Сергей прокофьев к юбилею композитора. Юбилей композитора сергея прокофьева

ГОД 2016 - ГОД ПРОКОФЬЕВА!

Как известно, наступающий 2016 -ый год по предложению президента В.В.Путина объявлен Годом Прокофьева. В последний день IV Санкт-Петербургского международного культурного форума, 16 декабря, состоялась презентация проекта «ПРОКОФЬЕВ. 125», в которой представители Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им.М.И.Глинки рассказали о будущих мероприятиях Года Прокофьева.

16 декабря на площадке Главного штаба Государственного Эрмитажа состоялась презентация проекта «ПРОКОФЬЕВ. 125», участниками которой стали: Е.В. Емельянова - начальник отдела музыкального искусства Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ; Л.О. Солоницына - директор Музея кино; В.В. Лисенко - генеральный директор ВМОМК им. М.И. Глинки; М.Б. Миндлин - генеральный директор Государственного центра современного искусства.

Масштабный проект представил собравшимся его руководитель - президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекций (АММиК), заслуженный деятель искусств РФ М.А. Брызгалов.

Говоря о главной идее проекта, Михаил Брызгалов отметил: «Мы хотим открыть современным слушателям красоту и притягательность планеты Сергея Прокофьева. Показать и тем, кто любит его музыку, и тем, кто с ней не знаком, сколь актуально и популярно творчество композитора в наши дни, как легко оно вписывается в самые неожиданные современные контексты и ракурсы. Наш проект адресован широкому кругу зрителей и слушателей, но акцент сделан на молодежную аудиторию».

Жизнь и творчество музыканта-новатора будут представлены нестандартно, ярко, масштабно. В программе мероприятий - выставка на ВДНХ, новая экспозиция в Музее С.С Прокофьева, научно-практический Форум, конкурс композиторов имени Прокофьева, фестиваль студенческих работ от учащихся творческих вузов, а также большой Музыкальный фестиваль. В его рамках состоятся как традиционные академические вечера, так и встречи-дуэли музыкантов, перформансы и даже dj-сеты, один из которых проведет внук композитора - известный в Европе и США продюсер, композитор и диджей, обладатель премии Independent Music Awards Габриэль Прокофьев (1975 г.р.), живущий в Лондоне.

«Пасхальный фестиваль В. Гергиева и Фестиваль на базе Музея имени Глинки станут ключевыми событиями мероприятий Года Прокофьева», - подчеркнула в выступлении на презентации Елена Емельянова. География юбилейных мероприятий не ограничится Москвой и Санкт-Петербургом, она расширяется с каждым днем. «Уже сегодня более 50 регионов подтвердили участие в проекте», - сказала Емельянова.

А в столице партнерами Музейного объединения станут, в частности, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Концертный зал им. П.И. Чайковского, Московский международный Дом музыки, на площадках которых пройдут концертные программы.

Нестандартный подход к празднованию года вызвал отклик культурного сообщества, и у проекта появилось много организаций-партнеров, в том числе и не связанных с музыкой. Так, Михаил Миндлин, руководитель Государственного центра современного искусства, одним из первых предложил использовать свои площадки для проведения концертов фестиваля.

Активное участие в проекте примет и Музей кино. Его директор Лариса Солоницына сообщила, что музей предоставит для выставки на ВДНХ костюмы из кинофильма «Иван Грозный», эскизы и плакаты из других картин, музыку к которым создавал композитор («Петя и волк», «Александр Невский», «Лермонтов», «Котовский» и др). Солоницына особо подчеркнула в своем выступлении: «2016 год в равном смысле может быть и Годом кино, и Годом Прокофьева… по глобальному значению его творчества для кинематографа. Сергей Прокофьев стал первым композитором, определившим роль музыки в кино не как «иллюстративное сопровождение», а как одну из драматургических основ фильма, наравне со сценарием. Ярче всего это проявилось в его совместных работах с С.М. Эйзенштейном («Александр Невский», «Иван Грозный»)».

На презентации также была затронута тема представления Года Прокофьева в СМИ - в частности, профессиональный уровень и компетентность журналистов, которые будут освещать мероприятия проекта. Михаил Брызгалов сообщил, что в случае необходимости для прессы будут проведены отдельные встречи. «Мы сделаем все возможное для того, чтобы Прокофьев стал ближе, понятнее широкой аудитории», - подчеркнул Брызгалов.

