Дети бегущие от грозы маковский. Беседа по картине: Константин Егорович Маковский «Дети бегущие от грозы»

Материал беседы разработала:

учитель начальных классов

МОУ «Лицей №4» г. Саранска

Кочетова Елена Александровна

Константин Егорович Маковский «Дети бегущие от грозы». 1872 Холст. Масло. 167*102 см Государственная Третьяковская галерея

Задачи этап урока по работе над картиной:

Привлечь внимание детей к красоте и опасности такого природного явления, как гроза;

Учить сопоставлять художественный текст и картину;

Формировать умение воспринимать цвет на картине как символическую передачу чувств и мыслей автора;

Способствовать развитию чувств и эмоций детей.

1.Художник и его картина.

В своем творчестве художник обращался к самым различным темам. Встречаются у него и портреты, и жанровая живопись, и изображение исторических событий. Но особенно притягательными являются полотна, изображающие явления природы и события народной жизни, самих людей из народа. Одна из них – «Дети, бегущие от грозы», сочетающая в себе и зарисовку картин природы, и изображение внешности сельских ребятишек, и отражение человеческих чувств и эмоций.

2.Композиция картины.

Какова композиция картины? (На картине мы видим сельский пейзаж, привлекающий своей реалистичностью. Буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали. Неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность, тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речушку. А на мостике – сельская девочка. Она босиком, в легоньком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат, и она спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы.)

Кто является героями картины? Как автор смог показать, что эти герои – главные? (Девочка и её младший брат являются центром произведения. Автор использовал теплые тона и светлую гамму красок для описания детей: розовый, оранжевый, светло-жёлтый).

Поговорим о действующих лицах картины – детях. Что вы заметили? (Они из небогатой семьи – одеты довольно бедно, босиком, не бросают, несмотря на страх, грибы. Может быть, это единственное блюдо на ужин. Дети очень испуганны. Их жалко, хочется им помочь.)

Как они оказались на этом лугу? (Было хорошее утро, ясное и теплое. Девочка взяла младшего братца и пошла в лес за грибами. Они уже направлялись домой, когда в дороге их настигла гроза. Художник изобразил их переходящими неглубокую речушку по хрупкому мостику из двух досочек. Вероятно, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ливень.)

3.Чувства, вызываемые картиной.

Что на картине говорит о надвигающейся грозе? (Темное небо, собравшиеся тучи, поднявшийся ветер, тревожный взгляд девочки, направленный в небо.)

Почему так тревожен взгляд девочки? (Страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Девочка, вероятно, знала рассказы взрослых о несчастных случаях, происходивших с людьми во время грозы. Но она еще боится и за младшего братика, за которого она в ответе. А малыш крепко обнимает сестру своими крошечными ручонками, прижимается к ней всем тельцем и чувствует, что сестра его спасет.)

Какое впечатление производит картина? (И страшно, и интересно одновременно: успеют ли дети добежать до начала грозы? Впечатление усиливается тем, что картина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее.)

Кого вам напоминают герои этого полотна? (Сестрицу Аленушку и братца Иванушку, убегающих от гусей-лебедей.)

Вспомните, мы описывали картину В. М. Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке”. Картина тоже была мрачная, но была на ней деталь, которая позволила надеяться, что всё закончится хорошо. Какая это деталь? (Цветущая яблонька. Белый цвет – это символ надежды.)

Абсолютно верно. Какая деталь в данной картине позволяет надеяться на благополучное завершение приключения детей? (Полосы света, пробивающиеся через тучи и окрашивающие поле в желтый цвет, и дети, при написании которых художник тоже использовал тёплые тона).

4.Свет и цвет картины.

Проанализируем колористику картины. Какие краски преобладают? Какое впечатление они вызывают? (Краски тёмные, холодные: серая, тёмно-синяя, темно-зелёная. Есть светлые: через черные тучи ещё проблескивает солнце, освещая жёлтым светом поле.).

Опишите грозовое небо (нахмурившееся, затянутое тучами небо; быстро бегущие тучи; проникающие лучи; разорванные ветром облака; сгустившиеся тучи; образовавшие тёмную полосу на горизонте; пугающие тучи; чернеющие на горизонте).

Опишите пейзаж (дующий ветер, согнувший деревья, сгибающий деревья, встрёпанная ветром трава, желтеющее поле; угасающие лучи солнца, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая через луг, мостик, переброшенный через речку).

Опишите детей (испуганные лица, напряжённое ожидание, растрепанные волосы, сбившийся платок, собранные грибы, высоко подвязанный фартук, перепуганный малыш, крепко вцепившийся в сестру, озирающиеся назад, спешащие домой).

