Сообщение на тему памятники древнерусской литературы. Древнерусские нетленные памятники литературы или поучения наших славных предков

Слово «Памятник» происходит от слова «память». Чаще всего памятниками называют сооружения или бюсты, устроенные в честь и славу какого-либо человека. Например, создано много памятников Александру Сергеевичу Пушкину. Чтобы увековечить память великого поэта, его благодарные почитатели воздвигали ему памятники. Особенно дороги нам памятники в тех местах, где поэт жил и писал свои произведения. Они хранят память о пребывании поэта в этих местах. Памятниками архитектуры называют древние храмы и вообще старинные строения, потому что они также хранят память о прошедших веках родной истории.

Для того, чтобы какое-то сочинение было признано литературным памятником, должно пройти время. Древнерусский писатель, составлявший летопись, повесть или жизнеописания святых, наверное, не думал, что он создает памятники. Но спустя какое-то время потомки оценивают сочинение как памятник, если видят в нем что-то выдающееся или характерное для той эпохи, когда он был создан.

В чем же ценность памятников литературы, архитектуры и вообще памятников культуры? Памятник -- это свидетель своего времени.

К числу выдающихся памятников древнерусской литературы относятся «Повесть временных лет» Нестора-летописца, «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве», «Житие Сергия Радонежского», «Летописная повесть о Куликовской битве» и другие героические произведения Древней Руси. Один из самых замечательных памятников древнерусской литературы -- это «Поучение своим детям Владимира Мономаха», извлеченное из Лаврентьевской летописи. Ко всем этим памятникам древнерусской литературы не могут не обращаться те, кто изучает родную историю и русскую литературу. Будем к ним обращаться и мы, потому что все они несут нам живое свидетельство о прошлом нашего Отечества.

Литература - часть действительности, он занимает в истории народа определенное место и выполняет огромные общественные обязанности. В период IX-начала XIII вв. служит цели объединения, выражает народное самосознание единства. Она - хранительница истории и преданий, а эти последние были своего рода средствам освоения пространства, отмечали святость или значимость того или иного места: урочища, кургана, селения и пр. Исторически предания сообщали и стране историческую глубину, были тем «четвертым измерением», в рамках которого воспринималась и становилась обозримой вся обширная русская земля. Ту же роль играли летописи и жития святых, исторические повести и рассказы об основании монастырей. Вся русская литература отличалась глубоким историзмом. Литература была одним из способов освоения окружающего мира.

Чему же учила древняя русская литература? Светская стихия древней русской литературы была глубоко патриотичной. Она учила деятельной любви к родине, воспитывала гражданственность, стремилась к исправлению недостатков общества.

В сущности, все памятники древней русской литературы благодаря своим историческим темам гораздо теснее связаны между собой, чем в настоящее время. Их можно расположить в порядке хронологии, а все в целом они излагают одну историю: русскую и мировую. Древняя литература по характеру своего бытования и создания стоит к фольклору, чем к личностному творчеству нового времени. Произведение, раз созданное автором, затем в многочисленных переписываниях изменялось писцами, переделывалось, в различной среде приобретало различные идеологические окраски, дополнялось, обрастало новыми эпизодами, и т.д.: поэтому почти каждое произведение, дошедшее до нас в нескольких списках, известно нам в различных редакциях, видах и изводах.

Первые русские произведения полны восхищения перед мудростью вселенной, но мудростью не замкнутой в себе, а служащей человеку. На пути такого антропоцентрического восприятия мироздания менялись и отношения между художником и объектом искусства. И это новое отношение уводило человека от канонически признанного церковью.

Обращенность искусства к его создателям и ко всем людям стало стилеформирующей доминантой всего монументального искусства и всей литературы домонгольского периода. Именно отсюда идет импозантность, торжественность, церемониальность всех форм искусства и литературы этого времени.

Литературный стиль всего домонгольского периода может быть определен как стиль монументального историзма. Люди этого времени стремились увидеть во всем значительное по содержанию, мощное по своим формам. Стиль монументального историзма характеризуется стремлением рассматривать изображаемое как бы с больших расстояний - расстояний пространственных, временных (исторических), иерархических. Это стиль, в пределах которого все наиболее красивое представляется большим, монументальным, величественным. Развивается своеобразное «панорамное зрение». Летописец видит Русскую землю как бы с большой высоты. Он стремится к повествованию о всей Русской земле, сразу и легко переходит от события в одном княжестве к событию в другом - на противоположном конце Русской земли. Это происходит не только потому, что летописец соединял в своем повествовании источники различного географического происхождения, но и потому еще, что именно такой «широкий» рассказ отвечал эстетическим представлениям своего времени Адрианова-Перетц В.П. Древне-русская литература и фольклор: (К постановке проблемы). -- С. 5--16.

