Самые жуткие достопримечательности мира(17 фото). Индия и Индонезия

Публикации раздела Музеи

Семь необыкновенных экспонатов Кунсткамеры

П етербургская Кунсткамера (сегодня Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН) основана в 1714 году. Петр Великий создал ее как собрание диковин и научных курьезов, а его наследники продолжили пополнять коллекцию. «Культура.РФ» рассказывает о семи удивительных экспонатах из собрания Кунсткамеры.

Кунсткамера, Санкт-Петербург. Фотография: Лиляна Виноградова / фотобанк «Лори»

Один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Препарат со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Его анатомические препараты, которые он создавал по собственным методам, славились на всю Европу. В юности Петр Великий, побывав в Голландии с Великим посольством, посетил его «кабинет» в числе прочих достопримечательностей Амстердама - и пришел в восторг.

Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою сильно выросшую коллекцию, Петр приобрел несколько тысяч экспонатов за 30 тысяч золотых гульденов. Эти предметы (и другие купленные в тот же период коллекции) стали основой собрания Кунсткамеры.

Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса - 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей - Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.

Однако в середине XVIII века глобус сгорел - сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть - именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.

Эта механическая игрушка изображает небесный кораблик, на котором божество (из янтаря), окруженное танцовщицами и музыкантами (из слоновой кости) путешествует по морям и океанам. Механизм ладьи заводится с помощью ключа - корабль движется, а слуги танцуют и музицируют.

Редкий пример симбиоза восточного искусства и западной механики был создан в начале XVIII века при дворе императора-маньчжура Канси, в китайской часовой мастерской, работавшей под руководством миссионеров-иезуитов. Игрушка была куплена в Пекине в 1719–1720 годах, судя по всему, русским посланником Л.В. Измайловым. Это один из экспонатов Кунсткамеры, сохранившихся с петровских времен.

Ученые назвали Венерами подобные фигурки эпохи верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад) отчасти в шутку: не сильно они похожи на изображения прекрасной античной богини Афродиты. А отчасти потому, что в них гипертрофированы признаки женственности - грудь и ягодицы, важные для деторождения. В пещерные времена таких дам ценили высоко.

По одной версии, палеолитические Венеры - это образы богини-прародительницы, символ плодородия; по другой - обереги или изображения реальных женщин. Эта фигурка, вырезанная из бивня мамонта, - возрастом примерно в 21–23 тысячи лет. Ее раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году.

Одна из работ великого антрополога Михаила Герасимова, придумавшего метод скульптурного восстановления облика человека по черепу. В Кунсткамере находится большая коллекция его произведений. Бюст владимирского князя, погибшего от рук убийц, профессор создал в 1939 году. В этот период Герасимову были доступны для работы останки многих великих правителей Руси - ведь большинство из них стали святыми, их останки покоились в раках, которые большевиками вскрывались и изымались из церквей.

В облике Андрея удивляет азиатский разрез глаз и высокие скулы - Герасимов руководствовался как генетическими маркерами скелета, так и теорией, что мать князя, половчанка, «Аепина дщерь» (дочь хана Аепы), принадлежала к монголоидной расе. В 2000-е годы по благословению Русской православной церкви была произведена новая реконструкция облика князя - и, по свежей версии, никакой монголоидности в его лице быть не должно.

Астролябия Арсениуса

Эти инструменты для определения положения звезд изобрели еще в Древней Греции. В Средневековье лучшие астролябии делали арабы, а европейцы лишь их копировали. В Европе научились создавать астролябии по собственным проектам только в XVI веке. Одним из лучших мастеров этого периода был фламандец Гуалтерус Арсениус, который работал по заказу Филиппа II Испанского и других монархов. Во всем мире сохранилась лишь 21 астролябия его работы, причем в России - только одна.

1. Музей патологоанатомии. Австрия, Вена
На свете есть десятки музеев, в которых представлены экспонаты не для слабонервных. Кунсткамера, Музей медицинской истории Мюттера в Филадельфии и многие другие. Венский Музей патологоанатомии среди них – самый известный, настоящий памятник патологиям, уродствам, генным мутациям и суровой средневековой медицине. Второе название музея – Башня дураков. Дело в том, что музей расположен в бывшей психбольнице, в изоляторе для лунатиков. Самые прожженные и циничные туристы, объездившие мир в поисках желанной дозы адреналина, непременно согласятся – это действительно страшно.