Информация предоставлена ВМОМК им. М.И. Глинки

2016 год объявлен годом композитора Сергея Прокофьева. В нынешнем году исполняется 125 лет со дня его рождения.

Имя Сергея Сергеевича Прокофьева известно во всём мире. Прокофьев - один из выдающихся русских композиторов 20 века. Наталья Сац так писала о нём: «Казалось, солнце поцеловало его ещё при рождении - волосы были у него золотисто-рыжие, а творчество - жизнерадостно-солнечное. Музыку Прокофьева поняли не сразу. Недаром одним из его сочинений была музыка к сказке Андерсена «Гадкий утёнок». Сам Прокофьев какое-то время тоже чувствовал себя гадким утёнком, но теперь все знают, что он - чудесный лебедь».

Челябинцы хорошо знают в родном городе концертный зал, который с 1997 года носит имя Сергея Прокофьева. А в 2000 году напротив здания филармонии был установлен памятник русскому композитору (скульптор - Вардкес Авакян).

Сергей Прокофьев родился 23 апреля (по старому стилю -11 апреля) 1891 года в украинском селе Сонцовка. Музыкальная одарённость Серёжи Прокофьева проявилась очень рано. Мама, Мария Григорьевна, стала первым учителем музыки маленького Серёжи. Главное, считала она, надо поддержать в ребёнке интерес к музыке и не оттолкнуть его скучной зубрёжкой. Когда Серёже было пять лет, мама записала его первую пьесу. В возрасте 9 лет он сочинил свою первую оперу «Великан». Когда юному композитору исполнилось десять лет, родители взяли его с собой в Москву и привели к известному композитору и педагогу Сергею Ивановичу Танееву.

Тринадцатилетним подростком Прокофьев поступил в петербургскую консерваторию, где учился композиции, дирижированию и игре на фортепиано. По окончании консерватории в 1914 году ему вручили золотую медаль и премию имени Рубинштейна - великолепный рояль. В 1918 году Прокофьев выезжает на гастроли за границу. Его пребывание там по разным причинам растянулось на 15 лет. Долгие годы он жил вдали от Родины. Прокофьев приобрёл всемирное признание как композитор, пианист и дирижёр. Он много выступал с концертами в крупнейших странах Европы и в Америке. Но, живя за границей, Прокофьев писал: «Воздух чужбины не идёт впрок моему вдохновенью, потому что я русский…» В 1933 году Прокофьев возвращается на родину.

Ещё в конце тридцатых годов, незадолго до начала Великой Отечественной войны, композитор на время отложил нотную бумагу и стал писать воспоминания о своём детстве. В своей книге «Детство» события, которые происходили с ним много лет назад, Прокофьев вспоминал в подробностях и деталях. С доброй улыбкой композитор вспоминал о своих первых шагах в музыке. Это одна из самых удивительных книг, написанная русским композитором о своём детстве, о том, как пробуждался его талант, как постепенно из маленького озорника подрастал и становился он большим музыкантом. "Если бы я был не композитором, я, вероятно, был бы писателем...", - признался как-то Прокофьев. Книга Сергея Прокофьева «Детство» не однажды переиздавалась и неизменно интересна и детям, и взрослым.

Кроме крупных произведений (8 опер, 7 балетов, 7 симфоний), Сергей Прокофьев написал немало музыкальных произведений для детей. Все юные музыканты играют пьесы из его альбома «Детская музыка» . Много произведений композитор написал на сказочные сюжеты. Опера «Любовь к трём апельсинам» по мотивам сказки Карло Гоцци, музыкальная сказка «Гадкий утёнок» по сказке Андерсена, балет «Сказ о каменном цветке» по мотивам уральских сказов Павла Петровича Бажова, и, конечно, самый известный и любимый балет-сказка «Золушка».

Вершина детской музыки Прокофьева - симфоническая сказка «Петя и волк» , к которой композитор написал не только музыку, но и текст. Это необычная музыкальная сказка. По замыслу автора, не музыка должна была иллюстрировать сказку, а сказка - научить слушать музыку. Текст исполняется артистом-чтецом и чередуется со звучанием оркестра. Идею музыкальной сказки, которая познакомила бы ребят с инструментами симфонического оркестра, подсказала композитору Наталья Сац - основатель, руководитель и режиссёр первого в мире музыкального театра для детей. Премьера симфонической сказки «Петя и волк» состоялась 5 мая 1936 года. Вот уже 80 лет симфоническая сказка «Петя и волк» учит детей разных стран мира любить и понимать музыку.