Стремление соединить в своем повествовании различные географические пункты характерно и для сочинений Владимира Мономаха - особенно для его биографии.

Характерно, что писатели IX - XIIIвв. воспринимают победу над врагом как обретение «пространства», а поражение - как потерю пространства, несчастье - как «тесноту», Жизненный путь, если он исполнен нужды и горя, - это прежде всего «тесный путь».

Древнерусский писатель как бы стремится отметить побольше различных мест совершившимися в них историческими событиями. Земля для него свята, она освящена этими историческими событиями. Он отмечает и то место на Волге, где конь Бориса запнулся в поле и сломал себе ногу, и Смядынь, где Глеба застала весть о смерти отца. и Вышгород, где были затем похоронены братья, и т.д. Автор как бы торопиться связать с памятью о Борисе и Глебе побольше различных мест, урочищ, рек и городов. Это особенно знаменательно в связи с тем обстоятельством, что культ Бориса и Глеба непосредственно служил идее единства Русской земли, прямо подчеркивал единство княжеского рода, необходимость братолюбия, сторого подчинения младших князей старшим.

Писатель заботится о том, чтобы все герои вели себя подобающим образом, чтобы ими были произнесены все необходимые слова. «Сказание о Борисе и Глебе» от начала и до конца обставлено речами действующих лиц, как бы церемониально комментирующих происходящее.

И еще одна черта эстетической формации - это его ансамблевый характер.

Средневековое искусство - системное искусство, системное и единое. Оно объединяет видимый мир и невидимый, сотворенное человеком со всем космосом. Произведения литературы этого периода - это не замкнутые в себе и не обособленные мирки. Каждое из них как бы тяготеет к соседним, уже существовавшим до него. Каждое новое произведение есть прежде всего дополнение к уже имеющимся, но дополнение не по форме, а по теме, по сюжету. Каждое новое произведение есть, прежде всего дополнение к уже имеющимся, но дополнение не по форме, а по теме, по сюжету Адрианова-Перетц В.П. Основные задачи изучения древне-русской литературы в исследованиях С. 5--14.


П оявление древнерусской литературы неразрывно связано с возникновением первого русского государства – Киевской Руси, созданием славянской азбуки и языка в 863 году и принятием Русью христианства в 988. Эти исторические события оказали определяющее влияние на формирование идеологических потребностей и духовных запросов древнерусского общества, которые и выразились в литературе.
Дошедшие до нас первые памятники ДРЛ – Остромирово Евангелие (1056-1057гг.), изборники и патерики – свидетельствуют, что ранняя древнерусская литература выполняла прежде всего церковно-служебную, правово-деловую и просветительскую функции. Художественная составляющая не носила определяющего характера, её значение росло по мере становления литературы как компонента духовной жизни. В процессе выполнения утилитарных, прикладных задач и удовлетворения соответствующих потребностей в обществе начинают складываться художественные интересы и возникают стилевые запросы. Человек начинает осознавать свое духовное начало и культурное предназначение: быть творцом, создающим миры и стирающим грань между субъектом и объектом – идеальным, воображаемым и реальным бытием (а где это более возможно, если не в искусстве, не в художественном творчестве, в том числе и литературном?).
Уже в 30–е гг. в Киевской Руси работают многочисленные писцы, которые переписывают и переводят греческие книги на старославянский язык («словеньское письмо»). А во второй половине XI-XII веков древнерусская литература (а именно, киевская – общий источник русской, украинской и белорусской литератур) переживает настоящий расцвет. В этот период создаётся множество оригинальных произведений. Но определяющее влияние на последующий литературный процесс оказала повесть «Повесть временных лет» – выдающийся исторический литературный памятник второй половины X1-X11 вв., дошедший до нас в составе летописных сводов более позднего времени. Самые старшие из них – Лаврентьевская, Ипатьевская и Первая Новгородская летописи (Х1V в.).
«Повесть» рассказывает о формировании государства, как был основан Киев, о создании славянской азбуки, путешествии (хождении) апостола Андрея по Русской земле, о взятии князем Олегом Царьграда и его смерти, о княжении Игоря и мести Ольги за его смерть, о военных походах Святослава, о крещении Владимира, о завещании Ярослава Мудрого сыновьям, а также о многих других событиях, отражающих историческую судьбу нашей Родины от V–V1 веков до начала Х11 века – начала периода феодальной раздробленности, что повлекло за собой формирование областных литератур . Практически все областные летописные своды содержат «Повесть временных лет», дополненную историей городов, где они были созданы. И хотя летописцы последующих времен стилистически перерабатывали, редактировали и интерпретировали древние тексты, произведения более позднего времени так или иначе продолжают сюжетные линии и основные темы «Повести» - патриотическую и христианско-нравоучительную темы.
Сюжеты «Повести» вдохновляли поэтов XV111–X1X вв.: Сумарокова – на создание трагедий «Синав и Трувор» и «Хорев», Княжнина (автора драмы «Вадим Новгородский»), Рылеева, размышлявшего о русский истории в поэтических «Думах», и, конечно, А.С. Пушкина, прославившего «преданьe старины глубокой» в «Песне о вещем Олеге».
В литературе Киевской Руси сформировались основные темы и жанры ДРЛ: предание, сказание, военные и нравоучительные повести, житие, хождение, а также торжественные слова, проповеди и поучения.
Уже на раннем этапе ДРЛ определяется её характер и тематической направленность, выраженная в патриотизме и христианском дидактизме - об этом свидетельствует не только «Повесть временных лет», но и другие произведения X1-X11 вв.
В памятники киевской литературы XI-XII вв. присутствуют и поэтический вымысел, и поэтизация реальных исторических событий, и аллегоризм, и образная выразительность речей героев – всё это свидетельство присутствия художественного компонента уже на раннем этапе нашей литературы

