История создания пьесы гроза. Сочинение «История создания пьесы «Гроза

Драма «Гроза» была начата летом 1859 года. В октябре она была дописана. Это произведение входит в школьную программу, и многим будет интересно прочитать краткий пересказ пьесы «Гроза» Н. Островского. Здесь описана ситуация в обществе, которая действительно существовала в то время. В непримиримый конфликт между собой вступили представители старого, устоявшегося уклада жизни, и те, кто стремился жить по-новому. Ну и, конечно, основной сюжетной линией произведения является несчастная любовь.

В «Грозе» рассказывает о жизни отдельной семьи - Кабановых. Катерина замужем за Тихоном, но неожиданно она знакомиться с молодым мужчиной, недавно прибывшим в город, - Борисом. Эта ситуация для девушки становится роковой. Подробнее узнать о судьбе Кати Кабановой и остальных героев, вы сможете, прочитав краткое содержание пьесы «Гроза» по действиям.

Главные действующие лица:

  • Катерина - молодая женщина. Она замужем и, кажется, является воплощением добродетели. Катерина очень скромная, кроткая. Девушка все, что случается вокруг нее, принимает близко к сердцу и ненавидит несправедливость.
  • Тихон - супруг главной героини. Он слабовольный и безынициативный человек. Живет согласно наставлениям матери.
  • Борис - мужчина, в которого влюбляется главная героиня. Это образованный и интересный юноша, который приезжает в город Калинов к своему дяде.
  • Марфа Кабанова - вдова зажиточного купца и свекровь Катерины. По характеру очень властная и эгоистичная. Она давит на невестку, пытается заставить ее подчиняться.

В пьесе есть и другие герои - сестра Тихона Варвара и ее любимый человек, дядя Бориса - Савел Прокофьевич, мещанин Кулигин, который увлекается наукой, и девушка Феклуша, которая проводит жизнь в странствиях.

Гроза.А.Н.Островский (краткий анализ)

Драма «Гроза» кратко

Рассмотрим пьесу кратко по действиям.

Действие 1

В начале произведения мы становимся свидетелями спора двух персонажей - Кулигина и Кудряша. Первый восторгается природой. А Кудряш говорит, что ему безразлична красота вокруг. Неожиданно мужчины замечают Бориса и Савла Дикого. Последний явно чем-то разгневан - он активно машет руками.

Выясняется, что Дикой вовсе не рад приезду племянника. Он не желает общаться с ним. Борис тоже, кажется, не слишком доволен встречей с родственником. Но это единственный близкий человек, который еще жив.

Кроме того, у молодого человека есть материальный интерес. Некоторое время назад у Бориса умерла бабушка. Она завещала ему солидную сумму денег. Но Савел Прокофьевич не хочет отдавать эти деньги.

Кудряш, Кулигин и Борис разговаривают о плохом характере Дикого. Кроме того, приезжий признается: ему нелегко дался переезд. В новом городе он никого не знает, и ему не знакомы здешние обычаи. Кулигин говорит, что Калинов — не лучший город для жизни. Дело в том, что «сколотить» состояние честным путем здесь нельзя. Но если бы у него появились деньги, то он потратил бы средства на создание «вечного двигателя». Вдруг рядом с героями появляется странница, которая очень лестно отзывается о жизни в городке и купцах. Она называет это место «землей обетованной».

Борису говорит о том, что ему жалко Кулигина. Мужчина считает, что цели нового товарища несбыточны. Он хочет создать что-то невероятно полезное для общества, но вряд ли это получится сделать. Борис жалеет и себя — оказался в захолустье, да еще и влюбился. Объект симпатии молодого человека — Катерина. Борис встретился с ней в Калинове, но ему даже не удалось поговорить с девушкой.

Тихон по привычке поддакивает во всем матери, несмотря на то, что ему надоело находиться у нее под каблуком. Кабаниха недовольна. Она считает, что супруга стала для Тихона важнее, чем она сама. Мать требует от сына это признать. Также она утверждает, что вскоре Тихон совсем потеряет к ней уважение.

Молодая супруга сына возражает ей. Говорит, что это вовсе не так - мать для Тихона по-прежнему самый важный человек. Это не успокаивает Кабаниху. Она начинает возмущаться еще сильнее. Называет себя «помехой» в их семье. Но она говорит не искренне. Скорее, Марфе нравится, когда ее убеждают в обратном. Кабаниха говорит, что характер у сына слишком мягкий, и это плохо - жена не будет его бояться.

