Заточение во враждебном мире. Экспрессионизм

И возненавидел я жизнь, потому что противны стали дела, которые делаются под солнцем, ибо всё – суета и томление духа.
Экклезиаст

Картина Эдварда Мунка "Крик" - символ экспрессионизма

В 1905 году в Германии возникло движение против академизма в живописи, во главе которого находилось несколько студентов-архитекторов (Э. Хеккель, Э. Л. Кирхнер, К. Шмидт-Ротлуф), объединившихся в дрезденскую группу «Мост» и изображавших самые отвратительные места большого города, порочного и умирающего (см. стихотворения Г. Гейма «Демоны города», «Молох большого города», «Проклятья большим городам»). Их эксперименты в живописи положили начало новому художественному направлению – экспрессионизму – искусству выражения (от лат. expressio – «выражаю»).

Поэты, драматурги и художники, близкие экспрессионизму, были бунтарями и в искусстве, и в жизни. Они искали новые скандальные формы самовыражения, мир в их произведениях представал в гротескном обличье, а буржуазная действительность – в виде карикатур.
Поэт и теоретик экспрессионизма Казимир Эдшмид утверждал: «Мир существует. Повторять его нет смысла». Тем самым он и его последователи бросили вызов натурализму и реализму. Единственной реальностью экспрессионисты провозгласили субъективный духовный мир человека, находящегося в состоянии аффекта, а целью искусства – выражение этого мира . Задача художника заключается в том, чтобы не подражать реальности, а выражать к ней свое негативное отношение, чтобы изображать не саму действительность, а её внутреннюю суть.

Художники, музыканты и поэты, объединившиеся вокруг русского живописца Василия Кандинского, издавали в Мюнхене альманах «Синий всадник». Они решили освободиться от предметной и сюжетной зависимости и обращались к духовному миру человека посредством цвета и звука.

В 20 веке мир предстал человеку в беспокойном хаотичном движении непонятных и враждебных сил. Герой экспрессионистов – отчужденный, растерянный человек, захлёстываемый эмоциональными порывами, живущий во враждебном ему мире. Художественный символ экспрессионизма – картина Эдварда Мунка «Крик» : на фоне урбанистического пейзажа изображен человек с открытым в экстазе ужаса ртом. Единственная связь человека с миром – ужас по поводу дисгармонии этого мира . Человеку в отчуждённом мире остаётся только кричать без всякой надежды на помощь. Таким образом, ведущей в эстетике экспрессионизма, искусство которого – это протест против чувства обреченности, становится категория разорванности.

Другой теоретик экспрессионизма, Ф. Марк, выдвинул тезис, что суметь вновь стать чистым перед лицом сегодняшнего смятения умов возможно только с помощью полной изоляции собственной жизни и собственного дела.

Безысходность – одна из концепций данного художественного направления, поэтому в произведениях экспрессионистов читатель не найдёт ответа на вопрос о смысле жизни. «Я хочу быть человеком, но это невозможно во враждебном личности мире», – такова этическая установка экспрессионизма.

Крупнейший представитель экспрессионизма Франц Кафка (1883-1924) одним из первых ощутил незащищенность человека от общественных институтов: человек может внезапно попасть под следствие, им могут заинтересоваться люди, за спиной которых стоят тёмные и непонятные силы (роман «Процесс» ); человек может тщетно до самой смерти добиваться права на проживание в этом мире (роман «Замок» ). В новелле «Охотник Гракх» главный герой «висит» между бытием и небытием: он умер полторы тысячи лет назад, но он ни жив ни мёртв, и всё плавает в своей старой лодке. Когда его просят рассказать, что с ним произошло, Гракх отвечает, что не видит связи ни в явлениях мира, ни в мыслях людей.
Рассказ (по другим источникам - повесть) Кафки "Превращение" ("Die Verwandlung") была написана в 1912 году. Внутренняя сущность "маленького человека", коммивояжера, единственного финансиста своей большой семьи Грегора Замзы в одно не самое прекрасное утро получила телесное воплощение: он превратился в отвратительное насекомое. Муки человека, ставшего насекомым, но сохранившего здравый рассудок, показаны в этом произведении. Показательно, что Грегора больше всего беспокоит не само превращение, а невозможность быть опорой для семьи, неспособность работать. Он оказывается один перед лицом безжалостной и бессмысленной судьбы.

