Дома советской элиты: где жили артисты Большого театра. Пожар у максаковой - потоп у башмета

Брюсов переулок.
Я хочу рассказать Вам об одном из уютных уголков старой Москвы, который мне очень дорог и интересен, поскольку связан с историей моего города и моих родных. Речь пойдет о тихом переулке между Тверской и Никитской улицами, который с XVIII века носит название Брюсов.
Переулок назван по фамилии домовладельца – графа Александра Романовича Брюса, генерал-лейтенанта, вице-губернатора Москвы и племянника (и наследника) знаменитого генерал-фельдмаршала Якова Вилимовича Брюса, соратника Петра I. Усадьба Брюсов – это дом №2/14. Брюсы являются потомками шотландских королей, но с 1647 года они перебрались в Россию. Отец А.Р. Брюса - Рома́н Ви́лимович Брюс - первый обер-комендант Петербурга и старший брат Якова Вилимовича Брюса, который, в свою очередь, был известен как физик, математик, астролог, переводчик и дипломат (а, по слухам, чернокнижник и колдун). Именно ему принадлежит идея кольцевого строительства Москвы. Во владении семьи Брюсов дом был с 30-х годов XVIII века, в 1770-х годах его перестроили, были надстроены второй и третий этажи. В 1812 году он, как и многие другие дома, пострадал от пожара, но уже через год был восстановлен. Главный фасад здания дважды претерпел изменения: в 1813 году и в конце XIX века. В 2007- 2009 годах была проведена реставрация этого исторического здания.
К слову, Брюсы владели домом чуть меньше ста лет, но название переулка –Брюсов, твердо за ним закрепилось. В советское время переулок был переименован в улицу Неждановой, по имени народной артистки СССР – певицы А.Н.Неждановой (жившей в доме №7), но в 1994 году историческое название вернули.
XVI веке на месте современного Брюсова переулка проходил глубокий и длинный овраг, по дну которого протекал ручей - правый приток р. Неглинной. Рядом с ним издавна существовала деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, первое упоминание о которой в исторических источниках относится к 1548 году. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы. Позднее жители стали именовать этот переулок просто Вражским или Воскресенским (из-за построенной в 1634 году церкви Воскресения).
Собственно, именно этот замечательный старинный храм Воскресения Словущего на Успенском вражке является визитной карточкой Брюсова переулка (здание № 15). Этот небольшой скромный храм не теряется на фоне обширного архитектурного наследия российской столицы. Как любят говорить православные верующие - это намоленное место. История этого храма очень интересна. При пожаре 10 апреля 1629 года сгорела деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы и, пристроенный к ней в 1620 году, придел пророка Елисея. На её месте к 1634 году была построена каменная церковь Воскресения Словущего. И рядом возведен новый, тоже каменный, храм пророка Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Федоровичем (первым царем из династии Романовых) своего отца - Патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена. При упразднении этого храма, который просуществовал до нашествия Наполеона и большого московского пожара в 1812 году, его престол перенесли в храм Воскресения Словущего. (По одним сведениям престол Елисеевского храма был перенесен в 1818 году, по другим- в середине XIX века).
Для многих остаётся загадкой, почему в годы государственной атеистической пропаганды, когда многие церкви были закрыты или уничтожены, в главном городе нашей страны – в Москве, ни на один день не прекращал своего служения Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (в Брюсовом переулке)?
Некоторые объясняют этот факт не совсем обычным статусом района, в котором расположен Брюсов переулок. Рядом находятся Дом композиторов и Дом художников, в нескольких минутах ходьбы - Консерватория. Здесь издавна селилась московская творческая богема - деятели литературы и искусства, музыканты, артисты, художники. Именно участие творческой интеллигенции столицы помогло предотвратить снос старинной церкви. В частности, эта заслуга приписывается великому русскому режиссёру и актёру К. С. Станиславскому, к мнению которого прислушивались самые влиятельные лица советского государства.
Если войти в Брюсов переулок со стороны Тверской улицы через величественную арку с гранитными колоннами, то слева на нас окажется дом №12, который является первым в очереди “артистических” домов Брюсова переулка. В нем жил известный режиссер Всеволод Мейерхольд со своей женой, актрисой Зинаидой Райх, и ее детьми от первого брака с Сергеем Есениным. Нередкими гостями в доме Меёерхольдов были Сергей Эйзенштейн, Борис Пастернак, Петр Кончаловский, Дмитрий Шостакович, Михаил Тухачевский, Юрий Олеша, Сергей Прокофьев, Андрей Белый. Также в этом доме №12 жили балерины В.В. Кригер и М.Т. Семенова, артисты И.Н. Берсенев, А.П. Кторов, С.В. Гиацинтова, архитектор И.И. Рерберг и балетмейстер В.Д. Тихомиров. В настоящее время в этом доме располагается музей-квартира В.Э. Мейерхольда.
Сразу за домом Мейерхольда находится девятиэтажный дом №8/10 сталинской постройки, он соединен с соседним домом. Это так называемые “музыкальные” дома, которые были построены специально для профессоров Консерватории, к которой ведет Брюсов переулок, и композиторов. В этом доме жили такие известные люди, как Хачатурян, Рихтер, Растропович, Кабалевский, Шостакович, Вишневская и Коган. В скверике между домами №8/10 и №6 в 2006 году был воздвигнут памятник знаменитому композитору и дирижеру Араму Хачатуряну, а в 2012 году на пересечении Елисеевского и Брюсова переулков установлен памятник великому музыканту Мстиславу Ростроповичу работы скульптора Александра Рукавишникова.
На противоположной стороне, где сейчас стоит современное здание №19, до 2003 года находился доходный дом А.В. Андреева (год постройки -1881), владельца лучшего в то время гастронома Москвы. Этот дом также причастен к миру русского искусства: в нем частенько бывал известный поэт К.Бальмонт, который впоследствии женился на дочери вышеупомянутого А.В.Андреева.
Чуть дальше по соседству располагается дом №17, который был построен для артистов Художественного театра. Здесь в свое время жили Москвин, Лиепа, Качалов и балерина Е.В. Гельцер. У этой балерины в один из своих визитов в Москву останавливалась А.Дункан.
Дом № 7 является самым большим строением в переулке. Он был построен по проекту Щусева специально для артистов Большого театра. В этом доме жили Нежданова, Лепешинская, Обухова, Голованов, а также И.С. Козловский, который часто пел в церковном хоре храма Воскресения Словущего.
До 1964 года, в трех минутах пешком от Брюсова переулка, жила семья моей прабабушки в старом трехэтажном доме, который, к сожалению, не сохранился. Бабушка мне рассказывала и об этом месте, и о строительстве дома «композиторов» (когда при закладке фундамента были найдены подземные ходы), и о старой церкви с чудотворными иконами. Поэтому, когда я оказываюсь в этом уголке старой Москвы, для меня безмолвные строения оживают, история моего города становится явью. Я горжусь, что я – москвичка!

