Почему произведение судьба человека названо именно так. Сочинение на тему Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека
Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.
Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова.
Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера. Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».
Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом.
М.А. Шолохов называл произведение «Судьба человека», не указывая, что повествование будет о жизни конкретного человека, потерявшего на войне самое дорогое: жену, детей, но сохранившего главное – человеческое сердце. Так из рассказа о судьбе конкретного человека произведение превращается в повествование о судьбе всего человечества, когда каждый ответственен перед собой и другими за свою жизнь.
Название шолоховского рассказа многозначно: оно указывает на нравственную сущность Андрея Соколова: из обычного шофера, женившегося на Иринке, заимевшего троих детей, пережившего плен, когда «смерть мимо…прошла, только холодком от нее потянуло…» он становится человеком, усыновившим Ваню, и теперь Соколов боится за свою жизнь (вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…»), так как теперь он ответствен за маленького мальчика.
Мечта о родственной душе объединила две сиротские судьбы: прошедшего войну солдата и оставшегося сиротой мальчишку, и отныне, объединившись, вместе шагают они по жизни.
Таким образом, название шолоховского рассказа «Судьба человека» поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития.
Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.
Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова.
Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера. Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».
Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом.
М.А. Шолохов называл произведение «Судьба человека», не указывая, что повествование будет о жизни конкретного человека, потерявшего на войне самое дорогое: жену, детей, но сохранившего главное – человеческое сердце. Так из рассказа о судьбе конкретного человека произведение превращается в повествование о судьбе всего человечества, когда каждый ответственен перед собой и другими за свою жизнь.
Название шолоховского рассказа многозначно: оно указывает на нравственную сущность Андрея Соколова: из обычного шофера, женившегося на Иринке, заимевшего троих детей, пережившего плен, когда «смерть мимо…прошла, только холодком от нее потянуло…» он становится человеком, усыновившим Ваню, и теперь Соколов боится за свою жизнь (вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…»), так как теперь он ответствен за маленького мальчика.
Мечта о родственной душе объединила две сиротские судьбы: прошедшего войну солдата и оставшегося сиротой мальчишку, и отныне, объединившись, вместе шагают они по жизни.
Таким образом, название шолоховского рассказа «Судьба человека» поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития.
Как вы понимаете слово «судьба»? Приходилось ли вам задумываться о судьбе какого-то человека, о судьбе целого народа, о собственной судьбе?
Словари толкуют судьбу в разных значениях. Наиболее распространены следующие: 1. В философии, мифологии — непостижимая предопределенность событий и поступков. 2. В обыденном словоупотреблении: участь, доля, стечение обстоятельств, жизненный путь. Православие противопоставляет идее судьбы Божественный промысел, Божественное провидение, Божественную волю. С этой точки зрения вера в судьбу как в безличную силу исходит от суетности человека. Мне близко несколько эклектичное понимание судьбы как закономерной предопределенности свыше жизни отдельного индивида или целого народа. Я, к примеру, не особенно верю в справедливость афоризма «Человек — кузнец своего счастья» («Мы — кузнецы, и дух наш молод, куем мы к счастию ключи!»). Жизненные обстоятельства, определяемые судьбой, часто оказываются сильнее собственных усилий и планов. Если говорить о судьбе нашей великой и многострадальной России, то ее уделом на протяжении всей истории были тяжелые, опустошительные войны, внутренние катастрофы, кровопролития, неудачные, не достигающие целей реформы. И все это наряду с теми огромными талантами, которыми судьба даровала нашу землю и которые помогают выживать даже в самых сложных обстоятельствах. Нашей судьбой стал героизм нашего народа, помогающий выстоять и победить в самых суровых испытаниях.
Признавая судьбу как предопределение свыше, нельзя стоять на пессимистических позициях и покорно ожидать, когда все свершится без нашего участия. Нужно действовать, учиться, совершенствовать свое духовное развитие, профессиональное мастерство — и тогда судьба будет благосклонной.
В кратком словаре синонимов русского языка слову «судьба» даны такие синонимы: «доля», «удел», «жребий», «участь», «предопределение», «рок», «фатум». Смогли бы вы объяснить разницу между этими словами?
Слова «фатум», «рок» означают неизбежность исполнения предназначений судьбы, отсюда прилагательные «роковой», «фатальный» с некоей трагической коннотацией, т. е. окраской. Примерно с таким же оттенком употребляются синонимы «участь», «удел». «Жребий» может быть счастливым, он как бы выигрывается тем или иным человеком у высших сил, которые проявляют к нему благосклонность. «Предопределение» звучит торжественно, может быть как выражение благосклонности, так и суровости, проявляемых к человеку или целому народу Божественными силами. «Судьба» же в этом ряду представляет собой более широкое понятие. Можно сказать о счастливце баловень судьбы, можно определить неудачника как пасынка судьбы, можно эпитеты горькая и счастливая отнести к понятию «доля», но словосочетания завидный рок, великолепный фатум употреблять нельзя.