На последующих этапах ДРЛ все вышеперечисленные жанры продолжали функционировать и развиваться. Их взаимовлияние, а также взаимодействие с фольклором и литературами других стран, рождало новые жанровые разновидности. Многие произведения достаточно трудно уложить в прокрустово ложе какого-либо жанра – элементы и жития, и военной, и нравоучительной повести могут присутствовать в одном и том же произведении древнерусской литературы.
Естественно, ни в одном лекционном курсе или учебнике по истории культуры, литературы, искусства не может быть обойдено вниманием «Слово о полку Игореве» – памятник киево-черниговской литературы, созданный анонимным автором между 1185-1187 гг. (т.е. в период феодальной раздробленности русского государства). Но именно по причине огромного количества информации об этом произведении, я в своих лекциях скажу только о некоторых аспектах «Слова» – художественном и историософском (которые, впрочем, неразделимы).
Автор «Слова» неизвестен, повествование ведется от лица сказителя Баяна, имя которого стало нарицательным и являет собой собирательный образ поэтов-песенников. Памятник дошел до нас в 2–х редакциях: в составе Лаврентьевской и Игнатьевской летописи. Автором последней был или непосредственный участник событий, или один из приближенных князя Игоря – человек, по–видимому, образованный и хорошо знакомый с утной народной традицией и творчеством. По мнению выдающигося историка, исследователя древнерусской культуры, Б.А.Рыбакова, «Слово» представляет собой и поэтический памятник, и историческое исследование, и политический трактат, т.е. повествование имеет сложную многоуровневую структуру. В «Слове о полку Игореве» через художественное, поэтическое выражено историософское содержание, что также обусловило сложную повествовательную структуру этого произведения.
Стиль «Слова» вобрал в себя опыт книжной культуры и фольклорные традиции своего народа – это общие черты, характерные для средневековых эпосов. В библиотеке всемирной литературы «Слово о полку Игореве» занимает почетное место в одном ряду с «Песнью о Роланде», «Песнью о нибелунгах», «Песнью о моём Сиде», «Витязем в барсовой шкуре» и другими ранними произведениями, оказавшими влияние не только на литературный процесс, но и на культуру в целом.
«Слово о полку Игореве» вдохновляло Радищева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя и многих других русских писателей и поэтов, обращавшихся к сюжету и поэтическим образам бессмертного памятника. Композитор Х1Х века Бородин написал оперу «Князь Игорь» – шедевр мирового оперного искусства.

