Виктор Зинчук: вне конкуренции. Виктор зинчук: я неправильная звезда

Гитарной музыкой увлекается не каждый. Но имя Виктора Зинчука известно, наверное, всем. Зинчук признан лучшим гитаристом России, его талантливые руки застрахованы на полмиллиона долларов США. В 2001 году он был занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый быстрый музыкант. Виктор исполнил «Полет шмеля» Римского-Корсакова за 24 секунды, в течение одной секунды он успевает сыграть 20 нот.

Билеты на Зинчука раскупались очень хорошо. Мы с коллегами предположили, что в основном придут мужчины, но на концерте в театре Драмы 16 сентября зал был полон зрителями обоих полов и всех возрастов. Каждую композицию встречали восторженно и долгими аплодисментами. Зинчук был обаяшкой: предупредил, что поломает каноны концерта, и в перерывах между игрой трепался, шутил и просвещал народ. Во втором отделении отвечал на записки зрителей, напоминая своей живостью Регину Дубовицкую из бессмертного «Аншлага». К всеобщему счастью, Дубовицкая на гитаре не играет, а вот Зинчук это делает профессионально и вдохновенно. Свое собственное мнение по поводу концерта я опущу, тем более что удовольствие, и немалое, получила, и на том, как говорится, спасибо!

Спасибо Зинчуку и за интервью, которое нам удалось взять в антракте. Виктор на бегу пытался выпить чашку чая, извиняясь перед нами, как будто это не мы ворвались к нему, украв небольшие минуты отдыха, а наоборот.

Вы вышли - и сразу «взяли» зал. И на днях, выступая в одной из программ НТВ, сказали, что в вашей жизни все складывалось легко. А были трудности?

Было очень тяжело. На самом деле все сложилось к сорока годам. Да, меня знают и любят. Но за все в жизни нужно платить. Вы знаете, у великих артистов и спортсменов в быту не все и не всегда складывается. По крайней мере, не с первого раза, так и у меня. Конечно же, я мучился и продолжаю мучиться. Тем, что моя музыка мало звучит по радио и по телевидению. Хотя в трудностях тоже есть своя прелесть.

- Вы и без этого очень известны.

Слава Богу. И на концертах всегда аншлаги. Но все равно жалко, что этой музыки мало слышат люди, хотелось бы больше. Потому что моя музыка и материал, с которым я работаю, значимые.

- Были такие моменты, когда вы говорили себе: все - не могу, не хочу видеть гитару?

Было и такое. Мы сейчас из Хабаровска, и там параллельно, на той же площадке, выступал Андрей Макаревич. В один день сделали наши концерты, все было в порядке, у каждого аншлаг. И я вспомнил первый мой концерт. Мы тогда были новой, никому не известной группой и работали с начинающей «Машиной времени». Мне усилитель сделали тихо-тихо. А я такой импульсивный, весь концерт дергался. А оказалось, что не было слышно вообще ничего. Так что, после этого концерта я поставил гитару и пару дней к ней не подходил. Я думал: блин, что ж такое. Но потом снова стал играть.

- И больше подобного настроения не возникало?

Было, когда ломал палец, потом руку, ходил с гипсом. Чуть ли не ревел: жалко себя, неизвестно - восстановится или нет, смогу или не смогу играть. Но это уже не потому, что я не хотел, а просто так обстоятельства складывались. Уже тогда, когда сломал ребра (я в футбол все играю, да и не только), тогда родилась идея создания рекорда Гиннеса. Я посмотрел и понял: секундная стрелка движется на самом деле медленно. И как-то так сложились обстоятельства, что я решил придумать этот рекорд, и пока никто его не побил. Если кто и сможет… да ради Бога. Это просто привносит в жизнь какие-то веселые штрихи.

- Бывают у вас сомнения в себе?