Почему художник платочек на голове девочки и рубашку мальчика написал именно красным цветом? (Красный цвет – символ опасности, и эта опасность в виде грозы угрожает детям сверху.)

5.Взаимосвязь картины и словесных художественных произведений.

Гроза не раз становилась предметом описания мастеров слова, как поэтов, так и прозаиков. Вспомните, у каких авторов мы встречались с описанием этого природного явления? (Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», Л.Н.Толстой «Как мальчика застала гроза в лесу».) (Чтение детьми подготовленных произведений).

Какое из произведений больше соотносится с сюжетом картины?

Обойти стороной столь жизненную и задевающую за живое картину «Дети, бегущие от грозы» Маковского Константина Егоровича просто нельзя! Ведь только взглянув мельком на это полотно, сразу начинаешь искать мелочи в окружающей обстановке и природе. Заглядывая в глаза главным героям, пытаешься почувствовать их эмоциональное настроение и перенести эту самую атмосферу картины с холста в реальную жизнь. Тут же возникает множество вопросов. Кто эти дети? Что они делали в поле? Успеют ли они укрыться? Долго ли будет лить дождь? Как они после дождя будут добираться до дома? И многие другие…

И только так, проникнувшись внутренним настроением картины и настроением художника, который писал этот холст, можно будет в полной мере и наиболее точно написать сочинение по этой картине. Именно такие примеры сочинений к картине «Дети, бегущие от грозы» и подготовки к ним мы и разберем здесь и сейчас.

Как мы и сказали, прежде чем написать хорошее сочинение, необходимо всмотреться в картину найти в ней все мелочи, разобраться с эмоциями и наиболее точно переложить эти все ощущения на бумагу. Это значит, что вы должны задуматься над сюжетом, посмотреть наши вопросы, а может быть даже придумать свои. Чтобы раскрыть ответы на них в вашем сочинении.

Вопросы по картине "Дети, бегущие от грозы"

  1. Сколько детей и какого возраста изображено на картине? (вдвоем эмоционально легче пережить надвигающуюся угрозу)
  2. Что вы можете рассказать об этих детях? (дети скорее всего из небогатой семьи, потому что одеты довольно бедно, босиком. Они не бросают, несмотря на страх, грибы. Может быть, это единственное блюдо на ужин. Дети очень напуганы. Их жалко, хочется им помочь)
  3. Испуганы ли дети? (младший ребенок очень боится, а старшая боится, но понимает то, что надо идти в сторону укрытия)
  4. Как старший удерживает младшего и как младший прижимается к старшему? (как старший заботится о младшем)
  5. Кто эти дети между собой? (скорее всего это брат и сестра)
  6. Куда могли идти эти дети? (гуляли или ходили в поле к родителям или в лес за грибами)
  7. Какое время суток и года изображено на картине? (летняя, дневная непогода)
  8. Насколько хорошо дети подготовлены к начинающемуся дождю? (нет плотной одежды, капюшонов, обуви)
  9. Какие неопровержимые признаки природы говорят о том, что дождь начнется вот-вот? Как художник это показал на картине? (тучи, ветер гнет траву, развивает волосы)
  10. Какими красками художник подчеркивает непогоду? (краски тёмные, холодные: серая, тёмно-синяя, темно-зелёная. Через черные тучи немного проблескивает солнце, освещая жёлтым светом поле. Художник использовал эти краски, чтобы передать страх детей).
  11. Далеко ли до деревни идти детям? (судя по тому, что на заднем фоне поле, деревня где-то рядом)
  12. Насколько трудно и неудобно будет идти детям домой, если пойдет дождь? (дети не только промокнут, но и грунтовая земляная дорога станет скользкой и грязной)
  13. Какова композиция картины? (на переднем плане изображены напуганные ребятишки, на втором – мрачная природа, на заднем – небо, затянутое темными, грозными тучами)
  14. Какая деталь в данной картине позволяет надеяться на благополучное завершение приключения детей? (полосы света, пробивающиеся через тучи и окрашивающие поле в желтый цвет, и дети, при описании которых тоже использованы тёплые тона)
  15. Какое чувство, настроение и мысли возникают у вас, глядя на эту картину? (и страшно, и интересно одновременно: успеют дети добежать до начала грозы?)