В Х11 – первой половине Х111 в. Киев утрачивает свои политические и культурные позиции. Выдвигаются новые культурные центры: Новгород, Смоленск, Чернигов, Галич, Владимир.
В Новгороде, в конце Х11 – нач. Х111в., создается первоеагиографическое произведение – житие Варлаама Хутынского, получает распространение жанр хождений: «Сказание о Софии в Царьграде», «Книга паломник», «Повесть о взятии Царьграда фрягами» (крестоносцами).
В Смоленске работают летописцы-книжники: Ефрем, написавший «Житие Авраамия Смоленского» и Климент Смолятич, прославившейся своим посланием священнику Фоме («Послание, написано митрополитом рускым, Фоме прозвитеру»), составленное в форме вопросов и ответов по поводу толкования псалтыри, спорят собеседники и о Платоне с Аристотелем.
Широкое распространение получают также торжественное «слова» Кирилла Туровского (8 «слов»: на двунадесятые праздники и на воскресные дни первого круга недель церковного года, включенные в сборники «Златоуст» и «Торжественники»). «Слова» Кирилла Туровского четко композиционно организованы и содержат три части: вступление, изложение и заключение. Метафоричность, образные сравнения и аллегории позволяют автору органично соединять свои «слова» с церковными песнопениями и живописью, передавать чувства душевного волнения и восторга, переносить действие далекого прошлого в настоящее, отчего торжественные проповеди приобретают характер то победной песни, то лирического стихотворения. Перу Кирилла Туровского также принадлежат: «Притча о душе и теле», «Повесть о белоризце и мнишьстве», «Сказание о черноризском чине», 30 молитв и 2 канона.
Из литературных памятников южной и юго-западной Руси (Чернигов, Владимир Волынский, Галич, Переяславль Южный, Холм) до нашего времени дошла Галицко-Волынская летопись (в составе Ипатьевской летописи), состоящая из 2–х частей: Галицкой летописи, повествующей событиях 1205-1264гг., и Волынской, охватывающая период с 1264 по1292 год.
Галицкая летопись носит более светский характер – её характеризует стиль дружинного эпоса и книжная риторика, в повествовании практически отсутствуют религиозно–моралистическая дидактика и выдержки из священного писания. В части, посвященной князьям, поэтика летописи тяготеет к жанру похвалы. Похвалы князьям Галицким – Даниилу и Роману – содержат ряд образных сравнений, придающих стилю летописи яркость, выразительность и поэтичность («Устремил бо ся бяше на поганыя, яко и лев, сердит же бысть яко и рысь, и губяше, яко и крокодил, и прехожаше землю их, яко и орёл...»).
В Галицкой летописи подробно рассказывается о взятии Киева Батыем, о мужестве защитников Киева, которое восхищало даже врагов.
Волынская летопись повествует княжению Владимира Васильковича и, в отличие от Галицкой, написана в традиционным церковно-книжном стиле.
На северо-востоке Руси среди политических и культурных центров Х11-Х111вв. выдвигается столица Суздальской земли – Владимир. Выдающимися памятниками владимиро–суздальской литературы являются «Слово» и «Моление» Даниила Заточника.
В «Слове», адресованном Ярославу Владимировичу – князю Новгородскому, Даниил Заточник поднимает важные социальные проблемы, обращаясь к образам мудрого и справедливого князя и простого человека (хотя и дворянина, но не вельможи, боярина или правителя).
Большое внимание Даниил уделяет важнейшему социальному институту – семье. Семейное счастье, по его мнению, полностью зависит от женщины. Даниил Заточник обличает «злых жен» и в них видит источник всяческих пороков (в том числе и мужских), бед и несчастий.
Тема мудрости, как необходимого правителю качества, продолжена и усилена в «Молении», в котором панегирическое прославление князя подчеркивается цитатами из «Песни песней Соломона. В «Молении» очевидно осуждение боярства и монашества, продолжает, хотя и в меньшей степени, продолжает обличать Даниил и злых жен, сосредоточившись на старых и злонравных («злообразных»).
..... «Слово» и «Моление» наполнены философско-нравственным содержанием, что позволяет отнести их к дидактической публицистике.