Конечно же. Были и есть. Каждый раз, когда я работаю над новым диском, у меня их много. Если в «Неолирике» звучат популярные мелодии 20-го века, то в «Амадеус 146» - серьезная музыка. Все, что сегодня звучит, это самая последняя программа, я не делаю исключения, не упрощаю ее. Когда играешь такую музыку, настраиваешься, и с тобой в жизни, соответственно, что-то происходит. Если играю веселую музыку - происходят какие-то веселые, смешные вещи. Серьезная же музыка притягивает драматичное. В этом состоянии я иногда месяцами нахожусь.

Поверьте, для того чтобы это действительно тронуло всех, нужно музыку через себя пропустить. Не так, как современные исполнители. Напишет мне автор песенку - эх, я ее спою. За смену напишем, слова наложим - вроде бы получается модная вещь, если ее раскрутить. По законам жанра можно раскрутить что угодно, и «Шоколадного мальчика», и тому подобное. И спустя пять лет это будет все смешно, это и сейчас у некоторых вызывает улыбку. Настоящая музыка - она не боится времени, так же, как и настоящий исполнитель. Люди и сейчас слушают Лемешева, Козловского. Что они, хуже Баскова? Ха-ха! Да они лучше в сто раз.

- О чем вы говорите!

Конечно. Но просто опять же это продукт раскрутки, вот тебе и все. По мастерству никто с ними из современных исполнителей не может сравниться и в десятой части. Слава Богу, сохранились их записанные голоса. Так что время все расставит на свои места. Хотелось, чтоб и сегодняшнее время тоже.

Есть такое мнение, что сейчас современная музыка находится в кризисе, на грани революции.

Возможно. Но сколько интересной музыки, и всего не переиграть, и столько рождается всего, кризиса никакого нет. А новое появится, ну, так и должно быть. Может, оно уже и есть, не знаю.

- Сомнения вы преодолеваете работой?

Да. Это профессионализм. Но иногда надо все бросить. Все время работать - можно с ума сойти.

- Чем в это время занимаетесь?

Когда я начинаю над чем-то работать, кажется, что не смогу этого сделать. Потому что если передо мной великое произведение, его надо осмыслить. Но когда продолжаешь работать, оно вдруг постепенно поддается. Нужно «сдать немало крови», отдать много энергии - и тогда вдруг приоткрывается тебе по чуть-чуть. Это как женщина, которую нужно постепенно завоевывать. Просто так ничего не дается: ни спортивные победы, ни воспитание ребенка, ни что-то элементарное - покрасить, дом построить. Я на днях пазлы сложил из эпохи Возрождения. Картина Леонардо да Винчи с ангелочком. Две недели складывал, и когда кот прыгнул и все разрушил (мне его Юрий Антонов подарил, я же у него работал раньше), то я очень расстроился. Но силу воли отрабатывал, снова собрал. Тысячи кусочков, это не так мало.

- Кто ваша семья, помимо кота, который вам пазлы ломает?

Не люблю я про это рассказывать, извините, и не хочу.

- По крайней мере, можно порадоваться за вас?

Я нормальный, нормальный, и вовсе не исключение! Так что, всем привет и хочу еще приехать сюда в апреле с группой.

Извинившись, Зинчук стал переодеваться, и именно в этот момент я коварно попросила разрешения сфотографироваться вместе. Снимок получился пикатным, но мы клятвенно пообещали Виктору, что публиковать его не будем.

Елена Романова

На концертах лучшего гитариста России, победителя многочисленных всероссийских и международных конкурсов, композитора, аранжировщика Виктора Зинчука всегда аншлаг. Его имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самого «скоростного» исполнителя. Руки музыканта застрахованы компанией «Принципал» на полмиллиона долларов.

