Противопоставление двух героев. Что такое антитеза в литературе? Антитеза как средство выразительности

Толстой в этом романе показал и сравнил два самых важных чувства присущие человеку. Любовь и ненависть. Любовь испытывал Левин ко всем людям и проблемам окружавшим его в день свадьбы, и чувство ненависти Карениной в момент предсмертных переживаний. Противопоставляя этих двух героев можно обширней и более конкретней увидеть одну из основных целей романа, смыслом которого является сравнение двух видов любви. Одна любовь была у потерянной дамы с высокими нравственными понятиями и красивой внешностью - Анна Каренина, вторая любовь - в духовно возрождающемся барине, с его упрямым подходом во всем разобраться и желанием жизненного счастья.

Любовь Анны Карениной была с самого начала обречена. Во-первых, она изменяла мужу и предала всю свою семью. Во-вторых, вся её любовь, несмотря на сильную страсть и неудержимое влечение, основывалась только на плотской потребности и эгоизме. Анна хотела острых переживаний, романтики, страстей, беззаботности. За весь роман Толстого, Анна ни разу не давала понятия о любви, и не объясняла переживаний этого чувства. Все те доводы, которые она придумывала, чтобы очернить отношение своего мужа к ней не имели никакого основания, она это делала только потому, что хотела как-то себя оправдать в своих же глазах. После того как она поняла, что ей не уделяется то внимание, о котором она так мечтала в отношениях с любовником, ее мнительная натура опять начала придумывать себе оправдания, обвиняя любовника в преступлениях которых он не совершал. Именно потому, что это была не настоящая, не чистая любовь, а точнее не любовь, а обычная эгоистичная похоть, из-за которой была разрушена вся ее жизнь, она испытывала отвращение и ненависть. А ненависть, конечно же, повлекла за собой месть. Местью была смерть. Это единственный способ уйти от себя, убежать от проблем и позора. И одновременно это месть за пренебрежение ее любовью.

Совершенно другую картину мы видим в отношениях Левина.

Вспомним тот вечер, когда Левин во второй раз признался в любви Кити, и она ответила ему взаимностью. Его наполняло чувство восторга и счастья - это была любовь. В тот вечер, чтобы как-то провести время до следующего дня, он поехал с братом на заседание. На заседании все спорили об отчислении каких-то сумм и о проведении каких-то труб, они очень оживленно друг другу язвили.

Левин слушал их и ясно видел, что они все не сердились, а что они все были такие добрые, славные люди, и так все это хорошо, мило шло между ними. Замечательно было для Левина то, что они все для него нынче были видны насквозь, и по маленьким, прежде не заметным, признакам, он узнавал душу каждого и ясно видел, что они все были добрые. В особенности его, Левина, они все чрезвычайно любили нынче. Это видно было по тому, как они говорили с ним, как ласково, любовно смотрели на него даже все незнакомые.

Человек, к которому он раньше испытывал какое-то недовольство, теперь же казался ему умным и добрым, позвал его пить чай. И Левин даже не мог вспомнить того, что его раздражало в нем, и пробыл у него в гостях до 2 часов ночи. По возвращении в гостиницу герой увидел лакея, которого раньше даже не замечал, и он тоже оказался очень умным и хорошим, а главное, добрым человеком.

Он почти ничего не ел, не мог спать. Хоть в комнате было свежо, но его душила жара. «Всю ночь и утро Левин жил совершенно бессознательно и чувствовал себя совершенно изъятым из условий материальной жизни. Он чувствовал себя совершенно независимым от тела: он двигался без усилий мышц и чувствовал, что все может сделать. Он был уверен, что полетел бы вверх или сдвинул бы угол дома, если б это понадобилось. И что он видел тогда, того после уже он никогда не видал. В особенности дети, шедшие в школу, голуби сизые, слетевшие с крыши на тротуар, и сайки, посыпанные мукой, которые выставила невидимая рука, тронули его. Эти сайки, голуби и два мальчика были неземные существа. Все это вместе было так необычайно хорошо, что Левин засмеялся и заплакал от радости».

