Князь серебряный главные герои характеристика. Роман А.Толстого «Князь Серебряный»: история создания, проблематика, связь с современностью

  1. Какую роль в развитии сюжета играет Елена Дмитриевна Морозова? Какие обряды, обычаи, при-меты быта связаны с изображением этой героини?
  2. В романе «Князь Серебряный» несколь-ко героев и лишь одна героиня. Елена Дмитриевна, несомненно, близка лермон-товской Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова. Работая над романом, А. К. Толстой был под сильным влияни-ем «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ка-лашникова». Создание облика русской красавицы той поры, с одной стороны, ос-новано на традициях далекой эпохи, с другой — опирается на нормы поведения и общения с окружающими молодой жен-щины, по убеждениям самого автора. Ге-роиня не смеет играть сколько-нибудь за-метную роль в отношениях своих близ-ких, стремясь полностью раствориться в их решениях, судьбах, поступках. Суще-ство подчиненное, почти порабощенное, она ухитряется сохранить свое достоинст-во, стремясь если не помочь близким, то хотя бы не навредить им. Преданность, покорность в исполнении своих неизмен-ных обязанностей, умение видеть и при-нимать сложившуюся ситуацию такой, какова она есть, — вот достоинства геро-ини — жены, друга, помощницы.

  3. Видите ли в романе лишь одну сюжетную линию, связанную с любовью князя Серебряного и Елены Дмитриевны, или есть и другая, показы-вающая отношения царя и независимого князя?
  4. В центре сюжета романа, который по-вествует о судьбе князя Серебряного, на-ходятся события, которые происходили в России, начиная с 1565 года. Узловые моменты жизни князя тесно переплета-ются с важными для страны свершени-ями.

  5. Почему народ в романе представлен глав-ным образом «станичниками» — беглым и разбой-никами?
  6. Сюжет исторического произведения с романтическими героями развертывается на фоне не менее романтическом. Лихая вольница «станичников»-разбойников с их анархией и разнузданными повадками была прекрасным фоном для трагическо-го сюжета.

  7. Как автор использует устное народное твор-чество и как, по вашему мнению, к нему отно-сится?
  8. Автор очень охотно обращается к са-мым различным жанрам устного народно-го творчества. В романе мы находим и сказки, и предания, и исторические пес-ни, и россыпь произведений малых жан-ров фольклора. Обилие пословиц и пого-ворок в речи повествователя — яркая чер-та романа. Так автор демонстрирует свою позицию по отношению к языку художе-ственной прозы, свои эстетические и фи-лософские взгляды.

    Автор использует произведения фольк-лора и в композиции романа, включая их в самые ответственные главы и давая да-же комментарии к ним, чтобы более точно и с учетом народного мнения описать конкретное событие. Так, сюжет о попытке царевича свергнуть отца и ответной ре-акции Грозного, А. К. Толстой берет из народной песни и снабжает своими ком-ментариями, хотя в истории такой эпизод не зафиксирован.

  9. Оцените мастерство создания интерьера в романе. Приведите примеры наиболее заинтере-совавших вас описаний.
  10. В произведениях А. К. Толстого всегда очень ярок и убедителен слой бытового материала, который доносит до нас атмо-сферу эпохи. Он описывает и боярские, и царские палаты, и мельницу. Всегда эти описания не только точны, но и с боль-шим интересом и уважением, даже лю-бовью воспроизводят важнейшие мелочи и самих предметов и их использования. Как пример можно привести описание пи-ра в главе 8. И расположение столов, и то, как сидят за ними гости, и порядок уго-щения, и весь праздничный ритуал опи-саны подробно, неторопливо, добротно. У читателя создается иллюзия чуть ли не участия в этом многочасовом сидении за пиршественным столом.

  11. Какие приемы выражения своей позиции использует автор? Найдите примеры.
  12. «Прошло более трех веков после опи-санных дел и мало осталось на Руси воспо-минаний того времени…

    Да поможет Бог и нам изгладить из сер-дец наших последние следы того страшно-го времени… Ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает как древо: и многое и доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего». Напомним — это последние строки романа.

  13. Пейзажи в романе эмоционально ярки. Чем это определяется? Как это связано с их ролью в повествовании?
  14. В романе не очень много пейзажей, и все они эмоционально связаны с события-ми жизни героев, помогают их восприя-тию. Такая связь очевидна. Стоит за-метить и умение создавать беглые зари-совки, которые подготавливают чтение конкретных сцен. Возьмем в качестве примера начало главы 3 «Колдовство»: «Месяц взошел на небо, звезды ярко горели. Полуразвалившаяся мельница и шу-мящее колесо были озарены серебряным блеском. Вдруг раздался конский то-пот…»

    Стоит отметить и специальные «истори-ческие» пейзажи — виды Москвы, монас-тырей, храмов. Вот начало главы 4: «Если бы читатель мог перенестись лет за триста назад и посмотреть с высокой колокольни на тогдашнюю Москву…»

  15. Просмотрите свой словарик пословиц и поговорок, который вы составляли, читая роман Толстого. Попробуйте разбить его на разделы по темам.
  16. Пословицы и поговорки, которые насы-щают страницы романа, используются в соответствии с содержанием глав и каса-ются самых различных тем. Они встреча-ются как в речи автора, так и в речи его героев.

    Глава 1: «По сытому брюху хоть обу-хом бей!»; «Кречет соколам не помеха»; «В праздник пей, да не допивай; пой, да не оглядывайся!»; «Не было б вам на том свету ни дна ни покрышки!».

    Глава 2: «Береженого коня и зверь не вредит»; «Затвердила сорока Якова»; «С одного поля ягода»; «Бери, что Бог по-слал».

    Сразу видно, что темы у них разные и подсказаны они конкретными обстоятель-ствами. Чаще всего они подчеркивают неизбежность следования сложившимся обстоятельствам. Если выписывание по-словиц и поговорок велось при самостоя-тельном чтении и охватило все главы, то можно разобрать их по темам, но это бу-дет самостоятельной творческой работой. Проще предложить выборку по главам с последующими комментариями.

  17. Если бы вас спросили, можно ли назвать этот роман сентиментальной историей несчастной любви, как бы вы ответили?
  18. Роман «Князь Серебряный», если оце-нивать только его сюжет, является рома-ном о несчастной любви двух благородных сердец. Но такой ответ не дает полной и тем более исчерпывающей характеристи-ки романа. Для автора он, прежде всего, роман исторический. И хотя мы отчетли-во видим все недостатки изображения да-лекого прошлого, все же он более истори-ческий роман, чем сентиментальное произведение о несчастной любви.

  19. Охарактеризуйте художественные средст-ва, которые использует автор на страницах рома-на. Дайте примеры наиболее типичных, по вашему мнению.
  20. Словесная ткань исторического романа А. К. Толстого отражает иное время и да-же иную стихию мировосприятия. Отда-ленность событий не раз подчеркивается автором различного рода суждениями, ко-торые вплетены в ткань романа. Художе-ственные приемы, особенно те, которые вошли в нашу речь из фольклора, активно насыщают и речь автора, и речь героев. Это эпитеты (в том числе и постоянные), метафоры, сравнения и гиперболы. Жи-вая связь с языком фольклора — одна из характернейших черт авторского стиля.

