Писатель виктор петрович астафьев биография. Виктор астафьев краткая биография

Астафьев Виктор Петрович (р. 1.05.1924, д. Овсянка Красноярского края), прозаик, публицист. Родился в крестьянской семье, рано потерял мать, воспитывался в детском доме. В 1942 г. пошел добровольцем на фронт, был неоднократно тяжело ранен. После войны Астафьев работал рабочим и ночным сторожем. Первые рассказы опубликовал в 1951 г. в уральской газете «Чусовский рабочий», первый сборник «До будущей весны» вышел в свет в 1953 г. В 1959-1961 гг. Астафьев учился на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького в Москве. Творчество Астафьева выросло из его страстного желания поиска и воспитания в людях добра. Основные мотивы творчества связаны с воспоминаниями о голодном, сиротском детстве на далеком севере и годах войны. Этому посвящен цикл «Повести о ровеснике», в который входят: «Перепал. (1959), «Стародуб» (1959), «Звездопад. (1960), «Кража» (1966), «Где-то гремит война» (1967), «Пастух и пастушка» (1971), а также явно автобиографический цикл, который А писал с 1957 г., «Последний поклон». Рассказы, составляющие этот цикл, представляют собой своеобразную галерею русских характеров, наиболее выразительный из которых — образ Екатерины Ивановны (ее прототипом послужила бабушка Астафьева), крестьянки, которая с 10 лет занималась тяжелым крестьянским трудом, вырастила 13 детей, потеряла здоровье, однако в конце жизни оценивает прожитые годы как удачные и счастливые, т. к. счастье для нее — осознание выполненного долга крестьянской женщины, матери и работницы. Она живет в гармонии и согласии с миром, и это ей дает ощущение психической полноценности. Образ Екатерины Ивановны наилучшим образом выражает жизненную философию автора. Сущность ее заключается в доведении до современников неизбывности связей человека с землей, из которой он вырастает. Отрицание этой биологическо-культурной генеалогии, традиций, на которых основана связь поколений, ведет к моральной деградации, что может стать настоящей катастрофой. В своих произведениях Астафьев обвиняет современную цивилизацию в уничтожении окружающей среды, а тем самым и человека, являющегося ее не-
отъемлемой частью. Отношение Астафьева к жизни и природе превосходно показано в его повести «Царь-рыба. Повествование в рассказах» (1976). Повесть состоит из отдельных эпизодов, объединенных образом рассказчика. В его размышлениях выделяется тема ответственности людей за мир растений и животных, которому грозит уничтожение. Важное место в творчестве Астафьева занимают последние произведения, особенно роман «Печальный детектив» (1986). На страницах этого романа зло, о котором писатель предупреждал в течение 30 лет своего творчества, свершилось. Это духовная и физическая деградация людей, которые утратили всякие моральные ценности. Значительную часть литературного наследия Астафьева составляет публицистика (в частности, сборник «Посох памяти», 1980), тематически связанная с
его художественной прозой и дополняющая ее.