2. Костехранилище. Седлец, Чехия
Чума оставила немало свидетельств своей беспощадной деятельности. Несколько веков назад немалая часть Европы превратилась в один сплошной некрополь. В тот момент, когда очередное кладбище переполнялось, кости приходилось выкапывать из земли и устраивать импровизированные склады. Во многих провинциальных европейских городках до сих пор подвалы часовен завалены черепами жертв эпидемии. Костехранилище в Чехии – склад особый, в XVIII веке к разбору "средневекового наследства" подошли с фантазией и безусловным цинизмом. Известный на тот момент резчик по дереву создал для князя Шварценберга дизайн интерьера, сплошь состоявший из костей. Наибольшее впечатление производят стены из аккуратно уложенных черепов, но и герб Шварценбергов, собранный из костей, также мало кого оставит равнодушным.

3. Парижские катакомбы, Франция
Казалось бы, парижские катакомбы – проторенная туристическая тропа, никакой мистики и загадочности остаться и в помине не должно. Однако, еще до начала экскурсии в памяти воскреснут романы Виктора Гюго с их подземельями и угнетающей атмосферой. Катакомбы проходят под всем Парижем, однако, лишь малая их часть открыта для экскурсий. Остальную денно и нощно патрулирует подземная полиция, причем не ради защиты катакомб (красть там, кроме костей нечего), а ради защиты любопытных туристов. Ходят легенды о призраках, монстрах и слепых сумасшедших, в течение нескольких поколений не выходящих на белый свет. Глупости, не так ли? А теперь скажите, зачем цивилизованной стране, в таком случае, тратить немалые деньги на содержание специальной полицейской службы?

4. Концлагерь Аушвиц-Биркенау. Освенцим, Польша
На территории бывшего лагеря смерти Освенцим, в котором погибли более 4 миллионов человек, создан Государственный музей Аушвиц-Биркенау. Вход в музей – через знаменитый ворота, запечатленные в сотнях военных фильмов. Дальше – кирпичные блоки, в которых содержались узники. В настоящий шок приводят экспозиции, например, вещи, отнятые фашистами у своих жертв. В соседнем лагере Бжезинка нет никаких экспозиций, состояние лагеря оставили неизменным со времен войны.

5. Музей пыток. Мдина, Мальта
Есть множество знаменитых музеев пыток – в Праге, Гааге, Амстердаме... Однако самым страшным считается музей в городе Мдина, собравший огромную коллекцию гильотин, щипчиков для выдирания ногтей и прочих орудий пыток. К тому же применение инквизиторского арсенала наглядно демонстрируют натуралистичные, даже слишком натуралистичные восковые фигуры.

6. Дом Винчестеров, Сан-Хозе, Калифорния
Об этом доме снято немало фильмов, рассказаны сотни историй. Его построила Сара Винчестер, наследница оружейной компании. Из-за страшного пророчества, или по каким-то иным причинам, она сошла с ума. Дом – плод ее безумной фантазии. Он огромен и ужасен, здоровый человек просто не может осознать намерения, которыми руководствовалась дама в период сорокалетней стройки. Считается, что дом полон призраков и прочей нечести, однако, даже если в полтергейст вы не верите, безумие Сары Винчестер уж точно произведет впечатление.

7. Замок графа Дракулы. Трансильвания, Румыния
Средневековый замок знаменитого вампира стоит на самом краю пропасти. Через тесные проходы, темные комнаты и гулкие каменные лестницы вы пройдете в спальню, в которой на огромной кровати с балдахином вампир высасывал кровь из своих жертв. Но даже если в истории о Дракуле вы верить не склонны, жуткая реальность вас вряд ли обрадует. Как-никак, в этом замке жил один из самых чудовищных людей Средневековья, Влад Протыкатель, посадивший на кол не одну сотню невинных людей. А вы говорите "сказки"...

8. ГУЛАГ, Россия
Через ГУЛАГ, за двадцать лет его существования, прошли миллионы людей. В лагерях были установлены тяжелейшие условия, не соблюдались элементарные человеческие права, применялись суровые наказания за малейшие нарушения режима. Чрезвычайно высокой была смертность от голода, болезней и непосильного труда. И сейчас на Соловках под северным небом можно увидеть заброшенные бараки, штольни, карцеры и склады с одеждой заключенных и сбритыми волосами.

9. Музей казней. Фонтен-де-Воклюзе, Париж
Еще один музей, входящий в плеяду самых страшных музеев мира. Его основатель знаком с темой не понаслышке – сам служил палачом более десяти лет. В музее собраны инструменты казней всех времен и народов, и если на первый взгляд вам покажется самой страшной огромная гильотина, советую приглядеться – гораздо ужаснее могут оказаться орудия поменьше, совсем незаметные и безобидные на первый взгляд...

