Сказка о молодильных яблоках и живой воде (разработка урока). Сказка о молодильных яблокахи живой воде

Учитель Артемовской СОШ №2

Запыкина Надежда Сергеевна

Тема. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» и ее герои.

Цель :

    выявить жанровые особенности волшебной сказки, значения образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символического значения яблока, композиционных особенностей «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»;

    формировать исследовательские и коммуникативные навыки учащихся, навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном тексте;

    воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II . Определение темы и целей урока.

- учащимся представляется презентация (приложение 1) , в которой подобраны картины известных художников, изображающие разных героев русских сказок, а также иллюстрации к сказке «Молодильные яблоки». Дети, просмотрев слайды, высказывают свое мнение по поводу темы урока. После обсуждения разных мнений, выводится тема урока (возможно с помощью учителя).

Запись темы в тетради и определение целей (каждый ученик определяет для себя цель на урок). Цели обсуждаются и основные записываются на доску учителем.

III . Работа по теме урока.

    Беседа с классом.

Назовите героев сказки.

Царь, Фёдор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич, бабушка-задворенка, волшебные кони, девица Синеглазка и её сыновья, Нагай-птица и её птенцы.

- определите положительных героев и отрицательных.(ответы детей)

    Сообщение подготовленного ученика о Бабе Яге. Обращение к репродукции картины И.Я.Билибина «Баба Яга» (приложение 1).

Задание: по ходу выступления ответить на вопросы.

Каково значение «курьих ножек» у избушки Бабы Яги?

Почему герой просит Бабу Ягу накормить, напоить, спать уложить?

Почему вход в избушку со стороны леса?

Образ Бабы Яги относится к эпохе матриархата, и многое в нем остаётся загадочным. Нет пока убедительного объяснения имени «Яга».

Образ Бабы Яги, стоящий на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мертвых благодаря совершению определённых ритуалов, и связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). Баба Яга принадлежит сразу к двум мирам – миру мёртвых и миру живых.

Избушка Бабы Яги «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё – со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», т.е. окуренных дымом столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё VI-IX вв.). Герой, встречающий на границе жизни и смерти избушку Бабы Яги, направляется в неведомый мир, чтобы добыть волшебные предметы или освободить пленную царевну. Пройдя испытания в избушке Бабы Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.

После выступления дети отвечают на вопросы в парах, обсуждают ответы и озвучивают.

    Работа в парах с раздаточным материалом. Дети получают текст об Иване-царевиче. На доске появляется слайд с картинами В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» и «Бой Ивана-царевича со Змеем».

Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 века.

Иван-царевич выступает в сказках как положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным и слабым. Очень часто в начале сказки Иван-царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своём царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-царевич получает назад своё царство, трон или находит своих царственных родителей. В конце сказки он обычно получает полцарства, царскую дочь в жёны, волшебного или дорогого коня.

Иногда Иван-царевич может быть и отрицательным персонажем, который противопоставляется другим царевичам или персонажам простого происхождения, например Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлён и наказан.

Обычно Иван-царевич (как и Иван-дурак) является младшим из трёх сыновей царя.

    Беседа о символическом значении яблока. (Дети высказывают свое мнение о том, что символизирует яблоко. Затем ученики слушают рассказ учителя и сопоставляют со своим мнением. Определяют кто был прав, а кто ошибался).

Русская традиция по-своему толковала образ и символику яблока. Известно, что на могилу умершего клали зелёное яблоко, что должно было свидетельствовать о сохранении в памяти живых облика умершего и напоминать о том, что жизнь на земле продолжается. Прижилась на Руси и пословица о том, что «яблоко от яблони недалеко падает», т.е. дети идут по стопам своих родителей, зачастую повторяя их ошибки и просчёты.

Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской власти – державой, тем самым подчёркивается, что правитель держит в руках землю, т.е. властвует.

    Беседа о композиции волшебной сказки. Учитель задает вопросы, дети отвечают.

- Что такое композиция? Что включает композиция сказки?

Так как не все помнят данный материал, учитель раздает карточки (приложение 2) каждому, идет обсуждение прочитанного.