В.П. Астафьев

Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, в Енисейской губернии(сейчас это Красноярский край).
Биография Виктора Петровича была наполнена множеством трагичных моментов. Еще в самом малом возрасте, его родной отец попал под арест, а родная мама ушла из жизни, совершая очередную поездку к мужу.
Ранние годы, Виктор Астафьев был вынужден коротать с дедушкой и бабушкой. Этот период остался в памяти Виктора положительной полосой жизни, ностальгию о которой он позже напишет в своей биографии.
Отца арестовали не пожизненно, после его возвращения, отец женится во второй раз, и уже вместе со всей семьей они переезжают в город Игарк, что в Красноярском крае. Спустя небольшой период времени, отец Виктора попадает в больницу, и тогда маленький мальчик понимает, что кроме папы в новой семье он никому не нужен. Так, постепенно от Виктора Астафьева отворачивается вся семья, и он, остается среди улицы один. Проскитавшись в одиночестве двое месяцев, Виктор Астафьев направляется в детский дом.
Достигнув совершеннолетия, Виктор Петрович решительно становится добровольцем на военном фронте. Пройдя обучение по специальности военного дела в пехотной школе Новосибирска, уже в 43 году Виктор попадает в разгар военных действий. Поменяв несколько профессий и видов деятельности, Виктор Петрович, дойдя до окончания военных действий, так и остался обычным солдатом. Однако, не смотря на невысокий чин, Виктор был награжден орденом "Красной Звезды", а также медалью "За отвагу".
По окончании военных действий, Виктор Астафьев берет в жены Марию Корякину, которая была известной писательницей. Именно с ней Виктор позже начнет жить в Пермской области, городе Чусовой.
Проводя годы жизни в Чусовом, Виктору придется поменять огромное количество специальностей: тут он успел побывать и слесарем, и кладовщиком, и преподавателем, и даже успел найти работу на мясокомбинате. Но, работа была не единым видом деятельности Виктора. Самое большое увлечение для него представляла литература. Виктор Петрович был участником литературного клуба и кружка.
Дебютом для Виктора Астафьева стала публикация 1951 года, когда было издано его произведение "Гражданский человек". В этот же период, Виктор Астафьев начинает строить карьеру в издании "Чусовский рабочий", данное место работы настолько полюбилось ему, что он не покидал его на протяжении четырех лет. Для издания Виктор Петрович написал большое количество рассказов, повестей, очерков, а также статей. С каждым новым произведением литературный талант Виктора Астафьева открывал все новые и новые границы. Первая самостоятельная книга Виктора Астафьева публиковалась 1953 годом, и имела название «До будущей весны».
Главным событием и мечтой всей жизни Виктора Петровича было принятие его в "Союз писателей". Для того чтобы поднять свой литературный уровень на новый передел, Виктор получил образование на Высших курсах литературного искусства в период с 59 до 61 года.
Литературные шедевры Виктора Астафьева наполнены всего тремя тематиками: деревенской, которая прослеживается в детских рассказах, военной, а также антисоветской тематикой.
За время своей литературной деятельности, Виктор написал и издал множество произведений, так, из них, произведение "Прокляты и убиты" было награждено премией Российской Федерации в разделе искусства и литературы.
Умер Виктор Петрович Астафьев 29 ноября 2001 года в Красноярске. Похоронен недалеко от родного села.

Астафьев Виктор Петрович (1 мая 1924, с. Овсянка Красноярского края — 29 ноября 2001, Красноярск), русский писатель.

Жизненные вехи

Из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда Вите было 7 лет. Окончил 6 классов в Игарке, где жил с отцом и мачехой; в 1936-37 — беспризорник, потом детдомовец. В 1941-42 учился в ФЗУ; на фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943 — на передовой, получил тяжелое ранение, контужен. С 1945 жил на Урале (г. Чусовой, с 1963 — Пермь), побывал подсобным рабочим, слесарем, кладовщиком. После публикации в 1951 своего первого рассказа «Гражданский человек» в газете «Чусовской рабочий» стал ее лит. сотрудником (до 1955). В 50-е гг. издает в Перми книги рассказов для детей («До будущей весны», 1953, «Огоньки», 1955; итоговый сб. «Зорькина песня», 1960), роман о преобразовании отсталого колхоза «Тают снега» (1958). С 1958 — член Союза писателей СССР, в 1959-61 учился на Высших литературных курсах в Москве при Лит. институте им. М. Горького. С конца 1960-х гг. жил в Вологде, в 1980 вернулся в родные места, живет в Красноярске и с. Овсянка. Герой социалистического труда (1989).

Первые герои

В 1960-е Астафьев публикует повести из сибирской жизни, замеченные столичной критикой: «Перевал», «Стародуб» (обе 1959; последняя — о жизни сибирских старообрядцев-кержаков), автобиограческую повесть «Кража» (1966), в центре которой рождение души детдомовского подростка, отстаивающего основы своей личности в суровых условиях физического выживания. Выброшенность в такую среду чистого, мечтательного и ранимого героя составляет сюжетную основу многих произведений Астафьева, первой повести из военной жизни «Звездопад» (1960), где поэзия первого чувства, возникшая на фоне госпитального быта, пресекается жутким бытом пересыльного пункта, самим ходом и логикой войны. В эти же годы появляются рассказы и повесть («Где-то гремит война», 1967), составившие автобиографическую книгу «Последний поклон», написанную от первого лица, с поразительным перевоплощением автора в душу и психологию ребенка, подростка; над этой книгой Астафев работал с конца 1950-х гг. (первое отд. изд. — 1968; кн.1-2, М., 1971, с новыми главами — 1979), дописывая ее и после окончания, до начала 1990-х гг. «Последний поклон», пов. «Пастух и пастушка. Современная пастораль» (1971), «повествование в прозе» «Царь-рыба» (1976; Гос. премия СССР, 1978) принесли писателю известность, были переведены на многие языки мира.

Горькая правда

Основная особенность художественного реализма Астафьева — изображение жизни в ее первоосновах, когда она не достигает уровня рефлексии и сознания и как бы сама из себя порождает крепящие бытие нравственные опоры: добра, бескорыстия, сострадания, справедливости. Это астафьевское «оправдание добра», ценности и осмысленности жизни подвергается писателем самому жестокому испытанию, прежде всего предельными условиями росскийского существования. В «Последнем поклоне» — своеобразной летописи жизни сибирской деревни — Астафьев воссоздает убогий уклад заброшенного чалдонского села, с его нищетой, пьянством, доходящим до дикого разгула, рисует галерею сиб. характеров (своей родни, соседей, земляков и переселенцев) — непутевых, бесшабашных и безалаберных, жестоких в «кураже», ломающих жизнь себе и своим близким. Но эти же люди оказываются способны к добру и участию, в «крайние» минуты спасают и поддерживают друг друга, терпеливо перемалывают жизнь в непосильном труде, часто связанном с опасностью и риском. В них, носителях неписанной, «инстинктивной» морали видел Астафьев «становую жилу» народа. Венцом его жизнестойкости, терпения и доброты стал образ бабушки Катерины Петровны, примирявшей мальчика с жестокостью жизни.

Военная тема

Другие неотъемлемые от Астафьева жизненные пласты воплощения и одновременно формы испытания доброй и прочной основы мира — война и отношение к природе. В повести «Пастух и пастушка» с присущей Астафьеву поэтикой подробностей писатель показывает войну как кромешный ад, страшный не только степенью физического страдания и нравственного потрясения, но непосильностью для человеческой души военного опыта. Ужас войны, то, что называют «окопной правдой», для Астафьева — единственно подлинная правда о войне. И хотя самопожертвование и бескорыстие, нередко оплаченное собственной жизнью, военное братство, неистребимость добра проявляются и обнажаются в дни войны, и не менее — в военном быту — ежедневной изматывающей «работе», Астафьев не видит цены, которая могла бы оправдать человеческое «побоище». Трагически подорванной оказалась душа юного лейтенанта: чистоту и силу своей любви он не смог совместить с нормами военной жизни. Несовместимость военного и мирного опыта, память о войне станут, помимо «Звездопада», темой и отзвуком мн. произведений Астафьева: рассказы «Сашка Лебедев» (1967), «Ясным ли днем» (1967), «Пир после победы» (1974), «Жизнь прожить» (1985) и др.

Природа и люди

Понятие жизни неотделимо в творчестве Астафьева от природы. Каким бы ликом не оборачивалась природа к человеку — а она может быть дарящей, утишающей, просветляющей, но также опасной и чуждой в своем могуществе отдельного бытия — она воплощает тайну органической жизни, которую писатель понимает как мучительный процесс труда, выживания и роста. В усилиях, употребленных на поддержание «живой жизни» (когда умереть часто легче и проще, чем выжить), он видит не голую борьбу за существование, а действие высшего, единого для человеч. и природной жизни закона (новеллы «И прахом своим», «Травинка» из кн. «Затеси»); с особой силой этот закон проявляется в эпизодах честного единоборства человека с природой (в «Царь-рыбе» и др. соч.). «Царь-рыба», проникнутая пафосом защиты природы, раскрывает нравственно-философское содержание отношения человека к ней: гибель природы и утрата нравственных опор в человеке показаны как взаимообратимые (люди сами принимают участие в уничтожении природы, браконьерство стало нормой современной советской действительности), как обратима и ответственность человека за природу, так или иначе воздающей ему.

Новые жанры

Параллельно Астафьев создает циклы малых полухудожественных жанров, объединенных темой благодарной памяти (жизни, людям, помогшим духовно укрепиться автору и герою, «малой родине»), и просветленного, но не изжитого страдания: повесть-притча «Ода русскому огороду» (1972), лирические миниатюры и короткие рассказы-воспоминания «Затеси» (1-e отд. изд. — М., 1972; печатаются с 1960-х до настоящего времени, «Континент», 1993, № 75, «Новый мир», 1999, № 5, 2000, № 2 — о Николае Рубцове), пов. «Зрячий посох» (1981; вторично присуждена Государственная премия СССР, 1991), в основе которой письма к Астафьеву его друга, критика А. Н. Макарова.

«Печальный детектив»

Начиная с 1980-х гг. меняются акценты в осмыслении Астафьевым современной русской жизни и русского характера, жестче и непримереннее становится память (последние главы «Последнего поклона» с картинами быта спецпереселенцев, коллективизации). В романе «Печальный детектив» (1986), вызвавшем острую дискуссию, распад, деградация, повсеместное торжество зла утверждаются как доминирующие черты современного советского общества, а в русском национальном характере, хотя и остаются «необъяснимая русская жалость», «жажда сострадания», стремление к добру, преобладают «безалаберность», попустительствующая злу, «покорность», нравственная пассивность (цит. по кн.: «Улыбка волчицы», М., 1990, с. 213, 169). Тщательная фиксация героем, бывшим оперуполномоченным, примеров патологической преступности, экстремальных нарушений человеческих законов, морали призвана показать хаос, социальную энтропию современной жизни (налицо переоценка ценностей: маргинальное становится центральным, запрет — нормой), однако написанная в стиле жизнеподобия, «террористического реализма» (по определению одного из критиков) жизнь люмпенов, бандитов, отбросов общества не переплавилась в объемную худож. картину. Полюс добра (в образе милицейского работника, искалеченного в борьбе с преступниками) оказался невыразительным, стертым, недоразвившимся типом современного Дон Кихота.

Природа зла

В русле тех же тенденций (по материалу и составу идей) — один из лучших рассказов «Людочка» (1989): смерть того, кто изнасиловал безропотную (и повесившуюся после этого) Людочку, — в кипящей трубе-канаве городского отстойника, сам этот отстойник, среда обитания и привычный пейзаж городской окраины, предстают символом разложения, всеобщего одичания и агонии: рассказ прочитывается как современная антиутопия (по самой природе жанра не сводимого к сгущенному описательному натурализму); только боль автора и острота неприятия зла как бы восстанавливают нарушенную норму и снимают вопрос о его тотальном торжестве. Разрастание зла в художественном мире Астафьева во многом объясняется этической позицией писателя, не признающего метафизическую природу зла, он не перестает удивляться каждому злому поступку и низкому движению души. Астафьев — редкий в 20 веке художник, избежавший прививки «диалектики добра и зла» и отказавшийся принять его неизбежность.

