Описание картины «Три медведя» И. Шишкина



Картина написана: 1889 г.
Холст, масло.
Размер: 139 × 213 см

Описание картины «Три медведя» И. Шишкина

Художник: Иван Иванович Шишкин, Константин Аполлонович Савицкий
Название картины: «Утро в сосновом лесу»
Картина написана: 1889 г.
Холст, масло.
Размер: 139 × 213 см

На отечественных просторах вы не найдете второго такого «хитового» полотна, сюжет которого присутствует на раритетном бабушкином покрывале, вышитой думочке, скатерти, тарелках и даже на обертках с милыми косолапышами. Воспоминания родителей, шоколадные конфеты и ходы пиарщиков – вот что не дает нам забыть о картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» или, в простонародье, «Три медведя».

А только ли Шишкина? Медведей на холсте нарисовал К. Савицкий, который поначалу изображал двух косолапых, а потом поднял их число до четырех. Раньше считалось, что Шишкин, несмотря на его довольно весомые успехи в анималистической живописи, был не в состоянии изобразить медведей, так что просто эксплуатировал беднягу Савицкого и даже не разрешил тому подписаться на картине. На самом деле художники дружили, а медведи появились уже после того, когда последний сказал, что полотно нединамично. Шишкин мог рисовать кого угодно, но не медведей, вот и дал Савицкому возможность оживить картину и поставить подпись. Коллекционер П. Третьяков был не так лоялен: он купил картину у Шишкина, а это значит, что авторство его, так что никаких Савицких тут быть не может. В общем, надпись была стерта и «Утро в сосновом лесу» стало считаться одной из ключевых картин в творчестве одного из самых выдающихся российских пейзажистов.

Конфеты «Мишка косолапый» с шишкинской репродукцией на фантике и дали название полотну «Три медведя». Появившееся лакомство имело начинку из миндаля, какао-бобов, стоило дорого, но было так вкусно, что даже агитатор всех и вся В. Маяковский не удержался и написал мол, если хотите «Мишек», то отложите на сберкнижку энную сумму денег. Вот так «Мишка косолапый» стал «Тремя медведями» (а их на картине четыре), конфета – одним из признаков СССР, а И. Шишкин – народным художником.

Правда, он и был певцом природы родного края и до «Медведей». Художник хотел и умел удивлять, прежде всего, пейзажами, которые он выписывал настолько ювелирно, что заслужил славу мастера детализации. Только у него увидите дымку тумана, словно парящую среди ветвей столетних сосен, мягкий и уютный мох на валунах, прозрачную воду ручья, утреннюю или вечернюю прохладу, полуденную жару лета. Что интересно, все полотна художника частично эпичны, но монументальны – всегда. При этом Шишкин не пафосен, он просто тот человек, который искренне восхищается величественной природой родного края и умеет изображать ее.

«Утро в сосновом лесу» умиротворяет уравновешенностью своей композиции. Три медвежонка очень гармонично смотрятся с их мамой-медведицей, а к двум половинкам упавшей сосны так и хочется применить божественную пропорцию. Эта картина – словно случайный кадр на старенький фотоаппарат, который удалось сделать туристу, так долго искавшему истинную девственную природу.

А если посмотреть на колорит картины, то художник словно пытается охватить все богатство красок рассветной поры. Мы видим воздух, но он не голубого привычного оттенка, а скорее сине-зеленого, немного мутного и туманного. Преобладающие цвета, которые окружили косолапых жителей леса – зеленые, голубые и солнечно-желтые, отражающие настроение проснувшейся природы. Яркие мерцания золотых лучей на заднем плане словно намекают на солнце, которое вот-вот осветит землю. Именно эти блики и придают картине торжественности, именно они говорят о реалистичности тумана над землей. «Утро в сосновом лесу» - это еще одно подтверждение осязательности полотен Шишкина, ведь прохладный воздух можно даже почувствовать.

Посмотрите внимательно на лес. Его облик передан настолько реалистично, что становится ясно: это не лесная поляна, а глухая чаща – истинное сосредоточение живой природы. Над ней чуть только взошло солнце, лучи которого уже успели пробраться к верху крон деревьев, забрызгав их золотом и снова спрятались в чащу. Влажный, еще не рассеявшийся туман, кажется, разбудил обитателей древнего леса.

