Техники танцевально двигательной терапии. Танцевальная терапия: описание, история, суть лечения

Танцевальная терапия как отдельное направление психотерапии оформилась примерно в 50‑70‑х годах двадцатого столетия (Рудестам, 1998). С одной стороны, она ведет начало из древних ритуалов и традиций, а с другой – является «совместным продуктом» развития современного танца и психотерапии.

Официальное определение Американской ассоциации танцевально‑двигательной терапии (http://www.adta.org/) гласит: «Танцевально‑двигательная терапия – это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека».

Как и все направления телесной терапии, танцевально‑двигательная терапия базируется на понимании того, что тело и психика взаимосвязаны – изменения в телесных и двигательных паттернах вызывают изменения в сфере эмоциональной, мыслительной и поведенческой. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании. «Между мышечной последовательностью напряжения и расслабления (включенной во все выразительные движения) и психической установкой столь тесные взаимоотношения, что не только психическая установка связана с мышечным состоянием, но также каждая последовательность напряжения и расслабления вызывает специфическую установку» (Schilder, 1950). Основной задачей танцевальной терапии является побуждение к спонтанным выразительным движениям, благодаря осуществлению которых развивается подвижность и укрепляются силы не только на физическом, но и на психическом уровне (Осипо‑ва, 2000). Таким образом, одним из фундаментальных положений танцевальной терапии выступает убеждение, что при изменении манеры и характера движений человека, которые отражают черты его личности, изменяются его чувства как по отношению к себе, так и к собственному телу. Через двигательное взаимодействие терапевт помогает клиентам развить самоосознание, проработать эмоциональные зажимы, исследовать альтернативные модели поведения, сделать восприятие себя и других более точным, вызвать такие поведенческие изменения, которые приведут к более здоровому функционированию. Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами; он облегчает доступ к глубоко скрытым фантазиям и позволяет придать им форму, таким образом танец символически выражает человеческие возможности и конфликты.

К танцевальной терапии прежде всего обращаются люди, для которых движение является способом переработки информации (их иногда называют кинестетиками). Чтобы полностью что‑нибудь понять, им необходимо ощутить это в теле и найти выражение этому в движении. Для них движение – это способ самовыражения, самопознания и развития (Бирюкова, 1998).

Это могут быть и люди другого склада (скажем, аудиальный и визуальный типы), которые на определенном этапе своей жизни поняли, что для решения проблемы им надо обратиться к своему телу, научиться понимать его язык и вступать с ним в диалог.

Некоторые терапевты этого направления соединяют терапевтический подход с определенным типом танца (например, фламенко или танец живота), но гораздо чаще в танцевально‑двигательной терапии используется стилистика танца модерн или контемпорари, поскольку именно эти направления связаны с личным, авторским, глубоко индивидуальным высказыванием через движения.

Коренное отличие терапии от школы танца лежит в отсутствии предустановленного результата – образа, стиля, словаря движения. Для танцевальной терапии важнее, что человек чувствует, когда движется. То, как это выглядит, имеет скорее диагностическую ценность. Второе отличие – наличие терапевта, т. е. человека, имеющего специальное психотерапевтическое образование в сочетании с опытом в танцах. Третье отличие – соотношение вербальной модальности и танца. Танцевальная терапия всегда связана с установлением и углублением связей в системе «тело – сознание» и поэтому обращается к разным языкам – как к «языку» тела, ощущений, чувств, так и к вербальному и символическому языкам. В принципе соотношение между двумя этими модальностями может быть различным, но «тера‑певтичность» процесса во многом зависит от создания адекватного контекста, возможности осмысления и интеграции опыта.

Представление о танце как феномене, возникающем на пересечении социокультурных, социально‑психологических и личностных координат, позволяет определить танец, учитывая его разнообразные функции, как (Шкурко, 2003):

1. Форму невербального катарсиса. С этой точки зрения танец выполняет следующие психофизиологические, психологические и психотерапевтические функции:

Функцию катарсического высвобождения сдерживаемых, подавляемых чувств и эмоций, в том числе социально нежелательных;

Функцию моторно‑ритмического выражения, разрядки и перераспределения избыточной энергии;

Функцию активизации, энергизации организма;

Функцию уменьшения тревожности, сопротивления, напряжения, агрессии;

Оздоровительную функцию (функцию психофизической профилактики);

Функцию саморегуляции.

2. Вид невербального общения, наделенный всеми функциями общения:

Функцией познания людьми друг друга;

Функцией организации межличностного взаимодействия;

Функцией формирования и развития отношений.

3. Выполнение танцем функций общения возможно благодаря тому, что он является совокупностью невербальных сигналов и знаков, имеющих пространственно‑временную структуру и несущих информацию о психологических особенностях личности и группы. С этой точки зрения танец выполняет следующие социально‑психологические функции:

Функцию выражения чувств, отношений и взаимоотношений личности;

Функцию создания образа партнера и группы;

Функцию понимания и взаимопонимания, поскольку он стимулирует процессы интерпретации в общении;

Функцию установления и регуляции отношений;

Функцию самопознания и познания других;

Функцию диагностики отношений.

4. Социокультурный феномен, в котором находят свое выражение социальные ценности, общественные установки, отражаются социальные мотивы. Именно с этой точки зрения изучение танца приобретает особое значение для изучения истории развития человечества.

5. Вид пространственно‑временного искусства, художественные образы которого создаются средствами эстетически значимых, ритмически систематизированных движений и поз (Королева, 1977).

6. Символ жизни и всемирного движения.

Выделенные функции танца отражают его сложную природу и вместе с этим подчеркивают его социокультурный, социально‑психологический и психологический статусы, определяющие роль танца в жизни человека и возможности его использования в рамках психотерапии.

Танцевально‑двигательная терапия может быть частью различных психотерапевтических подходов и «работать» на разных уровнях сознания. Кроме того, что танец сам по себе является гармоничной физической практикой, танцтерапия может использовать различные модели терапевтической работы:

1) принципы терапии эмоционального катарсиса (поскольку телесное выражение чувств является самым прямым и естественным способом доступа к значимым областям опыта);

2) модель психоаналитической (глубинной) терапии (т. к. танец позволяет осознать довербальный опыт и ранние стадии развития);

3) подходы сценарной и ролевой терапии (поскольку танец является «высшей и самой совершенной формой игры» и наглядным способом символизации (Хейзинга, 1992);

4) взгляды экзистенциальной терапии (когда темами танца и «партнерами» в нем становятся любовь, одиночество, свобода, ответственность и смерть).

Выделяют три области применения танцевальной терапии (Гиршон, 2000):

– лечение больных (клиническая танцтерапия) – в данном случае танцевальная терапия чаще используется как вспомогательная, наряду с лекарственной, особенно для клиентов с нарушениями речи. Проводится в клиниках, может длиться несколько лет. В таком виде она существует с 40‑х годов прошлого века;

– терапия людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия) – один из видов психотерапии, ориентированный на решение конкретных запросов клиентов, чаще всего использующий психодинамическую модель сознания (психоанализ) или подход аналитической психологии К. Г. Юнга. Может проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Также для достижения устойчивого результата тут требуется достаточно большой срок;

– для развития личности и самосовершенствования. Это занятия для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чегото большего от своей жизни. В данном случае танец становится средством познания себя, своих особых индивидуальных качеств, позволяет вывести неосознанный материал на свет осознания, дает возможность расширить представление о самом себе, найти новые пути выражения и взаимодействия с другими людьми.