Описание картины Маковского

Перед нами репродукция картины «Дети, бегущие от грозы» знаменитого русского художника, живописца Константина Егоровича Маковского. Это не только пойманный миг перед грозой, но и отражение человеческих чувств и эмоций. Когда рассматриваешь эту картину, будто вместе с сельскими детишками попадаешь на этот луг и деревянный мостик над темной водой во время грозы.
На картине изображен сельский пейзаж. Буйство луговых трав, лес и поля яровых, виднеющиеся вдали, узенькая, поросшая травой речушка. И тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку. А на мостике - сельская девочка. Она босиком, в легком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Мы видим, что она и сама-то еще ребенок, но у нее на плечах младший брат. Девочка спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы. Видимо, дети ходили в лес за грибами, потому что в подоле у девочки собранные грибочки. Может быть, они уже направлялись домой, но в дороге их настигла гроза. Может быть, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ливень. Или деревня уже рядом и дети успеют добежать до крыши над головой? А гроза все приближается. Небо затягивается свинцовыми тучами, из которых вот-вот хлынет дождь. Холодный ветер гнет траву, деревья и пронизывает насквозь легкую одежку. Девочка с опаской поглядывает на небо: быть может, она увидела сверкающие молнии или услышала раскаты грома. В ее глазах тревога. Очень опасно оставаться в открытом поле в разгар грозы. Однако девочка больше боится за своего младшего брата, за которого она в ответе. Мальчик совсем маленький. Его еще больше пугают приближающиеся вспышки и устрашающие громовые раскаты. Он, быть может, и не знает еще, что такое гроза и чем она может быть опасна, но ему очень страшно, ведь вокруг стало так темно, а черные грозовые тучи нависли так низко. Поскорей бы добраться до дома! Братец чувствует: сестричка его спасет. Он крепко обнимает ее своими крошечными ручонками и прижимается к сестре всем своим маленьким тельцем.
Напряженность сюжета художник подчеркнул умелым подбором угрюмых, насыщенных темных красок, нагнетающих тревожную атмосферу, передающих опасность ситуации, в которой оказались эти двое детей. Впечатление усиливается тем, что картина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее.
Картина оставляет тревожное впечатление. Автор словно задает вопрос: а сумеют ли дети убежать от грозы?

План сочинения по картине Маковского К.Е. «Дети, бегущие от грозы»

Как любое дело, так и сочинение должно быть обдумано и спланировано. Так и в нашем случае сначала необходимо составить план, по которому будет написано сочинение по картине.

Первое, о чем необходимо сказать, так это о художнике и о том, что мы видим на картине. То есть надо упомянуть автора картины. В зависимости от уровня подготовленности рассказать о нем и его произведениях, также рассказать о сюжете картины «Дети, бегущие от грозы».

После общего описания необходимо перейти к деталям картины. Рассмотреть и заметить все мелочи, отразить их в сочинении, чтобы укрепить нашу точку зрению относительно происходящего.

В конце сочинения мы должны будем сделать заключение. Можно спрогнозировать варианты развития событий и то, как герои картины себя будут чувствовать и как они поведут себя. Должны заметить, какие эмоции возникают не только у героев, но и у тех, кто обращает внимание на эту картину.

Красочные определения к используемым в сочинении словам

Применение подобных слов в сочинении сделает его более художественным и красивым.

Сельский пейзаж. Буйство луговых трав. Желтеющее поле.
Лес, виднеющийся вдали.
Неглубокая речушка, протекающая через луг.
Хрупкий мостик, переброшенный через речку.
Небо свинцовое, нахмурившееся, затянутое тучами.
Тучи мрачные, свинцовые, холодные.
Сквозь тучи вдали проникают угасающие лучи солнца.
Ветер порывистый, пронизывающий, предвещающий, гнет траву.
Травинки гнутся, пригибаются по ветру к земле.
Дети напуганы надвигающейся громыхающей грозой. Испуганные лица, напряжённое ожидание, растрепанные волосы, сбившийся платок, перепуганный малыш, крепко вцепившийся в сестру, озирающиеся назад, спешащие. Сестра спасет его.
Картина не оставляет равнодушным. Заставляет сопереживать.

Синонимы к словам:

Картина - полотно, репродукция, произведение.
Художник – пейзажист, живописец, мастер.
Создает – пишет.

Используя весь этот материал уже вполне можно подойти и непосредственно к процессу написания статьи для учеников различных классов. Вот несколько примеров.

Примеры сочинений. Дети, бегущие от грозы. Маковский

2 класс

На картине Маковского К.Е можно увидеть, что начинается летний дождь.
Дети бегут по дороге и торопятся укрыться от надвигающейся грозы. Им в спину уже дует сильный ветер. Набежали тучи. Старший ребенок несет на плечах младшего. Младший напуган. Он прижался к сестре.
Когда я смотрю на картину, я понимаю, что теперь все зависит от удачи и от упорства старшего ребенка. Он девочки зависит, попадут ли дети под дождь.

3 класс

Картина Маковского К.Е о детях, которые попали в непогоду.
На картине видно, что дети, скорее всего, ходили в лес. За пазухой у старшей сестры грибы. Однако они не рассчитали время и попали под надвигающуюся грозу. Теперь они могут намокнуть и замерзнуть. Маленький ребенок прижался к сестре. Он напуган, а сестра пытается скорее добраться до укрытия. Она знает, что если поторопиться, то они не промокнут. Поэтому она торопится, взяв малыша на спину. Если она постарается, то можно будет избежать надвигающей грозы и дождя.
Мне эта картина нравится тем, что художник очень точно описал погоду и эмоции на лицах детей.

4 класс

Перед нами репродукция картины Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы».
На переднем плане картины мы видим как по мостику, переброшенному через неглубокую речушку, бежит девочка. Она несет на спине своего маленького братишку. Дети убегают от надвигающейся грозы.
На заднем плане художник изобразил нахмурившееся, затянутое тучами небо. Через сгустившиеся тучи проникают лучи солнца. Вдали виднеется лес, в который ребята ходили за грибами. Недалеко от леса желтеет поле.
У детей испуганные лица. Старшая сестра с опаской оглядывается на надвигающуюся грозу. Ее волосы растрепаны ветром, платок сбился с головы. В высоко подвязанном фартуке она несет грибы. Детям страшно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Перепуганный малыш крепко вцепился в сестру, которая поддерживает его за ноги, прижимает к себе, не давая упасть.
При написании картины художник использовал насыщенные темные краски, которые хорошо передают опасность положения, в котором оказались дети.
Картина оставила тревожное ощущение и волнение за детей. Сумеют ли они опередить грозу?

Перед нами репродукция картины русского художника Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». На картине мы видим сельский пейзаж. В центре изображены дети, которые спешат укрыться от грозы.
На переднем плане мы видим луг и неглубокую речушку. Через речку переброшен хрупкий мостик. Сильный ветер гнет траву и деревья. Вдали расположены желтое от лучей солнца поле и лес. Небо затянуто грозовыми тучами. Вот-вот начнется сильный дождь.
По мостику бежит сельская девочка. Она босиком. Ее волосы растрепал ветер. Девочка с опаской глядит на небо. В ее глазах тревога. На плечах героини маленький братик. Малыш крепко обнимает сестру своими ручонками.
Художник использовал темные краски. Они подчеркивают тревожную атмосферу.
Когда смотришь на полотно, то начинаешь сопереживать героям.

5 класс

Перед нами репродукция картины известного русского живописца Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». Мне нравится эта картина! Глядя на нее, я понимаю то настроение, которое художник вложил в свою работу. Эта картина помогает мне ощутить на себе тревогу и страх, которые испытывают дети.
На заднем плане картины нахмурившееся, затянутое тучами небо. Сквозь эти пугающие тучи проникают лучи солнца, которые немного поднимают общее мрачное настроение, переданное художником. На переднем плане неглубокая речушка, протекающая через луг. На картине она изображена темными красками, что помогает нам почувствовать тревожную атмосферу картины.
Через мостик, переброшенный через речку, бежит девочка с малышом, который крепко в нее вцепился. По их лицам видно, что они боятся наступающей грозы. Озираясь назад, они спешат домой. Видно, что дети из бедной семьи, потому что девочка так и несет в высоко подвязанном фартуке собранные грибы. Наверное, это единственное пропитание на сегодняшний день для всей семьи. Испуганные лица, сбившийся платок, растрепанные волосы показывают, как дети боятся попасть в самый центр грозы.
Художник изобразил картину в темных тонах, чтобы было понятно переживание и страх детей, их страх попасть под удары молнии.
Картина «Дети, бегущие от грозы» заставляет нас переживать за судьбу детей и оставляет тревожное впечатление.

6 класс

В девятнадцатом веке художник Маковский К.Е написал картину «Дети, бегущие от грозы». Это одна из наиболее известных картин мастера. Ее сюжет кажется простым, но таит в себе переплетение обстоятельств и эмоций.
На холсте явно можно заметить надвигающуюся грозу, на что указывают свинцовые краски неба. Тучи мрачные и холодные, да и ветер клонит травинки к земле. Возможно даже уже пролетают капли дождя. Дети ходили в лес за грибами и не успели добраться до дома. Дом где-то близко, так как уже видны близлежащие к деревне поля яровых. Старшая сестра, чтобы быстрее добраться до дома, взяла на спину младшего брата. Дети напуганы, но сестра знает, что надо поторопиться. Ребятишкам очень опасно оставаться в поле в непогоду. Ощущение надвигающейся грозы художник подчеркивает не только хмурыми красками неба, но и темнотой заросшей речушки под босыми ногами детей. Они уже добрались до мостика. Вдали виднеется светлое пятно неба, значит дети еще могут успеть убежать от грозы.
Картина олицетворяет собой стремление превозмочь обстоятельства. Подобные жизненные ситуации могут встретиться в нашей жизни не только в отношении обычного дождя. В случае преодоления любого нежелательного обстоятельства нужно постараться не попасть в неприятную ситуацию.