Вот проснулись медвежата и медведица, развив свою бурную деятельность. Довольные и сытые мишки с самого утра познают окружающий мир, исследуя ближайшую поваленную сосну, а мама-медведица следит за малышами, которые умиляюще неуклюже карабкаются на дерево. Причем, медведица наблюдает не только за детенышами, а и старается уловить малейшие звуки, которые могут нарушить их идиллию. Просто удивительно, как эти звери, написанные другим художником, смогли оживить композиционное решение картины: поваленная сосна словно была создана для этого медвежьего семейства, занятого своими важными делами на фоне отдаленного и дикого уголка русской природы.

На картине «Утро в сосновом лесу» раскрывается мастерство реалистичного изображения и его качество, причем во многом опережающее современную цифровую технику. Каждая травинка, каждый лучик солнца, каждая иголочка сосны написана Шишкиным любовно и трепетно. Если передний план полотна изображает поваленную сосну со взбирающимися на ней медведями, то на заднем плане расположился древний лес. Медвежата и остальная природа вызывают у каждого человека умиротворяющие положительные эмоции. Звери, словно игрушечные, наполняют добротой начало нового дня и настраивают на позитивное мышление. Глядя на этих милых животных, не вериться, что они – хищники по своей природе и не могут быть способны на жестокость. Но главное даже не в этом. Шишкин акцентирует внимание зрителя на гармонию солнечного света, который исходит от заднего плана картины с медвежатами на переднем плане. Проведите визуально линию через них – и вы непременно заметите, что это самые яркие объекты на картине, а все остальное, включая неправильной формы сосны – это лишь дополняющие штрихи.

Кажется, что «Утро в сосновом лесу» изображает настоящих, живых медведей на некоем фантастичном пейзаже. Вятский лес, с которого списана природа, говорят исследователи, сильно отличается от шишкинского. Просто интересно, существуют ли там сейчас медведи, ведь картина на протяжении века воспитывающая эстетический и моральный вкус людей, так и просит бережно относиться к окружающей природе.

Иван Шишкин - это не только "Утро в сосновом лесу", но у этой картины есть своя интересная история. Начать с того - кто на самом деле нарисовал этих медведей?

В Третьяковке их называют "блокнотики". Потому что маленькие и потрепанные, с подписями - ученика Шишкина или просто "Ша". Лишний раз не листают - даже таким невзрачным с виду им нет цены. Из семи один пустой - полвека назад бывший хозяин его в частные руки продавал. Отрывая по листочку. Так выходило дороже. Внутри наброски будущих шедевров и… опровержения досужих пересудов - попробуйте докажите теперь, что Шишкин писал только лес …

Нина Маркова старший научный сотрудник Третьяковской галереи: "Разговоры о том, что Шишкин не умел рисовать животных, человеческие фигуры - миф! Начнем с того, что Шишкин учился у анималиста, поэтому коровки, овечки все это у него прекрасно выходило".

Эта животная тема еще при жизни художника стала животрепещущей для ценителей искусства. Почувствуйте разницу, говорили они - сосновый бор и два медведя. Едва различимы. Это рука Шишкина. А вот другой сосновый лес и две подписи внизу. Одна почти затерта.

Это единственный случай так называемого соавторства, утверждают искусствоведы - утро в сосновом лесу. Этих веселых медведей внутри картины написал не Шишкин, а его друг и коллега, художник Савицкий. Да так чудесно, что решил подписаться под произведением вместе с Иваном Шишкиным. Однако коллекционер третьяков распорядился подпись Савицкого убрать - отнюдь не медведи главные герои картины художника Шишкина, посчитал он.

Они действительно часто работали вместе. И только медвежий квартет буквально произведение раздора в многолетней дружбе художников. У родственников Константина Савицкого альтернативная версия исчезновения подписи - якобы за замысел Савицкого весь гонорар Шишкин получил.

Эвелина Полищук, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, родственница Константина Савицкого: "Была такая обида и он стер свою подпись и сказал "мне ничего не нужно", хотя у него было 7 человек детей".

"Если бы я не был художником, я бы стал ботаником" - много раз повторял художник, которого и без того ученики так называли. Он настоятельно рекомендовал им рассмотреть предмет через увеличительное стекло или сфотографировать, чтобы запомнить - сам так делал, вот его аппараты. И только потом с точностью до сосновой иголочки переносил на бумагу.

Галина Чурак заведующая отделом Третьяковской галереи: "Главная работа была летом и весной на натуре и он сотни этюдных зарисовок привозил в Петербург где осень зимой работал над большими полотнами".