Ставропольские меломаны и музыканты-профессионалы всегда особенно ждут приезда Зинчука. И чтобы услышать его потрясающее исполнение классических, джазовых, старинных кельтских, авторских композиций, и чтобы пообщаться с чрезвычайно интересным человеком, и чтобы купить его новые альбомы и только что вышедшую «Видеошколу игры на гитаре». Ко всему, в течение концерта он виртуозно играет на нескольких музыкальных инструментах: электрогитаре, банджо, мандолине, классической шестиструнной гитаре.
Вот и в этот свой приезд на Ставрополье (помимо краевого центра он дал концерт еще и в Ессентуках) Виктор Зинчук блестяще сыграл фрагменты токкаты и фуги ре-минор Баха, первую часть «Лунной сонаты» Бетховена, несколько аранжировок ирландских народных мелодий. Услышали ставропольцы сочинение Зинчука для банджо и гитары (Дмитрий Лобанов) под названием «Утренняя жига», пьесу для гитары из последнего альбома «Амадеус № 146» и многое другое. Одновременно артист умудрялся тепло общаться со зрителями, рассказывая о своих недавних достижениях. Исполнил на «бис» виртуозный «Чардаш» Монти, «Полет шмеля» Римского-Корсакова. А потом дал эксклюзивное интервью нашему корреспонденту.

Гитара под диваном
- Виктор, кто у вас в семье играл на гитаре?
- Никто. Отец мой военный, и мы всей семьей ездили с ним по всей стране. А вообще-то я потомственный казак. Мой дед - отсюда, из Предгорненского района. У деда была крепкая, работящая казачья семья. Но из десяти детей только один сын - мой отец - и девять дочерей. А я, хотя и родился в Москве, в детстве больше года жил у родственников в селе Винсады и в хуторе Веселом. На Ставрополье и сейчас живет много моих родственников - и в Ессентуках, и в Железноводске. Так что я считаю ставропольцев своими земляками.
Ну а семиструнная гитара, сколько себя помню, всегда стояла у нас за диваном. Лет в девять я взял ее в руки, переделал в шестиструнку и, как тогда было модно, стал играть на ней в школьных ВИА. Ну а так как мир музыки привлекал меня с детства, то после школы поступил в Московское музыкально-педагогическое училище имени Октябрьской революции по классу классической гитары и дирижирования оркестром народных инструментов.
- Насколько я знаю, уже во время учебы в училище вас пригласили в Эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Ю.В. Силантьева.
- Да. И через год я получил там госквалификацию «Артист высшей категории». Потом работал в джаз-ансамбле «Арсенал», в квартете «Квадро», музыкальным руководителем группы Юрия Антонова. А 1987 год - это начало моей сольной карьеры...

«Виктор-победитель»
Добавим, что одновременно Виктор Зинчук гастролировал по стране и за рубежом, стал победителем нескольких международных джаз-фестивалей и конкурсов гитарной музыки, сочиняет музыку к научно-популярным и художественным кинофильмам. Чуть позже Центральной киностудией документальных фильмов о Зинчуке снимается фильм «Виктор-победитель». Пробует он себя и как вокалист и становится лауреатом международного телевизионного фестиваля «Ступень к Парнасу». Начало 90-х годов ознаменовалось в творческой жизни музыканта поступлением в Московский госуниверситет культуры. Гастроли по городам Швейцарии, Италии, Голландии, Франции приносят Зинчуку европейскую славу одновременно солиста-гитариста и уже известного маэстро, дающего мастер-классы. В 1995 году артист заканчивает с отличием университет культуры. Международная же Академия наук республики Сан-Марино (Италия) за достижения в области гитарной музыки присваивает Виктору Зинчуку степень Почетного магистра...
- А что там была за история, - продолжаю я расспрашивать виртуоза-гитариста, - в Лондоне, когда вы в составе футбольной команды звезд российской эстрады «Фортуна» победили команду английских телевизионщиков.
- История была еще та. Матч у команды телеканала ITV мы выиграли с разгромным счетом 7:0. Потом нас - всю команду - пригласили на прием в российское посольство. Общались мы с членами королевской семьи. Принял я участие в концерте в клубе Фредди Меркьюри. А когда уже явились в аэропорт, оказалось, что я потерял паспорт и билет на самолет (а может, их украли). Но благодаря содействию российского консула на Родину я все-таки улетел.
- Сколько у вас выпущено дисков?
- Всего пять: «Неоклассика», «Одинокий в ночи», «Неолирика», «Неоклассика-2» и «Амадеус № 146». Последние выпущены рекорд-компанией «Квадро-Диск». На некоторые композиции, как, к примеру, «Полонез Огинского», сняты видеоклипы.
- На своих концертах вы часто играете ирландскую народную музыку. С чем это связано?
- Впервые я услышал ее четыре года назад. И заметил, что старинные ирландские мелодии, которым в большинстве более ста лет, очень хорошо сочетаются с классикой. Поехал на стажировку в Дублин, в летнюю школу ирландской музыки, учился у знаменитого гитариста Стива Куни. Он мне подарил огромную книгу по ирландской технике игры на гитаре. Вот с тех пор и включаю в свои концерты обработки ирландских народных тем.

