Вопрос: Что общего между базаровым и павлом петровичем. Происхождение, образование и общественная деятельность

Принято считать, что в словесной схватке либерала Павла Петровича с революционером-демократом Базаровым полная правда остается на базаровской стороне. Между тем на долю победителя достается весьма относительное торжество. Симпатии читателей связаны с Базаровым не потому, что он абсолютно торжествует, а "отцы" бесспорно посрамлены. Обратим внимание на особый характер полемики героев и не совсем обычный нравственно-философский ее результат. К концу романа, в разговоре с Аркадием, Базаров упрекает своего ученика в пристрастии к употреблению "противоположного общего места". На вопрос Аркадия, что это такое, Базаров отвечает: "А вот что: сказать, например, что просвещение полезно, это общее место; а сказать, что просвещение вредно, это противоположное общее место. Оно как будто щеголеватее, а в сущности одно и то же". И Базарова, между прочим, можно с таким же успехом обвинить в использовании "противоположных общих мест". Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них, Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без "принс`ипов" могут жить лишь безнравственные и пустые люди, Евгений Васильевич называет "прынцип" бессмысленным, нерусским словом. Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует: "Что ж, коли он заслуживает презрения!" Павел Петрович говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: "Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!" и т. д. Базаров прав до известной степени: любые истины и авторитеты должны проходить проверку сомнением. Но "наследник" должен обладать при этом чувством сыновнего отношения к культуре прошлого. Это чувство База-(*112)ровым подчеркнуто отрицается. Принимая за абсолют конечные истины современного естествознания, Базаров впадает в нигилистическое отрицание всех исторических ценностей. Тургенева привлекает в разночинце отсутствие барской изнеженности, презрение к прекраснодушной фразе, порыв к живому практическому делу. Базаров силен в критике консерватизма Павла Петровича, в обличении пустословия русских либералов, в отрицании эстетского преклонения "барчуков" перед искусством, в критике дворянского культа любви. Но, бросая вызов отживающему строю, герой в ненависти к "барчукам проклятым" заходит слишком далеко Отрицание "вашего" искусства перерастает у него в отрицание всякого искусства, отрицание "вашей" любви - в утверждение, что любовь - "чувство напускное": все в ней легко объясняется физиологическим влечением, отрицание "ваших" сословных принципов - в уничтожение любых принципов и авторитетов, отрицание сентиментально-дворянской любви к народу - в пренебрежение к мужику вообще. Порывая с "барчуками", Базаров бросает вызов непреходящим ценностям культуры, ставя себя в трагическую ситуацию.

В споре с Базаровым Павел Петрович прав до известной степени: жизнь с ее готовыми, исторически взращенными формами не уступит произволу бесцеремонно обращающейся с нею личности или группы лиц. Но доверие к опыту прошлого не должно препятствовать проверке его жизнеспособности, его соответствия вечно обновляющейся жизни. Оно предполагает отечески бережное отношение к новым общественным явлениям. Павел Петрович, одержимый сословной спесью и гордыней, этих чувств лишен. В его благоговении перед старыми авторитетами заявляет о себе "отцовский" дворянский эгоизм. Недаром же Тургенев писал, что его роман "направлен против дворянства как передового класса". Итак, Павел Петрович приходит к отрицанию человеческой личности перед принципами, принятыми на веру. Базаров же приходит к утверждению личности, но ценой разрушения всех авторитетов. Оба эти утверждения - крайние: в одном - закоснелость и эгоизм, в другом - нетерпимость и заносчивость. Спорщики впадают в "противоположные общие места". Истина, ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает отеческой любви к ней, Базарову - сыновнего почтения. Участниками спора движет не стремление к истине, а взаимная социальная нетерпимость. (*113) Поэтому оба, в сущности, не вполне справедливы по отношению друг к другу и, что особенно примечательно, к самим себе. Уже первое знакомство с Базаровым убеждает: в его душе есть чувства, которые герой скрывает от окружающих. "Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку". Однако нет-нет, да и сорвется герой Тургенева, заговорит с преувеличенной резкостью, с подозрительным ожесточением. Это случается, например, всякий раз, когда речь заходит об искусстве. Тут Базарову изменяет хваленая уравновешенность: "Искусство наживать деньги или нет более геморроя!" Почему? Не является ли базаровская нетерпимость результатом ощущения скрытой власти искусства над его внешне "нигилистической" душой? Не сознает ли Базаров в музыке и в искусстве силу, самым нешуточным образом угрожающую его ограниченным взглядам на природу человека? И другое. Первый завтрак в Марьине. Базаров "вернулся, сел за стол и начал поспешно пить чай". Каковы же причины поспешности? Неужели внутреннее замешательство и неловкость перед Павлом Петровичем? Уж не "робеет" ли сам Базаров, так трунивший над робостью Николая Петровича? Что скрывается за "совершенно развязною" манерою его поведения, за "отрывистыми и неохотными" ответами? Очень и очень не прост с виду самоуверенный и резкий тургеневский разночинец. Тревожное и уязвимое сердце бьется в его груди. Крайняя резкость его нападок на поэзию, на любовь, на философию заставляет усомниться в полной искренности отрицания. Есть в поведении Базарова некая двойственность, которая перейдет в надлом и надрыв к финалу романа. В Базарове предвосхищаются герои Достоевского с их типичными комплексами: злоба и ожесточение как форма проявления любви, как полемика с добром, подспудно живущим в душе отрицателя. В тургеневском "нигилисте" скрыто присутствует многое из того, что он отрицает: и способность любить, и "романтизм", и народное начало, и семейное чувство, и умение ценить красоту и поэзию. Не случайно Достоевский высоко оценил роман Тургенева и трагическую фигуру "беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм".