6. Самостоятельная исследовательская работа с текстом в группах (класс делится на 2 группы, каждая группа работая с текстом, заполняет пропуски в таблицах).

Таблица 1.

В таблице ученики заполняют третью часть.

Пример

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Царь очень устарел и глазами обнищал…

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего.

Фёдор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич отправляются на поиски молодильных яблок.

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки.

Иван-царевич сражается с девицей Синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на ней.

Развязка

Преодоление потери или недостачи.

Иван-царевич возвращается во дворец, уезжает с Синеглазкой в её девичье царство.

Таблица 2.

Учащиеся заполняют правую часть таблицы.

Итог работы. Беседа. Каждая группа представляет результат своей работы, затем сверяют с эталоном, исправляют ошибки и беседуют по вопросам:

Выявление признаков волшебной сказки.

Какова композиция «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»?

Как распределены роли в сказке?

Каковы характерные мотивы сказки?

Назовите встретившиеся в сказке волшебные предметы. Какую роль они играют в сказочном повествовании?

Кувшинец о двенадцати рылец.

Плита-камень с надписью: «Направо поедешь – себя спасать, коня потерять. Налево поедешь – коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь – женату быть».

Терем под золотой крышей.

Плётка нахлёстанная, двенадцать подпруг с подпругою.

Избушка на курьей ножке об одном окошке.

Яблоня с молодильными яблоками, а под яблоней колодец с живой водой.

Палицы боевые, копьё долгомерное, сабельки острые, кинжалище булатный.

Какова интонация русских народных сказок? (ответы детей)

Русской сказке свойственна музыкальность. Сказочные обороты речи делают повествование похожим на песню.

IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Беседа.

Чему учит сказка?

Сказка утверждает веру в добро и справедливость. Учит самостоятельности, вежливости, осторожности в суждениях, гостеприимству.

Д/з. Подготовить художественный пересказ «Сказания о белгородских колодцах».


Тема урока. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Цель :

· выявить жанровые особенности волшебной сказки, значения образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символического значения яблока, композиционных и языковых особенностей «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»;

· формировать исследовательские и коммуникативные навыки учащихся,навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном тексте;

· воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І.Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Анализ содержания «Сказки о молодильных яблоках и живой воде».

Назовите героев сказки.

Царь, Фёдор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич, бабушка-задворенка, волшебные кони, девица Синеглазка и её сыновья, Нагай-птица и её птенцы.

3.Сообщение подготовленного ученика о Бабе Яге. Обращение к репродукции картины И.Я.Билибина «Баба Яга».

Образ Бабы Яги относится к эпохе матриархата, и многое в нем остаётся загадочным. Нет пока убедительного объяснения имени «Яга».

Образ Бабы Яги, стоящий на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мертвых благодаря совершению определённых ритуалов, и связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). Баба Яга принадлежит сразу к двум мирам – миру мёртвых и миру живых.

Избушка Бабы Яги «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё – со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», т.е. окуренных дымом столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё VI-IX вв.).Герой, встречающий на границе жизни и смерти избушку Бабы Яги, направляется в неведомый мир, чтобы добыть волшебные предметы или освободить пленную царевну. Пройдя испытания в избушке Бабы Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.

Каково значение «курьих ножек» у избушки Бабы Яги?

Почему герой просит Бабу Ягу накормить, напоить, спать уложить?

Почему вход в избушку со стороны леса?

4. Сообщение подготовленного ученика об Иване-царевиче. Обращение к репродукциям картин В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» и «Бой Ивана-царевича со Змеем».

Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 века.

Иван-царевич выступает в сказках как положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным и слабым. Очень часто в начале сказки Иван-царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своём царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-царевич получает назад своё царство, трон или находит своих царственных родителей. В конце сказки он обычно получает полцарства, царскую дочь в жёны, волшебного или дорогого коня.

Иногда Иван-царевич может быть и отрицательным персонажем, который противопоставляется другим царевичам или персонажам простого происхождения, например Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлён и наказан.

Обычно Иван-царевич (как и Иван-дурак) является младшим из трёх сыновей царя.

Какие награды получает Иван-царевич за свои добрые дела?