Личности, особое пространство со своими типажами и законами. Враждебный мир - темный мир. Другое название - мир

Враждебный мир - мир, с которым нужно воевать. Своих - мало, врагов - много. Изначально человек человеку - волк. Пока кто-то не зарекомендовал себя с лучшей стороны - не подпускаем его близко. А когда зарекомендовал - тоже не подпускаем, потому что он наверняка втирается в доверие, чтобы узнать больные точки. Поселенцы такого мира боятся манипуляций от всех, даже от близких людей. Любые перемены - страшно. Этот мир темный и опасный, здесь можно только воевать. Или - мир бояться, если воевать невозможно.

Незнакомый человек во враждебном мире - враг, до тех пор, пока не доказал обратного. От него нужно защищаться, а лучше - самому напасть первому. Ударить словом, недоверием, холодностью. Во враждебном мире, полном опасностей, свой защитит, а чужой - нет. «Свой» для нас всегда «хороший», а «чужой» - если не враг, то, по крайней мере, внушающий опасения. Со своим мы вместе и дружим, от чужого мы держимся на расстоянии. Впрочем, во враждебном мире у нас есть силы дать им отпор, в отличие от Страшного мира , где у нас сил сопротивляться уже нет.

Дети часто дерутся, но с Враждебным миром знакомы мало. Ситуативные состояния и переживания враждебности возможны в любом возрасте, но как базовое мировосприятие, "Мир враждебен" очень характерен для подросткового возраста, после в благополучном варианте сменяется более высоким тоном, однако снова приходит к большинству людей . "Мир враждебен!" - одна из самых популярных тем не только подросткового возраста как такового, но и всего тяжелого рока на музыкального направления в целом.

Эмоции и эмоциональные состояния, характерные для Враждебного мира: и , обида. , возмущение. , . . Это темный мир

"Мир враждебен" - установка, открывающая ворота во Враждебный мир. Убеждение, характерное для жителей Враждебного мира. Внушение, убивающее жителей Дружественного мира.

Противоядие

Лозунг "Мир дружественен", тем более "Мир прекрасен" противоядием не является. У жителей Враждебного мира такой взгляд на мир вызывает протест и отторжение, как слишком контрастный с их мироощущением.

Противоядием от внушения "Мир враждебен" является спокойное отношение только с элементами дружественности и внушением "Мир разный. Чаще - мир обычен, к людям надо присматриваться и разбираться, какие они. Бывают и нормальные". Смотри

Экспрессионизм (термин expressionism введен французским художественным критиком Луи Воселем после серии картин Ж.А. Эрве "Экспрессионизм" 1901; по другой версии, название дано не художниками, а критикой по доминантному признаку - повышенной, взвинченной эмоциональности, экспрессивности) трудноуловим для обобщающей характеристики из-за многообразия его групп, оттенков, ответвлений. Термин "экспрессионизм" впервые употребил Курт Хиллер1 в 1911 г. по отношению к литературе. Он говорил о новом искусстве: "...экспрессионизм как способ переживания, норма поведения охватывает все мировоззрение".

Австрийский писатель Герман Бар в книге об экспрессионизме (1914) причисляет к этому художественному направлению А. Матисса, Ж. Брака, П. Пикассо, футуристов, фовистов, членов немецких объединений "Мост" и "Синий всадник", венцев Оскара Кокошку и Эгона Шиле. Этот список не точный (футуристы и фовисты здесь ни при чем; это самостоятельные художественные направления).

Главный редактор журнала "Штурм" Герхарт Вальден считает, что экспрессионизм - это искусство, придающее форму глубинному внутреннему опыту. Оттенки стиля не так важны, главное - отказ художника от подражания природе. Немецкий поэт-экспрессионист Готфрид Бенн отмечает, что экспрессионизм - это "восстание, в котором есть прорыв, экстаз, ярость, жажда нового человечества; это язык, который, взрываясь, взрывает весь мир". Экспрессионистское произведение разрушает реальность ради построения новой, более гуманной реальности и подразумевает эстетическое, этическое преобразование общества.

Экспрессионизм - это направление, и следует найти его концептуальный инвариант.

Художественная концепция

Экспрессионизм - художественное направление, утверждающее: отчужденный человек живет во враждебном мире. В качестве героя времени экспрессионизм выдвинул мятущуюся, захлестываемую эмоциями личность, не способную внести гармонию в разрываемый страстями мир.

Искусство экспрессионизма отражает смятенную хаосом мира индивидуальность. Эта особенность экспрессионизма проявилась в живописи и графике Э. Кирхнера ("Американские танцовщики"), О. Кокошки ("Этюд пером", "Портрет Вальдена").

Согласно художественной концепции экспрессионизма, сущностные силы личности отчуждены в противостоящих человеку и враждебных ему общественных институтах: все безысходно. Экспрессионизм - выражение боли художника-гуманиста по поводу несовершенства мира. Концепция личности экспрессионизма: человек - существо эмоциональное, "природное", чуждое индустриальному и рациональному, урбанистическому миру, в котором вынужден жить.

Основные черты экспрессионистской концепции человека явственно видны в новелле "Охотник Гракх". Гракх изображен "повисшим" между бытием и небытием: он ни жив, ни мертв, он не находится ни в посюстороннем, ни в потустороннем мире. Полторы тысячи лет после своей смерти Гракх в старой лодке "носится без руля по воле ветра, который дует в низших областях смерти" (Кафка. 1965. С. 534).

Однажды в порту охотника посещает гость и просит рассказать коротко, но связно, что с ним произошло. На это Гракх отвечает, что он не видит связи ни в явлениях мира, ни в мыслях людей, хотя они упорно кричат о связанности всего и вся. Шекспировский Гамлет трагически ощущал порвавшуюся связь времен. Герой Кафки восстает против всякой связи, даже против связности в изложении мысли: мир принципиально хаотичен, время и пространство разорваны.

Одинокий Гракх настолько отрешен от мира, что отпадают противоречия между Я и действительностью, между жизнью и смертью.

Немецкий искусствовед С. Эйнштейн перечислял особенности художественной концепции экспрессионизма: отказ от всего индивидуального, личностного; стремление к унифицированным, "стандартизованным" социальным структурам (Einstein. 1926. S. 116).

существует такой странный парадокс - мы не можем без мира. С самого начала - если ребенка не обнимает и не гладит мама или папа, если они не разговаривают с ним, не улыбаются ему, или если у ребенка их вообще нет - он не может стать человеком. Не осваивает речь или делает это с большим трудом.
Если у него нет социальной группы - он не может сформировать идентичность и индивидуальность.
Если у него нет близких людей - у него нет близости, доверия и принятия.

И при этом же мир содержит в себе много опасностей. Те же родители наносят ребенку множество ран - и психологических, и телесных, а некоторые - и сексуальных (как в психологическом, так и в физическом смысле).
И это не говоря уже о детском саде, школе, работе.

И этот парадокс длится всю нашу жизнь - с одной стороны, если мы ничего не даем в мир, не коммуницируем с ним, не заботимся о нем - нам странно чего-то от него ждать. С другой стороны, если у нас картина мира такая, что мир враждебен, недружественен, просто так ничего не даст, а то и даст по голове - то, что мы в него кладем, начинает тоже деформироваться, и тем меньше мы получаем ответ. А нам-то кажется, что мы кладем много, потому что мы преодолеваем огромное внутреннее сопротивление: картинка искажается.
И все больше агрессии, обиды, ощущения несправедливости: меня используют, я все, а мне ничего, у меня не получается получить то, что я хочу, все люди - сволочи, никто во мне не заинтересован или же - я одинок, меня никто не понимает, я всегда в стороне.
Некоторые из моих клиентов углубляются в расчеты - я в компании три месяца, и мне положено то-то и то-то, а вот Маша - месяц, и ей положено то-то и то-то. Или "я подарил девушке розу, гладиолус и машину, теперь я могу рассчитывать на..."

И так трудно с этим справиться - я это знаю по себе. Потому что все равно хочется близости - даже психопатам - потому что все равно хочется любви, невозможно постоянно жить в стороне - ведь без группы и близости жизнь начинает исчезать, потому что внезапно девочка Маша, которая в компании три дня, оказывается более принятой и близкой, чем я.
Потому что люди делают совершенно иные выводы и воспринимают мою израненность как отстраненность или агрессию.

И я не всегда знаю, как с этим справиться у вот этого конкретного клиента - конечно, мы исследуем прошлое, настоящее, пробуем научиться больше доверять или иначе себя вести. Но чем жестче его концепция враждебного мира, чем раньше она сформировалась - тем сложнее ее подвинуть.

Мне в свое время помогли две вещи: "мир не враждебен, ему просто наплевать, поэтому имеет смысл жить так, как хочется и искать тех, с кем я могу быть собой - и кого я смогу принять" и "не пытайтесь объяснить злым умыслом то, что можно объяснить человеческой глупостью".
Я не боюсь что-то отдавать миру, потому что я знаю, что я могу позаботиться о себе, не дать слишком много и заранее договориться "а что мне за это будет".
И я получила от мира очень много разного - и плохого, и очень плохого, и хорошего, и очень хорошего. И много всякой непонятной фигни, которую непросто было рассортировать. Потому что он очень разный.

Субъективно, переживание начала родов несет в себе сильный страх и ощущение нависшей смертельной угрозы. Кажется, будто вся наша Вселенная в опасности, но источник этой угрозы остается тайной, ускользающей от наших попыток постичь ее. Поскольку первоначальные изменения имеют химическую природу, они могут ощущаться как болезнь или отравление В крайних случаях человек может чувствовать себя преследуемым или подвергающимся коварному нападению. В попытках найти объяснение, он может приписывать ощущения угрозы ядам, электромагнитному излучению, злым силам, тайным организациям, или даже внеземным влияниям. Судя по всему, спонтанное пробуждение воспоминаний, связанных с внутриутробными нарушениями или с началом процесса родов, относится к числу важных причин параноидальных состояний.

По мере развития и углубления переживаний угрозы, у человека могут возникнуть видение гигантского водоворота и ощущение, что он находится в этой воронке и его неумолимо затягивания в ее центр. Также может казаться, что земля разверзлась и поглощает невольного путешественника в темные лабиринты жуткого подземного мира. Еще одна разновидность тех же самых переживаний - ощущение того, что тебя пожирает архетипическое чудовище, ловит ужасающий спрут или огромный тарантул. Это переживание может достигать фантастических масштабов, словно поглощению подвергается не отдельный человек, а весь мир. Общая атмосфера создает впечатление апокалипсиса, разрушающего безмятежный внутриутробный мир и заменяющего океаническую и космическую свободу эмбриона мучительным заточением и ощущением пребывания во власти неизвестных внешних сил.

Человек, переживающий полное развитие БПМ-II, ощущает себя запертым в вызывающем клаустрофобию мире кошмаров. Зрительное поле становится темным и зловещим, и общая атмосфера напоминает невыносимые душевные и физические муки. Одновременно, полностью теряется связь с линейным временем, и все происходящее кажется вечным, словно оно никогда не кончится. Под влиянием БПМ-II человек избирательно настраивается на самые худшие и безнадежные аспекты существования; он начинает остро осознавать захватывающие его психику темные, безобразные и злые аспекты Вселенной. Вся наша планета выглядит апокалиптическим местом, полным ужаса, страданий, войн, эпидемий, катастроф и стихийных бедствий. В то же время в человеческой жизни невозможно увидеть какие либо положительные аспекты - такие, например, как любовь и дружба, достижения в области науки и искусства или красота природы. В этом состоянии человек видит красивых детей, играющих друг с другом, и думает о том, как они состарятся и умрут, а увидев восхитительную розу, представляет себе, как через несколько дней она завянет.



БПМ-II в почти мистическом смысле соединяет людей со страданиями мира и заставляет их отождествляться со всеми преследуемыми, униженными и угнетенными. В глубоких необычных состояниях, управляемых этой матрицей, мы действительно можем переживать себя тысячами молодых людей, погибших во всех войнах в ходе человеческой истории. Мы можем отождествляться со всеми заключенными, когда либо страдавшими и умиравшими в тюрьмах, камерах пыток, концентрационных лагерях или приютах для умалишенных во всем мире. Среди тем, связанных с этой матрицей, часто встречаются сцены недоедания и голода, а также дискомфорта и опасности, исходящих от мороза, льда и снега. Это, по видимому, связано с тем, что при сокращениях матки прерывается снабжение ребенка кровью, означающей для него питание и тепло. Еще один типичный аспект БПМ-II - это атмосфера бесчеловечного, абсурдного и странного мира автоматов, роботов и механических устройств. Кроме того, к типичному символизму этой матрицы относятся образы человеческих увечий и уродств, а также бессмысленного мира игорных притонов.

БПМ-II сопровождается весьма отчетливыми физическими проявлениями. К ним относятся напряжение всего тела и поза, выражающая чувство попадания в тупик и/или тщетной борьбы. Человек может ощущать мощное давление на голову и тело, тяжесть в груди и разнообразные сочетания сильных физических болей. Голова при этом наклонена вперед, челюсти сомкнуты, подбородок прижат к груди, руки, чаще всего, сложены на груди, а пальцы крепко сжаты в кулаки. Колени нередко бывают согнуты, и ноги прижаты к животу, что довершает картину позы эмбриона. Возможны застой крови в капиллярах и появление красных пятен на различных участках тела.