Сказка красная шапочка - шарль перро. В красной шапке узнаешь дурака

Сказка Шарля Перро Красная шапочка - это один из несомненных лидеров из сказочных персонажей всего мира. История, произошедшая с девочкой коротенькая, но учит очень многому. Любовь к бабушке, бесстрашие, сердечная доброта Шапочки ставится наперевес злобе волка, который живет один в темном лесу. Сказка прекрасно подходит для чтения на ночь, многие родители именно эту сказку выбирают первой сказкой для своего ребенка.

Сказка Красная шапочка скачать:

Сказка Красная шапочка читать

Для просмотра текста сказки необходимо включить в браузере поддержку JavaScript!

Мораль Красной шапочки

Красная шапочка – одна из самых популярных сказок и не только среди сказок Шарля Перро, но и среди сказок всех авторов во всем мире.

Эта сказка входит в список тех, которые читают одними из первых ребенку. Простая и на первый взгляд незамысловатая история девочки в красной шапочке, на самом деле является сказкой с глубоким смыслом и психологическим подтекстом.

Сказка Красная шапочка – это история с моралью и четкими выводами:

  • Нельзя поступать так, как мама не велит
  • Нельзя разговаривать с незнакомцами
  • Нельзя сходить с намеченного пути
  • Нельзя быть чересчур доверчивой

Однако Красная шапочка поступает плохо. При первой же встрече с опасностью, с волком, она забывает все указания своей мамы и начинает разговаривать со зверем. Поэтому-то девочку и съели в конце сказки. Грустный конец превращается в добрый и веселый с появлением охотников, которые убивают волка и освобождают Шапочку и её бабушку.

Не стоит пытаться истолковать эту сказку более серьезно и искать в ней скрытый подтекст – это будет неправильно. У сказки смысл очень четкий и тонкий.

«Красная Шапочка» Шарля Перро - только ленивый любитель сказок и психологии не пытался найти у истории про девочку в красной шапке двойное дно. Я не исключение: так что вот она - Красная Шапка с точки зрения поп.психологии . (подчеркиваю на всякий случай: разборы сказок - дело субъективное и легко оспариваемое, так что тапками если что кидайтесь не очень сильно).

«Красная Шапочка» - история с весьма очевидным сексуальным подтекстом. Не верите? Зайдите в интернет. Первая пара страничек честно выдают текст сказки, а затем открывается глубокое море ссылок на различные сайты с содержанием «+18». Почему? Да именно из-за этого подтекста. Вспомните, сколько было изобретено анекдотов про Красную Шапку и Волка. И они …как бы это сказать… в общем, при детях и в приличном обществе их не стоит рассказывать. Вот только вопрос: все дело в людской испорченности и сказка тут не причем? Как бы не так! Если посмотреть на эту историю как на драму с участием реальных людей, то можно увидеть, что у каждого героя сказки свои грешки...Даже бабушка и охотник не свободны от подозрений.

Мама

Начнем с начала. С момента, когда мама отправила девочку в темный лес. Несмотря на то, что мама, как сказано в сказке, «любила девочку без памяти», она, тем не менее, недрогнувшей рукой накидала ей в корзинку пирожков, сунула бутылочку вина и в приказном тоне велела ей чесать к бабуле. Какие у вас мысли по этому поводу? У меня весьма банальные.

Первая; мама КШ - святая простота и верит в мир во всем мире, но это вряд ли подходит для взрослой женщины, воспитывающей в одиночку дочь. Вторая версия - мама хочет навсегда избавиться от дочки. Третье мнение - мама решила развлечься и «сплавить» ее из дому, все-таки она дама еще молодая (до 30, если вспомнить, что в те времена рожали с 14-16), свободная, а дочка в доме мешает любовным встречам... Более логична вторая версия, хотя она и самая жестокая. Если вы не согласны то тогда, как это объяснить:

1)Какая мать пошлет маленькую девочку в путь через лес, где водятся волки?
2)Почему она не отнесла еду сама или не пошла с дочерью?
3)Если бабушка столь беспомощна, почему мать позволяет ей жить одной в отдаленной хижине?
4)Но если уж девочке обязательно нужно было идти, то почему мать не запретила ей останавливаться и заговаривать с волками, почему подробно не описала, как выглядят волки и чем грозит девочке общение с ними?