Танцевально‑двигательная терапия может проводиться в групповой и индивидуальной форме. Существует и семейная танцевальная терапия для работы с семейными проблемами; есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие творческие способности, коммуникативные навыки, помогающие подготовиться и адаптироваться в школе. Существуют уникальные программы для детей (детско‑родительские группы), корректирующие дисгармоническое развитие (задержка психического развития, минимальная мозговая дисфункция и т. д.). В группах и индивидуально ведется работа с людьми, страдающими различными психогенно обусловленными функциональными нарушениями и психосоматическими заболеваниями. Танцевальная терапия используется как способ подготовки супружеских пар к родам и к роли родителей, а также для послеродовой поддержки – специальные группы для малышей от 0 до 3 лет и их мам. Ведется также работа с людьми, страдающими посттравматическими расстройствами, с детьми‑инвалидами, беженцами.

Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия.

Использование этого метода требует от психолога достаточно глубокой подготовки, так как этот вид взаимодействия может будить сильные эмоции, которым не так-то просто найти разрешение. Танцевальные движения в сочетании с физическими контактами и интенсивным межличностным взаимодействием могут вызывать очень глубокие и сильные чувства.

Цель танцевальной терапии - развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта. В истории развития танцевальной терапии К. Рудестам выделяет ряд ключевых событий.

Первое связано с необходимостью физической, психической реабилитации ветеранов, вернувшихся с полей второй мировой войны. Танцевальная терапия стала вспомогательным методом реабилитации инвалидов, многие из которых либо вообще не могли говорить, либо не были расположены к тому, чтобы к ним применяли вербальное воздействие. После занятий в танцклассе они отмечали, что испытали чувства облегчения и душевной гармонии.

Другим фактором, способствующим росту популярности танцевальной терапии, явилось появившееся в 60-х годах движение тренинга человеческих отношений, которое стало почвой для разработки новых экспериментальных подходов в работе с группами и к развитию личности их участников.

Наконец, интерес к новым программам танцевальной терапии был подогрет исследованиями по невербальной коммуникации, в особенности анализом коммуникативных функций человеческого тела. Танцевальная терапия используется в основном при групповой работе.

Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление спонтанного движения. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое.

Главная установка формулируется следующим образом: движения отражают черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер наших движений.

Танцевальная терапия направлена на решение следующих задач:
1. #Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое, эмоциональное состояние участников, но и служит развлечением для многих из них. В начале первого занятия психолог наблюдает за участниками, оценивает сильные стороны
и изъяны двигательного репертуара каждого, затем определяет, какие движения подойдут каждому клиенту лучше всего.
2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. Клиенты с серьезными нарушениями могут испытывать затруднения при проведении границы между собственным телом и объектами окружающей среды. В таких группах танцевальная терапия имеет своей целью создание участниками адекватного образа тела. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом "Я".
3. Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта. Танцевальные движения представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально приемлемому поведению. Танцевальная терапия создает условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении.
4. Помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. При творческом отношении клиента к движениям под музыку танец приобретает экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения. Здесь психодинамическое понятие "катарсиса" распространяется на танец, поскольку его движения высвобождают скрытые чувства, а это имеет прямой коррекционный смысл. Танцевальные движения не только экспрессивны, но и обладают способностью снимать физическое напряжение, в особенности если они включают раскачивание и растяжку.
5. Создание "магического кольца". Занятия в группе подразумевают совместную работу участников, игры и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения. Все это в целом способствует приобретению участниками группового опыта, все компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс - "магическое кольцо"

Наряду с названными решаются также задачи:
повышения двигательной активности; коммуникативного тренинга и организации социотерапевтического общения;
получения диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов пациента и его самопознания;
раскрепощения пациента, поиска аутентичных путей развития.

Специальные упражнения танцевальной терапии представляют собой свободное раскачивание, движения, требующие собранности и контроля над телом, чередование расслабления и собранности, связанных с дыхательным циклом, перемещение по помещению строго определенным образом.

На первом этапе, занимающем несколько минут, занятия танцевальной терапией обычно используются для разминки, помогающей каждому участнику подготовить свое тело к работе подобно тому, как перед выступлением музыкант настраивает свой инструмент. Разминочные упражнения имеют физический ("разогрев"), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление контактов) аспекты.

Одним из вариантов начала занятий предусматривается выполнение спонтанных движений свободной формы под попурри из разных мелодий. Здесь встречаются упражнения, включающие встряхивание, растяжки, раскачивание, хлопки, потряхивания, которые, начиная с кистей рук, распространяются на локтевые суставы, плечи, грудную клетку. Эти упражнения повторяются до тех пор, пока вся группа не разогреется как следует.
На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы. Например, разрабатывается тема "встреч и расставаний". На уровне движений могут "встречаться" и "расставаться" отдельные части тела. Кисти рук и локти могут "встретиться", чтобы тут же "расстаться", или они могут "встретиться", чтобы "вступить в драку" или чтобы "обнять" друг друга. Взаимодействию между членами группы могут способствовать встречи ладоней одного с локтями другого и т.д.

На заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного группе пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность. Руководитель либо определяет характер движения участников, либо сам их повторяет.

Для диагностического анализа движений и помощи членам группы в расширении их двигательного репертуара часто используется разработанная Р. Лобаном "Система анализа формы усилий".

Р. Лобан (1960) разработал систему описания анализа и диагностики движений, известную как "Система усилий", или "Форма усилий", основанную на применении специальных символов и предназначенную для описания динамических и пространственных аспектов движений.

В "Системе усилий", по Лобану, динамика движений описывается четырьмя параметрами:
1. Пространство.
2. Сила.
3. Время.
4. Течение.

Каждый параметр имеет два полюса: пространство, которое может быть прямым и многофокусным; сила - мощная и легкая; время - быстрое и плавное; течение -свободное и ограниченное.

Каждое движение можно охарактеризовать по любому из этих измерений, а их комбинации составляют восемь базовых усилий, предпринимаемых при совершении движений. Например, усилие удара является быстрым, мощным и прямым, а усилие давления является плавным, мощным и прямым. Пользуясь системой Лобана, можно проводить анализ движений в группе, что дает возможность помочь участникам группы в исследовании и расширении их двигательного репертуара.

Руководитель группы может быть: партнером по танцам, распорядителем (организатором), катализатором развития личности участников через движение.

Он создает в группе обстановку спокойствия и доверия, позволяющую участникам исследовать себя и других, а также отражает и развивает спонтанные движения участников группы.

Руководитель группы применяет определенным образом структурированные упражнения, способствующие расслаблению, правильному дыханию, изменению тела в пространстве и усилению самоконтроля.
Танцевальная терапия используется для улучшения физического состояния, выхода эмоций, совершенствования навыков межличностного взаимодействия, для получения позитивных эмоций, расширения самосознания. Обычная продолжительность занятия - 40-50 мин. Занятия могут быть ежедневными, еженедельными (на протяжении нескольких месяцев или лет).

В профилактических целях возможно проведение одноразовых танцевальных марафонов. Оптимальный количественный состав группы - 5-12 человек.

Дискуссионным является вопрос о характере музыкального сопровождения занятий. Одни руководители предпочитают стандартные магнитофонные записи народной и (или) танцевальной музыки, другие - собственное (или своих ассистентов) импровизированное музыкальное сопровождение. Во всех случаях подчеркивается, что индивидуально-культурная значимость предлагаемой для клиента музыки не должна перекрывать значимости и удовольствия собственной двигательной активности, поэтому лучше использовать незнакомые группе мелодии, умеренную громкость звучания и физиологически ориентированные ритмы, способствующие формированию трансовых состояний сознания.

Может использоваться в качестве вспомогательного или основного метода коррекции в группах детей и подростков, в санаторно-курортных условиях, при коррекции дисгамий в супружеских парах, для социально-психологического и двигательного тренинга людей с нарушениями слуха и зрения или в реабилитационном периоде (после кардиооперации, переломов конечностей и др.).