Это было не земное чувство, чувство любви. Эта любовь выражалась во всем, она наполняла его изнутри и освещала все вокруг. Эти отношения действительно были правильно построены. Левин не ставил будущей жене рамки рабыни. Он не хотел жениться только из-за ублажения своих природных желаний. Прежде всего он хотел семью по взаимной любви, без любви он не видел в ней смысла. Также он строил свои отношения на полной открытости и доверии. И даже несмотря на то, что он был неверующим человеком, он согласился говеть и ходить на Богослужения. В принципе, он хотел того же человеческого счастья, что и Каренина, но все то, что Левин делал для этой любви, указывает на самопожертвование. В то время как Каренина вовсе не жертвовала собой, ради ее мнимой любви. Она жертвовала своей семьей, своим мужем, своим сыном, но не собой. Она жертвовала всем тем, что было построено совместными усилиями ее семьи, то есть она разрушала все то, что любовь должна строить.

Именно потому, что любовь Левина была чиста, она имела будущее, она имела дальнейшее развитие.

«Левин был женат третий месяц. Он был счастлив, но совсем не так, как ожидал. На каждом шагу он находил разочарование в прежних мечтах и новое неожиданное очарование. Левин был счастлив, но, вступив в семейную жизнь, он на каждом шагу видел, что это было совсем не то, что он воображал. На каждом шагу он испытывал то, что испытал бы человек, любовавшийся плавным, счастливым ходом лодочки по озеру, после того как он бы сам сел в эту лодочку. Он видел, что мало того, чтобы сидеть ровно, не качаясь, - надо еще соображаться, ни на минуту не забывая, куда плыть, что под ногами вода и надо грести, и что непривычным рукам больно, что только смотреть на это легко, а что делать это хотя и очень радостно, но очень трудно».

В этом отрывке писатель романа, показывает нам, что у любви, даже с правильным началом, есть большие трудности, которые надо преодолевать огромным усилием. Левин как и все мужчины, представлял себе невольно семейную жизнь только как наслаждение любви, которой ничто не должно препятствовать и от которой не должны были отвлекать мелкие заботы. Ревность, вероятная измена, охлаждение чувств второй половинки, любовь к другому человеку - все угнетающие чувства которые испытывала Каренина к Вронскому, испытывал и Левин к своей жене. И несмотря на все сомнения и разочарования, Левин все понимал и шел дальше, стремясь преодолеть все трудности.

После исследования любви в жизни Левина, нам остается только один важный момент в его жизни - «верить или не верить?» - этот вопрос встал перед ним после всех пережитых трудностей: отказ Кити, взаимная любовь Кити, семейные конфликты, смерть брата, рождение ребенка. Это все в его жизни прошло не бесследно, а именно помогло ему как-то обосноваться и укрепиться на ногах в этом мире. Именно такие тяжелые повороты в его судьбе, выводят его к вере и нужде к Богу. И он, как будто поднимая все размышления из глубин своей души, раздумывает над этим необходимо важным вопросом - верить или не верить?

1. Противопоставление столичного и сельского образа жизни.
2. Онегин и Ленский.
3. Противопоставление Татьяны и Ольги.
4. Татьяна — неопытная деревенской барышня и светская дама.

Легко заметить, что одним из основных принципов, которыми руководствовался А. С. Пушкин при написании своего романа в стихах «Евгений Онегин», является противопоставление. Это и противопоставление характеров героев, и противопоставление двух образов жизни — городского и сельского, столичного шума и тихого уединения. Вот как жил отец Евгения Онегина:

Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

А дядя Онегина в это время вел в своем поместье размеренную и однообразную жизнь:

...Деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

...Онегин шкафы отворил:

В одном нашел тетрадь прихода,

В другом наливок целый строй...

Пушкин показывает огромное различие интересов городского денди и сельских помещиков. Конечно, Онегин имеет довольно поверхностное образование, однако он прочитал много книг, может поговорить об экономике, высказать свое мнение об античной поэзии и даже процитировать несколько строф на латинском. А сельские помещики ведут простые беседы «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне».

