Сказка про чудо юдо и крестьянский сын. Иван – крестьянский сын: характеристика, краткий сюжет сказки, вопросы

Наверное, не найдется в России человека, который бы хоть раз в жизни не слышал русской народной сказки. Любимые народные истории передаются из поколения в поколение, приучая людей с самого детства к устному народному творчеству. Именно сказки повлияли на создание множества мультиков, фильмов и спектаклей. Главные герои не только олицетворяют общую картину мира, но и обучают, а также наглядно показывают слушателю положительные и отрицательные стороны своего характера. Так, в знаменитом русском сказании о Чуде- юде описание Ивана крестьянского сына показывает, что даже самый младший и недооцененный ребенок, может с легкостью превратиться в настоящего героя.

Образ Ивана в русских сказаниях

Многие любители народного творчества могут заметить, что имя Иван самое распространенное в русских былинах и сказаниях. В фантастических народных историях образ Ивана олицетворяет бесстрашие и отвагу, ведь он без сомнения убивает всех врагов. Нередко это имя ассоциируют с обычным деревенским парнем, который, несмотря на свою простоту, добивается больших успехов.

Иногда образ Ивана имеет некий показатель лени и слабоумия. Однако во всех сказках Иван выступает в качестве положительного героя, который меняется в лучшую сторону и раскрывается совершенно по-другому. Если рассматривать описание Ивана - крестьянского сына, то можно заметить, что с самого начала герой показался достаточно слабым, раз его не хотели брать с собой, но храбрым и упрямым. Его не остановил страх перед чудовищем, а чувство долга перед родиной заставило юного крестьянина отправиться в бой.

Чтобы составить точное описание Ивана-крестьянского сына и Чудо-юда, нужно обратиться к самому народному сказанию. История носит фантастический характер, но вполне реальную человеческую храбрость. Народное сказание начинается с описания жизни обычных крестьян, которые трудились на полях не покладая рук, пока не пришла в царство беда.

Чудовище, которого не видывал свет, стало нападать и уничтожать города и села. И вот в одной из семей решили два брата пойти и защитить свое государство, младшего брата Ивана брать не хотели, но парень не отступал и напросился в поход. Дойдя до места боя, братья устроили привал и договорились дежурить по очереди. В первую же ночь первый брат собрался дежурить, но уснул, и Ивану пришлось самостоятельно вести бой с чудовищем.

На вторую ночь остался дежурить второй брат и тоже задремал, а Иван опять дрался с Чудом-

юдом в одиночку. Чем больше юноша отрубал голов, тем больше их становилось с каждым днем. На третью ночь настала очередь самого Ивана. Но у чудовища было столько голов, что парень не мог справиться в одиночку. Звал он старших братьев на помощь, но они не спешили - спали, пока Иван шапку не бросил.

Одолели три брата Чудо- юдо и решили уже домой возвращаться. Но младший брат почувствовал неладное и решил вернуться на место битвы и, переплыв реку, увидел царство чудовища. Подойдя к месту жительства Чуда- юда, Иван услышал, что там жили мать и жены невиданного существа, которые готовили коварный план погубить братьев. Внимательно выслушав все коварные идеи, Иван вернулся к братьям, и они отправились домой. Младший брат помог обойти все ловушки чудовищ и благополучно вернуться домой. Нужно заметить, что если бы не Иван - крестьянский сын (описание героя подробно рассмотрим в этой статье), то братья бы пали от лап чудовища еще в начале сказки.

Семья героя

Рассматривая общую картину жизни Ивана, нужно отметить, что он рос в обычной крестьянской семье с отцом и матерью и двумя старшими братьями. Удивительно, но имена старших братьев в самом сказании не указаны, что выделяет Ивана из общего народного рассказа. Хорошо прослеживается уточнение социального статуса парня: Иван - крестьянский сын. Описание главного героя с самого начала показывает, что юноша был небогат материально, но очень богат внутренне.

Именно бесстрашие и желание помочь своей семье подтолкнули Ивана отправиться в поход вместе с братьями. Родители не стали удерживать сыновей, понимая, что, если ничего не предпринять, могут погибнуть все.

