Как называется итальянский танец. Итальянская народная музыка: лоскутное фольклорное одеяло

Автор - Парашутов . Это цитата этого сообщения

ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА ЧАСТЬ 32 - ИТАЛИЯ: ОТ ТАРАНТЕЛЛЫ ДО ПИЦЦИКИ)

Безусловно, Италия известна тарантеллой. Это самый популярный итальянский народный танец, хотя, если покопаться в источниках, то выясняется, что в этой южной стране есть еще не менее популярные у итальянцев танцы (хотя, справедливости ради, нужно отметить, что большинство из них является разновидностями той же тарантеллы). Ну, обо всем по порядку!

Музыка и танцы начали формироваться, как отдельные виды искусства, в Италии в пятнадцатом веке. В то время появилась даже профессия - учитель танцев, и эти педагоги разработали определенную систему танцевальных движений, которые называются балли (balli).
Неписаная классификация итальянских танцев делит их на социальные, постановочные и мориски (танцы мавританцев-мусульман, официально принявших христианство).
Основные принципы итальянского народного танца – владение чувством ритма, осознание пространства и партнера, память танцора и манера исполнения.

Michel-Fransois.Damame-Demartrais Costumes de la Rozaspinyalueta village dans le royaume de Naples
Костюмы селения Розаспиньялуэта в Неаполитанском королевстве.

Наталья Гончарова Итальянская танцовщица. Эскиз костюма для тарантеллы. Конец 1930-х г.

Характерная особенность итальянских танцев – быстрота движения, впрочем, несмотря на скорость, танцевальные па очень просты. Вторая характерная особенность итальянских танцев – частые переходы с полной стопы на носок. Такие переходы имеют свою символику и обозначают связь земного (когда танцор опускается на полную стопу) и божественного (когда поднимается на носок).

Filippo Falciatore Tarantella at Mergellina. 1750 г.

Marko Kаroly the Elder Wine Harvest Tarantella.

Theodor Leopold Weller Neapolitan Family Idyll.

Тарантелла (Tarantella)

Итальянский народный танец в сопровождении гитары, флейты, тамбурина и кастаньет (в Сицилии), распространенный на юге Италии, в Калабрии и на Сицилии.

Bartolomeo Pinelli Costume di Napoli. 1828 г.

С историей тарантеллы связано много легенд. Согласно одной из легенд, если человека укусил паук тарантул, то избежать заражения можно, лишь танцуя в течение нескольких часов тарантеллу. Название паука, так же как и танца, происходит от названия южноитальянского города Таранто. Жители средневековья верили, что именно этот паук способен заразить безумием, сама болезнь называлась тарантизмом. Начиная с 15 века и в течение двух столетий, тарантелла считалась единственным средством излечения тарантизма. В связи с этим в 16 веке по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура в двудольном метре, многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих. Самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов.

Позже ученые доказали, что укус паука не может вызывать помутнение рассудка, но «было уже поздно» - народу понравился этот танец. Впрочем, было время, когда этот танец запрещали и называли похотливым, поскольку его танцевали люди из низших слоев. Но при кардинале Барберини тарантелла была «амнистирована», и ее танцевали даже при дворе.
Тарантеллу можно танцевать в паре или соло. Чаще всего люди образуют круг, сначала двигаются ритмично в одну сторону, а затем резко меняют направление. Классическим вариантом танца считается неаполитанская тарантелла.

Аполлон Мокрицкий Рим. Итальянки на террасе (Тарантелла). 1846 г.

Thomas Uwins An Italian Mother Teaching her Child the Tarantella 1842 г.

Сальтарелла или Сальтарелло (Saltarella/Saltarello)

Народный итальянский танец. Название его происходит от итальянского слова saltare - прыгать, скакать. Танец известен в регионах Романьи, Лацо, Сан-Марино и Абруццио, но в каждой области его исполняют по-своему.

Achille Pinelli Saltarello notturno delle mozzatore a piazza Barberini. 1829 г.

Achille Pinelli Il Santorello.

Например, в Марче ее танцуют под аккомпанемент бубна или небольшого барабана, на котором отбивает дробь пожилая женщина. А в Романьи танец сопровождается песней, которую поет один из участников, здесь танец является демонстрацией ловкости.

Achille Pinelli Saltarello a Piazza Barberini.

Женщины ставят на голову стакан, до краев наполненный водой или вином. Во время сложных и быстрых движений не должно быть пролито ни одной капли.
Популярность сальтареллы пришлась на 60-е гг. прошлого века, когда устраивались пышные свадьбы и праздники по случаю завершения полевых работ.

Anton Romako Tarantellatänzer und Mandolinenspieler. 1889 г.

Theodore Gericault The Tarantella.

Танец не имеет установленных фигур, он представляет собой чередование двойных шагов с поклонами, переходящими на кадансы, и имеет много общего со средневековым танцем гальярда.
Основное па этого танца балансе (от французского balance - весы, balancer - покачиваться). Но исполнители должны обладать ловкостью и силой, так как темп в танце все время нарастает.
Сальтарелла - парный танец. Но существуют и хороводные разновидности. В хороводной сальтарелле танцующие стоят, тесно прижавшись, друг к другу, их тела наклонены вперед, головы почти сталкиваются в центре круга, а руки кладутся на плечи друг другу.

Wilhelm Nikolaj Marstrand Amusement outside the walls of Rome on an October evening. 1839 г.

Wilhelm Marstrand Contadini che ballano il Saltarello. 1869 г.

Wilhelm Marstrand Romerske borgere forsamlede til lystighed i et osteri. Skitse 1838 г.

