Главный зодчий Кремля. Значение солари пьетро антонио в большой советской энциклопедии, бсэ

СОЛАРИ ПЬЕТРО АНТОНИО

(Solari) Пьетро Антонио, Петр Фрязин [р. после 1450, Милан (-), - умер в ноябре 1493, Москва], итальянский архитектор. Учился у отца - архитектора и скульптора Гуинифорте С. В 1476 был назначен строителем миланского собора, позже вёл ряд др. построек в Милане. С 1490 работал в России. Участвовал в строительстве стен и башен Кремля Московского и построил (совместно с Марком Фрязиным) там же Грановитую палату.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СОЛАРИ ПЬЕТРО АНТОНИО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АНТОНИО в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    ЗОЛИ — итальянская фирма, выпускающая охотничьи …
  • СОЛАРИ в Архитектурном словаре:
    Пьетро Антонио (около 1450-1493). Итальянский архитектор и скульптор из Милана. С 1490 года - в Москве, где построил несколько башен …
  • СОЛАРИ
    (Solari) Пьетро Антонио (после 1450-1493) итальянский архитектор. Работал в России с 1490. Участвовал в строительстве стен, башен (1490-93) и Грановитой …
  • СОЛАРИ
    СОЛ́АРИ (Solari) Пьетро Антонио (после 1450- 1493), итал. архитектор. Работал в России с 1490. Участвовал в стр-ве стен, башен (1490- …
  • ПЬЕТРО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЬ́ЕТРО ДА КОРТОНА (Рietro da Cortona) (наст. имя Пьетро Берреттини, Pietro Веrrеttini) (1596-1669), итал. живописец и архитектор. Мастер иллюзионистич. росписей …
  • СОЛАРИ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Итал. …
  • СОЛАРИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Solari) Пьетро Антонио (после 1450-1493) , итальянский архитектор. Работал в России с 1490. Участвовал в строительстве стен, башен (1490-93) и …
  • РИМСКИЕ ПАПЫ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Список Римских архиереев Мнение, что основателем Римской кафедры, занимавшим ее с 42 по 67 год, …
  • БАДОЛЬО, ПЬЕТРО в Энциклопедии третьего рейха:
    (Badoglio), (1871-1956), итальянский военный и государственный деятель, маршал (1926). Родился в Граццано-Монферрато 28 сентября 1871. Участник 1-й мировой войны. В …
  • КОЛЛЕТТА, ПЬЕТРО
    (1775-1833) - итальянский историк и государственный …
  • АРЕТИНО, ПЬЕТРО в Датах рождения и смерти известных людей:
    (1492-1556) - итальянский гуманист, писатель и …
  • САПИЕНЦА АНТОНИО
    Сапиенца (Антонио) - композитор (1794 - 1855) - сын Антонио С., придворного капельмейстера в Санкт-Петербурге; был в Санкт-Петербурге капельмейстером и …
  • ПЕДРИЛЛО ПЬЕТРО-МИРА (PEDRILLO) в Краткой биографической энциклопедии:
    Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и …
  • ПЬЕТРО ДА КОРТОНА в Большом энциклопедическом словаре:
    (Pietro da Cortona) (наст. имя Пьетро Берреттини Berrettini) (1596-1669), итальянский живописец и архитектор. Представитель зрелого барокко. Мастер иллюзионистических росписей (плафон …
  • КОРТОНА ПЬЕТРО в Большом энциклопедическом словаре:
    см. Пьетро да …
  • СЕККЬЯ ПЬЕТРО
    (Secchia) Пьетро (19.12.1903, Оккьеппо-Супериоре, близ г. Биелла, - 7.7.1973, Рим), деятель итальянского рабочего движения. В 1919 примкнул к социалистическому молодёжному …
  • САЛЬЕРИ АНТОНИО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Salieri) Антонио (18.8.1750, Леньяго, близ Вероны, - 7.5.1825, Вена), итальянский композитор, дирижёр и педагог. С 1766 поселился в Вене, был …
  • ПОМПОНАЦЦИ ПЬЕТРО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Pomponazzi) Пьетро (16.9.1462, Мантуя, - 18.5.1525, Болонья), итальянский философ, ведущий представитель аристотелизма эпохи Возрождения. Изучал философию и медицину в Падуе; …
  • МАЧАДО-И-РУИС АНТОНИО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Machado у Ruiz) Антонио (26.5.1875, Севилья, - 21.2.1939, Коллиур, Франция), испанский поэт. Родился в семье фольклориста А. Мачадо Альвареса. Брат …
  • ЛАБРИОЛА АНТОНИО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Labriola) Антонио (2.7.1843, Кассино, - 2.2.1904, Рим), итальянский философ, публицист, теоретик и пропагандист марксизма, деятель социалистического движения. Окончил Неаполитанский университет. …
  • КОРТОНА ПЬЕТРО ДА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Cortona) Пьетро да (1596-1669), итальянский живописец; см. Пьетро да Кортона …
  • ГОНЗАГО ПЬЕТРО ДИ ГОТТАРДО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Гонзага (Gonzago, Gonzaga) Пьетро ди Готтардо , итальянский живописец, театральный декоратор и архитектор. Учился …
  • ЧЕРТОЗА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    так называются в Италии довольно многочисленные монастыри, основанные иноками картезианского ордена (см.) и построенные для последних. Некоторые из этих монастырей …
  • ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Итальянский язык становится литературным сравнительно поздно (после 1250 г.): другие неолатинские языки обособились раньше почти на два века. Это …
  • КОРТОНА, ПЬЕТРО БЕРРЕТТИНИ ДА в Словаре Кольера:
    (Cortona, Pietro Berrettini da) (1596-1669), итальянский живописец, архитектор и декоратор эпохи барокко. Родился в городке Кортона в Тоскане 1 ноября …
  • ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА в Архитектурном словаре:
    художественная школа Северной Италии. В архитектуре сложилась на протяжении VIII-X вв. и сыграла решающую роль в формировании так называемого первого …
  • ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - художественная школа Северной Италии. В архитектуре сложилась на протяжении VIII-X вв. и сыграла решающую роль в формировании так называемого …
  • ЛИССАБОНСКИЙ ПАТРИАРХАТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лиссабонский патриархат, епархия Римско-католической церкви. История Лиссабонской епископии восходит к IV веку и связана …
  • АКВИЛЕЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Аквилейская Церковь Епископы Аквилеи, центра Северной Италии и Иллирии, считающие что их епархия была основана …
  • ЗЕВС в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    — верховный бог. Бог неба, грома и молнии, верховный блюститель справедливости, покровитель молящих и странников. Сын титана Кроноса и Реи. …
  • ШЕЙЛОК в Литературной энциклопедии:
    (англ. Shylock) - герой комедии У.Шекспира «Венецианский купец» (1596-1597). По сюжету пьесы Ш.- еврей-ростовщик, ссужающий деньги купцу Антонио под залог …
  • ПИНОККИО в Литературной энциклопедии:
    (итал. Pinocchio) герой сказки К.Лоренцини (псевдоним - Коллоди) «Приключения Пиноккио» (1880). Есть у этой книги и второе название - «История …
  • ПОРТУГАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. в Литературной энциклопедии:
    Древнейшими памятниками П. л., если не считать дошедших до нас в немногочисленных отрывках так наз. коссант (cossantes) — лирических стихотворений, …
  • ВИТФОГЕЛЬ в Литературной энциклопедии:
    Карл — современный немецкий писатель, принадлежит к группе мелкобуржуазных 253 интеллигентов, примкнувших во время революции к …
  • ФРЯЗИН в Большом энциклопедическом словаре:
    (неправильно Руффо) Марк итальянский зодчий 15 в. В 1487-91 участвовал в строительстве стен, башен и палат (Грановитая палата, совместно с …
  • ГВАРНЕРИ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Guarneri) семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник - Андреа (1626-98). Его сыновья: Пьетро (1655-1720) и Джузеппе (1666-1739). Сыновья последнего: Пьетро …
  • ЧИЛИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Chile), Республика Чили (Republica de Chile). Табл. 1 . - Административное деление (1977) Область Входящие в область провинции Адм. центр …
  • ФРЯЗИН МАРК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (ошибочно Руффо) Марк, итальянский архитектор 15 в. По летописным данным, в 1487-91 работал в Москве. Участник строительства кирпичных стен и …
  • САНГАЛЛО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Sangallo), семейство итальянских архитекторов и скульпторов эпохи Возрождения. Наиболее известны: Джулиано да С. (собственно Джамберти, Giamberti) (1445, Флоренция, - 20.10.1516, …
  • ПЕРУ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Peru), Республика Перу (Republica del Peru). I. Общие сведения П. - государство в западной части Южной Америки. Граничит на С.-З. …
  • МИЛАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Milano), город на С. Италии, административный центр области Ломбардия и провинции Милан. Крупнейший экономический и культурный центр страны. Второй (после …
  • МАМАЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Mamaia), климатический и грязевой курорт в Румынии, на берегу Чёрного моря, в уезде Констанца, близ города Констанца. Очень тёплое лето …
  • ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    школа, художественная школа Северной Италии, сложившаяся (в архитектуре) на протяжении 8-10 веков. Превращение христианства в официальную религию лангобардов способствовало …
  • ЛОМБАРДО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Ломбарди (Lombardo, Lombardi), семья итальянских архитекторов и скульпторов. Пьетро Л. (около 1435, селение Карона, Тессин, Швейцария, - июнь 1515, Венеция) …
  • КРЕМЛЬ МОСКОВСКИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Московский, древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс центра столицы СССР, местопребывание высших органов государственной власти страны - Верховного …
  • ИТАЛИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Italia), Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. - государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега …
  • ИСПАНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Espana); официальное название - Испанское Государство (Estado Espanol). I. Общие сведения И. - государство на крайнем Ю.-З. Европы. Занимает 5/6 …
  • ЗАЛЬЦБУРГ (ГОРОД В АВСТРИИ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Salzburg), город в западной части Австрии. Расположен по обоим берегам р. Зальцах в Зальцбургской котловине, на высоте 1300-2000 м. Административный …
  • ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    палата, одно из зданий Кремля Московского. Построена в 1487-91 итальянскими архитекторами М. Фрязипом и П. Солари. Использовалась как зал …
  • В XV веке итальянские зодчие внесли значительный вклад в создание облика Кремля , построив большинство из имеющихся там строений.
  • Наиболее выдающиеся работы того периода ‒ башни Кремля, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата, Успенский собор, Архангельский собор.
  • В XVIII веке итальянские архитекторы создали старый Гостиный двор, Большой театр с театральной площадью, Триумфальные ворота, Александровский сад.
  • В Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина выставлены скульптуры XIII-XVI веков и около 200 произведений итальянской живописи.
  • Итальянские рестораны и магазины занимают значительную нишу на рынке современной Москвы.