«Прокляты и убиты». Военный антиэпос

В романе «Прокляты и убиты» (кн.1-2, 1992-94, не окончен; в марте 2000 Астафьев сказал о прекращении работы над романом) писатель возвращается к теме испытания человека на войне. Плотское, телесное переживание жизни — отличительное свойство реалистической поэтики Астафьева — определяет характер такого испытания: голодом, холодом, непомерным трудом, физической усталостью, болью (см., напр., главу «Темная-темная ночь» из «Последнего поклона»), и, наконец, страхом смерти; способность достойно их перенести служит знаком нравственной стойкости и внутренней состоятельности героя. В романе «Прокляты и убиты», как и в повести «Так хочется жить» (1995), телесная природа становится только низом, вместилищем животных инстинктов, утробой, дискредитацией «идеального» в человеке, и одновременно — средством обличения антигуманного и безбожного коммунистического режима, поставившего человека в унизительные, нечеловеческие условия (сверхнатуралистическое описание быта запасного стрелкового полка в кн.I; страшные подробности форсирования Великой реки — Днепра в кн.2).

В этом романе писатель переписал и переосмыслил многие страницы своей внутренней биографии, впервые в постсоветской литературе создал образ десакрализованной народной войны 1941-45. Роман развел по разные стороны почитателей Астафьева — см. например, ст. И. Дедкова «Объявление вины и назначение казни» («Дружба народов», 1993, № 10).

Родился в деревне Овсянка Красноярского края. Родители: отец — Пётр Павлович Астафьев, мать — Лидия Ильинична Астафьева (Потылицина).

1935 г. — вместе с отцом и мачехой переезжает в Игарку.

Образование:

1941 г. — окончил школу-интернат (7 классов).

1942 г. — окончил железнодорожную школу ФЗО № 1 на станции Енисей. Недолгое время проработал составителем поездов на пригородной красноярской станции Базаиха.

Армия:

Осенью 1942 г. — ушёл добровольцем в действующую армию.

С 1 мая 1943 по 18 сентября 1944 гг. — воевал на Брянском, Воронежском, Первом Украинском фронтах. Воинская специальность: разведчик подразделения связи артиллерийского дивизиона.

С 18 сентября 1944 по 25 ноября 1945 гг. — из-за тяжёлого ранения служит в нестроевых частях.

В 1945 году женится на военнослужащей Марии Корякиной.

Трудовая деятельность:

Осенью 1945 г. — приезжает на Урал, на родину жены — в г. Чусовой Молотовской (Пермской) области.

1948-1951 г.г. — работает дежурным по вокзалу ст. Чусовская, плотником в литейном цехе вагонного депо ст. Чусовская, кладовщиком и слесарем в артели «Металлист», разнорабочим (вахтёром) на колбасном заводе. Оканчивает среднюю школу.

В феврале-марте 1951 года в семи номерах газеты «Чусовской рабочий» публикуется первый рассказ Астафьева — «Гражданский человек» («Сибиряк»).

1951-1955 гг. — работает литературным сотрудником в газете «Чусовской рабочий». В Пермском книжном издательстве вышел первый сборник рассказов для детей «До будущей весны». Напечатаны: «Огоньки», «Васюткино озеро», «Дядя Кузя, куры, лиса и кот».

1959-1961 гг. — учёба в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте им. А.М.Горького. Написаны повести «Перевал», «Стародуб», «Звездопад».

1962-1969 гг. — писатель с семьёй живёт в Перми и Быковке. Работает собкором Пермского областного радио. Здесь написаны «Кража», «Пастух и пастушка». Начаты «Последний поклон» и «Затеси».

1969-1980 гг. — писатель с семьёй живёт в Вологде и Сибле. Здесь пишет «Оду русскому огороду», публикует рассказы, позднее вошедшие в «Царь-рыбу». Начата работа над «Зрячим посохом» и продолжена — над «Последним поклоном».

1980-2001 гг. — живет в Красноярске и Овсянке. Здесь написаны «Печальный детектив», «Прокляты и убиты», «Так хочется жить», «Обертон», «Весёлый солдат», многие рассказы. Завершена книга «Последний поклон». Создан фонд им. В.П.Астафьева. С 1996 года проходят литературные встречи в русской провинции.

С 1989 по 1991 год народный депутат СССР от Союза писателей СССР.