Нужно заметить, что Онегин сам подчеркнуто противопоставляет себя обществу своих деревенских соседей: стоит ему услышать, как кто-то из них едет к нему в гости, как он садится на коня и уезжает из дома.

Владимир Ленский, молодой помещик, который приехал в свое имение примерно в одно время с Онегиным, конечно, человек совершенно иного склада и круга интересов, нежели остальные деревенские жители. Он человек образованный (Пушкин упоминает о том, что Ленский учился в знаменитом Геттингенском университете в Германии), увлекается философией и поэзией. Поэтому-то Онегин и Ленский, несмотря на большое несходство характеров, и подружились. Им было о чем поговорить. Но, если присмотреться повнимательнее, Онегин и Ленский являлись антиподами в большей степени, чем Онегин и какой-нибудь «деревенский старожил» вроде его покойного дядюшки:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Онегин — личность, пресыщенная удовольствиями, равно зевающая «средь модных и старинных зал». Он еще способен оценить по достоинству искренность и силу чувств Татьяны, но разделить их он не хочет и не может, так как его душа утратила непосредственность и веру в счастье.

А Ленский, в отличие от Онегина, искренне верит в любовь и дружбу. Он еще очень молод; годы, проведенные в Германии, он посвятил учебе и мало обращал внимания на действительность. Он лелеет возвышенные мечты, а с непостоянством и подлостью людей он еще не сталкивался:

От хладного разврата света

Еще увянуть не успев,

Его душа была согрета

Приветом друга, лаской дев.

И если Онегин запер свое сердце для чувств, то Ленский был влюблен, «как в наши лета уже не любят». Конечно, Ольга очень мила — очарованием юности, живостью, непосредственностью, однако Ленский не замечает особенностей характера своей невесты. Он видит в ней идеал, который и воспевает. Можно сказать, что он придумал некий образ и отождествил его с Ольгой, которую знает с детства. Точно так же и Татьяна переносит черты героев романов на Онегина, который, несмотря на свою холодность и безразличие, все же заметил, что «в чертах у Ольги жизни нет», говоря Ленскому, что на его месте выбрал бы другую сестру. Таким образом, Онегин (и Пушкин, разумеется) противопоставляет двух сестер.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела...

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные.

Очаровательный кукольный портрет, однако не ищите в нем глубины и постоянства! А какой рисует Пушкин Татьяну, свою любимую героиню? Она ничуть не похожа на свою сестру: задумчивая, молчаливая, мечтательная, она с детства любит уединение:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Несходство сестер проявляется и в том, как они относятся к любви. Ольга, веселая резвушка, может спокойно Пококетничать с другим в присутствии своего жениха. Да и когда злополучный Ленский погибает на дуэли с Онегиным, Ольга быстро находит утешение и выходит замуж за улана. Вряд ли она долго вспоминала свою первую любовь.

Отношение Татьяны к внезапно вспыхнувшему чувству к Онегину совсем другое. Героиня не только воспринимает чувство к Онегину всерьез, она искренне полагает, что это судьба, что это на всю жизнь. Именно в этом отношении к любви и коренится объяснение того, что девушка решилась сама написать письмо молодому человеку и признаться в своем чувстве, хотя в те времена это считалось смелым проступком. И даже когда Онегин отвергает любовь Татьяны, девушка продолжает его любить. Когда она становится княгиней, светской дамой, она все равно не забывает свою первую и единственную любовь.

Но если в глубине души Татьяна остается прежней, то ее манеры на столько меняются, что Онегин едва узнает в княгине ту сельскую девчонку, которая когда-то призналась ему в любви. Онегин говорил ей: «...учитесь властвовать собою». Что ж, эту науку она хорошо усвоила! Раньше смятение Татьяны мог бы заметить каждый (если бы только внимание гостей на ее именинах не было отвлечено жирным пирогом). Теперь никто не прочтет на лице девушки того, что происходит в ее душе. Возможно, встреча с Онегиным на светском рауте и всколыхнула в Татьяне воспоминания о прежней жизни и наивных девичьих мечтах, но она ничем не выдала своих переживаний:

