк с прилегающими постройками вырос на небольшом участке вдоль Малой Никитской улицы, а с 1903 до 1905 года целых три издательских фирмы уже выпускали большие тиражи открыток с его фотографиями.

Его форма, на первый взгляд похожая на куб, перекликается с формой стоящей напротив церкви Большого Вознесения. Вокруг особняка уже начал цвести садик, по нему разбросаны строения, предназначавшиеся для разных служащих семьи Рябушинских. Во флигеле для прислуги после революции жил А.Н.Толстой, сейчас там находится его квартира-музей.

Фасады особняка украшают оригинальные узоры оконных переплетов, сделанные по эскизам Шехтеля, и мозаика с гигантскими орхидеями, которая создана в петербургской мастерской Фролова также по эскизам архитектора (такой мотив преувеличения деталей часто встречается в его работах, например, клубники на здании Ярославского вокзала). Особенно красива эта мозаика в солнечные дни благодаря вставленным в нее кусочкам золотистой смальты. «Драгоценным мерцающим поясом, опоясывающим фасады особняка Рябушинского» назвал ее один из исследователей стиля модерн.


Мы попадаем в дом через вход, бывший когда-то черным, однако именно им обычно пользовались и Рябушинские, и семья Горького, и часто гостивший у писателя Сталин.

Степан Павлович Рябушинский – известный предприниматель, банкир, коллекционер и меценат – заказал Шехтелю строительство этого дома для себя, своей жены и сына, когда ему было 26 лет. Он был четвертым братом из восьми детей П.М.Рябушинского. Все братья много учились и работали, занимались наукой и благотворительностью. Вместе с братьями Степан вел дела унаследованной ими текстильной фабрики в селе Заворове, а вместе с братом Сергеем они создали первый в России автомобильный завод АМО.


Семья Рябушинских - Степан Павлович, Анна Александровна и маленький Борис

Буржуазный практицизм формировал и архитектурные концепции того времени. По-купечески экономный Рябушинский не был заинтересован в строительстве комнат, которые не будут использоваться постоянно, как, например, аристократические залы для балов. Центр дома – это большая лестница, ведущая на второй этаж, вокруг которой располагаются столовая, кабинет и остальные жилые комнаты. Проект этот оказался настолько рациональным, что по его подобию стали строить не только частные, но и многоквартирные дома.


О том, что при всей своей экономности русский предприниматель способен и на бездумные траты, говорит интересный факт, выведанный из сохранившейся книги расходов жены Рябушинского, на которую был записан этот дом. Анна Александровна скурпулезно и попунктно записывала в эту книгу каждую свою трату, включая чаевые официантам и расходы на извозчика, однако, если они выезжали за границу, в ее реестре появлялась одна суммарная запись, например, «Поездка в Париж – 5 тысяч» – забавная деталь, актуальная и для современной модели поведения в путешествиях.

Комнаты особняка – это результат огромных вложений и средств, и трудов. Дорогие породы камня и древесины украшены сложными и красивыми узорами, похожими на волны. Весь первый этаж связан с водной стихией. Находясь в гостиной, мы словно стоим на дне пруда, а на потолке мы можем увидеть большие георгины, смотрящиеся сверху в водную гладь. Заметьте, что в лепнине потолка отражается еще и рисунок оконного переплета.




Пол в парадной прихожей напоминает водную гладь, в которую брошен камень. Здесь же раньше стояли две красивые витражные ширмы, напоминающие крылья стрекозы. Их сейчас убрали в целях сохранности, но, по обещаниям экскурсовода, скоро вернут на место. А застекленный шкаф для одежды сохранился до нашего времени благодаря своим волшебным ручкам. Они не только хороши собой, но и защищали стеклянные двери, если кто-то из гостей решал на них опереться.


Украшающий эту прихожую витражный пейзаж очень важен для общей стилевой и философской концепции этого дома. Модерн, как известно, черпает вдохновение в природе и активно заимствует ее образы. Небезызвестно и то, что красавица-природа непостоянна и изменчива. В течение всего дня этот витраж меняет свой вид, изображая то вечерний, то дневной, то утренний, то ночной пейзаж в зависимости от освещения и угла зрения.


Отсюда мы попадаем в комнату, которая служила кабинетом и Рябушинскому, и Горькому. Общий ее мотив – это лавр – с античных времен символ успеха, славы и благополучия. Лавр здесь можно найти в деревянной отделке, на дверных ручках и на еще одном витраже. На первый взгляд он изображает горный пейзаж, а, приглядевшись, мы можем увидеть здесь голову бородатого мужчины, в размышлениях сидящего под лавровым деревом.


Кстати, дверные ручки в особняке, по мнению одного из исследователей стиля, составляют отдельную симфонию. В каждой комнате они так же оригинальны, как рисунок лепнины или паркета.


Модерновое архитектурное пространство – это всегда пространство, имеющее собственную философию. По задумке Шехтеля, шествие по этому дому – это путь возвышения души. Если первый этаж был подводным миром, то наверх из водных пучин нас сможет вынести невероятная лестница-волна, являющаяся центром холла и всего дома. Ее облик напоминает нам архитектуру Гауди. Кстати, Шехтель и Гауди были хорошо знакомы, не раз встречались и обменивались идеями. Гауди был почти на 20 лет старше и обладал несомненным авторитетом для Шехтеля, оба архитектора умерли в 1926 году.


Перила лестницы плавно переходят в скамейку. Впечатляющая лампа снизу похожа на гигантскую медузу, проплывающую над тобой, а сверху - на плывущую под водой черепаху.


Небезынтересный балкончик над лестницей похож на дракона или сову. Брови этого зверя образуют собой МХАТовскую чайку – символ, нарисованный Шехтелем для А.П.Чехова. Театральность, мистицизм и желание увести от реальности характерны для стиля модерн вообще, а Шехтелю удалось блестяще воплотить эти черты в архитектуре.


Противостояние добра и зла отображает и декор колонны на втором этаже возле лестницы: ее окольцовывает композиция из отвратительных саламандр и прекрасных чистых лилий.


Весь второй этаж когда-то занимала знаменитая коллекция икон С.П.Рябушинского. Его коллекция была самой большой в России, а, по словам искусствоведа Н.Пунина, снискала себе огромную славу «художественно-исторической ценностью входящих в нее икон». В этом же доме находилась реставрационная мастерская, где художники-реставраторы отец и сын Тюлины занимались восстановлением этих икон. Сейчас в комнате, где размещалась выставка икон, действует выставка, посвященная М.Горькому.


Рябушинские были старообрядцами. В мансарде их дома, куда можно попасть по черной лестнице, расположена молельня, она логически венчает этот символический мир. Старообрядцы были уравнены в правах с остальными верующими только в 1905 году, а до этого подвергались гонениям, сопровождающимися «запечатанием» культовых для них алтарей Рогожского кладбища. Поэтому молельня, построенная в 1904 году, была тайной. Вид ее максимально приближен к традиционным церквям, потому как в то время старообрядческие службы переместились в частные молельни богатых купцов. В основании купола четыре раза повторяется надпись на древнегреческом: «Истинные христианки восприимут святость за свои страдания в день страшного суда».


После революции и эмиграции Рябушинских дом попеременно принадлежал Наркомату по иностранным делам, Государственному изданию РСФСР, Государственному психоаналитическому институту с детским домом-лабораторией, детскому саду «Дошкольная коммуна при ВЦИКе» и «Всесозному обществу культурной связи с заграницей». В 1931 году вопреки своим желаниям сюда въехала семья Максима Горького. О том, как изменился дом при жизни здесь Горького и какие сюрпризы в его стенах приготовило писателю советское правительство, на следующей неделе.

Дайджест Квартблога

В этом доме Чуковский жил с февраля 1938 по октябрь 1969 г. Сказка Бибигон так и начинается:"Я живу на даче в Переделкине..." Сегодня Квартблог знакомит вас с домом-музеем Корнея Чуковского в Переделкино.

- «Квартблог» посмотрел на рабочее место символиста Валерия Брюсова и посмотрел на вещи со столетней историей.

Продолжение судьбы Шехтелевского особняка - теперь при жизни здесь Максима Горького. Квартблог расскажет о музее-квартире Горького в Москве.

Дабы не отставать от царских особ, Квартблог посетил Петровский путевой дворец архитектора М.Ф. Казакова на Ленинградском проспекте, где когда-то отдыхали после долгой дороги русские цари перед своей коронацией.

Квартблог привез из Санкт-Петербурга рассказ о музее-квартире А.А. Ахматовой. История, фото, описание.

