Боттичелли 9 кругов. «Бездна Ада», Сандро Боттичелли — описание картины

1 круг — Лимб

Александр Литовченко

Первый круг ада — Лимб, где пребывают души тех, кто в неправедных делах уличен не был, но умер некрещеным. В Лимбе обитают античные философы и поэты (кроме того, Вергилий): здесь же находились Ной, Моисей и Авраам, — все праведники, упомянутые в Ветхом Завете, но затем им позволили вознестись в Рай.
Страж: Харон.
Наказание: безбольная скорбь.

2 круг — Сладострастие


У входа путешественников встречает царь Минос (справедливый судья и отец Минотавра), который распределяет души по кругам. Здесь все покрыто мглой и постоянно бушует буря — порывы ветра швыряют души тех, кого на путь греха толкнула любовь. Возжелал чужую жену или мужа, жил в разврате — твоя душа будет носиться неприкаянной над бездной во веки вечные.
Страж: Минос.
Наказание: кручение и истязание бурей.

3 круг — Чревоугодие


В этом круге заключены обжоры: здесь вечно льет ледяной дождь, души вязнут в грязной жиже, а демон Цербер обгладывает попавшихся под когтистую лапу заключенных.
Страж: Цербер.
Наказание: гниение под солнцем и дождем.

4 круг — Жадность


Гюстав Доре

Обитель тех, кто «недостойно тратил и копил», гигантская равнина, на которой стоят две толпы. Толкая грудью грузы, они идут навствечу друг другу, сталкиваются и затем расходятся, чтобы начать все сначала.
Страж: Плутос.
Наказание: Вечный спор.

5 круг — Гнев и Лень


Гюстав Доре

Гигантская река, а вернее Стигийское болото, куда ссылают за лень и гневливость. Все круги до пятого — пристанище несдержанных, а несдержанность считается меньшим грехом, чем «злоба или буйное скотство», и поэтому страдания душ там облегчены по сравнению с теми, кто обитает на дальних кругах.
Страж: Флегий.
Наказание: Вечная драка по горло в болоте.

6 круг — Для еретиков и лжеучителей



Фурии

Пламенеющий город Дит (Дитом римляне звали Аида, бога подземного царства), который сторожат сестры-Фурии с клубками змей вместо волос. Здесь царит неизбывная скорбь, а в раскрытых гробницах, словно в вечных печах, покоятся еретики и лжеучителя. Переход к седьмому кругу огражден зловонной пропастью.
Стражи: Фурии.
Наказание: быть призраком в раскаленной могиле.

7 круг — Для насильников и убийц всех мастей


Гюстав Доре

Степи, где вечно идет огненный дождь, и взгляду предстает одно и то же: страшные муки душ, запятнавших себя насилием. Сюда попадают и тираны, и убийцы, и самоубийцы, и богохульники, и даже игроки (которые бесмыссленно истребляли собственное имущество). Грешников раздирают собаки, на них охотятся гарпии, их варят в алом кипятке, превращают в деревья и заставляют бегать под струями пламени.
Страж: Минотавр.
Наказание: кипеть в кровавой реке, изнывать в знойной пустыне у горящего потока, быть терзаемыми гарпиями и гончими псами.

8 круг — Для обманувших недоверившихся


Сандро Ботичелли

Пристанище сводников и обольстителей, состоит из 10 рвов (Злопазухи, Злые Щели), в центре которых лежит самый страшный девятый круг Ада. Поблизости мучаются прорицатели, гадатели, колдуньи, взяточники, лицемеры, льстецы, воры, алхимики, лжесвидетели и фальшивомонетчики. В этот же круг попадают священники, торговавшие церковными должностями.
Страж: Герион.
Наказание: грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами, влипшие в кал зловонный, туловища некоторых закованы в скалы, по ступням струится огонь. Кто-то кипит в смоле, и если высунется — черти вонзают багры. Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню, грешников потрошат и мучают гады, проказа и лишай.

9 круг — Для отступников и предателей всех сортов


Гюстав Доре

В самом центре преисподней — ледяное озеро Коцит. Как в аду викингов, тут невероятно холодно. Здесь покоятся вмороженные в лед отступники, и главный из них — Люцифер, падший ангел. Иуда Искариот (предавший Христа), Брут (обманувший доверие Юлия Цезаря) и Кассий (также участник заговора против Цезаря) терзаются в трех пастях Люцифера.
Стражи: гиганты Бриарей, Эфиальт, Антей.
Наказание: вечные терзания в ледяном озере.