Как и многие народные танцы, сальтарелла начинается игровой пантомимой, когда мужчина делает несколько па перед женщиной, приглашая ее на танец, а женщина кокетничает, не сразу принимая это приглашение. Удар барабана дает сигнал к первому танцевальному прыжку.
Мелодию этого народного танца использовал Г. Берлиоз в увертюре к сюите «Римский карнавал» и Мендельсон в финале «Итальянской симфонии».

Пиццика (Pizzica)

Пиццика традиционный итальянский танец, считается разновидностью тарантеллы. Он характерен для южных регионов – Апулии и Базиликаты. Первое письменное упоминание о пиццике относится к 1797 году, когда на танцевальном вечере в городе Таранто знатная дама пригласила на танец короля Фердинанда IV Бурбона.
Пиццика развивалась параллельно с тарантеллой, поэтому сегодня уловить разницу между двумя этими танцами практически невозможно, это касается и хореографии, и музыкального сопровождения.

Simon Denis Danseur de Tarentelle. 1809 г.

Пиццика – парный танец, но вовсе не обязательно, чтобы пару составляли танцоры разного пола. На больших семейных торжествах в пару часто попадают близкие родственники или разновозрастные партнёры. Танец брата и сестры обычно носит шутливый характер. Мужчины или женщины в паре скорее не партнёры, а соперники, их танец носит оттенок поединка, демонстрации силы, ловкости и изобретательности.

Enrico Forlenza Tarantella in Napoli. 19th century

Carlo Ciappa Blick auf den Golf von Neapel, im Vordergrund tanzendes Bauernpaar im Hintergrund der Vesuv. 1934 г.

Для традиционной южной разновидности тарантеллы характерны следующие движения: танец лицом к лицу и в круге, который сопровождается поворотами, жесты руками и кистями. Обычно круг танцоров повторяет спокойные плавные движения, тогда как один или несколько человек выходят внутрь круга и ведут себя гораздо более эмоционально: топают, кружатся, устраивают своеобразные погони друг за другом, их траектории то сближаются, то расходятся, то скрещиваются. Кроме танцоров часто в круге стоят музыканты. Раньше у женщин было принято при исполнении танца иметь на плечах платок. Платок используется в танце как символ любви. Изображая влюблённых, мужчина и женщина могут передавать его друг другу, оживляя танец.

Бергамаска (Bergamasca)

Бергамаска считается танцем крестьян из Бергамо. По своей манере исполнения, размерами и своей живостью он очень похож на тарантеллу. Несмотря на то, что его танцевали отнюдь не богатые люди, танец получил известность и за пределами Италии (Англия, Германия, Франция).

Léon Bazile Perrault La Tarantella. 1879 г.

Вторую разновидность народных итальянских танцев составляют, так называемые «боевые танцы» - танцы с оружием. Историки предполагают, что эти танцы вошли в обиход, благодаря мавританцам-мусульманам, которые официально приняли христианство. В этих танцах они выражали свой боевой дух. Часто такие «боевые танцы» объединяют названием мориски.

Пиццика с мечами (pizzica-scherma, danza delle spade)

Широко известен вариант пиццики, который относится к танцам с оружием – это танец с мечами.
В танце имитируются элементы рукопашного боя, владение холодным, а также огнестрельным оружием. Иногда в танец вовлекаются зрители в круге, изображая ранения от случайного удара, «пули» и т.п. По традиции, в танце оружие изображается лишь условно, выставленным пальцем и никогда не используется на самом деле. Противостояние носит условный характер и не должно отождествляться с реальными событиями. Для пиццики с мечами характерно урезание музыкального сопровождения лишь до основного ритма. Звуки бубна роднят танец с боевыми искусствами.

Маскарата (Mascarata)

Маскарата является ярким представителем танца с саблями. В одной руке у танцующих находится шпага (она должна быть синего цвета), а в другой – палка. Среди участвующих есть также главный исполнитель традиционной для маскарата песни.
Известно, что этот танец в начале ХХ в. эмигрировал вместе с частью итальянцев в США. За океаном этот танец считается одним из самых узнаваемых. Для его исполнения требовался национальный костюм, который по внешнему виду был похож на форму рыбаков 17 века, позже он был вытеснен нарядом испанского придворного.

Ндреццата (Ndrezzata)

Традиционный народный танец, популярный на острове Искья. Обычно этот танец исполняют на главной площади города 16-18 мужчин с палками и в народных костюмах 24 июня, когда проходят торжества в честь святого покровителя острова или в пасхальный понедельник. Ндреццата, как нельзя лучше, выражает характер искитанцев и исполняется под определенную песню.

Отдельно стоят танцы, характерные для острова Сардиния.

В мире сосуществует много народов, общающихся на разных языках. Но не только словами говорили люди на протяжении всей истории. С целью одухотворения своих эмоций и мыслей в древности использовались песни и танцы.

Танцевальное искусство на фоне развития культуры

Итальянская культура имеет огромную значимость на фоне мировых достижений. Начало ее бурного роста совпадает с рождением новой эпохи - Ренессанса. Собственно, Возрождение возникает именно в Италии и некоторое время развивается внутренне, не касаясь других стран. Его первые успехи припадают на XIV-XV век. Позже с Италии распространяются по всей Европе. Развитие фольклора начинается также в XIV веке. Свежий дух искусства, иное отношение к миру и обществу, смена ценностей непосредственно отразились в народных танцах.

Влияние Ренессанса: новые па и балли

В Средневековье итальянские движения под музыку выполнялись шагообразно, плавно, с раскачиваниями. Ренессанс поменял отношение к Богу, что отразилось и на фольклоре. Итальянские танцы приобрели энергичность и живые движения. Так па «на полную стопу» символизировали земное происхождение человека, его связь с дарами природы. А движение «на носках» или «с прыжком» отождествляли стремление человека к Богу и его прославление. На них основывается итальянское танцевальное наследие. Их совмещение получило название «балли» или «балло».

Итальянские народные музыкальные инструменты эпохи Возрождения

Произведения фольклора исполнялись под аккомпанемент. Для этого использовались следующие инструменты:

  • Клавесин (итальянский «чембало»). Первые упоминания: Италия, XIV век.
  • Тамбурин (разновидность бубна, предок современного барабана). Танцоры использовали его также во время движений.
  • Скрипка (смычковый инструмент, зародившийся в XV веке). Ее итальянская разновидность - виола.
  • Лютня (щипковый струнный инструмент.)
  • Дудки, флейты и гобои.

Танцевальное разнообразие

Музыкальный мир Италии приобрел разнообразность. Появление новых инструментов и мелодий побуждало к энергичным движениям в такт. Зарождались и развивались национальные итальянские танцы. Названия их образовывались, часто основываясь на территориальный принцип. Существовало множество их разновидностей. Основные известные сегодня итальянские танцы: бергамаска, гальярда, сальтарелла, павана, тарантелла и пиццика.

Бергамаска: классика баллов

Бергамаска - популярный итальянский народный танец XVI-XVII веков, вышедший из моды после, но оставивший соответствующее музыкальное наследие. Родной регион: север Италии, провинция Бергамо. Музыка в этом танце веселая, ритмичная. Размер тактового метра - сложный четырехдольный. Движения - простые, плавные, парные, возможны смены между парами в процессе. Изначально народный танец полюбился при дворе в эпоху Возрождения.

Первое литературное упоминание его замечено в пьесе Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». В конце XVIII века из танцевального фольклора бергамаска плавно переходит в культурное наследие. Многие композиторы использовали этот стиль в процессе написания своих произведений: Марко Уччелини, Соломоне Росси, Джироламо Фрескобальди, Иоганн Себастьян Бах.

К концу XIX столетия появилась иная трактовка бергамаски. Она характеризовалась сложным смешанным размером музыкального метра, более быстрым темпом (А. Пьятти, К. Дебюсси). На сегодняшний день сохранились отголоски фольклорной бергамаски, которые успешно пытаются воплощать в балете и театральных постановках, используя соответствующее стилистическое музыкальное сопровождение.

Гальярда: жизнерадостные пляски

Гальярда - старинный итальянский танец, один из первых народных. Появился в XV веке. В переводе означает «веселый». Собственно он и есть очень бодрый, энергичный и ритмичный. Представляет собой сложную комбинацию пяти па и прыжков. Это парный народный танец, получивший популярность на аристократических балах в Италии, Франции, Англии, Испании, Германии.

В XV-XVI веках гальярда стала модной благодаря своей шуточной форме, веселому, непосредственному ритму. Потеряла популярность вследствие эволюции и превращения в стандартный чопорный придворный танцевальный стиль. В конце XVII столетия полностью перешла в музыку.

Для первичной гальярды характерны умеренный темп, длинна метра - простая трехдольная. В поздних периодах исполняются с соответствующим ритмом. При этом гальярде была характерна сложная длина музыкального метра. Известные современные произведения в этом стиле отличаются более медленным и спокойным темпом. Композиторы, использовавшие гальярдную музыку в своих произведениях: В. Галилей, В. Брейк, Б. Донато, У. Берд и другие.

Сальтарелла: свадебное веселье

Сальтарелла (сальтарелло) - наиболее старинный итальянский танец. Он достаточно веселый и ритмичный. Сопровождается комбинацией шагов, прыжков, оборотов и поклонов. Происхождение: от итальянского saltare - "прыгать". Первые упоминания об этом виде народного искусства датируются XII веком. Изначально был общественным танцем в музыкальном сопровождении простого двух- или трехдольного размера. С XVIII столетия плавно переродился в парную сальтареллу под музыку сложных размеров. Стилистика сохранилась поныне.

В XIX-XX веке - он превратился в массовый итальянский свадебный танец, который выплясывали на торжествах по случаю бракосочетаний. кстати, в то время их часто приурочивали ко сбору урожая. В XXI - исполняется на некоторых карнавалах. Музыка в этом стиле получила развитие в композициях многих авторов: Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, А. Кастельоно, Р. Барто, Б. Базурова.

Павана: изящная торжественность

Павана - старинный итальянский бальный танец, который исполняли исключительно при дворе. Известно другое название - падована (от названия Padova; от латинського pava - павлин). Этот танец является медленным, изящным, торжественным, вычурным. Комбинация движений состоит из простых и двойных шагов, реверансов и периодической смены расположения партнеров относительно друг друга. Танцевалась не только на баллах, но и в начале шествий или церемоний.

Итальянская павана, войдя в придворный балы других стран, видоизменилась. Она становилась своеобразным танцевальным «диалектом». Так, испанское влияние привело к возникновению «паванильи», а французское - к «пассамеццо». Музыка, под которую исполнялись па, была медленной, двухдольной. акцентируют ритм и важные моменты композиции. Танец постепенно вышел из моды, сохранившись в произведениях музыкального наследия (П. Аттеньян, И. Шейн, К. Сен-Санс, М. Равель).

Тарантелла: олицетворение итальянского темперамента

Тарантелла - народный танец Италии, сохранившийся до наших дней. Он страстный, энергичный, ритмичный, веселый, неустанный. Итальянский танец тарантелла является визитной карточкой местных жителей. Состоит из комбинации прыжков (в том числе в сторону) с поочередным выбросом ноги то вперед, то назад. Его назвали в честь города Таранто. Также существует иная версия. Говорили, что люди, укушенные подвергались заболеванию - тарантизму. Недуг был очень похож на бешенство, от которого пытались излечиваться в процессе безостановочных быстрых движений.

Музыка исполняется в простом трехдольном или сложном размере. Она быстрая и веселая. Характерные особенности:

  1. Совмещение основных инструментов (в том числе клавишных) с дополнительными, которые находятся в руках танцующих (тамбурины и кастаньеты).
  2. Отсутствие стандартной музыки.
  3. Импровизация музыкальных инструментов в рамках известного ритма.

Ритмичность, присущую движениям, в своих композициях использовали Ф. Шуберт, Ф Шопен, Ф Мендельсон, П. Чайковский. Тарантелла и сегодня является колоритным народным танцем, основами которого владеет каждый патриот. И в XXI веке его продолжают массово выплясывать на веселых семейных праздниках и пышных свадьбах.

Пиццика: заводная танцевальная схватка

Пиццика - быстрый итальянский танец, производный от тарантеллы. Стал танцевальным направлением итальянского фольклора вследствие появления собственных отличительных особенностей. Если тарантелла - преимущественно массовый танец, то пиццика стал исключительно парным. Еще более заводной и энергичный, он получил некие воинственные нотки. Движения двух танцующих напоминают дуэль, в которой сражаются веселые соперники.

Часто его исполняют дамы с несколькими кавалерами поочередно. При этом, выполняя энергичные движения, барышня выражала свою оригинальность, независимость, бурное женское начало, в результате отвергая каждого из них. Кавалеры поддавались напору, демонстрируя свое восхищение женщиной. Такой индивидуальный особенный характер свойственен лишь пиццике. В некотором роде она характеризует страстную итальянскую натуру. Получив популярность в XVIII веке, пиццика не потеряла ее и до наших дней. Продолжает выполняться на ярмарках и карнавалах, семейных торжествах и театрально-балетных постановках.

Появление нового привело к созданию соответствующего музыкального сопровождения. Появляется «пиццикато» - способ исполнения произведений на смычковых но не собственно смычком, а щипками пальцев. В результате появляются абсолютно другие звуки и мелодии.

Итальянские танцы в истории мировой хореографии

Зародившись в качестве народного искусства, проникнув в аристократические бальные залы, танцы полюбились в обществе. Возникла необходимость систематизации и конкретизации па с целью любительского и профессионального обучения. Первые хореографы-теоретики были именно итальянцы: Доменико да Пьяченца (XIV-XV), Гульельмо Эмбрео, Фабрицио Карозо (XVI). Эти труды, наряду с оттачиванием движений и их стилизацией, послужили основой к мировому развитию балета.

А между тем у истоков стояли танцующие сальтареллу или тарантеллу веселые простые сельские и городские жители. Темперамент итальянцев - страстный и живой. Эпоха Ренессанса - таинственная и величественная. Эти черты и характеризуют итальянские танцы. Их наследие - основа для развития танцевального искусства в мире в целом. Их особенности - отражение истории, характера, эмоций и психологии целого народа сквозь многие столетия.

Искусство Италии является жемчужиной мирового искусства, и итальянские танцы входят в него как неотъемлемая часть. Их истоки берут начало в 15-ом веке. Первые известные итальянские учителя — Доменико делла Пьяченца из Марокко и еврейский хореограф Гуглиелмо Эбрео, которые обработали итальянские танцы и создали стилизованную форму. Часть фигур были придуманы ими, часть взяты из танцевальных традиций других народов.

Первоначально танцы исполнялись на одном уровне без прыжков, но затем они появились и стали называться балли, или балло. Их характерной особенностью является легкость и быстрый темп.

На итальянские танцы достаточно серьезное влияние оказала философия Возрождения. Согласно мировоззрению людей того времени человек должен был танцевать для Бога, и поэтому в движения закладывался сакральный смысл. Например, если танцор опускается на всю стопу, то он черпает силу из Земли для своего совершенствования, а если поднимается на носки – стремится своими помыслами к Богу.

Общие характеристики итальянского танца: быстрота движения; переходы с полной стопы на носок; переход от беспрыжковых па к легким балли.

Классификация танцев

  1. Мориски. Вообще, морисками называют крещеных арабов. Отношение к ним в целом было не очень хорошим, однако все без исключения со времена Средневековья любили смотреть на их танцы. В экранизации «Ромео и Джульетты» знатные особы исполняли как раз мориску.
  2. Постановочные. Они создавались хореографами и предназначались для определенных празднеств.
  3. Танцы на мотив кватенария, пиве и сальтарелло. Как правило, под одну и ту же музыкальную композицию можно было исполнять разные композиции.

Известные танцы

  1. Гальярда (gagliarda)

Гальярда (итал. gagliarda, «веселая», «бодрая») считается одним из древнейших итальянских танцев. Первые упоминания о нем приходятся на XV век. В дальнейшем он получил широкое распространение в Англии, Франции и Германии. Гальярда считается веселым танцем, в котором большое количество прыжков и скачков. Он парный, однако, его можно исполнять и соло. В нем есть одно основное движение – «пять шагов». Следует также отметить, что в дальнейшем гальярда приобрела более медленный темп. Гальярда по праву считалась придворным танцем.

  1. Тарантелла (Tarantella) и ее разновидности

Тарантелла – это итальянский фольклорный танец. Его название произошло от Таранто (город в Италии) и паука тарантула, который как бы заставлял всех танцевать под свою дудку. Тарантелла на Итальянском языке (tarantella) - это народный, фольклорный танец который родом из Неаполя, он появился в XV веке и вскоре полностью распространился по всей Италии. Многие историки считают, что тарантелла это смесь испанских народных танцев и мавританских. В Неаполе с помощью танца кавалеры ухаживали, или проявляли свое желание познакомится с понравившейся ему девушкой, на что избранная отвечала парню танцем и завязывался красивый перепляс между ними. А иногда к ним присоединялись и другие пары, таким образом танцевали все. Танец сопровождается стремительной, быстрой и весёлой музыкой, резкими, четкими жестами и даже пением. А когда танцующие по кругу присоединяются друг за другом увеличивая таким образом круг и направление движения круга постоянно меняются это означает что мы попали на Итальянскую свадьбу. Основные инструменты: гитара, и тамбурин (бубен).

В каждом регионе Италии у этого танца свои особенности. Есть сицилийская тарантелла, тарантелла Монтемарано, Калабрии, Гаргано. Однако классикой жанра является неаполитанская тарантелла, рожденная из испанских и мавританских мотивов. Неизменным в любом регионе остаются быстрота и задорность этого танца.

Этот неудержимый танец привлек к себе внимание многих композиторов. Ф. Лист написал тарантеллу (цикл «Венеция и Неаполь»), а также Шопен, Д. Обера, С. Прокофьев, Россини, К.М. фон Вебера, Ф.Мендельсона и многие другие композиторы 19 и 20 столетия написали свои вариации на тему тарантеллы. Более того, этот танец был описан многими путешественниками, как элемент передающий колорит и самобытность Италии.

Сегодня, в современной Италии, существует фестиваль под названием «Ночи тарантула». Его участники танцуют этот веселый танец. А в Монтемарано открыт музей посвященный тарантелле и школа искусств, призванная сохранить разновидность этого неоднозначного танца.

  1. Пиццика (pizzica)

Пиццика считается разновидностью тарантеллы. Пик этого танца приходится на 70-е гг. ХХ века. Он характерен также для южных регионов: Апулии и Базиликаты. Первые упоминания о пиццике относятся к концу XVIII века, когда знатная особа из Таранто пригласила на танец короля Фердинанда IV Бурбона.

Пиццика считается парным танцем, однако его принято исполнять на семейных праздниках, соответственно пару могут образовать родственники одного пола.

В технической составляющей также есть много общих моментов с тарантеллой: это танец в кругу, который сопровождают жесты руками и кистями, а также выразительные повороты. Раньше было принято при исполнении танца иметь платок на плечах, сейчас это встречается гораздо реже.

Широко известна также пиццика с мечами (pizzica-scherma, danza delle spade). Здесь уже есть место и некой инсценировке, а именно развертыванию сцены баталий или дуэли. Вообще, следует отметить, что в Италии есть несколько региональных танцев, где незаменимым атрибутом является меч или палка.

  1. Сальтарелла (saltarella)

Еще в литературе встречается название сальтарелло (saltarellо). Этот танец (итал. saltare — прыгать) характерен для Абруццо, Молизе, а также для некоторых областей Лацио. Его популярность пришлась на 60-е гг. прошлого века, когда устраивались пышные свадьбы, праздники по случаю завершения полевых работ.

Сальтарелла считается парным танцем, исполняется в размере 6/8. Мелодии этого народного танца нередко используются в сюитах и увертюрах. Так, например, Г. Берлиоз использовал сальтареллу в увертюре «Римский карнавал». В свою очередь Мельденсон использовал мелодии сальтарелл в финале «Итальянской симфонии».

Сальтарелло представляет собой чередование двойных шагов с поклонами, переходящими на кадансы. С точки зрения исполнения у этого танца есть много общего с гальярдой.

  1. Павана (Pavana)

Павана считается медленным танцем, который исполняли в Европе в XVI - нач. XVII вв. Ряд исследователей утверждает, что павана – испанский танец, однако в большинстве источников указано, что он именно итальянский. По одной из версий, танец берет начало в городе Падуя (в некоторых диалектах название этого города произносилось как «пава»). Кроме того, нельзя не заменить лексического родства слова «павана» и латинского pavo (павлин). Павана считалась также торжественным танцем, который исполнялся высшими знатными особами на торжественных церемониях. Обязательным условием была одежда из бархата и парчи. У женщин были шлейфы, которые они держали во время танца. В свою очередь у кавалеров была шпага и богатый плащ.

Основные элементы костюмов

Мужской костюм

Нижней одеждой итальянцев была рубашка - «камичи», узкие штаны-трико «кальцони», которые шились точно по ногe и привязывались тесемками к «соттовесте» - узкой куртке без рукавов или с рукавами.

На рукавах куртки, которую молодые итальянцы носили поверх рубашки, на месте сгиба делались разрезы. Они могли иметь форму овала, квадрата, морской звезды и др. Сквозь них виднелась роскошная нижняя рубашка из тонкой белой ткани. Рукава куртки могли быть съемными и прикрепляться с помощью шнурков. Таким образом, с одной и той же курткой можно было носить разные рукава. Куртка украшалась вышивкой или меховой опушкой.

Узкие куртки имели также разрезы на боках и шнуровку на груди. Из-под глубокого выреза ворота проглядывала рубашка. Существовали и куртки со стоячим воротником, который застегивался сзади.

Мужская одежда была однотонной, но яркой. Под влиянием французской моды появились и двухцветные одежды ми-парти.
Верхней мужской одеждой служил плащ, который пристегивался к плечам куртки. Во время праздников и торжественных событий молодые итальянцы надевали «джорне». Лиф джорне красиво облегал фигуру, талию перетягивали поясом, а откидные рукава, заложеные складками по пройме или выкроенные в форме круга, ниспадали. Роскошные джорно шили из дорогих бархатных и парчовых тканей, низ рукавов отделывался мехом, рядами экревиссов, украшался бубенчиками, перьями. Такой костюм выглядел чрезвычайно эффектно.

Пожилые люди носили свободные кафтаны длиной до колен или до лодыжек, с длинными колоколообразными рукавами и глубоким квадратным вырезом - «каре». Из-за каре кафтаны носили с нагрудниками из очень тонкой белой ткани.

Длинными были костюмы для торжественных случаев, а также одежды ученых, должностных лиц, духовенства, монахов.
Простые люди носили короткую одежду.

В XVI в. мужской костюм изменился: он по-прежнему наряден, но все же становится строже по форме и цвету. Основные виды мужской одежды этого периода - кафтан с квадратным вырезом, который назывался «королевским зеркалом», и распашной кафтан с воротником-стойкой. Из-под выреза «королевского зеркала» виднелась украшенная богатой вышивкой белая рубашка. У модных рубашек ткань вокруг шеи стягивалась шнуром, образуя множество мелких складочек, а край ворота украшался вышивкой. Верхнюю часть рукавов кафтана выкраивали в виде буфа, но рукава могли быть и прямыми, с «крылышками» у плеч. Кафтаны шились из ткани глубоких, темных цветов и украшались золотой вышивкой.
Верхней мужской одеждой XVI в. был «джуббоне» (он соответствовал французскому пурпуэну). Вначале пышный и длинный, позже он стал гораздо уже. Венецианский джуббоне закрывал бедра.

Украшали джуббоне пышные рукава и очень большой шалевый, иногда меховой воротник.

Венецианские одежды по-прежнему оставались светлыми и яркими: голубыми, гранатово-красными, зелеными, золотистыми, синими, белыми. На плечи венецианцы накидывали короткий плащ, который мог быть с рукавами или без них.

В XVI в. мужской костюм украшается разрезами самой разной формы, обшитыми по краям кантом или цветными нитками. Сквозь них просвечивала подкладка другого цвета.

Народная итальянская одежда на протяжении XIV-XVI вв. изменялась медленно, но и она следовала за сравнительно функциональными формами модного костюма.

Мужчины носили чулки и штаны до колен.

Принадлежностью дворянского костюма была шпага, которую носили у левого бедра на поясной портупее. Справа к поясу на цепочке прикреплялся кинжал. Плоский кинжал - «стилет» носили за пазухой. Костюм дополнялся подвесным кошельком, перчатками, золотой цепью.

Женский костюм

Женский итальянский костюм эпохи Возрождения был еще богаче и разнообразней мужского.

Согласно флорентийской моде, в XV в. идеалом красоты являлась стройная женщина с утонченными чертами лица, высоким округлым лбом и длинной шеей. Одежда была свободная, мягко ниспадала, подчеркивая формы тела.

В XV в. итальянки носили платье - «гамурра». Нижнего белья в это время как такового не было. Дамы носили одновременно два верхних платья из дорогих парчовых и бархатных тканей. Они были отрезными по талии, с узким лифом и длинной, в складку или сборку юбкой. Декольте на груди делали квадратное, а на спине треугольное (что зрительно удлиняло шею). Часто лиф впереди был разрезным, со шнуровкой.

Рукава платья были прямыми, немного расширявшимися к плечу. У одного и того же платья рукава могли меняться: их меняли, пристегивая к лифу или приметывая к пройме. Узкие рукава разрезались вдоль и скреплялись шнуровкой или пуговицами. Разрезались рукава и поперек, при этом их половины у локтя соединялись лентами и шнурами. Важным новшеством в женском костюме стало то, что рукава доходили только до кистей рук, оставляя их открытыми (согласно средневековому этикету, кисти рук должны были быть скрыты).

Платья молодых девушек шились из более легких тканей, их часто подпоясывали на античный манер под грудью. Сверху набрасывали легкие дорогие накидки или прикрепляли к платью собранную в мелкую складку ткань, которая слегка волочилась по полу.

Верхней женской одеждой по-прежнему оставался длинный, яркого цвета плащ. Иногда с прорезями для рук.

Женский костюм дополнялся подвесными кошельками, перчатками и богато вышитыми носовыми платками, которые в это время стали входить в моду.

В XVI в. впервые появляется нижнее женское белье и чулки. Самыми модными считались флорентийские чулки, сшитые из белоснежной ткани.

В это же время (в конце XVI в.) появились и первые кружева. Их не вязали, а шили иглой. Это была очень трудоемкая работа, и стоили они баснословно дорого. Особенно славились венецианские кружева - рельефные, плотные, с четким геометрическим рисунком. Секрет их производства тщательно скрывался.

В начале XVI в. женский костюм еще мягкий, пластичный и легкий, постепенно утяжеляется, становясь более пышным и декоративным. Появилось глубокое декольте, прикрытое вставкой. Широкая юбка из тяжелой дорогой ткани собиралась в мягкие складки. Рукава нижнего платья были длинные и узкие, а верхнего - короткие, в виде буфов. Пышные широкие рукава собирались в складки, украшались разрезами, сквозь которые виднелась ткань белой рубашки.

В моду вошли черные полумаски, которые женщины надевали при выходе на улицу - отчасти, чтобы не быть узнанными. Это была привилегия дворянства.

Обязательной принадлежностью костюма знатной дамы стали перчатки и носовые платки. Перчатки шили из ткани, украшали вышивкой, драгоценными камнями. Носовые платки тоже были очень красивыми, с вышивкой и кружевами. К поясу итальянские дамы подвешивали небольшие сумочки для ключей и денег. Костюм дополнял веер - вначале это был прямоугольный проволочный каркас, обтянутый шелковой тканью, а во второй половине XVI в. появились складные веера. Вместо веера дама могла использовать опахало или пучок страусовых перьев.

Обувь

В XV в. итальянские мужчины обувались в мягкие туфли, сандалии и мягкие высокие ботинки, которые застегивались на пуговицы. Носки у обуви были округлыми.
Во время верховой езды итальянцы надевали кожаные штаны длиной до колен и высокие кожаные сапоги.
В XVI в. мужская обувь была мягкой, без каблуков, украшалась разрезами.
Женщины щеголяли в мягкой обуви, иногда на высокой подошве. У некоторых модниц подошва туфель была настолько толстой (иной раз до 30 сантиметров), что они не могли передвигаться без поддержки.

Украшения

Мужчины любили цепи и перстни.
К поясу они привязывали кошельки и поясные карманы. Костюм дополняли перчатки; их надевали на руки или носили за поясом.
Женщины украшали прически нитками жемчуга с драгоценными камнями. Поверх одежды носили золотые цепочки с маленькими колокольчиками. Излюбленными украшениями были также серьги с драгоценными камнями, ожерелья из крупных жемчужин.
Тарантелла — визитная карточка Юга Италии.

Коллективы и личности

Заслуга культуры Италии также выражается в развитии искусства балета. Он зародился при дворах итальянских князей в эпоху Возрождения. Слово «балет» происходит от латинского слова «ballo», что в переводе означает «танцую», Под ним в конце 16 века в Италии понимали танцевальный эпизод в опере, который использовался для передачи определенное настроение. Позже балет перешел в самостоятельный вид искусства.

Итальянское танцевальное искусство произвело впечатление на французский двор, и в 17 веке балет переехал туда, а потом стал популярным во всей Европе. В наше время уровень балетного искусство Италии не менее высок чем раньше.

- 76.61 Кб

Итальянские народные танцы

Как и многие другие народы, народ, проживающий на территории Италии, создавал свою культуру с самого начала своего существования. Но более-менее оформляться такие ветви культурного наследия, как музыка и танцы, начали в пятнадцатом веке.

В это время свободные учителя танцев, философы своего дела начли разрабатывать некую систему движений, некоторые из которых были буквально придуманы заново.

Характерная особенность итальянских танцев – быстрота движения. Но, несмотря на скорость, танцевальные па довольно просты. Называются танцевальные па в танцевальном наследии Италии - балли.

Вторая характерная особенность итальянских танцев – частые переходы с полной стопы на носок. Переходы эти символичны, и обозначают они связь земного (когда танцор опускается на полную стопу) и божественного (когда поднимается на носок).

Итальянский народный танец стоит на шести «китах» - чувствах ритма и размера, осознания пространства и партнера, памяти танцора и на манере исполнения.

Главная роль в итальянских танцах отводится женщине. А женщины-итальянки исполняют его превосходно!

Тарантелла - итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина (старинного музыкального барабана цилиндрической формы) и кастаньет (ударного музыкального инструмента, представляющего собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком), музыкальный размер танца - 6 / 8 , ³/ 8 .

С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с 15 в. в течение 2 столетий тарантелла считалась единственным средством излечения « тарантизма» - безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название паука, так же как и танца, производят от названия южноитальянского города Таранто). В связи с этим в 16 в. по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Музыка тарантеллы обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура в ранних образцах - и в двудольном метре), многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.

Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью - самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.

Гальярда - старинный танец итальянского происхождения, распространённый в Европе в конце 15-17 вв., а также музыка к этому танцу.

По своему происхождению гальярда - народный танец, однако в конце 15 века её стали танцевать и при дворе. В 16-17 веках гальярда была одним из самых распространённых танцев в Англии, Франции, Испании, Германии, Италии.

Гальярда - весёлый танец с прыжками и скачками, его танцевали соло или парами. Основное па гальярды - «пять шагов». Состоит из четырёх шагов и прыжка («каденции»), за которым следует позировка. Шаги, прыжок и позировка занимают как раз два полных такта по 3/4. Основное па выполняется попеременно то с левой, то с правой ноги. Если после прыжка свободная нога остаётся приподнятой назад, положение называется «руада» («правая руада», если это правая нога, и «левая руада», если левая). Шаг гальярды, когда ставят вперёд правую ногу и одновременно выносят вперёд и сгибают левую ногу, называется журавлиный шаг. Если нога поднята не вперёд, не назад, а вбок, движение называется ляганье коровы. Ещё одно движение гальярды - «переступ» (правый или левый). При правом переступе делается небольшой шаг правой ногой вперёд, левая нога быстро подводится к правой, а правая тут же поднимается в воздух.

Павана - торжественный медленный танец, распространённый в Европе в 16 в., музыка к этому танцу.

Павана пришла на смену популярному в 15 веке бас-дансу («низкому» танцу, то есть танцу без прыжков). Считается, что она появилась в начале 16 века и быстро стала одним из самых популярных придворных танцев.

Были известны испанская, итальянская, французская и немецкая паваны, различающиеся характером танца.

Торжественный характер паваны позволял придворному обществу блистать изяществом и грацией своих манер и движений, демонстрируя обществу свою величавость и богатство костюмов. Народ и буржуазия этот танец не танцевали. Исполнялась павана строго по рангам. Начинали танец король и королева, затем в него вступал дофин со знатной дамой, потом принцы и т.д. Кавалеры исполняли павану в плаще и при шпаге. Дамы были в парадных платьях с тяжелыми длинными тренами, которыми нужно было искусно владеть во время движений, не поднимая их с пола. За королевой приближенные дамы несли шлейф. Перед началом танца полагалось обходить зал. Во время танца у дамы были опущены глаза; только время от времени она смотрела на своего кавалера. В конце пары с поклонами и реверансами снова обходили зал.

В каждой стране характер движений и манера исполнения паваны имели свои особенности: во Франции - шаги плавные, медленные, грациозные, скользящие, в Италии - более оживленные, беспокойные, чередующиеся с маленькими прыжками. Вероятнее всего, свое название павана получила от слова «павлин». И действительно, танцующие павану как бы подражают паве, важно шествующей с красиво распущенным хвостом. Также существует паванилья – танец популярный в Италии в 1-й половине 17 века и родственный паване. Отличался более оживленным характером и темпом.

Сальтаре́лло , реже сальтаре́лла - жанр итальянской танцевальной и инструментальной музыки, распространённый в 14 и 16 веках; начиная с конца 18 века возродился как народный танец (существует и поныне).

Сальтарелла с 18 века и поныне (на римском карнавале; также популярен в провинциях центральной Италии) - парный народный танец, который пишется в размере 6/8 или 2/4 с триолями из восьмых на каждую четверть, в двухколенном складе, с повторениями.

Сальтарелла исполняется под звуки цимбал и особенного устройства мандолины (calascione). Музыка этого танца жива, грациозна и вполне согласуется со всеми его движениями.

Сальтарелло представляет собой чередование двойных шагов с поклонами, переходящими на кадансы. С точки зрения исполнения у этого танца есть много общего с гальярдой.

Пиццика считается разновидностью тарантеллы. Пик этого танца приходится на 70-е гг. 20 века..

Пиццика считается парным танцем, однако его принято исполнять на семейных праздниках, соответственно пару могут образовать родственники одного пола.

В технической составляющей также есть много общих моментов с тарантеллой: это танец в кругу, который сопровождают жесты руками и кистями, а также выразительные повороты. Раньше было принято при исполнении танца иметь платок на плечах.

Широко известна также пиццика с мечами. Здесь уже есть место и некой инсценировке, а именно развертыванию сцены баталий или дуэли. Вообще, следует отметить, что в Италии есть несколько региональных танцев, где незаменимым атрибутом является меч или палка.

Бергамаска считается танцем крестьян из Бергамо. По своей манере исполнения, размерами и своей живостью он очень похож на тарантеллу. Несмотря на то, что его танцевали отнюдь не богатые люди, он получил известность и за пределами Италии.

Маскарата - известно, что этот танец в начале 20 в. эмигрировал вместе с частью итальянцев в США. За океаном этот танец считается одним из самых узнаваемых.

Для его исполнения требовался национальный костюм, который по внешнему виду был похож на форму рыбаков 17 века, позже он был вытеснен нарядом испанского придворного.

Маскарата является ярким представителем танца с саблями. В одной руке у танцующих как раз шпага (она должна быть синего цвета), а в другой – палка. Среди участвующих есть также главный исполнитель традиционной для маскарата песни.

Балет - именно Италия подарила всему миру искусство балета. Однако следует признать тот факт, что не эту страну ассоциируют с его зарождением, а Францией. Дело в том, что именно там балет окреп и стал популярным. Балет возник при итальянских придворных дворах в Эпоху Возрождения. Изначально этот термин обозначал танцевальный эпизод в опере, который передавал настроение произведения. Как самостоятельный вид искусства балет оформился как раз во Франции.

Италия – одна из немногих стран, удавшейся сохранить региональные танцы в старом, нетронутом виде, которые до сих пор с удовольствием исполняются итальянцами по случаю празднеств. Островные считаются настоящим предметом для изучения. Кроме того, популярность многих не могла не отразиться на танцевальных привычках и вкусах остальных стран Старого Света. Что же, Италия была и будет законодательницей в этой сфере, а ее секрет – в простоте, легкости и искренности движений.

РЕФЕРАТ

на тему: «Итальянские танцы»


Краткое описание

Итальянский народный танец стоит на шести «китах» - чувствах ритма и размера, осознания пространства и партнера, памяти танцора и на манере исполнения.

Главная роль в итальянских танцах отводится женщине. А женщины-итальянки исполняют его превосходно!


Те, кто был подростком в 80-х и 90-х годах помнит, какой популярность пользовалось диско. По всем модным клубам Европы гремели популярные заводные мелодии, а молодежь лихо отплясывали зажигательные танцы, движения которых знали все. Однако те годы прошли, а вместе с ними ушла и мода на подобные танцы. Сегодня уже никто не помнит, как их нужно танцевать.


Это заставляет предположить, что современные популярные клубные танцы никто и не вспомнит через 10-20 лет. Тем не менее, существуют некоторые виды музыки и танцевальных стилей, которые остаются неизменными на протяжении столетий. Это происходит потому, что подобные традиционные танцы глубоко укоренились в культуре страны, став частью ее исторического наследия.


Традиции танцев в Италии

В течение всей истории в Италии существовали традиции передачи танцев и песен от одного поколения к другому. Эти фольклорные танцы стали живым свидетелем древней местной культуры и наследия. Они часто исполняются в небольших деревнях, где никакие современные веяния не могут повлиять на них. Танец любви, танец ухаживания, ряд танцев, исполняемых при уборке сельскохозяйственных культур и сборе винограда: существовал танец для каждого случая. Танец был не только истинным средством коммуникации между людьми, но и основной формой самовыражения.


Естественно, региональные фольклорные танцы отличаются друг от друга, но у них есть один общий знаменатель: они появились, чтобы выразить чувства. Танцы считались настоящим волшебным средством, которое могло повлиять на характер и настроение любого человека.

Фольклорные танцы в Италии сегодня

Тому, кто приходит в гости к итальянцам (особенно в деревнях), стоит знать о некоторых из традиционных танцев, потому что темпераментные итальянцы, наверняка, вовлекут гостя за собой в пляс.


Основными принципами итальянских народных танцев являются чувство ритма, чувство пространства и партнера и манера исполнения. Характерной чертой для всех итальянских танцев является быстрота движений и их простота. Также практически во всех традиционных танцах встречаются постоянные переходы со всей стопы на носок.