Фотографии Юлии Евстафьевой и из архивов Музея-квартиры М.Горького

Джанджугазова Е.А.

Модные архитектурные тенденции в облике старой Москвы

Летом 1900 года в центре Москвы на Малой Никитской улице началось строительство городской усадьбы Степана Павловича Рябушинского – знаменитого во всей России предпринимателя, коллекционера и мецената. Строительством особняка занялся Федор Осипович Шехтель.

Улица Малая Никитская – старинная улица Москвы, находящаяся в западной части Земляного города. Свое название она получила от своей «старшей сестры» улицы Большой Никитской и неслучайно, так как она как бы дублирует ее на отрезке от Никитских ворот до Садового кольца. Зародилась Малая Никитская в XVI веке, но выглядела не совсем обычно для московских улиц того времени, так как была очень прямой и довольно короткой (800м.) Тихую улочку издавна облюбовали представители знатных боярских и дворянских родов. В старину была она деревянной и часто горела. В те давние времена Малая Никитская заканчивалась Вспольем и только в начале ХХ века ее застроили вплоть до Садового кольца.

В начале прошлого века, когда началось строительство особняка, Малая Никитская выглядела провинциально и довольно просто. Невысокие каменные и деревянные дома с мезонинами, булыжная мостовая, поросшая травой по которой свободно прогуливались куры. За особняками были небольшие палисадники, а за ними в сторону Гранатового переулка простирался большой пустырь, заросший крапивой, бурьяном и одуванчиками, на нем обычно играли дворовые дети. По улице изредка проезжала коляска или нагруженный ломовик, из садов весной шел густой запах сирени, а летом тянулся легкий парок самоварного дыма, там под старыми липами горожане пили чай. Под звон колоколов храма Большого Вознесения, в котором когда-то венчался А.С. Пушкин с красавицей Натали, тихая и малолюдная улица оживала, весь окрестный люд: чиновники, купцы, дворяне, все от мала до велика, направлялись в храм. Так неспешно и просто жили москвичи, но этот простой «Русский мир» начал стремительно меняться в начале 1900-х годов. Перемены не обошли стороной и Малую Никитскую — на ней появился изысканный особняк в стиле модерн, построенный одним из самых модных московских архитекторов.

Участок, на котором возводился особняк был небольшим, кроме того, он не был угловым как сейчас, а был вписан в единую линию улицы. Будущий хозяин особняка Степан Рябушинский пожелал, чтобы особняк не примыкал плотно к улице и тогда Шехтель вынес парадное крыльцо на красную линию, а сам особняк отодвинул вглубь, окружив его небольшим садом. Таким образом, между линией улицы и домом возникло воздушное пространство, которое в дальнейшем стало своеобразным естественным обрамлением всего архитектурного ансамбля.

Для такой работы нужен был немалый опыт зодчего, чтобы расположить на ограниченном участке пространства целую усадьбу с главным домом, большим внутренним двором и службами. Эта сложная задача была вполне под силу Федору Осиповичу Шехтелю – замечательному русскому архитектору, живописцу, графику и сценографу, одному из наиболее ярких представителей стиля «модерн» в русском и европейском зодчестве.
Федор Шехтель построил сотни зданий в разных уголках России. Он строил храмы, часовни, театры, гостиницы, банки, вокзалы, особняки и даже общественные бани, создавал уникальные интерьеры и театральные декорации, он даже иллюстрировал книги. Каждый новый его проект раскрывал все новые и новые грани его таланта, который был так безупречно отточен, что никому в голову не могло прийти, что Шехтель почти самоучка, не имеющий специального образования!
Да, систематического образования Федор Шехтель не получил, особых способностей к наукам не обнаружил и ничем в годы учебы кроме рисования и черчения не увлекался, но овладевал этим мастерством у старичка учителя Андрея Година, учившего самого Врубеля. В дальнейшем Шехтелю посчастливилось поучиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но недолго, его с третьего курса отчислили за плохую посещаемость. Так гениальный Шехтель остался без диплома и без права на самостоятельную архитектурно-строительную деятельность. Здесь следует сказать, что не леность, а нужда не давала возможности учиться в полную силу. «Не птица Божия – кормиться надо», – объяснял свое положение Шехтель. Ему приходилось заботиться о близких и содержать себя, чтобы как-то сводить концы с концами он перебивался случайными заработками — иллюстрировал книги, журналы, театральные афиши, ресторанные меню, заслужив репутацию «виртуоза карандаша», рисовал виньетки, в том числе и для книг. Работоспособность его была удивительной, он умел делать очень много и может быть потому что не получил строгого академического образования смело работал в разных стилях, легко переходя от одного к другому, как это требовала мода того времени. Достаточно непринужденно Шехтель работал на заказ, делая все так безупречно изысканно и красиво, что даже самые именитые и капризные заказчики оставались довольны его трудом.

У Шехтеля был замечательный вкус и врожденное художественное чутье, которое высоко ценил Антон Павлович Чехов, с которым его связывали долгие годы дружбы. Чехов постоянно делал Шехтелю протекцию в кругу литераторов, представляя его как прекрасного рисовальщика виньетиста, называя Шехтеля «талантливейшим из всех архитекторов мира».
По эскизам Федора Осиповича был оформлен сборник А.П.Чехова «Пёстрые рассказы», обложка которого особенно нравилась писателю. Федор Осипович Шехтель внес огромный вклад в оформление здания Московского Художественного театра в Камергерском переулке и даже разработал эскиз легендарной чайки, ставшей его символом.
Здания работы Шехтеля есть в разных городах России, но главным городом в творчестве Шехтеля всегда была Москва, где он построил более 50 замечательных зданий, большая часть из которых великолепно сохранилась и по-прежнему украшает столицу. Причина необыкновенного творческого успеха Федора Шехтеля в удивительной красоте его творений, построенных в очень модном стиле того времени – «модерн».

Слово о «Русском модерне»

«Модерн » (от французского modeme – cовременный, новейший) – это стиль в европейском искусстве конца XIX – начала XX вв. Сложился он условиях бурного развития индустриального общества и роста национального самосознания европейских народов. «Модерн» утверждал единство всех стилеобразующих принципов от архитектуры жилища до деталей костюма. Вместе с тем ведущая роль в развитии модерна, как стиля была отдана архитектуре – квинтэссенции всех искусств. Архитектура «модерна» стала новым шагом в художественном осмыслении пространства окружающей среды, в отличие от эклектики, соединяющей воедино формы, относящиеся к разным стилям, модерн не отделял конструктивное и декоративное начало, делая необыкновенно красивым все, заставляя забыть об утилитарном назначении самых обычных предметов, предавая им привлекательные и порой праздничные формы.

Об архитектуре «модерн» французский искусствовед Шарль Блан высказался так — это архитектура в высшем ее понимании — это не сооружение, которое украшают, а украшение, которое строят.

Художественная сила модерна заключалась в том, что в нем органически сочетались многие стили, а не заимствовались их отдельные детали, через орнамент криволинейных очертаний решеток и оград, подвижные плетения растительных узоров, рассыпанных по стенам, потолку и полу формировался эмоционально-символический смысл нового архитектурного стиля по- новому объединившего «функцию» и «форму».

Модерн представлял собой сложную философию, раскрывающую законы бытия. Художественные символы стали в эпоху модерна выражением философского смысла. Его особым приемом стал синтез многих искусств, что символизировало неизменное единство мира и вечную гармонию. Но главной идеей модерна стала красота! Красота во всех своих проявлениях, как образ, смысл, язык, цель и инструмент, без начала и конца. Именно та красота, которая спасает мир и не исчезнет никогда!

Шехтель и «модерн»

Федора Осиповича Шехтеля справедливо считают классиком «русского модерна», оттачивая свое мастерство на самых разных строениях, он выработал собственный оригинальный подход, легко различимый среди зданий возведенных в стиле «модерн» другими архитекторами. Конструктивной особенностью «шехтелевского модерна» является органичное соединение рельефного орнамента и формы архитектурной конструкции, где украшение и форма абсолютно неотделимы друг от друга. Так во всех архитектурных шедеврах Шехтеля, решетки и переплеты оконных рам, стойки каркаса, опоры и другие конструкции орнаментально трактованные, то есть они одновременно несут, как функциональное, так и декоративное начало. В самой композиционной системе модерна вообще не заложен принцип иерархии, отсюда и у Шехтеля — архитектора нет разделения на главное и второстепенное, на художественно-выразительные акценты и нейтральный фон. Между всеми элементами его композиций как декоративных, так и функциональных существует сложная и по-своему напряженная связь, будь то рельеф, мозаичное панно, оконные рамы или орнаменты. Элементов безразличных к соседним деталям композиции или художественно незначимых просто нет. Благодаря этому само пространство перестает быть пустым, его как бы пронизывают мощные пульсирующие силы, созданные гармоничным сочетанием конструкции и декора. Все находится в органичном единстве, даже пустоты в объемных формах лестницы и решеток воспринимаются как антитела или антиформы, они также упруги и пластичны, как и реальные элементы, выполненные в камне или металле. В этом и есть реальный художественный смысл авторского варианта интерпретации модерна, который заключается в сочетании и взаимопроникновении реальных форм и пустот, то есть видимого и осязаемого с невидимым, но легко воображаемым.