Он ругал друга - Репина за его плоты на картинах, говорил, не понять, из бревен какого дерева они связаны. То ли дело - Шишкин лес - "дубы" или "сосна". А вот по лермонтовским мотивам - на севере диком. У каждой картины свое лицо - рожь - это Русь, широкая, хлеборобная. Сосновый бор - дремучесть наша дикая. У него ни одного повторения. Эти пейзажи как люди разные. За всю жизнь почти восемьсот портретов природы.

Пожалуй, самая известная картина выдающегося русского пейзажиста И. И. Шишкина – «Утро в сосновом лесу». Картина была написана в 1889 году.

Считается, что замысел картины был подсказан Шишкину известным художником Савицким К. А. Рукой именно этого художника, кстати, были написаны медведица и играющие медвежата. Однако Третьяков, который приобрел полотно, решил закрепить за ним авторство Шишкина, поскольку считал, что основная работа сделана именно им.

Возможно, именно занимательный сюжет картины способствовал ее популярности, однако настоящая ценность полотна определяется точно переданным состоянием природы. Перед нами – не просто сосновый лес, а глухая чаща, которая начинает пробуждаться ранним утром. Солнце только-только всходит. Его смелые лучи уже позолотили верхушки огромных деревьев и проникли вглубь чащи, но над глубоким оврагом еще не рассеялся влажный туман.

Проснулись обитатели чащи – три медвежонка и медведица. Похоже, малыши сыты и довольны. Они беззаботно и неуклюже возятся на сломанном стволе упавшей сосны, а медведица внимательно наблюдает за их игрой, чутко реагируя на шорохи пробуждающегося леса. Могучая сосна, которую ураган когда-то выдернул с корнем, и медвежье семейство, резвящееся на нем, - все это рождает у нас ощущение глухости и отдаленности этого уголка дикой природы.

Картина «Утро в сосновом лесу» показывает, как умело Шишкин решает проблему взаимодействия цвета и света в живописи. Колорит заднего плана полотна – прозрачный, неопределенный, а переднего – глубокий, красочный, хорошо разработанный. В картине, которая заслуженно считается для многих поколений людей образцом пейзажа, в полной мере передано восхищение художника красотой и богатством первозданной природы.

Помимо описания картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

«Три медведя» - картина, названная так в простонародье, она имеет официальное название - «Утро в сосновом лесу». Полотно написано маслом в 1889 году, размеры его 139 х 213 (довольно большое), хранится оно в Государственной Третьяковской галерее. Подпись под картиной только Ивана Шишкина.

Самая тиражируемая картина

Официальное название больше соответствует самой картине, так как медведей на полотне четыре, а не три. Но нет на территории СНГ человека, который не знал бы это произведение, и именно под названием «Три медведя». Картина невероятно популярна, можно утверждать, что, говоря современным языком, это самая раскрученная картина. Этому способствовали фантики самых покупаемых и вкусных в советские времена конфет, скатерти, покрывала и настенные коврики, повторяющие сюжет. И именно медведи, изображенные на первом плане, в широких слоях населения пользуются славой, а прекрасно изображенный утренний лес служит как бы фоном.

Не совсем удачное соавторство

А мишек-то нарисовал другой художник - Савицкий Константин Аполлонович (1844 - 1905), жанровый живописец, академик, друг Шишкина. Савицкий убедил Шишкина в том, что картине не хватает динамики, а животные на первом плане восполнят недостаток. Искусствоведы пишут, что медведи Шишкину не удавались, а Савицкому - наоборот. И, действительно, косолапые получились так хорошо, что, с обоюдного согласия, друзья под картиной поставили свои подписи. Но у Третьякова с Савицким в то время были какие-то трения, и, покупая картину для своей галереи, он потребовал убрать подпись Савицкого. Очевидно, желание коллекционера было законом, и осталась только подпись Шишкина, а гонорар получил он один и, вероятно, с соавтором не поделился, потому как друзьями быть они перестали.

Остров, покрытый соснами

Вот какая "изнанка" у полотна «Три медведя». Картина такая прекрасная, спокойная, благостная. Конечно, Третьяков был знатоком и тонким ценителем живописи, и лес, изображенный непревзойденным мастером, представлял для покупателя истинную ценность, а медведи даже не понравились. Да и специалисты в восторге от подсмотренного Шишкиным на острове Городомля (озеро Селигер) пейзажа, гениально перенесенного на полотно.

Известная в народе как «Три медведя», картина действительно замечательно передает состояние природы. При первом взгляде понятно, что это именно утро. Изумительно изображен туман, пронизанный лучами восходящего солнца.