Как Зинчук установил рекорд Гиннесса
- Ну, что вы, Виктор, виртуоз - известно всем. А вот как вам пришло в голову установить рекорд «скоростной игры на гитаре», который попал в «Книгу рекордов Гиннесса»?
- Случайно. Опять-таки играл в футбол, «хорошо» мне дали по ребрам. В результате - перелом. Лежу дома, скучаю. Играю «Полет шмеля» Римского-Корсакова. Все быстрее и быстрее. Думаю - за сколько же секунд в конце концов смогу его исполнить?.. И получилось за 24 секунды. Хотя обычно у инструменталистов уходит на это 120 секунд. 27 февраля этого года в присутствии арбитров за одну секунду проиграл 20 нот...
Подтвердить подлинность установленного Виктором Зинчуком рекорда стало возможным только благодаря новым компьютерным программам, так как человеческий слух не в состоянии с большой скоростью воспринимать такое количество звуков. Компьютер сначала запечатлел количество звуков в долю (!) секунды, а потом воспроизвел их в более медленном темпе и отобразил полученный результат на мониторе. Это была не только самая скоростная игра на музыкальном инструменте, но и один из самых коротких по протяженности во времени рекордов.
- При таких огромных физических нагрузках у вас, видимо, есть какие-нибудь отдушины?
- Ну, во-первых, это моя семья: жена Татьяна и 16-летний сын Макс. Отдыхаю со своими несколькими коллекциями. Со всего мира привожу ноты и гитары. Последних у меня уже 27. Есть, например, железная и из цельного куска дерева. А еще собираю ангелочков. Иногда их мне дарят друзья, иногда поклонники прямо на концертах. Как они узнают о моих увлечениях? Просто не представляю...

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

На прошлой неделе в Кемеровской области состоялись гастроли известного российского музыканта Виктора Зинчука. Культовый гитарист на сцене и заядлый футболист команды «Старко» в свободное от сценической жизни время посетил несколько кузбасских городов и провел мастер-класс с местными молодыми музыкантами.

Гастрольный тур по Кузбассу был организован компанией «Стройсервис», которая отмечает 15-летие своей деятельности, совместно с департаментом культуры и национальной политики областной администрации. Выступления Виктора Зинчука состоялись в рамках «Дни культуры в Кузбассе». Перед концертом в областном центре Виктор рассказал корреспонденту «МК», зачем он берет с собой гитару на телепередачу «Малахов плюс».

Пятый элемент

— Наше время можно назвать эпохой попсы. А Вы выбиваетесь из общего «попсового» строя. Насколько трудно работать вне «попсового» поля?

— Попса действительно сегодня везде. На радио, на телевидении. Но приятно то, что, несмотря на это, на мои концерты всегда приходит много людей. Значит, есть интерес публики. Да и мне самому, и это совершенно честно, нравится играть ту музыку, которую я и мои музыканты исполняем на сцене.