Большое значение в культурной жизни Руси имел Киево-Печерский монастырь, из стен которого вышли знаменитые деятели христианского просвещения – Леонтий и Исая Ростовские, митрополит Илларион, Новгородские епископы Герман и Нифонт, Ефрем Суздальский. Эти и другие имена (всего 50) перечисляет Епископ Суздаля Симон, переписка которого с монахом Киево–Печерского монастыря Поликарпом сотавила основу Киево-Печерского патерика – памятника, который начал формироваться в первой половине Х111 века. Первая редакция патерика содержала также «Сказание о святых черноризцах печерских» Симона и одиннадцать рассказов Поликарпа о подвигах тридцати монахов. Впоследствии, к 1406 году, эти сказания и рассказы епископ тверской Арсений дополнил «Житием Феодосия Печерского» Нестора, «Скзанием о черноризцах печорских», входящим в «Повесть временных лет» от 1074г. Эта редакция патерика вошла в историю под названием Арсеньевской, а в 1460 и 1462 году под руководством игумена Кассиана были созданы более полные редакции, получившие название «Патерик Печерский».
Одна из важнейших тем ДРЛ – татаро-монгольское нашествие. Ей посвящены «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о приходе Батыя на Рязань», «Слова» Серапиона Владимирского, «Слово о погибели русской земли» и др. памятники Х111в., дошедшие до нас преимущественно в списках ХV–ХV1 вв., а также произведения московской литературы (конца Х111–ХV вв.): «Летописная повесть о Куликовской битве», «Задонщина», «Сказание о мамаевом побоище», «Повесть о взятии от царя Тохтомыша»; создавались произведения, повествующие о битвах с монголами и в ХV1–ХV11 вв.
В московской литературе конца Х1V – нач. ХV века получает развитие риторико–панегирический стиль, что особенно очевидно в агиографической литературе этого периода. Возрождение традиций торжественных слов Кирилла Туровского прослеживаются в «Житии Петра митрополита Киприана», «Слове о житии преставлении Дмитрия Ивановича», в произведениях Епифания Премудрого («Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского») и Пахомия Логофета («Сказание о Михаиле Черниговском», «Житие Сергия Радонежского» – переработанное «житие» Епифания). Жития превращаются в торжественные слова – панегирики русским святым. Переживает изменения и композиция жития: становится обязательным небольшое вступление, центральная биографическая часть сводится к минимуму, приобретают характер вставных произведений «плач» по умершему святому и, особенно, «похвала» ему, которой и отводится главное место в структуре повествования.
Таким образом, в московской литературе утверждается эмоционально-экспрессивный стиль. Через агиографию он проникает и в другие жанры, в историческом повествовании и публицистике все большую роль играет художественная составляющая – аллегорическое описание чувств и художественный вымысел
С Х1V в. все большее политическое значение приобретала Москва, но крупным политическим и культурным центром Руси оставался Новгород, поднимались также Псков и Тверь, развивались литературы этих городов и соответствующих областей.
Одним из популярнейших сюжетов средневековой литературы – борьба праведника с бесом. Этот сюжет присутствовал и в более ранних памятниках ДРЛ, например, уже в первых редакциях Киево–печерского патерика, но в них доминировал мотив мученического преодоления бесовского искушения. В памятнике же новгородской литературы ХV века присутствуют элементы авантюрного повествования, народной сказки, ирония и юмор – таким образом, традиционное для церковной литературы, нравоучитильное содержание обретает черты светского литературного произведения.
Среди других памятников новгородской литературы конца Х1V в. – «Повесть о новгородском белом клобуке», в которой рассказывается о разделении церкви на католическую и православную. Событие это – историческое, объяснение жe ему – вымысел, миф, сказочная легенда, сюжетная линия которой завершаются в Новгородской земле, куда, после путешествия из Рима в Иерусалим, в конце концов попадает священный белый клобук (высокий монашеский головной убор), символизирующий Православие. «Повесть о новгородском белом клобуке» отражает важнейшую идеологическую проблему – взаимоотношения церкви и светской государственной власти, однозначно решая её в пользу «священства», а не «царства», – носит провиденциалистский характер и свидетельствует о претензиях Новгорода не только быть «вольным городом», но и на роль «третьего Рима», которым стала Москва.
Эта повесть была очень популярна и распространялась не менее чем в 250 списках ХV–X1X вв.
..... Высокоразвитая книжная культура Новгорода позволила в ХV1 в. начать Макарию Новгородскому работу над собранием и объединением всех святых книг, «которые в Русской земле обретаются» в «Великие Четьи–Минеи», которая была продолжена и завершена в Москве в 1554 г. Этому знаменательному событию предшествовал тяжелый период борьбы с татаро–монгольским игом, завершившийся в 1460 г., противостояния церковных группировок (), в результате которой утвердилась идея превосходства «священства» над «царством», что на тот момент способствовало укреплению Руси как централизованного государства. Христианская вера и единая церковь идейно объединяли народ. Центр духовный, т.е. церковь, утвердился в Москве. Это способствовало политическому утверждению Москвы, её экономическому росту и укреплению военного могущества. Что касается литературы – областные объединяются в общерусскую, идеологически закрепляющую объединение русских земель вокруг Москвы.
С историческим периодом централизованного русского государства и формирующийся русской нации (конца ХV–XV11 вв.) связана деятельность религиозных подвижников, писателей–публицистов, поэтов и философов: Нила Сорского, Иосифа Волоцкого, Максима Грека, Ермолая Прегрешного, Ивана Пересветова, Андрея Курбского, Зиновия Отенского, Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева и многих других.
..... Памятники литературы этого времени – «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о мутьянском воеводе Дракуле», «Повесть о Иверской царице Динаре», «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, «Сказание о Магомете Салтане» и др. – свидетельствуют о ломке традиционной жанровой структуры ДРЛ, в первую очередь, об эволюции агиографической литературы и жанров исторического повествования. И хотя их тематика осталась традиционной, выражающей черты русской народности и характера – стойкость, мужество, героизм, терпение, волю к победе, ответственность за судьбу Отечества – в литературу все более проникает эмоционально-экспрессивный стиль, очевиден интерес к мирским (вплоть до бытовых) сюжетам, к миру чувств; повествование становится все более увлекательным – историческая документальность уступает место занимательности и вымыслу. Уже при Иване 111 (еще более при Иване Грозном и в Смутное время) литература, как и культура в целом, становится все более открытой для Европы, влияние которой очевидно особенно в ХV1–ХV11 вв., когда утверждается барочный стиль, а также появляются новые лиро-поэтические жанры и драматургия.

В XI-XII веках произошел взлет культурного развития Киевской Руси. Культурными центрами были крупные города, многие из которых приобрели значение европейских центров: Новгород, Киев, Галич.