    Большую роль играют попутные автор-ские комментарии. Перечитаем: «День был светлый, солнечный, один из тех дней, когда вся природа дышит чем-то праздничным, цветы кажутся ярче, небо голубее, вдали прозрачными струями зыблется воздух, и человеку делается так лег-ко, как будто душа его сама перешла в природу, и трепещет на каждом листе, и качается на каждой былинке» (глава 1).

    Автор нередко прибегает к стилевым приемам, свойственным древней русской литературе. Об этом говорит уже первая фраза романа: «Лета от сотворения мира семь тысяч семьдесят третьего, или, по нынешнему счислению, 1565 года, в жар-кий летний день, 23 июня, молодой бо-ярин князь Никита Романович Серебря-ный подъехал к…».

  21. С какими знакомыми вам художественны-ми произведениями вы могли бы сравнить этот роман?
  22. Исторический ромам «Князь Серебря-ный» можно сравнить с романом «Айвен-го» В. Скотта, повестью «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. В этих произведе-ниях история осмысляется более мас-штабно, а герои и конкретные события точнее рисуют эпоху, за изображение кото-рой взялся художник. И все же А. К. Толс-той достоин того, чтобы мы с уважением отметили его беллетристическое произве-дение о трагичном времени правления Ивана Грозного.

  23. Попробуйте сравнить поэму М. Ю. Лер-монтова «Песня про… купца Калашникова» и ро-ман А. К. Толстого.
  24. Работая над строками своего историче-ского романа, А. К. Толстой был увлечен поэмой Лермонтова, ее сюжетом, героя-ми. Он отчетливо представлял себе, на-сколько сложна задача изображения геро-ини той эпохи, его Елена Дмитриевна от-ражает достоинства Алены Дмитриевны из поэмы Лермонтова.

  25. Подготовьте отзыв на роман, продумав его название: «Оценка «Князя Серебряного» А. К. Толстого как исторического романа», «Иван Грозный и его окружение на страницах романа», «Автор и его оценка эпохи Грозного на страницах романа» и т. д. Можно не писать отзыв, а создать только его примерный план.
  26. Вот один из вариан-тов.

    История трагической любви на страницах исторического романа «Князь Серебряный»

    Введение. Эпоха и быт. Роль «Домо-строя» в XVI веке на Руси.

    Князь Никита Романович Серебря-ный и Елена Дмитриевна:

    1) встреча и обеты юных влюбленных; Материал с сайта

    2) пять лет разлуки;

    3) неожиданная встреча князя и бояры-ни Морозовой;

    4) бесчестные замыслы князя Вязем-ского;

    5) похищение Елены;

    6) поиски;

    7) гибель боярина Морозова;

    8) последняя встреча монахини и кня-зя.

    9) Заключение. Неизбежность траги-ческого финала (благородство души дик-тует логику поступков).

    План другого отзыва можно построить по этому же образцу.

  27. Какие произведения фольклора используют-ся в романе «Князь Серебряный»?
  28. В романе очень много обращений к фольклору. Это относится и к постоянно привлекаемым пословицам и поговор-кам, и к объемным произведениям. Это не только песни, но и сказки, предания. И каждое из них играет активную роль в развитии сюжета. Сказку рассказывает даже сам царь Иван Грозный, и эта сказ-ка — почти приказ, направляющий князя Вяземского на преступление.

  29. Как объяснить особую роль песен на страни-цах романа?
  30. Для А. К. Толстого песня — народное свидетельство исторических событий. От-сюда не только включение песен в текст романа, но и обстоятельные авторские комментарии к текстам этих песен.

  31. Чем вызван «спор» автора с песней о спасе-нии царевича?
  32. Своеобразный «спор» автора с песней о спасении царевича вызван отчасти тем, что такого эпизода исторические источни-ки не знают и А. К. Толстой был вправе судить так, как ему казалось верным: ре-шение могла подсказывать ему собствен-ная фантазия. Это было тем более важно для автора, что помогало предложить соб-ственное толкование характеров участни-ков этого события.

  33. Докажите богатство и целесообразность ис-пользования пословиц и поговорок в романе.
  34. Во всех главах романа очень много по-словиц и поговорок. Их целесообразность использования может быть подтверждена в каждом отдельном случае. Участники событий постоянно обращаются к ним, их включение в живую речь происходит так естественно и непринужденно, что с тру-дом «вырываешь» эти чудесные миниатю-ры из контекста романа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • опишите сюжет произведения князь серебряный ответы
  • князь серебряный глава 8 составить план
  • сочинение по роману князь серебряный
  • князь серебряный монастырь тест
  • князь серебряный анализ произведения

Начиная повествование, автор объявляет, что главная его цель - показать общий характер эпохи, её нравов, понятий, верований, и потому он допустил отступления от истории в подробностях, - и заключает, что важнейшим чувством его было негодование: не так на Иоанна, как на общество, на него не негодующее.

Летом 1565 г. молодой боярин князь Никита Романович Серебряный, возвращаясь из Литвы, где провел пять лет в тщании подписать мир на многие годы и не преуспевший в том из-за увертливости литовских дипломатов и собственного прямодушия, подъезжает к деревеньке Медведевке и застает там праздничные веселья. Вдруг наезжают опричники, рубят мужиков, ловят девок и жгут деревню. Князь принимает их за разбойников, повязывает и сечет, несмотря на угрозы главного их, Матвея Хомяка. Велев своим воинам везти разбойников к губному старосте, он отправляется дальше с стремянным Михеичем, два отбитых им у опричников пленника берутся сопровождать его.

В лесу, оказавшись разбойниками, они оберегают князя с Михеичем от собственных товарищей, приводят на ночлег к мельнику и, сказавшись один Ванюхой Перстнем, другой Коршуном, уходят. На мельницу приезжает князь Афанасий Вяземский и, сочтя Мельниковых постояльцев спящими, клянет свою безответную любовь, требует приворотных трав, угрожая мельнику, принуждает его вызнать, нет ли у него счастливого соперника, и, получив слишком определенный ответ, в отчаянье уезжает.

Его зазноба Елена Дмитриевна, дочь окольничего Плещеева-Очина, осиротев, чтоб избежать домогательств Вяземского, нашла спасение в замужестве за старым боярином Дружиной Адреевичем Морозовым, хоть и не имела к нему расположения, любя Серебряного и даже дав ему слово,- но Серебряный был в Литве. Иоанн, покровительствуя Вяземскому, гневясь на Морозова, бесчестит его, предлагая на пиру сесть ниже Годунова, и, получив отказ, объявляет его опальным. Меж тем в Москве вернувшийся Серебряный видит множество опричников, дерзких, пьяных и разбойных, упрямо именующих себя «царскими слугами».

Встреченный блаженный Вася называет его братом, тоже юродивым, и предрекает недоброе у боярина Морозова. К нему, давнему своему и родительскому другу, отправляется князь. Он видит в саду Елену в замужнем кокошнике. Морозов рассказывает об опричнине, доносах, казнях и переезде царя в Александровскую слободу, куда, по убеждению Морозова на верную смерть, собирается Серебряный. Но, не желая прятаться от царя своего, князь уезжает, объяснившись с Еленою в саду и мучась душевно.