Художник Раннего Возрождения Сандро Боттичелли (1440–1510) известен прежде всего лучезарными портретами неопознанных молодых людей, очень напоминающими современные модельные тесты, а уже потом тяжеловесными полотнами на религиозную тему. На одной из таких картин Боттичелли изобразил структуру ада Данте. Попробуем бегло осмотреться в этом детальном универсуме не прибегая к искусствоведческой зауми.

Художник закончил эту работу в 1480 году. В настоящий момент она хранится в Ватиканской библиотеке

Почему вам будет легко понять Боттичелли

1. «Ад» был создан в качестве покаяния, но не в высоком смысле. Вообще-то художник имел весёлый нрав, ему больше всего нравилось писать красивых девочек и мальчиков. Но именно в глубоком аду оказался Боттичелли, потратив все деньги, заработанные на службе у Папы Римского, на излишества и поверхностные увлечения. Пришлось вернуться домой, читать Данте, много думать.

2. Картина стала особенно популярной уже в XXI веке, когда попсовый беллетрист Дэн Браун сделал «Ад» шифром в своём очередном бестселлере про древние шифры «Инферно». Так иллюстрация к одной книге стала героем другой.

3. Из всех западных концепций ада именно эта средиземноморская версия ближе всего нашему культурному коду. Здесь, конечно, есть чуждое православному человеку Чистилище, но уже подробно изображены наказания и мучения грешников, чего не было в более ранних версиях, и что не слишком-то выпукло изображено в пустынном и бесконечно унылом мефистофелевском аду. К тому же, форма воронки!

4. Художник уделяет особое внимание наказанию коррумпированных чиновников. Их мучают в восьмом круге неприятные сущности с копьями, которые, кстати, тоже обречены на вечное мучение в этом месте. Здесь все равны: и высокопоставленные бывшие миряне, и, собственно, черти тоже страдают. Просто за то, что они черти.

5. «Ад» Ботичелли - это, по сути, комикс. И его главные персонажи - он сам и поэт Вергилий. Они, нарядные, изображены множество раз, как в мультипликации. Видения их типичны для творческих людей и вообще крутых парней: путешествие начинается со зрелища мучимых бесами душ сутенёров, стукачей, конъюнктурщиков и проституток, барахтающихся в грязи.


Поэт и художник в обществе

Экскурсия по 9 кругам


Посмотреть карту

Круг Первый. Лимб

Здесь собрались также не крещённые младенцы, язычники и любители новейших религиозных течений, а ещё античные поэты и мыслители: Гомер, Платон, Сократ. Ветхозаветные праведники Ной и Авраам дождались здесь своей очереди в Рай.

Круг Второй. Сладострастие

Здесь собрались те, кто согрешил во имя любви или перепутал её с банальной похотью. Души грешников крутят порывы ветра, как в центрифуге. Всех тошнит.

Круг Третий. Чревоугодие

Обжоры гниют здесь под снегом и дождём, обдумывая своё поведение. Но всё бестолку - приходит Цербер и поедает загруженных грешников.

Круг Четвёртый. Жадность

Души жадин заняты бессмысленным трудом: две толпы грешников толкают перед собой тяжёлые грузы, двигаясь навстречу друг другу. Сталкиваются и затем расходятся, чтобы начать все сначала.

Круг Пятый. Гнев и лень

В последнее время можно оправдывать свою несдержанность и распущенность повышенной эмоциональностью. Те, кто так делал, в дантовском аду вечно будет драться с себе подобными в бескрайнем болоте.

Круг Шестой. Еретики и псевдогуру

Здесь повсюду летают фурии. Они присматривают за лжеучителями и пророками, которые, придавленные неизбывной скорбью, неподвижно лежат в открытых гробницах.

Круг Седьмой. Душегубы

Души-уголовники всех мастей, при жизни совершавшие насильственные преступления, вечно мучаются под огненным дождём и кипят в кровавой реке. Периодически к исполнению наказаний подключаются голодные собаки и гарпии.

Круг Восьмой. Жулики и воры

«Грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами, влипшие в кал зловонный, туловища некоторых закованы в скалы, по ступням струится огонь. Кто-то кипит в смоле, и, если высунется, черти вонзают багры. Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню, грешников потрошат и мучают гады, проказа и лишай» . Исчерпывающе.