Безответственность

Как ни странно это звучит, но, прибыв на место боя, старшие братья поступили весьма непредусмотрительно. Распределив ночи дежурств, в первую же ночь первый брат засыпает, показывая себя с безответственной стороны, но не Иван, который всю ночь не смыкал глаз. Даже увидев то, что старший брат спит, юноша не стал его будить, а взялся сражаться с чудовищем в одиночку. Это показывает глубокое уважение младшего по отношению к старшему.

Отслеживая описание Ивана-крестьянского сына и Чудо- юда, можно увидеть смелость, храбрость и желание победить врага у первого, а также коварство и силу второго. Но даже победив его, Иван не стал попрекать брата в неосмотрительности, показывая самоотдачу в любой ситуации.

На вторую ночь средний брат поступил точно так же, как старший. Вместо того чтобы стоять на страже, он просто уснул, забыв о том, что случилось в первую ночь. Пришлось Ивану самому сражаться и во вторую ночь, даже несмотря на то, что у чудовища было еще больше голов, чем прежде, он не побоялся и вновь вступил в бой.

Предательство

На третью ночь настало время Ивана следить за чудовищем. И вот в полночь показалось Чудо- юдо , еще сильнее и злее. Долго продолжался бой между ними. Сложная была битва, и Иван почувствовал, что одному ему не справиться. Он отрубал головы чудовищу, а их становилось еще больше. Стал Иван звать на помощь братьев, но ни один не откликнулся, крепко спали они. Снял юноша рукавицы и стал бросать в домик, где отдыхали старшие. Но они не откликались. Тогда бросил Иван шапку, и только тогда нарушил крепкий сон братьев, и они пришли ему на помощь и вместе дружно одолели чудище.

Нужно отметить, что ни один из старших братьев не проявил благодарность Ивану и не пошел на дежурство вместе с ним. А он, в свою очередь, попросил братьев о помощи, только понимая, что если не справится, то погибнут все. Это дает наглядный пример, каким был Иван - крестьянский сын. Описание его действий характеризует героя как доброго и отходчивого парня, который не думал о себе в момент сражения, а беспокоился за судьбы людей в своем городе. Он не обвинял своих братьев в предательстве и безответственности, а разделил с ними радость победы.

Хитрость

Победа над злым чудищем казалась окончательной. Но Иван понимал, что где-то за рекой есть царство злодея. Когда братья засобирались домой, юноша попросил время, чтобы пойти на место боя и отыскать платок. Это показывает, каким был Иван - крестьянский сын. Описание героя говорит, что он был далеко не глупым человеком и, несмотря на юный возраст, мог думать и анализировать ситуацию. Отправившись в царстве чудища, Иван оказался прав.

У чудовища были две жены и мать, которые планировали месть ненавистным братьям. Услышав все запланированные пакости, Иван вернулся к братьям и не сказал ни слова. Они отправились домой, а по пути младший брат всячески отводил их от всех невзгод, не дав коварным мстителям погубить их. Это показывает, что Иван достаточно скромен и не стал показывать то, что он все предусмотрел заранее. Они спокойно дошли до дома и стали героями.

Даже краткое описание Ивана - крестьянского сына показывает всю картину доброго и нетщеславного парня. Он действовал исключительно в интересах жизни своей семьи и своего народа, не ожидая похвалы и одобрения.

Описание Ивана - крестьянского сына

Рассматривая общую картину сказки, можно заметить, как растет в глазах слушателей Иван. В начале сказки он предстает как самый младший. Этим автор хотел подчеркнуть юность главного героя, который «напросился» со своими братьями, а это означает, что возраст героя не подходил под стандарт русского мужчины, способного на сражение. Уже позже в сказке отмечается чуткость молодого парня, который увидел, что старший брат заснул. - крестьянского сына дает понять, что парень, несмотря на возраст, умел принимать самостоятельные решения. Он не стал будить ни одного из братьев, а сам ринулся в бой.


Главный герой демонстрирует, что не обязательно быть большим и сильным, чтобы быть храбрым и
отважным. Отчетливо герой показывает уважение к старшим, которых во все времена уважали и почитали. Иван не принял поступок братьев за предательство, а с уважением отнесся к безответственности старших.

После последнего боя Иван проявляет смекалку и остроту ума. Он решает проверить, а действительно ли бой окончен, и отправляется в царство чудовища. Благодаря этому он очередной раз спасает братьев и не требует похвалы и признания, что показывает скромность главного героя и его желание помогать безвозмездно. из сказки служит не только захватывающим сказанием, но и показателем настоящего мужчины. Герой наделен невероятным количеством положительных сторон, которые присущи человеку во все времена.

