Танцевальная терапия психология. Танцевальная терапия — когда болит все, кроме души

Что для вас танец?

Возможность поддерживать себя в хорошей физической форме? Хорошая осанка? Хорошее настроение? Новые знакомства? А быть может, поиск себя? Встреча с собой, со своим телом?

Традиционно, человек сдержан в проявлении своих эмоций, а танец помогает раскрепоститься, проявить чувственность. С помощью музыки и движений у человека есть возможность почувствовать своё тело и научиться получать от него удовольствие. В танце человек встречается с собой настоящим.

Танец, как таковой, вышел за привычные рамки и обрёл новую жизнь во второй половине 20-го века в качестве элемента психотерапии.

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) нашла широкое распространение во многих точках этой планеты, так как в ней используется универсальный язык движений в соприкосновении с различными психологическими концепциями.

Танец — это неповторимое действо, импровизация. В спонтанных движениях бессознательное человека приобретает видимую форму. Танец помогает отыграть роли, которые мы надеваем на себя в жизни и начать реально относиться к ситуации. Танцевально-двигательная терапия помогает ощутить и понять причину симптомов, болей различного рода.

Ещё Вильгельм Райх , основоположник телесной терапии , считал, что все эмоциональные переживания, которые человек не выражает неделями, месяцами, годами, никуда не исчезают, а "застревают " в мышцах в виде мышечных блоков. Тело и психика оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Танцевально-двигательная терапия исследует реакции тела и его действия и помогает найти ту внутреннюю целостность, которая была потеряна в результате несоответствия чувств и действий.

Тело не может лгать, оно помогает раскрыть себя во всей полноте. Не важно, как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь, что ты выражаешь своим танцем. Не нужно бояться давать волю чувствам. Нужно простооткрыться в самовыражении и возобновить поток чувств в теле. В процессе ТДТ раскрывается информация, лежащая в основе различных болей и человек научается конструктивно взаимодействовать со своими чувствами. ТДТ основана на принципе, что движение отражает структуру индивида мыслить и чувствовать.

Танцевальная импровизация — это восстановление некоего диалога с собой, со своим телом. Это исследование себя. Это способ выражения эмоций, и даже воспоминаний.

Танцевально-двигательная терапия — это возможность поддерживать пламя своей жизни ярко горящим и освещающим жизнь близких людей.

Если для вас движение является способом переработки информации, способом самовыражения и самопознания, то танцевальная терапия, — это для вас. Возможно, именно сейчас пришло время научиться понимать своё тело, научиться управлять своими ощущениями, найти чувство собственного достоинства, и, — овладеть искусством социальной коммуникации. А поможет в этом танцевально-двигательная терапия.

»

Болезнь - это всего лишь результат , внешний показатель наших эмоций и переживаний. Не имеет смысла лечить её таблетками. Физическое состояние зависит исключительно от состояния психики.
Городской ритм жизни приводит к мышечным зажимам.

Однин из лучших и эффективных средств, снимающих мышечное напряжение- это танец . =)

Расслабляется тело - расслабляется и психика , высвобождаются подавляемые эмоции, энергия свободно перетекает по каналам тела, улучшая здоровье и общее состояние.

Танцевальная импровизация - это способы спонтанного движения, где мы можем выразить себя и свои чувства. Человек обретает возможность познать себя изнутри и почувствовать целостность физического и ментального.

В лечебном танце не обязательно обладать танцевальными навыками, важно ощущать и выражать себя в танце. Танцевать нужно не только телом, но и душой, глазами, улыбаясь внутри.

Задачи:

  • Следовать внутреннему процессу, освободить и раскрыть информацию, которая лежит в основе симптомов, болей, телесного дискомфорта и ограничений в движении.
  • Научиться понимать язык своего тела и использовать танцевальные движения для полного выражения чувств.
  • Развитие самоуважения, принятие себя, доверие к себе и к жизни.

Танцевальная импровизация помогает:

  1. Разрешить внутренние эмоциональные конфликты, освободиться от стресса.
  2. Выразить чувства, для которых нет слов.
  3. Освободить своё тело от мышечного напряжения, приобрести легкость в движении.
  4. Получить доступ к внутренним ресурсам и творческим силам.

Суть танцетерапии заключается в том, чтобы движением выразить свое состояние или проблему. «Прожить» настроение, конфликт, чувство, ощущение в танце, и это означает пройти половину пути к выздоровлению.