Наблюдая в пути картины страшных перемен, князь приезжает в Слободу, где среди роскошных палат и церквей видит плахи и виселицы. Пока Серебряный ожидает на дворе дозволения войти, молодой Федор Басманов травит его, потехи ради, медведем. Безоружного князя спасает Максим Скуратов, сын Малюты. Во время пира приглашенный князь гадает, известно ли царю о Медведевке, как он явит гнев свой, и дивится страшному окружению Иоанна. Одного из соседей князя царь жалует чашею вина, и тот умирает, отравленный. Жалуют и князя, и он бесстрашно выпивает доброе, по счастью, вино.

Посередь роскошного пира царь рассказывает Вяземскому сказку, в иносказаниях коей тот видит свою любовную историю и угадывает разрешение царя увезти Елену. Является помятый Хомяк, рассказывает случай в Медведевке и указывает на Серебряного, коего волокут казнить, но за него заступается Максим Скуратов, и возвращенный князь, рассказав о бесчинствах Хомяка в деревне, прощен - до следующей, впрочем, вины и клянется не прятаться от царя в случае его гнева, а кротко ждать себе наказания. Ночью Максим Скуратов, объясняясь с отцом и не найдя понимания, тайно бежит, а царя, устрашенного рассказами мамки Онуфревны об адовом пекле и начавшейся грозой, посещают образы им убиенных.

Подняв благовестом опричников, облачившись в иноческую рясу, он служит заутреню. Царевич Иоанн, взявший от отца худшие его черты, постоянными насмешками над Малютою вызывает его мщение: Малюта представляет его царю заговорщиком, и тот велит, исхитив царевича на охоте, убить и бросить для отвода глаз в лесу у Поганой Лужи. Сбирающаяся там об эту пору шайка разбойников, среди коих Перстень и Коршун, принимает пополнение: парня из-под Москвы и второго, Митьку, неповоротливого дурня с подлинно богатырскою силой, из-под Коломны.

Перстень рассказывает о знакомце своем, волжском разбойнике Ермаке Тимофеевиче. Дозорные сообщают о приближении опричников. Князь Серебряный в Слободе толкует с Годуновым, не умея взять в толк тонкости его поведения: как же, видя ошибки царя, ему об том не сказывать? Прибегает Михеич, видевший царевича, плененного Малютой с Хомяком, и Серебряный бросается в погоню.

Далее в повествование вплетается старинная песня, трактующая то же событие. Нагнав Малюту, Серебряный дает ему оплеуху и вступает в бой с опричниками, а на подмогу являются разбойники. Опричники побиты, царевич цел, но Малюта с Хомяком бежали. Вскоре к Морозову приезжает с опричниками Вяземский, якобы объявить, что опала с него снята, а на деле увезти Елену. Приходит и приглашенный ради такой радости Серебряный.

Морозов, слышавший в саду любовные речи жены, но не разглядевший собеседника, полагает, что это Вяземский или Серебряный, и затевает «поцелуйный обряд», полагая, что смущение Елены выдаст её. Серебряный проникает в его замысел, но не волен избежать обряда. Целуя Серебряного, Елена лишается чувств. К вечеру у Елены в опочивальне Морозов попрекает её изменой, но врывается с подручными Вяземский и увозит её, сильно, впрочем, израненный Серебряным. В лесу, ослабев от ран, Вяземский теряет сознание, а Елену обезумевший конь приносит к мельнику, и тот, догадавшись, кто она, скрывает её, ведомый не так сердцем, как расчетом.

Вскоре опричники приносят окровавленного Вяземского, мельник заговаривает ему кровь, но, устрашив опричников всякою чертовщиной, от ночлега их отвращает. Назавтра приезжает Михеич, ища у Ванюхи Перстня зашиты для князя, брошенного в узилище опричниками. Мельник указывает дорогу к Перстню, суля Михеичу по возвращении некую жар-птицу. Выслушав Михеича, Перстень с дядюшкой Коршуном да Митькою отправляются в Слободу.

В тюрьму же к Серебряному приходят Малюта с Годуновым вести допрос. Малюта, вкрадчивый да ласковый, натешившись отвращением князя, хочет вернуть ему пощечину, но Годунов удерживает его. Царь, пытаясь отвлечься от мыслей о Серебряном, едет на охоту. Там его кречет Адраган, поначалу отличившийся, впадает в ярость, крушит самих соколов и улетает; на поиски снаряжен Тришка с приличествующими случаю угрозами. На дороге царь встречает слепых песенников и, предвкушая потеху и наскуча прежними сказочниками, велит им явиться в свои покои.

Это Перстень с Коршуном. На пути в Слободу Коршун рассказывает историю своего злодейства, что уж двадцать лет лишает его сна, и предвещает скорую свою гибель. Вечером Онуфревна предупреждает царя, что новые сказочники подозрительны, и, поставив охрану у дверей, тот их-призывает. Перстень, часто прерываемый Иоанном, затевает новые песни и сказки и, приступив к рассказу о Голубиной книге, примечает, что царь заснул. В изголовье лежат тюремные ключи.

Однако мнимо спящий царь призывает стражу, коя, схватив Коршуна, упускает Перстня. Тот, убегая, натыкается на Митьку, открывшего тюрьму безо всяких ключей. Князь же, чья казнь назначена на утро, бежать отказывается, поминая клятву свою царю. Его уводят насильно.

Об эту пору Максим Скуратов, блуждая, приезжает в монастырь, просит исповедаться, винится в нелюбви к государю, непочитании отца своего и получает прощение. Вскоре он уезжает, предполагая отражать набеги татар, и встречает Трифона с пойманным Адраганом. Его он просит поклониться матушке и не сказывать никому об их встрече. В лесу Максима хватают разбойники.

Добрая их половина бунтует, недовольная потерей Коршуна и приобретением Серебряного, и требует похода в Слободу для разбоя, - к тому подбивают князя. Князь освобождает Максима, берет на себя начальство над станичниками и убеждает их идти не на Слободу, а на татар. Плененный татарин ведет их к стану. Хитрой выдумкой Перстня им удается смять поначалу врага, но силы слишком неравны, и только появление Федора Басманова с разношерстным войском спасает Серебряному жизнь. Максим, с коим они побратались, погибает.

На пиру в шатре Басманова Серебряному открывается вся двуличность Федора, отважного воина, лукавого клеветника, наглого и низкого царева приспешника. После разгрома татар разбойничья шайка делится надвое: часть уходит в леса, часть, вместе с Серебряным, отправляется в Слободу за царским прощением, а Перстень с Митькою, чрез ту же Слободу, на Волгу, к Ермаку. В Слободе ревнивый Басманов клевещет на Вяземского и обвиняет его в колдовстве. Является Морозов, жалуясь на Вяземского. На очной ставке тот заявляет, что Морозов сам на него напал, а Елена уехала по доброй воле.