10. Долина смерти, Тибет
Эта тропа лежит поодаль от известного паломнического маршрута вокруг горы Кайлас. Поле Долины смерти усыпано костями – сюда ходят умирать йоги, сюда ходят за озарением, очищением и обретением тайного знания. Вот только возвращаются далеко не все и далеко не в том психическом состоянии, в котором уходили: считается, что в Долине смерти душа проходит своеобразный суд, и грешная или бессмысленная жизнь здесь обрывается.

11. Замок ужасов. Лондон. Англия
Сделано очень все натуралистично, даже ароматы соответствующие. Отображены реальные исторические события, например, пожар в Лондоне 1666 г. или камеры и инструменты средневековых пыток. Кое-что демонстрируется на посетителях, до известного предела, конечно.
Одно из шоу представляет суд 16 века. Где-то вверху сидят судьи в париках, служительница музея извлекает по очереди из группы туристов "подсудимых" и усаживает на скамью. "Имя?" - "Дэн". "Откуда?" - "Хьюстон" - "Хьюстон? Америка? - Guilty! (виновен)".

12. Башня сумасшедших, или Музей патологоанатомии. Вена. Австрия
В XVIII веке в башне на нынешней Spitalgasse располагался сумасшедший дом. Сейчас подниматься сюда рекомендуется либо до одури смелым людям, либо законченным циникам. Элегантное гинекологическое кресло из красного дерева, засушенные и заспиртованные органы, препарированные черепа и мумифицированные головы незаконопослушных граждан, экспонаты, посвященные венерическим болезням и случаям патологического увеличения гениталий…

И все-таки обидно, что скульптурная группа Лаокоона с сыновьями, выполненная из человеческих и звериных костей, погибла во время бомбежки.

13. Музей душ усопших. Рим. Италия
В ризнице церкви Дель Сакро Куоре (Chiesa del Sacro Cuore) желающие могу посетить маленький музей, в котором собраны доказательства присутствия душ умерших на земле. Чтобы попасть в музей, нужно просить разрешения у местного священника. Однако это чистая формальность - вам почти наверняка откроют таинственную дверь и все покажут. Коллекцию начал собирать в 1912 году настоятель церкви.
Сейчас здесь сотни экспонатов, связанных с привидениями. Есть, к примеру, ночной колпак с отпечатками закопченных пальцев. Это следы прикосновения призрака Луизы ле Сенешель. 7 мая 1873 года покойница явилась под покровом ночи к своему мирно спавшему супругу, несколько раз пребольно ущипнула за нос и мстительно сдернула с него ночной колпак. Так, по мнению вдовца, иногда позволявшего себе вольности, она напомнила о том, что надо соблюдать траур… Вот только фотографии экспонатов проявить еще никому не удалось.

14. "Ворота арестантов", он же "Музей пыток". Гаага. Нидерланды
Амстердамский Музей пыток намного известнее Гаагского. Однако самая страшная экспозиция - именно здесь, в политической столице Нидерландов. На центральной оживленной площади Гааги Бау-тенхоф находится мрачный древний каземат (XIII в.), куда на пытки свозили преступников со всего королевства.
Здесь же вниманию посетителей - рабочий инвентарь экзекуторов. Если в первую же минуту вы не упадете от ужаса в обморок - а такое здесь случается, - музейный гид любезно и очень подробно расскажет, как именно его использовали.

15. Музей Чертей. Каунас. Литва
Единственный музей мира, в котором восклицание "Тысяча чертей!" будет уместным. Примерно столько чертей, чертовок, чертиков и чертенят здесь и собрано. Музей создали в 1966 году на основе личной коллекции профессора А. Жмуйдзинавичюса. К 1991 году собрано было уже 1742 экспоната.

Черти из керамики, дерева, металлов, кожи, пластмассы и прочих, порой самых экзотических материалов привезены в Каунас из 23 стран. Коллекция постоянно пополняется. Каунасское представительство нечистой силы на сегодня самое большое в мире.

16. Замок Эльмина. Кейп Кост. Гана
Европейская крепость XV века - один из центров работорговли - настоящий памятник вины белого человека перед населением черного континента. Такие постройки на ганском побережье встречаются примерно через каждые 15 километров.

Душный каземат, под потолком крохотное оконце, через которое струится свет, кандалы, узкий пролом в стене - "Ворота Невозвращения", выход к погрузке. Самое жуткое зрелище - каменный колодец, в котором люди месяцами ожидали отправки.