Но не вполне искренен с самим собой и противник Базарова, Павел Петрович. В действительности он далеко не тот самоуверенный аристократ, которого разыгрывает из себя перед Базаровым. Подчеркнуто аристократические (*114) манеры Павла Петровича вызваны внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности, в чем Павел Петрович, конечно, боится признаться даже самому себе. Но мы-то знаем его тайну, его любовь не к загадочной княгине Р., а к милой простушке - Фенечке. Еще в самом начале романа Тургенев дает нам понять, как одинок и несчастен этот человек в своем аристократическом кабинете с мебелью английской работы. Далеко за полночь сидит он в широком гамбсовом кресле, равнодушный ко всему, что его окружает: даже номер английской газеты держит он неразрезанным в руках. А потом, в комнате Фенечки, мы увидим его среди простонародного быта: баночки варенья на окнах, чиж в клетке, растрепанный том "Стрельцов" Масальского на комоде, темный образ Николая Чудотворца в углу. И здесь он тоже посторонний со своей странной любовью на склоне лет без всякой надежды на счастье и взаимность. Возвратившись из комнаты Фенечки в свой изящный кабинет, "он бросился на диван, заложил руки за голову и остался неподвижен, почти с отчаянием глядя в потолок". Предпосланные решительному поединку аристократа с демократом, эти страницы призваны подчеркнуть психологические и социальные издержки в споре у обеих борющихся сторон. Сословная спесь Павла Петровича провоцирует резкость базаровских суждений, пробуждает в разночинце болезненно самолюбивые чувства. Вспыхивающая между соперниками взаимная социальная неприязнь неизмеримо обостряет разрушительные стороны кирсановского консерватизма и базаровского нигилизма. Вместе с тем Тургенев показывает, что базаровское отрицание имеет демократические истоки, питается духом народного возмущения. Не случайно сам автор указывал, что в лице Базарова ему "мечтался какой-то странный pendant с Пугачевым". Характер колючего Базарова проясняет в романе широкая панорама деревенской жизни, развернутая в первых главах: натянутые отношения между господами и слугами; "ферма" братьев Кирсановых, прозванная в народе "Бобыльим хутором"; разухабистые мужички в тулупах нараспашку; символическая картина векового крепостнического запустения - "небольшие леса", "речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плоти нами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с... зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные, с отва-(*115)лившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные, с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами". Как будто стихийная сила пронеслась как смерч над этим Богом оставленным краем, не пощадив ничего, вплоть до церквей и могил, оставив после себя лишь глухое горе, запустение и разруху.

