Темна вода во облацех - что значит? Евгений перемышлев.

Темна вода во облацех

Изучение языковых клише
на школьном уроке

Нередко, казалось бы, самые простые темы и понятия представляют для изучения в школе определенную трудность. Так обстоит дело, например, с изучением пословиц, поговорок и языковых клише, которыми столь богат русский язык.

На первый взгляд ничего сложного здесь будто бы и нет, но достаточно заглянуть в какое-либо специальное исследование, чтобы понять, сколь сложна эта область словесности. Начать хотя бы с самих дефиниций. Что считать пословицей, что поговоркой, а что просто устойчивым словосочетанием?

В серьезной литературе для изучения этих языковых единиц применяют методы структурного анализа, проводят типологические исследования. Все это, разумеется, может лишь добавить трудностей для школьников, которым необходимо преподать пока лишь самые азы знания.

И потому резонно построить урок, посвященный этой нелегкой теме, особым образом, выстроить его по принципу викторины, чтобы ученики самостоятельно попытались разобраться, как функционируют те или иные художественные единицы.

Занятие разделим на три части. Во вступлении предложим ученикам определения пословицы и поговорки, как они даны в литературном энциклопедическом словаре.

«Пословица – краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное народное изречение. Употребляясь в значении переносном – по принципу аналогии – к своему буквальному смыслу... пословица заключает в себе афористически сжатое выражение какой-либо грани народного опыта; предмет высказывания рассматривается в свете общепризнанной истины, выраженной пословицей».

«Поговорка – образное выражение, метко определяющее и оценивающее какое-либо явление жизни. В основе поговорки часто лежат метафора, сравнение, гипербола, идиоматическое выражение, парадокс. В отличие от пословицы, поговорка всегда одночленна, всегда представляет собой часть суждения и обычно лишена обобщающего поучительного смысла».

Имея эти начальные знания о предмете, следует приступить ко второй, основной части занятия. Учитель предлагает классу пословицы, поговорки и языковые клише из других языков, а ученики в свою очередь должны подобрать им русские эквиваленты. Сразу предупредить класс, что обращать внимание прежде нужно не на внешнюю форму, а на суть выражений, так легче подобрать соответствующую «отгадку». (Но, после того как работа будет выполнена, предложим все-таки ученикам ответить на вопрос: чем же различаются пословицы, поговорки и фразеологизмы?)

Материал для игры:

Иностранные пословицы и поговорки
и их русские аналоги

1. Идущий степь пересечет (финская).
Дорогу осилит идущий.

2. Нет человека без недостатков (турецкая).
Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.

3. Кто воду носит, тот и кувшин ломает (турецкая).
Тот не ошибается, кто ничего не делает.

4. И короли ошибаются (вьетнамская).
На всякого мудреца довольно простоты.

5. Везде хлеб с коркой (литовская).
Нет розы без шипов.

6. В новом кувшине вода холодная (персидская).
Новая метла чисто метет.

7. Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить (лезгинская).
Бодливой корове Бог рогов не дает.

8. Спешащий таракан в суп попадет (удмуртская).
Поспешишь – людей насмешишь.

9. Нечего ругать кошку, когда сыр съеден (французская).
После драки кулаками не машут.

10. Как постелешь, так и поспишь (гагаузская).
Как аукнется, так и откликнется.

11. Рисовал дракона, а получился червяк (вьетнамская).
Стрелял в воробья, а попал в журавля.

12. На море много черного, но не все это тюлени (финская).
Не все то золото, что блестит.

13. Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой (вьетнамская).
Муж и жена – одна сатана.

14. Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает (ассирийская).
У семи нянек дитя без глазу.

15. Разлука – смерть любви (французская).
С глаз долой – из сердца вон.

16. Биться, как рыба на кухонном столе (вьетнамская).
Биться, как рыба об лед.

17. Пьян, как лорд (английская).
Пьяный в стельку.

18. Когда свиньи полетят (английская).
После дождичка в четверг.

19. Во рту козла – трава сладкая (персидская).
На вкус и цвет товарища нет.

20. Полученный уксус лучше обещанной халвы (персидская).
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

21. Если бы у моей тетки росла борода, она была бы моим дядей (персидская).
Если бы да кабы во рту росли грибы.

В заключительной части урока ученики высказывают собственное мнение о пройденном материале, делятся своими наблюдениями над тем, как функционируют пословицы и поговорки в русской языковой среде.

Учитель подводит итог занятию, делает необходимые выводы. Кстати, следует не забывать, что многие русские пословицы и поговорки имеют в других языках почти дословные эквиваленты.

Материал для сравнения учитель также может расширить за счет самых разных источников, здесь подходят не только специальные словари, но и сборники афоризмов, просто художественная литература.