Когда Кабаниха уходит, Тихон начинает жаловаться на свою маму. Варвара, говорит, что он заслужил такое отношение к себе. Тихон, в результате, уходит к Савелу Прокофьевичу, чтобы заглушить чувства алкоголем.

Варвара и Катерина остаются одни. Они беседуют. Катя признается - иногда она сравнивает себя с птичкой. Раньше она жила на воле. Была свободной и счастливой. Сейчас она чувствует себя «завявшей». Признается, что не испытывает любви к Тихону. Она страдает и чувствует, что скоро ее жизнь закончится. Золовка переживает из-за невестки. Она решает как-то скрасить ее жизнь и познакомить с другим мужчиной.

Далее на сцене появляется Барыня. Она показывает рукой на Волгу и говорит о том, что красота Кати может привести ее в омут. В «предсказания» Барыни девушки не верят. Правда, главная героиня чувствует тревогу.

Возвращается Тихон, и забирает жену в дом.

Действие 2

Варвара переживает из-за невестки. Она думает, что девушку слишком рано выдали замуж, поэтому она страдает.

А Катя жалеет своего мужа, но не испытывает к нему больше ничего. Варвара говорит о том, что нужно скрывать правду. Для их семейства ложь - это нормально. Такой жизненный уклад главную героиню убивает. Она говорит, что лучше уйдет от мужа.

Тихону надо уехать из города на пару недель. Он прощается с близкими и просит жену не огорчать маму. Говорит он, разумеется, словами Марфы Игнатьевны.

Кабаниха предупреждает, чтобы невестка не засматривалась на других мужчин. Это оскорбляет девушку. Она просит супруга забрать ее с собой или вовсе не уезжать. Главная героиня чувствует, что случится беда.

Тихон кланяется своей матери в ноги, как она приказывает. Та говорит, что Катерина не должна обнимать мужа и становиться с ним вровень. В результате девушка кланяется мужу в ноги. Свекровь ворчит и говорит, что молодое поколение не знает правил приличия.

Оставшись в одиночестве, Катя думает о том, что хотела бы иметь детей. Девушка также мечтает найти работу или заниматься шитьем.

Варвара отправляется гулять и говорит, что она сменила на калитке в саду замок. Она надеется, что невестка решится встретиться с Борисом. Но Катерина не хочет. Молодой человек ей нравится, но идти против уз брака нельзя.

Борис тоже не хочет идти против семейных ценностей. Также он не уверен, что новая знакомая влюблена в него, но молодой человек очень хочет снова увидеть ее.

Действие 3

В дом Кабановых заходит нетрезвый Дикой. Он говорит, что хочет поговорить с Марфой Игнатьевной. Рассказывает, что всем от него нужны деньги. Жалуется на Бориса, который раздражает Дикого.

Борис разыскивает дядю. Он переживает из-за того, что не может пообщаться с Катериной. На прогулке он встречает Варвару. Девушка говорит ему, где Боря может встретиться с Катей.

Катерина встречает Бориса на берегу. Она очень взволнована и просит молодого человека уйти. Тот пытается ее успокоить. Девушка поддается чувствам и бросается в объятия Бори. Она говорит, что не побоится осуждения людей. Влюбленные рассказывают друг другу о своих чувствах. Неожиданно приезжает муж Кати.

Действие 4

Прошло десять дней. Жители городка Калинов прогуливаются по галерее, недалеко от Волги. Собирается гроза. Дикой и Кулигин спорят. Савел Прокофьевич не хочет помогать Кулигину в поддержке его проектов. Кулигин предлагает построить громоотвод, чтобы получать электричество. Дикой называет ученого червяком.

Сцена пустеет. Слышен лишь раскат грома.

Главная героиня чувствует, что скоро уйдет из жизни. Тихон видит, что с женой что-то не так, и велит ей раскаяться в своих поступках. Варвара обрывает этот разговор.

Появляется Боря, и приветствует Кабанова. Катерина от неожиданности бледнеет. Варвара жестом просит молодого человека уйти, чтобы Марфа Игнатьевна ничего не заподозрила.

Жители городка обсуждают надвигающуюся грозу. Кулигин успокаивает их, и говорит, что не стоит бояться стихии. Катерина чувствует, что станет жертвой грозы и говорит об этом мужу. Варвара просит девушку успокоиться, а муж говорит, что нужно просто уйти домой.

На сцену выходит Барыня, она говорит Катерине, что от Бога не спрячешься. С ее красотой лучше поскорее в омут. Катя в отчаянии раскрывает перед свекровью и мужем сердце. Она признается, что десять дней встречалась с другим мужчиной.