Все здания Шехтеля кажутся необыкновенно цельными и пластичными, как будто выполнены из одного куска камня, как тонкой и великолепной работы ларцы, вырезанные из малахита или яшмы. Такое ощущение возникает, потому что все элементы: линия, форма, плоскость и цветовое решение проходят самостоятельный путь, как в элементах декоративных, так и утилитарных. Наблюдающему со стороны представляется возможность почувствовать «как это сделано на самом деле», именно поэтому вся открывающаяся форма архитектурной композиции кажется живой, плавной и гибкой.

Особняк Рябушинского

Особняк Рябушинского на Малой Никитской – это уже работа зрелого мастера, его можно считать философски осмысленной декларацией модерна, которая открывает нам «нового» Шехтеля, представившего архитектурную композицию, созданную на основе мира природы. Природные мотивы как символы жизни и вечного движения в убранстве дома повсюду – в рисунке паркета столовой и холла, в лепном волнообразном орнаменте, в многоцветных стеклянных витражах и покрытых благородной патиной бронзе дверных ручек. Вся структура дома подчинена символам мироустройства и символизирует иерархию ценностей на всем жизненном пути человека, от рождения и до смерти, за которой открывается вечность.

Идейно-композиционным центром особняка является парадная лестница «Волна» — символ постоянного движения человека, она напоминает, что жизнь вышла из воды на землю, чтобы потом возвести человека на небеса к Богу. Величественная лестница из зеленовато-серого мрамора пенным кружевом разворачивается в виде спирали – символа бесконечности развития. Ее резной парапет передает упругую энергию морских волн постепенно уходящий в сине-голубую бездну лестничного витража символизирующего начало воздушной стихии.

Лестница как символ восхождения ведет на второй этаж в домовой храм – старообрядческую молельню. В нее можно попасть со второго этажа по другой скрытой маленькой лестнице, символизирующей тайный путь к истине. На этом пути взору открывается большая мраморная колонна с цветками лилий и фигурками саламандр на капители. Такое сочетание символизирует вечную борьбу добра и зла. Лилия – символ чистоты, а ящерицы – прообраз библейского змия. Старообрядческая молельня, устроенная наверху – это главная цель восхождения – это символ вечности и смысл человеческой жизни.

В этом доме все органично и взаимосвязано, здесь невозможно отделить конструкцию от декора, все – единое целое. Это и перила парадной лестницы напоминающее застывшую волну или тело гигантского морского животного, и лепнина потолка в гостиной особняка, поражающая своей органичностью, даже кажется, что крупные соцветия белой сирени свободным полукругом, лежащие на поверхности потолка так и манят своим тонким ароматом бабочек и улиток. В интерьерах особняка живо ощущается взаимосвязь отдельных помещений. Все они в чем-то разные, но
в чем-то одинаковые как разные мазки, сделанные одной кистью.

Особняк Рябушинского насыщенный контрастными решениями и обилием противоположностей выраженных огромными окнами, повторяющими очертание диковинных цветов и деревьев, арки крыльца, похожие на рожки улиток, изящные цветочные мотивы и волны в рисунках паркета холла и столовой – все это фирменный стиль самого Шехтеля. Основные черты этого стиля, который стал символом московского модерна окончательно сформировались именно в ходе работы над особняком Рябушинского, ставшего своеобразной визитной карточкой архитектора Федора Шехтеля.

Создав великолепный образец московского модерна Шехтель, решил не только творческую задачу, но и угодил заказчику. Будущий хозяин особняка Степан Рябушинский, увидев его, долго разглядывал каждую деталь, а потом восторженно и несколько недоуменно произнес: А любопытно таки получилось…Полагаю, в Европе ничего подобного и не видывали…

Федор Шехтель: превратности судьбы
Творческая и человеческая судьба Федора Шехтеля была сложной, он много работал и создал удивительную архитектурную коллекцию неповторимых по своей красоте сооружений самого разного назначения, его лучшие работы – это здания, построенные в начале ХХ века:
Особняк Рябушинского на Малой Никитской
Особняк Дерожинской в Штатном переулке
Московский Художественный театр
Типография Левенсона в Трехпрудном переулке
Комплекс павильонов русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901), за который Шехтель был удостоен звания академика
Ярославский вокзал
Собственная дача в Кунцево
Дача Левенсона
Проект Народного дома и др.

Шехтель всю свою жизнь строил роскошные дома, но по злой иронии судьбы в конце жизни оказался фактически бездомным. Его великолепному творчеству не нашлось места в суровой революционной эпохе, которой потребовалась новая архитектура красного конструктивизма. Шехтель с его изящными зданиями и продуманными до мелочей интерьерами этой новой реальности не соответствовал. Его выселили из собственного дома и он – Почетный член Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Парижа доживал свой век в нищете. В одном из писем он с горечью пишет о том, что строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам, а сам остался нищим…

Умер Шехтель в Москве 7 июля 1926 года и, несмотря на широкую известность его архитектурного наследия в Москве, где он так много построил, нет его мемориального музея, как и впрочем, музея, посвященного московскому модерну. Эту идею очень долго, но безрезультатно вынашивал внук архитектора – артист эстрады Вадим Тонков, создавший комедийный образ старушки Вероники Маврикиевны.

Однако в отличие от своего создателя, многим зданиям, построенных Шехтелем повезло, они сохранились в прекрасном состоянии, так как их передали дипломатическим ведомствам и посольствам. А шехтелевский шедевр – особняк Рябушинского стал музеем Алексея Максимовича Горького и в него можно попасть совершенно свободно.
Красота творений Шехтеля – их «охранная грамота».

«Спрятанное сокровище»

Сегодня особняк Рябушинского стал одним из самых интересных и притягательных объектов показа в центре Москвы. И, похоже, сила производимого впечатления всегда была удивительно высокой.

…В свое время поговаривали даже такое, что один купец убил свою жену, крепко приревновав ее к Рябушинскому! На суде Степан Павлович Рябушинский объяснил, что дама приезжала в его дом исключительно для удовлетворения ознакомительного интереса: посмотреть сам дом, картины, витражи и коллекцию фарфора. Судью это объяснение не удовлетворило, и он сам лично проверил, могла ли молодая дама приехать в гости к молодому мужчине исключительно за тем, чтобы осмотреть дом?!
Вывод был однозначен: могла!

Благодаря своей необычности дом действительно стал украшением многих экскурсионных маршрутов, а его изумительные формы и оригинальность внутреннего убранства полностью оправдывает их самые изысканные названия: «Вальсы с городом архитектора Федора Шехтеля»; «Спрятанное сокровище: особняк Рябушинского – каменная повесть Федора Шехтеля»; «Особняк Рябушинского – жемчужина московского модерна» и пр.
Кажется, что он обладает какой-то почти мистической силой – огромная лампа-медуза, мозаичные цветочные букеты, лепнина причудливых форм на потолках, ручки в виде экзотических морских обитателей. Любому входящему в особняк хочется узнать: Что всем этим хотел сказать архитектор? В чем был его замысел?

В ходе экскурсии раскрывается глубинный смысл концепции архитектора, в декоре внутренних интерьеров здания достаточно четко прослеживается идея эволюции человечества: на первом этаже – глубины океана, а на втором растения, птицы и звери. Все здание как бы пронизано новизной и практически полностью прерывает связь с традиционной архитектурой улицы, на которой оно стоит. В нем все удивляет: необычные объемы фасада, интересное очертание арок. Живописный майоликовый фриз, прерываемый окнами разных форм и размеров. Все ново, необычно и даже таинственно. Дом завораживает и манит как драгоценный камень, от которого не отведешь глаз. Он самодостаточен и самоценен и ярким доказательством этому является тот факт, что хотя официально в нем размещен музей А.М. Горького, подавляющее большинство людей приходит не для знакомства с творчеством пролетарского писателя, а для того, чтобы полюбоваться изысканным творением Шехтеля.