Когда сочинение готово, нужно проверить:

Есть ли в каждом предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения);
правилен ли порядок слов;
правильно ли связаны слова по смыслу;
не повторяются ли одинаковые слова и выражения;
орфограммы (правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания).

Хлопянова Татьяна Витальевна 4 класс

учитель начальных классов русский язык

МБОУ «СОШ№14»

г. Новомосковска Тульской области

Сочинение по картине К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Цель: Способствовать дальнейшему формированию учащимися умения как можно более полно описывать изображенное на картине; активизировать деятельность учащихся по подбору и применению в речи слов и выражений по теме картины.

Задачи:

1) Способствовать знакомству учащихся с творчеством К.Е.Маковского, формированию учащимися умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине; создать условия для выражения в слове своих впечатлений, представлений.

2) Стимулировать работу по совершенствованию орфографических навыков; активизировать деятельность учащихся по развитию творческого воображения, формированию чувства прекрасного.

3) Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: презентация, мультимедиа проектор, экран, индивидуальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока

Сегодня вам предстоит описать картину К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы». Постарайтесь так описать картину, чтобы читателю захотелось ее увидеть.

II. Знакомство с жизнью и творчеством К.Е.Маковского (слайды 2-8).

Маковский Константин Егорович (20.06(2.07).1839 - 17(30).09.1915), русский художник, действительный член петербургской Академии художеств (слайд 2).

Родился в Москве, в семье одного из организаторов Московского училища живописи ваяния и зодчества Егора Ивановича Маковского (слайд 3).

Учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества (1851-1858) у С. К. Зарянко и в Академии художеств (с 1858) (слайд 4).

Творчество Константина Маковского можно разбить на два этапа. В 1860-х - начале 1870-х годов состоял в обществе художников-передвижников. Под влиянием передвижнических идей обращался к сюжетам из народной жизни (например, "Селедочница" 1867 г., "Маленькие шарманщики у забора зимой" 1868 г) (слайд 5).

Позднее Константин Маковский совершает поездки в Египет и Сербию. Результатом этих поездок стали полотна "Возвращение священного ковра из Мекки в Каир" и "Болгарские мученицы", получившие признание зрителей (слайд 6). В начале 80-х годов Маковский

все больше склоняется к портретному жанру и за короткий срок становится одним из самых модных портретистов (слайд 7).

В 80-е годы Константин Маковский отходит от передвижничества и устраивает персональные выставки своих полотен. Появляются его "Боярский свадебный пир в XVII столетии", "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" (слайд 8), и другие работы, высоко отмеченные как в России, так и за рубежом. Картины Константина Маковского имели огромный успех в высшем свете. Он был одним из самых высоко ценимых художников того времени.

Маковский Константин Егорович погиб в результате несчастного случая (трамвай столкнулся с его экипажем) в 1915 году в Санкт-Петербурге. Художник оставил огромное художественное наследие.

III. Знакомство с картиной К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» (слайд 9).

Какое впечатление производит картина? (И страшно, и интересно одновременно: успеют дети добежать до начала грозы?)

Какова композиция картины? (На переднем плане - испуганные дети, на втором - мрачная природа, на заднем - небо, затянутое темными, грозными тучами).

Кто является героями картины? Как автор смог показать, что эти герои - главные?

(Девочка и её младший брат, они являются центром произведения. Автор использовал теплые тона и светлую гамму красок для описания детей: розовый, оранжевый, светло-жёлтый).

Какие краски преобладают? Какое впечатление они вызывают? (Краски тёмные, холодные: серая, тёмно-синяя, темно-зелёная. Есть светлые: через черные тучи ещё проблескивает солнце, освещая жёлтым светом поле. Художник использовать эти краски, чтобы передать страх детей).

Какая деталь в данной картине позволяет надеяться на благополучное завершение приключения детей? (Полосы света, пробивающиеся через тучи и окрашивающие поле в желтый цвет, и дети, при описании которых тоже использованы тёплые тона)

Замечательно. Я с вами согласна. Поговорим о действующих лицах картины - детях. Что вы заметили? (Они из небогатой семьи - одеты довольно бедно, босиком, не бросают, несмотря на страх, грибы. Может быть, это единственное блюдо на ужин. Дети очень испуганны. Их жалко, хочется им помочь).