До конца жизни Сергей Прокофьев сохранил удивительное качество - умение по-детски светло и радостно воспринимать мир. Дирижёр Г. Рождественский сказал о нём: «Музыка Прокофьева яркая, как солнце, тёплая, как солнце, и земной шар охватила она, как охватывают его солнечные лучи».

О композиторе Сергее Прокофьеве, его книге «Детство» и симфонической сказке «Петя и волк» расскажет сотрудник Челябинской областной детской библиотеки им. В. Маяковского Людмила Горнова в радиопередаче «Брось всё и читай!», 21 апреля в 11.20, повтор передачи 22 апреля в 14.20.


З. Серебрякова. Портрет композитора С. Прокофьева. 1926

«Он написал больше опер, чем кто-либо в ХХ столетии из крупных композиторов, - отмечает Валерий Гергиев. - И эти оперы разные. Он не повторялся. Писал на сюжеты Гоцци и Катаева, Полевого и Брюсова. Есть ещё Достоевский. Он каждый раз находил адекватный, совершенно иной театрально-музыкальный язык!»

Самые известные оперы Прокофьев написал, будучи признанным советским композитором. Но прежде чем им стать, 18 лет прожил на Западе. Он рано понял, что у него дар, миссия, и в годы революции покидал Родину со словами: «Моя музыка выше сиюминутных исторических событий». Виртуозный пианист, он выступал с концертами по всему миру. Написал три балета для Дягилева. Его эпатажную оперу «Любовь к трём апельсинам» американцы назвали «русским джазом с большевистской отделкой». Марш из неё давно стал хитом мировой классики.

Эту оперу сейчас ставит Александр Титель в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Режиссер мечтает поставить все оперы любимого композитора Прокофьева, половину уже осуществил.


«Ему вообще было присуще очень острое ощущение жизни. Это то, что отличает все его сочинения. Ощущение нового, стремительно меняющегося мира, революционно меняющегося. Там столько искренности, свежести, упоения жизнью»

Александр Титель.

Подъём духа и новаторство его музыки пришлись по вкусу Стране Советов. 9 лет он решался на переезд из-за границы. Первым произведением, которое написал, вернувшись в Союз, была симфоническая сказка «Петя и Волк». История смелого пионера сразу покорила весь мир. Уолт Дисней нарисовал по ней один из лучших своих мультфильмов.

«Прокофьевское звучание - это красочность, мощь, дикость»

Валерий Гергиев



Балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка», оперы «Обручение в монастыре» и «Война и мир», которую Прокофьев пишет в 1943 в эвакуации. Одно нашествие осмысляет через другое. Советский период - самый плодотворный у Прокофьева. Музыка к кинофильмам - ещё одна его ипостась.

«"Мёртвое поле" - эта вещь изумительная! В этой мелодике передается та боль, та печаль по убиенным» - говорит дирижер Владимир Минин.

С партитурами за пазухой, разгуливающий в элегантном пальто среди пешеходов Камергерского - над монументом Прокофьева работает сейчас скульптор Андрей Ковальчук.

«Та его характерная фотография - в пальто и шляпе - настолько острая, характерная для него и характерная для его времени»

скульптор, народный художник России Андрей Ковальчук

Напротив музея-квартиры Прокофьева в Камергерском переулке в Москве планируется поставить памятник композитору работы Ковальчука. Композитор жил там в коммунальной квартире последние несколько лет. Там же он умер 5 марта 1953.

Его похороны прошли почти незамеченными, вместо цветов друзья несли домашние растения. Под конец жизни Прокофьев услышал обвинения в формализме и сумбуре. Сегодня же в его музыке слышится весь ХХ век и вечность.