Танец, как таковой, вышел за привычные рамки и обрёл новую жизнь во второй половине 20-го века в качестве элемента психотерапии.

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) нашла широкое распространение во многих точках этой планеты, так как в ней используется универсальный язык движений в соприкосновении с различными психологическими концепциями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Танцевально-двигательная терапия

Ступникова Светлана Александровна,

преподаватель по классу хореографических дисциплин

МБОУДО «Федоровская школа искусств»

гп Фёдоровский, Сургутский район, ХМАО-Югра

Терапия с помощью танцев и движений

Что для вас танец?

Возможность поддерживать себя в хорошей физической форме? Хорошая осанка? Хорошее настроение? Новые знакомства? А быть может, поиск себя? Встреча с собой, со своим телом?

Традиционно, человек сдержан в проявлении своих эмоций, а танец помогает раскрепоститься, проявить чувственность. С помощью музыки и движений у человека есть возможность почувствовать своё тело и научиться получать от него удовольствие. В танце человек встречается с собой настоящим.

Танец, как таковой, вышел за привычные рамки и обрёл новую жизнь во второй половине 20-го века в качестве элемента психотерапии.

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) нашла широкое распространение во многих точках этой планеты, так как в ней используется универсальный язык движений в соприкосновении с различными психологическими концепциями.

Танец - это неповторимое действо, импровизация. В спонтанных движениях бессознательное человека приобретает видимую форму. Танец помогает отыграть роли, которые мы надеваем на себя в жизни и начать реально относиться к ситуации. Танцевально-двигательная терапия помогает ощутить и понять причину симптомов, болей различного рода.

Ещё Вильгельм Райх, основоположник телесной терапии, считал, что все эмоциональные переживания, которые человек не выражает неделями, месяцами, годами, никуда не исчезают, а «застревают» в мышцах в виде мышечных блоков. Тело и психика оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Танцевально-двигательная терапия исследует реакции тела и его действия и помогает найти ту внутреннюю целостность, которая была потеряна в результате несоответствия чувств и действий.

Танцевальная импровизация - это восстановление некоего диалога с собой, со своим телом. Это исследование себя. Это способ выражения эмоций, и даже воспоминаний.

Танцевально-двигательная терапия - это возможность поддерживать пламя своей жизни ярко горящим и освещающим жизнь близких людей.

Танцева́льно-дви́гательная терапия (ТДТ) - направление психотерапии , в котором танец и движение используются как процесс, который способствует эмоциональной и физической интеграции индивида

История развития ТДТ

Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем американской преподавателя танца и танцовщицы Мэрион Чейз . Она заметила на своих классах личностные изменения студентов, которые интересовались больше выражением чувств в танце, чем самой техникой танца. И тогда Чейз стала больше обращаться к свободе движения, тем самым открыв психологические преимущества, которые предлагал танец. Сначала она работала с детьми и подростками в собственной студии и в специальных школах. Затем ее работа произвела впечатление на психологов и психиатров, и к ней стали посылать пациентов.

В 1946 г. Чейз пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными в госпитале Св. Элизабет (Вашингтон, округ Колумбия). Эту дату считают днем рождения танцевально-двигательной терапии. Чейз работала с регрессивными, неразговаривающими и психотическими больными. Пациенты, которые считались безнадежными, смогли на танцтерапевтических сеансах включиться в групповое взаимодействие и научались выражать свои чувства, что далее позволяло им перейти к более традиционным вербальным видам психотерапии. Благодаря этому работа М. Чейз получила национальное признание.

В 1966 году была учреждена Американская ассоциация танцевальной психотерапии (ADTA) , и эту дату принято считать началом развития ТДТ как самостоятельной дисциплины .

В России танцевально-двигательная терапия появилась в 1990-е и изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых и творческого развития для детей. В конце 1995 года в Москве образовалась Ассоциация танцевально-двигательной терапии , которая работает при активной поддержке Американской танцевально-терапевтической Ассоциации (ADTA), Европейской Ассоциации ТДТ и международной Ассоциации терапии творческим выражением (IEATA) .

Описание метода

В своей работе танцевально-двигательные терапевты опираются на ряд принципов :

  1. Тело и психика неразделимы и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга.
  2. Танец - это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.
  3. Триада мысли - чувства - поведение - единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других (принцип целостности).
  4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект.
  5. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.

Цели

  1. Расширение сферы осознания собственного тела, его особенностей и возможностей.
  2. Развитие глубинного доверия себе и повышение самооценки путем развития более положительного образа тела.
  3. Совершенствование социальных умений в безопасном пространстве терапевтических отношений.
  4. Интеграция внутреннего опыта - установления связи между чувствами, мыслями и движением.
  5. Создание глубокого группового опыта.

Виды танцевально-двигательной терапии

В танцтерапии можно выделить три группы подходов:

  1. Клиническая танцевальная терапия - вспомогательный вид терапии, который используется в клиниках наряду с медикаментозным лечением и может длиться несколько лет. Она особенно эффективна для пациентов, имеющих нарушения речи и проблемы в межличностных коммуникациях. В таком виде танцтерапия существует с 1940-х гг.
  2. Танцтерапия для людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия) - ориентирована на решение конкретных запросов клиентов. Работа может проходить как в групповой, так и в индивидуальной формах, и требует довольно много времени для достижения устойчивого результата. Чаще всего в этом подходе используются психодинамическая модель сознания (психоанализ) или подход аналитической психологии К. Г. Юнга.
  3. Танцевально-двигательная терапия, осуществляемая в целях личностного развития - это занятия для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. В данном случае танец становится способом узнавания себя и своих особых индивидуальных качеств. Он помогает осознать скрытые истории тела, расширить представление о самом себе и найти новые способы самовыражения и взаимодействия с другими людьми.

Такое деление на группы достаточно условно, но оно отражает требования к образованию танцевального терапевта и реальные ограничения применения техник.

ТДТ всегда основывается на непосредственном опыте переживания, поэтому техники танцевальной психотерапии могут использоваться внутри разных направлений психотерапии:

Основные принципы танце-двигательной терапии.

Совершенствование движений - лучший способ совершенствования. Почему? Есть следующие основания:

1. Нервная система занята преимущественно движением.

2. Качество движения легко различимо.

3. Опыт движения наиболее богат.

4. Способность к движению существенна для самооценки.

5. Всякая мышечная деятельность - это движение.

6. Движения отражают состояния нервной системы.

7. Движение - основа сознания.

8. Дыхание - это движение.

9. Основа привычки - движение.

Основная задача танце-двигательной терапии - обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Люди обращаются к потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными. В современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. В танце-двигательной терапии учат относиться к телу как к эволюционирующему процессу. И еще важнейшее отличие танце-двигательной терапии от различных подходов работы с телом состоит в том, что здесь клиент сам исследует себя, свои движения и развивается по собственному пути. Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.
Джоан Смолвуд, юнгианский аналитик и танце-терапевт, ученица Мери Уайтхаус и Труди Шуп, выделила
три компонента терапевтического процесса:

1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных двойных сообщений, когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).
2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).
3. Аутентичное движение (спонтанная, танце-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности). Аутентичное движение активизирует те части психики, которые К. Юнг описывал как части бессознательного, благодаря чему открываются невыраженные эмоции, которые были заблокированы в теле.

Танец, психотерапия и танцевально-двигательная терапия:

различия и общность

В последние несколько лет среди многих увлечений, есть одно, которое не может не радовать, - это увлечение танцем. Как будто пришло разрешение на реализацию давней мечты и настоящей потребности многих людей - наконец-то можно, можно танцевать, не имея ввиду профессиональной карьеры в искусстве или спорте, можно, просто потому что хочется.
И в целом, наше время характеризуется взрывом массовой танцевальности, повышением роли бытовых танцев в структуре масс-культа. Танец стал органичной частью нашей жизни. Он - досуг и спорт, он зрелищность и релаксация.