Королева пейзажей

Гениальный пейзажист, влюбленный в Шишкин очень часто рисовал сосны. Разные, в любое время года, освещенные солнцем и покрытые снегом, они прекрасны.

На его полотнах видны мельчайшие иголочки, чувствуется шероховатость коры, кажется, сосновый запах идет от картин Ивана Ивановича. «Три медведя» - изображающая глушь бора. Кажется, можно услышать потрескивание стволов вековых сосен, а как чувствуется глубина обрыва, расположенного за правым медвежонком. И бесконечность леса изображена гениально. И туман, по краям еще синий, в центре уже освещенный солнцем. А медвежонок, нарисованный справа, кажется, залюбовался прекрасным утром. И природа еще не совсем проснулась, и веет утренней прохладой. Гениальное произведение, шедевр. Может быть, ему и не надо было динамики.

В результате - полная гармония

Справедливости ради надо сказать, что медведи никак не портят полотно, они очень хорошо вписались в него. Картина «Три медведя», описание которой было приведено выше, очень органична, и невозможно представить ее без этих добродушных представителей дикой природы. Возможно, благодушие, исходящее от матери-медведицы с тремя медвежатами, объясняется отсутствием вблизи человека. И этот покой животных тоже подчеркивает глубину чащи леса. «…И свежий мох под лапами примят, трещат под тяжестью сухие ветки…» - замечательные слова поэта о картине. Утро, тишина, согласие в растительном и животном мире, в природе вообще - картина действует очень успокаивающе: «…и лишь взгляну на эту красоту, и знаю, что - Спасет, Согреет!»

Картина И. Шишкина «Утро в сосновом бору» - символ неиссякаемой любви художника к лесной природе.

На переднем плане картины изображены медвежата – подростки. Их четверо. Один медвежонок стоит на земле. По виду он самый крупный из четверых медвежат. Он опирается четырьмя лапами о землю и смотрит вперед. Уши у него стоят, как будто он прислушивается к чему – то. Вокруг медвежонка разбросаны обломанные ветки. Земля покрыта невысокой травой и мхом. За спиной у медведя высокий пенек сосны. Пенек старый, он уже засох, и вокруг появилась молодая поросль.

Большую сосну вывернуло с корнем и разломило на две части. Корень у сосны большой, разветвленный, покрытый мхом. Под корнем видна яма. Один обломок, ближе к корню, наклонился вперед, но не упал, его держит корень сосны. Вторая часть сосны упала в глубокий овраг.

На обломке сосны сидят два медвежонка. Они небольшие. Один медвежонок ползет снизу вверх по сосне, второй сидит выше и наблюдает за первым медвежонком. На шее у него видна светлая полоска шерсти. Оба медвежонка коричневого цвета. Обломок под медвежатами свежий, острые края еще не успели засохнуть. Они желтоватого цвета.

На большом обломке сосны стоит четвертый медвежонок. Он стоит на двух задних лапах, лапы полусогнуты. Медвежонок стоит боком, голова его повернута в сторону восходящего солнца. На шее у медвежонка также видна светлая полоска. На стволе много сухих веток.

Художник изобразил густой сосновый лес, толстые и тонкие сосны. Деревья все очень высокие. Часть сосен растут на пригорке, остальные в овраге. Вдалеке видна молодая сосна, у которой ствол растет криво. Она наклонилась вбок и своей кроной задевает верхушки других деревьев. Рядом со сломанной сосной растет изогнутая сосна, верхушкой она тянется к солнцу.

Через стволы и ветки деревьев проглядывает солнце. Его не видно, но по светлой голубой дымке и желтому просвету среди сосен, понятно, что утро уже наступило. С первыми лучами солнца медвежата выползли из своей берлоги и начали резвиться на природе.

Вариант 2

Это одна из самых известных работ художника. В этой картине есть все – и буйство красок, и солнечное утро, и веселые медвежата.

На первом плане мы видим всю красоту леса. Особенно в это раннее утро, когда еще только-только поднимается дымка, и первые лучи солнца начинают проходить сквозь густые ветви. Тут на ствол большого обломленного дерева взбираются маленькие медвежата и начинают резвиться там, как дети. Дерево вырвано с корнем и уже поросло многолетним мхом. Значит, когда-то давно здесь свирепствовала буря. Зато сейчас здесь все спокойно. Медвежата играют в свои игры на этом бревне, а медведица следит за ними.