Действие 5

Тихон обсуждает проступок Катерины с Кулигиным. Он простил бы жену, но боится гнева матери. Та хочет живьем закопать невестку. Выясняется, что Варвара убежала из дома с Кудряшом.

Главная героиня пропала. Об этом всем рассказывает служанка Глаша. Девушку ищут.

Катерина попросила Бориса о встрече. Она переживает из-за случившегося, мужчина разговаривает с Катей ласково. Но он говорит о том, что ему нужно покинуть город. Катерина отвечает, чтобы он давал нищим подаяние в память о ней. Несмотря на странные слова возлюбленной, избранник Кати уходит.

Важно! Оставшись одна, девушка бросается в Волгу с берега.

На крики прохожих прибегает Кабанов. Он хочет прыгнуть вслед за супругой, но мать останавливает Кабанова. Кулигин достает из воды тело Кати. Он говорит Кабановым, что теперь с ним можно делать все, что им вздумается. А вот душа девушки уже далеко от них. На свободе. И она перед тем судьей, который милосерднее, чем семья несчастной. В финале Тихон говорит о том, что Кате теперь хорошо. А он будет жить дальше и мучиться.

Вывод

Драма Николая Островского «Гроза» была встречена обществом, театральными и литературными критиками довольно бурно. Интересно, что у главной героини есть прототип. Это известная театральная актриса Любовь Косицкая. Именно она сыграла эту роль на сцене в будущем. Островский признавал, что именно для нее он написал эту пьесу. Талант девушки оказал на него неизгладимое впечатление. Если читать краткое содержание пьесы поможет быстро узнать, в чем ее смысл. Но, чтобы оценить произведение, лучше изучить и оригинал.

Островский А Н - Гроза краткое содержание

«Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала.

С. А. Юрьев

Александр Николаевич Островский был одним из крупнейших культурных деятелей XIX столетия. Его творчество навсегда останется в истории литературы, а вклад в развитие русского театра сложно переоценить. Писатель внёс некоторые изменения в постановки пьес: внимание не должно было больше акцентироваться лишь на одном герое; вводится четвёртая сцена, отделяющая зрителей от актёров, чтобы подчеркнуть условность происходящего; изображаются обычные люди и стандартные житейские ситуации. Последнее положение наиболее точно отражало суть реалистического метода, которого придерживался Островский. Его литературное творчество началось в середине 1840-х годов. Были написаны «Свои люди – сочтёмся», «Семейные картины», «Бедность не порок» и другие пьесы. У драмы «Гроза » история создания не сводится лишь к работе над текстом и прописыванию разговоров между персонажами.

История создания пьесы «Гроза» Островского берет своё начало летом 1859 года, а заканчивается через несколько месяцев, уже в начале октября.
Известно, что этому предшествовало путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.

Прототипами города Калинова были множество приволжских городков, одновременно похожих друг на друга, но имеющих нечто уникальное: Тверь, Торжок, Осташково и многие другие. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и характерах людей заносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».

Долгое время существовала гипотеза, что сюжет «Грозы» был полностью позаимствован из реальной жизни. В 1859 году, а именно в это время была написана пьеса, жительница Костромы ранним утром ушла из дома, а позже её тело обнаружили в Волге. Пострадавшей была девушка Александра Клыкова. во время следствия высинилось, что обстановка в семье Клыковых была достаточно напряжённой. Свекровь постоянно издевалась над девушкой, а бесхарактерный муж никак не мог повлиять на ситуацию. Катализатором такого исхода событий стали любовные отношения между Александрой и почтовому служащему.

Это предположение сильно укоренилось в сознании людей. Наверняка в современном мире в то месте уже были бы проложены туристические маршруты. В Костроме «Грозу» издавали отдельной книгой, при постановке актёры старались походить на Клыковых, а местные жители даже показывали место, откуда якобы сбросилась Александра-Катерина. Костромской краевед Виноградов, на которого ссылается известный исследователь литературы С. Ю. Лебедев, нашёл в тексте пьесы и в «костромском деле» множество буквальных совпадений. И Александру, и Катерину рано отдали замуж. Александре едва исполнилось 16 лет.
Катерине было 19. Обеим девушкам приходилось терпеть недовольство и деспотизм со стороны свекровей. Александре Клыковой приходилось делать всю чёрную работу по дому. Ни в семье Клыковых, ни в семье Кабановых не было детей. На этом ряд «совпадений не заканчивается». Следствию было известно, что у Александры были отношения с другим человеком, работником почты. В пьесе «Гроза» Катерина влюбляется в Бориса. Именно поэтому долгое время считалось, что «Гроза» – не более чем отражённый в пьесе случай из жизни.

