Как возникла славянская письменность. Славянский алфавит: история возникновения

Возникновению славянской письменности исполняется 1155 лет. В 863 году, согласно официальной версии, братья Кирилл (в миру Константин Философ, родился в 826-827 гг.) и Мефодий (мирское имя неизвестно, предположительно Михаил, родился до 820 года) создали основу современного кириллического алфавита.
Обретение славянскими народами письменности имело такое же историческое и геополитическое значение, как открытие Америки.
В середине I тысячелетия н. э. славяне заселили огромные территории в Центральной, Южной и Восточной Европе. Их соседями на юге были Греция, Италия, Византия – своего рода культурные эталоны человеческой цивилизации.
Молодые славянские « варвары» постоянно нарушали границы южных соседей. Чтобы обуздать их, Рим и Византия начали предпринимать попытки обратить « варваров» в христианскую веру, подчинив их дочерние церкви главной – латинской в Риме, греческой в Константинополе. К « варварам» стали направлять миссионеров. Среди посланцев церкви, без сомнения, было немало тех, кто искренне и убеждённо исполнял свой духовный долг, да и сами славяне, живя в тесном соприкосновении с европейским средневековым миром, всё более склонялись к необходимости войти в лоно христианской церкви. В начале IX века славяне начали активно принимать христианство.
И тогда встала новая задача. Как сделать доступным для новообращённых огромнейший пласт мировой христианской культурысвященные писания, молитвы, послания апостолов, труды отцов церкви? Славянский язык, различаясь диалектами, долгое время оставался единым: все прекрасно понимали друг друга. Однако письменности у славян ещё не было. « Прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, – говорится в Сказании черноризца Храбра „О письменах“ – но [считали] и гадали с помощью черт и резов». Однако при торговых сделках, при учёте хозяйства или когда нужно было точно передать какое-нибудь послание, вряд ли « черт и резов» оказывалось достаточно. Возникла потребность в создании славянской письменности.
« Когда же [славяне] крестились, – рассказывал черноризец Храбр, – то пытались записывать славянскую речь римскими [латинскими] и греческими письменами без порядка». Эти опыты частично дошли до наших дней: звучащие по-славянски, но записанные в Х веке латинскими буквами главные молитвы, распространённые у западных славян. Или другой интереснейший памятник – документы, в которых греческими буквами записаны болгарские тексты, причём тех времён, когда болгары говорили ещё на тюркском языке (позже болгары будут говорить на славянском).
И всё же ни латинский, ни греческий алфавиты не соответствовали звуковой палитре славянского языка. Слова, звучание которых невозможно правильно передать греческими или латинскими буквами, приводил уже черноризец Храбр: живот, црьквi, чаяние, юность, язык и другие. Но выявилась и иная сторона проблемы – политическая. Латинские миссионеры вовсе не стремились сделать новую веру понятной верующим. В Римской церкви было распространено убеждение, что существуют « лишь три языка, на которых подобает славить Бога с помощью (особых) письмен: еврейский, греческий и латинский». К тому же Рим твёрдо придерживался позиции, что « тайна» христианского учения должна быть известна только духовенству, а простым христианам достаточно очень немногих специально обработанных текстов – самые зачатки христианского знания.
В Византии на всё это смотрели, видимо, несколько иначе, здесь начали подумывать над созданием славянских букв. « Дед мой, и отец мой, и иные многие искали их и не обрели», – скажет будущему создателю славянской азбуки Константину Философу император Михаил III. Именно Константина призвал он, когда в начале 860-х годов в Царьград пришло посольство из Моравии (часть территории современной Чехии). Верхи моравского общества приняли христианство уже три десятилетия назад, но среди них активно действовала церковь германцев. Видимо, пытаясь обрести полную независимость, моравский князь Ростислав просил « учителя, чтобы нам на языке нашем изложили правую веру…».
« Дела этого никто совершить не может, только ты», – напутствовал цесарь Константина Философа. Эта трудная, почётная миссия легла одновременно и на плечи его брата, игумена (настоятеля) православного монастыря Мефодия. « Вы ведь солуняне, а солуняне все чисто говорят по-славянски» – был ещё один аргумент императора.
Кирилл и Мефодий – два брата, действительно происходили из греческого города Солуни (современное его название – Салоники) на севере Греции. По соседству жили южные славяне, и для обитателей Солуни славянский язык, видимо, стал вторым языком общения.
Константин и Мефодий родились в большой богатой семье, где было семеро детей. Принадлежала она к знатному греческому роду: глава семьи по имени Лев почитался важной персоной в городе. Константин рос младшим. Ещё семилетним ребёнком (так рассказывает его « Житие») он увидел « вещий сон»: ему предстояло из всех девушек города выбрать свою супругу. И он указал на самую прекрасную: « имя же её было София, то есть Мудрость». Феноменальная память и отменные способности мальчика – в учении он превосходил всех – поражали окружающих.
Неудивительно, что, прослышав об особой одарённости детей солунского вельможи, правитель цесаря призвал их в Царьград. Здесь они получили блестящее образование. Знаниями и мудростью Константин снискал себе почёт, уважение и прозвище « Философ». Он прославился многими своими словесными победами: в дискуссиях с носителями ересей, на диспуте в Хазарии, где отстаивал христианскую веру, знанием многих языков и прочтением старинных надписей. В Херсонесе, в затопляемой церкви, Константин обнаружил мощи святого Климента, и его стараниями их перенесли в Рим.
Брат Мефодий часто сопровождал Философа, помогал ему в делах. Но мировую известность и благодарную признательность потомков братья получили, создав славянскую азбуку и переведя на славянский язык священные книги. Труд огромный, сыгравший эпохальную роль в становлении славянских народностей.
Однако многие исследователи справедливо полагают, что над созданием славянского письма в Византии начали трудиться, видимо, ещё задолго до прихода моравского посольства. И вот почему: и создание алфавита, точно отражающего звуковой состав славянского языка, и перевод на славянский язык Евангелия – сложнейшего, многослойного, внутренне ритмизованного литературного произведения, требующий тщательного и адекватного подбора слов, – работа колоссальная. Чтобы её выполнить, даже Константину Философу и его брату Мефодию « с поспешниками» потребовался бы не один год. Поэтому естественно предположить, что именно эту работу и выполняли братья ещё в 50-е годы IX века в монастыре на Олимпе (в Малой Азии на побережье Мраморного моря), где, как сообщает « Житие Константина», они беспрестанно творили молитву Богу, « занимаясь только книгами».
А в 864 году Константина Философа и Мефодия с великими почестями уже принимали в Моравии. Они принесли сюда славянскую азбуку и переведённое на славянский язык Евангелие. Но здесь ещё предстояло продолжить начатое дело. В помощь братьям и на обучение к ним определили учеников. « И вскоре (Константин) перевёл весь церковный чин и научил их и утрене, и часам, и обедне, и вечерне, и повечерию, и тайной молитве».
Братья пробыли в Моравии более трёх лет. Философ, уже страдая тяжёлым недугом, за 50 дней до кончины « облёкся в святой иноческий образ и… дал себе имя Кирилл…». Когда в 869 году он скончался, ему было 42 года. Умер Кирилл и похоронен в Риме.
Старший из братьев, Мефодий, продолжил начатое ими дело. Как сообщает « Житие Мефодия», « …посадив из учеников своих двух попов скорописцев, перевёл быстро и полностью все книги (библейские), кроме Маккавеев, с греческого языка на славянский». Время, посвящённое этой работе, указывается невероятное – шесть или восемь месяцев. Умер Мефодий в 885 году.