Все чаще употребляется и сочетание слов - танцевально-двигательная терапия . Употребляется в разных вариантах: танцтерапия, танцевальная терапия, данс-терапия и т.д.

Можно выделить несколько разных «пониманий»:

1. медицинское - Танцтерапия как разновидность физкультуры, лечебной гимнастики или шейпинга. Туда же профессионалы танца относят такие техники как Пилатес, техники Александера и Фельденкрайса или мало известное у нас пока BMC (body-mind centering).
2.
нью-эйджевское - экстатический танец, танец-медитация и т.д. 3. психологическое - танцевальные техники в контексте тренингов личностного развития или индивидуальной терапии.

Вероятность терапевтического воздействия танца очень велика, но не является целью. Уникальность профессиональной танцевально-двигательной психотерапии состоит в том, что это процесс сознательный, целенаправленный и структурированный.

Чем «лечат» танец и танцевальная терапия

Сами терапевтические механизмы в танце и танцтерапии естественным образом пересекаются, но не идентичны, а в некоторых случаях - противоположны. Два базовых терапевтических механизма, которые есть в танце (и не только в танце) - это его возможность быть выражением разнообразных человеческих чувств и изменения телесного, двигательного характера личности при обучении новым движениям.

Отреагирование , катарсис через повторное проживание и осознавание эмоционально значимых моментов прошлого является достаточно общим (и естественно оспариваемым) механизмом глубинной и телесно-ориентированной терапии. В танцевальной практике выделяют две реализации этого механизма:

Танец как психоэмоциональная разрядка;

Танец как творческое (символическое и целостное) самовыражение.

Первый способ больше отражает обыденный и узко-медицинский подходы, но, безусловно адекватно описывает процессы стандартного социального функционирования танца (дискотеки и т.п.). Второй - больше соотносится с танцем-как-искусством и его потенциальной возможностью соединять физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы в единое действие.

Психоэмоциональная разрядка достаточно простой и затратный (в смысле глубинных изменений) способ, типичным примером которого в терапевтической области являются трансовые танцы. Он опирается на оргиастическую природу танца. Самовыражение - область expressive arts -развернутый и достаточно сложный процесс, требующий «вхождения» в материал и освоения его. Это может быть работа со специфическим образом в танце, имеющим для танцующего особую эмоциональную значимость.

Другой базовый механизм - переобучение . Если нарушения обусловлены проблемами и пропущенными (диссоциированными) стадиями развития в прошлом или остановкой развития в настоящем, то переобучение является адекватным механизмом восстановления непрерывности и целостности развития. Оно может выступать как:

а) перестраивание и трансформация дисфункциональных паттернов (работа с осанкой, фокусом внимания в движении и т.д.);

б) получение нового опыта (например, освоение новых качеств движения). Естественно, это разделение условно, и, в реальном процессе механизмы перекрывают и поддерживают друг друга. Тем не менее, имеет смысл знать, выделять и использовать эти механизмы в реальном процессе - творческом, образовательном или терапевтическом.

Следует также учитывать, что конкретные танцевальные направления и стили презентируют определенный набор качеств, характерный именно для них. Поэтому «не все танцы одинаково полезны», скорее, они «полезны» по-разному. И у каждого направления есть своя «обратная сторона» - то, чему именно это танцевальное направление не может научить, а также набор качеств, которые необходимо «отвергнуть» для того, чтобы танец соответствовать стилистике.

Многие танцтерапевты соединяют терапевтический подход и определенное направление танца (например, фламенко или танец живота), но гораздо чаще в ТДТ используется стилистика танца модерн или контемпорари, поскольку именно эти направления связаны с личным, авторским, глубоко индивидуальным высказыванием в танце.

Танец и Танцтерапия: границы

Коренное отличие терапии от большинства танцевальных направлений лежит в отсутствии предустановленного результата - образа, стиля, словаря движения. Так даже в танцевальной импровизации важны законы композиции (или их нарушение), а в контексте танцтерапевтической сессии мы можем совсем не уделять этому внимания. Для танцевальной терапии важнее, ЧТО человек чувствует, когда движется. То, КАК это выглядит, имеет, скорее, диагностическую ценность.

Второе отличие - наличие танцтерапевта, т.е. человека имеющего специальное (не чисто танцевальное, и не только психотерапевтическое) образование. На современном уровне развития, даже наличие хореографического опыта и психологического образования может быть лишь стартовой точкой при становлении танцтерапевта. Одна из иллюзий состоит в том, что Танцтерапия - это «легкий» вид психологической работы. На самом деле, это поверхностный взгляд, который может привести только к поверхностным результатам и профанации.

Некое знание психологии и танца, в лучшем случае, может привести к тому, что называется «creative dance», т.е. творческий танец. Это процесс творческого развития через танец и движение, не связанный напрямую с обучением каким-либо танцевальным навыкам. Creative dance может быть частью танцтерапии, но контекст танцтерапии шире.

Третье отличие - соотношение вербальной и танцевальной модальности. Танцевальная терапия всегда связана с установлением, углублением связей в системе «тело-сознание» и, поэтому обращается к разным языкам: как к «языкам» тела, ощущений, чувств, так и к вербальному и символическому языкам. В принципе, соотношение между двумя этими модальностями может быть различным, но «терапевтичность» процесса во многом зависит от создания адекватного контекста, возможности осмысления и интеграции опыта.

Сам контекст танцтерапии, ее позиционирование является еще одним различием. Иными словами, люди могут приходить на танцевальные занятия с не слишком осознанными «терапевтическими» запросами и удовлетворять их, но эти задачи иногда легче решить прямым образом, через танцтерапию. Возможно, что это несоответствие между бессознательными целями и техническими танцевальными занятиями приведет к обратному эффекту - отторжению самого танца; как это часто происходит в детстве, когда естественная потребность в движении слишком структурируется, подгоняется под чуждые стандарты, когда танец становится только техникой и забывается его способность иметь дело с целостностью и развитием целостности человеческого существа. И, когда это забывается, танец остается невоплощенной и даже пугающей, несбыточной мечтой.

Танцтерапия и психотерапия: позиция

Существуют разные представления о месте танцевально-двигательной терапии в богатом и разнообразном мире современной психотерапии. Некоторые считают ее частью арт-терапии, понимая «арт» как искусство в широком смысле этого слова. Но тогда у нас есть термины для обозначения психодрамы, музыкотерапии, танцтерапии, но не остается специального термина для обозначения непосредственно «арт-терапии», где «арт» - это изобразительное искусство.

Танцевальная терапия все-таки является отдельным направлением , требующим специфической подготовки и образования, хотя в реальном терапевтическом процессе техники танцтерапии, телесного подхода и любые направления expressive art therapy прекрасно сочетаются и дополняют друг друга. Одной из современных тенденций развития психотерапии является именно разработка именно полимодального подхода. И границы, о которых я говорил нужно обозначить лишь для того, чтобы единство этих подходов не стало не различающим смешением.

Техники танцевальной терапии могут использоваться внутри разных направлений психотерапии, поскольку не являются выражением определенного взгляда на природу человеческого сознания, а, скорее, создают возможность доступа к различным структурам и слоям системы «тело-сознание» и их интеграции.