Новости культуры



Из воспоминаний Святослава Теофиловича Рихтера «О Прокофьеве» (фрагмент):

«Одно из сильнейших впечатлений было от исполнения его Третьей симфонии в 1939 году. Дирижировал автор. Ничего подобного в жизни я при слушании музыки не ощущал. Она подействовала на меня как светопреставление. Прокофьев использует в симфонии сверхинтенсивные средства выражения. В третьей части, скерцо, струнные играют такую отрывистую фигуру, которая как бы летает, точно летают сгустки угара, как если бы что-то горело в самом воздухе. Последняя часть начинается в характере мрачного марша — разверзаются и опрокидываются грандиозные массы — «конец вселенной», потом после некоторого затишья все начинается с удвоенной силой при погребальном звучании колокола. Я сидел и не знал, что со мной будет. Хотелось спрятаться. Посмотрел на соседа, он был мокрый и красный... В антракте меня еще пробирали мурашки…

Когда жив был Сергей Сергеевич, всегда можно было ожидать чуда. Будто находишься во владениях чародея, который в любой момент может одарить вас сказочным богатством. Трахх! и вы вдруг получаете «Каменный цветок» или «Золушку».

Женой Прокофьева была испанка Лина Кодина. Она встретила его в Нью-Йорке, вышла за него замуж, родила двух сыновей, вернулась с ним в Россию и пережила 8 лет лагерей. Но так случилось, что после смерти Сергея Прокофьева скорбели сразу две вдовы композитора.

Не забыть впечатления от одного из самых лучших его сочинений — коротенькой «Здравицы». Это озарение какое-то, а не сочинение...
Вспоминаю, как хороший строгий рисунок, сжатую, но очень яркую и терпкую сюиту «1941 год»...
Никогда не забуду первое исполнение Пятой симфонии в 1945 году, накануне победы... Это было последнее выступление Прокофьева как дирижера. Я сидел близко — в третьем или четвертом ряду. Большой зал был, наверное, освещен, как обычно, но когда Прокофьев встал, казалось, свет лился прямо на не¬го и откуда-то сверху. Он стоял, как монумент на пьедестале.
И вот, когда Прокофьев встал за пульт и воцарилась тишина, вдруг загремели артиллерийские залпы.
Палочка его была уже поднята. Он ждал, и пока пушки не умолкли, он не начинал. Что-то было в этом очень значительное, символическое. Пришел какой-то общий для всех рубеж... и для Прокофьева тоже.
Пятая симфония передает его полную внутреннюю зрелость и его взгляд назад. Он оглядывается с высоты на свою жизнь и на все, что было. В этом есть что-то олимпийское...
В Пятой симфонии он встает во всю величину своего гения. Вместе с тем там время и история, война, патриотизм, победа... Победа вообще и победа Прокофьева. Тут уж он победил окончательно. Он и раньше всегда побеждал, «о тут, как художник, он победил навсегда.
Это свое сочинение Сергей Сергеевич и сам считал лучшим.

После этого Прокофьев становится композитором «в возрасте». Началось последнее действие его жизни. Так чувствовалось в музыке. Очень высокое. Может быть, самое высокое... Но последнее…»



Ещё:


Сергей Прокофьев (23 апреля 1891г - 5 марта 1953г) считается одним из крупнейших, влиятельных и самых исполняемых композиторов XX века. Он был также пианистом и дирижером. Вокруг творчества этого композитора часто вспыхивали споры, поскольку неординарность и своеобразие всегда вызывают противоречивую реакцию. Однако не только поклонники, но и те, кто не сразу понял музыку Прокофьева, чувствовали мощную силу и яркость его дарования.

Детство Сергея Прокофьева


Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в имении Сонцовка (сейчас село Красное Донецкой области), где его отец, ученый-агроном, служил управляющим помещичьим имением.

Родители вложили в сына всю свою любовь и надежды.Музыкальное дарование мальчика проявилось очень рано, и под руководством матери, Марии Григорьевны, Сережа начал занятия музыкой.

В пять лет он уже сочинил первое произведение. Еще не зная нот, по слуху, мальчик пытался играть на рояле что-то свое, затем выучил ноты для того, чтобы это «свое» записывать.

Первая опера - Великан

В девять лет, под впечатлением услышанной оперы Ш. Гуно Фауст, Сережа решил сочинить свою оперу, на свой же сюжет. Это была опера Великан в трех действиях с приключениями, поединками и прочим.

Родители мальчика были людьми образованными и сами обучали его всем школьным предметам, но учить правилам сочинения музыки они, конечно, не могли. Потому, взяв сына в одну из своих поездок в Москву, Мария Григорьевна привела его к известному композитору и педагогу Сергею Ивановичу Танееву , который порекомендовал для занятий с Сережей пригласить на лето в Сонцовку молодого, только что с золотой медалью окончившего консерваторию композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра .

Юность Прокофьева

Два лета подряд Глиэр провел в Сонцовке, занимаясь с Сережей, и осенью 1904 года тринадцатилетний Сергей Прокофьев приехал в Петербург держать экзамен в консерваторию, прихватив с собой солидный багаж сочинений. В толстой папке находились две оперы, соната, симфония и множество маленьких фортепианных пьесок Песенок , написанных под руководством Глиэра. Некоторые Песенки были по звучанию такими оригинальными и острыми, что один из друзей Сережи посоветовал называть их не Песенками, а Собачками, потому что они «кусались».

Годы учебы в консерватории


В консерватории Сережа был самым младшим студентом. И, конечно, ему было трудно подружиться с однокурсниками, тем более что он иногда из озорства подсчитывал количество ошибок в музыкальных задачах каждого из учеников. Но вот в консерватории появился всегда очень сдержанный, строгий, подтянутый Николай Яковлевич Мясковский , в будущем известный композитор. Несмотря на десятилетнюю разницу в возрасте, между ними завязалась дружба на всю жизнь. Они показывали друг другу свои сочинения, обсуждали их - лично и в письмах.

В классах теории композиции и свободного сочинения своеобразный талант Прокофьева, в общем, пришелся не ко двору. Самые смелые сочинения Прокофьев даже не решался показывать учителям, зная, что это вызовет недоумение или раздражение. Отношение педагогов выразилось в весьма средних оценках в композиторском дипломе Прокофьева. Но по специальности фортепиано, он успешно окончил консерваторию весной 1914 года.

«Если к плохому качеству композиторского диплома я отнесся равнодушно, вспоминал потом Прокофьев,- то на этот раз меня заела амбиция, и я решил кончить по фортепиано первым».

Прокофьев пошел на риск: вместо классического фортепианного концерта он решил сыграть свой собственный Первый концерт, только что изданный, вручив заблаговременно экзаменаторам ноты. Ликующая, полная молодого задора музыка концерта захватила слушателей, выступление Прокофьева прошло триумфально, и он получил диплом с отличием и премию имени Антона Рубинштейна - прекрасный немецкий рояль.

Раннее творчество С. Прокофьева


Творческая энергия молодого композитора Прокофьева была поистине вулканической. Он работал быстро, смело, неутомимо, охватывая самые разные жанры и формы. За первым фортепианным концертом последовал второй, а за ним - первый скрипичный концерт, опера, балет, романсы, Скифская сюита с ее ошеломляюще-яркими оркестровыми красками, стихийной динамикой и энергичными ритмами.

Сергей Прокофьев быстро вошел в первый ряд композиторов, известных не только на родине, но и за рубежом, хотя его музыка всегда вызывала споры, а некоторые произведения, особенно сценические, годами ждали исполнения. Но именно сцена, с ее способностью создать живые человеческие характеры, особенно притягивала композитора.

А пока он делал это в камерной музыке, например, в вокальной сказке Гадкий утенок (по Андерсену). Каждый из обитателей птичьего двора наделен своим неповторимым характером: степенная мамаша-утка, маленькие восторженные утята и сам главный герой, до превращения в прекрасного лебедя несчастный и всеми презираемый. Услышав эту сказку Прокофьева, А.М. Горький воскликнул: «А ведь это он про себя написал, про себя!»

В 1918 году была впервые исполнена его Классическая симфония - изящное, сверкающее весельем и тонким юмором сочинение, подлинная классика музыки советского периода. В творчестве композитора симфония начала собой светлую и ясную линию, которая прочерчивается вплоть до поздних сочинений - балета Золушка , Седьмой симфонии.

Жизнь за рубежом

Весной 1918 года, получив заграничный паспорт, он уехал в Америку. Длительное пребывание за рубежом (до 1933 года) не означало полного отрыва от родины.
Три концертных поездки в Советский Союз были поводом для общения и со старыми друзьями, и с новой аудиторией. В 1926 году в Ленинграде ставится опера Любовь к трем апельсинам , задуманная еще на родине, но написанная за рубежом. За год до этого Прокофьев по заказу С. Дягилева написал балет Стальной скок - ряд картин из жизни молодой Советской республики (он знаком слушателям в виде симфонической сюиты).

Возвращение на родину

В 1933 году Прокофьев окончательно возвращается на родину. Годы по возвращении оказались очень продуктивными. Одно за другим создаются произведения, и каждое из них обозначает собой новый, высокий этап в том или ином жанре.