Музей патологоанатомии без шуток является одним из самых жутких музеев Вены, нужно иметь очень крепкие нервы, чтобы спокойно рассматривать его экспонаты. Narrenturm или башня дураков - самая старая больница для душевнобольных в Европе (континентальной ее части). Ее история начинается в 1784 году, когда Иосиф II, император Священной Римской империи, приказал перестроить дом инвалидов в самую современную больницу. Больница делилась на три больших части: родильный дом, госпиталь и зона для душевнобольных. Причем последнее отделение настолько увлекло императора, что превратилось в его частный проект, который он финансировал не за счет казны, а своими собственными деньгами.

Император Иосиф II состоял в масонской ложе, а также всерьез увлекался алхимией, поэтому совсем неудивительно, что его увлечения отразились на внешнем облике башни сумасшедших в Вене. Башня дураков представляет собой круглое здание в пять этажей, по 28 комнат площадью всего в 13 квадратных метров на каждом. Во времена Иосифа II здесь не было ни решеток, ни дверей - больные, которым в основном ставили всего три диагноза (слабоумие, меланхолия и помешательство), спокойно могли разгуливать по всем этажам, а самых буйных просто приковывали к кроватям. Лечили больных также весьма нехитрыми способами: давали рвотные средства, пускали кровь и все в таком духе, никаких психотерапевтов с ними не работало.

После смерти Иосифа II условия содержания душевнобольных в Башне сумасшедших ужесточились: появились двери, стали применяться смирительные рубашки. Кроме того, вокруг Башни дураков появилась высокая стена, которая должна была защитить пациентов от любопытных зевак, регулярно сюда заглядывающих просто поглазеть. В 1852 году была открыта вторая психиатрическая больница в Брюнлфельде, в которую отправлялось большинство пациентов, а в Башне сумасшедших содержались лишь те, кто был по мнению врачей неизлечимо болен.

А в 1869 году больница в Башне дураков была закрыта. Более полувека помещение пустовало, и только в 1920 году в ней разместилось общежитие для медицинских сестер, работавших в Центральной больнице. С 1971 года в Башне сумасшедших расположился один из самых страшных музеев Вены - патологоанатомический музей, который является частью музея естествознания Вены.

Экспонаты, представленные в музее патологоанатомии, не для слабонервных. Здесь находятся заспиртованные человеческие органы, мумифицированные тела, эмбрионы с врожденными мутациями, в общем, все это чем-то похоже на знаменитую экспозицию российской Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Нужно обладать стойкой нервной системой, прежде, чем отправиться в этот музей, но не смотря на весь ужас, музей очень интересный.

Патологоанатомический музей работает всего два дня в неделю: в среду с 10:00 до 18:00 и в субботу с 10:00 до 13:00. Цена билета 2 евро (лица до 19 лет проходят бесплатно), а если вы хотите присоединиться к экскурсии, то придется заплатить €6 с человека (€4 за школьников).

Добраться до Башни сумасшедших можно пешком от станций метро Alser Straße или Schottentor, нужно будет пройти чуть больше километра. Точный адрес музея: Pathologisch-anatomische Sammlung im Narrenturm-NHM, Spitalgasse 2, Uni-Campus Hof 6, 1090 Wien. Телефон: +43 1 52177606.

Хотите пощекотать себе нервы? Отправляйтесь в Федеральный Паталогоанатомический музей, или иначе его называют Башня дураков. За свою почти вековую историю музей накопил множество леденящих кровь экспонатов.

Музей патологоанатомии^ фото Kurt Kracher

В мире есть не мало мест, способных вызвать у нормального человека панику. Среди них венский музей — Башня сумасшедших, Башня дураков или официальное название “Федеральный Патологический-Анатомический Музей” (Pathologisch-anatomisches Bundesmuseum). Получить удовольствие от этого места могут разве только смелые или суперциничные люди. У обычного человека музей вызовет приступ ужаса.

Немного истории

Башня была построена как первая психиатрическая больница в 1784 году императором Иосифом II. Здание имело 5 этажей и 139 отдельных палат, которые походили на камеры с мощными дверями, чтобы сдерживать буйных пациентов. Первые музейные образцы появились уже в 1936 году, а национальным музеем дом сумасшедших стал в 1976 году.

Башня дураков

Экспозиция

Экспозицию музея нельзя назвать приятной: здесь находятся препарированные черепа, гинекологическое кресло из красного дерева, мумифицированные головы, заспиртованные человеческие органы, различные мутации, развившиеся вследствие болезней, и врожденные патологии, экспонаты, наглядно демонстрирующие случаи венерических заболеваний. В больнице изучали венерические болезни, их симптомы и последствия. И это только малая часть ужасов этого места. Экскурсия по музею несомненно заставит задуматься любителей незащищенного секса. Мало того, здесь подробно рассказывают о том или ином экспонате, благодаря этому можно навсегда стать сторонником предохранения.