Порой бывает, что много переездов, большой гастрольный тур, города, города, города… Устаешь, разумеется, сильно. Но выходишь на сцену и, скажу без пафоса, действительно как-то все меняется — все забываешь. И очень приятно, когда чувствуешь, что зал откликается на твою музыку. Понимаете, на моих концертах, мне так кажется, не бывает случайных людей. А значит, мы понимаем друг друга. И тут поневоле начинаешь чувствовать себя как в фильме «Пятый элемент». С одной стороны зрители, с другой - музыканты. И все это в итоге замыкается на мне. Вроде как медиум получаюсь. Это, конечно, очень ответственно, но пока, кажется, удается. До тех пор, пока такое ощущение будет - стоит выходить на сцену.

О музыкантах и «фонарных столбах»

— Чувствуете ли вы конкуренцию с поп-культурой?

— О конкуренции с поп-музыкой говорить не приходится в принципе. Взять, например, историю с Евровидением. Россию представляла украинская девушка. Почему? Я не понимаю. Разве у нас нет собственных талантов!?

Сегодня продюсеры совершенно честно говорят: дайте нам деньги, и мы раскрутим фонарный столб. Время такое. Как бы мы не ругали советское время, но тогда были пресловутые худсоветы, конкурсы различные, фестивали. И тогда действительно нужен был талант, чтобы пробиться на эстраду. Выигрывали на самом деле лучшие. Вспомнить ту же Валерию. Да и многих других музыкантов тоже.

Меня, например, вы не увидите ни на МТВ, ни в «голубых огоньках». Люди часто говорят, что им надоели одни и те же лица на экране, но новых не появляется. И не появится. Потому что на экран путь один - через продюсера. Я лично рад тому, что мне хотя бы удалось организовать свой юбилейный концерт в «Олимпийском», который показали по каналу НТВ. У меня тогда получилось пригласить своих друзей и коллег по сцене, начиная от балета Аллы Духовой до известного гитариста Фрынсиса Гойи. Кстати, этого музыканта с мировым именем пригласить на концерт оказалось почему-то значительно проще, чем Владимира Кузьмина.

— То есть на телевидение Вы слегка обижены?

— Нет, наверное. Так говорить не стоит. Меня, кстати, приглашают на различные телепередачи. Но почему-то чаще на те, где играть не надо. Например, в программу «Малахов плюс» или «Контрольная закупка». Хотя лично я стараюсь даже туда прийти с гитарой, чтобы люди не забывали, что я музыкант. Из-за этого, правда, бывают определенные конфликтные ситуации. Так что теперь даже стал отказываться от подобных приглашений.

В Баварию - за гитарой и пивом

— А в свободное время музыку слушаете? Вообще, каким образом занимаете свой досуг?

— Перед концертом точно не могу слушать другую музыку. Даже в автомобиле. Потому что воспринимаю ее не как простой слушатель. Я слышу, как звучат инструменты, поджимает ли исполнитель связки и так далее. Начинаю анализировать. А это очень отвлекает от предстоящего концерта. От того, чтобы сконцентрироваться на скором выступлении.

А из своих хобби, пожалуй, отмечу футбол. Каждое лето в составе команды «Старко» я и другие музыканты постоянно играем в футбол. Часто проводим благотворительные матчи. Например, в прошлом году играли с итальянцами. Выиграли у них 2:1. Причем играли по-честному. Профессиональных футболистов в наших командах не было. В этом году 12 июня едем в Нижний Новгород поиграть с командой тренеров. А потом планируем всей командой поехать с матчами по стране.

— Для любого гитариста очень важен его инструмент. Сколько в Вашей коллекции гитар?

— Около 30. Есть достаточно экзотические экземпляры. Есть, например, металлическая гитара. У нее особенный холодный звук. У меня есть «стратокастер», «фендер», несколько банджо, «гибсон», ситар, мандолины. Иногда я в одной композиции могу записать несколько инструментов. Так, в недавно записанном проекте «12 гитар магистра» я играл «Собачий вальс». Для того чтобы получилось неожиданно и оригинально, я использовал 6 инструментов.