Создавая свой танец, мы создаем пространство, в котором перевоплощаемся, разыгрывая свои переживания. „Протанцовывая“ свое состояние, освобождаемся от мышечных зажимов, мешающих нам жить полной жизнью.

Тело способно восстанавливаться, нужно лишь научиться обращаться с ним правильно, уметь „договариваться“. Болезни тела вызваны психологическими блоками, которые ощущаются на физическом уровне.

Недоверие к собственному телу, нелюбовь к своему телесному облику, неумение воспринимать как единое целое свое духовное и физическое «Я» — из этих проблем вырастают десятки других.

Танец избавляет людей от комплексов, учит дружить со своим телом, понимать его язык. Только сначала нужно обязательно станцевать свой „танец души“, а уже потом переходить к классическим ритмам.

Цель танцетерапии — убрать ограничения личности.

Телесным выражением эмоционального здоровья является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и с почвой под ногами, ясный взгляд и мягкий приятный голос.

Танец — это спонтанная трансформация внутреннего мира в движение, в процессе которой пробуждается творческий потенциал и потенциал к изменению старого образа жизни.

Техника танцевальной импровизации.

Стоя ощутить своё тело как единое целое, „войти в состояние“. Отследить области дискомфорта или те, которые не вписались в общее чувство тела. Сосредоточиться на них и дать телу сделать какое-нибудь движение. Любое. Главное, чтобы не вмешивался ум со своими оценками „правильно-неправильно“, „красиво или нет“. Отдаться ощущениям и двигаться так, как хочет тело.

Закончить, когда почувствуете завершенность. Обычно тело само останавливается. Не надо руководить этим процессом. Также работать прорабатывая психологические проблемы или протанцовывая темы.

Импровизация под музыку – это выражение телесных ощущений, вызванных музыкой.

Танцевальная терапия - это совершенно уникальное явление. Что оно собой представляет? Это направление психотерапии, в котором движение и танец способствуют как физической, так и эмоциональной интеграции индивида. У данного метода богатая история. Да и вообще, он представляет собой определенный интерес. Так что данной теме хотелось бы уделить отдельное внимание.

О предпосылках

Всем людям, хоть немного знакомым с фольклором, историей и искусством, хорошо известно, что танец испокон веков был неотъемлемой частью различных ритуалов, общинной жизни и прочих практик. Это больше, чем просто движение под музыку. Танец нёс сакральную, коммуникативную, идентификационную, экспрессивную и рекреационную функции. Он помогал свободно выражать себя, контактировать с партнёрами, эмоционально разряжаться и снимать физическое напряжение. По сути, все перечисленные функции танец несёт и сегодня.

Целебные свойства танца в XX веке побудили специалистов в области психотерапии использовать их, как новый метод лечения. К тому же в то время появился данного жанра стал совершенно особенным. Ведь именно в нём подчеркивалась индивидуальность каждого человека и важность личного. Первыми танцевальными терапевтами стали такие люди, как Мэри Вигман и Рудольф Лабан.

И, конечно, рассказывая о предпосылках, нельзя не отметить вниманием учение Этот специалист уверял, что все невыраженные человеком переживания и эмоции никуда не исчезают. Они накапливаются в мышцах. И появляются своеобразные «блоки». В целом танцевально-двигательная терапия, упражнения которой будут отмечены вниманием чуть позже, обращается к учениям Райха. А точнее, к тому, как объясняет специалист работу психосоматических механизмов. Но методы его как таковые не используются.

В России

В нашей стране данное направление появилось не очень давно - в 90-х годах. И изначально даже не было обозначено такое понятие, как танцевальная терапия. Теория гласит: в России она изначально представлялась как метод личностного роста и развития. А вот в 1995-м понятие уже появилось. А вслед за ним - АТДТ (Ассоциация танцевально-двигательной терапии). Её организовали в Москве. И АТДТ работает при поддержке Американской, Европейской и Международной ассоциаций.

Сейчас ТДТ - это самостоятельное направление в психотерапии. И круг его применения очень широк. Танцевальная терапия направлена на борьбу со стрессами, болезнью Паркинсона, аутизмом, посттравматическими расстройствами и т.д.

О принципах

Как и любая другая лечебная методика, данный опирается на определенные положения и правила. Им следуют и врачи, работающие в данном направлении. Суть главного принципа заключается в том, что тело человека и его психика неотделимы. И они постоянно друг с другом взаимодействуют. Также танец воспринимается как способ коммуникации. И человек, занимающийся ТДТ, вступает в контакт с собой, партнёром и целым миром.