Из Библии (церковно славянский текст). В Ветхом Завете, Псалтыре (пс. 17, ст. 12) сказано о Боге: «И положи тмузакров свой, окрест его селение его, темна вода во облацех воздушных». Русский перевод: «И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг… … Словарь крылатых слов и выражений

Неизвестно, тайна сия велика, покрыто мраком неизвестности, неясный, об этом история умалчивает, тайна, покрытая мраком, неведомо, непонятный, тайна сия велика есть Словарь русских синонимов. темна вода во облацех нареч, кол во синонимов: 9 … … Словарь синонимов

См. неясный... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов

Книжн. Шутл. ирон. О чём л. непонятном, мудрёном, неясном (высказывании, тексте, идее и т. п.). Ф 1, 69; БТС, 139. /i> Оборот библейского происхождения. БМС 1998, 87; ФСРЯ, 73; ДП, 849 … Большой словарь русских поговорок

темна вода во облацех - книжн. О том, что неясно, непонятно, загадочно … Словарь многих выражений

Темна вода во облацех (небесных) - ТЕМНА ВОДА ВО ОБЛАЦЕХ (НЕБЕСНЫХ). Книжн. Экспрес. Совершенно непонятно, неясно. Дуня рассказала про хлыстовскую веру, не упоминая, конечно, ни про Сен Мартена, ни про Тона, ни про других мистических писателей. Она знала, что все это для Аграфены… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Темна вода во облацех воздушных. См. ВЕРНОЕ ВЕСТИМОЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Ср. Как потом будет угодно министрам обратить на это внимание или нет, но я им представлю факты. Это, брат, еще темна вода во облацех, что тебе министры скажут... Писемский. Люди сороковых годов. 4, 21. Ср. Зачем дорога построена, сколько в… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Темна вода въ облацѣхъ воздушныхъ. Ср. «Какъ потомъ будетъ угодно министрамъ обратить на это вниманіе или нѣтъ, но я имъ представлю факты». Это, братъ, еще темна вода во облацѣхъ, что тебѣ министры скажутъ... Писемскій. Люди сороковыхъ годовъ. 4 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Ы, вин. воду, мн. воды, водам и водам, водами и водами; о водах и о водах; ж. 1. Прозрачная, бесцветная жидкость, образующая ручьи, реки, озёра, моря и представляющая собой химическое соединение водорода с кислородом. Речная в. Морская в. В.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • "Темна вода во облацех..." , Вл. Гаков. Вокруг так называемых неопознанных летающих объектов (НЛО) сложилось множество самых разнообразных домыслов, суеверных представлений, мистических спекуляций. Есть ли НЛО на самом деле? А если…
  • Темна вода во облацех. Научно-фантастический роман , Александр Федорович Тебеньков. Новый роман является продолжением НФ романа «Сны во сне и наяву». В провинциальной лаборатории Баринов близко подходит к разгадке некоторых способностей экстрасенсов. Подобные исследования в… электронная книга

Свт. Афанасий Великий

И положи тму закров Свой , то есть, невидное и незримое пребывание Спасителя с человеками. Окрест Его селение Его. Словами: селение Его - означает святую Церковь, в которой обетовал водворяться. Окрест Его , по сказанному: идеже два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18,20). Говорит это по причине темноты сказанного о Нем у Пророков, которые наименованы и облаками.

Толкование на псалмы.

Прп. Нил Синайский

Сказанное в семнадцатом псалме: «положи тму закров свой» (Пс. 17:12) , - означает, что бездны судов Божиих непостижимы, неисследимы и не уяснены.

Письма на разные темы. Маркиану.

Прп. Симеон Новый Богослов

И положи тму закров свой: окрест его селение его: темна вода во облацех воздушных

Но чтоб тебе не подумалось, что как ты сидишь во тьме, так и Господь вошел во тьму и скрылся (мраком покрылся), для того говорит еще святой Давид: окрест Его селение Его . Селение же это святой Павел называет светом: во свете живый неприступнем (1Тим.6:16) . Впрочем, оба они, и Пророк Давид и Апостол Павел, когда, желая показать, что Божество Его непостижимо, говорят один, что окрест Его селение Его , а другой, что Он живет во свете неприступнем , не то показывают, будто Бог как-нибудь ограничивается и описуется, но такое образное употребляют выражение для пытливых, говоря как бы им: о неразумные пытливцы, не думайте, что Господь и Бог наш, вознесшись, вошел в какую-либо тьму и сокрылся. Он всегда пребывает во славе Божества Своего, которая наполняет все и есть паче (пространнее) всего, в каковой славе Он пребывал и прежде, чем произошло все; но да не погибнем мы вконец от молнийных блистаний Божества Его, положил Он тьму за кров Свой, которая покрыла не Его, а нас, ибо Бог наш, говорит Писание, есть огнь поядаяй (Евр.12:29) не праведных, но грешных.

Слова (Слово 45-е).

Блж. Феодорит Кирский

И положи тму закров свой: окрест его селение его: темна вода во облацех воздушных

Евфимий Зигабен

И положи (сделал) тму за кров (покрывалом) свой .

Под тьмою мы разумеем то, что не может быть видимо. Итак, Господь устроил невидимый покров для себя или вокруг себя, т.е., вознесшись на небо, скрылся от глаз апостолов. Или под тьмою можно разуметь также плоть человеческую Иисуса Христа, так как в ней сокрыто было Его Божество.