Двое медвежат заняты игрой, а третий что-то увидел там, вдалеке. Он – самый старший и самый смышленый. Стоя на задних лапках, помогает своей маме оберегать младших братьев. Возможно он увидел опасность в виде других диких зверей, а может быть это солнышко, встающее из-за темного леса. Но мать- медведица всегда на чеку, она сторожит своих детенышей. Поэтому говорит им, чтоб сильно не баловали, везде может быть скрытая опасность. Между тем, солнце всходит, медвежата веселятся и не слышат свою маму. Они еще маленькие и не знают, что такое опасность. Им главное побегать, поиграть, порезвиться.

Картина очень позитивна, в том плане, что художник отобразил на ней не только русскую природу, но и диких зверей, таких как медведей. А эти животные прекрасно сочетаются с нашей природой. Холст отображает непередаваемое ощущение красоты, свободы и чистоты.

Картина получилась живой и насыщенной, за счет восходящего солнышка, лесной гущи и веселящихся медвежат. Недаром эта картина является одной из самых известных работ художника. Она воплощает в себе всю силу и красоту русской природы.

Описание картины Шишкина Утро в сосновом лесу

Великий художник-пейзажист И. И. Шишкин написал картину “Утро в сосновом лесу” в 1889 году.

На переднем плане изображена лесная поляна, окружённая могучими высокими соснами. Одна из основных деталей картины – это упавшая сосна, вокруг которой развивается главное действие. Возможно, дерево упало после сильной бури.

С левой стороны полотна зритель видит часть поваленного дерева с огромными вырванными корнями. На ней резвятся два медвежонка под пристальным присмотром медведицы. С правой стороны изображена другая часть упавшей сосны, на которой стоит третий медвежонок на задних лапах.

Он смотрит вдаль тумана, откуда пробиваются солнечные лучи.

Игра медвежат вызывает только положительные эмоции. У зрителя создаётся впечатление, что перед ним безобидные зверята, а наступающее утро для них настоящий праздник. Одновременно ощущается мощь и сила природы благодаря настороженной медведице, которая готова защитить своих малышей в любую минуту. Высокие могучие сосны только подчёркивают величие природы.

Солнечный свет только начинает заглядывать в дремучий лес, освещая верхушки могучих сосен. Свет пробивается сквозь колонны высоких сосен. Утро пробудило лес и медвежат, которые выбрались из своего укромного жилища.

Художник показывает, что медвежата с медведицей возле упавшей сосны

являются основным композиционным акцентом картины. Они выступают главным светлым пятном полотна. Все другие детали картины выполнены в более тёмных и приглушённых тонах. Художник передаёт красоту раннего утра в сосновом лесу, выбрав светлые оттенки зелёного, голубого, жёлтого цветов.

Зритель видит, что ещё стоит туман. Когда смотришь на картину, то можно ощутить утреннюю прохладу. Солнце только начинает всходить за лесом.

Солнечный свет на заднем плане привлекает медвежонка. Своими золотистыми лучами солнце освещает проснувшихся медвежат с медведицей на лесной поляне.

Изображение столь реалистично и динамично, что зрителю кажется, что медвежата передвигаются, взбираются по дереву и вскоре начнут прыгать, играя друг с другом. Каждая деталь на картине передана с любовью.

Великому русскому художнику-пейзажисту И.И. Шишкину удаётся добиться этой удивительной реалистичности. Зритель словно сам присутствует в сосновом мрачном лесу, который оживает при первых лучах солнца.

2, 4, 5, 7 класс

Описание настроения картины Утро в сосновом лесу (бору)


Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Серова Портрет А.В. Касьянова 9 класс

    Как и все художники того времени, Серов любил путешествовать и любил любоваться красотами родного края. У художника необычайно выходило изображать портреты людей.

  • Сочинение по картине Дубовая роща Шишкина

    Изучая композицию полотна Шишкина Дубовая роща, перед моим взором встают многолетние, развесистые, могучие дубы. Мне нравиться первозданная их красота. По ним прогуливались многие люди

  • Сочинение по картине Врубеля Царевна лебедь 3 класс

    Почти все свои работы Михаил Александрович Врубель создавал по мотивам известного музыкального или литературного произведения. Вот и картина «Царевна-Лебедь» сюжетно связана со сказкой А. С. Пушкина о царе Салтане и оперой Римского-Корсакова.

  • Сочинение по картине Сирень в корзине Кончаловского 5 класс

    Многочисленные свои работы художник посвящал сирени, о которых свидетельствует многочисленные натюрморты. В центре картины изображена плетеная корзина, в которую помещен великолепный букет сирени.