Царь, желая гибели Морозову, назначает им «суд Божий»: биться в Слободе с условием, что побежденный будет казнен. Вяземский, опасаясь, что Бог даст победу старому Морозову, едет к мельнику заговорить саблю и застает, оставшись незаметным, там Басманова, приехавшего за травою тирличом, чтоб войти в царскую милость. Заговорив саблю, мельник ворожит, дабы узнать, по просьбе Вяземского, его судьбу, и видит картины страшных казней и свою грядущую кончину.

Наступает день поединка. Среди толпы являются Перстень с Митькою. Выехав против Морозова, Вяземский падает с лошади, его прежние раны открываются, и он срывает с себя Мельникову ладанку, должную обеспечить победу над Морозовым. Он выставляет вместо себя Матвея Хомяка. Морозов отказывается биться с наймитом и выискивает замену. Вызывается Митька, узнавший в Хомяке похитителя невесты. Он отказывается от сабли и данною ему для смеха оглоблей убивает Хомяка.

Призвав Вяземского, царь показывает ему ладанку и обвиняет его в колдовстве против себя. В тюрьме Вяземский говорит, что видел её у колдуна Басманова, замышлявшего гибель Иоанну. Не ждущего дурного Басманова, открыв на груди его ладанку, царь ввергает в узилище. Морозову, приглашенному к царскому столу, Иоанн предлагает вновь место после Годунова, а выслушав отповедь его, жалует Морозову шутовской кафтан. Кафтан надет силою, и боярин, на правах шута, говорит царю все, что о нем думает, и предупреждает, каким уроном для государства, по его мнению, обернется Иоанново правление.

Приходит день казни, на Красной площади вырастают страшные орудия и сбирается народ. Казнены Морозов, Вяземский, Басманов, отец, на которого показал он на пытке, мельник, Коршун и многие другие. Явившийся меж толпы юродивый Вася прочит казнить и его и навлекает на себя царский гнев. Народ не дает убить блаженного.

После казней в Слободу приезжает князь Серебряный с отрядом станичников и поначалу приходит к Годунову. Тот, отчасти робея сношений своих с царским опальником, но примечая, что после казни царь помягчал, объявляет о добровольном возвращении князя и приводит его. Князь говорит, что уведен из тюрьмы против воли, рассказывает о битве с татарами и просит о милости для станичников, выговаривая им право служить, где укажут, но не в опричнине, среди «кромешников».

Сам он также отказывается вписаться в опричнину, царь назначает его воеводой при сторожевом полку, в который определяет его же разбойников, и теряет к нему интерес. Князь посылает Михеича в монастырь, куда удалилась Елена, чтобы удержать её от пострига, сообщив о скором его прибытии. Покуда князь со станичниками присягают царю, Михеич скачет в монастырь, куда он доставил Елену от мельника.

Думая о грядущем счастии, Серебряный едет вослед, но Михеич при встрече сообщает, что Елена постриглась. Князь едет в монастырь проститься, и Елена, ставшая сестрой Евдокией, объяеняет, что между ними кровь Морозова и они не могли бы быть счастливы. Простившись, Серебряный со своим отрядом отправляется нести дозор, и только сознание выполняемого долга и ничем не омраченной совести сохраняет для него какой-то свет в жизни.

Проходят годы, и многие пророчества Морозова сбываются, на границах своих терпит Иоанн поражения, и только на востоке расширяются его владения усилиями дружины Ермака и Ивана Кольца. Получив от купцов Строгановых дары и грамоту, они доходят до Оби. К Иоанну прибывает Ермакове посольство. Приведший его Иван Кольцо оказывается Перстнем, и по спутнику его Митьке царь признает его и дарует ему прощение. Словно желая ублажить Перстня, царь призывает былого товарища его, Серебряного. Но воеводы ответствуют, что тот погиб еще семнадцать лет назад.

На пиру у Годунова, вошедшего в большую силу, Перстень рассказывает много дивного о покоренной Сибири, возвращаясь опечаленным сердцем к погибшему князю, пьет в его память. Завершая повествование, автор призывает простить царю Иоанну его злодеяния, ибо не один он несет за них ответственность, и замечает, что люди, подобные Морозову и Серебряному, являлись тоже нередко и умели среди окружавшего их зла устоять в добре и идти прямою дорогой.

Является роман А.К. Толстого «Князь Серебряный». По главам краткое содержание данного произведения пересказать довольно нелегко, поскольку сюжетная линия и композиция отличаются сложностью и множеством неожиданных поворотов, динамичными сценами, постоянным вводом в текст новых персонажей. Запомнить ход развития событий трудно еще из-за того, что он осложнен многочисленными описаниями, которые, впрочем, передают колорит эпохи.

Общая характеристика произведения

Одним из основных романов Толстого стало произведение «Князь Серебряный». По главам краткое содержание этого сочинения пересказывать следует, группируя сюжетные линии по основным событиям, которые связаны с теми или иными персонажами. Но для более подробного ответа следует учитывать наиболее характерные черты романа, которые сильно отличают его от других произведений литературы.

Роман вышел в свет в 1863 году и сразу привлек к себе внимание общественности. Одни считали его красочным и выразительным повествованием о времени Ивана Грозного и хвалили автора за воспроизведение одного из самых драматичных и интересных периодов в российской истории, другие, напротив, утверждали, что произведение слишком романтично и возвышенно по духу и смыслу, что при господстве реализма воспринималось как шаг назад. Источниками для писателя послужили «История государства Российского» Карамзина, монография о быте русского народа, а также фольклорные песни, сказания, предания.

Завязка

Времени правления Ивана Грозного и его опричнине посвящен роман «Князь Серебряный». По главам краткое содержание данного произведения необходимо запоминать в соответствии с появлением персонажей. Первые три из них посвящены прибытию главного героя, воеводы Никиты Романовича Серебряного на Русь после безуспешного литовского посольства, в ходе которого он пытался добиться мира, однако так и не достиг своей цели, поскольку был слишком прямодушен, в то время как иностранные дипломаты оказались хитрыми. Проезжая по деревне, он становится свидетелем бесчинств опричников и, приняв их за разбойников, отбивает нападение с помощью местных жителей. Один из них его запоминает и обещает пожаловаться самому царю на поведение боярина.

Дальнейшее развитие

Роман «Князь Серебряный», по главам краткое содержание которого является предметом настоящего обзора, интересен сценами быта 16 века. Последующие четыре главы посвящены описанию прибытия главного героя к царскому двору, его приему и пиру в палатах. Здесь автор подробно излагает новый порядок, который установился в то время, пока воевода был за границей. Писатель с особой выразительностью показывает страшное поведение новых царских приспешников в романе «Князь Серебряный». 8 глава, краткое содержание которой - это описание пира, особенно важна для понимания того, как автор себе представлял это непростое время в российской истории. Именно здесь показаны основные приспешники Ивана Грозного и дано их описание. Но сначала Толстой воспроизводит картину богатство убранства помещения, обильный обед - вся эта роскошь как бы еще более оттеняет те страшные события, которые затем последовали. Здесь автор представляет Малюту Скуратова, Афанасия Вяземского, а также Бориса Годунова, фигура которого особенно интересна ввиду того, что он, оставаясь сторонником правителя, тем не менее умудрился избежать участия в его жестокостях.