В каких случаях Иван-царевич является отрицательным персонажем?

5. Сообщение подготовленного ученика о символическом значении яблока.

Русская традиция по-своему толковала образ и символику яблока. Известно, что на могилу умершего клали зелёное яблоко, что должно было свидетельствовать о сохранении в памяти живых облика умершего и напоминать о том, что жизнь на земле продолжается. Прижилась на Руси и пословица о том, что «яблоко от яблони недалеко падает», т.е. дети идут по стопам своих родителей, зачастую повторяя их ошибки и просчёты.

Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской власти – державой, тем самым подчёркивается, что правитель держит в руках землю, т.е. властвует.

6. Слово учителя о композиции волшебной сказки.

Композиция волшебной сказки включает экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи при помощи чудесных средств или волшебных помощников. В экспозиции сказки рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия.

Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Развитие сюжета – это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждает её или разгадывает трудные загадки.

Развязка – это преодоление потери или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» - т.е. приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

В волшебной сказке роли распределяются следующим образом: вредитель, даритель, помощник, царевна или её отец, отправитель, герой, ложный герой.

Для волшебной сказки характерны испытания героя сказки дарителем и вознаграждение героя (Баба Ягадаёт Ивану-царевичу волшебный клубок за то, что он себя правильно вёл), бой с антагонистом и победа над ним (в роли антагониста выступают в волшебной сказке Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и т.д.). Победа над антагонистом немыслима без помощи волшебного средства, полученного ранее от дарителя.

7. Самостоятельная исследовательская работа с текстом в группах.

Группа 1.

В таблице ученики заполняют третью часть.

Элементы композиции

Мотив

Пример

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Царь очень устарел и глазами обнищал…

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего.

Фёдор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич отправляются на поиски молодильных яблок.

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки.

Иван-царевич сражается с девицей Синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на ней.

Развязка

Преодоление потери или недостачи.

Иван-царевич возвращается во дворец, уезжает с Синеглазкой в её девичье царство.

Группа 2.

Учащиеся заполняют правую часть таблицы.

Персонажи

Вредитель

Прекрасная девица

Дарители

Бабушка-задворенка

Помощники

Волшебные кони, Нагай-птица

Царевна

Девица Синеглазка

Отправитель

Царь

Герой

Иван-царевич

Ложные герои

Фёдор-царевич, Василий-царевич

Итог работы. Выявление признаков волшебной сказки.

Какова композиция «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»?

Как распределены роли в сказке?

Каковы характерные мотивы сказки?

8. Обращение к домашнему заданию.

Назовите встретившиеся в сказке волшебные предметы. Какую роль они играют в сказочном повествовании?

Кувшинец о двенадцати рылец.

Плита-камень с надписью: «Направо поедешь – себя спасать, коня потерять. Налево поедешь – коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь – женату быть».

Терем под золотой крышей.

Плётка нахлёстанная, двенадцать подпруг с подпругою.

Избушка на курьей ножке об одном окошке.

Яблоня с молодильными яблоками, а под яблоней колодец с живой водой.

Палицы боевые, копьё долгомерное, сабельки острые, кинжалищебулатный.

9.Работа над языком сказки.

Назовите встретившиеся вам в тексте наиболее распространённые сказочные обороты речи.

Какова интонация русских народных сказок?

Русской сказке свойственна музыкальность. Сказочные обороты речи делают повествование похожим на песню.

IV. Подведение итогов урока.

Чему учит сказка?

Сказка утверждает веру в добро и справедливость. Учит самостоятельности, вежливости, осторожности в суждениях, гостеприимству.

V. Домашнее задание.

1.Подготовить художественныйпересказ «Сказания о белгородских колодцах».

2.Составить план вступительной статьи учебника, посвященнойдревнерусской литературе.

3.Индивидуальные задания:

Подготовить сообщение«искусствоведа» о фресках Георгиевского собора новгородского Юрьева монастыря,собора новгородского Антониева монастыря, о Николо-Дворищенском соборе, Спасо-МирожскомЗавеличском монастыре, Георгиевской церкви в Старой Ладоге, оМстиславовом Евангелии;

Подготовить сообщение«литературоведа» о «Повестивременных лет» и Несторе;

Прокомментировать трудныеслова из текста сказания.