В прошлом году на юбилей я сделал себе подарок. Съездил в Баварию и купил там гитару за 8 тысяч евро. И еще попил отличного немецкого пива.

А из последних инструментов, который попала в мои руки, я отметил бы подаренную мне «Золотую гитару» фирмы Fender. Мастер Шишков, наш бывший соотечественник - ведущий специалист этой фирмы, сделал мне авторскую гитару. Ее даже хотели покрыть сусальным золотом, но я побоялся, что это может отразиться на звуке. Я активно использую этот инструмент, даже уже отколол кусок от нее во время одного из концертов. Это тоже достаточно дорогой инструмент. Хотя я лично считаю, что для того, чтобы играть на гитаре, не нужно стремиться к каким-то дорогостоящим экземплярам. Надо сначала научиться просто играть. Например, даже за 200 долларов есть гитары, которые звучат достаточно хорошо.

Справка «МК»:
Виктор Зинчук — «Золотая гитара России».
Заслуженный артист России, кавалер ордена «За служение искусству», магистр академии наук Сан-Марино, доцент Московского государственного университета культуры. Его концерты проходят с аншлагами как в столице, так и в самых отдаленных уголках России. Ему рукоплещут залы Франции, Италии, Ирландии и других стран. Исполняя лучшие произведения из сокровищницы мировой классики в авторских обработках, Виктор Зинчук создал свой собственный стиль и манеру звучания.

У гитариста Виктора Зинчука выходит новый альбом «Формула позитива». На сей раз все композиции музыкант исполнил на акустической гитаре, которая досталась ему от мастера, делавшего инструменты еще для Джанго Рейнхардта. В эксклюзивном интервью для ThankYou.ru Виктор Зинчук рассказал о работе над пластинкой, об удовольствии, которое он получает от концертов, о впечатлениях о других гитаристах, о работе с Пугачевой и о многом другом.

- Как ты подбирал композиции для альбома «Формула позитива»?

Они как-то сами подобрались: акустическая гитара, с которой я записывался, будто бы сама диктовала репертуар. Там можно найти «Тико-тико», но в очень такой «сытой» версии: говорили, что джаз – это музыка сытых, и я сделал такую спокойную обработку. Обработки Баха, народные мелодии. Над диском я работал чуть больше года. Так быстро, кстати, я ни один свой проект не делал – например, последний кельтский диск занял четыре года: я учился играть на банджо, осваивал инструменты в другом строе, связался и познакомился с массой интересных ребят, которые играют на волынках, причем в России. Над «Формулой позитива» работалось легко, на одном дыхании. Может быть, потому, что всё сыграно в одном «формате», на акустической гитаре.

- А к электричеству планируешь возвращаться?

Параллельно я пишу следующий альбом, он будет записан на электрогитаре. К нему готовы уже пять композиций. Хотелось бы выпустить его в год своего 55-летия, то есть в 2013-м. Но посмотрим, я спешить не буду. Нужно еще перед записью съездить за хаммонд-органом (смеется ). Впрочем, все карты пока не буду раскрывать.

- Кто рисовал обложку «Формулы позитива»?

Нынешний диск очень позитивный, и мой дизайнер Виктор Дербенев долго искал какую-то фишку, шрифты, чтобы это отразить. В итоге обложку оформил его девятилетний сын Даниил – его рисунок очень подошел.

- Концерты для тебя – это удовольствие или профессия?