Из истории ясно, что Красная Шапочка не была предупреждена о возможной опасности. Ни одна настоящая мать не может быть в действительной жизни столь беспечной, поэтому факт остается фактом, но до дочери маме было абсолютно все равно.

Красная Шапочка (для краткости дальше КШ или Шапка)

Живет себе с мамой маленькая девочка, испытывающая пристрастие к ярким, красочным голубым уборам. Первый вопрос: где папа этой девочки? Существует ли он в природе или, может быть, умер? Неизвестно. Мы можем оперировать только фактами, а они упрямы: это семья, где нет мужчины. Аууууу, психологи! Что там вы говорите про девочек, выросших в семье без мужчин в доме?

Эрик Берн считает, что такая неполная семья порождает те же самые шаблоны из поколения в поколение, и если бабушка как-то «съела» дедушку, мама куда-то подевала папу - то как же внучке нарушить семейное предписание и не развлечь себя подобным образом! Соблазнить - и бросить, использовать - и отвергнуть. Красная Шапочка знает толк в том, как испортить жизнь мужчине, который мнит себя Волком. На самом деле реальный хищник - это маленькая девочка Красная Шапочка.

Что является «изюминкой» нашей героини? Правильно, ее красный головной убор. Красный цвет во всех культурах сопряжен с сексуальностью. Это цвет крови, цвет, ассоциирующийся со страстью. Если женщина хочет быть замеченной - она выбирает алый. Она провоцирует. Провокацией является и ее показная наивность - она выкладывает незнакомому Волку всю правду: куда, зачем и как она идет. Ее не удивляет, что какой-то неизвестный Волк тоже хочет проведать ее бабушку. Она спокойно идет по длинной дороге, рвет цветы и никуда не торопится. Может быть, ее маму тоже навещали такие дяди-Волки, и Красная Шапочка знает, что ей в это время лучше погулять?

Волк

Волк - тоже интересный персонаж. Вместо того, чтобы питаться кроликами и прочей живностью, явно живет выше своих возможностей. Он мог бы знать, что плохо кончит и сам накличит на себя беду. Получается, что волк - этакий неразборчивый мужчина, поддающийся на различные соблазны, быстро включающийся в игру с продуманными Красными Шапочками.

У Волка есть план - он хочет съесть сразу двух женщин: и бабушку, и Красную Шапочку. Разумный мужчина расспросил бы о семье. Ведь если ни у бабушки, ни у мамы нет мужа - значит, мужчины в этом семействе куда-то исчезают. Но Волк считает себя главным хищником, хотя на самом деле он глупый, наивный простофиля!

Бабуля

Бабушка как будто бы специально подготовилась и уже лежит в постели. Если учесть, что во времена Перро люди вступали в браки рано, то бабушке, очевидно, нет и пятидесяти лет - зрелая и свободная женщина. И с дочерью не просто так не живет - видимо, ей веселее жить одной на краю деревни. Стучит Волк - а наивная бабушка не отличает его голос от голоса своей внучки. Серьезно? Она живет одна в доме в дали от цивилизации - явно она не может быть настолько беспомощной и неподготовленной к опасности. Просто даме явно захотелось приключений.

Волк и КШ

Красная Шапочка не узнала голос бабушки из-за двери - мало верится и в это. Она-то знала, что Волк тоже побежал к бабушке. И ее не мог не удивить грубый голос «бабушки» из-за двери, ведь она ждет что зверь тоже окажется в этом доме. Значит девочка вступила в игру. Нормальная девочка бы уже давно побежала за помощью, а Красная Шапочка смело входит в домик бабушки. Дальше - больше.