Однако в начале ХХ века созданный вокруг этого происшествия миф развеялся благодаря сопоставлению дат. Так, инцидент в Костроме произошёл в ноябре, а месяцем ранее, 14 октября, Островский отнёс пьесу для печати. Таким образом, писатель никак не мог отобразить на страницах то, чего ещё не совершилось в реальности. Но творческая история «Грозы» от этого не становится менее интересной. Можно предположить, что Островский, будучи умным человеком, смог предугадать как сложиться судьба девушки в типичных условиях того времени. Вполне возможно, что Александру, как и Катерину, мучила та духота, о которой говорится в пьесе. Изживающие себя старые порядки и абсолютная косность и беспросветность сложившейся ситуации. Однако не стоит полностью соотносить Александру с Катериной. Вполне возможно, что в случае с Клыковой причинами гибели девушки были лишь бытовые трудности, а не глубинный личностный конфликт, как у Катерины Кабановой.

Наиболее реальным прототипом Катерины можно назвать актрису театра Любовь Павловну Косицкую, которая впоследствии и сыграла эту роль. У Островского, как и у Косицкой, была своя семья, именно это обстоятельство помешало дальнейшему развитию отношений драматурга и актрисы. Косицкая была родом с Поволжья, но в 16 лет сбежала из дому в поисках лучшей жизни. Сон Катерины, по свидетельствам биографов Островского, был ничем иным как записанным сном Любови Косицкой. К тому же Любовь Косицкая чрезвычайно трепетно относилась к вере и церквям. В одном из эпизодов Катерина произносит следующие слова:

«… До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится… А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют».

История создания пьесы «Гроза» Островского по-своему занимательна: есть и легенды, и личная драма. Премьера «Грозы» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого театра.

«Гроза» история создания пьесы Островского – кратко о времени написания драмы |

Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году на волне общественного подъема в преддверии социальных реформ. Она стала одним из лучших произведений автора, открыв глаза всего мира на нравы и моральные ценности тогдашнего купеческого сословия. Впервые была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году и благодаря новизне своей тематики (описания борьбы новых прогрессивных идей и стремлений со старыми, консервативными устоями) сразу же после публикации вызывала широкий общественный резонанс. Она стала темой для написания большого количества критических статей того времени («Луч света в темном царстве» Добролюбова, «Мотивы русской драмы» Писарева, критика Апполона Григорьева).

История написания

Вдохновленный красотой Волжского края и его бескрайними просторами во время поездки с семьей в Кострому в 1848 году, Островский начинает написание пьесы в июле 1859 года, уже через три месяца он её заканчивает и отправляет на суд петербургской цензуры.

Проработав на протяжении нескольких лет в канцелярии Московского совестного суда, он хорошо знал, что представляет собой купечество в Замоскворечье (исторический район столицы, на правом берегу Москвы-реки), не раз сталкиваясь по долгу службы с тем, что творилось за высокими заборами купеческих хором, а именно с жестокостью, самодурством, невежеством и различными суевериями, незаконными сделками и аферами, слезами и страданием окружающих. Основой для сюжета пьесы стала трагическая судьба невестки в купеческой зажиточной семье Клыковых, которая произошла в реальности: молодая женщина бросилась в Волгу и утонула, не выдержав притеснений со стороны властной свекрови, устав от бесхарактерности мужа и тайной страсти к почтовому служащему. Многие считали, что именно истории из жизни костромского купечества стали прототипом для сюжета написанной Островским пьесой.

В ноябре 1859 года пьеса была сыграна на подмостках Малого академического театра в Москве, в декабре того же года в Александринском драматическом театре в Петербурге.

Анализ произведения

Сюжетная линия

В центе описываемых в пьесе событий находится зажиточная купеческая семья Кабановых, проживающая в вымышленном волжском городе Калинове, неком своеобразном и замкнутом мирке, символизирующем общий устрой всей патриархальной Российской державы. Семья Кабановых состоит из властной и жестокой женщины-тирана, и по сути главы семьи, богатой купчихи и вдовы Марфы Игнатьевны, её сына, Тихона Ивановича, безвольного и бесхарактерного на фоне тяжелого нрава его матушки, дочери Варвары, научившейся обманом и хитростью противостоять деспотизму матери, а также невестки Катерины. Молодая женщина, выросшая в семье где её любили и жалели, страдает в доме нелюбимого мужа от его безвольности и претензий свекрови, по сути лишившись воли и став жертвой жестокости и самодурства Кабанихи, оставленная на произвол судьбы тряпкой-мужем.