Внешность Ивана

Благодаря знаменитой сказке можно представить подробное описание Ивана - крестьянского сына, но не его внешности. Ведь сказание позволяет слушателю самому вообразить главного героя и построить гипотезу о его внешнем виде. Так как Иван - самый младший сын, то можно предположить, что это парень невысокого роста или юноша в самом рассвете сил.


Братья отправляются из отчего дома, что означает отсутствие специализированной одежды для войны. Поэтому, скорее всего, Иван был одет в обычную крестьянскую рубашку, штаны и лапти. На голове, судя по сказанию, у Ивана шапка. Художники изображают главного героя по-своему, ровно так же, как и слушатель восхитительного народного творчества. Поэтому описание внешности Ивана - крестьянского сына не имеет однозначного образа.

Вывод

Народные сказки всегда являлись примером поведения, формируя в каждом человеке общую картину мира и поступков. Именно поэтому сказки так важны для каждого человека, будь то маленький ребенок или уже взрослый слушатель. Описание Ивана - крестьянского сына дает людям прекрасный пример того, какими чертами характера должен обладать человек, чтобы, несмотря на возраст и социальное положение, уметь легко превратиться из простого крестьянина в настоящего героя.

Иван-крестьянский сын и чудо-юдо

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали.
Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-сёла огнём спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие сы­новья утешают их:
- Не горюйте, батюшка и матушка! Пойдём мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть! А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: он ещё очень молод, чтоб на бой идти. - Нет, - говорит Иванушка, - не хочу дома оставать­ся, пойду и я с чудом-юдом биться!
Не стали старик со старухой его удерживать да отгова­ривать. Снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья дубины тяжёлые, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали. Долго ли, корот­ко ли ехали - встречается им старый человек.
- Здорово, добрые молодцы!
- Здравствуй, дедушка!
- Куда это вы путь держите?
- Едем мы с поганым чудом-юдом биться-сражаться, родную землю защищать!
- Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не ду­бинки, а мечи булатные.
- А где же их достать, дедушка?
- А я вас научу. Поезжайте-ка вы, добрые молодцы, всё прямо. Доедете вы до высокой горы. А в той горе - пещера глубокая. Вход в неё большим камнем завален. Отвалите камень, войдите в пещеру и найдёте там мечи булатные.
Поблагодарили братья прохожего и поехали прямо, как он учил. Видят - стоит гора высокая, с одной стороны большой серый камень привален. Отвалили братья тот ка­мень и вошли в пещеру. А там оружия всякого - и не соч­тёшь! Выбрали они себе по мечу и поехали дальше.
- Спасибо, - говорят, - прохожему человеку. С меча­ми-то нам куда сподручнее биться будет!
Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смот­рят - кругом ни одной живой души нет. Всё повыжжено, поломано.
Стоит одна маленькая избушка. Вошли братья в избуш­ку. Лежит на печке старуха да охает.
- Здравствуй, бабушка! - говорят братья.
- Здравствуйте, молодцы! Куда путь держите?
- Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост. Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.
- Ох, молодцы, за доброе дело взялись! Ведь он, зло­дей, всех разорил, разграбил! И до нас добрался. Только я одна здесь уцелела...
Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.
Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту. По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, лежат кости человеческие. Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.
- Ну, братцы, - говорит Иван, - заехали мы в чуже­дальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди в дозор ходить, чтоб чудо-юдо через калиновый мост не пропустить.
В первую ночь отправился в дозор старший брат. Про­шёл он по берегу, посмотрел за реку Смородину - всё тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Лёг старший брат под ракитов куст и заснул крепко, захрапел громко. А Иван лежит в избушке - не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине. Смотрит - под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить. Спрятался под калиновый мост, стоит, переезд сторожит. Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали - подъезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинового моста - конь под ним споткнулся, чёрный ворон на плече встрепенулся, позади чёрный пёс ощетинился. Говорит чудо-юдо шестиголовое:
- Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты, чёрный во­рон, встрепенулся? Почему ты, чёрный пёс, ощетинился? Или вы чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он ещё не родился, а если и родился, так на бой не сгодился! Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!
Вышел тут Иван - крестьянский сын из-под моста и го­ворит:
- Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелил ясного сокола - рано перья щипать! Не узнал доброго молодца - нечего срамить его! Давай-ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится.
Вот сошлись они, поравнялись да так ударились, что кругом земля загудела.
Чуду-юду не посчастливилось: Иван - крестьянский сын с одного взмаха сшиб ему три головы.
- Стой, Иван - крестьянский сын! - кричит чудо-юдо. - Дай мне передохнуть! - Что за отдых! У тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна. Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.
Снова они сошлись, снова ударились.
Иван - крестьянский сын отрубил чуду-юду и послед­ние три головы. После того рассёк туловище на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под ка­линовый мост сложил. Сам в избушку вернулся и спать улёгся.
Поутру приходит старший брат. Спрашивает его Иван:
- Ну что, не видал ли чего?
- Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала! Иван ему ни словечка на это не сказал.
На другую ночь отправился в дозор средний брат. Похо­дил он, походил, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул.