Новые повороты сюжета

Особой выразительностью изображения исторических деятелей отличается роман «Князь Серебряный». 8 глава, краткое содержание которой - это отношения царя с воеводой, раскрывает мастерство писателя с новой силой.

Царь воеводу милует, но вместе с тем показывает свою беспощадность к неугодным лицам, когда по его приказу отравили одного старого вельможу. С 15 главы активнее завязывается любовная интрига между главным героем и его бывшей невестой Еленой Дмитриевной, которая, однако, уже замужем. В последующих двух главах рассказывается о ее похищении Вяземским, который также был в нее влюблен. Итак, одним из сложных вопросов на школьных занятиях является краткое содержание по главам «Князь Серебряный». Толстой в 20-х главах повествует о злоключениях своего героя, который попал в тюрьму, но был выручен своим знакомым-разбойником, и о том, как он впоследствии принял участие в битве с татарами и познакомился с Федором Басмановым.

Заключение

Одновременно автор повествует о судьбе супруга Елены Дмитриевны, который за свою честность и прямоту был казнен. Такая же судьба постигла и других опричников, чему посвящены 30-е главы. К своему завершению пришло и описание приключений главного героя, который, расставшись со своей возлюбленной, отправился воевать в Сибирь, где погиб. Таким образом, краткое содержание романа «Князь Серебряный» по главам показывает, насколько это сложное и серьезное произведение.


Представляемый здесь рассказ имеет целью не столько описание каких-либо событий, сколько изображение общего характера целой эпохи и воспроизведение понятий, верований, нравов и степени образованности русского общества во вторую половину XVI столетия.

Оставаясь верным истории в общих ее чертах, автор позволил себе некоторые отступления в подробностях, не имеющих исторической важности. Так, между прочим, казнь Вяземского и обоих Басмановых, случившаяся на деле в 1570 году, помещена, для сжатости рассказа, в 1565 год. Этот умышленный анахронизм едва ли навлечет на себя строгое порицание, если принять в соображение, что бесчисленные казни, последовавшие за низвержением Сильвестра и Адашева, хотя много служат к личной характеристике Иоанна, но не имеют влияния на общий ход событий.

Из уважения к искусству и к нравственному чувству читателя он набросил на них тень и показал их, по возможности, в отдалении. Тем не менее он сознается, что при чтении источников книга не раз выпадала у него из рук и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования. Это тяжелое чувство постоянно мешало необходимой в эпическом сочинении объективности и было отчасти причиной, что роман, начатый более десяти лет тому назад, окончен только в настоящем году. Последнее обстоятельство послужит, быть может, некоторым извинением для тех неровностей слога, которые, вероятно, не ускользнут от читателя.

В заключение автор полагает нелишним сказать, что чем вольнее он обращается со второстепенными историческими происшествиями, тем строже он старался соблюдать истину и точность в описании характеров и всего, что касается до народного быта и до археологии.

Если удалось ему воскресить наглядно физиономию очерченной им эпохи, он не будет сожалеть о своем труде и почтет себя достигшим желанной цели.

К работе над романом А.

К. Толстой приступил еще в конце!840-х годов, первоначально предполагая создать на этот сюжет историческую драму. Вскоре, однако, писатель прервал работу над этим сюжетом, возвратившись к нему в конце 1850-х годов.

Среди исторических источников, к которым обращался Толстой во время работы над романом, на первом месте стояла фундаментальная «История государства Российского» Н. М. Карамзина (тт. 1-12, СПб. 1816-1829), к которой восходит кап пушкинский «Борис Годунов», так и подавляющее большинство произведений русской исторической беллетристики 30-50-х годов прошлого века.

Из труда Карамзина Толстой заимствовал не только общую фактическую канву, но и много отдельных эпизодов (рассказ Морозова об отъезде царя в Александрову слободу и о введении опричнины, описание Александровой слободы, картина царского пира, сцена с медведем, казнь, рассказ об истории завоевания Сибири и т. д.). В ряде случаев в ткань романа включен лишь незначительно измененный карамзинский текст. Бесспорно, был знаком Толстой и со «Сказаниями князя Курбского» (изданы Н. Г. Устряловым в 1833, 1842 и 1859 гг.).

Гораздо шире состав источников, из которых автор почерпнул бытовые, этнографические и археологические подробности и фольклорные материалы, щедро использованные в романе. Некоторые обрядовые подробности, сказки, песни, формулы заговоров и т. п. взяты Толстым из сборников И. П. Сахарова: «Сказания русского народа» (чч. 1-3, СПб. 1836-1837; чч. 1-4 СПб. 1841), «Песни русского народа» (чч. 1-5. СПб. 1838-1839) и «Русские народные сказки» (СПб. 1841). Ряд эпизодов романа написан на основании сведений, почерпнутых в труде А. В. Терещенко «Быт русского-народа» (чч. 1-7, СПб. 1848). Толстой, несомненно, был знаком и с песенными сборниками П. В. Киреевского (ч. 1, СПб. 1860-1862), П. Н. Рыбникова (чч. 1-2, СПб. 1861-1862) и П. Бессонова («Калики перехожие», ч. 1, М. 1861).

Другие источники, использованные Толстым, он сам позднее перечислял в «Проекте постановки на сцену трагедии «Смерть Иоанна Грозного», где указаны: «Древности Российского государства» Ф. Г. Солнцева (М. 1849-1853), «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, составленное... А. В. Ви-сковатовым» (чч. I-II, СПб. 1841-1853), монографии И. Е. Забелина «Домашний быт русских царей» (М. 1862) и Н. И. Костомарова «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI-XVII столетиях» (опубликована в «Современнике», тт. 80 и 83, 1860, и в том же году - отдельным изданием).

Стр. 5. ...казнь Вяземского и обоих Басмановых...- Вяземский Афанасий Иванович, князь - один из организаторов опричнины, царский оружничий. Принадлежал к родовитой боярской верхушке. Летом 1570 г., в связи с «новгородской изменой^ попал в опалу. Отсутствие его имени в синодиках говорит о том, что оп не был казнен. По сообщению Г. Штадеиа, умер в тюрьме.

Басмановы - отец и сын. Алексеи Данилович - боярин и окольничий, участник взятия Казани, Нарвы, Полоцка, один из виднейших опричников. Федор Алексеевич - приближенный царя.-После похода на Новгород в 1570 г. Басмановы обвинены в измене и по одним сведениям - казнены, а по другим - сосланы в Белозерск и умерли там.

За низвержением Сильвестра и Адашева...- Сильвестр и Адашев - виднейшие члены так называемой «Избранной рады» (кружка приближенных Ивана IV), которые были неофициальными правителями страны в период 1547-1560 гг. Сильвестр - протопоп кремлевского Благовещенского собора, духовник Ивана IV, обладавший огромным влиянием на царя. После падения «Избранной рады», в 1560 г., был пострижен в монахи в Кириллово-Бело-зерском монастыре, а позднее обвинен в отравлении царицы Анастасии и сослан в Соловецкий монастырь, где и умер. Адашев Алексей Федорович - государственный деятель, воевода и дипломат; летом 1560 г. подвергся опале, был арестован и вскоре умер в Юреве-Левонском.