К слову, Максиму Горькому особняк не нравился. Этот дом выбрал для Горького сам Сталин и несмотря на то, что в нем было все необходимое для жизни писателя: комфорт, тишина, центр, садик для прогулок, но ничего не отражало вкусов его нового хозяина, выразившегося так: «Дом нелеп, но работать можно». А домработница, говорят, сразу отказалась от места, перепугавшись «чудовищ» – саламандр, изображенных в капители на колонне.

Вместе с тем особняк любим и все экскурсоводы, приходящие с группами в музей или просто проходя по Малой Никитской с большим удовольствием, рассказывают о необычном доме — настоящем сокровище, спрятанном как в потайном кармане тихого центра столицы. Чугунные завитки ограды, окаймленные розовым бордюром, открывают нам очень стильный фасад здания полуприоткрытого высокими и раскидистыми деревьями. Дом всегда очень гостеприимен и открыт, в нем интересно и хорошо, даже хочется что-то взять с собой на память.

В последнее посещение я как обычно купила небольшой буклетик, посвященный 100-летнему юбилею особняка Рябушинского и еще раз обвела его фасад взглядом, чтобы унести с собой легкое и теплое впечатление от изысканной, но не кичливой роскоши удивительной архитектуры московского модерна…

И уже почти на выходе из двора меня догнала смотритель и протянула несколько круглых чуть потерявших форму плодов каштана, из которых пробивались тоненькие росточки. Возьмите на память – сказала она, — это из нашего сада, отдаем в «хорошие руки»!

Поблагодарив, я подумала, что с удовольствием посажу их на даче, чтобы всегда вспоминать этот удивительный дом. А еще подумала о том, что как бы хорошо было, если все наши культурно-исторические ценности наконец-то попали в «хорошие руки», а особняк Рябушинского стал бы музеем «Русского модерна» и одновременно мемориальным музеем Федора Осиповича Шехтеля. Именно это желание я загадала, когда сажала каштаны со слабенькими и тонкими ростками в только начавшую прогреваться весеннюю землю.
Кто знает, а может быть эта мечта, когда-нибудь сбудется…

Литература
1. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. Москва «Искусство», 1978. С.399.
2. Лебедева Е. Преображавший мир красотой. 150-летию со дня рождения архитектора Федора Осиповича Шехтеля. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/31977.htm.
3. Пэнэжко Н.Л., Демкина С.М. Малая Никитская,6. К 100-летию особняка С.П.Рябушинского. Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН, 2003.

А вот и обещанный рассказ. Просто жуть, сколько текста у меня получилось. Не обессудьте, ну не могу я без проникновения в суть и копания в интересных деталях. Азарт исследователя, что поделаешь. Хоть фотографии посмотрите, туда, правда, очень стоит сходить.

Спрятанное сокровище: Особняк Рябушинского - каменная повесть Фёдора Шехтеля.

Это было прекрасно. Прекрасно уже потому, что это была наша первая прогулка по Москве вдвоём с мужем после рождения сына. Оставили Игоря на несколько часов с крёстной и поехали в центр. Центрее не бывает: Малая Никитская, дом 6/2. С одной стороны шумный Никитский бульвар, с другой - старая изгибистая Спиридоновка, напротив - купола Церкви Большого Вознесения - свидетельницы бракосочетания Александра Пушкина с красавицей Гончаровой .

По этому адресу расположен музей-квартира А.М. Горького. Но вот парадокс: большинство посетителей приходят сюда не для того, чтобы посмотреть на личные вещи пролетарского писателя, а чтобы увидеть интерьеры, придуманные и воплощённые знаменитым московским архитектором Фёдором Осиповичем Шехтелем. И большинство знают этот дом не как квартиру Алексея Максимовича, а как особняк Рябушинского.

Как иногда бывает, настоящее сокровище бывает спрятано на виду. Я думаю, многие, кто живёт или работает в центре не раз проходили мимо этого дома с плавно изогнутой чугунной оградой. Он моментально притягивает глаз необычным мозаичным фризом с переплетающимися стеблями цветов.



Мозаичный орнамент: нежно сиреневые орхидеи и ирисы на голубом фоне


Но все ли знают, что можно беспрепятственно зайти внутрь и осмотреть дом абсолютно бесплатно (платная только фотосъёмка: 100 рублей в квартире-музее и 30 рублей отдельно за съёмку в моленной на третьем этаже)?

Спеша мимо, обычный прохожий мимолётно полюбуется мозаикой, скользнёт взглядом по наглухо закрытой парадной двери, выходящей на Малую Никитскую, да и побежит дальше. Только задержавшись у неприветливо запертой двери и вглядевшись сквозь прутья ограды, можно разглядеть маленький, налепленный на дверь листочек с указывающей куда-то вбок стрелочкой «Вход в музей». Вход в музей - со стороны улицы Спиридоновки, с бывшей чёрной лестницы особняка. Ну почему у нас всегда так? Хотя, с другой стороны, настоящий клад не лежит совсем уж на поверхности, его надо поискать, и тем больше радости от его открытия.

Так откроем для себя один из признанных шедевров московского модерна.

Перекрёсток судеб

Сначала немного напишу о людях, потому что этот дом не был бы таким, какой он есть без разделивших его судьбу людей. Так получилось, что в этом доме пересеклись судьбы трёх ярких, харизматичных, каждая по-своему талантливых и неординарных личностей: Степана Павловича Рябушинского, Фёдора Осиповича Шехтеля и Алексея Максимовича Горького.

Степан Павлович Рябушинский

Степан Павлович(1874-1842)- один из многочисленной семьи русских купцов, а затем предпринимателей Рябушинских, целой династии, оставившей заметный след и в промышленности и в науке, и в культуре России.


Поколение, к которому принадлежал Степан Рябушинский- хозяин дома на Малой Никитской, насчитывало восемь сыновей и четыре дочери, большинство из которых обладали выдающимися способностями и стали известными в различных видах деятельности. Пятеро братьев занимались в основном торговой деятельностью, промышленными и банковскими делами огромной фирмы своей семьи, а также благотворительной деятельностью. Два брата ушли в науку, один стал художником и писателем, издателем нашумевшего в своё время журнала «Золотое руно». Многие члены семьи были коллекционерами, собирали полотна русских и зарубежных художников, иконы, предметы искусства.

Степан Павлович полностью был погружён в дела фирмы, возглавлял торговую часть хлопчатобумажного производства, впоследствии стал инициатором и создателем первого в России автомобильного завода в Москве. Вы только представьте, какое это было по тем временам новаторство, и какими недюжинной широтой взглядов, смелостью и чутьем нужно было обладать, чтобы начать и поднять на достойный уровень подобную авантюру.

Именно он и заказал молодому ещё тогда Шехтелю построить для своей семьи особняк. Об архитекторе как раз начали много говорить после постройки им в 1893 г. особняка для Зинаиды Григорьевны и Саввы Тимофеевича Морозовых на Спиридоновке (Этот дом можно увидеть и сейчас под номером 17. Никакой вывески, высокий сплошной забор, пропускной пункт со шлагбаумом. Там сейчас зал приёмов российского МИДа. Об интерьерах остаётся только догадываться, говорят, это что-то великолепное).

Семья Степана Павловича была староверской. Видимо, этим отчасти объясняется один из главных интересов его жизни: он собирал, исследовал, приводил в порядок древнерусские иконы и организовывал их выставки. Публиковал в специализированных журналах статьи на эту тему. Был археологом по образованию и настоящим знатоком дониконовского иконописного искусства, существовавшего до раскола между православной и старообрядческой церквями. Первым начал научную расчистку и реставрацию древних икон. Его реставрационная мастерская тоже находилась в особняке на Малой Никитской. Только по каталогам Третьяковскрй галереи , куда после революции перешла часть его коллекции, значится 57 икон XIII XVII веков в.

Председательствовал в Остоженской старообрядческой общине, возглавлял комиссию по охране древностей храмов Рогожского кладбища. В храмах Рогожского кладбища хранились самые ценные иконы его коллекции. Интересно, как при написании исторических постов натыкаешься на переплетение мест и судеб..html , но об участии Рябушинского узнала только сейчас, собирая материал для этого рассказа.

После революции 1917 года эмигрировал в Милан.