Памятник св. равноапостольным Кириллу и Мефодию в г. Самаре
Фото В. Суркова

Появление священных книг на славянском языке имело мощный резонанс в мире. Все известные средневековые источники, откликнувшиеся на это событие, сообщают, как « некие люди стали хулить славянские книги», утверждая, что « ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян». В спор вмешался даже папа римский, благодарный братьям, доставившим в Рим мощи святого Климента. Хотя перевод на неканонизированный славянский язык и противоречил принципам латинской церкви, папа, тем не менее, не осудил хулителей, сказавши якобы, цитируя Писание, так: « Пусть восхвалят Бога все народы».
Кирилл и Мефодий, создав славянскую азбуку, перевели на славянский язык практически все важнейшие церковные книги и молитвы. Но до наших дней дошла не одна славянская азбука, а две: глаголица и кириллица. Обе существовали в IX-X веках. В обеих для передачи звуков, отражающих особенности славянского языка, были введены специальные знаки, а не сочетания двух или трёх основных, как практиковалось в алфавитах западноевропейских народов. Глаголица и кириллица почти совпадают по буквам. Порядок букв тоже практически один и тот же.
Заслуги Кирилла и Мефодия в истории культуры огромны. Во-первых, они разработали первую упорядоченную славянскую азбуку и этим положили начало широкому развитию славянской письменности. Во-вторых, перевели с греческого многие книги, что явилось началом формирования старославянского литературного языка и славянского книжного дела. Есть сведения, что Кириллом были созданы, кроме того, и оригинальные произведения. В-третьих, Кирилл и Мефодий в течение долгих лет проводили среди западных и южных славян большую просветительную работу и сильно способствовали распространению грамотности у этих народов. В продолжение всей их деятельности в Моравии и Паннонии Кирилл и Мефодий вели, кроме того, непрестанную самоотверженную борьбу против попыток немецко-католического духовенства запретить славянскую азбуку и книги. В-четвертых: Кирилл и Мефодий были основоположниками первого литературно-письменного языка славян – старославянского языка, который в свою очередь явился своеобразным катализатором для создания древнерусского литературного языка, древнеболгарского и литературных языков других славянских народов.
Наконец, оценивая просветительскую деятельность солунских братьев, следует иметь в виду, что они не занимались христианизацией населения как таковой (хотя и способствовали ей), ибо Моравия ко времени их прибытия была уже христианским государством. Кирилл и Мефодий, составив азбуку, осуществляя переводы с греческого, обучая грамоте и приобщая местное население к богатой по содержанию и формам христианской и энциклопедической литературе, были именно учителями славянских народов.
Дошедшие до нас славянские памятники X-XI вв. свидетельствуют о том, что, начиная с эпохи Кирилла и Мефодия, в течение трех веков славяне пользовались в принципе единым книжно-литературным языком с рядом местных вариантов. Славянский языковой мир был довольно единообразным, если сравнивать его с современным. Таким образом, Кирилл и Мефодий создали интернациональный, интерславянский язык.