Российско-итальянские отношения имеют многовековую историю. Первый документально подтвержденный визит русских послов к миланскому герцогу Франческо Сфорца состоялся в 1461 году. За ним в истории отмечены многочисленные обмены визитами и посланиями. Наиболее заметную роль итальянцы сыграли в Москве в XV веке, когда по приглашению великого князя Ивана III итальянские архитекторы фактически создали образ Кремля, который сегодня хорошо известен во всем мире.

Великие итальянские строители Кремля

Вторая волна итальянских зодчих, XVIII-XIX век

Повторное «нашествие» зодчих с Аппенин на Москву пришлось на 18 век. Итальянских архитекторов приглашали для оформления обеих столиц, новой – Санкт-Петербурга, и старой — Москвы. В городе трудились Джовани Мария Фонтана (Giovani Maria Fontana), Бартоломео Франческо Растрелли (Bartolomeo Francesco Rastrelli), Франческо Кампорези (Francesco Camporesi), Джакомо Кваренги (Giacomo Quarenghi), Джузеппе Бове (Giuseppe Bovе), сменивший свое имя на русское Осип.

Джакомо Кваренги (Giacomo Quarenghi ), 1744-1818, — также известный российский архитектор итальянского происхождения, уроженец Бергамо. Еще до того, как прославиться в Санкт-Петербурге, он работал в Москве. Здесь по его проекту построены здания , 1790-1830 (ул. Ильинка, 4) около Кремля и Странноприимного дома (больницы-приюта для нищих и калек) на Большой Сухаревской площади д.3 стр.1.

Большой вклад облик Москвы внёс архитектор Осип Бове (Guiseppe Bova) , 1784-1834 . Он родился в Санкт-Петербурге, в семье художника из Неаполя. Принимал активное участие как архитектор в восстановлении Москвы после пожара 1812 года (война с Наполеоном). В частности, по его проекту в Москве был отреставрирован Кремль, создана Театральная площадь с , Триумфальные ворота , точная копия которых находится недалеко от , оформлены фасады (1817) и разбит Александровский сад у стен Кремля.