Фёдор Осипович Шехтель (1859-1926)

«… когда искусство доступно и понятно всему населению. Только тогда оно сможет проявить свою могущественную силу: оно поднимет вкус к изящному, облагородит душу, разбудит и разовьёт более высокие потребности духа и поднимет жизнь на более высокую ступень развития». Из собрания сочинения Ф.О. Шехтеля

Фёдор Шехтель первоначально был наречён Францем-Альбертом, так как появился на свет в Санкт-Петербурге в семье, восходившей к выходцам из Баварии и переселившейся в Россию при Екатерине Второй. Однако большая часть его жизни связана с Москвой, куда он попал в 16 лет.

Как бы суметь написать о такой глыбе коротко, незанудно, но в тоже время отдать должное Большому Человеку и Таланту.

Шехтель - человек разнообразных способностей и талантов, многогранных интересов, широкого кругозора, невероятной работоспособности. Дружил со многими видными людьми своей эпохи: Чеховым, Левитаном, Цветаевым.

Начинал он как книжный график, был прекрасным рисовальщиком, сотрудничал с различными журналами, по близкой дружбе оформлял сборники рассказов А.П. Чехова. Был какое-то время сценографом, придумывал декорации и костюмы к театрализованным действам, эскизы, программы, плакаты.

Со временем, приблизительно с конца 1890-х гг., полностью посвятил себя архитектуре. По его проектам только в Москве и близ неё было возведено около 50 построек, многие из которых сохранились. Самые известные помимо особняков в центре - Ярославский вокзал, основанный вместе с Чеховым Художественный театр в Камергерском переулке. Шехтель спроектировал здание театра полностью, как внутри, так и снаружи, до мельчайших деталей - кресла, двери, гримёрные, подъезды, фонари. Сконструировал сцену со сложнейшим механизмом, продумал освещение сцены и зала, цвет стен, ковры, поглощающие звук, и, конечно, занавес. Так что чеховскую чайку - символ театра с полным правом можно назвать и шехтелевской.

Много лет преподавал в московском Строгановском училище. За проект павильонов Русского отдела на Международной выставке 1901 г. Императорская академия художеств присвоила Шехтелю звание академика архитектуры. К своему академическому статусу сам Шехтель относился серьёзно и работы свои подписывал «академик Шехтель».

А сколько было спроектированных Шехтелем усадеб и дач, доходных домов, общественных и деловых зданий, храмов! И не только в Москве. За свою жизнь Шехтель создал в общей сложности 19 загородных усадеб, 23 особняка, 14 общественных зданий и памятников, 5 доходных домов, 9 деловых зданий, около 20 храмов и надгробий. Помимо этого, осталось множество неосуществлённых проектов. Например, Шехтель был увлечён планами И.В. Цветаева по созданию Музея изящных искусств и стал автором неосуществлённого проекта парадной лестницы и зала Славы. Щедро жертвовал деньги на музей, был консультантом в архитектурных вопросах и активным единомышленником Цветаева.

В условиях последовавших войн и революций продолжал работать, пытался найти себе место в новом времени и новом порядке. Создаёт проекты, созвучные духу 20-х годов с их индустриальным строительством: «Днепрогэс», Оптический завод в Болшеве, город энергетиков «Электрополь», множество гидротехнических сооружений, мостов.

Ни один из этих мощных проектов не был реализован, шехтелевское архитектурное видение оказалось в новых условиях ненужным и даже раздражающим. Его упрекали в излишнем романтизме, а уж философское осмысление назначения архитектуры оказалось в новом государстве совсем чуждой идеей.

Шехтель глубоко переживал свою ненужность, работал и над «идеологическими» проектами, надеясь снова стать нужным для современников. Например, создал проект Мавзолея Ленина «с криптой, аудиторией и трибуной», который остался только на бумаге.

Его последние годы по-настоящему трагичны. Был выселен из собственного дома на Большой Садовой, скитался по коммунальным квартирам, голодал, распродавал свою библиотеку и коллекции, чтобы прокормиться. Подводя итоги жизни, с горькой иронией признавал, что, строя всем Морозовым и Рябушинским и фон Дервизам, остался нищим.

А. М. Горький (Пешков)

После революции особняк Рябушинского был национализирован. В его стенах перебывало много разных учреждений: и отдел виз и паспортов, и Государственное издательство РСФСР, и даже Психоаналитический институт профессора И.Д. Ермакова с детским домом-лабораторией.

В конце концов, хозяином дома стал вернувшийся из-за границы А.М. Горький, получивший дом как своеобразный подарок от И.В. Сталина. На мемориальной доске на фасаде особняка можно прочитать: «А.М. Горький жил здесь в 1931-1936 гг.»

Конечно, национализация и вынужденная иммиграция первоначальных хозяев особняка - это грустно, тем не менее, это случилось. И остаётся только радоваться тому, что именно годы, прожитые здесь Горьким, впоследствии обернулись мемориальным музеем и послужили охранной грамотой для особняка, избежавшего разрушения и ставшего доступным для всех желающих.

Что внутри: лестница-волна, ожерелье комнат и тайная моленная

Итак, заходите внутрь дома через дверь с обратной стороны особняка, поднимаетесь по узкой крутой чёрной лестнице, минуете глуховатого старичка-вахтёра, напяливаете на ноги уродливые безразмерные музейные тапки (если дома есть медицинские бахилы, лучше взять с собой, тоже можно) и сразу оказываетесь у изножья «визитной карточки» дома - мраморной парадной лестницы-волны.


Плавным полукругом взмывает она ко второму этажу, гордо неся фантастические перила, напоминающие завитки-барашки морской волны. Начинается волна мощным мраморным всплеском, на вершину которого выброшена люстра-медуза. Необычной формы стеклянные лампочки свисают вниз, напоминая щупальца этого морского создания.


Отсюда же снизу можно полюбоваться витражным окном над небольшой площадкой в середине лестницы.


Почему-то подняться по парадной лестнице на второй этаж не разрешено, однако в случае хорошего настроения смотрительниц и ваших вежливых просьб может случиться чудо: они отцепят канатик и позволят подняться до середины священной лестницы. Ну что ж, приходиться довольствоваться малым.

Среди плавных линий глаз режут взбирающиеся на второй этаж по противоположной перилам стене тяжёлые ступенчатые шкафы. Сложно представить, что так оно и было задумано Шехтелем. И правильно, не им. Это библиотека Горького.

Собравшись с силами и, наконец, сумев отвернуться от красавицы-лестницы, начинаем круговое путешествие по анфиладе помещений первого этажа. Через великолепный дверной проём попадаем в первую комнату круговой анфилады-ожерелья - столовую или гостиную.


Надо сказать, что двери в этом доме притягивают к себе большую часть внимания и как бы направляют посетителя из комнаты в комнату. Некоторые привлекают глаз доминирующими размерами проёма, некоторые - необычным декоративным оформлением наличников или самих дверных полотен.

Вот фото двери, ведущей из столовой в библиотеку,


Та же дверь, но в другую сторону по ходу движения, выглядит так


Движение из помещения в помещение не затруднено, замкнутость пространства отсутствует. Движение останавливается только на третьем этаже, в моленной, но об этом позже.

Итак, гостиная-столовая.


Здесь проходили многочисленные встречи Горького с гостями: писателями, драматургами, творческими людьми. Здесь не раз проводились заседания писательского союза, одним из главных инициаторов которого выступал сам Горький. В этой комнате велись дискуссии о тогдашнем методе литературы, получившем название социалистического реализма. Почти все известные писатели 1930-х гг. побывали здесь у Горького - этот дом заменял им писательский клуб.

Постоянное место за столом Горького отмечено чайным прибором.


Библиотека

Из столовой через ещё один необычный дверной проём (см. фото выше) попадаем в библиотеку.

У Горького всегда была обширная библиотека. Эта, разместившаяся в особняке Рябушинского, уже шестая по счёту. Предыдущие он передавал в дар общедоступным городским библиотека, например, в Нижнем Новгороде, или просто частным лицам. Можно по-разному относиться к творчеству писателя, оно может даже раздражать, особенно в наше время. Однако одно у него не отнять: его колоссальной просветительской деятельности.

Помещение библиотеки уникально своим потолком, украшенном панно, на котором распускаются хризантемы, и лепными цветами и листьями, Такое оформление превращает комнату в настоящую беседку


Вот фото панно поближе


И лепнина


Вот фото из библиотеки на улицу, мне оно очень нравится


Книги не умещались в библиотечных шкафах и шкафах столовой и постепенно переползли в холл, где для них были сооружены шкафы вдоль лестницы (помните?).