История возникновения славянской письменности

24 мая по всей России отмечается День славянской письменности и культуры. Он считается днём памяти первоучителей славянских народов – святых Кирилла и Мефодия. Создание славянской письменности относится к 9 веку и приписывается византийским монахам-учёным Кириллу и Мефодию.

Братья родились в македонском городе Солуни, расположенном на территории провинции, входившей в состав Византийской империи. Родились они в семье военачальника, а мать-гречанка, постаралась им дать разносторонние знания. Мефодий – это монашеское имя, мирское до нас не дошло – был старшим сыном. Он, как и отец, выбрал путь военного и отправился на службу в одну из славянских областей. Его брат Константин (в монашестве принявший имя Кирилл) родился в 827 году, примерно на 7-10 лет позже Мефодия. Кирилл уже в детстве горячо полюбил науку, поражал своих учителей блестящими способностями. Он «успевал в науках больше всех учеников благодаря памяти и высокому умению, так что все дивились».

В 14 лет родители послали его в Константинополь. Там в короткий срок он изучил грамматику и геометрию, диалектику и арифметику, астрономию и музыку, а также «Гомера и все прочие эллинские художества». Кирилл хорошо владел славянским, греческим, еврейским, латинским и арабским языками. Начитанность Кирилла, исключительно высокое по тем временам образование, широкое знакомство с античной культурой, энциклопедические знания – всё это помогло ему успешно вести просветительскую деятельность среди славян. Кирилл, отказавшись от предложенной ему высокой административной должности, занял скромное место библиотекаря в Патриаршей библиотеке, получив возможность пользоваться её сокровищами. Также он преподавал философию в университете, за что и получил прозвание «Философ».

Возвратившись в Византию, Кирилл отправился искать покоя. На побережье Мраморного моря, на горе Олимп после долгих лет разлуки братья встретились в монастыре, где и Мефодий скрывался от мирской суеты. Сошлись, чтобы открыть новую страницу истории.

В 863 году в Константинополь прибыли послы из Моравии. Моравией называлось одно из западнославянских государств 9-10 веков, которое находилось на территории нынешней Чехии. Столицей Моравии был город Велеград, учёные до сих пор не установили его точное местоположение. Послы попросили прислать в свою страну проповедников, чтобы рассказать населению о христианстве. Император решил отправить в Моравию Кирилла и Мефодия. Кирилл, прежде чем отправиться в путь, спросил, имеют ли моравы азбуку для своего языка. «Ибо просвещение народа без письмен его языка, подобно попыткам писать на воде», - объяснил Кирилл. Ответ на заданный вопрос был отрицательным. Азбуки у моравов не оказалось. Тогда братья начали работу. В их распоряжении были не годы, а месяцы. В короткий срок была создана азбука для языка моравов. Она была названа в честь одного из её создателей – Кирилла. Это кириллица.

О происхождении кириллицы существует ряд гипотез. Большинство учёных считают, что Кирилл создал и кириллицу, и глаголицу. Эти системы записи существовали параллельно и при этом резко отличались по форме букв.

Кириллица была составлена по довольно простому принципу. Сначала в неё были включены все греческие буквы, которые у славян и греков обозначали одинаковые звуки, потом были добавлены новые знаки – для звуков, не имевших аналогов в греческом языке. Каждая буква имела своё название: «аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро» и так далее. Кроме того, буквами можно было обозначать и числа: буква «аз» обозначала 1, «веди» -2, «глаголь» - 3. Всего в кириллице было 43 буквы.

При помощи славянской азбуки Кирилл и Мефодий очень быстро перевели основные богослужебные книги с греческого на славянский: это избранные чтения из Евангелия, апостольские собрания, псалтырь и другие. Первыми словами, написанными при помощи славянской азбуки, были начальные строки из Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Успешная миссия Кирилла и Мефодия вызвала резкое недовольство византийского духовенства, которое пыталось опорочить славянских просветителей. Их даже обвинили в ереси. Чтобы защититься братья едут в Рим и добиваются успеха: им разрешают начатое дело.

Длительное и долгое путешествие в Рим. Напряжённая борьба с врагами славянской письменности подорвали здоровье Кирилла. Он тяжело заболел. Умирающий, он взял слово с Мефодия продолжать просвещение славян.