КШ не удивляет то, что «бабушка» предлагает поставить корзинку на стол и … прилечь рядом с ней! Если бабушка нездорова - она побоится заразить внучку. И вообще, как-то не принято, придя в гости, ложиться в постель к хозяйке. Но Шапочка покорно укладывается рядом (в оригинальной основе она вообще туда заползает голенькой)- и «наивно» интересуется: почему, дескать, у тебя, бабушка, все такое большое - руки, уши, глаза… Похоже, что она уже знает, какой конец ждет глупого Волка, и поэтому уверенно играет в свою игру.

Красная Шапочка знает - всегда найдется охотник, дровосек или рыцарь, который заступится за бедную девочку и накажет злого Волка.

Мораль у сказки такова: задумайтесь над тем, кем станет Красная Шапочка с такой семьей и с таким опытом в будущем, когда вырастет? Волкам нужно держаться подальше от таких маленьких девочек и их бабушек и ни в коем случае не гулять по лесу в одиночестве.


источник: (с)Эрик Берн, Наталья Олифировис ("Счастливая семья" `2008), Роберт Дарнтон

и немного разных картинок:

про милую девочку

про нежные отношения

про злого волка

про боевую Шапку

немного трэша

и фотографии по теме

Все началось с того, что я прочел другую статью, где доказывалось, что история Шапочки на самом деле представляет собой память о некой феодальной разборке в Средние века. И хотя та версия показалась мне натянутой, однако я сам заинтересовался обнаруженными автором противоречиями и предпринял поиски информации для их разрешения. И вот что получилось...
Собственно, вся версия благородного происхождения Шапочки в той статье создана была исключительно на основе цвета шапки (представителям третьего сословия носить одежду красного цвета якобы было вообще не положено). Но вот в чем дело: в оригинале этой народной сказки (известной в Италии и Франции) никакой красной шапочки у девочки (девушки?) и не было! Шапочку придумал лично Шарль Перро. Так что вся версия о том "какая могла быть реальная основа истории" на основании цвета шапки - уже теряет смысл. В народной истории это была просто девочка, которая встретила волка. Причем детали этой сказки порой имеют не то что сексуальный, а прямо маньячный, или, возможно, оккультный оттенок: в одном из вариантов волк, убив бабушку, приготовил из её тела обед, а из её крови - напиток, чем и угостил пришедшую внучку, одевшись при этом бабушкой. А потом предложил раздеться, бросить одежду в огонь и лечь с ним. После чего и съел с предшествующими вопросами о зубах и пр.
Впрочем, существовала и более оптимистичная версия: девочка, поняв, что перед ней вовсе не бабушка, перехитрила волка и убежала.
Волк в народных версиях не случайно говорил человеческим голосом и пытался маскироваться под бабушку. Это был не просто волк, а оборотень. А иногда даже огр.
В таком случае, возможно, эпизод с поеданием девочкой останков бабушки как-то связан с оборотнической или огрской сутью волка как нечисти - может быть, это показывало вовлечение девочки в какой-то темный обряд, желание отдать ее душу темным силам... но настолько глубоко в верования европейцев средневековья я не забирался, так что не знаю точно...
И обратите внимание, в оригинальных версиях девочка или погибает, или сама убегает от волка. То что ее спасают посторонние - это позднейшее добавление, причем даже не у Перро, а у Гримм (возможно, позаимствовавших эту идею из пьесы 1800 года немецкого писателя Людвига Иоганна Тика). У Шарля Перро девочка тоже погибает без последующего воскрешения.
Причем Перро в конце сказки прямо говорит о том, что на самом деле имел в виду лично он (а не изначальные создатели народной сказки):
Детишкам маленьким не без причин
(А уж особенно девицам, красавицам и баловницам),
В пути встречая всяческих мужчин,
Нельзя речей коварных слушать, -
Иначе волк их может скушать.
Сказал я: волк! Волков не счесть,
Но между ними есть иные
Плуты, настолько продувные,
Что, сладко источая лесть,
Девичью охраняют честь,
Сопутствуют до дома их прогулкам,
Проводят их бай-бай по темным закоулкам...
Но волк, увы, чем кажется скромней,
Тем он всегда лукавей и страшней!