Опера Семен Котко , балет , музыка к фильму Александр Невский , на основе которой композитор создал ораторию, - все это вошло в золотой фонд музыки советского периода.

Произведения зрелого периода

Неуемное кипение творческой мысли сменяется мудрой уравновешенностью, интерес к невероятному, сказочному, легендарному сменяется интересом к реальным человеческим судьбам (Семен Котко - опера о молодом солдате), к героическому прошлому родной страны (Александр Невский , опера ), к вечной теме любви и смерти ().

При этом свойственный Прокофьеву юмор не исчез. В сказке (для чтеца и симфонического оркестра), обращенной к самым молодым слушателям, каждый персонаж охарактеризован каким-либо инструментом. Получился своего рода путеводитель по оркестру и одновременно веселая, забавная музыка.


Вершина творчества Прокофьева - его опера . Сюжет великого произведения Л. Толстого, воссоздающий героические страницы русской истории, воспринимался в годы Отечественной войны (именно тогда создавалась опера) необычайно остро и современно.

В этом сочинении соединились лучшие, наиболее типичные черты его творчества. Прокофьев здесь и мастер характерного интонационного портрета, и монументалист, свободно компонующий массовые народные сцены, и, наконец, лирик, создавший необыкновенно поэтичный и женственный образ Наташи.

Творчество Прокофьева оказало заметное влияние на музыкальное искусство ХХ века. Его произведения постоянно исполняются выдающимися пианистами, скрипачами, симфоническими оркестрами во всех странах мира. Балеты и Золушка с успехом идут на многих сценах России и других стран.

Творческое наследие Прокофьева включает свыше 130 опусов, в том числе 8 опер, 7 балетов, 7 кантат, 7 симфоний и ряд других симфонических сочинений (сюиты, увертюры и др.), 8 концертов, 14 сонат, камерные ансамбли, марши для духового оркестра, фортепианные пьесы, романсы, песни, хоры, театральную музыку и музыку к кинофильмам.

Подготовила: Венская И.С.

Каждый год приносит нам множество событий в мире музыки. Мы вспоминаем имена прославленных композиторов и исполнителей, громкие премьеры. 2016-й не стал исключением.

Вольфганг Амадей Моцарт – 260 лет!

Так совпало, что в текущем году мы отмечаем 2 памятных даты: 27 января – 260 лет с момента рождения, а 5 декабря – 225 лет со дня смерти неповторимого Вольфганга Амадея Моцарта. Такого сочетания классического совершенства и дерзких экспериментов не найдется, наверное, ни у одного классика. Врожденная гениальность попала на благодатную почву. Неизвестно, как сложилась бы судьба маэстро, если бы он не родился в семье отличного музыканта и чуткого педагога Леопольда Моцарта. Он сделал все, чтобы талантливый малыш стал гениальным композитором и исполнителем-виртуозом.

Интересно, что Моцарт – автор современного национального гимна Австрии. Его музыка взята из произведения, написанного композитором за 19 дней до кончины, «Масонской кантаты». Слова были написаны в XX веке на конкурсной основе поэтессой Паулой фон Прерадович.

Стоит отметить факт, что в 2016-м исполняется 245 лет со дня 1-й постановки оперы «Митридат, царь Понтийский», которая была восторженно принята публикой. А еще через 5 лет, в 1786 году состоялась премьера спектакля «Свадьба Фигаро», мелодии из которого были сразу же растащены на цитаты и исполнялись уличными музыкантами, в трактирах, в домах знатных господ.

Об этом гениальном музыканте ходит много легенд. Некоторые имели место в реальности, другие историки считают вымыслом. Но его имя, как и творчество, вызывает постоянный интерес, равнодушных нет.

Два русских гения – Прокофьев и Шостакович

В 2016 год музыкальная общественность отмечает юбилеи 2-х ключевых фигур отечественной музыки XX века: 125-летие С. Прокофьева и 110-летие Д. Шостаковича. Это два равновеликих, но совершенно непохожих и по характеру, и в творчестве, человека. Их жизнь и наследие изучается многими поколениями искусствоведов и всегда вызывает интерес.