На Мефодия обрушились нескончаемые невзгоды, его преследовали, подвергали суду, сажали в тюрьму, но ни физические страдания, ни моральные унижения не сломили его воли, не изменили его цели – служения делу славянского просвещения. Вскоре после смерти Мефодия папа римский Стефан 5 запрещает под страхом церковного отлучения славянское богослужение в Моравии. Ближайших учёных Кирилла и Мефодия арестовывают и после истязаний изгоняют. Трое ииз них – Климент, Наум и Ангеларий – нашли благосклонный приём в Болгарии. Здесь они по-прежнему переводили с греческого на славянский, составляли различные сборники, прививали населению грамотность.

Уничтожить дело православных просветителей не удалось. Огонь, зажжённый ими, не погас. Их азбука начала своё шествие по странам. Из Болгарии кириллица попала в Киевскую Русь.

Без изменения кириллица просуществовала в русском языке практически до Петра 1, при котором были внесены изменения в начертание некоторых букв. Он убрал устаревшие буквы: «юс большой», «юс малый», «омега» и «ук». Они существовали в алфавите только по традиции, а на деле без них прекрасно можно было обойтись. Пётр 1 вычеркнул их из гражданской азбуки – то есть из набора букв, предназначенного для светской печати. В 1918 году из русского алфавита «ушли» ещё несколько устаревших букв: «ять», «фита», «ижица», «ер» и «ерь».

За тысячу лет из нашего алфавита исчезло много букв, а появилось всего две: «й» и «ё». Их придумал в 18 веке русский писатель и историк Н.М.Карамзин.

Кем были бы мы без письменности? Неучами, невеждами, да и просто – людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки.

Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками, и каждому поколению заново пришлось бы изобретать велосипед, открывать Америку, сочинять «Фауста»…

Более 1000 лет назад славянские книжники братья Кирилл и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. В наше время десятая часть всех существующих языков (а это 70 языков) имеют письменность на основе кириллицы.

Каждой весной, 24 мая, приходит на русскую землю праздник – юный и древний – День славянской письменности.

Первоначально славянская письменность возникла в первом тысячелетии нашей эры. Когда племенной строй достиг сравнительно высокого развития. О существовании у славян в дохристианский период письменности свидетельствует то, что договоры Олега и Византией заключались на двух языках: славянском и греческом.

Создателями упорядоченной славянской азбуки стали братья Кирилл и его старший брат Мефодий.

Они были родом из македонского портового города Солуни. Оба брата отличались ученостью, но Кирилл обладал прекрасной памятью. И учился в Византии, где затем стал работать.

В конце 862 года в Византию прибыло посольство от Моравского князя Ростислава. Которые просили прислать людей, которые вели бы проповеди не на латыни, а на понятном славянском языке. И император направляет Кирилла и Мефодия. Уже во время приезда на Русь братья имели при себе славянские тексты. Кирилл разработал славянскую азбуку, с помощью которой братья перевели основные богослужебные книги.

Было два славянских алфавита: Глаголица и кириллица. Оба использовались. Но вопрос о том, какую из азбук разработал Кирилл остается не решенным. Некоторые ученые полагают, что Кирилл разработал глаголицу, а кириллицу создали его последователи. Сохранившиеся славянские рукописи выполнены и глаголицей и кириллицей. Но глаголица по начертанию сложнее и более архаична нежели кириллица. Поэтому вторая вытесняет глаголицу.

Образование в 9м веке раннефеодального государства содействовало унификации восточнославянской письменности. С принятием христианства на Руси утверждается повсеместно единый для государства кириллический алфавит. Письменность и грамотность на Руси была распространена среди самых разных слоев населения. Огромный научный интерес в этом плане представляют берестяные грамоты, обнаруженные в основном в Новгороде. Содержание их было разнообразно, от бытовых до юридических вопросов. Такие грамоты были широко распространены по Руси и найдены также в Смоленске, Пскове, Витебске.

4. От рукописной к печатной книге. Палимпсесты, инкунабулы, экслибрисы.

Рукописная книга способствовала появлению такого явления как палимпсест.

Палимпсест – рукопись на пергамене поверх старого, соскобленного текста. Это было вызвано дороговизной писчего материала, которая приводила к его неоднократному использованию. Старый текст с пергамена смывали специальными смесями, например, из молока, сыра и извести, выскабливали кусочками пемзы.

С приходом христианства античные тексты, написанные на пергамене, уничтожались монахами, которые считали их еретическими. Одно из первых открытий в области палимпсестов было сделано в 1692 году, когда под рукописью 13 века обнаружили список библии, относящийся к пятому веку. В 19 веке применяли различные химические методы для восстановления старых текстов на пергаменах, при этом не редко портили ценные рукописи. Сейчас используют фотографические методы, один из которых был разработан русским фотографом Евгением Буринским.

Развивающееся общество требовало для себя разнообразных знаний. Это в некоторой степени предопределило возникновение книгопечатания в Европе.