«Брюсов 19» - новый комплекс класса de luxe в самом центре столицы, в Тверском районе, в двух шагах от Тверской и менее, чем в километре, от Кремля. Это одно из самых престижных мест столицы. В Брюсовом переулке располагаются жилые дома, построенные для творческой элиты - «Дом артистов МХАТ»(№ 17), «Дом артистов Большого театра»(№ 7), «Дом композиторов»(8/10), «Дом художника»(№ 4), «Дом артистов«(№ 12). В старинном переулке сохранилась городская усадьба Брюсов(XVII век), Храм Воскресения Словущего и англиканский Собор Святого Андрея.

«Брюсов 19» - один из самых оригинальных домов в Москве. В центре - большой атриум через все этажи. Необычен фасад - его украшают колонны в виде стволов пальмовых деревьев. Архитектурный проект разработан в мастерской Алексея Бавыкина и отмечен престижной профессиональной премией Building Awards-2008.

Квартиры в ЖК «Брюсов 19»

Проект рассчитан на 27 квартир площадью от 130 до 280 кв.м . Высота потолков - 3,2 м. На верхних этажах - два двухэтажных пентхауса с роскошной террасой, с видами на Кремль и купола Храма Христа Спасителя. В каждой квартире установлена система «Умный дом», спутниковое TV, пожарная сигнализация, проведены выделенные линии интернет.

Описание и инфраструктура

Нестандартное восьмиэтажное здание изящно вписано в легкий поворот переулка. «Древесный» фасад отделан травертином. Световой атриум пронизывает все этажи . Здесь установлены панорамные лифты - при движении вверх глазу постепенно открывается вид на Кремль. Инженерные системы здания соответствуют стандартам класса de luxe.

Для парковки оборудован подземный паркинг, способный обеспечить по 2 машино-места на каждую квартиру. Дополнительное удобство - автомойка.

Инфраструктура комплекса закрытая, клубного типа. На первом этаже находится плавательный бассейн , банный комплекс, тренажерный зал, стильная клубная комната.