От безысходности и отчаяния Катерина ищет утешения в любви к Борису Дикому, который тоже её любит, но боится ослушаться своего дяди, богатого купца Савёла Прокофьича Дикого, ведь от него зависит материальное положение его и сестры. Тайком он встречается с Катериной, но в последний момент предает её и сбегает, потом по указанию дяди уезжает в Сибирь.

Катерина, будучи воспитанной в послушании и подчинении мужу, мучаясь собственным грехом, признается во всем мужу в присутствии его матери. Та делает жизнь невестки совершенно невыносимой, и Катерина, страдая от несчастливой любви, укоров совести и жестоких гонений тирана и деспота Кабанихи, решает покончить со своими мучениями, единственным способом, в котором она видит спасение, это самоубийство. Она бросается с обрыва в Волгу и трагически погибает.

Главные действующие лица

Все персонажи пьесы поделены на два противоборствующих лагеря, одни (Кабаниха, её сын и дочь, купец Дикой и его племянник Борис, служанки Феклуша и Глаша) являются представителями старого, патриархального уклада жизни, другие (Катерина, механик-самоучка Кулигин) - нового, прогрессивного.

Молодая женщина, Катерина, жена Тихона Кабанова, является центральной героиней пьесы. Она воспитана в строгих патриархальных правилах, в соответствии с законами древнерусского Домостроя: жена должна во всем покоряться мужу, уважать его, выполнять все его требования. Сначала Катерина пыталась всеми силами полюбить своего мужа, стать для него покорной и хорошей женой, однако ввиду его полной бесхребетности и слабости характера, может испытывать к нему только жалость.

Внешне она выглядит слабой и молчаливой, но в глубине её души хранится достаточно силы воли и упорства, чтобы противостоять тирании свекрови, которая побаивается, что невестка может изменить её сына Тихона и тот перестанет покоряться воле матери. Катерине тесно и душно в темном царстве жизни в Калинове, она буквально там задыхается и в мечтах она улетает, как птица прочь из этого ужасного для неё места.

Борис

Полюбив приезжего молодого человека Бориса, племянника богатого купца и дельца, она создает у себя в голове образ идеального возлюбленного и настоящего мужчины, который совсем не соответствует действительности, разбивает ей сердце и приводит к трагическому финалу.

В пьесе персонаж Катерины противостоит не конкретному человеку, своей свекрови, а всему в то время существующему патриархальному укладу.

Кабаниха

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), как и купец-самодур Дикой, который мучает и оскорбляет своих родных, не платит зарплату и обманывает своих рабочих, являются яркими представителями старого, мещанского уклада жизни. Они отличаются глупостью и невежественностью, неоправданной жестокостью, хамством и грубостью, полным неприятием каких-либо прогрессивных изменений в закостеневшем патриархальном укладе жизни.

Тихон

(Тихон, на иллюстрации возле Кабанихи - Марфы Игнатьевны )

Тихон Кабанов на протяжении всей пьесы характеризуется как тихий и безвольный человек, находящийся под полным влиянием деспотичной матери. Отличаясь мягкостью характера, он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить свою жену от нападок матери.

В конце пьесы он в конце концов не выдерживает и автор показывает его бунт против тирании и деспотизма, именно его фраза в конце пьесы приводит читателей к определенному выводу о глубине и трагизме сложившейся ситуации.

Особенности композиционного построения

(Фрагмент из драматической постановки )

Произведение начинается описанием города на Волге Калинова, образ которого является собирательным образом всех русских городов того времени. Изображенный в пьесе пейзаж волжских просторов контрастно оттеняет затхлую, унылую и мрачную атмосферу жизни в этом городе, которая подчеркивается мертвой замкнутостью жизни её жителей, их неразвитостью, серостью и дикой необразованностью. Общее состояние городской жизни автор охарактеризовал как бы перед грозой, когда пошатнется старый, ветхий уклад, а новые и прогрессивные веяния как порыв бешеного грозового ветра унесут долой мешающие людям нормально жить устаревшие правила и предрассудки. Описанный в пьесе период жизни жителей города Калинова как раз находится в состоянии, когда внешне все выглядит спокойным, но это только затишье перед грядущей бурей.

Жанр пьесы можно трактовать как социально-бытовую драму, а также как трагедию. Для первой характерно использование тщательного описания бытовых условий, максимальная передача его «плотности», а также выравнивание характеров. Внимание читателей должно распределяться между всеми участниками постановки. Трактовка пьесы как трагедии предполагает её более глубокий смысл и основательность. Если видеть в смерти Катерины последствие её конфликта со свекровью, то она выглядит как жертва семейного конфликта, и все само разворачивающееся действие в пьесе для настоящей трагедии кажется мелким и незначительным. Но если рассматривать гибель главной героини как конфликт нового, прогрессивного времени с угасающей, старой эпохой, то её поступок как нельзя лучше трактуется в героическом ключе, характерном для трагического повествования.

Талантливый драматург Александр Островский из социально-бытовой драмы о жизни купеческого сословия постепенно создает настоящую трагедию, в которой с помощью любовно-бытового конфликта он показал наступление эпохального перелома, происходящего в сознании народа. Простые люди осознают просыпающее чувство собственного достоинства, начинают по новому относиться к окружающему миру, хотят сами вершить свои судьбы и безбоязненно изъявлять свою волю. Это зарождающееся желание вступает в непримиримое противоречие с реальным патриархальным укладом. Судьба Катерины приобретает общественный исторический смысл, выражающий состояние народного сознания на переломном стыке двух эпох.

Александр Островский, вовремя заметивший обреченность загнивающих патриархальных устоев, написал пьесу «Гроза» и открыл глаза на происходящее всей российской общественности. Он изобразил разрушение привычного, устаревшего образа жизни, с помощью многозначного и образного понятия грозы, которая постепенно нарастая, сметет все со своего пути и откроет дорогу новой, лучшей жизни.

50-60 годы XIX века - довольно сложное время для всей России. Оно ознаменовалось широким общественным подъемом, имевшим место в связи с возникновением новых демократически настроенных сил и актуализацией вопроса о крепостном праве. На этом фоне громко заговорили о существующих противоречиях между поколениями и о положении русской женщины в условиях патриархальных отношений, все еще сохранявшихся на большей территории страны.

В такой непростой обстановке писалось, затем ставилось на сцене и публиковалось довольно нашумевшее в те годы

Хронология работы над драмой

Много вопросов вызывает история создания пьесы «Гроза». Кратко ее можно обозначить так.

Островский, скорее всего, приступил к работе над произведением в июле 1859 года (во всяком случае, не позже этого месяца), а в начале октября отослал готовый текст в издательство. Это доказывает оригинал рукописи, по сей день хранящейся в Российской государственной библиотеке. Спустя месяц пьеса уже ставилась на петербургской сцене: 16 ноября была премьера в Малом театре, 2 декабря - в Александрийском. В следующем году ее напечатали в «Библиотеке для чтения» (в №1), чуть позже издали отдельной книжкой.

Реакция прогрессивных умов на появление пьесы

Новая драма известного тогда уже «Колумба Замоскворечья» была встречена бурными отзывами и комментариями, как положительными (например, оценка Н.Добролюбова, И.Гончарова, П.Плетнева), так и осуждающими (Л.Толстой, А.Фет). Неоднозначно воспринял новое детище Островского и признанный в то время критик Д.Писарев, вступивший в этой связи по ряду вопросов в полемику с Добролюбовым. Как бы то ни было, «Гроза» навсегда вошла в число лучших пьес драматурга. А настоящей наградой, несомненно, стала Большая Уваровская премия, присуждаемая авторам лишь за поистине гениальные произведения, написанные для сцены.

Сюжет и герои

История создания пьесы «Гроза» во многом объясняется действием драмы, которое разворачивается в небольшом городке с красивым названием Калинов, расположенном на берегу Волги. При знакомстве он выглядит вполне благополучным: великолепный пейзаж, дающий ощущение тишины и покоя. Одна из первых фраз, которую слышит зритель от местного жителя: «Красота!» Но по мере знакомства с героями настроение и общая атмосфера меняются. Драматург умело изобличает пороки общества, веками живущего по законам домостроя. Отсюда, возможно, и название города - Калинов, пришедшее из русского фольклора. Это символ устоявшегося, страшного, «сказочного» мира, который трудно разрушить.

И вот в среде «злых» и могущественных сил появляется человек, решившийся открыто выступить против их власти - Катерина. Судьба героини складывается трагически, так как она пока еще не находит ни единомышленников, ни защитников (в лице, например, того же мужа), способных поддержать ее в начавшемся противостоянии. Молодой человек, в котором она видит свое будущее счастье и лучшую судьбу, тоже струсил, не поняв по-настоящему Катерину. В условиях, когда уничтожены все нравственные начала, трудно найти и виновников гибели девушки.

Споры по поводу истоков сюжета

Высказывания по поводу прототипов и сюжетной основы произведения весьма противоречивы. Так, для костромичей творческая история создания пьесы «Гроза» напрямую была связана с недавними трагическими происшествиями в их городе. Некоторые детали указывали на то, что прототипом Катерины могла стать знакомая писателя Л.П.Косицкая. Люди, лично знавшие драматурга, считали, что появление «Грозы» - результат путешествия Островского по Волге.

Чем же были вызваны подобные суждения?

Трагедия семья Клыковых

Согласно первой версии, история создания пьесы «Гроза» связана с происшествием в городе Костроме. В начале ноября 1859 года исчезла одна из жительниц города Александра Клыкова, которой было всего 19 лет. Позже ее тело нашли в водах Волги, и по этому факту возбудили уголовное дело. Рассматривалось две версии: самоубийство или убийство и попытка скрыть преступление. В ходе расследования выяснилось, что недавно девушку выдали замуж, и она попала в купеческую семью, где всецело властвовала деспотичная и ни с кем не считавшаяся свекровь. Воспитанная в других условиях, Александра не смогла смириться со своей участью и прижиться в новой семье. Не нашла она поддержки и в муже - тихом, послушном, во всем уступавшем матери. Все эти детали легко узнаваемы в драме. Вот почему после появления книги в Костроме местные жители упорно заговорили о том, что создание пьесы «Гроза» напрямую связано с жизнью семьи Клыковых. И хотя позже выяснилось, что произведение было написано за месяц до этой трагедии, актеры, игравшие на местной сцене, долго гримировались именно под семью Клыковых. А место на берегу Волги, с которого якобы бросилась в воды Катерина-Александра, входило в число местных достопримечательностей.

Гроза - это личная драма А.Н.Островского?

Другая версия, касающаяся прототипа главной героини, связывается с пометкой самого драматурга в тексте. Рядом с монологом Катерины, в котором она рассказывает Вареньке о своем сне, записано: «Слышал от Л.П. про такой же сон…» За Л.П. скрывается известная актриса Л.П.Косицкая, у которой с Островским, вероятнее всего, были отношения. Оба - люди семейные, поэтому вынужденные скрывать свою привязанность. Исследователи, объясняющие создание пьесы «Гроза» Островского и рассматривающие эту версию, ссылаются и на то, что впервые роль главной героини сыграла именно Косицкая. А драматург, как известно, предпочитал сам выбирать актеров для постановки собственных произведений в Малом театре.

Поездка по Волге

Наконец, третья и более вероятная версия - история создания пьесы «Гроза» связана с путешествием автора по великой русской реке.

В летние месяцы 1856-57 годов Островский принимал участие в экспедиции русского Географического общества по Волге. Он посетил множество населенных пунктов, расположенных по берегам реки, встречался и долго разговаривал с местными жителями, изучал особенности уклада их жизни. Островский стал свидетелем многих сцен, разворачивавшихся в отдельных семьях и в городе в целом. Его интересовали мельчайшие детали, которые впоследствии он проанализировал в очерке «Путешествие по Волге».

Отголоски этих наблюдений можно найти и в драме: живой народный язык, типичные сцены общения между людьми (они, кстати, часто не связаны напрямую с сюжетом, но хорошо характеризуют общую атмосферу города), прекрасно показанные, причем с разных сторон, особенности быта. Все это подтверждает, что история создания пьесы «Гроза» Островского берет начало в его личных наблюдениях и попытках разобраться, чем живет русский человек, что тормозит развитие всего общественного уклада России.

Драматург-провидец?

Таким образом, трагедия, произошедшая в Костроме осенью 1859 года, была предугадана Островским, хорошо знавшим особенности жизни русского купечества в середине XIX века. Это типичная ситуация, которая могла произойти в любой семье, живущей на обширной территории русского государства. Драматургом удачно изображен момент, когда старые силы все еще цепляются за уходящее и стараются всеми способами сохранить свою власть, а новые, только зарождающиеся, вступают в нелегкую борьбу, исход которой и определит дальнейшую судьбу России. И на этом фоне уже не столь важно, с чем связана история создания пьесы «Гроза». Главное, что это могло послужить началом прогрессивных перемен всей жизни страны.

16 и 17 июня в БДТ имени Г. А. Товстоногова состоится премьера — спектакль Андрея Могучего «Гроза» по одноименной пьесе Александра Островского.. О первой постановке «Грозы» и реакции современников на пьесу расскажет Екатерина Астафьева.