Кабинет

В этой комнате был кабинет Алексея Максимовича, где он работал каждый день по строгому расписанию, с 9 утра до 2 дня, праздников и выходных почти не существовало. В эти годы творческая деятельность Горького была огромна. Самодисциплина и организованность вели к высокой работоспособности, а успешный труд рождал вдохновение, по признанию самого писателя. Вероятно, он не шутил, так как результатом его работы являются 35 томов только художественных произведений, не считая статей и писем.

В этой комнате присутствие Горького чувствуется больше всего. Большой рабочий стол сделан по его заказу: без ящиков, выше обычного, чтобы за ним было удобнее работать из-за болезни лёгких. Порядок на рабочем месте был неизменен: чернильница, большие листы бумаги с широкими полями, много цветных карандашей, деревянная ручка, блокноты и листочки бумаги для заметок.


Это тоже фото со стола, мне кажется, это что-то да говорит о личности писавшего здесь


В шкафах над камином и возле него разместилась горьковская коллекция работ восточных резчиков по кости 18-20 вв.: резная шкатулка, вазы из лака, бамбука, фарфора, фигурки, шары.


Эта коллекция считается одной из лучших, аналогичная коллекция Музея Востока в Москве уступает горьковской. Показывал её Алексей Максимович с любовью и знанием секретов мастерства. Всю жизнь писатель коллекционировал различные предметы искусств, многие из которых подарил музеям и просто людям. По его словам, он хотел бы, чтобы заключенная в них энергия рождала новую волну творчества.

Рядом со шкафами - китайская мебель - резной стол для лютни, два табурета, резное кресло у стола. Это совместный подарок от семьи и писателя А.Н. Толстого, разыскавшего их у антикваров.


Спальня

Здесь только самое необходимое: кровать, прикроватная тумбочка, шкаф, комод. Угловая книжная полка повешена по просьбе Горького, на ней расставлялись книги для ежевечернего чтения. В последнем подборе оказались «народные русские сказки», собранные А. Афанасьевым, «Ярмарка тщеславия» Теккерея, произведения Р. Роллана, книги К.С. Станиславского и В.Г. Короленко, стихи Н. Языкова, «Песни» Беранже. Иногда Горький в шутку называл себя «профессиональным читателем».


В японском шкафчике часть восточной коллекции: дракон, вазочки и миниатюрные скульптуры.


А вот крышка комода с колоритной горгульей.


Вот такой вид из окна спальни сейчас. Оконные рамы дома становятся рамами картин, окаймляющих то, что вы видите в окне. Мне кажется, так это и было задумано


А вот и парадная передняя с наглухо запертой дверью, выходящей на Малую Никитскую


Справа от двери стеклянный шкаф с личными вещами писателя


ФВторой этаж в момент нашего посещения музея был закрыт по техническим причинам. Нам сказали, что там были жилые и детские комнаты, сейчас там размещается экспозиция, посвящённая творчеству Горького.

На третьем этаже вас встречает фотовыставка, посвящённая династии Рябушинских, и небольшая выставка молодых художников, пишущих русские усадьбы. Но, конечно, главное сокровище третьего этажа - это моленная семьи Рябушинских.

Моленная - спрятанный космос

Моленная была построена Шехтелем для семьи Рябушинских тайно в 1904 году. Немногим позднее гонения на старообрядцев ослабли, но в тот период действовать можно было только скрыто. Поэтому лестница в моленную расположена в специально пристроенной к дому башне. В ней заканчивается беспрепятственное круговое движение по дому: вы пришли туда, куда нужно - к концу всего или, наоборот, к началу начал. Войдя через дверь, символически ведущую из дольнего мира, человек оказывается перед единственной дверью - Царскими Вратами.

Невысокая алтарная преграда не сохранилась, но легко можно представить, где она находилась: перед тремя высокими окнами с типичными храмовыми откосами, направляющими взгляд в небо. От места бывшего алтаря также расходятся в стороны лучи, выложенные на паркете. Известно, что главной иконой-защитницей дома на Малой Никитской был образ Божией Матери «Неопалимая купина» псковского письма конца 15 века - довольно редкий даже среди коллекционеров.

Если на традиционной иконе «Неопалимая купина» Богородица изображается с одной лестницей, ведущей вверх, то у Степана Рябушинского хранился образ более древний, на котором Богородица держит не одну, а две лестницы. Первая, ведущая вверх, говорит о Богородице как о помощнице, открывающей верующим доступ в райские выси, а вторая лестница, опущенная вниз, символизирует Царицу Небесную как защитницу грешников, помогающую всякому, кто искренне обращается к ней. Есть версия, что вкладывая именно этот тайный смыл, Шехтель вводит в проект дома две лестницы - парадную и чёрную, которые обе ведут к моленной комнате. Вот он - символ разных дорог к просветлению и Царству Небесному

Моленная занимает небольшое помещение, но кажется довольно просторной благодаря прекрасным пропорциям и устремляющему взгляд вверх куполу. Освещена довольно скудно: световое окно наверху в куполе


да три уже упоминавшихся узких стрельчатых окна в стене за бывшим алтарём. И те расположены выше человеческого роста, поэтому свет не заливает помещение, а рассеянно проникает в него сверху.


ФотВ этой комнате сидит грустная смотрительница, принимающая деньги за фотосъёмку и продающая соответствующую месту литературу. Она выбирает из череды посетителей кого-то заслуживающего своего доверия и начинает жаловаться на свою смотрительскую судьбу. Говорит, что сидит там уже десять лет и слепнет от света энергосберегающих ламп. Я посоветовала ей принести из дома более яркую лампу, но по тому, как она непонимающе на меня посмотрела, поняла, что ей нужно было не решение, а сочувствие, поэтому потом только сопереживающе вздыхала. Вот так, кому-то шедевр архитектуры, а кому-то личная голгофа.

Однако скудно освещённая моленная имеет свой секрет. Благодаря особенностям росписи стен вечером она превращается в открытое пространство со звёздным небом: тёмные спирали стеблей плюща на стенах сливаются в сумерках в общий фон, а белые точки на листьях начинают светиться, как звёзды. Я, конечно, не видела моленную поздним вечером, но готова поверить, что там возникает ощущение космоса, бесконечной вселенной.

Я была так поглощена созерцанием облика моленной, что не сразу даже осознала, что в её художественном оформлении нет привычных образов Спасителя, Богородицы. Здесь рассказывается многое и жизненно важное, но только посредством извечных древних символов.

На полотенцах, оформляющих трёхчастное окно в алтаре, обозначен древний символ Иисуса Христа - рыба с равноконечным крестом над ней и надписью по-гречески «Ихтус» (рыба). В этом зашифрована древнейшая формула символа веры: пять букв слова «Ихтус» являются первыми буквами пяти слов Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель (Jesous Christos, Theou Uios, Soter).


В основании купола повторяется четыре раза сокращённая надпись на древнегреческом: «истинные христианки воспримут святость за свои страдания в день страшного суда». Разбросанные по внутренней поверхности купола треугольники напоминают о Троице, так же, как и само трёхчастное окно.

Освещалась моленная в своё время свечами. Всё, что сейчас окрашено в жёлтый цвет, было позолочено. Росписи стен восстановлены в 1977- 89 г., но в алтаре сохранились несколько фрагментов подлинной росписи начала 20 века: символы Христа и полотенца. Подлинными также считаются и медальоны на парусах с изображениями символов евангелистов


Эскизы к ним сохранились в архиве Шехтеля. Они были скалькированы, прорезаны по контуру рисунка ножом и напылены на паруса. Таким образом, их не касалась рука современного художника. На фото также можно увидеть те самые листья с белыми точками, которые вечером создают впечатление уединённости со звёздным небом.

Загадки дома: тайные смыслы и иносказания

Как же это субъективно, на мой взгляд, искать подтексты и тайны смыслы в произведениях искусства. Так ли это необходимо для понимания автора? Может быть, лучше просто наслаждаться восприятием красоты, не рефлексируя и не разлагая её на составляющие элементы? Однако чем жили бы тогда критики и историки? J

Иной раз диву даёшься, читая, скажем, интерпретацию какой-нибудь картины или скульптуры. Думаешь, неужели художник вот прямо так сидел и думал, сколько же символов и иносказаний зашифровать в своей работе. Исключение, конечно, составляет средневековая живопись, написанная на языке символов в то время понятных каждому просвещённому человеку. Хотя чем новая история хуже? Может быть, и вкладывал творец в своё произведение тайный смысл. А может быть, он просто подчинялся вдохновению и творил, не задумываясь о грядущих интерпретациях?