Архитектор Доменико Жилярди (Domenico Gilardi) , 1785-1845, из итальянского кантона Тичино в Швейцарии, также прославился в России участием в восстановлением послепожарной Москвы. По его проекту построены здания Московского университета (Моховая, 9), Екатерининского института благородных девиц (сейчас Центральный дом российской армии, Суворовская пл., 2, стр.1), Слободского дворца (сейчас «старое» здание МГТУ им. Баумана, 2-я Бауманская ул, 5), дома Луниных, который ныне занимает Музей Востока (Никитский б-р, д. 12а), усадьбы Усачёвых-Найдёновых (Земляной Вал, д. 53), усадьбы Студенец на Пресне (Мантулинская ул., вл. 5).

Итальянская живопись и скульптура в Москве

Самым известным и богатым музеем Москвы по европейской скульптуре и живописи является . Здесь выставлены оригиналы картин великих итальянцев: «Благовещение» Ботичелли, «Дама за туалетом» Пиппи, и многие другие. В музее есть Итальяский дворик –это зал скульптуры Средневековья и эпохи Возрождения (XIII-XVI вв.). Своими архитектурными формами он повторяет двор палаццо Барджелло во Флоренции и наполнен слепками (в подлинном масштабе!) с известных произведений скульптуры того времени. Здесь хранятся копии статуй «Давид» Микеладжело, украшающая площадь во Флоренции, «Кондотьер Гаттемелата» Донателло и «Кондотьер Коллеони» Вероккьо, которые можно увидеть на площадях в Падуе и Венеции. Отдельный зал музея посвящен скульптуре Древней Италии и Древнего Рима (VIII в до н.э. – V в. н.э.) и несколько залов – XV-XVII векам.

В залах музея сегодня экспонируется порядка 200 картин итальянских художников, хронологически они охватывают весь период развития итальянской живописи. Наиболее многочисленным и качественным являет ся раздел итальянской живописи XVII-XVIII веков. Здесь можно увидеть работы Гвидо Рени и Бернардо Строцци, Массимо Станционе и Андреа Ваккаро, Себастьяно Маццони и Луки Феррари, Якопо Виньяли и Бартоломео Лигоцци, Антонио Петрини и Франческо Тревизани, Джованни Антонио Пеллегрини и Франческо Фонтебассо, Джузеппе Ногари и Стефано Торелли, Микеле Мариески и Карло Маджини.

Изюминка раздела итальянской живописи XIX-XX веков — «Наполеон на троне» Андрея Аппиани, ведущего представителя неоклассицизма Аппенинского полуостроа. Среди картин XV-XVI века стоит выделить работы Бронзино, Больтраффио, Париса Бордоне, Лоренцо Лотто, Тициана и Джулио Романо.

Раздел раннеитальянской живописи небольшой, но в нем особенно разнообразно представлена сиенская школа. Шедевры коллекции – «Распятие» Семьи ди Бонавентуры (помощника Дуччо) и «Мария Магдалина» и «Святой Августин», созданные Симоне Мартини.

Солари Пьетро Антонио (Pietro Antonio Solari) (Петр Фрязин) - итальянский архитектор, известный в России как Петр Фрязин. Родился предположительно в Милане после 1450 года, скончался в Москве в 1493 году. Информации об этом архитекторе сохранилось мало, и она достаточно противоречивая.

«Итальянский» период

Архитектурному делу Солари обучался у своего отца - Гуинифорте Солари - скульптора и архитектора. В 1476 году Пьетро Антонио принимал участие в строительстве Миланского собора (Duomo di Milano). Сохранились все работы архитектора 1484-1485 годов. Предполагается, что в годы проживания в Милане он в соавторстве с отцом создал несколько церквей, гробницу епископа Марко де Капитани (собор Алессандрии; 1484) и скульптуру Мадонны (замок Сфорца; Милан; 1485). Кроме этого, мастер участвовал в строительстве Оспедале Маджоре (Ospedale Maggiore) и монастыря Павийская Чертоза (Certosa di Pavia).