Первое, что содействовало возникновению книгопечатания в целом, было изобретение бумаги в Китае, откуда затем она попала и в другие страны. В 12-13 веках бумажные мельницы появляются в Испании, где бумажную массу из тряпья, перемолотого каменными жерновами.

Второе, это принцип штемпелерования. Он был известен еще в клинописных культурах. Для получения оттиска печать-ролик прокатывали по сырой глине, а затем отпечаток подвергали оттиску. Этот же принцип был воплощен в чеканке монет.

В разных странах древнего мира существовал свой способ книгопечатания. Так, китайские летописцы говорят о кузнеце по имени Би Шен, который в 11 веке изготавливал литеры из глины. Сохранились также бронзовые литеры, изготовленные в 15 столетии в Корее.

В Китае также издревле высекали иероглифы на каменных стелах. Затем текст смачивали краской и прикладывали к нему лист бумаги. Со временем камень заменила деревянная доска. И появилась ксилография. Первая ксилографическая книга «Алмазная сутра», была изготовлена в 868 году.

В Европе ксилографическая книга появилась после крестовых походов. Её появлению способствовала массовая потребность в бумажных деньгах, игральных картах, папских индульгенциях. Техника ксилографии была проста: на деревянной доске вырезалось изображение или текст в зеркальном порядке, на рельеф наносилась краска, накладывался лист бумаги и прижимался специальной подушечкой (мацой). Отдельные листки склеивались сначала в свитки, позднее собирались в книгу. Печать размещалась сначала на одной стороне листа (анопистографические издания), а в последствие на обеих сторонах (опистографические).

Одним из самых известных ксилографических изданий Европы является «Библия бедных», распространенная в эпоху средневековья. Она представляла собой листы с изображением библейских сцен и персонажей с пояснительными надписями. Но ксилографические книги сойдут на нет к середине 16 века.

Идея наборного книгопечатания, как было видно, появляется ещё в Китае в 11 веке, но полностью разработать реально работающий наборный механизм из отдельных литер удалось только в 15 столетии. Эта заслуга принадлежит Иоганну Гутенбергу. В 1440 году он впервые ставит типографские опыты. А уже в 50е годы он напечатал свою первую библию, называемую 42х строчной, тк на каждой странице набрано по 42 строки текста в два столбца. Часть была отпечатана на бумаге, часть на пергамене. Он создал первое типографское оборудование, изобрел новый способ изготовления шрифта и сделал словолитную форму. Это было время инкунабул и палеотипов, когда книгопечатание только начинает свое развитие.

Инкунабулы – книги, изданные в Европе от начала книгопечатания до 1 января 1501 года. Издания этого периода очень редки, так как тираж их составлял 100-300 экземпляров.

Начинается практика печатной иллюстрации в книге. Для этого стали применять ксилографию. Одна из первых иллюстрированных книг «Корабль дураков» Бранта. Она была украшена гравюрами Альбрехта Дюрера. В Италии была изобретена гравюра на меди, которая стара родоначальницей глубокой печати.

В Венеции возникают такие книги как альдины. Владелец типографии Альд Мануций поставил дело подготовки книг на научную основу. Его издания прославились тщательной подготовкой и оформлением.

В целом шрифт инкунабул напоминал почерк рукописных книг. В типографии Альда художники, подражая античным образам, придумали простой и красивый шрифт антиква. Альды ввели обычай выделять ту или иную мысль в тексте различными шрифтами. Для того, чтобы эти книги не могли подделать, Альд ставил издательский знак (дельфин, обвившийся вокруг якоря). Традиционный тираж 275 экземпляров. Формат ин-фолио или ин-кварто. Инкунабулы были сравнительно не дорогими.

Первые инкунабулы, напечатанные кириллицей появились в Кракове в конце 15 века. Их печатником был Фиоль. «Октоих» и «Часослов» 1491 год. Они были напечатаны в два цвета –черной краской и киноварью.

Экслибрис – книжный знак, наносимый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета. Разновидность экслибриса, оттиснутого на корешке или сторонке переплетной крышки называют суперэкслибрисом. Обычно на экслибрисе обозначены имя, фамилия владельца и рисунок, говорящий о профессии, интересах. Родиной считают Германию, где он появился после начала книгопечатания.

У директора Волгоградского института художественного образования Николая Таранова много званий: каллиграф, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, член Союза художников России. Но мало кто знает, что он еще изучает символы. И, занимаясь этим, он вышел на "детективный след" и совершил удивительное открытие.Кто придумал славянскую азбуку?

Казалось бы, это известно всем: Кирилл и Мефодий, которых православная церковь за эту заслугу называет равноапостольными. Но какую именно азбуку придумал Кирилл — кириллицу или глаголицу? (Мефодий, это известно и доказано, во всем поддерживал брата, но «мозгом операции» и образованным человеком, знавшим много языков, был именно монах Кирилл). Об этом в научном мире до сих пор идут споры. Одни исследователи-слависты говорят: «Кириллицу! Она и названа в честь создателя». Другие возражают: «Глаголицу! Первая буква этой азбуки выглядит, как крест. Кирилл — монах. Это — знак». Утверждается также, что до труда Кирилла никакой письменности на Руси не было. Профессор Николай Таранов с этим категорически не согласен.