4.Групповое задание.

Оформить выставку «Культура Древней Руси» или слайдовую презентацию на эту тему.

Поиски молодильных яблок. Многие князья тосковали по ушедшей молодости и хотели продлить свою жизнь. Один из них особенно сокрушался о том, что когда-нибудь умрет. И решил он послать доброго молодца Ивана за тридевять земель в тридесятое царство добыть ему молодильных яблок, вкушая которые боги обретали бессмертие.

Долго ли, коротко ли ехал Иван — попалась ему канава глубокая, а в ней огненная река течет. Ударил он своего коня, перескочил на другую сторону и видит избушку возле дремучего леса — на курьих ножках стоит. «Избушка, избушка! Стань ко мне передом, а к лесу задом». Избушка повернулась. Входит в нее Иван — там Баба-Яга лежит, нос в потолок, ноги из угла в угол. «Фу-фу! — говорит. — Русским духом пахнет! Что, добрый молодец, от дела лытаешь али дело пытаешь?» — «Ах ты, старая хрычовка! Не ты бы говорила, не я бы слушал. Ты прежде меня напои-накорми, да тогда и спрашивай». Она его напоила и дала ему волшебного коня: «Поезжай, недалеко есть царство — ты в ворота не езди, у ворот львы стерегут, а нахлыщи коня хорошенько, да прямо через тын перемахни. На тыну русские головушки насажены — ты на них не смотри, а то дрогнешь, заденешь за струну — все царство взволнуется, тебе живому не быть! А как перемахнешь через тын, тотчас ступай во дворец — в заднюю комнату, где спит Царь-девица: у нее на столике молодильные яблоки. Ты возьми яблоки и назад спеши, на ее красоту не заглядывайся».

Избушка на курьих ножках.
Баба-Яга

Погоня за Иваном. Иван сделал все, как учила его Баба-Яга. Только одного не выдержал — увидал Царь-девицу и поцеловал ее. Стал на коня садиться — у коня ноги подгибаются, стал через тын перескакивать — и задел за струну. Вмиг все царство пробудилось; увидела Царь-девица, что похищены молодильные яблоки, и погналась за Иваном в погоню. Доскакал Иван до огненной реки, видит — догоняет его Царь-девица; стегнул коня плетью изо всех сил — перескочил волшебный конь через реку. Говорит ему вслед Царь-девица: «Жди меня через двенадцать лет, на корабле приеду».

Царь-девица увозит Ивана. Молодильные яблоки продлили жизнь старого князя. Но через двенадцать лет Царь-девица вернулась, как обещала, из тридесятого царства на крылатых кораблях и грозно потребовала выдать ей Ивана. Два княжеских сына были побиты войском Царь-девицы, и пришлось князю послать Ивана на корабль.

Увезла его Царь-девица в тридесятое царство и взяла себе в мужья, а царству своему — во правители. Князь же, как съел все яблоки, что Иван привез, так вскоре и помер. Так и не удалось царям и князьям получить бессмертие.

То, что мы прочитали, обыкновенная сказка, но в ней, проявился древний славянский миф о путешествии в страну мертвых. Восстановить его содержание в деталях почти невозможно, но понять сокровенный смысл, тайный язык привычных сказочных формул ученые попытались. И вот что у них получилось...

Тридесятое царство. И тут первая загадка: что это за царство? Славяне считали цифры три и девять священными, обозначающими полноту и завершенность. Трижды девять царств на белом свете, а тридесятого нет. Где же оно может быть? — Очевидно, за пределами земли. Послал князь Ивана на тот свет.

Избушка на курьих ножках. Как же туда добраться? Вспомним, что славяне сжигали своих покойников на костре. Дорога ведет Ивана через огненную реку к избушке на курьих ножках. Все знают эту избушку, говорится о ней во многих сказках, но мало кто скажет, почему в нее обязательно надо войти и почему Иван не может объехать ее и скакать себе дальше.