Проведенные археологами раскопки позволяют говорить о высокой культуре горожан, многие из которых были грамотными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся долговые расписки, челобитные, распоряжения о хозяйственных делах, извещения о приезде, письма, которые писали на бересте, а также сохранившиеся в разных городах надписи на вещах, стенах церквей. Для обучения грамоте в городах организовывались школы. Первые школы для мальчиков появились еще в X веке, а в XI веке в Киеве была открыта школа для девочек.

Доподлинно известно, что еще до принятия христианства Древняя Русь знала письменность. Первые дошедшие до нас рукописные книги представляют собой настоящие произведения искусства. Книги написаны на очень дорогом материале - пергаменте, который изготовляли из бараньей, телячьей или козлиной кожи. Украшали их изумительными по красоте цветными миниатюрами.

Большинство дошедших до нас книг, относящихся к этому периоду времени, религиозного содержания. Так, из 130 сохранившихся книг 80 содержат основы христианского вероучения и морали. Однако в это время существовала и религиозная литература для чтения. Хорошо сохранился сборник рассказов о реально существующих и легендарных животных, деревьях, камнях - "Физиолог". Этот сборник состоит из нескольких рассказов, в конце каждого помещено небольшое толкование описанного в духе христианства. Так, например, природное свойство дятла долбить деревья соотносилось с дьяволом, который упорно ищет слабые места человека.

К этому же периоду времени относятся такие вьдающиеся памятники церковной литературы, как "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, проповеди Кирилла Туровского. Существовали также религиозные книги, которые нетрадиционно истолковывали известные библейские сюжеты. Такие книги назывались апокрифами. Название произошло от греческого слова "потаенный". Самым популярным был апокриф "Хождение Богородицы по мукам".

В большом количестве создавались жития святых, которые подробно описывали жизнь, деятельность, подвиги людей, причисленных церковью к лику святых. Сюжет жития мог быть и захватывающим, как, например, "Житие Алексея, человека Божия".

Известны также литературные памятники Владимиро-Суздальской земли. Среди них "Слово" ("Моление") Даниила Заточника.

В XI веке появились и первые сочинения исторического (документального) характера. К этому периоду времени относится древнейший, сохранившийся до наших дней, летописный свод - "Повесть временных лет". Этот документ позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени, но и о быте, нравах древних русичей.

В крупных городах велись подробные летописи, в которых фиксировались происходившие события. Летописи содержали копии подлинных документов из княжеского архива, подробные описания сражений, отчеты о дипломатических переговорах. Однако нельзя говорить об объективности этих летописных сводов, так как их составители были прежде всего детьми своего времени, которые пытались оправдать поступки своего князя и очернить его противников.

Выдающийся памятник древнерусской литературы, - "Поучение" Владимира Мономаха. Оно предназначалось детям князя и содержало наставления о том, как должны вести себя молодые князья, дети дружинников. Он предписывал и своим, и чужим не обижать жителей в селениях, всегда помогать просящему, кормить гостей, не проходить мимо человека без приветствия, заботиться о больных и немощных.

И наконец, самый значительный памятник древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве". В основе произведения - предпринятый князем Игорем Святославичем поход против половцев. К сожалению, единственная сохранившаяся рукопись "Слова" сгорела во время пожара в Москве в 1812 году.

Введение 3
1. Памятники древнерусской литературы 4
2. Памятники древнерусской истории 7
3. Наследие древнерусской философии 12
Заключение 15
Список литературы 16

Введение

В конце X века, возникла литература Древней Руси, литература, на основе которой развилась литература трёх братских народов – русская, украинская и белорусская. Древнерусская литература возникла вместе с принятием христианства и первоначально была призвана обслуживать потребности церкви: обеспечивать церковный обряд, распространять сведения по истории христианства, воспитывать общества в духе христианства. Этими задачами определялась и жанровая система литературы, и особенности её развития.
Актуальность работы заключается в рассмотрении того, что принятие христианства имело значительные последствия для развития книжности и литературы Древней Руси.
Цель работы состоит в изучении памятников древнерусской литературы.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) рассмотреть памятники древнерусской литературы;
2) охарактеризовать памятники древнерусской истории;
3) изучить наследие древнерусской философии.
Древнерусская литература формировалась на основе единой литературы южных и восточных славян, возникшей под влиянием византийской и древнеболгарской культуры. Крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. История древнерусской культуры началась после принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси становится начальной точкой отсчёта национально-исторического развития России.