Утверждение, что на Руси никакой письменности не было до Кирилла и Мефодия, основано на одном единственном документе — «Сказании о письменах» черноризца Храбра, найденного в Болгарии, — говорит Николай Таранов. — Есть 73 списка с этого свитка, причем в разных копиях из-за погрешностей перевода или ошибок писцов совершенно разные версии ключевой для нас фразы. В одном варианте: «славяне до Кирилла не имели книг», в другом — «букв», но при этом автор указывает: «писали они чертами и резами». Интересно, что арабские путешественники, посещавшие Русь еще в VIII веке, то есть еще до Рюрика и тем более до Кирилла, описали похороны одного русского князя: «После похорон воины его что-то написали на белом дереве (березе) в честь князя, а затем, сев на коней, удалились». И в «Житии Кирилла», известном Русской православной церкви, читаем: «В городе Корсуне Кирилл встретил русина (русского), у которого были с собой книги, написанные русскими письменами». Кирилл (у него мать была славянкой) достал какие-то свои письма и с их помощью стал читать те самые книги русина. Причем это были не тонкие книжки. Это были, как утверждается в том же «Житии Кирилла», переведенные на русский «Псалтырь» и «Евангелие». О том, что своя азбука на Руси была задолго до Кирилла, есть много свидетельств. И Ломоносов о том же говорил. Он приводил в доказательство свидетельство Римского папы VIII, современника Кирилла, в которых утверждается, что Кирилл эти письмена не изобрел, а вновь открыл.

Возникает вопрос: зачем же Кириллу было создавать русскую азбуку, если она уже была? Дело в том, что у монаха Кирилла было задание от моравского князя — создать для славян азбуку, пригодную для перевода церковных книг. Что он и сделал. И буквы, которыми сейчас написаны церковные книги (а в измененном виде — наши сегодняшние печатные творения) — это работа Кирилла, то есть кириллица.

Глаголицу уничтожили намеренно?

Существует 22 пункта, которые доказывают, что глаголица была древнее, чем кириллица, утверждает Таранов. Есть такое понятие у археологов и филологов — палимпсест. Так называется надпись, сделанная поверх другой уничтоженной, чаще всего выскобленной ножом, надписи. В Средневековье пергамент из кожи молодого ягненка был довольно дорогим, и ради экономии писцы часто уничтожали «ненужные» записи и документы, а на выскобленном листе писали что-то новое. Так вот: везде в русских палимпсестах затерта глаголица, а поверх нее — надписи на кириллице. Исключений из этого правила нет.


В мире осталось всего пять памятников, написанных глаголицей. Остальные были уничтожены. Причем, по-моему, записи на глаголице были уничтожены намеренно, — считает профессор Николай Таранов. — Поскольку глаголица не подходила для записи церковных книг. Цифровое значение букв (а тогда очень сильна была вера в нумерологию) в ней было иным, чем требовалось в христианстве. Из уважения к глаголице Кирилл оставил в своей азбуке те же названия букв, что и были. И они очень-очень сложны для алфавита, «родившегося» в IX веке, как утверждается. Уже тогда все языки стремились к упрощению, буквы во всех алфавитах того времени обозначают только звуки. И только в славянской азбуке такие названия букв: «Добро», «Люди», «Мыслите», «Земля» и т. д. А все потому, что глаголица очень древняя. Она имеет множество признаков пиктографического письма.

Пиктографическое письмо — вид письменности, знаки которой (пиктограммы) обозначают изображенный ими объект. Последние находки археологов говорят в пользу этой версии. Так, найдены таблички со славянской письменностью, возраст которых датируют 5000 годом до нашей эры.

«Глаголицу создал гений»


Все современные алфавиты Европы ведут свое происхождение от алфавита финикийцев. В нем буква А, как нам говорили, обозначает голову быка, которая затем перевернулась рогами вниз.

А древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал: «Эти буквы называют финикийскими, хотя правильнее называть их пеласгическими, так как ими пользовались пеласги», — рассказывает Николай Таранов. — А знаете, кто такие пеласги? Это предки славян, праславянские племена. Финикийцы выделялись среди окружающих смуглых черноволосых племен земледельцев, египтян и шумеров светлой кожей и рыжими волосами. Да еще своей страстью к путешествиям: они были отличными мореплавателями.

В ХII веке до нашей эры пеласги как раз участвовали в Великом переселении народов, и забредали отдельные их группы отчаянных покорителей новых земель очень далеко. Что дает волгоградскому профессору версию: финикийцы были знакомы со славянами и позаимствовали у них азбуку. Иначе с чего вдруг по соседству с египетскими иероглифами и шумерской клинописью образовался буквенный алфавит?