Избушка эта не простая, и стоит она не просто на опушке леса у глубокой канавы — стоит на рубеже двух миров, живого и мертвого, и сама она вовсе даже не избушка — деревянная домовина, тесный гроб, через который только и можно попасть на тот свет. Не случайно Баба-Яга в ней едва помещается, лежит, нос в потолок, ноги из угла в угол. Открыть избушку можно только магическим заклинанием. «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом!» — говорит Иван и входит внутрь.

«Фу-фу! Русским духом пахнет!» — встречает его Баба-Яга, или даже еще яснее: «Как руска кость воня». За этими словами древний мифический смысл. Баба-Яга не только чудовище, злой дух, она — труп, живой мертвец, недаром у нее одна нога костяная, как у скелета. У мертвецов глаза потухшие, они слепые и видеть не могут. Поэтому Баба-Яга не видит Ивана, а вынюхивает его по запаху. Иван пахнет, как живой человек, Баба-Яга и говорит: «Русским (человеческим) духом запахло!» Сама она лежит в своей избушке-гробу на страже царства мертвых. Живых людей Яга пожирает или сжигает в печи, и Ивану, чтобы пройти дальше, нужно ее обмануть.

«Напоила-накормила». В ответ на не очень ласковое приветствие Иван набрасывается на Бабу-Ягу с бранью: «Ах ты, старая хрычовка! Не ты бы говорила, не я бы слушал. Ты прежде меня напои-накорми, тогда и спрашивай».

Зачем же герою в гробу есть захотелось? И почему он никогда не ест дома, перед выходом в поход, а всегда — в избушке на курьих ножках? И здесь скрывается забытый мифологический сюжет. Славяне верили, что на том свете люди тоже нуждаются в пище и питье, и приносили жертвы своим умершим родичам на могилы. Но пища эта особая, и есть ее могут только мертвецы и слуги властелина загробного мира. Требуя у Яги еды, Иван показывает ей, что он — свой, обманывает ее, и после Баба-Яга не только не вредит ему, но даже помогает, дает волшебного коня и показывает дорогу к тридесятому царству. Есть пищу мертвых было опасно, можно было остаться на том свете навсегда, и обратная дорога через избушку становится для Ивана запретной: ему придется выбираться на белый свет чудесным образом, с помощью волшебной птицы или по тонкому мосту через огненную реку. И все-таки он отважно съедает угощение, узнает маршрут в тридесятое царство и отправляется дальше.

Царь-девица. Здесь, на вражеской территории, властвует «Царь-девица», выезжающая с девичьим войском на охоту за головами; ее дворец в горах окружен крепким тыном, на острых кольях которого надеты русские головы.

В этой части сказок к мифу о путешествии в страну мертвых, возможно, добавились доисторические воспоминания славян о столкновениях с воинственными и безжалостными амазонками — «женоуправляемыми» сарматами, две тысячи лет назад опустошавшими Восточную Европу.

Возвращение Ивана в загробный мир. Добыв молодильные яблоки, Иван привозит их князю, но через двенадцать лет Царь-девица является на Русь за его головой... Зачем этот сюжет, сказке ненужный и потому часто опускаемый или заменяемый свадьбой Ивана с Царь-девицей? Славяне, как и другие древние народы, верили, что миры живых и мертвых находятся друг с другом в равновесии. Иван, побывав на том свете и вернувшись оттуда, нарушил его и открыл путь мертвецам на белый свет. Не случайно Царь-девица, явившись на Русь, угрожает выжечь и вырубить всю землю дотла, если ей не отдадут Ивана. И чтобы закрыть прореху в мировом порядке, Иван должен пожертвовать своей жизнью. Он отправляется на корабль, и Царь-девица увозит его в загробный мир.

Мир живых и мир мертвых. Хотя мир мертвых невидим для людей в обычной жизни, он, по поверьям славян, тесно связан с миром живых. В особых случаях границы между мирами открываются, и человек может посетить «тот свет» или увидеть души предков. Существует поверье, что души умерших принимают вид птиц или бабочек. Если постучится птица в окно - не к добру.

Под влиянием христианства у славян появились рассказы о том, как живые посещают «тот свет» и видят там мучения грешных душ.