Онегин и Татьяна меняются ролями. Когда-то он был равнодушен к девушке, теперь он ищет ее внимания. Когда-то она в самозабвении чувств написала Онегину письмо с признанием в любви, теперь он пишет ей. А Татьяна холодна и невозмутима. Она может говорить с Онегиным, может не замечать его. Татьяна ничем не выделяет его среди прочих гостей, посещающих ее дом или те дома, где бывает она. В тех строфах, где Пушкин повествует о новом облике Татьяны, он постоянно напоминает о том, какой она была, сравнивает, противопоставляет светскую даму прежней наивной барышне, помешанной на чтении сентиментальных любовных романов. Но в конце произведения становится ясно, что противопоставление Татьяны нынешней и прежней чисто внешнее, условное. В глубине души она сожалеет о простой сельской жизни и любит Онегина несмотря ни на что. «Но я другому отдана и буду век ему верна», — отвечает она на любовное признание Онегина. Татьяна остается верной не только своему мужу, но и себе самой.

Антитеза — это резкое риторическое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой внутренним смыслом или общим устройством. в литературе? Многочисленные примеры, где сопоставляются противоположные или резко контрастные понятия и образы, чтобы усилить впечатление, объясняют это. При этом чем сильней контраст, тем ярче антитеза.

А.С. Пушкин применял такие сопоставления, как «стихи - проза», «волна - камень», «лед - пламень». У Н.А. Некрасова и С.А. Есенина они превращаются в оксюмороны: «убогая роскошь», «грустная радость».

Роль антитезы проявляется в точном соподчинении, например: «Нагнал пурги, пока писал про лето»; «Шел разговор начистоту, но все мутили».

Но это необязательно должно выполняться, например: «Ладно запели, да не вытянули», «Красиво похвала звучит, да горчит». Здесь отдельные понятия запели и не вытянули , звучит и горчит не находятся в логическом соподчинении противоположностей типа вода и пламя или свет и тьма , но понятия берутся с определенной спецификацией, хотя и нет точности и логической ясности, как это часто встречается в пословицах.

Как сделать антитезу выразительной?

Усиление выразительности достигается следующими способами:

    Контраст может быть смысловым: «Все переврав, доехали до сути». Противопоставляются как слова, так и конструкции.

    Антитетические понятия (содержащие противопоставление) могут в совокупности выражать что-то общее, например антитеза в литературе, видно по герою Державина, где он называет себя одновременно царем и рабом, изображает контрастного по

    Антитетический образ часто играет вспомогательную роль у противопоставляемого, который является главным. Выражаемый предмет характеризуется только одним членом антитезы, где второй имеет чисто служебную функцию: «Для идеальных форм не нужно содержания».

    Сопоставление может выражать выбор альтернативных решений: «"Делиться или нет?" - подумал калькулятор».

    Можно использовать фонетическое подобие, например «научит - наскучит».

Антитеза может содержать не два, а больше контрастирующих образа, т.е. быть многочленной.

Антитеза: примеры из литературы

Противопоставления в произведениях используются в названиях, характеристиках персонажей, в изображения и проблематике. Что такое антитеза в литературе? Общее определение не полностью раскрывает ее смысл. Она становится понятней и многогранней при анализе известных произведений.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»

Заглавие произведения насыщено в смысловом отношении, несмотря на то, что применяется простая антитеза. Мир представлен как антитеза войне. В черновиках автор пытается варьировать это слово, пытаясь найти лучшее решение.

В произведении Толстой создает два полюса: добра и зла или мира и вражды. Автор резко противопоставляет персонажи друг другу, где одни являются носителями жизни, а другие — разлада. Во всем романе постоянно появляются сопоставления "неправильное - правильное", "стихийное - разумное", "естественное - показное". Все это проявляется через образы, например Наташи и Элен, Наполеона и Кутузова. Антитеза «ложное - истинное» проявляется в нелепой ситуации дуэли, в которую попал Пьер Безухов.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Методы Достоевского совершенно другие, поскольку у него несколько иные взгляды на человека. Его герои сочетают в себе добро и зло, сострадание и эгоизм. Внутренний суд совести над Раскольниковым является самым большим наказанием за преступление. У героев Достоевского идет спор не личностей, а их идей, приводящий к нравственной трагедии. До преступления Раскольников был а после автор дает ему характеристику убийцы.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Сдвиг в общественном сознании в середине 19-го века нашел отражение в романе «Отцы и дети», в котором главный герой противопоставлен всем окружающим. Здесь главным выступает конфликт поколений, причиной которого является привязанность. Противоречия с друзьями вызваны различиями убеждений и бескомпромиссностью. Отстоять свои идеалы и одержать победу над противником становится самоцелью героев.