Вот говорят: «Глаголица была слишком декоративна, сложна, поэтому постепенно ее вытеснила более рациональная кириллица». Но глаголица не так плоха, — уверен профессор Таранов. — Я изучил наиболее ранние версии: первая буква глаголицы обозначает вовсе не крест, а человека. Потому и называется «Аз» — Я. Человек для себя — точка отсчета. И все значения букв в глаголице — сквозь призму человеческого восприятия. Я нарисовал первую букву этого алфавита на прозрачной пленке. Посмотрите, если наложить ее на другие буквы глаголицы, получается пиктограмма! Я считаю: не каждый дизайнер так придумает, чтобы каждая графема попадала в сетку. Я поражен художественной цельностью этого алфавита. Думаю, неизвестный автор глаголицы был гением! Ни в одной другой азбуке мира нет такой четкой связи между символом и его цифровым и сакральным значением!



Глаголица и нумерология

Каждый знак в глаголице имеет сакральное значение и обозначает определенное число.

Знак «Аз» — человек, число 1.
Знак «Ведаю» — число 2, знак похож на глаза и нос: «Вижу, значит — ведаю».
Знак «Живите» — число 7, жизнь и реальность этого мира.
Знак «Зело» — число 8, реальность чуда и чего-то сверхъестественного: «слишком», «очень» или «зело».
Знак «Добро» — число 5, единственное число, рождающее себе подобные или декаду: «Добро порождает добро».
Знак «Люди» — число 50, согласно нумерологии — мир, откуда к нам приходят души человеческие.
Знак «Наш» — число 70, символизирует связь небесного и земного, то есть наш мир, данный нам в ощущениях.
Знак «Омега» — число 700, некий божественный мир, «Седьмое небо».
Знак «Земля» — по мнению Таранова, означает картинку: Земля и Луна на одной орбите.

Света Евсеева-Фёдорова

Письменность у славян возникла в 60-е гг. IX столетия, когда славянские племена расселились на большой территории Центральной, Юго-Восточной, Центральной Европы и создали свои государства. В ходе борьбы с германскими князьями великоморавский князь Ростислав решил опереться на союз с Византией и направляет в Византию к императору Михаилу III посольство с просьбой прислать в Великую Моравию таких учителей-просветителей, которые смогли бы проповедовать христианскую религию на славянском языке. Просьба соответствовала интересам Византии, стремившейся распространить свое влияние на западных славян.

Среди грековнашелся образованный человек, знавший греческий, латинский, арабский, еврейский, славянский языки, в это же время он изучал древнееврейский язык. Это был библиотекарь главной византийской библиотеки Константин, по прозвищу Философ, который также был опытным миссионером (крестил болгар, одержал победу в богословских спорах в Малой Азии, ездил к Хазарам в низовье Волги и т.п.). Ему помогал старший брат Мефодий , который в течение ряда лет был правителем славянской области в Византии, вероятно, на юго-востоке, Македонии.В истории славянской культуры их называют солунскими братьями , или coлунской двоицей .Родом они были из гopoдa Солуни (Фессалоники), где совместно проживали гpeки и славяне. По некоторым данным, сами просветители были наполовину славянами (Отец, видимо, был болгарин, а мать –гречанка (А.М. Камчатнов)).

Kирилл и Мефодий перевели на древнеболгарский Евангелиe, Апостол, Псалтырь. Тем самым заложили основы межславянского книжного литературного языка (старославянского языка). С помощью этого язка славяне приобщилисъ к ценностям античной и христианской цивиализации, а также получили возможность закреплять на письме достижения и своей собственной культуры.

Ввопросе о существовании письменности до Кирилла и Мефодия прослеживаются два подхода:

1) у славян не было письменности, т.к. сами письмена не найдены,

2) у славян была письменность, притом довольна совершенная.

Однако вопрос о существовании славянской письменности до Кирилла и Мефодия не решен до сих пор.

Первоначально у славян использовалось две азбуки: глаголица и кириллица .

Ввопросе о древних славянских азбукаx много спорного и не до конца решенного:

- Почему у славян использовалось две азбуки ?

- Какая из двух азбук является более древней ?

- Не является ли одна из азбук докирилловской ?

- Как,когда и где появилась вторая азбука ?

- Какая из них создана Константином (Кириллом)?

- Существует ли связь между азбуками?

- Какова основа знаков глаголицы и кириллицы?

Решение этих вопросов затруднено тем, что рукописи от времени деятельности Константина и Мефодия (863-885 гг.) до нас не дошли. А также иизвестные кириллические и глаголические памятники относятся к Х-ХI вв. При этом, обе азбуки употреблялись и у южных, и увосточных, и у западных славян.


Существующие теории можно свести к следующим положениям:

1. Славане до Кирилла и Мефодия были бесписьменными (бытовала в науке до 40-х годов ХХ в.).