Стр. 7. ...молодой боярин... Никита Романович Серебряный, ...- Хотя главный герой романа - персонаж вымышленный, интересно привести данные о князьях Серебряных, как называли в XVI в. некоторых представителей княжеского рода Оболенских. Первый из носивших прозвище Серебряный, окольничий Семен Дмитриевич (ум. 1535), оставил двух сыновей, Петра и Василия, которые с ранних лет были при дворе, участвовали в походах Ивана IV (во взятии Казани, Ливонской войне, в походе на Полоцк 1563 г.). Петр Семенович Серебряный («муж нарочит в воинстве и богат», по словам Курбского) был летом 1570 г. убит по приказу царя (в современных записках Гваньипи говорится, что дом П. Серебряного в Москве был осажден отрядом в тысячу пятьсот опричников и стрельцов и взят приступом, после чего князь был отвезен в Александрову слободу и там обезглавлен).

Василий Семенович Серебряный в 1565 г. участвовал в переговорах с поляками о перемирии; под грамотой, в которой говорится о продолжении войны, стоит его подпись.

Несмотря на некоторые совпадения биографий князей Петра и Василия Серебряных и героя романа, вряд ли следует видеть в них исторические прототипы обобщенного образа.

Жигимонт - польский король и великий князь Литовский Сигизмунд II Август (1520-1572).

Стр. 22. Грязные - разветвленный, но малознатный дворянский род, к которому принадлежали несколько видных опричников: знаменитый опричный думный дворянин Василий Григорьевич Грязной, его двоюродный брат Г. Б. Большой-Грязной и его племянник Н. Г. Меньшой-Грязной.

Скуратов - Малюта-Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. Опрпчный думный дворянин, один из любимцев и особо доверенных людей Ивана IV, руководитель массовых казней и исполнитель многих приговоров. Однако высокого официального положения в опричнине Малюта не занимал и в документах упоминается чрезвычайно редко (до 1569 г. лишь однажды: в сентябре 1567 г.). В памяти парода, в русском фольклоре имя Малюты надолго сохранилось синонимом злодейства.

Стр. 42. Кравчий - придворный чин («кроил» за царским столом пироги и еду, подносил пития). Ф. Басманов стал кравчим в 1566 г., позднее описываемых событий.

Князь Оболенский-Овчина - боярин. А. Шлихтинг рассказывает, что он поссорился с Ф. Басмановым и тот донес об этом царю. На пиру Дмитрию Овчине был предложен большой кубок меда, после чего царь послал его в погреб, где оп был задушен псарями.

Боярин князь Михайло Репнин - выходец из древнего княжеского рода. С 1558 г. воевода в Ливонип. По рассказу Курбского, царь призвал его на придворный маскарад и насильно надел на него маску, которую Репнин сбросил и растоптал. Через несколько дней по царскому приказу он был убит в церкви. Этот сюжет, изложенный Карамзиным в «Истории государства Российского» (т. 9, стр. 22 и прим. 35), использован Толстым не только в романе, но и в более ранней балладе «Князь Михайло Репнин» (1840-е годы).

Стр. 45. Борис Годунов (1552-1605) -выходец из знатного рода, воспитанный при дворе Ивана IV; был женат на дочери Малюты. В дальнейшем - активный деятель опричнины, при Федоре Ивановиче фактический правитель государства; в 1598 г. избран царем.

Нападения крымцев на рязанские земли...- Имеются в виду опустошительные набеги крымского хана Девлет-Гирея на южные области Московского государства. Осуществленные с целью поддержки литовского наступления на Русь, набеги эти вынуждали Москву вести борьбу одновременно на два фронта.

О литовской войне...- Речь идет о военных действиях против Польши и Великого княжества Литовского (которые были частью Ливонской войны 1558-1583 гг.) за присоединение к России Прибалтики и за выход к Балтийскому морю.

Горько осуждал Курбского за бегство его к королю.- Андрей Михайлович Курбский (1528-1583), князь, политический деятель, член «Избранной рады» (см. прим. к стр. 35), идеолог консервативного боярства, сторонник аристократической монархии. Отличился как военачальник при взятии Казани и в сражениях Ливонской войны. С 1560 г.- главнокомандующий в Ливонии. 30 апреля 1564 г. Курбский перебежал из Юрьева-Ливонского в Польшу и в том же году командовал одной из польских армий, действовавших против России. Написал известные четыре разоблачительных «Послания» к Ивану IV.

Стр. 76. Колычевы - многочисленная и разветвленная боярская семья, один из представителей которой, Филипп, в 1566 г. стал митрополитом и открыто выступил против опричнины и жестокостей Ивана IV, чем навлек на себя опалу. Колычев был тайно убит Малютой в 1569 г., пострадали и многие другие члены этой семьи (в синодики записано около двадцати Колычевых, казненных и умерщвленных в разное время). В романе следствие по делу Колычевых отнесено к 1565 г.; на самом деле оно происходило значительно позднее (в 1565 г. Филипп был еще игуменом Соловецкого монастыря).

Стр. 81. ...великий князь Василий Иоаннович (1479-1533) -> в 1505-1533 гг. великий князь Московский, отец Ивана IV.

Елена Глинская - вторая жена Василия III (с 1526 г.), мать Ивана IV; после смерти мужа, в 1533-1538 гг., - правительница государства.

Шуйские и Вельские - в последний период правления Василия III и при Елене Глинской возглавляли боярскую оппозицию, боровшуюся против великокняжеской власти и идеи централизации. После смерти Глинской (существует предположение, что она была отравлена) между Шуйскими и Вельскими началась борьба за власть, которая вначале шла с переменным успехом. Убийство Вельского в январе 1542 г. обеспечило Шуйским преобладающее влияние вплоть до смерти Андрея Михайловича Шуйского (декабрь 1543 г.).

Стр. 82. ...князь Телепнев - Иван Федорович Телепнев-Овчина-Оболенский -* временщик при Елене Глинской, ее главный советник и «конюший боярин». Через неделю после внезапной смерти Глинской заточен в тюрьму, где умер от голода.

Стр. 86. Данила Адашев -> брат Алексея Адашева (см. прим. к стр. 35), с 1559 г.- окольничий. Возглавлял поход по Днепру в Черное море к берегам Крыма. Позднее - воевода в Ливонии. После падения «Избранной рады» казнен (в конце 1562 - начале 1563 г.).

Князь Курлятев - князь Дмитрий Курлятев, в октябре 1562 г. «за великие изменные дела» сослан в монастырь и там, убит.

Шереметев Никита Васильевич - воевода, убитый по ложному доносу в 1563 или 1564 г. Существует рассказ, что убит он был в присутствии царя и что по царскому приказу отрубленные руки и ноги были посланы его ясене.

Стр. 90. ...когда ты при смерти лежал...- Имеется в виду трехдневный боярский «мятеж», происшедший в марте 1553 г.: тяжело заболевший Иван IV приказал боярам «целовать крест» своему наследнику, малолетнему сыну Дмитрию, и большинство бояр сначала отказалось подчиниться этому приказу.