Ещё один важный принцип заключается в единстве мыслей, чувства и поведения. Потому что любое изменение в одном аспекте влечёт за собой перемены в двух других. В этом, кстати, проявляется принцип целостности. Также «изюминкой» является восприятие своего тела в качестве не объекта или предмета, а процесса. Само осознание этого отражается на результате, преподнося нужный эффект. И ещё один важный принцип - в ходе практики танцевальной терапии специалист обращается к творческим ресурсам человека, как к бесконечному источнику созидательной энергии и жизненной силы.

Цели

Танцевальная терапия для детей и взрослых направлена на достижение одинакового результата. Главная цель заключается в расширении сферы осознания своего тела, а также его возможностей и особенностей. Важно, чтобы человек сумел развить доверие по отношению к самому себе и улучшил свою самооценку. Для этого врачи и занимаются развитием тела пациента, прививают ему любовь к этому делу.

Ещё одна цель заключается в совершенствовании социальных умений и интеграции внутреннего опыта. Важно, чтобы человек в ходе лечения установил особую связь между движениями, мыслями и чувствами.

Методы

Стоит отметить, что существуют разные группы танцевальной терапии. Основной является клиническая. Это вспомогательный тип терапии, образующий эффективный в плане лечения симбиоз с медикаментами, прописанными пациентам. Клиническая ТДТ может длиться долго - иногда на протяжении нескольких лет. Но эффективность того требует. Кстати, особенно хорошо она помогает пациентам, имеющим нарушения в речи и межличностных коммуникациях (то есть в общении). Кстати, появилась клиническая ТДТ более 75 лет тому назад.

Также широкое применение находит ТДТ у людей с психологическими проблемами. И этот вид терапии намного более сложный, чем ранее упомянутый. Поскольку он направлен на решение конкретных проблем человека. И проводится такая ТДТ как в группе с другими пациентами, так и в индивидуальном порядке. В основу метода обычно ложится аналитическая психология.

А ещё существует танцевальная терапия для тех людей, у которых нет никаких проблем, но они хотят от своей жизни чего-то большего. Например, узнать с помощью ТДТ своё скрытое «я», найти новый способ самовыражения и начать взаимодействовать с другими.

Инновация

Как уже было сказано в начале, ТДТ обрела популярность не так давно. Что не удивительно, ведь это инновация. В ходе занятий с пациентами врач использует умения, навыки и знания, которые относятся к психологии, творчеству, искусству, физиологии и терапии. Это важно. Ведь практически каждая болезнь является психосоматической. И до того момента, когда недуг начинает проявлять себя на телесном уровне, он появляется в подсознании. То есть на уровне психики.

ТДТ особенна тем, что в ходе её проведения уделяется огромное внимание не только мыслительным процессам и когнитивным методам реабилитации, но ещё и физической и творческой части. То есть, проще говоря, задействуются оба полушария. А это - то, что необходимо гармоничному и целостному человеку. И как бы то ни было, но самым неизученным аспектом нашего мира на сегодняшний день является именно человек. А именно то, как его тело взаимодействует с психикой.

Польза

Танцевальная терапия, история которой весьма интересна, действительно эффективна. Она как нельзя лучше сводит к минимуму физическое напряжение и увеличивает подвижность человека. Если верить пресловутой теории Райха, то получается, что тот самый мышечный «зажим» ликвидируется. Ведь человек начинается двигаться, выражать свои чувства и эмоции в ходе танца. И скопившаяся энергия, которая тратилась на поддержание мышечного «зажима», находит своё применение.

Ценность артистических переживаний очень велика. В танце они даже из бессознательного извлекают потребности и влечения, о которых пациент мог даже не догадываться. Иначе говоря, он просто избавляется от них.

К тому же ТДТ - отличный способ для невербального взаимодействия. Именно по этой причине в последнее время обрели популярность групповые занятия. Человек начинает контактировать не только с целителем, но ещё и с другими участниками. А это - дополнительный сброс напряжения и более расслабленная обстановка. Групповые занятия значительно улучшают эмоциональное и физическое состояние пациентов. А если они ещё и являются подростками, то ТДТ помогает им увеличить уровень своей самооценки и выработать более положительный образ собственного тела. Контактируя с другими участниками группы, молодые люди могут пробудить в себе новые, ранее неизведанные чувства.