Первая постановка

Впервые «Гроза» Островского была поставлена на сцене Малого театра 16 ноября 1859 года. Премьера совпала с бенефисом актера Сергея Васильева, которому досталась роль Тихона. Некоторых героев играли люди, специально для которых драматург писал роли. Например, в Катерину перевоплотилась актриса Любовь Никулина-Косицкая, Кабаниху сыграла Надежда Рыкалова, а Варвара Бороздина даже подарила имя героине пьесы.


Публика была в восторге, пресса пестрела хвалебными рецензиями. Автор «Отечественных записок» Дудышкин писал: «В городке, в котором люди умеют богатеть, в котором непременно должна быть одна большая, грязная улица и на ней нечто вроде гостиного двора, и почётные купцы, о которых г. Тургенев сказал, что они «трутся обыкновенно около своих лавок и притворяются, будто торгуют» — в этаком-то городке, каких мы с вами видали много, а проезжали, не видав, ещё более, произошла та трогательная драма, которая нас так поразила».


«Гроза» в Петербурге

Вторая премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 года уже в Петербурге. На этот раз для зрителей распахнул свои двери Александринский театр. Публика восприняла спектакль благосклонно. Критики особенно отмечали Александра Мартынова, который раскрыл свой талант в роли Тихона. Евдокия Панаева, жена литератора Ивана Панаева, пишет в своих воспоминаниях: «Я была на первом представлении «Грозы» Островского. Мартынов так сыграл свою роль, что дух замирал от каждого его слова в последней сцене, когда он бросился к трупу своей жены, вытащенной из воды. Все зрители были потрясены его игрой. В «Грозе» Мартынов показал, что обладает также замечательным трагическим талантом». К сожалению, судьба актера оказалась трагична: летом 1860-го он скончался от чахотки.


Актер Александр Мартынов прославился исполнением роли Тихона


Гликерия Федотова в роли Катерины, Малый театр, 1866

Спустя год после петербургской премьеры пьеса перешла в репертуар Мариинского театра, а оттуда — на провинциальные сцены. В 1860-м «Гроза» вышла в печать: сперва она появилась в журнале «Библиотека для чтения», а затем — отдельным изданием.

Темное царство

Многие знаменитые критики сочли своим долгом написать отзыв на драму Островского. В трех критических статьях, вышедших в «Современнике» в 1859—1860 годах, Николай Добролюбов рассматривает город Калинов как «темное царство». Он определяет главные правила драмы и затем выясняет, что в пьесе Островского большинство из них нарушено. Тем не менее автор считает, что «Гроза» — «самое решительное произведение Островского». О самом драматурге Добролюбов пишет: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны».


Эскизы декораций Головина к «Грозе», 1916

Писарев против Добролюбова

С Добролюбовым полемизирует Дмитрий Писарев в статье «Мотивы русской драмы». То, что первый критик величественно именует «темным царством», второй называет попросту «семейным курятником», вспоминая известную поговорку «яйца курицу не учат». И тем более Писарев не считает Катерину «лучом света». Со свойственным ему скепсисом критик емко описывает поведение героини и суть пьесы: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».


Иван Гончаров, служивший цензором, оставил о «Грозе» лестный отзыв


«Гроза» на сцене Малого театра, 1962

Цензор Гончаров

Лестный отзыв можно найти в короткой статье Ивана Гончарова, который ко времени премьеры служил цензором. Писатель замечает: «Не опасаясь обвинения в преувеличении, могу сказать по совести, что подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было. Она бесспорно занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам». Гончаров обращает отдельное внимание на язык действующих лиц — «художественно верный, взятый из действительности, как и самые лица, им говорящие».


В статье «Мотивы русской драмы» Писарев полемизирует с Добролюбовым

После «Грозы»

В статью «После «Грозы» сложились письма критика Аполлона Григорьева к Ивану Тургеневу. Григорьев рассматривает пьесу как произведение народного поэта. Об Островском он пишет: «Островский прежде всего драматург: ведь он создает свои типы не для г. -бова (Добролюбова, прим. «Дилетанта» ), автора статей о «Темном царстве», — не для вас, не для меня, не для кого-нибудь, а для массы, для которой он, пожалуй, как поэт ее, поэт народный, есть и учитель, но учитель с тех высших точек зрения, которые доступны ей, массе, а не вам, не мне, не г. -бову, с точек зрения, ею, массой, понимаемых, ею разделяемых».