Володимир Андреич - князь Владимир Андреевич Старицкий (1533-1569), двоюродный брат Ивана IV. В 1563 г. Владимир и его мать княгиня Ефросипья были сосланы. Княгиня вскоре была утоплена, а Владимир Андреевич с сыновьями в 1569 г. казнен в Александровой слободе.

Стр. 102. Василий Великий (329-378) и Григорий Назианзин (328-390) - византийские богословы.

Стр.-112.... убит на государском деле под Лайдою.- Малюта Скуратов участвовал в походе против шведов и в осаде города Пайды (Вейсенштейпа) па острове Сааремаа. Был убит во время приступа 1 января 1573 г. Тело его, тайно привезенное опричником Е. М. Пушкиным, было погребено в Иосифо-Волоколамском монастыре. Царь сделал «па помин» огромный по тому времени денежный вклад - 150 рублей, а вдова Малготы получила от царя пожизненную денежную пенсию (единственный случай в XVI в.).

Стр. 177. ...князья Воротынские - бояре и воеводы, попавшие в опалу н умершие в ссылке в Кириллово-Белозерском монастыре. Путь Максима, ехавшего на юг от Москвы, никак не мог пролегать через этот монастырь. Кроме того, Воротынские не являлись основателями монастыря, в котором похоронены.

Стр. 197. ...ширинский князь Шихмат - Ширинские князья - могущественные вассалы крымского хана, владевшие обширными территориями в Крыму. Карамзин в «Истории государства Российского» (т. 9, стр. 70) именует ширипского князя Мамаем. Нападение татар на рязанские земли и оборона Рязани, возглавленная Басмановым, относится не к 1565 г., как в романе, а к осени 1564 г. (см. Карамзин, История государства Российского, т. 9, стр., 69-70, прим. 123).

Стр. 254. ...вместе с Хабаром Симским разбил чуваш и черемис на Свияге...- Речь идет об Иване Васильевиче Хабарове-Симском (Образцове), богатом боярине и воеводе при Василии III; весной 1524 г. Хабаров-Симекой, бывший воеводой Большого полка во время похода на Казань, одержал победу над неприятелем на берегу г. Свияги. Умер в 1534 г.

Когда с князьями Одоевским и Мстиславским прогнал от Оки крымского царевича...- Имеется в виду отражение набега крымского царевича Ислама в сентябре 1527 г. («И Ислам царевич пошел борзо из земли», - как говорит об этом событии Никоновская летопись).

Стр. 256. ...когда на охоте велел псарям князя Шуйского зарезать...- Речь идет об известном эпизоде убийства одного из руководителей боярской оппозиции в период детства Ивана IV, князя А. М. Шуйского. Как сообщает Никоновская летопись, в декабре 1543 г. тринадцатилетний Иван IV «не моча того терпети, что бояре бесчиние и самовольство чинят... велел поимати первосоветника их князя Андрия Шуйского и велел его предати псарем и псари взяша и убийца его...».

Стр. 300. Максим и Никита Строгановы с дядею их Семеном - крупнейшие русские купцы и промышленники Строгановы, проводившие в XVIn XVII вв. активную колонизацию Урала и Сибири и получавшие от правительства многочисленные льготы (вплоть до данного в 1572 г. права иметь свое войско). Максим Яковлевич и Никита Григорьевич Строгановы - двоюродные братья, Семен Аникеевич - их дядя.

Стр. 309. Скопин-Шуйский Михаил Васильевич (1587-1610) --молодой талантливый военачальник, возглавивший в 1609-1610 гг. поход объединенных русско-шведских сил из Новгорода к Москве, осажденной войсками Лжедмитрия II («тушинского вора»). Войск» Скопина-Шуйского освободило от длительной осады Троице-Сергиеву лавру и 12 марта 1610 г. торжественно вступило в Москву. Дворянство считало Скопина-Шуйского кандидатом на русский престол. Но в апреле 1610 г. он неожиданно заболел и умер, -каш предполагают, будучи отравлен боярами.

Стр. 310. Тиверий (42 г. до н. э.-37 г. н. э.), Нерон (37-68 г.. н. а), Калигула (12-41 г. н. э.) - римские императоры, проявившиеся своей жестокостью и деспотизмом.

Обновлено: 2011-05-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда Белов Николай Владимирович

Князь Серебряный

Князь Серебряный

Василий Семенович Серебряный - русский князь, боярин, воевода. Князь участвовал во многих войнах во время правления Ивана IV Грозного. Отличился при взятии Казани (1552), Полоцка (1563), руководил взятием города Юрьева (1558), возглавлял ряд удачных походов во время Ливонской войны. Алексей Константинович Толстой (1817–1875) - граф, русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1873), написал роман «Князь Серебряный», посвященный историческому значению личности князя. Но наиболее популярным этот образ стал после того, как композитор Г. А. Казаченко сочинил одноименную оперу.

Царствование Ивана Грозного - это время славы, роскоши и жестокости, время, когда все понятия извращались, низость называлась добродетелью, а предательство входило в закон. Но даже тогда среди мрака русской ночи были люди, подобные князю Серебряному или Морозову. «Они шли прямой дорогой, не боясь ни опалы, ни смерти; и жизнь их не прошла даром, ибо ничего на свете не пропадет, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает как дерево».

В 1860-1870-х годах писатель пытался привлечь опыт истории для ответа на острые вопросы, поставленные сегодняшним днем, разрабатывая исторический жанр в прозе, в драматургии, в поэзии.

«Князь Серебряный» был в этом плане «пробным камнем». В далекую и сложную эпоху Ивана Грозного и в личности царя писатель стремился разглядеть зерно многих явлений, определявших современную ему русскую действительность. Прежде всего, писатель ставит проблему происхождения тирании, рассматривает ее политические и нравственные последствия. В романе представлена гнетущая атмосфера всеобщей подавленности, неуверенности и безгласия перед тиранией, царившей в эпоху Грозного.

Середина XVI века, время Ивана Грозного, - один из тех узловых моментов национальной судьбы, когда давно назревавшие конфликты прорываются наружу и вспенивают море социальных страстей. И обычно такие эпохи выдвигают на первый план крупных деятелей, которые становятся иногда компасом времени, иногда его жертвой, а иногда - тем и другим одновременно. В каждой такой личности сказываются, повторяются, иногда в великой, а иногда в уродливой, зловещей форме, те коллизии эпохи, которые эту личность породили.

Личность царя оценивается неоднозначно. В дальнейшем одни авторы, касаясь Ивана Грозного, захлебывались в апологетическом восторге, а другие говорили, что он всего лишь «ничтожество, кровавый и жестокий тиран», «истеричный самодур». Правитель, крепко держащий железную руку на кормиле государства, просвещенный монарх, талантливый публицист - и одновременно одинокий, не по годам дряхлый, болезненно подозрительный и глубоко несчастный человек…

Князь Серебряный - полный антипод царя.