Они являлись антиподами во всем, в том числе и по взглядам на классическое наследие, по отношению к оркестровке. Прохладно они относились и друг к другу. Несмотря на то, что оба композитора получали образование в Петербургской консерватории, влияние школы Римского-Корсакова, которое отчетливо прослеживается в произведениях Прокофьева, почти незаметно у Шостаковича.

Они нещадно критиковали друг друга, упрекая в отсутствии вкуса, заимствовании музыкального материала, превалировании внешних эффектов над глубинным смыслом. И все же они стали в один ряд, возглавив целую эпоху в русской культуре, сумев воплотить ее многообразие и широту.

Пианист Владимир Софроницкий – 115 лет!

В 2016-м мы отмечаем еще один двойной юбилей – 115 лет со дня рождения и 55 лет со дня смерти блестящего пианиста Владимира Софроницкого. Его творческий путь не был таким искрометным, как у других исполнителей, не было в ней крутых поворотов судьбы. Но когда изучаешь его биографию, поражаешься обилию концертов.

Он появился на свет в интеллигентной семье, среди членов которой есть и ученые, и поэты, и музыканты, и художники. Начальное музыкальное образование он получил в Варшаве. После возвращения с семьей в Петербург в 1914 году продолжает обучение в консерватории. После ее окончания имя Софроницкого все чаще мелькает в концертных афишах. Интересно, что пианист никогда не участвовал в конкурсах и сам признавался, что недолюбливал соревнования с другими исполнителями.

Его игра заслужила признание Святослава Рихтера, который при первой встрече после выпитого на брудершафт бокала по традиции «обозвал» Софроницкого Богом. А его гениальные интерпретации произведений Скрябина и Шопена до сих пор вызывают восхищение меломанов.

Галина Вишневская – 90 лет!

25 октября исполнилось бы 90 лет знаменитой оперной певице, обладательнице великолепного сопрано, Галине Вишневской. Жизнь ее не была легкой. Все детство она провела в Кронштадте, пережила блокаду Ленинграда, в 16 лет даже служила в войсках ПВО, одновременно участвуя в концертах для бойцов.

В 1952 году прошла серьезный конкурсный отбор в группу стажеров Большого театра, и вскоре стала одной из его ведущих солисток. В составе театральной труппы и как сольная исполнительница, Вишневская объездила с концертами полмира. Услышав выступление певицы по радио, тяжелобольная Ахматова посвятила ей стих «Слушая пение».

Переломным моментом в жизни Галины Вишневской стало знакомство с будущим мужем Мстиславом Ростроповичем. После того, как супруги предложили приют на своей даче Солженицыну и открыто поддержали его, власти СССР ограничили им творческую деятельность и запретили упоминать имена Вишневской и Ростроповича в прессе. Пара была вынуждена покинуть страну. В 1990 году певице и ее мужу было возвращено гражданство и все регалии.

Почти неизвестный и великий меценат Митрофан Беляев

22 февраля исполнилось 189 лет со дня появления на свет человека, посвятившего жизнь поддержке русских музыкантов, мецената Митрофана Беляева. В то время, как «верхушкой» общества признавалась только европейская музыка, Беляев большую часть средств, получаемых от своего бизнеса, тратил на поддержку молодых, еще почти неизвестных русских композиторов, оплачивал издание их произведений. Промышленник спонсировал, если выразиться современным языком, два концерта русской музыке на Всемирной выставке в Париже в 1880 году, явившихся первым знакомством Европы с русской музыкой.

Благодаря меценату был организован «Беляевский кружок». Композиторы, вошедшие в него, продолжили отчасти традиции «Могучей кучки».

Судьбоносная премьера – опера «Иван Сусанин»

Нельзя обойти вниманием знаменательное событие в русской культуре – премьеру первой русской национальной оперы М.И. Глинки «Жизнь за Царя», коей в 2016 году исполняется 180 лет. За время своего существования спектакль претерпел несколько изменений. Первоначально автор дал своему детищу название «Иван Сусанин». Но перед самой премьерой Глинка по величайшему соизволению самого государя переименовал ее.

Текст оперы был во многом промонархическим, и, чтобы ее разрешили ставить в советских театрах, поэт Сергей Городецкий изменил либретто, сделав его народно-патриотическим. Одно время в финальном хоре «Славься» даже звучали слова «советский строй», впоследствии замененные на «русский народ». Долгое время бессменным исполнителем партии Сусанина был Федор Шаляпин.

Дмитрий Шостакович — Романс из кинофильма «Овод»