В общем, чтобы берегли честь свою девушки и не заводили уличных знакомств, а то мало ли что...
Однако остается вопрос: почему же сам Перро одел девочку в красную шапку? Да, в оригинале Шарля Перро - это красный бархатный шаперон (что-то типа капюшона с длинным шлейфом или, может, плащом). И имя девочки - "Красный Шаперончик" (Le Petit Chaperon Rouge).
Действительно, как верно было указано в прочитанной мной статье, во времена Перро (и вплоть до французской революции) третьему сословию, к которому, видимо, и относилась семья Шапочки, во Франции было запрещено носить одежду из бархата и красного цвета. Но кроме того, шаперон - вообще мужской головной убор!
То есть, если Шапочка носит этакую "шапку" - то она не просто избалованная любимица родителей, которые подарили ей дорогущую вещь, она еще и бросает вызов общепринятой морали (ладно еще французские законы, в лесной глуши на это могли не очень обращать внимание, но бросать вызов нравам окружающих)!
Хотя в более ранние времена шаперон носили и женщины, и мужчины - это была обычная дорожная одежда.
С 16 века (а Перро написал свой вариант сказки в конце 17-го века) шаперон уже практически вышел из моды, оставаясь лишь как часть формального наряда законников, академиков и членов некоторых из рыцарских орденов. Вряд ли, конечно, Шапочка была кем-то из перечисленных.
Впрочем, когда я уточнил, то выяснил, что на самом деле и во времена Перро шапероны были еще распространены, но именно в деревнях, давно перестав быть признаком знати, как за пару веков до того.
Перро, конечно, мог иметь в виду и что рассказывает историю о "старых временах" - тогда шаперон Шапочки был бы просто дорожной одеждой, хотя цвет все равно указывал бы на ее стремление выделиться из всех, не походя на девочек своего сословия.
А может быть, рассказывал Перро именно о своих временах, и красный шаперон, как ни странно, вовсе не противоречит тому, что он мог видеть в своей стране.
Так, к примеру, в 1665 году во Франции некий Кольете в своих куплетах под названием "Напыщенность и роскошь простой буржуазии" жалуется: "невозможно уже отличать наших дам от простых женщин", так как последние часто носят неположенную им одежду. То есть, официальный запрет-то был, но... У кого есть деньги, как мы помним - тому и законы не писаны. Да, в 17 веке буржуазия Франции уже вовсю стремилась сравниться с дворянством своим образом жизни (помните "Мещанина во дворянстве" Мольера?), в том числе и в одежде.
Конечно, это относилось прежде всего именно к буржуа, а не к крестьянам, но Перро мог вполне в духе своего времени изобразить именно простолюдинку (по сословию-то между богатым буржуа и бедным крестьянином не было никакой разницы!), "носящую неположенную ей одежду". Может быть, семья Шапочки считалась в этих местах вполне небедной, даже скорее всего так: сам факт подарка девочке красного бархатного шаперона о многом говорит, ведь 17 век - это время, когда французские крестьяне были, как правило, настолько бедны и задавлены налогами, что даже боялись, если урожай будет больше обычного - а ну как увеличение их достояния привлечет внимание налоговиков и им увеличат поборы! Один из современников рассказывал, что когда он остановился в доме у крестьянина, тот долго убеждал его, что в доме вообще совершенно нечего есть, и только когда удостоверился, что гость никаким образом с налогами не связан, тут же достал припрятанную еду... Так что да, семья, которая покупает дочери-внучке столь дорогую и неположенную обновку - явно не бедствует. Вот и решила продемонстрировать, что они "тоже не лыком шиты", прямо как дворяне, сделав девочке красный бархатный шаперон...
Опять же, такое поведение девочки и ее родителей - наверняка с точки зрения Перро (сказку-то он писал для знати и посвятил ее принцессе Орлеанской, племяннице Людовика 14-го) должно было показывать на неподобающие их происхождению запросы. И за самоуверенность Шапочка и поплатилась - сожрал ее, простофилю, хитрый волк-соблазнитель. Потому что хоть и надела красный шаперон, а дворянского благородства с ним не приобрела. Вот так бывает с наглыми простолюдинами!
Впрочем, конечно, все могло быть и совсем по-другому...