1. Памятники древнерусской литературы

Письменность в Древней Руси возникла задолго до христианства и поэтому появление письменности не могло быть результатом заимствования извне. С появлением государственности и развитием торговли потребовалась письменность. Некоторое время славяне использовали греческий алфавит. Происхождение славянской азбуки связана с братьями Кириллом и Мефодием (около 815-885 г). Славянская письменность имела два алфавита: глаголицу и кириллицу. Наука предполагает, что сначала Кириллом была создана глаголица, «глаголить» ― говорить . Позднее элементы глаголицы и греческого алфавита составили новую азбуку ― кириллицу.
Кирилл и Мефодий переводили с греческого на славянский язык многие книги, некоторые сохранившиеся говорят о почтительном отношении к грамоте и книжности. Но не только книжники на Руси обладали грамотой. К сожалению, древнерусских книг сохранилось слишком мало (в одних книгах указано 130 в других 150), поскольку многочисленные пожары, гибельные нашествия, владычество Орды, небрежное хранение уничтожили значительные библиотеки. Даже малая доля сохранившегося позволяет представить себе содержимое библиотек. Самым древним считается Остромирово евангелие 1056-1057 гг., написанное дьяконом Григорием для ежедневного чтения, начиная с Пасхи.
Составлялись различные «Изборники», в которых содержались мудрые размышления на все случаи жизни не только религиозного, но и советского содержания. Особенности литературы Древней Руси было в соединении произведений религиозного, исторического, военного, поучительного содержания. Ранняя русская литература имела одну важную отличительную черту: она была не просто повествовательной, а поучающей.
Интересно «Поучение» Владимира Мономаха, обращенное к князьям и детям своим. От изложения принципов он переходит к описанию собственной жизни как образца для подражания. В «Поучении» говорится, что с 13 лет Владимир трудился, бывал в походах, всего перечислено 69 походов. Главное место в «Поучении» отводится моральным качествам правителя, он должен быть милосердным, верным в своих клятвах.
В результате расширения экономических и политических связей Древней Руси с Западом и Востоком в древнерусской литературе возникает жанр ― описание путешествий. В древнерусской литературе существовал жанр записок путешественника, например «Житие и хождение Данила, руськыя земли игумена». Автор описывает природу Палестины, устои и обычаи Иерусалима, вставляет в повествование легенды и сказания, излагает свои думы о земли русской. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина XV века ― «первое в европейской литературе описание Индии, сделанное с большей наблюдательностью» .
После Куликовской битвы 1380 г. начинается национальный подъём, новое отношение к человеку, вера в разум. Начинается этап ― жития святых в произведениях Епифания Премудрого, изображающего сложное разнообразие человеческих чувств, психологические побуждения и переживания. Иван Пересветов выдвигает принцип равенства всех перед лицом государя ― против неравенства по рождению.
Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности и грамотности. Первые грамотеи, переписчики формировались в школах, которые открывались при церквях, а позднее при монастырях. Cуществовали не только школы для мальчиков, но была и школа для девиц в Киеве при Андреевском монастыре, где девиц обучали письму и женским ремеслам. С древних времён школы на Руси были духовными – для подготовки священнослужителей, где обучали не только чтению, письму и богословию, но и изучали грамматику и риторику. Грамотность была распространена в городской среде, в кругу богатых. Грамоте учили не только мальчиков, но и девочек.
Христианская литература «знакомила русских людей с новыми нормами морали и нравственности, расширяла умственный кругозор и сообщала многие сведения исторического, географического характера» .
Система жанров в Древней Руси находилась в зависимости от нужд церкви вплоть до XVII века, за исключением летописей, за исключением «Поучения» Владимира Мономаха, «Слова о полку Игореве», за исключением «Моления Даниила Заточника», весь остальной запас книг имеет узкокультовое назначение.
Литература Древней Руси богата и величественна. Величие её в напряжённости идейных поисков и широте интересов, в разнообразии и многочисленности памятников, в неоценимых заслугах огромной армии древнерусских книжников ― писателей, летописцев, благодаря которым история нашего народа и душа народная, дошли до нас потомков.

Глубоководная атомная станция проекта 10830 «Калитка», получившая за необычность конструкции прозвище «Лошарик», приняла участие в рамках экспедиции «Арктика-2012» в подводных буровых работах на шельфе Менделеева в Северном Ледовитом океане.

Как рассказали «Известиям» в Минобороны, лодка помогала корректировать бурильные работы, которые проводились с дизель-электрических ледоколов «Капитан Драницын» и «Диксон» для определения внешней границы континентального шельфа России.

В результате совместной работы получен огромный объем геологического материала. Отобрано более 500 кг обломков классифицируемых горных пород. Результаты экспедиции лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения континентального шельфа России, ранее отклоненную за недостаточностью геологических образцов, и, соответственно, приоритетного права на разработку ресурсов шельфа, - рассказал собеседник «Известий».

Во время экспедиции был обследован весь хребет и пробурено три скважины на двух участках с отбором образцов грунта. С помощью «Лошарика», оснащенного манипуляторами, грунт смогли собрать драгой (устройство очистки породы от наслоений), телегрейфером (большегрузный ковш с телекамерой) и гидростатической трубкой.