Круг Девятый. Предатели и отступники

Это самый нижний, закованный в лёд, круг. Здесь невыносимый минус. Все знаменитые предатели вроде Брута и Иуды бесконечно пережёвываются самим Люцифером. Он томится на самом нижнем этаже.
LiveJournal Media, 2016

Великому флорентийцу Данте от великого флорентийца Боттичелли по заказу богатого флорентийца Лоренцо Медичи. «Божественная комедия» первого вдохновила второго на деньги третьего создать десятки манускриптов, подробнейшим образом иллюстрирующих литературный шедевр XIV века. Наибольший интерес вызывает своего рода инфографика Ада - карта, следуя по которой за героями «Божественной комедии» можно в деталях рассмотреть мучения, которым подвергаются грешники. Зрелище не для слабонервных.

Сюжет

Боттичелли изобразил Ад в виде воронки. Некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане в лимбе преданы безболезненной скорби; сладострастники, попавшие во второй круг за похоть, терпят кручение и истязание ураганом; чревоугодники в третьем круге гниют под дождём и градом; скупцы и расточители перетаскивают тяжести с места на место в четвертом круге; гневливые и ленивые вечно дерутся в болотах пятого круга; еретики и лжепророки лежат в раскалённых могилах шестого; всевозможные насильники, в зависимости от предмета надругательства, мучаются в разных поясах седьмого круга - кипят во рву из раскаленной крови, терзаемы гарпиями или изнывают в пустыне под огненным дождем; обманщики не доверившихся томятся в щелях восьмого круга: кто влип в кал зловонный, кто кипит в смоле, кто в цепи закован, кто мучим гадами, кто выпотрошен; и девятый круг уготовлен тем, кто обманул. В числе последних и вмёрзший в лед Люцифер, который терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Марка Юния Брута и Кассия - предателей Иисуса и Цезаря соответственно).


Тут можно в подробностях разглядеть мучения грешников. Эмоции и чувства каждого из персонажей подробно выписаны

Карта Ада была частью большого заказа - иллюстрирования «Божественной комедии» Данте. Неизвестны точные даты создания манускриптов. Исследователи сходятся, что Боттичелли начал работу над ними в середине 1480-х и с некоторыми перерывами был занят ими до смерти заказчика - Лоренцо Великолепного Медичи.


Сохранились не все страницы. Предположительно, их должно быть около 100, до нас дошло 92 манускрипта, из них полностью раскрашено четыре. Несколько страниц с текстом или цифрами пусты, что говорит о том, что Боттичелли не завершил работу. Большинство же - это эскизы. В то время бумага была дорогой, и художник не мог просто взять и выбросить лист с неудавшимся наброском. Поэтому Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок. На некоторых манускриптах видно, как менялся замысел: от композиции в целом до положения отдельных фигур. Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами.

На оборотной стороне каждой иллюстрации Боттичелли указал текст Данте, который пояснял рисунок.

Контекст

«Божественная комедия» - это своего рода ответ Данте на события его собственной жизни. Потерпев фиаско в политической борьбе во Флоренции и будучи изгнанным из родного города, он посвятил себя просвещению и самообразованию, в том числе изучению античных авторов. Неслучайно в «Божественной комедии» проводником является Вергилий, древнеримский поэт.

Темный лес, в котором герой заблудился, - это метафора грехов и исканий поэта. Вергилий (разум) спасает героя (Данте) от страшных зверей (смертные грехи) и проводит через Ад в Чистилище, после которого на пороге рая уступает место Беатриче (божественная благодать).

Судьба художника

Боттичелли был из семьи ювелиров и должен был заниматься золотом и другими драгоценными металлами. Однако выполнять эскизы, рисовать мальчику нравилось гораздо больше. Погружаясь в мир фантазий, Сандро забывал об окружающем. Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него жизнью.



«Весна» Боттичелли, 1482


Среди своих современников Боттичелли не воспринимался как гениальный мастер. Да, хороший художник. Но то был период, когда творили многие, ставшие впоследствии известными мастера. Для XV века Сандро Боттичелли был надежным мастером, которому можно было доверить роспись фресок или иллюстрацию книг, но никак не гений.


