Белая гвардия тальберг. «Белая гвардия» Булгаков

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 –1940) - писатель с непростой, трагической судьбой, повлиявшей на его творчество. Будучи выходцем из интеллигентной семьи, он не принял революционные перемены и реакцию, что последовала за ними. Идеалы свободы, равенства и братства, навязываемые авторитарным государством, его не воодушевляли, ведь для него, человека с образованием и высоким уровнем интеллекта, был очевиден контраст демагогии на площадях и волны красного террора, захлестнувшей Россию. Он глубоко переживал трагедию народа и посвятил ей роман «Белая гвардия»

С зимы 1923 г. Булгаков приступает к работе над романом «Белая гвардия», где описываются события украинской Гражданской войны конца 1918 г., когда Киев был занят войсками Директории, свергнувшими власть гетмана Павла Скоропадского. В декабре 1918 г. власть гетмана пытались защищать офицерские дружины, куда был либо записан добровольцем, либо, по другим сведениям, был мобилизован Булгаков. Таким образом, роман содержит автобиографические черты - даже номер дома, в котором в годы захвата Киева Петлюрой жила семья Булгаковых, сохранён - 13. В романе эта цифра приобретает символический смысл. Андреевский спуск, где расположен дом, в романе назван Алексеевским, а Киев - просто Городом. Прототипы персонажей - это родные, друзья и знакомые писателя:

  • Николка Турбин, например - это младший брат Булгакова Николай
  • Доктор Алексей Турбин – сам писатель,
  • Елена Турбина-Тальберг - младшая сестра Варвара
  • Сергей Иванович Тальберг - офицер Леонид Сергеевич Карум (1888 – 1968), который, однако, не уехал за границу как Тальберг, а в конечном итоге был сослан в Новосибирск.
  • Прототип Лариона Суржанского (Лариосика)- это дальний родственник Булгаковых, Николай Васильевич Судзиловский.
  • Прототип Мышлаевского, по одной из версий - друг детства Булгакова, Николай Николаевич Сынгаевский
  • Прототип поручика Шервинского - другой друг Булгакова, служивший в войсках гетмана - Юрий Леонидович Гладыревский (1898 – 1968).
  • Полковник Феликс Феликсович Най-Турс - образ собирательный. Он состоит из нескольких прототипов - во-первых, это белый генерал Фёдор Артурович Келлер (1857 – 1918), убитый петлюровцами во время сопротивления и приказавший юнкерам бежать и срывать погоны, осознав бессмысленность боя, во-вторых - это генерал-майор Добровольческой армии Николай Всеволодович Шинкаренко (1890 – 1968).
  • Был прототип и у трусливого инженера Василия Ивановича Лисовича (Василисы), у которого Турбины снимали второй этаж дома - архитектор Василий Павлович Листовничий (1876 – 1919).
  • Прототип футуриста Михаила Шполянского - крупный советский литературовед, критик Виктор Борисович Шкловский (1893 – 1984).
  • Фамилия Турбины - это девичья фамилия бабушки Булгакова.

Однако следует отметить и то, что «Белая гвардия» - не полностью автобиографический роман. Что-то вымышлено – например, то, что мать Турбиных умерла. На самом деле в то время мать Булгаковых, являющаяся прототипом героини, жила в другом доме со вторым мужем. Да и членов семьи в романе меньше, чем было в действительности у Булгаковых. Впервые целиком роман был опубликован в 1927 – 1929 гг. во Франции.

О чём?

Роман «Белая гвардия» - о трагической судьбе интеллигенции в тяжёлые времена революции, после убийства императора Николая II. Книга также повествует о сложном положении офицерства, готового исполнять долг перед отечеством в условиях зыбкой, нестабильной политической обстановки в стране. Белогвардейские офицеры были готовы защищать гетманскую власть, но автор ставит вопрос - есть ли в этом смысл, если гетман сбежал, оставив страну и её защитников на произвол судьбы?

Алексей и Николка Турбины - офицеры, готовые защищать родину и прежнюю власть, но перед жестоким механизмом политической системы они (и такие, как они) оказываются бессильными. Алексея тяжело ранят, и он вынужден бороться уже не за родину и не за оккупированный город, а за свою жизнь, в чём ему помогает женщина, спасшая его от смерти. А Николка в последний момент бежит, спасённый Най-Турсом, которого убивают. При всём желании защищать отечество герои не забывают о семье и доме, о сестре, оставленной мужем. Образ-антагонист в романе - капитан Тальберг, который, в отличие от братьев Турбиных, покидает отечество дом и жену в тяжёлое время и уезжает в Германию.

Кроме того, «Белая гвардия» - роман об ужасах, беззаконии и разрухе, которые творятся в оккупированном Петлюрой городе. В дом инженера Лисовича врываются с поддельными документами бандиты и грабят его, на улицах стрельба, а пан куренной с помощниками - «хлопцами», учинили жестокую, кровавую расправу над евреем, подозревая его в шпионаже.

В финале город, захваченный петлюровцами, отвоёвывают большевики. В «Белой гвардии» ясно выражено отрицательное, негативное отношение к большевизму - как к губительной силе, которая в итоге сотрёт с лица земли всё святое и человеческое, и придёт страшное время. Этой мыслью и завершается роман.

Главные герои и их характеристика

  • Алексей Васильевич Турбин - двадцативосьмилетний доктор, дивизионный врач, который, отдавая долг чести отечеству, вступает в схватку с петлюровцами, когда его часть распустили, так как борьба уже была бессмысленна, но получает серьёзное ранение и вынужден спасаться. Заболевает тифом, находится на грани жизни и смерти, но в итоге выживает.
  • Николай Васильевич Турбин (Николка) - семнадцатилетний унтер-офицер, младший брат Алексея, готовый до последнего сражаться с петлюровцами за отечество и гетманскую власть, но по настоянию полковника убегает, срывая с себя знаки отличия, так как бой уже не имеет смысла (петлюровцы захватили Город, а гетман сбежал). Затем Николка помогает сестре ухаживать за раненым Алексеем.
  • Елена Васильевна Турбина-Тальберг (Елена рыжая) - двадцатичетырёхлетняя замужняя женщина, которую оставил муж. Переживает и молится за обоих братьев, участвующих в военных действиях, ждёт мужа и втайне надеется, что тот вернётся.
  • Сергей Иванович Тальберг - капитан, муж Елены рыжей, неустойчивый в политических взглядах, который меняет их в зависимости от обстановки в городе (действует по принципу флюгера), за что верные своим взглядам Турбины его не уважают. В итоге он покидает дом, жену и ночным поездом уезжает в Германию.
  • Леонид Юрьевич Шервинский - гвардии поручик, щеголеватый улан, поклонник Елены рыжей, друг Турбиных, верит в поддержку союзников и рассказывает, будто бы сам видел государя.
  • Виктор Викторович Мышлаевский - поручик, ещё один друг Турбиных, верный отечеству, чести и долгу. В романе один из первых предвестников петлюровской оккупации, участник боя в нескольких километрах от Города. Когда петлюровцы врываются в Город, Мышлаевский принимает сторону тех, кто хотят распустить мортирный дивизион, чтобы не губить жизни юнкеров, и хочет поджечь здание юнкерской гимназии, чтобы она не доставалась врагу.
  • Карась - друг Турбиных, сдержанный, честный офицер, который во время роспуска мортирного дивизиона присоединяется к тем, кто распускает юнкеров, встаёт на сторону Мышлаевского и полковника Малышева, предложившего такой выход.
  • Феликс Феликсович Най-Турс - полковник, который не боится дерзить генералу и распускает юнкеров в момент захвата Города Петлюрой. Сам героически погибает на глазах у Николки Турбина. Для него ценнее, чем власть свергнутого гетмана, жизнь юнкеров - молодых людей, которых чуть не отправили на последний бессмысленный бой с петлюровцами, но он в спешном порядке распускает их, заставляя срывать знаки отличия и уничтожать документы. Най-Турс в романе - образ идеального офицера, для которого ценны не только боевые качества и честь собратьев по оружию, но и их жизни.
  • Лариосик (Ларион Суржанский) - дальний родственник Турбиных, который приехал к ним из провинции, переживая развод с женой. Неуклюжий, растяпа, но добродушный, любит бывать в библиотеке и держит кенара в клетке.
  • Юлия Александровна Рейсс - женщина, которая спасает раненого Алексея Турбина, и у него завязывается с ней роман.
  • Василий Иванович Лисович (Василиса) - трусливый инженер, домохозяин, у которого Турбины снимают второй этаж дома. Скопидом, живёт с жадной женой Вандой, прячет ценности в тайниках. В итоге его грабят бандиты. Своё прозвище - Василиса, получил из-за того, что из-за беспорядков в городе в 1918 году стал подписываться в документах другим почерком, сокращая имя и фамилию так: «Вас. Лис».
  • Петлюровцы в романе - лишь шестерёнки в глобальном политическом перевороте, который влечёт за собой необратимые последствия.
  • Тематика

  1. Тема нравственного выбора. Центральной темой является положение белогвардейцев, которые вынуждены выбирать - участвовать ли им в бессмысленных сражениях за власть сбежавшего гетмана или всё-таки спасать свои жизни. Союзники не являются на помощь, и город захватывают петлюровцы, а, в конечном итоге, большевики - реальная сила, угрожающая старому жизненному укладу и политическому строю.
  2. Политическая нестабильность. События разворачиваются уже после событий Октябрьской революции и расстрела Николая II, когда большевики захватили власть в Петербурге и продолжали укреплять свои позиции. Петлюровцы, захватившие Киев (в романе - Город), слабы перед большевиками, равно как и белогвардейцы. «Белая гвардия» - это трагический роман о том, как погибает интеллигенция и всё, что с ней связано.
  3. В романе присутствуют библейские мотивы, и, чтобы усилить их звучание, автор вводит образ помешанного на христианской религии больного, который приходит лечиться к доктору Алексею Турбину. Начинается роман с отсчёта от Рождества Христова, а перед самым финалом упоминаются строки из Апокалипсиса св. Иоанна Богослова. То есть - судьба Города, захваченного петлюровцами и большевиками, в романе сравнивается с Апокалипсисом.

Христианские символы

  • Помешанный больной, явившийся к Турбину на приём, называет большевиков «аггелами», а Петлюру выпустили из камеры №666 (в Откровении Иоанна Богослова - число Зверя, антихриста).
  • Дом на Алексеевском спуске - №13, а это число, как известно, в народных суевериях - «чёртова дюжина», число несчастливое, и дом Турбиных постигают различные несчастья - родители умирают, старший брат получает смертельную рану и едва выживает, а Елену бросает и предаёт муж (а предательство – это черта Иуды Искариота).
  • В романе присутствует образ богородицы, которой молится Елена и просит спасти Алексея от смерти. В страшное время, описанное в романе, Елена испытывает похожие переживания, что и дева Мария, но только не за сына, а за брата, который, в итоге, преодолевает смерть подобно Христу.
  • Также в романе присутствует тема равенства перед божьим судом. Перед ним все равны - и белогвардейцы, и воины Красной Армии. Алексей Турбин видит сон о рае - как туда попадают полковник Най-Турс, белые офицеры и красноармейцы: им всем суждено попасть в рай как павшим на поле битвы, а богу всё равно, верят ли они в него или нет. Справедливость, согласно роману, есть лишь на небе, а на грешной земле царствуют безбожие, кровь, насилие под красными пятиконечными звёздами.

Проблематика

Проблематика романа «Белая гвардия» - в безвыходном, бедственном положении интеллигенции, как чуждого победителям класса. В их трагедии – драма всей страны, ведь без интеллектуальной и культурной элиты Россия не сможет гармонично развиваться.

  • Бесчестье и трусость. Если Турбины, Мышлаевский, Шервинский, Карась, Най-Турс единодушны и собираются защищать отечество до последней капли крови, то Тальберг и гетман предпочитают бежать как крысы с тонущего корабля, а индивиды вроде Василия Лисовича трусят, хитрят и приспосабливаются к существующим условиям.
  • Также одна из главных проблем романа заключается в выборе между нравственным долгом и жизнью. Ставится вопрос ребром - есть ли смысл с честью защищать такое правительство, которое бесчестно покидает отечество в труднейшие для него времена, и тут же есть ответ на этот самый вопрос: смысла нет, в этом случае жизнь ставится на первое место.
  • Раскол русского общества. Кроме того, проблема в произведении «Белая гвардия» заключается в отношении народа к происходящему. Народ не поддерживает офицеров и белогвардейцев и, в целом, встаёт на сторону петлюровцев, ведь на той стороне беззаконие и вседозволенность.
  • Гражданская война. В романе противопоставляются три силы - белогвардейцы, петлюровцы и большевики, и одна из них лишь промежуточная, временная - это петлюровцы. Борьба с петлюровцами не сможет оказать такого сильного влияния на ход истории, как борьба между белогвардейцами и большевиками - двумя реальными силами, одна из которых проиграет и канет в Лету навсегда - это и есть Белая гвардия.

Смысл

В целом, смысл романа «Белая гвардия» - это борьба. Борьба между смелостью и трусостью, честью и бесчестьем, добром и злом, богом и дьяволом. Отвага и честь - это Турбины и их друзья, Най-Турс, полковник Малышев, распустивший юнкеров и не позволивший им умирать. Трусость и бесчестье, им противопоставленные - это гетман, Тальберг, штабс-капитан Студзинский, который, побоявшись нарушить приказ, собрался арестовать полковника Малышева за то, что тот хочет распустить юнкеров.

Обычные граждане, не участвующие в военных действиях, в романе тоже оцениваются по этим же критериям: честь, храбрость – трусость, бесчестье. Например, женские образы - Елена, ждущая оставившего её мужа, Ирина Най-Турс, не побоявшаяся вместе с Николкой идти в анатомический театр за телом убитого брата, Юлия Александровна Рейсс - это олицетворение чести, смелости, решительности - и Ванда, жена инженера Лисовича, скупая, жадная до вещей, - олицетворяет трусость, низменность. Да и сам инженер Лисович - мелочный, трусливый и скаредный. Лариосик, несмотря на всю свою неуклюжесть и нелепость,- человечный и мягкий, это персонаж, который олицетворяет если не отвагу и решимость, то просто добронравие и мягкосердечие - качества, которых так не хватает в людях в то жестокое время, описанное в романе.

Ещё один смысл романа «Белая гвардия» - в том, что к богу близки не те, кто ему официально служат – не церковники, но те, кто даже в кровавое и беспощадное время, когда на землю спустилось зло, сохранили в себе зёрна человечности, и пусть даже это - красноармейцы. Об этом рассказывает сон Алексея Турбина - притча романа «Белая гвардия», в которой бог объясняет, что белогвардейцы попадут в свой рай, с церковными полами, а красноармейцы - в свой, с красными звёздами, потому что и те, и другие верили в наступление добра для отечества, хоть и по-разному. Но суть и тех, и других одна, несмотря на то, что они по разным сторонам. А вот церковники, «служители бога», согласно этой притче, не попадут в рай, так как многие из них отступали от истины. Таким образом, суть романа «Белая гвардия» в том, что человечность (добро, честь, бог, смелость) и бесчеловечность (зло, дьявол, бесчестье, трусость) всегда будут бороться за власть над этим миром. И неважно, под какими знамёнами будет эта борьба происходить - белыми или красными, но на стороне зла всегда будут насилие, жестокость и низменные качества, которым должно противостоять добро, милосердие, честность. В этой извечной борьбе важно выбрать не удобную, а правильную сторону.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В сложных событиях переломного времени, в трагические дни войны наиболее часто встаёт перед человеком проблема нравственного выбора, и тогда характер героя раскрывается особенно полно и глубоко. Такова ситуация в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия», где описаны события страшной братоубийственной Гражданской войны. Не осуждая ни «белых», ни «красных», автор показывает, как и в такое трагическое время люди сумели сохранить верность нравственным критериям чести, добра и справедливости. Такими людьми в романе являются Турбины, полковник Малышев, полковник Най-Турс. Но всегда, во все времена были люди, заботящиеся отнюдь не о духовном и не о сохранении незапятнанной своей воинской чести, но о своём личном благополучии. Таков капитан Сергей Иванович Тальберг, муж Елены Турбиной. Этот человек вошёл в семью Турбиных, но он чужд ей по духу, и братья терпят его только ради Елены. Только ради того, чтобы она не волновалась, братья беспокоятся о том, что он задержался, и оправдывают его задержку «революционной ездой». И радость оттого, что он вернулся, они испытывают только за Елену. Со времени её замужества «образовалась какая-то трещина в вазе турбинской жизни», говорит автор, объясняя причину «двухслойными глазами» капитана Тальберга. Уже в портрете героя чувствуется неискренность этого человека: «двухэтажные глаза» не выражают искреннего чувства, так же, как и «вечная патентованная улыбка». Он держится прямо и твёрдо, поворачиваясь, как автомат. «Медленно и весело» он рассказывает Турбиным о нападении на поезд, который он конвоировал, но его уверенность в себе ложна – тревогу он умело маскирует и только, отозвав Елену в спальню, признаётся ей в реальном положении дел: ему нужно бежать.

Сущность характера Сергея Ивановича Тальберга состоит в умении приспосабливаться. Он меняет свои убеждения в зависимости от изменения политической ситуации. В марте 1917 года Тальберг был первым, «кто пришёл в военное училище с широченной красной повязкой на рукаве», сразу же став членом военного революционного комитета. Когда пришли украинские националисты, «Тальберг сделался раздражительным и сухо заявил, что это не то, что нужно, это пошлая оперетка», а корни этих людей в Москве, «хоть эти корни и большевистские». Те же слова про «оперетку» он повторяет, и когда приходит гетман, но относя их к Москве, и когда уходит немецкая оккупация, относя их уже к гетманскому министерству. Тальберг словно не хочет замечать, что это не просто «оперетка», «а с большим кровопролитием», – для него главное вовремя примкнуть к победителям. Два месяца он не служит, говоря, что у националистов, пришедших вслед за немцами, «нет корней» – «корни» он видит у регулярной немецкой армии, хорошо вооружённой и сильной. В то же время он потихоньку учит украинскую грамматику и затем принимает участие в выборах «гетьмана всея Украины». После этого и «вылилась вода из сосуда»: братья Турбины потеряли общий язык с Сергеем Ивановичем, и Тальберг раздражался и «очень сердился», когда Николка «бестактно» напоминал ему о прежних убеждениях. Люди чести, Турбины не меняют своих взглядов при той или иной власти, но не таков капитан Тальберг, для которого важно удачно приспособиться в этой жизни. Теперь он должен бежать: после своих статей в газете «Вести» он не может остаться в Городе, куда придут петлюровские войска. Его берут на поезд в Германию – «у Тальберга нашлись связи…». Но, уезжая, он не берёт с собой Елену, и это не отъезд, а торопливое бегство. Автор рисует хаос разорённой комнаты, разбросанных вещей и считает это недостойным: «никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасностей». Достойнее ждать, «пока к вам придут», даже если «воет вьюга». Но Тальберг бежит, как крыса с тонущего корабля, и фактически предаёт Елену. Он объясняет это тем, что не может взять её «на скитанья и неизвестность», и Елена из гордости молчит. Но и так понятно, что опаснее не уехать в немецком штабном вагоне в Германию, а остаться в Городе, куда приходят петлюровские войска, а затем снова сменится власть, и никто не защищён от насилия и кровавого произвола этой стихии. Тальберг даже братьям не хочет говорить о том, что немцы оставляют Город, предоставляя это Елене. Только на мгновение глаза Сергея Ивановича исполнились одним чувством – нежностью к Елене при прощании. Расставаясь с домом Турбиных, с бессмертным «Фаустом», которого Тальбергу больше не придётся услышать в исполнении Елены, Тальберг теряет последнюю связь с людьми иной духовной культуры, иных жизненных принципов, чем он сам. Теперь ему предстоит «вежливо и заискивающе» улыбаться немецким офицерам, искать нового места в жизни, завоевав его ценой предательства.

    Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия» посвящен трагическим событиям 1918-1919 годов в Киеве - родном городе писателя. По воспоминаниям современников, власть в городе за эти годы менялась от 12 до 18 раз, сам же А.М. Булгаков утверждал, что переворотов...

    Чтобы иметь полное и глубокое представление о какой-то исторической эпохе, необходимо познакомиться с самыми разными, иногда полярными точками зрения, которые именно в силу своей непохожести помогут лучше разобраться в этом. Революция 1917 года, как...

    Роман М. Булгакова «Белая гвардия», написанный в 1925 г. о Гражданской войне, охватывает период с декабря 1918 г. по февраль 1919 г. Старый мир рушится, и герои романа, русские интеллигенты, потрясенные событиями, изменяющими привычный уклад жизни,...

    Сын профессора Киевской академии, впитавший лучшие традиции русской культуры и духовности, М. А. Булгаков окончил медицинский факультет в Киеве, с 1916 года работал земским врачом в селе Никольское Смоленской губернии, а потом в Вязьме, где и застала...

Да ведь если бы с апреля месяца он начал бы формирование офицерских корпусов, мы бы взяли теперь Москву. Поймите, что здесь, в Городе, он набрал бы пятидесятитысячную армию, и какую армию! Отборную, лучшую, потому что все юнкера, все студенты, гимназисты, офицеры, а их тысячи в Городе, все пошли бы с дорогою душой.

Что мы знаем о «Белой гвардии»? Много и мало одновременно. Мало, так как имя Михаила Афанасьевича Булгакова ассоциируется с другим произведением, которое стало классическим – «Мастер и Маргарита». Мало, потому, что зачастую сам роман остается в тени театральных постановок и кинокартин, пьесы «Дни Турбиных» (а это два абсолютно разных произведения, смею Вас заверить). Мало, потому, что мы в принципе не имеем большого эмпирического запаса знаний о Гражданской войне.

Но почему в то же время мы знаем достаточно много? Во-первых, доподлинно установлены все реальные прототипы героев романа. Доктор Алексей Турбин – сам Булгаков, живший во время действия «Белой гвардии» в Киеве, врач. Поручик Виктор Мышлаевский списан со строевого офицера, штабс-капитана Петра Александровича Бржезицкого, сражавшегося во время Великой войны и после нее в рядах 70-й Киевской дивизии. «Генерального штаба карьерист» Тальберг рисовался с мужа сестры Михаила Афанасьевича – Леонида Сергеевича Краума. Герой негативный, Булгаков целенаправленно очернил это образ. Впрочем, у меня нет цели оправдать Краума и влезать в семейные дела Булгаковых. А вот с Сергеем Ивановичем Тальбергом я это сделать попробую несколько позже.

Другим фактом за то, что мы так много знаем о Турбиных, их окружении, служит то обстоятельство, что, не смотря на запрет, роман было возможно прочитать в СССР. Да, пускай, это поздний Советский Союз, это редчайший раритет и жутчайший дефицит для книголюбов, но прочесть «Белую гвардию» возможность была. В частности, об этом вспоминает известный журналист Олесь Бузина (ссылка на пост с этим текстом в паблике). То есть, сама суть произведения с конца 1980-х могла быть известна интересующейся общественности.

Ну, и, наверное, самое главное. Булгаков сейчас является едва ли не самым популярным классическим русским писателем. Булгаков – это наследие «Серебряного века» русской литературы. А по сему, к нему приковано огромное внимание. Он – объект изучения, его жизнь и творческий путь – предмет споров. В этой связи «Белая гвардия» занимает не последнее место. Тем более, что в постсоветском государстве наметилась крайне позитивная тенденция. Создаётся всё больше обществ, которые восстанавливают историю Белого движения. А через реставрацию такой памяти идёт возрождение национального самосознания русских.

Итак, о чем же эта статья? Верно, о «Белой гвардии». О ее героях. Советую внимательно вчитаться в эпиграф. Он не случаен, а последние его строчки наиболее выразительны. Юнкера, студенты, гимназисты, офицеры… Михаил Афанасьевич довольно ясно обозначает принадлежность своих героев к различным слоям общества. В этой цитате, взятой из пламенной речи доктора Турбина, мы можем найти далеко не всех персонажей. Если, к примеру, Николка – юнкер, ряд его приятелей – студенты, Мышлаевский и Карась – офицеры, а взвод гимназистов (пусть и вперемешку с теми же юнкерами и студентами) полностью будет вырезан петлюровцами, то представители интеллигенции тут не упоминаются. Это отнюдь не означает, что Булгаков пренебрегает ими, нет. Просто нет задачи у интеллигенции воевать. А она это делала всю гражданскую. И даже в «Белой гвардии». Есть и масса простого народа, отчаявшегося, «богоносного», готового ухватиться хоть за что, лишь бы это принесло мир и стабильность (в равной степени это касается и русских, и украинцев).

Задача этой статьи – в образах героев выявить черты, которые им присвоил Булгаков, характерные для слоя общества, к которому принадлежит тот или иной герой. Безусловно, здесь можно возразить следующее. Мол, большинство действующих лиц – офицеры, принадлежат к одной части русского общества, имеют общие моральные ценности и идентичные воззрения. Замечание вполне резонное, особенно по последним двум пунктам. Однако же, даже внутри офицерства я склонен видеть некую дифференциацию.

ДОКТОР АЛЕКСЕЙ ТУРБИН

Как уже говорилось, в образе Турбина Булгаков изобразил самого себя. Сходится всё: участие в Великой войне, частная врачебная практика после нее, мобилизация в армию гетмана. Безусловно, Турбин – офицер и сам причисляет себя к этому классу: «Завтра, я уже решил, я иду в этот самый дивизион, и если ваш Малышев не возьмет меня врачом, я пойду простым рядовым ». Чисто офицерское мировоззрение. Рядовыми, как известно, в Ледяном походе были поручики и капитаны, а ротными командирами – полковники. Вполне уместно говорить, что Булгаков, сам военнослужащий по медицинской части во ВСЮР, делает отсылку к этому эпизоду. Алексей Турбин – полковник, младший врач Гусарского Белградского (прототипом послужил 12-й Белгородский уланский) полка, а затем начальник госпиталя. В сюжете «Белой гвардии» он недавно демобилизован. Имеет ли это значение, что русской армии не существовало, по сути, с февраля 197-го? Наверное, имело. Офицеры, военное сословие в целом, чувствовало, что их кто-то предал. Но не их Император, они до сих пор лелеют надежду на восстановление законного порядка в стране. В стране, которая не ограничивается Киевом, Украиной.

И всё-таки Алексей Васильевич принадлежит к слою интеллигенции. Насколько различны его представители будет проиллюстрировано ниже. Почему интеллигент, а не офицер? А это просто: по профессии. Врач – это традиционно профессия интеллигентная. Они, а особенно уездные врачи где-нибудь в глубинке, пользовались громадным уважением как в высшем свете, так и среди простых обывателей. Шутка ли, но самой распространённой профессией среди депутатов первой Государственной Думы оказались не юристы, адвокаты или представители профессуры, а именно врачи.

Турбин – представитель пассионарной ее части. Его идеалы – монархизм, вера и свобода. Он прекрасно понимает, откуда растут ноги всех бед России: за застольем не раз звучит призыв вздёрнуть Лейбу Бронштейна (т.н. «Троцкого») на ближайшем столбе. Вообще, подобное мировоззрение не характерно для интеллигента. Объясню словами полковника Малышева:

Он [Малышев] вдруг приостановился, чуть прищурил глазки и заговорил, понизив голос:-Только… как бы это выразиться… Тут, видите ли, доктор, один вопрос… Социальные теории и… гм… вы социалист? Не правда ли? Как все интеллигентные люди?

Это дает полное основание говорить, что Турбин соответствует маркеру, характерному слою офицеров. Не все офицеры, разумеется, были монархистами. Я даже не уверен, что большинство. Но не ошибусь, если скажу, что подобных Турбину найдется немало, надо только поискать. Поэтому случай этого персонажа уникальный.

ПОРУЧИК ВИКТОР МЫШЛАЕВСКИЙ, ПОДПОРУЧИК ФЁДОР СТЕПАНОВ (КАРАСЬ)


Типажи эти несколько отличаются друг от друга. Виктор Викторович – горяч, в нем бурлит жизнь, вполне сойдет за лихого гусара из части Дениса Давыдова. Этакий поручик (забавно, не правда ли?) Ржевский. Его любят женщины, он не прочь выпить, но и дерется отчаянно. Он знает, что если предаст службу, то предаст самого себя. Вспомните эпизод в самом начале романа. Замороженного к чертям собачьим Мышлаевского кое-как отогрели, растерли, отпоили водкой. А всё почему? Просто он не ушел со своего поста под Красным Трактиром. Степь, буран, мороз, но даже после окончания боевого дежурства он остается на месте, так смена на позицию не пришла. Готовность пожертвовать собой – характерная черта русской армии во все времена.

А что же Карась-Степанов? Не думайте, что это два антагониста. Фёдор Николаевич так же отчаянно храбр, он несет службу в это смутное время, он знает, что провались под землю гетманский дворец, жителей Города всё равно нужно защитить. И делает это до того момента, когда даже до верхов (а это случилось гораздо раньше) доходит бесперспективность сопротивления. Правда, Степанов более рассудителен. Возможно, чуть более умён, нежели Мышлаевский. Не зря же он пытается окончить университет и совмещать оное со службой в армии. Право, и командир он при этом хороший.

Обоснованием отождествления этих персонажей служат две вещи. Во-первых, они оба друзья детства. Знают друг друга, выражаясь просторечным языком (кстати, булгаковский прием из «Белой гвардии»), как облупленных. У них схожая судьба. Да и как иначе? Задача офицера – воевать, что они с честью и делали. Это их долг, они не поступились им. Во-вторых, что вытекает из первого, и Мышлаевский, и Карась, принадлежат к слою довольно молодых офицеров. Если Турбин, их ровесник, уже полковник, то они находятся в нижних чинах. Все они молоды, им нет даже тридцати. Что это означает? То, что их воспитала война. У них менталитет победителей, они воины. Но им не хватает некоего шарма. Каким, скажем, обладал толстовский князь Болконский из «Войны и мира». Не хватает воспитания, манер для высшего общества. Это не недостатки. Просто так вышло. Ну и по сословной принадлежности они происходили не из аристократических семей. Хотя понятие «сословие» к началу ХХ века носило весьма условный характер. Социальные лифты в Российской империи позволяли беспрепятственно при наличии возможности и желания переходить из одного состояния в другое. Происходило размытие понятия «дворянство». Впрочем, это тема не нова и подробно освещена профессиональными историками.

Что же до наших героев. Они не могут не быть симпатичны. Мышлаевский своей мужественностью и внутренней силой, Карась – умением сочетать храбрость и расчёт. Наверное, это самый типичный образ русского офицера в сегодняшнем его восприятии людьми XXI века.

ПОЛКОВНИК ФЕЛИКС НАЙ-ТУРС, ПОЛКОВНИК АЛЕКСЕЙ МАЛЫШЕВ


А вот это как раз типаж старшего офицерства. Не по чину, а по возрасту. Но здесь так же строго присутствует одно важно различие, как и в предыдущем случае. Най-Турс – аристократ. Это видно из описаний быта его семьи, его повадок и манер. Война сделала его более жестким, черствым. Вспомните этот случай, когда он приказывает (!) и угрожает (!!!) одному из самых высоких чинов гетманской армии – генералу Макушину. Вспомнили данный эпизод? Скажите, а не так уж неправ был Най, да?

Но ведь на контрасте есть и другой случай. Тот самый несостоявшийся бой юнкеров со вступившим в Город авангардом петлюровской армии. Най-Турс всё понял мгновенно, как только услышал доклад посланного на разведку «пикета»:

Господин полковник, никаких наших частей нет не только на Шулявке, но и нигде нет, - он перевел дух. - У нас в тылу пулеметная стрельба, инеприятельская конница сейчас прошла вдали по Шулявке, как будто бы входя в Город…

Он спасает своих юнкеров, давайте скажем прямо. Существует распространенный стереотип о том, что любовь отца и сына – это скупая, малоэмоциональная, практически безмолвная, но очень крепкая субстанция. Именно это чувство руководит строевым офицером. Ему не страшно умереть, страшно не спасти жизни этих юных мальчиков.

Най-Турс – это мой любимый булгаковский персонаж. Не только в «Белой гвардии», а вообще. Его называют хрестоматийным образом офицера русской армии. Что ж, с этим невозможно не согласиться.

Таков примерно и полковник Малышев. Единственное, он менее аристократичен, но от этого образ персонажа даже выигрывает. Специфика его работы в лихолетье Гражданской войны – всё те же юнкера и студенты. Сам полковник (единственный персонаж, сохранивший реальную фамилию своего прототипа – лётчика Алексея Фёдоровича Малышева) прекрасно это осознает. Удивительно, но практически всегда самохарактеристики героев вызывают симпатию. Наверное, потому, что они правдивы. Или излишне самокритичны.

«Слов тратить не буду, говорить не умею, потому что на митингах не выступал», - это отсутствие той самой аристократичности. Но может оно вызывать отторжение? Нет. Сразу понятно: полковник – человек дела и слова. Слова в том плане, что выполнит приказ, обещание или клятву. Эпизод с разгоном Най-Турсом юнкерской дружины характерный и ключевой для данного персонажа. В жизни Малышева, запечатлённого в романе, таковым является этот отрывок:

Господин поручик, Петлюре через три часа достанутся сотни живых жизней, и единственно, о чем я жалею, что я ценой своей жизни и даже вашей, еще более дорогой, конечно, их гибели приостановить не могу. О портретах, пушках и винтовках попрошу вас более со мною не говорить.

[На предложение Мышлаевского спалить здание гимназии, где базировался дивизион]. Порой не понимаешь тонкой грани этого грубо вырубленного в гранитной скале образа русского офицера. Такого же, как Турбин, Мышлаевский, Най-Турс. Такого же, какими были реальные герои русского движения: Колчак, Корнилов, Марков, Юденич. Не понимаешь, так как всегда где-то рядом витает сомнение: «а не ирония ли это в словах Малышева?». Практически все его фразы вызывают подобные ощущения. То ли он действительно циничный (если так, то давайте простим боевому офицеру такую черту характера), то ли действительно немногословный и замкнутый. Делать вывод я не хочу, предоставлю это Вам.

Единственное, что добавлю. Этот персонаж мне симпатичен в обоих случаях. В варианте Булгакова Малышев уничтожает свои документы и исчезает, когда в город вошёл Петлюра. В самой последней экранизации романа (с Хабенским в роли Алексея Турбина), полковник застрелится от безысходности. Знаете, вот именно такой исход самый правильный для жизненного пути этого образа, как бы ни кощунственно это звучало.

УНТЕР-ОФИЦЕР НИКОЛКА ТУРБИН, ЮНКЕР


Здесь мы совершенно точно можем говорить о том, что в лице одного персонажа отображён весь слой молодёжи. Да причем какой молодёжи! А, действительно, какой? Готовой сражаться за идею от Петербурга до Владивостока? Вечно живущей в своих идеалах и мечтах? Излишне храброй и бесстрашной? Да, именно такой.

Николка Турбин во многом хочет быть похожим на своего старшего брата. Еще бы, боевой офицер, состоялся в профессии. Не преувеличу, если скажу, что для Николки Алексей Турбин является предметом личной гордости. Отсюда так много копирований младшим братом старшего. Турбин-младший горяч. И храбр. Он не бросил Най-Турса,не смотря на приказы от оного. И они вдвоем стояли с одним пулемётом против целого взвода Козыря-Лешко. В принципе, если мы вспомним начало русской Смуты, то Зимний, при растиражированном его «штурме», защищали именно юнкера. Наверное, уже оттуда берется самопожертвенность русской молодёжи. Лучшей ее части, опять же. Ведь кто такие юнкера? Это будущие офицеры, осознавали и инфицировали они себя только так. Это люди, получавшие образование, совмещая его с постижением азов строевой службы. Образование, к слову сказать, еще не высшее. Но ни с советским высшим образованием, ни тем более с нынешним, по уровню такие «средние специальные учебные заведения» сравниться не могут. Они на несколько порядков сильнее.

Николка Турбин умён и сметлив. Но наивен. Что может считаться характерной чертой его возраста, его социального слоя. Но наивен по-хорошему: он верит в лучшее. Не перестаёт верить, даже когда всё пало прахом. Но это не мешает ему объективно оценивать реальность.

КАПИТАН СЕРГЕЙ ТАЛЬБЕРГ

По задумке Булгакова, самый несимпатичный персонаж по «эту» сторону войны. «Эта сторона» и является «Белой гвардией». Тальберг представлен черствым, эгоистичным и меркантильным. Он сух даже со своей женой, брезгует друзьями семьи, куда его приняли, высокомерен. Именно так его рисует автор. Наверное, таков Тальберг и есть. Но помните, в самом начале, я обещал, что попытаюсь его оправдать? Сейчас настало время этим заняться.

Посмотрим несколько с иной стороны на Сергея Ивановича. Он, в отличие от многих офицеров, при деле. Да, он штабной, да в «Днях Турбиных» один из офицеров в халупе где-то под Киевом перед тем, как застрелиться, воскликнет: «Штабная сволочь! Как я понимаю большевиков!», да сам Булгаков просто не выносил всю эту братию. Но, тем не менее, Тальберг на службе. Кстати сказать, занимает не последнюю должность при гетмане, что, вне сомнений, требует определенных способностей.

Теперь вспомним второй эпизод. Возвращение Тальберга гораздо позже обещанного и мгновенный отъезд. Едет он к Деникину. Он служил под началом Антона Ивановича. Тальберг руководствуется карьеристскими соображениями. Однако, бросается в самое пекло, на Юг, в самую боеспособную Белую армию. В такое время, когда ещё не все потеряно для России. Тут уж, извините, не до мотивов. Остается сухой факт: капитан Тальберг едет сражаться, едет туда, где даже штабы лишены комфорта. Едет в неизвестность, по сути. Офицер исполняет свой долг. Под таким углом, мне кажется, мало, кто смотрел на эту фигуру.

ВАСИЛИЙ ЛИСОВИЧ, ИНЖЕНЕР

Если доктор Турбин импонирует читателю как представитель интеллигенции, то Лисович, или Василиса, является его антагонистом. Он скуп (в прямом смысле слова), живёт серо. Чрезмерно бережлив. Вспомните, чем он и его жена, Ванда, ужинали обычно. Качество этой еды. Лисович – это смесь Коробочки из «Мёртвых душ» Гоголя и Павлуши Чичикова оттуда же. Может быть, таковым его сделали обстоятельства Гражданской войны. Но судя по всему, это его жизненное кредо. Турбины всегда относились к нему с некоторым отторжением, как можно заключить из описания этого человека Булгаковым. К сожалению, большинство русской интеллигенции в те годы оказалось Лисовичами. Не в плане быта или скупости. А в плане борьбы. Предпочли отсидеться, переждать бурю. В приспособлении они видели своё спасение. Те же офицеры из семьи Турбиных и их друзей не находят отклика в сердцах четы Лисовичей. Они боятся, что «попасть под раздачу». Просто потому, что были соседями. Эта данность проявится позже на пятнадцать-двадцать лет, во время сталинских репрессий. Но сейчас, вернее, тогда, в 1918-м, 1919-м, были русские части на защите Киева, был Петлюра с его укринством.

Вспомните, когда Василису ограбили, то тут же нашлось всё. И в материальном плане, и в духовном. В материальном – богатый стол для защитников, которыми стали Карась, Турбины и Мышлаевский, которым Лисович не доверял. В духовном – некая открытость перед теми же офицерами, сладко дремлющем Карасём. Василиса в задушевной беседе открывает подпоручику Степанову, что является кадетом по убеждениям. Этот разговор – исповедь перед самим собой. Вполне возможно, что Лисович осознал ошибку своего существования, отказа от борьбы. Осознал поздно, когда его ограбили. Ровно так же осознает и русская интеллигенция, когда её начнут убивать.


Остаётся один слой, который не был затронут в повествовании. Это слой обывателей. Говорить много о нём нет смысла. Михаил Афанасьевич достаточно критично описывает народную массу. Запуганную, уже ни на что не готовую, никому не сочувствующую. Способную лишь держаться за факт своего бытия на этой Земле. Я полностью разделяю такую трактовку. Характерный эпизод: прохожий, мужчина лет сорока-сорока пяти, прилично одетый, идя по улице, делает замечание юнкерам, которым завтра идти в бой и которые уже видели страшную смерть своих товарищей. Мол, что вы, юнкера сидите, надо Родину защищать. Ещё раз. Это говорит мужчина мальчикам, которым нет даже двадцати. Уважаемый, а не пришла ли Вам в голову мысль самому взять винтовку и встать в строй? Не пришла. Вот она, неготовность к борьбе. Даже не за какие-то там абстрактные и далёкие идеалы. Неготовность бороться за свою свободу и честь, перекладывая это на других. Не сочувствуя этим другим. Не лицемерие ли? К сожалению, таково булгаковское общество.

Чему нас учит «Белая гвардия»? Многому. Такие высокопарные слова как «самопожертвование», «храбрость», «честь», мы и так знаем. Мы знаем, что это хорошо и красиво. На бумаге. Но это не главное. Важно лишь то, чтобы это было в самих людях. В настоящих людях. Важно помнить, что идеалы существуют, они не призрачны. Они не витают в воздухе, они здесь рядом. «Белая гвардия» учит нас тому, что люди и есть воплощение этих идеалов. Вспоминайте умного и смелого доктора Турбина, когда Вам кажется, что мысли зашли в тупик и оттуда им не выйти. Помните образ русского офицера, когда Вам не хватает душевных сил бороться дальше. Такого страстного и удалого офицера как Мышлаевский, такого как рассудительного Карась, такого профессионала, как Малышев и такого принципиального как Най-Турс.

В сложных событиях переломного времени, в трагические дни войны наиболее часто встаёт перед человеком проблема нравственного выбора, и тогда характер героя раскрывается особенно полно и глубоко. Такова ситуация в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия», где описаны события страшной братоубийственной Гражданской войны. Не осуждая ни «белых», ни «красных», автор показывает, как и в такое трагическое время люди сумели сохранить верность нравственным критериям чести, добра и справедливости. Такими людьми в романе являются Турбины, полковник Малышев, полковник Най-Турс. Но всегда, во все времена были люди, заботящиеся отнюдь не о духовном и не о сохранении незапятнанной своей воинской чести, но о своём личном благополучии. Таков капитан Сергей Иванович Тальберг, муж Елены Турбиной. Этот человек вошёл в семью Турбиных, но он чужд ей по духу, и братья терпят его только ради Елены. Только ради того, чтобы она не волновалась, братья беспокоятся о том, что он задержался, и оправдывают его задержку «революционной ездой». И радость оттого, что он вернулся, они испытывают только за Елену. Со времени её замужества «образовалась какая-то трещина в вазе турбинской жизни», говорит автор, объясняя причину «двухслойными глазами» капитана Тальберга. Уже в портрете героя чувствуется неискренность этого человека: «двухэтажные глаза» не выражают искреннего чувства, так же, как и «вечная патентованная улыбка». Он держится прямо и твёрдо, поворачиваясь, как автомат. «Медленно и весело» он рассказывает Турбиным о нападении на поезд, который он конвоировал, но его уверенность в себе ложна – тревогу он умело маскирует и только, отозвав Елену в спальню, признаётся ей в реальном положении дел: ему нужно бежать.

Сущность характера Сергея Ивановича Тальберга состоит в умении приспосабливаться. Он меняет свои убеждения в зависимости от изменения политической ситуации. В марте 1917 года Тальберг был первым, «кто пришёл в военное училище с широченной красной повязкой на рукаве», сразу же став членом военного революционного комитета. Когда пришли украинские националисты, «Тальберг сделался раздражительным и сухо заявил, что это не то, что нужно, это пошлая оперетка», а корни этих людей в Москве, «хоть эти корни и большевистские». Те же слова про «оперетку» он повторяет, и когда приходит гетман, но относя их к Москве, и когда уходит немецкая оккупация, относя их уже к гетманскому министерству. Тальберг словно не хочет замечать, что это не просто «оперетка», «а с большим кровопролитием», – для него главное вовремя примкнуть к победителям. Два месяца он не служит, говоря, что у националистов, пришедших вслед за немцами, «нет корней» – «корни» он видит у регулярной немецкой армии, хорошо вооружённой и сильной. В то же время он потихоньку учит украинскую грамматику и затем принимает участие в выборах «гетьмана всея Украины». После этого и «вылилась вода из сосуда»: братья Турбины потеряли общий язык с Сергеем Ивановичем, и Тальберг раздражался и «очень сердился», когда Николка «бестактно» напоминал ему о прежних убеждениях. Люди чести, Турбины не меняют своих взглядов при той или иной власти, но не таков капитан Тальберг, для которого важно удачно приспособиться в этой жизни. Теперь он должен бежать: после своих статей в газете «Вести» он не может остаться в Городе, куда придут петлюровские войска. Его берут на поезд в Германию – «у Тальберга нашлись связи…». Но, уезжая, он не берёт с собой Елену, и это не отъезд, а торопливое бегство. Автор рисует хаос разорённой комнаты, разбросанных вещей и считает это недостойным: «никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасностей». Достойнее ждать, «пока к вам придут», даже если «воет вьюга». Но Тальберг бежит, как крыса с тонущего корабля, и фактически предаёт Елену. Он объясняет это тем, что не может взять её «на скитанья и неизвестность», и Елена из гордости молчит. Но и так понятно, что опаснее не уехать в немецком штабном вагоне в Германию, а остаться в Городе, куда приходят петлюровские войска, а затем снова сменится власть, и никто не защищён от насилия и кровавого произвола этой стихии. Тальберг даже братьям не хочет говорить о том, что немцы оставляют Город, предоставляя это Елене. Только на мгновение глаза Сергея Ивановича исполнились одним чувством – нежностью к Елене при прощании. Расставаясь с домом Турбиных, с бессмертным «Фаустом», которого Тальбергу больше не придётся услышать в исполнении Елены, Тальберг теряет последнюю связь с людьми иной духовной культуры, иных жизненных принципов, чем он сам. Теперь ему предстоит «вежливо и заискивающе» улыбаться немецким офицерам, искать нового места в жизни, завоевав его ценой предательства.

Развитие действий в романе передано через восприятие реального очевидца событий 1918-го года, так как прототипом Алексея Турбина стал сам автор, М.А.Булгаков, который "в условиях войны и постоянной смены властей призывался на службу в качестве врача". Он пишет, что ненависть и злоба управляли людьми, которые не могли разобраться в правоте или несправедливости требований многочисленных партий, социальных или сословных групп, а то и просто банд, прикрывавшихся революционными лозунгами. Были голодные безземельные крестьяне, и были помещики, забиравшие большую часть урожая. У людей к тому времени скопилось много боеприпасов, оружия, с помощью которого они хотели отвоевать своё право на хлеб и на жизнь.

Обстановка в Городе (имеется в виду Киев) давно была накалена, и до взрыва оставалось немного. В самом центре этого взрыва оказались жители Города и офицеры Белой гвардии, которым довелось видеть бессмысленную и бесконечную смену власти, но в данной ситуации люди вели себя по-разному. Так, например, Алексей Турбин, старший из братьев, был противников революций, кровопролитий, однако понимал мужиков с их «сердцами, горящими неутолённой злобой». Крестьяне ненавидели и немецких офицеров, которые оставляли свои записи на клочках бумаги: «Выдать русской свинье за купленную у неё свинью 25 марок». Мужиков возмущали издевательства немцев над украинцами, но они видели врага и в украинском гетмане, при котором на их шею снова уселись «помещики с толстыми лицами». Не осуждал старший Турбин простой люд за ненависть и к русским офицерам, к «москалям», так как враждебные взаимоотношения возникали между людьми оттого, что были они «сбиты с винтов жизни войной и революцией».

«В огне революций» каждый человек делал свой нравственный выбор. Когда братья Турбины и их товарищи стремились выполнить свой долг, защищая Город, инженер Лисович, сосед Турбиных, и ему подобные устраивали свои собственные, личные дела. Штабной офицер Щёткин, сам себя превративший в штатского, уехал в свою уютную квартирку и, напившись кофе, сладко уснул: не собирался он никого спасать. А в это время юнкера во главе с Най-Турсом должны были «вертеться под шрапнельным небом», защищая горожан, среди которых были и штабист Щёткин, и обыватель Лисович, усердно и изобретательно устраивавший всё новые тайники для награбленных и накопленных при всех властях денег. Лисовича никогда не беспокоили раздумья по поводу порядочности, чести или гражданского самосознания: «Он бережно откладывал в сторону фальшивые (деньги), предназначенные извозчику и на базар». Мошенничать, обманывать людей – давний талант этого приспособленца, спокойно живущего без убеждений, без чувства долга перед людьми и Отечеством. Для него в смутное время важно одно: научиться надёжно прятать «катеринки» и «петровки», золото и серебро.

В защите Города участвовали как офицеры "белой гвардии", так и недостаточно обученные юнкера. Младший Турбин, Николай, собирался умереть в то время, когда Лисович считал и прятал деньги. Каждый по-своему видел своё место на этом «пожаре». «Народные учителя, фельдшера, украинские семинаристы, волею судеб ставшие прапорщиками, здоровенные сыны пчеловодов, штабс-капитаны с украинскими фамилиями... все говорят на украинском языке, все любят Украину», ...и все вооружены. Когда гибли за Украину те самые офицеры-москали (белая гвардия), их считали врагами некоторые представители украинской нации, иногда и бывшие сослуживцы. Например, после участия в первой мировой войне превратился в полковника петлюровской армии сельский учитель Козырь, он воевал теперь против царской армии. Объяснение этому найти можно: «...война для Козыря была призванием, а учительство – лишь долгой и крупной ошибкой». Кому служить и кого убивать, для него не было принципиальным, лишь бы военная карьера хорошо складывалась. Таким, как Козырь, не понять, почему один из командиров, увидев, как погибли его четыре офицера и два юнкера под ударами конной сотни, выстрелил себе в рот, сказав перед этим: «Штабная сволочь. Отлично понимаю большевиков». Это был человек с высочайшим чувством ответственности за жизни своих подчинённых, верный присяге и долгу защитника Отечества.

Глубоко порядочным и честным человеком, с высоким чувством долга, верности присяге, с чувством собственного достоинства был такой представитель Белой гвардии, как полковник Малышев. Он оказался дальновидным военачальником, сумевшим разведать, что гетман со своим окружением позорно бежал за границу, как и командующий армией. Поэтому Малышев спасает от гибели своих «неразумных детей», желавших сложить головы при защите Города и его жителей от петлюровцев. Обманутые, втянутые в авантюру люди могли быть перебиты в бойне с хорошо вооружёнными, в двадцать раз превышающими их по численности войсками Петлюры. Полковник Малышев взял на себя ответственность за решение участи солдат и офицеров вверенного ему дивизиона. Он велел сорвать погоны, разойтись по домам и не рисковать понапрасну.

М.А. Булгаков отобразил в романе суровую, жестокую правду Истории, показал разные характеры, судьбы, нравственный выбор людей в тяжелейших обстоятельствах эпохи войн и разрушений. Одни герои (например, Турбины, Най-Турс, Малышев) оставались верны таким нравственным ценностям, как честное служение обществу и стране, бескорыстие, порядочность, патриотизм и мужество, и были готовы погибнуть, не изменяя своим принципам. Другие персонажи, как Лисович, накапливали богатства, третьи, как Козырь, делали военную карьеру, использовали войну для улучшения собственного благополучия. Или, например, штабной офицер Сергей Тальберг, который пренебрёг даже таким чувством, как любовь к близкому человеку. Он предаёт друзей, жену и, действуя в личных интересах, тайно готовится бежать за границу, делая свой выбор в соответствии с собственными убеждениями. Тальберг не страдает от угрызений совести по поводу долга или ответственности перед людьми и страной.

Наверное, человек имеет право выбора: остаться живым или «сгореть в огне революций». Но трудно согласиться, что при этом все средства хороши, поэтому и невозможно простить подлость, непорядочность, алчность на крови, предательство. Нельзя не согласиться с точкой зрения М.Булгакова, который напомнил про общеизвестные истины: нет ничего выше вечных ценностей, то есть самой жизни, любви друг к другу, верности и порядочности.

Рецензии

Вы, как всегда,- умничка. Попробуй-ка сопоставить и вычленить сугубое в жестокой борьбе, оставаясь при этом вне рамок пристрастий.Вам это, мне кажется, удаётся по одной простой причине: умничка вы.

И у меня есть к вам одна тяжёлая претензия. А именно. Читая ваши талантливые критические статьи, я не решаюсь выудить из стола - свои. Опростоволоситься боюсь: высока планка, вами поставленная.
Что же касается недоброжелателей, так станьте верблюдихой. Пусть лают. А вы плюйте. И снова издайтесь. Если уж совсем достанут, то - поделитесь. Я с детства и по сей день дерусь не шуточно и виртуально, и реально.
Низкий поклон.