На концертах у меня всегда радость. Я обожаю само таинство концерта, когда приходят со своими проблемами люди, вылезшие из пробок и уже готовые убить кого-то, вдруг слышат первые аккорды музыки и понимают, что попали в другое пространство, другое измерение. Проблемы можно оставить за порогом – здесь живут другим, и этим другим жить очень интересно. Под конец концерта у всех глаза раскрыты, все улыбаются. Мы иногда выступаем перед детьми-инвалидами – недавно в Зеленограде мальчик встал и пошел. Это я не придумываю. Мы же все состоим из молекул воды, и правильная музыка благотворно на нас влияет, на здоровье наше в том числе. У меня не бывает концертов, представляющих собой торжественные акты, когда музыкант отстраненно на сцене творит, а публика внимает. Я много говорю, общаюсь со зрителями. Я открыт перед зрителями, и они тоже открываются – если не сразу, то по ходу концерта. Сейчас много репетируем, оттачиваем треки с новой пластинки, чтобы включить их в актуальный концертный репертуар.

- Будешь ли отмечать 55-летие большим концертом?

Вероятно, будет концерт с гостями, но подробнее по этому поводу ничего сказать не могу: не хочу опережать события, до 8 апреля еще довольно много времени.

- У тебя же дача где-то неподалеку от Пугачевой?

Возможно, но я у нее в гостях не был. Кстати, нашу песню «Мэри» я хотел включить в этот диск, поскольку она подходит по формату. Но, видимо, был недостаточно настойчив. Пару раз позвонил Пугачевой, она не ответила, потом связался с директором, она попросила перезвонить, потом еще раз… Я дважды перезвонил, а на третий звонить не стал: понял, что и так много достойных композиторов подбирается, от Баха до Скотта Джоплина.

- После заметного дуэта с Аллой Пугачевой у тебя были еще подобные предложения?

У меня было интересное предложение еще до Пугачевой. Когда я в 1986 году, кажется, был на фестивале «Братиславская лира», мне рассказали, что группа Status Quo ищет гитариста. Я им очень понравился, и они предложили попробоваться. Я подумал, что подыгрывать и быть вторым гитаристом (или даже первым) в какой-то группе – не совсем мое. Мне интереснее много играть своего и классику – «Тарантеллу» Россини, «Итальянскую польку» и «Вокализ» Рахманинова… Я играю ту музыку, которая несправедливо мало звучит.

- Почему на новом диске нет песен твоего авторства?

Кстати, одна моя не очень новая композиция «Лолита» попала в заставку программы «Утро» на канале «Россия». В этот альбом мои вещи действительно не вошли, если не считать того, что многое сделано «в соавторстве» с классиками: огромные гитарные соло, импровизации, аранжировки – всё это я. На следующем диске будет больше моей музыки. Кстати, однажды ветеран войны меня спросил: «Виктор, а «Цыганочку» слабо?» Он был так искренен, что я подумал: почему бы и нет?

- А «Мурку» не просят?

- «Мурку» — нет. Но я ее играл в программе Регины Дубовицкой в юмористическом ключе: из-за головы или как-то стаканом. Но вообще исполнять такое не хочется. А в «Цыганочке» мне было где развернуться. Кстати, нелегко сыграть на шестиструнной гитаре вариации, а я это сделал.

- Есть такой гитарист – Дидюля . Он со своей инструментальной музыкой собирает большие залы. Как ты думаешь, его успех помогает другим гитаристам, исполнителям инструментальной музыки?

Мне трудно сказать что-то о Дидюле – я-то пораньше начал, чем он. Со мной он никак по формату не пересекается. Дидюля – представитель, я бы сказал, такого музыкального минимализма, он не играет импровизаций, ярких соло на электрогитаре, но его музыку тоже приятно слушать, так что почему бы нет. Пусть будет больше музыки, я только рад. Но вообще я бы скорее отметил Владимира Кузьмина или Ивана Смирнова, Вадима Голутвина, Алексея Кузнецова… У нас в стране немало музыкантов, которые играют на гитаре. Чем больше разных гитаристов, тем больше интерес к этой музыке и больше охват. А как великолепно Воронов играет блюзы! Каждый в своем стиле молодец, а кто собирает большие залы – решать зрителю.