«Рождение Венеры» Боттичелли, 1484−1486


Боттичелли покровительствовали Медичи, известные ценители искусства. Считается, что пока живописец последние годы жизни провел чуть ли не в нищете. однако есть сведения, что Боттичелли был не таким бедным, каким хотел казаться. Тем не менее ни своего дома, ни семьи у него не было. Сама идея брака его пугала.

В после знакомства с монахом Джироламо Савонаролой, который в своих проповедях убедительно призывал покаяться и отказаться от прелестей земной жизни, Боттичелли и вовсе впал в аскезу. Скончался художник на 66-м году жизни во Флоренции, где и сегодня покоится его прах на кладбище церкви Всех Святых.

Ад и его 9 кругов навели шороху, в свое время.

Эффект имеет силу и по сей день. Когда-то, великий фантазер и затейник Данте Алигьери сделал описание ада в своей «Божественной комедии». По его мнению, преисподняя являет собой 9 кругов. Чем ниже каждый круг, тем тяжелее грехи, которые совершил человек при жизни.

Сегодня для вас красочный путеводитель по кругам ада из «Божественной комедии».

Теперь вы убедитесь, что в этом мире еще не все так плохо ☺

1 КРУГ АДА — ЛИМБ.

Стражем его является никто иной как ХАРОН.

Суровый, угрюмый и принципиальный дедушка. Он перевозил души усопших через речку СТИКС. Исполняя свои обязанности четко и конкретно. Причем назад, ни при каких условиях, никого не вывозил. Души в этом кругу терзаются наказанием «безбольная скорбь». В основном, представители первого круга ада – младенцы, которых не крестили и добродетельные нехристиане. То бишь это просто хорошие люди, которые не совсем слушались церковь.

В Лимбе обитают античные философы и поэты (кроме того, Вергилий): здесь же находились Ной, Моисей и Авраам, - все праведники, упомянутые в Ветхом Завете, но затем им позволили вознестись в Рай.

2 КРУГ АДА — ПОХОТЬ.


Охраняет это место МИНОС — несговорчивый, справедливый судья проклятых и отец Минотавра, который распределяет души по кругам.

При жизни, царь Минос был великий любитель женщин, но и правитель был неплохой. Он написал законы для всех критян (остров Крит). Получил он эти записи от самого Зевса, в пещере. А как же еще?=)

Так вот, правит Минос на втором кругу и судит души усопших. Вместе с ним проводят вечность сладострастники. То бишь, все прелюбодеи, блудницы и просто люди, которые проявляли излишний пыл в постели. 2 круг ада наказывает этих негодников кручением, истязанием бурей и ударами душ о скалы.

3 КРУГ АДА — ЧРЕВОУГОДИЕ


Охраняет этот круг ЦЕРБЕР, причем охраняет выход из мира мертвых, а не вход, как многие думают.

В общем, Цербер, на самом деле, прекрасная трехглавая собачка, у которой вместо хвоста ядовитая змея. Головы очень похожи на те, что носит его мама — Ехидна. Некоторые склонны считать, что у него 50 голов или даже сотня.

Убил этого красавца — Геракл.

3 круг ада населен несчастными чревоугодниками, обжорами и даже гурманами! Самый известный, благодаря Данте Алигьери — Чакко. Этот обжорка обитает во смрадном болоте, на него постоянно льет холодный дождь.

В общем, на третьем кругу ада, все подвергаются наказанию — гниение. Разлагаются там под палящим солнцем и проливным дождем.

4 КРУГ АДА — СКУПОСТЬ (ЖАДНОСТЬ).


Властвует там ПЛУТОС.

В греческой мифологии известен как бог богатства. Чаще всего, при изображении Плутоса, ему приписывали рог изобилия.

Зато Данте описал его в своей «Божественной Комедии» как звероподобного демона.

В 4 круге ада томятся скупцы, жадины и расточительные личности, неспособные совершать адекватные траты. Наказание им не столь мерзкое, как на третьем кругу, но более «тяжелое».

Они перетаскивают, с одного места на другое, огромные тяжести и, если они каким-то образом сталкиваются друг с другом, сразу же начинают яростный бой.

5 КРУГ АДА — ГНЕВ и ЛЕНЬ


Довольно таки мрачное и угрюмое место, охраняемое самим сыном АРЕСА (бога войны). Зовут сынишку его – ФЛЕГИЙ.

Чтобы попасть на 5 круг ада нужно быть очень гневным, ленивым или унылым. А лучше все сразу!