Русские народные сказки - это один из видов фольклорной прозы, который составляет значительную часть от всего народного устного творчества древней Руси. Сказки являются важной частью русской культуры и по праву могут считаться национальным достоянием.

Некоторые сказки относительно просты и понятны даже маленьким детям, например, «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и другие. Другие произведения имеют более сложный сюжет - к ним относится в том числе и сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо».

Краткий сюжет

Как и многие сказки русского народа, это произведение начинается традиционными словами «в некотором царстве, в некотором государстве…». Одними из второстепенных персонажей являются старик и старуха.

Главный герой - младший из трех их сыновей по имени Иванушка. Иван со своими братьями трудился на пашне и засевал хлеб, пока на его родину не напало Чудо-Юдо. Втроем братья решили сразиться с чудовищем и поехали на реку Смородину.

Дальнейший сюжет развивается так, что, вопреки ожиданиям, Иванушка в одиночку побеждает Чудо-Юдо, а также трех его жен и мать, желавших отомстить. После этого Иван возвращается домой. Сказка заканчивается словами «стали они жить да поживать...». В данном случае - «землю пахать да хлеб сеять».

Вопросы, которые можно составить к сказке

  1. Сколько детей было у старика и старухи и как звали младшего из них?
  2. Чем занимались братья до битвы с Чудом-Юдом?
  3. Как Чудо-Юдо хотело истребить людей и захватить царство?
  4. Кого братья встретили на пути к реке Смородине?
  5. Как Чудо-Юдо почувствовало присутствие Ивана?
  6. Что Иван приказал братьям перед битвой с чудовищем?
  7. Почему головы Чуда-Юда отрастали вновь, несмотря на то что Иван срубал их мечом?
  8. Как хотели отомстить жены и мать Чуда-Юда?

Характеристика Ивана - крестьянского сына

Задание написать характеристику одного из героев на уроках литературы может быть как самостоятельным, так и быть дополнительным заданием при написании сочинения или анализа сказки.

Так как в сказке не уделяется много внимания внешности персонажей, основную часть характеристики Ивана - крестьянского сына составляет описание характера и внутренних качеств.

Именем Иванушка в русских народных сказках зовут глупых персонажей, от которых остальные не ожидают ничего особенного. Но, вопреки ожиданиям, Иван оказывается самым умным, храбрым и ответственным из всех трех братьев. Он не побоялся вступить в бой с Чудом-Юдом, а во время битвы, помимо храбрости и отваги, проявил находчивость и смекалку, что помогло ему победить.

Сам в избушку вернулся. Лег и заснул, будто ничего не случилось.
Утром приходит средний брат.
- Ну что, - спрашивает Иван, - не видал ли ты за ночь чего?
- Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар не пищал.
- Ну, коли так, пойдемте со мной, братцы дорогие, я вам и комара и муху покажу.
Привел Иван братьев под калиновый мост, показал им чудо - юдовы головы.
- Вот, - говорит, - какие здесь по ночам мухи да комары летают. А вам, братцы, не воевать, а дома на печке лежать!
Застыдились братья.
- Сон, - говорят, - повалил…
На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван.
- Я, - говорит, - на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист - выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.
Пришел Иван - крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается. Только пошло время за полночь, сырая земля заколебалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали. Выезжает чудо - юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем - пламенем пышут. Конь у чуда - юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо - юдо на калиновый мост - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился. Чудоюдо коня плеткой по бокам, ворона - по перьям, пса - по ушам!
- Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: только дуну - и праху его не останется! Вышел тут из - под калинового моста Иван - крестьянский сын:
- Погоди, чудо - юдо, хвалиться, как бы тебе не осрамиться!
- А, так это ты, Иван - крестьянский сын? Зачем пришел сюда?
- На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей храбрости испробовать!
- Куда тебе мою храбрость пробовать! Ты муха передо мной!
Отвечает Иван - крестьянский сын чуду - юду:
- Пришел я не сказки тебе рассказывать и не твои слушать. Пришел я насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!
Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду - юду три головы. Чудо - юдо подхватил эти головы, чиркнул по ним своим огненным пальцем, к шеям приложил, и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали.
Плохо пришлось Ивану: чудо - юдо свистом его оглушает, огнем его жжет - палит, искрами его осыпает, по колени в сырую землю его вгоняет… А сам посмеивается:
- Не хочешь ли ты отдохнуть, Иван - крестьянский сын.
- Что за отдых? По - нашему - бей, руби, себя не береги! - говорит Иван.
Свистнул он, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стекла в окнах повыбивала, а братья спят, ничего не слышат.
Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз, сильнее прежнего, и срубил чуду - юду шесть голов. Чудо - юдо подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил - и опять все головы на местах. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю.
Видит Иван - дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а браться все спят, ничего не слышат.
В третий раз размахнулся Иван - крестьянский сын, срубил чуду - юду девять голов. Чудо - юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил - головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в сырую землю по самые плечи… Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась. Тут только братья проснулись, слышат Иванов конь громко ржет да с цепей рвется. Бросились они на конюшню, спустили коня, "а следом за ним и сами побежали.
Иванов конь прискакал, стал бить чудо - юдо копытами. Засвистел чудо - юдо, зашипел, начал коня искрами осыпать.
А Иван - крестьянский сын тем временем вылез из земли, изловчился и отсек чуду - юду огненный палец. После того давай рубить ему головы. Сшиб все до единой! Туловище на мелкие части рассек и побросал в реку Смородину.
Прибегают тут братья.
- Эх, вы! - говорит Иван. - Из - за сонливости вашей я чуть головой не поплатился!
Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили.
Поутру рано Иван встал, начал одеваться - обуваться.
- Куда это ты в такую рань поднялся? - говорят братья. - Отдохнул бы после такого побоища!
- Нет, - отвечает Иван, - не до отдыха мне: пойду к реке Смородине свой кушак искать - обронил там.
- Охота тебе! - говорят братья. - Заедем в город - новый купишь.
- Нет, мне мой нужен!
Отправился Иван к реке Смородине, да не кушак стал искать, а перешел на тот берег через калиновый мост и прокрался незаметно к чудо - юдовым каменным палатам. Подошел к открытому окошку и стал слушать - не замышляют ли здесь еще чего?
Смотрит - сидят в палатах три чудо - юдовых жены, да мать, старая змеиха. Сидят они да сговариваются. Первая говорит:
- Отомщу я Ивану - крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама обернусь колодцем. Захотят они воды выпить - и с первого же глотка мертвыми свалятся!
Это ты хорошо придумала! - говорит старая змеиха.
Вторая говорит:
- А я забегу вперед и обернусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть - тут их и разорвет на мелкие кусочки!
- И ты хорошо придумала! - говорит старая змеиха.
- А я, - говорит третья, - напущу на них сон да дрему, а сама забегу вперед и обернусь мягким ковром с шелковыми подушками. Захотят братья полежать - отдохнуть - тут - то их и спалит огнем! - И ты хорошо придумала!
- молвила змеиха. - Ну, а если вы их не сгубите, я сама обернусь огромной свиньей, догоню их и всех троих проглочу!
Подслушал Иван - крестьянский сын эти речи и вернулся к братьям.
- Ну что, нашел ты свой кушак? - спрашивают братья.
- Нашел.
- И стоило время на это тратить!
- Стоило, братцы!
После того собрались братья и поехали домой. Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный. Пить хочется - терпенья нет! Смотрят братья - стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает.
Говорят они Ивану:
- Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьем и коней напоим!
- Неизвестно, какая в том колодце вода, - отвечает Иван. - Может, гнилая да грязная.
Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Тут спустился туман, жара спала - пить не хочется.
- Вот видите, братцы, какая вода в колодце была, - говорит Иван. Поехали они дальше. Долго ли, коротко ли ехали - увидели яблоньку.
Висят на ней яблоки, крупные да румяные.
Соскочили братья с коней, хотели было яблочки рвать. А Иван забежал вперед и давай яблоню мечом под самый корень рубить. Завыла яблоня, закричала…
- Видите, братцы, какая это яблоня? Невкусные на ней яблочки!
Сели братья на коней и поехали дальше. Ехали они, ехали и сильно утомились. Смотрят - разостлан на поле ковер узорчатый, мягкий, а на нем подушки пуховые. - Полежим на этом ковре, отдохнем, подремлем часок! - говорят братья.
- Нет, братцы, не мягко будет на этом ковре лежать! - отвечает им Иван.
Рассердились на него братья:
- Что ты за указчик нам: того нельзя, другого нельзя!
Иван в ответ ни словечка не сказал. Снял он свой кушак, на ковер бросил. Вспыхнул кушак пламенем и сгорел.
- Вот с вами то же было бы! - говорит Иван братьям.
Подошел он к ковру и давай мечом ковер да подушки на мелкие лоскутья рубить. Изрубил, разбросал в стороны и говорит:
- Напрасно вы, братцы, ворчали на меня! Ведь и колодец, и яблоня, и ковер - все это чудо - юдовы жены были.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали.

Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А сыновья утешают их:

Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка остается: он еще очень молод, чтоб на бой идти.

Нет, - говорит Иван, - не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!

Не стали старик со старухой Иванушку удерживать да отговаривать, и снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.

Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят - кругом ни одной живой души нет, все повыжжено, поломано, стоит одна маленькая избушка, еле держится. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.

Здравствуй, бабушка, - говорят братья.

Здравствуйте, добрые молодцы! Куда путь держите?

Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калинов мост. Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.

Ох, молодцы, за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал. Ближние царства - хоть шаром покати. И сюда заезжать стал. В этой стороне только я одна и осталась: видно, я чуду-юду и на еду не гожусь.

Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.

Подъезжают к самой реке Смородине, к калинову мосту. По всему берегу лежат кости человеческие.

Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.

Ну, братцы, - говорит Иван, - заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди на дозор ходить, чтоб чудо-юдо через калинов мост не пропустить.

В первую ночь отправился на дозор старший брат. Прошел он по берегу, посмотрел на реку Смородину - все тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Он лег под ракитов куст и заснул крепко, захрапел громко.

А Иван лежит в избушке, никак заснуть не может. Не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине. Смотрит - под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить, спрятался под калинов мост, стоит, переезд сторожит.

Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали - выезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинова моста - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился.

Говорит чудо-юдо шестиголовое:

Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился - так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну - только мокренько будет!

Вышел тут Иван - крестьянский сын, из-под моста и говорит:

Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего хулить его. Давай-ка лучше силы пробовать; кто одолеет, тот и похвалится.

Вот сошлись они, поравнялись да так жестоко ударились, что кругом земля простонала.

Чуду-юду не посчастливилось: Иван - крестьянский сын, с одного размаху сшиб ему три головы.

Стой, Иван - крестьянский сын! - кричит чудо-юдо. - Дай мне роздыху!

Что за роздых! У тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна! Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.

Снова они сошлись, снова ударились.

Иван - крестьянский сын отрубил чуду-юду и последние три головы. После того рассек туловище на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калинов мост сложил. Сам в избушку вернулся.

Поутру приходит старший брат. Спрашивает его Иван:

Ну, что, не видел ли чего?

Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала.

Иван ему ни словечка на это не сказал.

На другую ночь отправился в дозор средний брат. Походил он, походил, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул.

Иван и на него не понадеялся. Как пошло время за полночь, он тотчас снарядился, взял свой острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под калинов мост и стал караулить.

Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались - выезжает чудо-юдо девятиголовое. Только на калинов мост въехал - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился... Чудо-юдо коня - по бокам, ворона - по перьям, пса - по ушам!

Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился - так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!

Выскочил Иван - крестьянский сын из-под калинова моста:

Погоди, чудо-юдо, не хвались, прежде за дело примись! Еще неведомо, чья возьмет.