Или же: положи тьму, т.е. соделал недоступным для нашего познания Божество свое, так что тьма поражает всех, которые пытаются проникнуть своим умом в эту глубину божественного ведения.

Окрест Его селение (сень) Его.

Селением пророк называет воспринятую Господом плоть нашу, которую и Сам Господь назвал храмом своим (Иоан.2,19) , потому что в ней Он обитал не призрачно только, но действительно, неизреченно вселившись в нее, как всемогущи. А сказал здесь это пророк для того, чтобы показать, что Христос вознесся на небо вместе с своею плотью и не оставил ее на земле, как несправедливо утверждали некоторые лжеучители. Или: пророк называет селением Божиим неприступное сияние Его Божества, так как Бог в св. Писании описывается между прочим обитающим в неприступном свете, который Его окружает, во свете, который закрывает от нас существо Божие и делает Его недоступным для желающих созерцать Его своими глазами.

Темна вода во облацех воздушных.

Водою пророк называет тайну о Христе, облаками пророчество о Нем; таким образом его слова получают тот смысл, что пророчества, относящиеся к Иисусу Христу и заключающаяся в Писаниях пророков, вообще темны и нелегки для уразумения во время своего исполнения. Водою пророк потому называет эту тайну, что она производит освежающее действие в тех, которые погрязали до сего времени в заблуждении. Пророчества же назвал облаками по той причине, что они, как бы в некотором тумане, скрывают обыкновенно в себе то, о чем говорят. Слово воздушный прибавил к ним для того, чтобы выразить этим чистоту их созерцания. Впрочем, в св. Писании пророчества вообще иногда называются облаками и даже не редко. Так, например, пророк Исаия, назвав в одном месте дом Израилев виноградником, упоминает тотчас же об облаках, которым дано повелиние Божие, чтобы они не давали более дождя на этот виноградник (Ис. 5,6 и 7), т. е. чтобы пророки прекратили свои пророчества среди народа Израильского.

Прот. Сергий Терновский

Ст. 12-14 И положи тму закров Свой: окрест Его селение Его: темна вода во облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное. И возгреме с Небесе Господь, и Вышний даде глас Свой

Ты видишь темное, густое облако; кажется, оно придавило твои чувства, жизнь природы притаилась в какой-то таинственной тишине, все мрачно, ты желаешь видеть, не видишь и как бы предаешься усыплению. Вдруг блещет молния и гром потрясает воздух; он пробуждает жизнь природы, умягчает воздух и плодотворит землю; пробуждает и тебя. Ты видишь свет, который зовет тебя от земного к небесному. Так и в деле нашего спасения: вера, как непроницаемое облако, закрывает от тебя тайны небесной жизни; будто лежит на твоем уме и подавляет его деятельность; все тебе кажется мрачно, все непостижимо, но вдруг, как молния, сверкнет в душе какое-то необыкновенное чувство; оно вместе и пробуждает тебя, и приводит в страх, и рождает радость. Тогда яснее открывается тебе то, что для тебя казалось непостижимым; ты как бы видишь пред собою Господа, тогда можешь сказать: вем, Ему же веровах! Какой-то свет осиявает тебя; он вместе и творит кротким сердце твое, и возбуждает в тебе силу творить благое. Держись сего чувства; по милости Божией, оно будет повторяться и приведет тебя к блаженному видению Господа.

Кажется, в таком положении был св. пророк, когда говорит: положи тму закрое свой, темна вода во облацех воздушных, от облистания пред ним облацы проидоша. И возгреме с небесе Господь, и Вышний даде глас Свой .

Положи тму закрое свой, окрест Его селения Его, темна вода… Селение Его окружает мрачная воздушная вода, или мрачные облака. Сим пророк изображает непостижимость существа Божия. По Феодор, преклони небеса означает снисхождение Божие на землю; лете, лете на крилу ветреню , внезапное явление Господа: от облистания облацы проидоша. Афан. Александр. слова: темна вода во облацех воздушных, от облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное, изъясняет следующим образом: темна вода в облацех воздушных - говорит сие по причине темноты сказанного о Нем у пророков, которые наименованы и облаками. От облистания пред Ним облацы проидоша - свет пришествия Его соделал ясными пророчества. Град и углие огненное - а поелику в пророчествах находятся и угрозы, то и сие представил под образом града и углия. Как от озарения проповеди, подобно облакам, прошли пред Ним апостолы и оросили мир, так град служит образом различных казней, определенных неверующим, какие по вознесении Господа и действительно постигли врагов Его, разумею врагов мысленных. Ибо как, освобождая израильтян из Египта, одождил град и огонь, так, освобождая и все народы от работы демонам, одождил град и углие огненное. И это были карающие силы, которыми низложил мысленных египтян: Тв. Св. От., ч.IV, Ст. 89. Ст. 46. Сынове нуждии обетшаша и охромоша от стезь своих. Называвшись сынами моими, сами себя сделали сынами чуждыми, они ослабели и уклонились от стези правды.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.