Пошел — убил кучу народу, поленился убирать трупы и загрустил=))

Так вот, на пятом кругу ада происходит вечная драка. Место драки – болото СТИКС. Самое мрачное в той реке — дно. Оно состоит из тех, кто унывал и скучал, при жизни.

Так что — улыбайтесь постоянно, мало ли..

6 КРУГ АДА — СТЕНЫ ГОРОДА ДИТА.


Это стены города ДИТА (Дитом римляне звали Аида, бога подземного царства, он же Орк). Да, все это имена подземного бога, в честь которого город и назвали.

Охраняют 6 круг ада – ФУРИИ. Сварливые, жестокие и очень злые женщины.

Поговаривают, что фурии появились в следствие самого первого преступления — Кронос ранил своего папашку Урана, капли его крови, упавшие на землю, дали рождение этим злюкам.

Глумятся фурии над еретиками и лжеучителями.

Наказание на 6 кругу ада — существование в виде призраков, в раскаленных докрасна могилах.

Переход к седьмому кругу огражден зловонной пропастью.

7 КРУГ АДА — ГОРОД ДИТ. Он разделен на три пояса. Основные обитатели – люди, которые совершали насилие. Но в каждом поясе живут различные виды насильников:


1 ПОЯС носит название ФЛАГЕТОН.

Те, кто совершал насилие над ближним своим, над его материальными ценностями и достоянием. Так что, тираны, разбойники и грабители проводят свое время именно на первом поясе. Парни кипят во рву из раскаленной крови, а если кто вынырнет – в него стреляют КЕНТАВРЫ.

Кстати, по мнению Данте Алигьери и его «Божественной Комедии», Македонский и тиран Дионисий именно там и плавают, плескаясь в теплых волнах крови своих жертв.

2 ПОЯС – это ЛЕС САМОУБИЙЦ.


Томятся там совершившие насилие над собою, они превращены в деревья и их рвут на клочки ГАРПИИ (дочери морского божества Тавманта).

Известны тем, что внезапно появляются и похищают человеческих детей и души людей. Также те, кто бессмысленно распоряжался своим состоянием — азартные игроки и им подобные.

Транжир и азартных игроков истязают гончие псы.

3 ПОЯС – ГОРЮЧИЕ ПЕСКИ.

Там проводят свое время богохульники, совершившие насилие над божествами. Так же те, кто проявил насилие против своего естества (садомиты), а так же искусства (лихоимство).

Наказанием служит пребывание в абсолютно бесплодной пустыне, небо которой капает на головы несчастных огненным дождем.

Охраняет томящихся на 7 кругу ада и его поясах – МИНОТАВР.

Существо, которое получилось после извращенной связи жены царя Миноса – Пасифаи и быка, подаренного Посейдоном.

Пасифая совокуплялась с быком, прельщая его тем, что ложилась в деревянный макет коровы, сделанный Дедалом (выдающийся художник и инженер, построивший лабиринт на острове Крит).

8 КРУГ АДА — ЗЛОПАЗУХИ, ЗЛЫЕ ЩЕЛИ.


Круг состоит из 10 рвов. И это самый, мать его, популярный из всех кругов!

Так же он носит название ЗЛЫЕ ЩЕЛИ или ЗЛОПАЗУХИ.

Стражником 8 круга ада является ГЕРИОН – великан с шестью руками, шестью ногами и крыльями. Этот монстр состоял из трех человеческих тел.

Убил его, никто иной как, Геракл!

В Злых Щелях несут свою нелегкую судьбу обманщики. А теперь, о видах пыток и казней в каждом из 10 рвов:

1 РОВ.


Сидят там обольстители и сводники. Все эти грешники идут двумя колоннами, на встречу друг другу. Их постоянно истязают бесы-погонщики.

2 РОВ.

Наполнен льстецами. Погрязшие в зловонные испражнения, они коротают свое время.

Как будто, смотря телевизор и сидя в интернете днями-ночами, мы не уподоблены этим несчастным.

3 РОВ.


8 круг ада, как считает Данте Алигьери и его «Божественная Комедия», занят высокопоставленными духовными лицами, которые торговали должностями церкви.

Они же — симонисты. Симонисты получили свое определение благодаря попытке иудея Симона купить дар творить чудеса у Апостола Петра и апостола Иоанна.

