Биографическая справка анатолий рыбаков. Русский писатель анатолий рыбаков - биография, творчество и интересные факты

Анатолий Наумович Рыбаков (настоящая фамилия Аронов, Рыбаков — фамилия матери) родился 14 января (1 января по старому стилю) 1911 года в городе Чернигове (Украина) в семье инженера.

Его дед москательной лавкой, торговавшей красками и клеем, и был старостой синагоги. Революция отменила черту оседлости, молодые родители с сыном оставили провинцию и в 1919 году переехали в Москву.

Семья поселилась на Арбате, в доме № 51, описанном позже в повестях и романах. Учился Анатолий Аронов в бывшей Хворостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. Восьмой и девятый классы (тогда были девятилетки) он окончил в Московской опытно-показательной школе-коммуне (МОПШК), где преподавали одни из лучших педагогов того времени.

После окончания школы работал на Дорогомиловском химическом заводе грузчиком, потом шофером.

В 1930 году он поступил на автодорожный факультет Московского Транспортно-экономического института.

5 ноября 1933 года студент Анатолий Аронов был арестован и осужден на три года ссылки по статье 58-10 — контрреволюционная агитация и пропаганда. По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по стране, работал шофером, слесарем, трудился на автотранспортных предприятиях Башкирии, Калинина (ныне Тверь), Рязани.

В 1941 году с началом Великой Отечественной войны он был призван в армию. С ноября 1941 года по 1946 год служил в автомобильных частях, участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и кончая штурмом Берлина. Войну закончил в звании гвардии инженер-майора, занимая должность начальника автослужбы 4-го Гвардейского стрелкового корпуса. За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками был признан не имеющим судимости, а в 1960 году был полностью реабилитирован.

Демобилизовавшись в 1946 году, Анатолий Аронов вернулся в Москву. Тогда же он начал свою литературную деятельность, стал писать приключенческие повести для юношества.

В 1948 году была опубликована его первая повесть "Кортик", которую он подписал фамилией матери — Рыбаков.

В 1956 году напечатано продолжение "Кортика" — повесть "Бронзовая птица.

Его роман "Водители" (1950) был удостоен Государственной премии СССР в 1951 году. Затем вышли романы "Екатерина Воронина" (1950), "Лето в Сосняках" (1964), повести "Приключения Кроша" (1960), "Каникулы Кроша" (1966) и "Неизвестный солдат" (1970).

В 1978 году был издан роман "Тяжелый песок", в 1987 году — роман "Дети Арбата", написанный еще в 1960-х годах. События, о которых рассказывалось в произведении, получили продолжение в романе "Тридцать пятый и другие годы" (1988), второй книгой которого явился роман "Страх" (1990), а третьей — роман "Прах и пепел" (1994).

В 1995 году вышло Собрание сочинений Анатолия Рыбакова в семи томах, а в 1997 году — автобиографический "Роман-воспоминания".

Его книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров.

По книгам писателя поставлены кино- и телефильмы. В 1954 году на экраны вышла кинолента "Кортик", в 1957 году — "Екатерина Воронина", в 1961 году — "Приключения Кроша". Рыбаков является автором сценариев фильмов "Эти невинные забавы" (1969), "Минута молчания" (1971), "Кортик" (1973), "Бронзовая птица" (1974), "Последнее лето детства" (1974), "Каникулы Кроша" (1980), "Неизвестный солдат" (1984), "Воскресенье, половина седьмого" (1988).

Вышел телесериал "Дети Арбата", в 2008 году — телесериал "Тяжелый песок".

В 1989-1991 годах писатель был президентом советского ПЕН-центра.

С 1991 года — секретарь правления Союза писателей СССР.

23 декабря 1998 года Анатолий Рыбаков скончался в Нью-Йорке, куда приехал на операцию. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Писатель был удостоен ордена Отечественной войны I степени и двух орденов Отечественной войны II степени. Среди его наград — ордена Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов. Лауреат Государственной премии СССР (1951), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1973).

В 2006 году известный документалист Марина Голдовская сняла фильм "Анатолий Рыбаков. Послесловие", посвященный жизни и творчеству писателя.

Старший сын писателя Александр Рыбаков, 1940 года рождения, скончался в 1994 году . Его дочь Мария, 1973 года рождения, внучка писателя, — автор романов "Анна Гром и ее призрак", "Братство проигравших", "Острый нож для мягкого сердца" и др.

Сын Анатолия Рыбакова Алексей, 1960 года рождения, взяв псевдоним Макушинский (фамилия бабушки по матери), стал писателем , автором романов "Макс", "Город в долине". С 1992 года живет в Германии и работает в университете города Майнц на кафедре славистики.

Вдова Анатолия Рыбакова, Татьяна Винокурова-Рыбакова (1928-2008), была дочерью репрессированного заместителя наркома пищевой промышленности Микояна, окончив Полиграфический институт, работала редактором журнала "Кругозор". О своей жизни с писателем она написала книгу "Счастливая ты, Таня…", опубликованную в 2005 году.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Анатолий Наумович Рыбаков

(1911-1998)

Анатолий Наумович Рыбаков родился в 1911 году в украинском городе Чернигове, но уже в раннем возрасте переехал вместе с родителями в Москву, и все детские впечатления и воспоминания Рыбакова связаны с жизнью большого города 20-х годов. Здесь, в Москве, он вступил в пионеры, когда только образовывались первые пионерские организации, здесь учился в знаменитой тогда школе-коммуне имени Лепешинского, здесь стал комсомольцем, здесь рано начал свою трудовую жизнь на Дорхимзаводе. В 1930 году А.Н.Рыбаков поступил в Московский институт инженеров транспорта и впоследствии стал инженером-автомобилистом. Вторая половина 30-х годов - время скитаний Рыбакова по стране; тогда будущий писатель увидел многие города и переменил много профессий, по-настоящему узнал людей и жизнь.1
В годы Великой Отечественной войны Рыбаков - фронтовой офицер, начальник автослужбы стрелкового корпуса.
Литературный путь А.Н.Рыбакова начался после войны, когда писателю было уже 37 лет. Тогда, в 1948 году, вышел в свет и сразу же завоевал читательские сердца «Кортик» - увлекательные приключения Миши Полякова и его друзей, разыскивавших таинственное оружие, исчезнувшее еще во время первой мировой войны. Повесть была написана по всем правилам приключенческого жанра: энергичное действие, романтическая тайна и неожиданные повороты сюжета - вот главные пружины, скреплявшие разнообразные картины и события этой книги и держащие ее маленького читателя в напряженном ожидании необыкновенного. Но были уже в этой веселой повести еще две особенности, характерные именно для таланта Рыбакова, определенные его биографией и его отношением к миру.
Во-первых, колорит времени, краски эпохи его детства, на которое ложились яркие отсветы недавней революции, ощутимое дыхание только что притихшей гражданской войны, непримиримых классовых столкновений - ими определяются все переживания, мечтания и поступки Миши Полякова и его товарищей, всегда просто устанавливающих и точно знающих, что хорошо и что плохо, на чьей они стороне и потому как именно им следует поступать и действовать. Раздумиям, сомнениям, колебаниям здесь нет места.2
Во-вторых, здесь четко обозначились основные нравственные качества героя Рыбакова; герой «Кортика» при всех своих детских чертах уже маленький мужчина, решительный, любознательный, энергичный, всегда поступающий в согласии со своими убеждениями и представлением о хорошем и плохом. Это останется навсегда, все любимые герои А.Рыбакова, сколько бы им ни было лет, чем бы они ни занимались и как бы они ни назывались, строго хранят комплекс мужской чести, где на первом месте мужественная отвага и готовность отстаивать справедливость, а подлость всегда называется подлостью, в какие бы одежды она ни рядилась.
«Кортик» имел большой читательский успех, но А.Рыбаков не пошел но уже проторенному пути вслед за первой книгой, а попробовал свои писательские силы совсем в ином жанре. В 1950 году он издал большой роман «Водители», которому в 1951 году была присуждена Государственная премия СССР. Это была книга о шоферах и шоферском труде, о радостях и горестях рабочего человека, о проблемах современного производства. Ни материал, ни сюжет, ни стиль романа нисколько не напоминали первую повесть А.Рыбакова, и только имя героя «Водителей», молчаливого начальника автобазы - Михаил Григорьевич Поляков, - выдавало внутреннее намерение автора дать картину судьбы поколения, начавшего свой путь при свете первых пионерских костров и принявшего на свои плечи главный груз великой войны. Но пока это было только отдаленное намерение, и связь между героем «Кортика» и героем «Водителей» была чисто условной, важной главным образом для автора, который, надолго расставаясь с воспоминаниями своей юности, делал знак, что не хочет оставить их навсегда. 2
Первый «взрослый» роман Рыбакова Водители (1950; Государственная премия СССР, 1951) посвящен людям, хорошо знакомым автору по прежней профессии инженера-автомобилиста, и принадлежит к лучшим образцам «производственной» прозы, подкупая достоверностью изображения, умелым воссозданием трудовых будней автобазы провинциального городка, тонкой индивидуализацией характеров.
Непростые проблемы взаимоотношений в коллективе волжских речников в центре второго «производственного» романа Рыбакова Екатерина Воронина (1955; одноименный фильм 1957, реж. И.М.Анненский). В романе «Екатерина Воронина» речь опять шла о работниках транспорта, но теперь о тех, кто трудится в речных портах, на пароходах, кто связан с водой, с Волгой. В «Екатерине Ворониной» А.Рыбаков продемонстрировал еще одну грань своего писательского дарования - знание женской психологии и умение ее изображать. В романе Лето в Сосняках (1964) напряженная жизнь большого предприятия показана писателем через призму психологического конфликта честного горемыки и тупого догматика, что отражало реальное взрывоопасное противоречие «застойного» времени.1
Но, окончив роман о взрослой женщине «Екатерина Воронина», диспетчере волжского порта, писатель сразу же вернулся к приключениям своих маленьких героев, полюбившихся маленьким читателям; он пишет «Бронзовую птицу» (1956) - продолжение приключений Миши Полякова и его друзей в летнем пионерском лагере. И снова книга имеет успех, и снова ее автор ищет новых тем и новых литературных путей, перемежая работу над книгами о Кроше с работой над «взрослыми» произведениями - киносценариями, пьесами и небольшим по объему, но очень серьезным по содержанию романом «Лето в Сосняках» (1964), где впервые в своем творчестве применяет прием сопряжения разных временных планов, когда действие свободно переходит из прошлого в настоящее и обратно. Он воспользуется этим приемом в повести «Неизвестный солдат».
Три повести А. Рыбакова о Кроше широко известны в России и юному, и взрослому читателю. Первая из них – «Приключения Кроша» – вышла в свет в 1960 году, вторая – «Каникулы Кроша» – в 1966 году, третья – «Неизвестный солдат» – в 1971 году. По своей популярности они могут соперничать со знаменитым «Кортиком», которым А.Рыбаков начинал свой литературный путь
и который хорошо знаком уже многим сменившимся поколениям маленьких школьников, любителей веселых и опасных приключений.
Подобное сочетание легкого и веселого с серьезным и поучительным характерно вообще для творчества А.Рыбакова в целом, писателя столько же детского, сколько и взрослого. С самого начала литературного пути А.Рыбакова идут параллельно две самостоятельные струи его творчества - увлекательные приключения о детях и для детей и социальные романы о взрослых и для взрослых. Но почему все-таки книги о Кроше можно смело назвать «новым» для А.Рыбакова явлением по сравнению с первыми его детскими повестями? Ведь и здесь, как и в «Кортике», как и в «Бронзовой птице», главные персонажи - школьники, ведь и здесь в центре сюжета веселые и забавные происшествия, только на этот раз случившиеся на автобазе во время производственной практики одного восьмого класса, ведь и здесь герой повести наделен чертами любознательности, мужественной отваги и честности, которые уже ясно проглядывали в Мише Полякове.
Новым было, прежде всего, то, что Крош, Сережа Крашенинников, жил и действовал не когда-то давно, а в то самое время, когда писалась о нем книга, он был современником и своего создателя, и своего читателя, и яркие приметы городской жизни 60-х годов вошли уже в «Приключения Кроша», чтобы еще свободнее и обильнее вылиться на страницах «Каникул Кроша». Читатель приключений Кроша - и юный и взрослый (а Крош быстро завоевал симпатии и того и другого) - имел полную возможность сверить поступки героя, обстановку его жизни, его язык, суждения, шутки с тем, что он сам только что видел, слышал, думал и пережил, а эта самостоятельная работа всегда доставляет читателю особенное дополнительное удовольствие. Знакомясь с историческим повествованием, без специальной подготовки читатель лишен этой возможности уверенно судить, «похоже» или «непохоже» изобразил то или иное явление писатель. Читая современную книгу о современном герое, читатель вольно или невольно, но непременно выносит такое суждение, а если читатель относит себя к разряду думающих и сознательных читателей, то даже и обязан вынести это суждение. При этом, однако, необходимо помнить, что искусство не есть простой и точный «слепок» с жизни, что каждое художественное произведение имеет еще всегда, так сказать, дополнительный эстетический «коэффициент», то есть свою особую задачу и особое выражение авторского отношения к изображаемому. Эстетический коэффициент Рыбакова в приключениях Кроша - юмор, его веселая и необидная улыбка, с которой писатель наблюдает, как его герой взрослеет, одерживая маленькие победы и выдерживая маленькие поражения. Юмор, с которым писатель передает исповедь Кроша, сохраняет для читателя истинный масштаб событий жизни героя - значительных для него самого, но не столь уж громадных для всего остального человечества, другими словами, одновременно и действительно серьезных и действительно обыкновенных.
И вот здесь происходит переход к другой новой черте детских повестей Рыбакова 60-х годов по сравнению с более ранними его повестями. Хотя прошло уже почти два десятилетия, как Крош впервые появился на Свет, думается, что и сегодняшний читатель легко признает его своим современником. Обаятельность и притягательность характера этого героя, созданного А.Рыбаковым в 60-е годы, неотделимы от его современности. Современен самый взгляд Кроша на мир, на жизнь, где он прежде всего хочет различать мнимое и настоящее от фальшивого, выспреннего и преувеличенного.
Особняком в творчестве А. Рыбакова стоит роман «Тяжелый песок» (1979). Этот роман был напечатан на страницах журнала «Октябрь». Роман «Тяжелый песок» стал для русско-еврейского читателя литературной сенсацией: впервые в русской литературе после 1930-х гг. появился роман, посвященный почти исключительно еврейской жизни. Роман посвящен истории любви Рахили и Якова Ивановских - странице истории еврейского народа. С трудом из-за непривычности тематики пробившийся в советскую печать и сразу принесший Рыбакову огромную популярность роман «Тяжелый песок (1978) повествует о жизни еврейской семьи в 1910 – 1940-х годах в одном из многонациональных городков Западной Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии «Холокоста» и мужестве Сопротивления. Рыбаков прослеживает жизнь разветвленной еврейской семьи Ивановских-Рахленко с дореволюционного времени до Второй мировой войны (с 1909 г. по 1942 г.) и гибель большинства ее представителей во время нацистской оккупации Украины. Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа). Фон романа, еврейская жизнь на Украине в довоенный период, воссоздан автором на основе документальных материалов, собранных во время поездок Рыбакова по местам уничтожения евреев, тема Катастрофы дана масштабно и бескомпромиссно. В основе романа лежит идея о бессмертии еврейского народа, о его героизме, человечности, стойкости. (Некоторые материалы и варианты романа, а также письма читателей Рыбаков передал в 1991 г. Тель-Авивскому университету.)
Замысел антисталинского романа о своем поколении возник у Рыбакова в конце 50-х годов. И следующим этапам творчества Рыбакова стали романы о жизни советского общества в годы сталинского террора: «Дети Арбата» (1986), «Тридцать пятый и другие годы» (1989), «Страх» (1990), объединенные явно автобиографичным образом Саши Панкратова. И только лишь в 1987 году был напечатан первый роман трилогии «Дети Арбата», затем вышли «Страх» (1991) и »Прах и пепел» (1994). Книги трилогии вышли в Советском Союзе общим тиражом 1,5 млн. экземпляров, переведены на десятки языков, попали в число мировых бестселлеров. Одноименная пьеса ставилась более чем в 30 театрах СССР и Европы.
Основанный на личных переживаниях Рыбакова роман Дети Арбата (1987) и продолжающая его трилогия «Тридцать пятый» и другие годы (книга первая, 1988; книга вторая – «Страх», 1990; книга третья – «Прах и пепел», 1994) воссоздает судьбы поколения 1930-х годов, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти. Среди других произведений писателя - повесть Неизвестный солдат (1970) и автобиографический Роман-воспоминания (1997). Анатолий Рыбаков - лауреат Государственных премий СССР и РСФСР.
В романе «Дети Арбата» автор предпринял попытку дать картину жизни всего советского общества в 1930-х гг.; анализируя состояние различных слоев общества (студенческая среда, интеллигенция, рабочие, заключенные и ссыльные, сотрудники НКВД и т. д.), Рыбаков вскрыл причины превращения социалистического государства в тоталитарное, с постепенной концентрацией всей власти в руках всесильного диктатора И. Сталина и выдвижением на первый план репрессивного аппарата. На этом фоне дана подробная, беллетризованная биография И. Сталина, виновника гибели миллионов советских граждан, в том числе и евреев. В романе немало персонажей с еврейскими фамилиями как среди жертв террора, так и среди чекистов и следователей «органов». «Дети Арбата» выражают интернационалистские взгляды Рыбакова: он не акцентирует внимание на еврейском вопросе, хотя об одной из ссыльных, сионистке Фриде, упоминает с явной симпатией. Кредо автора в еврейском вопросе выражено устами другого героя-еврея, ссыльного Бориса Соловейчика, который, рассуждая о еврейской религии, говорит без тени сомнения, что «религия для еврея - лишь форма национального самосохранения, средство против ассимиляции. Но ассимиляция неизбежна». «Дети Арбата», как и последующие книги Рыбакова, вызвали острую полемику в кругах общественности и в советской печати, в том числе резкую критику со стороны сталинистов и коммунистических ортодоксов; споры, происходившие вокруг романа в 1987–88 гг., отразились в сборнике статей и писем читателей «Дети Арбата». С разных точек зрения»
Книги Рыбакова переведены на многие языки мира, в том числе на иврит («Тяжелый песок», 1980; «Дети Арбата», 1989; «Тридцать пятый и другие годы», 1992; «Страх», 1992). Перевод романа «Тяжелый песок» на идиш опубликован в журнале «Советиш геймланд» в 1979 г. Рыбаков дважды посетил Израиль, где в 1991 г. был удостоен звания почетного доктора Тель-Авивского университета. По многим книгам Рыбакова поставлены художественные фильмы. В 1981 г. вышло собрание сочинений Рыбакова в четырех томах. Книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров.
Почти по всем произведениям А. Рыбакова сняты кино- и телефильмы, сценарии к которым написаны самим автором. Анатолий Наумович оставил автобиографическую книгу «Роман-воспоминание» (1997). В 2005 году вышел телесериал «Дети Арбата». В 2008 году вышел телесериал «Тяжёлый песок».
Умер 23 января 1998 года в Нью-Йорке, похоронен в Москве.

Советская литература

Анатолий Наумович Рыбаков

Биография

Родился в семье инженера Наума Борисовича Аронова и его жены Дины Абрамовны Рыбаковой в Чернигове. С 1919 года жил в Москве, на Арбате, д. 51. Учился в бывшей Хворостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. Восьмой и девятый классы кончил в Московской опытно-показательной школе-коммуне (сокращенно МОПШКа) во 2-м Обыденском переулке на Остоженке. Школа возникла как коммуна комсомольцев, вернувшихся с фронтов гражданской войны.

По окончании школы работал на Дорогомиловском химическом заводе, грузчиком, потом шофёром.

В 1930 году поступил в Московский институт инженеров транспорта.

5 ноября 1933 года арестован и Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден на три года ссылки по статье 58−10 (Контрреволюционная агитация и пропаганда). По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по России. Работал там, где не надо заполнять анкеты.

С 1941 года в армии. Участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и кончая штурмом Берлина. Последняя должность - начальник автослужбы 4-го Гвардейского Стрелкового корпуса, звание - гвардии инженер-майор. «За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками» признан не имеющим судимости. В 1960 году полностью реабилитирован.

Награждён орденами Отечественной войны I и II степеней, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.

Творчество

После войны А. Рыбаков обращается к литературной деятельности, начав писать приключенческие повести для юношества - повесть «Кортик» (1948) и ее продолжение - повесть «Бронзовая птица» (1956). Юношеству были адресованы и следующие повести - «Приключения Кроша» (1960) с продолжением «Каникулы Кроша» (1966). Обе повести были экранизированы - фильм «Кортик» в 1954, «Приключения Кроша» в 1961.

Первый роман, написанный Рыбаковым, был посвящен людям, хорошо ему знакомым, - «Водители» (1950; Сталинская премия, 1951). Роман «Екатерина Воронина» (1955), экранизированный в 1957, имел большой успех. В 1964 публикует роман «Лето в Сосняках».

В 1975 вышли продолжение повестей «Кортик» и «Бронзовая птица» - повесть «Выстрел» и фильм по ней - «Последнее лето детства».

В 1978 увидел свет роман «Тяжёлый песок». Роман повествует о жизни еврейской семьи в 1910-1940-х годах в одном из многонациональных местечек на востоке Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии Холокоста и мужестве гражданского сопротивления. Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа).

Роман «Дети Арбата», написанный еще 60-х годах и опубликованный только в 1987, был одним из первых о судьбе молодого поколения тридцатых годов, времени больших потерь и трагедий, роман воссоздает судьбы этого поколения, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти, понять «феномен» Сталина и сталинизма.

В 1989 выходит его продолжение «Тридцать пятый и другие годы». В 1990 - роман «Страх», в 1994 - «Прах и пепел». В романе «Прах и пепел» использованы элементы автобиографии (Саша Панкратов).

В 1995 выходит Собрание сочинений в семи томах. Позднее - автобиографический «Роман-воспоминания» (1997).

Книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. В 2005 году вышел телесериал «Дети Арбата».

Анатолий Рыбаков - лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, был президентом советского ПЕН-центра (1989-1991), секретарём правления Союза писателей СССР (с 1991). Доктор философии Тель-Авивского университета.

Рыбаков А. Н. умер в 1998 г. в Нью-Йорке.

Рыбаков Анатолий Наумович (1911-1998) - русский писатель. Родился Анатолий Аронов (Рыбаков – псевдоним) 1 (14) января 1911 года в селе Держановка Черниговской области в семье инженера. Отец работал у помещика Харкуна на винокуренном заводе.

В 1919 году переехал в Москву. Окончив 7 классов в Хвостовской гимназии, следующие 2 года учился в опытно-показательной школе-коммуне. По завершению образования устроился на работу грузчиком, а позже - водителем, на Дорогомиловский химический завод.

В 1930 году стал учиться в Московском институте инженеров транспорта, но не смог его окончить. Через 3 года его арестовывают за незаконную агитацию и отправляют в ссылку в 3-летнюю ссылку. По окончанию строка Рыбакову было запрещено жить в городах, в которых был введен паспортный режим, поэтому он постоянно переезжал. В 1938-1941 гг. работал на должности главного инженера в Рязанском областном управлении автотранспорта. Во время Второй мировой войны ушел служить в составе автомобильных частей. Принимал участие в штурме Берлина в звании гвардии инженер-майора 4-го Гвардейского стрелкового. Был отмечен орденами «Отечественной войны I и II степенем», «Дружбы народов» и «Трудового Красного Знамени», а также Рыбакову отменили судимость за отличие в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами.

, Черниговская губерния , Российская империя ныне Носовский район , Черниговская область

Анато́лий Нау́мович Рыбако́в (настоящая фамилия - Аронов ; 1911-1998) - русский советский писатель.

Биография

По окончании школы работал на Дорогомиловском химическом заводе грузчиком, потом шофёром.

5 ноября 1933 года арестован и Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден на 3 года ссылки по статье 58-10 (Контрреволюционная агитация и пропаганда). По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по России. Работал там, где не надо заполнять анкеты, однако с 1938 года по ноябрь 1941 года был главным инженером Рязанского областного управления автотранспорта.

С ноября 1941 по 1946 год служил в Красной Армии в автомобильных частях. С июля 1942 года участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и кончая штурмом Берлина . Последняя должность - начальник автослужбы 4-го Гвардейского стрелкового корпуса (8-я гвардейская армия), звание - гвардии инженер-майор. За отличие в боях признан не имеющим судимости. В 1960 году полностью реабилитирован.

С 1989 по 1991 год Анатолий Рыбаков был президентом советского ПЕН-центра , с сентября 1991 года - почётным президентом российского ПЕН-центра. С 1991 года занимал должность секретаря правления Союза писателей СССР. Почётный доктор философии Тель-Авивского университета (1991).

А. Н. Рыбаков умер во сне, 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке . За полгода до этого он перенёс операцию на сердце. Похоронен 6 января 1999 года в Москве на Новокунцевском кладбище .

Видео по теме

Семья

  • Первая жена (1939-1946) - Анастасия Алексеевна Тысячникова (1918-?), бухгалтер.
    • Сын - Александр Рыбаков (1940-1994).
      • Внучка - писательница Мария Рыбакова .
  • Вторая жена - писательница Наталья Давыдова (настоящее имя - Майя Максимовна Давыдова, род. 1925), автор романов «Братство проигравших», «Любовь инженера Изотова», «Никто никогда».
    • Сын - поэт, прозаик и литературовед Алексей Макушинский (при рождении Аронов, взял фамилию бабушки по материнской линии).
  • Третья жена (с 1978 года) - Татьяна Марковна Винокурова-Рыбакова (в девичестве Беленькая, 1928-2008), дочь заместителя наркома снабжения и пищевой промышленности, психиатра Марка Натановича Беленького (1890-1938, расстрелян), племянница одного из организаторов советской внешней разведки Я. И. Серебрянского и погибшего в ополчении писателя Андрея Наврозова (1899-1941), автор книги воспоминаний «Счастливая ты, Таня» (2005). Её племянник - художник Михаил Одноралов . Первым браком была замужем за поэтом Евгением Винокуровым (их дочь - литературовед Ирина Винокурова).

Творчество

В 1947 году А. Рыбаков обращается к литературной деятельности, начав писать приключенческие повести для юношества - повесть «Кортик» (1948) и её продолжение - повесть «Бронзовая птица» (1956). Обе повести были экранизированы - фильм «Кортик» в 1954 году (повторно в 1973 году), фильм «Бронзовая птица» в 1974 году .

Юношеству были адресованы и следующие повести - «Приключения Кроша» (1960) с продолжениями «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970). Их экранизации - «Приключения Кроша» в 1961 году , «Каникулы Кроша» в 1979 году , «Минута молчания» в 1971 году и «Неизвестный солдат» в 1984 году . По отдаленным мотивам повести «Каникулы Кроша» был также снят фильм «Эти невинные забавы» в 1969 году .

Первый роман, написанный Рыбаковым, был посвящён людям, хорошо ему знакомым, - «Водители» (1950). Роман «Екатерина Воронина» (1955), экранизированный в 1957 году , имел большой успех. В 1964 году публикует роман «Лето в Сосняках» о строительстве первых пятилеток.

В 1975 году вышли продолжение повестей «Кортик» и «Бронзовая птица» - повесть «Выстрел» и фильм по ней - «Последнее лето детства» (1974).

В 1978 году увидел свет роман «Тяжёлый песок». Роман повествует о жизни еврейской семьи в 1910-1940-х годах в одном из многонациональных местечек на севере Украины, о любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии Холокоста и мужестве гражданского сопротивления. Этот роман был экранизирован , премьера фильма состоялась в 2008 году.

В 1988 году вышел фильм по сценарию Рыбакова «Воскресенье, половина седьмого », завершивший цикл о Кроше.

Тогда же вышло продолжение «Детей Арбата» - роман «Тридцать пятый и другие годы». В 1990 году - роман «Страх», в 1994 году - «Прах и пепел». В тетралогии использованы элементы биографии автора (Саша Панкратов).

В 1995 году было издано собрание сочинений в семи томах. Позднее - автобиографический «Роман-воспоминания» (1997).

Книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. Многие произведения экранизированы.

Библиография

Повести

  • Кортик, 1948.
  • Бронзовая птица, 1956.
  • Приключения Кроша, 1960.
  • Каникулы Кроша, 1966.
  • Неизвестный солдат, 1970.
  • Выстрел, 1975.

Романы

  • Екатерина Воронина, 1955.
  • Лето в Сосняках, 1964.
  • Тяжелый песок, 1978.
  • Тридцать пятый и другие годы (Страх), книга первая, 1988.
  • Страх, (Тридцать пятый и другие годы) книга вторая 1990.
  • Прах и пепел, 1994.
  • Роман-воспоминание (Мой XX век), 1997.

Экранизации

  • 1954 - Кортик
  • 1957 - Екатерина Воронина
  • 1961 - Приключения Кроша
  • 1969 - Эти невинные забавы (По повести «Каникулы Кроша»)
  • 1971 - Минута молчания (По повести «Неизвестный солдат»)
  • 1973 - Кортик
  • 1974 - Бронзовая птица
  • 1974 - Последнее лето детства (ТВ)
  • 1980 - Каникулы Кроша
  • 1984 - Неизвестный солдат (ТВ)
  • 1988 -

ru.wikipedia.org

Биография

Анатолий Наумович Рыбаков – писатель, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. Автор книг: «Кортик», Бронзовая птица» (1956), «Екатерина Воронина», «Лето в Сосняках», «Приключения Кроша», «Неизвестный солдат», «Дети Арбата» и др. Награжден 3 орденами, а также медалями. Участник Великой Отечественной войны



Он говорил, что выполнил дело своей жизни – написав роман о сталинском времени. Написать роман о конце XX века он не успел.

Анатолий Наумович Рыбаков родился 14 января 1911 году в украинском городе Чернигове, но уже в раннем возрасте переехал вместе с родителями (Ароновым Наумом Борисовичем и Рыбаковой Диной Авраамовной) в Москву. Они проживали по адресу Арбат, д.51

Все детские впечатления и воспоминания Рыбакова связаны с жизнью большого города 20-х годов. Здесь, в Москве, он вступил в пионеры, когда только образовывались первые пионерские организации, здесь учился в знаменитой тогда школе-коммуне имени Лепешинского, здесь стал комсомольцем, здесь рано начал свою трудовую жизнь на Дорхимзаводе.

В 1930 году А. Н. Рыбаков поступил в Московский институт инженеров транспорта и впоследствии стал инженером-автомобилистом. 5 ноября 1933 года, будучи студентом, арестован и осужден по статье 58-10 ("контрреволюционная агитация и пропаганда") на три года ссылки. После окончания ссылки скитался по стране, работал шофером, слесарем.



Вторая половина 30-х годов - время скитаний Рыбакова по стране; тогда будущий писатель увидел многие города и переменил много профессий, по-настоящему узнал людей и жизнь.

С самого начала Великой Отечественной войны был мобилизован в армию. Участвовал в боях на различных фронтах, от обороны Москвы и до штурма Берлина. Последняя должность - начальник автослужбы 4-го Гвардейского Стрелкового корпуса, получил звание Гвардии инженер-майор. "За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками" признан не имеющим судимости.

После войны А. Рыбаков обращается к литературной деятельности. Пишет приключенческие повести для юношества. Известность пришла к писателю с "Кортиком" (1948.г), затем появились и другие книги, укрепившие его популярность: “Бронзовая птица”, трилогия “Приключения Кроша”, "Тяжелый песок"...

Первый роман, написанный Рыбаковым, "Водители" (1950), был посвящен людям, хорошо ему знакомым. Роман "Екатерина Воронина" (1955), экранизированный в 1957, имел также большой успех. В 1964 публикует роман "Лето в Сосняках".

"Дети Арбата"

В 1965 г. Рыбаков приступил к написанию своего главного романа "Дети Арбата". Журнал "Новый мир" анонсировал его публикацию в 1967 году. Не появился. Журнал "Октябрь" анонсировал его публикацию в 1979 году. Не появился. Журнал "Дружба народов" стал печатать роман в 1987 году. С выходом романа тираж журнала вырос со 150 тысяч до 1 200 тысяч. экземпляров



Роман, по выражению поэта Семена Липкина "шекспировской силы", появился еще чрезвычайно своевременно. Появись он ранее в самиздате или за рубежом, как Рыбаковунеоднократно предлагали, о нем бы говорили, но вполголоса, на кухнях. Гласность обеспечила ему ни с чем не сравнимый резонанс, тираж романа составил 10,5 миллиона экземпляров. Его перевели на десятки языков. Экземпляры различных изданий занимают целый шкаф в его московской квартире.

Художественное произведение стало фактом истории. О штурме Зимнего, которого на самом-то деле не было, новые поколения судят по инсценировке Сергея Эйзенштейна в фильме "Октябрь". Так и о Сталине будут судить по роману Рыбакова. Вообще-то, советский диктатор там не главный герой, но именно этот образ вызвал особенно острую полемику между его защитниками и критиками.

Евгений Евтушенко говорил: "После этого романа невозможно будет оставить те же учебники по истории в библиотеках и школах". Тысячи, может быть, десятки тысяч прочтут исторические исследования о Сталине. Миллионы прочли "Дети Арбата" и составили свое мнение. И не только у нас. Роман был издан в 52 странах!

В книге Сталин говорит: "Смерть решает все проблемы. Нет человека – нет проблемы". Неизвестно, произносил ли когда-либо Сталин эту сентенцию. Но читатель как будто слышит, вот Сталин не спеша, покуривая трубку, со своим грузинским акцентом произносит эту фразу. И теперь ее приписывают Сталину в сборниках цитат.

Бессменный автор гимнов, Сергей Михалков, предупредил Рыбакова перед одним из обсуждений романа: он не пойдет, "ты там рассуждаешь за Сталина". Рыбаков парировал: "Разве Толстой не рассуждает за Наполеона?". – "Ты ведь не Толстой". – "Однако стремлюсь и другим советую".



Автор, юноша с Арбата, прошедший Лубянку, Бутырку и сибирскую ссылку, чтобы в 1951 году стать лауреатом Сталинской премии по литературе за роман "Водители", изучил все доступные ему материалы о вожде народов. Сейчас их много, а тогда архивы были закрыты и все же Рыбакову, острому наблюдателю человеческих страстей, удалось оставить нам портрет «вождя», который большинство сочтет законченным.

Вот эта исследовательская въедливость в сочетании с талантом проникновения в психологические глубины и дает нам того Сталина, который нам запомнится, и не так уж важно, что еще напишут о нем историки.



"Хотя понимаю, что текст рассуждений тогдашнего генсека – ваш вымысел, по сути дела, ваша версия, – писал автору Эльдар Рязанов, – написана с невероятной убедительностью". А вот отзыв Вениамина Каверина: "Сюда просится термин "исследовательский роман". Позиция автора продиктована стремлением доказать, что поговорка "цель оправдывает средства" основана на лжи и безнравственности. Ходы Сталина бесчеловечно талантливы, но в ходах этих отсутствует тот, ради кого он, по его словам, действует, – отсутствует человек".

Немало критиков встретили роман в штыки – развенчивался умело и убедительно их кумир. В Чебоксарах, например, местные власти противились переводу книги на чувашский язык. А из Ярославля просили разрешить безгонорарную допечатку.

Роман "Дети Арбата", вышедший в 1987 году, стал настоящим событием в литературной жизни России. Впоследствии Арбатскую трилогию завершили романы “Страх” и "Прах и пепел".

Наши дни

До последних дней жизни Анатолий Рыбаков оставался оптимистом, жизнелюбом в силу своего бойцовского характера. Рыбакова очень беспокоила судьба его поколения – поколения идеалистов, веривших, что можно улучшить человеческую породу и создать справедливое общество.

На долю этого поколения щедро выпали сталинские и немецкие пули, прах, а то, что они все-таки успели сделать, стало пеплом. Так, собственно, и называется последняя книга трилогии о детях Арбата – "Прах и пепел". Название, отнюдь не манящее читателя открыть книгу. Но прочитанную теми, кого увлекла судьба Саши Панкратова, его друзей, его страны.



Рыбаков умудрялся шутить даже на операционном столе. На второй день после операции шунтирования, в июне 1998 года, он, как ни в чем ни бывало, раздавал автографы медсестрам клиники, оказавшимися российскими эмигрантками, планировал вернуться за стол к очередной рукописи.

А на операцию он решился ради читателей, хотевших проследить дальнейшую судьбу детей Арбата в третьем и четвертом поколениях. В 87 лет Рыбаков продолжал работать, писал от руки, передавал написанное жене Тане, она перепечатывала на компьютере – и начиналась правка.

Врачи, попутешествовав с катетером по сосудам его сердца, сказали (в Америке врачи ничего от пациента не скрывают), что не могут гарантировать ему шести лет, необходимых для осуществления этого последнего авторского замысла. Непоправимое может случиться в любую минуту. Более того, врачи не обещали ему и сохранения трудоспособности. Необходимо было создать обводные пути питания сердечной мышцы взамен закупоренных сосудов, позаимствовав кусочки вены с ноги. Тогда впереди – еще несколько творческих лет.

– Я выполнил дело жизни, – говорил Рыбаков. – Написал роман о сталинском времени и опубликовал его при своей жизни. Написал и автобиографию, как бы подводя итоги ("Роман-воспоминание"). Теперь я получаю шесть лет. Я хочу написать роман о конце ХХ века, об истории разрушения сначала Советского Союза, а теперь и России.

Операцию провел известный хирург Субраманиан, индиец по национальности, по новейшей методике, без вскрытия грудной клетки, и сама операция, и послеоперационный период прошли вроде бы прекрасно. Впереди – шесть лет!

Через шесть месяцев Рыбаков, отойдя ко сну, уже не проснулся. А всего лишь за два дня до этого горячо обсуждал судьбы России с Григорием Явлинским.И говорил ему: "Вам нужны лозунги наполеоновской силы: “Солдаты, над вами солнце Аустерлица””.



Рыбаков уехал в Америку, чтобы иметь возможность спокойно работать. В Переделкино постоянно дергали, отрывали от письменного стола. А времени-то оставалось немного… В конце концов, и Максим Горький свой роман "Мать", положивший начало так называемому социалистическому реализму, написал на даче в адирондакских горах к северу от Нью-Йорка.

В 1990 году вышел сборник ”Дети Арбата” Анатолия Рыбакова", где сталкивались мнения о романе. Книгу объявляли написанной в "традиционной манере", как будто это имело какое-то значение для миллионов читателей, поглощавших увлекательный роман взахлеб. Сравнивали ее с "Тремя мушкетерами" Александра Дюма, дескать, приключенческая литература на историческую тему для детей. Это, скорее, комплимент автору любимого детворой "Кортика".

Рыбаков всегда работал тщательно. От него остались старомодные папки с тесемочками. На папках надписи: "Ельцин", "Гайдар", "Чубайс", "Кириенко". В них – вырезки, заготовки для задуманного романа "Сын". Сорванного безжалостным временем.

Через несколько дней после смерти писателя, его вдова Таня получила в числе других письмо от Бернарда Каменицки, читателя из города Бока Ратон во Флориде. Автор выражал соболезнование и писал: "Прочитав его книги, я как человек стал лучше".

Чего большего желал бы любой писатель? Sem40.ru по информации СМИ. 17-01-2005

ru.wikipedia.org

Биография

Родился в семье инженера Наума Борисовича Аронова и его жены Дины Абрамовны Рыбаковой в Чернигове.



С 1919 года жил в Москве, на Арбате, д. 51. Учился в бывшей Хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. Восьмой и девятый классы окончил в Московской опытно-показательной школе-коммуне (сокращенно МОПШКа) во 2-м Обыденском переулке на Остоженке. Школа возникла как коммуна комсомольцев, вернувшихся с фронтов гражданской войны.

По окончании школы работал на Дорогомиловском химическом заводе, грузчиком, потом шофёром.

В 1930 году поступил в Московский институт инженеров транспорта.

5 ноября 1933 года арестован и Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден на три года ссылки по статье 58-10 (Контрреволюционная агитация и пропаганда). По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по России. Работал там, где не надо заполнять анкеты.

С 1941 года в армии. Участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и кончая штурмом Берлина. Последняя должность - начальник автослужбы 4-го Гвардейского Стрелкового корпуса, звание - гвардии инженер-майор. «За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками» признан не имеющим судимости. В 1960 году полностью реабилитирован.

Награждён орденами Отечественной войны I и II степеней, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.Анатолий Рыбаков похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Творчество

После войны А. Рыбаков обращается к литературной деятельности, начав писать приключенческие повести для юношества - повесть «Кортик» (1948) и её продолжение - повесть «Бронзовая птица» (1956). Обе повести были экранизированы - фильм «Кортик» в 1954 году (повторно в 1973 году), фильм «Бронзовая птица» в 1974-м.



Юношеству были адресованы и следующие повести - «Приключения Кроша» (1960) с продолжением «Каникулы Кроша» (1966). Их экранизации - «Приключения Кроша» в 1961 году и «Каникулы Кроша» в 1979 году.

Первый роман, написанный Рыбаковым, был посвящен людям, хорошо ему знакомым, - «Водители» (1950; Сталинская премия, 1951). Роман «Екатерина Воронина» (1955), экранизированный в 1957 год, имел большой успех. В 1964 году публикует роман «Лето в Сосняках».

В 1975 году вышли продолжение повестей «Кортик» и «Бронзовая птица» - повесть «Выстрел» и фильм по ней - «Последнее лето детства».

В 1978 году увидел свет роман «Тяжёлый песок». Роман повествует о жизни еврейской семьи в 1910-40-х годах в одном из многонациональных местечек на севере Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии Холокоста и мужестве гражданского сопротивления. Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа).

Роман «Дети Арбата», написанный ещё 60-х годах и опубликованный только в 1987 году, был одним из первых о судьбе молодого поколения тридцатых годов, времени больших потерь и трагедий, роман воссоздает судьбы этого поколения, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти, понять «феномен» Сталина и сталинизма.



В 1989 году вышло его продолжение - роман «Тридцать пятый и другие годы». В 1990 году - роман «Страх», в 1994 году - «Прах и пепел». В тетралогии использованы элементы биографии автора (Саша Панкратов).

В 1995 году было издано собрание сочинений в семи томах. Позднее - автобиографический «Роман-воспоминания» (1997).

Книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. В 2005 году вышел телесериал «Дети Арбата». В 2008 году вышел телесериал «Тяжёлый песок».

Анатолий Рыбаков - лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, был президентом советского ПЕН-центра (1989-1991), секретарём правления Союза писателей СССР (с 1991). Доктор философии Тель-Авивского университета.

Интересные факты



Два разных цикла произведений, начатые «Кортиком» и «Детьми Арбата» соответственно, связаны между собой. Главный герой "Детей Арбата" - Саша Панкратов - является одним из эпизодических персонажей последней повести первого цикла - "Выстрел". В романе "Страх" упоминается расстрел Миши Полякова в ходе чисток 1937-1938 годов.

Библиография

Серия "Кортик":
Кортик (1946-1948)
Бронзовая птица (1955-1956)
Выстрел (1975)

Серия "Приключения Кроша"
Приключения Кроша (1960, янв.-март)
Каникулы Кроша (1964-1964)
Неизвестный солдат (1969-1970)

Трилогия "Дети Арбата"
Дети Арбата (1966-1983)
Страх (1988-1990)
Прах и пепел (1991-1994)

Водители (1949-1950)

Тяжелый песок (1975-1977)

Роман-воспоминание (опубл. в 1997)

Екатерина Воронина (1955)
Лето в Сосняках (1964)

Переведенные произведения
The Dirk (by David Skvirsky)
The Bronze Bird (by David Skvirsky)

Биография

В 50-х годах в бывшем Советском Союзе дети зачитывались приключенческой повестью времен гражданской войны «Кортик», автором которой был Анатолий Рыбаков. Затем последовало продолжение «Кортика» - повесть «Бронзовая птица», за ней - увлекательная история симпатичного подростка Кроша - «Приключения Кроша» и «Каникулы Кроша». Наряду с книжками для детей и юношества автор опубликовал два романа на модную тогда «производственную» тему: «Водители» и «Екатерина Воронина». Большинство из произведений автора были экранизированы и имели, кроме читательского, еще и зрительский успех.

Как же так случилось, что юдофобский журнал напечатал такой роман, и вообще, почему вполне преуспевающий русский писатель (многие не догадывались, что Рыбаков еврей отважился написать сомнительный, по мнению брежневских литературных блюдолизов, роман, а потом и вообще крамольные «Дети Арбата»?

Обо всем этом, а также о многом другом писатель, находящийся в настоящее время в Нью-Йорке и работающий в библиотеке Колумбийского университета над заключительной частью эпопеи о сталинских временах, рассказал на вечере, организованном Центром культуры иммигрантов из Советского Союза. Встреча состоялась в зале «Арбетер ринг» - одной из старейших еврейских организаций Америки.

Невысокого роста, моложавый (никогда не подумаешь, что ему уже пошел 82-й год), дружелюбный и общительный, Анатолий Наумович без лишних слов приступил к своеобразной авторской исповеди.

В «Краткой литературной энциклопедии», в 6-м томе, вышедшем в 1971 году, сообщается, что писатель родился в 1911 году в Чернигове, в 1934 году окончил Московский институт железнодорожного транспорта, долго работал по специальности, был участником Великой Отечественной войны. Дальше идет перечень его произведений. И все. О том, что он был исключен из института, репрессирован, сослан, а через три года после возвращения лишился права жить не только в родной ему Москве, в том самом дворе на Арбате, который он впоследствии описал в «Детях Арбата», но и в других столичных городах, вынужден был скитаться по всей России в поисках угла и куска хлеба - обо всем этом не сказано ни слова.

И вот однажды, было это в 1939 году, он, ночуя на каком-то вокзале, встретил молодого парня, который рассказал ему совершенно невероятную, в каком-то смысле забавную историю о том, как его дед уехал в конце прошлого столетия в Швейцарию, окончил там медицинский факультет университета, стал преуспевающим врачом, женился, жена родила ему троих сыновей, двое из них пошли по его стопам, а с третьим, младшим, которого звали Яковом, он поехал навестить свой родной Симферополь. Там, в Симферополе, Яков встретил красивую девушку и влюбился в нее с первого взгляда. Она оказалась дочерью местного сапожника и звали ее... впрочем, неважно, как ее звали на самом деле, в романе она названа именем прародительницы нашей Рахиль, жены Яакова.

Что было дальше? Яков женился на Рахиль, увез ее в Швейцарию, там она родила ему сына, они были счастливы, но по прошествии какого-то времени девушка загрустила по дому, родным и, несмотря на уговоры Якова и его близких, вернулась с маленьким сыном домой, в Симферополь. Через некоторое время туда прикатил и Яков. Думал уговорить жену вернуться с Швейцарию, но тут началась Первая мировая война, затем революция, и он «застрял» в России на всю оставшуюся жизнь. Стал сапожником, выучил русский язык, появились еще дети, среди них и этот парень...

Рыбакова история эта тронула, но то, что она ляжет в основу его романа, он и не думал, он тогда еще вообще не помышлял стать писателем. Его больше занимал вопрос, найдет ли он завтра работу и ночлег.

В начале 70-х годов его, уже известного писателя, нашел тот самый парень, постаревший на тридцать с чем-то лет, и рассказал о том, как погибли от рук фашистских убийц его родители, родственники, вообще евреи Симферополя. И тогда Рыбаков понял, что ему от этой темы не уйти, что он должен, обязан написать обо всем этом большой роман, запечатлеть своих несчастных соплеменников. Одним словом, как там у Ильи Эренбурга: «Горе, открылась старая рана, мать мою звали по имени - Хана».

Работу над романом Рыбаков начал с поездки в Симферополь, бродил там по улицам и переулкам, где во время оккупации короткое время было еврейское гетто, посетил место, куда вывезли и расстреляли симферопольских евреев. Он понял, что здесь ему книгу не написать, что Симферополь ему город чужой.

И тогда он решил перенести место действия будущего романа на родину своего деда, в Сновск - небольшой торгово-промышленный город бывшей Черниговской губернии, куда мама привозила его десятилетним мальчиком в голодном 1921-м году.

Дед был зажиточным промышленником, уклад в его доме поддерживался религиозно-патриархальный. Сам же городок был интернациональным, в нем жили (в мире и согласии) евреи, украинцы, поляки, белорусы, русские.

И вот более чем через полстолетия он вновь очутился в Сновске. Теперь это был типичный советский райцентр: чиновников - хоть отбавляй, а экономика - плачевная, из 3-х тысяч евреев осталось не более 200...

А потом, когда роман был написан, возник вопрос: где его печатать? Сделать это в «Новом мире» или «Юности», в журналах, где Рыбаков опубликовал большинство своих произведений, оказалось невозможным. И тогда он обратился, как мы уже знаем, в «Октябрь». Незадолго до этого здесь произошла смена власти. После смерти Кочетова редакцию возглавил А. Ананьев, известный в писательских кругах как человек порядочный. Для того, чтобы вытянуть журнал из болота, привлечь новых читателей, ему нужно было срочно опубликовать что-нибудь сенсационное. Таким произведением и оказался «Тяжелый песок». Причем, чтобы «проскочить» цензуру, контролируемую высшими партийными органами, Рыбаков вначале представил лишь первую часть романа, действие которой происходит до революции. И все же пришлось изменить одно из мест действия -швейцарский город Базель: некий критик донес самому «серому кардиналу» Суслову, что в этом самом Базеле проходил когда-то сионистский конгресс, следовательно, роман с сионистским душком.

Так или иначе, но роман был напечатан и произвел огромное впечатление на читателей, и не только евреев. Что касается критики, то она в большинстве случаев помалкивала, опасаясь попасть впросак, а более всего - в немилость своего партийного начальства.

Но это не огорчило писателя, для него куда важнее были сердечные отзывы читателей, десятки тысяч писем. В одном из писем были такие слова: «Лишь прочитав роман, я почувствовал себя настоящим евреем и горжусь этим». Выйдя однажды из своего дома в Переделкино, Рыбаков увидел еврейских юношей, которые, оказывается, оберегали его жилище от хулиганов, грозивших устроить пожар.

Еще много интересного рассказал своим почитателям в тот вечер Анатолий Рыбаков. И не только о «Тяжелом песке», но и о еще более трудной судьбе «Детей Арбата», а также о работе над завершающей частью трагической эпопеи, которую он условно назвал «Расплата».

Биография

Анатолий Наумович Рыбаков (1911 - 23 декабря 1998) - русский писатель. Романы о социально-нравственных коллизиях современного производства: «Водители» (1950; Государственная премия СССР, 1951), «Екатерина Воронина» (1955). Социально-психологический роман «Тяжелый песок» (1978). Повести для юношества «Кортик»(1948), «Приключения Кроша» (1960).

В романах «Дети Арбата» (1987), «Тридцать пятый и другие годы» (кн. 1, 1988, кн. 2, «Страх», 1990, кн. 3, «Прах и пепел», 1994) время тоталитарного режима воссоздано через судьбы поколения 30-х гг.; художественный анализ «феномена Сталина». «Роман-воспоминание» (1997). Репрессирован в 1933-36.

Энциклопедия Кирилл и Мефодий

«Анатолий Рыбаков родился в городе Чернигове, в семье инженера. После окончания школы он поступил на автодорожный факультет Московского института инженеров транспорта. Однако окончить его Рыбаков не успел - по политическому обвинению его выслали из столицы с отметкой в паспорте «минус» (ее обладателю не разрешалось жить в больших городах).

Начинаются долгие скитания Рыбакова по стране. Сначала он работает на Дорогомиловском химическом заводе, затем трудиться на автотранспортных предприятиях Башкирии, Калинина, Рязани. По словам писателя: «Это спасло меня от повторного ареста в период разгула репрессий в 37-40-х годах. Став своего рода «бомжем», я как бы выпал из поля зрения «органов», которые все время «подбирали» тех, кто однажды побывал у них в лапах. Спасло меня и то, что, следуя совету одной доброй женщины, жившей тоже на Арбате, близкой знакомой моей матери, все время старался держаться подальше от крупных индустриальных объектов…»

В 1941 году Анатолий Рыбаков уходит на фронт рядовым. Войну он закончил в звании майора, в должности начальника автослужбы гвардейского стрелкового корпуса.

Первая книга Анатолия Рыбакова - детская приключенческая повесть «Кортик» - была опубликована в 1948 году. Спустя три года Рыбаков уже получил Сталинскую премию за повести «Водители» и «Екатерина Воронина». За последующие годы Рыбаков написал еще несколько книг, каждая из которых имела успех у читателей: «Приключения Кроша» (1960), «Лето в Сосняках» (1964), «Каникулы Кроша» (1966), «Неизвестный солдат» (1970), «Тяжелый песок» (1979) и др.

Многие из этих произведений были экранизированы, за что в 1973 году Анатолия Рыбакова удостоили Государственной премии РСФСР в области кинематографии имени братьев Васильевых».

Раззаков Ф. И. Досье на звезд. Их любят, о них говорят. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 679-680.

Биография

РЫБАКОВ, АНАТОЛИЙ НАУМОВИЧ
(1911-1998), русский писатель.
Настоящая фамилия Аронов.

Родился 1 (14) января 1911 в Чернигове, сын инженера. С 1918 жил в Москве, где окончил школу и поступил в Московский институт инженеров транспорта. 5 ноября 1933 года, будучи студентом Транспортного института, был арестован и осужден по статье 58-10 ("контрреволюционная агитация и пропаганда") на три года ссылки. После окончания ссылки скитался по стране, работал шофером, слесарем и т.д. С самого начала войны мобилизован в армию. Прошел с боями от Москвы до Берлина, награжден многими орденами и медалями; начав войну рядовым, окончил ее в звании майора, в должности начальника автослужбы гвардейского стрелкового корпуса.

Известность приобрел первыми же повестями, адресованными юным читателям, не одно поколение которых автор увлек захватывающим сюжетом, основанном на раскрытии "тайны", высоким романтическим настроем, соединенным с бытовой конкретикой, добрым юмором и лиризмом: Кортик (1948; одноим. фильм 1954, реж. В.Я.Венгеров и М.А.Швейцер), где события разворачиваются в период Гражданской войны и нэпа в Москве, на Арбате - любимом месте действия многих героев Рыбакова., и ее продолжение Бронзовая птица (1956). Живость повествования, психологическая убедительность, остроумие, проявившееся в названных произведениях, свойственны и повестям Приключения Кроша (1960) и Каникулы Кроша (1966), написанным от лица подростка.

Первый "взрослый" роман Рыбакова Водители (1950; Государственная премия СССР, 1951) посвящен людям, хорошо знакомым автору по прежней профессии инженера-автомобилиста, и принадлежит к лучшим образцам "производственной" прозы, подкупая достоверностью изображения, умелым воссозданием трудовых будней автобазы провинциального городка, тонкой индивидуализацией характеров.

Непростые проблемы взаимоотношений в коллективе волжских речников в центре второго "производственного" романа Рыбакова Екатерина Воронина (1955; одноим. фильм 1957, реж. И.М.Анненский). В романе Лето в Сосняках (1964) напряженная жизнь большого предприятия показана писателем через призму психологического конфликта честного горемыки и тупого догматика, что отражало реальное взрывоопасное противоречие "застойного" времени.

С трудом из-за непривычности тематики пробившийся в советскую печать и сразу принесший Рыбакову огромную популярность роман Тяжелый песок (1978) повествует о жизни еврейской семьи в 1910-1940-х годах в одном из многонациональных городков Западной Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии "Холокоста" и мужестве Сопротивления. Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа).

Основанный на личных переживаниях Рыбакова роман Дети Арбата (1987) и продолжающая его трилогия Тридцать пятый и другие годы (кн. 1, 1988; кн. 2 - Страх, 1990; кн. 3 - Прах и пепел, 1994) воссоздает судьбы поколения 1930-х годов, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти. Среди других произведений писателя - повесть Неизвестный солдат (1970) и автобиографический Роман-воспоминания (1997). Анатолий Рыбаков - лауреат Государственных премий СССР и РСФСР.