Некоторые из них выглядят смешными из-за их ограниченности. Пытаясь ее преодолеть, они стараются реализовать новые идеи, чтобы самоутвердиться. Тургенев применяет прием антитезы как При этом лучше раскрываются живые образы, их отношения, и развивается сюжет.

Таким образом, становится ясно, что такое антитеза в литературе. Произведения классиков наглядно демонстрируют этот

Заключение

Для сопоставления контрастных или противоположных понятий, с целью усиления впечатления служит антитеза. Примеры из литературы свидетельствуют о том, что она может быть главным принципом построения как отдельных частей, так и целого произведения.

Роман Гончарова «Обломов» был написан в переломный для российского общества период, когда на смену старым феодальным, истинно русским устоям приходили новые, буржуазные, европейские ценности. На момент создания произведения социум делился на два лагеря – тех, кто придерживался старых, частично архаичных устоев и сторонников обновлений. Концепция этого внутриобщественного противостояния легла в основу противопоставления Обломова и Штольца в романе. На примере двух ярких, выделяющихся, но, тем не менее, типичных героев Гончаров пытается проанализировать, как по причине разного воспитания и образования выходцы из одного социального строя, развивавшиеся в одну эпоху и в схожих условиях, стали абсолютно непохожими, антитетичными личностями.

Различия в воспитании Обломова и Штольца

Воспитание Обломова

Антитеза в «Обломове» при описании становления образов Обломова и Штольца прослеживается, прежде всего, в их различном, кардинально противоположном воспитании. Мечательность, лень и нежелание трудиться Ильи Ильича были переняты им от родителей и близких родственников – жителей Обломовки. Родное поместье героя было средоточием умиротворения и спокойствия, где любая работа воспринималась как сущее наказание, а исчисление времени производилось не по часам и минутам, а по обрядам – от рождения к похоронам, от свадьбы к крестинам. Особое влияние на маленького Илью оказали рассказы няни о сказочных богатырях и мифических героях. Впечатлительный, фантазирующий Обломов уже с дества мечтал о том, чтобы оказаться подальше от реальности, спрятавшись во влекущем мире сказок, где он сам может быть великим победителем. Мечтательность и эскапизм Ильи Ильича, проявившиеся еще в раннем возрасте, в юношеские и зрелые годы только развивались и усиливались – этому способствовал интровертный характер персонажа, неудача на службе и отсутствие приспособленности к реальному, быстроменяющемуся и требующему постоянной активности миру.

Воспитание Штольца

Среда, в которой рос Штольц, существенно отличалась от атмосферы Обломовки. Прежде всего, потому, что отец его был немецким бюргером, с ранних лет прививавшим сыну любовь к труду и активной деятельности, необходимость всегда быть на шаг впереди других и самостоятельно прокладывать себе путь в будущее. Мать Андрея Ивановича, русская дворянка, напротив, видела в сыне не работящего буржуа, а яркую светскую фигуру, прививая ему любовь к книгам, искусствам и светскому общению. Становлению экстравертной, открытой миру натуре Штольца так же способствовали постоянные визиты гостей и шумные компании в поместье его родителей (тогда как в Обломовке не было принято весело проводить время и часто зазывать гостей).

В романе Гончарова Обломовка, как место средоточия старых, законсервированных, архаичных русских традиций противопоставляется поместью Штольцев – источнику нового, проевропейского вектора развития личности. Эти две семьи – типичные прообразы российских семей начала 19 века, часть которых продолжала жить по старым устоям, калеча домостроевским воспитанием дальнейшую жизнь детей, а другая часть – стремилась за обновленными идеями и ценностями, но пока не понимала, как воспитать действительно гармоничную личность нового времени.