Продолжаю серию постов о прогулках по переулкам в районе Тверской улицы. Сегодняшняя локация — Брюсов переулок, о котором я уже упоминал в посте про

Начнем также с пересечения с Большой Никитской, с которой мы сразу видим Палаты Арасланова (памятник архитектуры XVII века).

В 1806 году к палатам было перпендикулярно пристроено новое строение, выходящее на Большую Никитскую. По-моему очень зря, отдельно стоящие палаты, смотрелись бы намного лучше.

В 1914 году здание собирались демонтировать и возмести на этом месте шестиэтажный дом. Но, из-за начавшейся Первой мировой войны, эти планы, к счастью, не были реализованы. В 1990-х годах было решено провести реставрацию с восстановлением первоначального облика здания.

Прямо напротив палат, по адресу Брюсов переулок № 2/14, находится здание-достопримечательность, объект культурного наследия, дом Брюса. Принадлежавший московскому генерал-губернатору Я. А. Брюсу.

06. Во дворе дома много зелени и очень уютно.

Современный главный дом, выходящий на Большую Никитскую, имеет практически те же габариты, что старые каменные палаты, построенные в XVII веке.

Я не зашел внутрь двора, а напрасно, там точно есть, на что посмотреть. И надо будет запечатлеть главный фасад здания. Проходя дальше по переулку, я обратил внимание на остальные строения дома Брюса, и был немного шокирован.

07. Вид на четную сторону переулка. Обратите внимание на крышу ближайшего в кадре дома.

Реставрация дома была проведена в 2009 году, и, наверное, в рамках этой «реставрации» на здании XVII века соорудили вот такую хай-тек крышу.

08. Вид в сторону Большой Никитской.

09. Очень хочется заглянуть под эту крышу, просто из любопытства.

10. Немного зависнув от увиденного, я отправился дальше.

11. Вплотную к дому Брюса примыкает какой-то совсем невзрачный дом. Вполне может быть, что у этого здания интереснейшая история, но сейчас оно выглядит так, будто застряло где-то в прошлом.

Напротив невзрачного дома, по четной стороне переулка, расположена единственная англиканская церковь в Москве! Я даже не знал, что у нас есть такое.

Если верить интернет, то в 1994 году по просьбе королевы Великобритании Елизаветы II тогдашний президент РФ Борис Ельцин вернул здание англиканской общине. Еще всемирная сеть сообщает, что в помещениях церкви разместились англиканский образовательный центр, библиотека, воскресная школа, англоязычное общество анонимных алкоголиков, проводятся и концерты, в том числе благотворительные.

Если посмотреть на старые кадры церкви, то складывается ощущение, что смотришь на небольшой английский городок, а не в самое сердце Москвы. Вот фото 1884 года.

(фото с сайта b1.culture.ru)

Еще сообщается, что в наши дни здесь еженедельно проходят богослужения на английском языке, их посещают до 300 прихожан.

13. Но когда смотришь на церковь, то складывается ощущение, что она заброшена. Посмотрите на торец, витраж заколочен досками.

14. Видно что кирпичная кладка постепенно разрушается. От первоначального забора и башенки при входе на территорию, не осталось и следа.

Почему-то у нас очень часто любят выкладывать фотки Римско-католического Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (что на Малой Грузинской), и хвастаться, что у нас есть такая красота. Но при все этом не хотят посмотреть на не менее важные, исторически и религиозно ценные объекты, которые нужно приводить в порядок.

Такие места, как Брюсов переулок, хороши тем, что там практически не бывает лишних людей. Здесь нет множества баров или магазинов, здесь, как правило, не проходят туристические маршруты (хотя очень напрасно), и, казалось бы, здесь должно быть очень тихо и свободно, НО! находятся идиоты на своих корытах, которые при свободной одной полосе движения паркуются во втором ряду, практически перекрывая проезжую часть! Типа они тут на пять минут встали. И вот в таком тихом месте образуется пробка! Поэтому у тех, кто считает, что своим корытом во втором ряду он никому не мешает, надо сразу отбирать права.

16. Доходный дом Чернопятова. Здание скульптурной мастерской построено в 1916 году по проекту архитектора Л. Ф. Даукша. Интересно, первоначально дом был такого же цвета, или это его после «реконструкции» так разрисовали?

17. Напротив доходного дома, по адресу Брюсов переулок дом №7, расположен региональный памятник архитектуры - жилой дом артистов Большого театра архитектора А. В. Щусева.