Тем не менее, не могу обойти вниманием так называемые загадки Фёдора Шехтеля. Большей частью потому, что когда копаешься в различных догадках и версиях, возникает ощущение некой таинственности, почти мистики, что придаёт всему дому немного волшебный флёр. Так что же он хотел сказать своим видением интерьеров особняка?

В одной статье нашла мнение, что «неподготовленный зритель часто находит в особняке лишь очевидное, буквальное изображение природных стихий, растительного и животного миров». В этом якобы скрывается особый подход Шехтеля к своим произведениям, разделяющий зрителя по степени подготовленности. Немного высокомерно звучит, на мой взгляд. Вряд ли Шехтель намеренно внедрял в свои работы идею такой интеллектуальной дискриминации, хотя он действительно заставляет мыслить и искать объяснение загадкам дома.

Любой смотритель музея скажет вам, что светильник на парадной лестнице - это символическое изображение медузы, но поднявшись немного по лестнице, можно увидеть абажур, накрывающий лампу сверху и похожий на панцирь черепахи.


Казалось бы, вот они - природные мотивы, использование образов животного мира. Однако же неиссякаема фантазия интерпретаторов от искусства, предлагающих следующую трактовку: медуза у начала лестницы своей характерной пластикой сравнима с образом человека, которого на пути к Богу смущают суета и торопливость. Трансформация же образа в черепаху отсылает нас к ассоциациям со спокойствием, уравновешенностью, мудростью, символом которых является это животное. Таким образом, и сама лестница предстаёт перед нами как символ духовного становления, пути к совершенству и к Богу.

Есть мнение, что рамки чисто «природных» мотивов для Шехтеля чересчур узки и примитивны. Помните фото всплеска волны у основания лестницы? Так вот, при серьёзном подходе и сильном желании можно увидеть в нём образ женщины, ведущей за собой восходящего по лестнице, медальоны на перилах которой выполнены в форме санскритского «инь и янь» - света и тьмы. Это можно интерпретировать как образ самой Богоматери.

Или вот колонна на втором этаже, которую можно увидеть, вежливо попросив у смотрительниц. Уже писала, что понятия не имею, почему вход по парадной лестнице на второй этаж преграждён традиционным музейным канатиком и только по большой просьбе вам могут разрешить подняться до середины этой самой лестницы и, вытянув шею, взглянуть на колонну со скульптурным навершием.


Капитель колонны представляет собой переплетение чудовищных ящериц или саламандр с прекрасными лилиями. Говорят, что этот приём несёт в себе глубокий философский смысл, наглядно изображая органическую связь всего существующего. Страшные ящерицы - олицетворение зла, лилии - символ добра - всё переплетено в «здешнем» мире.

Я рассказала только о части символов-загадок дома, надеюсь, этого достаточно, чтобы заинтересоваться и захотеть составить своё собственное впечатление.

На этом пора закончить, чтобы не продолжать бесконечно, ведь смысл символов модерна неисчерпаем.

Напоследок фото дома со стороны Спиридоновки



Апдейт: пост прочитал муж и объяснил мне, невнимательной, почему в музее посетителей не пускают по парадной лестнице на второй этаж: трещина. Именно поэтому нас просили подниматься по самому краю лестничного полотна. Я этот момент объяснения сотрудницы музея умудрилась пропустить мимо ушей.

Особняк Рябушинского - это, можно сказать, современный памятник архитектуры в привлекающий в эту часть Москвы туристов со всей страны. Он был построен не так давно, в начале 20-го века, и с тех пор радует глаз прохожих и приезжих своей изысканной красотой. Однако, вопреки этому факту, данный дом прославился вовсе не благодаря своему благолепию.

Особняк Рябушинского как частичное отражение внутреннего мира Максима Горького

Дело в том, что раньше эта усадьба была жилищем Максима Горького, классика русской литературы, чьи произведения воспитывают подрастающее поколение и потрясают взрослых своей глубиной и нравственностью. Отличается особняк Рябушинского еще и тем, что он полностью открыт для посещения, поэтому любой желающий может приобрести билет и осмотреть музей-квартиру не только на фотографиях в буклете, но и вживую. Несмотря на огромные размеры Москвы, в столице России можно найти совсем немного подобных домов, доступных для глаз любопытного туриста изнутри, а это еще больше подогревает интерес к этому особняку.

Красота для всех желающих

Особняк Рябушинского интересен еще и потому, что представляет собой самый настоящий музей. Многие дома в стиле модерн приютили в своих стенах посольства иностранных государств, и поэтому вход в них не такой уж и свободный, хотя осматривать их с улицы, конечно же, никто не запрещает.
Однако некоторым особым любителям архитектуры не хватает такого поверхностного осмотра, поэтому им приходится ждать подходящего момента, чтобы осмотреть здание изнутри.

В этом же частном строении расположился первоклассный музей Горького. Особняк Рябушинского интересен не только тем, что в его стенах когда-то проживал писатель-классик, но еще и своим необычным и очень красивым архитектурным оформлением. Расположен он на Малой Никитской, недалеко можно найти станцию метро. Местные жители хорошо знают расположение этого памятника архитектуры и культуры, поэтому в любой момент можно спросить у прохожего дорогу и быть уверенным, что он подскажет ее правильно.

Уютное пристанище для верующего

Многие интересуются, чем же все-таки так интересен особняк Рябушинского? Официальный сайт, предлагающий профессиональные экскурсии внутри этого частного дома, рассказывает, что сконструирован и построен он был под началом архитектора Ф. О. Шехтеля. Изначально последний просто исполнял личный заказ Степана Павловича Рябушинского, который мог себе это позволить, будучи миллионером, успешным банкиром и фабрикантом с видным положением в обществе.

Рябушинский известен тем, что всю свою жизнь коллекционировал иконы - он был свято верующим человеком. Его личность также интересна тем, что он начал одним из первых пробовать реставрировать старые поврежденные образы. Он сражался за их культурно-историческую значимость и не мог позволить, чтобы испорченные шедевры подвергались утилизации, поэтому и стал заниматься этой благородной деятельностью. Однако особняк Рябушинского в Москве привлекает туристов именно из-за факта проживания там Максима Горького.

Асимметрия и оригинальность

Даже современные архитекторы подчеркивают очень колоритный дизайн здания. Считается, что каждая черточка узора, украшающего особняк, неповторима и индивидуальна. Жилые здания, которые строятся сегодня, ориентированы больше на удобство, чем на эстетику, поэтому современному человеку такой подход к жилищному вопросу может показаться несколько диким. Однако раньше архитекторы относились к своей работе исключительно как к творчеству, поэтому каждое созданное ими строение должно было представлять собой самое настоящее произведение искусства.

Можно сказать, что особняк Рябушинского отличается несколько резкими, асимметричными выступами стен, которые, как ни странно, совсем не портят его внешний вид. Стилизованные растительные мотивы выполнены очень тонко и изящно, и каждый из них также исключительно оригинален. Преклоняться перед талантом Ф. О. Шехтеля начал бы любой скептик, бросивший только один внимательный взгляд на экстерьер этого особняка.

Незабываемые впечатления за небольшие деньги

Мало что привлекает туристов Москвы неразгаданными тайнами и общей атмосферой некоторого мистицизма так же сильно, как это делает особняк Рябушинского. Часы работы его стандартны: с 11 до 17 вечера. В это же время открыто большинство исторических музеев Европы.

Билет для осмотра особняка изнутри стоит совсем немного - всего лишь 200 рублей со взрослого человека. Туристы начинают свою экскурсию с черного хода, что еще добавляет ей большей колоритности. Конечно, не все предметы интерьера со времени проживания здесь Горького сохранились, многие были заменены. Общий интерьер повторяет стандартное 30-х годов.

Очень интересно то, что в музее аккуратно ведется так называемый «дневник посетителей», куда заносятся имена абсолютно всех желающих пройти экскурсию. Стоит ли говорить, что дневник этот - далеко не школьная тетрадь в клетку на 24 листа, а самая настоящая книга довольно серьезного вида.

Подходящее место, чтобы побыть наедине с собой

Особняк С. П. Рябушинского интересен не только тем, что очень точно воссоздает атмосферу, в которой проживал русский классик, но и тем, что сохранил целую личную библиотеку знаменитого писателя. Она представляет собой особую ценность, поэтому посетители могут только бегло осмотреть ее, а вот посидеть и почитать старые книги здесь уже не получится.