Такое разное чувство любви

Прием антитезы в романе Гончарова «Обломов» прослеживается также при раскрытии в произведении темы любви на примере обоих персонажей. В жизни Обломова было две любви. Первая – стихийная, всеохватывающая, способная изменить личность человека, но быстротечная любовь к Ольге Ильиной, и вторая – тихая, спокойная, рождающаяся на чувстве уважения и благодарности, любовь к Агафье Пшеницыной. Причиной того, что отношения Ильи Ильича и Ольги практически с самого начала были обречены на расставание, являлись иллюзии влюбленных относительно друг друга – каждый из них идеализировал друг друга, стараясь не замечать отрицательные и «неудобные» черты, обращая внимание только на, что их привлекло вначале. Возможно, сильное чувство и могло бы изменить апатичный характер Обломова, но любовь настигла его уже на том этапе жизни, когда он был полностью сформировавшейся личностью, которая не хочет меняться даже ради очень важного человека. Илье Ильичу нужна была женщина, которая примет и полюби его таким, каким он есть, – именно такой и была добрая тихая Агафья, разделяющая домостроевские взгляды мужа на быт и семью.

Абсолютно другие чувства связывали Ольгу и Штольца – между ними не было ни того страстного пламени, которое вспыхнуло и погасло между Ольгой и Обломовым, ни того спокойно принятия друг друга, которое было между Обломовым и Агафьей. Любовь Ольги и Андрея Ивановича основывались на крепкой дружбе и взаимоуважении друг друга как личности. Однако чувственными их отношения назвать достаточно трудно: спустя всего несколько лет совместной жизни женщина начинает скучать, не реализовав себя в социуме и погрязнув в постоянной заботе о родном поместье и семье, а Штольц начинает чувствовать, что не может расслабиться и должен постоянно развиваться, чтобы соответствовать высоким запросам своей жены. Они так и не находят того спокойствия, которое хотел обрести после женитьбы Андрей Иванович.

Заключение

Штольц и Обломов – фигуры противопоставляемые автором как рациональное, активное, новое начало и мечтательное, пассивное, всеми силами держащееся за устаревшие ценности. Однако их антитетичность проявляется только внешне, на самом деле они гармонично дополняют друг друга – без непрерывной помощи Андрея Ивановича Обломов давно потерял бы родное поместье и оказался на улице, а без душевной, теплой поддержки Ильи Ильича Штольц полностью бы закрылся от пугающего и непонятного ему мира чувств и внутренних переживаний.

Смысл противопоставления Обломова и Штольца состоит в том, чтобы показать, что человек не может быть счастливым и гармоничным, развивая в себе только одну сторону своей личности. Важно уметь уверенно идти в будущее, не забывая о ценностях и опыте прошлого.

Данное подробное противопоставление противопоставления двух главных героев романа Гончарова поможет учащимся 10 классов во время написания сочинения на тему «Смысл противопоставления Обломова и Штольца».

Тест по произведению

Волшебная сказка знает два основных типа героев: Ивана-царевича - героя волшебно-героических сюжетов («Три царства», «Кащей Бессмертный», «Молодильные яблоки» и др.) и Ивана-дурака - героя сказок «Сивка-Бурка», «Волшебное кольцо», «Чудесные дары», «Конек-горбунок» и др. Существование различных типов героев находит свою историческую и эстетическую обусловленность, последняя определяется стремлением всесторонне раскрыть общенародный идеал. Цель героя в разных сюжетах различна: возвратить людям свет, который проглотил змей, избавить от

чудовища мать и найти братьев, вернуть зрение и здоровье старика, обращает царицу в белую утку, а потом пытается погубить и ее детей.