Под красной шапкой Устар. Прост. В армии (служить, находиться и т. п). - У нашей лебёдушки ещё перья не выросли, - сказал Михаил. - Рано на сторону лететь. - Нечего, - вставил своё слово Илья, - и у нас охотник не перестарок. - Вот именно! Этому охотнику ещё года три надо под красной шапкой походить. - Это ты об армии, Миша? - живо спросил Степан Андреянович (Ф. Абрамов. Две зимы и три лета).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Под красной шапкой" в других словарях:

    Быть под красной шапкой - Нижегор. Устар. Служить в армии. СРНГ 15, 196 …

    ШАПКА - жен. шапочка, шапчурка; шапчонка, ночка, шапчишка, шапчища, общее названье покрышки на голову, особ. мягкой или теплой: шапка круглая, татарка, казачья, мужичья, кучерская, шапка треух и пр. В Мономахове шапце весу 2 ·ф. 20 зол. без соболя,… … Толковый словарь Даля

    ШАПКА - Говорящая шапка. Жарг. авиа. Шутл. Шлемофон. БСРЖ, 682. Красная шапка. Разг. Устар. О солдате. /i> Связано с цветом шапок у солдат. БМС 1998, 634. Огненная шапка. Пск. О шаровой молнии. СПП 2001, 81. Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! Разг. Шутл. О… … Большой словарь русских поговорок

    красная шапка - (иноск.) солдатская Под красной шапкой быть (в солдатах) Ср. Быть твоему Алёшке под красной шапкой, не миновать, подлецу, бритого лба. П.И. Мельников. В лесах. 1, 3. См. лоб … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Барнаул - У этого термина существуют и другие значения, см. Барнаул (значения). Город Барнаул Флаг Герб … Википедия

    О’КЕЙСИ Шон - О’КЕЙСИ (O’Casey) Шон (1880—1964), ирландский писатель, общественный деятель. Чл. Коммунистич. партии Великобритании. Драматич. трил. «Тень стрелка», «Юнона и Павлин» (обе — 1925), «Плуг и звезды» (1926). Пьесы «Серебряный… … Литературный энциклопедический словарь

    РАСТЕНИЕ - ЗЕМЛЕДЕЛИЕ - Стоит Антошка на одной ножке (гриб). Мал малышок, по подземелью шел, перед солнцем стал, колпачишко снял (гриб). Ни сучок, ни листок, а на дереве растет (губка). Сидит девица в темной темнице, коса на улице (морковь). Блоха пихтеля (пихтеря)… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Родова́я тра́вма новорождённых - патологическое состояние, развившееся во время родов и характеризующееся повреждениями тканей и органов ребенка, сопровождающимися, как правило, расстройством их функций. Факторами, предрасполагающими к развитию Р. т.н., являются неправильное… … Медицинская энциклопедия

    О"КЕЙСИ Шон - (O Casey, Sean) ШОН О КЕЙСИ (1880 1964), ирландский драматург, противоречивый, радикального толка представитель Ирландского литературного возрождения начала 20 в. Родился 30 марта 1880 в Дублине, в протестантской семье, при крещении наречен… … Энциклопедия Кольера

    Дерево свободы - (arbre de la liberté, Freiheitsbaum) ведет свое происхождение от распространенного у многих европейских народов обычая встречать наступление весны, а также больших праздников насаждением зеленых деревьев (майские деревья). Символический смысл… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона