В чем заключается новаторство островского. Традиции и новаторство в пьесах А

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Новаторство А. Н. Островского в драме «Гроза»

Драма А.Н. Островского «Гроза», впервые поставленная в 1859 году на сцене Малого театра, произвела огромное впечатление на зрителей не только остротой конфликта и яркостью художественных образов, но и принципиально новым своеобразием театральной пьесы. Драма А.Н. Островского - реалистическое произведение, и в традиционно-реалистичном освещении автором событий, происходящих на сцене, можно выделить самобытные, присущие только Островскому особенности.

Прежде всего следует обратить внимание на особенности жанра. «Гроза» - это драма, а не трагедия. В основе ее лежит не трагедия отдельной личности, а конфликт Катерины и «темного царства», и хотя Катерина и погибает, по жанру это именно драма. При этом в ней есть и комедийные традиции - это касается сатирического изображения нравов патриархальной купеческой среды. Островский впервые в драматургии показывал эту среду, за что и получил прозвище «Колумб Замоскворечья», что подчеркивает его роль первооткрывателя темы. Соответственно важное значение приобретают речевые характеристики героев, отражающие их уровень образования и культуры, манеры поведения, отношение к жизни. Так, грубые ругательства Дикого, лицемерно плачущего, слезливые речи Кабанихи, перемежающиеся с властными окриками, или высокопарно-торжественные монологи Кулигина наглядно показывают различия в поведении героев. Также важны и фольклорные традиции образов, например плавная, напевная речь Катерины напоминает лирические народные песни.

Важную роль играют в драме символы, подчеркивающие душевное состояние героев, либо отношение к нему автора. Так, один из символических образов - птица, с которой не один раз сравнивает себя Катерина. В прежней жизни, до замужества, она жила, «точно птичка на воле», теперь остаются только горькие сожаления и мечты: «Отчего люди не летают, как птицы?» Этим символическим образом подчеркивается стремление героини к свободе. Также один из наиболее значительных символов в драме, имеющих связь с ее названием, - символ грозы, обозначающий разлад в душе Катерины, Божью кару за совершенный ей грех. Наконец, можно указать на то, что с образом Кулигина связан громоотвод как символ просвещения, знаний, жителям Калинова.

Н.А. Добролюбов, рассматривая вопрос о новаторстве А. Н. Островского-драматурга, отмечает две характерные особенности. Во-первых, некую нравственную несообразность, отраженную в конфликте драмы. Традиционная борьба чувства и долга в душе героини разрешается в пользу чувства, и это вызывает сострадание читателя. Катерина - преступница, с точки зрения нравственных и религиозных устоев грешная жена, изменившая мужу, но читатели сочувствуют грешнице, нарушившей свой долг.

Во-вторых, что еще более важно, в драме, разумеется, не соблюдаются классические единства, но нарушение единства действия здесь привело к совершенно особенному новаторскому изображению героев. Множество героев драмы - Глаша, Феклуша. Кулигин - не связаны непосредственно с конфликтом драмы, не имеют к нему прямого отношения. Для чего же нужны эти второстепенные персонажи? Они создают фон, на котором развивается действие. Кулигин, стремящийся к просвещению и пылко излагающий высокие идеи служения науке, не понят жителями города и слывет среди них за городского сумасшедшего. Он единственный, кто оценивает красоту пейзажа, естественной стихии, противостоящей «темному царству», но в ответ слышит лишь насмешки. Феклуша, странница, разносит по городу вести и слухи о «неправедных» землях, о грядущем пришествии антихриста. Глаша, служанка, слушает этот вздор с благодарностью: «Еще хорошо, что добрые люди есть: нет-нет, да и услышишь, что на белом свете делается, а то бы так дураками и померли». Фон, создаваемый с помощью второстепенных персонажей драмы, усиливает и подчеркивает гнетущую атмосферу «темного царства», где нет места светлым чувствам и свободным мыслям, где все основано на пережитках «старого порядка» и мракобесии. С помощью такого новаторского подхода к изображению жизни в городе Калинове и конфликта героини с ее окружением, А.Н. Островский создает самобытное театральное произведение, полное художественной силы и авторского своеобразия.

Подобные документы

    История создания и сюжет драмы А.Н. Островского "Гроза". Подробное изучение характеров главных героев пьесы. Рассмотрение образов хозяев жизни, смирившиеся под властью самодуров, героев, выражающих протест против темного царства, Катерины, грозы.

    реферат , добавлен 26.06.2015

    Судьба Катерины. Драма А.Н. Островского "Гроза". Ее сила в том, что она одна восстала против "темного царства", но погибла, словно птица, не сумела вырваться на свободу. Повсюду царило непонимание, ненависть, самолюбие.

    сочинение , добавлен 01.06.2008

    Биография и творческий путь Александра Николаевича Островского. Отображение купечества, чиновничества, дворянства, актерской среды в произведениях драматурга. Этапы творчества Островского. Самобытные черты реализма А.Н. Островского в драме "Гроза".

    презентация , добавлен 18.05.2014

    краткое изложение , добавлен 21.04.2011

    Лирическое раскрытие картин волжского пейзажа города Калинов в пьесе А.Н. Островского "Гроза". Литературное воссоздание быта Калинина в пьесе: образ улиц, трактиров и жизни жителей города. "Темное царство" и жесткий образ города Калинин в пьесе "Гроза".

    анализ книги , добавлен 14.10.2014

    Из творческой истории "Грозы". Конфликт и расстановка действующих лиц в "Грозе". О народных устоях характера Катерины. Сущность трагедии Катерины. Внутренняя перенапряженность, катастрофичность жизни. Любовь к красоте и гармонии божьего мира.

    реферат , добавлен 31.01.2007

    Между этими героинями Островского есть много общего: это и жажда полета, и стремление к свободе; их протест против "темного царства". Но главное их различие в выражении этого протеста. Катерина - натура гораздо более сильная, чем Лариса.

    сочинение , добавлен 16.06.2002

    Главный замысел автора в произведении "Гроза". Место драмы в литературе. Образы героев в сюжете пьесы Островского. Оценка драмы русскими критиками. "Луч в тёмном царстве" Добролюбова. Опровержение взглядов Добролюбова в "Мотивах русской драмы" Писарева.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2015

    Эволюция психологической драмы в периоды творчества писателя. Психологизм драмы А.Н. Островского "Бесприданница". Влияние среды и "нравов" на формирование характеров героев драмы. Характеристика произведения и экранизации Э. Рязанова "Жестокий романс".

    дипломная работа , добавлен 18.12.2012

    Реальная основа сказки А.Н. Островского "Снегурочка" и её основные источники. Путь царства берендеев от холодного отчуждения до объединения их перед лицом Ярилы-солнца. Фольклорная основа сказки. Причины и сущность конфликта главных героев в ней.


Самоотверженный труд, сопутствовавший драматургу на протяжении всей его жизни, ознаменовался блестящими результатами. Именно А.Н.Островский своими драматическими шедеврами довершил создание русского национально-самобытного театра, начатое Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем. Роль Островского, первостепенного писателя, корифея национально-самобытной драматургии, была признана всей прогрессивной общественностью еще при его жизни. Гончаров писал: "Островский бесспорно самый крупный талант в современной литературе!"

Новаторство Островского сказалось не только в том, что он круто повернул драматургию и театр к жизни, к её актуальным социально-нравственным проблемам, но и в том, что он писал свои пьесы во имя народа и для народа. И народ благодарно принял его драматургию.

Руководствуясь пламенно-патриотическими намерениями, Островский писал в дирекцию императорских театров многочисленные докладные записки, в которых предлагал конкретные меры преобразования театра, превращения его в школу общественных нравов. Этими записками пренебрегали, им не давали ходу. Но Островский, не жалея никаких сил, продолжал отстаивать свои идеи.

Театральные принципы великого драматурга были осуществлены и продолжены в системе К. С. Стаʜᴎϲлавского, они получили свое дальнейшее развитие в российском театре. Текст с сайта Биг Реферат РУ

Великое творческое наследие Островского, оказавшее огромное влияние на развитие отечественной драматургии и сцены, на драматическое и сценическое искусство вообще, сохраняет и еще долго будет сохранять значение замечательного, ничем не заменимого учебника жизни, доставляя читателям и зрителям истинное эстетическое наслаждение. Его пьесы, входя в число мировых литературно-художественных ценностей, все чаще и чаще привлекают внимание зарубежных издательств и театров.

>> Новаторство А.Н.Островского

А.Н. Островский. «Снегурочка»
Анализ финальной сцены драмы А.Н. Островского «Гроза»
Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
Мир и личность в пьесе А.Н. Островского "Гроза"
Образ Екатерины, его идейный смысл в драме А.Н.Островского "Гроза"
А.Н.Островский - художник
Способы отражения авторского взгляда на мир в комедии А.Н. Островского "Лес"
Значение ремарки в пьесе А.Н. Островского "Лес"
Трагедия женской души в произведениях А.Н.Островского
А.Н. Островский Бесприданница

Страница 1 из 1



Новаторство комедии "Горе от ума"

Новаторство комедии "Горе от ума" Искусство живого изображения у Грибоедова таково, что исследование его отодвинуло все остальные моменты. Исследованием сюжета "Горе от ума" занимались гораздо менее. Но сила и новизна "Горя от ума" была именно в том, что самый сюжет был громадного жизненного, общественного, исторического значения. “Сильное место в сюжете” это выдумка о сумасшествии Чацкого....


Новаторство драматургии Чехова

Муниципальное образовательное учреждение Средняя школа №8 С углубленным изучением иностранных языков Экзаменационный реферат по литературе: ...


Новаторство Гоголя как драматурга

В ответ на замечание Аксакова, что современная русская жизнь не дает материала для комедии, Гоголь сказал, что это неправда, что комизм кроется везде, что, живя посреди него, мы его не видим; но что “если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы сами над собой будем валяться со смеху”. Похоже, что в этой фразе и заключается общий смысл новаторства Гоголя в драматургии: основной задачей становится перенос комизма повседневной жизни на сцену. Как сказал в одной из своих статей Григорьев, “очевидно то, что новая руда открыта великим поэтом, руда анализа повседневной обычной действительности*. Такой выбор предмета творчества диктовал и художественные средства. Пьесы Гоголя - это комедии, но комедии, противопоставленные классическим произведениям этого жанра, во-первых, по сюжету (в сравнении с высокой комедией), а во-вторых, типы, выведенные в комедиях Гоголя, противопоставлены типам пьес того времени. Вместо хитроумных любовников, несговорчивых родителей на сцене появились живые, повседневные национальные характеры. Убийства, яд Гоголь изгоняет: в его пьесах сумасшествие, гибель становятся следствием сплетен, интриг, подслушивании. Гоголь переосмысливает принцип “единства действия” как единства замысла и исполнения его главным героем. В пьесах Гоголя не герой управляет сюжетом, а сюжет, развивающийся по логике азартной игры, несет героя. Цели героя противостоит конечный результат, приближение к цели оказывается удалением от нее “на огромное расстояние” (“Владимир третьей степени”)....


Новаторство в поэзii Павла Тичини

НОВАТОРСТВО В ПОЕЗІЇ ПАВЛА ТИЧИНИ

Кожного великого митця історія нагороджує гучним найменням, у якому відбивається сутність його творчості. Шевченка вона назвала Кобзарем, Пушкіна - сонцем російської поезії, Франка - Каменярем, Горького - Буревісником, Лесю Українку - поетесою-другом робітників, Коцюбинського - сонцепоклонником.

Новатор! Так вслід за Горьким нарекла історія Тичину, виділивши цим самим одну з найяскравіших рис його творчості. Тичина належить до когорти митців, котрі скрізь і завжди дошукувалися "свого кореня" і "свого глагола". Він вмів піднестись на ті верховини, куди не ступала нога його попередників. Тичининський Ельбрус видно з усіх кінців планети. До нього словами поета Енріко Ріверо звертається Куба:...


Новаторство А.Н.Островского

Самоотверженный труд, сопутствовавший драматургу на протяжении всей его жизни, ознаменовался блестящими результатами. Именно А.Н.Островский своими драматическими шедеврами довершил создание русского национально-самобытного театра, начатое Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем. Роль Островского, первостепенного писателя, корифея национально-самобытной драматургии, была признана всей прогрессивной общественностью еще при его жизни. Гончаров писал: "Островский бесспорно самый крупный талант в современной литературе!" ...

ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА XIX ВЕКА.

Литературная критика и журнальная полемика

В 60-е годы XIX века, в период подъема общественной мысли, большую роль приобретает периодическая печать. Ведущими журналами были:

«Современник» (Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский. Н.А. Добролюбов);

«Русское слово» (Д.И. Писарев);

«Отечественные записки (А.А. Краевский);

«Библиотека для чтения» (А.В. Дружинин);

«Время», «Эпоха» (Ф.М. Достоевский, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов).

Во второй половине XIX века прочное место в русской литературе занимает литературная критика. Много талантливых критиков собрал вокруг себя журнал «Современник». На страницах журналов появляется много критических статей, ведётся полемика оп важнейшим проблемам общественной и литературной жизни, активно обсуждаются почти все произведения русской классической литературы.

Большие споры вызывает концепция «чистого искусства», которая утверждала искусство ради себя самого, независимо от политики, общественных проблем и воспитательных задач (А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, А.В. Дружинин).

Большой вклад в развитие русской литературной критики внесли В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, И.А. гончаров.

2. Реализм – основной художественный метод русской литературы второй половины XIX века

К середине XIX века в русской литературе утвердился реализм, его основоположником стал А.С. Пушкин.

Основная особенность реализма - повышенное внимание к социальной стороне действительности. Главным в этом методе является типизация. Задача писателя – извлечь из действительности типичное, изобразить типичный образ героя.

Реализм во второй половине XIX века получил название критического реализма, потому что главной своей задачей видел критику действительности. Главный вопрос критического реализма – это вопрос об отношениях человека и общества. В какой мере общество влияет на судьбу героя? Кто виноват в том, что человек несчастен? Что делать, чтобы изменился человек и мир? Вот главные вопросы литературы второй половины XIX века.


ЛЕКЦИЯ № 8.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ – СОЗДАТЕЛЬ РУССКОГО

ДРАМА «ГРОЗА»

А.Н. Островский внёс огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством и своеобразием.

Островский вывел на сцену нового героя – купца, показал мир купеческой семьи, спрятанный за высокими заборами от чужих любопытных глаз.

Особенности стиля А.Н. Островского :

§ говорящие имена и фамилии;

§ своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);



§ фольклорные моменты;

§ значимость первой реплики героя;

§ «подготовленное появление», т.е. главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;

§ своеобразие речи героев.

Островский был невероятно трудоспособен, он написал 48 произведений, в которых действуют 547 героев.

Современные театры постоянно обращаются к пьесам Островского. Поднятые им социально-нравственные проблемы остаются актуальными и по сей день.

2. «Гроза» - самое решительное произведение

В чем заключается новаторство А.Н. Островского?

Самоотверженный труд, сопутствовавший драматургу на протяжении всей его жизни, ознаменовался блестящими результатами. Именно А.Н.Островский своими драматическими шедеврами довершил создание русского национально-самобытного театра, начатое Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем. Роль Островского, первостепенного писателя, корифея национально-самобытной драматургии, была признана всей прогрессивной общественностью еще при его жизни. Гончаров писал: "Островский бесспорно самый крупный талант в современной литературе!"

Новаторство Островского сказалось не только в том, что он круто повернул драматургию и театр к жизни, к ее актуальным социально-нравственным проблемам, но и в том, что он писал свои пьесы во имя народа и для народа. И народ благодарно принял его драматургию.

Руководствуясь пламенно-патриотическими намерениями, Островский писал в дирекцию императорских театров многочисленные докладные записки, в которых предлагал конкретные меры преобразования театра, превращения его в школу общественных нравов. Этими записками пренебрегали, им не давали ходу. Но Островский, не жалея никаких сил, продолжал отстаивать свои идеи.

Театральные принципы великого драматурга были осуществлены и продолжены в системе К. С. Станиславского, они получили свое дальнейшее развитие в российском театре.

Великое творческое наследие Островского, оказавшее огромное влияние на развитие отечественной драматургии и сцены, на драматическое и сценическое искусство вообще, сохраняет и еще долго будет сохранять значение замечательного, ничем не заменимого учебника жизни, доставляя читателям и зрителям истинное эстетическое наслаждение. Его пьесы, входя в число мировых литературно-художественных ценностей, все чаще и чаще привлекают внимание зарубежных издательств и театров.

Русский драматург.

А.Н. Островский вырос в Замоскворечье - в купеческой среде... Позже он поступил на юридический факультет Московского университета, но из-за конфликта с одним профессоров курса не закончил.

С 1843 по 1951 годы А.Н. Островский служил в московских судах, где, благодаря специфике этих учреждений, наблюдал множество конфликтов... Практически все биографы драматурга отмечают, что обилие жизненных примеров, встреченных ими как в Замоскворечье, так и в судах, существенно помогло ему при создании (а не «выдумывании из головы») пьес…

Начиная с 1853 года и на протяжении более чем 30 лет, драматург ежегодно писал новую пьесу. Многие из них были впервые поставлены в московском Малом театре.

Самооценка: «Все порядочные люди живут или идеями, или надеждами, или, пожалуй, мечтами; но у всякого есть - какая-нибудь задача. Моя задача - служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов; для драматического искусства покровительственным учреждением должен бы быть императорский театр, но он своего назначения давно не исполняет, и у русского драматического искусства один только я. Я - всё: и академия, и меценат, и защита. Кроме того, по своим врождённым способностям я стал во главе сценического искусства».

Островский А.Н., Автобиографическая заметка / Полное собрание сочинений в 12-ти томах, Том 12, М., «Государственное издательство художественной литературы», 1952 г., с. 246.

«Островский фактически основал отечественный театр, наполнил волковскую форму неисчерпаемым содержанием, которое задало высокую народную ноту всему нашему сценическому искусству. С его легкой руки задолго до Станиславского на подмостках появились герои, проводившие сверхзадачу: она состояла отнюдь не в том, чтобы показать жизнь как она есть, чем главным образом и занимались драматурги кроткого дарования, а в том, чтобы указать, что есть жизнь, человек, а что - прямое надругательство над жизнью и человеком. В этом смысле пьесы Островского совершенно затмили российские варианты пошлостей Пиксерекура и Коцебу, а также беззубо-сатирические и бестолково-демократические опусы современников. Наконец, к прямо-таки громадной заслуге Александра Николаевича Островского перед отечественной драматургией следует отнести создание качественно нового образа - образа сложного, противоречивого, угловатого человека, то есть собственно человека. Русский драматический герой был прежде либо одномерен - уж если дурак, то по всем статьям дурак, либо состоял из двух уравновешенных половин, например: проходимец, но шутник и вообще славный малый; или тиран, но в силу служебного положения; или же взяточник, но борзыми щенками. И только в пьесах Островского появляются фигуры, которые действуют, подчиняясь не условиям игры, а условиям жизни в её художественном преломлении, как, скажем, Сергей Сергеевич Паратов из «Бесприданницы». Паратов-аристократ, Паратов-хитрец, Паратов-бретёр, Паратов-негодяй, Паратов - несчастный человек, Паратов-жертва…»

Пьецух В.А., Таланты и поклонники / Циклы. Рассказы, М., «Культура», 1991 г., с. 185.

«Островский под влиянием критических статей Добролюбова стал смотреть на себя, как на изобличителя купеческого «тёмного царства». В первых своих вещах он был более объективным художником, склоняясь и к народническим симпатиям («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и в особенности драма «Не так живи, как хочется»). А позднее - в целом ряде комедий - он только смеялся над своими купцами и купчихами и редко забирал глубже. Вот почему он совсем не захватил новейшего развития нашего буржуазного мира, когда именно в Москве купеческий класс стал играть и более видную общественную роль.

Если б он к 80-м годам захотел давать нам картины этой самой буржуазии, он мог бы это делать. […]

Быть может, из наших первоклассных писателей Островский оставался самым ярким, исключительным бытовиком по своему душевному складу, хотя он и был университетского образования, начитан по русской истории и выучился даже на старости лет настолько по-испански, что переводил пьески Сервантеса ».

Боборыкин П.Д., Воспоминания в 2-х томах, Том 1, М, «Художественная литература», 1965 г., с. 295-296.

«Редкий случай: Островский выступает с публичной речью. Она подготовлена им тщательно, написана, он читает по бумаге. Здесь его убеждения, важные мысли, которые он счёл достойными для обнародования - а стало быть, просеянные им сквозь жёсткое сито. Ни слова о гении, о даре, о чуде - об уме, только об уме. «Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть... (...) ...поэт даёт и самые формулы мыслей и чувств. Богатые результаты совершеннейшей умственной лаборатории делаются общим достоянием... (...) Пушкиным восхищаются и умнеют... (...) Наша литература обязана ему своим умственным ростом... (...) ...нам остаётся только желать, чтобы Россия производила поболее талантов, пожелать русскому уму поболее развития и простора...»

Островский проводит разделение между умом творческим и умом обыкновенным: творческий ум открывает и предлагает истины, обыкновенный ум усваивает, «и то не вдруг». Стало быть, творческий ум и есть синоним таланта и гения, по Островскому. (Отличительный признак творческого ума - предлагать истины. Значит, Щедрин , предлагающий истины, - творческий ум - талант, и дальнейшее дробление анализа творческих и художественных способностей человека Островский как бы полагает уже излишним.)

Творческий ум Островского выражался не только в творчестве и в умном-разумном отношении к собственной жизни - умны и метки его обычные житейские суждения, даже заметки для себя. Мне, к примеру, очень нравится одно суждение Островского относительно «искусства для искусства»: «Процессы обобщения и отвлечения не сразу даются мозгу: они должны быть подготовлены. Обобщения, представляемые искусством, легче воспринимаются и постигаются и, практикуя ум, подготовляют его к научным открытиям. (...) Чем искусство выше, отрешённее, общее, тем оно более практикует мозг. Таким образом, «искусство для искусства», при всей своей видимой бесполезности, приносит огромную пользу развитию нации».

Подобного суждения я нигде не встречала более ни в веке XIX, ни позже. «Искусство для искусства» обычно защищают с помощью понятий о свободе творческой воли, о праве художника на самовыражение, о недопустимости утилитарных критериев в оценке произведений искусства. Что оно «практикует мозг нации» (тоже удивительное понятие!) и, стало быть, полезно, - не припомню такого мнения и не берусь его опровергать: оно похоже на истину. Заметьте, Островский пишет для себя, для «собственного употребления», но как упруго, афористично, с пушкинской отчётливостью и точностью; видимо, изучал его критический стиль внимательно. (Зря недоумевал П. Боборыкин насчёт того, будто неясно, под какими эстетическими влияниями развился драматург. Пушкинское влияние очевидно.)».

Москвина Т.В. , В спорах о России: А.Н. Островский: статьи, исследования, СПб, «Лимбус Пресс»,2010 г., с. 24-25.