Миланский собор (Италия)- кафедральный собор, расположенный в историческом центре города

В 1490 году Пьетро Антонио Солари приезжает в Москву по приглашению русских послов Мануила и Дмитрия Ралевых. В Россию итальянский архитектор прибыл вместе со своими учениками Цанантонио и Христофором. В Москве, для легкости произношения, Пьетро Солари стали называть на русский лад - Петром Фрязиным.

Грановитая палата

В России Солари продолжил работу Марко Руффо по возведению Грановитой палаты в Кремле. Это было первое гражданское сооружение из камня на территории Кремля. Московская Грановитовая палата была построена по образцу Новгородской одностолпной палаты (1169). Архитектурный замысел изначально принадлежал Марку Руффо, Солари же выполнял декорацию фасадов и интерьеров. Грановитая палата получила свое название благодаря восточному фасаду, который был отделан граненым каменным рустом. Ее фасады немного видоизменились в 1682 году, когда Осип Старцев сделал на окнах наличники.


Грановитая палата - это помещение, расположенное на втором этаже, перекрытое крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. Как парадный приемный зал великокняжеского дворца она служила для проведения заседаний Земских собраний, собраний Боярской думы, разнообразных торжественных празднеств.


Грановитая палата (Москва, Россия) - архитектурный памятник Кремля, древнейшая гражданская постройка города. Построена в 1487-1491 годах по приказу Ивана III архитекторами из Италии Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо

Кремлевские башни

За время проживания в Москве (1490-1493) Солари построил часть кремлевских стен и башен: Боровицкую, Водовзводную, Константино-Еленинскую, Спасскую (Фроловскую), Никольскую, Сенатскую и Угловую Арсенальную. Проездные башни были мощными защитными сооружениями, в конструкцию которых входили каменные бастионы, отводные стрельницы, подъемные мосты и предмостные башни. Арсенальная башня была построена в 1492 году и являлась мощнейшей из всех башен Кремля - ее шестнадцатигранный цилиндр был предназначен для обороны переправы через реку Неглинную. На уровне ее фундамента скрыт колодец-родник.

Угловая Арсенальная башня (Москва, Россия) - мощнейшая башня Кремля, которая контролировала движение через Неглинную реку

Фроловская башня, которую переименовали в 1678 году в Спасскую - главная башня Московского Кремля. Ее строительство было окончено в 1493 году.

Фроловская башня (сейчас - Спассская) (Москва, Россия) - одна из двадцати башен Кремля, выходит на Красную площадь. В ней расположены центральные ворота Кремля, на башне установлены куранты

Итоги работы Солари в Москве

Пьетро Антонио Солари проработал в Москве недолго. Но, не смотря на это, он наряду со знаменитыми русскими зодчими внес большой вклад в строительство Московского Кремля в XV—XVI веках. В наше время над Спасскими воротами висит памятная табличка с надписью на латыни: «…творец их Петр Антоний Солари». С внутренней стороны сделана надпись на русском языке - это оригинальный текст, который дошел до нас со времени возведения башни.

Наиболее значимые работы Пьетро Антонио Солари:

1. Монастырь Павийская Чертоза (Certosa di Pavia; Милан; 1453 - 1475).
2. Гробница епископа Марко де Капитани (собор в Алессандрии; 1484).
3. Кремлевские башни: Спасская, Боровицкая, Константино-Еленинская, Водовзводная, Никольская, Сенатская, Угловая Арсенальная (Москва; 1490-1493).
4. Грановитая палата (Москва; 1491).

итальянский архитектор, известный постройкой Грановитой палаты и башен Кремля

Биография

Пьетро Антонио Солари родился в Кароне в швейцарском кантоне Тичино и работал подмастерьем у отца - архитектора и скульптора Гуинифорте Солари. В 1476 был нанят строителем миланского собора. Однако, ректоры собора не утвердили выбора Пьетро Антонио главным строителем собора после смерти его отца.

Солари построил несколько зданий в Милане . Ему (в соавторстве с отцом) приписываются церкви Святого Петра в Гессате, Santa Maria del Carmine, Santa Maria Incoronata и Santa Maria della Pace. Солари также приписываются две работы в области скульптуры: гробница епископа Марко де Капитани в соборе Алессандрии (1484) и скульптура Мадонны в замке Сфорца в Милане (1485). Солари был приглашён приехать в Москву русскими послами греческого происхождения Дмитрием и Мануилом Ралевыми. В 1490 году прибыл в Москву в сопровождении своего ученика Цанантонио, литейщика орудий Джакобо и серебряника Христофора с двумя учениками.