Как махнет Иван своим булатным мечом раз, два, так и снес у чуда-юда шесть голов. А чудо-юдо ударил-по колена Ивана в сыру землю вогнал. Иван - крестьянский сын захватил горсть земли и бросил своему супротивнику прямо в глазищи. Пока чудо-юдо глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы. Потом взял туловище, рассек на мелкие части и побросал в реку Смородину, а девять голов под калинов мост сложил. Сам в избушку вернулся, лег и заснул.

Утром приходит средний брат.

Ну, что, - спрашивает Иван, - не видал ли ты за ночь чего?

Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар рядом не пищал.

Ну, коли так, пойдемте со мной, братцы дорогие, я вам и комара и муху покажу!

Привел Иван братьев под калинов мост, показал им чудо-юдовы головы.

Вот, - говорит, - какие здесь по ночам мухи да комары летают! Вам не воевать, а дома на печке лежать.

Застыдились братья.

Сон, - говорят, - повалил...

На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван.

Я, - говорит, - на страшный бой иду, а вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист - выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.

Пришел Иван - крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается.

Только пошло время за полночь, сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали... Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем-пламенем пышут. Конь чуда-юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо-юдо на калинов мост - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился. Чудо-юдо коня плеткой по бокам, ворона - по перьям, пса - по ушам!

Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился - так на бой не сгодился: я только дуну - его и праху не останется!

Вышел тут из-под калинова моста Иван - крестьянский сын:

Погоди хвалиться: как бы не осрамиться!

Это ты, Иван - крестьянский сын! Зачем пришел?

На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей крепости испробовать.

Куда тебе мою крепость пробовать! Ты муха передо мной.

Отвечает Иван - крестьянский сын чуду-юду:

Я пришел ни тебе сказки рассказывать, ни твои слушать. Пришел я насмерть воевать, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!

Размахнулся Иван своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы. Чудо-юдо подхватил эти головы, черкнул по ним своим огненным пальцем - и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали.

Плохо пришлось Ивану - крестьянскому сыну: чудо-юдо свистом его оглушает, огнем жжет-палит, искрами осыпает, по колено в сыру землю вгоняет. А сам посмеивается:

Не хочешь ли отдохнуть, поправиться, Иван - крестьянский сын?

Что за отдых! По-нашему - бей, руби, себя не береги! - говорит Иван.

Свистнул он, гаркнул, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья остались. Рукавица все стекла в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат.

Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз, сильнее прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов.

Чудо-юдо подхватил свои головы, черкнул огненным пальцем - и опять все головы на местах. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сыру землю.

Видит Иван - дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат.

В третий раз размахнулся Иван - крестьянский сын еще сильнее и срубил чуду-юду девять голов. Чудо-юдо подхватил их, черкнул огненным пальцем - головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в землю по самые плечи.

Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась.

Тут только братья проснулись, слышат - Иванов конь громко ржет да с цепей рвется.

Бросились они на конюшню, спустили коня, а следом за ним и сами Ивану на помощь побежали.

Иванов конь прибежал, начал бить чудо-юдо копытами. Засвистел чудо-юдо, зашипел, стал искрами коня осыпать... А Иван - крестьянский сын тем временем вылез из земли, приловчился и отсек чуду-юду огненный палец. После того давай рубить ему головы, сшиб все до единой, туловище на мелкие части рассек и побросал все в реку Смородину.

Прибегают тут братья.

Эх вы, сони! - говорит Иван. - Из-за вашего сна я чуть-чуть головой не поплатился.

Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили.

Поутру ранёшенько Иван встал, начал одеваться-обуваться.

Куда это ты в такую рань поднялся? - говорят братья. - Отдохнул бы после такого побоища.

Нет, - отвечает Иван, - не до отдыха мне: пойду к реке Смородине свой платок искать - обронил таки.

Охота тебе! - говорят братья. - Заедем в город - новый купишь.

Нет, мне тот нужен!

Отправился Иван к реке Смородине, перешел на тот берег через калинов мост и прокрался к чудо-юдовым каменным палатам. Подошел к открытому окошку и стал слушать, не замышляют ли здесь еще чего. Смотрит - сидят в палатах три чудо-юдовы жены да мать, старая змеиха. Сидят они да сами сговариваются.