Жить в доме, спроектированным таким человеком, это большая честь, а кто-то вешает на фасад кондиционеры и ставит стеклопакеты.

19. Здесь очень уютно, благодаря двум скверам.

20. Если идти от Большой Никитской в сторону Тверской, то первым будет сквер, где установлен памятник Ростроповичу. Памятник открыт 29 марта 2012 года, ко дню 85-летия музыканта.

Между двумя скверами расположена Церковь Воскресения Словущего, что на Успенском вражке.

Храм посвящён празднику Воскресения словущего. Внутри переулка два сквера и территория вокруг церкви образуют некую площадь между жилыми домами, что придает дополнительный уют. Жаль, что современные районы так не проектируют.

23. Второй сквер, в котором установлен памятник Хачатуряну. Памятник был открыт 31 октября 2006-го в Год Армении в России.

В кадре на заднем плане виден монстр-дом, который построили на месте снесенного в 2003 году.

Вот фото зимы 1983. На ней виден чугунный забор, обрамлявший сквер напротив домов № 17 и № 8 (снесён в 1985-1989 годах), а вот на заднем плане виден тот самый снесенный в 2003 году аккуратный чудесный домик, который отлично смотрелся в переулке.

(фото с сайта s2.drugiegoroda.ru)

24. Теперь на этом месте мы имеем вот это.

Сразу заметно, что дом никак не гармонирует с окружающими сооружениями. Он больше подходит для уже сложившейся новой застройки Остоженки.

25. Интересная идея с колоннами на входе.

30. Вид по нечетной стороне в направлении Большой Никитской.

31. Рядом с памятником Араму Хачатуряну расположено здание, стены которого оформлял известный российский граффитчик с именем Медной. Огромное уважение таким людям, чьи работы и мастерство всегда радуют взгляд.

О местах и районах проживания генсеков, маршалов и академиков Советского Союза рассказывает москвовед, историк архитектуры Денис Ромодин. Тема очередной публикации — дом артистов Большого театра в Брюсовом переулке (современный адрес: Брюсов пер., 7). Здание было специально построено для театральной интеллигенции в 1930-х годах

Брюсов (или как он назывался до 1962 года — Брюсовский) переулок удивительным образом вобрал в себя целый ряд многоквартирных домов, выстроенных для советской творческой элиты в 1920-1950-х годах — это и Дом артистов под № 12, построенный в 1928 году по проекту архитектора И. Рерберга; и знаменитый Дом композиторов в ЖСК «Педагог Московской консерватории», построенный под № 8/10 в 1953-1956 годах архитектором И. Маркузе; а также жилой дом № 17, построенный в 1928 году по проекту А. Щусева для Московского художественного академического театра. В этом же переулке архитектор Щусев спроектировал монументальный и выделяющийся своим масштабом дом под № 7, известный как Дом артистов Большого театра.

Проект этого дома был подготовлен еще в 1932 году, когда создавался жилищный кооператив работников Большого театра. За работу взялась мастерская архитектора Д. Фридмана (по другим данным — переехавший из Ленинграда в Москву архитектор Л. Поляков). Однако позднее проектирование было передано Алексею Щусеву, разработавшему в 1933 году новый план постройки, в котором зодчий полностью отошел от авангарда, представленного ранее в его творчестве, — в предыдущие годы он спроектировал немало ярких построек в Москве, таких как мавзолей Ленина, здание Механического института на Большой Садовой,14, здания Наркомзема на Садово-Спасской,11/1, дома для работников МХАТа в Брюсовом переулке. В начале 1930-х годов Щусев уже начинал трудиться над изменением проекта гостиницы Моссовета, который ранее разрабатывал дуэт архитекторов Л. Савельева и О. Стапрана. В изменениях композиции и фасадов будущей гостиницы «Москва» можно было увидеть поиски архитектора и начало освоения им классического наследия, а в доме в Брюсовом переулке эти поиски уже были завершены полностью классическим решением.

Дом для артистов Большого театра, выстроенный в 1935 году, как бы делится на три части — центральный корпус, углубленный от переулка, и два выступающих боковых. Это дало возможность вписать девятиэтажное жилое здание в узкий переулок и обеспечить светом квартиры. В отличие от дома № 17, в доме № 7 Щусев спроектировал квартиры, увеличив в них окна из-за высоких потолков. Для улучшения освещенности начиная с третьего этажа на двух боковых крыльях размещены эркеры без расстекловки оконных рам. Для монументальности облика фасады облицованы «рижской» штукатуркой с вкраплением крошки кварца, мрамора и гранита. Порталы подъездов и цоколь отделаны натуральным розовым гранитом. Последние два этажа получили скругленные окна и мощный карниз — это решение зодчий повторит в гостинице «Москва» и своих жилых домах, спроектированных в эти же годы.