Если вам посчастливилось посетить музей-квартиру вечером или в пасмурную погоду, вы можете увидеть неповторимые цветочные узоры в молельне, которые тускло, но очень красиво светятся в темноте. Посетители могут наслаждаться почти этим магическим видом сколько угодно (конечно, до закрытия музея-квартиры).

Так как в музеях не принято громко разговаривать, здесь получится побыть наедине с собой и, возможно, испытать именно те эмоции, которые когда-то испытывал живущий здесь русский классик Максим Горький.

Спаситель особняка Рябушинского, Максим Горький

Посетители обязательно должны иметь в виду, что сам Максим Горький проживал только на первом этаже особняка, а на втором же этаже музея-квартиры когда-то ютилась его семья. Конечно, из-за того что особняк несколько раз менял хозяев, обстановка в нем постоянно менялась. Но посетители при желании могут увидеть изначальный интерьер здания на многочисленных фотографиях. Здесь же желающие увидят множество снимков, на которых запечатлены бывшие владельцы особняка и некоторые сцены из их жизни. Можно сказать, что Горький в свое время спас здание от полного уничтожения, а ведь эта печальная судьба постигла многие частные московские дома того времени.

Место, которое должен посетить каждый турист в Москве

Изначально особняк Рябушинского не был приспособлен к приему большого количества посетителей, и это очень сильно отражается на интерьере. Заказывать здесь экскурсии целыми группами бывает не всегда удобно, поэтому лучше посетить музей-квартиру самостоятельно. Талантливый архитектор Шехтель позаботился о том, чтобы человеку в полном одиночестве было максимально комфортно находиться в этом доме, несмотря на множество асимметричных дизайнерских решений и острых углов. В целом, впечатления после посещения особняка Рябушинского очень положительные, и этому во многом способствует цветовая гамма стиля модерн - светлые, жизнеутверждающие цвета и красивые растительные узоры.

И последняя важная ремарка: долгое время вход на второй этаж здания был закрыт. Сейчас доступ вновь открыт - в посте опишу, что происходит на втором этаже сейчас.

Адрес: Малая Никитская, дом 6/2
Время работы музея (понедельник и вторник - выходные).

Горький прожил тут последние 5 лет жизни. Он приехал в дом в возрасте 63 лет.

Дом за деревьями. Это самый центр города - дом стоит на Малой Никитской, минута до Никитского бульвара, пять минут до Тверской. В зимнее время здание хорошо видно с улицы, а в летнее оно почти скрыто от глаз зеленью.

Главный вход здания выходиит на Малую Никитскую и уже много лет наглухо закрыт.
Вход в музей происходит через черный ходл - надо обойти здание по часовой стрелке и войти во двор со стороны Спиридоновки. Из-за такой необычной точки входа в начале оказываешься в доме с непонятой стороны - под лестницей, возле маленького кабинета.
Если же смотреть на дом со стороны главного входа, то расположение комнат гораздо более понятно: слева библиотека и гостиная, справа кабинет и спальня. По центру огромная лестница-волна на второй этаж (по задумке авторов центральный объем дома с лестницей представляет собой волшебное подводное царство). И вдали, за лестницей небольшая комната-кабинет.

Уходящая натура - хорошо помню такие папки со шнурками и их запах, такие были у папы, когда я была маленькая.

Музей организован в классических советских традициях. У входа коробка с тапками, которые надо привязывать к ногам веревками. На нескольких дверях красные таблички "Служебное помещение. Вход закрыт". Сотрудницы чуть суровы. В комнатах лежат вот такие файлы с описанием экпозиции.

Но впечатление огромное.

Идем дальше и попадаем в большую чуть затемненную гостиную. В левом дальнем углу стола любимое место Горького. Это не председательское кресло, а уголок, откуда всё видно.
Здесь проходили приемы пищи и здесь же собирались писатели, гости хозяина дома. В 1935 году в гостях у Горького был Ромен Роллан, но это далеко не единственный посетитель. Горький организовывал вокруг себя творческую и дискуссионную среду, куда было вовлечено много современных ему писателей.

В дневное время главным источником света является огромное (!) окно, за которым бурлит зелень.

Комнаты первого этажа располагаются анфиладой по контуру дома. Из комнаты в комнату ведут распахнутые двери, каждая с интересным декором.

Удобные диваны и кресла. Доступные для гостей комнаты (гостиная и библиотека) спроектированы так, что там много самых разных посадочных мест.
По темноватой фотографии видно, что и здесь свет идет из огромного окна.

Вид на библиотеку от входа в дом.

Под ним огромное зеркало (в зеркале отражается главный вход и двое упорных посетителей, которые никак не могли покинуть дверь - всё трогали ручки и обсуждали, какая она тяжелая) Я понимаю их восторг - во времяпрогулки по дому неоднократно возникает это ощущение - ух ты, какие окна, шкафы, двери, ух ты, какое оно удобное для жизни).

По правую руку от главного входа личная территория Горького. Это кабинет и спальня.
Горький старался выстроить удобный для работы кабинет, где бы он ни находился. Маршак говорил, что он как будто возит кабинет с собой. Большой довольно высокий стол (специальный стол требовался из-за болезни легких), разложенные канцелярские приборы и листы бумаги.
Горький работал ежедневно с 9 до 13 без выходных. После обеда просматривал работы молодых писателей, занимался редактурой, отвечал на письма и проводил встречи.
Я только что прочитала книгу "Режим гения. Распорядок великих людей", в которой описывается режим жизни большого количества писателей и художников. Почти все сходятся в том, что работа должна быть регулярной, но лишь немногие с такой настойчивостью стремятся работать максимальное возможное время.

В дальней части комнаты коллекция миниатюр из кости, которая не смотрится бедной даже в сравнении с коллекцией Музея Востока (я была там днем раньше, воспоминания свежи:)).

В упомянутом в начале обзоре написано:
Эта коллекция считается одной из лучших, аналогичная коллекция Музея Востока в Москве уступает горьковской. Показывал её Алексей Максимович с любовью и знанием секретов мастерства. Всю жизнь писатель коллекционировал различные предметы искусств, многие из которых подарил музеям и просто людям. По его словам, он хотел бы, чтобы заключенная в них энергия рождала новую волну творчества.

Это активное желание двигать писательство, язык, организационные структуры, мир вокруг себя - причем не только двигать самому, но и создавать вокру себя созидательную волну - очень присущи Горькому. Сейчас на втором этаже работает выставка, на которой экспонируются его письма. В письмах видно горячее желание сподвигнуть и побудить.

Известно, что Горький был писателем и что он был обласкан властью. А дальше картинка теряется - положа руку на сердце, не все регулярно читают Горького. Экспозиция музея добавляет в эту картинку промежеточные звенья, показывает стремление Горького к работе и развитию мира.

Старинный паркет. Смотрительница сказала, что это единственный в Москве дореволюционный паркет, который дожил до нынешнего времени без реставрации.

Минуты досуга: на окне лежит инвентарь для работы в саду. Это составляло отдых во время перерывов.

Оформление двери, ведущей в спальню:

Спальня довольно лаконичная: кровать, тумбочки, полка для книг, шкаф, картина с вилами Италии, шкафчик с несколькими фигурками из коллекции.

Современники говорят, что Горький сдержанно относился к роскошному убранству дома, отзывался о нем, как о слишком величественном "улыбнуться не на что".

Несколько предыдущих лет Горький жил в Италии, недалеко от Сорренто. Он поехал туда лечить легкие по настоянию Ленина. Там также поддерживался высокий темп работы и огромная переписка.

Первый этаж обойден.
Перед нами лестница-волна, ведущая на второй этаж.

Над лестницей нависает небольшой декоративный балкон.

Вид на балкон со второго этажа:

Вид с лестницы на второй этаж.

В интернете немало фотографий лестницы, но не по всем можно понять, что изображено. Не потому, что фотографии плохие, а потому что формы, действительно, очень сложные, их не вместить в одну картинку.

Вот мой самый удачный кадр.
Слева снизу завиток волны и лампа-медуза. Потом сама волна и, наверху, колонна с необычной капителью.

Вид на первый этаж (шкафы на лестнице не замысел Шехтеля, это построено для не уместившихся в библиотеке книг Горького):

Сейчас на втором этаже проходит две выставки. Первая рассказывает о жизни и работе Горького во время жизни в Италии.
Вторая посвящена последним годам жизни - это период жизни в этом доме и в Горках.

Первый зал - фотографии, письма, изображения Горького - от серьезных до карикатурных.

Стенды с документами итальянского периода:

В дальней комнате документы последних лет.