«Так какой танец мне нужно танцевать, чтобы это было терапией?» - спрашивали меня на одном ток-шоу. Интересна сама постановка вопроса. Она отражает типичную «мифологию» (по Р. Барту) современного общества, когда терапия - это процедура приема «правильной таблетки». Эта «мифология» не может иметь дела с реальным процессом танца - живым, неоднозначным, развертывающимся во времени. Процесса, в котором субъект и объект, автор и произведение, процесс и результат, живущий и жизнь - являются Одним. Процесса, в котором акцент переходит с результата и цели - на качество проживания именно этого момента, а, значит, и всей жизни, которая состоит из «этих моментов».


Хелен Пэйн. Танцевальная двигательная терапия
Определение и историческое развитие

(Из книги "Инновационная психотерапия")

Определение

Танцевальную двигательную терапию (ТДТ) проще всего определить как целенаправленное использование выразительных движений и поз, взятых в терапевтическом сочетании, с целью укрепить образ "я".
Она занимает свое место среди многих форм невербального вмешательства, но уникальна тем, что:

а) выразительные движения есть проявление наших внутренних биологических ритмов, и оно ближе, чем прочие художественные формы, способствует естественному человеческому самовыражению; и

б) сам по себе танец захватывает всю физическую сущность и этим превращает "я" в объект творчества. Танцора нельзя отделить от танца, происходит воссоздание себя как "я" и как объекта, в единстве сознания и тела.

Историческое развитие

В Соединенном Королевстве ТДТ возникла в 1940-х из опыта трудотерапевтов, медсестер и психологов, которые экспериментировали с движениями в психиатрических больницах. К 1970-м эта работа уже требовала специального обучения и проводилась преимущественно в тех же условиях. Однако в более поздние времена немногочисленные практики начали предлагать ТДТ в системе государственных и частных услуг.

Профессиональная ассоциация, ассоциация танцевальной двигательной терапии (АТДТ - АDМТ), сформированная в 1982 году, выросла из группы коллег-пионеров, регулярно встречавшихся в 1970-х для тренинга и супервизии в своем кругу. В первый исполнительный совет входили Линн Крейн, Каталина и я. К 1984 году в Соединенном Королевстве получила распространение американская система тренинга, и в Институте Рохэмптона начали проходить сертификационные курсы. В 1987 году в Хартфордширском колледже искусств и дизайна в Сент-Олбансе (ныне Университет Хартфордшира) был организован первый государственный постдипломный тренинг, утвержденный Советом по государственным академическим назначениям.

Основоположники

В 1970-х Одри Уэзерс и Марион Норт приступили к использованию в терапевтических условиях лабановских движений. Сам Рудольф фон Лабан (Rudolf von Laban, 1949) указывает, что подобной работой он интересовался еще в 1940-х годах. Вероника Шербурн, также проходившая тренинг у Лабана, в 1950-х изучала движения в Уитимидском терапевтическом обществе (стоявшем на юнгианских позициях). Позднее она применила свои открытия в работе с детьми, страдавшим тяжелыми интеллектуальными расстройствами. В середине 70-х Кедзи Пенфилд, американец, прошедший тренинг по лабановскому анализу движений, ввел ТДТ в практику работы терапевтического общества в Шотландии. Я прошла тренинг по танцам Лабана в Англии в начале 1970-х и развивала направление в больницах и специальных школах. В 1991 г. я опубликовала работу "Creative Movement and Dance in Groupwork" (" "), а в 1992-м выпустила книгу "Dance Movement Therapy" ("Танцевальная двигательная терапия") - первую, в которой документально освещается работа практикующих ТДТ в Соединенном Королевстве (Рауnе 1991, 1992).

Из всего перечисленного практика ТДТ выросла в работу с различными категориями клиентов, начиная с лиц со специфическими нуждами и расстройствами душевного здоровья и заканчивая старшими группами индивидов, страдающих от тех или иных зависимостей, и теми "функционирующими" членами общества, которым показано развитие личности. Некоторые приемы ТДТ сейчас используются в тренинге менеджеров и оценке личной и командной эффективности в корпоративном бизнесе и на рабочих местах.

Связь с другими разновидностями терапии

ТДТ - одна из четырех признанных арт-терапий (другими тремя являются арт-терапия, драма и музыкальная терапия). Подобно им, она имеет свою собственную профессиональную ассоциацию с критериями полноправного членства, стандартами и этикой, ежеквартальный бюллетень и право проведения постдипломного тренинга на законной университетской основе. Существует Психотерапевтический институт искусств, который предлагает краткосрочные курсы, публикации, консультации по вопросам тренинга, экспертизу, обучение ТДТ и клиническим услугам для ряда лиц, включая специально нуждающихся.

Не подтверждается общность ТДТ с когнитивной терапией, трансактным анализом или соответствующими моделями познания личностного процесса. Она также отличается от гипноза.

Основные понятия

С древнейших времен танец был составной частью всех культур, а в шаманстве он применялся в целительных целях. Во всем мире он выступал как сила, объединяющая общество. Можно сказать, что обрядовые и другие церемониальные танцы служат задаче выражения душевного и духовного здоровья этих обществ.

В нашем обществе, где слова ценятся превыше всего, плохо понимают людей, чьи травмы скрываются ниже словесного уровня, будучи вызваны психологическими, эмоциональными или физическими причинами. Выражение эмоций уходит корнями в тело и в норме сопровождается интеллектуальным откликом, однако некоторые люди не могут их переживать и остаются заблокированными на уровне чувств.

Важность жестов и поз для коммуникации документально подтверждается ранними исследованиями, предпринятыми в сфере невербального общения, такими как работы Дарвина (Darwin, 1965). Позднейшие изыскания показывают решающую роль физического контакта и движений в таких первичных отношениях, как довербальные переживания в общении матери и ребенка.

Можно говорить, что ТДТ располагается на периферии современных терапий в своей приверженности холистическому подходу к обеспечению благополучия и, делая акцент на телесных / душевных / духовных / интеллектуальных отношениях, может привлечь тех, кто заинтересован в альтернативных путях к исцелению и здоровью. Работу над психосоматическими симптомами можно облегчить, если воспользоваться путем исследования, пролегающим через само тело.

Имеются прочные связи между ТДТ, райхианской терапией и биодинамической терапией - например, в том внимании, какое она уделяет дыханию, прикосновениям и спонтанной двигательной (и вокальной) экспрессии.
Поскольку ТДТ является экспериентальным методом, она имеет нечто общее с двигательной и вербальной психотерапией; кроме того, многие ее черты можно найти, например, в нейро-лингвистическом программировании (НЛП), в гештальт-терапии с ее использованием "здесь-и-теперь", поз и . В методах, принятых в групповой психотерапии, например, в групповой аналитической работе, тоже используются метафоры и групповой процесс, свободные ассоциации и интерпретации; а коллективные и архетипические феномены, которые часто проявляются в материале движений, устанавливают связь с юнгианскими подходами к использованию активного воображения, сновидений и мифов. Можно видеть, что в ТДТ применяются как директивные методы, подобные тем что обнаруживаются в НЛП или бихевиоральных системах релаксации и тренинга уверенности в себе, так и недирективные / неструктурированные методы работы - сосредоточенные на клиенте, а также психодинамические. ТДТ будет неизбежно зависеть от категории клиентов, условий проведения, целей, задач, а также взглядов на мир и подготовки конкретного терапевта с конкретной ориентацией. Более недавний подход применяется в интегративной двигательной психотерапии, которая специально предназначена для глубинной, продолжительной работы с отдельными зрелыми индивидами, которые ищут психотерапевтических отношений, где выразительными средствами будут движения и слова.