Наказанием для них служит заточение туловища в скалу, головою вниз. По ступням симонистов струиться раскаленная лава.

4 РОВ.


о краев заполнен звездочетами, колдуньями, гадателями и прорицателями.

Их головы вывернуты на 180 градусов (в сторону спины).

В 5 РВЕ


развлекаются бесы-загребалы. Они варят в смоле взяточников, а тех, кто высунется, протыкают баграми. Так что, если Вы «грязный» политик, тренируйтесь не дышать под смолой как можно дольше уже при жизни;)

6 РОВ


заполнен закованными в свинцовые мантии лицемерами.

7 РОВ


– воры, которых вновь и вновь убивают ядовитые гады земные.

8 РОВ


9 РОВ


– пристанище зачинщиков раздора. Они подвергаются вечным пыткам – потрошением.

10 РОВ


– лжесвидетели, фальшивомонетчики, поддельщики металла и слов.

Люди, проводившие с металлом – очень вялые, но при этом больны жуткой чесоткой. Лжесвидетели в аду бегают обуреваемые яростью и кусают всех, кого встретят.

Фальшивомонетчики изуродованы водянкой и умирают (но не до конца).

Поддельщики слов же изнемогают от лихорадки и головной боли.

9 КРУГ АДА ДАНТЕ.


Самый зловещий и тем самым наиболее привлекательный. Имя ему – ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ПОЯС КАИНА, СЕРЕДИНА, ЦЕНТР ВСЕЛЕННОЙ, ПОЯС ДЖУДЕККА И ЛЕДЯНОЕ ОЗЕРО КОЦИТ.

Среди самых известных селебрети, которые там проводят вечность: БРУТ, ИУДА ИСКАРИОТ и КАССИЙ.

9 круг ада охраняют суровые стражи. Гиганты по имени ЭФИАЛЬТ, АНТЕЙ, БРИАРЕЙ И ЛЮЦИФЕР.

ПОЯС КАИНА — Предатели родных.


КАИН в западно-семитской и библейской мифологии

1) старший сын Адама и Евы,

2) сын ангела Самаэля и Евы, или

3) сын лукавого (дьявола) и Евы, в общем самый-самый первый рождённый на Земле человек.

Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии.

А также Каин — братоубийца.

ПОЯС АНТЕНОРА — Предатели Родины и единомышленников.

АНТЕНОР- в древнегреческой мифологии троянец, друг и советник Приама, муж Феано (Теано), дочери фракийского царя Киссея. Антенор сам является изменником по послегомеровскому преданию.

ПОЯС ТОЛОМЕЯ — Предатели друзей и сотрапезников.

Свое название этот круг получил от имени Птолемея, наместника в Иерихоне, который, пригласив к себе своего тестя, князя-первосвященника Иудеи, и двух его сыновей, вероломно убил их на пиру.

ПОЯС ДЖУДЕККА

является последним кругом, а точнее центральным кругом ада. Пояс назван Джудеккой по имени апостола Иуды, который предал Христа.

Посередине Джудекки (по-другому в ЦЕНРЕ ВСЕЛЕННОЙ, вмёрзший голенями в льдину ЛЮЦИФЕР терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Брута и Кассия).

А теперь немного о замечательных стражах 9го круга ада:

БРИАРЕЙ

— полубык-полузмея или гигант с 100 рук и 50 головами. Оборонялся 100 щитов от молний самого Зевса.

ЭФИАЛЬТ


— просто агрессивный и обладающий немеренной физической силой гигант. Известен тем, что просил руки самой Афины. Хотя, некоторые считают, что к Гере. Но какая разница, кто его опозорил? Ведь не та ни другая не были замечены в интимной связи с Эфиальтом.

АНТЕЙ

— сын Геи и Посейдона.

Антей получал невероятную силу, соприкасаясь с землей. А земля и есть его мать, по имени Гея.

Он является царем Ливии. Любил этот гигант, при жизни, драться со всеми путниками и всех их побеждал. Даже выложил целый храм из черепов проигравших.

Победил его, кто бы Вы думали, ГЕРАКЛ!

Этот хитрожопый сын Зевса оторвал несчастного, любителя черечерепных строений, от земли, а потом задушил или сломал хребет.

Кстати, поговаривают, что Геракл сделал жизнь в Ливии лучше.

ЛЮЦИФЕР, а также ДЕННИЦА.