Читателю представлен мир на грани социальной катастрофы; на фоне беспокойного моря народной жизни и появляется в романе фигура Евгения Базарова. Этот демократический, крестьянский фон романа укрупняет характер героя, придает ему богатырскую монументальность, связывает нигилизм с общенародным недовольством, с социальным неблагополучием всей России. В базаровском складе ума проявляются типические стороны русского народного характера: к примеру, склонность к резкой критической самооценке, способность доходить до крайностей в отрицании. Базаров держит в своих руках и "богатырскую палицу" - естественнонаучные знания, которые он боготворит и считает надежным оружием в борьбе с идеализмом "Отцов", с их религией и официальной идеологией самодержавия, здоровым противоядием барской мечтательности и крестьянскому суеверию. В запальчивости ему кажется, что с помощью естественных наук можно легко разрешить все вопросы, касающиеся сложных проблем общественной жизни, разгадать все загадки, все тайны бытия. Обратим внимание, что вслед за вульгарными материалистами Базаров предельно упрощает природу человеческого сознания, сводит сущность сложных духовных и психических явлений к элементарным, физиологическим. Искусство для Базарова - извращение, чепуха, гниль. Кирсановых он презирает не только за то, что они "барчуки", но и за то, что они "старички", "люди отставные", "их песенка спета". Он и к своим родителям подходит с той же меркой. Все это - результат узкобиологического взгляда на природу человека, приводящего Базарова к стиранию качественных различий между физиологией и социальной психологией. "Романтической чепухой" считает Базаров и духовную утонченность любовного чувства: "Нет, брат, все это распущенность, пустота!.. Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество". Рассказ о любви Павла Петровича к княгине Р. вводится в роман не как вставной эпизод. Он является предупреждением заносчивому Базарову. (*116) Большой изъян ощутим и в базаровском афоризме: "Природа не храм, а мастерская". Правда деятельного, хозяйского отношения к природе оборачивается вопиющей односторонностью, когда законы, действующие на низших природных уровнях, абсолютизируются и превращаются в универсальную "отмычку", с помощью которой Базаров легко разделывается со всеми загадками бытия. Отрицая романтическое отношение к природе как к храму, Базаров попадает в рабство к низшим стихийным силам природной "мастерской". Он даже завидует муравью, который в качестве насекомого имеет право "не признавать чувства сострадания, не то что наш брат, самоломанный". В горькую минуту жизни даже чувство сострадания Базаров склонен считать слабостью, аномалией, отрицаемой "естественными" законами природы.

Но кроме правды физиологических законов, действующих на низших уровнях природы, есть правда человеческой одухотворенной природности. И если человек хочет быть "работником", он должен считаться с тем, что и природа на высшем экологическом уровне есть "храм", а не "мастерская". Да и склонность того же Николая Петровича к мечтательности - не "гниль" и не "чепуха". Мечты - не простая забава, а естественная потребность человека, одно из проявлений творческой силы его духа. Разве не удивительна природная сила памяти Николая Петровича, когда он в часы уединения воскрешает прошлое? Разве не достойна восхищения изумительная по красоте картина летнего вечера, которой любуется этот герой? Так встают на пути Базарова могучие силы красоты и гармонии, художественной фантазии, любви, искусства. Против "Stoff und Kraft" Бюхнера - пушкинские "Цыганы" с их предупреждающими героя стихами: "И всюду страсти роковые. И от судеб защиты нет". Против пренебрежения искусством, мечтательностью, красотой природы - раздумья и мечты, игра на виолончели Николая Петровича. Базаров смеется над всем этим. Но "над чем посмеешься, тому и послужишь",- горькую чашу этой жизненной мудрости Базарову суждено испить до дна.