В этом же доме архитектор внедрил специальную систему шумоизоляции, так как квартиры предназначались для артистов Большого театра. Щусеву также потребовалось спроектировать большие комнаты для возможности репетиций, разработать габариты пространств для размещения рояля и его доставки в квартиры.

Планировка квартир изначально больше походила на дореволюционную — анфилада парадных помещений, спальные комнаты хозяев, раздельный санитарный узел, кухня и комната для прислуги. Полы во всех жилых комнатах были покрыты наборным паркетом, санитарные узлы и кухни — кафельной плиткой. На лестничных клетках — такой же кафель и каменная шлифованная крошка. Для стен в жилых комнатах выбрана бежево-желтоватая окраска, характерная для того времени.

Так как дом был кооперативным, квартиры к моменту заселения имели только встроенную мебель. Обстановкой комнат занимались сами жильцы. В условиях отсутствия в середине 1930-х большого выбора готовой мебели квартиры обставлялись антиквариатом. Тем более что жильцы этого дома были людьми творческими — одни мемориальные доски на фасаде с перечисленными ниже фамилиями говорят сами за себя: скульптор И. Д. Шадр; дирижеры Н. С. Голованов и А. Ш. Мелик-Пашаев; артисты балета А. Б. Годунов, Л. И. Власова и О. В. Лепешинская; оперные певцы И. С. Козловский, А. С. Пирогов, М. П. Максакова, Н. А. Обухова, А. В. Нежданова. Кстати, в честь Неждановой Брюсов переулок был временно переименован — в 1962-1994 годах назывался улицей Неждановой. Сама она жила в квартире № 9. В честь нее известный архитектор И. Жолтовский со своим коллегой Н. Сукояном и скульптором И. Рабиновичем выполнили эскиз изящной и монументальной мемориальной доски на фасаде дома. В соседней квартире № 10 сейчас находится музей-квартира ее мужа — дирижера Н. С. Голованова. В этих двух квартирах сохранилась удивительная атмосфера огромного и в то же время изящного дома, который стал украшением переулка.

«РБК-Недвижимость» продолжает публикацию серии материалов, посвященных домам советской элиты в Москве. О местах и районах проживания генсеков, маршалов и академиков Советского Союза рассказывает москвовед, историк архитектуры Денис Ромодин. Тема очередной публикации - дом артистов Большого театра в Брюсовом переулке (современный адрес: Брюсов пер., 7). Здание было специально построено для театральной интеллигенции в 1930-х годах

Брюсов (или как он назывался до 1962 года — Брюсовский) переулок удивительным образом вобрал в себя целый ряд многоквартирных домов, выстроенных для советской творческой элиты в 1920-1950-х годах — это и Дом артистов под № 12, построенный в 1928 году по проекту архитектора И. Рерберга; и знаменитый Дом композиторов в ЖСК «Педагог Московской консерватории», построенный под № 8/10 в 1953-1956 годах архитектором И. Маркузе; а также жилой дом № 17, построенный в 1928 году по проекту А. Щусева для Московского художественного академического театра. В этом же переулке архитектор Щусев спроектировал монументальный и выделяющийся своим масштабом дом под № 7, известный как Дом артистов Большого театра.

Проект этого дома был подготовлен еще в 1932 году, когда создавался жилищный кооператив работников Большого театра. За работу взялась мастерская архитектора Д. Фридмана (по другим данным — переехавший из Ленинграда в Москву архитектор Л. Поляков). Однако позднее проектирование было передано Алексею Щусеву, разработавшему в 1933 году новый план постройки, в котором зодчий полностью отошел от авангарда, представленного ранее в его творчестве, — в предыдущие годы он спроектировал немало ярких построек в Москве, таких как мавзолей Ленина, здание Механического института на Большой Садовой,14, здания Наркомзема на Садово-Спасской,11/1, дома для работников МХАТа в Брюсовом переулке. В начале 1930-х годов Щусев уже начинал трудиться над изменением проекта гостиницы Моссовета, который ранее разрабатывал дуэт архитекторов Л. Савельева и О. Стапрана. В изменениях композиции и фасадов будущей гостиницы «Москва» можно было увидеть поиски архитектора и начало освоения им классического наследия, а в доме в Брюсовом переулке эти поиски уже были завершены полностью классическим решением.