Между прочим, с латинского Люцифер не что иное как светоносный.

Когда-то этот «светоносец» был ангелом. Как говорят, он возгордился и захотел занять престол Бога.

Ну и там завязалась взаимная ненависть, Люцифер стал таким, каким мы его знаем сейчас, после чего его и изгнали из рая. Таким образом он оказался в аду.

А что касается 9 круга ада, так Данте в деталях описывает князя тьмы Люцифера: у того три пасти, в каждой из которых мучаются величайшие предатели в истории, а именно Иуда, Брут и Кассий. VIP места, так сказать.

На 9 круг ада обречены предатели. Самый коварный грех, по мнению Данте Алигьери. Все возможные виды предавших, томятся там. Предатели Родины, предатели родных людей, друзья-предатели и так далее. Все они вмерзли в лед по шею, а их предательские лица обращены к низу. Они испытывают вечные муки холодом.

Вот и все 9 кругов ада Данте Алигьери.


Надеюсь, Вы получили некоторые знания. Но я спешу напомнить о том, что это не ложь, это сугубо католическое представление про ад. Так что, если это и есть знания, то только в области художественной литературы, от которой Вы засыпали на уроках и парах, при этом запомнить ее даже не стараясь.

Не все, конечно, но все же..


Чтение «Божественной комедии» Данте Алигьери , поэмы, богатой отсылками к флорентийской политике 14-го века и средневековой католической теологии, может показаться непростым занятием. Многое зависит от перевода и, безусловно, от иллюстраций, карт и диаграмм. Они придают тексту образную материальность, помогающую читателю следить за яркими событиями поэмы, как герои проходят девять кругов ада, встречая на каждом его обречённых обитателей, вплоть до вмороженного в лёд Люцифера, грызущего тремя пастями Иуду, Брута и Кассия.

«Божественная комедия», став одним из величайших литературных произведений, породила повальное увлечение «адской картографией». Желание отобразить «Ад», описанный Данте, распространялось на фоне популярности картографии и одержимости Ренессанса пропорциями и измерениями.


Вычисления Антонио Манетти, 1529 год.

Увлечение картографированием Ада началось с Антонио Манетти, флорентийского архитектора и математика 15-го века. Он старательно работал над «местом, формой и размерами», например, оценив ширину Лимба примерно в 141 километр.


Иллюстрация Антонио Манетти.


Иллюстрация Антонио Манетти.

Однако в учёной среде возникали споры по поводу картирования вымышленного мира. Мыслители задавались вопросами: Какова окружность Ада? Насколько он глубок? Где вход? Даже Галилео Галилей вовлёкся в обсуждения. В 1588 году он прочитал две лекции, в которых исследовал размеры Ада и в итоге поддержал версию топографии Ада Манетти.


Карта Ада Боттичелли.

Одна из первых карт «Ада» Данте появилась в серии из девяноста иллюстраций Сандро Боттичелли, соотечественника поэта и творца Высокого Возрождения, создавшего свои рисунки в 1480-90-х годах по заказу ещё одного известного флорентийца - Лоренцо де Медичи. Дебора Паркер, профессор итальянского языка в Университете Виргинии, пишет: «Карта Ада Боттичелли уже давно оценивается как одно из самых убедительных визуальных представлений... спуска, совершённого Данте с Вергилием через "ужасную долину боли"».


Карта Ада Микеланджело Каэтани, 1855.

Ад Данте визуализировался несчетно раз, от чисто схематических представлений, как на диаграмме Микеланджело Каэтани 1855 года, где мало деталей, но прослеживается чёткая систематичность с использованием цвета, до богатых элементами иллюстративных карт, как в версии Жака Калло 1612 года.


Иллюстративная версия карты Ада Жака Калло, 1612 год.

Даже после сотен лет культурных изменений и потрясений «Ад» и его ужасающие сцены пыток продолжают вызывать интерес читателей и иллюстраторов. Например, ниже версия Даниэла Хилда. Его карте 1994 года не хватает золочёного блеска Боттичелли, но это ещё один чёткий визуальный путеводитель через описанный поэтом загробный мир.


Даниэл Хилд, 1994 год.


Линдсей Маккаллох, 2000 год.


Карта Ада из книги, которую издал Альд Мануций в конце 15-го века.

Карта Ада Джованни Страдано (Страданус), 1587 год.

детский хирург стоматолог