Принято считать, что в словесной схватке либерала Пав ла Петровича с радикалом Базаровым полная правда оста ется на базаровской стороне. Между тем на долю победи теля достается весьма относительное торжество. Симпатии читателей связаны с Базаровым не потому, что он торже ствует, а «отцы» побеждены. Обратим внимание на особый характер полемики героев и не совсем обычный нравствен но-философский ее результат. К концу романа, в разгово ре с Аркадием, Базаров упрекает своего ученика в при страстии к употреблению «противоположных общих мест». На вопрос Аркадия, что это такое, Базаров отвечает: «А вот что: сказать, например, что просвещение полезно, - это общее место; а сказать, что просвещение вредно, - это противоположное общее место. Оно как будто щеголева тее, а в сущности одно и то же» . Но ведь Базаров в спорах с Павлом Петровичем зло употребляет как раз использованием «противоположных общих мест»! Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них, Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без «прин-сипов» могут жить лишь безнравственные и пустые люди. Нигилист называет «прынцип» пустым нерусским словом. Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, ниги лист парирует: «Что ж, коли он заслуживает презрения! » Павел Петрович говорит о Шиллере, Гете, Базаров воскли цает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всяко го поэта! » Тургенева привлекает в разночинце отсутствие барской изнеженности, презрение к прекраснодушной фразе, порыв к живому практическому делу. Базаров силен в критике консерватизма Павла Петровича, в обличении пустословия русских либералов, в отрицании эстетского преклонения «барчуков» перед искусством, в критике дворянского куль та любви. Но, бросая вызов отживающим ценностям, герой в не нависти к «барчукам проклятым» заходит слишком дале ко. Отрицание «вашего» искусства перерастает у него в от рицание всякого искусства, отрицание «вашей» любви - в утверждение, что любовь - «чувство напускное»: все в ней легко объясняется физиологическим влечением, отри цание «ваших» сословных принципов - в уничтожение любых принципов и авторитетов, отрицание сентименталь но-дворянской любви к народу - в пренебрежение к му жику. Порывая с «барчуками», Базаров бросает вызов непреходящим ценностям жизни, ставя себя в трагическую ситуацию. В споре с Базаровым Павел Петрович прав до известной степени: жизнь с ее готовыми, исторически взращенными формами не уступит произволу бесцеремонно обращающей ся с нею личности или группы лиц. Но доверие к опыту прошлого не должно препятствовать проверке его жизне способности, его соответствия вечно обновляющейся жиз ни. Оно предполагает отечески бережное отношение к новым общественным явлениям. Павел Петрович, одержи мый сословной спесью и гордыней, этих чувств лишен. В его благоговении перед старыми авторитетами заявляет о себе «отцовский» дворянский эгоизм.

Принято считать, что в словесной схватке либерала Пав ла Петровича с радикалом Базаровым полная правда оста ется на базаровской стороне. Между тем на долю победи теля достается весьма относительное торжество. Симпатии читателей связаны с Базаровым не потому, что он торже ствует, а «отцы» побеждены. Обратим внимание на особый характер полемики героев и не совсем обычный нравствен но-философский ее результат. К концу романа, в разгово ре с Аркадием, Базаров упрекает своего ученика в при страстии к употреблению «противоположных общих мест». На вопрос Аркадия, что это такое, Базаров отвечает: «А вот что: сказать, например, что просвещение полезно, - это общее место; а сказать, что просвещение вредно, - это противоположное общее место. Оно как будто щеголева тее, а в сущности одно и то же» . Но ведь Базаров в спорах с Павлом Петровичем зло употребляет как раз использованием «противоположных общих мест»! Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них, Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без «прин-сипов» могут жить лишь безнравственные и пустые люди. Нигилист называет «прынцип» пустым нерусским словом. Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, ниги лист парирует: «Что ж, коли он заслуживает презрения! » Павел Петрович говорит о Шиллере, Гете, Базаров воскли цает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всяко го поэта! » Тургенева привлекает в разночинце отсутствие барской изнеженности, презрение к прекраснодушной фразе, порыв к живому практическому делу. Базаров силен в критике консерватизма Павла Петровича, в обличении пустословия русских либералов, в отрицании эстетского преклонения «барчуков» перед искусством, в критике дворянского куль та любви. Но, бросая вызов отживающим ценностям, герой в не нависти к «барчукам проклятым» заходит слишком дале ко. Отрицание «вашего» искусства перерастает у него в от рицание всякого искусства, отрицание «вашей» любви - в утверждение, что любовь - «чувство напускное»: все в ней легко объясняется физиологическим влечением, отри цание «ваших» сословных принципов - в уничтожение любых принципов и авторитетов, отрицание сентименталь но-дворянской любви к народу - в пренебрежение к му жику. Порывая с «барчуками», Базаров бросает вызов непреходящим ценностям жизни, ставя себя в трагическую ситуацию. В споре с Базаровым Павел Петрович прав до известной степени: жизнь с ее готовыми, исторически взращенными формами не уступит произволу бесцеремонно обращающей ся с нею личности или группы лиц. Но доверие к опыту прошлого не должно препятствовать проверке его жизне способности, его соответствия вечно обновляющейся жиз ни. Оно предполагает отечески бережное отношение к новым общественным явлениям. Павел Петрович, одержи мый сословной спесью и гордыней, этих чувств лишен. В его благоговении перед старыми авторитетами заявляет о себе «отцовский» дворянский эгоизм.