По приезде в Москву Солари обратил на себя всеобщее внимание и пользовался благоволением Иоанна III, который оказывал ему особое доверие. Летописи называют его «архитектоном», а не обычными для тех времён терминами «муроль» или «палатных дел мастер». В Милане был найден ныне утерянный документ, на котором была подпись «Пьетро Антонио Соларио, главный архитектор Москвы» (Petrus Antonius de Solario architectus generalis Moscovie). По другим источникам, это личное письмо Солари находится в Ватиканском архиве, и содержит слова «architectus generalis Moscovial».

Солари прожил в Москве недолго и умер в 1493 году, по некоторым источникам, в мае. По другим источникам, дата смерти определяется приблизительно, по тому, что его мать была утверждена в правах наследства после сына 22 ноября 1493 года.

Постройки в Кремле

  • 1487-1491 Грановитая (Большая Золотая) палата, совместно с Марко Руффо
  • 1490 Боровицкая башня
  • 1490 Константино-Еленинская башня
  • 1491 Спасская (Фроловская) башня
  • 1491 Никольская башня
  • 1491 Сенатская башня
  • 1492 Угловая Арсенальная (Собакинa) башня

Над Спасскими воротами висит мемориальная доска (копия, повреждённый оригинал находится в фондах кремлёвского музея) с написью на латыни.

Солари Пьетро Антонио (ок. 1445-1493) - итальянский архитектор.

Пьетро Антонио Солари больше известный на Руси под именем Пётр Фрязин, за три года своего пребывания в Москве оставил яркий след в российском архитектурном наследии. Он появился в столице в начале 1490 года вместе с несколькими своими сподвижниками-итальянцами, владеющими различными ремёслами и ищущими применения своему мастерству в бурно развивающейся русской столице.

Пьетро почти сразу включился в работу и принял эстафету у Марка Фрязина, продолжив возведение Грановитой палаты в московском Кремле. К тому времени Марко Фрязин, появившийся в Москве несколькими годами раньше Пьетро и, говоря современным языком, выполнивший проект её архитектурного объёма, успел завершить основные работы по её строительству. Солари же достались работы по декоративной отделке фасадов и интерьеров. Благодаря этим итальянским зодчим, выполнившим этот замечательный архитектурный проект, на Руси впервые появился образ городского дома, в который можно было войти прямо с улицы.

Неоценим вклад Пьетро Антонио Солари и в возведение московского Кремля. За короткий период своего пребывания в Москве, с 1490 по 1493 год он успел принять участие в строительстве стрельницы с тайником, расположенной над Неглинной, Угловой Арсенальной, Боровицкой, Константино-Еленинской и Сенатской башен. Он же заканчивал возведение Никольской и Фроловской башен, основание которых закладывал всё тот же его итальянский предшественник Марк Фрязин, и вывел на Красную площадь главный фасад кремлёвской крепости.

Все эти проезжие крепостные башни являлись не просто украшением стены, а были мощными оборонительными сооружениями. В систему их тщательно продуманной обороны входили каменные бастионы, подъёмные мосты, отводные стрельницы, и предмостные башни. Самой мощной из всех была построенная в 1492 году шестнадцатигранная Арсенальная башня, предназначенная для обороны переправы через реку Неглинную. В её скрытом фундаменте на случай осады архитектор предусмотрел сооружение родника-колодца. Всем возводимым им башням Пьетро Антонио Солари придавал суровость, присущую крепостным сооружениям.

На главной башне Московского Кремля, Фроловской, построенной в 1493 году, а в 1678 году переименованной в Спасскую, до сих пор можно видеть вделанную в стену плиту с надписью на латыни, гласящей о том, что возводил её Пётр Антоний Соларио, родом из города Милана. Он умер в Москве осенью 1493 года, не дожив и до пятидесяти лет. Есть предположение о том, что именно Соларио перед своей смертью рекомендовал пригласить в Москву для строительства итальянских зодчих Алоизио да Каркано и Алоизио Ламберти да Монтаньяна, которые позже продолжили традиции итальянских архитекторов в становлении исторического облика Москвы.