Раскрывая образы своих героев, сказка передает народные представления о людях, их взаимоотношениях, утверждает доброту и верность. Образ героя раскрывается в сложной системе сюжетных противопоставлений. Антитеза

Это художественный прием, с помощью которого центральный образ получает углубленную характеристику. Противопоставление героя его противнику (вредителю) имеет особенное значение, так как взаимоотношения этих персонажей являются выражением различных жизненных принципов и таким образом становятся средством раскрытия идейного содержания сказок.

Основным типам героев - активному

(Иван-царевич) и пассивному

(Иван-дурак, падчерица) - соответствуют и типы противников. Условно их можно разделить па две группы: чудовищных противников «иного» царства-змей, Кащей, баба-яга и другие и противников «своего» царства - царь, царевна, братья и пр.

Чудовищные противники

Персонажи героических сюжетов. Народная фантазия рисует их фантастическими чудовищами. Намеренно изображая героев внешне обычными людьми -добрым молодцем, красной девицей, сказка прибегает к гиперболе при описании врагов: девятиглавый змей, мужичок с ноготок - борода с локоток. Все они агрессивны, несут людям гибель и разрушение: похищают женщин, детей, сжигают царства. Но чем чудовищней противник, тем большей решимостью и мужеством должен обладать герой.

Антагонистические отношения героя и его противника составляют сюжетную основу всех волшебных сказок. Но при общем сходстве сюжетной фабулы ни одна сказка тем не менее не повторяет другую. Это различие кроется, в частности, в сюжетном многообразии, которое во многом обусловлено многочисленностью образов противников. Каждому из них присуща

конкретная традиционная функция в сюжете, отсюда различия в облике, атрибутах, свойствах, порождающих особые формы борьбы с ними. Число противников героя еще более увеличится, если принять во внимание, что за одним именем могут скрываться различные персонажи.

Таким образом, помимо основных действующих лиц - героя и его противника - в сказке немало и других персонажей, каждому из которых присуще свое назначение в сюжетном действии; среди них особенно многочисленна группа персонажей, дарящих чудесных помощников, и самих чудесных помощников. Это персонажи только волшебной сказки.

В волшебных сказках домашние и дикие животные всегда стоят на стороне героя: конь помогает победить змея, корова Буренушка выполняет за падчерицу трудную работу, кошка и. собака возвращают похищенное царевной кольцо, медведь, волк, заяц помогают царевичу достать смерть Кащея или разделаться с колдуном - любовником сестры.

Издавна, желая избавить себя от болезней и случайных опасностей, стремясь обеспечить удачу во всех делах, народное воображение наделяло магической функцией хлеб, воду, огонь, а также множество самых разнообразных предметов: огниво, полотенце, иголку, зеркало, кольцо, нож и др. Эта вера находит подтверждение в многочисленных обрядах и обычаях, она своеобразно отразилась и в сказке о чудодейственных свойствах отдельных предметов, с помощью которых герой выполняет трудные поручения, избегает опасности. Чудесные предметы в сказке - это, как правило, внешне обычные бытовые предметы - гребень, щетка, полотенце. Чудесные свойства заключены в их действии: скатерть кормит всех голодных, полотенце расстилается рекой, гребень превращается в непроходимый лес.


Истоки романтизма
Формирование европейского романтизма обычно относят к концу XVIII -первой четверти XIX века. Отсюда ведут его родословную. В таком подходе есть своя правомерность. В это вре­мя романтическое искусство наиболее полно выявляет свою сущ­ность, формируется как литературное направление. Однако писатели романтического мировосприятия, т.е. так...

«Ворона и курица»
Басня, как известно, не принадлежит к жанрам, в которых решаются большие исторические проблемы. Басни Крылова - удивительное исключение. Ибо не будет преувеличением сказать, что, пожалуй, никто из русских писателей того времени не подошел к пониманию подлинно народного характера Отечественной войны так близко, никто не выразил именно на...

Актеры и театр в Испании в XVII столетии
Испанцы любили театр до страсти. Один иностранец, посетивший Испанию в середине XVII века, писал: «Народ так увлекается этим развлечением, что получить место (в зрительном зале.- С. Л.) очень трудно. Лучшие места заказываются заранее. даже в Париже, где нет ежедневных спектаклей, не наблюдается такого желания ходить в театр». Другой пу...