СПОРЫ БАЗАРОВА С ПАВЛОМ ПЕТРОВИЧЕМ

Принято считать, что в словесной схватке либе¬рала Павла Петровича с революционером-демокра¬том Базаровым полная правда остается на базаровской стороне. Между тем, на долю победи¬теля достается весьма относительное торжество. Симпатии читателя связаны с Базаровым не потому, что он абсолютно торжествует, а «отцы» бесспорно посрамлены. Обратим внимание на осо¬бый характер полемики героев и не совсем обычный нравственно-философский ее результат.
К концу романа, в разговоре с Аркадием, Базаров упрекает своего ученика в пристрастии к употреблению «противоположного общего места» . На вопрос Аркадия, что это такое, Базаров от¬вечает: «А вот что: сказать, например, что просвещение полезно, это общее место; а сказать, что просвещение вредно, это противоположное общее место. Оно как будто щеголеватее, а в сущности одно и то же» .
И Базарова, между прочим, можно с таким же успехом обвинить в использовании «противопо¬ложных общих мест» . Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них, Базаров отрицает разумность того и дру¬гого. Павел Петрович утверждает, что без «принципов» могут жить лишь безнравственные и пустые люди, Евгений Васильевич называет «принцип» бессмысленным, нерусским словом. Кирсанов упрекает Базарова в презрении к наро¬ду, нигилист парирует: «Что ж, (коли он заслужи¬вает презрения! » Павел Петрович говорит о Шил¬лере и Гете, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта! » и т. д.
Базаров прав до известной степени: любые ис¬тины и авторитеты должны проходить проверку сомнением. Но «наследник» должен обладать при этом чувством сыновнего отношения к культу¬ре прошлого. Это чувство Базаровым подчеркнуто отрицается. Принимая за абсолют конечные исти¬ны современного естествознания, Базаров впа¬дает в нигилистическое отрицание всех исто¬рических ценностей.
Тургенева привлекает в разночинце отсутствие барской изнеженности, презрение к прекрасно¬душной фразе, порыв к живому практическому делу. Базаров силен в критике консерватизма Павлова Петровича, в обличении пустословия русских либералов, в отрицании эстетического преклонения «барчуков» перед искусством, в кри¬тике дворянского культа любви. Но, бросая вызов отживающему строю, герой в ненависти к «барчу¬кам проклятым» заходит слишком далеко. Отри¬цание «вашего» искусства перерастает у него в отрицание всякого искусства, отрицание «вашей» любви - в утверждение, что любовь - «чувство напускное»: все в ней легко объясняется физиологическим влечением, отрицание «ваших» сословных принципов - в уничтожении любых принципов и авторитетов, отрицание сентимен¬тально-дворянской любви к народу - пренеб¬режении к мужику вообще. Порыве с «барчу¬ками» , Базаров бросает вызов непреходящим ценностям культуры, ставя себя в трагическую ситуацию.
В споре с Базаровым Павел Петрович прав до известной степени: жизнь с ее готовыми, историческими взращенными формами не уступит произволу бесцеремонно обращающейся с нею лич¬ности или группы лиц. Но доверие к опыту прошлого не должно препятствовать проверке его жизнеспособности, его соответствия вечно обнов¬ляющейся жизни. Оно предполагает отечески бережное отношение к новым общественным яв¬лениям. Павел Петрович, одержимый сословной спесью и гордыней, этих чувств лишен. В его благовении перед старыми авторитетами заявляет о себе «отцовский» дворянский эгоизм. Недаром же Тургенев писал, что его роман «направлен против дворянства как передового класса» .
Итак, Павел Петрович приходит к отрицанию человеческой личности перед принципами, приня¬тыми на веру. Базаров же приходит к утвержде¬нию личности, но ценой разрушение всех автори¬тетов. Оба эти утверждения - крайние: в од¬ном - закоснелость и эгоизм, в другом - нетерпимость и заносчивость. Спорщики впадают в «противоположные общие места» . Истина усколь¬зает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает отеческой любви к ней, Базарову - сыновнего почтения.