Как вы понимаете название рассказа «Судьба человека»? Почему не «Судьба Соколова»? Попробуйте доказать, что это, название, данное автором, самое удачное.
В смысл названия рассказа вложено и философское и конкретно-историческое понимание слова «судьба». В годы тяжелых испытаний для всего советского народа, в период Великой Отечественной войны, это была судьба не одного человека Андрея Соколова, но и множества его современников, прошедших тяжелейшие страдания: фронт, муки фашистского плена, потерю близких, погибших на передовой и в тылу, людей, не сломленных духовно и физически, пытавшихся и с успехом бороться за победу, и сохранять свое человеческое достоинство, чтобы быть полезным «на всю оставшуюся жизнь». Таков Андрей Соколов, прошедший какие только можно испытания, с честью вышедший из них и после окончания войны, оставшись одиноким на всей земле, стремящийся поддержать только что начавшуюся жизнь сироты Вани.
С другой стороны, в рассказе перед нами предстает трагическая в самом высоком смысле этого слова судьба человека, вышедшая за рамки времени создания произведения. Несмотря на потерю всего, слабое здоровье, тяжелые воспоминания и предчувствия, Андрей Соколов выступает как хранитель и защитник сложившихся в течение тысячелетий общечеловеческих духовных святынь, всем своим опытом, всей своей трагической судьбой утверждающий их незыблемость. Пройти через трагические события жизни и сохранить ее высокий нравственный смысл — вот судьба настоящего человека.
Составьте план рассказа и выделите в нем тот пункт, который указывает на кульминацию.
1. Встреча рассказчика с Андреем Соколовым и Ваней. Начало повествования.
2. Довоенная жизнь героя.
3. Прощание с семьей.
4. Пленение.
5. В церкви.
7. Противостояние Соколова и Мюллера.
8. Подвиг и освобождение.
9. Известие о гибели семьи.
10. Вести о сыне. Гибель сына.
11. Встреча с Ванюшкой.
12. Окончание рассказа. Прощание с рассказчиком.
Кульминационные моменты связаны с утверждением в драматических ситуациях нравственного превосходства героя, простого человека, над своими противниками. Несомненно, в этом отношении показателен поединок его с Мюллером, предлагающим выпить перед смертью за победу немецкого оружия. Он не только принудил Мюллера отступить перед человеческим достоинством русского солдата, признать его, но и пробудить своим гордым поведением хоть на миг в том же Мюллере и в других сидящих за столом что-то человеческое: «рассмеялись», «поглядывают вроде помягче». Кульминацией жизни в плену можно считать и захват немецкого майора и освобождение. Однако трагические события, и в этом особенности этого шолоховского произведения, не завершаются, а даже нарастают: он теряет семью, затем вроде бы обретает сына и хоронит его в самый день победы. Может, здесь и есть кульминация, верх всех несчастий, которые послала судьба человеку? «И если в столкновениях с гитлеровцами Андрей сохранил свое человеческое достоинство, свою сопротивляемость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаружил нерастраченную чуткость, невытравленную потребность дарить тепло и заботу другим». Таким образом, события личной трагедии, полное одиночество подготовили в качестве развязки сюжета встречу с маленьким Ваней, жизнь вдвоем с которым станет началом новой жизни и новой судьбы Андрея Соколова.
Подготовьте рассказ о судьбе Андрея Соколова.
В качестве ответа на этот вопрос можно пойти путем пересказа содержания очерка по предлагаемому плану. Можно предложить свое видение внешности героя, основных эпизодов рассказа, характеристики Андрея Соколова.
Покажите, чем вызвано активное включение в рассказ разговорной речи.
Перед нами судьба человека из народа, уроженца Воронежской области, простого рабочего человека, плоть от плоти человека Русской земли, любящего родину, свой народ. Он эмоционален, а эмоциональность обусловливает использование разговорной народной речи, обращение к крупицам народной мудрости, фольклору.
Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.
Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова.
Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера. Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».
Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом.
М.А. Шолохов называл произведение «Судьба человека», не указывая, что повествование будет о жизни конкретного человека, потерявшего на войне самое дорогое: жену, детей, но сохранившего главное – человеческое сердце. Так из рассказа о судьбе конкретного человека произведение превращается в повествование о судьбе всего человечества, когда каждый ответственен перед собой и другими за свою жизнь.
Название шолоховского рассказа многозначно: оно указывает на нравственную сущность Андрея Соколова: из обычного шофера, женившегося на Иринке, заимевшего троих детей, пережившего плен, когда «смерть мимо…прошла, только холодком от нее потянуло…» он становится человеком, усыновившим Ваню, и теперь Соколов боится за свою жизнь (вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…»), так как теперь он ответствен за маленького мальчика.
Мечта о родственной душе объединила две сиротские судьбы: прошедшего войну солдата и оставшегося сиротой мальчишку, и отныне, объединившись, вместе шагают они по жизни.
Таким образом, название шолоховского рассказа «Судьба человека» поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития
Рассказ М. А. Шолохова "Судьба
человека".
Особым произведением, поднявшим проблему
психологии личности во время войны на новую
высоту, является знаменитый рассказ М.А.Шолохова
"Судьба человека".
Перед читателем предстает не просто
история жизни солдата, а судьба человека,
воплотившего в себе типические черты
национального русского характера.
Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему
был счастлив. И вдруг война... Соколов ушел
на фронт защищать Родину. Как и тысячи
других, таких же как он, война столкнула
Андрея с неотвратимыми и неизбежными
ужасами. Она оторвала его от родного дома,
от семьи, от труда. И вся жизнь А.Соколова
как бы опрокинулась: на него обрушилось
чудовище военных злодеяний, жизнь вдруг ни
за что начала бить и хлестать его изо всех
сил. За что же этот человек так наказан?
Страдания Соколова - это не эпизод,
связанный с частной судьбой человека.
Русскому человеку были навязаны ужасы
второй мировой войны, и ценой громадных
жертв и личных утрат, трагических
потрясений и лишений он отстоял свою Родину.
В этом и заключается смысл рассказа "Судьба
человека".
Подвиг человека предстал в рассказе
Шолохова в основном не на поле боя и не на
трудовом фронте, а в условиях фашистского
плена, за колючей проволокой концлагеря. В
духовном единоборстве с фашизмом
раскрывается характер Андрея Соколова, его
мужество.
Вдали от Родины Андрей Солоков пережил все
тяготы войны, бесчеловечные издевательства
фашистского плена. И не раз смерть смотрела
ему в глаза, но он каждый раз находил в себе
титаническое мужество и до конца оставался
человеком.
Но не только в столкновении с врагом видит
Шолохов проявление героического в натуре
человека. Не менее серьезным испытанием
становятся для героя его утраты, страшное
горе солдата, лишенного близких и крова, его
одиночество. Ведь Андрей
Соколов из войны вышел победителем, вернул
миру мир, а сам в войне потерял все, что имел
в жизни “для себя”: семью, любовь, счастье.
Безжалостная и бессердечная судьба не
оставила солдату даже пристанища на земле.
На месте, где стоял его домик, им же самим
построенный, темнела воронка от немецкой
авиабомбы.
История не может предъявить Андрею
Соколову счета. Он выполнил перед нею все
человеческие обязательства. Но вот она
перед ним за его личную жизнь - в долгу, и
Соколов осознает это. Он говорит своему
случайному собеседнику: “Иной раз не спишь
ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и
думаешь: "За что же ты, жизнь, меня так
покалечила?" Нету мне ответа ни в темноте,
ни при ясном солнышке... Нету и не дождусь!".
Андрей Соколов, после всего того, что он
пережил, казалось бы, мог назвать жизнь
чумою. Но он не ропщет на мир, не замыкается
в своем горе, а идет к людям. Оставшись один
на белом свете, этот человек всю
сохранившуюся в сердце теплоту отдал
сиротке Ванюше, заменив ему отца
.
Он усыновил сиротскую душу и именно потому
сам стал понемногу возвращаться к жизни.
Всей логикой своего рассказа М.А. Шолохов
доказал, что его герой ни в коей мере не
сломлен и не может быть сломлен жизнью.
Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он
сохранил самое главное - свое человеческое
и гражданское достоинство, свою любовь к
жизни, человечность, помогающие жить,
бороться, трудиться.
Андрею Соколову органически присуще "Золотое
правило" нравственности: не делай больно
другому. Он добр, доверчив к людям, по-настоящему
любит свой дом, жену, детей, заботлив,
предупредителен с товарищами, внимателен к
человеку, попавшему в беду, справедлив и ни
при каких обстоятельствах не теряет
высокого человеческого достоинства,
совести, чести. Нравственные связи с людьми
у него так крепки, что даже тяжелейшие
перипетии войны не смогли их оборвать.
И еще на одну интересную черту обращает
наше внимание писатель. Его герой прежде
всего думает о собственных обязанностях
перед близкими, товарищами, Родиной,
народом, человечеством. Это -не личностная,
не эгоистическая, а народная мораль. Бот
почему судьба Соколова - судьба
человеческая, судьба народная.