29 ноября 2001 года скончался от инсульта. Похоронен в деревне Овсянка на кладбище рядом с могилой дочери Ирины.

Награды:

Герой Социалистического Труда (1989). Награжден орденами Красной Звезды, Дружбы народов, Ленина (1989), «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (1999); медалью «За отвагу». Государственная премия РСФСР (1975), Государственные премии СССР (1978, 1991), премии «ЛГ» (1987), журналов: «НС» (1976, 1988), «Москва» (1989), «НМ» (1996) премия «Триумф» (1994), Гос. премия РФ (1995), Пушкинская премия фонда А.Тепфера (1997), премии «За честь и достоинство таланта» (1997), еженедельника «Лит. Россия» (2000), им. Ю.Казакова (2001; посмертно). Пенсия Президента РФ (с 1995).

Почетный гражданин Игарки и Красноярска.

Астафьев Виктор Петрович (1924- 2001), писатель.

Родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края. Отца в 1930 г. раскулачили, потом умерла мать. Детство писателя было тяжёлым, сиротским, даже школу не довелось окончить. (Впоследствии он расскажет о ранней поре жизни в цикле «Последний поклон», 1968-1975 гг.)

В 1941 г. Астафьев поступил в школу фабрично-заводского обучения, а в 1942 г. ушёл на войну; там получил два тяжёлых ранения и контузию. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Семёновной Корякиной, ставшей его женой.

В 1945 г., вместе демобилизовавшись, супруги поехали на родину жены - в город Чусовой (Пермская область). Здесь Астафьев работал грузчиком, вахтёром, учился в школе рабочей молодёжи, вошёл в литературный кружок при газете «Чусовской рабочий».

В 1951 г. он напечатал в этой газете свой первый рассказ «Гражданский человек». Первые его книги выходили в Перми (тогда Молотов) и Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1962 г. журнал «Новый мир» опубликовал рецензию на повесть областного писателя Астафьева «Звездопад».

В 1968 г. в столице появилась первая книга писателя - большой сборник рассказов «Синие сумерки». В 1976 г. вышла книга «Царь-рыба», объединяющая множество рассказов, порой похожих на притчи. Это «повествование в прозе» о том, как губительно вторжение цивилизации в жизнь енисейской глубинки (и для природы, и для человека), взбудоражило не только читателей. Об Астафьеве заговорили ведущие критики, отнеся его к писателям-деревенщикам.

Установилась тесная связь Астафьева с «Нашим современником» - журналом, охотно печатавшим «деревенскую прозу». Астафьев позволял себе говорить то, что считал нужным. Рассказ «Ловля пескарей в Грузии» (1986 г.), наполненный уничижительными характеристиками местных жителей, вызвал настоящий скандал в литературных кругах.

Была для Астафьева тема главная, проходящая через всё его творчество: война, увиденная глазами русского деревенского человека. В романе «Прокляты и убиты» (1994 г.) быт учебного полка очень напоминает тюремный. Повести «Пастух и пастушка» (1971 г.) и «Так хочется жить» (1995 г.) делают понятной ту резкую оценку, которую Астафьев дал победе в одной из статей: «…мы просто завалили их (немцев. - Прим. ред.) своими трупами и утопили в нашей собственной крови». Неоднозначность отношения к Великой Отечественной войне проявилась во многих его публицистических выступлениях. Умер 29 ноября 2001 г. в родном селе.

    Читал его роман “Прокляты и убиты”. Мой отец воевал в ту войну, но ни когда не рассказывал про неё. Если рассказывал, то какие то смешные истории. Читал много до этого романа о войне. Прочитав этот, понял, что многие или врали, или не хотели рассказывать правду. Назвали Виктора Астафьева писателем деревенщиком. Смешно! Видимо потому, что не заканчивал литературный институт или соответствующий факультет университета. А те, кто заканчивал, те – писатели городские, надо понимать….Виктор Астафьев закончил главный институт – ВОЙНУ!