Заспиртованная голова убийцы императрицы Сиси — самый ценный музейный экспонат. Во время второй мировой войны музей подвергся бомбардировке, в результате которой потерял некоторые экземпляры. Так была уничтожена скульптуру Лаокоона с сыновьями, сделанная из человеческих и звериных костей.

Кунсткамера – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Так традиционно принято называть Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. С ним связано немало шокирующих фактов.

Печать Антихриста

Название «Кунсткамера» произошло от немецкого «куншт» - «редкость». Первые экспонаты музейной коллекции были выкуплены в 1714 году Петром I у голландского профессора-бальзамировщика Фредерика Рюйши. В основном это были заспиртованные образцы различных физических патологий, например, двухголовые младенцы и прочие носители врожденных уродств.

Впервые экспозицию открыли для всеобщего обозрения в Зеленом кабинете Летнего сада, а в 1718 году ее перевели в Кикины палаты на Васильевском острове. Но народ не очень-то стремился рассматривать редкости. Ходили слухи, что на них лежит печать Антихриста, а в помещении музея и вовсе водится нечистая сила. Говорили, например, что тени экспонатов отделяются от предметов и самостоятельно передвигаться по залу.

Дабы заманить в музей посетителей, император распорядился не брать плату за вход и подносить каждому гостю штоф вина или водки, а ежели кто не употребляет, то чашку кофе.

Уже после кончины Петра, в 1734 году, для Кунсткамеры выстроили новое просторное здание. Но в 1747 году там приключился пожар. Многие экспонаты были уничтожены. Часть их, спасая от огня, служители выбросили на улицу, где музейное добро безвозвратно растащили прохожие. Впоследствии в народе придумывали, что пожар устроили опять же хозяйничающие в музее потусторонние силы.

Великаны и карлики

Какое-то время при Петре служил в должности гайдука француз Николя Буржуа. Он был великаном: рост этого человека составлял 226,7 сантиметра. В 1724 году Буржуа умер от апоплексического удара, и его скелет, а также сердце заняли место в Кунсткамере.

Одна из легенд гласит, что во время пожара у скелета Буржуа пропала голова и впоследствии к нему приставили другой череп. С тех пор призрак гиганта бродит по залам, разыскивая утраченную часть тела.

А карлик Федор Игнатьев и вовсе прожил при Кунсткамере 16 лет в качестве экспоната. Рост Федора составлял 126 сантиметров, к тому же он был уродцем: на правой руке и на ногах у Игнатьева имелось всего по два пальца. Казалось, что это не человеческие конечности, а клешни. По рассказам, царь Петр, появляясь в Кунсткамере, всегда лично здоровался с карликом за руку.

Экспонаты, приносящие несчастье

Существует несколько преданий о хранящихся в Кунсткамере артефактах, обладающих мистической силой. Например, там есть часы в корпусе из красного дерева, стрелки которых обычно стоят, но якобы порой они вдруг начинают двигаться назад, останавливаясь всегда на одной и той же позиции – 9 часов 45 минут. И после этого, как правило, умирает кто-то из сотрудников музея.

Еще один «проклятый» экспонат – статуэтка бронзовой кошки. Говорят, что время от времени она моргает, и если при этом кто-нибудь присутствует, то его ждет скорая смерть. Так, один студент решил переночевать в кладовой рядом с пресловутой статуэткой, а наутро в кладовке никого не нашли, только кошка зловеще ухмылялась. Больше молодого человека никто никогда не видел.

В Кунсткамере хранились человеческие головы

Еще одно предание гласит, что некогда в запасниках Кунсткамеры имелись два стеклянных сосуда, в каждом из которых в спиртовом растворе находилась человеческая голова. Одна якобы принадлежала чиновнику и любовнику Екатерины I Виллиму Монсу, казненному Петром I, другая - экс-фаворитке Петра I Марии Гамильтон, которой отрубили голову за то, что она убила собственного ребенка, рожденного, правда, не от царственного возлюбленного, а от его денщика Ивана Орлова. Гамильтон также, будучи камер-фрейлиной императрицы, крала ее драгоценности.

В конце XIX столетия историк Михаил Семевский пытался отыскать емкости с головами в подвалах Кунсткамеры, но безуспешно. По одной из версий, они были захоронены по приказу Екатерины II.