Старшая говорит:

Отомщу я Ивану - крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама оборочусь колодцем. Захотят они воды испить и с первого же глотка лопнут!

Это ты хорошо придумала! - говорит старая змеиха.

Вторая сказала:

А я забегу вперед и оборочусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть - тут их и разорвет на мелкие частички!

И ты хорошо вздумала! - говорит старая змеиха.

А я, - говорит третья, - напущу на них сон да дрему, а сама забегу вперед и оборочусь мягким ковром с шелковыми подушками. Захотят братья полежать, отдохнуть - тут-то их и спалит огнем!

Отвечает ей змеиха:

И ты хорошо придумала! Ну, невестки мои любезные, если вы их не сгубите, то завтра я сама догоню их и всех троих проглочу.

Выслушал Иван - крестьянский сын все это и вернулся к братьям.

Ну что, нашел ты свой платочек? - спрашивают братья.

И стоило время на это тратить!

Стоило, братцы!

После того собрались братья и поехали домой.

Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, что терпенья нет, жажда измучила. Смотрят братья - стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает. Говорят они Ивану:

Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьем и коней напоим.

Неизвестно, какая в том колодце вода, - отвечает Иван. - Может, гнилая да грязная.

Соскочил он со своего коня доброго, начал этот колодец мечом сечь да рубить. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Вдруг спустился туман, жара спала, и пить не хочется.

Вот видите, братцы, какая вода в колодце была! - говорит Иван.

Долго ли, коротко ли - увидели яблоньку. Висят на ней яблоки спелые да румяные.

Соскочили братья с коней, хотели было яблочки рвать, а Иван - крестьянский сын забежал вперед и давай яблоню мечом сечь да рубить. Завыла яблоня, закричала...

Видите, братцы, какая это яблоня? Невкусные на ней яблоки!

Ехали они, ехали и сильно утомились. Смотрят - лежит на поле ковер мягкий, и на нем подушки пуховые.

Полежим на этом ковре, отдохнем немного! - говорят братья.

Нет, братцы, не мягко будет на этом ковре лежать! - отвечает Иван.

Рассердились на него братья:

Что ты за указчик нам: того нельзя, другого нельзя!

Иван в ответ ни словечка не сказал, снял свой кушак и на ковер бросил. Вспыхнул кушак пламенем - ничего не осталось на месте.

Вот и с вами то же было бы! - говорит Иван братьям.

Подошел он к ковру и давай мечом ковер да подушки на мелкие лоскутки рубить. Изрубил, разбросал в стороны и говорит:

Напрасно вы, братцы, ворчали на меня! Ведь и колодец, и яблонька, и ковер этот - все чудо-юдовы жены были. Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли!

Много ли, мало ли проехали - вдруг небо потемнело, ветер завыл, загудел: летит за ними сама старая змеиха. Разинула пасть от неба до земли - хочет Ивана с братьями проглотить. Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили змеихе в пасть.

Обрадовалась змеиха - думала, что Ивана - крестьянского сына с братьями захватила. Остановилась и стала жевать соль. А как распробовала да поняла, что это не добрые молодцы, снова помчалась в погоню.

Видит Иван, что беда неминучая, - припустил коня во всю прыть, а братья за ним. Скакали-скакали, скакали-скакали...

Смотрят - стоит кузница, а в той кузнице двенадцать кузнецов работают.

Кузнецы, кузнецы, - говорит Иван, - пустите нас в свою кузницу!

Пустили кузнецы братьев, сами за ними кузницу на двенадцать железных дверей закрыли, на двенадцать кованых замков.

Подлетела змеиха к кузнице и кричит:

Кузнецы, кузнецы, отдайте мне Ивана - крестьянского сына с братьями! А кузнецы ей в ответ:

Пролижи языком двенадцать железных дверей, тогда и возьмешь!

Принялась змеиха лизать железные двери. Лизала-лизала, лизала-лизала - одиннадцать дверей пролизала. Осталась всего одна дверь...

Устала змеиха, села отдохнуть.

Тут Иван - крестьянский сын выскочил из кузницы, поднял змеиху да со всего размаху ударил ее о сыру землю. Рассыпалась она мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись, без страха люди жить стали.

А Иван - крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери, и стали они жить да поживать, поле пахать да хлеб собирать.