Движения

Итак, методы танцевальной терапии мы рассмотрели максимально подробно. Теперь можно затронуть вниманием и упражнения. Каких-то ограничений и общепринятых стандартов нет. Ведь одна из целей, как уже говорилось ранее, заключается в демонстрации свободы и творчества. Самое главное, чтобы движения, исполняемые пациентом, были направлены на осознание им собственных же чувств в данный, конкретный момент. Его задача - танцем выразить свои переживания. И терапевт, наблюдая за ним, должен понять, что пытается донести пациент. Здесь вступает в действие психоанализ. В задачи врача входит обязанность максимально точно разобрать поведение пациента, что поможет понять его проблему.

Потом целитель вместе с человеком приступает к расширению ограниченного потенциала движений. Так удаётся раскрепостить пациента, направить его на преодоление комплексов и психологических проблем. На это и направлена танцевальная терапия.

Упражнения являются тем, на чем должен сконцентрироваться пациент во время занятий. Когда человек «тянется», то ему важно прочувствовать, что именно в данный момент он чувствует. А врач, в свою очередь, должен помочь ему прийти к осознанию своих физических ощущений. На последней стадии пациент обычно чувствует, что его душа едина с телом, и передает это своим танцем.

Что ещё стоит знать?

Для ТДТ не существует преград. Никаких возрастных рамок или же ограничений по диагнозу. Сейчас существуют центры, работающие со взрослыми и детьми, которые принимают любых желающих, помогают справиться с личностными проблемами, тревогами, страхами, личным кризисом, непониманием себя и потерей смысла жизни. Имеет место быть и супружеская ТДТ.

Для детей разработаны особые программы, которые способны скорректировать (к чему относится аутизм, задержка развития, Для взрослых есть программа, помогающая справиться с навязчивым перееданием, анорексией и булимией. При помощи ТДТ можно даже наладить детско-родительские отношения.

И люди, которые решили заняться ТДТ (или им пришлось это сделать), уверяют, что эффект есть. Вся описанная теория подтверждается на практике. И терапия позволяет не только восполнить силы, но ещё и познать себя, ощутить свой свет, уникальность и ценность для этого мира, что подтверждают многие отзывы.

Обучение

Как уже можно было понять, очень сложной и многогранной является деятельность человека, который владеет таким искусством, как танцевальная терапия. Обучение специалистов данного профиля также проходит в несколько этапов. Сама программа была создана в 1995 году. Это пока единственная методика, которая соответствует требованиям Европейской Ассоциации ТДТ. И программу осуществляет такой вуз, как Институт практической психологии и психоанализа. Находится ИППиП в Москве.

Всем обучающимся по данному направлению предстоит освоить немало дисциплин. Подготовка всесторонняя и серьёзная. К преподаванию привлечены ведущие специалисты не только из России, но ещё из США и Европы.

В ходе обучения будущие терапевты проходят теоретические семинары по ТДТ и психологическому консультированию. Также программа включает в себя супервизии. Ещё учащимся предстоит прохождение личной психотерапии и клинической практики.

Образовательные нюансы

Важно отметить, что это не 4-годичный курс, а профессиональная переподготовка, по окончанию которой учащимся выдают соответствующий диплом. Данный документ дает специалистам право вести профессиональную деятельность в области психотерапии и, конечно же, ТДТ.

Для поступления необходимо составить анкету и написать содержательное эссе (своеобразный творческий конкурс). Также каждый будущий учащийся обязан пройти вводный курс по ТДТ. Это необходимо для выявления способностей человека к данной деятельности. В программу включено 10 часов основ креативного танца и 50 - групповой ТДТ «Основные жизненные темы». После завершения курса человек проходит собеседование и принимается на обучение.

Кстати, на сегодняшний день есть ещё региональная программа обучения, пройти которую можно в центре исцеляющего искусства и творчества в Уфе, сотрудничающем с ранее упомянутым вузом (ИППиП).

Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции через танец, показать свое настроение, ощущения. Прежде всего, танцевальная терапия способствует развитию мышц, позволяя ребенку тратить энергию, которой у него просто в избытке. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Танцевальная терапия

Танцевальная терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Танцевальная терапия является - это новая форма лечения для широкого спектра болезней. Лечение происходит на том принципе, что тело и разум взаимосвязаны, и через движение тела можно лечить самые тонкие области психики. Педагоги работают с детьми, у которых различные эмоциональные проблемы, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелые заболевания. Они работают с детьми всех возрастов в групповой и индивидуальной терапии. Некоторые также проводят исследования. Танцевальные терапевты стараются помочь детям развить навыки общения, позитивный образ и эмоциональную стабильность. Очевидно, что танец как метод лечения относится к сфере телесно-ориентированной терапии, а также психологии, лечебной физкультуры, арт-терапии и психосоматической медицины. Танец уже долгое время используется в качестве терапевтического инструмента. Истоки танцевально-двигательной терапии идут к древним цивилизациям, в которых танец являлся важной чертой составляющей жизнь. Возможно, люди начали танцевать и применять движение тела как средство коммуникации до возникновения языка. Специалисты доказывают, что еще народные целители в индейских племенах применяли танец в качестве своеобразного искусства исцеления. В Китае же в медицинское лечение были добавлены определенные движения, такие как Тай Цзи. Еще в 19 веке в Англии врачи были осведомлены о влиянии движения для лечения как физических, так и психических заболеваний. Разнообразные теории танцевальной терапии были разработаны в Великобритании под влиянием американских современных хореографов, таких как Марта Грэм и Дорис Хамфри. Танцевальная терапия появилась как профессия в 40-ые гг. ХХ века благодаря работе Мэрион Чейс. Она начала преподавать танец после того, как закончила свою карьеру в компании Денишоун в 1930 г. Она заметила на своих классах, что некоторые студенты больше интересовались чувствами, которые выражались в танце и мало интересовались самой техникой танца. И тогда она позволила им обращаться к свободе движения, а не механике танца. Вскоре местные врачи стали посылать ей своих пациентов. Это были дети с антисоциальным поведением, взрослые с двигательными проблемами и пациенты психиатров. Она была первым танцтерапевтом, работавшим на государственной службе. Чейс работала с пациентами, у которых были эмоциональные проблемы, и пыталась помочь им восстановить контакт с другими людьми через танец.

Танцевальная терапия с детьми дошкольного возраста - это очень сложный и трудоемкий процесс. Цель - развить творческие способности детей, средствами танцевального искусства. Основные задачи танцевальной терапии с детьми:

  1. Не только улучшить физическое и эмоциональное состояние детей, но и правильно использовать свое тело в танце
  2. Развить социальные навыки, посредством творческого взаимодействия
  3. Снять физическое напряжение, наладить контакт с собственными чувствами; установить связь чувств с движениями
  4. Научить детей работать в коллективе
  5. Повысить двигательную активность
  6. Раскрепостить ребенка
  7. Привить любовь к танцу
  8. Наработать широкий репертуар детских танцев и танцевальных игр

Ритмика в системе обучения знакомит с методикой преподавания и репертуаром детского танца. В детском возрасте, на начальном этапе обучения, закладываются многие важные навыки, поэтому развитие ребенка во многом предопределяется профессионализмом педагога. Ритмика помогает развить ритм, умения слышать и понимать музыку, согласовывать движения, развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Ритмика создает для организма ребенка физическую нагрузку, равную нагрузке нескольких видов спорта. Используемые на уроках ритмики движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На таких занятиях в раннем возрасте формируется осанка, мышечный скелет, развитие физических и природных данных в раннем возрасте помогает, подобно скульптору, вылепить из простого материала уникальное тело. В обучения детей младшего возраста необходимо добавить игровое начало, сделать игру главным компонентом урока, который должен возникать на почве игры, становиться ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры формируют умение трудиться, вызывают интерес к уроку, работе. Поэтому педагогу важно внимательно относиться к подбору репертуара для учащихся младшего школьного возраста, постоянно обновлять его, внося определенные коррективы с учетом времени и особенностей обучаемых детей, научиться самостоятельно, создавать танцевальные композиции и постановки с учетом возрастных, психологических и физиологических возможностей детей.

Приемы обучения ритмики тесно связаны с постоянной физической нагрузкой и требуют от хореографа совершенного исполнительского мастерства при демонстрации танцевального репертуара. Сама по себе физическая нагрузка обязательно должна быть сочетаться с творчеством, развитием памяти и эмоциональным выражением. Педагога-хореографа должен воспитывать в детях стремление к творческому самовыражению, грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного. Необходимо «разбудить» в детях интерес к занятиям и получению новых знаний, поставить четкие для детского понимания цели. Хореограф должен создать условия для дружного целеустремленного творческого процесса, где в равной степени трудятся и педагог, и ребенок. В этом отношении приносит большой успех индивидуальная постановочная работа. Дети любят ее, относятся к подготовке с большим интересом, ведут себя на репетициях лучше, чем на уроках, включаются в рабочий процесс, фантазируют, работают с огромным увлечением и отдачей. В процессе подготовки к постановке педагогу необходимо сформировать собранность, творческую активность и артистизм, которые необходимы в дальнейшем от будущих исполнителей. Они должны уметь перевоплощаться и владеть высочайшими навыками актерского мастерства. Педагоги-хореографы, репетирующие ярко и убедительно, добиваются высоких положительных результатов, их ученики различаются артистизмом, выразительностью в исполнении сложных танцевальных элементов. Сочиняя танцевальные композиции для детей, необходимо стремиться к доступности хореографического языка. Движения должны быть простыми и в то же время интересными. Не следует увлекаться обилием разнообразных ритмических фигур, перестроений, технических сложностей - недоступность гасит в ребенке желание заниматься. Если же он чувствует, понимает композицию танца, то он уже не отступит перед трудностями и будет упорно трудиться. Будущий специалист должен умело отбирать танцевальные движения, соединяя их в интересные сочетания, строить хореографические этюды. Методика предварительной этюдной работы полезна в работе с детьми именно при постановке сюжетных танцев и произвольных программ. Самым важным фактором работы на начальном этапе обучения является использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, повторение небольшого количества движений дают возможность качественного его усвоения, отработка является прочным фундаментом знаний. Различное сочетание танцевальных движений открывает новизну и развивает творческую фантазию детей. Обучение танцевальным движениям происходит благодаря практическому показу и объяснений на словах. Нужно четко обозначить баланс в сочетании этих двух методов. Подробное словесное объяснение приводит к потере внимания учащихся, утрате интереса к занятиям. Нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае материал воспринимается подражательно и неосознанно. Как известно, двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней жизни: ребенок учится ходить, бегать, прыгать и т. д. Любое движение представляет собой рефлекс, и на его овладение требуется время. Хореографическая тренировка - это длительный процесс выработки большого числа усложняющихся музыкально-двигательных навыков. Будущим педагогам следует помнить, что обучение двигательными навыками всегда должно сопровождаться конкретным эмоциональным настроем, нельзя учить только движениям, надо раскрывать эмоциональную выразительность учеников. На первых этапах обучения педагог знакомит детей с элементарными понятиями: характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер, эмоциональная выразительность. Происходит знакомство с актерским мастерством через игровые задания на передачу эмоциональных состояний. На занятиях необходимо использовать импровизацию. Импровизационное творчество детей не возникает само по себе, оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух и воображение ребенка, способность изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося опыта. Дети импровизируют выразительно-изобразительные движения в характере музыки, которую слушают и исполняют, ритмизируют, участвуют в играх - импровизациях по русским народным сказкам и сказкам других народов. К творческим заданиям импровизационного характера относится так же самостоятельный выбор наиболее подходящих названий к прослушиваемой музыке. Движения под музыку помогают лучше почувствовать общий характер произведения, темп исполнения. Применяя свои движения в ход восприятия музыки, дети реализуют свое непроизвольное стремление к двигательному сопровождению музыки. Детям очень нравится импровизация, они любят замирать в определенных позах, кружится, любят танцевать парами. Так же в игровой форме можно знакомить учеников с анатомией: части тела - суставы и мышцы. Эти знания помогут детям более осознанно усваивать танцевальные элементы и избегать возможных травм. Таким образом, при подготовке педагогов-хореографов спортивного бального танца важное место отводится предмету «Ритмика», который закладывает творческие и профессиональные основы, учит организовывать, планировать концертно-постановочную деятельность коллектива, быть руководителем и реализовывать задачи по воспитанию духовно-нравственной культуры у современного подрастающего поколения.

Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции через танец, показать свое настроение, ощущения. Прежде всего, танцевальная терапия способствует развитию мышц, позволяя ребенку тратить энергию, которой у него просто в избытке. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Кроме того, танцы способствуют развитию в ребенке эстетического вкуса и стремлению к красоте. Это выявляется самим набором танцев и одеждой, которая для танца выбирается самая красивая. Также у ребенка появляется музыкальный слух, который и позволяет попасть в такт музыке. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Танец может улучшить психодинамические функции ребенка. На самом деле, ритмические движения укрепляют разные группы мышц, и улучшает работу суставов, а также воздействуют на такие способности, как быстрота, точность и синхронизация движений. Логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, создавая тем самым базовую предпосылку для полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Это доказывает необходимость проведения специальных танцевальных занятий. Занятие в танцевальной студии способствует тому, что у ребенка и родителей возникают общие точки соприкосновения, а их в современных мире у семей очень мало. Поэтому родители должны мотивировать интерес своего ребенка к танцу, своим интересом, гордостью за все его маленькие победы, прежде всего над собой. Ребенок будет гораздо меньше болеть простудными заболеваниями, научится гордо держать спину. Все это в комплексе позволяет ребенку стать полноценной личностью - здоровой морально и физически.


Танцевальная терапия

Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия.

Цель танцевальной терапии - развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта.

Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление спонтанного движения. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое.

Главная установка формулируется следующим образом: движения отражают черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер наших движений.

Специальные упражнения танцевальной терапии представляют собой свободное раскачивание, движения, требующие собранности и контроля над телом, чередование расслабления и собранности, связанных с дыхательным циклом, перемещение по помещению строго определенным образом.

На первом этапе, занимающем несколько минут, занятия танцевальной терапией обычно используются для разминки, помогающей каждому участнику подготовить свое тело к работе подобно тому, как перед выступлением музыкант настраивает свой инструмент. Разминочные упражнения имеют физический («разогрев»), психический (идентификация чувствами) и социальный (установление контактов) аспекты.

Одним из вариантов начала занятий предусматривается выполнение спонтанных движений свободной формы под попурри из разных мелодий. Здесь встречаются упражнения, включающие встряхивание, растяжки, раскачивание, хлопки, потряхивания, которые, начиная с кистей рук, распространяются на локтевые суставы, плечи, грудную клетку. Эти упражнения повторяются до тех пор, пока вся группа не разогреется как следует.

На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы. Например, разрабатывается тема «встреч и расставаний». На уровне движений могут «встречаться» и «расставаться» отдельные части тела. Кисти рук и локти могут «встретиться», чтобы тут же «расстаться», или они могут «встретиться», чтобы «вступить в драку» или чтобы «обнять» друг друга. Взаимодействию между членами группы могут способствовать встречи ладоней одного с локтями другого и т.д.

На заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного группе пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность. Руководитель либо определяет характер движения участников, либо сам их повторяет.

«Танцевальная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности».

Танцетерапия основана на выражении пластикой тела определенных чувств и переживаний. В качестве главного средства выражения этих состоянии в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека. Благодаря своеобразию языка танец (согласно концепции К. Юнга) способен из сферы бессознательного извлекать подавленные влечения, желания и конфликты человека и делать их доступными для осознания и катарсической разрядки. Имеется семь основных сегментов мышц: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза, в которых «закупорены» различные отрицательные эмоции - страх, гнев, обида. Снятие такого физического напряжения в танце или в специальных ритмических упражнениях создает условие для выражения чувств, мыслей и эмоций человека. Гибкое расторможенное тело оказывается более способным к широкому спектру эмоциональных переживаний и выходу отрицательных эмоций.

Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.

На методе физических действий строится также система К.С. Станиславского. Актер может вызвать различные эмоциональные состояния, если он совершает необходимые физические действия. Движения под музыку обеспечивают также коррекцию нарушений коммуникативной сферы, помогают установить контакт в групповом танце.

Танец - это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец, прежде всего, требует прямого общения, потому, что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело, естественные движения которого создают материал для танца, единственный материал, являющийся его собственным и самостоятельно им используемым. Исходя из целей дальнейшего изложения, хотелось бы подробнее рассказать об основных факторах развития танцевальной терапии.

Во-первых, после второй мировой войны многие инвалиды, ветераны войны, нуждались в физической и эмоциональной реабилитации. Танцевальная терапия стала дополнительным методом лечения стационарных пациентов, многие из которых не могли говорить, и поэтому к ним невозможно было применить лечебное вербальное воздействие.

Вторым фактором, способствовавшим росту интереса к танцевальной терапии, явилось открытие в 50-х г. транквилизаторов. Доступность и широкое применение лекарств помогли разработать и применять к хроническим пациентам психиатрических клиник новые программы вмешательства в психические процессы, предусматривающие более активное лечение. Танцевальная терапия явилась альтернативным лечебным методом по отношению к этим программам.

Третьим фактором в развитии танцевальной терапии в 60-е гг. стало движение тренинга человеческих отношений, которое способствовало разработке экспериментальных методов расширения самосознания и работы с группами.

Таким образом, исследования невербальной коммуникации, в частности анализ коммуникативного поведения человеческого тела, вызвали интерес к новым программам танцевальной терапии. Одним из стимулов к этим исследованиям стала попытка обучения интуитивному мышлению путем обращения внимания на развитие функции правого полушария.

Этапы проведения:

1. Одним из них является углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое и эмоциональное состояние участников, но к тому же может служить развлечением для тех участников, чьи двигательные функции и без того в относительном порядке. Большинству из нас нужна лишь некоторая помощь в укреплении мышц, растяжке, улучшении координации движений, зарядке энергией.

2. Вторым этапом ТДТ, состоит в усилении чувства собственного достоинства у участников путем выработки у них более позитивного образа тела и повышения самооценки личности. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я». Овладение новыми движениями и позами означает и овладение новыми чувствами.

3. Также танцевальная терапия используется для развития социальных навыков. Танцевальные движения представляют собой своеобразное средство связи с окружающими во время обучения элементарным навыкам общения. В группах создаются условия для стимуляции творческого потенциала личности, также совместно с руководителем группы и другими участниками осуществляется поиск собственного стиля в общении и самовыражении. 4. Еще одним этапом ТДТ является помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи с движениями, что существенно улучшает физическое и эмоциональное состояние человека.

Техника проведения:

1. Терапевт, использующий технику «тело-Я», знает, как двигательный стереотип может быть связан с эмоциями. Например, индивидуумы с эмоциональными нарушениями часто демонстрируют неестественные телесные позы. Тревожный человек может в волнении покачиваться, руки его подергиваются, выражение лица напряженное. Руководитель группы пытается установить связь с участником путем сензитивного зеркального отражения этих движений и поиска альтернативных. Для участников с тяжелыми нарушениями целью может быть достижение ясного образа тела и разграничение себя и других, фантазий и реальности.

Движения большинства людей не столь преувеличены или регрессивны. Тем не менее, статические позы, манера и характер движения могут отражать внутреннее состояние: психическую самоизоляцию, страхи или идиосинкразические личностные черты. Группа старается помочь каждому участнику пережить эмоциональные изменения посредством достижения изменения в физических позах и движениях.

2. Члены группы помогают друг другу развивать эмоциональные переживания. Для моторного развития эмоции ее вначале нужно пережить, для чего требуется припомнить инцидент, а затем тело должно по возможности спонтанно двигаться для выражения эмоции. Прямое действие, прорывающееся через слова, - самая ясная форма, которую может принимать эмоциональный импульс. Наконец, «окружающая среда» в лице других членов группы должна поощрять участника реагировать так, как будто действие, порожденное эмоциями, было эффективным. Эмоция не найдет разрешения и не будет интегрироваться в личности до тех пор, пока она не «аккомодирована» или не проявлена по отношению к другим. В обычном на этом этапе упражнении руководитель может назначить некоторых участников ведущими («контролерами»), других ведомыми («контролируемыми»). «Контролеры» с помощью жестов указывают, как они хотят, чтобы «контролируемые» двигались, и экспериментируют с изменениями скорости, направления и уровня движений. Другие межличностные упражнения могут включать физический контакт между участниками группы.

3. Путем расслабления всех скелетных мышц, вызывающего падение участника на пол. Чтобы сделать успешным ее выполнение, участники должны фактически «выключить» мысли и чувства из своего сознания. Хотя видовая поза рассматривается как исходная точка и начальная позиция других упражнений, это только умение, действующее на рефлекторном уровне. Работа с произвольными импульсами включает исследование сознательно контролируемых движений, которые могут быть и целенаправленными, например обход комнаты для удовлетворения любопытства. Для увеличения сензитивности к эмоциональным импульсам члены группы занимаются улучшением распознавания основных эмоций (страха, гнева, любви, удовольствия) и отработкой их в безопасных условиях группы. Например, участникам могут предложить принять видовую позу, вспомнить житейскую ситуацию, обычно вызывающую страх, и как можно быстрее ответить на «неотреагированное» мышечное напряжение, которое вызывается воспоминанием об этом инциденте. Воспоминание стимулирует эмоциональные импульсы, которые переводятся в действие. Один член группы может залезть под стол. Другой свернуться в клубок и дрожать, третий громко смеяться. Затем участники обсуждают опыт. Они делятся мыслями о том, как чувства ложатся в основу психомоторного проявления, чем можно облегчить это проявление, и предлагают друг другу поддержку.