Я рада тому, что вы так много увидели на картине. Но вспомним задачу нашего урока: написать сочинение. В этом вам помогут карточки (см. Приложение).

Вы можете составить собственный план работы и писать, опираясь на него.

А еще я предлагаю вам прослушать примерное описание картины.

Перед нами репродукция картины известного русского живописца Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». Здесь мы видим и зарисовку картин природы, и изображение внешности сельских ребятишек, и отражение человеческих чувств и эмоций. Рассматривая это произведение, начинаешь сопереживать его героям, будто вместе с ними попадаешь на этот луг во время грозы.

На картине изображен сельский пейзаж. Буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность. И тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку. А на мостике — сельская девочка. Она босиком, в легком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Мы видим, что она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат. Девочка спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы. Видимо, дети ходили в лес за грибами — в руках у девочки корзина. Может быть, они уже направлялись домой, когда в дороге их настигла гроза. Вероятно, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ливень. А гроза все приближается. Небо затянуто серыми грозовыми тучами, из которых вот-вот польется дождь. И он обещает быть сильным: нет ни одного просвета на небе, ни одного лучика солнца. Холодный ветер гнет травы и пронизывает насквозь легкую одежку. Девочка с опаской глядит на небо: быть может, она увидела сверкающие молнии или услышала раскаты грома. В ее глазах тревога. Ведь страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Однако больше она боится за своего младшего брата, за которого она в ответе. Мальчик совсем маленький. Его еще больше пугают приближающиеся вспышки и устрашающие громовые раскаты. Он, быть может, и не знает еще, что такое гроза и чем она может быть опасна. Но ему очень страшно. Ведь вокруг стало так темно, а черные грозовые тучи нависли так низко! Поскорей бы добраться до дома. Но он чувствует: сестричка его спасет. Он крепко обнимает ее своими крошечными ручонками и прижимается к сестре всем своим маленьким тельцем. Напряженность сюжета художник подчеркнул умелым подбором угрюмых, насыщенных темных красок, нагнетающих тревожную атмосферу, передающих опасность ситуации, в которой оказались эти двое детей. Впечатление усиливается тем,

что картина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее.

Картина оставляет тревожное впечатление. Автор словно задает вопрос: а сумеют ли дети убежать от грозы?

I V. Написание сочинения.

- Сейчас вы напишете свои сочинения в черновом варианте.

Зачитывание нескольких вариантов, правка работ.

Примеры детских работ.

1. Старых Виктория

Перед нами репродукция картины Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы».

На переднем плане картины мы видим как по мостику, переброшенному через неглубокую речушку, бежит девочка. Она несет на спине своего маленького братишку. Дети убегают от надвигающейся грозы.

На заднем плане художник изобразил нахмурившееся, затянутое тучами небо. Через сгустившиеся тучи проникают лучи солнца. Вдали виднеется лес, в который ребята ходили за грибами. Недалеко от леса желтеет поле.

У детей испуганные лица. Старшая сестра с опаской оглядывается на надвигающуюся грозу. Ее волосы растрепаны ветром, платок сбился с головы. В высоко подвязанном фартуке она несет грибы. Детям страшно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Перепуганный малыш крепко вцепился в сестру, которая поддерживает его за ноги, прижимает к себе, не давая упасть.

При написании картины художник использовал насыщенные темные краски, которые хорошо передают опасность положения, в котором оказались дети.

Картина оставила тревожное ощущение и волнение за детей. Сумеют ли они опередить грозу?

2. Жидик Екатерина

Перед нами репродукция картины известного русского живописца Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». Мне нравится эта картина! Глядя на нее, я чувствую то настроение, которое художник вложил в свою работу. Эта картина помогает мне ощутить на себе страх, который испытывают дети.

На заднем плане картины нахмурившееся, затянутое тучами небо. Сквозь эти пугающие тучи проникают лучи солнца, которые немного поднимают общее мрачное настроение, переданное художником. На переднем плане неглубокая речушка, протекающая через луг. На картине она изображена темными красками, что помогает нам понять тревожную атмосферу картины.

Через мостик, переброшенный через речку, бежит девочка с малышом, который крепко в нее вцепился. По их лицам видно, что они боятся наступающей грозы. Озираясь назад, они спешат домой. Видно, что дети из бедной семьи, потому что девочка так и несет в высоко подвязанном фартуке собранные грибы. Наверное, это единственное пропитание на сегодняшний день для всей семьи. Испуганные лица, сбившийся платок, растрепанные волосы показывают, как дети боятся попасть в самый центр грозы.