Толстой любит своего героя. Он наделяет Серебряного честностью, прямодушием, неподкупностью, доверчивостью, благородством, отзывчивостью. И хотя эти черты подкупают, их наивная искусственность препятствует образу князя властно подчинить читателя своему обаянию.

Б 1655 году Толстой писал, что Серебряный бледен, лишен определенного характера. «Я часто думал о характере, который надо было бы ему дать, - пишет Толстой, - Я думал сделать его глупым и храбрым… Нельзя ли было бы его сделать очень наивным… то есть сделать человека очень благородного, не понимающего зла, но который не видит дальше своего носа… и никогда не видит отношения между двумя вещами…».

Князь Никита Романович Серебряный - образ вымышленный, отождествить его с каким-то конкретным историческим лицом очень сложно, несмотря на некоторые соблазнительные биографические аналогии. Истинный прообраз главного героя не исторический персонаж, а легендарный князь Никита Романович, популярнейший образ идеального боярина, отважного заступника за правду, широко распространенный в русском былинном и песенном эпосе. Князь Серебряный менее активен и, хотя он и не очень много размышляет, действует тоже не всегда; в ряде случаев препятствием к действию, источником пассивности оказывается для него слепая покорность царю. Но неправомерно полагать, что недостаточная цельность и убедительность образа князя Серебряного есть результат лишь каких-то художественных просчетов автора - Толстой просто не видел реальных сил, противостоявших злу - Серебряный и не был им задуман как боец и победитель. Подобно князю Шуйскому, он «не создан осуществлять перевороты в истории», и это своего рода вечный «герой нашего времени», стоящий в одном ряду с Обломовым, Базаровым, Печориным.

Роман «Князь Серебряный», несомненно, очень интересен как веха в становлении некоторых художественных принципов жанра исторической беллетристики в русской литературе.

Вообще в творчестве А. К. Толстого есть большое количество родственных князю Серебряному персонажей: князь Михайло Репнин (баллада «Михаил Репнин»), боярин Дружина Морозов («Князь Серебряный»), боярин Захарьин-Юрьев (трагедия «Смерть Иоанна Грозного»), князь Иван Петрович Шуйский (трагедия «Царь Федор Иоаннович»). Все они - видные представители боярской аристократии, честные и неподкупные, основные атрибуты его славы: бриг, меч, что «у бедра колышется», и плащ, что «свисает с плеч», - сопровождающие его на протяжении всей поэмы. В образе князя Серебряного ярко выражены бунтарское начало и пессимизм его натуры. Окаменевшая душа князя - результат его негативного социального опыта:

Он для добра был сотворен, но зло

К себе, его коверкая, влекло.

По мотивам повести А. К. Толстого «Князь Серебряный» был снят исторический фильм «Царь Иван Грозный».

Из книги Князь Феликс Юсупов. Мемуары автора Юсупов Феликс

Из книги Корней Чуковский автора Лукьянова Ирина

«Серебряный герб» Сестра Маруся училась в Епархиальном училище, Колю мама отдала во Вторую одесскую прогимназию. С годами гимназической учебы Чуковского возникает много путаницы, не в последней степени благодаря усилиям самого Корнея Ивановича. Одни его воспоминания

Из книги Андрей Белый автора Демин Валерий Никитич

Глава 4 СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК Крылатое словосочетание «Серебряный век» обычно приписывают крупнейшему русскому философу, в молодости одному из друзей Андрея Белого – Н. А. Бердяеву, хотя ни в одном из его напечатанных произведений оно не встречается. Но это ничего не значит:

Из книги Воспоминание о России автора Сабанеев Леонид Л

Серебряный век русской литературы БАЛТРУШАЙТИС Я вовсе не имею намерения писать литературную критику и «расценивать» так или иначе художественные достижения (для меня лично очень значительные) Серебряного века русской литературы. Моя цель: написать мои воспоминания и

Из книги Белый коридор. Воспоминания. автора Ходасевич Владислав

Книги издательства «Серебряный век» Алексей РЕМИЗОВ. Кукха. Розановы письмаКонстантин ВАТИНОВ. Козлиная песнь.Константин ВАТИНОВ. Труды и дни СвистоноваВасилий АКСЕНОВ. Затоваренная бочкотара. Рандеву.Александр ЧАЯНОВ. Путешествие моего брата Алексея в

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Из книги Алексей Константинович Толстой автора Новиков Владимир Иванович

«КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ» Славянофилы, казалось бы, с полным основанием видели в Алексее Константиновиче Толстом своего союзника. Сам же он отнюдь не всегда разделял их историософию; она представлялась ему сухой, умозрительной и даже в какой-то мере оторванной от жизни. Алексей

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Серебряный Бор В памяти также всплыло лето 1939 года, мы отдыхали на даче в Серебряном Бору. Серебряный Бор это небольшой полуостров, омываемый Москва-рекой. Но когда строили канал Москва - Волга и выравнивали русло реки, тогда из этого полуострова образовался островок,

Из книги Гении и злодейство. Новое мнение о нашей литературе автора Щербаков Алексей Юрьевич

Серебряный упадок И ни церковь, ни кабак, Ничего не свято. Эх, ребята, все не так, Все не так, ребята! Владимир Высоцкий Первые годы ХХ века, точнее, период с 1905 по 1917 год часто называют серебряным веком. Это словосочетание настолько вошло в обиход, что не все уже помнят,

Из книги Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания Статьи. Стихотворения автора Злобин Владимир Ананьевич

«Серебряный век» Я очень жалею, что мне не удалось быть на чтении Б.К. Зайцева. Я уверен, что многое из его воспоминаний о Серебряном веке русской литературы, напечатанных теперь в «Русской мысли», звучало в его устах иначе, более убедительно, а кое-что, может быть, и

Из книги 50 знаменитых убийств автора Фомин Александр Владимирович

БОРИС, КНЯЗЬ ЯРОСЛАВСКИЙ, И ГЛЕБ, КНЯЗЬ МУРОМСКИЙ (около 988-1015, 984-1015) Сыновья князя Владимира I Святославовича. Согласно русским летописям, убиты братом Святополком после смерти Владимира.В этой главе будут рассматриваться обстоятельства не одного, а нескольких

Из книги Любовь поэтов Серебряного века автора Щербак Нина

Серебряный век: истории любви Поэты Серебряного века… Кто были эти люди, большинству из которых пришлось покинуть Россию после революции? В России у них было все, а в эмиграции часто приходилось жить в бедности, страдая от внутренних метаний и реальных болезней. Несмотря

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

Князь Ростовский, Суздальский, Переяславский и Великий князь Киевский Юрий Владимирович Долгорукий 1090–1157 Сын великого князя Киевского Владимира Всеволодовича Мономаха. При жизни отца княжил в Ростовской и Суздальской земле. В 1120 году ходил походом в Волжскую

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Океан времени автора Оцуп Николай Авдеевич

Из книги Неизвестный Кропоткин автора Маркин Вячеслав Алексеевич

«Серебряный князь революции» И в Европе, и в России Кропоткина относят к числу старейших русских революционеров (следующей после декабристов волны). Еще в Англии в одном из интервью он сказал: «В совершившемся у нас перевороте нет ничего случайного. Его первыми