Цели урока: образовательные :

выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особенности сказки;

развивающие: развивать исследовательские навыки учащихся, уметь выделять в сообщении главное, коммуникативных умений

воспитательные: воспитывать нравственную культуру, самостоятельность, уверенность в себе.

Оборудование :

репродукции картин И.Я. Билибина;

разноуровневые вопросы;

дидактический материал

Теоретические понятия: волшебная сказка, элементы композиции.

Проект уроков (1 часа)

№п/п

Этапы урока

Вид деятельности учителя

Вид деятельности ученика

Время

Организационный момент

Сообщение учителя о целях и задачах урока

Слушание

Инструктаж перед самостоятельной работой

Знакомство с дидактическими заданиями, требования к заполнению карты успеха

Знакомство с разноуровневыми заданиями

Самостоятельная работа

Помощь в выполнении разноуровневых заданий (Приложение № 1)

Выполнение разноуровневых заданий (Приложение № 1)

Мини-семинар

Работа по обобщению изученного (Приложение - презентация)

Выступления по проблемным вопросам

Подведение итогов работы

Суждения учащихся о достигнутых результатах

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

Сегодня мы с вами продолжим говорить об УНТ, итак сказка. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» прочитана вами дома, но я думаю, что многие уже были знакомы с ней или читали аналогичные сказки. Но мы уже в 6 классе, так с какой же позиции должны сегодня посмотреть на это произведение. Какие задачи поставим перед собой? (ответы детей). Задачи пишем на доске и в тетради.

Для достижения этих задач как всегда мы будем работать сначала самостоятельно, а в последние 15 минут обобщим, что усвоили, скорректируем проблемные вопрсы.

Поставьте себе цели на этот урок (Ответы учащихся: «Я хочу ответить на «3» («4», «5»). К карте успеха выходим после того как я проверю записи, учащиеся (называю) поднимают руку после того, как выполнят все задания уровня «3» (приложение №1)

А мне хотелось бы, чтобы вы не только ответили связно и верно на вопросы, но и хорошо выступили.

II .Работа учащихся

Самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми заданиями (Приложение № 2)

III . Мини-семинар. Обсуждение выполненных заданий . Использование ключевых фраз и презентации. (Приложение №3 ,4)

Вспомним, какие виды сказок мы знаем? А «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» к какому виду относится?

Особенность волшебной сказки - это особая композиция, напомните ее составляющие. (зачин, концовка, сюжет, КУЛЬМИНАЦИЯ).

И, конечно же, герои тоже своеобразные в волшебной сказке. Назовите героев.

Каждый из героев выполняет особую роль в композиции сказки. Всегда есть вредитель, даритель, помощник, царевна, герой и т.д. Назовите их.

Но за каждым из героев стоит древняя история, мифологические корни. Расскажите о Бабе Яе, о Иванушке, о молодильных яблоках.

Еще раз вернемся к композиции. Какие мотивы лежат в каждом элементе композиции? Приведите примеры из сказки. А из других волшебных сказок?

И обязательно волшебные предметы. Ваши примеры из сказки. Какую роль они играют.

Но не просто разложены события, расставлены герои, они говорят, как ковер ткут, окутывают словесами, заклинают. Ваши примеры.

IV. .Обобщение учителя.

Итак, подведем итоги нашей работы. Обобщим всю информацию. Особенности волшебной сказки. Чему учит сказка, как это ненавязчиво передано народом для будущего поколения? Домашнее задание.

VI. Подведение итогов работы . Суждения учащихся о достигнутых результатах по карте успеха.

Отметим активных плюсами на карте успеха.

V. Рефлексия.

Ребята, оценим свою работу. Справились ли с поставленными вами целями? (Ответы учащихся).

Приложение № 1

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Уровень « З»

1. Запишите главных героев «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»

2. Какой вид сказки перед нами (бытовая, о животных, волшебная)? Свои аргументы запишите.

3. Назовите волшебные предметы (не менее 7-8 из 11 предметов).

Уровень «4»

1. Заполните в таблице, какие роли выполняют персонажи сказки.

2. Заполните таблицу примерами из сказки, иллюстрирующими элементы композиции.