Художник изобразил картину в темных тонах, чтобы было понятно переживание и страх детей, их страх попасть под удары молнии.

Картина «Дети, бегущие от грозы» заставляет нас переживать за судьбу детей.

3. Бузинов Максим

Перед нами репродукция картины русского художника Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». На картине мы видим сельский пейзаж. В центре изображены дети, которые спешат укрыться от грозы.

На переднем плане мы видим луг и неглубокую речушку. Через речку переброшен хрупкий мостик. Сильный ветер гнет траву и деревья. Вдали расположены желтое от лучей солнца поле и лес. Небо затянуто грозовыми тучами. Вот-вот начнется сильный дождь.

По мостику бежит сельская девочка. Она босиком. Ее волосы растрепал ветер. Девочка с опаской глядит на небо. В ее глазах тревога. На плечах героини маленький братик. Малыш крепко обнимает сестру своими ручонками.

Художник использовал темные краски. Они подчеркивают тревожную атмосферу.

Когда смотришь на полотно, то начинаешь сопереживать героям.

V. Домашнее задание: записать отредактированное сочинение.

Приложение (карточка для учащегося).

Опорные слова и выражения.

Описание неба (нахмурившееся, затянутое тучами; быстро бегущие тучи; сквозь тучи проникают лучи солнца; ветер разрывает облака).

Описание пейзажа (сильный ветер, согнувший деревья; ветер гнет траву; желтеющее поле; угасающие лучи солнца; лес, виднеющийся вдали; неглубокая речушка, протекающая через луг; мостик, переброшенный через речку).

Описание детей (испуганные лица, напряжённое ожидание, растрепанные волосы, сбившийся платок, высоко подвязанный фартук; перепуганный малыш, крепко вцепившийся в сестру; озирающиеся назад, спешащие).

План сочинения.

1. Общее впечатление от картины.

2. Описание картины “Дети, бегущие от грозы”.

  1. Описание изображённого на переднем и заднем плане картины.
  2. Описание главных героев.
  3. Значение цвета в пейзаже художника.

3. Настроение, которое оставляет картина.

Используемые источники:

Дети, бегущие от грозы http://webstarco.narod.ru/19vek/images/makovsky_k5.jpg

Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителя начальной школы. - М.: Просвещение, 1992. - 176 с.

Русский язык. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Л.М.Зелениной «Русский язык. 4 класс». В 3 ч. Часть 1 / Сост. И.Ю.Дьяконова, И.В.Мукашева - Волгоград: Учитель - АСТ, 2009. - 96 с.


Дети, бегущие от грозы - Константин Егорович Маковский. 1872. Холст, масло 167 х 102



Одна из самых известных работ Константина Маковского «Дети, бегущие от грозы» написана в 1872 году. Этот период творчества живописца, который отличался разносторонностью, критики именуют «передвижнеческим». Художник активно участвовал в передвижных выставках, поддерживая идеи , Н. Ге и других мастеров, бросивших вызов сухому академизму.

Представленная работа является невероятно эмоциональной и яркой. Главные герои, дети, выведены художником на передний план – зритель находится так близко к ребятам, что может в подробностях разглядеть эмоции на их юных личиках, и, кажется, мы сами готовы пуститься бегом по полю, пытаясь обогнать неумолимо надвигающуюся грозу.

Небо потемнело, а тяжёлые грозовые тучи пригнулись к земле. Всё говорит о дождливой стихии, которая вот-вот должна начаться. Однако детям эта непогода кажется катастрофой, а выражение личика девочки отличается особенным волнением. Невольно начинаешь задумываться: что же так напугало героев? Неужто гроза навевает такой ужас деревенским детям, или же босоногую девочку волнует что-то другое, например, она боится, что маленький брат её промокнет, и дома её заругают? Действительно, непростой деревенский быт ввёл простое правило – забота о младших ребятишках целиком ложится на плечи старших, так что беспокойство героини небезосновательно.

Декорации, которые «построил» вокруг действующих лиц Маковский, вторят их настроению. Даже шаткий мостик вносит какую-то неуверенность – кажется, стоит расстроенным детям ступить на него и он попросту развалится. Очень трогательно выглядит мальчик. Его волосы треплет ветер, голые ножки болтаются, а ручки крепко обхватили шею старшей сестры.

Откуда же взялись эти колоритные дети? История, к счастью, сохранила для нас некоторые сведения. Как и многие передвижники Маковский разъезжал по российским губерниям, чтобы сделать зарисовки и найти новые сюжеты. Работая в одном из местечек Тверской губернии, живописец познакомился с крестьянской девчушкой, бойкой и смелой. В очередной раз, когда мастер вышел с мольбертом на пленэр, его окружила кучка крестьянских ребят.