Причина страдания

Идея здесь такова, что люди могут нести в себе поврежденные или скрытые черты, которые можно выправить или выявить посредством терапии. Если их не касаться, то люди могут функционировать либо недостаточно, либо с избытком, и иметь симптомы, обозначаемые как депрессия, вредные привычки, заниженная самооценка, слабые коммуникативные навыки и т д. ТДТ-терапевт может счесть, что страдание связано с отсутствием единства между телом и чувствами, блокированием экспрессии и также, следовательно, интеграции аспектов собственного "я" на телесном уровне. При работе сразу с чувствами и телом можно добиться более естественного облегчения, чем при работе с одними словами, которые могут быть использованы для сопротивления переменам и защиты от трансформации. Таким же образом, если внимание оказывается только телу или телодвижениям, процесс будет поверхностным, и в какой-то момент пациент может вернуться к старым знакомым паттернам, которые проявятся в движениях.

На трансперсональном уровне можно встретить терапевтов, считающих страдание тем, что нам суждено пережить; самое же большее, что можно сделать, - преобразовать горе в обычную печаль. Если так относиться к причине, то допущение окажется весьма смелым. Лично я считаю, что мы все являемся частью нашего мира, и нет никаких причин и следствий per se , а есть лишь столкновение одной совокупности паттернов, которую мы проживаем и, если можем, изменяем, с другой, еще более вызывающего толка.

Процесс изменения

В ТДТ никакое познание процесса не может быть полным без учета мнения клиента. Участник группы сообщает:
То, что произошло со мной в ходе ТДТ, я готов сравнить с археологическими раскопками в моем теле; моя душа была тем, во что я вгрызался посредством двигательных ощущений, и это были неземные, выздоравливающие части моего существа... которое просто становилось более цельным.

Из движения естественным образом рождается контакт, - который целенаправленно используется в процессе ТДТ. Для большинства из нас идея языка тела не есть нечто новое; именно в нем зачастую проявляется наша аутентичность. Этот феномен является основополагающим для ТДТ, а техники призваны достучаться до бессознательной мудрости, "известной" нашим телам.

Позы, жесты и движения являются средствами признания и передачи скрытых, забытых или задавленных эмоций, более полного самовыражения. Эта идея не нова, люди всегда использовали движения и танцы для высвобождения естественной, примитивной сути.

Предложенная форма коммуникации представляет собой особый язык, на котором общаются и который понимают пациент и терапевт. Танцевальные движения применяются при том убеждении, что всякое движение вообще выполняет символическую функцию, и все эмоции можно испытать, выразить и воспринять через позы, жесты и движения.

Разблокирование способности к росту, которому сопротивляется скованная мускулатура, расширяет спектр чувств улучшает их выражение. В литературе по ТДТ утверждается, что эмоциональные, социальные и поведенческие расстройства неизменно отражаются как в ограничении объема движений, вызванном тоническими паттернами пациентов, так и в ограниченности мышления и абстрагирования.

Идея единства сознания и тела далеко не нова. Мы суть наши тела и через них наиболее мощно и непосредственно выражаем свои подсознание и индивидуальность. Древней является и идея взаимосвязи движения и чувства; как утверждается в старейшем литературном памятнике "И Цзин", "любой порыв сердца ведет нас к движению". Чтобы вызвать немедленную реакцию на эмоциональном уровне, можно проработать телесные движения, которые считаются связанными с эмоциями. Это позволяет довербальным чувствам стать интегрированными через символику выразительного движения.

Таким образом, ТДТ может служить как изменению, осознанию и исследованию, так и диагностике. Акцент делается на личном или групповом двигательном утверждении, или "танце". Интеграция вытекает из совместной обработки чувств и физического присутствия. Терапевт создает обстановку поддержки, в которой можно, ничем не рискуя, выразить, принять и передать чувства. Терапевтические отношения являются частью процесса, в котором перенос интерпретируется там, где это уместно.

В США на данную тему было написано больше, чем в Соединенном Королевстве, и любопытно, что теперь в литературе получают большее освещение такие идеи Лабана, как оценка и диагностика. В США термины "двигательная терапия" и "танцевальная терапия" являются взаимозаменяемыми, и часто пишется так: танцевальная/двигательная терапия или танцевально-двигательная терапия. В Соединенном Королевстве, где она была признана позднее, мы пользуемся термином "танцевальная двигательная терапия", считая, что он более точно отражает природу этой работы.

Терапевтические цели

Что касается терапевтических целей, то терапевт и пациент могут ставить их вместе или терапевту может потребоваться действовать совместно с командой подопечных для идентификации целей. По достижении взаимного понимания многие мои клиенты способны формулировать свои собственные цели. С одной клиенткой, например, мы согласовали терапевтическую цель на первой сессии, и эта цель касалась ее "знания" о насилии, которому подвергал ее отец (см. разбор случая, помещенный в данной главе ниже). Однако от случившегося у нее осталось только неуловимое чувство и никаких реальных воспоминаний или свидетельств из других источников. Хотя я держала это в уме, данное событие не ставилось целью выявления его посредством каких-либо интерпретаций или гипотетических построений. Оно одновременно являлось и не являлось целью, и так протекала работа с ним.

Оценочные процедуры играют решающую роль в прояснении целей, и некоторые терапевты проводят перед лечением очень подробную оценку движений и/или психологические/личностные тесты. Я склоняюсь к сбору подробного анамнеза и, может быть, выстраиваю предположения о пользе для совместной работы тех или иных действий. Кроме того, опираясь на свое понимание природы затруднений, я могу порекомендовать проводить одну, две или три сессии в неделю и/или группу. Однако важно помнить, что целью скорее является процесс, нежели результат. Фокусируясь на цели, мы можем упустить процесс, и наоборот.

Практики
Отношения

Роль, которую берет на себя терапевт, зависит от типа клиента. Например, терапевт может присоединяться к клиенту или группе в их двигательной экспрессии или не быть зависимым от таких факторов, как усиление эго клиента. Участие в двигательной интеракции и/или физический контакт могут потребоваться в работе с пациентами, страдающими аутизмом, неспособностью к обучению и некоторыми тяжелыми расстройствами психики. Для других категорий такое "присоеднение" может быть не самым лучшим решением. Однако материал, возникающий из терапевтических отношении, станет явным независимо от уровня физической включенности терапевта. В действительности это часто иллюстрируется типом включенности.

Клиент всегда наделяет терапевта некоторой властью, что проявляется, к примеру, в комментариях клиентов по поводу двигательных способностей терапевта, или в понимании терапевтами важности движения, или в наличии у них решений проблем клиентов.

В ТДТ применяется много техник. Нехватка места не позволяет привести их полный перечень. Некоторые призваны повысить осознанность двигательных паттернов - например, преувеличение, когда движение нарастает, снижается, ускоряется, замедляется, усиливается или ослабевает, становится более свободным или более подконтрольным. Можно предложить исследовать противоположное движение и этим также повысить осознанность того, что может быть стремлением оградить себя от определенного чувства. В групповой ТДТ группа обычно объединяется для групповой двигательной импровизации, тогда как терапевт отражает индивидуальные двигательные темы по мере их выявления; иногда участники способны заявить о "движении, как..." по ходу самого двигательного акта. Терапевт может высказываться о конкретном двигательном паттерне в его отношении к групповому процессу либо по ходу движения, либо в процессе последующего вербального обсуждения.

Терапевты прибегают к собственному движению, чтобы отразить двигательные паттерны, создавая позитивное ощущение "пребывания с" клиентом. Вербализация и вокализация сопровождают двигательную интеракцию, а также присутствует там, где индивид исследует свои сокровенные миры. Терапевт может описывать двигательный паттерн по ходу двигательной активности клиента или просто привлекать внимание последнего к аспектам, которые представляются важными.

Некоторые клиенты побуждаются работать с закрытыми или полузакрытыми глазами, что позволяет им стать более чувствительными к своим внутренним ощущениям и чувству движения. С другими этого делать не рекомендуется, особенно при работе с психотическими больными.