Элементы

композиции

Мотив

Пример

Развитие сюжета

Кульминация

Развязка

Уровень «5»

1. Выпишите не менее пяти сказочных оборотов речи (например, буйну голову повесил, жили-были…).

2 Прочитайте текст о происхождении одного из сказочных героев. Ответьте на вопросы предложенные к тексту.

Приложение к заданиям

Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века. Иван-Царевич выступает в сказках в двух разных ипостасях:

  • положительный персонаж , борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.
  • отрицательный персонаж , который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда — убит.

ВОПРОСЫ:


-Какие награды получает Иван-царевич за свои добрые дела?

-В каких случаях Иван- царевич является отрицательным героем?


Баба-Яга в славянском фольклоре обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Баба Яга обладает способностью уменьшаться в размерах - таким образом она и перемещается в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-яга занимается каннибализмом). Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-Яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, не детерминированной натуры. Подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта.

Двойственная (амбивалентная) природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации. Так во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но либо накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.

ВОПРОСЫ:

-Каково значение «курьих ножек» у избушки Бабы Яги?

-Почему герой просит Бабу Ягу напоить, накормить, спать уложить?

-Почему вход со стороны леса?

Яблоко. Известно, что по русской традиции на могилу умершего клали зеленое яблоко, что должно было свидетельствовать о сохранении в памяти живых облика умершего и напоминать о том, что жизнь на земле продолжается. Прижилась на Руси и пословица о том, что «яблоко от яблони недалеко падает», т.е. дети идут по стопам родителей, зачастую повторяя их ошибки и просчеты.

Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской власти - державой, тем самым подчеркивается что правитель держит в руках землю (т.е. властвует).

ВОПРОСЫ:

-Какую роль выполняют яблоки в данной сказке?

Приложение № 1

КАРТА УСПЕХА

суждения по статьям

кол-во «+» за устные ответы

оценка за выводы на уроке

оценка

Приложение № 3

НАЧНИ ФРАЗУ

Я ДУМАЮ… В ОТЛИЧИИ ОТ…

Я СЧИТАЮ… ПО СРАВНЕНИЮ С…

На мой взгляд… Мне пришло на ум…

Мне кажется… Читая …

А я прочитал иначе… Хочу возразить…

Не согласен… Меня поразило…

ПРОЧИТАВ ЭПИЗОД О.., ПОНЯЛ…

ПРЕДСТАВЛЯЮ...

МАСТЕРСТВО РУССКОГО НАРОДА В..

ОТВЕТЫ:

На «4» 1.

На «4» 2.

Элементы

композиции

Мотив

Пример

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Царь очень устарел и глазами обнищал

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

Федор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич, отправляются на поиски молодильных яблок

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда ее побеждают или разгадывают трудные загадки

Иван-царевич сражается с девицей Синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на ней

Развязка

Преодоление потери или недостачи

Иван-царевич возвращается во дворец, уезжает с Синеглазкой в ее девичье царство

Уровень «5»

Сказочные обороты речи :

буйну голову повесил,

жили-были, в некотором царстве,

в некотором государстве,

царь собирает пир на весь мир,

долго ли. коротко ли,

Вот Баба Яга дело справила -Ивана-царевича накормила…

Долго ли, коротко ли дело делается…

Скачать дополнительнеы материалы у уроку molodilnie_yabloki.zip

МОУ «Рябининская СОШ»