Именно девочка с картины стала беззастенчиво расспрашивать, что же такое делает Маковский. Дав объяснение девочке, художник предложил её нарисовать. Сеанс позирования был назначен на следующий день, однако, на завтра юная натурщица не появилась. Зато прибежал её младший братишка, который объяснил Константину Егоровичу, что сестрёнка заболела – вечером они ходили в лес за грибами, а возвращаясь, были застигнуты грозой. Пробегая через мосток, сестра поскользнулась и увязла в ручье, там и заболела, пока выбиралась.

Всю эту историю художник решил воспроизвести на полотне. Позже, когда картина экспонировалась и получила известность, Маковский вспоминал большеглазую крестьянскую девочку, и говорил – вот бы она узнала, во что этот поход за грибами вылился.

А вылилось это в замечательную работу, живую и трогательную. Художник мастерски изобразил не только ребят, но и фон. Небо выписано с максимальной реалистичностью – здесь и серые тучи, и голубые просветы, и прорывающиеся сквозь мглу солнечные блики, которые освещают полоску поля. Травы почти не колышутся, тогда как волосы детей говорят о порывистом ветре. Маковский обладал удивительной наблюдательностью, чтобы заметить столь подробные предгрозовые нюансы, и филигранной техникой, чтобы восхитительно передать это на полотне.

Отличительная черта Маковского данного периода – это не обличение, а поиск эстетики. В своём большинстве крестьяне на его полотнах красивые, а дети аккуратные с пухленьким румянцем. Картины живописца вызывают смешанные чувства нежности, сентиментальности и грусти.

Художник Константин Маковский часто прибегал к написанию сюжетных картин о крестьянах и нелегкой сельской жизни того времени.

Картина Дети бегущие от грозы Маковского К. Е. одна из самых заметных произведений художника была написана в 1872 году в Санкт Петербурге, где художник изобразил двух детей бегущих от ненастья, пересекая обветшалый деревянный мостик перекинутый через небольшую речушку, над берегом которой разрослась разномастная кустистая травяная растительность.

Босоногая молоденькая крестьянская девушка с белокурым младшим братишкой примостившийся на ее спине, который обхватил сестру своими крепкими ручонками, спасаются бегством от надвигающейся грозы, в их глазах присутствует некий испуг и обеспокоенность.

Как мы видим у девчонки в подоле ее фартука собранные ею грибы, дети ходили за грибами и их застало ненастье. В бегущей с братом девушке чувствуется явная озабоченность, она в ответственности за младшего перед родителями и руками прижимает его покрепче к себе. С испугом она оглядывается назад, боясь, чтобы страшная гроза не застигла их. Поблизости нет какой либо лачуги и укрытия, чтобы спрятаться от грозы и дождя, а до села тоже не близкая дорога, усиливаются порывы ветра, остается одно бежать и на данный момент у них получается опередить стихию.

В картине Дети бегущие от грозы Маковский ярко передал контраст русского пейзажа, темный берег с заросшей травой развеваемой ветром и речки усеянной листьями кувшинки и ряской на фоне надвигающейся над пшеничным полем колоритной тучи, через которую то там то здесь просвечивается голубое небо.

Главные герои полотна конечно это дети, в образе которых художник талантливо постарался передать характеры спасающихся от ненастья детишек, с неповторимым детским обаянием и невинностью. Данные образы несколько схожи со сказочными героями сестрицы Аленушки и братца Иванушки.

Русоволосая не по годам смышленая девочка одета в обычную крестьянскую одежду, как правило на то время это холщовая рубашка и сарафан, на голове повязан спадающий с головы платок. На братике рубашка и короткие штанишки.

Они оба босоногие, ходить босиком было привычным делом, потому как обувь на то время для крестьян была не дешева, только богатые и середняки могли себе позволить эту роскошь, особенно летом. Сказать, что у крестьянских детей совсем не было обуви тоже нельзя, просто ее берегли, например для похода в церковь или городскую ярмарку.

Какие могут быть впечатления о картине? Впечатления можно сказать самые теплые и добрые, художник очень выразительно и с чувственным лиризмом передал, как само состояние пейзажа, так и характеры детей. Любой зритель увидевший эту картину всегда будет зачарован этим сюжетом, создание детских образов в картинах это нелегкая работа для многих художников, здесь необходимо много работы по памяти и воображению, у Маковского это получилось с лихвой.

Сегодня Картина Маковского Дети бегущие от грозы находится в г. Москве в Государственной Третьяковской галерее. Размер картины составляет 167 на 102 см.