Сочинение по литературе.

Евгений Базаров и Павел Кирсанов - два человека, два поколения.

Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший...
А С. Грибоедов.

Роман Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 г., всего через год после отмены крепостного права. Ещё при подготовке этой реформы обнаружились противоречия между дворянами-либералами и революционерами-демократами, что и навело писателя на мысль о новом произведении, в котором были бы показаны наиболее яркие представители противоборствующих сил. Результатом размышлений Тургенева стал роман, где главным героем изображен разночинец-демократ Базаров, сталкивающийся в спорах с дворянами-либералами Кирсановыми.

В образе Базарова сосредоточены характерные черты «новых людей». Желание бороться за науку, увлечение материализмом, бесстрашие мысли, отрицание признанных авторитетов - всё это автор почерпнул из своих наблюдений, и, связав воедино, вручил Базарову.

Павел Петрович Кирсанов - основной антагонист Базарова. Представитель рафинированного дворянства, аристократизм которого доходит порой до абсурда, Павел Петрович придерживается наиболее консервативных принципов. Этот консерватизм в некоторых случаях доводится писателем до комизма.

В чем причина столкновений «отцов» и «детей»? В чём они схожи и чем различаются? Ответы на эти вопросы поможет найти сопоставление представителей разных поколений - Базарова и Павла Кирсанова.

Их несомненное сходство – взаимная неприязнь. У Павла Петровича она так сильна, что он идёт даже на нарушение правил этикета, не подав Евгению руки при встрече. Базаров, вначале спокойный и равнодушный, по мере усиления споров с Павлом Петровичем начинает раздражаться, перебивать его, «презрительно усмехаться».

Базаров отрицает принципы, без которых Кирсанову «шагу ступить нельзя», но в то же время он сам имеет убеждения, неприемлемые для Павла Петровича. Каждый из них строго придерживается своих принципов.

Павел Петрович окружен родственниками, у Базарова есть любящие родители, но оба они одиноки в личной жизни. Что-то, возможно, не в меру развитое самолюбие, мешает им понимать самых близких людей.

Выходцы из разных классов общества, имеющие разные характеры и привычки, Базаров и Павел Петрович имеют и разную внешность. Для Базарова важна не красота, а практическое удобство, поэтому балахон для него дороже фрака, у него руки труженика. Павел Петрович же просто комичен в своем стремлении даже в глуши сохранять светские манеры, которые Базаров не без оснований называет «щегольством».

Суть человека раскрывает его поведение в любви, которая пробуждает самые сильные чувства и стороны характера. В этом отношении
Евгений и Павел Кирсанов – полная противоположность друг другу.
Покинутый охладевшей к нему княгиней, Павел Петрович «не давал ей покою, таскался за ней повсюду», пытаясь воскресить остывшие чувства, начинает жить воспоминаниями прошлого. Отвергнутый Одинцовой Базаров с хладнокровным мужеством старается забыть о своем чувстве.

В финале романа «грешному, бунтующему сердцу» Базарова Тургенев противопоставляет «великой спокойствие равнодушной природы», «вечное примирение и жизнь бесконечную». Разумеется, идея романа не сводится к стремлению автора показать, что его главный герой не в силах справиться с любовью, родительскими чувствами и природой.

Последнее предложение романа помогает понять глубокий смысл, заключенный в произведении. Как бы ни разнились сменяющие друг друга поколения, как бы ни были несхожи культуры этих поколений – для всех поколений обязательно придёт пора «вечного примирения», а культуру человечества ждёт «жизнь бесконечная»...