Алексей Щусев (1873-1949) — русский и советский архитектор. После Октябрьской революции оказался в числе самых востребованных советских архитекторов. Известнейшим произведением Щусева стал мавзолей Ленина на Красной площади в Москве.

Академик АН СССР, архитектор Алексей Викторович Щусев (Фото: Владимир Савостьянов / Фотохроника ТАСС)

Среди проектов, реализованных Алексеем Щусевым:

  • храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, 1911-1917 годы;
  • православный храм Христа Спасителя в Сан-Ремо, 1913 год;
  • комплекс зданий Казанского вокзала, 1913 год (строительство завершено в 1928-30 годах);
  • план реконструкции Москвы «Новая Москва», 1918-1923 годы;
  • мавзолей Ленина, 1924 год — деревянный; 1927-1930 годы — каменный;
  • гостиница «Москва», 1930-е годы. Основные авторы — О. Стапран и Л. Савельев;
  • жилые дома в Брюсовом переулке: № 17 для артистов МХАТа — в 1928 году, № 7 для артистов Большого театра — в 1935 году;
  • перепланировка Ленинградского шоссе (сейчас Ленинградский проспект), 1933-1934 годы;
  • Большой Москворецкий мост, 1935-1937 годы;
  • планировка участков берега Москвы-реки в районе Крымского моста, конец 1930-х годов;
  • реконструкция Октябрьской и Добрынинской площадей, конец 1930-х годов;
  • здание НКВД на Лубянской площади, 1940-1947 годы.

Дом для артистов Большого театра, выстроенный в 1935 году, как бы делится на три части — центральный корпус, углубленный от переулка, и два выступающих боковых. Это дало возможность вписать девятиэтажное жилое здание в узкий переулок и обеспечить светом квартиры. В отличие от дома № 17, в доме № 7 Щусев спроектировал квартиры, увеличив в них окна из-за высоких потолков. Для улучшения освещенности начиная с третьего этажа на двух боковых крыльях размещены эркеры без расстекловки оконных рам. Для монументальности облика фасады облицованы «рижской» штукатуркой с вкраплением крошки кварца, мрамора и гранита. Порталы подъездов и цоколь отделаны натуральным розовым гранитом. Последние два этажа получили скругленные окна и мощный карниз — это решение зодчий повторит в гостинице «Москва» и своих жилых домах, спроектированных в эти же годы.


В этом же доме архитектор внедрил специальную систему шумоизоляции, так как квартиры предназначались для артистов Большого театра. Щусеву также потребовалось спроектировать большие комнаты для возможности репетиций, разработать габариты пространств для размещения рояля и его доставки в квартиры.

Планировка квартир изначально больше походила на дореволюционную — анфилада парадных помещений, спальные комнаты хозяев, раздельный санитарный узел, кухня и комната для прислуги. Полы во всех жилых комнатах были покрыты наборным паркетом, санитарные узлы и кухни — кафельной плиткой. На лестничных клетках — такой же кафель и каменная шлифованная крошка. Для стен в жилых комнатах выбрана бежево-желтоватая окраска, характерная для того времени.большого выбора готовой мебели квартиры обставлялись антиквариатом. Тем более что жильцы этого дома были людьми творческими — одни мемориальные доски на фасаде с перечисленными ниже фамилиями говорят сами за себя: скульптор И. Д. Шадр; дирижеры Н. С. Голованов и А. Ш. Мелик-Пашаев; артисты балета А. Б. Годунов, Л. И. Власова и О. В. Лепешинская; оперные певцы И. С. Козловский, А. С. Пирогов, М. П. Максакова, Н. А. Обухова, А. В. Нежданова. Кстати, в честь Неждановой Брюсов переулок был временно переименован — в 1962-1994 годах назывался улицей Неждановой. Сама она жила в квартире № 9. В честь нее известный архитектор И. Жолтовский со своим коллегой Н. Сукояном и скульптором И. Рабиновичем выполнили эскиз изящной и монументальной мемориальной доски на фасаде дома. В соседней квартире № 10 сейчас находится музей-квартира ее мужа — дирижера Н. С. Голованова. В этих двух квартирах сохранилась удивительная атмосфера огромного и в то же время изящного дома, который стал украшением переулка.

Денис Ромодин специально для «РБК-Недвижимости»