Работы велись на глубине от 2,5 км до 3 км в течение 20 суток. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуса лодка может находится под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах.

По данным одного из участников экспедиции, у лодки в ходе работ были повреждена система внешнего освещения, которая помогает лодке «видеть» дно на глубине и находить различные предметы. Кроме того, придется ремонтировать манипуляторы, с помощью которых лодка забирает со дна океана пробы грунта и другие объекты.

Сейчас «Лошарик» готовят к техобслуживанию в 42-м цехе завода «Севмаш». Поскольку «Лошарик» оснащен атомным реактором, после каждого выхода в море лодку приходится поднимать в док и устранять мелкие неисправности.

В ходе ремонта планируется восстановить техническую готовность лодки, проверить узлы и механизмы, в частности валы и гребные винты. Хоть глубина для этой лодки была не очень большая, но придется выравнивать корпус. Во время одного из погружений вышла из строя система внешнего освещения - заменим и ее, - пояснил источник в оборонно-промышленном комплексе.

Как рассказал собеседник «Известий», корпус «Лошарика» сделан из высокопрочного титана, поэтому устранить вмятины на корпусе намного сложнее, чем у обычной стальной лодки. Носителем «Лошарика» является переделанная стратегическая подводная лодка проекта 667 «Кальмар», у которой демонтированы пусковые шахты баллистических ракет - батискаф крепится под ее днищем.

В феврале этого года мы уже ремонтировали «Лошарик». Готовили его к походу на Северный полюс. Установили дополнительное батиметрическое оборудование для сейсмического профилирования морского дна - в частности, профилограф (устройство для замера глубины донных отложений), гидролокатор бокового обзора и т.д. Тогда же подготовили запасные части и титановые плиты для повторного ремонта. Доработали и лодку-носитель, установили на нее многолучевой эхолот, - продолжил представитель Минобороны.

Потребность в таком аппарате очень высокая. В России помимо «Лошарика» на глубине 2–3 км могут работать только глубоководные станции «Мир». В прошлую экспедицию под руководством Артура Чилингарова использовали оба «Мира». Но сейчас выполнить пришлось более сложные и длительные подводные работы. Для нее у «Миров» не хватает автономности. Поэтому решили использовать «Лошарик», - пояснил собеседник «Известий».

По словам представителя Минобороны, если «Мир» работает на аккумуляторах, которые обеспечивают работу в течении 72 часов, то «Лошарик» - это полноценная субмарина с атомным реактором. Он позволяет обеспечить автономную работу батискафа в течение несколько месяцев. На ней есть места для отдыха экипажа, рабочие помещения, камбуз и т.д. При этом регенерация воздуха и воды обеспечивается не хуже, чем на космических станциях.

- «Миры», по сути, - прогулочные батискафы. Манипуляторы у них слабые, с ограниченным количеством движений, дополнительные средства батиметрии не поставишь, - объяснил представитель «Минобороны».

Сейчас «Лошарик» вместе с носителем входят в состав Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны, которое подчиняется напрямую министру обороны Анатолию Сердюкову. В военно-промышленных кругах ГУГИ неофициально называют подводной разведкой.

==========================

Военный атомный батискаф «Лошарик» доказал принадлежность арктической нефти России

Двадцать тысяч лет под водой. © Diliago/Ridus.ru

В рамках экспедиции «Арктика-2012» в подводных буровых работах на шельфе Менделеева в Северном Ледовитом океане работала глубоководная атомная станция проекта 10830 «Калитка» «Лошарик». Лодка помогала корректировать бурильные работы с дизель-электрических ледоколов «Капитан Драницын» и «Диксон» для определения внешней границы континетального шельфа России.

«Результаты экспедиции лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения континентального шельфа России, ранее отклонённую за недостаточностью геологических образцов, и соответственно, приоритетного права на разработку ресурсов шельфа», - рассказал «Известиям» собеседник из Минобороны. Он добавил, что теперь о «недостаточности геологических образцов» речи нет: за 20 суток «Лошарик» на глубине до 3 километров собрал более 500 обломков пород.

В титановом корпусе и с атомной установкой, батискаф «Лошарик» также оснащен манипуляторами, драгой, телегрейфером и гидростатической трубкой. Сейчас «Лошарик» готовят к техобслуживанию в 42-м цехе завода «Севмаш», так как батискаф получил некоторые повреждения, доказывая, что хребты Ломоносова и Менделеева, обладающие запасами нефти и газа в объеме более 5 миллиардов тонн условного топлива, принадлежат РФ.

В России помимо «Лошарика» на глубине 2–3 километра могут работать только глубоководные станции «Мир», уступающие ему автономностью.