Перенос и контрперенос обычно признаются и утилизируются, особенно это касается ТДТ на постоянной основе. От терапевтов, работающих в учреждениях, работа часто требует проведения краткосрочных групп, и индивидуальная или постоянная групповая работа здесь обычно практикуется реже, чем, скажем, в частной практике, где эту деятельность можно назвать "двигательной психотерапией". Терапевтическое искусство слушать имеет решающее значение как при вербальных проявлениях, так и в двигательной экспрессии.

Работает ли это?
Подводные камни

Двигаясь, терапевт должен отслеживать собственные движения, так как последние могут быть не свободны от контрпереноса, развившегося в процессе совместного с клиентом движения. Только анализ постфактум способен показать терапевтам, что они передвигались так, а не иначе в результате своей интерпретации двигательных отношений, которая стимулировала их собственный материал.

Одним очевидным ограничением для участия терапевтов в движениях является их собственная физическая уязвимость - например, боли в спине, сломанная нога и т. д.

Опасность для клиентов может таиться в их взглядах на природу метода. Например, в случае, если они считают, что должны для этого уметь танцевать, заучивать определенные па, наслаждаться своим телом, двигаться и при этом не разговаривать, и т. д. Их может разочаровать то, что терапевт не объясняет им, как нужно двигаться: "А ну-ка, расскажите нам, что делать, покажите нам, как делать... раз танец - так и учите нас танцам" - такие реплики звучали в группе девушек-подростков с выраженными психическими нарушениями, находившихся под опекой. Другие могут потребовать, чтобы терапевт плясал перед ними, развлекая их. Эти заявления представляют собой важный материал для проработки и должны быть использованы как возможность дальнейшего раскрытия внутпеннего мира клиентов. На ранних стадиях терапии обычным явлением становится страх, связанный со входом в пространство движения, и стыд, вызванный "несовершенством" движений и тем, что тебя рассматривают как тело. Называние сессий "танцами" не всегда позволяет клиентам включиться в терапию; чтобы успешно вовлечь участников в занятия, важно найти правильный язык для каждой категории клиентов.

Не менее значимым явлением в ТДТ оказывается проблема сексуальности. Я задаю себе вопрос: ловушка ли это? Что ж, может быть, - для терапевтов, которые не уверены в своей собственной сексуальности. Движения могут стать чувственными, а любой физический контакт может смутить клиентов, которым был нанесен физический или сексуальный ущерб. Терапевтами часто оказываются женщины, и при работе, например, с группой, целиком состоящей из мальчиков-подростков гетеросексуальной ориентации, сексуальность почти всегда становится главной темой. Клиента может напугать совместное движение с терапевтом, в которого он влюблен под влиянием переноса. По этим причинам в самом начале терапии важно оговорить главное правило, гласящее, что отношения между клиентом и терапевтом, а также движения и прикосновения имеют непринудительный и несексуальный характер.

Научно-исследовательская работа

Научные изыскания в этой области чрезвычайно ограниченны. Однако в США задокументировано большое количество частных случаев. В них описываются мнения отдельных практиков о собственной работе. Для накопления знаний и более полного понимания практического использования метода крайне необходимо систематизированное, скрупулезное исследование. Очень мало внимания уделяется оценке, и практически никакого - мнению клиентов насчет процесса. До настоящего времени в Соединенном Королевстве были предприняты два исследования, которые проводились в несколько нетрадиционной форме и разбирали вопросы ТДТ с клинических позиций.

Что может быть критерием результативности процесса ТДТ? Я убедилась, что измерение означает выяснение вещей, которое полностью упускает суть: само событие ТДТ, его уникальную сущность. Мне кажется, что последнее не есть нечто, доступное "научному" пониманию в традиционном смысле этого слова. Тем не менее, оправданность ТДТ должна быть подтверждена, чтобы быть по-настоящему принятой основной частью общества. Так как художественное творчество, в которое входят танцевальные движения, касается человеческих качеств и смысла жизни, то ТДТ не подойдет ни один научный метод, не учитывающий понимания этого момента. Вопросы, касающиеся эпистемологии танцевальной двигательной терапии, захватывают воображение; именно к ним должно быть приковано внимание при научном анализе ТДТ.

Одним из способов определить ценность опыта танцевальной двигательной терапии является опрос клиентов. В одном таком исследовании представлены мнения клиентов по поводу процесса ТДТ (Пейн, Раупе 1987,1988). Участники выдвинули несколько интересных соображений. Например, о том, что сессии были изначально связаны с движением и разговором, большим расслаблением, разбором чувств и пониманием отношений друг к другу и к терапевту. Еще один клиент недавно восклицал: "Никто даже не мог понять, что происходит в ТДТ, это было так эмоционально, так мощно; совсем не похоже на интеллектуальное знание".

Разбор случая

В своем первом телефонном разговоре со мной клиентка сослалась на ощущение того, что в детстве она, возможно, подвергалась сексуальным домогательствам со стороны отца. Кроме того, она чувствовала, что нуждается в чем-то более глубоком, чем терапия, к которой она обращалась прежде. Она спросила: не был ли мой метод разновидностью шаманской пляски? Затем она сообщила мне, что прочитала о моем подходе и думает, что он мог бы ей помочь.

Она начала двигаться, не думая, о чем говорят ее движения и что выражают. Сегодня мы не оговаривали тему - только ощущение вязкости и предпочтение посвятить эту сессию двигательному исследованию. Через 10 минут движений с закрытыми глазами проявился двигательный паттерн, который казался связанным со знакомыми движениями - теми, при котороых, по ее словам, она чувствовала себя в безопасности. Я предложила ей представить, что она увязла в этих движениях и посмотреть, что принесет дальнейшее исследование. Она крутила головой, пожимала плечами, что-то отталкивала руками и медленно переваливалась с ноги на ногу. Примерно через 5 минут она начала делать хватательные движения, как будто тянула к себе нечто, находившееся впереди. Она медленно пошла вперед, когда схватила воображаемый объект, казавшийся чем-то расплывчатым. Этот паттерн какое-то время сохранялся, покуда она, расхаживая, не наткнулась на стену. Она воскликнула, что это барьер, который ее останавливает. Я заметила, что ее пальцы напряглись. "Что сейчас нужно сделать вашим кистям?" - спросила я. Те тут же начали гневно сжиматься и разжиматься. "Царапать", - сказала она. Ее челюсти начали сжиматься, и я обратила ее внимание на это. Затем она стала орать, пинаться и царапаться. Она напомнила мне дикую разъяренную кошку, звуки и движения были - один к одному. Это продолжалось около 10 минут. Затем ее руки коснулись бедер. Когда я предложила ей обратить внимание на этот контакт с собой, та начала бить себя по ногам и тазу. Она осела на пол, рыдая. При последующем вербальном продолжении работы она открыла, что это двигательное переживание было связано с фрагментом воспоминания. Она увидела себя 4-5-летним ребенком, который чувствовал, что не смеет роптать, но испытывал ярость. Она осознала, что стирает "какую-то" жидкость со своих ног и тазовой области, "Это все из-за моего отца, - сказала она, - сексуальное насилие... оно было, теперь я это точно знаю" - забытое воспоминание. Много лет она сознательно стремилась оживить эту память.

Танцевальная терапия

Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия.

Цель танцевальной терапии - развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта.

Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление спонтанного движения. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое.

Главная установка формулируется следующим образом: движения отражают черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер наших движений.

Специальные упражнения танцевальной терапии представляют собой свободное раскачивание, движения, требующие собранности и контроля над телом, чередование расслабления и собранности, связанных с дыхательным циклом, перемещение по помещению строго определенным образом.