Голохвастова Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

I I квалификационной категории

И выходит на крыльцо:
- Фу-фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел.
А Иван-царевич ей:
- Ах ты, баба-яга, костяная нога , встречай гостя по платью, провожай по уму. Ты бы моего коня убрала, меня бы, добра молодца, дорожного человека, накормила, напоила и спать уложила...
Баба-яга это дело все справила - коня убрала, а Ивана-царевича накормила, напоила, на постелю уложила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь держит.
- Я, бабушка, из такого-то царства, из такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Еду за живой водой и молодильными яблоками к сильной богатырке, девице Синеглазке...
- Ну, дитя милое, не знаю, получишь ли ты добро.
Мудро тебе, мудро добраться до девицы Синеглазки!
- А ты, бабушка, дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум.
- Много молодцев проезживало, да не много вежливо говаривало.
Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре. Она лучше меня научит, что делать.
Вот Иван-царевич заночевал у этой старухи, поутру встает ранехонько, умывается белешенько. Благодарит бабу-ягу за ночлег и поехал на ее коне. А этот конь еще бойчей того.
Вдруг Иван-царевич говорит:
- Стой! Перчатку обронил.
А конь отвечает:
- В кою пору ты говорил, я уж триста верст проскакал.
..
Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Едет Иван-царевич день до вечера - красна солнышка до закату. Наезжает на избушку на курьей ножке, об одном окошке.
- Избушка, избушка, обернись к лесу задом, ко мне передом! Мне не век вековать, а одну ночь ночевать.
Вдруг заржал конь, и под Иваном-царевичем конь откликнулся. Выходит на крыльцо
баба-яга, старых лет, еще старее той . Поглядела - конь ее сестры, а седок чужестранный, молодец прекрасный...
Тут Иван-царевич вежливо ей поклонился и ночевать попросился. Делать нечего! Ночлега с собой не возят - ночлег каждому: и пешему и конному, и бедному и богатому.
Баба-яга все дело справила - коня убрала, а Ивана-царевича накормила, напоила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь держит.
- Я, бабушка, такого-то царства, такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Был у твоей младшей сестры, она послала к середней, а середняя к тебе послала. Дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум, как мне добыть у девицы Синеглазки живой воды и молодильных яблок.
- Так и быть, помогу я тебе, Иван-царевич. Девица
Синеглазка, моя племянница, - сильная и могучая богатырка . Вокруг ее царства - стена три сажени вышины, сажень толщины, у ворот стража - тридцать богатырей. Тебя и в ворота не пропустят. Надо тебе ехать в середину ночи, ехать на моем добром коне. Доедешь до стены - бей коня по бокам плетью нехлестаной. Конь через стену перескочит. Ты коня привяжи и иди в сад. Увидишь яблоню с молодильными яблоками, а под яблоней колодец. Три яблока сорви, а больше не бери. И зачерпни из колодца живой воды кувшинец о двенадцати рылец. Девица Синеглазка будет спать, ты в терем к ней не заходи, а садись на коня и бей его по крутым бокам. Он тебя через стену перенесет.
Иван-царевич не стал ночевать у этой старухи, а сел на ее доброго коня и поехал в ночное время.
Этот конь поскакивает, мхи-болота перескакивает, реки, озера хвостом заметает.
Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, доезжает Иван-царевич в середине ночи до высокой стены. У ворот стража спит - тридцать могучих богатырей П рижимает он своего доброго коня, бьет его плетью нехлестаной. Конь осерчал и перемахнул через стену. Слез Иван-царевич с коня, входит в сад и видит - стоит яблоня с серебряными листьями, золотыми яблоками, а под яблоней колодец. Иван-царевич сорвал три яблока, а больше не стал брать да зачерпнул из колодца живой воды кувшинец о двенадцати рылец. И захотелось ему самою увидать, сильную, могучую, богатырку, девицу Синеглазку.
Входит Иван-царевич в терем, а там спят - по одну сторону шесть полениц - девиц-богатырок и по другую сторону шесть, а посредине разметалась девица Синеглазка, спит, как сильный речной порог шумит.
Не стерпел Иван-царевич, приложился, поцеловал ее и вышел... Сел на доброго коня, а конь говорит ему человеческим голосом:
- Не послушался, ты, Иван-царевич, вошел в терем к девице Синеглазке. Теперь мне стены не перескочить.
Иван-царевич бьет коня плетью нехлестаной.
- Ах ты, конь, волчья сыть, травяной мешок, нам здесь не ночь ночевать, а голову потерять!
Осерчал конь пуще прежнего и перемахнул через стену, да задел об нее одной подковой - на стене струны запели и колокола зазвонили.
Девица Синеглазка проснулась да увидала покражу:
- Вставайте, у нас покража большая!
Велела она оседлать своего богатырского коня и кинулась с двенадцатью поленицами в погоню за Иваном-царевичем.