2.Письменность у славян была до Кирилла. Отмечаются ссылки на докирилловское письмо у иностранных путешественников и историков. (Какая?)

3. Более древней является кириллица . И ее создал Константин (Й.Добровский, И.И. Срезневский, А.И.Соболевский, Е.Ф. Карский и др.), а глаголицу изобрели позже как своеобразный вид тайнописи в период преследования немецким духовенством славянской письменности в Моравии и Паннонии.

4. Глаголицу создал Константин. Кириллица же возникла позже - как дальнейшее усовершенствование глаголицы на основе греческого уставнoгo письма (М.А. Селищев, П.И. Шафарик К.М. Щепкин, П.И. Ягич, А. Вайан, Г. Добнер, В.Ф. Мареш, Н.С.Тихонравов и др.). По одной версии кириллицу создал Климент Охридский (В.Я. Ягич, В.Н. Щепкин, А.М. Селищев и др.), по другой – Константин Болгарский (Г.А. Ильинский).

5. Древнейшимславянским письмом является кириллица ,представляющая собой видоизмененное греческое письмо, приспособленное к фонетике славянской речи. ПозжеKoнстантин создал глаголицу (В.Ф. Миллер, П.В. Голубовский, Е. Георгиев и др.). Затем глаголица была вытеснена кириллицей, aзбукoй более простой и совершенной.

Какую же азбуку изобрел Кирилл ?

Кириллица является исторической азбукой, созданной на основе другого письма: греческий кириллица (ср.древнеегипетский финикийский древнееврейский и греческий латинский ).

Начертания букв глаголицы не походят на известные алфавиты своего времени.При этом прослеживается зависимость ряд 25букв глаголицы от кириллических, а у некоторых - от латиницы (6 – стилизацией латинских букв), 3-символических построения (аз , иже , слово ), 4- являются самостоятельными фонетическими лигатурами (юсы и еры ), 2 – самостоятельные графические композиции (зело и нашь ). (А.М. Камчатнов). Обратное подражание исключается, т.к. прослеживается зависимость кириллицы от греческого алфавита.

В славистике остается нерешенным вопрос об источниках глаголицы . В отдельных глаголических буквах в конце ХVIII-первой половине ХIХ вв. видели видоизменение греческих букв. В 80-х годах ХIХ в. английский палеограф И.Тэйлор попытался определить источник для всей глаголической азбуки – греческое минускульное письмо . Данная точка зрения была принята Д.Ф. Беляевым, И.В. Ягичем, которые во всех знаках видели греческий источник – буквы минускульного письма и их комбинацию (лигатуры).

Славист А.М. Селищев отмечал, что помимо греческих знаков использовались и элементы негреческого письма (древнееврейское, в его самаритянской разновидности, коптское письмо). Л.Гейтлер полагал в 1883 г., что некоторые знаки глаголицы связаны с не с греческим, а с албанским письмом. А И.Гануш в работе 1857 г.объясняет буквы глаголицы из готского рунического письма.

Ряд ее графем находится в непосредственной связи с графемами других алфавитов. (Например, просматривается связь славянских Ш , Ц и древнееврейских знаков, также связь с рядом знаков их специальных систем (алхимических, криптографических и т.п.) (Е.Э. Гранстрем).) В свою очередь, М.И. Привалова утверждает, что глаголица «имеет достаточно отчетливо выраженные внешние и внутренние признаки, которые абсолютно чужды любым модификациям греко-византийского или латинского письма, но зато … отчетливо видны в системе обоих грузинских алфавитов» (Об источниках глаголицы. УЗ ЛГУ. Серия филолог. 1960. В.52. С.19).

Е.М. Верещагин и В.П. Вомперский считают, что Кирилл изобрел глаголицу , которая не обнаруживает прямой зависимости от греческого алфавита, хотя Кирилл и заимствовал общий принцип устройства и частично порядок расположения букв (РР. 1988.№3). Но сами греческие буквы он в славянскую азбуку не перенес . Глаголица оригинальна, прямо не выводима из других алфавитов, до деталей продумана. Ее элементами являются круги , полукружья , овалы , палочки , треугольники , квадраты , кресты , перекрестья , петельки , завитушки , уголки , крючки. Глаголица хорошо согласована со звуковыми особенностями славянского языка: созданы знаки для фиксации типично славянских звуков (носовых , редуцированных , аффрикат , палатализованных и некоторых звонких согласных). Написанные этими буквами рукописи по территории относятся к Моравии и Балканам и принадлежат к числу древнейших. Это Киевские глаголические листки (имеются западнославянские черты), Пражские глаголические отрывки (это чешский извод старославянского текста). У долматинских хорватов с ХII –ХIII вв. до наших дней использовалась только глаголица, в Моравии также длительное время использовалась глаголица.

Кириллица, за отдельным исключением, является зеркальным отображением глаголицы , но прямо сближена с торжественным (унициальным) греческим письмом (раздельным тщательным письмом). Это «грезицирующая славянская азбука».