На первом этапе, занимающем несколько минут, занятия танцевальной терапией обычно используются для разминки, помогающей каждому участнику подготовить свое тело к работе подобно тому, как перед выступлением музыкант настраивает свой инструмент. Разминочные упражнения имеют физический («разогрев»), психический (идентификация чувствами) и социальный (установление контактов) аспекты.

Одним из вариантов начала занятий предусматривается выполнение спонтанных движений свободной формы под попурри из разных мелодий. Здесь встречаются упражнения, включающие встряхивание, растяжки, раскачивание, хлопки, потряхивания, которые, начиная с кистей рук, распространяются на локтевые суставы, плечи, грудную клетку. Эти упражнения повторяются до тех пор, пока вся группа не разогреется как следует.

На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы. Например, разрабатывается тема «встреч и расставаний». На уровне движений могут «встречаться» и «расставаться» отдельные части тела. Кисти рук и локти могут «встретиться», чтобы тут же «расстаться», или они могут «встретиться», чтобы «вступить в драку» или чтобы «обнять» друг друга. Взаимодействию между членами группы могут способствовать встречи ладоней одного с локтями другого и т.д.

На заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного группе пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность. Руководитель либо определяет характер движения участников, либо сам их повторяет.

«Танцевальная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности».

Танцетерапия основана на выражении пластикой тела определенных чувств и переживаний. В качестве главного средства выражения этих состоянии в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека. Благодаря своеобразию языка танец (согласно концепции К. Юнга) способен из сферы бессознательного извлекать подавленные влечения, желания и конфликты человека и делать их доступными для осознания и катарсической разрядки. Имеется семь основных сегментов мышц: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза, в которых «закупорены» различные отрицательные эмоции - страх, гнев, обида. Снятие такого физического напряжения в танце или в специальных ритмических упражнениях создает условие для выражения чувств, мыслей и эмоций человека. Гибкое расторможенное тело оказывается более способным к широкому спектру эмоциональных переживаний и выходу отрицательных эмоций.

Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.

На методе физических действий строится также система К.С. Станиславского. Актер может вызвать различные эмоциональные состояния, если он совершает необходимые физические действия. Движения под музыку обеспечивают также коррекцию нарушений коммуникативной сферы, помогают установить контакт в групповом танце.

Танец - это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец, прежде всего, требует прямого общения, потому, что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело, естественные движения которого создают материал для танца, единственный материал, являющийся его собственным и самостоятельно им используемым. Исходя из целей дальнейшего изложения, хотелось бы подробнее рассказать об основных факторах развития танцевальной терапии.

Во-первых, после второй мировой войны многие инвалиды, ветераны войны, нуждались в физической и эмоциональной реабилитации. Танцевальная терапия стала дополнительным методом лечения стационарных пациентов, многие из которых не могли говорить, и поэтому к ним невозможно было применить лечебное вербальное воздействие.

Вторым фактором, способствовавшим росту интереса к танцевальной терапии, явилось открытие в 50-х г. транквилизаторов. Доступность и широкое применение лекарств помогли разработать и применять к хроническим пациентам психиатрических клиник новые программы вмешательства в психические процессы, предусматривающие более активное лечение. Танцевальная терапия явилась альтернативным лечебным методом по отношению к этим программам.

Третьим фактором в развитии танцевальной терапии в 60-е гг. стало движение тренинга человеческих отношений, которое способствовало разработке экспериментальных методов расширения самосознания и работы с группами.

Таким образом, исследования невербальной коммуникации, в частности анализ коммуникативного поведения человеческого тела, вызвали интерес к новым программам танцевальной терапии. Одним из стимулов к этим исследованиям стала попытка обучения интуитивному мышлению путем обращения внимания на развитие функции правого полушария.

Этапы проведения:

1. Одним из них является углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое и эмоциональное состояние участников, но к тому же может служить развлечением для тех участников, чьи двигательные функции и без того в относительном порядке. Большинству из нас нужна лишь некоторая помощь в укреплении мышц, растяжке, улучшении координации движений, зарядке энергией.

2. Вторым этапом ТДТ, состоит в усилении чувства собственного достоинства у участников путем выработки у них более позитивного образа тела и повышения самооценки личности. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я». Овладение новыми движениями и позами означает и овладение новыми чувствами.

3. Также танцевальная терапия используется для развития социальных навыков. Танцевальные движения представляют собой своеобразное средство связи с окружающими во время обучения элементарным навыкам общения. В группах создаются условия для стимуляции творческого потенциала личности, также совместно с руководителем группы и другими участниками осуществляется поиск собственного стиля в общении и самовыражении. 4. Еще одним этапом ТДТ является помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи с движениями, что существенно улучшает физическое и эмоциональное состояние человека.

Техника проведения:

1. Терапевт, использующий технику «тело-Я», знает, как двигательный стереотип может быть связан с эмоциями. Например, индивидуумы с эмоциональными нарушениями часто демонстрируют неестественные телесные позы. Тревожный человек может в волнении покачиваться, руки его подергиваются, выражение лица напряженное. Руководитель группы пытается установить связь с участником путем сензитивного зеркального отражения этих движений и поиска альтернативных. Для участников с тяжелыми нарушениями целью может быть достижение ясного образа тела и разграничение себя и других, фантазий и реальности.

Движения большинства людей не столь преувеличены или регрессивны. Тем не менее, статические позы, манера и характер движения могут отражать внутреннее состояние: психическую самоизоляцию, страхи или идиосинкразические личностные черты. Группа старается помочь каждому участнику пережить эмоциональные изменения посредством достижения изменения в физических позах и движениях.

2. Члены группы помогают друг другу развивать эмоциональные переживания. Для моторного развития эмоции ее вначале нужно пережить, для чего требуется припомнить инцидент, а затем тело должно по возможности спонтанно двигаться для выражения эмоции. Прямое действие, прорывающееся через слова, - самая ясная форма, которую может принимать эмоциональный импульс. Наконец, «окружающая среда» в лице других членов группы должна поощрять участника реагировать так, как будто действие, порожденное эмоциями, было эффективным. Эмоция не найдет разрешения и не будет интегрироваться в личности до тех пор, пока она не «аккомодирована» или не проявлена по отношению к другим. В обычном на этом этапе упражнении руководитель может назначить некоторых участников ведущими («контролерами»), других ведомыми («контролируемыми»). «Контролеры» с помощью жестов указывают, как они хотят, чтобы «контролируемые» двигались, и экспериментируют с изменениями скорости, направления и уровня движений. Другие межличностные упражнения могут включать физический контакт между участниками группы.

3. Путем расслабления всех скелетных мышц, вызывающего падение участника на пол. Чтобы сделать успешным ее выполнение, участники должны фактически «выключить» мысли и чувства из своего сознания. Хотя видовая поза рассматривается как исходная точка и начальная позиция других упражнений, это только умение, действующее на рефлекторном уровне. Работа с произвольными импульсами включает исследование сознательно контролируемых движений, которые могут быть и целенаправленными, например обход комнаты для удовлетворения любопытства. Для увеличения сензитивности к эмоциональным импульсам члены группы занимаются улучшением распознавания основных эмоций (страха, гнева, любви, удовольствия) и отработкой их в безопасных условиях группы. Например, участникам могут предложить принять видовую позу, вспомнить житейскую ситуацию, обычно вызывающую страх, и как можно быстрее ответить на «неотреагированное» мышечное напряжение, которое вызывается воспоминанием об этом инциденте. Воспоминание стимулирует эмоциональные импульсы, которые переводятся в действие. Один член группы может залезть под стол. Другой свернуться в клубок и дрожать, третий громко смеяться. Затем участники обсуждают опыт. Они делятся мыслями о том, как чувства ложатся в основу психомоторного проявления, чем можно облегчить это проявление, и предлагают друг другу поддержку.